Этические проблемы «суррогатного материнства. Минобрнауки россии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Основные понятия суррогатного материнства

2. Морально-этические проблемы биоэтики

2.1 Этические аспекты суррогатного материнства

2.2 Главный этический вопрос: скрывать или не скрывать?

3. Суррогатное материнство: новый вид биологических услуг или социальный подвиг?

Заключение

Список использованных источников

Введение

Мы всем хорошо знаем как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. Именно в семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая крепкая семья это залог стабильности и процветания любого общества.

Семья - это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества, именно в семье первоначально складываются мировосприятие человека, формируются его социальные качества.

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства.

Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов является укрепление и защита семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей.

Демографическая ситуация в России в последние года характеризуется низким коэффициентом рождаемости. Дефицит прироста населения сохранится в ближайшие 10 лет, о чем свидетельствуют прогнозы демографов.

По медицинской статистике, 20 % всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей. Если в былые времена бесплодие считалось сугубо женской проблемой, то в наши дни специалисты вносят коррективы в этот миф. Статистика неумолима: на сегодняшний день 15-16 процентов всех супружеских пар в мире бесплодны.

Причем 50 процентов случаев приходится на женское бесплодие, 40 на мужское, 10 на комбинированное. В связи с этим анализ реализации репродуктивной функции женщин России имеет большое значение, в том числе и с позиции этики.

Медицинской наукой разработан ряд методов лечения бесплодного брака, в том числе экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбриона (ЭКО и ПЭ). Использование методов репродуктивной технологии и её успехи воспринимаются неоднозначно как исследователями, так и общественностью.

Репродуктивные права являются одной из наиболее гендерно - чувствительных областей. Однако до недавнего времени эта область оставалась практически полностью за пределами правового анализа, и ей не уделялось надлежащего внимания в российской юридической литературе. Возможно, это объясняется тем, что понятие репродуктивных прав является новым для российского права и пока еще не нашло себе законного места в общей системе российского права. Только недавно вопросы репродуктивного права стали привлекать к себе пристальное внимание юристов.

Вместе с тем репродуктивные права и репродуктивное поведение - это та область, которая таит в себе немало опасностей и предоставляет прекрасную почву для политического манипулирования, особенно в условиях непросвещенности граждан в этой области. В качестве примера можно привести печальный опыт нашей страны в отношении абортов в 30-50-х гг. Поэтому при решении этого вопроса важно понять, к каким последствиям может привести недооценка важности этих вопросов и недостаточное к ним внимание.

1. Основные п онятия суррогатного материнства

Суррогатное материнство - один из новых институтов современного общества, появившийся в конце 20 века. В одних странах это - легальное явление, в других - легальное при определенных условиях. В третьих странах - это запрещенный институт. Суррогатное материнство как социальное явление имеет определенные проблемы правового и морального характера. Законодательство пытается урегулировать юридические аспекты анализируемого института, однако оно не может разрешать его морально-этические проблемы.

В нем целесообразно отразить присущие данному явлению следующие существенные признаки:

наличие взаимной договоренности между суррогатной матерью и потенциальными родителями, в соответствии с которой производится экстракорпоральное оплодотворение (далее - ЭКО);

факт зачатия ребенка путем ЭКО и имплантации эмбриона в полость матки женщины, согласившейся стать суррогатной матерью;

наличие генетического родства между потенциальными родителями (или одним из них) и ребенком;

целенаправленное вынашивание женщиной ребенка для его последующей передачи потенциальным родителям.

Исходя из этого, суррогатное материнство следует определять как взаимную договоренность между суррогатной матерью и потенциальными родителями о том, что суррогатная мать пройдет процедуру имплантации эмбриона, зачатого с применением метода ЭКО, выносит, родит и передаст ребенка потенциальным родителям.

Суррогатная мать - это здоровая женщина, согласная на основе соглашения (договора) после искусственного оплодотворения выносить и родить ребёнка для другой семьи. Зачатие происходит в условиях специализированного медицинского учреждения (без полового акта) для чего могут использоваться как яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары, так и доноров. Суррогатными матерями могут быть женщины, добровольно согласившиеся на участие в данной программе.

Требования, предъявляемые к суррогатным матерям:

*возраст от 20 до 35 лет;

*наличие собственного здорового ребенка;

*психическое и соматическое здоровье.

Соглашение о суррогатном материнстве бывает коммерческое или некоммерческое.

При коммерческом суррогатном материнстве суррогатная мать получает плату или какую-либо материальную выгоду.

Некоммерческое суррогатное материнство не предполагает оплаты или материальной выгоды, кроме оплаты расходов, связанных с беременностью, например, медицинского ухода. Чтобы избежать проблем, с суррогатной матерью необходимо заключить договор, в котором должны оговариваться:

*Компенсация расходов на медицинское обслуживание.

*Компенсация потерь в заработке.

*Место проживания суррогатной матери в период беременности.

*Медицинское учреждение, где будет происходить искусственное оплодотворение.

*Последствия рождения неполноценного ребенка.

Обязанность суррогатной матери соблюдать все предписания врача, направленные на рождение здорового ребенка.

Рождение этого ребенка в нашей стране первый и беспрецедентный случай. Казалось бы, вот решение проблемы, медицина в области репродуктивных технологий достигла значительных результатов, и если раньше ребенок в пробирке вызывал удивление, то теперь он не только в пробирке, но и от умершего ранее родителя, а то и двух. Но законодательство, как это часто бывает, отстает, и беспрецедентен этот случай не только для российской медицины, но и для российского законодательства, которое, к сожалению, не поспевает по многим вопросам современного развития новых технологий, науки, рыночных отношений, изменений экономического состояния страны и т.д. А поэтому приходится либо искать «обходные» законодательные пути, что тоже неправильно, либо отказываться от массового продвижения ноу-хау.

2. Морально-этические проблемы биоэтики

Самые ожесточенные дискуссии происходят вокруг морально-этических проблем и в основном так называемого права плода на жизнь. Это обусловлено тем, что многие современные технологии связаны с проведением искусственных абортов или же с использованием тканей эмбриона и плода. Так, пренатальная диагностика предполагает практику абортирования плодов с грубыми пороками развития, а аборт в данной ситуации является единственным средством «профилактики» врожденной наследственной патологии. Другим примером вмешательства в процесс внутриутробного развития являются методики, используемые при экстракорпоральном оплодотворении. Метод селекции эмбрионов, основанный на генетическом исследовании фрагмента бластоцисты и направленный на выбор здоровых эмбрионов с последующей пересадкой их в матку, подвергается критике за его возможную недостоверность. Критики сомневаются в его целесообразности в тех случаях, когда предполагаемые заболевания возникают обычно в пожилом возрасте (болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера и др.), так как человек может и не дожить до этого возраста или к тому моменту будут изобретены другие средства их лечения.

Критике подвергается и другой метод, также используемый при экстракорпоральном оплодотворении. Это метод редукции эмбриона при многоплодной беременности, при котором удаляются «лишние» эмбрионы.

В последнее время широко обсуждаются проблемы использования абортированных тканей для создания эффективных терапевтических средств (тканевая терапия мозговой тканью плода человека, терапия с использованием стволовых клеток и др.). Это также расценивается как нарушение норм этики и морали. При этом дается ссылка на Всеобщую декларацию ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека, подписанную в 1977 г. всеми членами ООН, за исключением Сингапура. Аналогичный запрет содержится в специальном приложении к конвенции Совета Европы «О защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины» и др.

Принятие соответствующих законодательных решений возникающих проблем требует времени и широкого обсуждения в силу специфики новых диагностических и лечебных технологий и необходимости прогнозирования последствий их применения или запрета.

Отношение церкви к биомедицинским технологиям неоднозначно. Одни деятели категоричны в своем отношении к использованию клонирования с целью получения потомства и считают это аморальным действием. Другие менее категоричны, и цель клонирования может быть оправдана при наличии ряда определенных обстоятельств и в случае строгого регулирования во избежание злоупотреблений.

В настоящее время российская общественность располагает конкретной оценкой искусственного оплодотворения с христианской, православной точки зрения.

Эта оценка формируется в границах основополагающих постулатов христианства. Один из них таинство брака, через которое «дается объективное божественное основание для благодатной жизни». Через таинство брака мужчина и женщина становятся «уже не двое, но одна плоть» (Мф., 19, 6). И это - тайна, «тайна сия велика» (Еф., 5, 32). Освящение союза мужчины и женщины описано в первой книге пророка Моисея «Бытие»: «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт., 1, 28). Благословление деторождения так описывается пророками. «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей»; «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был! во глубине утробы» (Пс, 138, 13, 15). «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс, 138, 16).

Согласно мусульманскому мировоззрению, клонирование противоречит основным принципам религии: «Бог создал нас совершенными и невозможно, чтобы человек вносил свои изменения, пытаясь повторить божественный акт творения». Русская Православная Церковь утверждает, что «наука, безусловно, должна развиваться, но под контролем общества и государства». Это, пожалуй, самое краткое и четкое определение сути возникших проблем.

Принятый Великобританией закон (1999) разрешает исследования только на эмбрионах, не достигших 14 дней развития, с целью использования их для решения проблем бесплодия, наследственных и генных болезней, хромосомных аномалий, контрацепции. Однако клонирование человека остается под запретом. Считается весьма перспективным создание банков хранения стволовых клеток для последующего использования в терапевтических целях.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи. Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать "своего" ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов (даже если вначале женщине казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний).

Сторонники использования суррогатных матерей, конечно, смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически "своим" для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск; таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия.

Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы.

Другим аспектом обсуждаемой проблемы является то, что появление новых биомедицинских технологий и использование их в практической медицине связано с большими финансовыми затратами. В связи с чем происходит коммерциализация медицинских «услуг», так как без финансового обеспечения невозможно проведение фундаментальных исследований. Таким образом, закладывается новое противоречие, когда достижения медицины в лечении многих заболеваний становятся доступными для узкого круга людей, располагающих средствами. С этим положением нельзя согласиться, и возникающая проблема также требует своего обсуждения и поиска источников финансирования.

2.1 Этические а спекты суррогатного материнства

Суррогатное материнство напрямую затрагивает человеческую жизнь, поэтому возникает вопрос об этических и моральных границах его применения. Границы в рамках философского знания затрагивают фундаментальные нормы биоэтики как принцип «не навреди», принцип информированного согласия, принцип чести и достоинства человека, морально-этическая ответственность медицинского сообщества за социальные и религиозные аспекты суррогатного материнства.

Вопросы этики суррогатного материнства -- это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Во время процедуры суррогатного материнства речь идет не столько о начале уже существующей жизни, сколько о возможности самого ее начала, это борьба за возможность возникновения человеческой жизни.

Рекомендации по суррогатному материнству, были приняты 24 июня 2005 года Целевой группой ESHRE по Этике и Законам (ЦГЭЗ). « Суррогатное материнство является приемлемой методикой ВРТ, если это альтруистический акт женщины, чтобы помочь бесплодной паре, для которой собственная беременность является невозможной или с медицинской точки зрения имеются противопоказания для вынашивания беременности. Мы знаем о моральных возражениях против суррогатного материнства и возможности потенциальных рисков и осложнений. Однако, эти возражения - недостаточные причины запретить суррогатного материнства в целом».

Против оплаты за суррогатное материнство было представлено несколько аргументов. Они включают оскорбление человеческого достоинства, инструментализацию человеческого тела, потенциальную эксплуатацию эмоционально легкоранимых женщин и принуждение женщин несоответствующим стимулом. С такой точки зрения альтруистическое суррогатное материнство - единственно приемлемая форма.

С точки зрения базовых этических принципов суррогатной матери нужно давать компенсацию за связанные с беременностью расходы, и потерю фактического и потенциального дохода, если это не охвачено национальной системой социального обеспечения.

Использование современных репродуктивных технологий связано со сложными философскими, религиозными, юридическими и моральными проблемами, большинство которых не имеет простых решений.

Суррогатное материнство создает новое этическое поле для современной культуры, которое затрагивает эмоционально-психологический мир каждой личности участвующей в суррогатных программах.

Современные данные об эмбриогенезе человека рассматривают эмбрион как носитель человеческого достоинства. Ученые рекомендуют переносить в матку только один - два эмбриона хорошего качества, чтобы избежать многоплодной беременности и ситуации, когда технология способствующая появлению новой жизни приводит к уничтожению «излишних» эмбрионов. суррогатный материнство моральный этический

Существует ряд серьезных проблем этико-философского плана. Но их постепенное решение и преодоление -- это естественный путь вхождения в нашу повседневную жизнь тех новых технологий, которые на глобальном уровне помогают человечеству существовать, а на частном -- обрести счастье родительства.

2.2 Главный этический вопрос: скрывать или не скрывать ?

Ни одно государство не требует от родителей, использовавших гаметы от постороннего лица, рассказывать об этом своим детям. Это будет рассматриваться как вмешательство в личную жизнь и нарушение автономии семьи. Тем не менее, существуют заметные различия в том, как государства реагируют на эту проблему.

На Западе большинство стран создало комиссии или комитеты, призванные анализировать и оценивать новейшие достижения в области искусственного воспроизводства, формулировать соответствующие рекомендации. Основной вывод этих аналитических исследований: прежде всего необходимо обеспечить интересы и благополучие ребенка, поскольку они наиболее уязвимы.

Вместе с тем, до сегодняшнего дня вопрос о том, что для семей лучше: закрытость или открытость -- остается дискуссионным. Так, исследование, проводимое в Германии, показало, что 25 % родителей, использовавших донорство и утаивавших это, чувствовали себя угнетенными. Следует отметить, что провести полноценное исследование для того, чтобы измерить влияние открытости и закрытости, весьма затруднительно. В любом случае прошли бы многие годы, прежде чем его результаты стали бы доступными.
С самого начала донорство было «опасным экспериментом», поскольку при этом от детей скрывалась жизненно важная информация. Правительства разных стран идут в разных направлениях в том, что касается поощрения либо сдерживания обмена информацией. Однако возникает все больше свидетельств того, что людям, зачатым в результате донорства, не нравится, что, когда они росли, это от них утаивалось. Многие из них настаивают на том, что они должны знать поставщиков спермы, благодаря которой они родились.

В течение многих лет врачи утверждали, что человека нельзя выбирать в качестве поставщика спермы, если в будущем возможен контакт с ним. Однако проведенные исследования показывают, что многие поставщики спермы не придерживаются взглядов, предписываемых им медиками.
Главная этическая и психологическая проблема применения донорских половых клеток состоит в том, что таким родителям приходится решать, в какой мере следует, если вообще следует, делиться с ребенком информацией о том, как он был зачат. Без сомнения, наиболее острая проблема -- репродукция с участием третьего лица.

3. Суррогатное материнство: новый вид биологических услуг или социальный подв иг?

«Ищу суррогатную мать», «требуется женщина, желающая выносить чужого ребенка» -- таких объявлений в Интернете с каждым днем становится все больше, впрочем, так же, как и пополняются ряды семей, которые по тем или иным причинам не могут стать родителями естественным способом.

Сейчас в мире -- это пятая часть семейных пар. К альтернативному методу обзаведения потомством (речь идет об оплодотворении ин витро (в пробирке) и о суррогатном материнстве), несмотря на изменение в ментальности, отношение далеко неоднозначно. В некоторых странах, в связи с многочисленными морально-этическими и религиозными аспектами данного вопроса, деятельность в этом направлении запрещается национальным законодательством, в частности, во Франции и Германии, а в Канаде и Великобритании не разрешается рассмотрение судебных исков по этому поводу.

Христианская религия также отрицательно смотрит на подобные манипуляции с донорством половых клеток, поскольку оно нарушает целостность личности, и, кроме того, по мнению служителей церкви, данная методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной близости, устанавливающейся между матерью и ребенком. Кстати, в подтверждение этому можно вспомнить установленный современными учеными факт о том, что ребенок в утробе еще на четвертом месяце своего развития распознает свою мать и реагирует на каждое проявление ее настроения, тем самым даже ей сопереживая.

В Украине явление «суррогатное материнство», впрочем, как и другие революционные технологии в области репродуктивной медицины, ассоциируется с именем директора института репродуктивной медицины, профессора Федора Дахно. Он рассказал «Дню», что первый ребенок с помощью суррогатной матери появился в стране в 1980 году, и в роли исполнителя выступала сестра заказчицы. С тех пор этот метод в Украине стал популяризироваться, правда, говорить о том, что суррогатное материнство стало носить для бездетных пар массовый характер и о том, что в ближайшем будущем это может произойти, пока не приходится. По словам Ф. Дахно, сейчас для Украины -- это единичные случаи.

Возможно, именно поэтому в стране не существует банка суррогатных матерей, в отличие скажем от США, где собрана огромная база данных, предлагающая сведения о донора яйцеклеток. База позволяет выбрать донора, руководствуясь даже такими критериями, как этническое происхождение, вероисповедание или внешность. В Украине проблема поиска в основном перекладывается на плечи заказчиков, хотя помогают в этом и сотрудники института, которые зачастую разыскивают суррогатных матерей среди своих родственников и знакомых. Некоторые ученые и эксперты считают, что суррогатное материнство в Украине не имеет широкого распространения не из моральных соображений, а из материальных, поскольку бездетной паре намного легче усыновить ребенка с непонятной наследственностью, чем выложить полторы тысячи долларов за медицинские процедуры и в три раза больше на «зарплату» и содержание исполнительницы. Действительно, в данной ситуации затрагиваются интересы не только непосредственно главных действующих лиц, а также и семьи женщины, которая согласилась быть суррогатной матерью; ведь для мужа осознание того, что жена вынашивает чужого ребенка для чужой семьи, тяжелая психологическая травма.

Согласно негласным требованиям, в роли суррогатной матери может выступать женщина не старше 35 лет, притом обязательно уже рожавшая, поскольку в этом случае риск того, что после она захочет оставить ребенка себе, в несколько раз уменьшается. Оптимальным вариантом для роли суррогатной матери является родственница. Правда, здесь могут возникать курьезные случаи. К примеру, если женщина выносила беременность плодом, зачатым из яйцеклетки собственной дочери, то абсолютно непонятно, кем она приходится новорожденному -- то ли матерью, то ли бабушкой, то ли и тем и тем одновременно.

Согласно опросу, в зависимости от возраста и региона, в котором проводилось исследование, от 18 до 28% считают этот метод неприемлемым и аморальным, а 24% в связи с тем, что мало осведомлены в этой области, вовсе не имеют собственной точки зрения по этому вопросу.

Зато большинство врачей (61%) уверены в том, что при наличии патологии у женщин, которая не позволяет им рожать, этот метод является оптимальным. Отечественные психологи называют суррогатное материнство моральной ломкой для общества. «Западные люди куда менее эмоциональны по сравнению с нами, и все равно там это становится трагедией, как для матери-заказчицы, так и для матери исполнительницы, поскольку никогда нельзя сказать точно, проснутся ли материнские чувства у этой женщины или нет», -- говорит кандидат психологических наук Наталья Бастун. По ее мнению, популяризируя суррогатное материнство, общество тем самым воспитывает морально нездоровое поколение, поскольку предлагает новый вид биологических услуг или модифицированную проституцию. Все же, как считает Н. Бастун, остановить накатывающуюся волну невозможно, можно лишь с этим смириться и привыкнуть.

Кандидат социологических наук Любовь Бевзенко считает, что это явление связано с социологическими факторами, а точнее, суррогатное материнство нужно рассматривать в контексте культур. «Если для традиционной культуры суррогатное материнство было бы абсолютно неприемлемо, то постмодернистской не присуще оценочное суждение, иными словами, каждый делает только то, что считает нужным», -- говорит социолог. Между тем еще в Библии упоминался элемент суррогатного материнства. Бездетные женщины для поддержания своего престижа прибегали к помощи рабынь, которые рожали ребенка от хозяина, а в последний момент на руки его брала законная жена, тем самым демонстрируя свое неоспоримое право на младенца.

Федор Дахно имеет абсолютно четкую позицию относительно моральности данного метода. Он считает, что матерью имеет право назваться лишь та женщина, которая воспитала ребенка, а тех женщин, которые из альтруистических соображений пошли на сделку, необходимо, на его взгляд, расценивать как совершивших социальный подвиг, что должно материально поощряться государством. Правда, конкретные житейские истории свидетельствуют, что альтруистических порывов не так уже и много. Для некоторых женщин суррогатное материнство становится всего лишь высокооплачиваемой работой. В интервью газете «Высокий замок» Анна, которая работает менеджером в Симферополе, рассказала, что пошла на суррогатное материнство исключительно из-за безденежья. После развода с мужем она, в первую очередь, хотела ему доказать, что сама в силах решить свои финансовые проблемы. Но сейчас боится увидеть ребенка, поскольку это, по ее словам, причинит немало боли.

Надо заметить, что при институте репродуктивной медицины конфликтных ситуаций, когда суррогатная мать не хотела отдавать ребенка, не было. Впрочем, и оспаривать свое материнство суррогатной матери юридически крайне сложно.

В дополнении к Закону Украины «О трансплантации органов и тканей» четко указано, что супруги, которые дали согласие на проведение репродуктивных методик, обладают в полном объеме родительскими правами и обязанностями по отношению к детям, которые родились в результате этих методик. В проекте нового Семейного кодекса Украины, который прошел первое чтение, указано, что в случае имплантации в организм другой женщины зародыша, зачатого супругами, родителями ребенка являются именно супруги. Вместе с тем, у заказчиков все равно существует определенный страх, что в последнюю минуту материнский инстинкт возьмет свое, и суррогатная мать скроется с глаз обманутых генетических родителей. Анна рассказывает, что ежедневно ей приходилось убеждать генетическую мать в том, что не сбежит.

Несмотря на наличие противоречивых мнений, можно предположить, что суррогатное материнство будет развиваться независимо от того, как к этому будет относиться, скажем, церковь или бабушки во дворе. Поскольку «свой» ребенок даже исключительно психологически всегда будет в несколько раз роднее и ближе, чем приемный. Однако психологическая травма, связанная с его несколько нетрадиционным появлением, не всегда проходит бесследно и для родителей-заказчиков, и для суррогатной матери. Но тем не менее невозможно осуждать желание женщины стать матерью. И если именно этот метод может сделать для кого-то чудо, то, вероятно, он имеет право на существование.

Заключение

Сегодня, в нашем промышленном мире, ЭКО - это мероприятие, представляющее для практикующих врачей экономический интерес. Жизнь человека имеет тенденцию обесцениваться, когда на другой чаше весов находится материальное благосостояние. При появлении и принятии какого-либо метода никто не ждет никаких ограничений или сдерживания со стороны производителей или пользователей. Возникает новая индустрия: зарождающийся «рынок» половых клеток, «аренда» матки для беременности. Единственный эффективный барьер - это соотношение стоимости и выгоды. Все, что может сделать сторонник нравственности, - это клеймить человеческое безумие, напоминая, что следовало бы делать и чего не следовало бы делать, если внимать доводам рассудка и мудрости.

Вряд ли стоит спорить о важности обсуждаемых морально-этических проблем. Эти проблемы существуют и требуют своего решения. Однако не следует забывать, что созданные биомедицинские технологии рассчитаны на применение у особой категории людей, которые обречены на бесплодие или на рождение детей-инвалидов с детства. Морально ли, имея, правда, необычные, нетрадиционные средства, не воспользоваться представляемым шансом преодолеть недуг и тем самым уменьшить количество страданий в обществе.

Список использованных источников

1. Базанов П.А. Суррогатное материнство - блажь или выход из тупика? / П.А. Базанов // Женское здоровье. - 2006. - №1. - С. 7.4.

2. Кулаков В.И. Современные биомедицинские технологии в репродуктивной и перинатальной медицине: перспективы, морально - этические и правовые проблемы

3. Филиппов О.С. Вспомогательные репродуктивные технологии: взгляд через призму биоэтики / О.С. Филиппов // Проблемы репродукции. - 2004. - №2

4. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика»: учебное пособие

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Описание проблемы ухудшения репродуктивного здоровья мужчин и женщин. Изучение различных сторон восприятия суррогатного материнства как возможности иметь собственного ребенка. Соображения морального, этического и материального характера на данную тему.

    эссе , добавлен 17.12.2014

    Морально-этические взгляды, а также философские проблемы в естествознании и медицине. Гуманизм и нравственные принципы медицины. Биоэтика - философско-научная парадигма здравоохранения. Морально-этические проблемы генетической инженерии и генной терапии.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2011

    СПИД и его общественный резонанс. "Спидофобия" и требования медицинской этики. Тестирование на ВИЧ и уважение автономии пациента. Психологические аспекты и профессиональный риск медицинских работников. Профилактика ВИЧ-инфицирования: этические проблемы.

    реферат , добавлен 12.11.2013

    Характеристика модификации поведения, генной инженерии, суррогатного материнства, клонирования, этики аборта, трансплантации органов, продажи детей, изменения поля, искусственного продлевания жизни и эвтаназии как основных направление биоэтики.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Определение понятия морали и этики. Рассмотрение иудаизма как религии еврейского народа: вероучения, обычаи, этические и социальные аспекты. Правила этикета в Израиле. Этика деловых отношений в еврейской традиции. Межличностные отношения в бизнесе.

    реферат , добавлен 04.04.2015

    Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали. Понятие и основные проблемы этики ученого. Влияние политических событий на деятельность литературоведов, этические критерии их научно-исследовательской работы.

    реферат , добавлен 15.11.2013

    Трансплантология (transplantologia) - отрасль биологии и медицины, изучающая проблемы трансплантации. Этические принципы трансплантации, их правовые аспекты. Две противоборствующие позиции в отношении трансплантации. Этическая ценность самопожертвования.

    реферат , добавлен 03.05.2009

    История этических учений. Этические учения древнего мира. Этические учения средневековья. Особенности и основные проблемы этики Нового времени. Этические направления в XIX веке. Некоторые учения в этике ХХ века. Историческое развитие нравственности.

    курс лекций , добавлен 17.11.2008

    Предмет этики. Функционирование морали. Этика - наука о морали и нравственности. Структура морали и ее элементы. Этические учения в истории религий. Этические представления в философии. Развитие этики в XX веке. Этические проблемы современности.

    книга , добавлен 10.10.2008

    Эвтаназия как помощь врача больному в совершении самоубийства с помощью медпрепаратов. Врачи, применявшие эвтаназию. Отношение общества к ней, опасность разрешения применения. Отношение церкви к эвтаназии. Этические проблемы разрешения эвтаназии в РФ.

На протяжении всего периода существования человечества одной из основных целей заключения брака являлись дети. С их появлением на свет связаны мечты, паны, надежды и приятные заботы. Но, к сожалению, далеко не все могут прочувствовать радость материнства. Проблема бесплодия в России на данный момент стоит чрезвычайно остро. Рождаемость в стране не увеличивается, а наладить работу репродуктивных органов у больных удается далеко не всегда.

Выходом из этой ситуации может стать суррогатное материнство. Это новейшая услуга, которая тем или иным образом затрагивание не только медицину, но и многие другие сферы жизни человека. Однозначного отношения к данной теме быть не может, ведь она чрезвычайно сложная и противоречивая. Поэтому не удивительно, что тема суррогатного материнства, несмотря на то, что оно разрешено российским законодательством, продолжает горячо обсуждаться. Уже на начальных этапах как сурмамы, так и бездетные пары ощущают на себе в полной мере как правовые, так и этические проблемы суррогатного материнства.


Одна из основных проблем суррогатного материнства связана с юридической стороной вопроса.

Согласно законодательству РФ правом на новорожденного обладает суррогатная мать. Записать в свидетельстве о рождении биологических родителей можно только с ее разрешения. То есть после родов она должна написать отказ от новорожденного. Это провоцирует возникновение непредвиденных проблем. Например, иногда суррогатные мамы отказываются отдавать малыша или же начинают требовать с биологических родителей большую сумму денег в обмен на ребенка.

Также бывают случаи, когда суррогатная мать отдает ребенка родителям, но спустя некоторое время подает на них иск в суд, аргументируя этот поступок тем, что она передумала. В данном случае законодательство полностью встает на сторону родившей ребенка женщины.

Юристы уверяют, что эту проблему можно достаточно легко решить, если подать в суд с просьбой признать родителями биологических мать и отца. Однако при этом ни в коем случае не стоит ссылаться на подписание контракта.

Стоит отметить, что проведение генетического анализа в данном случае также будет сопряжено некоторыми проблемами, так как на эту процедуру должна дать согласие суррогатная мама.

Также не стоит забывать, что у части желающих прибегнуть к услуге суррогатного материнства могут быть некоторые ограничения.

Так, воспользоваться данной услугой в России имеют право:

  • законные супруги;
  • мужчина и женщина, которые живут в гражданском браке;
  • незамужние одинокие женщины.

Что касается одиноких мужчин, то им по закону не разрешается пользоваться услугой сурмамы. В данном случае единственное, что может сделать мужчина – посетить клинику вместе со знакомой сурмамой, которая разрешит выполнить подсадку. При этом может использоваться ее личная или донорская яйцеклетка.

При желании в такой ситуации можно выполнить внутриматочную инсеминацию. После родов женщина должна будет написать отказ от ребенка, чтобы мужчина смог забрать его себе.

Стоит сказать, что все эти действия никак не регулируются договором, так как они не относятся к суррогатному материнству. Это значит, что биологический отец не имеет никаких гарантий на то, что он получит ребенка. Причем ситуация значительно усложняется если донором яйцеклетки будет женщина, вынашивающая ребенка. В этом случае она будет иметь на родившегося малыша все права.

По российскому закону использовать яйцеклетку сурмамы нельзя. Если женщина, страдающая бесплодием, не может дать свои половые клетки для процедуры, то она может воспользоваться услугой предоставления донорских яйцеклеток.

Стоит сказать, что в некоторых случаях с юридическими проблемами может столкнуться и сурмама.

Например, иногда случается так, что ребенок рождается с каким-либо заболеванием. Такое может произойти как по вине сурмамы, так и из-за биологических родителей. В этом случае вся ответственность ложится на женщину, которая родила. В таких ситуациях биологические родители часто винят в этом суррогатных матерей, даже несмотря на то, что они постоянно находятся под наблюдением медиков. Здесь генетические родители могут поступить так: забрать ребенка себе или отказаться от него. В свою очередь дальше сурмама может самостоятельно воспитывать малыша или написать от него отказ и передать в детский дом.

К юридическим проблемам, с которыми сталкиваются суррогатные мамы можно отнести также то, что они должны получить официальное разрешение на это от законного супруга, ведь вынашивание чужого ребенка может негативно отразиться на семейных взаимоотношениях. Стоит сказать, что зачастую биологические родители ребенка настаивают на том, чтобы сурмама отказалась от интимной близости на весь период беременности. Это также не улучшает взаимоотношения между супругами.

Правовые проблемы суррогатного материнства можно предотвратить, если перед тем как провести процедуру искусственного оплодотворения грамотно составить контракт и прописать в нем следующее:

  • сурмаме будут оплачены все необходимые медицинские процедуры и лекарства;
  • генетические родители возьмут на себя расходы по дородовому лечению суррогатной мамы;
  • сурмаме будут возмещены потери по работе;
  • местопроживание женщины в момент вынашивания малыша;
  • действия генетических родителей и сурмамы в случае рождения ребенка с какими-либо заболеваниями;
  • место рождения ребенка;
  • обязанность сурмамы после родов передать новорожденного родителям;
  • обязанность родителей забрать ребенка;
  • обязанность обоих сторон придерживаться договора;
  • санкции при нарушении установленных правил.

Этические

К сожалению, многоаспектность проблемы суррогатного материнства не дает возможности решить все задачи только лишь с помощью договора. Мнение людей по поводу данной услуги сильно разделились, поэтому участники процесса нередко сталкиваются с осуждением не только от посторонних лиц, но и даже со стороны людей из близкого окружения.

Этические проблемы суррогатного материнства (биоэтика) включает в себя в первую очередь крайне негативное отношение церкви. Представители религиозной сферы считают, что таким способом жестко нарушается святость семьи и брака. По их мнению, бесплодная пара должна смириться со своей проблемой и найти свое предназначение в других сферах жизни, но ни в коем случае не пытаться решить ее.

Помимо этого ярые противники сурматеринства считают, что это своего рода торговля людьми. Но и этот довод тяжело назвать справедливым, ведь суррогатная мать не продает своего ребенка, а лишь вынашивает чужого, чего не может сделать родная мать.

Также противники считают, что в скором времени ситуация дойдет до того, что состоятельные женщины не захотят самостоятельно вынашивать и рожать детей и начнут для этих целей нанимать менее обеспеченных женщин.

Это также нельзя назвать правдой, ведь российское законодательство и биоэтика, суррогатное материнство запрещают женщинам, которые не имеют на это серьезных медицинских показаний. Причем врачи должны официально подтвердить тот факт, что пациентка не способна выносить ребенка. В противном случае с ней не захочет иметь дело ни одна клиника репродуктологии в мире. Таким образом, суррогатное материнство – это не прихоть, а единственный способ завести генетически родного ребенка бесплодным парам.

Крайне негативно в сторону суррогатного материнства высказываются и феминистки, аргументируя свою позицию тем, что данная услуга является эксплуатацией женщин. Однако в действительности суррогатное материнство – это благородный подвиг. Также важно осознавать, что женщина идет на этот шаг осознанно и исключительно добровольно, что четко указанно в российском законодательстве.

Также не стоит забывать, что сурмамой может стать только женщина с безупречным здоровьем, а это значит, что при вынашивании малыша, она абсолютно никаким образом не рискует.

Еще довольно часто в обществе можно услышать мнение о том, что сурмамы за время вынашивания привыкают к чужому ребенку и в итоге при расставании с ним получают тяжелейшую психологическую травму. Это самый веский довод из всех. Однако и его также можно оспорить.

Прежде чем выполнить искусственное оплодотворение женщина должна пройти ряд психологических тестов и побеседовать со специалистом данной сферы. Таким образом, претендентки, не способные пойти на то чтобы отдать ребенка, сразу исключаются.

С теми же, чью кандидатуру одобряют, на протяжении всего периода беременности постоянно работают психологи. Они помогают максимально легко преодолеть суррогатного материнства проблемы, которые могут возникнуть.

Для исключения возникновения проблем с психикой на роль сурмамы берутся только женщины, у которых есть минимум один свой ребенок. Вопреки распространенному мнению это нужно не только для подтверждения репродуктивного здоровья, но и для того, чтобы после родов женщина смогла переключиться на заботу о родном малыше и у нее отсутствовала потребность привязываться к чужому.

Помимо этого существует мнение, что психика страдает не только у суррогатной матери и ребенка, но и у генетических родителей.

Биологические мамы часто беспокоятся о том, что сурмама во время беременности будет выполнять действия, которые негативно отразятся на развитии плода или после родов сбежит вместе с ребенком.

После рождения ребенка биологические родители могут опасаться, что ему передались черты сурмамы и постоянно искать их. В данном случае также требуется помощь квалифицированного психолога.

При суррогатном материнстве часто нарушаются родственные связи. Например, в случае, когда женщина вынашивает ребенка для своей дочери, которая не может иметь детей. Таким образом, сурмама является сразу и матерью и бабушкой ребенка. Это грубое нарушение кровнородственной связи. В таких ситуациях дети, особенно в раннем возрасте не могут понять, кто кому кем приходится.

Избежать данной проблемы суррогатного материнства в России можно довольно легко. Для этого нужно просто сохранить историю происхождения в тайне.

Не стоит также забывать, что вынашивание ребенка с чужими генами женщине дается очень нелегко. Суррогатные мамы гораздо чаще остальных беременных страдают токсикозом, который сопровождается тошнотой, рвотой, слабостью и потерей аппетита. У них нередко случается отторжение плода. На этом фоне может возникнуть излишняя тревожность, раздражительность и мнительность. Во избежание всего этого женщина в течение всей беременности должна наблюдаться у врача и иметь возможность в любой момент выти на связь с ним.

В завершение стоит сказать, что когда речь идет про суррогатное материнство понятие морально нравственные проблемы с каждым днем все больше игнорируется. Дело в том, что, несмотря на все свои недостатки сурматеринство помогает решить демографическую проблему. По прогнозам специалистов ООН в середине 21 века количество людей в возрасте старше 60 лет значительно превысит количеств лиц, младше 15 лет. При этом процент бездетных пар станет еще выше. Именно сурматеринство по мнению ученых поможет в будущем омолодить население планеты.

Мнение психолога (видео)

Можно считать, что у каждой передовой технологии, которую преподносит нам этот мир – есть свои сторонники и ярые противники. Так и в случае репродуктивного материнства – помимо недоработанной правовой базы, в битве схлестнулись морально-этические аспекты этого метода борьбы с бесплодием. Нельзя сказать, что одна сторона явно уступает в аргументах другой, довольно веские факты приводят и одна и другая стороны. Постараемся детальнее раскрыть, что же таится за суррогатным материнством помимо благих намерений и появлением новой репродуктивной технологии.

Возникают ситуации, в которых семейная пара прибегает к помощи собственных родственников, в целях использования их в качестве суррогатной матери. Это может быть бабушка, сестра, тетя, вообще – из близкого кровного рода. Первая проблема, с которой сталкивается семья в подобной ситуации, имеет такое понятие как – «нарушение семейной идентификации», что означает возникновение личностного кризиса в семье посредством смешивания отношений, ведь если собственная мать рожает женщине ребенка, как остальным членам семьи к этому относится? Считается, что первые месяцы после рождения новорожденный тесно связан с матерью, а именно суррогатной матерью, даже если биологически это не так.

Так же дела обстоят и с конфиденциальностью насчет суррогатного материнства(), вернее факта беременности, который невозможно скрыть перед окружением близких людей. Многие участницы суррогатного материнства делятся с психологом о том, как трудно хранить в тайне, и порой избегать общества, дабы сохранить новость об участии в программе.

Но даже если со стороны сурмамы может не возникнуть подобных проблем, они легко могут появиться у генетических родителей. Страх, переживания, одолевающие супружескую пару на протяжении всей беременности, приводят к нарушениям психического здоровья. Первым в дело вступает материнский инстинкт у бесплодной женщины, которая была вынуждена обратится за помощью к суррогатной маме, рано или поздно начинает терзать себя мыслями о возможном отказе передачи ребенка после рождения, о том, что она полюбит его и пожелает оставить себе, или в течение беременности каким то образом повлияет на состояние плода, причинив ему вред.

И спустя годы это чувство не покидает женщину, или супружескую пару. На подсознательном уровне родители пытаются выискивать различные сходства ребенка с суррогатной матерью, все негативные стороны характера, которые проявляет ребенок – списывать на генетику именно сурмамы а, не учитывая свое собственное воспитание.

Человеческая взаимопомощь уходит на второй план, уступая место деньгам, зачастую у женщин возникает мысль о хорошем заработке, работе, а не решительности для такого шага из соображений о благом поступке на радость бесплодной паре, упуская все нюансы влияния беременности на собственное здоровье и здоровье малыша

О коммерческой стороне репродуктивного материнства мы говорили ранее, но стоит напомнить, что с каждым годом данная программа якобы выносить ребенка с благой целью все больше напоминает процесс «купли-продажи», ценным товаром которого может являться сам новорожденный малыш.

Сам ущерб, наносимый суррогатной матери во время беременности – нельзя обойти стороной. Во-первых, организм подвергается колоссальным изменением, что не всегда есть хорошо, процесс беременности длительный, а значит, последствия ее носят такой же характер. Ведь не зря статистика показывает высокий процент возникновения токсикоза на ранних сроках именно у суррогатных матерей, так как внедрение чужеродного эмбриона, его прикрепление и дальнейшее развитие влияет на работу организма женщины. Случается даже, что попытки искусственного оплодотворения (ЭКО) не всегда результативны после одного раза и женщине приходится пройти через ряд диагностических процедур еще и еще.

Встречаются некоторые состоятельные семейные пары, которые берут в услужение плохо социально состоятельных женщин в суррогатные мамы, которые из-за отчаяния соглашаются на любую денежную сумму за то что бы рожать ребенка чужим людям

Сточки зрения активисток феминистических движений, суррматеринство в скором времени послужит неким толчком для эксплуатирования женской половины населения, путем отступления человека от духовенства и нравственности считают церковные служащие, утверждая, что суррогатное материнство служит для отступления от гуманистического начала общественности.

В конце концов, даже отвергая все вышеперечисленные проблемы, для самой суррогатной матери на протяжении беременности, а это около 9 месяцев, такой поступок может стать большой психологической проблемой в момент рождения малыша, так как все таинство беременности эта невидимая связь матери с малышом наносит колоссальный удар по любой здравомыслящей женщине.

Суррогатное материнство и его нормативные проблемы

В продолжение темы хотелось бы указать на явные недоработки в сфере нормативноправового регулирования вопроса суррогатного материнства. По сей день, многим известно, что генетические родители не могут быть полностью защищенными от мошенничества или простого отказа суррогатной матери давать право на регистрацию ребенка бесплодной супружеской паре. Например, Россия – страна, где путем долгих судебных разбирательств, опираясь на Семейный кодекс, суррогатная мать может добиться сохранить за собой право на опеку над ребенком которого выносила для семьи, заключив перед этим официальный договор. Рассматривать это дело будут длительное время, но зачастую в пользу сурмамы. Поэтому будущим родителям остается полагаться лишь на добросовестность и порядочность суррогатной матери.

Ни в одном документе не указаны действия и законы, направленные на решение проблемы, когда при рождении ребенка выясняется наличие какой либо патологии или заболевании, возникает риск отказа генетических родителей от ребенка. Или в случаях когда вместо одного рождается несколько детей, но тут зачастую будущие родители снисходительно относятся, и даже радуются двойному прибавлению в семье. Но тем не менее эти, и еще множество нюансов до сих пор лежат на поверхности общественности и предпринять четкую стандартизацию в законодательстве, для регулирования всех вопросов касательных суррогатного материнства – увы, но видимо невозможно.

Суррогатное материнствоправославие

На сегодняшний день неизменной является только отрицательная позиция Российской Православной Церкви, которая старается затрагивать и поднимать эту тему все чаще(). Дело в том что, в соответствующих документах, касаемые церкви указывается негативное отношение к суррогатному материнству, и вот почему – она не считает деторождение единственной и главной целью в браке, а всего лишь плодом желания супружеской пары. И если случается такое, что ни при каких условиях, консервативных методах или хирургическим вмешательством победить бесплодие невозможно, то супругам необходимо просто смириться со своей участью в этой жизни, либо молиться, что бы Бог придал им силы для скорейшего излечения, на худой конец – усыновить ребенка из детского приюта. Все остальные пути к появлению ребенка Церковь к сожалению – осуждает. Есть ли ?

В виде исключения в документах так же отмечается применение процедуры экстракорпорального оплодотворения при абсолютных показаниях бесплодия, для этого необходимо, что бы пара состояла в официальном браке и была повенчана. Такая вспомогательная репродуктивная технология как – донорство яйцеклеток, криоконсервация и т.д. считаются непосильным грехом.

Отдельный вопрос касается крещения новорожденного ребенка в Русской Православной Церкви. Ведь малыш вовсе не считается виновником манипуляций проведенных цивилизованным обществом, и не несут ответственности за грехи родителей своих. Поэтому детям, рожденным «из пробирки» не отказывают в крещении. Вот некоторые нюансы, с которыми можно столкнуться при желании крестить ребенка:

  • в ситуациях, когда новорожденному угрожает смертельная опасность – процессия крещения проводится вне зависимости от условий, при которых он появился на свет.
  • только после покаяния будущих родителей и суррогатной матери в содеянном, пообещав нести христианской воспитание новорожденного допускаются к крещению.
  • если супружеская пара категорически отказывается покаяться, и сознательно идут против законов Православной Церкви, они лишаются права крестить ребенка, вплоть до его совершеннолетия, когда он сможет самостоятельно выбирать вероисповедание.

Отношение церкви к суррогатному материнству.

Вот такими убеждениями оперирует Православная Церковь, когда заходит вопрос о суррогатном материнстве:

  • в силе с активистами феминистических движений, РПЦ считает, что после согласия на суррогатное материнство женщина теряет свое достоинство и просто становится неким хранилищем, инкубатором для вынашивания детей, превращаясь в неодушевленный предмет который всячески используют.
  • сурматеринство попирает священность материнства природного.
  • нарушает главный принцип Божьей заповеди – о появлении человека, его целей и смысла на этой земле.
  • необратимо нарушает брачный союз.
  • нарушает некую таинственную связь между ребенком и суррогатной матерью.
  • лишает еще не рожденного ребенка права на полноценную семью, когда к репродуктивному материнству обращаются одинокие мужчины, женщины, лица нетрадиционной ориентации.
  • способствует халатному отношению суррогатной матери и будущим родителям к новорожденному путем искусственного оплодотворения.
  • нарушает духовную и телесную целостность сурмамы или родителей.

Суррогатное материнство -это грех или нет?

Хочется сказать, что в любом случае выбор остается только за супружеской парой или женщиной, которая соглашается стать суррогатной матерью, несмотря на все осуждения из вне.

Но по убеждениям РПЦ – если женщина получает ребенка путем программы суррогатного материнства, счастливой, на их счет, она никогда не станет. И какими бы громкими словами о жертвенной любви не пыталась бы прикрыться этот репродуктивный метод борьбы с бесплодием, он прежде всего был, есть и будет – чисто коммерческой услугой, ведь предоставляя такую «помощь» специалисты и клиники получают крупные денежные суммы. Деньги ради денег.

Предметом, центром этого метода, и результатом его действия является – ребенок, который становится неким товаром, без какого либо права на выбор.

И поддержание мира будет сохраняться лишь в том случае, когда будут сохраняться человеческие ценности и духовные принципы, которые нельзя купить или продать. Ведь человеческая жизнь, жизнь новорожденного является главной ценностью в этом мире.

Необходимо всего лишь, заглянуть поглубже, дабы усмотреть истинную причину появлений мужского или женского бесплодия. Беспорядочная половая жизнь, частые аборты или перенесенные заболевания передаваемые половым путем – наряду с суррогатным материнством является страшным грехом. А когда все это приобретает масштабный характер проявлений, то и бесплодие предотвратить становится сложнее.

Неужели нельзя обратить свою любовь и заботу ребенку из приюта, который уже существует на этом свете, и нуждается в той самой родительской защите? Тем самым обретая некий Божий подарок, если завести детей естественным путем у супругов не получается.

Тем более, что суррогатное материнство репродуктивная технология, которая открывает возможности для ныне популярных нетрадиционных браков – завести ребенка, имея скрытый умысел и нарушая все природные и Божьи законы. Это один из самых страшных грехов, по мнению Церкви. Ведь сколько зарегистрировано случаев усыновления зарубежными парами нетрадиционной ориентации, детей, рожденных от суррогатных матерей и последующим насилием в такой семье.

Но вместо того что бы попытаться покаяться перед Богом, встать на путь истинный, исправляться духовно и физически, люди просто отдают предпочтение легкому пути решения проблемы. Просто заказать, выложить крупную сумму денег и получить на руки ребенка без лишних хлопот.

Эта репродуктивная технология вызывает этические проблемы и бурные споры даже, по-видимому, в большей степени, чем метод ЭКО.

Первый успешный случай суррогатного материнства зарегистрирован в 1981 г. в США. Хотя сама идея этого метода довольно древняя: есть сведения, что еще в Античности были случаи рождения женщиной ребенка для другой семьи.

Суррогатное материнство, как правило, используется при бесплодии семейной нары. Сущность этого метода состоит в том, что яйцеклетка одной женщины оплодотворяется искусственным путем, а полученный эмбрион подсаживается другой женщине, которая его вынашивает, рожает и передаст семейной паре. При этом одна женщина называется донором (или генетической матерью), а другая (вынашивающая ребенка) – суррогатной матерью.

Возможно и так называемое частичное суррогатное материнство, когда женщина – суррогатная мать одновременно выступает и донором яйцеклетки. В этом случае она же является и генетическим родителем.

К основным моральным проблемам, связанным с суррогатным материнством, относятся следующие.

  • 1. Разрушение целостности семейных отношений. Суррогатное материнство становится все более доступным и массовым, что не может не вызвать озабоченность с точки зрения традиционных представлений о семье и семейных ценностях.
  • 2. Проблема установления материнства и права матери. В различных странах этот вопрос регулируется по-разному. Имеется немало случаев, когда суррогатная мать отказывалась возвращать ребенка в семейную пару. Действительно, ситуация, когда у ребенка сразу две матери, создает острые конфликты. С помощью правового регулирования стремятся разрешить или хотя бы смягчить эту проблему.
  • 3. Общее количество родителей. Теоретически, если использовать донорство половых клеток, возможно наличие максимально пяти родителей у ребенка(!). Это женщина-донор, мужчина-донор, суррогатная мать и семейная пара – заказчик (социальные родители). Очевидно, что это совершенно экстраординарная ситуация.
  • 4. Суррогатное материнство даст возможность стать матерью в неограниченно пожилом возрасте. Это подрывает все традиционные понятия

о материнстве вообще, а также создает угрозу правам ребенка, так как вряд ли естественный уход и забота о ребенке возможны при наличии престарелой матери.

  • 5. Коммерциализация деторождения ведет к тому, что суррогатная мать, вынашивая ребенка за вознаграждение, становится товаром, женщиной – инкубатором.
  • 6. Моральные и психологические проблемы ребенка – они могут быть довольно острыми, если он узнает о своем происхождении.

В ряде стран (например, в Германии, Австрии, Франции) суррогатное материнство запрещено. Международные этические рекомендации комитета СЕ по биоэтике и искусственным методам деторождения состоят в том, чтобы ограничить суррогатное материнство и применять его только по обоснованным показаниям. Права суррогатной матери должны быть защищены (в частности, ей должно быть обеспечено право оставить ребенка себе). Этически неприемлемой считается практика коммерческого суррогатного материнства.

В России разрешено суррогатное материнство, в том числе за вознаграждение. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте 20–30 лет (в том числе замужняя), имеющая не менее одного здорового собственного ребенка и медицинское заключение о состоянии здоровья. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки (т.е. запрещено так называемое частичное суррогатное материнство).

Статус родителей после родов методом суррогатного материнства в нашей стране определяется так. Согласно Семейному кодексу РФ. в качестве родителей регистрируются лица, состоящие в браке и давшие согласие на имплантацию эмбриона суррогатной матери, но только с ее согласия. После совершения записи суррогатная мать не вправе оспаривать материнство.

Поскольку суррогатное материнство создает сложные юридические проблемы, то все более важную роль в их решении играет сегодня составление тщательно продуманных договоров и квалифицированная адвокатская помощь.

Противники суррогатного материнства и других вспомогательных репродуктивных технологий утверждают, что в случае бесплодия всегда имеется альтернатива применению этих методов: ведь в детских домах много детей без родителей, которые ждут усыновления (удочерения) и мечтают о нормальной семейной жизни в домашних условиях с любящими родителями.

Не очень благозвучный термин "суррогатное материнство" означает методику переноса оплодотворенных яйцеклеток женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, в организм другой женщины — суррогатной матери. Рожденный этой женщиной ребенок передается генетическим родителям на основе заключенной договоренности. По наблюдениям врачей, вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более (по некоторым данным, до 70%). Данная процедура становится в России все популярнее; существуют даже базы данных суррогатных матерей, а пресса и церковь обсуждают морально-нравственные проблемы, связанные с этой медицинской технологией.

В настоящее время в связи с огромным количеством разнообразных причин как медицинского, так и социального характера, а также из-за неблагоприятных экологических факторов проблема бесплодия становится одной из самых актуальных. Пути ее решения становятся все многообразнее, позволяя паре иметь ребенка практически при любой патологии.

Так, процедура ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) становится одним из хорошо зарекомендовавших себя способов решения проблемы. Суть ЭКО заключается в получении из яичников женщины зрелых яйцеклеток, оплодотворении их сперматозоидами мужа (или, по желанию обоих супругов, донора), выращивании получившихся эмбрионов в инкубаторе в течение 48-72 часов и переносе (подсадке) эмбрионов в матку пациентки. Но есть случаи, когда даже ЭКО либо нерезультативно, либо невозможно по медицинским показаниям, а усыновление по психологическим причинам не может быть осуществлено. Тогда на помощь приходит программа суррогатного материнства.

Разговор об этой процедуре стоит начать с перечисления показаний. Таковыми являются:

  • отсутствие матки (врожденное или приобретенное);
  • деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;
  • синехии ( внутри матки) полости матки, не поддающиеся лечению;
  • различные заболевания внутренних органов, при которых вынашивание беременности противопоказано;
  • неудачные повторные попытки ЭКО при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности.

Теперь посмотрим, как происходит сама процедура.

Подготовительный этап

Первоначально выбирается женщина, которая должна в итоге стать суррогатной матерью; ее участие в этой программе обязательно добровольное. Начальные требования к ней просты:

  • возраст от 20 до 35 лет;
  • наличие собственного здорового ребенка;
  • психическое здоровье;
  • отсутствие серьезных хронических заболеваний.

Чаще всего на роль суррогатной матери выбирается кто-то из обследованных родственниц или совершенно посторонний человек — этот выбор всегда индивидуален, в зависимости от пожеланий и предпочтений семьи.

Когда договоренность между предполагаемой суррогатной матерью и генетическими родителями достигнута, женщина, которая будет вынашивать ребенка, сдает анализы и проходит следующие обследования:

  • обследование на инфекции, передающиеся половым путем ( , генитальный герпес, уреаплазмоз, микоплазмоз, цитомегалию, краснуху и др.) — действительно 6 месяцев;
  • общий анализ мочи (действителен 1 месяц);
  • клинический анализ крови + свертываемость (действителен 1 месяц);
  • : АЛТ, ACT, билирубин, сахар, мочевина и др. (действителен 1 месяц);
  • флюорография (действительна 1 год);
  • мазки на флору из уретры и цервикального канала и степень чистоты влагалища (действительны 1 месяц);
  • цитологическое исследование мазков с шейки матки;
  • осмотр терапевта и заключение о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к вынашиванию беременности (действителен 1 год);
  • осмотр и заключение психиатра (однократно).

В одном из индийских храмов есть фреска, иллюстрирующая легенду о зачатии Махавиры (599 г. до н. э.), основателя джайнизма. Это еще одни пример реализации идеи суррогатного материнства. Махавира случайно был зачат в чреве женщины низкого сословия. Царь богов Индра повелел перенести плод женщине, достойной родить Великого Героя. На фреске изображены две полулежащие женщины: одна из них — Девананда, жена священника, в чреве которой был зачат Махавира, другая — королева Тришала, которой он был пересажен. Перенос эмбриона был осуществлен божеством с оленьей головой, Харинегамешином. Как гласит легенда, плод был взят сквозь матку и пересажен в чрево другой женщины с величайшим искусством.

Если все обследования и анализы показали, что женщина, которая согласна выносить ребенка, здорова, начинается следующий этапсинхронизация менструальных циклов генетической и суррогатной матери.

Задачей этого этапа является достижение необходимой степени зрелости эндометрия (внутреннего слоя матки) суррогатной матери для имплантации (прикрепления) эмбриона к моменту получения и переноса эмбрионов. Для этого суррогатной матери по определенной схеме вводятся гормональные препараты, вызывающие созревание эндометрия, или же синхронизация осуществляется в натуральном цикле. Во время этой подготовки проводится контроль уровня гормонов в крови, УЗИ-мониторинг эндометрия и яичников. Естественно, что суррогатная мама в этот период может применять лишь барьерные методы контрацепции, а не гормональные контрацептивы.

Процедура ЭКО для всех перечисленных ее участников состоит из нескольких этапов.

  • Обследование генетических родителей . Оно проводится по следующим параметрам:

Для женщины:

  • общее и специальное гинекологическое обследование;
  • ультразвуковое исследование органов малого таза;
  • определение группы крови и резус-фактора;
  • клинический анализ крови, включая время свертываемости (действителен 1 месяц);
  • анализ крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С (действителен 3 месяца);
  • исследование на флору из уретры и цервикального канала и степень чистоты влагалища;
  • заключение терапевта о состоянии здоровья и возможности вынашивания беременности.

По показаниям генетической маме проводят следующие исследования:

  • исследование состояния матки и маточных труб (гистеросальпиногография или гистеросальпингоскопия и лапароскопия);
  • биопсия эндометрия;
  • бактериологическое исследование материала из уретры и цервикального канала;
  • цитологическое исследование мазков шейки матки;
  • анализы крови на гормоны;
  • обследование на наличие антиспермальных и антифосфолипидных антител (антител против сперматозоидов);
  • инфекционное обследование (хламидиоз, урео- и микоплазмоз, вирус простого герпеса, цитомегаловирус, и т.д.);
  • заключения других специалистов по показаниям.

Для мужчины:

  • анализ крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С (действителен 3 месяца);
  • определение группы крови и резус-фактора;
  • консультация андролога;
  • инфекционное обследование (хламидиоз, уро- и микоплазмоз, вирус простого герпеса, цитомегаловирус и т.д.).

Кроме того, для супружеской пары старше 35 лет необходимо медико-генетическое консультирование.

  • Индукция суперовуляции . Этот этап начинается после обследования генетической матери. Суперовуляция — это созревание в одном яичнике сразу нескольких яйцеклеток (в норме в течение каждого менструального цикла в яичнике созревает только одна яйцеклетка). Стимуляция суперовуляции у женщины, желающей иметь ребенка, проводится с целью увеличить шанс наступления беременности. Для этого ей вводятся специальные гормональные препараты, вызывающие созревание сразу нескольких фолликулов (пузырьков, в которых растут яйцеклетки). Их развитие контролируется исследованием уровня гормонов в крови и ежедневным УЗ-исследованием с 4-5-го дня стимуляции до достижения фолликулами определенных размеров.

Методы контроля

Ультразвуковой мониторинг является основным методом контроля за процессом развития фолликулов и эндометрия во время индукции суперовуляции. В процессе ультразвукового мониторинга констатируется количество фолликулов, проводится измерение их среднего диаметра, определяется толщина эндометрия.

Гормональный мониторинг заключается в динамическом определении концентрации яичниковых гормонов в крови и дополняет данные ультразвукового исследования о зрелости фолликулов.

Показателями того, что индукция суперовуляции успешно завершена, являются диаметр фолликула — более 17 мм, а также толщина эндометрия — 8 мм и более. Для завершения созревания яйцеклеток внутримышечно вводится хорионический гонадотропин (ХГ) — гормон, который стимулирует выход яйцеклетки из яичника. Через 35-36 часов должна будет произойти овуляция — выход фолликулов из яичника.

Пункция

Далее следует пункция фолликулов яичников — получение яйцеклеток прокалыванием фолликулов специальной иглой, вводимой через влагалище в полость малого таза и яичник, и отсасыванием яйцеклеток. Это происходит через 32-40 часов после момента введения ХГ. Процедура выполняется под ультразвуковым контролем с помощью специальных пункционных игл. При невозможности выполнения пункции через влагалище яйцеклетки могут быть получены лапароскопическим путем, т.е. путем прокола передней брюшной стенки под контролем специальной камеры, вводимой в брюшную полость.

Генетической матери перед пункцией обычно рекомендуется прекращение приема пищи и питья по возможности за 8 часов до пункции и местная санация влагалища (введение во влагалище обеззараживающих свечей или растворов) за несколько дней до пункции с целью снижения риска проникновения инфекции во время пункции. После пункции на протяжении нескольких дней возможны незначительные болезненные ощущения в области малого таза, но в основном неприятных последствий не бывает.

Оплодотворение

Итак, яйцеклетки генетической матери извлечены и переданы эмбриологам. Что дальше? Дальше происходит самое важное — "инсеминация яйцеклеток и культивирование эмбрионов in vitro", т.е. оплодотворение полученных яйцеклеток спермой мужа (генетического отца) в пробирке.

Перед пункцией фолликулов генетической матери генетический отец сдает сперму. Перед сдачей спермы мужчине рекомендуется половое воздержание в течение 3-5 дней. Получение спермы осуществляется путем мастурбации.

Далее полученные от жены яйцеклетки оплодотворяются спермой мужа. Это происходит следующим образом: фолликулярную жидкость, полученную в результате пункции фолликулов, помещают в чашку Петри, при этом проводится оценка качества полученных яйцеклеток, после чего их переносят в специальный инкубатор вместе со спермой. Факт оплодотворения яйцеклеток можно оценить через 12-18 часов. Если все прошло успешно и оплодотворение состоялось, их помещают в специальную среду, где и происходит начальное развитие эмбрионов.

Повторная оценка оплодотворения проводится через 24-26 часов. Контроль оплодотворения яйцеклеток осуществляется при просмотре чашек с культивируемыми клетками под микроскопом. Однако их наличия еще недостаточно для решения вопроса о возможности переноса эмбрионов в полость матки суррогатной матери: сначала необходимо удостовериться в нормальном развитии эмбрионов. Об этом можно судить только исходя из количества и качества делящихся клеток эмбриона и не ранее чем через сутки после оплодотворения, когда появляются первые признаки дробления клеток.

Если оплодотворения не произошло, всю операцию повторяют заново в другом менструальном цикле.

Перенос эмбрионов

Если оплодотворение состоялось, наступает следующая стадия — перенос эмбрионов в полость матки суррогатной матери , которая подготовлена к этому предварительной гормональной терапией.

Процедура переноса проводится на гинекологическом кресле: врач аккуратно вводит специальный катетер в матку, эмбриолог приносит специальный шприц, наполненный жидкостью, в которой находятся эмбрионы, их плавно вводят с помощью катетера в полость матки через канал шейки матки. Это совершенно безболезненная процедура. В случае если это невозможно сделать по тем или иным причинам, перенос эмбрионов может быть выполнен через стенку матки (трансмиометрально). При этом игла может быть введена в полость малого таза через влагалище или переднюю брюшную стенку. Обычно переносится не более трех эмбрионов, хотя возможно и большее количество — при предполагаемой сниженной вероятности имплантации.

После переноса эмбрионов суррогатной матери оказывается так называемая гормональная поддержка прогестеронсодержащими препаратами — это улучшает состояние внутренней оболочки матки — эндометрия и повышает тем самым шансы на успешное прикрепление эмбрионов.

Суррогатной матери необходимо воздержаться от половых контактов на 2 недели после переноса эмбрионов, а также отказаться от напряженного физического труда и физической активности. Когда же будет известен результат?

Эмбрионы переносят на 17-й день менструального цикла (дни считают от первого дня менструации), диагностика беременности по содержанию бета-ХГ в крови или в моче осуществляется через 12-14 дней от момента переноса эмбрионов, а с 15-го дня назначают специальные гормональные препараты, и при положительном тесте на беременность это лечение продолжают до 12-14 недель беременности.

Ультразвуковое подтверждение факта беременности может проводиться начиная с 21 дня после переноса эмбрионов.

После того как беременность наступила, суррогатная мать находится под наблюдением врачей.

Морально-этические аспекты вспомогательных репродуктивных технологий

Как уже было сказано, в связи с суррогатным материнством возникает целый ряд морально-этических проблем, которые пока не имеют однозначного решения. Наиболее активно обсуждаются в СМИ, в обществе и в церкви следующие.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих детей. Они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон.

Отсюда связанная с этим и активно обсуждаемая в рамках церкви проблема усиления в обществе дегуманизации и безнравственности, подрывающих многие моральные устои, в том числе святость брака и семьи.

Существуют опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать выношенного ею на протяжении 9 месяцев и рожденного "своего" ребенка, даже если поначалу ей казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний. И такие случаи не редкость.

Также важны вопросы психологической адаптации ребенка в этой ситуации: следует ли информировать ребенка о способе его появления на свет, возможны или невозможные его отношения с суррогатной матерью.

Что можно сказать по этому поводу? Да, серьезные проблемы — как медицинские, так и морально-психологические — существуют. Но их постепенное решение и преодоление — это естественный путь вхождения в нашу повседневную жизнь тех новых технологий, которые — на глобальном уровне — помогают человечеству существовать, а на частном — быть родителями, имеющими счастье держать на руках своего долгожданного и любимого ребенка.

Владимир Кулаков
главный акушер-гинеколог Минздрава РФ,
президент Российской ассоциации акушеров-гинекологов, вице-президент РАМН, академик
Статья из мартовского номера журнала

Обсуждение

http://babymama.com.ua/publ/4-1-0-515

24.12.2008 23:40:33, Lena

Я была сурмамой в прошлом году.У генетических родителей родился превосходный ребенок!К этому ребенку я относилась так,как хорошая няня относилась бы к ребенку,которого она воспитывает. И никак не более того.

В России где за чертой бедности людей ооооооооооочень много, надо полагать уже Мировой лидер по программам Сурматеринства и экспорту Сурмам. В стране где в роддомах отказываются от собственных детей не имея средств,
Сурматеринство (в рамках закона) не плохой бизнес.Как любой серьёзный бизнес он опасен и хлопотен.

03.07.2005 14:46:47, Alex

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ. тРУДНО НАВЕРНОЕ ВЫНОСИТЬ И ОТДАТЬ РЕБЕНКА

Комментировать статью "Суррогатное материнство: медицина, этика, право"

Один из самых простых способов решения проблемы материнства - возложить заботы о Материнство - "недуг", не поддающийся исцелению, но Проблемы, связанные со здоровьем детей. Это значит, что инстинкт материнства у них или утрачен из-за приоритетности других...

Обсуждение

Тема очень близка. Мое мнение
1. Да, очень трудно, а главное, ребенок - тот фарш, который на 100% невозможно провернуть назад. ребенок может оказаться разный, обстоятельства (деньги, здоровье, семейный статус) могут меняться не в лучшую сторону, а ребенок никуда не денется.

2. Рассказы про "легко" и "можно совмещать", а также о "счастье материнства" - в топку!
Полезно понимать, что да, для многих женщин, дети - это единственное осмысленное дело в жизни. И это нормально - не у всех работа осмысленная. Если для тебя это не так, их мнение для тебя просто иррелевантно. Также как мнения "хоть какой, но муж". Просто принцип "лучше одной, чем с кем попало" уже воспринимается нормально. А дети по-прежнему считаются необходимой частью самореализации. Это тоже изменится, но пока не.

3. Чайлдфри - см. п.2. Тоже считаю нормой. тут еще тонкий момент, что сейчас ИМХО, надо стремиться к уменьшению народонаселения. Просто общественные традиции отстают.

4. Лучший принцип жизни "не верь, не бойся, не проси". Советчиков это тоже касается.

5. Жизнь несправедлива. Как я говорю, одной своей юной подруге на ее "это ужас" - "ужас, это когда тебе наркотики подкинули. А это еще не ужас".

6. Другое дело, что депрессия страшна сама по себе, а со стороны кажется как "с жиру бесится". Тут тоже ничего не сделаешь, Т.к. жизнь несправедлива, см. п.5.

Идеально было бы не поддаваться соблазну с кого-то что-то стребовать. А растить ребенка с привлечением посторонней помощи, как это обычно и бывает. Детский сад, школа, другие родственники, няня. Поубавив на время карьерные амбиции и требования к быту. Не так уж долго ребенок требует много внимания именно от матери.

Лютое вранье может быть не ложью, а ошибкой, когда советчик не учитывает различия в мировоззрении, темпераменте и состоянии здоровья между собой и тем, кому он советует. Если кому-то было легко и просто, то не факт, что так же будет и у другого. Обычно молодые люди уже это понимают, потому что сепарация от родителей происходит в подростковом возрасте.

13.12.2018 13:56:16, читаю иногда с осени 2012

Суррогатное материнство. А что вы думаете о нравственной стороне этого вопроса? и уместно ли вообще рассуждать о нравственности в этом вопросе? Не знаю, могут ли об этом рассуждать женщины, для которых эта тема не актуальна... но если меня спросят...

Этическая проблема. Плюс для "ИИ со спермой донора " выбираются очень качественные спермотозоиды, у мужчин тоже Мальчик или девочка? Врачи использовали ее в программе суррогатного материнства с донорской яйцеклеткой. Банки есть почти во всех клиниках...

Обсуждение

я конечно не показатель, но 2 ЭКО результатов не дало, зато после сама забеременила. У вас возраст, поэтому 2 ЭКО вообще не показатель. Вы морозили эмбрионы, при таком количестве ЯК - сколько оплодотворяется? Говорят, что если 2 ЭКО не удачны в одной клинике, то надо переводиться в другую и искать другого врача.
Вы пробовали какие-нибудь цитамины, чтоб улучшить ЯК? пробовали иглотерапию и т.д. К ЭКО тоже нужно готовиться и вам и мужу в том числе, даже если у него хорошие показатели.
я бы пробовала сама, у нас в Канаде многие рожают за 40 с помощью ЭКО.
И на последок, советую вам зайти на форум пробирка.ру - там очень много информации, в том числе есть тема тому, кому за 40.

В каких клиниках в СПб делали, если не секрет? Спермограмма у мужа хорошая? Какой у вас АМГ? Подсадку делали на 3-й день? Вопросы не праздные.

Про суррогатных матерей. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе Про суррогатных матерей. Девушки, здравствуйте! Давно я не была тут, зашла почитать, а тут такие темы интересные в свете последних событий в...

Обсуждение

Мне кажется, рожать можно, пока оно рожается,:) особенно если дети уже есть. Другое дело, когда их нет, лет уже немало, а хочется именно своего, не усыновленного. Ну, тут можно и эко.
Но сурмама...тут психологических моментов много. Она ж носит чужого ребенка, как своего. У нее выделяются гормоны материнства. Она чувствует,как он у нее в животе шевелится. Она рожает, испытывает на себе весь этот процесс, в то время как "родная" мама в это время спокойно может заниматься чем угодно. У сурмамы потом приходит молоко. Она ж живой человек, не робот! И может просто элементарно не захотеть этого ребенка отдать. Поэтому на сурмаму я бы никогда не согласилась, ну, по мне проще взять готового из детдома - его тоже уже какая-та женщина родила, при этом она от него уже отказалась, так что чего уж там. Это лучше, чем включать какую-то постороннюю тетку в процесс, в котором по логике, должны участвовать всего двое, ну и врачи иногда (если эко).



Публикации по теме

  • Леди гага в платье из мяса Леди гага в платье из мяса

    Футуристичное платье Гаги напоминает то ли об орбитах далеких планет, то ли о космическом вихре. Очевидно одно: Жанна Агузарова нервно...

  • Игла Игла "Ухошип" для плетения

    Браслеты из натуральных материалов всегда будут актуальными. Эти универсальные аксессуары способны добавить изюминку и дополнить образ как...