Лучшая колыбель: выбираем вместе. Почему хорошо ребенку в колыбельке-зыбке

Ребёнок в люльке

Почему практически все народы воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке?
Последние исследования показывают, что это не просто дань традиции, а важнейший элемент, который, наряду с материнской колыбельной песней, делает ребёнка здоровым и гармоничным…

Ещё до «наката» технической цивилизации русские, украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, татары, горцы, народы коми, чукчи, ханты, манси, нганасане, долгане и другие - на крайнем севере, хакасы и монголы - в центральной Азии, а также египтяне, марокканцы, эфиопы и другие народы в Африке, китайцы, вьетнамцы, корейцы, камбоджийцы и другие - в юго-восточной Азии и так по всей земле воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке. Значит, пребывание ребенка в грудничковом периоде в такой люльке несет в себе некую неосознанную нами сообразную природе ребенка выработанную тысячелетиями культуру его вочеловечивания.

И, как это ни парадоксально, но наука данный прием культуры не только не изучила, а, как и многое другое, что было в народной воспитательной педагогике, просто отвергла. А ведь истина здесь буквально лежит на поверхности.

Известно: 9-ти месячный период внутриутробного развития ребенка по биологическому (генетическому) времени намного длиннее всей последующей жизни. Именно за эти 9 месяцев из 2-х клеток оформляется готовый маленький человечек. И весь этот этап развития проходит в жидкой среде. Среде, которая поддерживает процесс развития ребенка фактически в невесомости. А теперь представьте: из невесомости ребенок вдруг попадает в среду огромного гравитационного давления, в т.ч. «тяжелых» (по перепадам давления) гравитационных ритмов.


Вот почему для младенца, вышедшего из материнской утробы, характерны генерализованные, разлитые по телу напряжения, мышечная скованность и судорожность движений. И снимется она только при сонастройке телесных ритмов, в т.ч. произвольно-волевых с ритмами земными (гравитационными). Но для такой сонастройки требуется продолжительный период времени и рукотворная помощь.

Подвесная люлька как раз и переводит вектор статического гравитационного давления в колебательно-волновой гравитационный ритм. В процессе качания младенец в ритмическом режиме испытывает своеобразные моменты невесомости (когда люлька достигает максимальной высоты и как бы на миг «замирает») и моменты воздействия наиболее высоких гравитационных сил (когда люлька проходит через низшую к земле точку). Следовательно, с помощью подвесной качающейся люльки вектор однонаправленного гравитационного пресса «разворачивается» в адаптационную к земным условиям гравитационную жизнетворную волну.

Более того, оказалось, что вся человеческая жизнь - это иерархия взаимоподчиненных, взаимосинхронизированных (по кратности) алгоритмов: от сверх высоких генетических ритмов до сверх низких - осмысленных произвольно-волевых действий. Подвесная люлька - это особая технология, абсолютно необходимая для постепенного эффективного нетравматичного вхождения и адаптации ребенка к гравитационной среде земли, в т.ч. для запуска гравитационных ритмов жизни.

В 80-ые годы ХХ столетия на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН был выполнен следующий эксперимент (Н. Ф. Казачкова). Одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной люльке, другая в обычной кроватке. При этом обнаружилось, что младенцы из первой группы лучше спали, меньше плакали, лучше сосали материнскую грудь. У них быстрее стала расслабляться сжимающая тело гравитационно-мышечная напряженность, уменьшаться мышечная судорожность. Заметно меньше у них был выражен нистагм глаз. В итоге их глаза быстрее стали фиксировать объекты, т.е. у них быстрее стал появляться осмысленный взгляд.

В среднем на 2-3 месяца раньше у них появилось гуление и первые членораздельные слова. Меньше у таких детей была скованность и страх. На 1,5 - 2 месяца раньше дети стали вставать на ножки и ходить по земле. При развитии же целенаправленных ручных действий у них в меньшей степени проявлялись мышечная скованность (судорожность).

Оформленность внутреннего гравитационного ритма - это оформленность не только внутренних вегетативных ритмов, но и духовной стойки, оформленность их устойчивости к различным неблагоприятным факторам внешней среды.

Положительное влияние подвесной люльки сказывалось практически на всех последующих этапах онтогенеза. Например, в последующем у таких детей меньше была внутренняя напряженность при письме. В итоге, они меньше склонялись над тетрадью при письме. Кроме того, у них был совершеннее почерк, рисунок и даже музыкальный слух! Свободнее и осмысленнее у них была речь. Меньше у таких детей был страх. На более высоком уровне у таких детей была нервно-психическая устойчивость к стрессам.

Поэтому исчезновение подвесных люлек из воспитательного арсенала привело к ухудшению развития у детей телесно-координаторных способностей, разнообразных произвольно-моторных функций, в т.ч. речевых и ручных. Привело к понижению функциональных возможностей базовых систем жизнеподдержания (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечного тракта, выделения и др.)

В широком плане это привело к понижению телесно-функционального и духовно - психического потенциала на уровне целого народа. Все это позволило по-новому взглянуть на величие народно-воспитательных культур, в т.ч. на особую развивающую роль русских качелей.

Колыбельная

Колыбельная песня - это та духовная сила, которая вырывает младенца из «цепкой» хватки инстинктивного страха и возвышает его чувства в пространство «звучащей» охранительной материнской любви. Слово колыбельной песни - это единственное изреченное слово, которое в полной мере соединяет в себе дух образа и душу любви. Исследования показали, что среди тех детей, которым матери не пели колыбельных песен, страх и агрессия (в рисунках) встречались в 4 раза чаще по сравнению с теми, кто хоть изредка пел младенцу колыбельные песни. А ведь страх - один из самых сильных животных инстинктов, с которым «сцеплены» в нераздельной связке все остальные инстинкты.

Выяснилось, что без постоянного пения матерью колыбельных песен (желательно в ритме качания подвесной люльки) ребенок не сможет в должной мере вочеловечиваться в душевно-духовную, цельную, свободную отстрахов и психокомплексов личность.

Сегодня колыбельные песни стали записывать на электронные носители хоть и профессиональным, но не материнским голосом. Ясно, что такие записи в первую очередь предназначены для будущих и настоящих матерей, но не для младенцев. Безусловно, их можно использовать в детских дошкольных учреждениях, в том числе для сирот, а также детей, находящихся на воспитании в различных специализированных учреждениях и т.д.


Младенцу, как воздух, как грудное материнское молоко, необходима колыбельная песня, озвучиваемая материнским сердцем.

Еще раз напомним: за 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок глубоко запечатлел в памяти чувств единственно близкий и родной голос - голос матери. И только он и никакой другой голос может передать ребенку чувство любви, защищенности и счастья. Вот почему колыбельные песни должна петь только сама мама. Я часто слышу от молодых мам: как же я буду петь, если я не знаю ни слов, ни мелодии колыбельных песен? А это и есть последствия глубокого отчуждения матери от детей на этапе их раннего детства.

Поэтому в некоторых детских дошкольных учреждениях стали практиковать воспитывание девочек отдельно от мальчиков. Танки, пушки, машины, автоматы несовместимы с куклами и колыбельными песнями. И рекомендуется, чтобы девочки вместе с мамами, бабушками (если это возможно), с воспитателями своими руками изготавливали мягкие куклы, сами сочиняли колыбельные песни и регулярно их пели.

В качестве примера ниже приведем колыбельные песни, сочиненные детьми вместе с мамами и бабушками в начале 90-х годов в детских садах г. Воскресенска.




Д\С № 57

Баю, баюшки, баю
Баю девочку мою
Баю сладенькую
И хорошенькую
Баю маленькую
Распрегоженькую.

Смотрит заинька в окно
На дворе давно темно
Спи мой сладенький, усни
Долгий сон к себе мани.
Баю, баю, баю – бай
Поскорее засыпай.

(Седнева Т.Н. - воспитатель)

Спи, усни мой голубок!
На полях лежит снежок.
Всю он травушку закрыл
И цветочек завалил.
Скоро солнышко взойдет
И все снова зацветет!
Ты за зиму подрастешь
И гулять с мамой пойдешь.

* * *
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!
Крепкий сон тебя возьми,
Пусть во сне увидишь ты
Маму, папу и цветы!

(Будылкина Н.Ф. - воспитатель)

Д\С №31

Баю-баюшки- баю
Баю, деточку мою.
Спи, сыночек, засыпай,
Мирно глазки закрывай.

В колыбельку уложу,
Складну песенку сложу.
Складну песенку сложу,
Дрему в гости приглашу.

Дрема по дому брела,
К колыбельке подошла.
К колыбельке подошла
Тихо песню завела.

Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю,
А ложись ты в серединку
На пуховую перинку.

Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою,
Спи глазочек, спи другой
Спи, сыночек, дорогой.

(Макеева Г., воспитатель)

Баю, баю, бай
Спи, мой мальчик, засыпай.
Спи скорей, усни дружок
Выйдет солнце на лужок.

Будет ярко нам светить,
Будут гнезда птицы вить.
Много света и тепла
Принесет во сне весна.

* * *
Ой, люлень, да люлень
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит
В каждый дом её заносит.

В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет.

* * *
Соловей поет в лесочке,
Ай лю, лю, ей лю, лю.
Пусть притихнут все листочки
Баюшки, баю.

Спи, сынок, мой голубочек,
Вырастишь большой.
Вон на небе темном месяц
Светит золотой.

Устилает землю снегом
Словно серебром.
Видишь: собралися сказки
За твоим окном.

Вот и поезд дальний едет.
В нем игрушки спят.
И пекут ватрушки мамы
Для своих ребят.

Спи, сыночек, мой прекрасный,
Баюшки, баю.
Пусть приходит к тебе дрема
В колыбель твою.

* * *
Баю- баюшки, баю,
Сыну песенку спою,
Как мой милый будет спать,
Буду я его качать.

Ты, мой милый, дорогой,
Быстро глазоньки закрой.
А закроешь, сон придет,
Свою сказку принесет.

В ней и заинька живет.
Он морковку там грызет.
А лисичка любит петь
И на елочку глядеть.

Вот уж ночка на дворе.
Спит собачка в конуре.
Спят и птички, и волчок.
Ляг скорее на бочок.

Баю - баюшки, баю,
Сыну песенку спою.
Как мой милый будет спать.
Буду я его качать.

(Гавриш Д. - воспитатель)

Я\С №5

Баю –баю, баю – баю!
Нашу дочку я качаю.
Спи, девчушка, засыпай!
Баю –баю, баю – бай!

Спят игрушки и зверушки,
И жучки и паучки.
Тишина стоит кругом,
Давай, доченька, уснем!

(Тетеркина С.А. – воспитатель)

Спят игрушки в уголке,
Спят на полке сказки.
И моя дочурка спит,
Закрывайтесь глазки!

Ты играла целый день.
Ты устала очень.
Поскорее засыпай,
И спокойной ночи!

Завтра будет новый день,
Снова, как награда!
Баю, баю, баю, бай,
Спи моя отрада!

* * *
Баю, баю, баиньки
Прискакали заиньки.
Песню запевали,
Ванечку качали.

Баю, баю, баиньки
Засыпай наш маленький.
Подрастешь немножко,
Поскачешь по дорожке.

(Скокова В.И. - зав. я\с №5)





Опыт убеждает: постоянное нежное общение девочек с рукотворными мягкими куклами, пение им колыбельных песен - это базовая ступень в привитии материнских чувств на так называемом экстрасенсорном этапе, т.е. на этапе преображения и одухотворения первичных чувств.

Дорого заплатят матери, преждевременно отлучившие детей от своей любви, от груди, от колыбельных песен и любвеобильных «словоизлияний». И чем быстрее мы сегодня научим петь колыбельные песни 4-6 летних девочек, тем более доброе, любвеобильное материнство мы получим завтра.

Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса, фрагмент






Наряду с привычными стационарными кроватками, в магазинах детских товаров можно найти уютные и мягкие колыбели для новорожденных. Считается, что в такой люльке малышу будет комфортней, ведь ее форма напоминает любимый мамин животик. Также, благодаря конструкции колыбели, ребенка легко укачивать, при этом нет никакой надобности брать его на ручки. Думаете о том, какую колыбель выбрать ? Читайте советы в нашей статье!

Что лучше: колыбель или кроватка?

Плюсы люльки

  • В колыбели новорожденный чувствует себя комфортно и защищенно , не испытывает стресса и сладко спит, как в утробе мамы.
  • Укачивающий механизм помогает родителям быстрей убаюкать плачущего карапуза.
  • В отличие от классической крупногабаритной кроватки, конструкция колыбели не занимает много места , подходит для небольших помещений и отлично вписывается в любой интерьер.
  • Современные модели могут быть оснащены подсветкой, музыкальным сопровождением, сенсором на движение и другими интересными «примочками». Модели с колесиками можно передвигать и ставить рядом с родительской кроватью.
  • Функциональность электронных мини-кроваток помогает маме и папе немного отдохнуть.

Минусы люльки

  • Ограниченность времени использования.
  • Высокая стоимость более «продвинутых» моделей.

Детская колыбель: до какого возраста можно использовать

Используется такое спальное место максимум до 5-6 месяцев (иногда до года), пока малютка не начнет сидеть. Именно это является самым главным минусом для новоиспеченных родителей, ведь семейный бюджет не всегда позволяет купить и люльку, и обычную кроватку.

Справка! Специалисты уверены, что колыбель не входит в список обязательных покупок для новорожденного, без нее можно обойтись. Однако те, кто однажды ее приобрел, остаются довольны функциональностью и пользой этой уютной детской постели.

Виды колыбелей

Кроватка люлька

Самая распространенная модель на рынке. Изготавливается преимущественно из дерева, однако также встречается плетеная и кованая детская мебель. Для удобства использования производители часто дополняют колыбель колесиками, которые, при желании, можно снять или зафиксировать на одном месте. Само спальное место может быть оснащено качалкой-маятником.

П одвесная

Интересная модель, которая крепится к потолку . Для домов, где такой вариант невозможен, были придуманы стационарные опоры, которые держат постель на весу. За счет необычного интерьерного решения, в детской комнате создается атмосфера волшебства и легкости. Чаще всего, подвесные люльки изготавливаются в технике плетения, из натуральной древесины. Укачивать малыша нужно самостоятельно, слегка подталкивая конструкцию.

Э лектронная

Самая современная модель, которая все сделает за вас : убаюкает, споет песенку и отреагирует на детский плач. Люльки более дорогого ценового сегмента могут управляться дистанционно, за счет пульта.

К олыбель-качалка

Стационарная деревянная или пластмассовая кроватка-люлька, которая качается за счет закругленных полозьев . Иногда в наборе включены дополнительные колеса: с их помощью можно превратить качалку в устойчивую колыбель.

П летеная колыбель-корзина

Очень практичная и экологичная модель переносной люльки, которая отлично подойдет для отдыха малыша на балконе или сна в разных комнатах. Для удобства родителей, такие корзины оснащены ручками.

Как выбрать

Прочность и безопасность

Следует уделить особое внимание качеству сборки колыбели, проверить на отсутствие острых углов, сколов и съемных деталей . Каркас постели должен быть прочным и хорошо удерживать позвоночник новорожденного, а также способствовать безопасному укачиванию.

Р азмеры

Большинство моделей имеют стандартные габариты длины, однако ширина может варьироваться, в зависимости от бренда и задумки дизайнера. Родителям лучше отдать предпочтение широкой люльке , чтобы движения малыша не были скованны.

М атериал

Материалы, из которых изготовлена мебель, должны быть гипоаллергенными и безопасными . Для финишного покрытия детской колыбели должны использоваться исключительно сертифицированные краски и лаки, без запаха и токсичных испарений.

Ц ена

Стоимость люльки часто зависит не только от качества и известности бренда, но и от дополнительных функций. Так, электронная колыбель с подсветкой и дистанционным управлением будет стоить дороже плетеной люльки-корзины.

Н аличие фиксатора

Напольные колыбели, например, на полозьях или колесиках, должны иметь возможность фиксирования люльки в неподвижном состоянии и блокирования движения маятника . Это необходимо для уже подросшего малыша, который может выпасть из люльки без присмотра родителей.

Лучшая колыбель: рейтинг колыбелей для новорожденных

Не знаете, какая колыбель лучше ? Наш рейтинг поможет вам познакомиться с популярными брендами и определиться с выбором будущей детской постели.

Simplicity 3014 LOL

Современная и функциональная модель для новорожденных . На фоне других конкурентов выделяется возможностью трансформирования из колыбели на ножках в люльку-корзину, прикроватную детскую постельку, а также пеленальный столик. Из характеристик стоит отметить дистанционное управление, наличие подвесной, двигающейся карусели с яркими мягкими игрушками, а также встроенной музыкальной системы. В комплект уже входит матрас, что существенно экономит бюджет молодых родителей.

Средняя цена по России — 7300 рублей.

Pali серии Baby B aby

Очень милая плетеная люлька, изготовленная из ивового прута. Все текстильные детали сделаны из натурального хлопка. В комплекте также включена качественная подставка из бука, которая помогает трансформировать люльку в полноценную кроватку-колыбель. Механизма качания нет, однако колесики позволяют катать постельку по комнате или медленно укачивать малютку из стороны в сторону. При желании, можно блокировать движение колес и зафиксировать их в неподвижном состоянии. При покупке родителям достанется не только красивая плетеная модель, но и комплект постельных принадлежностей: одеяло, матрас, простынь, подушка и капюшон.

Средняя стоимость — 15000 рублей.

Combi Fealetto Auto Swing

Довольно дорогая, но очень функциональная модель электронной колыбели. Имеет несколько режимов укачивания разной амплитуды, набор убаюкивающих мелодий для сна крохи с регулируемой громкостью и их автоматическое отключение. Легко трансформируется в столик для кормления и игр. Матрас прилагается в комплекте.

Цена варьируется в пределах 55 тысяч рублей.

Полезное видео

Для тех, кому необходимо сравнить характеристики разных моделей, мы рекомендуем посмотреть обзор двух колыбелей

Даже беглый поверхностный взгляд на историю человечества позволит заметить одну закономерность, общую для всех народов, независимо от того, где развивалась данная цивилизация. Народы Крайнего Севера, аборигены Австралии, древние индийцы, славяне, египтяне, ацтеки - все они укачивали своих младенцев в подвесных люльках, только одни устраивали детское гнездышко поближе к очагу, чтобы дитя не замерзло, а другие - в тени пальмовых листьев, чтобы уберечь ребенка от жары. Наши древние предки были гораздо ближе к природе, чем мы, испорченные техническим прогрессом и городским комфортом. Конечно, они не задумывались о том, что положение малыша в качающейся люльке очень близко к его положению в материнском чреве, и он чувствует себя в ней спокойнее, скорее, предки пытались таким образом оградить ребенка от всевозможных опасностей этого мира - от крыс, змей, а заодно и от темных духов, которые, по их мнению, только и ждали, чтобы завладеть беззащитной младенческой душой.

Однако правоту древних доказали научные исследования, проведенные в 80-х годах прошлого века в Советском Союзе. В ходе эксперимента проводилось наблюдение над двумя группами детей. Дети одной группы провели младенческий период в люльке, а дети второй группы - в кроватке. Результаты заставили задуматься, выяснилось, что малыши первой группы развивались быстрее и гармоничнее, по сравнению другой группой. Это проявилось в том, что:

  • они лучше спали, меньше капризничали и активнее сосали грудь матери;
  • у них быстрее нормализовалось состояние мышечной системы;
  • они быстрее научались различать предметы и фиксировать взгляд;
  • гулить и произносить членораздельные слова такие дети начинали в среднем на 2-3 месяца раньше «кроватных» сверстников;
  • они начинали ходить ножками на 1,5-2 месяца раньше.

В более старшем возрасте дети, выросшие в люльке, также показали лучшие результаты в развитии и в обучении.

Качающееся разнообразие

Готовясь к рождению малыша, молодые родители и их родственники начинают изучать ассортимент магазинов, выбирая первое приданое, в том числе - место, где новорожденный будет спать. И все чаще первой постелькой малыша становится именно люлька - уютное красивое гнездышко, в котором ребенок спит, словно в заботливых маминых руках. Сегодня люлька для ребенка - это не только корзинка, подвешенная к потолку, разнообразие моделей, представленных в магазинах, очень широко:

  • качалки - спальное место укрепляется на раме, которая стоит на двух дугах, такая люлька качается справа-налево;
  • качели - спальное место подвешивается к раме, установленной на колесики, качаться она может в разных направлениях, а при необходимости ей можно легко переместить в другую комнату;
  • электронная колыбель - результат технического прогресса - может быть и качалкой, и качелями, дополненными электронными датчиками, которые реагируют на плач малыша и включают механизм укачивания.

Кроме того, существуют люльки для перемещения малыша - это всевозможные сумки для новорожденных для ручной переноски и автомобильные люльки, которые удобно размещаются на сиденье автомобиля. Конечно, они не обеспечивают возможности полноценного спокойного сна, но достаточно уютны и комфортны, чтобы малыш чувствовал себя спокойно.

Любимому малышу - лучшую колыбель

Каждый родитель хочет дать своему чаду все самое лучшее. А поскольку новорожденный спит по 18-20 часов в сутки, то его спальное место должно быть именно таким - уютным, комфортным, безопасным. О том, насколько хороша та или иная колыбелька, можно судить по нескольким критериям, на которые и надо обратить внимание, изучая предложенный магазином ассортимент:

  • прочность конструкции обеспечивается надежностью крепления всех элементов и гарантирует безопасность карапуза во время укачивания;
  • металлические крепления элементов долговечнее и надежнее деревянных и пластмассовых, а потому и более предпочтительны;
  • размер лучше выбирать побольше, чтобы малыша можно было укладывать в разных положениях;
  • материал колыбели должен быть натуральным - дерево, ротанг; наличие краски или лака исключено, максимум - это нетоксичное покрытие против грызунов и насекомых;
  • материал спального места может быть только натуральным, так как синтетика часто становится причиной аллергии у детей, да и внешний вид искусственных материалов обычно портится быстрее, чем у натуральных тканей.


Обязательно нужно убедиться в том, что на люльке нет мелких съемных элементов. Что касается дополнительных возможностей - корзинок для мелочей, откидных пеленальных столиков и прочих аксессуаров, то выбор таких универсальных моделей остается на усмотрение родителей.

Комплектация для комфорта


Большинство люлек уже имеют все необходимое для размещения в них малыша, но в некоторых случаях наполнение колыбели нужно покупать отдельно. Но даже если люлька полностью готова, нужно убедиться в качестве ее наполнения:

  • матрас - изготовлен из натурального материала и имеет достаточную степень жесткости, лучше всего, если в его основе лежит кокосовая койра; размер матраса должен подходить к габаритам спального места и может отличаться от них не более, чем на 1 см в длину и ширину;
  • постельное белье - только натуральное, без добавления синтетики, с минимумом красителей, лучше всего - просто белое, подходящее по размеру;
  • накидка - тканевый полог, который навешивается на дугу над люлькой для защиты малыша от лишнего света и любопытных посторонних взглядов;
  • блокиратор - позволяет зафиксировать степень раскачивания люльки или вообще блокировать качание, чтобы малыш не выпал из колыбели.

Не помешает приобрести запасные колеса - люлька часто перемещается из комнаты в комнату, и колесики часто ломаются, так что лучше заранее обзавестись запасным комплектом, чтобы в случае «аварии» сразу исправить поломку. Как укомплектована колыбель для ребенка - вопрос чрезвычайно важный, так как от этого во многом зависит качество сна и состояние здоровья малыша.

О пользе старой доброй люльки

Преимущества люльки перед кроваткой очевидны:

  • в небольшом уютном пространстве малыш чувствует себя спокойнее, словно снова оказывается в безопасности маминого животика;
  • качание позволяет быстро успокоить плачущего ребенка;
  • небольшие размеры люльки экономят место в комнате, так что она может стоять даже в небольшой родительской спальне;
  • колесики позволяют легко перемещать люльку по дому.

Немаловажен и привлекательный вид колыбели, который радует глаз не только родителей, но и гостей. Некоторые модели дополняются всевозможными полезными функциями - датчиками, реагирующими на плач, музыкальным сопровождением, подсветкой.

Если все же вспомнить о недостатках, то у детской люльки он всего один - это краткое время использования. Очень скоро малыш сможет покинуть укромное гнездышко и спать в кроватке. Но и эта проблема имеет решение - в продаже имеются специальные кроватки-трансформеры. В таких моделях люлька подвешивается к бортикам кровати внутри нее, а когда карапуз подрастает, люлька попросту снимается, и ребенок может спать уже собственно в кроватке. Некоторые варианты таких трансформеров имеют дополнительную функцию увеличения по длине, так что спать в ней малыш сможет чуть не до самой школы.

Современный рынок полон приспособлениями, которые помогают растить, воспитывать, транспортировать и развивать грудного ребенка, начиная с первых дней его жизни. Выбор автокресел для детей неимоверно богат. Поэтому молодым родителям, впервые занявшимся поисками автолюльки для своего чада, не повредят несколько рекомендаций. Например, наверняка их интересует вопрос, до скольки лет можно перевозить кроху в люльке? Какой вес ребенка она может выдержать? И как правильно ее устанавливать?

Как перевозить новорожденного?

Автолюлька для новорожденных – это специальное приспособление для транспортировки детей раннего возраста, которых еще нельзя посадить. Согласно их физическим возможностям, они могут только лежать.

Основные особенности приспособления следующие:

  • прочный корпус;
  • приспособления для защиты тела малыша от ударов;
  • ремни, удерживающие ребенка внутри конструкции;
  • ортопедическое основание (внутренняя поверхность) кресла.

По способу уложить малыша в детское автокресло все модели можно разделить на две группы: группа «0», и группа «0+». Первая (собственно автолюлька) характеризуется тем, что ребенок размещается исключительно в лежачем положении. Вторая (автокресло для новорожденных) - позволяет перевозить малыша, которого нельзя сажать, как взрослого, полусидя (ножки и голова приподняты, под голову и шею подкладываются специальные валики) (рекомендуем прочитать: ).

Это основная разница между двумя приспособлениями. Часто подобные автокресла могут фиксироваться на каркасе коляски. Кроме того, отличительной чертой автолюльки является ручка, которая делает возможным использовать ее и как переноску для малыша.


В автолюльке малыш занимает естественное для своего возраста лежачее положение

Максимальный вес, на который рассчитаны обе группы, согласно документации производителя составляет 10-13 кг, максимальный возраст 1-1,3 года. Но отзывы родителей свидетельствуют, что в большинстве случае дети перерастают подобные автокресла и люльки к полугоду.

Что для новорожденного лучше: люлька или кресло?

Оба приспособления рассчитаны на детей от 0 до года, автолюлька будет эффективной до полугода или до момента, пока вес ребенка не превысит 9 кг, а рост 70 см. Автокресло обеспечивает удобный переезд малышу до 1-1,3 года приблизительно - пока он не набрал вес в 15 кг и не достиг роста в 75 см.

От 0 до 6 месяцев малышу пребывать комфортнее в автолюльке, так как он находится в горизонтальном состоянии, при наличии ортопедической вкладки ему обеспечивается привычное положение. Это облегчает дыхание, так как у новорожденного малыша дыхательная система находится еще в стадии совершенствования.

Для того чтобы свободно дышать, малышу нужно находиться в горизонтальном положении. Этим люлька отличается от автокресла группы 0+.

В автокресле группы 0+ ребенка можно положить под углом в 30-45 градусов, это снижает его комфорт в первые три месяца, но ненамного. В штатной ситуации обе конструкции рассчитаны на особенности скелета малыша.


В автокресле 0+ малыш занимает полусидячее положение, которое обеспечивается специальной конструкцией

Что безопаснее: люлька или кресло группы 0+?

Автолюльку для перевозки новорожденных в салоне автомобиля устанавливают перпендикулярно к движению машины и закрепляют с помощью штатных ремней. Автокресло в автомобиле располагается против движения, это существенно экономит место в салоне. Обе конструкции предполагают одинаковую фиксацию малыша внутри устройства – внутренними ремнями.

Считается, что при лобовом столкновении автомобиля с препятствием детская автолюлька способна защитить голову и шею ребенка несколько хуже, чем автокресло. Младенец, зафиксированный в кресле, при правильном угле наклона лучше перенесет резкое торможение, голова не будет падать вниз или резко дергаться – это убережет малыша от перелома шейных позвонков.

Чтобы добиться нужного угла наклона и зафиксировать голову маленького пассажира, в автокресло подкладывают специальные валики или сложенные мягкие пеленки. Боковые части кресла для детей от 0 имеют специальные ограничители, удерживающие голову ребенка.

Считается, что при перевозке в автокресле для новорожденных ребенку обеспечивается большая степень защиты, а недлительное пребывание в полусидячем положении не может нанести существенный вред здоровью крохи. Если перевозка планируется длительная или имеются медицинские противопоказания к использованию автокресла, нужно предпочесть автолюльку. В иных случаях можно возить свое чадо в автокресле.


Показатели безопасности говорят исключительно в пользу автокресла - оно лучше фиксирует голову и тело ребенка

Критерии выбора устройства для самых маленьких

  • надежность;
  • прочность;
  • безопасность;
  • эргономичность;
  • комфорт;
  • наличие сертификата.

Это основные требования к автолюльке для новорожденных и автокреслу для самых маленьких пассажиров. Конструкция изделия должна быть максимально надежной, корпус - изготовленным из ударопрочного пластика. Крепеж всех съемных элементов должен быть качественным, это позволит избежать травм при отрыве какого-нибудь элемента. Самым надежным способом фиксации ребенка считается крепеж в пяти точках (за плечи крохи, пояс и область промежности), ремни должны быть снабжены мягкими накладками.

Эргономичность обеспечивает физиологическое положение тела ребенка, это предупреждает развитие патологии его скелета. Качественные модели согласовываются по конструкции с ортопедами. Комфортность малышу обеспечивается качественным «дышащим» материалом обивки, наличием подголовников, валиков под шею и другими дополнительными аксессуарами. Крепятся автолюльки для новорожденных двумя способами:

  • штатным ремнем (наиболее универсальный вариант);
  • посредством базы с фиксаторами (система Изофикс).

«Лежачая» автолюлька обычно крепится штатными ремнями безопасности в соединении со специальными собственными ремнями

Автомобильная люлька обязательно должна иметь сертификат соответствия ECE R44/04 или ГОСТ Р41.44-2005. Перед получением сертификата изделие проходит краш-тесты. Это значит, что при его конструировании были учтены все возможные стандарты безопасности. Результаты краш-тестов можно найти на сайте экспертов, тестирующих люльки (например, клуб ADAC). Итоги тестирования публикуются на сайте клуба ежегодно. Ярлык на автомобильной люльке ECE должен содержать обязательную информацию о названии изделия, коде страны сертификации, весе ребенка, типе крепления и наличии 5-ти точечных ремней (обозначение - Y).

Инструкция по использованию люльки

Чтобы детское кресло-люлька могло выполнять свое основное предназначение (защита тела ребенка от травм при резком торможении, развороте и аварии), ее следует правильно закрепить в салоне авто. Ребенок должен находиться в ней в пристегнутом состоянии. Подобные удерживающие приспособления снабжаются наклейками с наглядной информацией о способе крепления или инструкцией. Есть и общие правила для всех кресел. Например, модели, в которых предусмотрено исключительно горизонтальное положение тела ребенка, размещаются на заднем сидении транспортного средства боком относительно движения. Крепят их специальными ремнями, которые соединяются с ремнями безопасности. Автолюльку для новорожденных с функцией переноски устанавливают против движения, предпочтительно сзади. Крепится она двумя способами:

  • переходными ремнями к штатным;
  • с помощью фиксаторов к специальной базовой подставке.

Если не совсем понятно, как крепить устройство, стоит посмотреть фото, где подробно показаны примеры закрепления удерживающих приспособлений в салоне автомобиля. Это значительно упростит дело.


Крепление автокресла можно осуществить несколькими способами

Автокресло, если выбор пал на него, следует фиксировать под углом от 30 до 45 градусов. Если класть ребенка в автокресло с меньшим углом наклона, это приведет к тому, что голова малыша будет падать вперед, что нарушит его дыхание, а при больших углах наклона страдает безопасность. Корректировать наклон можно с помощью валиков, которые подкладывают под кресло в передней части устройства.

Пользоваться автокреслом можно, если ребенок находится в движении не более 1,5 часов. При длительных переездах лучше подойдет переноска.

Меры предосторожности для люльки и кресла

При перевозке автолюльку надо разворачивать головой от двери, это позволяет избежать травм головы при боковых столкновениях. Лучше устанавливать устройство на заднем сидении, но допустимо это делать с отключенной подушкой безопасности и на переднем правом кресле. Никаких посторонних предметов не должно находиться на сиденье с установленным удерживающим устройством, их следует переместить в багажник. Если штатные ремни безопасности короче, чем требуется для закрепления устройства, их следует заменить. Нельзя крепить устройство с помощью неисправного или 2-х точечного ремня безопасности. Если люлька побывала в аварии - более ее использовать нельзя. Когда вес ребенка превысил указанные нормативы, удерживающее устройство должно быть заменено соответствующим по весу.

Убережет ли сильный иммунитет от осложнения после гриппа? Почему от туберкулеза в Европе не прививают, а у нас ставят прививки новорожденным? Связаны ли прививки от кори с аутизмом и почему не стоит водить детей по торговым центрам? Главный детский инфекционист Екатеринбурга Татьяна Калугина ответила на вопросы E1.RU - Татьяна Викторовна, в начале ноября в сороковой больнице от туберкулеза умер годовалый ребенок. Вы как инфекционист можете объяснить, каким образом это случилось в благополучной семье в таком раннем возрасте, когда в садик еще не ходят, контакт с окружающим миром минимальный?

Даже когда вы просто заходите в подъезд, вы не можете исключить контакта с возбудителем. Прошел только что больной человек - микобактерия уже циркулирует в помещении. Противотуберкулезной прививки БЦЖ у ребенка не было, реакции Манту - тоже. Все медики, педиатры настаивают, что ребенок должен быть привит хотя бы от тех инфекций, которые дают такие тяжелые формы и могут закончиться трагически.

Считается, что туберкулез годами развивается у людей…

Все зависит от иммунной системы, от дозы возбудителя. Дети - группа риска по развитию генерализованных форм (когда инфекционный процесс распространяется по всему организму. - Прим. ред.), с поражением центральной нервной системы. Лечить туберкулез достаточно сложно. С годами возбудитель приобрел резистентность, устойчивость к препаратам… Вот вы спрашивали, откуда в благополучной семье у ребенка такая инфекция. Те же наши торговые центры - рассадник инфицирования. Я смотрю: ребенок еще в люльке, а его уже в торговый центр везут.

Вы против?

Абсолютно. Не надо водить маленького ребенка по торговым центрам.

Там же целая инфраструктура, рассчитанная на семейный отдых. Кафе, детские площадки…

Возможно, если только ребенок будет находиться на детской площадке… Хотя бы не надо таскать его по магазинам. Хотя и на детской площадке, если ваш ребенок не привит, он попадает в группу риска.

Противники прививок возразят вам, что в прогрессивной Европе БЦЖ вообще убрали из обязательных прививок.

Да, наши родители хорошо владеют интернетом и сравнивают наш прививочный календарь и прививочные календари других стран. Действительно, в некоторых странах на сегодня прививка от туберкулеза не ставится. Но надо помнить, что страна стране рознь. Все зависит от того, насколько данная инфекция распространена на данной территории. Пока мы похвастаться, что свободны от туберкулеза, не можем. Это социально значимая инфекция.

Пока у нас высокий уровень заболеваемости туберкулезом, опасность инфицирования сохраняется. Отменить прививки мы не можем. Неслучайно эта прививка делается сразу при рождении ребенка, на третий-пятый день. Пока ребенок еще не вышел в свет. Далее мы в ежегодном режиме контролируем детей реакцией Манту. Если она становится положительной, то подключаются фтизиатры. Они оценивают, что это: поствакцинальная аллергия либо маркер заболевания. Следующая, повторная ревакцинация идет в 6–7 лет. Сейчас появился более качественный, информативный диаскен-тест. Но он проводится со школьного возраста.

Некоторые рассуждают так: прививка все равно не спасает от болезни, того же туберкулеза. Иначе зачем каждый год ставить Манту, контролировать реакцию?

Что происходит при прививке. Мы вводим антиген и ожидаем выработку антител. Это и называется поствакцинальным иммунитетом. Но, проводя вакцинацию, мы не знаем, как конкретный пациент ответит на данный антиген. У какой-то части привитых будет сильный иммунитет, достаточно продолжительный, и, даже встретившись с возбудителем, человек не заболеет. Вторая группа вакцинированных - с умеренным иммунитетом. Они могут инфицироваться. Но инфицирование и болезнь - вещи разные. Кто-то может прожить всю жизнь инфицированным, но не заболеть. И есть небольшой процент привитых, чей организм не ответил на эту вакцину в силу особенностей его иммунной системы. Конечно, этот контингент в зоне риска.

Многие из тех родителей, кто отказывается от прививок, считают, что национальный прививочный календарь устарел. Мол, многие болезни уже побеждены, угрозы заражения нет.

У нас на сегодня ликвидирована одна инфекция - натуральная оспа. В свое время обязательно прививали всех и у нас, и за рубежом, и в развитых странах, и в развивающихся. Это позволило ликвидировать оспу как заболевание. Такие же программы были приняты по кори и полиомиелиту. К 2010 году в России заболеваемость кори была сведена к нулю, мы почти готовы были заявить, что она у нас ликвидирована. Но в это время родители в Англии стали массово отказываться от прививок: с чего-то они вдруг решили, что корь вызывает аутизм. Это ни на чем не основанное утверждение. Я так могу привязать что угодно: я вышла на улицу, споткнулась и решила - вторник для меня черный день, во вторник я все время падаю. Или кто-то рассказывает: поставили прививку - на следующий день заболел.

Так, ребенок мог инфицироваться на прогулке, в гостях, в магазине. Конечно, на фоне вакцинального эффекта он может болеть тяжелее. Но прививка-то причем?! То же самое с аутизмом. Если бы все было так просто и аутизм был связан с прививками, то и детей-аутистов не было бы. Аутизм в равной степени присутствует и у привитых, и у непривитых детей. Но родители решили, что прививка от кори вызывает аутизм и начали отказываться от прививок. И произошел резкий всплеск заболевания корью. Тут же корь перешла в Европу, оттуда - в Россию: Питер, Москву, Екатеринбург.

То есть опасность не от мигрантов из Азии, а из благополучной Европы, где отказываются от прививок?

Я бы не хотела это подчеркивать. Из Азии к нам попал несколько лет назад полиомиелит. Важно то, что сегодня выезд за рубеж стал массовым, как к соседям сходить: Эмираты, Тайланд, африканские страны. Поэтому нет гарантии, что, казалось бы, побежденную инфекцию нам снова не привезут извне.

Медики сами признаются, что каждый год штаммы гриппа мутируют. Поэтому многие сомневаются в пользе прививки против гриппа. Смысл ее ставить, если все меняется?

Грипп действительно неудобен тем, что очень быстро идут изменения его структуры. Поэтому выработать одну прививку, которая может защитить на несколько лет, нельзя. Как, например, от туберкулеза и коклюша. При гриппе так не бывает. Мы каждый год должны ревакцинироваться, это связано с изменчивостью вируса. Работает масса институтов, которые прогнозируют вероятные штаммы вируса. Каждый год вакцина пересматривается с учетом вероятного штамма вируса, который ожидается в виде вспышки в текущем году. То есть вакцина «Совигрипп» уже измененная, она отличается от прошлогодней.

В этом году какой вид гриппа прогнозируют?

В этом году сохраняется H1N1 - свиной грипп, добавляются другие штаммы.

Никто не будет спорить, что прививки ставят только здоровым. А после болезни сколько времени должно пройти с момента выздоровления?

Конечно, человек должен быть абсолютно здоровым на момент вакцинации. Сегодня есть допущения, что если у ребенка есть минимальные катаральные явления (например, немного воспаленное горло. - Прим. ред.), то якобы это не является прямым противопоказанием от вакцинации. Но - возможно, меня не все врачи поддержат - я считаю, что прививать можно только абсолютно здорового ребенка. А после перенесенного заболевания желательно подождать четыре недели. Хотя сейчас все упростилось, считается, что две недели. Но если в тяжелой форме, то однозначно нужно ждать четыре недели.

Почему тогда прививки от гриппа не ставят сразу после каникул, когда большинство здоровы, с крепким иммунитетом после лета, а ставят, когда они уже все чихают, кашляют, заражают друг друга?

У вакцины есть определенные сроки, чтобы антитела выработались, и иммунитет должен сохраниться на определенный период. Если привьем в июне - августе, то иммунитет может закончиться в то время, когда начнется сезонный подъем ОРВИ или начнется эпидемия. Прививают в конце сентября - начале ноября. Это тот период, когда наиболее актуально поставить прививку, и она может защитить нас, когда ожидается подъем заболевания. То, что кашляют-чихают, - это проблема в том, что в садик водят больных детей. Родителям нужно выйти на работу, больного ребенка, накормив жаропонижающим, отправляют в садик. И когда он попадает в группу в 25–30 человек, начинается групповая вспышка, начинаются карантины по ОРВИ.

Насчет прививок от гриппа могут еще возразить, что заболевание несмертельное, а иммунитет лучше укреплять прогулками, правильным режимом, хорошим питанием и витаминами.

Ни чеснок, ни травки, ни витамины, ни спорт не смогут защитить от тяжелой формы. Только прививка. При тяжелых формах, когда вирус быстро размножается, появляются продукты распада. Антитела снимают вирусную нагрузку, они уже готовы к этому. Либо остаются клетки памяти, они нападают на этот вирус и начинают вырабатывать антитела. Тяжесть гасится. А чеснок и прочее эту функцию не выполняют. Если уверены в своем иммунитете - это ваш выбор. Но опять же ложка дегтя: ответ иммунной системы может быть слишком сильным, гиперреакция. В этом случае идет быстрый распад инфекционного агента, и этим убивается организм, потому что антител, которые могли бы осуществить функцию детоксикации, нет. Это называется самоубийственными механизмами защиты. Организм все свои ресурсы бросает на убийство вируса и оказывает медвежью услугу, в результате массивный распад микроорганизмов приводит к тому, что появляющиеся токсины отравляют организм, справиться с этим у иммунной системы сил не хватает. Токсины поражают органы и сосуды.

В этом году в Екатеринбурге не было импортных вакцин, многие опасаются ставить себе и детям отечественную вакцину «Совигрипп», считая, что она вызывает больше осложнений.

Вакцина достойная, достаточно иммуногенная, то есть с минимумом поствакцинальных реакций. Импортные вакцины могут быть в частных медицинских центрах, можно поинтересоваться.

Кстати, некоторые считают, что нет ничего страшного в том, что ребенок трех-четырех лет часто болеет. Так, мол, иммунитет укрепляется.

С одной стороны, не надо ребенка искусственно ограждать от внешнего мира, создавать тепличные условия. Никуда не ходить, все кругом бесконечно дезинфицировать. У ребенка должна идти иммунизация, он должен контактировать с микрофлорой, приобретая естественный иммунитет. И ребенок таким образом создает защиту. Но если ребенок болеет каждую неделю, каждый месяц - это отрицательно влияет на его иммунную систему и может привести к хронической патологии. Ничего хорошего в этом нет. Да, кто-то рассказывает: ничего страшного, пошел в садик и до четырех лет болел, потом все стало нормально. Да, у кого-то проходит, а кто-то уходит в хронические заболевания.

А что делать? Из садика забирать?

Искать причину частых респираторных заболеваний. Или плохие условия в детском саду, или особенности иммунной системы. Надо установить причину. Есть критерий: для трех лет нормой считается переболеть до шести раз в год. Имеется в виду ОРВИ, если бронхит, а тем более обструктивный бронхит, - это уже совсем другая ситуация, это опасность бронхиальной астмы.

А в шесть лет сколько норма?

В шесть можно до четырех раз в год. И то эти критерии пересматриваются, зарубежные специалисты допускают больше: и 8, и 10. Может, в ближайшем времени и у нас подходы изменятся. Но мое личное мнение - так быть не должно. Это ненормально. Иммунитет лучше укреплять с помощью прогулок, питания, режима и вакцинации.

Почитайте также, какие лекарства должны быть дома от простуды, чтобы не «кормить» аптеки, а действительно помогать организму.



Публикации по теме