Гиперактивный и агрессивный ребенок.

Почему я прыгаю Митчелл Дэвид

Вопрос 55 Почему ты не можешь сидеть спокойно?

Почему ты не можешь сидеть спокойно?

Мое тело постоянно движется. Я просто не могу сидеть спокойно. Когда я не двигаюсь, я чувствую себя так, как будто моя душа отделяется от тела, и это вызывает у меня такой страх, что я не могу оставаться на месте. Я всегда начеку. Но хотя я всегда хочу находиться где-то в другом месте, мне никак не удается туда попасть. Я всегда остаюсь в моем собственном теле, и когда я не двигаюсь, особенно четко осознаю, что в ловушке. Но когда я двигаюсь, я могу немного расслабиться.

Все говорят аутичным людям: «Успокойся, прекрати суетиться, сядь спокойно», когда мы носимся туда-сюда. Но поскольку я чувствую себя гораздо спокойнее, когда я двигаюсь, я сначала не понимал, что они имеют в виду, когда говорят «успокойся». В конце концов я стал понимать, что есть ситуации, когда мне лучше оставаться на одном месте. Единственный способ, который может помочь нам научиться этому, - это постоянная практика.

Из книги Литературная Газета 6332 (№ 28 2011) автора Литературная Газета

Почему мошенник не должен сидеть События и мнения Почему мошенник не должен сидеть НАМЁК ПОНЯЛ? В последнее время много сказано о том, что экономических преступников нельзя подвергать наказанию в виде лишения свободы, а ещё лучше статьи об экономических преступлениях

Из книги Что? 20 самых важных вопросов в истории человечества автора Курлански Марк

Из книги Чёрный лебедь [Под знаком непредсказуемости] автора Талеб Нассим Николас

Почему нам удается спокойно пить кофе Вспомним кое-что из обсуждения Среднестана в главе 3: ни одно отдельное наблюдение не влияет на итог. И это свойство будет приобретать все большую и большую значимость по мере увеличения рассматриваемой вами совокупности. Средние

Из книги Почему я прыгаю автора Митчелл Дэвид

Вопрос 7 Почему ты говоришь так странно? Иногда аутичные люди говорят со странными интонациями или используют слова необычным образом. Нормальные люди способны подыскивать слова для того, что они хотят сказать, непосредственно в процессе разговора. Но в нашем случае

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

Вопрос 8 Почему вам требуется столько времени, чтобы ответить на вопрос? Вы, нормальные люди, говорите с невероятной скоростью. Между появлением мысли в вашей голове и ее произнесением проходит лишь доля секунды. Для нас это подобно волшебству!Может быть, что-то не так с

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Вопрос 10 Почему ты не можешь говорить нормально? Я долго пытался понять, почему мы, аутичные люди, не можем как следует выразить свои мысли. У меня никогда не получается сказать то, что я на самом деле хочу сказать. Вместо этого у меня выходит какой-то словесный мусор, не

Из книги автора

Вопрос 20 Почему ты так переживаешь из-за ничтожных ошибок? Когда я понимаю, что допустил ошибку, мой разум отключается. Я начинаю плакать, кричать, поднимаю шум, я просто не могу думать ни о чем другом. Какой бы ничтожной ни была ошибка, для меня она очень серьезна, как будто

Из книги автора

Вопрос 25 Почему ты прыгаешь? Как вы думаете, что я чувствую, когда подпрыгиваю и хлопаю в ладоши? Держу пари, вы думаете, что за маниакальным весельем, отображающимся на моем лице, не стоит никаких особенных чувств.Но когда я прыгаю, мои чувства как будто взмывают к небесам.

Из книги автора

Вопрос 31 Почему вы так привередливы в еде? Некоторые люди, страдающие аутизмом, действительно употребляют в пищу лишь очень ограниченное число продуктов. Лично у меня нет такой проблемы, но в какой-то степени я понимаю, в чем причина. Мы едим три раза в день, но для

Из книги автора

Вопрос 36 Почему тебе нравится вращение? Нам, людям с аутизмом, нравится кружиться на одном месте. Если на то пошло, мы любим крутить любые предметы, попавшие нам в руки. Вам, наверное, сложно понять, что такого хорошего в этом кружении?Повседневная обстановка не вращается,

Из книги автора

Вопрос 45 Почему тебе так нравится гулять? Мне кажется, многие аутичные люди любят прогулки. Хотел бы я знать, сможете ли вы догадаться почему. «Потому что, гуляя, вы чувствуете себя лучше?», «Потому что вам нравится быть на свежем воздухе?». Оба ответа, конечно, верны, но для

Из книги автора

Вопрос 47 Ты можешь привести пример чего-то, что доставляет аутичным людям настоящее удовольствие? Нам доставляет удовольствие кое-что, о чем вы, вероятно, не догадываетесь. Нам нравится дружить с природой. У нас не очень хорошо получается общаться с людьми, потому что мы

Из книги автора

Вопрос 48 Почему ты всегда куда-то бежишь? Мой разум все время колеблется то туда, то сюда. Не то чтобы я убегал по собственному желанию, я просто не могу не устремляться туда, где что-то привлекло мое внимание. Это меня и самого раздражает, потому что меня всегда ругают за

Из книги автора

Вопрос 49 Почему вы так часто теряетесь? Я уже говорил о том, как я срываюсь с места, как только замечаю что-то интересное. Но есть еще одна причина, почему мы так часто теряемся, и я думаю, она в том, что мы на самом деле не знаем, где нам следует быть. Вы можете сказать нам, что

«Мой ребенок гиперактивный. Что делать?» Этот призыв о помощи часто приходится слышать детским психологам. Часто родители сами ставят этот диагноз ребенку, иногда «помогают» воспитатели детских садов, врачи или психологи. Но что же на самом деле гиперактивность? Как распознать и как помочь своему малышу?

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Есть и второе название – СДВГ – синдром дефицита внимания.

На что сразу хочу обратить внимание. Грамотный невролог, психолог или психиатр – не поставит это диагноз до 5-6 лет! Всегда дико видеть эту запись в медицинских картах детей в полтора-два года.

О чем мы еще должны договориться. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельн ости больше времени положенного по возрасту (в пять лет это 15-20 минут на один вид деятельности, например, рисует спокойно 15 минут) тяжело засыпает, «ерзает» сидя на одном месте, легко или резко у малыша меняется настроение – начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и по результатам возможно назначит терапию.

Так, а теперь о том с чем идут к психологу.

- с малышами до 4 лет

- с тем, что ребенок не сидит на месте,

- не хочет играть один,

- проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол,

- плохо спит, часто просыпается.

- Слишком активен, в понимании мамы.

Конечно, это классическое «горе от ума» Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки и игрушками и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить, о том, что не надо сравнивать детей, что ваш особенный и развивается по своему сценарию, я предложу вам мини тест, ответы на который будут «да» или «нет»

1. Вашему ребенку меньше пять лет?

2. Ваш ребенок может заниматься одним делом (которое ему интересно) 5-10 минут (например, играть или смотреть мультик)?

3. Ваш ребенок спит более трех часов подряд во время ночного сна?

4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках, или самостоятельно на месте?

5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу? Находясь при этом в стуле или на руках?

Если хотя бы 4 из 5 ответов ДА – у вас просто активный малыш, все что вы ему приписываете вряд ли имеет отношение к диагнозу СДВГ.

Для детей старше 5 лет, есть такая таблица, которую используют как подсказку психологи.

Критерии оценки

Гиперактивный ребенок

Тревожный или активный ребенок

Контроль поведения

Постоянно импульсивен

Способен контролировать поведение

Двигательная активность

Постоянно активен

Активен в определенных ситуациях

Характер движении

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряженные движения

Разобрались? Что же делать? Если вашему ребенку поставлен диагноз, то начать коррекцию с невролога. Терапия, которую они проводят поможет ребенку уравновесить нервную систему, и взять ее под контроль. Ему станет легче в обучении, в принятии решений, уходить тревожность и раздражительность. После этого детский психолог сможет подсказать вам комплекс упражнений для регуляции внимания. Часть из них я опишу ниже.

Это классическая схема, которую вам посоветуют:

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

А теперь советы тем мамам, у чьих детей, на самом деле, нет проблемы!

1. Позвольте ставить диагнозы врачам.

2. Примите, что ребенок развивается в движении, ему это жизненно необходимо

3. Посмотрите на себя, буквально, лучше с помощью фотографий и видео, и так же разберите поведение вашего мужа. Вы спокойны, тихо сидя в кресле проводите свое время, вам нравится часами заниматься одной и той же деятельностью? Нет? Ой, может быть это ВАШ ребенок?)

4. Если вы хотите, что ребенок вас слышал и выполнял то, что вы просите, делайте это правильно. Инструкция должна быть краткой и немногословной. Она должна состоять из очень конкретных и понятных ребенку шагов.

5. Уменьшайте количество запретов! Это то, что вносит противоречие и сумятицу в детские головы. Жизнь в клетке из запретов вынуждает с ними бороться всеми доступными методами!

6. Давайте ребенку время! Это очень важно! Прежде чем добиться результаты, предупреждайте 3-4 раза с интервалом в 5 минут. Это позволяет подсознательно принять и услышать ваше требование.

7. Не давайте сто заданий сразу. Это сложно. Дробите их не мелкие части.

8. Ограничивайте гаджеты и мультики. Это мешает адекватному восприятию информации ребенком!

9. Думайте о самооценке ребенка, прежде чем сделать замечание и сказать, что не так, задумайтесь на секунду, о том, какой вред это может ему нанести в будущем!

10. Не смотря на все, что я уже сказала, этот пункт очень важен. Активному ребенку нельзя жить во вседозволенности! Помогайте вашему непоседе с детства формировать рамки и границы, это очень важно. Но заранее продумайте как это сделать, не создавая клеток, о которых мы писали выше. Самое лучшее рамки выставленные при помощи игры или сказки, когда малыш делает выводы сам.

Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности

Кулагина Любовь Леонидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 227»

Мотовилихинского района г Перми.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК .

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Многих родителей беспокоит , что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ) . Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься : он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет . Его главными характеристиками являются : чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)

Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных . Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных . Если ваш ребенок полон энергии , если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен . Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться , не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности . Шумный «ребенок-баловник » или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства . И, наконец, ребенок , имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных . Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного , существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенок наверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте : он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью , ознакомьтесь с тестом на гиперактивность . Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»

Активный ребёнок :

Большую часть дня не «сидит на месте» , предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома , но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице» , но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребёнок :

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно . У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства : палки, камни…

Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.

Установите причину гиперактивности , проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция) . Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.) .

Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» - неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.

Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал .

Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше , чем другим детям, необходимо придерживаться золотой середины в питании : поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещё одно правило : если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!

И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.

В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми . Предлагаем Вам некоторые из них.

«КЛУБОЧЕК» (Черепанова Г. Д.)

Цель : обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

«АРХЕОЛОГИЯ»

Цель : развитие мышечного контроля.

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей . В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки : лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.

Гиперактивный ребёнок – особый , являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит . Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.

В современном мире стало модно вешать на детей ярлык «гиперактивный». Причем, ставят подобный диагноз не врачи, а все, кому не лень. При этом очень часто люди до конца не понимают значения данного термина. На самом же деле определить, является ли активность и эмоциональность вашего малыша отклонением от нормы может только врач.

Однако существует ряд некоторых признаков, которые должны насторожить родителей. Данные симптомы обычно проявляются в возрасте около 4 лет. Ситуация усугубляется к 8 годам, когда общие нагрузки в школе и дома требуют от ребенка большей усидчивости, внимания и сосредоточенности.

Зачастую гиперактивность сопровождается агрессией , при этом ребенок может зайти весьма далеко в своей жестокости по отношению к сверстникам или близким людям. Ребенком овладевает азарт и его очень трудно остановить. Это становится настоящей проблемой для родителей, а также для тех, кто окружает данного малыша. Его начинают бояться дети во дворе или в садике (в школе).

Признаки гиперактивности.

Если у вашего ребенка присутствует 6 признаков из 10, обратитесь к специалисту.

  • беспокойные, нервные движения в кистях и стопах
  • ребенок не может сидеть на месте, он ерзает, крутится, дергает руками и ногами (в простонародье «шило в попе»)
  • ребенок вскакивает с места даже тогда, когда нужно сидеть на месте (например, в школе или в транспорте)
  • проявление бесцельной двигательной деятельности
  • не может тихо и спокойно играть один
  • излишняя болтливость
  • торопливость (например, отвечает на вопросы, не успев еще даже дослушать его до конца)
  • постоянно всем мешает, встревает в разговоры, всюду сует свой нос
  • такое поведение длится не менее полугода
  • ребенок ведет себя подобным образом как в школе (детском саду), так и дома

Даже при наличии всех этих признаков, врач не может поставить окончательный диагноз «гиперактивность». Для этого необходимо пройти дополнительные обследования мозговой деятельности: ЭХО ЭГ, ЭЭГ или УЗДГ.

Что делать, если диагноз «гиперактивность» подтвердился?

Для коррекции гиперактивности необходимо придерживаться режима, а также специальной диеты. Необходимо исключить шоколад, лимонад, конфеты и прочие сладости, консервы, сухие колбасы. Данные продукты оказывают возбуждающее действие на нервную систему. Прием пищи должен быть строго по часам. Перекусов быть не должно. Следует избегать переедания. Помните, что лучше недоесть, чем переесть, особенно в ситуации с гиперактивным ребенком.

Уделяйте особое внимание прогулкам. Ребенок должен находиться на улице как можно больше времени. Гуляйте в любую погоду, так как пребывание на свежем воздухе улучшает работоспособность мозга, благотворно воздействует на эмоциональное состояние ребенка. На улице позволяйте малышу делать практически все (в пределах разумного, конечно!). Пусть бегает, скачет, катается на качелях и роется в песочнице, пачкается, стучит палкой по дереву и так далее. Следите только, чтобы малыш не проявлял агрессию по отношению к животным и другим детям.

Гиперактивным дошкольникам необходим дневной сон, продолжительность которого должна быть не менее 2 часов. Перед отходом ко сну рекомендуется принять теплую ванну, но не душ. Вода оказывает успокаивающее влияние на гиперактивных детей. Можно сделать малышу успокаивающий массаж, дать любимую игрушку, с которой ему будет спокойно. Почитайте малышу сказку на ночь, желательно про животных и обязательно добрую!

Коррекция поведения гиперактивного ребенка:

  1. Исключите физическое наказание. Если малыш ведет себя плохо, то используйте следующие принципы: предупреждение, игнорирование, спокойное сидение в тихом месте
  2. Почаще хвалите малыша — гиперактивные дети чувствительны к поощрениям
  3. У ребенка должны быть свои обязанности. Составьте список и повесьте их на стене. Требования должны соответствовать уровню развития малыша.
  4. Обратитесь к медикам, профессиональным педагогам и психологам, ведь гиперактивность — это не следствие ошибок в воспитании, это медицинский диагноз, требующий определенного лечения.

Меня натолкнула статья "Der wahre Grund, warum Kinder nicht still sitzen können " (почему дети не могут сидеть на месте) в интернет-газете huffingtonpost.de

Практикующие детские психологи в последнее время все чаще сталкиваются с обращениями по поводу того, что дети не могут контролировать свою двигательную активность. Ученые называют это синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Из-за этого страдает обучаемость. Чаще всего это расстройство проявляется при поступлении в школу. Ребенок став первоклассником, не может справиться со своей подвижностью и мешает работать другим детям. Администрация школы тактично намекает родителям показать ребенка психологу.

Постоянные замечания в дневнике за нарушение дисциплины на уроках и беготню на перемене, недовольство учителя и более спокойных одноклассников приводят к тому, что с самых первых шагов у ребенка формируется негативное отношение к школе и всему процессу обучения . Совсем маленький человечек произносит страшные слова: «Я ненавижу себя! Я ничего не могу! Я всем мешаю!» Уровень самооценки такого ребенка стремительно падает. Родители в такой ситуации чаще всего теряются.

Самое главное – не замыкаться в собственной проблеме.

Незнание родителей, как себя повести, еще больше усугубляет психологическое состояние ребенка. Между тем, в не запущенных случаях, достаточно уделить внимание физической активности ребенка, обеспечить выход его неуёмной энергии, заняться спортом, подвижными играми, и проблема будет решена.


Медицинская статистика констатирует неумолимый рост количества детей, которым поставлен диагноз СДВГ. Учителя начальных классов со стажем, утверждают, что на сегодняшний день не меньше, чем 8 из 22 учеников класса периодически демонстрируют поведение, которое заслуживает вмешательства детских психологов. Подобные проявления неуклонно нарастают по мере того, как требования к усидчивости первоклашек возрастают вместе со все расширяющимся кругом обязательных знаний и умений. Учебная нагрузка увеличивается не только в школе. Даже в детском саду от малышей требуют сосредоточенного внимания и неподвижного сидения не менее чем в течение 30 минут в процессе подготовки к школе.

С самого нежного возраста от детей требуют соблюдения приличий и спокойного поведения. Все меньше количество детей может вдоволь покататься с горки, полазить по деревьям. Родители с опаской относятся к качелям и каруселям. Ужесточившийся контроль общества за обеспечением физической безопасности детей дома, на улице и в учебных заведениях приводит к тому, что родители, а уж тем более воспитатели и учителя, стремятся исключить малейшую возможность получения травм, которые, к сожалению, неизбежны при активных играх. Страшно себе представить, но у совсем маленьких ребятишек постепенно формируется гиподинамия .

Что повсеместно происходит на обычных школьных занятиях? Учитель сидит за своим столом и монотонно рассказывает или, что еще хуже, читает новый материал. И это может повторяться из урока в урок на протяжении целого учебного дня. Такой способ подачи нового материала утомит даже взрослых людей. Как реагируют на это ученики младших классов? Заинтересованных глаз практически нет. Кто-то покорно сидит смирно и мучительно ожидает завершения урока. Большая часть детей занимают себя кто как может. Несколько человек качается на стульях, другие (особенно девочки) теребят одежду, волосы.

Сгрызенные верхние кончики карандашей уже никого не удивляют. Бесцельные каракули на бумаге, постукивание пальцами по столу, уродующие осанку позы…

Такие картины раньше были возможны только для детей с ограниченными психо-неврологическими способностями. А сейчас подобная картинка стала нормой в обычных школах с самыми обычными детьми. Такая заторможенность организма возможна при непомерно увеличенной нагрузке в преддверии экзаменов или ускоренно изучения больших объемов материала. Но это происходит и в совершенно нормальной обстановке.

Проведенные простейшие тесты на соответствие физического развития возрасту продемонстрировали, что только 1 из 12 обследованных имели нормальную физическую силу и развитость вестибулярного аппарата . Вместе с ними катастрофически страдает сенсорная система организма, обеспечивающая адекватное отображение окружающей среды в человеческом мозге. Такое состояние здоровья подавляющего большинства детей должно вызывать обеспокоенность родителей и общественности. Это требует серьезного вмешательства врачей.

Состояние вестибулярного аппарата и двигательная активность неразрывно связаны. Чтобы равновесие формировалось сообразно возрасту ребенка, дети каждый день должны получать разнообразную физическую нагрузку не менее нескольких часов подряд . Попытка его сформировать в статических позах не приведет к желаемому результату. К сожалению, существующее школьное расписание с его занятиями физкультурой два раза в неделю не может обеспечить достаточное развитие сенсорной системы.


Пытаясь в детском саду активно готовить детей к школе, их лишают необходимого движения. Это в свою очередь приводит к недоразвитию сенсорной системы, огрехи работы которой дети стремятся компенсировать постоянным перемещением тела (ёрзаньем) в пространстве. Подчиняясь требованиям взрослых сидеть неподвижно, дети обрекают себя на неточное определение своего места в окружающей среде. Сознание опасаясь такого неустойчивого положения частично отключает каналы поступления информации (согласитесь при быстром вращении или падении мы автоматически закрываем глаза, потому что мозг не успевает обработать все, что проносится перед глазами).

Проблему беспокойного сидения на уроках можно решить только одним способом. Значительное удлинение перемен между уроками и позволение выходить на школьный двор для активных игр позволит активизировать сенсорную систему, которой хватит сил, чтобы справиться со следующим периодом неподвижного сидения. Непродолжительной прогулки из школы домой совершенно недостаточно, чтобы вновь сесть за учебный стол. Игры и беготня в течение нескольких часов (!) позволят сенсорной системе ребенка прийти в себя после школьных уроков и вновь сосредоточиться для выполнения домашнего задания.



Публикации по теме