Конфликты с подростками в семье. Что делать, если подросток откровенно враждебен к родителям? Существуют основные типы и причины, по которым подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, приводящие к конфликту

Кто не сталкивался с трудным подростковым возрастом? И вот уже маленький розовощекий малыш, который бросался к маме с папой со словами: "я вас люблю!", грубо отталкивает вас, когда вы просите его убрать за собой, сделать уроки или вымыть посуду. Между вами возникает стена непонимания, ворох взаимных обид и претензий. Психологические особенности подросткового возраста: почему возникают конфликты между подростками и родителями? Это актуальный для многих вопрос, ответ на который вы найдёте в нашей статье.

Причины возникновения сложностей в подростковом периоде

  1. Первая причина - необходимость в самоутверждении. Ребёнок взрослеет, развивается. Ему важно отстоять своё "я". Да даже трехлетнему малышу не хочется одевать куртку, которую выбрала ему мама. А что уж говорить о подрастающем человеке! Подросток желает общаться с теми, кого он выбрал, заниматься тем, к чему лежит душа, кушать, то, что нравится. И ему абсолютно все равно, что двадцать шоколадок в день - это вредно, а для того, чтобы сдать экзамены, следует упорно учиться. Желание самоутверждаться без учета здравого смысла и взрослой ответственности - вот главная почва для конфликта. Тягу ребёнка к самостоятельности следует принимать во внимание. Без собственных попыток самоутвердиться, без неизбежных ошибок невозможно стать развитым и успешным человеком. Родителю иногда нужно только сделать шаг назад, отпустив подростка в вольное плавание. Когда подростку понадобится ваша помощь, он обратиться к вам. Конечно, если вам удалось сохранить хорошие отношения, если вы не злоупотребляли властью, были добры и деликатны, мудры и ответственны.
  2. Родительское давление. Требования вместо компромисса - распространенная родительская тактика. Маме и папе кажется, что ребёнок должен уважать их и слушать только за то, что он у них родился. Но, увы, для подростка это недостаточно веская причина. Теперь авторитет следует завоевывать. Быть личностью, жить интересно, уважать себя и своего отпрыска - вот ключ к созданию и удержанию авторитета. Как бы ни было сложно, воспитывать надо себя, и только после - своего ребёнка. Если вы живете скучной жизнью, неудовлетворены и обижены на судьбу, ребёнок не будет следовать вашим советам.
  3. Третья причина, почему возникают конфликты между подростками и родителями, заключается в том, что последние не желают видеть в ребёнке отдельную личность. Вы знаете, что у любимого сына или дочери глаза в маму, а нос от папы, что он полностью ваш, ваша кровинка. И часто не считаете нужным замечать очевидные различия в поведении, характере. Подросток может быть медлительным и неторопливым, тогда как мама активная и энергичная. Но это не значит, что он будет менее успешным в жизни. Просто не следует отдавать девочку на балет, если об этом мечтала её мама, а мальчика на бокс, потому что парень должен уметь драться. Все это тоже хорошо, но важнее всего увидеть индивидуальность своего ребенка, понять его потребности и желания. Конечно, работа программиста высоко ценится. Однако не надо будущего музыканта переделывать в офисного работника. У каждого свой путь.
  4. Склонность родителей все усложнять и в силу своей родительской любви делать из мухи слона - большая проблема. Период подросткового возраста - это этап экспериментов, поисков себя. Ничего страшного, если девочка желает покраситься в розовый цвет, а мальчик надумал податься в готы. Конечно, многие увлечения подростка могут пугать родителей, и они с ужасом наблюдают крушение собственных надежд. Но это временно! Поверьте, вы тоже были трудным подростком, вам тоже хотелось перемен, вы слушали модные в то время музыкальные группы и мечтали стать самым популярным подростком в школе. Дайте вашему отпрыску немного свободы. Жесткое поведение приведёт только к тому, что подросток закроется от вас, и отныне все его приключения будут происходить у вас за спиной. А это действительно опасно! Близость, доверие и уважение к подрастающему человеку - это единственная возможность не поломать, а сформировать будущую развитую гармоничную личность.
  5. Максимализм Вашего сына или дочери. Почему возникают конфликты между подростками и родителями? Они разгораются на фоне юношеского упрямства. Особенности подросткового периода пережить сложно, но это реально! Главное понимать, что у ребёнка - свой, особенный взгляд на жизнь, который нередко и ему причиняет неудобства. Помните, что всем в этом возрасте присуща склонность к резким оценкам, восприятие моральных норм в черно-белых тонах, упрямство и так далее. Дочка может шокировать вас, обвиняя в уходе папы из семьи, сын может жестко судить вас, за то, что вы не так богаты, как отец его друга. Это больно слышать, но надо помнить: максимализм проходит, и со временем вашему любимому ребёнку будет стыдно за свои слова. Но - чуть позже. А пока не принимайте его жестокие слова близко к сердцу.
  6. Почему же возникают конфликты между подростками и родителями? Иногда виной тому - нынешние реалии. Раньше дети чётко знали, кем они будут, когда вырастут. Мир был стабилен, нормы - непоколебимы. Сегодня все изменилось. И ныне такие качества, как послушание, не в цене. Выигрывают нестандартно мыслящие, активные и предприимчивое парни и девушки. Поэтому способность отринуть изжившее себя старое и прокладывать свой собственный путь - не такое уж плохо качество. Конечно, не стоит отпускать подростка в этот путь в одиночку. Будьте рядом, чутким поверенным, верным другом, но не требуйте следовать по Вашей тропе. Позвольте подрастающему человеку выбрать свою дорогу и достичь успеха.
  7. Воспитание детей - подростков - задача нелёгкая. Особенно когда вы воспринимаете человека с точки зрения своих воплощения планов и надежд. Как бы вам не было больно, ребёнок не обязан реализовывать ваши мечты. Позвольте ему делать свой выбор. А свои мечты вы можете осуществлять и сами! Да, вам уже не стать балериной (если здоровье и возраст не позволяет), но вам по силам организовать собственный танцевальный кружок. Будьте гибкими, смелыми, не давите на ребёнка: требуйте не с него, а с себя!
  8. Несформированность моральных норм. Нравственное воспитание подростка со всей тяжестью ложится на плечи родителей. А уж после подключаются родственники, учителя. Порядочность, ответственность за свои поступки, забота о ближних, самоуважение, благодарность - это те внутренние опоры, которые помогут вашему подростку не заблудиться в мире разочарований и соблазнов. И именно на вас возлагается задача привить ребенку моральные нормы. Человеку со сформированным личностным каркасом легче не попасться в другую компанию, не пострадать от несчастной любви, не скатиться в учебе. Он понимает, что его жизнь и отчасти жизнь его родных - в его руках.

Итак, почему возникают конфликты между подростками и родителями? Да просто такой период, который придётся, сцепив зубы и запасаясь валерьянкой, пережить! Воспитание подростков родителями часто доставляют и тем, и другим немало трудностей. Как правило, мамы и папы стараются привить своим детям ответственность, разумность, порядочность. Но воспитывать может и должен лишь зрелый внутренне человек. Так что в первую очередь лучше начать с себя. Каков ваш взгляд на мир, заботитесь ли вы о родных, уверенны ли в своих силах? Не учите на словах, это бесполезно! Разве можно воспитывать ребёнка иначе, нежели собственным примером?

Немаловажной составляющей является половое воспитание подростков. Сейчас сложное время - эпоха перемен. Если раньше половые роли были строго определены, то сейчас границы гендерных различий стираются. В современном обществе девочка должна не только реализоваться как мать, жена и хозяйка, но и раскрыться, как профессионал. Соответственно, ей нужно быть не только нежной, ласковой, доброй и понимающей, но и активной, целеустремленной, энергичной, способной бороться за свои интересы. А от мужчины ждут не только доминантного поведения, ответственности за семью, карьерных успехов, но и чуткости, эмоционального взаимодействия с детьми, умения строить личные благополучные отношения.

Но не меняется одно - актуальность самоуважения и уважения к партнёру. Важная составляющего воспитания девочки и мальчика - это способность строить гармоничные отношения, основанные на доверии, любви, взаимовыручке, готовности искать компромисс. Очень важно научить подростка осознанно и здраво подходить к решению сексуальных вопросов. Важно учить девочек не спешить с близостью, предохраняться, избегать абортов. Важно рассказывать мальчику о внимательном отношении к своему партнеру, о необходимости использования контрацептивов.

В контексте обсуждения проблемы, почему возникают конфликты между родителями и подростками,задумайтесь, насколько откровенным можно быть со своим отпрыском. Возможно, есть вещи в Вашей жизни, которые подростку знать необязательно. Определенная скрытность в обсуждении интимных проблем может быть оправдана. Но вот в своих чувствах вы можете быть откровенны.

Найдите удачный момент, расскажите, сколько боли доставляет девушке неправильный выбор, безответственность в вопросах контрацепции, объясните, как безрассудность и неосторожность приводит к печальным последствиям. При этом не забывайте выражать понимание, скажите, что тоже были молоды и влюблены, что вам понятна горячность и доверчивость юноши или девушки. Однако всегда следует действовать разумно. Предостерегать ребенка, но постарайтесь избежать занудных нотаций и директивных указаний.

Психологические особенности подросткового возраста: почему же возникают конфликты между подростками и родителями?

Когда речь идёт о воспитании подростков, проблемы возникают самые разные: максимализм юноши и девочки, непонимание родителей и многие другие. Но все они решаются с помощью чуткости и терпения со стороны мамы и папы, их готовности пересмотреть свою позицию в ключевых вопросах и способности настоять на своем, когда это необходимо. Можно обратиться к психологу, если вы чувствуете, что вам необходима поддержка извне. Главное помнить, почему возникают конфликты между подростками и родителями, и как избежать беды. С трудностями этого возраста сталкивается каждый - однажды в роли ребёнка, после - в роли матери или отца. И каждый ищет свое решение, свой выход из ситуации.

Почему возникают конфликты между подростками и родителями? Что делать и как быть? Спрашивает себя ответственный отец семейства или обеспокоенная мать. Недоразумения склонны разрастаться, как снежный ком. И в какой-то момент даже маленькая ссора может привести к тому, что ребёнок уйдёт из дома, обиженно хлопнув дверью. Так что лучше до этого не доводить! Решайте недомолвки сразу, не замалчивайте проблему! Чем скорее вы обратите внимание на конфликт, тем проще вам будет найти компромисс со своим строптивым сыном или дочерью.

Психология детей - подростков в современном мире претерпевает свои изменения. Сейчас актуальны компьютерные игры, где каждый может почувствовать себя героем или первой красавицей. Так запуганный сверстниками мальчик может побеждать врагов и быть во главе отряда, стоит ему только усесться за компьютер и щелкнуть мышкой. Будьте очень внимательны к проблемам интернет-зависимости. Как и в любом другом варианте, не стоит доводить до беды. Поощряйте стремление мальчика выходить в реальный мир, достигать своих целей, способствуйте его развитию, не отказывайтесь от помощи специалиста. Показывайте личным примером, что, придя после работы домой, можно не садиться за интернет, а идти вместе в парк кататься на роликах, читать книгу, встречаться с друзьями и их семьями.

Конфликты детей - подростков порой основаны на гендерных различиях.

Психология девочек - подростков и психология мальчиков – подростков существенно отличается. Девочка копирует поведение мамы, а мальчик в идеале ориентируется на отца. соответственно, все мамины ошибки как женщины и папины недочеты в отношениях с противоположным полом всплывают в эру взросления отпрыска. Если мама имеет проблемы с самооценкой, если отец безуспешно пытается утвердить свою главенствующую роль в семье, те же проблемы могут появиться и в поведении детей. А порой, как ни печально, мальчик и девочка начинают действовать от противного. Девочка старается ни в коем случае не стать такой, как мама, а мальчик решает во что бы то ни стало не повторить судьбу отца.

Иногда маме и папе больно признать свои недостатки, но это необходимо. В ваших силах помочь своему любимому ребёнку стать лучше вас, прожить более счастливую жизнь. Особенности воспитания подростков необходимо учитывать в своей семье, если вы желаете вырастить гармоничную и развитую личность - будущую успешную и счастливую женщину, сильного и уверенного в себе мужчину.

Воспитание подростков - трудная задача. Но подростковый период с его неизбежными трудностями вскоре закончится. И, если вы все сделали правильно, вы будете наслаждаться тёплыми и доверительными отношениями и гордиться своим любимым ребёнком.

Итак, почему все же возникают конфликты между подростками и родителями?

Во-первых, дело в родителе, а, во-вторых, в самом подростке. И эффективно решить проблему можно только тогда, когда обе стороны двигаются в сторону компромисса и налаживания отношений. Но как побудить любимого сына или дочь решать конфликт? Будьте чуткими, внимательными, мудрыми, деликатными и очень терпеливыми.

Подростковый возраст: уделяйте внимание нравственному воспитанию подростка, развитию его душевных качеств. Конфликты между родителями и подростками можно решить! Ведь вода камень точит. Желаем вам успеха.

В современном обществе, по результатам исследования психологов, значительно вырос уровень конфликтности. Конфликты всегда присутствовали в обществе: во взаимоотношениях между близкими людьми, в больших и малых коллективах, у семейных пар.

Возраст детей с 14-16 лет отличается своей конфликтностью. Особенно это чувствуется в самом тесном окружении. Почему так случается? В этом возрасте у подростка вырабатывается желание быть от родителей независимым, развиваются устойчивые формы поведения, формируются черты характера. Подросток ищет свое «Я», находится в активном поиске. При этом складываются новые отношения с самыми близкими, которые раньше оказывали сильное влияние на него. В период становления личности, подростка интересуют его личные проблемы, дела членов семьи вне дома его мало беспокоят. Он полностью занят своими чувствами и делами. В подростковом возрасте начинается бурное психическое и физическое развитие, перестраивается социальная активность ребенка.

В этот период подросток воспринимает родителей как:

  • «верховную власть»; (Он понимает, что родители привносят в бюджет семьи материальные средства, от этого также зависит его личное благосостояние. Ребенок знает, что его «предки» оценивают «как хорошо», и манипулируют этим.)
  • первоисточник поддержки и оптимизма; (Ребенок понимает, что дома он находится в полной безопасности);
  • объект для подражания; (Хотя, именно в этом возрасте, образчиками поведения становятся другие авторитеты, а поступки и слова родителей подвергаются критике).
  • источник жизненного опыта; (Не смотря на свою самоуверенность, подросток все же нуждается в оценке своих действий иными людьми, и прежде всего, папой и мамой).

Отличительные черты поведения

В этом возрасте все раннее скрытые нестыковки и разногласия вылезают наружу. Начинается период противостояния. Подросток бравирует своими правами перед близкими. Предстает хулиганом, грубияном, вставляет в речь «нецензурщину» и пытается критиковать родных и не только. Ребенок хочет большей самостоятельности: от выбора одежды до уединения в комнате. Авторитет родителей начинает пошатываться. Все это происходит от того, что близкие и родные еще видят в нем ребенка, не понимают, что к подростку нужно относиться уже по-другому. Не сразу происходит понимание у взрослых, что ребенку запрещать, что нужно дозволять. По этому поводу даже в благополучных отношениях в семье может появиться трещина раздора, возникнуть сложность во взаимоотношениях.

Виды семейных взаимоотношений

  1. Очень близкие, доверительные и теплые. (В таких семьях дети проходят этот возраст без видимых конфликтов. Все тихо и мирно).
  2. Присутствует внимательность к ребенку, живут интересами подростка, знают его друзей, как учиться, какую музыку слушает. (Тоже период взросления проходит без особых конфликтов).
  3. Родители интересуются больше бытом и материальным благополучием ребенка, чтобы был сыт, Имелась новая техника, одежда не хуже, чем у других и т. д. Остальное их мало интересует.(Ребенку со временем этого мало и возникает некий барьер в отношениях).
  4. Ребенка жестко контролируют, следят за каждым поступком, просматриваются его сообщения, присутствует рукоприкладство, нет доверительных отношений. (Конфликты могут носить скрытый характер из-за страха ребенка перед старшими. может иметь трудности в общении и недоверие к людям).
  5. Дети предоставлены сами себе, обстановка крайне критическая (родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками). Детьми никто не интересуется, они рано узнают, что такое «улица» и часто идут на преступление ради чего-то им не доступного или элементарно, ради еды.

Тип идеальной семьи для подростка

Идеальные отношения в семье- это партнерские. Не опека, не сосуществование, ни тем более диктаторские отношения не сблизят вас с подростком. Родители, которые принимают решения с подростком, не ограждают их от семейных дел, обсуждают с ним планы на будущее, становятся ребенку друзьями. Конфликтные ситуации в таких семьях, конечно, существуют, но гасятся очень быстро после семейных бесед.

Здравствуйте, уважаемые родители.

Сегодня мы с вами о сложностях общения родителей с подростками и возможных способах их разрешения. Многие родители говорят о подростковом возрасте со страхом и тревогой. Конечно, это сложный период и для самих подростков и для их родителей. Именно в это время во многих семьях конфликты становятся частью повседневной жизни.

Обострение отношений в первую очередь связано с особенностями подросткового возраста.

Юноши и девушки, так или иначе, сталкиваются с одинаковыми проблемами: взаимоотношения с родителями, сверстниками, учителями, трудности в учебе, одиночество, первая любовь, выбор профессии.

Для всей семьи трудное время отрочество (13-15 лет) и юность (до 18 лет). Грани этих периодов размыты, условны, поэтому ребят этого возраста называют то юношами, то подростками. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине процесса созревания. Сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Так же неравномерно происходит и умственное, социальное, нравственное развитие. Не совпадают эти развития в различных жизненных сферах. Ребенок может быть вполне взрослым физически, но умственно и социально оставаться подростком. Подростковый возраст - трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший ребенок борется за свою свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома. На самом деле ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения. Поэтому главный совет родителям подростков - уважайте в своих детях взрослых людей и конфликтов в вашей семье будет намного меньше.

Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.

Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к другим конфликтам:

Межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;

Конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе - его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;

Межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.
Начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические и гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. Но проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка. Проявление таких качеств как отделение себя от родителей и их опеки, активно проявляемая инициатива - это выражение потребности обрести власть над собственной жизнью. Появляется конфликт, который основан на недавнем кризисе развития 7 лет (компетентность или неуспешность). Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти над собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые интересы и стремления. Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка. Плюс ко всему вся ситуация происходит на фоне того, насколько родители и ближайшее окружение подростка готовы к тому, чтобы принять его и понять.

Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение - все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым - как правило, под влиянием сверстников.

ПОЛОЖЕНИЕ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Основная проблема, возникающая у подростков, это проблема взаимоотношений с родителями.
В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Подростковый возраст время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых.
В глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт. Когда ребенок находится на ранней стадии развития, он переживает самый первый свой конфликт, в котором закладывается его доверие или недоверие к миру. Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе. Когда подходит пора подросткового возраста, такой ребенок часто вступает в конфликты, бывает агрессивен и раздражителен. Договориться с ним бывает очень сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка.

Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. Поведение подростка, которое внешне выглядит, как вызов, на самом деле является замаскированной просьбой принимать решения и действовать самостоятельно. Если родители неправильно понимают изначальный посыл вызывающего поведения подростка, в семье может начаться настоящая борьба за власть. На определенное поведение подростка следует абсолютно неадекватная реакция родителей. Дальше следует цепная реакция: бунт подростка, порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречности собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Родители уверены, что заботятся о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Подросток убежден, что не собирался делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться.

Но и родители, строившие отношения с детьми и друг с другом на основе любви и понимания и творчески решавшие задачи, иной раз чувствуют себя обескураженными, столкнувшись с обострением вроде бы благополучно разрешенных конфликтов. На самом деле, все то, чего родители достигли раньше, все те качества личности, которые приобрел ребенок, никуда не исчезли. Не исчезла и любовь сына или дочери к родителям и потребность в родительском участии и поддержке, которая в этот период еще нужнее и важнее, чем прежде.

Немаловажным становятся и последствия конфликтов. В силу особенностей самого конфликта, его силы и значимости для подростка, его психологических характеристик, конфликт переживается подростком по-разному. Подростки очень сильно переживают, когда понимают, что находятся в открытом конфликте с другим человеком. Первое желание подростка - уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе. Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для старшеклассника, то он может прибегнуть к двум основным стилям поведения: приспособление (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). При этом уступка по сути своей направлена скорее на спасение хороших отношений между людьми, а не на разрешение проблемы.

Результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств. Если конфликт привел подростка в состояние стресса, чтобы избежать негативных последствий рекомендуется соблюдать следующую линию поведения:

Не следует предъявлять подростку много претензий и возлагать на него свои ожидания;

Терпеливо и внимательно выслушать подростка: если он способен рассказывать о своих проблемах, значит, не все еще потеряно и он сможет с ними бороться;

Предотвращайте самонаказание, не поощряйте его склонность к самообвинению;

Не позволяйте ему стать затворником, старайтесь находить ему занятия вне дома;

Будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;

Обращайте внимание на положительные качества подростка, старайтесь их закрепить;

Стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;

Если подросток избегает вас и других людей, если выхода из ситуации не находится, обратитесь за профессиональной психологической помощью.

Если помочь подростку справиться с его внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу, впоследствии это поможет ему справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.

Типы конфликтов и способы их преодоления

1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия

По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, - все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок - послушный и старательный.

Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.

Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

2. Диктатура родителей

Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: “Кто сильнее, тот и прав”.

Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, - все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда “посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры - явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:

Не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

Не трогать личные вещи,

Не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

3. Мирное сосуществование - скрытый конфликт

Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

Сюда же можно отнести воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую “свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.

Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

4. Конфликт опеки

По сути, опека - это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.

Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.

Но “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.

Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям “медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят “маменькиных сыночков и дочек”.

Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.

Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.

Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации.

5. Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия”

Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем возрасте...”. Это приводит к двум типам конфликтов:

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни, (см. “Самоубийство в возрасте от 13 до 18 лет”).

Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость - грубостью, на злорадство - злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.

Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.

И главное - уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

К чему мне необходимо стремиться?

Оптимальный тип семьи: партнерство

Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование.

Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило - не ограждайте

их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.

Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты - все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.

Кто же должен сделать первый шаг к примирению?


В большинстве случаев родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении.
Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Третья задача - взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия. Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах с взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.

ВЫВОД: позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. На самом же деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией. Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. В результате теряется контакт и уважение. Происходит разрыв в отношениях.

Родители!

Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного.

Не всегда старайтесь сделать “как лучше”. Подумайте, к чему это может привести.

Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.

Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.

(2 голоса : 5 из 5 )

Подростковый возраст - трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший ребенок борется за свою свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома. На самом деле ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения. Поэтому главный совет родителям подростков - уважайте в своих детях взрослых людей и конфликтов в вашей семье будет намного меньше.

Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.

Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к другим конфликтам:

— межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;

— конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе - его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;

— межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические и гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. Но проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка. Проявление таких качеств как отделение себя от родителей и их опеки, активно проявляемая инициатива - это выражение потребности обрести власть над собственной жизнью. Появляется конфликт, который основан на недавнем кризисе развития 7 лет (компетентность или неуспешность). Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти над собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые интересы и стремления. Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка. Плюс ко всему вся ситуация происходит на фоне того, насколько родители и ближайшее окружение подростка готовы к тому, чтобы принять его и понять.

Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение - все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым - как правило, под влиянием сверстников.

Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт. Когда ребенок находится на ранней стадии развития, он переживает самый первый свой конфликт, в котором закладывается его доверие или недоверие к миру. Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе. Когда подходит пора подросткового возраста, такой ребенок часто вступает в конфликты, бывает агрессивен и раздражителен. Договориться с ним бывает очень сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка.

Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. Поведение подростка, которое внешне выглядит, как вызов, на самом деле является замаскированной просьбой принимать решения и действовать самостоятельно. Если родители неправильно понимают изначальный посыл вызывающего поведения подростка, в семье может начаться настоящая борьба за власть. На определенное поведение подростка следует абсолютно неадекватная реакция родителей. Дальше следует цепная реакция: бунт подростка, порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречности собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Родители уверены, что заботятся о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Подросток убежден, что не собирался делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться.

Но и родители, строившие отношения с детьми и друг с другом на основе любви и понимания и творчески решавшие задачи, иной раз чувствуют себя обескураженными, столкнувшись с обострением вроде бы благополучно разрешенных конфликтов. На самом деле, все то, чего родители достигли раньше, все те качества личности, которые приобрел ребенок, никуда не исчезли. Не исчезла и любовь сына или дочери к родителям и потребность в родительском участии и поддержке, которая в этот период еще нужнее и важнее, чем прежде.

Немаловажным становятся и последствия конфликтов. В силу особенностей самого конфликта, его силы и значимости для подростка, его психологических характеристик, конфликт переживается подростком по-разному. Подростки очень сильно переживают, когда понимают, что находятся в открытом конфликте с другим человеком. Первое желание подростка - уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе. Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для старшеклассника, то он может прибегнуть к двум основным стилям поведения: приспособление (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). При этом уступка по сути своей направлена скорее на спасение хороших отношений между людьми, а не на разрешение проблемы.

Результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств. Если конфликт привел подростка в состояние стресса, чтобы избежать негативных последствий рекомендуется соблюдать следующую линию поведения:

— не следует предъявлять подростку много претензий и возлагать на него свои ожидания;

— терпеливо и внимательно выслушать подростка: если он способен рассказывать о своих проблемах, значит, не все еще потеряно и он сможет с ними бороться;

— предотвращайте самонаказание, не поощряйте его склонность к самообвинению;

— не позволяйте ему стать затворником, старайтесь находить ему занятия вне дома;

— будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;

— обращайте внимание на положительные качества подростка, старайтесь их закрепить;

— стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;

— если подросток избегает вас и других людей, если выхода из ситуации не находится, обратитесь за профессиональной психологической помощью.

Если помочь подростку справиться с его внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу, впоследствии это поможет ему справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.

Известно, какую большую роль в жизни подростка играют друзья. Но при этом ни в одном возрасте не возникает такого количества проблем, связанных со сверстниками. Одни проводят с ними почти все личное время, чем вызывают неудовольствие родителей, другие сторонятся сверстников, не знают, как найти с ними общий язык, подвергается насмешкам. У третьих часто случаются конфликты, ссоры, которые подростки глубоко переживают. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение: лидера, хорошего товарища, авторитета в каком-то деле. Часто именно невозможность добиться желаемого положения является причиной недисциплинированности и мятежного поведения подростков.

Если у подростка конфликт со сверстниками, или в классе его часто задевают одноклассники, ему не помогут утешения: «Не обращай внимания», «Не принимай близко к сердцу». Он не может не обращать внимания, и ему плохо от сложившейся ситуации. Не стоит искать в ситуации виноватого. Если обвинить в ней ребенка, то у него создастся ощущение, что и дома его не понимают, и ситуация только усугубиться. Если же обвинить во всем сверстников, их невоспитанность и бесконтрольность, то ребенок отдалиться от них, замкнется на себе и своих переживаниях, то есть ситуация снова не будет разрешена.

Если подросток сильно расстроен, плачет, в первую очередь важно его выслушать, не спешить с советами. Важно просто побыть рядом, послушать, дать ему понять, что родители ему действительно сопереживают («Я понимаю, это обидно», «Грустно, что с тобой произошла такая история», «Я бы тоже разозлилась»). А потом, когда эмоции поутихнут, попробовать все-таки разобраться, как можно исправить ситуацию. Желательно при этом дать возможность подростку самому подумать над разными вариантами, попробовать увидеть их последствия. Самое важное для подростка в этой ситуации - возможность поговорить с родителями, быть выслушанным ими.

Как известно, конфликт не возникает «на пустом месте». Всегда имеет место быть причина его появления. Выделим основные причины зарождения конфликта от лица подростка:

  • - кризис переходного возраста;
  • - стремление к самостоятельности;
  • - требование большей автономии, что наблюдается во всем: от выбора одежды, до помещения - личного пространства;
  • - привычка конфликта, воспитанная поведением взрослых;
  • - хвастовство или показная храбрость перед сверстниками или авторитетами.

Теперь выделим причины возникновения конфликта от лица взрослого (родителя):

  • - нежелание признать, что ребенок стал взрослым;
  • - боязнь выпустить ребенка из «гнезда», неверие в его силы;
  • - проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
  • - борьба за собственную власть и авторитет;
  • - отсутствие понимания между взрослыми в вопросах воспитания ребенка;
  • - не подтверждение родительских ожиданий.

Для более детального и полного рассмотрения причин возникновения конфликтов, обратимся к исследованию, который был проведен социологами.

На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:

  • 1. «Непонимание, разные взгляды на жизнь»: эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно, ведь она может иметь «тройное происхождение»: социокультурное (как отражение конфликта поколения, «отцов и детей»), социально-психологическое (как отражение полововозрастных особенностей людей), социально-ролевое (как отражение представлений родителей о собственных правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях своих детей). В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего «Я». Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни. Переживания эти часто глубоко спрятаны и непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не видят, взрослые так или иначе разрешили их и больше не замечают. И подросток становится одиноким в своих исканиях. Как показывают данные опросов, подростки значительно чаще взрослых людей чувствуют себя одинокими и непонятыми. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит потребность в интимности, в том, чтобы передать кому-либо свои мысли и чувства и быть понятым. Взрослые часто бывают не готовы к интимно-личностному, равноправному общению с подростками. Дети для них остаются в статусе детей, и перевести их в статус взрослых родители не спешат. Взаимоотношения в рамках уже усвоенных детских ролей перестают удовлетворять подростков. Причем, для них недостаточным становится не только репертуар ролей, не только ограниченные возможности наличных ролей, но и во многом безличный характер выполняемых ролей. Это понятно, личность ребенка еще только формируется, индивидуально-личностные составляющие роли очень слабо прорисовываются, а подросток уже считает себя личностью и хочет, чтобы окружающие считали так же. Он принципиально не хочет скрывать свое «Я» под маской роли. Эта ситуация часто приводит к следующему: подросток «перегибает» палку в стремлении к индивидуально-личностным проявлениям, формально-ролевое поведение взрослых при этом он воспринимает как ложь, фальшь, неискренность, стремясь к открытым отношениям, подросток еще не умеет соблюдать меру и уместность личностного и ролевого поведения, переход ко взрослости предполагает в той или иной мере отдаление подростков от родителей. Это обусловлено тем, что роль взрослого включает в себя самостоятельность и независимость, отсюда возникает стремление к отдалению и независимости от родителей у подростка. Родители уже успели забыть свои подростковые трудности и часто не в силах понять поведение своих детей, поэтому подростки ищут понимания за пределами семьи, в среде своих сверстников-товарищей «по несчастью». Особенностью возраста является то, что подростку зачастую легче открыть душу сверстнику или даже чужому человеку, чем родителям. Поэтому, для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если родители сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются. Характерные в этом возрасте жалобы подростков на непонимание со стороны родителей во многом обоснованы. Родители, особенно в экономически нестабильное время озабочены тем, как обуть-одеть-накормить своих детей, духовная связь с ними при этом часто уходит на второй план. Многие родители заняты карьерой, самоутверждением, своими «взрослыми» проблемами. Между тем, растущим, осваивающим социальный мир детям, в первую очередь необходимы поддержка, понимание, мудрый совет своих родителей;
  • 2. «Несправедливость родительских требований»: Если общение, на основе взаимопонимания не получается, то оно неизбежно принимает рутинный характер. И, чем больше родители «нажимают» на формально-ролевые обстоятельства жизни детей (поведение, успеваемость), тем суше становятся их взаимоотношения. Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формальностей. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения. В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые. А если эти требования еще высказываются в категорической форме, что часто и делают родители, не замечая, что «ребенок» уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой «справедливостью». А родители достаточно часто бывают и справедливы, и разумны в своих требованиях и ограничениях. Бывают ситуации, когда родители вполне понимают детей, но вынуждены отказывать в их неразумных или чрезмерных запросах и желаниях. В этом случае, в слова «они меня не понимают» подростки вкладывают иной смысл. И на самом деле это подростки не понимают своих родителей. Не понимают, что те, обладая большим жизненным опытом, ограждают их от соблазнов и опасностей «взрослого» мира;
  • 3. «Моя успеваемость»: эта причина отражает не только естественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции - роли учащегося. Частота конфликтов школьников с родителями по поводу успеваемости примерно в 2,5 раза выше, чем с учителями. Это естественно, так как для родителей успехи их детей более значимы, чем для учителей. Часто родители хотят в детях реализовать то, что у них в свое время не получилось, компенсировать жизненные неудачи: «Вот мне не удалось получить высшее образование, так пусть хоть мой сын (дочь)...». Отсюда более ревностное и придирчивое отношение к успеваемости своего ребенка. Однако же, родители, которые видят свою первоочередную функцию в контроле за успеваемостью своего чада, иногда осуществляют непосредственный контроль только за оценками, а не за знаниями;
  • 4. «Мой плохой характер»: нужно, конечно, учитывать, что и родителям трудно со своими чадами, особенно, когда они вроде бы уже не дети, но и еще пока не взрослые. Подростки на пороге взрослости активно ищут себя: они то требуют к себе отношения, как к автономной личности, имеющей право свободно выбирать друзей и время возвращения вечером домой, то «впадают в детство», не желая брать на себя ответственность, например, за ведение домашнего хозяйства, то шокируют родителей псевдовзрослым поведением - курением или употреблением спиртных напитков. От такого поведения родители часто оказываются в панике, не зная, что им делать и как воспитывать своих детей. Они пытаются отгородите своих детей от опасностей и соблазнов противоречивого мира, накладывая разнообразные запреты. Следует все же отметить, что родители часто перегибают палку в стремлении контролировать жизнь своих детей. Родители здесь проявляют непоследовательность: готовя ребенка ко взрослой жизни, они не могут принять проявления самостоятельности детей буквально в преддверии зрелости. Возникает впечатление, что родители даже как бы противостоят этому. Подросток, между тем, может, а значит, и должен проявить самостоятельность. И если родители излишне регламентируют его поведение, деятельность, общение, то они часто сталкиваются с характерной реакцией подросткового возраста - реакцией эмансипации. Она неизбежна там, где присутствует мелочная опека, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам подростка. Излишняя зажатость подростка может привести не только к игнорированию указаний родителей, она может распространиться на общепринятые стандарты поведения на духовные ценности;
  • 5. «Мои вредные привычки»: По данным В.И. Журавлева (1995), в поведении подростков просматриваются следующие негативные черты: курение - 50%, употребление спиртных напитков - 44%, распущенность в половой жизни - 10%, наркомания - 6%. Следует отметить, что вредные привычки обусловлены не только желанием казаться взрослым, но и стремлением найти компенсацию своим неудачам. «Самолечение» алкоголем и наркотиками хоть на время, но снимает эмоциональное напряжение;
  • 6. «Мало помогаю по хозяйству»: такая причина возникновения конфликтов тоже достаточно распространена. Это, конечно, претензии со стороны тех родителей (сами юноши и девушки вряд ли так думают), которые хотят воспитать своих детей трудолюбивыми и хозяйственными, да и самим разгрузиться от домашних дел. Но, по-видимому, имеют в этом стремлении не очень хороший результат. Выросшие дети, сызмальства привыкшие к опеке пап и мам, не спешат взвалить на свои хрупкие «детско-взрослые» плечи груз хозяйственных забот;
  • 7. «Мой внешний вид (прическа, одежда)»: как упоминалась ранее, юноши и девушки в подростковом возрасте требуют автономии касательно внешнего вида, испытывают желание выделяться среди других, быть не такими, как все. Родители же, в свою очередь, не всегда разделяют таких стремлений, видя, в первую очередь, проявление несерьезности детей, а не выражение собственной индивидуальности и принадлежности к определенной неформальной социальной группе;
  • 8. «Из-за моей компании»: причина, в общем, естественная - родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи. В кругу сверстников юноши и девушки также удовлетворяют потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Обо всем этом необходимо помнить родителям, перед тем как укорить своего ребенка за «плохую», по их мнению, компанию.


Публикации по теме