Конспект проведения прогулки в подготовительной группе. Конспект проведения весенней прогулки в подготовительной группе

Конспект прогулки в подготовительной группе

«Весна идет, весне дорогу».

Воспитатель: Хохулина Нина Михайловна

Цель: формировать представления о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

    Продолжать учить детей вести наблюдения за погодой.

    Уточнять и расширять знания детей о березе, об изменениях, происходящих с растениями весной.

    Развивать игровые умения.

    Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе и друг к другу, через подвижную игру.

Материалы : маршрут –карта, мячи -2 штуки, бубен, оборудование для трудовой деятельности (метелка, совок, грабли, перчатки, мешки для мусора), выносной материал для игры с песком, лупы на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Наблюдения за березкой.

Наблюдения за птицами.

Беседы: «Кто больше всего радуется весне?» , (Весна - красна». 3аучивание стихотворений. Изготовление фигурок птиц. Исследовательская деятельность (листья березы, семена) . Игры «Найди дерево по описанию» , «Семена» ,

Ход деятельности.

Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку.

Воспитатель : Ребята, сегодня нам поможет провести прогулку карта – маршрут.

(показывает детям).

Ну что, ребята, отправимся в путь?

Дети: Да.

Воспитатель: Вначале давайте рассмотрим карту (нарисовано солнышко и тучка ) .

Наблюдение за погодой:

Какое у вас настроение? А какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нем. Радуется ли нам солнце? Какое оно. Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?

Обобщение. По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими секретами. Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение сегодня ничего не омрачит. Мы будем рады любым встречам.

Воспитатель.

(Листок березы)

А чей это листик. Поможет узнать загадка.

Послушайте загадку:

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей
(береза)

Воспитатель : Есть ли у нас на территории детского сада берёза? Нам нужно её най т и.

(Ответы детей)

Воспитатель. Как вы узнали, что это береза?

( Ответы детей)

Дорогие ребята! Я хочу рассказать вам былину о том, как на земле появилась березка.

(Воспитатель рассказывает былину).

Наблюдение за березой.

Что происходит с березкой весной?

Какими стали ветки березы?

Рассмотрите почки, какие они? (использование лупы)

Что скрывается в них?

Ребята, а березка украшает наш участок?

Какие ласковые слова вы можете сказать о березке?

Обобщение. О березе сложено много стихотворений, песен, преданий - это самое красивое дерево. Послушайте, какие стихотворения выучили наши ребята о березе.

(Дети читают стихи)

Воспитатель: Ребята, березку в народе называют русской красавицей.

А какие украшения носит березка? (сережки)

А знаете ли вы:

Что березка является – символом России.

Она для людей дает четыре пользы: первая – больным здоровье, вторая – от тьмы свет, третья – разбитое склеит, четвертая – жажду утолит.

Воспитатель. А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане?

(Слово «Игра»).

Дидактическая игра «Один – много».

Цель: активизировать умение образовывать новые слова во множественном числе.

Слова для игры: птичка, ветка, лужа, проталинка, березка, почка, листок, облако, ведро, лучик, грач, птенец.

Воспитатель : А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане? (ветки, грабли и метла) .

Трудовая деятельность - уборка опавших веток, листьев, мусора.

Цель; воспитывать положительное отношение к труду.

Воспитатель: А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане?

(Мяч)

Игровая деятельность:

Цель : совершенствовать навыки владения мячом.

    Подвижная игра «Стой»

    Подвижная игра (новая) «Туннель с мячом»

    Игра малой подвижности «Затейники»

Воспитатель: А сейчас у нас на карте остался один значок «Дети» Самостоятельная деятельность:

Цель : развивать у детей самостоятельность.

Дети по своему желанию выбирают себе занятие на прогулке.

В конце прогулки спросить детей:

Понравилась ли им прогулка?

Что больше всего понравилось?

Что узнали нового?

Программное содержание:

  • учить детей вести наблюдения за погодой;
  • уточнить и обогатить знания детей о березе;
  • углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • познакомить о значимости березы для людей в наши дни и в древности;
  • воспитывать любовь и бережного отношения к живой природе.

Словарная работа: березовая роща, береста, чага, деготь березовая лучина.

Материалы: кукла Сорока, письмо от Старичка Лесовичка, план маршрута.

Предварительная работа.

Наблюдение за березой в разное время года; рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща» , «Золотая осень» ; К Юона «Мартовское солнце» ; И. Грабаря «Февральская лазурь» ; И. Шишкина «Лесная глушь» ; А. Рылова «Осень на реке Тесна» ; А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.; отгадывание загадок о деревьях; рассматривание иллюстраций, картин; чтение стихов и рассказов о березе, заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» ; дидактичаские игры «От какого дерева лист» , «Узнай дерево по коре» ; подвижная игра «1, 2, 3 к дереву беги» .

Ход деятельности.

Сюрпризный момент.

Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку и видят, что на пеньке сидит Сорока. Воспитатель обращает внимание детей на Сороку и письмо.

Обратите внимание на улице нас встречает сорока, а у нее, что в клюве.

Что это? (листик)

С какого дерева листок? (с березы)

Да вы правы. Но с обратной стороны на нем что написано.

Воспитатель (читает письмо детям на березовом листочке) .

Здравствуйте ребята.

Пишет вам Старичок Лесовичок. Я знаю, что вы умные и дружные ребята. Мне очень захотелось в этом убедиться. Но чтобы встретиться со мной и получить лесные подарки, вам необходимо выполнить задания. И первое задание- найти дерево, которому принадлежит этот листик. До скорой встречи! Ваш друг Лесовичок.

Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в путь?

Воспитатель: Вначале давайте рассмотрим поблизости от нас есть такое дерево?

Дети: Нет

Воспитатель. Есть ли на территории нашего сада берёза? (ответы детей)

Давайте встанем парами и отправимся в поиски по территории нашего детского сада

Вам интересно, что нас ждет впереди и чему нас сможет научить природа сегодня?

Наблюдение за погодой.

Какое у вас настроение? А какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нем. Радуется ли нам солнце? Какое оно. Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?

Обобщение. По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими секретами. Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение сегодня ничего не омрачит. Мы будем рады любым встречам.

Чтение письма.

Дорогие ребята!

Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала. Зимой мне было очень грустно. А сейчас, с приходом весны со мной происходит что-то необыкновенное. Мне хочется веселиться, радоваться и дарить свою радость всем. Ребята, может быть, вы объясните, что же со мной происходит?»

1. Наблюдение за березой.

Береза – это куст или дерево? (дерево)

Как выглядит береза? По каким внешним признакам можно узнать это дерево? (Ствол белый, ветки свисающие, гибкие, листья маленькие, треугольной формы) .

Где растет (В лесах, в городах, в деревнях нашей России) .

Если лес состоит из одних берез, как он называется? (березовая роща)

А если не только березы, ели сосны? (свешанный лес)

Береза - самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез – березовая роща

А как вы думаете почему ствол березы именно белый, а не какой иначе?

В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь.

Познавательно – экспериментальная деятельность.

Нагревание на солнце кусочков ткани белого и черного цвета.?????

Воспитатель: - Проверим, какая ткань сильнее нагреется. А вы как думайте? (темные предметы нагреваются гораздо сильнее светлых: они поглощают больше энергии) . Поэтому в жаркую погоду надо носить светлую одежду, чтобы не было солнечного удара, перегревания.

Береза светолюбивое растение, иссушает влажную почву. Размножается семенами, порослью от пня.

Растет быстро, с берёзами хорошо уживаются молодые ели.

Береза насчитывает собой 20 видов.

В Европейской части нашей страны встречаются два вида:

Береза бородавчатая (повислая) ;

Береза пушистая. Это стройное дерево высотой до 20-25 м.

Это нарост на березе или берёзовый гриб называют чагой.

Чага применяется для лечения некоторых болезней желудка и кишечника, как общеукрепляющее средство, но со временем дерево погибает.

Вопросы к детям:

Что вырастает на березе? (Чага) Под березой (Подберезовик)

Что дает береза птицам (тень, питание, дом)

Что дает береза животным (дупло на дереве, нора под деревом)

Что дает береза насекомым (укрытие от врагов, питание)

Что дает береза людям? За что ценят березу в России?

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу. Считалось, что запах берёзы излечивает и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

Берёзовая лучина - тонкая длинная щепка сухого дерева. Березовые поленья высушивали на печи и в печи и затем щепали лучину большим ножом. Считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб - она горит ярко и почти без копоти.

Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.

Берёза используется при заготовке дров, дает больше тепла.

На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает благодаря развитию грибка.

Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.

При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. (Нагревание без доступа кислорода) . Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название - берёста, или береста (допустимы оба варианта написания и произношения) .

Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти, служила материалом для письма (берестяная грамота) .

Почему березу называют русской красавицей, является символом России?

С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? А русский лес без светлой березовой рощи? А русскую баню без березового веника?

Береза стала символом России благодаря поэту С. А. Есенину. В его стихотворениях береза напоминает о родном доме, с малой родиной, с русской деревней, по которой скучает человек находящийся вдали от России.

Берёза – это ещё и полезное дерево. Если болит голова, то можно подойти к берёзе поближе, а голову прижать к стволу, то боль скоро утихнет. Это происходит по тому, что берёза всё плохое забирает в себя, а хорошую энергию отдаёт. Когда у детей болит живот, то от этой боли может помочь берёзовый сок. А старые бабушки лечат больные ноги листиками берёзы: для этого в чулки кладут зелёные листики и ложатся спать – утром ноги у бабушек не болят.

О березе сложено много стихотворений, песен, преданий - это самое красивое дерево. Послушайте, какие стихотворения выучили наши ребята о березе.

Чтение художественной литературы.

1. Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» .

Какое стихотворение С. Есенина мы с вами знаем (Береза)

Кто помнит и может нам рассказать?

1. Это модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой - зимой.
Вся в сережках - весной.

Сарафан зеленый - летом.
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.

2. Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике.
С платочками в карманчиках,

С красными застежками.
С зелеными сережками.

3. Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юную кипучую,
То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.

4. Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу, потеплей.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета
В сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Ребята, березку в народе называют русской красавицей.

А какие украшения носит березка? (сережки)

Исследовательская деятельность.

Одинаковые ли сережки?

Чем они отличаются?

Есть ли у них сходство?

Пронаблюдать и пояснить, что сережки у березки разные: они меньше по размеру, коричневые и твердые - это сережки первого года (цветочные почки) , другие - рыхлые, легко разлетаются - второго года, с созревшими в них семенами. Рассмотреть какого размера семена. Какой они формы. На что похожи.

Сколько семян в одной сережке?

Что произойдет, если дунуть на семена?

Как много деревьев может вырасти из семян?

Воспитатель. На прощание мы сделаем берёзке подарки.

  • Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко - ярко, согревает тебя.
  • Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
  • Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
  • Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.
  • Я дарю тебе землю - почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя

Давайте еще порадуем нашу красавицу - поиграем с ней.

2. Подвижная игра «Водица, водица»

Цель: Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге.

Описание игры: играющие становятся в круг вокруг березы, выбирается водящий, берет в руки лейку, внутри круга шагом с высоким поднимание колен начинает движение, а остальные хлопают в ладоши и произносят слова:

Водица, водица,
Студеная Быстрица
Оббеги вокруг
Напои наш луг!!!

После слов «напои наш луг» , водящий ставит лейку между двумя детьми произносит слова:

«Раз, два, три - беги!!!» Дети разбегаются в разные стороны и кто быстрее прибежит к обратно к лейке - становится водящим

3. Трудовая деятельность

Воспитатель. А сейчас нам нужно двигаться дальше. На свой участок. Следующее задание Лесовичка- уборка опавших веток.

Игра «Собери ветки в корзину» .

Мы с вами успешно справились со 2 заданием (обратить внимание как стало красиво) .

Трудовая деятельность «подметание дорожек» Лерой, Дашей, Раилем, Кириллом.

Ой, ребятки, посмотрите, какие грязные дорожки у нас на участке!

Что же надо сделать? Правильно, нужно подмести дорожки! Сейчас я вам раздам метла. Даша, покажи, пожалуйста, как надо правильно подметать? Умница! А теперь приступим к работе! Егор, ты правильно держишь метлу? Раиль, покажи ему, как правильно нужно держать!

Молодцы, ребята! Посмотрите, как дорожки стали чистые! Теперь и ходить приятнее по таким дорожкам, так ведь? Я вами очень довольна!

Подвижная игра «К названному дереву беги» .

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры. Водящий называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводится на скамейку штрафников.

Игра малой подвижности «Угадай, чей голосок»

Цель: учить детей играть по правилам; развивать речевые навыки и физические качества.

Ход игры: дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:

Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
А как скажем «Скок-скок-скок» ,
Угадай чей голосок.

Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону

Игра малой подвижности «Сделай фигуру»

Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу, двигаться подскоками, сохранять равновесие. Развивать воображение.

Ход игры: из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные ходят по всей комнате или площадке. На сигнал воспитателя (удар в бубен или слово «стоп» ) все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становиться водящим – оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется.

4. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Оборудование: мячи, скакалки, игрушки для сюжетно – ролевых игр.

Цель: воспитывать коллективизм, дружелюбие.

Вы хорошо потрудились! А сейчас можете и поиграть в свои любимые игры с игрушками, которые мы вынесли на прогулку!

5. Индивидуальная работа с Кириллом, с Лерой «прыжки через скакалку»

Цель: учить детей прыгать через скакалку на одной и двух ногах.

Кирилл и Лера, подойдите, пожалуйста, ко мне! Мы сейчас с вами попрыгаем через скакалку! Посмотрите, как это надо делать! (показываю)

А теперь возьмите скакалки! Как надо держать скакалку, покажи, Лера! Правильно! Лера, покажи! Молодцы! А теперь прыгаем! Молодцы! Вы уже умеете прыгать на двух ногах, а сейчас будем учиться прыгать на одной ноге!

Посмотрите! (объясняю в сочетании с показом) Лера, попробуй! А теперь ты, Кирилл! Молодцы, ребятки! у Леры получается очень хорошо! А с Кириллом мы еще поработаем завтра! а сейчас вы можете идти поиграть с детьми!

Воспитатель. Ребята, вот мы и выполнили все задания Лесовичка. Посмотрите, а вот и наша Сорока с корзинкой. А в корзинке сюрприз – яблоки!

Рефлексия: Ребята, что мы с вами сегодня узнали, что делали, что запомнили? (Рассуждение детей) .

Осадчева Ольга Николаевна

воспитатель МБДОУ д/с № 38

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить с явлениями природы. Дать понятие ветра. Познакомить с его свойствами.

2. Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения. Развивать познавательный интерес.

3. В процессе трудовой деятельности учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих.

4. Упражнять в беге, умении действовать по сигналу, выполнять правила игры.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением ветра, игрушка – парусник, бумажные ленточки, целлофановый пакет, бумажные конверты.

Ход прогулки

Воспитатель: Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы с вами будем беседовать.

Я березу качну

Я тебя подтолкну

Налечу, насвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать,

Кто я? Можешь отгадать?

(Ветер).

Что же такое ветер давайте разберемся. Ответьте на вопрос. Без чего человек не может прожить? (Без воздуха). Мы его не видим, не чувствуем, он не имеет запаха, но он всегда вокруг нас. Мы можем его почувствовать, когда он приходит в движение.

Проводятся опыты:

Опыт 1. Надуть пустой целлофановый пакет.

Вывод: В человеке тоже есть воздух.

Опыт 2. Дети дуют на паруса бумажного кораблика. Наблюдают, если кораблик плывет, значит, есть движение воздуха.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Упражнение «Найди ошибку». Задача найти ошибку в рассказе.

Рассказ

Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода. Наш корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам.

Игра малой подвижности «Ветерок».

Дети выполняют движения по тексту.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Дидактическая игра «Какой ветер» .

Правила: определить положительные и отрицательные свойства ветра (по иллюстрациям).

Словесная игра «Подбери словечко».

Вопрос: Что может ветер?

Ответы детей. (Шуметь, гудеть, шелестеть, завывать, поднимать, налетать и т. д.)

Вопрос: Каким может быть ветер?

Ответы детей. (Сильным, ласковым, тихим, прохладным, резким и т.д.).

Спортивная игра «Быстрее ветра». Дети командно выполняют эстафету с ленточкой.

Подвижная игра «Ветер, ветерок» .

На площадке разложены обручи – «домики», количество которых меньше количества детей. Воспитатель проговаривает слова, дети свободно бегают по площадке.

Осень, осень у ворот

Кружит листьев хоровод.

Раз, два, три – летят листочки,

Раз, два, три – кружат листочки.

Скоро дождь, надо нам

Разбегаться по домам.

По окончании слов, дети занимают «домики». Ребенок не успевший занять домик выбывает из игры.

Труд в природе. Дети наблюдают за увядшими цветами на клумбе. Воспитатель предлагает собрать семена цветов для весенней посадки.

Воспитатель: Ребята, подумайте, кто и чем хотел бы заняться. (Детям предлагаются игрушки, игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм).

Организуется самостоятельная деятельность детей, в ходе которой проводится индивидуальная работа по плану.

Конспект осенней прогулки для детей подготовительной к школе группы «По следам осени»

Кулита Людмила Владимировна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Чайка»
Описание материала: предлагаемый конспект развлечения будет полезен педагогам подготовительной к школе группы, заместителям заведующего по воспитательной и методической работе дошкольной организации, студентам педагогических факультетов.
Цель: Создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
- Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи.
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
- Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
- Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал:
Колокольчик, тайное письмо, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам, листья настоящие крупные и мелкие, камни, скакалки, мячи, магнитофон.

Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход прогулки
Воспитатель: (звенит колокольчиком)
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)

Письмо в конверте.
- Вы любите путешествовать?
- А на чем можно отправиться в путешествие? Я предлагаю Вам отправиться в путешествие «По следам Осени», а на чем мы отправимся, нам подскажет песня: «Колесики….» (звучит мелодия).
Так на чем же отправимся в путешествие? Кто управляет машиной? Любой человек может управлять ей? Что нужно водителю взять в дорогу, чтобы не уйти от маршрута? (рассматривание карты маршрута).


Остановка «Знай-ка» (на карте изображен желтый лист)
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
- день короче, а ночь длиннее;
- на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
- небо серое, хмурое;
- часто идут дожди;
- перелетные птицы улетают на юг;
- дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Остановка «Опыты»
(на карте гриб, дети находят, берут и решают, что бы они хотели выяснить)

Исследование №1 (нарисована лупа и лист),
Исследование №2 (зеленый лист)

Воспитатель:
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?
(ответы детей: нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
Воспитатель:
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос:
Воспитатель:
- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Иинтересно)
А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором - лупой (лупа, зелёные листья).
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель : А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают: - Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель : Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь возьмите камень и сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: оранжевые, красные, коричневые).
Трудовая деятельность: Сбор камней после опыта.

Остановка «Играй-ка
Воспитатель:
- Дети, когда с деревьев падают листья, как называется это явление?
- Посмотрите, как я устрою листопад. Как летят листья на землю? Что вы заметили? Давайте проверим так ли это? Возьмите свои листочки, положите на ладошку и по команде подуем на них. Какой можно сделать вывод? (лист летит, он легкий).
Подвижная игра «Листопад»
Ход игры:
Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету.
Дети бегают, взмахивают руками:
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками.)
Кружатся красивые красные листочки.
Покружились и уселись все на землю. Сели! Уселись и замерли.
Прилетел лёгкий ветерок, подул (дуют) .
Поднялись листья и разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке) .
Закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят.
А теперь все листочки бегите ко мне.
Самостоятельная двигательно - игровая деятельность: игры с выносным материалом (скакалки, мячи).
Воспитатель:
- Ребята, наша прогулка подошла к концу. Теперь вы знаете, почему осень называют жёлтой, золотой? (ответы детей.)
- Что такое листопад?
- Что понравилось и что запомнилось вам на нашей прогулке?
- Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали, работали.
В память о нашей осенней прогулке давайте сфотографируемся.

Номинация « Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Основные этапы прогулки:

1. Наблюдения в природе.

2. Подвижная игра.

3. Индивидуальная работа (по подгруппам).

4. Сюжетно-ролевая игра.

5. Трудовая деятельность на участке.

Выносной материал : мячи, цветные мелки, оборудование для игр с песком, метлы, грабли, мешки для мусора.

Ход осенней прогулки в подготовительной группе ДОУ

1. Наблюдения в природе.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени как времени года; совмещать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; развивать познавательный интерес, мышление, память, речь, внимание.

Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по территории нашего детского сада. Начнем мы наше путешествие замечательными стихами:

Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.

О каком времени говорится в стихотворении Ивана Бунина? (Об осени).

Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их. (Ответы детей).

А как в народе называют сентябрь, октябрь и ноябрь и почему? (Ответы детей).

Давайте все вместе вспомним пословицы об осени:

  • Гром в сентябре - к теплой осени.
  • Поздний листопад - к суровой зиме.
  • От осени к лету поворота нету.
  • В сентябре и лист на дереве не держится.
  • Сентябрь без плодов не бывает.
  • Холоден сентябрь да сыт.
  • Октябрь то плачет, то смеется.
  • Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
  • В ноябре зима с осенью борются.

А теперь проверим, умеете ли вы осенние загадки отгадывать:

1) Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья….. (осень. Обратить внимание детей на листву деревьев, отметить цветовую палитру осени).

2) Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин……(журавлиная стая)

3) Весной вырастают, сенью опадают………(листья)

Молодцы, ребята, легко справились с загадками. А сейчас я вам немножко расскажу о народных приметах. Все они подмечены были народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы:

  • Много рябины уродилось - осень будет дождливая.
  • Облака идут низко - ожидай стужи.
  • Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх - к теплой зиме, лицевой стороной вверх - к зиме холодной.

Давайте проверим, какой нам ждать зимы. (Дети рассматривают положение листьев и делают выводы. Если мнения разделились, подвести детей к тому, что положение листьев может меняться из-за ветра ).

Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы проверить эту примету? Каким способом? (Ответы детей ).

2. Подвижная игра.

Цель: вырабатывать ловкость, быстроту, координацию движений, внимание; формировать умение играть в коллективе, уступать друг другу; воспитывать чувство товарищества; соблюдать правила игры; развивать речь и память.

Осенью на улице становится прохладно, поэтому, чтобы нам не замерзнуть, вместе поиграем в игру. (Предлагаем на выбор игры «Мышеловка», «Третий лишний», «Ловишка», «Найди себе пару» ).

3. Индивидуальная работа (по подгруппам).

Цель: преодоление застенчивости, развитие наблюдательности, речи, умственных способностей; отработка основных движений, воспитание моральных качеств. Одна подгруппа выполняет математические задания (можно использовать мелки), вторая подгруппа играет с мячом в «Вышибалы» или выполняет упражнения с мячами индивидуально или в паре.

4. Сюжетно-ролевая игра выбирается по желанию детей.

Цель: создать и поддержать спокойную, дружескую обстановку во время игры, предоставить детям возможность заниматься интересующим их делом; уделить внимание детям замкнутым, застенчивым, помочь им найти свое место в игре; излишне возбужденных детей привлечь к занятиям, которые содействовали бы их успокоению. («Кафе-мороженое», «Строители крепости»).

5. Трудовая деятельность на участке.

Цель: учить детей работать с инструментами (грабли, метла), учить работать в коллективе, помогать друг другу; ценить свой труд и труд своих товарищей, учить договариваться по спорным вопросам; уметь видеть и ценить результаты своего труда; уважать труд дворника.

Ребята, посмотрите, сколько листьев у нас на участке. Давайте наведем здесь порядок. (Раздать детям инструмент, дать конкретное задание. Подвести итоги работы, похвалить детей за старание и трудолюбие).

А теперь для всех, кто работал и устал, час обеденный настал!

(Организованный уход в группу ).



Публикации по теме