Организация режима дня в дошкольных учреждениях. Технологическая карта организованной учебной деятельности «Режим дня

В путешествие по стране «Валеология» мы отправимся. Прибыли на остановку «Режим дня».

Д/и «Мой день»

Что мы делаем утром?

Чем занимаемся днём?

Чем занимаемся вечером?

Что делаем ночью?

Психогимнастика «Цветы на полянке»

- Давайте представим, что все вы - разные цветы (растения) на полянке.

Утро настало, солнышко встает и цветочки начинают просыпаться. Как ваши головки поворачиваются за солнышком?

День. Цветочки полностью раскрылись. А теперь подул легкий ветерок. Как качаются ваши стебельки?

Вечер. Ветер усиливается, на небе появляются тучи. Надвигается гроза, упали первые капли дождя. Что происходит с цветами? Покажите.

Но вот тучи рассеиваются, гроза стихает, показывается солнышко. Стекают последние капельки с ваших лепесточков. Умытые и свежие стоят цветочки на полянке и улыбаются солнцу.

Чтение стихотворения «Режим Дня».

Рассматривание иллюстраций по режимным моментам.

Чтение стихотворения повторно.

Д/и «А что потом?»

Словарная работа: «Режим дня, что это значит? Для чего он нужен?»

У детей часто встречаются повреждения. Во время занятий, игр, прогулок на свежем воздухе ребенок может получить травму, подвергнутся укусам насекомых, змей, животных, влияниям высоких или низких температур. Во всех случаях работники детских учреждений (воспитатель, заведующий) должны уметь быстро оказать ребенку первую помощь.

Различные виды повреждений, встречающиеся у взрослых, наблюдаются и у детей. Кроме того, существуют некоторые формы повреждений, свойственные только детскому возрасту. При возникновении несчастного случая взрослые должны сохранять полное самообладание, подходить к ребенку спокойно, уверенно, чтобы он не нервничал. Первую помощь следует оказывать быстро, ловко, не нанося пострадавшему лишних болевых ощущений.

В зависимости от характера повреждения бывают механические (при падении, ударе), физические (при воздействии высокой или низкой температуры: ожоги, обморожения, действие электрического тока, проникающей радиации и т. п.), химические (при воздействии на ткани разных химических веществ — кислот, щелочей , отравляющих веществ и пр.). Различают закрытые и открытые повреждения. К первым относятся повреждения, при которых отсутствует нарушение целостности кожи и слизистых оболочек: ушибы мягких тканей, растяжения связок, большинство вывихов и переломов. Открытые повреждения связаны с нарушением целостности наружных покровов раны, открытые вывихи и переломы, ожоги и другие.

Ушибом называется закрытое механическое повреждение тканей или органов без видимого нарушения их анатомической целостности . Это одно из самых частых повреждений у детей. По мере роста ребенка увеличивается его интерес к окружающему, он хочет все посмотреть, а потому нередко падает и ушибается. При сильных ушибах, особенно при падении с высоты, могут произойти повреждения внутренних органов, черепа, таза, грудной клетки и др.

Первая помощь при ушибе . Лечение при травме должно быть направлено на уменьшение кровоизлияния в ткани, снятие болей. Следует обеспечить полный покой ушибленной части тела, а если это конечность, то придать ей возвышенное положение. На поврежденную поверхность необходимо положить пузырь или полиэтиленовый пакет со льдом поверх давящей повязки. При сильном ушибе после всех указанных срочных мер надо обратиться к врачу, чтобы не пропустить более серьезное повреждение, например перелом.

При ушибах головы может произойти сотрясение мозга (микроскопические изменения в структуре нервных клеток), при котором наблюдаются потеря сознания, рвота, нарушения памяти. Не всегда все эти признаки проявляются одновременно. Первыми симптомами сотрясения мозга могут быть сонливость, вялость, тошнота. При первом появлении этих признаков пострадавшему необходимо создать полный покой, придать его телу горизонтальное положение (при высоком положении головы может появиться или усилиться рвота), на голову положить холод, к ногам грелку. Затем больного надо срочно доставить в больницу. По дороге необходимо внимательно следить, чтобы при рвоте пострадавший не захлебнулся рвотными массами.


При ушибе головы, иногда без сотрясения мозга, внутри черепа может разорваться кровеносный сосуд и излившаяся кровь постепенно начинает сдавливать мозг. В таких случаях ребенок, будучи вначале в хорошем состоянии, внезапно, иногда через несколько часов после травмы, теряет сознание, у него начинаются судороги. Тогда только активное лечение, включая операцию, может спасти жизнь ребенка.

Растяжение связок и сухожилий возникает при резких движениях, неудачных прыжках, неловких поворотах. У детей встречается очень часто. Чаще всего наблюдается растяжение связочного аппарата голеностопного сустава. При падениях на вытянутую кисть может возникнуть растяжение лучезапястного сустава. Реже встречаются растяжения локтевого и коленного суставов. При растяжении возникают болезненность, припухлость, ограничение движений в суставе, через два-три дня может выявиться кровоподтек.

Первая помощь заключается в наложении на поврежденное место тугой давящей повязки из бинта или мягкой ткани. Повязка способствует остановке кровотечения и обеспечивает неподвижность сустава. Ноге придают высокое положение. Поверх повязки кладут пузырь со льдом или снегом. В легких случаях выздоровление наступает через 7-10 дней. Если болезненность и ограничение движений продолжаются, ребенка следует показать хирургу.

В некоторых случаях может произойти не только растяжение, но и надрыв или разрыв связок и суставной сумки со стойким смещением концов костей, входящих в тот или иной сустав. Такое повреждение называют вывихом . В таких случаях возникают резкая, усиливающаяся при малейшей попытке движения боль в суставе, изменение его очертаний, опухоль и кровоподтеки, ненормальное положение поврежденной руки или ноги, которое исправлять неспециалисту нельзя. До отправления пострадавшего на пункт медицинской помощи необходимо как можно скорее обеспечить неподвижность поврежденной конечности, так как усиливающийся с каждой минутой отек сустава затруднит вправление костей.

При вывихе суставов руки ее подвешивают на косынке; с вывихом суставов ног пострадавшего укладывают на носилки с мягкой подстилкой, на которых его доставляют к врачу, обложив поврежденную ногу мягкими подушками или одеждой.

Переломом называется полное или частичное нарушение целостности кости . Если при переломе кости кожные покровы остались целыми, его называют закрытым; если наряду с переломом кости имеется рана, перелом называют открытым. Открытый перелом опаснее, так как через рану возможно проникновение микроорганизмов. При переломах кости наблюдаются резкая боль, усиливающаяся при малейшем движении, подвижность кости в том месте, где нет сустава, изменение внешней формы сломанной конечности (наличие ненормальных выступов, искривлений, западаний). Необходимо, прежде всего, обеспечить полный покой сломанной конечности. Это предупредит еще большее смещение костей, которые могут поранить окружающие ткани (мышцы, сосуды, нервы) и вызвать еще большую боль у пострадавшего.

Для обеспечения сломанной конечности (руке, ноге) неподвижности применяют шины. Изготавливаются шины из дерева или проволоки, размеры и форма которых соответствует разным частям рук и ног. В срочных случаях можно воспользоваться палкой, зонтом, пучком прутьев или прибинтовать сломанную руку к грудной клетке, ногу — к здоровой ноге. Под шину обязательно надо положить вату, марлю, какое-либо белье или ткань, только после этого можно прибинтовать сломанную конечность. Чтобы обеспечить неподвижность конечности, шина должна захватывать два сустава выше и ниже перелома. Так, при переломе костей голени шину кладут от стопы до половины бедра, захватив голеностопный и коленный суставы. При переломе предплечья шина должна захватывать лучезапястный и локтевой суставы. Для предупреждения отека прибинтовывать шину к поврежденной руке надо от пальцев кверху.

Виды открытых повреждений; оказание первой помощи

Раной называется повреждение, при котором нарушается целостность кожи или слизистых оболочек, а иногда и глубжележащих тканей . Все раны, даже самые незначительные, инфицированы. Многочисленные наблюдения показывают, что в первые часы после ранения (б-24 ч) микроорганизмы находятся в основном на поверхности раны. Они еще не проявляют своих болезнетворных свойств, поэтому при любом повреждении кожного покрова или слизистых оболочек надо срочно принять все возможные меры, чтобы устранить или хотя бы ослабить вредное влияние микроорганизмов на рану, не дать им возможности проникнуть в организм.

С этой целью применяют химические вещества — йод (5%-ной, спирт (чистый и разведенный), марганцовокислый калий 1: 1000, перекись водорода 3 %-раствор, бриллиантовый зеленый, 1 %-ный спиртовой раствор и др.). Все эти средства, а также индивидуальные пакеты, жгуты, ватно-марлевые бинты для шин, складные шины, пипетки, нашатырный спирт.Работники детских учреждений и родители должны обращать внимание на каждое незначительное повреждение на теле ребенка и принимать срочные меры лечения. Царапины, ссадины, неглубокие порезы, которые не сопровождаются кровотечением, достаточно обработать йодом или другим обеззараживающим средством и перевязать стерильным бинтом.

Если кожные покровы не нарушены, а имеется лишь покраснение или пузырь (отслойка эпителия, под которым скопилась жидкость), вскрывать его не надо. При более или менее крупной ране дезинфицирующим раствором обрабатывают лишь края раны, а затем на нее накладывают стерильную повязку. Основное правило, которое надо соблюдать при обработке раны, — это не касаться раны руками, на которых всегда имеются микроорганизмы. Нельзя промывать рану водой. Инородные тела, внедрившиеся глубоко в ткань, извлекать без помощи врача не следует, так как это может вызвать или усилить кровотечение. В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальное, венозное и капиллярное кровотечение.

Артериальное кровотечение наиболее опасно, так как возникает при повреждения крупных артерий. Для него характерны пульсирующая струя крови и ее алый цвет.

Венозное кровотечение является следствием повреждения более или менее крупных вен. Кровь темно-красного цвета вытекает из раны равномерной струей.

Капиллярное кровотечение следствие повреждения мельчайших сосудов. При капиллярном кровотечении кровь сочится каплями. Кровотечение останавливается самопроизвольно в первые минуты после ранения, так как в просвете поврежденных сосудов в результате свертывания крови образуются кровянистые сгустки (тромбы). Если кровотечение не останавливается, надо наложить давящую повязку.

Сильное артериальное кровотечение можно остановить прижатием соответствующей артерии выше раны, наложением выше места ранения кровоостанавливающего жгута. Накладывают жгут следующим образом: часть конечности, где будет лежать жгут, обертывают полотенцем или несколькими слоями бинта, в случае их отсутствия жгут можно накладывать поверх одежды. Затем поврежденную конечность приподнимают, жгут растягивают, делают 2-3 оборота вокруг конечности с целью сдавить мягкие ткани и закрепляют его конец. Держать жгут можно не более 1-1,5 ч; время наложения его необходимо точно указать в документе, сопровождающем ребенка в лечебное заведение.

Если нет жгута остановить артериальное кровотечение можно, сдавливая артериальный сосуд выше места ранения. Сдавливать артерию надо четырьмя пальцами в местах, где она лежит рядом с костью, к которой ее можно прижать. Остановку венозного го кровотечения осуществляют поднятием раненой конечности вверх и наложением давящей повязки.

Носовое кровотечение можно остановить прижатием пальцами крыльев носа. После остановки кровотечения ребенок в течение 1 ч не должен сморкаться, кашлять. Если все указанные меры не остановят кровотечения, ребенка следует доставить в медицинское учреждение.

Психофизиологические основы организации жизни детей в дошкольном учреждении.

1. Понятие «режим дня» и его психофизиологическое обоснование.

2. Принципы построения режима дня в образовательном учреждении.

3 Особенности организации режима в разных возрастных группах дошкольного возраста.

4. Санитарно-гигиенические требования к организации режима дня в образовательном учреждении - СанПиН 2.4.1.2660-10.

Среди многочисленных условий, которые обеспечивают необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития детей является организация режима дня.

Правильный режим — это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника.

К числу составляющих режима относится точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Однако понятие режима в дошкольном учреждении этим не ограничивается. В него входят также условия проведения и содержания каждого из указанных процессов. Количественные и качественные показатели должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, улучшению его здоровья, улучшению физического и психического здоровья.

Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка: питания с соблюдением интервалов между приемами пищи, прогулок, обязательных занятий и сна.

При составлении режима учитывается продолжительность составных элементов занятий с детьми с учетом их особенностей (занятия трудом, физической культурой и др.), методика обучения (активный в пассивный методы, наглядность и т. в.), плотность занятий, возможность обеспечить двигательную активность ребенка.

Строгое соблюдение режима дня, построенного с учетом суточного ритма физиологических функций, проведение его элементов всегда в одно и то же время способствуют возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекаю быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Обеспечение правильного режима в дошкольном учреждении достигается за счет распределения детей по группам. Каждая группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности детей данного возраста. В дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием подъем детей проводится в 6 ч 30 мин (7 ч ЗО мин). До завтрака дети умываются, выполняют закаливающие процедуры, занимаются гимнастикой и одеваются. В учреждениях с дневным пребыванием дополнительно проводят обязательный профилактический осмотр детей.

Общая суточная продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот увеличивается. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению. У детей старше полутора лет время бодрствования увеличивается до 5-6 ч, они спят днем раз, после обеда.

Детей в возрасте до 1,5 года в зимнее время на прогулки не выводят, так как организация прогулок в условиях большого детского коллектива очень сложна. Потребность детей в свежем воздухе обеспечивается за счет дневного сна на открытых верандах либо в спальнях с широко открытыми фрамугами или форточками. Дети старше 1,5 года гуляют в определенные часы: первый раз после игр в занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй — после полдника (2-3 ч). Общая продолжительность прогулок 4-5 ч; у детей старше 3 лет свободное время после завтрака, на прогулках после полдника заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание дежурство по столовой работу в уголке природы, выполнение трудовых поручений.

В круглосуточных дошкольных учреждениях вечерние игры и прогулки детей продолжаются до 19 ч. Затем дети ужинают и в 20-20 ч 45 мин (в зависимости от возраста) после вечернего туалета ложатся спать.

Детей, перенесших тяжелые заболевания, а также страдающих хроническими заболеваниями следует раньше укладывать спать и позже других поднимать, удлинять прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий; в некоторых случаях таким детям следует назначать дополнительное питание. В учреждениях санаторного типа подобные изменения режима распространяются на всех воспитанников.

В теплое время года рекомендуется увеличивать пребывание детей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятельности на участке. В этот период ночной сон детей несколько укорачивается, а дневной соответственно удлиняется продолжительность и характер занятий изменяются.

Создание педагогических условий проведения питания в дошкольных учреждениях

Физиологические нормы питания детей раннего и дошкольного возраста

Организация приема пищи в дошкольном учреждении

Психофизиологические аспекты организации питания.

Создание условий, методика организации и проведения питания детей в соответствии с возрастом

В дошкольных учреждениях меню составляют завхоз совместно с заведующим и представителем медицинского персонала. Меню составляют ежедневно или перспективно на неделю, десять дней. Ежедневно в меню вводят нужное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ (таблица 4). При этом следует следить за тем, чтобы белки и жиры, входящие в питание детей, были в основном животного происхождения и чтобы соотношение между ними было совершенно определенным (таблица 4). Жиры растительного происхождения допускаются не более 25% общей потребности ребенка в жирах, белки - не более 45%; потребность в углеводах на 50% должна покрываться за счет сахара.

Белки, жиры и углеводы , сгорая в организме, выделяют определенное количество энергии, измеряемой большими калориями (ккал). Таблицы «Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях», «Объем порций для детей в разных возрастных группах». «Суточная потребность детей в витаминах» - демонстрируются на интерактивной доске) Питание детей должно быть обеспечено необходимым количеством минеральных веществ: кальция не менее 1000 мг в сутки, фосфора для детей от первого года до 3 лет-1000 мг, от 3 до 10 лет - 1500 мг, железа - 15 мг. Соотношение кальция и фосфора в питании детей от 1 года до 3 лет должно быть 1: 1, от 3 до 10 лет - 1: 1,5.

В целях обеспечения организма ребенка необходимым количеством воды не менее 5 блюд в дневном рационе питания должны быть жидкими: молоко, кофе с молоком или чай на завтрак; первое и третье блюдо на обед; кефир, простокваша, молоко или чай с молоком на полдник; кефир, простокваша, кисель или компот на ужин. В продуктах питания детей витамина А в чистом виде должно быть не менее 1/3 суточной нормы, остальные 2/3 могут быть обеспечены продуктами, содержащими каротин. Эквивалентное соотношение витамина А и каротина - 1:3, т. е. из каждых 3 молекул каротина в организме ребенка синтезируется 1 молекула витамина А. Если в рацион питания детей входят в достаточном количестве продукты животного и растительного происхождения, потреб-ность их в витаминах в основном удовлетворяется.

Несмотря на это, во всех дошкольных учреждениях круглый год третье блюдо обеда витаминизируется. Питание детей разных возрастных групп должно быть дифференцировано в соответствии с установленными нормами питания (см. таблицу 15). Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между отдельными приемами пиши не более 4 часов. Завтрак составляет 20—25% суточной калорийности рациона питания дошкольников, обед - 30 - 35%, полдник - 15 - 20%, ужин - 20 - 25%. На завтрак следует давать каши, овощное пюре или другие плотные блюда, а также горячие напитки - чай с молоком, кофе, какао. На ужин лучше давать молочно-овощную пищу при ограниченном количестве жидкости.

Обед должен включать в себя первое жидкое блюдо, второе преимущественно мясное или рыбное и третье сладкое блюдо (объем порции см. в таблице 16). В течение одного дня однородные блюда не должны повторяться. Используя один и тот же продукт в течение недели, следует варьировать приготовление из него блюд, например: картофель отвар-ной, картофельные котлеты, картофельные зразы, картофельное пюре и т. д. Мясные и рыбные блюда подавать лучше на завтрак и обед, молочные, овощные и крупяные - на ужин, молоко, молочно-кислые продукты, ягоды, фрукты, сладости, печенье - на полдник. Если отсутствуют те или иные продукты, возможна их замена (по белку и жиру). В компонентах, обеспечивающих белковые вещества, должны учитываться соотношения между животными и растительными белками.

Удельный вес белков животного происхождения с возрастом может уменьшаться. Рекомендуются следующие соотношения: от 1 года до 3 лет - 75% белков животного происхождения, от 4 до 6 лет - 65%, от 7 лет и старше - 50 %. Транспортировка и хранение продуктов питания . Вопросам доставки и хранения продуктов питания необходимо уделять повседневное внимание, так как от этого будет зависеть качество приготовляемой пищи и предупреждение пищевых отравлений. Главное внимание, безусловно, в первую очередь нужно уделять скоропортящимся продуктам, мясу и мясным изделиям, рыбе, молоку и молочным продуктам. Каждое учреждение, организующее питание детей, должно быть обеспечено холодильными камерами.

Кроме этого, необходимо иметь кладовую для хранения сухих продуктов, таких, как мука, сахар, крупы, макароны, кондитерские изделия, а для хранения картофеля и овощей - овощехранилище. Складские помещения и холодильные камеры должны содержаться в чистоте, хорошо проветриваться, в них должна соблюдаться необходимая температура и влажность воздуха. Перевозка продуктов также должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Для каждого вида продукта нужно иметь -специальную тару или транспорт.

Это предохранит продукты от пыли, грязи, дождя. Мясо должно привозиться на 1-3 дня в зависимости от имеющихся условий хранения, в ящиках, обитых оцинкованным железом или дюралюминиевыми листами. Колбасы привозятся в других, тоже специальных ящиках.Соленая рыба доставляется в бочках или ящиках в заводской упаковке. Для свежей рыбы надо иметь отдельную тару - закрывающиеся корзины или ящики. Молоко, сметану, сливки привозят в специальных хорошо закрываемых флягах. Сухие или сыпучие продукты надо привозить в заводской таре: мешках или закрытых ящиках.

Для доставки хлеба и хлебобулочных изделий должна быть специальная повозка или хорошо закрываемый ящик, оборудованный полками. Лица, занимающиеся погрузкой и выгрузкой продуктов, должны регулярно проходить медицинский осмотр и обеспечиваться необходимой санитарной одеждой: халатом, фартуком, рукавицами.

Санитарно-гигненические требования к продуктам питания. Продукты питания, поступающие в детские учреждения, должны быть свежими и доброкачественными: без посторонних примесей, продуктов по основным пищевым веществам

Определение доброкачественности продуктов обычно проводится медицинским работником детского учреждения, диетсестрой и поваром органолептическим методом, т. е. с помощью органов чувств: обоняния, вкуса, зрения и осязания. При малейшем по-дозрении на недоброкачественность того или иного продукта его следует отделить от остальных продуктов и подвергнуть дополнительному лабораторному исследованию, которое проводится санитарно-эпидемиологической станцией.

Условия хранения и сроки реализации продуктов питания.

Мясо и мясопродукты обладают большой питательной ценностью, так как содержат полноценные белки. Чаще употребляется мясо крупного рогатого скота (говядина) и баранина; свинина, мясо гусей, уток в питании детей дошкольного возраста не разрешается.

Мясо должно иметь клеймо и соответствующие документы ветеринарного надзора. Нельзя брать мясо у частных лиц, особенно после вынужденного забоя. В детские учреждения мясо должно поступать свежее, целыми тушами или большими частями. Завоз в детские учреждения готового фарша не разрешается.

Мясо, колбасы и другие мясные продукты необходимо хранить в холодильниках в подвешенном состоянии, оберегая их от загрязнения. Свежее охлажденное мясо можно хранить также в леднике при температуре от 0 до 2°С не более 48 часов, при этом следует его оберегать от соприкосновения со льдом и хранить в разрубленном состоянии в специальных металлических ящиках или кастрюлях. Мороженое мясо и птица хранятся при температуре не выше 2°С. Вареная колбаса, сардельки, сосиски, а также окорока и рулеты хранят при температуре от 0 до 6° не дольше 48 часов в подвешенном состоянии.

Свежемороженая рыба относится так же, как и мясо, к быстропортящимся продуктам, поэтому нужно строго соблюдать правила ее хранения и сроки реализации. Свежая рыба и рыбные продукты хранятся в специальной посуде в холодильной камере при температуре от - 2° до - 4° не более 3- 5 дней.

Молоко хранится в хорошо закрываемой, чистой посуде в холодильной камере или леднике при температуре от 0 до 2° не свыше 24 часов.

Перед использованием в питании детей молоко подвергают повторному кипячению. Творог применяется только после тепловой обработки в виде творожных блюд (крупяников, запеканок, сырников, ватрушек и др.). Простокваша и кефир должны иметь однородную консистенцию, приятный кисловатый вкус, быть без комков, без постороннего привкуса и запаха. Хранятся они при температуре от 0 до 2° не более 48 часов.

Сливочное масло хранят в закрытой таре при температуре от 0 до 2° до 10 дней. Топленое масло может храниться до одного месяца.

Яйца в холодильных камерах с температурой около 0° могут храниться длительное время.

Продукты растительного происхождения менее подвержены порче, но и они должны доставляться и храниться с соблюдением санитарных правил. К этим продуктам также предъявляются определенные гигиенические требования, которые необходимо соблюдать.

Хлеб содержит много воды (до 50%), поэтому он скорее приходит в негодное для питания состояние, чем мука и другие мучные продукты (при неправильной выпечке, а также при неправильном хранении в темном, сыром, плохо вентилируемом помещении). Хранится он в специальных шкафах или на стеллажах, закрывающихся дверками или затянутых мелкой металлической (капроно-вой) сеткой. Его укладывают не более чем в 2 ряда. Нижние полки должны быть от пола на высоте не менее 50 см. Хлеб рекомендуется завозить не реже одного раза в 2 дня.

Любая крупа должна быть сухой (не более 15% воды), чистой, без посторонних примесей и вредителей.

Сахар и кондитерские изделия являются ценными продуктами питания, должны храниться в чистом, сухом, хорошо вентилируемом и прохладном помещении при температуре не выше 16°. Эти продукты очень чувствительны к влаге и посторонним запахам, что ведет к их порче. Сахар-песок поступает в мешках, рафинад и кондитерские изделия - в ящиках или коробках и хранятся на решетках (подтоварниках), расстояние которых от пола не менее 20 см.

Овощи, фрукты и ягоды должны быть спелыми и свежими, без механических повреждений, загрязнений, без поражения пле-сенью и гнилью.

Готовая пища должна быть свежеприготовленной, подвергнутой необходимой кулинарной тепловой обработке.

Основные санитарные требования к кулинарной обработке продуктов .

Кулинарная обработка продуктов предусматривает улучшение усвояемости и повышение вкусовых качеств пищи.

Кулинарная обработка начинается с момента получения продуктов со склада. На всем этапе приготовления пищи должен осуществляться строгий медицинский и педагогический контроль. Сначала проводится холодная обработка продуктов питания. Полученные продукты сортируют, хорошо очищают и моют. Только после этого можно приступить к их горячей обработке, которая, помимо вышеперечисленных целей, преследует еще обеззараживание продуктов высокой температурой.

Перед кулинарной обработкой необходимо проверить готовность и санитарное состояние инвентаря. Инвентарь и посуда должны быть исправными, чистыми и соответствовать своему назначению, виду продуктов. Нельзя, например, одним и тем же инвентарем обрабатывать сырые и вареные продукты. Для такого разделения необходимо на кухне иметь отдельные разделочные столы или разделочные доски.

Доски должны быть сделаны из твердых пород дерева, не иметь сучков, трещин, содержаться в постоянной чистоте и храниться изолированно в чистых белых чехлах. Каждая доска должна быть замаркирована, т. е. на ней поставлен знак для обозначения обрабатываемого продукта. Обычно пользуются следующей маркировкой, которая выжигается на боковой стороне доски: «СМ»-сырое мясо; «ВМ»-вареное мясо; «СР»-сырая рыба; «ВР»-вареная рыба; «СО»-сырые овощи; «ВО»-вареные овощи; «КОЛ»-колбасы; «Т»-тесто; «СЕЛ»-сельдь, соленая рыба; «ХЛ»-хлеб.

Таким образом, надо иметь на кухне не менее 10 разделочных досок, не считая 3-4 запасных. Размеры досок: длина - 60 см, ширина - 40 см, толщина 3 см. Для хлеба и теста доски делают больших размеров.

После каждого употребления доски должны быть хорошо очи-щены, вымыты, ошпарены, высушены и только после этого могут убираться в чехлы.

Для обработки тех или иных продуктов необходимо иметь маркированные разделочные ножи.

Организация питания детей в дошкольных учреждениях.

Перед едой организуется мытье рук. Дети отправляются в умывальную комнату мыть руки. Если умывальня находится рядом с комнатой, где принимается пища, они, по мере того как вымоют руки, самостоятельно садятся за столы и начинают есть уже поданное первое блюдо. Надо следить, чтобы первыми мыли руки и садились за стол те дети, которые едят медленно. Если умывальня отделена от столовой коридором, дети после мытья рук возвращаются все вместе в сопровождения воспитателя и садятся за стол одновременно.

В помещении, где едят дети, надо создать уютную обстановку. Скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища, небольших размеров, эстетична (лучше одинаковой формы и цвета, хотя бы для каждого стола).

Раздача готовой пищи производится немедленно после ее приготовления. Это необходимо для предупреждения пищевых отравлений, а также для сохранения витаминов и вкусовых качеств пищи. Готовая пища после приготовления должна быть хорошо. закрыта крышками.

Первые блюда в момент раздачи должны иметь температуру около 70°, вторые - не ниже 60°, холодные блюда и закуски (салаты, винегрет) - от 10 до 15°.

Разливать и раскладывать готовую к употреблению пищу надо специальными разливательными черпаками или ложками, вилками, лопаточками. Следует обращать внимание и на кулинарное оформление раздаваемых блюд: красиво оформленные, они имеют привлекательный вид, способствуют возбуждению аппетита.

Витаминизация пищи должна проводиться ежедневно в пищеблоке или групповой детского учреждения непосредственно перед раздачей питания.

Ответственный за витаминизацию пищи сотрудник обязан ежедневно вести журнал по следующей форме:

Наименование витаминизированного блюда;

Число витаминизированных порций;

Количество аскорбиновой кислоты, введенной в общую массу блюда;

Количество таблеток, использованных для витаминизации;

Время витаминизации (месяц, число, час, минуты).

Большое внимание следует уделять аппетиту ребенка, при наличии которого пища его организмом усваивается значительно лучше.

Во время приема пищи надо создать спокойную, доброжелательную обстановку и поддерживать у детей хорошее настроение, так как состояние нервной системы ребенка оказывает большое влияние на его аппетит. Не рекомендуется проявлять нетерпение, если дети медленно едят, запрещать им во время еды обращаться с просьбой к товарищам или взрослым, все время делать замечания, превращать процесс еды в занятие с объяснением, как себя вести за столом. Это отвлекает, нервирует детей и снижает их аппетит.

В тех случаях, когда дети отказываются от какой-либо полезной пищи, едят ее с неудовольствием, следует постараться приучить их к ней, давая ее небольшими порциями, сажая ребенка с детьми, которые едят эту пищу с удовольствием.

Не следует принуждать ребенка, если он не может съесть все количество предлагаемой пищи, так как рекомендуются средние нормы, не рассчитанные на индивидуальные особенности и потребности организма. Ребенок сам вносит необходимые исправления в свое питание, упорно отказываясь доедать приготовленную ему порцию или, наоборот, требуя добавки. Если в одно кормление он не захотел съесть свою порцию, не надо настаивать на этом, а в следующее кормление (но не раньше) предложить ему несколько больше обычной нормы. Однако, если ребенок систематически съедает меньше, чем ему назначено, плохо прибавляет в массе тела, его следует показать врачу. Возможно, он нездоров. Может быть, нужно внести какие-то изменения в его рацион или общий режим дня.

Маленькие дети часто не доедают до конца положенную им пищу, так как устают действовать самостоятельно. Взрослые должны прийти к ним на помощь и покормить их. Если второе блюдо сухое, твердое, в особых случаях можно дать ребенку за-пить компотом или киселем, предназначенными на третье. Это особенно рекомендуется тем детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приводит к длительной задержке ее во рту. Запивать пищу чистой холодной водой не следует; она разбавляет концентрацию пищеварительных соков в желудке.

Не надо приучать детей есть много хлеба с супом и тем более со вторым блюдом, особенно с кашами, макаронами. Наевшись хлеба, они не могут съесть полностью полезные для них другие продукты.

Полезно для улучшения аппетита перед приемами пищи или во время еды детям дать соленый огурец, кусочек селедки, винегрет, овощной салат, квашеную капусту, которые повышают количество выделяемых пищеварительных соков. Восстановлению аппетита способствуют также мясные навары, овощные соки.

Привитие детям гигиенических навыков при приеме пищи .

Детей учат мыть руки перед каждой едой, во время приема пищи правильно сидеть, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол, правильно пользоваться при-борами, держать ложку и вилку не в кулаке, а тремя пальцами правой руки, не есть ложкой то, что можно есть вилкой, не пить из блюдца. Детям 6-7 лет дают ножи, которыми они пользуются, если едят мясо, огурцы, помидоры, яблоки. Младшим детям пищу размельчают взрослые.

Во время приема пищи дети не должны спешить, отвлекаться, играть ложкой или какими-либо другими обеденными приборами, набивать рот слишком большим количеством пищи, разговаривать с полным ртом, чавкать, сопеть.

В тех случаях, когда у ребенка насморк, перед приемом пищи он должен хорошенько очистить нос с помощью носового платка.

На ложку и вилку детям следует брать столько пищи, сколько может на них поместиться. Кусочки пищи, которые трудно жуются, надо незаметно извлечь изо рта вилкой или ложкой, прислоненной к губам, поместить на край тарелки, блюдца. Контрольные вопросы

Психофизиологические основы организации детского сна; Создание условий для полноценного детского сна в образовательном учреждении. Создание условий, методика организации и проведения сна детей в соответствии с возрастом. Воспитание культурно-гигиенических навыков в процессе подготовки ко сну. Центральная нервная система детей раннего и дошкольном возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Для восстановления нормального состояния нервных клеток большое значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон.

Во время сна в организме ребенка происходи жизненно важные процессы: накопление питательных веществ в глиальных клетках, восстановление работоспособности проводящих систем, переход информации в долговременную память, «ремонт» белковых структур и пр. У человека все жизненно важные центры (дыхание, кровообращение) во время сна работают менее интенсивно, а центры, ведающие движениями тела, при нормальном сне заторможены и, следовательно, достаточно хорошо восстанавливают свою работоспособность.

В структуре сна принято различать 2 фазы. Одна из них включает в себя периоды медленных колебаний - медленный сон, а другая - периоды быстрых колебаний - быстрый сон. У детей в структуре сна на первом году жизни преобладает быстрый сон, а со второго года жизни - медленный. В течение ночного сна эти фазы несколько раз циклически меняются.

В детском учреждении надо обеспечить необходимую для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение (табл).

Тема: Организация режима дня, его значение в воспитании детей.

Цель: Привлечь внимание родителей и педагогов к вопросу соблюдения режима дня в дошкольном учреждении и в семье. Особое внимание уделено вопросу строгого соблюдения режима в выходные, праздничные дни, на каникулах и в отпуске.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Организация режима дня, его значение в воспитании детей.

1. Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных группах

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

– сон;

– пребывание на открытом воздухе (прогулки);

– воспитательная и учебная деятельность;

– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

– самообслуживание, помощь семье;

– приемы пищи;

– личная гигиена.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5–12 часов, в 5–6 лет – 11,5–12 часов (из них примерно 10–11 часов ночью и 1,5–2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9–9 часов 30 минут вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) – наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4–4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

Воспитательная и учебная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8:00 до 12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10–15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4–5 лет) – по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5–6 лет) – два занятия в день по 20–25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6–7 лет) – 3 занятия в день проводятся по 25–30 минут, приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.

В режиме дня каждой возрастной группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.

Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов.

Важно вносить сезонные изменения в режим дня. В программе предложены режимы как для холодного, так и для теплого времени года.

В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня.

Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми – физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. – также следует проводить на свежем воздухе.

Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать ее содержание: проводить подвижные игры, спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим, с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить па экскурсии за пределы участка и т.п.

При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей.

Планируя работу, воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводится физкультурная минутка.

В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности.

На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.

Распорядок дня (в теплое время)

Режимные процессы

1 млад. гр.

2 млад. гр.

средняя гр.

старшая гр.

подгот. гр.

Подъем, утренний туалет

6.30–7.30

6.30–7.30

6.30–7.30

6.30–7.30

6.30–7.30

7.00–8.00

7.00–8.20

7.00–8.25

7.00–8.35

7.00–8.35

8.00–8.30

8.20–8.55

8.25–8.55

8.35–9.00

8.35–8.55

Игры, подготовка к прогулке, выход

8.30–8.50

8.55–9.15

8.55–9.20

9.00–9.15

8.55–9.05

Занятие (на участке)

8.50–9.00

9.15–9.30

9.20–9.40

9.15–9.45

9.05–9.35

Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры

9.15–11.30

9.30–11.15

9.40–11.35

9.45–12.15

9.35–12.10

Возращение с прогулки, водные процедуры, игры

11.30–11.50

11.15–11.40

11.35–12.00

12.15–12.30

12.10–12.30

Подготовка к обеду, обед

11.50–12.30

11.40–12.20

12.00–12.35

12.30–13.00

12.30–13.00

Подготовка ко сну, сон

12.30–15.10

12.20–15.10

12.35–15.10

13.00–15.00

13.00–15.00

Подъем, полдник

15.15–15.35

15.10–15.30

15.10–15.30

15.00–15.25

15.00–15.25

Подготовка к прогулке, игры

15.35–15.50

15.30–15.50

15.30–16.00

15.25–16.10

15.25–16.20

Прогулка, игры на воздухе, уход детей домой

16.40–19.00

16.30–19.00

16.40–19.00

16.50–19.00

16.55–19.00

Распорядок дня (в холодное время)

Режимные процессы

1 млад. гр.

2 млад. гр.

средняя гр.

старшая гр.

подгот. гр.

Подъем, утренний туалет

6.30–7.30

6.30–7.30

6.30–7.30

6.30–7.30

6.30–7.30

Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика

7.00–8.00

7.00–8.20

7.00–8.25

7.00–8.30

7.00–8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00–8.30

8.20–8.55

8.25–8.55

8.30–8.55

8.30–8.50

Подготовка к занятиям

8.20–9.00

8.55–9.00

8.55–9.00

8.55–9.00

8.50–9.00

Занятия

8.40–9.15

9.00–9.35

9.00–9.50

9.00–10.50

9.00–11.05

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

9.15–11.30

9.35–11.35

9.50–11.50

10.50–12.25

11.05–12.35

Возращение с прогулки, игры

11.30–12.10

11.35–12.00

11.50–12.15

12.25–12.40

12.35–12.45

Подготовка к обеду, обед

11.50–12.30

12.00–12.40

12.15–12.50

12.40–13.10

12.45–13.15

Подготовка ко сну, сон

12.30–15.00

12.40–15.00

12.50–15.00

13.10–15.00

13.15–15.00

Подъем, полдник

15.00–15.15

15.00–15.15

15.00–15.15

15.00–15.15

15.00–15.15

Игры, самост. худож. деят., занятия

15.15–15.40

15.15–15.50

15.15–16.00

15.15–16.10

15.15–16.20

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой

16.20–19.00

16.30–19.00

16.40–19.00

16.50–19.00

16.55–19.00

Таким образом, для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.

Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование.

2. Организация режима дня в условиях домашнего воспитания

Возрастные особенности психического развития детей 3–4 лет.

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Примерный режим дня для детей, не посещающих детский сад (по В.Е. Васильевой и А.Ф. Каптелину)

Пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры, умывание

7–8.00

Завтрак

8.40

Игры и занятия дома

9.10 -10.00

10.10

Обед

12.30–13.20

Дневной сон (при открытых фрамуге, окне или на веранде)

13.30–15.30

Свободное время для спокойных игр и приготовления к полднику

15 -16.00

Полдник

16.00

Прогулка и игры на свежем воздухе

16.30

Ужин

18.30

Свободное время, спокойные игры

19 -20.00

Ночной сон

Режим в выходные и праздничные дни

Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку по железной дороге). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин., но не более.

Четкость выполнения режима дня во многом зависит от того, как сам малыш регулирует свое поведение на основе выработанных привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого «организованного» ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка, домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада.

Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку.

По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.

Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и чётко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

В выходные, как и в будни, не следует смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае 60 минут. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребенка, дезорганизует его деятельность. В эти 40–60 минут также входит и время для компьютерных игр.

В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей.

В выходные ребенок должен нагуляться, выспаться, одним словом – отдохнуть . Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10–15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Лучшая одежда на время сна – пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковой, трикотажной или ситцевой. В жаркие дни дети могут спать в трусиках (но не в тех, в которых они играли).

Напомним: во все сезоны года днем ребенок по возможности должен спать на воздухе. Если такой возможности нет, то его надо одеть и укрыть таким образом, чтобы в течение всего времени сна окно, фрамуга или форточка могли оставаться открытыми. (Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15°).

В часы ночного сна также очень важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывают спать.

Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у детей происходит различно: у одних почти мгновенно, другим же требуется минут 5–10, чтобы окончательно проснуться.

Самостоятельно одеться, застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться. В течение всего дошкольного возраста у детей следует закреплять навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться после сна.

Прогулки.

Прогулка, достаточно длительная, проводимая ежедневно, – важнейшее средство оздоровления ребенка, его полноценного и физического развития. В холодное время года ребенок должен гулять не менее 3–4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить, но не отменять. В холодное время года подвижность иных детей ограничивают тем, что неправильно одевают их, слишком кутают. громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, перебрасываться снежками, лепить снежных «баб», кататься на санках с горки, ребенок не только лишается радости этих забав, но начинает существенно отставать в физическом развитии. У таких детей снижается приспособляемость организма к холоду, к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов. Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные. Негармоническое физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков.

Нередко прогулки сокращаются, так как замерз взрослый, который гуляет вместе с детьми, ведь он двигается значительно меньше их. Поэтому очень важно, чтобы и взрослый был одет и обут соответствующим образом.

Комплексное воздействие прохладного воздуха и физических упражнений является эффективным методом закаливания, тренировки важнейших функций организма.

С наступлением теплых весенних дней дети почти целые дни проводят на свежем воздухе. Весной также очень важно следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Если родители не спешат облегчить одежду ребенка, то в зимней он перегревается. Ему тяжело, он расстегивает, а иногда и снимает пальто – а вот это уже может привести к заболеванию. Одежду надо облегчать постепенно: вначале сменить шубу или теплое пальто на весеннее пальто с вязаной кофточкой или фуфайкой, потом освободить ребенка от рейтуз, теплых носков и т.д. Позднее, в еще более теплые дни можно разрешить ребенку ходить с открытыми руками и ногами и, наконец, в трусах. Летом, когда у детей создается привычка ходить легко одетыми, можно и в прохладные дни оставлять их в более легкой одежде.

Таким образом, необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Формирование культурно-гигиенических навыков в режиме дня.

План деятельности по воспитанию культурно-гигиенических навыков в режимных процессах в своей возрастной группе (Вторая младшая)

Режимный процесс

Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков

Приемы воспитания

Прием детей

Воспитывать бережное отношение к своим вещам и своему внешнему виду.

Снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Наличие носового платка.

Показ и объяснение, упражнение и контроль, оценка, создание ситуации успеха.

Умывание

Формировать навык пользования мылом и личным полотенцем.

Правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания личным полотенцем, вешать полотенце на место.

Показ и объяснение, упражнение и контроль, оценка, использование художественного слова, музыкальных произведений.

Кормление

Формировать элементарные навыки поведения за столом.

Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Показ и объяснение, упражнение и контроль, игровые ситуации, использование художественного слова, иллюстраций.

Одевание

Обучать детей порядку одевания.

Правильно надевать одежду и обувь застегивать пуговицы, надевать колготки и т.д.

Показ и объяснение, упражнение и контроль, оценка, создание ситуации успеха, использование алгоритмов одевания.

Укладывание спать

Воспитывать бережное отношение к своим вещам.

Аккуратно складывать одежду на стульчик.

Самостоятельно одеваться после сна.

Показ и объяснение, упражнение и контроль.

Пути формирования культурно-гигиенических навыков (КГН)

Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т.д.

По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, «уже поели», то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.

КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию . Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.


Режим дня – это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график. Правильный распорядок дня – организация личного времени человека для наиболее оптимального использования его трудового потенциала. Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие?

Режим дня: его основные составляющие

Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности организма. Именно правильное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности позволяет организму полностью восстановить силы в физическом и психологическом плане. Правильный режим дня позволяет грамотно распределить временные ресурсы на отдых, труд, питание, саморазвитие, уход за собой.

Существуют внешние и внутренние факторы, способствующие выработке определенного режима дня человека.

Основным внутренним фактором, способствующим выработке определенного поведения человека, являются биоритмы.

Биоритмы – фундаментальные процессы живой природы, закономерная активность организма, его систем, осуществляемая с определенной периодичностью. Биологические ритмы зафиксированы на всех уровнях живой материи: от простейших биологических реакций, происходящих в каждый момент времени в клетке, до сложных поведенческих реакций человека. Все физиологические процессы, протекающие в организме, согласованы с общим ходом времени. Основным фактором, регулирующим биоритмы всего живого, является Солнце. Значение биоритмов для человека было доказано физиологом И.П. Павловым, который утверждал, что нет ничего более значимого для живого организма, чем ритмичность и периодичность физиологических изменений, протекающих в организме. Биологические ритмы во многом определяют режим дня человека. Именно от биоритмов зависит работоспособность человека, способность к усвоению информации, обучению.

Построение режима дня, противоречащего естественным биоритмам человека, приведет к повышенной утомляемости, психологическому стрессу, длительному периоду нетрудоспособности.

Внешним фактором, определяющим режим дня человека, является его участие в жизни социума: обучение и посещение учебных заведений (детские сады, школы, высшие учебные заведения), труд на предприятии, что способствует выработке более или менее постоянного распорядка дня.

Обязательными составляющими режима дня должны быть:

  • Труд – физиологическая потребность человека, основное условие его существования в социуме, целесообразная, сознательная деятельность индивида, направленная на удовлетворение потребностей его самого и общества;
  • Отдых – необходимая составляющая режима дня, способ проведения времени, целью которого является восстановление физических сил и стабилизация психоэмоционального состояния для достижения нормального уровня работоспособности;
  • Приемы пищи – достаточный интервал времени в период трудовой занятости, отдыха для полноценного приема пищи;
  • Личная гигиена – период времени для проведения процедур для сохранения и укрепления здоровья;
  • Время на саморазвитие и совершенствование – период для прочих видов активности (чтение, посещение театра, общение с людьми).

Режим дня ребенка: как правильно организовать день для ребенка

Почему важно приучить ребенка к правильному режиму дня? Дети легко привыкают к новому распорядку дня в силу того, что в их сознании еще не выработался четкий динамический стереотип – форма деятельности мозга человека, проявлением которой является фиксированный порядок осуществляемых действий. Нарушение динамических стереотипов ведет к напряжению нервных элементов коры головного мозга, выходящему за пределы их функциональных возможностей, результатом чего является нарушение высшей нервной деятельности и развитие невротических состояний.

Режим дня ребенка несколько отличается от распорядка дня взрослого человека. Режим дня для детей является основой воспитания, приучения ребенка к ответственному использованию временных ресурсов, самодисциплины, выработки характера и силы воли.

В первые 3 года жизни ребенка работоспособность его нервной системы постоянно изменяется, что обусловливает смену режима дня ребенка в различные периоды его жизни. При несоблюдении режима дня для ребенка могут возникнуть следующие последствия:

  • Плаксивость, раздражительность ребенка;
  • Нестабильность психоэмоционального состояния;
  • Отклонения в развитии;
  • Трудности с приучением ребенка к распорядку детского сада, школы.

Каждый период в жизни ребенка должен быть правильно организован с точки зрения чередования активности и отдыха. Продолжительное бодрствование и сокращение продолжительности сна могут негативно сказываться на деятельности нервной системы ребенка, результатом чего станет нарушение его поведения. Не существует единого правильного режима дня, который бы подошел каждому ребенку. Однако существует ряд правил, придерживаясь которых родители смогут правильно организовать такой режим дня ребенка, который будет способствовать его полноценному физическому и психическому развитию.

Правила режима дня ребенка:

  • Соблюдение точного времени подъема и отхода ко сну, что способствует выработке рефлекса;
  • Соблюдение интервалов между приемами пищи (время приема пищи полностью зависит от периодов сна и бодрствования ребенка). Однако режим дня выстраивается так, чтобы после кормления ребенок бодрствовал, а затем спал, что способствует поддержанию оптимального состояния ребенка на любом этапе развития;
  • Бодрствование ребенка должно включать в себя развивающие игры, пребывание на свежем воздухе, общение со сверстниками. Не стоит забывать о «свободном времени» для ребенка, когда он не занят другой деятельностью и может заняться тем, что ему интересно самому.

Понятие правильного режима дня для каждого человека

Не существует единственно правильного режима дня, подходящего каждому человеку. Любой режим дня, как для ребенка, так и для взрослого человека, носит лишь рекомендационный характер. Правильный распорядок дня позволяет наиболее эффективно использовать энергетические ресурсы человека. При составлении распорядка дня необходимо учитывать биоритмы, периоды максимальной работоспособности человека.

Так, правильный режим дня способствует:

  • Поддержанию здорового функционирования организма;
  • Нормализации психоэмоционального состояния;
  • Гармоничному развитию личности;
  • Воспитанию пунктуальности;
  • Высокой самодисциплине и организованности, как в труде, так и в период отдыха;
  • Значительному снижению утомляемости;
  • Повышению эффективности труда.

Анализ своего режима дня поможет определить причины высокой утомляемости, низкой продуктивности, рассеянности внимания, частых депрессивных состояний. Не стоит придерживаться стереотипного режима дня, если он противоречит биологическим ритмам человека.

Основа правильного распорядка дня:

  • Нормальная продолжительность сна;
  • Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения;
  • Соблюдение графика приема пищи.

Видео с YouTube по теме статьи:



Публикации по теме