Психологический эксперимент Альберта Бандуры — «Кукла Бобо. Эксперимент "кукла бобо" - исследование о перенимании детьми агрессии

в области детской психологии благодаря своей работе по моделированию агрессии. Вероятно, Бандуру лучше всего описывать как работавшего на стыке наук, потому что он был социальным психологом, вмешивающимся в дела психологии детского развития. Но именно его интерес к социализации детей сделал его бихевиористское присутствие полезным для детских психологов.

Хотя людям со стороны Бандура мог казаться бихевиористом, сам он сражался с принципами бихевиоризма, особенно с идеей, что все виды поведения приобретаются или уничтожаются исключительно через подкрепление или наказание. «Позволим ли мы подростку учиться управлять автомобилем методом проб и ошибок? - спрашивал он. - Доверим ли мы новичку-полицейскому пользоваться огнестрельным оружием, пока он не пройдёт длительную подготовку? Конечно, нет. Подросток и новичок-полицейский должны пройти обучение - через инструктаж и демонстрацию» .

Бандура пришёл к заключению, что должно быть что-то ещё, помимо научения через подкрепление и наказание, и что моделирование прекрасно подходит для заполнения этой бреши. При моделировании научающийся таким образом регулирует собственное поведение, чтобы копировать или имитировать поведение учителя. Моделирование является потенциально значительно более эффективным, чем системы подкрепления/наказания, для научения сложным видам поведения. Как вы, вероятно, знаете, большинство секций и кружков в сфере физической деятельности использует моделирование как основное средство обучения. Преподаватель балета моделирует пируэт, сэнсей моделирует удар наотмашь, а тренер бейсбольной команды моделирует техники перемещения по полю. Это не значит, что подкрепление и наказание не оказывают влияния на наше научение, просто у научения есть и другие средства, на которые следует обратить внимание. И некоторые из этих средств могут быть чрезвычайно мощными.

В классическом «исследовании с куклой Бобо» (1965) Бандура, Росс и Росс были намерены проверить гипотезу, что агрессия является одним из типов поведения, научение которому может происходить через моделирование. Они сосредоточились на детях, приняв допущение, что весьма значительная часть личности взрослого формируется переживаниями детства. Другое их исследование в 50-х и 60-х годах успешно продемонстрировало эффект моделирования у детей, но в этой работе не проверялось, будут ли дети переносить моделируемые виды поведения в новые ситуации. И те виды поведения, научение которым происходило в упомянутом исследовании, не имели большого сходства с агрессией.

Они решили узнать, будут ли дети, наблюдавшие агрессию в одной ситуации, вести себя затем агрессивно в другой ситуации, даже если агрессивная модель уже не будет присутствовать в ней , насколько значимы эффекты последействия и переноса, есть ли формирующее влияние агрессивных «образцов» на агрессивное поведение наблюдателей. Почему этот эффект переноса был важен, позднее станет очевидным. Но их ожидания были ясны: «В соответсвии с прогнозом, субъекты, которым будут предъявлены агрессивные модели, станут воспроизводить агрессивные действия, схожие с действиями своих моделей, и будут в этом отношении отличаться как от субъктов, которым были предъявлены неагресивные модели, так и от субъектов, которым никакие модели заранее не были предъявлены ».

Бандура, Росс и Росс также ввели переменные, связанные с полом. Даже тогда, в 50-х годах, исследование уже показывало, что родители были склонны подкреплять «соответствующее полу» поведение своих детей. Поэтому Бандура, Росс и Росс предположили, что поскольку агрессия является маскулинным поведением, мальчики будут более склонны имитировать агрессивную модель, чем девочки. Более того, они предположили, что детей, вероятно, вознаграждали за имитацию поведения родителей одного с ними пола и наказывали за имитацию поведения родителей противоположного пола. Соответственно, по мнению авторов, дети должны быть более склонны имитировать поведение, демонстрируемое человеком того же пола, что и они. Поэтому они включили в эксперимент как мужскую, так и женскую модель. Прогноз был прост: мальчики должны быть более склонными имитировать агрессивность, если она будет моделироваться мужчиной, а девочки должны быть более склонными имитировать агрессивность, если она будет моделироваться женщиной.

МЕТОД

Участники

36 мальчиков и 36 девочек принимали участие в эксперименте. Они распределялись по возрасту от 37 до 69 месяцев, и средний возраст составлял 52 месяца (около 4 лет 4 месяцев). Двое взрослых исполняли роль модели: один мужчина и одна женщина. Одни и те же два человека исполняли роль модели для всех 72 детей. Роль мужской модели играл сам Бандура.

Материалы

Материалы, используемые в первой части эксперимента, состояли из картофелин, бумажных наклеек, набора « Tinkertoy », деревянного молотка и пятифутовой (около полутора метров высотой) надувной куклы Бобо. Некоторые из этих предметов могут потребовать более полного разъяснения. Картофелины использовались для создания печатных штампов. Если вы разрежете картофелину пополам, то можете вырезать небольшие узоры в мякоти её половинок, удаляя излишки картофельного материала. Если затем вы окунёте поверхность с узорами в чернила, то сможете отпечатать на бумаге целый ряд копий только что созданного вами узора. Так что картофель использовался в качестве художественного материала.

Наборы « Tinkertoy » не так популярны, как могли бы быть. В прежние времена они состояли из маленьких деревянных палочек, кубиков, колёс и тому подобного и использовались для того, чтобы строить различные вещи (Теперь эти наборы делают из пластмассы.) Наконец, кукла Бобо. Кукла Бобо играла такую важную роль в экспериментах Бандуры, что в наши дни их обычно называют « исследования с куклой Бобо ». Кукла Бобо была просто надувной пластиковой куклой, имевшей внешность Клоуна Бобо, отпечатанную на её поверхности. У неё, кроме того, было заполненное песком отделение в основании, благодаря чему она стояла вертикально; так что даже если бы вы её толкнули, она бы снова поднялась. Полутораметровая, она выглядела грознее, чем большинство детей в исследовании.

Процедуры

48 детей были помещены в «экспериментальные условия », причём либо в «агрессивные», либо в «неагрессивные» условия. Дети в агрессивных условиях наблюдали человека, ведущего себя агрессивно; этот человек был назван «агрессивной моделью». Дети в неагрессивных условиях наблюдали «неагрессивную модель». Половину детей в каждой группе составляли мальчики, а половину - девочки. Наконец, половина детей каждой подгруппы наблюдала женскую модель, а половина - мужскую. Всего получилось восемь возможных групп.

Девочки, которые наблюдали агрессивную женскую модель.

Девочки, которые наблюдали агрессивную мужскую модель.

Девочки, которые наблюдали неагрессивную женскую модель.

Девочки, которые наблюдали неагрессивную мужскую модель.

Мальчики, которые наблюдали агрессивную женскую модель.

Мальчики, которые наблюдали агрессивную мужскую модель.

Мальчики, которые наблюдали неагрессивную женскую модель.

Мальчики, которые наблюдали неагрессивную мужскую модель.

Была также дополнительная группа из 24 детей, которых поместили в «контрольные условия ». Эти дети не видели никакой модели, но в остальном с ними обращались в точности так же, как и с детьми, которые наблюдали модели. Эти «контрольные дети» служили группой для сравнения, и благодаря им Бандура, Росс и Росс могли определить, что сделали бы дети, если бы не видели никакой модели.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Каждый из 48 детей экспериментальной группы помещался - по отдельности - экспериментатором в экспериментальную комнату. Когда ребёнок и экспериментатор шли в комнату, в коридоре рядом с ней оказывался незнакомец. Экспериментатор приглашала незнакомца в комнату - «зайти и присоединиться к игре». Затем ребёнка усаживали за маленький столик в одном углу комнаты и показывали, как играть с картофельными штампами и наклейками. Потом эскпериментатор отводила незнакомца за другой маленький столик в противоположном углу комнаты. Там были набор « Tinkertoy », деревянный молоток и кукла Бобо. Экспериментатор говорила незнакомцу, что все эти игрушки для него, и выходила из комнаты.

Неагрессивные условия

В неагрессивных условиях незнакомец занимался набором « Tinkertoy » «довольно тихо, абсолютно игнорируя куклу Бобо ». Тут мы всё же можем назвать незнакомца «моделью», поскольку он моделировал поведение для пользы ребёнка.

Агрессивные условия

Напротив, модель в агрессивных условиях играла с набором « Tinkertoy » не более минуты, а затем начинала бить куклу Бобо . Описание процедуры избиения в оригинале настолько забавно, что стоит процитировать его целиком. «Модель укладывала Бобо на бок, усаживалась на него и несколько раз била кулаком по носу. Затем модель поднимала куклу Бобо, брала молоток и ударяла им куклу по голове. Вслед за агрессией, выраженной этим ударом, модель агрессивно подбрасывала куклу вверх и пинками гоняла её по всей комнате ». Последовательность избиения поторялась три раза и перемежалась вербально-агрессивными фразами, такими как: «Влеплю ему по носу », «Свалю его с ног », «Брошу его вверх », «Пну его » и «Бум ». Кроме того, делались два неагрессивных замечания: «Он всё время хочет, чтобы ему добавили » и «Он и в самом деле стойкий малый ».

Через 10 минут экспериментатор возвращалась в экспериментальную комнату, прощалась с моделью/незнакомцем и сообщала ребёнку, что отправляется в другую комнату с игрушками. Другая комната располагалась в отдельном здании. Именно там у детей измеряли уровень агрессии.

Возбуждение агрессии

Бандура, Росс и Росс хотели протестировать детей на агрессивное поведение в таких условиях, которые позволили бы им выразить агрессию. Бандура понимал, что дети, оказавшиеся среди незнакомых, официально выглядящих взрослых, склонны демонстрировать своё наилучшее поведение. Но это могло бы стать проблемой, потому что стараясь вести себя как можно лучше, дети в стремлении быть вежливыми могли заглушить всю агрессивность, таящуюся в них, и исследовение было бы сорвано. Поэтому Бандура, Росс и Росс придумали искусственную ситуацию, которая в той или иной степени вызывала агрессию у детей.

Они делали кое-что такое, что, как они знали, выведет детей из равновесия. Вот что это было. Пока дети шли вслед за экспериментатором во вторую экспериментальную комнату, им надо было пройти через комнату несколько меньших размеров, называемую прихожей. В прихожей находилось множество очень привлекательных игрушек, в том числе игрушечный истребитель, вагон канатной дороги, яркий волчок и кукла с гардеробом, каретой и детской кроваткой. Отметьте, что там были представлены игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Экспериментатор разрешала детям остановится и поиграть с этими игрушками, что дети и делали. Но через две минуты, как раз тогда, когда дети действительно увлекались игрушками, экспериментатор замечала, что это её «самые лучшие игрушки, и что она не позволяет всем подряд играть с ними, и что она решила сохранить эти игрушки для других детей». Другими словами, детей отвергали. Экспериментатор объясняла, что хотя им не позволяется играть с игрушками в прихожей, они могут играть с чем угодно в основной комнате, куда они и приходили.

Тест на отсроченную имитацию

В экспериментальной комнате дети обнаруживали множество игрушек Некоторые из игрушек были похожи на те, которыми занималась агрессивная модель: трёхфутовая кукла Бобо (около 90 сантиметров) и деревянный молоток. Другие игрушки не использовались агрессивной моделью, но их можно было использовать с целью агрессии: два ружья, стреляющих дротиками, и груша, подвешенная к потолку, с нарисованным на ней лицом. Остальные игрушки были такими, которые обычно не используют в целях агрессии: чайный набор, пастельные мелки и цветная бумага, мячик, две куклы, три медвежонка, машинки и грузовики, пластиковые животные с фермы. Игровой материал был одинаково распределён по комнате для каждого входящего ребёнка.

Измерение реакции

Бандура, Росс и Росс измеряли агрессивное поведение несколькими способами. По моему подсчёту, они использовали семь различных параметров, включая: (1) количество актов имитированной физической агрессии, (2) количество актов имитированной вербальной агрессии и (3) количество имитированных неагрессивных замечаний. В процессе измерения агрессии авторы осознавали, что некоторые из видов имитированного поведения имитировались лишь частично, но они решили всё равно учитывать их. Наиболее распространёнными частично имитированными видами поведения были: (4) усаживание на куклу Бобо без всякой дополнительной агрессии и (5) использование деревянного молотка для ударов по другим предметам в комнате, кроме куклы Бобо. И, наконец, были моменты агрессивного поведения детей, но без имитации какого бы то ни было поведения модели. Этими видами поведения являлиись: (6) использование вербальных и физических угро,з, изобретённых самими детьми (фразы «Стреляй в Бобо», «Режь его» или «Тупая кукла», или удары по груше) и (7) стрельба из ружья по реальным или воображаемым предметам.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Какими же были результаты исследования? Прежде всего, дети, наблюдавшие агрессивную модель, в имитировании агрессивного поведения своих моделей намного превзошли тех детей, которые никакую модель не наблюдали, и тех, которые наблюдали неагрессивную модель. Они также чаще били молотком по предметам в комнате, чем дети, наблюдавшие неагрессивную модель.

Но, что важно, эти дети не были всесторонне агрессивны. Например, они бегали, стреляя по вещам из ружей нисколько не более, чем другие дети. Итак, что касается агрессивности детей, наблюдавших агрессивную модель, то их агрессия проявлялась по большей части именно в том виде, в каком они наблюдали её у модели.

Что касается половых различий, то мальчики с большей готовностью прибегали к физической агрессии, чем девочки; но по количеству вербальной агрессии они были наравне. Кроме того, мальчики значительно больше девочек были склонны имитировать мужскую модель; но обратное не являлось справедливым для женских моделей.

Одним интересным явлением было то, что дети, которые наблюдали мужскую неагрессивную модель, оказались значительно менее агрессивными, чем дети в контрольной группе (не видевшие никакой модели). Как описывали это авторы: «Сравнительно с контрольной группой, испытуемые, которым была предъявлена неагрессивная мужская модель, демонстрировали значительно меньшую имитативную физическую агрессию, меньшую имитативную вербальную агрессию, меньшую агрессию с использованием молотка, меньшую неимитативную физическую и вербальную агрессию, они же были менее склонны бить куклу Бобо». Так что не только агрессивная модель вызывалала проявление детьми большей агрессии, чем у детей в контрольной группе, но и неагрессивная модель вызывала проявление детьми меньшей агрессии, чем у детей в контрольной группе.

ОБСУЖДЕНИЕ

Наиболее революционным результатом исследования Бандуры являлось обнаружение того, что дети были способны на использование моделей, как средств приобретения новых видов поведения, которые в противном случае не возникли бы. Для научного сообщества того времени, в котором доминировал бихевиоризм, это было неслыханно. Конечно, люди, к психологам не относящиеся, были знакомы с могуществом имитации, свидетельством чему является популярность фразы «обезьяна видит, обезьяна делает». Но научное сообщество старой школы не рассматривало моделирование как нечто значимое. Теоретики старой школы верили, что дети лишь по воле случая производят новые виды поведения; и лишь в случае подкрепления эти виды поведения у них зафиксируются. С этой точки зрения важным было то, что ребёнок производит поведение сам по себе и получает за это прямое подкрепление. И тут появлятся Бандура, который утверждает, что дети могут перенять поведение практически магическим обраом, всего лишь наблюдая за другими людьми. И это ещё не всё: они демонстрируют эти виды поведения, не получая подкрепления за свои действия!

Социально-политическое значение этого открытия было огромным! Стало очевидным не только то, что дети могут перенять агрессивное поведение всего лишь наблюдая действия кого-то другого, но они применяли эти новоприобретённые виды поведения в новых ситуациях при отсутствии других агрессивных людей. Очевидно, что наблюдение выражения другим человеком агрессии было достаточным для возникновения её у ребёнка в более поздний момент времени. В исследовании Бандуры «более поздний момент времени» наступал в тот же день. Но это открытие поднимало чрезвычайно важный вопрос: как долго продержатся агрессивные тенденции ? День? Неделю? Или если копирование агрессивных образцов произошло в некий критический период (ранний подростковый возраст? Младший школьный?), то усвоенные паттерны агрессии останутся на всю жизнь?

Значение этого очевидно. Если ребёнок видит, как Багс Банни грабит Элмера Фудда в субботнем утреннем мультфильме сохранит ли он эту агрессию до вечера понедельника? Открытие что дети могут откладывать имитацию агрессии, на самом деле имеет большое значение для широкого круга областей.

Но по какой-то причине всё вышесказанной зависело от принадлежности агрессивной модели к мужскому полу . Более пристальное рассмотрение результатов выявило, что женская модель не особо успешно подталкивала детей к имитации её агрессивного поведения. Почему так могло получиться? Одним из возможных объяснений большей успешности мужской модели агрессии по сравнению с женской моделью агрессии является то, что мужчина моделировал те виды поведения, которые рассматривались как соответствующие его полу. Наличие агрессивности у женщин не предполагается.

На самом деле, когда женщина моделировала агрессию, дети выглядели шокированными. Они комментировали это так: «Вам стоило посмотреть, что она там делала. Она действовала как мужчина. Я никогда раньше не видел, чтобы женщина так поступала. Она дралась и боролась, но не ругалась ». Комментарии относительно мужской модели в значительно меньшей степени фокусировались на неуместности агрессии, чем на том, насколько хорошо изливалась эта агрессия. Одна девочка сказала: «Этот мужчина сильный борец, он бил снова и снова, и он мог стукнуть Бобо так, что тот падал на пол, и если Бобо поднимался, он говорил «Разбей нос». Он хороший борец, как папа ».

Конечно, всё это внимание к моделированию агрессии игнорирует другую сторону медали Дети, которые наблюдали спокойную модель, были тише других детей и менее агрессивны. Ясно, когда моделируется спокойствие, моделируемым поведением и является спокойствие. Бандура, Росс и Росс сделали вывод, что «столкновение с моделями, демонстрирующими сдержанное поведение, не только понижает вероятность возникновения агрессивного поведения, но в большинстве случаев также и ограничивает поле поведения, производимого испытуемыми ». Особенно значим (и важен для современности) был сдерживающий эффект неагрессивной мужской модели.

Источники

Albert Bandura, Dorothea Ross & Sheila A. Ross (1961). Transmission of aggression throw imitation of aggressive models (Трансляция агрессии через имитацию модели агрессивного поведения)// Journal of Abnormal and Social Psychology, 63, 575-582 .

Диксон-мл. У., 2004. Двадцать великих открытий в детской психологии. 2-е межд. Издание. СПб: изд-во «Прайм-Еврознак». С.265-270.

P.S . Эффекты моделирования агрессии по образцу, зафиксированные в опытах с куклой Бобо, наиболее сильны в возрасте 8-12 лет, и затем ослабляются, постепенно сходят на нет, по мере того как взрослеющие дети понимают, что это «избиение всего лишь куклы». А влияние агрессии на телеэкране идёт всю жизнь, и в подростковом возрасте даже усиливается, поскольку происходящее там интерпретируется нами «ну точно как в жизни», и люди склонны воспринимать телевизор как источник социально-приемлемых образцов поведения в разных ситуациях. Особенно определённые категории фильмов. Об этом - в следующем посте.


В настоящее время изучаем эту тему. Решила разместить здесь этот Эксперимент, может кому-то будет интересно

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○ Альберт Бандура, канадский психолог, потряс мир своим экспериментом с надувной куклой Бобо. Ученый предупреждал родителей: ребенок учится, имитируя. Мы, взрослые, а также окружающие люди, телевидение, книги – все это моделирует поведение наших детей.
Бандура разделял взгляды ученых – бихейвиористов на обучение. Он считал, что обучение, действительно, происходит через подкрепление. Дельфин сделал трюк, дельфину дали рыбку. Однако он расширил взгляды своих коллег Уотсона и Скиннера и предложил свою социально-когнитивную теорию обучения. Чем она отличается от классического бихевиоризма? Да тем, что дети учатся не просто за конфеты или «звездочки», не только «кнут и пряник» способствуют научению, но и умение детей подражать, имитировать. Мы живем в обществе, - говорил Бандура. Мы не можем быть от него свободны. Дети могут вести себя дружественно, а могут нет. Бандура попытался объяснить, почему «ангелята» ведут себя как «бесенята». Откуда ноги растут у детской агрессии. Оказывается, дело в ролевых моделях. Взрослые кричат и ругаются, ребенок все видит, он усваивает эту модель, адаптирует ее в своем поведении. Подкреплять дружелюбное или агрессивное поведение ребенка способны не только взрослые, но и персонажи сказок, телегерои и герои комиксов. Теория социального обучения объясняет, как дети усваивают свои социальные роли. Девочки учатся вести себя как девочки: спокойно и тихо играть, договариваться, делиться, быть аккуратными. А мальчики учатся быть лидерами в группе, рисковать и т.д. Дети просто наблюдают за другими и имитируют их поведение. Именно так мой сын научился есть китайскими палочками. Мы часто ходили в японские рестораны и он, глядя на меня, вскоре и сам ловко обращался с ними. Подражание взрослым – эволюционный механизм. В замечательном эксперименте американских ученых показывают младенца, которому несколько дней от роду. Папа показывает ему язык, и ребенок высовывает язык в ответ. Папа наклоняет голову, и ребенок наклоняет ее.

Эксперимент
В качестве доказательства своей гипотезы о социальном научении Бандура провел вот такой эксперимент. Точнее не один эксперимент, а целую серию. Несколько групп дошкольников (всего 63 ребенка) наблюдали за тем, как взрослый в комнате для эксперимента кричал на огромную надувную куклу «Бобо», бил ее по голове, удалял молотком, кидал по всей комнате, шлепал, пинал, ударял кулаком в лицо. В первом случае дети наблюдали действия взрослого, во втором – смотрели фильм. А в третьем – взрослый действовал в карнавальном костюме кошки. После того, как дети посмотрели эпизоды с Бобо, экспериментаторы увлекли малышню другими занятиями. А потом запустили в комнату, где находилась кукла Бобо. Агрессивное поведение детей, наблюдавших взрослого «вживую», было заметнее по сравнению с малышами из контрольной группы, которые наблюдали за довольно дружелюбными манипуляциями с надувной куклой. Взрослый переносил куклу с места на место, обнимал ее. Те дети, которые наблюдали за агрессивным взрослым, в проявлениях своей агрессии оказались очень креативны: они пытались проткнуть куклу, кусали ее. Детишки, которые посмотрели, как с куклой обращается наряженный в кошку взрослый, были агрессивны в меньшей степени. К каким выводам пришел Бандура? Когда дети достаточно взрослые, чтобы понять, что они могут проявлять агрессию, они усваивают формы агрессивного поведения, копируя взрослых. Этнологи собрали материал, подтверждающий идеи Бандуры. Дуглас Фрай, к примеру, сравнил уровень агрессии у детей в двух индийский поселениях в Мексике. В одном городе насилие было под контролем, в другом – нет. Люди дрались, мужья побивали своих жен, а взрослые наказывали детей палками. Фрай и его жена поселились в этих местах, чтобы наблюдать за детьми. Несколько часов они наблюдались за 12 малышами и записывали свои наблюдения. Оказалось, что дети из «плохого» города проявляли агрессию по отношению к своим друзьям в два раза чаще, чем малыши из «хорошего» города. Фрай добавил, что в городе, где люди вели себя агрессивнее, родители не разнимали ругавшихся братьев и сестер, они «подначивали».

Практические выводы
Бандура предложил взрослым внимательно относиться к своему поведению. Демонстрировать, как мы умеет идти на компромисс, договариваться, проявлять заботу и сочествие.
Критически относитесь к тому, что смотрит и читает ваш ребенок. Какие персонажи оказывают на него влияние. Какой пример они подают.
Задумайтесь, чему учат родители, которые кричат на ребенка и шлепают его?

In a classic experiment from the 1960’s, children who observed film of an adult beating down a “Bobo doll” - a sort of inflatable clown - were more likely to behave aggressively toward a Bobo doll when they were exposed to one than children who had not seen the film.

Исследование научения агрессивному поведению через наблюдение и имитацию (Bandura, 1965; см. также Bandura, 1969). Три группы мальчиков и девочек дошкольного возраста смотрели фильм, в котором взрослый человек моделировал «избиение» особым образом надувной куклы Бобо, размер которой был сопоставим с размером взрослого человека. Одна группа видела, что в конце фильма этот человек «вознаграждается» похвалой другого взрослого. Вторая группа видела, что в конце он «наказывается» руганью, а в фильме третьей группы вообще не было показано никаких последствий поступка. Таким образом, существовали три различных экспериментальных обращения с куклой.

После просмотра фильма детей помещали в комнату, где находилось множество привлекательных игрушек, но детям не разрешили играть ни с одной из них. Далее детей переводили в комнату с куклой Бобо и как обычными, так и «агрессивными» игрушками. Детям разрешалось играть в этой комнате 20 минут, в то время как экспериментатор наблюдал за их действиями посредством двустороннего зеркала, отмечая уровень агрессии каждого ребенка и производя подсчет количества совершаемых детьми агрессивных актов - специфических действий, которые ребенок видел в предложенной модели поведения.

Результаты показали, что группы детей отличались по уровню агрессии. Предложенные модели поведения оказывали значимое воздействие на процесс имитации детей: те из них, кто видел вариант фильма с последующим осу ждением поступка, имитировали значительно меньше агрессивных актов. Причем важными оказались и гендерные различия. Так, мальчики показали стремление к подражанию физической модели насилия, а девочки - проявления словесной агрессии. К тому же, мальчики оказались гораздо настойчивее девочек, продемонстрировв два и более акта агрессии, в то время как девочки ограничивались единственным проявлением.

На следующем этапе эксперимента, названном проверкой научения, исследователи предложили всем детям награды за воспроизведение ими максимально возможного количества предъявленных в фильме моделей поведения. Ситуация претерпела изменения. Все дети продемонстрировали высокое воспроизведение агрессивного поведения, независимо от того, что им было показано, и выявленные ранее значительные различия между мальчиками и девочками стали минимальными. Как отметил Бандура: «…первоначально большие половые различия… практически исчезли» (Bandura, 1969, р. 128).

Читать : Albert Bandura, Dorothea Ross, and Sheila A. Ross, Transmission of OF agression through imitation of aggressive models , (1961)

Когда телевизоры вошли в повседневность, родители начали поднимать панику, что передачи, в которых фигурирует жестокое обращение, оказывают негативное влияние на детей, зарождая в них агрессивность. С появлением в жизни приставок, а затем и компьютеров с играми на любой вкус возмущение насилием на экране перешло на новый уровень. Для доказательства или опровержения того, что дети перенимают демонстрируемую им модель поведения, были проведены исследования, одно из которых было совершёно ещё в 1961 году - эксперимент с куклой "Бобо".

Испытуемыми стали дети в возрасте от трёх до шести лет, всего 72 - поровну мальчиков и девочек. Их поделили на три равных подгруппы, но каждый ребенок участвовал в эксперименте без присутствия остальных детей. Их приводили в комнату, где они могли заниматься развлечениями или творчеством в выделенном им месте. Другая часть пространства предназначалась взрослому человеку, где для него лежали конструктор, игрушечный молот, и специальная игрушка - надувная кукла Бобо высотой около метра. Первой группе испытуемых продемонстрировали, как взрослые люди, мужчина или женщина, уделив конструктору незначительное время, не больше минуты, принимались нападать на Бобо. Они били её молотком или руками, злобно кричали на неё, грубо кидали и пинали. Второй группе подобного показано не было - старший спокойно играл с обеими игрушками. Третьей, контрольной группе, было представлено полное отсутствие какого-либо взаимодействия с куклой. Затем детей уводили в следующее помещение, где присутствовали другие, более интересные им игрушки, но едва они начинали игры, как следовал запрет к ним прикасаться со словами, что они предназначены не для них. Через ещё некоторое время испытуемых переводили в третью комнату, имитирующую первую, с Бобо, где сквозь двухстороннее зеркало велось наблюдение.

В итогах учитывался как и пол ребёнка, так и пол взрослого человека. Исследователи пришли к нескольким выводам.

Наблюдавшие агрессивное отношение к кукле, намного чаще его воспроизводили. Также дети повторяли наблюдаемые действия в соответствии с полом старшего - то есть мальчики чаще повторяли мужчин, а девочки женщин. При этом мальчикам было более свойственно применять физическую силу, девочки же в основном "атаковали" куклу словами. Кроме того было отмечено, что мальчики проявляют агрессию несколько раз, девочки выражают недовольство в основном единожды. Две другие группы значительно реже показывали столь ярко выраженный негатив.

Этот опыт доказал, что детям свойственно перенимать поведение старших людей. Также стоит учитывать, что дети в дошкольном возрасте в принципе относятся к миру иначе, чем подростки и взрослые. Но, возвращаясь к началу темы, это не подтверждает того, что фильмы и игры влияют на повышение агрессии, поскольку это изначально разные условия. Адекватный человек с правильным воспитанием отличает реальность от компьютерной имитации и соответственно с этим реагирует. Ему не жаль безликих игровых людей, поскольку есть понимание, что они всего лишь изображения на мониторе, при этом он способен сочувствовать хорошо прописанному персонажу с подробной историей.



Публикации по теме