Личный опыт: как рождаются дети с синдромом Дауна. Развитие у ребёнка чувства собственного Я (практические советы)

Многие ваши подруги переживают из-за того, что их дети категорически не хотят ни с кем делиться игрушками, а у вас другая проблема. Ребенок раздаривает все подряд - любимую куклу; конструктор, шапку, варежки и даже ваши серьги. Попробуем разобраться в причинах подобной щедрости и узнаем, что может помочь родителям в такой ситуации.

Кому это мешает?

Ребенку. Когда ребенок хочет забрать свои подарки обратно, дарит дорогую игрушку или то, что ему не принадлежит, он оказывается в центре конфликтной ситуации.

Вам. Родители, как правило, вынуждены вмешиваться в неприятную ситуацию, чтобы вернуть подаренную или выменянную ребенком вещь.

Прежде чем определить способы воздействия на своего ребенка и справиться с возникшей в семье проблемой, необходимо найти ее возможную причину. Дети часто раздают игрушки или ими меняются. При этом ими движут совершенно разные мотивы: щедрость, простота и наивность, внутренняя неуверенность, мягкость и безотказность. В каждой ситуации свое решение.

Ребенок дарит и забирает обратно

Какой милый малыш, он подарил свою любимую книгу маленькой двоюродной сестре! Но, уходя домой, он решил забрать ее обратно. Вы не предвидели, что ребенок будет сожалеть о подаренной книге, и вот началась драка. Маленькие дети еще плохо понимают разницу между «подарить» и «одолжить на время». Причиной может стать какой-либо эмоциональный всплеск. Маленькие дети очень импульсивны: подарив что-либо другому малышу, впрочем, как и присвоив что-либо без разрешения, ребенок не задумывается, что после этого будет.

Что делать? Начните объяснять ребенку смысл подарка сразу, как только он изъявил желание подарить что-либо другому малышу. Скажите, что, если он дарит, значит, назад забрать эту игрушку он уже не сможет. Объясните, что дарить - это отдавать навсегда; когда ты подарил, игрушка уже перестает быть твоей, теперь у нее другой хозяин. И если через какое-то время ваш ребенок желает получить подаренное обратно, напомните ему о своих словах. Не принимайте его сторону и не уступайте, даже если он заплачет.

Что говорить? «А ты был бы рад, если бы бабушка забрала назад подарок, который она подарила тебе на день рождения?»

Неравноценный обмен

Когда ребенок теряет интерес к какой-то вещи, он легко расстается с ней, дарит ее кому-нибудь или обменивает на то, что ему нравится, и порой этот обмен далеко не равноценный, но только с точки зрения родителей. Не стоит ожидать, что в три-четыре года ребенок сумеет оценить дорогую вещь.

Для маленькой девочки ничего не стоит обменять мамин золотой кулон с рубином на красивый стеклянный шарик, который она увидела у товарища по детской площадке.

Что делать? Не запрещаите ребенку меняться, просто помогите ему делать это правильно, то есть не обижая ни себя, ни других. Объясните, что можно подарить красивый рисунок, какую-нибудь игрушку, но нельзя отдавать посторонним мамины и папины вещи. Иногда «щедрость» у детей объясняется неумением оценить родительский труд. Очень важно, что в 2-3 года наряду со словом «мое» ребенок начинает понимать и что такое «чужое». Вы можете услышать, как ребенок говорит: «Это папины часы, это мамина сумка, это бабушкины очки». Это подходящий период, чтобы начать учить ребенка, что всегда нужно спрашивать, перед тем как взять чужое. При этом помогите малышу видеть прямую связь между родительским трудом и подаренной ему игрушкой. Малыш с детства должен усвоить, что деньги всегда получают за труд, а не просто так. Поощряйте малыша делиться, дарить друзьям подарки, но при этом считаясь с вами и советуясь. И, если малыш подарил кому-то дорогую вещь, акцентируйте внимание все же не столько на ее цене, сколько на самом факте поступка. Покажите, что вас огорчает даже не то, что не осталось дорогой вещи, а безответственность малыша, его доброта не за свой счет.

Что говорить?
«Этот кулон был мне очень дорог, его подарил мне твой папа. Для этого ему пришлось много работать. Мы надеемся, что теперь, делая друзьям подарки, ты не будешь забывать о наших с папой чувствах».

Безвозмездный подарок

Так происходит всегда во время прогулки: малыш раздаривает все свои сокровища и ничего себе не оставляет. Почему?

Ребенку трудно найти друзей. Возможно, он переживает трудную ситуацию дома (развод родителей, рождение брата или сестры, переезд) и ему не хватает внимания и любви? Возможно, таким образом ребенок пытается компенсировать потерю душевного равновесия с помощью благодарности за сделанные подарки? Так ребенок пытается «купить» недостающие любовь и внимание. Подумайте, что можно изменить, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя одиноким.

Что делать? Убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки. Разговаривайте, обсуждайте с ним прожитый день. Проводите время вместе: гуляйте, играйте и развлекайтесь. Хороший эмоциональный контакт с ребенком - лучшая профилактика нежелательной щедрости. Если возможно, запишите его в кружок, который поможет ему завязать отношения с другими детьми без подарков. Лучше понять чувства малыша вам поможет игра в сказочную историю, схожую с реальными событиями. Допустим, Миша был очень добрым и всегда угощал всех зверей конфетами и игрушками. Но однажды у него кончились все игрушки и конфеты. Что же делать Мише, ведь у него ничего не осталось. Что он чувствует в этот момент? Как решит себя вести дальше? Посмотрите на реакцию ребенка: что он придумает, какое продолжение последует?

Может быть, другие звери стали делиться с ним своими игрушками, сладостями? Или он так и сидел в одиночестве, а другие звери посмеивались над ним? Если вы увидите растерянность, неуверенность, помогите своему ребенку, расскажите ему продолжение этой истории, и пусть у нее будет счастливый конец: он встретит мудрого гнома, который объяснит, когда, чем и с кем стоит делиться.

Что говорить? У тебя есть друзья, потому что ты хороший друг (ты очень добрый, и с тобой весело играть), а не потому что даришь кому-то подарки. Настоящую дружбу не покупают и не выменивают на игрушки и сладости. Люди дружат, потому что им вместе интересно.

Уступить под натиском

Учить ребенка быть щедрым и делиться с другими - история неоднозначная. Многие дети на детской площадке могут быть не такими щедрыми, как ваш, а некоторые могут вести себя как маленькие вымогатели.

Что говорить? Говорите за малыша, пока он не может это делать сам. «Прекрати, пожалуйста! Нам это не нравится...»; «Мы не можем дать тебе эту игрушку, потому что сами в нее играем...» - эти фразы очень помогут крохе в будущей жизни.

Личный пример

Самый эффективный способ воспитать правильное соотношение между жадностью и щедростью - личный пример родителей. Ведь мама и папа - самые авторитетные люди.
  1. Подавайте хороший пример.
    Попробуйте объяснить крохе, что чужое следует брать, только получив разрешение. Спрашивают ли мама с папой разрешения, прежде чем взять чужую вещь?
  2. Показывайте и разъясняйте, что такое «личная вещь». Есть вещи, которые предназначены для всех, например печенье в вазе на столе, и вещи, принадлежащие кому-то одному: школьные тетради брата или папины документы - их нельзя брать ни в коем случае.
  3. Уважайте детскую собственность. Взрослым надо уважительно относиться к вещам, принадлежащим ребенку. Не решайте самостоятельно, какую из игрушек можно отдать младшим братьям и сестрам.
  4. Если что-то пропало, не будьте поспешны в суждениях. Прежде чем принять решение о наказании, обязательно поговорите с ребенком и выслушайте его, прежде чем действовать. В одной семье был такой случай: родители хватились копилки с медяками. Оказалось, что их маленькая дочь выкупила у дворовых мальчишек котенка, над которым те издевались.
  5. Не обижайте ребенка перед другими. Если произошла неловкая ситуация, постарайтесь сдержать свои эмоции, прежде всего извинитесь и найдите возможность поговорить с ребенком наедине.
  6. Попробуйте прибегнуть к «наглядной агитации». Если малыш уже достаточно большой, а привычка раздаривать все подряд вас беспокоит, позвольте ему почувствовать последствия своих решений «на себе». Подарил новую дорогую игрушку - отмените поход в кукольный театр, объяснив, показав, что цена его подарка равноценна посещению всей семьей спектакля.
  7. Следите за тем, как вы сами тратите деньги и как относитесь к желаниям ребенка. Проанализируйте: нет ли в вас самих похожей безотказности? Не тратите ли вы слишком часто деньги на игрушки, порою лишние? Не идет ли это в ущерб более насущным потребностям других членов семьи? Замечаете ли вы в своем ребенке чувство признательности за те блага, какие он получает от родных?

Быть родителями - нелегкий труд, ведь все 24 часа вы несете ответственность за своих детей и должны быть во всем примером. Но родительство - это и ежедневная радость, это драгоценное время общения со своими детьми, которое, к сожалению, так быстро заканчивается, когда дети вырастают. Не замечая, мы так часто отмахиваемся от детских просьб, не обращая внимания на возникающие проблемы, отговариваясь загруженностью на работе или усталостью. А потом, когда личность ребенка уже сформировалась, и воспитание, отложенное «на потом», уже дало свои, не всегда благоприятные, всходы, мы начинает искать выход, задаваясь вопросом: а как ребенка научить слушаться родителей?

В первую очередь, следует учиться нам, взрослым, слушать и слышать своих детей. Малыш с рождения - полноценная личность, он имеет право на свободу и личное пространство. Но, как любой маленький ребенок, требует заботы и родительской ласки.

Родители служат для ребенка примером, прививая ему семейные ценности и устои. И если вы хотите, чтобы малыш слушался вас, то прежде всего, умейте слушать своего ребенка. Пусть их проблемы и волнения кажутся вам незначительными, вы обязательно должны их выслушать и дать совет.

Разговаривать с ребенком нужно с первых дней его жизни. Уже тогда вы устанавливаете с ним душевный контакт. А подростковый период требует особой родительской поддержки и понимания, ведь в это время у ребенка меняются идеалы, представления о мире, увлечения, все большим авторитетом начинают пользоваться друзья с улицы. Этот период требует пристального внимания родителей и умение все так же поддержать, понять своего ребенка, ведь они так ранимы и беззащитны.

Уважение подрастающих детей нужно заслужить, собственным примером показывая свою заботу о родителях, не ругайте ребенка в присутствии посторонних и никогда не унижайте его, так как это ранит детскую психику. В случае неудач подбодрите его. Пусть ребенок всегда чувствует вашу любовь, заботу и поддержку.

Уважение легко потерять, совершив ошибку, поддавшись плохому настроению или усталости. Берегите и уважайте своих детей, относитесь к ним с любовью, и они ответят вам взаимностью.

Как ребенка научить слушаться родителей? 10 правил.

  1. Никогда не отменяйте установленные правила без уважительной причины. Ребенок должен знать, что на свете существуют вещи, не подлежащие обсуждению.
  2. Формулируйте свою просьбу четко и понятно. Риторические вопросы типа: «Почему здесь все разбросано?» лучше заменить просьбой «Убери одежду в шкаф», например.
  3. Научите ребенка слушаться с первого раза, а не повторяя свою просьбу многократно. Если вы после очередного повтора не предпримете никаких действий, ребенок не воспримет ваши слова.
  4. Между мамой и папой не должно быть разногласий во взглядах на воспитание. Возникающие трения решайте вдвоем, а ребенок должен чувствовать единодушие родителей.
  5. Не оставляйте непослушание безнаказанным, а повторные случаи наказываются еще строже.
  6. Если запрещаете что-то сегодня, не стоит разрешать это назавтра.
  7. Не надо постоянно раздавать ребенку команды и поручения. Дети любят побаловаться, детство - на то и детство, и без проказ не обойтись.
  8. Не стоит поддерживать фамильярность по отношению вашего ребенка к вам. И родители между собой должны общаться с уважением, чтобы у ребенка был положительный пример перед глазами.
  9. Никогда не делайте того, что запрещаете детям.
  10. Относитесь с пониманием к его плохому поведению, разберитесь с причинами, побудившими его к отрицательному поступку.

Стою на остановке. За метров 50 раздается дикий, душераздерающий вопль ребенка. Все люди, естественно, оглядываются на крик. Некоторые даже уже представляют себе картину аварии. Но тут вопль маленькой девочки заглушает рев ее отца: «Я тебе сказал, ТРУСЫ НЕ СНИМАТЬ!», и он с размаху еще раз лупит ее по голой попе.

Маленькая девочка, лет 3-х, стояла в футболочке, с абсолютно не прикрытым задом. Она верещала и верещала, плакала и даже подвывала, но ее уже не было слышно. Ее отец, здоровый мужик, орал на нее так, что у всех заложило уши. Там было что-то про трусы и про то, что их нельзя снимать в общественных местах. И что делают так только проститутки. И что трусы – это вообще самый главный предмет одежды. Тембр и сила его голоса были настолько сильны, что смысл его слов мало доходил до меня, хотя я стояла на почтительном расстоянии. Девочка же через время затихла и стояла, опустив голову. Честно говоря, я думаю, что она немного оглохла так же как и все семейство мужчины – там стояло еще 6 человек разного возраста, включая маленьких детей. В конце концов мужчина снял свой пиджак, закрыл голый зад дочери, и продолжая орать наставления, понес ее в свое авто. Запихнув туда ее крошечное тело, он сурово скомандовал остальным садится, и они с опаской последовали его приказу. А потом машина умчалась вдаль.

На остановке люди еще долго потирали уши, стараясь восстановить слух. Ничего, кроме сочувствия, маленькая девочка не вызывала. Бог с ними, с теми трусами. В трусах, но глухая и битая – разве это лучше?

Почему дети любят раздеваться?

Все дети познают мир через тактильные ощущения. Они любят не только одеваться, но и раздеваться. У большинства эксперименты с одеждой быстро проходят еще до 12-20 месяцев, и им даже в голову не приходит проделывать такой абсурд в старшем возрасте.

Но есть одна девочка, которая сбрасывает свои трусики довольно регулярно, и чаще всего осознанно. Это действие даже может показаться родителям немного навязчивым. Естественно, делает она это не из-за тупости или глупости. Маленькие дети слишком просты и непосредственны, чтобы играть какую-то роль и просто делают то, что им нравится. А этой девочке нравится именно оголяться. Более того, часто она предлагает своим одногодкам проделать то же самое. Заводит мальчика за угол и говорит: «Снимай трусы». Это совершенно не значит, что она станет проституткой. А вот если на нее орать и воспитывать ремнем, – всё может быть.

Природа кожно-зрительной девочки

Кожно-зрительная девочка – это удивительное создание . Одежда ей очень часто мешает. Зрительные люди рождаются «без одежды», если так можно выразиться. Они открыты людям и душой, и телом. С возрастом и при правильном воспитании, эта их потребность выражается в глубочайшей искренности - так сказать в «душевном эксгибиционизме». А в детстве, не зная как это сделать по-другому, открыть себя людям – зрительники просто сбрасывают с себя одежду, то есть выражают свое желание сугубо на физическом уровне. Кстати, те зрительные люди, которые не развились в детстве до душевной открытости, взрослыми продолжают поступать так же, просто сбрасывая одежду. Причем часто за деньги и на камеру. Когда нет в человеке никакой душевной глубины, он добирает удовольствие, раздеваясь, как в детстве, телом.

Если родители постараются понять причину такой потребности ребенка и дадут возможность развиться зрительному вектору ребенка, то он вырастет абсолютно «нормальным человеком». Развивая в такой девочке ее лучшие качества, родители вырастят, например, замечательную актрису. Не нравятся такая профессия? А как Вам учительница, воспитатель детского сада, медсестра, журналист, гид-экскурсовод, менеджер по продажам, продавец-консультант? Любая из этих специальностей ей подойдет, и она сможет реализоваться в ней, достигнув высокого уровня развития.
Но если на такую девочку кричать, бить ее и запугивать, с вероятностью почти 100% получится человек, который навсегда будет нереализован в нашем обществе. Дело даже в не в том, что ребенку не объяснили, зачем трусы, а в том что ее зрительному вектору надо дать развиться. То есть уделить первоочердное внимание этой стороне вопроса. Иначе, объясняй не объясняй, но если приятно, будет раздеваться всю жизнь (и даже получать хорошие деньги – например, проституткам и стриптизершам именно за это и платят).

Помимо уже рассмотренной проблемы зрительного вектора, надо также понимать, чем чревато воспитание «медвежьей лапой» с точки зрения кожного вектора этой девочки.
Ученые давно доказали аксиому: если человеку слишком больно, в какой-то момент он перестает чувствовать боль, так как организм выделят специальный гормон счастья, – эндорфин. Он перекрывает боль, которую человек испытывает, и облегчает его мучения. Маленькая кожно-зрительная девочка никак не может закрыться от отца, который ее лупит по попе. Даже если он при этом орет что-то там про трусы, она не слышит его.

Злоупотребление телесным наказанием (как врочем и любым другим наказанием, унижающим достоинство ребенка) играет злую шутку – мозг начинает выделят эндорфины и ребенок приучается получать удовольствие от таких побоев. Понемногу, год за годом, испытывая побои от отца, который учит ее правильной жизни, она становится самым настоящим мазохистом, испытывающим огромное наслаждение от побоев. И будущая (взрослая) жизнь пойдет именно по сценарию мазохиста. А еще вероятнее по сценарию неудачник. Частые несчастные случаи, постоянные увольнения с работы, кража сумочки и встреча с хулиганами в подворотне – это все, с чем ей придется столкнуться в жизни.

Подсознательно она будет искать такие ситуации и влипать в неприятные истории.
А в семейной жизни она приложит все усилия, чтобы муж её избивал, превращая совместный быт в кошмар. Конечно, она будет плакаться в жилетку подружке. Конечно, она будет ловить сочувствующие взгляды на улице, когда кто-то увидет ее очередной фингал, но никогда-никогда она не бросит своего мужа, не напишет заявление в милицию, и не сделает шаг на разрыв.

Но и это не самый страшный вариант развития для кожно-зрительной девочки. Еще хуже, если ее кроме криков и побоев, будут запугивать. Если кожно-зрительной девочке в детстве постоянно говорить, что в случае отказа от трусов ее съест Баба-Яга, нижнее белье она-то натянет, но вот психологическим инвалидом останется навсегда. В лучшем случае вырастет Барби, озабоченная исключительно своей внешностью - читайте статью «Синдром Барби или В погоне за красотой ». В худшем - такой человек будет не просто мазохистом, ищущим себе боль на одно место, она будет всегда напрашиваться на неприятности – вращаться в кругах сомнительной репутации, выходить замуж за садистов, ходить ночами по лесопаркам. В конце концов, она найдет свою смерть где-нибудь – будет задушена маньяком или сожжена, как

О том, что генетическая аномалия - это еще не трагедия, сегодня говорят уже многие. Информация о том, что дети с такой особенностью способны к нормальному развитию и социализации, все чаще появляется в СМИ. При этом подчеркивается, что жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества.

Однако до сих пор для многих родителей слова «синдром Дауна» звучат, как приговор. Как ведут себя люди, столкнувшиеся в своей жизни с подобной проблемой, какой выбор они делают и почему? На эти вопросы нам помогли ответить женщины, детям которых в свое время был поставлен этот диагноз.

«У вас одна лишняя хромосома»

О том, что у нее родится ребенок с синдромом Дауна, Екатерина во время беременности даже не подозревала. Анализы были в норме, и только после родов акушер произнесла роковую фразу:
- У вашей дочери подозрение на синдром Дауна. Запомните, как она выглядит, чтобы вы не сказали потом, что вам ее подменили.

Эти слова прозвучали, как гром среди ясного неба. Лежа в одиночестве в палате, Катя все еще не могла поверить, что такое может случиться именно с ней. Она не отвечала на телефонные звонки близких людей и их поздравления, и даже не решалась сообщить родным о предварительном пока диагнозе.
- Возможно, если бы это было сказано в другой форме, и моя реакция была бы другой, - вспоминает Екатерина.

Целые дни проводя с новорожденной дочкой, молодая мама надеялась, что диагноз не подтвердится, но результаты из генетического центра пришли неутешительные: «у вас одна лишняя хромосома». Тем не менее, Екатерина была полна решимости забрать девочку домой. Однако ее супруг Александр и родственники рассудили иначе. Боясь, что Катя забросит мужа и старшую семилетнюю дочь Дашу, они настояли на том, чтобы женщина написала отказ от ребенка-инвалида.

Сердцем я так и не приняла свой отказ, и тайком от родных продолжала каждую неделю ездить к моей Вике в роддом, привозила подгузники, кормила дочь, играла с нею, - рассказывает Екатерина.

Затем маленькую Викторию перевели в Дом ребенка N1. К счастью, администрация интерната разрешила несчастной матери раз в неделю навещать дочь.

Первые недели я просто рыдала каждый раз, когда к ней приходила. Вика смотрела на меня, такая маленькая, беззащитная, а я постоянно повторяла: «Прости меня, доченька, я оставила тебя, предала», - со слезами вспоминает Катя.

Условия содержания и отношение персонала к детям в доме ребенка оказались очень хорошими, но внимания ребенку все равно не хватало. Вика часто болела, лежала в изоляторе и в больницах, где некому было заниматься ее развитием. Екатерина не теряла надежду забрать девочку домой, но супруг был непреклонен. В результате все чаще начали возникать скандалы, слезы, взаимные упреки. Поставить под угрозу счастливый брак молодая женщина не решалась.

Все чаще Катя принялась выходить на сайт организации родителей детей с синдромом Дауна «Солнечные дети», читать истории различных семей, собирать информацию об особенностях развития «особых» детей. Наконец, она решилась написать на сайт письмо, в котором рассказала свою историю. В ответ руководитель организации Татьяна Черкасова пригласила Екатерину на специальный семинар для родителей с участием московских специалистов. После него Катя окончательно решила во что бы то ни стало забрать своего ребенка домой, даже пожертвовав ради этого отношениями с мужем. К счастью, на ее стороне оказались не только родители, но и свекор со свекровью. Они даже предложили свою помощь в воспитании девочки. После этого Александр сдался. Особых сложностей с оформлением документов не было, и уже через две недели Вика была дома.

Теперь маленькая Виктория окружена вниманием и заботой. Даша буквально не отходит от младшей сестры, а сама Катя души не чает в своей маленькой «принцессе». Конечно, год в детском доме не прошел даром - Вика пока еще не умеет даже вставать. В остальном же она ничем не отличается от обычного ребенка: с такой же радостью тянется к маме, начинает, лежа в кроватке, «пританцовывать» и по-своему «подпевать», когда слышит музыку, играет погремушками и живо интересуется окружающим миром.

Когда мы приехали домой, Саша просто не отпускал ее с рук. Он носил ее по комнате, играл с ней, разговаривал, а потом подошел ко мне и сказал: «У нас все будет хорошо», - со счастливой улыбкой рассказывает Катя.

Кстати, в практике Дома ребенка N 1 это уже третий случай, когда родители забирают малышей с синдромом Дауна назад. Ни один из принявших такое решение об этом не пожалел.

Желанный и любимый

Сегодня Оксана уже не сомневается в том, что у нее родится «особый» ребенок.
- Все началось на сроке двенадцати недель, когда в больнице, где я состою на учете, врач предложил мне сдать кровь на пороки развития плода, - рассказывает Оксана.

Затем девушку пригласили на консультацию в Центр планирования семьи, где сообщили, что кровь выявила высокий риск синдрома Дауна у ребенка. Результаты УЗИ и двух генетических анализов окончательно подтвердили этот диагноз. Первой реакцией Оксаны на это известие было отчаяние и страх. Разумеется, тут же пришла мысль о прерывании беременности. Однако в аборте девушке отказали – срок беременности был слишком большим. Правда, врачи подсказали еще одно, «гуманное», как они выразились, решение проблемы: преждевременные искусственные роды на двадцатой неделе развития плода.

Когда ребенок начал шевелиться в животе, я уже стала сомневаться в том, стоит ли прерывать беременность. Мы с мужем провели своего рода голосование: независимо друг от друга написали решение, а потом обменялись бумажками. Я заранее знала, что он напишет, поэтому написала противоположное. Он написал: «Оставить ребенка»…, - вспоминает Оксана. - Потом и я изменила свое мнение. Просто я очень совестливый человек, и знала, что убийство ребенка себе никогда не прощу. Я понимала, что выбираю свой путь не в рамках месяца или года, но в рамках всей последующей жизни, - продолжает она.

Немалую роль в этом выборе сыграла организация «Солнечные дети». Татьяна Черкасова приехала к Оксане домой в течение часа после ее первого звонка. После разговора с родителями «особых» детей девушка окончательно перестала мучаться сомнениями.

Приняв решение, Оксана стала продолжать обычную жизнь беременной женщине. Малыш был запланированным и желанным, и будущая мама начала приготовления к рождению ребенка: перестановку мебели, покупку вещей и одежды, чтение специальной литературы об особенностях развития детей с синдромом Дауна. Внутренне она уже готова к любым трудностям.

Параллельно с синдромом Дауна моей дочке ставят предварительный диагноз: порок сердца. Конечно, мне все равно страшно, ведь возможно, что в первый же месяц жизни нашей девочке будут делать операцию. Но я стараюсь сохранять позитивный настрой. Мы с мужем делаем все то, что и планировали делать изначально, когда думали, что у нас обычный ребенок. Например, провели 3D-сканирование, записали его себе на память, уже сделали первую внутриутробную фотографию ребенка, - рассказывает Оксана.

Кстати, родственники девушки и даже ее родная мать до сих пор не приняли ее решения оставить ребенка. Тем не менее, менять своего мнения Оксана не собирается, а со временем и близкие начали помогать будущей маме. Долгожданный малыш еще не родился, но девушка уже вступила в актив организации «Солнечные дети». Конечно, ее пугают предстоящие трудности, но она уже знает, что не будет сожалеть о своем выборе.

Черно-белое ожидание

Положительный результат теста на беременность породил в душе Юлии невыразимую радость и в то же время волнение. Как-никак, она была уже не очень молода, к тому же несколько лет назад у нее удалили щитовидную железу, что увеличивает риск возникновения отклонений у будущего ребенка.

В тот же день я появилась в женской консультации со словами: «Я беременна, и беременность буду сохранять!», - вспоминает Юлия.

Из консультации женщину отправили наблюдаться в городской центр планирования семьи – в районной консультации врачи не решились брать на себя ответственность за «проблемную» беременную. К счастью, в центре все прошло благополучно, Юлию поставили на учет и тут же назначили все долженствующие анализы. Кровь на гормоны щитовидной железы показала совершенно немыслимые цифры - превышение нормы в несколько десятков единиц. Эндокринолог и невропатолог при консультации тут же стали говорить о том, что подобные патологии у матери могут привести к серьезным нарушениям в деятельности и к порокам развития центральной нервной системы ребенка.

Примерно с этого момента и началось мое черно-белое ожидание. Врачи говорили, что при моих патологиях тесты могут дать положительный результат даже в случае, если патологий развития плода нет. И некоторые результаты действительно пугали, — рассказывает Юлия.

В числе прочих процедур будущая мама должна была сдать кровь на ИФА-скрининг для исключения синдрома Дауна у ребенка. Результат оказался шокирующим: риск синдрома Дауна составлял один к шестидесяти.

Врач сказала, что теперь я должна сделать кордоцентез, причем очень быстро – до 25 недель, чтобы успеть сделать преждевременные роды, пока плод, по законодательству, считается не жизнеспособным. После этих слов меня с головой затопило чувство паники, горя, какой-то близкой беды. Я помню только, что спрашивала у врача: «Этот анализ, прокол – он опасен для ребенка? Чем это чревато? Я могу его не делать? Что будет, если я откажусь? Насколько велик риск действительно, что у моего малыша будет синдром Дауна?», — вспоминает Юлия.

Тем временем врачи вкрадчивыми голосами принялись убеждать женщину:
— Зачем вам ребенок-даун? И решайте быстрее – надо успеть до 25 недель. Сегодня пятница, так что давайте, мы запишем вас на понедельник.
При этом медики признались, что в случае, если Юлия согласится сделать анализ, риск выкидыша составит около 90 %. Мысль о том, что она может потерять своего ребенка, так и не увидев его, остановила женщину.

В тот день я позвонила своей самой близкой подруге, и она мне сказала: «Ну ты подумай сама: ведь у нее (тогда уже было известно, что в животе растет девочка) уже есть все – ручки, ножки, она умеет сосать пальчик, и когда ты ее родишь, она будет плакать». После этого у меня прошли все сомнения. Я поняла – это же мой ребенок. Моя дочка, которая будет любить свою маму любой. Но ведь и мама любит своего ребенка любым! Даже если он другой, не такой, как все остальные дети, — делится своими мыслями Юля.

Юлия так и не стала делать рискованный анализ, решив принять своего будущего ребенка, каким бы он не оказался. Несколько недель спустя на свет появилась девочка: очаровательная, рыженькая и… абсолютно здоровая!

Я смотрела на нее и понимала, что вот это создание могло так легко погибнуть из-за того, что ее мама испугалась… чего? Неизвестности? Трудностей? Общественного мнения? Но разве все это стоит того, что ваш ребенок будет улыбаться вам самой счастливой, самой любящей и самой солнечной улыбкой?! Конечно, нет! — заключила Юлия.

В самом деле, опыт всех этих женщин показывает, что материнская любовь становится выше любых сомнений и тревог, а сама возможность дарить эту любовь своему ребенку – лучшей наградой для матери.

Бережное отношение к собственным игрушкам и другим вещам вовсе не означает, что ребёнок не может делиться ими со своими друзьями. В некоторых ситуациях могут возникнуть проблемы, например, когда малыш хочет забрать обратно свою вещь, дарит слишком дорогую игрушку или ту, которая ему не принадлежит. В результате дети и их родители оказываются вовлеченными в неприятный конфликт. Взрослым приходиться вмешиваться в неприятную ситуацию и возвращать подаренную игрушку законному владельцу. Прежде чем проводить воспитательную беседу с ребёнком, чтобы избежать подобных проблем в будущем, необходимо разобраться с возможными причинами поступка ребёнка. Он может довольно часто раздавать или обменивать игрушки, при этом руководствоваться совершенно разными мотивами: щедростью, простотой и наивностью, неуверенностью, мягкостью и безотказностью.

В случае, когда ребёнок дарит игрушку, а потом хочет забрать её обратно, необходимо объяснить ему всю суть подарка. Маленький ребёнок не всегда понимает разницу между «подарить» и «одолжить», поэтому часто одалживает игрушки на время испытывая определённый эмоциональный всплеск, но потом естественно хочет забрать их обратно. Малыши не умеют контролировать свои желания, поэтому не задумываются о возможных последствиях. Когда они хотят что-то подарить, родителям следует напомнить им о том, что потом эти вещи забирать нельзя: если игрушка дариться, то у неё появляется новый хозяин. Уступать ребёнку, когда он начинает капризничать и требовать игрушку обратно не стоит, лучше просто привести пример: «А если твой подарок у тебя отобрали бы через некоторое время? Тебе было бы приятно?»

Некоторые дети, когда теряют интерес к вещам, то с легкостью с ними расстаются, производят неравноценный обмен. Родителям не стоит расстраиваться, так как очень редко бывает, что малыш в 3-4 года в состоянии оценить дорогую вещь. Например, девочка может обменять золотое украшение матери на желаемую куклу. В таком случае, чтобы избежать плохих последствий необходимо объяснит ребенку как правильно обмениваться игрушками с другими детьми. Главное, что должен запомнить малыш - вещи мамы и папы брать, а тем более обменивать, нельзя. Важно помочь ребёнку понять, что его игрушки имеют определённую ценность - в них вложен труд самих родителей, которые приобрели их за заработанные деньги, поэтому просто так отдавать дорогие вещи нельзя.

Поощрять малыша делать подарки надо, но можно акцентировать внимание на том, что лучшие подарки делаются собственными руками. Если ребёнок раздаёт всем подряд собственные вещи, чтобы получить внимание друзей, то это говорит о том, что ему не хватает внимания и любви. Он пытается получить необходимое тепло с помощью благодарностей за подарки. Родители должны рассказать ребёнку, что таким образом он настоящих друзей не заведет.



Публикации по теме