Открытое занятие по сенсорной комнате. Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате

Мастер-класс

«Организация занятий в сенсорной комнате как средство сохранения и укрепления психофизического и эмоционального здоровья учащихся».

Цель мастер-класса: повышение методической компетенции педагогов в использовании здоровьеформирующих технологий.

Задача: продемонстрировать технические возможности сенсорной комнаты, активное и грамотное использование оборудования сенсорной комнаты в образовательном процессе и внеурочной деятельности.

Уважаемые коллеги! Мастер-класс я бы хотела начать необычно, в школьном коридоре. Ответьте мне, пожалуйста, что находится за этой дверью? Сенсорная комната, что она из себя представляет? Для чего она нужна и все ли умеют правильно работать с оборудованием? Хотите, чтобы я открыла вам эту дверь, а вместе с ней и «тайну» сенсорной комнаты?

Для начала хотелось бы отметить, что проводимые занятия в этой комнате оказывают положительное влияние на весь организм в целом. Комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, создание радостного настроения позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей, различной возрастной категории, степени отклонений -гиперактивности или вовсе без каких либо отклонений.

В оснащение сенсорной комнаты входит световое оформление, сопровождающееся музыкой и видео для релаксации, а так же ароматерапией. Так же массажные и тактильные изделия, бескаркасная мебель, светозвуковое и интерактивное оборудование. Со всем этим мы и познакомимся сегодня. Эффективнее проводить занятия в группах, состоящих из 3-7 учащихся, а так же индивидуально. Детей выбираю по карте здоровья или по наблюдению во время уроков. В сенсорной комнате используется метод релаксации. Занятие имеет три основные части :

Вводная – ритуал приветствия, разминка

Основная - релаксация, игра

Завершающая – ритуал прощания

Ну и для начала нашего занятия, давайте проведем ритуал приветствия:

Наши веселки (мячики-весёлки) улыбаются нам, они очень рады, что мы пришли к ним в гости, улыбнитесь, и вы им помашите рукой, скажите «здравствуйте»!

Смотрите, сколько здесь много интересного и разгуляться нашей фантазии есть где. Давайте представим, что мы очутились на берегу моря. (Музыка прибоя, сухой бассейн) можно посидеть на берегу, послушать шум моря, «помочить» ножки, а то и поплавать.

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка - нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно - сосудистой системы, органов дыхания, опорно – двигательного аппарата, активизирует деятельность обменных процессов, способствует нормализации массы тела, создает положительный психо - эмоциональный фон. Сухой бассейн создает массажный эффект, эффект погружения, эффект ускользающей податливой опоры, расслабляющий эффект, сенсорный эффект, тренирующий эффект. Занятия в сухом бассейне показаны всем без ограничения возраста. Занятия в бассейне показаны при ДЦП, нарушениях осанки, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при сколиозах, остеохондрозах, заболеваниях нервной системы, после травм, вегетососудистой дистонии, гипотонии, при неврозах у детей. Противопоказания: повышенное давление 140\90, острый период заболевания, повышенная температура тела 37,5, заболевания кожи - гнойничковые, грибковые) В сухом бассейне можно проводить как специальные, так и общие развивающие упражнения, массажные движения, дыхательные упражнения, упражнения в сопротивлении, в равновесии, с дополнительными предметами. Исходные положения в бассейне: лежа на животе, спине, боку, сидя, сидя по - турецки, стоя на коленях, четвереньках, сидя и лёжа ноги свешиваются на бортик бассейна. Продолжительность занятий 10-15 минут с применением цветовой гаммы мячей и подсветки.

Поиграем? (показывает ассистент)

1 упражнение «Часики» (с опорой или без опоры на руки) сидя в бассейне с упором, ноги вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней. И так по кругу. Игра служит для укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.

2 упражнение «Солнышко» стоя перед бассейном опускает руки внутрь и рисует солнышко (вращательные движения обеими руками) - укрепление мышц плечевого пояса.

3 упражнение «Шаловливые ножки» сидя на бортике, опустив ноги в бассейн болтать ими как в воде - укрепление мышц голени

4 упражнение «Нырки» стоя у бассейна, руки в упоре достаем головой дно бассейна - массаж шейного отдела

5 упражнение « Перекаты » лежа на бортике, перекатываемся с бортика и перекатами добираемся до другого бортика – массаж и коррекция работы позвоночника

6 упражнение «Салют» лежа на спине ноги врозь, соединяя ноги захватывать мячики и подкидывать их вверх – укрепить мышцы живота и ног.

Давайте перейдем к другому месту игр. И, переходя к песочному столику, мы опять же проведём незамысловатее упражнения на тактильных дорожках, сделаем массаж нашим ножкам. Тактильная дорожка состоит из 7 отделов, наполненных различными наполнителями. Есть основное правило, отделы должны чередоваться мягкий - твердый, жесткий – гладкий. Ходьба по такой дорожке восстанавливает кровообращение, благоприятно воздействует на жизненно-важные органы человека, ведь на стопах ног находятся нервные окончания и точки, отвечающие за работу того или иного органа и организма в целом.

Вот мы с вами и подошли к песочному столику .

Многие из вас любили в детстве играть в песке, строить башенки, рисовать на нем, давайте сейчас и попробуем (столик с песком, подсветка) можно рисовать замысловатые картины, фантазировать, используя различную подсветку. Игры в песке снимают психическое напряжение, учат общаться со сверстниками, развивают глазомер, творческие способности.

Игры: - оставляем следы

Рисование

Закапывание и раскопки

Многие из нас в детстве любили играть в лабиринты, загоняя шарики в лунки, а здесь вам предлагается попробовать то же самое проделать не только руками,но и ногами. (Лабиринты) - развитие координации движения, мышц ног, рук, глазомер.

Говорят, что человек без устали может смотреть на огонь и на воду. Обратите внимание на эти колонны с пузырьками воздуха. На них так же можно смотреть бесконечно, преломляясь в лучах света, вода становится волшебной и рыбки, которые плавают в этих колоннах, оживают и нам кажется, что они виляют хвостиками. (Колонны с пузырьками) Вглядываясь в зеркала, нам кажется, что этих столбов с пузырьками, гораздо больше. С зеркалами так же можно поиграть, построить различные рожицы.

Играя, учимся активизировать зрительное восприятие, развитие зрительно моторной координации, учимся концентрировать внимание, идет формирование фиксации взора.

Упражнения: - найди такую же рыбку

- посчитай пузырьки

- проследи взглядом

Я думаю, что многие из вас сейчас если и любят дождь, то только когда вы находитесь в помещении. Я вам предлагаю поиграть с дождем и сейчас, но не настоящим, а «волшебным». (Фиброоптиковолокно)

Пучок волокон уже сам по себя является анти депрессантом. Волокна мягкие, приятные на ощупь, их можно переплетать, мастерить замысловатые фигурки, применив скотч. Прибор предназначен для создания релаксационного светового эффекта, развития мелкой моторики, тактильных ощущений, развитие аналитического восприятия свойств и признаков предметов.

Игры:

Заплети косу

Слепи улитку

С наступлением вечера, яснее становятся запахи лета (аромалампа) пахнет высохшей травой, морем. Хочется полежать на берегу, посмотреть на небо, на звезды, помечтать.

(Звучит релаксационная музыка.)
- Усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар, аромалампа с ароматом.)
- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.

Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

И в конце нашего занятия ритуал прощания:

Отдохнули, поиграли

И совсем мы не устали

Скоро мы придем опять

Будем вместе мы играть.

Помашите ручками нашим «Веселкам», улыбнитесь. Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь как они, тогда и настроение у вас будет хорошим всегда. С детьми мы так же отмечаем, как изменилось наше настроение и самочувствие после занятия.

Уважаемые коллеги, в конце мастер класса мне бы хотелось, чтобы и вы поделились своими ощущениями, чувствами, мыслями по поводу всего увиденного. Удалось ли мне вам раскрыть тайну сенсорной комнаты? (ПРЕДЛАГАЕТСЯ РЕФЛЕКСИЯ)

“Человек рожден для счастья, как птица для полета”. (Метафора)

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. “Сенсорный приток, предоставляя информацию в центральную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, предопределяет развитие поведения и психики. Поиск средств и методов избирательного использования средовых воздействий, мобилизующих резервные возможности нервной системы, имеет большое значение в практике медицины и педагогики”. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов: зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает в себя эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно.

В нашем детском саду комбинированного вида создана сенсорная комната для детей дошкольного возраста:

  • для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей;
  • для проведения развивающих занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения;
  • для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и душевного равновесия;
  • активизации различных функций центральной системы, за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д., развитие двигательных функций;
  • создания и стабилизации положительного эмоционального состояния и развития детей.

В сенсорной комнате созданы все условия, в которых дети будут получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.

Использование сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребенком, а этот этап является начальным во всей психокорреционной и развивающей работе. Очень удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкое покрытие на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребенок защищен во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижения малыша.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создает первичную базу, на которой начинается формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно особое внимание уделить развитию восприятия ребенка.

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков не только для ребенка, но и для проведения психологических консультаций, тренинговых упражнений для педагогов.

Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока: релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Активационный - в него входит все оборудование со светооптическимии звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук ног, массажные мячики, мобайлы, сухой басен. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной ее целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния ребенка. Поэтому все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах. Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. Дополнительно сенсорная комната украшена декоративным деревом со светящимися лампочками, различными игрушками – подвесками.

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната используется в педагогической и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:

  • обучение на основе сенсорной стимуляции;
  • психотерапии;
  • социальной адаптации.

В сенсорной комнате с помощью окружающей среды создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению теплого контакта между педагогом-психологом, специалистами, воспитателем и детьми. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Пребывание в сенсорной комнате способствует:

  • нормализации адаптационного периода;
  • смягчению выхода из полярной ночи;
  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • снятию нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;
  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Отсутствие опасных предметов, “мягкий” пол и стены дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психических навыков. В условиях сенсорной комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.

Сенсорная комната повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушным никого.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности сенсорной комнаты для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, для всех, нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

  • стимулирует все сенсорные процессы;
  • создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  • корректирует нарушенные высшие корковые функции;
  • развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Коррекционная и развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.

С детьми дошкольного возраста занятия организуются в форме игры. Длительность их проведения зависит от индивидуальных особенностей дошкольников.

В нашем детском саду сенсорная комната используется для, проведения развивающих упражнений и занятий с детьми, имеющимися различные сенсорные нарушения, коррекции игровой деятельности, для снятия стрессов в адаптационный период, в период выхода из полярной ночи, коррекции психических процессов.

При работе с гипервозбудимыми детьми снижается нагрузка на сенсорику, исключаются элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми исключаются резкие переходы от одного стимула к другому. Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето и цветотерапия основаны на воздействии на организм ребенка через орган зрения – глаза. Светотерапия может помочь, тогда, когда организму так не хватает солнца особенно в осенне-зимний период, который длится у нас очень долго. Элементарные частицы света - фотоны – воздействуют на процессы, происходящие в организме: осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; улучшают состояние иммунной системы; - регулируют функции многих гормонов; задают и поддерживают ритм суточных колебаний. Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние ребенка. Ведь не зря уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета.

Для формирования системных занятий об окружающем мире, дифференциации слуховых, зрительных и тактильных ощущений, как основы перцептивного и речевого развития, необходимо создание предметно-игровой среды, обеспечивающей формирование способности взаимодействовать с окружающим миром, активно вступать в контакт с окружающими.

У детей раннего возраста наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, выраженная моторная неловкость, недостаточная работоспособность, детей, способных заниматься в течение 10-15 минут мало. Дети этого возраста нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции. Попытки решить проблемы детей раннего возраста нашла свое отражение в использовании специальной полифункциональной среды сенсорной комнаты, то есть интерактивной среды, в которой присутствует специальная мебель, световые и релаксационные эффекты.

Используя оборудование сенсорно комнаты, мы убедились в том, что различные стимуляторы не только оказывают положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие дошкольников. Мы условно разделили сенсорную комнату на два блока: среда пулузатемненной сенсорной комнаты и среда для сенсомоторного развития.

Среда светлой комнаты сенсорного развития - это среда взаимодействия ребенка с определенными стимуляторами при различном свете. В сенсорном комнате представлены в определенной логической последовательности разные мягкие модули: подушки – кресла-трансформеры с гранулами, шариковый бассейн, подвесной модуль “Сухой душ”. Шелковые ленты, спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Шелковые “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За “струями” лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых, застенчивых детей. Хорошо идет работа в использовании панно “Кривое зеркало ” - безопасное (акриловое) зеркало, встроенное в корпус из ламинированного ДВП. Зеркало изогнуто, для создания эффекта кривизны.

В полузатемненной части комнаты для релаксационных упражнений используется детское игровое панно “Светящиеся нити” в качестве игрового развивающего элемента интерьера, большое настенное панно с мерцающими звездами на фоне темного неба, с этой же целью и используется настенное панно “Бесконечность”- имитация светящегося тоннеля, уходящего в бесконечность, настенное панно “Водопад” с динамической имитацией движения воды, звуками падающей воды и пения птиц - для стимулирования органов слуха.

Сенсорные (аудиовизуальные и тактильные стимуляторы): подушечки разного цвета разной формы, набор тактильных шариков с поверхностью из разных материалов, тактильное панно “Ежик”, набор “Узнай звук” для дифференциации различных звуков. Это оборудование центра сенсорного развития - позволяет в привычном для ребенка пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребность в игре и в движениях в приспособленной и безопасной среде. Кроме сенсорных эффектов, игры и упражнения с использованием оборудования центра релаксации дают возможность активизировать произвольное внимание, умственные способности, закреплять умение передавать свои чувства, эмоции и ощущения в связной речи, развивать коммуникативные навыки.

Второй блок - среда сенсомоторного развития. Используется для развития координационных и сенсорно-перцептивных способностей, а также их коррекция, что значимо для детей раннего возраста, развития общей и мелкой моторики. Это среда, где моторно-двигательное развитие идет на основе полифункционального игрового оборудования, позволяющего детям взаимодействовать с ними, а не только выполнять физические тренировочные упражнения различной сложности. В центре релаксации и сенсорного развития имеются полифункциональные коврики “Топ-топ”, “Сенсорная тропа”, массажная дорожка. Эти и другие полифункциональные игровые модули способствуют развитию сенсорно-перцептивной сферы ребенка. Установлено, что одним из важнейших показателей у детей для развития их способности к освоению новых, более сложных действий является равновесие - умение сохранять устойчивость во время движения и в статистическом положении. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата в целом и двигательного опыта ребенка. Необходимость специальных упражнений, направленных на развитее устойчивости для малышей, очевидна. Кроме того, занятия на различных ковриках, полезны для предупреждения и коррекции плоскостопия. Различные цвета и формы секторов “Сенсорной тропы” (красный, синий, зеленый) и разноцветных следочков позволяют закреплять представления об основных цветах и геометрических формах. А фактуру секторов можно сравнивать с твердой и ровной поверхностью пола, мягкой поверхностью коврика “Топ-топ”. В этом варианте работа педагога-психолога с детьми ведется в плане развития тактильной чувствительности. Положительный эффект отмечается при включении “Сенсорной тропы” в коррекционно-развивающие занятии с детьми, имеющими проблемы в сенсомоторном развитии. Можно предложить детям представить, “Сенсорная тропа” - это волшебная дорожка в лесу, тропинка в сказочную страну, мостик, безопасная полоса для движения по болоту и т.п. Например, начать можно так: “ Наша дорожка – это тропинка в сказочном лесу, тропинка в горах, на льдине, в глубоком снегу и пр. - в зависимости от сюжета, по ней надо ступать очень осторожно. Встаньте на правую ногу, почувствуйте опору, теперь можно приставить левую ногу, “укорениться” как цветок, посаженный в землю, представляем себе, как пустили глубоко корни. Внимание на стопы-корни!”.

Так, помимо развития моторно-двигательных и координационных способностей детей, пространственно-количественных представлений, “Сенсорная тропа” может быть с успехом использоваться в качестве атрибута для детских игр.

Коррекционно-развивающие занятия для детей трех лет, направлены на развитие восприятия, проводятся с использованием оборудования центра релаксации, который является средой, благоприятной для снятия невротических переживаний и обеспечения эмоционального комфорта детей. Материалы подобраны с учетом как возрастных особенностей детей, так и доступности формы проведения Занятия проводятся педагогом-психологом. На занятиях педагог-психолог использует такие приемы, как повтор событий, приветственные прощальные песенки, которые помогают войти детям в “рабочее состояние” и завершить занятие. В процессе движений, сопровождаемых словами, у детей появляется желание подражать и взаимодействовать, чувство уверенности и комфорта. Эмоциональное состояние можно отследить в упражнении. “Какое у меня сегодня настроение?”, используя пиктограммы веселые и грустные. Упражнение можно проводить в начале и в конце занятия.

Многофункциональность различных модулей заключается в возможности их использования различными специалистами ДОУ: воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, дефектологом. Работу с детьми разного дошкольного возраста, можно организовывать как в групповой, так и в индивидуальной форме. Все зависит от творческого подхода педагога и индивидуальных и возрастных особенностей детей. Например, для гиперактивных детей мы стараемся снизить нагрузку на развитие сенсорики, исключаем элементы активной стимуляции. Всем педагогам рекомендуется включать игры, упражнения в центре релаксации и сенсорного развития как часть занятия. Такой подход дает возможность смены впечатлений, видов детской деятельности, снижает психоэмоциональное напряжение и утомляемость, особенно в условиях длительного зимнего периода.

Полифункциональная среда сенсорной комнаты в работе педагога-психолога, используется, как дополнительный инструмент в формировании развитии у детей внимания, памяти, мышления, коммуникативных навыков, повышает эффективность мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей. Данные среза по определению тревожности группы детей старшего возраста развития и коррекции познавательной деятельности 2009-2010 учебном году показывают, что ее порог снизился по сравнению с началом учебного года на 5 %. А результаты диагностики школьной зрелости выпускников этой же группы детей, показали, что количество детей с высоким уровнем готовности выросло на 4 %. Дети после занятий в сенсорной комнате стали общительнее, эмоциональнее, радостнее.

Развивающие занятия для детей младшего дошкольного возраста в сенсорной комнате.
(Серия конспектов занятий)

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Л.С Выготский говорил о том, что именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса, он же называл ребенка раннего возраста “ярким образцом эмоционального типа поведения”

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.

Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорной комнаты, созданной в нашем дошкольном учреждении. Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитании обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения ребенка, его сенсорного познавательного развития. Пребывание в ней способствует нормализации психического и эмоционального состояния дошкольника, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности.

Занятия, направленные на развитие восприятия и познавательной деятельности, проводятся с использованием оборудования сенсорной комнаты, которое является средой, для обеспечения эмоционального комфорта и благополучия, для снятия тревожности в период адаптации и переживаний. Пособия и материалы подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Занятия проводятся педагогом-психологом ДОУ. Количество их - 10 (одно занятие в неделю, в течение 10-12 минут) имеется возможность, проводить их с несколькими группами детей на протяжении года.

Занятия рекомендуется начинать с сеансов, направленных на развитие общей чувствительности (развитие рецепторов, расположенных на коже и рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях), так как данный вид чувствительности является базой для формирования зрительного и слухового восприятия. Для таких занятий можно использовать различные сенсорные панели для рук и ног. Работая с материалами, имеющими разную форму и фактуру (ворс, ткань, пластмасса и др.) ребенок учится различать свойства предметов: теплый- холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Можно использовать сухой басен. Это великолепное средство для точечного массажа тела.

Кроме того постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. А также, подобные занятия улучшают зрительно-моторную координацию ребенка, чувствительность кончиков пальцев, а это дает возможность освоения новых ощущений малышу. Продолжением занятий могут стать игры на развитие тактильной чувствительности. Например, игра “Волшебный мешочек” (в непрозрачный мешок кладутся разнообразные по форме и материалу, предметы, которые ребенок должен найти на ощупь). Ребенок должен угадать, что это такое.

Самое важное, чтобы каждое занятие дарило детям радостное настроение и вызывало интерес.

Для проведения занятий используется интерактивное оборудование: напольное покрытие, маты напольные, разные подушечки с гранулами, пуфики - кресла с гранулами, сенсорная тропа, детский уголок с пузырьковой колонной, сухой бассейн, пучок фиброоптических волокон с боковым сечением “Звездный дождь”, тактильное панно “Ежик”, диски с музыкальными произведениями, массажные мячики, отрезы прозрачного шифона (“Волшебная полянка”), “Волшебные воздушные платочки” и др.

Взрослые (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, другой специалист) – лишь сопровождают ребенка при переходе от наглядно-действенного мышления к образному. Чувство уверенности в себе, способность построить собственную картину мира и представление о своем месте в нем, а также психическое развитие ребенка в целом зависит от умения и такта педагога построить совместные действия с ребенком.

Основные задачи занятий :

  • создать эмоционально- положительный настрой в группе;
  • снять эмоционально-мышечное напряжение;
  • воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
  • развивать наблюдательность и внимание;
  • развивать речь детей, обогащать пассивный и активный словарь;
  • развивать общую и мелкую моторику,
  • игровые навыки,
  • произвольность поведения,
  • тактильную чувствительность и зрительную координацию,
  • слуховое и зрительное восприятие.

На занятии могут присутствовать 6-7 детей, организуются они в первой половине дня, один день в неделю, начиная с октября. Перед проведением занятий детей необходимо познакомить с оборудованием сенсорной комнаты при дневном свете, затем переходить к проведению занятий в затемненной части комнаты.

В раннем возрасте непосредственное эмоциональное общение со взрослыми очень важно. Оно является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребенка положительными эмоциями, поэтому общение с детьми должно происходить ласково, улыбкой, нежным словом поощряя выполнение действий ребенком.

Поистине волшебное воздействие интерактивной среды создает невидимый мостик между ребенком и взрослыми. В этой интроактивной среде специалистами проводятся направленные занятия, или она просто используется для релаксации детей.

Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д.Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.

Конспекты разработаны с учетом возрастных и психофизических особенностей детей третьего года жизни. Занятия носят игровой характер. Персонажами игры становятся сами дети и ведущий.

Элементами игр являются специальные упражнения, направленные на развитие моторной ловкости, стимулирования сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, а также релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Взаимодействие со специальным оборудованием сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулирует зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизирует речевые проявления.

Занятия помогают существенно сократить адаптационный период к новым, для малышей условиям жизни в детском саду, улучшают состояние малышей при выходе из полярной ночи, служат профилактическим средством отклонений в эмоционально-волевой сфере дошкольников. (

Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате

Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение; ритуал окончания занятия. Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Занятие №1 ʼʼЗнакомство с волшебной комнатойʼʼ

Цели: - развивать когнитивную сферу детей; - активизировать произвольное внимание, умственные способности; - развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику; - формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию; - развивать органы чувств и вестибулярный аппарат; - закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи; - развивать коммуникативные навыки; - формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов; - формировать навыки саморегуляции. Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб ʼʼТвизлерʼʼ; запутанные спиральки; центр тактильности; центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркальный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудиокассета.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра ʼʼПриветствиеʼʼ:

Ребята͵ наши ʼʼвеселкиʼʼ улыбаются нам. Οʜᴎ очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: ʼʼЗдравствуйте!ʼʼ 2. - А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.) - А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись ʼʼГолоса лесаʼʼ.) - Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зелœеной полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.) - Что чувствуют ваши ножки? - А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти нужно след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его. 3. - Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.) - Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно. - Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька). (Через несколько минут дети меняются местами.) 4. - Ребята͵ тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую. 5. - Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке? 6. - А по лабиринтам попутешествовать кто хочет? (По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.) 7. - Ребята͵ вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.) - Что это? - Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз. - А сейчас нужно не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого нужно дуть на них – вот так! (Показ.) (Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включая аквалампу.) 8. Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает? - Какого цвета шарики? (Предлагает каждому понаблюдать за шариком определœенного цвета.) - Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше? - Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.) 9. - Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок). (Звучит релаксационная музыка.) - Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.) - Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всœе ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Дышится легко, ровно, глубоко. - Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всœем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день. 10. Ритуал окончания занятия. Прощание с ʼʼвеселкамиʼʼ. - Ребята͵ давайте улыбнемся ʼʼвеселкамʼʼ и попрощаемся с ними: ʼʼДо свидания!ʼʼ Вспоминайте наших ʼʼвеселокʼʼ и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всœегда будет хорошее настроение.

Занятие № 2 Игра ʼʼПомощь друзейʼʼ

Цели: - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; - развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; - развитие умения передавать ощущения в вербальной форме; - стимуляция поисковой и творческой активности; - создание положительного эмоционального настроя. Материалы и оборудование: подсветка ʼʼвеселкиʼʼ; растение – фонтан; центр спокойных игр; двойная спиралька; центр тактильности; сухой бассейн; игра ʼʼЛегкие квадратыʼʼ.

Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Игра ʼʼПриветствиеʼʼ. - Ребята͵ представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите! - Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра ʼʼКомплиментыʼʼ.) - Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших ʼʼвеселокʼʼ и улыбнемся им аналогично тому, как они улыбаются нам. 3. - Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке? - Твой герой злой или добрый? - А что нужно сделать, чтобы он стал добрее? - Посмотрите на водопад, который сбегает с гор.
Размещено на реф.рф
Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.) 4. - Переходим на зелœеную полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками. (Двойная и одинарная спиралька.) Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе. 5. - Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему. 6. Упражнение ʼʼМоре из шариковʼʼ (сухой бассейн): - А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте всœе перевернемся на животик и поплывем. - А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть. - А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.) - Вот и закончилась наша игра. 7. Ритуал окончания занятия. Прощание с ʼʼвеселкамиʼʼ: - Ребята͵ давайте улыбнемся ʼʼвеселкамʼʼ и скажем им: ʼʼДо свидания!ʼʼ

Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате" 2017, 2018.

У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П. Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).

Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.

Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.

Сенсорная комната — что это?

Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.

Классификация стимулов

Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.

Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.

Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.

Виды сенсорных комнат

Релаксационная сенсорная комната

Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.

Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.

Активационная сенсорная комната

Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные
тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.

Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.

Для чего нужна сенсорная комната?

Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить:

  • неврозоподобные состояния,
  • адаптационные расстройства,
  • нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),
  • психосоматические заболевания,
  • стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,
  • мышечное напряжение,
  • нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания,
  • ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),
  • задержка речевого и психомоторного развития,
  • резидуально-органические поражения ЦНС,
  • нарушения двигательных функций,
  • легкие формы аутизма,
  • энурез и энкопрез,
  • нервный тик,
  • заикание.

Где и как применяются сенсорные комнаты?

В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.

В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.

В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.

В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.

Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.

Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2-4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.

Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.

Заключение

Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.

, учитель-логопед

Функции сенсорной комнаты. Работа учителей-логопедов по релаксационной и активационной коррекции детей в сенсорной комнате. Конспекты занятий по возрастам.

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которой способно значительно оптимизировать развитие ребенка. В зависимости от проблематики и возраста ребенка используются разные приёмы и методы работы в сенсорной комнате. Для подбора игр и занятий мы используем различную методическую литературу. Но в предложенных играх не ищем готовых рецептов, педагогам предоставляется возможность для самостоятельного творчества. Занятия в раннем возрасте проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах, что снижает тревожность малыша. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития ребенка. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации детей, их эмоциональных реакций. Работа в сенсорной комнате с дошкольниками направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Сенсорная комната не может заменить экскурсий и наблюдений над окружающим миром. Она может помочь запомнить, систематизировать и закрепить полученные впечатления. При работе с возбудимыми детьми время пребывания в комнате должно быть минимальным и минимальной должна быть нагрузка на сенсорику. Тревожным детям на занятиях следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому. Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние детей через соответствующие органы чувств. На занятиях мы используем классические музыкальные произведения. По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: Бах И.С. “Ария из сюиты № медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. “Аве-Мария”, 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. “Каватина Нормы”; Вивальди А. Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, и “Октябрь” из цикла времена года и др. К активизирующим музыкальным произведениям относят, например, произведения В.Моцарта — первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, из “Маленькой ночной серенады”, отрывки из оперы “Волшебная флейта”; П.Чайковского — вальсы из балетов, тройке” из “Времен года”, отрывок из финала 4-й симфонии; М.Глинки “Романсы”; А.Вивальди “Весна”; Л. Боккерини “Менуэт” и др. Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей.

Вашему вниманию предлагаются конспекты занятий в сенсорной комнате для детей разных возрастных групп с ОВЗ.

Конспекты занятий

“Путешествие в сказочную страну” (I младшая группа).

Цель: Закреплять знания о зиме, обогащать и активизировать словарный состав (глаголы — строить, взяли, прилагательные — белый, холодный, пушистый).

Формировать интонационную выразительность речи в беседе о зиме, о диких животных, упражнять в употреблении словосочетаний по схеме “имя существительное + глагол”, учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, используя односложные (дом, снег), двусложные (медведь, зайка) слова, совершенствовать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, общую и мелкую моторику, способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения и созданию положительного эмоционального фона, развивать зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие, внимание, воображение, память, мышление.

Воспитывать умение вслушиваться в музыкальное произведение, чувствовать настроение музыки.

Оборудование: сухой бассейн, зеркальный шар, тактильные дорожки с различными видами наполнителей и покрытия, снежки (белые шары), ватные шарики (снежинки), сюрпризная коробка, волшебная палочка, шапочки зайчат, игрушки животных, пузырьковая колонка (печка), магнитофон, конфеты.

Ход занятия:

Организационный момент. Создание психологического комфорта.

Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома “Времена года”.

Логопед: Проходите, малыши. Я рада вас видеть, ребята (каждого ребенка берет за руку, улыбается ему). Мы с вами попали в сказочную комнату. Давайте поиграем.

— 1, 2, 3, волшебная палочка, деток в зайчиков преврати (надеваются шапочки).

Кто мы теперь с вами?

— А теперь на меня внимательно смотрите и слушайте.

Стихотворение о зиме (включается зеркальный шар):

Вот зима. Кругом бело – много снега намело.

— Посмотрите, все кругом белым-бело, много снега намело. Как красиво падает снег!

— Снег, какого цвета?

— А какой снег еще, если взять его в ручки? Холодный или теплый?

— Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем в снежки. Из коробки с цветными шарами выберите только белые шарики. Начнем игру. Будем бросать снежки далеко вперед. Хорошо зимой. Деткам зимой на улице весело, смешно. Ребята, вам понравилось играть в снежки?

Упражнение на дыхание “Снежинки” (используется вращающийся зеркальный шар).

Идет снегопад. Падают, падают снежинки на лапки нашим зайчикам. Что падает вам на лапки? Давайте сдуем снег. Мы сдуем снежинки сначала тихо: Ф-ф-ф, потом подуем на них, как ветер, сильно: В-в-в.

Релаксация в сухом бассейне. Мягкий, пушистый снег лежит везде: на крышах, на дорожках, на земле. Зайчики, вы хотите посидеть на снегу. Садимся на бассейн, медленно опускаем ножки и ручки под шарики. Зайкам хорошо, мягко, тихо и уютно.

Замерзли ли наши зайки? Нужно нам до домика по дорожке дойти. Садимся на кресла – пуфики и снимаем обувь.

Хождение по тактильной дорожке. Садимся на кресла – пуфики и обуваем сандалики.

Теперь нам надо согреться в домике. Но домик у нас только один. Построим домики для всех зайчат. Что мы построим для зайчиков?

Пальчиковая гимнастика (дети слова проговаривают вместе с логопедом).

Пила, пила пили быстрей,
Мы строим домик для зверей.
Там белый зайка будет жить,
И с нами будет он дружить.

Артикуляционные упражнения: У нашего домика окошки открываются и закрываются. Покажите зайчики ротиком, как они открываются, а потом закрываются. Вокруг нашего домика стоит заборчик. Покажите ваши белые зубки. В домике тикают часики: тик-так.

Покажите язычком, как тикают часики.

Релаксация “ У печки”.

В нашем домике есть печка. Подойдем к печке, ее огоньки освещают и согревают нашу комнату. Сядем возле нее, будем смотреть на пламя и слушать, как оно горит. Как спокойно и тепло зайчикам. Очень хорошо.

Я для вас приготовила сюрпризы. Кто из вас отгадает загадку, тот получит его.

Отгадывание загадок.

— Кто зимой холодной спит в берлоге?

— Кто зимой бегает по лесу злой и голодный?

— Хитрая плутовка, рыжая головка, зайчиков пугает, зайцев догоняет?

Вот мы и побывали с нами в зимней сказке. Вам понравилось, ребятки? Дети: Да!

“Знакомство с волшебной комнатой” (II младшая группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для коррекции эмоционально-волевой сферы детей, имеющих тяжелые речевые нарушения.

Коррекционно-образовательные: формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание; развивать оптико-пространственные функции: воспитывать навык фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта; уточнить артикуляцию звука [с]; развивать артикуляционный аппарат; развивать мелкую моторику; формировать грамматический строй речи; повторить порядковый счет до 5; снять психоэмоциональное напряжение.

Коррекционно-развивающие: развивать творческое воображение; развивать произвольное внимание; развивать зрительное восприятие; развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия.

Материалы и оборудование:пузырьковая колонна, тактильные дорожки с различными видами покрытия, сухой бассейн, цветные лотки, люминесцентный шнурок, зеркальный шар, датчик движения, УФО лампа, CD с музыкой, пуфики, “звездный дождь”.

Ход занятия.

1. Орг. момент. — Ребята, хотели бы вы попасть в волшебную комнату? Тогда нам надо превратиться в волшебников. Готовы? (Слова заклинания)

2. — Ребята, перед вами ручеёк, но что-то с ним случилось, не слышна его песенка. Чтобы его расколдовать, нужно спеть песенку водички (отрабатывается изолированное произношение звука [с]).

— Молодцы, вы расколдовали ручеёк! Послушаем, как он журчит, полюбуемся на рыбок! (включается пузырьковая колонна)

3. — Дальше наш путь лежит через болото к волшебному озеру. Там нам нужно найти волшебные камушки, чтобы расколдовать волшебный лес. Пойдем осторожно по кочкам, чтобы не утонуть в болоте! (Идут по тактильным дорожкам)

4. — Мы пришли к озеру. Здесь нас встречают лягушки (выполняется упр. “Лягушки”). Посмотрите, сколько тут много волшебных камешков. А теперь соберем их в лоточки. Алеша, положи синий камушек в синий лоточек. Лиза, положи зеленый камушек в зеленый лоточек. Маша, положи желтый камушек в желтый лоточек. Наташа, положи красный камушек в красный лоточек. Молодцы! Посчитаем, сколько всего у нас камушков! (Дети считают: один камушек, два камушка, три камушка, четыре камушка, пять камушков).

5. — Сейчас мы возьмемся за волшебную веревочку и окажемся в сказочном лесу (используется люминесцентный шнурок). Вот мы оказались в сказочном лесу! Посмотрите как много вокруг листьев, настоящий листопад! Давайте попробуем поймать листочки! Ой, они от нас улетают! (включается датчик движения).

6. Релаксация. Мы устали, отдохнем! Полежим, послушаем музыку (включается зеркальный шар и музыка).

7. Вот и пора нам возвращаться (дети проходят по тактильной дорожке). Мы подходим к волшебному дереву мудрости. Потрогаем осторожно его веточки. Теперь мы стали более здоровыми, сильными и умными! (Включается “Звездный дождь”)

8. Итог занятия. Молодцы, ребята! Посмотрите, как здесь красиво! Вы настоящие волшебники! А теперь нам пора возвращаться в группу (произносятся слова заклинания).

“Зима” (средняя группа).

коррекционно-образовательные: Обобщение и закрепление знаний детей о зимнем периоде; развивать умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане; использовать предметы-заместители;

коррекционно-развивающие: воспитание умения вслушиваться в музыкальное произведение; чувствовать определенное настроение, создаваемое характером музыки; развивать навык речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; развивать общую моторику; развитие психических функций; способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения;

Оборудование:колонна пузырьковая, тактильная дорожка с различными видами покрытия, сухой бассейн, зеркальный шар, CD с музыкой П.И.Чайковского “Времена года”, контейнер с меховыми карточками коричневого, рыжего, серого, белого цветов, белое покрывало.

Ход занятия:

Организационный момент: — Сегодня мы будем играть ребята. Посмотрите, наша сенсорная комната превратится в зимний лес(включается зеркальный шар). Давайте оглядимся. Что вы увидели? (Дети отвечают). Падает снег.

I. Основная часть.

— Давайте по заснеженным дорожкам пройдем в лес.

(Дети проходят по тактильной дорожке).

— Снег повалил все гуще и гуще, накрыл землю снежным покрывалом. (Закрывает бассейн белым покрывалом).

— Наступила зима. Посмотрите, какие кучи снега навалило (сухой бассейн), как они называются, помните? (Ответы детей)

— Ах, как много снега, и какой он холодный! А еще как можно сказать?

Снег, какой? (Ответы детей)

— Давайте, слепим снежные комочки. А как еще можно играть зимой?

Какие еще бывают зимние забавы? (Ответы детей)

— А можно и просто сходить в зимний лес, посмотреть, какой он.

— Какие деревья зимой? (Ответы детей)

— Давайте выставим руки как веточки из снега. Мы превратились в деревья.

— Снег нападал на нас, покрыл наши ветки. (Кладет детям в руки шарики)

— Подул ветерок, и сдул снег. (Дети сбрасывают шарики)

— Какие животные живут в лесу? (Ответы детей).

— Где же сейчас медведь? (Ответы детей)

— Спит в берлоге. Давайте покажем, как медведь спит в берлоге, под снегом (дети зарываются в шарики в сухом бассейне). Как в берлоге спится медведю? (Ответы детей) И проснемся мы только весною (дети выходят из бассейна).

— А кто остался в лесу? Лиса, заяц, волк, белка. Холодно зимой в лесу, но они не замерзнут. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

(Работа с тактильными карточками)

— Вот мы и погуляли в лесу. Замерзли? Пора возвращаться домой. Ах, как завалило дорожку снегом. Придется взять лопаты и расчистить ее (дети совершают действия с воображаемыми предметами, проходят по тактильной дорожке).

— Раз, два. Все, дорожка свободна, заходите в дом. Можем мы сразу проходить в комнаты? Конечно, нет. Что мы забыли сделать? Верно, раздеться. Снимем теплую одежду. Расскажите, какую? (Ответы детей)

— Можно проходить в комнату. (Включается пузырьковая колонна)

— А у нас уже горит камин. Он похож на маленькую печку, внутри которой горит огонь, он освещает и греет всю комнату. Сядем возле него на наши кресла и будем смотреть на пламя. Какой огонь? Тепло вам?

— Давайте послушаем музыку. Если слушать внимательно, то вы почувствуете, как спокойно и тепло у камина, как потрескивает огонь.

Но вдруг из-за окна донесется свист вьюги, завывание ветра.

Понравилось вам наше путешествие? Что мы делали? Валялись в снегу, гуляли по лесу, чистили дорожки у дома, грелись у огня и слушали музыку.

“Волшебное путешествие” (старшая группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей имеющих тяжелые речевые нарушения.

коррекционно-образовательные: закрепление представлений о лете; уточнение, расширение, активизация словаря (бежит, журчит, шумит, бурлит, длинная, пятнистая, веселая); совершенствование грамматического строя речи (существительных с глаголами, согласование существительных с числительными);

коррекционно-развивающие: развивать навык речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; развивать общую моторику;

— развитие психических функций; способствовать снятию психо-эмоционального и мышечного напряжения;

коррекционно-воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование:колонна пузырьковая, тактильная дорожка с различными видами покрытия, мягкая игрушечная змейка, сухой бассейн, зеркальный шар, две корзинки, шнурочки.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

— Ребята, вы хотите оказаться на берегу теплой реки?

— Давайте станем ручейками и побежим к речке (автоматизация звука [c])

(Дети заходят в сенсорную комнату, включается пузырьковая колонна, Звучит музыка “Шум воды”).

II. Основанная часть:

— Посмотрите, мы догнали еще один ручеек. Давайте понаблюдаем за ним.

— Что делает ручеек? (Ответы детей: бежит, журчит, пузырится, шумит)

— Послушайте ручеек и скажите, что он делает? (Ответы детей)

— Ой, а кто нас здесь встречает? (Появляется змея-мякиш)

— (Дети – змея)

— Змея, какая? (Ответы детей)

— У змейки есть волшебные светящиеся шнурочки, и она предлагает вам из них что-нибудь сделать. (Дети из шнурков делают различные фигуры)

— Змейка приглашает нас погреться в лучиках солнечного света. (Включается зеркальный шар)

— Посмотрите, вокруг нас солнечные зайчики, а на что они похожи? (Ответы детей)

— Посмотрите они бегут по вашим щечкам, по вашим ручкам, ушкам, ножкам. Давайте поймаем их ножками (дети ловят), а теперь ладошками.

— Змейка приглашает нас искупаться в теплой речке, а дойти до нее нужно по дорожке.

(Дети идут по тактильной дорожке, подходят к сухому бассейну)

— Заходите в речку. Вода теплая и приятная. Нам хорошо и тепло.

— А на дне речки разноцветные камушки. Давайте соберем их.

(Каждому ребенку дается задание собрать свое количество камушек, и разложить в корзинки при этом посчитав их)

— Долго мы с вами купались, а теперь выходите погреться на солнышке.

— Ложитесь на коврик и погрейтесь в лучиках солнечных зайчиков.

релаксация: (включается шум воды) закройте глазки и представьте, что вы лежите на берегу реки, на теплом песочке. Солнечные зайчики согревают ваши щечки, ручки, ножки. Мягкий, теплый ветерок раздувает ваши волосы и щекочет щечки. Мы слышим, как шумит рядом речка. Шум воды тихий и спокойный. Вам хорошо, спокойно и тепло.

III. Итог занятия.

— Вам понравилось?

— А теперь пора возвращаться домой.

— Давайте попрощаемся со Змейкой и пообещаем ей, что обязательно еще придем в гости.

“Космос” (подготовительная к школе группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей имеющих тяжелые речевые нарушения.

коррекционно-образовательные: уточнить, расширить представления детей о космосе;

коррекционно-развивающие: развивать навык речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развивать общую моторику; способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения;

коррекционно-воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование: УФО лампа, мягкие пуфики, зеркальный шар, датчик движения, “Калейдоскоп”, панно “Звезды”, “Звездный дождь”, тактильная дорожка.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

— Друзья, вы хотите, отправится в космическое путешествие?

— Включаем моторы (автоматизация звука [Р]), полетели.

(Заходим в сенсорную комнату, включена УФО лампа)

II. Основная часть:

— Посмотрите наверх, вперед. Что вы видите?

(Ответы детей). (Включается зеркальный шар)

— Звезды вокруг нас. Представьте, что мы тоже звездочки и нам надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними поиграть.

— Потянемся лучиком правой руки, лучиком левой руки. Потянемся лучиком правой ноги, левой ноги.

— Подружились! А теперь звезды хотят с нами поиграть в игру “Найди звезду глазами”. Мы должны стоять тихо и искать красную звезду только глазами (включается датчик движения – хлопаем по очереди, отвечаем полными ответами). (Включается “Калейдоскоп”)

— Пока мы играли, не заметили, как приблизились к солнцу. Давайте присядем и понаблюдаем за ним.

— Солнце, какое?

— Но подлетать к солнцу нельзя. А вы знаете почему?

— Правильно. Поэтому по звездной дорожке мы отлетим немножко (идем по тактильной дорожке).

(Включается “Звездный дождь”)

— И попали мы под звездный дождь. Давайте ощутим звездные потоки. Вы чувствуете, как звездный дождь наполняет вас космической энергией? Вам уютно, приятно и тепло.

— Мы пролетели звездный дождь.

— Вам понравилось путешествовать в космосе?

— А теперь нам пора возвращаться на нашу прекрасную планету “Земля”. Включаем моторы. Полетели (автоматизация звука [Р]).

Занятия в сенсорной комнате положительно сказываются на психическом и эмоциональном развитии детей. Необходимо учитывать, что для получения стойких улучшений подобные занятия должны проводится регулярно.



Публикации по теме