Гражданская ассамблея красноярского края. Формирование гражданственности и патриотизма начинается с детства

2015-10-19 14:42:28 - Николай Иванович Шашков
Тысячи людей прочитали эти детские строки и прониклись до слез. `На каких книжках, игрушках и мультиках надо воспитывать детей, чтобы они в 10 лет писали так и ощущали личную ответственность за судьбу Родины?` - написал один из пользователей в своем блоге.

Теми же вопросами задались и мы, начав поиск Левы Протасова. Но оказалось, простых ответов не существует. Да и мальчик - патриотическая легенда - давно вырос (Льву сейчас 23 года) и к своему детскому творчеству относится неоднозначно.

Этот стих не мой, - категорично ответил он на наше первое обращение. Установить контакт удалось только со второй попытки. Лев согласился на встречу с нами, тогда же выяснилась причина отречения.

Я был неприятно поражен, когда год назад случайно наткнулся в Интернете на этот свой детский стих. К тому же - окруженный такими восторженными отзывами, - признался он. - Я против такой славы. Вся прелесть этого творения - в подписи: написал 10-летний мальчик. На самом деле таких стихов полно. Оно поверхностное, слишком пафосное и неискреннее, потому что написано на заказ.

То, что нынешний Лев Протасов окрестил творением `на заказ`, на самом деле было обычным школьным домашним заданием. Первая учительница Альбина Васильевна Ситникова очень любила Царскосельский лицей и стремилась по тому же принципу воспитывать учеников. Через творческое отношение к жизни прививать строгие моральные основы. Любовь к родине - одна из них. В канун Дня Земли (этот праздник появился в российском календаре как раз в 90-х и пришелся на конец апреля) Ситникова дала классу задание: написать сочинение о том, как прекрасны наша планета и родина.

Такие глобальные темы тогда меня не пугали. В детстве все хорошо к родине относятся, и большими категориями мыслить легко. Нравятся и природа, и дом, и страна, что еще надо? - вспоминает Лев. - Но если честно, об оценках, выставляемых в журнал, помнили все, и сочинения писали с родителями.

Этот стих не мой, - категорично отрезал Лев Протасов
Главным соавтором Левы была его мама Людмила Львовна. Работала она секретарем-машинисткой, но когда единственный сын пошел в школу, решила стать домохозяйкой. Сочинением стихов увлекалась с юности и ребенку прививала эту любовь. Так что творили в семье Протасовых от души.

Кстати, в однокомнатной `хрущевке`, где сейчас живет Лев, литературные творения главенствуют до сих пор. В жилье, погруженном в предремонтный хаос, осталось единственное упорядоченное и буквально блестящее от чистоты пятно - полки с книгами классиков: Гоголь, Достоевский, Бунин.

Мое в стихотворении - это общая мысль, что нет страны прекраснее России. Черновик на 5 четверостиший на эту тему я написал быстро. Принес показать маме. И после ее редактирования строф оказалось уже 9. Сейчас, я заметил, читатели психологически делятся на тех, кто восторгается наивным детским отражением патриотизма, и тех, кому нравятся явно взрослые пафосные выражения, особенно про `псов`, которые лают на Россию, - пытается проанализировать успех стихотворения в Интернете повзрослевший Лев Протасов.

Кстати, после этого стиха, получившего `отлично` в журнал и восхищение со стороны учительницы, Лева на тему патриотизма больше никогда не писал. Да и сейчас не возьмется: `Не то чтобы страна разонравилась, проблема в изменившемся восприятии мира`. По мнению Протасова, понятие `патриотизм` испортилось.

Оно словно обросло стереотипами, - размышляет автор `Россиюшки`. - Одни воспринимают патриотизм исключительно как борьбу с некими врагами. Я имею в виду националистов, которые за свой образ родины готовы глотку несогласным перегрызть. Другие в принципе не признают российского патриотизма, считая это исключительно пропагандистским мифом. Но зато умиляются перед почитанием жителями других стран символов их государства и их истории. Мне непонятны люди, признающие только чужой патриотизм.

На сайтах и в соцсетях, где появился его детский стих, Лев поначалу пытался дискутировать, охлаждать ярых поклонников. Убеждать, что не может любовь к родине быть столь однозначной и пафосной. Но переубедить не удавалось, потому и бросил.

Как стих попал в Интернет, он не знает до сих пор. Цепочку удалось раскрутить нам. Первая учительница Левы рассказала: ей до того нравились стихи мальчика, что она буквально плакала, читая их, и с гордостью показывала на учительских сборах, проходивших в уральском Рериховском обществе. Так творение Льва Протасова попало в журнал этого общества, издаваемый на Алтае. В 2001 году со страниц издания перекочевало на один сайт, затем на другой. А в 2011 году вошло в книгу `Детские письма о главном. С чего начинается Родина`, где размещены 50 детских писем с размышлениями о России.

За 12-летку виртуальной жизни стиха Лев успел переболеть поэзией и пережить увлечение фантастикой, из отличника стать троечником, но тем не менее поступить в институт на отделение психологии; собрать историю своей семьи и создать генеалогическое древо до 3-го колена. Он, в частности, выяснил, что его прапрабабушка была крестьянкой. Служила в екатеринбургской усадьбе золотопромышленника Харитонова и имела в городе большое хозяйство. Так что уральские корни у семьи Протасовых глубокие.

Сегодня Лев пишет исключительно психологическую прозу, в которой пытается раскрыть тайны человеческой души. Действие происходит в России: то в глухой деревне, то в колонии-поселении. В общем, в местах, далеких от елейного восприятия страны, но зато адекватных реалиям.

В преддверии праздника Великой Победы 9 мая мы вспоминаем то тяжелое для нашей страны и всего мира время. Помимо смелости, воли, мужественности и самопожертвования, преодолеть все тяготы и сокрушить врага нашим соотечественникам помогла сильная любовь к Родине. На этой неделе мы обратились к нашим парламентариям с вопросом: с чего же начинается такое исключительное социальное чувство как патриотизм?

Игорь Морозов , член Комитета Совета Федерации по международным делам:

Патриотизм начинается с любви к родному дому, к тому, что отец и мать вкладывали в тебя с детства. Это, в том числе, и гордость за свою малую Родину, за всё то, что тебя окружает во взрослой жизни. Я говорю о возможностях, которые человеку для самореализации предоставляют общество и государство.

Ольга Ковитиди , член Совета Федерации от Республики Крым:

Я родом из прошлого века, где была замечательная песня «С чего начинается Родина…». Так вот, патриотизм включает в себя все те понятия, которые упоминаются в тексте этой песни. Но, в первую очередь, патриотизм начинается с осознания того, что завтрашний день может не наступить, если мы не будем беречь свою семью, Родину и веру. Три этих понятия знаменуют нашу жизнь, а потому являются самыми важными для каждого человека.

Виктор Рогоцкий , член Комитета Совета Федерации по экономической политике:

В основе патриотизма - любовь к Родине, к родительскому дому, к тому месту, где ты живёшь. Патриотизм зиждется на любви к своим близким. Следующая составляющая - это работа, которую должны проводить общество, государство, общественные организации в направлении воспитания патриотических чувств и уважения к своей стране. Мы любим не ту родину, где жить сытно, а ту, где жить интересно и есть уважение людей к друг другу, где граждане ощущают возможность раскрыть свои таланты. И, кстати, чтобы любить жизнь, нужно быть патриотом!

Людмила Козлова , заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике:

Патриотизм начинается с семьи каждого из нас, когда ребёнку с рождения с любовью внушают чувство уважения к стране, в которой он живёт. Дальше человек попадает в социум, и там тоже работа не должна прекращаться. То есть детский сад, школа, институт обязаны проводить патриотическую работу.

Важно понимать, что истинный патриот не тот, который критикует жизнь в своей стране и прикрывает эту критику болью за Отечество, а тот, кто много не кричит, а целенаправленно старается изменить ситуацию к лучшему.

Александр Селянин , и.и. председателя Законодательного Собрания Республики Карелия:

Патриотизм, по моему глубокому убеждению, начинается с уважения к родителям и любви к своей малой Родине. Только на такой нравственной основе патриотизм будет искренним чувством, а не пустой идеологической схемой. Знакомство с культурой, героической историей, традициями своих родных и своего края - вот основа основ в воспитании настоящих граждан.

Кстати, противники патриотизма как общественно значимого для нашей страны явления часто цитируют англичанина Самуэля Джонсона, заявившего в полемике, что «патриотизм - это последнее прибежище негодяя». Но при этом забывают, что в своем словаре он дает короткое и исчерпывающее определение слова «патриот» - «тот, чьей руководящей страстью является любовь к своей стране». А под негодяями он имел ввиду политиканов, прикрывающих свои корыстные интересы высокими словами о патриотическом долге.

Олег Нилов , член Комитета Госдумы по транспорту, фракция «Справедливая Россия»:

Патриотизм начинается с того примера, который ребёнку подают родители, деды и прадеды. В России это всегда чувствовалось наиболее остро. Патриотизм - это интересы твоей Родины, которые ты чтишь и защищаешь. Патриотизм - это врождённое чувство, которое находится в генах и также же естественное, как и любовь. Патриотизм - главное оружие нашего народа, а в основе этого оружия - правда и справедливость!

Ольга Сенаторова , член Комитета Госдумы по вопросам семьи женщин и детей, фракция «Единая Россия»:

Для меня патриотизм начинается с уважения и любви к тем местам, где прошло детство, где я гуляла с родителями, училась, первый раз влюбилась, разочаровалась. В основе патриотизма, конечно, находится ещё и уважение к традициям твоего народа, и, конечно, уважение к старшему поколению.

Это ощущение не приходит сразу, ему предшествует долгая совместная работа родителей и школы над воспитанием бережного отношения к исторической правде относительно твоей страны.

Франц Клинцевич , заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, фракция «Единая Россия»:

Я считаю, что патриотизм начинается с поступков. Так около года назад мой сын подошел ко мне и сказал: «Папа, мне нужны все твои ордена, я хочу повесить их на стену в спальне у твоих внуков. Хочу, чтоб дети смотрели на них, гордились тобой и помнили огромную историю страны!» Честно, мне было очень приятно и неожиданно. Я думаю, что это есть лучшая иллюстрация того, с чего должен начинаться патриотизм.

Подготовила Ксения Редичкина

Артеева Лидия Викторовна

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях чувства гордости и уважения к воинам, защищавших нашу Родину во время Великой Отечественной войны от фашистских захватчиков. Эти задачи мы начинаем реализовать уже со средней группы . Так воспитатели средней группы «Б» составили план работы по ознакомлению с доблестными заслугами наших ветеранов в годы войны. Педагоги сопровождали свои рассказы показом иллюстраций, фотографиями военных лет, кинохроникой военных действий. В группе была расположена выставка книг на тему «Аты – баты, шли солдаты…» , из которой дети узнавали о жизни и подвигах во время войны.

Создан мини- музей «Военная техника» (игрушки) .


К торжественному «Дню Победы» воспитатели провели акцию «Вырастим цветок» .



Совместно с родителями оформлена фотодокументальная выставка «Когда была война…» , где родители рассказывали о своих прадедах и дедах, участвовавших в боях за освобождение нашей Родины. Активными участниками фото-выставки стали семьи : Авдеевых, Ивашовых, Ковпаевых. Огромное спасибо, что помогают нам в воспитании патриотизма у подрастающего поколения.

Накануне праздника воспитатели с детьми и родителями посетили памятные места нашего города «Аллея Славы» и возложили гвоздики к памятнику.




В завершении прошёл праздничный конкурс чтецов «Мы помним…» . Дети торжественно читали стихи о дне Победы, о вечном огне, о мире на земле.



Воспитатели средней группы «Б» : Федорина И. В.

Артеева Л. В.

Публикации по теме:

С каждым годом увеличивается количество автомобилей на дорогах города, что создаёт опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Консультация для родителей «Все начинается с детства» Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Развивающая среда это необходимый фактор для развития ребёнка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда тем интересней и познавательней.

Самое главное в воспитании детей - максимально стараться сделать так, чтобы наши дети выросли Настоящими людьми, достойными гражданами.

Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного.

Образовательная среда очень важна в развитии индивидуальных способностей детей. Все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный.

Образовательная среда ко Дню Космонавтики. МЫ ПОСТРОИЛИ РАКЕТУ УЛЕТАЕМ В НЕЙ СЕЙЧАС ПУСТЬ ВЫСОКО И ДАЛЕКО УНЕСЕТ РАКЕТА НАС! Одна из самых.

Были времена, когда слова «патриотизм» и «патриот» воспринимались чуть ли не как ругательства. Но со временем общество стало понимать истинные значения данных слов. Что сегодня обозначает региональный патриотизм?

Развитие общества в последние два десятилетия показывает, что люди начинают возвращаться к корням некоторых понятий бытия любой нации, любого этноса, да и самого человека. С чего начинается патриотизм? Имеет ли он какое-то материальное воплощение? Или можно выйти на улицу, бить себя в грудь и говорить, что, мол, я патриот?

Патриотизм начинается с собственного дома, улицы, села или города. Потом по мере осознания человека эти границы расширяются до регионального, до общероссийского уровня. А в чем-то, в каких-то сферах, это входит и в общечеловеческий уровень. Например, понятия «добро» и «совершение добра» не всегда имеют границ, особенно в науке. Человек самоотверженно трудится и открывает нечто, которое полезно не только для своей родины, но и для человечества.

Конкретно говоря о российском и региональном патриотизме, считаю, что их нужно прививать детям, начиная с малых лет.

Сегодня иной раз говорят: «Ребенку 11-13 лет. Что ему растолковать? Рано еще». Уверен, что в этом возрасте уже не воспитывать, а перевоспитывать надо. Патриотизм – это не абстрактное понятие, это отношение человека к окружающей среде, людям. Надо воспитывать с самых малых лет, в чем-то даже с детского сада. И в составной части должно быть именно воспитание именно на трудовых навыках.

К большому сожалению, этот аспект за последние два-три десятилетий выпал не только в общественном сознании, но и в школьном образовательном аспекте. Патриотизм сам по себе не возникает, его надо сформировать. Для патриотизма у человека должны быть какие-то ориентиры.

Иногда у меня спрашивают, есть ли среди якутов националисты? Я задаю в противовес другой вопрос: «А вы считаете якутский этнос нормальным этносом?» Тогда некоторые опешат. Националисты есть в любом этносе. Я знаю пару десяток человек с такими крайними взглядами в Якутске. Но сказать, что у якутов есть массовый национализм – нельзя. Поэтом нужно четкое разграничение – политический этнорадикализм был, есть и очевидно некоторое время, по мере созревания общества, еще может быть. Отдельные националисты были, есть и будут. Но общество не должно ориентироваться на подобных людей.

Павел Казарян – доктор исторических наук, профессор Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

dp
info

Патриотизм начинается с детства. И это не громкие слова, просто потому, что такие понятия, как любовь и уважение к старшим (т.е. предыдущим поколениям), к их культуре, традициям, ценностям, завоеваниям, закладываются именно в детстве и никогда более.

Ведь Родина-это не территория от сих-до сих. Родина-это народ, на этой территории проживающий, со всеми своими радостями и бедами, с удачами и неудачами. А духовное родство с этим народом и есть – патриотизм.

Источником вдохновения и ориентиром для нас, живущих в период очередных непростых испытаний, является конечно же два огромных по масштабу события: Победа нашего народа над фашизмом в Великой Отечественной войте и не меньший подвиг – восстановление России из руин после войны, несмотря на все препоны западных демократических “друзей”.

22 декабря 2017 делегация казаков Краснодонского юрта посетила Суходольскую среднюю школу № 5. На открытом уроке краеведения и патриотизма дети показали одно из самых глубоких чувств, закрепленных в человеческой душе веками и тысячелетиями – любовь к Отечеству. Выражается это в желании познать не просто в рамках школьной программы историю, а на более глубоком уровне изучать родной край.

Впечатлили проекты учеников.

Ребята с яркой искоркой в глазах рассказывали о своих наработках и планах. Проект школьников пятого класса вызвал бурю эмоций у гостей открытого урока. Дети предложили свой план научного труда по сбору истории улиц города Суходольска, после чего заместитель Мэра городского Совета предложила им свою помощь по поиску информации.

Проект ребят девятого класса был оценен положительными оценками и одобряющими эмоциями участников открытого урока. Дети предложили очень важное, на сегодняшний день дело, а с тем очень сложное и ответственное. Суть заключается в написании биографии погибших ополченцев города Суходольска, многие из которых были не намного старше эти ребят.

Поступило предложение пригласить родителей погибших солдат в школу и в совместной теплой беседе реализовать проект.

Земли современного Краснодонского района на протяжении многих столетий входили в состав Области Войска Донского. И поэтому наша история неразрывно связана с обычаями и традициями этого народа. Очень приятно, что дети это понимают, и решили посвятить один из многих своих проектов именно этой теме. Глубокие познания истории и творчески поставленные сценки удивили даже бывалых казаков.

Рассказывая историю многострадального народа, дети окунались в эпоху дореволюционного казачества, прочувствовав всю боль и трагедию, а так же гордость за казаков Гундоровского юрта, в состав которого входил наш хутор Сорокин.

Впечатлило знание традиций и обрядов Донского казачества. А вместе с этим желание детей понять и прочувствовать все то, чем жили их далекие прабабушки прадедушки.

Так же гостей порадовал музыкальный подарок донских плясок от школьников

Затем казаки Краснодонского юрта рассказали ребятам об истории оружия Донского казачества. Таких как: пика, карабин, нагайка, шашка и многие другие, показав в действии некоторые из них.

С огромным удовольствием школьники поучаствовали в сборке и разборке учебного автомата.

Помощник Атамана по поисковой работе, член союза поисковиков Донбасса Кагарлицкий В. Н. рассказал детям о важности археологической работы, о колоссальных цифрах погибших во время геноцида казачьего народа.

Владимир Николаевич предоставил школьникам, которые занимаются историей родного края карту освобождения Луганщины, а так же информацию по истории города Суходольска.

Закончилась встреча посещением уголка казачьего быта, где дети наглядно продемонстрировали экспонаты музея.

Сегодня западные страны, проводя политику США хотят лишить наших детей образования и способности думать и решать свою судьбу. Интернет, пестрящий яркими картинками порнографии и фильмами, переполненными насилием и убийствами остаются отпечатками на психике еще не окрепшего детского мышления. Они считают, что лишив нас качественного образования, переводя на поверхностные облегченные знания, в виде тестов смогут с легкостью сломить наш дух. Ведь не зря гласит пословица: «Если хочешь победить врага – воспитай его детей»

И именно поэтому казаки Краснодонского юрта, сегодня в такое нелегкое военное время посещают учебные заведения, прививая детям любовь к Родине и ее истории. Ведь детей, воспитанных на патриотизме нельзя сломить, потому что из них вырастают настоящие люди с Большой буквы, готовые в любой момент защитить свою Родину.

Хочется сказать слова благодарности Директору СШ № 5 Лукашовой Лилии Анатольевне, а так же всему педагогическому составу за воспитание в детях любви к родному краю, своему народу, уважения к памяти предков, их традициям и обычаям. Сегодняшний урок показал, что молодое поколение не сломлено заграничной пропагандой, что дети могут и хотят учиться и знать больше, чем их европейские сверстники. Очень радостно и легко на душе от сегодняшней встречи, поистине доброй и нужной. Все гости получили большой заряд энергии тепла и радости. Чем будет больше таких уроков, тем мощнее будет наш дух и крепче наше государство.












Публикации по теме