Идем в садик как подготовить ребенка. Подготовка к детскому саду

В жизни детей происходит много адаптационных периодов, одним их которых является адаптация к детскому саду. В это время многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка посещать детский садик. Рассмотрим некоторые моменты, которые помогут справиться с данной ситуацией.

Адаптацию ребенка к детскому саду условно можно разделить на 2 этапа: подготовительный и непосредственно адаптация.

Первый этап – подготовительный

Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.

1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).

2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.

3. Приучаем :

* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);

* просить о помощи, если что-то не получается;

* кушать ложкой за столом, не играть с едой;

* отучаем от памперсов.

4. В песочнице учим основам общения , приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.

5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».

6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей - сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад» . Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.

7. Еще одна очень полезная игра – «прятки» , в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.

8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.

Что нельзя делать ни в кое случае - так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».

Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.

Второй этап - непосредственно адаптация

1. Идем в садик! Каждое утро желательно чтобы ребенка будила игрушка , которую озвучивает мама. Пусть игрушка «пожелает» ребенку: «Доброе утро!», расскажет, как она спала и что ей снилось. Пусть даже ребенок всё это время будет лежать с закрытыми глазами. Игрушка «скажет», что сегодня будет интересный и замечательный день. Можно и дальше продолжать диалог от имени игрушки, тогда дети и одеваются охотнее, и капризничают меньше.

2. Первые 2-3 дня приводим ребенка только на прогулку со своей группой , а это примерно на 2 часа. За это время он успеет познакомиться с воспитателями и детьми. Если есть возможность, то и в вечерней прогулке желательно тоже поучаствовать. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят домой. Обращаем внимание на то, как радуются мамы и папы встрече со своими детьми и как радуются детишки этой встрече. Вечером прогуливаемся до ближайшего садика и показываем, что на ночь он закрылся, все люди, которые там работают, ушли домой, и детишки сейчас тоже дома со своими любимыми родителями, а завтра утром садик снова откроет свои двери.

3. В последующие дни первой недели время пребывания постепенно увеличиваем (пошаговую схему вам объяснят специалисты садика), но на дневной сон оставлять ребенка не рекомендуется.

4. На второй неделе в первый день тоже еще не укладываем спать. А вот на следующий день забираем малыша сразу после сна . На третий день забираем уже после 16 часов.

5. Утром в группу приводим ребенка в числе первых, спокойно и доверительно разговариваем с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике.

6. Раздевание не затягиваем. Предпочтение отдаём той одежде, которую удобно надевать и снимать. Расставаясь с малышом, говорим, когда за ним вернемся: «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это время ты успеешь покушать и погулять» . Обязательно сдерживаем свое обещание. Также можно сказать: «Марина Ивановна обязательно покормит тебя, уложит спать, погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяем это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и спокойно уходим, передав ребенка воспитателю.

7. Если малыш с трудом расстается с мамой, то лучше, если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С собой из дома можно взять игрушку, которая также будет «ходить» в детский сад, и знакомиться с детсадовскими игрушками. Маленьким детишкам хорошо в шкафчике иметь семейный альбом с фотографиями родителей . В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома. Детишкам постарше даем с собой ключ, якобы от квартиры, где живет вся семья, и теперь он единственный, кто может открыть и закрыть эту дверь. Для ребенка это гарантия, что его теперь точно заберут из садика.

8. Вечером приходим за ребенком в хорошем настроении, с улыбкой, не проявляем обеспокоенность, и не выясняем, много ли он плакал (это лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). Одевая говорим, что очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали . Хвалим , за то, что провел время с ребятами в детском саду, интересуемся, что успел сделать: «Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда радуюсь за тебя». Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе.

9. Вечером и в выходные уделяем ребенку больше внимания, играем в совместные игры, рисуем, читаем, гуляем. Не кричим, не ругаемся, минимизируем просмотр телевизора, а лучше совсем исключаем. В общем, создаем бережную обстановку для нервной системы малыша. В присутствии ребенка рассказываем знакомым с гордостью о том, какой он взрослый, т.к. уже ходит в садик. Отрицательно же могут повлиять на адаптацию нелестные разговоры о воспитателях, детях группы в присутствие ребенка. Нужно заметить, что адаптация у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по истечении которых их тревога снижается.

Но помните, если ребенок не будет посещать ДОУ более 21 дня, придется адаптироваться к садику повторно. Поэтому старайтесь не делать такой большой перерыв в посещении детского сада.

Рассмотренные выше рекомендации помогут подготовить вашего ребенка к посещению детского сада и облегчить адаптационный период. Если у вас возникнут сложности в преодолении адаптационного периода, вы всегда сможете обратиться к специалистам Психологического центра «Согласие» по телефону: 383-29-56.

Самое главное, чтобы мама была уверена в правильности своего решения, когда начала водить ребенка в детский сад. А если мама уверена, значит, она спокойна. А если она внутренне спокойна, то и малыш чувствует себя комфортно.

Удачи всем семьям в этот адаптационный период!

Зыбина Ольга Владимировна ,

руководитель Психологического центра «Согласие»

контактный телефон: 383-29-56.

Филиалы Детского сада-школы «Согласие»:

ул. Московская, 77 (ЖК «Москва», новый филиал в Центре), тел.: 345-9-987

ул. Сакко и Ванцетти, 99 (Галерея «Тихвинъ»), тел. 215-68-08

ул. Лиственная, 67 (Широкая речка), тел. 382-12-06

ул. Гагарина, 33 (УПИ), тел. 266-30-21

ул. Ясная, 22 г (Юго-Запад), тел. 215-84-08

ул. Фурманова, 35 (Автовокзал), тел. 216-07-44

Перед каждой семьей, воспитывающей малышей, рано или поздно встает вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду. Многие родители с волнением ждут этого момента и начинают готовиться заранее к непростому периоду в жизни своего чада. Это очень хорошее стремление, однако не всегда оно осуществляется должным образом. Зачастую в семье начинают рассказывать ребенку, который идёт в детсад, "страшилки", призывая его к послушанию: "Вот в детском саду тебя научат, как правильно надо убирать игрушки (одеваться, держать ложку и т. д.)". Или начинают подсказывать, как строить взаимоотношения со сверстниками: "Если тебя обидят, сразу жалуйся воспитательнице!" Получается, что у малыша уже изначально складывается негативное отношение к такому важному моменту, как переход в новые социальные условия. Между тем, педагоги и психологи рекомендуют родителям основательно познакомиться с тем, какой должна быть готовность ребенка к детскому саду. На эту тему написано много статей, но каждому родителю нужно подойти ко всем рекомендациям вдумчиво, принимая во внимание индивидуальные особенности своего чада.

Готовимся к детскому саду заранее!

Специалисты постоянно твердят о необходимости готовить малыша к саду заранее, но уточняют, что лучше будет, если взрослые начнут предварительную подготовку именно с себя. Что это означает?

Трудности адаптационного периода

Главное, на что нужно обратить внимание родителей, адаптационный период (то есть период привыкания к новым условиям), проходит у всех деток по-разному. Это может зависеть от разных условий:

  • уклада семьи , в которой растет ребенок (если родственники постоянно опекают кроху, выполняя за него элементарные действия по самообслуживанию, малыш и в детсадовской группе будет ждать помощи от окружающих, чувствовать себя некомфортно среди сверстников);
  • индивидуальных психологических особенностей (дети обладают различным темпераментом, могут по-разному выражать свои стремления, например, поиграть с игрушкой и уступить ее другому, помочь сверстнику застегнуть туфельки, пригласить в свою игру; или, наоборот, отнять игрушку, вступить в конфликт, не выполнить требования воспитателя);
  • пробелов в воспитании (близкие балуют малыша, потакают всем его капризам; кроха не привык к отказам, ему неизвестно слово "нельзя". А в детсаду нужно выполнять определенные требования, связанные с режимом дня, образовательными процессами, общением с взрослыми и другими детьми).

Такие характерные условия существенно влияют на продолжительность адаптационного периода. По мнению специалистов, можно выделить три степени детского привыкания:

  • , которая характеризуется быстрым и достаточно безболезненным привыканием крохи к новым условиям, как правило, проходит в течение недели. Малыш быстро вливается в коллектив сверстников, привыкает к незнакомым взрослым, не конфликтует с окружающими, принимает все установленные требования.
  • Средняя адаптация проявляется чаще всего в детской среде и характеризуется более длительным привыканием к новым условиям. Ребенок может скучать по маме, негативно переживать разлуку с ней, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Возможны появление частых простудных заболеваний, обострение хронических.
  • Тяжелая степень адаптации наблюдается значительно реже, проявляется бурными эмоциями, угнетенным состоянием крохи, стрессами. Специалисты обращают внимание родителей, что при длительном стрессе у малыша возможны нарушения сна, потеря аппетита, психологические отклонения в поведении (плаксивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, неподчинение взрослым).

Как подготовить ребенка к детскому саду: "подстелим соломки" нашим малышам!

Чтобы дошколенок был максимально готов к переходу на новый социальный этап, взрослым необходимо помочь ему ! Для этого надо знать, что должен уметь ребенок перед детским садом. Педагоги напоминают родителям, что основными составляющими готовности дошколят к саду являются психологическая и физическая подготовка.

Психологическая готовность ребенка

Позитивный настрой. Положительное отношение крохи к детсаду - один из главных аспектов психологической готовности. Такой настрой надо вырабатывать задолго до того, как родители решатся отдать ребенка в детский сад. По мнению специалистов, дошколенок должен быть уверен в том, что посещение детсада - это не желание близких отправить его в чужие руки, а такая же необходимость, как и у родителей, которые ходят на работу. Главное - сформировать у крохи важность его действий (семейный девиз: помогаем друг другу! ). Осознавая, что он помогает маме и папе, малыш будет положительно настроен на посещение детсада, и период адаптации будет идти менее болезненно. При этом он должен знать, что родители обязательно заберут его домой в определенное время, и они все вместе будут обсуждать интересные события, которые произошли в детском саду.

Важно: правильно подобранные слова и позитивные действия близких окажут неоценимую услугу для малыша в подготовке к детскому саду. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору средств, которые подскажут, как правильно подготовить ребенка к детскому саду! Это могут быть совместные сюжетные игры в детсад, чтение детских книжек на соответствующие темы, рассказы старших ребятишек о веселых событиях в детсаду, восхищение всех близких ребенком, какой он стал большой, постоянные воспоминания мамы и папы о своем детстве.

В помощь родителям для наблюдений за своим чадом и определения готовности малыша к посещению детского сада специалисты предлагают простой тест, в котором нужно адекватно ответить на вопросы самому себе:

  1. как часто болеет ребенок?
  2. когда болел в последний раз (месяц, две недели, неделю назад)?
  3. все ли прививки имеются у крохи?
  4. одевается и раздевается самостоятельно?
  5. умеет самостоятельно мыть руки и вытирать их полотенцем?
  6. как пользуется горшком и туалетной бумагой?
  7. имеются навыки самостоятельной игры?
  8. как часто требует к себе повышенного внимания?
  9. может остаться на несколько часов с другими взрослыми?
  10. умеет общаться с другими детьми?

Положительные ответы на восемь вопросов из десяти могут хотя бы частично успокоить родителей в волнующих сомнениях: готов ли ребенок к детскому саду!


Рано или поздно каждая мама вынужденно возвращается на работу и отдает малыша в . Чтобы ребенок легче перенес первые недели в незнакомой обстановке, готовить его к переменам необходимо последовательно, начиная за несколько месяцев до первого визита в сад. Используйте наши советы, чтобы научить кроху всему, что нужно для поступления в детсад.

Подготовка к садику через корректировку режима дня

  • Чтобы малютка проще прошел период адаптации, за несколько месяцев до первого визита в садик, зайдите в будущую группу и запишите распорядок дня.
  • Объясните малышу, что в садике все детки живут по определенному графику, которому нужно следовать.
  • Приучите ребенка просыпаться за час или полтора до предполагаемого времени приезда в сад. За это время вы должны успевать всей семьей совершить водные процедуры, позавтракать, собраться и одеться, а также добраться до садика.
  • Следуйте детсадовскому режиму дома, включая не только приемы пищи, но и время занятий, тихий час и прогулки. Чем точнее вы будете следовать распорядку, тем проще кроха адаптируется в новой обстановке.
  • Если ваш отпрыск уже не нуждается в дневном сне, научите его спокойно лежать в кроватке и играть с самим собой в слова или другие лексические, математические игры. Подойдут для самостоятельных развлечений и пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Как подготовить малыша к детсадовскому питанию?

Даже если дома малыш радует вас здоровым аппетитом, в садике он может отказываться от еды или капризничать за столом. Чтобы избежать подобных проблем, нужно заранее подготовить ребенка к детсадовскому рациону. Это не только приучит кроху к незнакомым блюдам, но и подготовит его желудочно-кишечный тракт к непривычной пище.

Изучите меню детского сада, в который планируете отдать ребенка. В противном случае просто ориентируйтесь на здоровое полноценное меню из каш, овощных, молочных, мясных и рыбных блюд. Помните, что в детском садике пищу обычно варят, запекают или тушат, поэтому за несколько месяцев до поступления в сад исключите из рациона крохи жареные блюда и жирные продукты. В рамках подготовки ребенка нужно отучить от небольших перекусов в течение дня. Пусть он привыкает к питанию по стабильному графику.

Если, несмотря на все ваши старания, малыш продолжает капризничать за столом и отказывается от садиковской еды, попросите воспитательницу проявить немного больше терпения. Возможно, за несколько дней или недель ваш кроха вольется в коллектив и будет охотнее кушать то, чем питаются его новые друзья.

Развитие самостоятельности для подготовки ребенка к детскому саду

К тому моменту, когда малютка первый раз окажется в детском саду, он должен обладать определенной самостоятельностью, иначе первые недели и месяцы будут сложными как для него, так и для вас.

Готовый к детсаду малыш должен сам мыть руки с мылом и умываться, пользоваться горшком или хотя бы достаточно ясно сообщать взрослым о своем желании сходить в туалет.

Желательно, чтобы у ребенка установился стабильный режим дефекации, что возможно при установлении стандартного распорядка дня. Пусть малыш справляет большую нужду утром или вечером, в домашних условиях, чтобы в случае «аварии» вы могли помочь и быстро убрать ее последствия.

В зависимости от возрастной группы малютки от него также будет требоваться умение своими силами одеваться и раздеваться при подготовке к прогулкам и дневному сну. Тренируйтесь с крохой дома, позволяя ему самостоятельно натягивать штанишки и застегивать курточку. Выбирайте обувь на липучках или кнопках, чтобы деткам не приходилось возиться со шнурками, и удобную, практичную одежду с минимумом застежек и пуговиц.

Кроме того, в садике вашего малютку никто не будет кормить с ложки. Чтобы не остаться голодным, ему придется самостоятельно орудовать вилкой и ложкой.

Не помешает в садике и вежливость, умение вовремя говорить «спасибо» и «пожалуйста».

О чем еще нужно позаботиться перед первым посещением садика?

  • Рассказывайте своему чаду о том, что все взрослые детки ходят сначала в детский садик, а затем - в школу. Не стоит излишне приукрашивать существование детей в садике, но и пугать свое чадо не нужно. Делайте акцент на том, что в саду малыш сможет завести новых друзей, учиться и играть, пока вы работаете.
  • Заранее познакомьте кроху с садом. Погуляйте вместе вокруг территории детсада, изучите здание и игровые площадки, посмотрите, как играют детки на прогулках. Если сможете договориться с воспитателями, сводите кроху в помещение его будущей группы, чтобы малыш смог заранее увидеть пространство, в котором ему предстоит провести несколько лет.
  • Познакомьте малыша и с будущими одногруппниками. В незнакомой обстановке он будет чувствовать себя намного увереннее, если будет видеть хотя бы несколько знакомых лиц.
  • Научите кроху знакомиться с новыми людьми, предлагать совместные игры, делиться игрушками и находить компромиссы. Все эти навыки пригодятся в большом коллективе.
  • Укрепляйте иммунитет ребенка. Чаще бывайте на свежем воздухе, закаляйтесь всей семьей, летом употребляйте в пищу больше свежих овощей и фруктов, стимулируйте физическую активность. Конечно, никакие ваши усилия не дадут стопроцентной защиты здоровья ребенка от простуды, но позволят ему реже болеть и легче переносить заболевания.

Приучайте малыша к детсадовскому питанию и распорядку дня, стимулируйте его самостоятельность и учите общаться со сверстниками и взрослыми, тогда он легко пройдет период адаптации и будет чувствовать себя комфортно в детском саду даже в первый раз.

Здравствуйте, Людмила. Хочу попросить вас помочь разобраться с таким вопросом. Я нахожусь в декретном отпуске, моей малышке скоро исполнится 2 годика. Вчера позвонила коллега и рассказала о том, что моя непосредственная начальница через три месяца собирается уходить на пенсию. Поэтому, если я к тому времени выйду на работу, то смогу получить ее должность и повышение зарплаты.

Предложение, конечно, очень заманчивое. Однако меня беспокоит то, что в таком случае придется отдавать мою дочурку в детский сад. Не слишком ли она мала для этого? Сможет ли она привыкнуть к новым изменениям? Есть ли какие-то грамотные советы, как подготовить ребенка к детскому саду? Или лучше вообще отказаться от этой затеи и подождать положенные три года, пока закончится декрет?

Проблемы адаптации ребенка в детском саду

Очень хорошо, что вы задумываетесь над таким вопросом и не спешите решать свои карьерные дела. Поступление ребенка в детский сад связано с определенными психологическими трудностями. Для начала разберемся с тем, какие именно проблемы и по какой причине могут возникать у малыша в дошкольном учреждении.

Первые несколько недель посещения детского сада называются периодом адаптации. В это время происходит приспособление и привыкание ребенка к новым условиям в его жизни. Среди основных изменений следующие:

  • рядом нет родных людей, особенно мамы;
  • малышу уделяется меньше личностного внимания;
  • значительно расширился круг общения;
  • изменился режим дня;
  • необходимо подчиняться указаниям незнакомой тети;
  • большинство действий по самообслуживанию нужно выполнять самостоятельно;
  • приходится выстраивать новые взаимоотношения.

Справиться с такими изменениями не очень просто. Данный процесс требует больших затрат психической энергии и физических сил организма. На фоне этого могут отмечаться сбои в работе систем или органов, изменения в поведении. Родители могут заметить у ребенка некоторые из указанных симптомов:

  1. Ухудшился аппетит;
  2. Нарушился сон (читайте статью по теме: Почему дети плохо спят ?>>>);
  3. Снизился иммунитет (важная статья: Как защитить ребенка от простуды ?>>>);
  4. Появляется замкнутость;
  5. Нарушается двигательная активность;
  6. Наблюдается эмоциональная неустойчивость;
  7. Встречается отказ от выполнения действий по самообслуживанию (вам будет интересно: Как развить самостоятельность у ребенка ?>>>).

В этом случае важно понимать, что такие перемены не являются обычными капризами малыша. Он нуждается в помощи взрослых и будет намного лучше, если родители заранее узнают о способах, как помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

А в рамках этой статьи, обращу ваше внимание на самые основные моменты

Приучайте обходиться без мамы

Как только ваш ребенок подрастет и станет более самостоятельным, начинайте приучать его находиться под присмотром других взрослых. Это могут быть ближайшие родственники малыша: отец, бабушка, тетя. Подготовьте нужные вещи по уходу за ребенком, при необходимости сообщите некоторые инструкции по обращению с ним. А затем на пару часов можете отправляться по своим делам.

Не стоит особенно переживать, оставив малыша без вашей опеки – с ним будет все в порядке. Он уже не беспомощный грудничок, а ваши близкие достаточно опытны, чтобы справиться со своей задачей. Зато ребенок будет понемногу привыкать, что мама не обязательно должна все время находиться рядом. Он поймет, что он уже не единое целое с мамой, а должен и может становиться все более самостоятельным.

Обучите навыкам самообслуживания

Еще один важный совет, относительно того, как правильно подготовить ребенка к детскому саду, касается формирования у него навыков самообслуживания.

  • Вам нужно учить малыша пользоваться ложкой, пить из чашки, проситься в туалет;
  • Показывайте ему, как правильно одеваться, убирать игрушки, мыть руки.

Чем старше становится ваш карапуз, тем больше он должен уметь. Этот процесс обучения довольно длительный и требует от вас терпения, зато ребенок в детском саду будет чувствовать себя более уверенно и избежит многих неприятных ситуаций.

Кроме того, нужно помнить и об еще одной стороне этой проблемы. Побеспокойтесь о том, чтобы предметы, которыми пользуется ваш малыш, были максимально удобны для него:

  1. Купите детскую посуду;
  2. Выбирайте одежду на кнопках, обувь на липучках или резинках и т.д.;
  3. Прикрепите на личные вещи ребенка яркие наклейки, чтобы ему было проще находить их или ориентироваться на какую ногу надевать ботинок, где передняя сторона футболки и т.п.

Подстройтесь под режим детского сада

Чтобы малышу было легче привыкнуть к детскому саду, обязательно позаботьтесь о приучении его к правильному режиму дня. Заранее поинтересуйтесь, в какое время будет проходить завтрак, обед и полдник, когда должен быть дневной сон.

Особенно хочу акцентировать внимание на этом моменте тех мамочек, которых интересует вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду в 1.5 года.

В таком возрасте поведением ребенка трудно управлять в произвольном режиме. Если у него не будет выработана привычка засыпать в определенный час, то это может оказаться серьезной проблемой для воспитателей в группе. Да и малыш станет вялым и капризным, когда наступит привычное для него время сна.

  • Если у ребенка есть трудности с засыпанием;
  • Вам сложно выдерживать правильный режим дня;
  • А вечером укладывание ребенка затягивается на часы, то прослушайте интернет-семинар Как быстро уложить ребенка спать >>>.

Не лишним будет поинтересоваться составом детсадовского меню. Включайте в рацион домашнего питания большинство тех блюд, которые ребенку предстоит попробовать.

Развивайте речь

В советах о том, как подготовить двухлетнего ребенка к детскому саду говорится о необходимости уделять внимание развитию его речи. В этом возрасте он уже должен учиться правильно формулировать реплики и даже предложения. Нужно, чтобы он умел сообщить о своих потребностях, самочувствии.

Следите за расширением словарного запаса малыша. Знакомьте его со словами вежливости.

Научите общаться со сверстниками

Обязательно в рекомендациях, как подготовить ребенка к детскому саду, указывается на важность обучения его общению со сверстниками. Этот вопрос не очень актуален для детей еще не достигших 3-х лет. Но уже в последующем возрасте следует показывать малышу, как нужно знакомиться, общаться с другими ребятами. Учите его делиться игрушками, решать некоторые конфликтные ситуации.

Очень полезно до того, как ребенок начнет посещать детский сад, ходить с ним на занятия детского клуба или кружка. Почаще заглядывайте в гости к своим знакомым, у которых тоже есть дети схожего возраста. Бывайте на детских площадках в игровых комнатах.

Рассказывайте о детском саде

Не менее важно знать, как психологически подготовить ребенка к детскому саду. Чаще всего малыша пугает неизвестность, когда он попадает в незнакомую обстановку и не знает, что его там ждет.

  1. Чтобы устранить такую проблему, рекомендуется заранее рассказать дошкольнику о детсадовских условиях;
  2. Выберите маршрут прогулки таким образом, чтобы он проходил мимо детского сада. Находясь рядом, обращайте внимание ребенка на внешний вид, расположение, яркие линии в оформлении здания и территории;
  3. Обязательно комментируйте действия персонала и детей, если увидите их во дворе (читайте статью о том, что делать, если Ребенок боится других детей >>>);
  4. При случае показывайте малышу картинки с изображением ребят в детском саду. Рассказывайте, чем они там могут заниматься. Всегда указывайте на то, что детям в ДОУ весело и интересно.

Кстати, в курсе по подготовке к детскому саду вы, в качестве бонусов, получите две лучших книги для совместного чтения и обсуждения с ребенком.

Когда ко мне обращаются за рекомендациями психолога по адаптации к детскому саду, я рекомендую рассказывать ребенку о детском садике в виде сказки. Придумайте историю с участием любимого героя или игрушки вашей крохи. Расскажите о том, как он ходит в сказочный детсад, с какими друзьями там познакомился и т.д. Предложите малышу самому сочинить отдельные сюжеты.

Важно! Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его в детский сад в качестве наказания за какие-то проступки. Не рассказывайте о строгих (тем более, злых) воспитательницах, которые будут его ругать.

Играйте в детсад

Очень полезно поиграть с ребенком в детский сад:

  • Организуйте дома детсад для кукол;
  • Пусть малыш побудет в роли воспитательницы или дошкольника;
  • Следите, чтобы его действия были правильными, исправляйте, если он в чем-то допустит ошибку;
  • Ход игры всегда должен проходить в доброжелательном ключе;
  • Обращайте внимание ребенка, что в детском саду существуют определенные правила и нельзя вести себя как вздумается.

Создавайте позитивный настрой

Почаще говорите с малышом о его скором поступлении в детский сад. Связывайте это с тем, что теперь он стал постарше и самостоятельнее и вы очень рады за него. Скажите, что гордитесь им. В присутствии малыша рассказывайте об этом предстоящем событии своим знакомым.

Помните, что дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир через эмоции своих родителей.

  1. Ребенок будет рад поступлению в детсад, если почувствует ваш позитивный настрой. Поэтому важно, чтобы у вас не было никаких сомнений по данному поводу;
  2. Заранее посетите детский сад, разузнайте о коллективе, работающем в нем. Поинтересуйтесь программами, которые используют для занятий с детьми, наличием дополнительных возможностей для развития их способностей.

Позаботьтесь об укреплении здоровья

Довольно часто можно услышать жалобы родителей на то, что как только ребенок начинает посещать детский сад, он постоянно болеет. К сожалению, в большинстве случаев, это действительно так и есть. Стоит заранее подумать, как подготовить иммунитет ребенка к детскому саду.

  • Включите в рацион малыша продукты, содержащие витамины и минералы. При необходимости давайте специальные питательные комплексы;
  • Отдельно хочу обратить внимание, что не рекомендуется делать какие-либо прививки непосредственно перед поступлением в детсад. Между этими событиями должно пройти около 1,5 месяцев;
  • Также советуют не оформлять малыша в сад в периоды повышенной эпидемиологической опасности.

И в завершение хочу сказать, что правильное время для поступления ребенка в детсад можно определить, только исходя из особенностей его характера и состояния здоровья. Наиболее оптимальным периодом считается возраст 2,5 или 4 года, поскольку рекомендуется избегать значимых потрясений в кризисный для ребенка трехлетний период.

Если ваш ребенок обладает достаточной самостоятельностью и необходимыми коммуникативными навыками, то она вполне готова к новым изменениям в ее жизни. Однако учтите, что в первое время вам придется отводить малышку в сад на неполный день, а иногда и вовсе оставлять ее дома. Так что запланируйте свой выход на работу таким образом, чтобы все эти ситуации никак не мешали вашей трудовой деятельности. Удачи!

Вопросам, которые связаны с подготовкой ребенка к детскому саду, родители обычно уделяют меньше времени, чем перед школой. А зря, ведь детский коллектив в саду – это первый социум, в котором будет находиться ребенок, и к нему тоже нужно адаптироваться.

Чтобы адаптация прошла максимально быстро и успешно, нужно знать, как самостоятельно подготовить ребенка к детскому саду и когда это нужно начинать делать.

Подготовительный этап

После принятия решения об оформлении ребенка в детский сад необходимо заранее начать готовить его к этому – желательно за 2-3 месяца до посещения заведения. Сделать это, к примеру, можно так:

1. Нужно рассказывать малышу о том, что такое детский сад, что его там ждет и какие положительные моменты будут от его посещения:

Веселые утренники и развлечения;

Большая компания детей, с которыми можно играть;

Интересные занятия (рисование, пение, лепка);

Интересный и чуткий воспитатель;

Занятия физкультурой, игры на свежем воздухе и т.д.

2. Если территория детского сада расположена недалеко от дома, можно иногда приводить ребенка туда играть. Так он запомнит его месторасположение и будет воспринимать игровые площадки как знакомое место, где он проводил время с мамой.

3. Сам ребенок тоже должен иметь соответствующий уровень развития: обладать элементарными навыками самообслуживания, уметь общаться с другими детьми, не бояться чужих людей.

4. Выбор конкретного учебного заведения тоже важен – нужно узнать о репутации не только самого детского сада, но и о его педагогах и другом персонале.

Также перед приходом в детский сад необходимо обойти больницу и получить справку с разрешением для малыша посещать детский коллектив. Если у ребенка имеется пищевая аллергия или он плохо переносит определенные продукты, об этом нужно будет обязательно сообщить воспитателю. При необходимости малышу будут давать другие продукты.

Очень важно самостоятельно подготовить малыша к саду – родители должны принимать в воспитании своего ребенка основное участие, не перекладывая эти обязанности полностью на плечи педагогов или нянь.

Сбор информации и выбор детского сада

У каждого детского сада, особенно если он расположен не в очень крупном городе, сложилась своя репутация: в глазах родителей, местных властей и простых жителей. Поэтому первоначальную информацию можно получить именно из таких источников. Для более детального знакомства с детским садом можно:

  • посетить его самостоятельно, без ребенка – оценить игровые площадки, чистоту помещений, группы и мебель в них, а также поведение воспитателей в отношении детей;
  • почерпнуть информацию о детском саде на сайте – при его наличии там часто размещаются фото- и видеоотчеты с развлекательных мероприятий, имеется информация о педагогах и о каждой конкретной группе;
  • определиться в выборе между частным детским садом и государственным – у каждого из них есть как свои преимущества, так и недостатки.

Важный критерий выбора детского сада – его месторасположение. Лучше, чтобы заведение находилось недалеко от дома – ежедневные дальние поездки и необходимость очень рано вставать могут негативно повлиять на желание малыша посещать детский сад.

Оптимальный возраст для детского сада

Лучше всего начинать приучать малыша к детскому саду между двумя и тремя годами. Во-первых, до трех лет дети быстро усваивают любую новую информацию и получают необходимые навыки, поэтому они быстрее приучатся к режиму и дисциплине. Во-вторых – перед выходом из декретного отпуска у мамы должно быть время на то, чтобы приучить ребенка к саду: забирать его пораньше, заниматься развитием навыков общения у малыша и приучать к самостоятельности.

Что должен знать и уметь ребенок перед детским садом?

Чтобы не возникло проблем с посещением детского сада, малыш должен обладать элементарными навыками самообслуживания:

1. Знание горшка и умение им пользоваться – то есть никаких памперсов, от них нужно отучить ребенка еще в раннем возрасте. Горшок лучше всего принести из дома – чтобы малыш уже его видел и знал.

2. Умение держать ложку, а также правильно потреблять еду. Если до этого ребенок кушал пищу, измельченную в блендере, нужно постепенно давать ему целые кусочки – чтобы он учился разжевывать и глотать их.

3. Навыки по одеванию и снятию простой одежды и обуви. Лучше всего, если обувь будет на липучках, а не на шнурках, а одежда – без сложных замков и мелких пуговиц.

Чем быстрее ребенок научится что-то делать сам, тем более самостоятельным он станет в будущем. Не нужно все делать за него – оказывать помощь лучше всего только в том случае, если он сам пока еще не может справиться с каким-то действием.

Лучшее время

Успех адаптации к детскому саду зависит и от поры года. Например, зимой и поздней осенью не рекомендуется приводить малыша в детский сад: в холодное время года, когда в помещениях прохладно и многие дети болеют, возникает повышенная опасность заразиться различными инфекциями. Простудные заболевания – нормальная реакция детского организма на новые условия, но слишком частые болезни ослабевают его и негативно влияют на развитие.

Лучшее время для адаптации к саду – это теплые месяцы года, с мая по июль. В это время в сад ходит меньшее количество детей и ребенку проще привыкнуть к ним. Летом дети много времени проводят на свежем воздухе, играют и закаляются, что постепенно укрепляет их здоровье перед осенними холодами. Еще один плюс – легкая одежда и обувь, научиться справляться с которой легче, чем с теплыми куртками и сапогами.

Готовим ребенка к общению

Развитие коммуникативных навыков – практически самый важный момент в подготовке ребенка к детскому саду. С детьми-экстравертами это будет происходить легче, ведь они от природы более общительные, а вот интроверты все равно не смогут полюбить большие компании, и для них это будет нормально.

Можно выделить несколько приемов, при помощи которых у ребенка развиваются навыки общения:

1. На игровых площадках можно показывать малышу пример, знакомясь и разговаривая с другими людьми. Не имеет значения, взрослые это будут или дети, в скором времени он начнет повторять эти действия и станет проявлять инициативу в общении со сверстниками.

2. Нужно брать ребенка в гости к другим взрослым и даже пробовать оставлять его у них на непродолжительное время. Это важно не только для развития коммуникативных способностей - привыкая оставаться без мамы, малыш быстрее привыкнет и к детскому саду. При этом важно указывать, на какое время он останется один и когда его заберут, и стараться держать слово.

3. Дома, в кругу семьи, стоит приучать малыша к групповым формам активности – например, играть или выполнять какие-то трудовые действия с привлечением нескольких родственников. Это могут быть родители, бабушки и дедушки или друзья семьи.

4. Еще один способ приучения детей к коллективу – посещение различных школ раннего развития. Лучше всего при этом находиться на занятии вместе с ребенком и поощрять его общение с детьми и взрослыми.

Нужно объяснять малышу, как вести себя с другими детьми: не драться, делиться игрушками, вместе играть. Многое зависит и от обстановки в семье: с более общительными родителями и ребенок легче приучается к общению, а при частых ссорах в семье малыш тоже будет конфликтовать с окружающими.

Приучаем ребенка к режиму

Приучение к соблюдению режима – одно из важных требований для быстрого привыкания ребенка к саду. Чтобы это не стало для малыша проблемой, дома стоит заранее выработать несколько правил, которые он должен будет соблюдать:

1. Ранний подъем – обычно детские сады открываются в 7 часов, малышей же приводят к 8. Чтобы успевать и не нарушать режима работы учреждения, нужно приучиться вовремя вставать.

2. После приема детей, в районе 8.30-9.00, все дети завтракают.

3. После завтрака и до обеда проводятся запланированные мероприятия: обучающие занятия, прогулки на улице, развлечения и игры. Конкретный вид деятельности зависит от времени года.

4. В 12 или немного позже дети приходят с прогулки, моют руки и садятся кушать.

5. После обеда и до 15.00 – тихий час. Если ребенок привык спать раньше или позже, нужно постепенно перестроить его на новый режим.

6. После окончания тихого часа следует полдник. Затем дети, до прихода родителей, снова играют в группе или выходят на прогулку на улицу.

Этот режим нужно соблюдать все время, не допуская больших отклонений от него – даже по выходным.

Адаптация ребенка к детскому садику

Конкретная скорость адаптации и легкость этого процесса для ребенка зависят от его индивидуальных особенностей и наличия хорошей подготовки перед детским садом. Исследователи выделяют три фазы адаптации, которые проходит каждый ребенок, начиная посещать детский сад:

1. Острая фаза – характеризуется изменениями в психическом, интеллектуальном и физическом развитии ребенка. У него может снижаться вес, нарушаться сон, участиться количество простудных заболеваний. Продолжительность этой фазы – около одного месяца.

2. Подострая фаза – длится в течение следующих полугода. Все негативные процессы с прошлой фазы выравниваются, могут оставаться лишь некоторые их признаки. Также развитие ребенка продолжает оставаться замедленным – на фоне общепринятых норм.

3. Фаза компенсации – после продолжительной задержки ребенок компенсирует недополученные знания и начинает активно развиваться. К концу учебного года его психическое и умственное состояние выравнивается в соответствии с принятыми возрастными нормами.

В первые дни посещения детского сада ребенка нужно будет составлять на очень непродолжительное время – около 10-15 минут. В зависимости от его реакции и поведения в дальнейшем время можно постепенно увеличивать: оставлять малыша сначала на час, после - на всю прогулку, а потом до обеда и на весь день.

Важно стараться выполнять обещания относительно того, когда ребенка заберут из сада: если он будет знать, что мама держит слово и приходит вовремя, то он проще перенесет временную разлуку с ней.

Частые ошибки: чего не следует делать?

При подготовке к саду и на начальных этапах адаптации к нему родители часто допускают некоторые ошибки:

1. Создание у ребенка негативного образа детского сада. Это относится к ситуациям, когда мама пугает малыша садом и делает его посещение для него чем-то вроде наказания. Естественно, что ребенок боится и не хочет туда ходить.

2. Демонстрация малышу своего волнения и беспокойства, связанного с посещением сада. Ребенок хорошо чувствует эмоции мамы и подхватывает их: если она сильно нервничает и переживает, беспокойство передается и ему.

3. Слишком сильная опека малыша, недопущение проявления им самостоятельности. Такому ребенку будет сложно в детском саду, ведь там вряд ли смогут уделять ему столько времени и внимания, сколько уделяют дома.

При подготовке ребенка к детскому саду нужно учесть множество нюансов: индивидуальные особенности малыша, его самостоятельность, умение общаться и играть с другими детьми. Чем раньше начнется процесс правильного домашнего воспитания, тем легче он привыкнет к детскому коллективу и социуму в целом.



Публикации по теме