Актуальность ранней профориентации дошкольников. Из опыта работы по ранней профориентации в доу

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд - это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд - не самоцель, а его значение - в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры - это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога - вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра - отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра - основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.

«Все работы хороши, выбирай на вкус»
В.В. Маяковский

Только выбрать можно из того, что знаешь, а это довольно ограниченный круг – мама, папа, да еще друзья, к которым прислушиваешься. В Нижнем Тагиле предложили изменить подход к одному из самых главных выборов в жизни и начать знакомить ребят с профессиями кондитера, столяра, танкиста и еще 57 специальностями с детского сада. Здесь, на родине Демидовских заводов, откроется первый в России сверхтехнологичный комплекс профессионального самоопределения ЛАБОРАТОРИЯ ПРОФЕССИЙ.

Началось все с проекта «Славим человека труд» , в рамках которого ежегодно проводится конкурс профессиональной профессии. Для того, чтобы решить амбициозные задачи в сфере подготовки кадров, стало понятно – просвещать необходимо с детского сада.

Профориентация, начавшаяся с пеленок, затронет всю магистраль образования: детский сад, школа, среднее профессиональное образование, вуз, предприятие.

Придя сюда впервые в 4 года, дети узнают и попробуют себя в качестве профессионалов на экспериментальных площадках и на специальных игровых тренажерах. Как говорит инициатор проекта Жанна РЯБЦЕВА , «основная задача – не одеть на всех каски и поставить к станку. Цель – давать изучать профессию, пробовать ее, играть в нее».

Проект направлен также и на то, чтобы сменить отношение родителей к детям :довольно часто молодые люди идут в профессию, потому что взрослые так сказали. Такого быть не должно, поскольку дети сами вольны выбирать свое будущее.

Не давая ребенку возможности реализовывать себя самостоятельно, мы обрекаем его на существование, а не на проживание интересной и насыщенной жизни.

В России нет ничего подобного. Есть разного рода центры (яркий тому пример — Мастерславль в Москве), но все они направлены на кратковременное пребывание родителя с ребенком. Это интересная форма досуга, довольно дорогая, но не более того. Лаборатория профессий отличается кардинально тем, что под нее будет разработана отдельная программа дошкольного и школьного образования. Программа в первую очередь патриотической направленности, так как включает знакомство с профессиями, востребованными у нас, в России.

Лаборатория уникальна тем, что примет всех детей . Жанна приводит пример из жизни:

«Дочка увидела, как человек рыбачит. Попросила подержать удочку, ей разрешили. Дочке очень понравилось, и мы отправились в магазин за удочкой. Но не все же могут это сделать, так как удовольствие не из дешевых. Особенность Лаборатории именно в том, что здесь дадут попробовать разные профессии всем детям и бесплатно».

И если в 4 года дети приходят сюда впервые затем, чтобы в буквальном смысле поиграть в пожарных (это и компьютерные программы, и ролевые игры, и мини-наборы пожарных), то в 17 лет им предложат уже тушить настоящий пожар, искусственно созданный на территории Лаборатории профессий.

Вся лаборатория будет разбита на блоки, согласно профессиональным отраслям и возрасту детей. Над программой занятий активно трудятся психологи, ведь понятно: то, что интересно дошкольнику, навряд ли вызовет интерес у школьника.

Сейчас на повестке дня – подготовка педагогов, начиная от воспитателей, которые рассказывают детям о профессиях на занятиях в саду, и заканчивая специалистами, которые будут работать в самой Лаборатории.

В программу занятий в Лаборатории включены 60 профессий различных областей, среди них:

  • сфера обслуживания: пекари, кондитеры;
  • строительство: каменщики, плотники;
  • сельское хозяйство: трактористы, агроном;
  • металлургия: литейщики, плавильщики;
  • машиностроение: токари, электромонтеры, сварщики;
  • транспортная отрасль: водители автобусов, трамваем;
  • сфера оказания помощи: пожарные, МЧС, врачи, полицейские;
  • сфера творчества: журналисты и другие.

В будущем подобные лаборатории профессий планируется открыть в каждом крупном городе .

Другое ноу-хау, которым уже заинтересовались предприятия и учебные центры, и которому нет аналогов нигде, это информационный портал или ИНФОРМАЦИОННАЯ МОЩЬ РОССИИ . Портал представляет собой каталог всех специальностей и предприятий. Ребенок, после того как определился с направлением будущей деятельности, может на портале выбрать себе путь образования и узнать о перспективах карьерного роста. Портал подготовит индивидуальную инструкцию: в какой вуз пойти, какие предприятия заинтересованы в специалистах этой области, какова заработная плата.

Учебно-методическая разработка «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Описание материала : Данный материал будет полезен всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. В статье раскрывается опыт работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий.
Цель : Познакомить педагогов с современными образовательными технологиями, используемыми в работе с дошкольниками по ранней профориентации.
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, в нашем дошкольном учреждении, является метод проектов так как:
- основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию
- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. А основная цель любой проектной деятельности – развитие творческой личности!
В рамках проекта «Профессии, которые прячутся» нашими педагогами были разработаны следующие проекты: «За кулисами театра», «Кто поможет балерине?», «Профессия парикмахера», «Как стать певицей», «Инспектор ДПС – кто он?», «Как стать спортсменом». Активными участниками проектов стали родители наших дошкольников.
Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Нашими педагогами широко используется «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр». Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и учения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком. Каким?
1. Четко поставленной целью обучения,
2. Соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности.

Самое главное правило для взрослых : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Наши педагоги используют в своей работе 3D экскурсии («Путешествие в театр», «Путешествие на Красную площадь»).
Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок-дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, например область приборостроения.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

И на базе нашего дошкольного учреждения существует огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения. Наш детский сад находится рядом с приборостроительным заводом “Прогресс” и родители наших воспитанников работники этого завода. Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы нашего коллектива. Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях работников завода, результатах их труда. Тема оказалась интересной не только для детей, но для педагогов и родителей.

На начальном этапе был разработан тематический план на учебный год по ознакомлению дошкольников с профессиями Он включил в себя темы наиболее доступные, на наш взгляд, для детского понимания: о родном городе, о заводе, о профессиях В плане отражено коротко содержание бесед по темам, показана связь с другими видами детской деятельности, запланированы экскурсии, встречи с родителями.

Основной упор в работе сделан на старших дошкольников, но уже в средних группах мы ввели первые занятия – знакомства с заводскими профессиями.

При разработке конспектов занятий мы столкнулись с проблемой недостатка наглядного материала. Приходилось искать иллюстрации и фотографии. Большую помощь в этом оказали нам родители, которые с пониманием и интересом отнеслись к нашей проблеме.

Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурс-состязание "Аукцион профессий", в котором с удовольствием участвуют семьи детей. Экскурсии в заводской музей, производственные цеха, встречи с представителями разных профессий, концерты и поздравления работников завода в честь 8 марта, 23 февраля, Дня Победы - эти события - яркие и радостные события в жизни дошкольников. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Традиционный праздник для детей и родителей - День открытых дверей на заводе “Прогресс”, на котором родители имеют возможность познакомить детей со своим рабочим местом, показать результат своего труда.

Конспект занятия на тему: “Предприятия нашего города”

Задачи.

Образовательные. Сформировать первичные представления о заводах и фабриках города: название, выпускаемая продукция, товарный знак.

Развивающие. Развивать внимание, восприятие и наглядно-действенное мышление; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать речь.

Воспитательные. Формировать умение давать мотивированный ответ, учить ценить результаты труда, уважительно относиться к изготовителям товаров.

Материалы и оборудование. Карточки-картинки с изображением разной продукции, фотографии предприятий, наборы разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления (по количеству детей).

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Ребята, сегодня мы поговорим о предприятиях нашего города Мичуринска. Как вы думаете, что такое предприятие? (Ответы детей).

Предприятие-это заводы, фабрики, на которых работают много людей разных профессий. Каждый завод выпускает свою продукцию. Скажите, пожалуйста, какие заводы и фабрики в нашем городе вы знаете? (Ответы детей.)

2. Основная часть.

Мичуринск - промышленный город. Здесь много заводов. На заводах трудятся тысячи горожан.

Приборостроительный завод “Прогресс” – одно из самых больших предприятий в городе, на нём работает очень много людей разных профессий. На этом заводе изготавливают различные приборы. (Слайд)

На хлебозаводе очень много цехов, где работают люди разных профессий: лаборанты, электрики, грузчики. А кто же главный здесь? Как называют людей, которые пекут хлеб? (Пекари.) Да, пекари. Они следят за тем, чтобы хлеб хорошо поднялся, испёкся, подрумянился. (Слайд)

В Мичуринске есть ещё много заводов: “Мичуринский локомотиворемонтный завод”, “Маслозавод”, “Мясоптицекомбинат”, и др. С ними мы познакомимся в другой раз.

3. Физкультминутка.

4. Игра “Угадай товар”.

Воспитатель называет производителя, а дети показывают товар, который он выпускает. Например: кондитерская фабрика - кондитерские изделия (конфеты, печенье, вафли и т.п.); швейная фабрика – одежду (платье, пальто, брюки и т.д.);

хлебозавод – хлебобулочные изделия (хлеб, булка, торт и т.д.);

завод бытовой техники – бытовую технику (утюг, пылесос, холодильник и т.д.);

мебельный завод – мебель (стол, стул, диван и т.д.);

молокозавод – молочную продукцию (молоко, масло, сыр и т.д.);

обувная фабрика – обувь (туфли, сапоги, тапочки и т.д.).

5. Практическая часть (конструирование).

Я предлагаю вам построить из конструктора завод, на котором трудятся рабочие и производят детали для приборостроения.

6. Итог занятия.

Что нового узнали на занятии?

О каких заводах вы узнали?

На каком из этих заводов вы хотели бы работать?

Конспект занятия на тему: “Продукция завода “Прогресс”

Задачи.

Образовательная:

познакомить детей с продукцией завода “Прогресс”;

формировать знания о профессиях работников завода, элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии;

продолжить учить конструировать по собственному замыслу из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления.

Развивающая:

развивать логическое мышление.

Воспитательная:

воспитывать уважительное отношение, интерес, любознательность к людям разных профессий.

Оборудование: ноутбук для просмотра слайдов о заводе “Прогресс”, наборы разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления (по количеству детей).

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Мы с вами ходили на завод на экскурсию. Давайте вспомним, что мы видели?

На заводе большие цеха, в них много станков, и разного сложного оборудования.

Мы были в музее завода.

Нам показали столовую, в которой едят рабочие.

Есть своя типография, которая выпускает газету.

На заводе работает много людей разных профессий.

Какие профессии вы запомнили?

2. Основная часть.

Давайте поговорим с вами о продукции, которую выпускают на заводе.

На приборостроительном заводе “Прогресс” изготавливают приборы для самолетов, вертолетов, кораблей, для газонефтяных перекачивающих станций. Завод выпускает приборы для защиты нашей страны и для того, чтобы в каждом доме был газ и можно было заправить бензином автомобили.(показ слайдов)

3. Физкультминутка.

Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши,
Раз-два – поднялись,
Раз-два – руки вниз.

4. Практическая часть (конструирование).

Я предлагаю вам построить из конструктора станки, на которых трудятся рабочие и производят детали для приборостроения. (После выполнения работы дети играют с постройкой).

5. Итог занятия.

Экскурсия на приборостроительный завод “Прогресс”

Задачи.

Образовательная:

  • познакомить детей с историей завода “Прогресс”;
  • формировать знания о профессиях работников завода, элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии;
  • познакомить дошкольников с прошлым предприятия “Прогресс”.

Развивающая:

  • развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.

Воспитательная:

  • воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;
  • предварительная работа: Ознакомительные беседы, подготавливающие детей к экскурсии: “История профессий”, “Профессии родителей”, “Предприятия нашего района”, чтение художественной литературы В.Маяковский “Кем быть?”, С.Михалков “А что у вас?”, “Наша улица”.

Ход занятия

1. Дети, сегодня мы совершим экскурсию на приборостроительный завод “Прогресс” г. Мичуринска. Давайте вспомним правила поведения во время экскурсии:

а) не разговаривать;

б) внимательно слушать экскурсовода;

в) по необходимости задавать вопросы;

г) быть терпимыми друг к другу.

2. Ребята, мы с вами находимся на Мичуринском приборостроительном заводе “Прогресс”.

О заводе и его истории нам расскажет начальник цеха.

Мичуринский завод “Прогресс” основан Министерством Авиационной промышленности в 1957 г. для производства приборов и элементов авиационной техники.

Предприятие располагает литейным и заготовительным производствами, включая штамповку и изготовление деталей из пластмассы, парком механообработки, цехом гальванопокрытий и покраски, намоточным и сборочным производствами, службами метрологии и контроля, цехом контрольных испытаний, инструментальным производством, техническими службами.

В настоящее время завод выпускает большое количество различных изделий, используемых практически на всех типах и видах летательных аппаратов, воздушного и наземного вооружения, производимых в России.

Другим направлением деятельности завода является разработка и выпуск гражданской продукции для газовой и энергетической отраслей. Товары гражданской продукции и народного потребления, выпускаемые заводом, являются дипломантами и лауреатами по программе “100 лучших товаров России”.

На заводе большие цеха, в них много станков, и разного сложного оборудования.

Есть своя типография, которая выпускает газету. В 1975 году открыт музей истории завода, который существует и сейчас.

На заводе работает много людей разных профессий: токарь, слесарь-сборщик, фрезеровщик, монтажник, конструктор, экономист и т.д.

3. Итог экскурсии.

Обобщающая беседа с кратким обзором всего того, что видели на экскурсии (понравилась ли экскурсия, что особенно запомнилось, выявление заинтересованности и желания пойти туда работать, когда станут взрослыми).

Оформить собранный материал на экскурсии в виде альбома с фотографиями или слайдовую презентацию.

Изготовление поделки “Ракета” техника оригами для заводского музея.

Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра - отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.




Публикации по теме