Кто такой гениальный человек. Кто они, гениальные дети? Основные признаки гениальности

Гениальность вызывает у обычных людей восхищение. На самом деле людям достаточно редко приходится сталкиваться с настоящей, подлинной гениальностью. Многие из нас обладают какими – то способностями, но это не то же самое. Талантливых на свете много, а вот гениальных – считанные единицы! В данной статье будет рассмотрено определение гениальности и его отличительные особенности.

Определение гениальности

Что такое гениальность? Под гениальностью обычно понимают высшую степень развития интеллекта, умственных способностей. Человек может быть безумно талантливым в какой – то одной области, а может сразу сочетать в себе множество дарований. Такая личность, как правило, является абсолютно самодостаточной.

Гениальность отличается от талантливости тем, что сама себя выражает. Если для развития нужно время, упорный труд и часто волевое усилие, то для гениальности двери открыты всегда. Она сама часто находит себе дорогу в жизнь. Причем ее обладатель иногда не предпринимает, казалось бы, никаких дополнительных усилий для этого. Основное отличие заключается в том, что истинный гений никогда не станет подражать другим, он творит свою собственную реальность, меняет ее законы, формирует новое мышление. Гений похож на ребенка, который играет понятиями, фантазирует. Для него не существует границ, его продукты творчества всегда в высшей степени оригинальны.

Признаки гениальности

У гениальности существуют свои характерные особенности, которые помогают окружающим людям осознать, что перед ними находится выдающаяся личность. Часто одного только взгляда на гения достаточно, чтобы понять, что он необычный человек. Каковы же признаки гениальности?

  • Нестандартное мышление. Гениальность никогда не станет подстраиваться под общественное мнение, действовать так, чтобы угодить социуму. Так поступает большинство, а гениальность по своей природе уникальна и неповторима. Высшей ценностью для такого человека является свобода и самовыражение. Потребность выразить свою индивидуальность для них первостепенна. Вы никогда не увидите гениального человека за прилавком магазина, а вот просто талантливых людей великое множество. Другая проблема заключается в том, что они не всегда выражают свои способности и вообще замечают их, мимо гения же пройти невозможно.
  • Яркое воображение. Гениальность удивляет нас своей природной любознательностью. Такой человек постоянно живет внутри своего собственного мира и полностью соответствует его законам. позволяет формировать новые образы, создавать непривычную модель мира. Именно воображение помогает художнику конструировать новые миры, поэту придумывать оригинальные образы и воплощать их на бумаге.
  • Желание действовать. Энергетическая выносливость, энтузиазм – неизменные спутники природной гениальности. Желание действовать, предпринимать конкретные шаги крайне важно для самореализации любого творческого человека или выдающегося ученого. Любые открытия на свете происходили и совершаются только благодаря тому, что у художника или музыканта хватило сил действовать, выражать себя в полной мере. Замечено, что желание действовать тесно связано с уверенностью в себе и самооценкой. Поэтому у всех гениев развита способность себя ценить, они от природы склонны к самоуважению и принятию собственной сущности. Лишь действие способно менять жизненные установки – это прерогатива гениальности.
  • Высокая степень развития интуиции. Гениальность сама по себе способствует развитию интуитивного мышления. То есть, у человека постоянно присутствует внутреннее видение того, как нужно поступать в тех или иных случаях. Когда возникает спорный вопрос, гений способен обратиться внутрь себя и получить исчерпывающий ответ. У гениальности нет , так как она действует согласно своей внутренней природе, раскрывается индивидуальным образом. В мире нет двух похожих гениальных людей.
  • Момент проявления. Если обычный талант, коим обладают многие люди на земле, может выразить себя в каком угодно возрасте, то гениальность, как правило, видна уже в раннем детстве. делает его непохожим на других. Этот ребенок будет жить в своем собственном внутреннем мире, как бы взрослые ни старались навязать ему свое видение жизни. Гениальная личность не подчиняется никому, кроме себя, она в высшей степени самодостаточна. Гениальность встречается в мире крайне редко. Рождение такого человека всегда приводит к глобальным изменениям мышления, взгляда на жизнь.

Таким образом, гениальность – это высшая степень развития человеческих возможностей. Гениями не становятся (в отличие от таланта, который можно взрастить путем плодотворных усилий), ими нужно родиться.

Вопрос о гениальности был задан давно, испробован множеством путей, обсужден множество раз, множество путей были пройдено и множество ответов было дано. Однако, никто так и не ответил на вопрос о её истоках, о её природе, устройстве, и, конечно же, самом волнующем вопросе: «Почему он, а не я? Ведь я же…»

И, естественно, было написано множество таких же эссе и исследовательских работ. Взять хотя бы, Чезаре Ломброзо, который утверждал, что гениальность - родственница и дитя помешательства. Он делал такой вывод исходя из френологических портретов (сейчас определение личности, характера и пороков человека позволяют определять лишь психологам или колдунам, называя остальных высокомерными выскочками).

Однако, в его работе на эту тему «Гениальность и помешательство» выводы не лежат на плато сомнительных утверждений, граничащих с мистицизмом или предубеждениями вроде «знаков над головой»...

Что такое гениальность?

Так что такое гениальность? Особый путь человека избранный свыше (как утверждают богословы), упорная его работа над собой, генетическая шутка или ошибка? Или просто удачное стечение обстоятельств, после которых ещё вчера обычный человека становится гением?

На мой взгляд, гениальностью в той или иной степени обладает каждый человек. Ведь пусть даже быть развитым разносторонне, то есть быть леонардовским «Витрувианским человеком» или «универсальным человеком» сложно и звучит трудоемко и сложно, но сколько же людей обладают пристрастием к той или иной науке, будь она точной, естественной, гуманитарной или общественной?

А сколько обладают пристрастием к конкретной науке? Кстати, ведь именно фанатики той или иной научной дисциплины обычно и признаются «гениями» в своей области, при этом не обладая ни выдающимся умом и способностями, когда большую долю в успехе сыграла амбициозность и удача.

Из сказанного выше можно предположить, что любой, пусть даже самый обыкновенный человек, добропорядочный гражданин способен быть выдающимся и гениальным в своей области. Но почему же тогда «гений» стало не обыденным словом, а редким, похвалой, которую применяют лишь к немногим, совсем немногим? Хотя, может быть, если бы люди уделяли меньше внимания всему «общественно-правильному», как, например, семье, работе, деньгам, престижу, славе, собственной репутации – может, тогда бы количество гениев (гениев ли, или «упертых»?) было бы значительно больше.

Так или иначе, я считаю гениальность скорее чрезмерной оригинальностью человека, уместившейся в рамки его времени. Да, конечно, каждый оригинален, имеет свою неповторимую внешность, судьбу, мысль, идею…но кто-то оригинален чуть более, чем обычный оригинальный человек, скажем так. Спросите: «Причем тут время?». И я отвечу. Время определяло общество, в котором живет «оригинальный оригинал».

Гениальность — оригинальность или злой рок?

Вернее даже не время, а общественные условия, материальный уровень бытия. Общество определяло то, насколько гений может развить свой потенциал. К примеру, можно представить полеты над землей. Самолет, или любой другой летательный аппарат. Человек, живущий в Античное время или в Новое время, когда умы были одинаково раскрепощены, мог без страха и опасения говорить о своих идеях, мыслях и убеждениях, не боясь быть за это наказанным.

И, кто знает, может, летательные аппараты появились бы намного раньше, чем мы себе это представляли. Если бы изобретатель говорил о «машинах будущего» в XVIII или I веках нашей эры, то его бы сочли гением, светочем разума, всего доброго и красивого, и тому подобное. Но если бы его слова попали на слух людей сурового Средневековья, то печально известная участь заживо сожженного и развеянного по ветру не заставила бы себя долго ждать. И нет, я совсем не критикую Средние века, поскольку каждое время имеет свои особенности. Просто Античность – это гениальность материальности и ораторства, а Средневековье – гениальность души и ума.

Гениальные люди в современном мире

В наше время гения найти несложно. Достаточно найти видео, на котором из подручных средств какой-нибудь человек собирает зажигалку с функцией фонарика и видеокамеры, самопишущую тетрадь с диктофоном, ну, или на, худой конец, открывает новые дали космоса, чтобы заверить человечеству что «через двадцать-тридцать лет мы сможем жить на Марсе». Довольная же публика обязательно забудет и имя, и суть открытия… Но при этом обязательно достанет из самых дальних уголков своей памяти аргументы для отстаивания своих атеистических позиций в споре с .

Иначе говоря, гений сейчас просто тот человек, который хоть как-то сумел позабавить публику, хоть какое-то время. И это не как не связано с «Обмороком современного искусства», как сказал бы Рассел Коннор, или старым-добрым и кратким «Упадком культуры». Просто люди стали более прагматичными.

Да и вправду, зачем обыкновенному человеку знать о выращивании искусственных голосовых связок или об окисе азота как сверхпроводнике? Максимум пользы от этого – смелый бросок дешевой гордости в лицо пьяному окружению, и недурная попытка сказать «никотинамидадениндинуклеотидфосфатгидрин» после влитого в себя алкоголя. Выглядит, конечно, забавно, но все быстро забудут.

Никола Тесла — гениальный человек

Вопрос о том, почему в наше время нет выдающихся гениев, имена которых будет произносить спустя годы, тщетен, и принадлежит философам, коих сейчас тоже довольно много. Может, именно в этом кроется разгадка?

Впрочем, я не считаю, что все потеряно. Ведь гении приходят случайно и стихийно. Умные люди будут существовать всегда, но люди, которых будут называть «гениями» все же исключение из всех правил. Хоть и появлялись они в нужное время и в нужном место, увлеченные своим делом, и готовые пойти ради него до конца. Гений все же еще и фанатик своего дела. Нет большего наслаждения для гения, чем плодотворный результат долгой и кропотливой работы. Не зря говорил Ломброзо о фанатизме и психических отклонениях.

Я считаю, что последние гении умерли в двадцатом веке. Но я не стану называть гениев науки вроде Альберта Эйнштейна, Поля Дирака, Резерфорда и других. По причине, описанной выше. Не думаю, что кому-то интересно слушать про теорию относительности или квантовые уравнения Дирака.

Так вот, гении это были из литературы (Сартр, Жан Жене, Хаксли, Берроуз, Харитонов) или из психологии (легендарные Фрейд и Юнг, Кинси, Кляйн и пр.). В первую очередь их назвали гениями за то, что большинство из них проявили необыкновенную смелость в утверждении своих взглядов. Достаточно экстравагантных и неординарных в их время.

Про «универсальных людей» позднего средневековья и Ренессанса и говорить нечего. Одновременно художники, математики, иногда физики, естествоиспытатели, скульпторы и иногда литераторы (Микеланджело писал стихи и сонеты). Все сферы бытия находили отклик в их умах. И сейчас мы имеем уникальные культурные наследия. Например, работы Да Винчи по анатомии послужили основой для дальнейших медицинских исследований.

Гениальные люди России

Впрочем, своими гениями и Россия не обделена. По крайней мере, гением смело можно назвать советского писателя, режиссёра и драматурга Евгения Харитонова. Хотя бы за то, что он сказал, что гениев нет, и их выдумали обыватели, чтобы отличать от самих себя. Но стоит назвать и гениев, не связанных с искусством и культурой.

Это, конечно же, Менделеев, простите за банальность. Заслуга хотя бы в том, что человек смог упорядочить систему химических элементов, то есть решить вопрос, над которым ломали голову многие мировые химики и физики того времени. Дальше стоит упомянуть Кулибина с его паровым двигателем, братьев Черепановых, Ползунова, Илью Мечникова, академика Вернадского, Павлова, Циолковского и многих других.

Но, что интересно, так это то, что эти гении нередко были не только специалистами в своей сфере, но и нередко в другой. К примеру, Кулибин и Циолковский активно занимались философией, а выражения Циолковского о душе и бессмертии до сих пор цитируются. В определенных кругах, разумеется.

Русского гения тоже присутствует в жизни. Ведь русский гений имеет свое собственное мышление. Вместе с этим долгое время русская гениальность казалась закрытой лишь потому, что мир не очень интересовали размышления о душе других людей, особенно когда у них были свои. Большинство русских гениев все же опаздывали с развитием философской мысли в литературе и искусстве, поэтому брали идеи, преобразовав в свои. Однако, не стоит сомневаться, что русский гений сделал немало прорывов в техническом плане, как уже было сказано выше. Чего стоит одно только строительство ракеты и первый полет в космос!

Гениальность: благо или зло?

И, наконец, древнейший философский вопрос: «Гений – это благо, или зло?»

Вопрос старее, чем «Быть или не быть?». Гений – это личность, всего лишь более оригинальная, на наш взгляд. Зло и добро – не объективные критерии при ее оценке. Ведь личность воспринимает свои поступки субъективно. Можно быть великим политиком и манипулятором душ, как Гитлер, но за зверский антисемитизм и убийства евреев тебя будут ненавидеть. Кстати, что такое личность описано .

Можно быть гениальным художником, скульптором, смело вскрывать тела умерших для правдоподобности картин, но люди буду чаще вспомнить слухи о нетрадиционной ориентации и твоей жизни, как это было с Да Винчи. Можно быть гениальным художником, одним из немногих психически больных творцов, но люди будут думать о твоем отрезанном ухе. Это повествование можно порождать бесконечно.

Ошибка в том, что люди оценивают гения со своих «колоколен», а гений других людей – со своей. Гений может быть сам отвратительной личностью, но люди будут помнить его поступки и по ним же судить. Также гений может быть как злым, так и добрым, в зависимости от его действий. Гений решает сам, какой он. И если гений действовал плодотворно, если его действия и творения принесли пользу обществу, все говорят, что ЕГО гениальность – добро, свет и благо. Если его деяния несут смерть, гибель и разрушения – его проклинают. Последнее постигло Гитлера и Наполеона в их время.

Единственное, что можно сказать о моральной стороне гениальности – по итогам: невозможно до конца оценить поступок, поскольку его смысл относителен. И нельзя точно оценить феномен гениальности по этой же причине. Гений может быть счастлив, наблюдая за хаосом, который он сотворил.

Окружающие его ненавидят, но он рад, потому что в хаосе видит порядок, один ему ведомый. Он может быть равнодушен к своим деяниям, поскольку связан обязательствами, но все вокруг славят его гениальность. Существую же «гениальные злодеи», о которых никто не может вспоминать без пристрастия. Также и нельзя сказать, что несет собой гениальность.

В конце концов хочется лишь сказать, что гений – это человек. Гений – не сверхчеловек Ницше. Чрезмерная оригинальность не определяет его как «хорошего» или «плохого». Никто не получает гениальность из ниоткуда. Но гении могут быть и обычными людьми.

© Зорина Дарья

Редактура

), творческого формирования и изображения, а также , обладающий этой одаренностью. В нем. поэзии и философии 18 в., включая романтику, гений – это выдающийся, исключительный человек. Кант называет гениального человека «любимцем природы», а «гений» – это врожденное душевное , благодаря которому предписывает правила не только науке, но и (изящным) искусствам («Критика суждения», § 46 – 49). Гете, присоединяясь к Гаманну, Гердеру, а также к культу гения в период «Бури и натиска», еще более четко определяет гения как высшее формосозидающее дарование; подобно ему, Шиллер рассматривает его как творческую . Ницше также считал творческую детскость осн. качеством гения. В Новое предпринималась попытка поставить «гений» в один с сумасшествием (Моро де Тур, Ломброзо и др.); уже Платон говорит о «божественном безумии» поэтов. Действительно, многие гениальные люди впадали в (Тассо, Свифт, Ленау, Шуман, Галлер, Ницше); действительно, у гения иногда возникает внезапная жажда творчества, сходная с определенными оригинальными и идейно высокопроизводительными фазами, граничащими с областью легкой психопатологии (легкими фазовыми колебаниями гипомании – стадией, предшествующей шизофрении, для которой характерны видения и т. п.). Но если охарактеризовать гения, отличающуюся от жизни др. людей, как «извращение», то это не обязательно должно быть болезненное, неправильное, произвольное исключение, а с социологической точки зрения это в то же время творчески формирующая вершина человеческого существования, устанавливающая правила и созидающая законы. Современная не развила дальше теорий Ломброзо («Гениальность и помешательство»).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ГЕНИЙ" в других словарях:

    гений - я, м. génie f., нем. Genius, пол. geniusz <лат. genius. 1. По религиозным верованиям древних римлян бог покровитель человека, города, страны; дух добра и зла. Сл. 18. Римляне своему Ангелу или по их Гению приносили ладан, цветы и мед.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Это талант умершего человека. Эдмон Гонкур Талант это то, чем вы обладаете; гений то, что владеет вами. Малколм Каули Гений стреляет в цель, которую не видит никто, и попадает. Гений человек с талантом и прилежанием человека без таланта. Габриэль … Сводная энциклопедия афоризмов

    Гений - Гений ♦ Génie В начале XVIII века аббат Дюбо дал такое определение: «Гением называют способность, которую человек получил от природы и которая позволяет ему хорошо и с легкостью делать то, что другие делают очень плохо, даже если приложат к… … Философский словарь Спонвиля

    - (лат. genius, от gignere рождать, производить). 1) сила, к рая создает в науке или искусстве что либо выходящее из ряда обыкновенного, делает новые открытия, указывает новые пути. 2) человек, обладающий такой силой. 3) по понятию древн. римлян… … Словарь иностранных слов русского языка

    Филос. эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16 18 вв.) на основе древних представлении о “гении” “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества,… … Энциклопедия культурологии

    - (Genius). Дух, оживляющий известное лицо, место и т. д. и соответствовавший греческому Демону. Гений, по мнению римлян, был не только у каждого человека, но у каждого семейства, города, страны и т. д. Местных гениев представляли себе в виде змей … Энциклопедия мифологии

    См. способность, ум злой гений, непризнанный гений... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гений мудрец, гениальность, величие, гениальный человек, зазнайка, умница, титан… … Словарь синонимов

    Гений многозначный термин: Гений (мифология) личный дух человека в римской мифологии «Гений человек с чрезвычайно выдающимися способностями, тот кто находит пути решение самых сложных проблем самыми невероятными и одновременно… … Википедия

    ГЕНИЙ, гения, муж. (лат. genius) (книжн.). 1. Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина. 2. Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был гений. 3. В римской мифологии низшее божество,… … Толковый словарь Ушакова

    Я, муж. Нов.Отч.: Гениевич, Гениевна.Производные: Геня (Гена).Происхождение: (Употребление нариц. сущ. гений в качестве личного имени.) Словарь личных имён. Гений я, м. Нов. Отч.: Гениевич, Гениевна. Производные: Геня (Гена). [Употребление нариц … Словарь личных имен

Гениальность

Также гениальность определяется как практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых шедеврами , часто с опозданием. Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения , побуждающего к новаторству в ремесле . С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Однако существует значительный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал.

Примечания

Исследования

  • Н. В. Гончаренко. Гений в искусстве и науке. (Москва, )
  • В. П. Эфроимсон. Гениальность . Архивировано Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. М., 2002.

Ссылки

  • Биржа гениев: бизнес и интуиция (из журнала «Огонёк») . Архивировано из первоисточника 26 ноября 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Гениальность" в других словарях:

    ГЕНИАЛЬНОСТЬ - ГЕНИАЛЬНОСТЬ, высшая степень одаренности, проявляющаяся в максимальной творческой продуктивности, имеющей для соц. жизни исключительное историческое значение. Г.можетпроявиться в самых различных областях человеческого творчества в науке,… … Большая медицинская энциклопедия

    гениальность - (от лат. genius дух) высший уровень развития способностей как общих (интеллектуальных), так и специальных (см. способности; Способности специальные). О наличии Г. можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой… … Большая психологическая энциклопедия

    ГЕНИАЛЬНОСТЬ, гениальности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к гениальный. Гениальность Мертвых душ Гоголя. || Высшая одаренность; то же, что гений в 1 знач. Гениальность Пушкина. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов

    Современная энциклопедия

    Наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием… … Большой Энциклопедический словарь

    - (этим. см. гений). Высшие природная способности, дающие возможность творить что либо, выходящее из ряда обыкновенного. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕНИАЛЬНОСТЬ от слова гений. Высшие природные… … Словарь иностранных слов русского языка

    Гений Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. гениальность сущ., кол во синонимов: 5 величие (11) … Словарь синонимов

    Гениальность - ГЕНИАЛЬНОСТЬ, наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от лат. genius дух) высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение… … Психологический словарь

    ГЕНИАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Обладающий гением (в 1 знач.), свойственный гению. Г. поэт. Гениальное произведение. Просто, как всё гениальное (о том, чему нашлось лёгкое и простое объяснение; шутл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Гениальность и помешательство , Чезаре Ломброзо. Издание 1995 года. Сохранность хорошая. Чезаре Ломброзо (1835-1909) - знаменитый ученый и криминалист - посвятил свою жизнь раскрытию психофизических тайн, определяющих поведение личности. В…

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.

Определение. Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.

Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант"".

Определение. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.

Определение. Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.

Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность - исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».

Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

Творческий уровень в свою очередь делится на следующие уровни:

    одаренность;

  • гениальность.

Одаренность это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Термин «Одаренность» многозначен. Одаренность может быть общая и специальная. Общую иногда называют умственной. Диапазон специальных одаренностей достаточно велик.

Когда говорят про одаренность, чаще всего имеют в виду детей, поскольку говорить об имеющихся возможностях применительно к деятельности взрослого человека несколько поздновато, пора превращать их в талант.

Талант это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.

Большинство талантливых людей обладали несколькими высоко развитыми способностями. Лермонтов и Пушкин рисовали, химик Бородин писал музыку и т.д.

Гениальность это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

Гениям характерна работа в большом количестве направлений, где они и создают свои произведения (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).

Для гения характерно:

1)работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства;

2)высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна);

3)обширные знания научного и творческого наследия, т.е. гений схватывает, выделяет суть из всего того, что было открыто до них;

4)гений всегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при необходимости очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса.

5)результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть «злого гения»). Но этот признак не обязателен.

Развитие способностей.

Все теории способностей можно свести к трем группам:

1.Наследуемость способностей. Уже в генном аппарате передается тот или иной уровень или область способностей. (Гальтон)

2.Приобретенность способностей. Зависимость возникновения способностей и степень ее развития от способа обучения.

3.Соотношение природного и приобретенного. Способности формируются и развиваются в деятельности.

Любые задатки, прежде чем развиться в способности должны пройти большой путь развития. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов:

1.Происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей.

2.Идет становление задатков небиологического плана.

3.Складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываясь друг на друга.

Рубинштейн С.Л. говорил, что развитие способностей совершается по спирали : реализующиеся возможности, которые представляют способности одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Развитие способностей находятся в прямой зависимости от конкретных приемов, методик, направленных на формирование соответствующих навыков, умений и передаче знаний. Наиболее эффективным путем развития способностей является развитие личности ребенка, его потребностей, интересов, уровней притязаний и т.д., т.е. воздействие на целостную личность ребенка. Необходимо учитывать сензетивные периоды, благоприятствующие становлению тех или иных способностей. Большинство способностей начинают свое развитие в дошкольном возрасте.

Требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: а) творческий характер деятельности, б) оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, в) должная мотивация и г)обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.



Публикации по теме