Питание ребенка на восьмом месяце жизни. Развитие новорожденного ребенка – восьмой месяц жизни

Активность восьмимесячного младенца говорит о том, что он готов войти в эру «шишек и падений». Это неизбежная часть взросления. Порой у вас будет замирать сердце, когда вы будете видеть, как ребенок ударяется обо что-либо, но сейчас очень важно присмотреться к тому, как он исследует окрестности и их границы.

Если вы не обезопасили дом ранее, то сейчас самое время это сделать. Поползайте на уровне ребенка, постарайтесь обнаружить возможные опасности. Уберите из поля деятельности ребенка хрупкие и острые предметы так высоко, чтобы малыш до них не дотянулся. Всю не особо устойчивую мебель прикрепите к стене. Особенно это касается комодов и этажерок.

У ребенка, скорее всего, уже прорезались 2-4 зуба. Многие мамы замечают, что промежутки между зубами достаточно большие. Не беспокойтесь, вероятнее всего, они закроются ближе к двум годам, когда прорежутся все 20 молочных зубов.

В питании в 8 месяцев можно добавить фрукты. Для начала – в протертом виде, позже – небольшими кусочками. Остальные введенные продукты – овощи, каши, мясо – разнообразьте.

Психология

Для ребенка важно осознание постоянства, поэтому сохраняйте созданные ранее ритуалы. Кроме этого ваш восьмимесячный малыш настолько привязан к вам, что начинает плакать, как только вы уходите даже на минутку (например, в другую комнату). Тревога ребенка по поводу вашего ухода – нормальное явление. Есть множество причин, по которым вам иногда приходится ненадолго уходить.

Короткая разлука способствует социализации, поскольку ребенок приспосабливаются к другому человеку, с которым вы его оставляете. Совсем скоро малыш поймет, что вы всегда возвращаетесь.

Кроме этого, для мамы – это отличный способ профилактики депрессии и выхода из состояния «день сурка»: небольшая прогулка с подругой, посиделки за чашкой кофе в кафе, визит к маникюрше или косметологу. В то время как малыш привыкает к социализации, оставаясь с другим человеком, вы поймете, что небо не рухнет, если вы не будете находиться 24 часа в сутки с ребенком.

Оставляйте ребенка на это время только со знакомым ему человеком. воспринимаются детьми как потенциальная опасность. Это нормальная реакция.

Навыки и умения

♦ Умеет сидеть некоторое время, самостоятельно садиться.

♦ Самостоятельно ползает (по крайней мере, передвигается – пусть на животе на полметра-метр).

♦ Хорошо удерживает игрушки, легко ими манипулирует, перекладывает из руки в руку, пытается складывать небольшие игрушки в ведро, целенаправленно кидает игрушки.

♦ Хорошо различает людей – свой-чужой.

♦ Пытается стоять у опоры (многие дети в этом возрасте начинают не только стоять у опоры, но и ходить, держась за опору).

♦ Разнообразит сочетание слогов, постоянно удваивает и утраивает слоги.

В 8 месяцев у ребенка начинается предметная игра. Так, например, если показывать малышу, что по игрушечному телефону можно разговаривать, прикладывая его к уху, то вскоре он будет повторять за вами это действие.

Начальное развитие речи

Сейчас и далее старайтесь активно использовать : как едет машина, как «говорит» собачка или кошка, как летит самолет. Ребенок обращает внимание на новые предметы, старайтесь каждый раз говорить, как они называются.

Как играть

Познакомьте ребенка с мыльными пузырями. Их любят все. Он будет с удовольствием ловить и лопать переливающиеся шарики.

Часто малыш сам затевает игру. Сидя в стульчике или коляске, начинает выкидывать игрушки на пол и ждет, что вы их поднимите. Для вашего ребенка это всего лишь игра, а не его капризы. Поддержите ее.

Младенец уже начинает запоминать свои игрушки и некоторые начинают ему надоедать. Вы можете просто убрать часть игрушек подальше, а через неделю вновь показать их ему. Он снова будет радоваться «новым» игрушкам.

Что чувствует и как себя ведет

Для вашего ребенка совершенно естественно проявлять беспокойство, когда вы куда-то уходите и оставляете его на попечение других. На самом деле это признак нормального развития ребенка.

Помогите ему облегчить прощание :

♦ Ласково, попрощайтесь с ребенком. Не затягивайте прощание, скажите, что скоро вернетесь.

♦ Если он напуган или плачет, задержитесь, чтобы успокоиться самой и успокоить малыша, но помните, что вы помогаете ему развивать привязанности к другим людям.

♦ После того как попрощались, не возвращайтесь и не смотрите, как он там, так как это только усложнит момент расставания для вас обоих.

♦ Если вас это успокоит, позвоните, когда вы доберетесь туда, куда собирались. Скорее всего, он прекратил плакать прямо после того как вы ушли.

♦ После возвращения обнимайте, целуйте ребенка. В этот момент важен телесный контакт. Ребенку необходимо знать, что мама рядом, мама его не бросила.

Помните – это важный этап взросления. Все люди проходят через это.

Задача родителей

Основная задача родителей в этом возрасте: создать безопасную – не только в физическом плане, но и в психологическом – среду для ребенка.

Ребенок должен быть уверен, что мама и папа его любят независимо ни от чего, что они всегда возвращаются, даже если уходят ненадолго, что, если потребуется помощь, родители всегда будут рядом и готовы помочь. Эта уверенность в близких воспитает в ребенке уверенность в самом себе.

В возрасте 8 месяцев малыш становится более активным и любознательным, его речь наполняется множеством новых звуков, а игры отличаются большим разнообразием – кроха интенсивно развивается. На этом этапе закладываются основы для дальнейшего формирования речи, моторики, психики и физиологии. Каждого заботливого родителя волнует вопрос: что должен уметь делать кроха? Все младенцы развиваются по-разному: кто-то к 8 месяцам уже пытается совершить первые самостоятельные шаги или произнести отдельные короткие слова, другие же продолжают передвигаться только ползком и лишь издают звуки. Однако существуют обобщенные нормы (обычно их описывают в специальных таблицах), характеризующие умения и развитие малышей.

В 8 месяцев ребенок активно развивает новые навыки и пытается копировать поведение взрослых

Активность и физические способности

К 8 месяцам мышечная система ребенка становится крепче, а двигательные навыки - совершеннее. Большинству малышей удается удерживать равновесие, они приподнимаются и могут стоять, придерживаясь за опору. Если кроха падает на пол, не стоит бояться – он просто еще не понимает, как аккуратно присесть, его придется этому учить. Некоторым малышам к 8 месяцам еще не удается вставать на ножки, они даже ползают неуверенно, но поводов для беспокойства не должно быть – после 9 месяцев кроха окрепнет и всему научится. Обычно мальчики активнее ведут себя и быстрее растут, чем девочки.

В 8 месяцев у ребенка сформированы следующие навыки:

  1. большинство детей активно и уверенно ползают, а некоторые встают, опираясь ручками на какой-то предмет, пытаются делать маленькие шаги;
  2. малыш должен самостоятельно садиться из положения лежа и возвращаться без посторонней помощи в исходное состояние;
  3. сами переворачиваются с животика на спинку и обратно;
  4. дети могут хлопать в ладоши, махать взрослому ручкой;
  5. могут брать небольшие предметы, игрушки двумя пальчиками и удерживать их в руке;
  6. тянутся ручками за игрушками, показывают на предметы пальчиком;
  7. бросив игрушку, обязательно следят за ее траекторией взглядом;
  8. у малыша получается ставить игрушки (например, кубики) друг на друга, толкать их и тянуть или катить к себе;
  9. ребенок самостоятельно способен снимать носок с ноги;
  10. малыш откусывает и пережевывает мягкую пищу, пьет из кружки.

Эмоциональное развитие и коммуникация

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На 8 месяце жизни происходит большой скачок в развитии психики ребенка (подробнее в статье: ). Теперь кроха ярче проявляет свои эмоции, стремится к контактам с окружающими, лучше распознает интонацию и речь.

Основные навыки малыша:

  1. в этом возрасте роль мамы в жизни малыша значительно возрастает, он постоянно ищет ее глазами, остро переживает разлуку с ней, никто из родственников не способен заменить ее крохе;
  2. ребенок быстро идет на контакт с другими людьми, если видит их доброжелательность, улыбается им в ответ, тянется ручками;
  3. остро реагирует на громкие звуки, иногда даже пугается, услышав их;
  4. проявляет живой интерес к новым предметам, показывает на них пальчиком (если не получается дотянуться), пытается взять их, пощупать или погладить, стремится открыть шкафы, холодильник, окно;
  5. кроха теперь сам может находить себе занятия и уделять им некоторое время, если ребенка отвлечь, то через несколько минут он возвращается к прежней игре;
  6. малыш лучше отзывается на просьбы, различает интонации, может обижаться на запреты;
  7. способен видеть и узнавать предметы под разным углом зрения и на расстоянии;
  8. ребенку удается управлять и манипулировать предметами, игрушками, он с легкостью различает их по цвету, форме, фактуре;
  9. малыш с интересом смотрит на свое отражение в зеркале, улыбается ему;
  10. для ребенка на данном этапе важно чего-то добиться и достичь цели, он остро реагирует на неудачу или наоборот радуется своему успеху, задача родителей – поддерживать кроху и подбадривать его похвалой;
  11. появляются первые манипуляции близкими, но родителям необходимо правильно реагировать на них – не поддаваться и объяснять крохе, что существуют и запреты.

Малыш настойчиво требует сотрудничества от взрослого, не получив его, может обидеться и расплакаться

Уже в этом возрасте закладываются основы будущей личности, поэтому родителям стоит очень внимательно следить за своей речью и поведением. Ребенок замечает и понимает гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Сводная таблица базовых умений малыша в 8 месяцев

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Держась за опору, пытается вставать на ножки, сидит хорошо, не теряя равновесие. Подолгу ползает, изучая пространство вокруг.
Действия с предметами Подолгу играет с игрушками. Если обе ручки заняты, а взрослый дает малышу еще одну игрушку, то бросает ненужную, чтобы взять то, что дают. Любит вынимать детали, снимать крышечки, вынимать предметы из коробки. Знает и показывает такие действия, как «пока» и «ладушки».
Навыки Пьет из чашки, которую держит взрослый. При этом сам старается придерживать ее. Ест кусочек фрукта или хлеба, держа в его в руке.
Эмоции Расположение к окружающим пропадает. Наступает кризис 8-ми месяцев: обостряется чувство привязанности к близким членам семьи, других воспринимает настороженно и застенчиво (подробнее в статье: ). При этом от родных ждет сотрудничества: хочет, чтобы ему все показывали-рассказывали, подносили к интересующим вещам.
Речь Громко и четко произносит серии слогов (ай, аля, хэ, адять, адеде, бидеде, баба). Но соотнесения слогов с определенными понятиями еще нет.
Интеллект Действия носят целенаправленный исследовательский характер. Учится предвосхищать события. По несколько раз пробует сделать то, что не получилось. В 8 месяцев у малыша усиливается чувствительность к звуковому сопровождению: голосу мамы, музыке.

Освоение простых двигательных навыков осталось позади, теперь кроха сосредотачивается на мире предметов, старается стать более мобильным - делает первые попытки переступать, держась за опору

Как понять, что кроха развивается правильно?

С целью убедиться в том, что развитие ребенка соответствует нормам, родители могут провести тест:

  • младенец должен различать и узнавать на фотографиях родителей и близких, пытаться назвать их, произнося слоги;
  • если положить рядом с малышом небольшой предмет, тот должен ухватить его двумя пальчиками;
  • во время игры в прятки кроха, увидев лицо взрослого, обрадуется ему и рассмеется;
  • при попытке забрать игрушку, которую малыш держит в ручке, тот предпримет усилие, чтобы вернуть ее себе;
  • у ребенка в таком возрасте одинаково хорошо развиты обе ручки, когда он в одной руке держит игрушку, можно дать ему еще один предмет, и кроха попытается схватить его другой рукой;
  • если сидящего младенца накрыть пеленкой, он попытается снять ее с себя;
  • в 8 месяцев малыш умеет копировать действия других людей, повторяет за ними движения;
  • когда малыш лежит в кроватке, можно показать ему игрушку на расстоянии, он должен потянуться за ней, самостоятельно привстать и сесть;
  • если крохе назвать несколько знакомых ему предметов, тот начнет их искать глазами и указывать на них жестами.

Родителям обязательно стоит забеспокоиться и обратиться за помощью к специалистам, если в 8 месяцев малыш:

  • не стоит на ножках, когда его придерживают или под руками есть опора;
  • не садится, не ползает, не способен переворачиваться и не старается встать;
  • не произносит отдельные звуки, не «агукает», на лице не проявляются эмоции;
  • не тянется к предметам, которые ему дают, не удерживает их пальчиками, не умеет перекладывать их одной руки в другую.

Ребенок в этом возрасте должен узнавать привычные предметы и реагировать на них, уметь произносить по слогам соответствующие им слова

Подведение итогов

К возрасту 8 месяцев большинство малышей умеют пользоваться жестами для общения - например, показывают пальчиком на интересующую их вещь, тянутся за нужными им предметами. Кроха начинает проявлять повышенное внимание к окружающему пространству: активно ползает, хватает ручками все, что ему попадется, и засовывает это в рот. Родителям необходимо следить за безопасностью, обращая внимание на некрупные предметы, которыми ребенок может подавиться. У малыша хорошо получается удерживать мелкие вещи и игрушки, зафиксировав их между большим и другими пальчиками (противостояние большого пальца).

К этому возрасту ребенок способен узнавать родителей и других близких, отличать их лица, тогда как появление незнакомых может вызвать у него испуг или плач. К чужим людям младенцы относятся настороженно, но могут и улыбнуться, заметив хорошее отношение к себе. По отношению к каждому взрослому малыш уже выстраивает свою линию поведения.

В этот период нежелательно оставлять ребенка наедине с чужими (няней, подругой), если только он не успел ранее привыкнуть к человеку. В отсутствие мамы малыш все же испытывает определенный стресс, больше пугается и капризничает.

Речь ребенка обогащается новыми звуками, некоторые даже произносят слоги и подобия слов. Малышу нравится слушать сказки, стихотворения, потешки, песни. Родителям на этом этапе необходимо побольше общаться с ним, проговаривая каждое свое действие, рассказывая об окружающих вещах: игрушках, еде, одежде. Все слова должны произноситься правильно и полностью, так как кроха запоминает новую информацию. Эти же рекомендации дает в своих видео-беседах доктор Комаровский.

В 8 месяцев продолжает совершенствоваться развитие ребенка во всех направлениях: физическом, психическом, социальном. Малыш открыт миру и начинает активно взаимодействовать с окружающими – улыбается, гулит, играет в «ладушки», и усердно лепечет новые слоги. Этот возраст можно охарактеризовать как время начинаний и обретения новых навыков.

Рост и развитие ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам темпы роста грудного ребенка несколько снижаются. Малыш прибавляет в весе 400-500 г в месяц, а в росте – от 1,5 до 2 см.

Важно! В некоторых случаях ребенок уже со второго полугодия жизни может опережать средние показатели по своему физическому развитию. Чаще всего это связано с тем, что в родословной малыша преобладают крупные члены семьи. Такие дети растут здоровыми, крепкими и сообразительными, и их ускоренное развитие не должно вызывать у родителей переживаний.

У восьмимесячного малыша уже могут вырасти 2-4 зуба, обычно первыми прорезываются два нижних и два верхних центральных резца. Но если у вашего ребенка еще не прорезался первый зубик, то не стоит волноваться – это вполне нормально, ведь каждый организм индивидуален.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Существует мнение, что с самого рождения мальчики и девочки развиваются в абсолютно разных темпах, что приводит к многочисленным спорам «кто в чем сильней». Наиболее часто встречающиеся отличия, которые зачастую видны родителям невооруженным взглядом, мы отобразили в таблице.

Умения, навыки, развитие Мальчики Девочки
Физическое развитие ребенка Рождаются крупнее девочек, отличаются большей окружностью головы и весом. В среднем 8-месячный мальчик весит в среднем от 6,5 до 8 кг. Рождаются меньше ростом и весом, чем мальчики. Девочки в 8 месяцев весят примерно на 250-350 г меньше.
Ходьба Мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позже девочек Делают первые шаги еще до 1 года
Осязание С рождения обладают меньшей чувствительностью, чем представительницы женского пола, их менее раздражает телесный дискомфорт Больше развито ощущение прикосновения, любят ласку и проводить много времени на руках взрослых
Зрение Мальчики с младенчества опираются на дальнее зрение, более активно используя все окружающее их пространство В игре девочки чаще опираются на ближнее зрение, занимаясь в ограниченном пространстве
Слух Острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек Более чувствительны к шуму
Речь Начинают говорить на 4-6 месяцев позже, чем девочки Первые слова произносят в 8-9 месяцев

Несмотря на столь противоречивые различия, наблюдения педиатров доказывают, что нет абсолютно никаких половых отличий в освоении навыков: каждый ребенок развивается и «взрослеет» в собственном ритме.

Психологи объясняют подобные заблуждения касаемо развития детей разных полов так называемыми «родительскими ожиданиями». Это говорит о том, что часто мамы физически крепких мальчиков переоценивают их моторные навыки, а у девочек те же достижения остаются незамеченными.

Навыки малыша в 8 месяцев: что умеем делать

Восьмимесячный ребенок необычайно подвижен. Малыш к этому возрасту уже вполне уверенно сидит и может сам пересаживаться с одного места на другое. Он активно пробует вставать, держась за что-нибудь крепкое. Привыкнув к вертикальному положению и оттолкнувшись от опоры, ребенок попробует несколько секунд удержать свое вертикальное положение без неё.

Что умеет делать ребенок к 8-ми месячному возрасту:

  • из положения лежа малыш умеет сам присаживаться, опираясь на руки, а также из положения сидя может лечь обратно;
  • ребенок переворачивается во всех направлениях без труда, по собственному желанию;
  • держась за бортик кроватки, может мелкими шажками передвигаться по ней. А если взять кроху за ручку, то малыш будет пытаться шагать вперед, но лишь на несколько секунд – его мышцы еще не готовы к полноценной ходьбе;
  • грудничок машет на прощание ручкой «пока-пока», хлопает в ладони, играя в «ладушки»;
  • в восемь месяцев малыш активно и быстро ползает, может перемещаться с удержанной в ладони небольшой игрушкой/предметом;
  • маленькие предметы кроха удерживает двумя пальцами;
  • выполняет с игрушками простейшие действия – катает мяч, стучит кубиками друг о друга, складывает мелкие детали в сортер и т.д.;
  • показывает на себя в зеркале, некоторые дети в этом возрасте узнают себя на фотографии;
  • показывает рукой (пальцем) в сторону предмета, называемого взрослым («где кукла?», «покажи, где машина»);
  • пытается самостоятельно пить из чашки. Кушает маленькие кусочки пищи (сыр, творог, печенье). Пытается «накормить» маму;
  • при высаживании на горшок сидит с интересом, не сопротивляется;
  • узнает близких из своего окружения (маму, папу) среди других взрослых.

А теперь небольшой видео обзор того, что умеет ребенок в 8 месяцев:

Нейро-психомоторное развитие восьмимесячного ребенка

Моторика и психическое развитие ребенка в 8 месяцев продолжают развиваться и претерпевать изменения. Малыш с каждым днем все лучше понимает взрослую речь. Он уже способен выполнять простые просьбы, что говорит о правильном и всестороннем развитии ребенка. Привязанность к маме становится еще сильнее, чем в предыдущие месяцы. Кроха с плачем переносит расставания, а когда мама рядом – он спокоен. Некоторые дети в этом возрасте быстрее идут на контакт к незнакомому человеку, если он всячески играет с ребенком, проявляет к нему дружелюбие.

Чему научился малыш к 8 месяцам:

  • новые предметы ребенок изучает не только взяв в руки и потрогав, в восьмимесячном возрасте ему становится интересно пощупать материал, погладить его ладошкой или пальчиками;
  • просится на руки и тянется ко всему, что находится за пределами его доступности – к створкам шкафа, полкам, окну. При приближении к объекту, с интересом рассматривает все, пытается открыть закрытое, все трогает ручками;
  • понимает, если ему что-то запрещают, настораживается и обижается на строгий тон;
  • может 10-15 минут самостоятельно занять себя игрой, а если пришлось прерваться, то после краткого перерыва может снова вернуться к незаконченному занятию;
  • ребенок уже испытывает ощущения радости и неудачи, при невозможности достигнуть чего-то он расстраивается. С этого возраста родителям нужно уделять время для поддержки малыша, хвалить его и радоваться вместе с ним его первым успехам;
  • первые попытки манипуляции для достижения желаемого могут начаться как раз в 8-9 месяцев. Здесь важно осторожно, но настойчиво установить рамки – что можно, а что нельзя;
  • проявляет интерес к другим детям, стремится установить с ними эмоциональный контакт: улыбается, отвечает гулением на разговор, старается прикоснуться или, наоборот, стесняется и прячется за мамой.
Речь Ребенок обращает на речь много внимания, пытается имитировать речь лепетом. Долго и с удовольствием «рассказывает» нараспев, придавая слогам разную интонацию. Появляются узнаваемые звуковые сочетания «ма», «па», «ба».
Слух Услышав шум, ребенок прислушивается и поворачивает голову в его сторону. На неприятные, слишком громкие звуки малыш реагирует отрицательно – испуганно, с плачем. Понимает простые произнесенные просьбы («дай», «на», «где?»), также знает значения слов «нельзя», «нет».
Зрение Малыш следит за всем предметами в его поле действия. Координация движений глазных яблок хорошо сформирована, ребенок не косоглазит. Обращает внимание на незнакомые предметы, интересуется ими, часто проявляет удивление.
Эмоции От взрослого ребенок требует уже не только внимания и ласки, но и помощи в действиях с предметами и игрушками. Например, малыш выбрасывает игрушку на пол и ждет, когда мама её поднимет, при этом радостно смеется. Кроха постоянно занят чем-то, и в своих играх привлекает взрослого к совместной деятельности.
Моторика Кроха способен устойчиво сидеть, самостоятельно садиться из любого положения. Встает на четвереньки, ползает. Активно пытается вставать на ножки, держась за опору. Уронив предмет, может наклониться и взять его, придерживаясь опоры.
Игра Катает машинку, выбрасывает игрушки из кроватки или манежа и наблюдает за ними, разбирает пирамидку. У ребенка растет умственное развитие, он настойчиво и целенаправленно отталкивает предметы, любит играть с неваляшкой. Может складывать мелкие предметы в крупные. С интересом перебирает мягкие шуршащие книжки, играет на развивающем коврике.

Примерный режим дня: как проходит день в 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок спит больше времени проводит в бодрствовании, изучая окружающий мир, а времени на сон с каждой неделей уходит все меньше. Если говорить о продолжительности сна, то общий показатель отдыха во сне для этого возраста держится в пределах 15 часов. Ночью кроха может спать до 10 часов, а в дневное время остаются в большинстве случаев два сна по 1,5-2 часа.

Примерный распорядок дня у ребенка в 8 месяцев может выглядеть так:

6:30 Пробуждение.

1 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

7:00 Утренний туалет, гигиенические процедуры
7:30 Бодрствование
9:00 Легкая гимнастика
10:00 2 кормление
10:30 Бодрствование, игры с мамой
11:30 Прогулка + первый дневной сон
13:30 3 кормление
14:00 Бодрствование, активные игры, чтение
15:00 Прогулка + второй дневной сон
17:30 4 кормление
18:30 Период бодрствования, спокойные игры
20:30 Купание
21:00 5 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

Гигиенические процедуры, подготовка к ночному сну

Ночное время Детки на грудном вскармливании – прикладывание к груди 3-5 раз,

дети-искусственники спят всю ночь и не просыпаются на кормление.

Гулять с карапузом в возрасте 8 месяцев педиатры рекомендуют не менее двух раз в день. Лучше, если первая прогулка выпадет на утренние часы (с 11 утра до 13 часов дня), а второй сон уже после обеда (в 15-18 часов). Некоторые малыши продолжают спать в коляске во время прогулок. Но многие дети уже не спят все время пребывания на улице, предпочитая рассматривать все вокруг.

Едим с аппетитом – что на столе у 8-месячного ребенка

Грудной ребенок в 8 месяцев продолжает получать грудное молоко 2-3 раза в сутки (в зависимости от количества молока у матери). От дневного кормления грудью идет постепенный отказ, его заменяют кефиром с размоченным детским печеньем, фруктовым пюре или соком. В остальных кормлениях преобладают:

  • каша;
  • творог;
  • йогурт (предназначенный для малышей);
  • овощное пюре с добавлением шпината, листовой петрушки, лука;
  • овощные протертые супы;
  • мясное пюре, в т.ч. с добавлением субпродуктов (печени, языка);
  • отварное филе рыбы;
  • фруктовое пюре или скобленое яблоко;
  • детский травяной чай.

На заметку! Меню у детей на грудном и искусственном вскармливании к данному возрасту практически совпадает.

4 собенности кормления 8-месячного грудничка:

  1. В возрасте 7-8 месяцев важно тренировать десна для постепенного приучения к жеванию более твердой пищи. Для этого малышу можно давать сухарик, который он будет обсасывать и пытаться разжевать.
  2. Если кроха уже уверенно может самостоятельно сидеть, то кормить его можно за столом, усаживая на специальный детский стульчик. На шею надевается слюнявчик или завязывается салфетка. В руки ребенку дается ложка, которая пока играет символическую роль для формирования навыка самообслуживания (младенца кормит взрослый, пользуясь другой ложкой).
  3. Необходимо всячески поощрять малыша пользоваться чашкой для питья. Удерживать в 8 месяцев чашку ребенок еще не может, поэтому его должен поить взрослый, а кроха пусть держится за неё рукой.
  4. Перед кормлением каждый раз необходимо мыть ребенку руки. Это не только процедура соблюдения гигиены, – вода играет роль раздражителя нервных окончаний кожи. При регулярном мытье рук перед едой образуется условный рефлекс, стимулирующий выработку пищеварительных соков, что усилит аппетит и создаст нужный настрой малыша к предстоящему приему пищи.

Учимся играя –занятия с грудным ребенком 8 месяцев

Понять, правильно ли развивается ваш ребенок, очень просто – предлагаем пройтись по пунктам и попробовать поиграть с малышом в незамысловатые игры. Если кроха с легкостью выполняет намеченное вами, то вы на верном пути.

  • Ваш малыш находится в положении лежа. Сядьте перед ним и покажите ему интересный предмет (игрушку, книжку и т.д.). Ребенок должен потянуться за ней и принять сидячее положение без вашей помощи и поддержки.
  • Посадите ребенка и играючи набросьте на него легкую пеленку. Малыш должен самостоятельно сбросить её с себя.
  • Проверьте реакцию сопротивления: дайте младенцу игрушку и через пару секунд попытайтесь забрать её у него из рук. Малыш в 8 месяцев должен показать протест – оттолкнуть вашу руку, игрушку отнять обратно или же потянуть её на себя.
  • Поиграйте с крохой в «ку-ку» (прятки). Ребенок при вашем появлении должен проявлять радость, смеяться, и показывать ручкой, чтобы вы спрятались снова.
  • Покажите ребенку на фото лица тех, кто находится в его постоянном окружении. Хорошо, если малыш покажет пальчиком, где он, или папа/ мама. К девяти месяцам ребенок может сопровождать показывание пальчиком еще и слогами «ма», «па».
  • Положите перед ребенком несколько небольших предметов. Хотя бы один из них он должен взять двумя пальчиками – «пинцетным» захватом.
  • Грудной ребенок в 8 месяцев уже способен повторять действия за взрослым. Покажите малышу, как нанизываются кольца на пирамидку – он повторит за вами, пусть сделает это и неправильном порядке.

Что должно насторожить родителей?

  • Ребенок не проявляет интереса к физической активности – не ползает, не стает, не пытается сесть.
  • Малыш не пытается подняться и встать возле опоры даже с вашей поддержкой.
  • Не интересуется игрушками, не берет их в руки, не перекладывает из одной ладони в другую.
  • Не проявляет речевой активности – отсутствует лепет, не пробует произносить простейшие слоги.
  • Кроха не проявляет эмоций, не улыбается, не выражает удивление, грусть.

Перед заключительной частью статьи обязательно посмотрите интересное видео, снятое на основе опыта. Ребенку 8 месяцев – обзор мамы:

Выбираем правильные игрушки для малыша

  • Музыкальный молоточек с встроенной пищалкой укрепит мышцы рук и разовьет координацию. Покажите крохе, как можно им стучать по кубикам, полу, забивая «невидимые гвозди».
  • Для развития мелкой моторики давайте крохе играть с самодельными мешочками, содержащими разные наполнители (рис, фасоль, горох и т.д.).
  • Предлагайте ребенку игрушки с музыкальным сопровождением – детское пианино, барабан, микрофон. Такие предметы не только вызывают у грудничков большой интерес, но и развивают сообразительность, а также логическое мышление.
  • Не обходите стороной и книжки, пусть в вашем арсенале будут мягкие текстильные экземпляры, а также картонные книжки с кнопками – ребенок уже сможет переворачивать странички самостоятельно. Выбирайте книги с красочными иллюстрациями и разными тематиками – о животных, о цветах и т.д.
  • Игры в ванне лучше всего развивают мышление и учат впоследствии обращаться с предметами быта. Дайте младенцу волю, пусть переливает жидкость из одной баночки в другую, играйте в вымышленную «рыбалку», ловя резиновых рыбок детским сачком, или просто покажите, как можно хлопать ладонями по воде. Ребенку эти занятия непременно понравятся.
Что умеет ребенок в 8 месяцев?

С 8 месяцев проходит следующий этап действий с предметами – этап «соотносящего» действия. Малыш уже умеет соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, перемещает предметы в определенном направлении, закрывает крышку коробочки, употребляет предмет в качестве оружия.

У ребенка 8 месяцев появляются более тонкие движения пальцев – давайте ему коробочки разной формы. Ребенок может самостоятельно снимать и них крышки, с помощью взрослого закрывать. Можно предложить крохе доставать игрушки из мешочка, сшитого из яркой ткани, и складывать обратно.

На новый этап переходит понимание речи и диалог с взрослым. Теперь малыш прекрасно понимает и выполняет такие просьбы, как «дай ручку», «вытяни ножку», «наклони голову», «дай игрушку». Особое удовольствие доставляют ему игры и потешки, где надо выполнять какие-либо простенькие действия: хлопать в ладоши, качать головой, махать ручками, топать ножками.

Ребенок начинает показывать взрослому то, до чего ему хочется дотянуться, что хочет потрогать. Он может долго смотреть в окно на проезжающие мимо машины или падающие снежинки. Еще больше обостряются различия в восприятии окружающих. В незнакомой обстановке без мамы ребенок испытывает страх, порой близкий к панике. Это не регресс, а прогресс в развитии.

Малыш уже настолько эмоционально зрел, что прекрасно разделяет «свое» и «чужое», «знакомое» и «незнакомое». Беспокойство родителей должно вызывать как раз не наличие, а отсутствие подобных страхов, или, по крайней мере, негативных эмоций в отношении посторонних людей – это говорит об определенной задержке психического развития (не стоит путать с медицинским диагнозом!) или о создании повышенно «тепличных» условий для ребенка.

Задача родителей – научить малыша соблюдать правильную дистанцию в отношении посторонних людей, так, чтобы он научился не бояться и чувствовал себя уверенно, но при этом знал, что слепо доверять всем подряд тоже не стоит.

Первые страхи

В этом возрасте ребенок пугается резких, неожиданных звуков. Это также новая ступенька – в поле осознанного восприятия малыша теперь попадает одновременно много разных факторов. Познакомьте чадо с такими «шумящими» домашними помощниками, как пылесос, кухонная техника, стиральная машина – дайте послушать их звук, объясните, зачем они нужны.

Если ребенок продолжает их бояться, включайте из реже. Включив, уделите минутку крохе – обнимите, поцелуйте, скажите, что вы рядом и понимаете, как ему страшно, но вынуждены работать с пугающим прибором. Ругать малыша за его страх ни в коем случае нельзя – маленький человечек будет ощущать себя брошенным вдвойне!

К концу 8 месяца дети уже уверенно ползают, причем не обязательно вперед и на четвереньках. Есть малыши, которым больше нравится ползать на попке, или ножками вперед, пятится назад или боком. Все это – варианты нормы, и пугаться не следует. Поощряйте малыша к ползанию – оно способствует развитию мышечной системы, а также правильному формированию бинокулярного зрения, является профилактикой близорукости, улучшает координацию движений.

Активные тренировки

8 месяцев – время, когда многие родители сажают ребенка в «ходунки». Безусловно, это прекрасное изобретение… для родителей. А для малыша вряд ли. Его неокрепшие мышечная и костная системы получают излишнюю нагрузку, поэтому следует ограничить пребывание крохи в ходунках часом-полутора в сутки.

Чтобы не наклоняться постоянно, лучше приобретите «шлейку», в которой малыш сам будет регулировать, когда ходить. А когда опуститься на пол и отдохнуть. Чтобы ребенок тренировал тело и учился ходить, необходим массаж и ежедневная гимнастика. Какие-то движения малыш может и будет с радостью повторять за взрослым. А где-то ему понадобится ваша помощь.

Если у ребенка есть 4 зуба, пора переходить с пюреобразной пищи на мелко измельченную. Давайте крохе кусочки мягких продуктов – печенье, фрукты, огурцы, морковь, картошку, чтобы он мог тренироваться в откусывании и жевании.

Можно начинать приучение к горшку . Если малыш сидит уверенно, высаживайте его на горшок сразу после сна и после еды. Если ребенок категорически отказывается сидеть на горшке, не настаивайте, он освоит этот навык позже, около 1,5 лет. Если карапуз сидит на горшке охотно, не держите его на нем более 10 минут, даже если ничего не получилось. Если же результат оказался положительным, похвалите малыша. Не давайте игрушек сидящему на горшке ребенку, чтобы не отвлекать его.

Чем заниматься

Ползание – важнейший этап развития ребенка. Чтобы малыш научился сам садиться, вставать, ходить, сначала он должен встать на четвереньки. При пропуске или смене порядка основных движений есть повод задуматься о наличии функциональных нарушений со стороны нервной системы, о разбалансировании функций межполушарной координации. В силу пластичности детского организма эти нарушения могут пройти сами собой. А могут остаться и аукнуться проблемами с чтением и письмом, например.

Ползание – это еще и естественное упражнение, тренирующее все мышцы тела. Недостаточно тренированный малыш, рано встав, нередко получает кривые ножки, деформированную грудную клетку, перекошенный позвоночник.

К тому же хождение требует более жесткого контроля над телом, к чему мозг и нервная система могут быть еще не готовы. В дальнейшем это чревато недостаточной подвижностью мышечного корсета, различными телесными зажимами и, как следствие, психосоматическими заболеваниями , гипертонией и т.д.

Итак, что же делать, чтобы кроха лучше ползал? Подняться на колени и локти поможет следующее упражнение в ванне: положите малыша животиком на дно и постепенно наполняйте ванну водой. Вода будет поднимать ребенка под животик, заставляя встать. Будьте при этом очень внимательны, чтобы кроха не наглотался воды и не испугался!

Замечательно, если у вас есть домашний спорткомплекс с кольцами и горкой. Висы на кольцах или турнике тренируют мышцы рук (обратите внимание на захват – большой палец должен быть внизу перекладины). Сначала поддерживайте малыша, а потом страхуйте, разжав руки, но, не убирая их с тела крохи – когда он устанет висеть и соскользнет, вы мгновенно сможете его подхватить.

Поупражняйтесь с горкой (если ее нет дома, это можно делать на улице). Придерживая ребенка за талию, положите его вниз головой по склону и начинайте «спуск». Малышу ничего не останется, как встать на четвереньки…

Учитесь ходить «на руках»: поднимайте ножки младенца, чтобы он вставал на руки. Пораскачивайте малыша взад-вперед – ему наверняка понравится! Поверхность пола должна быть не скользкой (этим плох ламинат), но и не слишком мягкой (как пушистые ковры). Одежда ребенка должна быть удобной и не сковывающей движений (можно вообще обойтись без нее).

Ножки оставьте голенькими – носочки будут скользить, а ботиночки не дадут возможности жестко упираться всей стопой. Для ползания на паркет или ламинат можно постелить шерстяные одеяла и закрепить их по краям, чтобы не собирались. Получится удобно и для ребенка, и для вас. Ему тепло и не больно, если вдруг «клюнет носиком». А вы можете стирать эти одеяла хоть каждый день – и никаких проблем с гигиеной.

Когда исполняется 8 месяцев ребенку, родители замечают множество изменений – как физиологических, так и психологических. Хотя каждый малыш развивается по своему индивидуальному графику, существуют некоторые обобщенные параметры относительно норм прибавок в росте и весе, умений и навыков, психоэмоциональных проявлений.

8 месяцев ребенку – вес и рост

Такие важные параметры, как рост и вес ребенка, в 8 месяцев уже увеличиваются не столь стремительными темпами, как ранее, в первое полугодие жизни. За месяц груднички в этом возрасте прибавляют в весе приблизительно 300-600 г, а длина тела увеличивается на 1,5-2 см. Небольшое замедление изменений этих показателей связано с тем, что на этом этапе основным заданием детского организма становится формирование физических навыков, двигательная активность. Рассмотрим, сколько должен весить ребенок в 8 месяцев, согласно данным Всемирной организации здоровья:

  • мальчики – примерно 8,6 кг (прибавка веса от рождения около 5,3 кг);
  • девочки – 8 кг (прибавка от рождения составляет 4,8 кг).

Что касается роста, но средние нормы таковы:

  • для мальчиков – 70,6 см (прирост от рождения примерно 20,7 см);
  • для девочек – 68,8 см (прирост от рождения – 19,6 см).

Питание ребенка в 8 месяцев

Родителям следует правильно формировать рацион питания ребенка в 8 месяцев, так как ни грудное молоко, ни адаптированная смесь уже не способны покрывать потребности детского организма в получении важных питательных компонентов. Ребенок в 8 месяцев должен получать разнообразный , в том числе уже можно предлагать пищу с более плотной консистенцией, с небольшими комочками, твердые продукты и многокомпонентные блюда. Вскармливание грудным молоком или его заменителем продолжается.

Кормить карапуза рекомендуется за столом, усаживая на детский стульчик. В руки ему нужно дать ложечку, которая пока что может играть символическую роль для формирования навыка самообслуживания. При этом взрослый должен кормить ребенка другой ложечкой. Следует приучать малыша пользоваться для питья чашкой, которую помогает поддерживать кто-то из родителей.

Грудное вскармливание в 8 месяцев

Если с лактацией у мамочки все в порядке, то рацион ребенка в 8 месяцев обязательно должен включать , ведь чем дольше детский организм будет получать эту ценную жидкость, тем лучше для здоровья – физического и психического. Современные педиатры советуют по возможности продолжать кормление грудью до одного-двух лет, в том числе сцеженным молоком, если мама вышла на работу.

Зачастую, когда 8 месяцев ребенку, оставляют два кормления маминым молоком – утром после пробуждения и вечером перед отходом к ночному сну, а в остальное время кроха питается «взрослой» пищей. При этом в течение дня и ночью малышей можно прикладывать к груди по требованию. Если лактация прекратилась, нужно обсудить с врачом вопрос применения искусственной смеси.

Прикорм в 8 месяцев

В этот период жизни рекомендуется осуществлять три прикорма в течение дня с периодичностью примерно 4 часа. С учетом кормлений грудью или смесью, предусматривается пятиразовое кормление. Общий объем съедаемой пищи – около 1 литра. Важно уже сейчас приучать малютку к привычным для большинства вариантам питания – завтрак, обед, ужин, причем на завтрак традиционно дают каши, а на обед – жидкие блюда. В последующем благодаря этому ребенку легче будет адаптироваться к приемам пищи в детском саду.

Перечислим, чем кормить ребенка в 8 месяцев, какие продукты ему следует давать:

  • , приготовленные на воде, молоке или смеси (гречневая, овсяная, рисовая, кукурузная, ячневая, пшенная);
  • овощи (морковь, картофель, цветная капуста, брокколи, тыква, кабачок);
  • фрукты (яблоко, груша, банан, персик, абрикос, слива);
  • ягоды (малина, черная смородина);
  • кисломолочные продукты (творожок, кефир, );
  • сливочное и растительное масло;
  • яичный желток;
  • хлебобулочные изделия (пшеничный хлеб, сухарики, галеты, сушки);
  • мясо (индюшатина, курятина, говядина, крольчатина);
  • рыба (морская и пресноводная, обязательно нежирная);
  • субпродукты (печень, язык, сердце).

В зависимости от срока начала первого прикорма в этом возрасте новыми продуктами для малышей могут быть:

  • желток;
  • кефир;
  • йогурт;
  • субпродукты;
  • рыба;
  • мясо.

Груднички, у которых уже есть зубки, обязательно должны начинать осваивать негомогенизированную пищу и учиться жевать. Продукты следует разминать посредством вилки, перетирать через крупное сито.


Меню ребенка 8 месяцев на грудном вскармливании

Рассмотрим, какие блюда может включать дневное меню ребенка в 8 месяцев:

  1. Первый завтрак – 06:00-07:00: грудное молоко.
  2. Второй завтрак – 10:00-11:00: каша, сливочное масло, фруктовое пюре, кисломолочные продукты, сок, компот, морс.
  3. Обед –14:00-15:00: овощной суп, овощное пюре, мясное пюре, рыба, субпродукты, желток, хлеб, растительное масло, компот.
  4. Ужин – 18:00-19:00: творог, кефир, йогурт, фруктовое пюре, хлеб, сухари, печенье.
  5. Кормление перед сном – 22:00-23:00: грудное молоко.

Меню ребенка 8 месяцев на искусственном вскармливании

Следует знать, что прикорм в 8 месяцев при грудном вскармливании не отличается от такового при искусственном питании, поэтому в вышеприведенном меню на день можно просто заменить первое и последнее кормление употреблением смеси. Чтобы маме было легче ориентироваться, чем кормить малыша на завтрак, обед, ужин в течение недели, приведем примерное меню ребенка в 8 месяцев на искусственном или естественном вскармливании.

День недели

Обед Ужин

Понедельник

каша овсяная с яблоком, морковный сок

картофельно-кабачковое пюре с растительным маслом, индюшиное пюре, фруктово-ягодный компот

творог, пюре из груши, сухарики

гречневая каша со сливочным маслом, компот, сухарик

овощной суп, паровая рыбная котлета, хлеб, ягодный морс

кефир, бананово-яблочное пюре, галеты

Среда

кукурузная каша со сливочным маслом, пюре из персика

пюре из цветной капусты и брокколи, перетертая отварная крольчатина, компот

творог с малиной, йогурт, сушки

рисовая молочная каша с тыквой, сок яблочный

суп с картофелем, морковью и желтком, паровые тефтели из курицы, сок грушевый

творог, сливовое пюре, галеты

пшенная каша со сливочным маслом, печеное яблоко, кефир

рыбный суп с овощами, кабачково-морковное пюре, ягодный компот

грушево-яблочное пюре, сухарики

творог с бананом и персиком, йогурт, галеты

суп с говядиной и картофелем, отварная цветная капуста, ягодный морс

кефир, морковно-яблочное пюре, сушки

Воскресенье

гречневая каша с маслом сливочным, яблочно-тыквенный сок

пюре из кабачка, картофеля и брокколи с отварной перетертой печенью, компот

творог, галеты, абрикосово-яблочное пюре

Режим ребенка в 8 месяцев

Когда исполняется 8 месяцев ребенку, его физическая и социальная активность резко возрастают, поэтому этот период можно назвать переломным для малыша и более хлопотным для родителей. Вместе с тем, с крохой становится все более интересно общаться, и времени на это можно отводить все больше, ведь период бодрствования увеличивается. То, сколько спит ребенок в 8 месяцев, является индивидуальным показателем, но зачастую дети отдыхают днем дважды по 1,5-2 часа. Ночной сон крепкий, без пробуждений, составляет около 8 часов.

В периоды бодрствования, которые составляют по 5-6 часов, с малюткой нужно гулять на улице, играть в развивающие игры, общаться. Кроме того, в 8 месяцев ребенку необходима ежедневная утренняя гимнастика для укрепления мышечного корпуса перед последующим овладением навыка ходьбы с опорой, для развития координации движений и . Не следует забывать о ежевечернем купании, гигиенических процедурах.

Развитие ребенка в 8 месяцев

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев, какие психологические и физические характеристики доминируют в этом возрасте:

  • уверенно сидит без опоры, тянется за игрушкой из сидячего положения;
  • садится из положения лежа;
  • встает на ножки, держась за опору;
  • активно ползает на четвереньках;
  • берет игрушки, перекладывает из руки в руку, подолгу рассматривает, изучает;
  • в течение 10-15 минут самостоятельно играет с игрушками;
  • четко и осмысленно выговаривает слоги, произносит односложные слова;
  • показывает на предметы, которые называет взрослый;
  • пьет из кружки, которую держит взрослый, придерживая ее своими ручками;
  • разделяет «своих» и «чужих», проявляет привязанность к родителям и замкнутость к посторонним;
  • проявляет интерес к другим детям;
  • узнает себя и близких на фото.

Ребенок не сидит в 8 месяцев

Если ребенок в 8 месяцев не сидит самостоятельно, не всегда это свидетельствует о задержке физического развития и о каких-либо патологиях. Это может быть особенностью малыша и, вполне возможно, что кто-то из его родителей также поздно начал сидеть, стоять, ходить. При этом все же следует показаться педиатру и неврологу, которые при необходимости назначат укрепляющий массаж, специальные физические упражнения, физиотерапевтические процедуры.

Ребенок не ползает в 8 месяцев

С учетом того, что умеет ребенок в 8 месяцев в норме, неспособность малыша ползать в этом возрасте очень пугает родителей. Возможно, на самом деле нет повода для беспокойства, но, чтобы удостовериться в этом, следует обратиться к специалисту. Некоторые детки просто пропускают этот этап и сразу начинают ходить ближе к годику, недоношенные же зачастую начинают ползать в 10-11 месяцев.

Как развивать ребенка в 8 месяцев?

Родителям следует знать, как развивать малыша в 8 месяцев, чтобы совершенствовать его навыки, разрабатывать новые, помогать формироваться личности. Ребенку в 8 месяцев требуется постоянно давать новую информацию, которую он с удовольствием воспринимает и впитывает. Помните, что в этом возрасте малыши копируют действия и слова родителей, поэтому нужно следить за всем, что вы говорите и делаете.

Игрушки для детей в 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок с удовольствием и пользой будет играть с такими игрушками:

  • резиновые мячики разных размеров;
  • молоточек с пищалкой;
  • небольшая пирамидка с кольцами;
  • пирамидки-стаканчики;
  • мягкие книжки;
  • простейшие сортеры с крупными отверстиями;
  • прозрачная пластиковая коробка, в которую можно складывать разные игрушки;
  • тканевые мешочки с разными крупами.
  • простые музыкальные инструменты – барабаны, флейты, клавишные, колокольчики;
  • говорящие игрушки;
  • куклы и машинки.



Публикации по теме