Характеристика адекватной самооценки. Театрализованная деятельность как способ формирования адекватной самооценки студентов первого курса педагогического университета.

Самооценкой принято называть собственное мнение человека о себе самом. Иными словами, сформирована тем набором мыслей, которые касаются наших способностей, а также недостатков.

При нормальной и вполне адекватной самооценке человек наполнен здоровой уверенностью в себе. Он отчетливо и совершенно справедливо полагает, что имеет право на то, чтобы окружающие относились к нему уважительно.

Низкая самооценка

При низкой самооценке имеющиеся у человека мнения ему самому кажутся очень незначительными. Низкая самооценка порождает убежденность, что мысли и идеи, которые зреют в голове человека, совсем не заслуживают внимания со стороны других. При низкой самооценке человек вынужден пребывать в постоянном беспокойстве о том, что он недостаточно хорош.

Как правило, проблемы, связанные с низкой самооценкой, наиболее активное обсуждение проходят, когда затрагивается тематика детского воспитания. Но и для огромного количества взрослых людей проблемы, порожденные очень низкой самооценкой, будут весьма актуальными. В особенности это может относиться именно к женщинам. Среди них гораздо более часто констатируются случаи низкой самооценки.

Психологи уверяют, что иметь низкую самооценку очень вредно . Из-за нее жизнь человека будет в духовном плане не полноценной. И это обстоятельство неизбежно будет собой порождать различные неудачи в иных сферах, например, интимной или материальной. Когда к психологу какой-нибудь человек обращается за консультацией, первое, что делает этот специалист, так это выясняет степень адекватности самооценки человека.

Влияние

На нашу самооценку в действительности оказывают влияние очень многие факторы. Не будет секретом, наверное, такое известие, что основы самооценки человека закладываются еще в раннем детстве. Факторы, способные влиять на то, какой будет , могут быть основаны на наших мыслях и схемах восприятия, опыте того, как мы общались в компании сверстников, в школе или во дворе. Самооценка часто формируется под влиянием наблюдения за реакцией других людей.

Конечно, если человек страдает какими-то физическими недостатками, болезнью, травмой или инвалидностью, это на уровне самооценки обязательно скажется. Помимо прочего, самооценка может зависеть от занимаемого человеком статуса в обществе, свойственных ему ролей, а также от религии и культуры. В особенности важными в плане формирования самооценки выступают отношения с наиболее близкими людьми: родителями, людьми старшего поколения из числа бабушек и дедушек, вашими сестрами и братьями, друзьями, сверстниками, учителями. Такие контакты на протяжении всей нашей жизни способны оказывать глубочайшее влияние на нас самих.

Как ни странно, но огромная доля тех убеждений, которые у вас имеются на сегодняшний день, на ряду со стереотипами являются отражением того опыта, который вам довелось получить от взаимоотношений с другими людьми. Если отношения с близкими людьми у вас были преимущественно доброжелательными, крепкими, и в их основе лежало взаимопонимание и глубокое доверие, то это будет хорошей предпосылкой к тому, чтобы ваша самооценка оказалась в полной мере здоровой и адекватной. Если же в течении долгого времени от близких людей вам доводилось получать лишь критические замечания, оскорбления и унижение, то скорее всего ваша самооценка от этого очень пострадала и стала заниженной.

Наши мысли

Конечно, на чувство собственного достоинства в большей мере будут оказывать воздействие наши мысли. И мысли человека являются тем немногим потенциалом, который полностью находится в его власти. Мы в силах поменять собственные мысли. И эту возможность следует научиться использовать себе во благо. Обретя навык новой формулировки собственных убеждений и привыкнув делать акцент на своих положительных качествах, вы сформируете у себя достаточно высокую самооценку. Диапазоны самооценки могут быть достаточно широкими. Но наша самооценка на протяжении жизни постоянно меняется в разные стороны.

Завышенная самооценка

Во многом на эти колебания влияют жизненные обстоятельства. Иногда чувствовать себя, что называется, «на подъеме», а в след за этим ощущать некоторый спад, совершенно естественно и нормально. Говоря о человеческой самооценке, очень важно уметь распознавать крайности. Завышенная самооценка характеризуется тем, что человек себя склонен оценивать гораздо выше окружающих. При этом он может быть убежден в своей исключительности, недюжинном таланте и уме. Человек может полагать при завышенной самооценке, что он добрее и умнее других. Но такие «симптомы» должны представлять повод забеспокоиться.

Следствием завышенной самооценки нередко выступает высокомерие. Человек в итоге не способен противостоять собственным слабостям. Он может свято верить в то, что к себе особых привилегий простым фактом своего существования. Другой крайностью выступает заниженная самооценка. При ней человеку постоянно кажется, будто он всегда говорит невпопад. Также низкая самооценка порождает чувство, будто другие люди гораздо успешней, умнее, богаче и вообще лучше по большинству показателей.

Чрезмерно низкая самооценка порождает в человеке страх в слух высказывать имеющиеся у него идеи и мысли. Они кажутся ему самому не достойными даже капли внимания и просто глупыми. При низкой самооценке личность сконцентрирована на собственных ошибках, на реальных и мнимых недостатках.

Адекватная самооценка

И даже обоснованная похвала на ряду с искренними комплиментами будут человеком с низкой самооценкой расценены в качестве издевательства, а не как справедливое признание положительных качеств. В том случае, если из всего перечисленного вы мысленно применили что-то и к себе, то возможно ваша самооценка тоже не достаточно высока. Это обстоятельство неизбежно станет удерживать вас от успеха в разных областях жизни. Адекватная самооценка само собой предполагает отсутствие всяких крайностей. «Адекватный» с латыни переводится как «приравненный» или «уравненный». Такой вид самооценки словно стоит между двумя описанными выше крайностями.

Для адекватной самооценки будет характерным точное и сбалансированное представление человека о себе. При этом личность хорошо знает все из своих достоинств. Но с другой стороны она может правильно оценивать и имеющиеся недостатки. Человек ясно при адекватной самооценке осознает, когда поступает хорошо, а когда его действия носят негативный окрас. Человеку также прекрасно известно, за какие из собственных действий он в праве рассчитывать на уважение, а когда это просто не уместно.

Безусловно, адекватная самооценка обладает целым набором преимуществ. Когда люди оценивают себя в полной мере адекватно, это дает им чувство внутренней стабильности. Человек ощущает свою уверенность и на основе этого, у него появляются возможности для построения позитивных и дружественных отношений с другими.

Благодаря адекватной самооценке человек может выгодно подчеркнуть и проявить в полную силу свои достоинства. Также наличие адекватной самооценки позволяет найти способ компенсировать имеющиеся недостатки. Адекватная самооценка непременно будет способствовать тому, чтобы человек был успешен на работе, в личной жизни и в обществе в целом.

При таких условиях личность полностью открыта для обратной связи и глубокого уровня восприятия, что в итоге помогает обретать положительный опыт и умения. Имеющие адекватную самооценку люди в выражении своих мнений и потребностей очень последовательны. Им свойственна уверенность в том, что они умеют принимать верные решения. На базе адекватной самооценки человек обретает способность формировать с окружающими честные и безопасные для себя .

Крайности в самооценке часто провоцируют разные физические недуги. В то же время, люди с адекватной самооценкой, по мнению специалистов, болеют реже. Адекватная самооценка не порождает несбыточных надежд. Напротив, у человека при таком условии будут ожидания только реалистичные. В результате личность не будет очень критично относиться к себе и другим людям. Людям с нормальной самооценкой в меньшей степени свойственны такие чувства, как безысходность, огромная вина, стыд или собственная бесполезность.

Самооценка тесно взаимосвязана с любыми аспектами нашей жизни. Вы сделаете очень важный шаг в деле решения своих жизненных проблем, если постараетесь сформировать здоровый и реалистичный взгляд на свою самооценку.

Юмор в тему

Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки

Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная. Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. См.

Как оценить адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости. См.

Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема

Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме. Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.

Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема. Смотри Перевод проблемы в задачу

Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?

Определение адекватности самооценки дает возможность:



Изначально большое влияние на нашу самооценку имеют родители, но в каждой семье оно различное, поэтому последствия этого влияния отличаются. Попробуем сегодня разобраться что такое адекватная самооценка?

В психологии есть несколько понятий самооценки: адекватная, завышенная и заниженная . Корень той или иной самооценки уходит глубоко в детство. И от того какие отношения складываются с родителями, друзьями и окружающим социумом зависит какая самооценка сформируется у человека.К сожалению, существует множество семей, в которых родители своими действиями тормозят нормальное развитие самооценки ребенка.

Когда родители насмехаются, не всерьез относятся к чувствам и эмоциям ребенка, не поддерживают своё дитя в трудных для него моментах или наоборот слишком опекают и оберегают, применяют физическое насилие, постоянно говорят ребенку, что он плохой. Ребенок растет и у него формируется та или иная самооценка.

Адекватная самооценка.

Умение адекватно оценивать себя или адекватная самооценка — это умение достаточно объективно оценивать себя и свое место в мире. Находиться в адеквате значит оценивать себя основываясь на правильном представлении о себе. Адекватный человек знает все свои достоинства и недостатки, чаще всего доволен собой, оценивает себя сам не обращая внимания на мнение окружающих.

Адекват уважает себя и других, дорожит своей индивидуальностью, не боится перемен, а ошибки для него определенный опыт в жизни. Если вы чувствуете, что ваша самооценка не нормальная (не адекватная), то есть несколько способов, которые помогут привести вашу самооценку в норму.

Как улучшить самооценку?

  • Ни в коем случае не ругайте себя
  • Почаще применяйте по отношению к себе утверждения типа
    «я люблю себя », «я заслуживаю только самого лучшего». Повторяйте их по несколько раз в день перед зеркалом.
  • Не сравнивайте себя с другими людьми. Все разные у кого-то есть то, чего нет у вас, и есть люди у которых нет того, что есть у вас.
  • Всегда принимайте поздравления и комплименты и обязательно благодарите ответным «спасибо».
  • По возможности посетите семинары, почитайте книги, прослушайте аудиозаписи по укреплению самооценки.
  • Старайтесь общаться в большей степени с позитивными и уверенными в себе людьми, которые вас поддержат в любых начинаниях. Так как окружающие вас негативные люди подавляют вас и ваши идеи, поэтому самооценка ваша понижается.

И самое главное не сидите на месте. Ставьте цели и стремитесь к ним, не зависимо от результатов. Вы уникальная личность с большими возможностями. Ваши способности будут раскрываться вместе с выравниванием вашей самооценки. Адекватная самооценка дает душевное спокойствие, и Вы действительно по-настоящему оцените самого себя.

Если вы хотите подробнее разобраться в теме самооценки — приглашаем вас на открытый вебинар «

ДОКЛАД

Формирование адекватной самооценки младшего школьника

Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих. В самооценке «отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств».

Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки людей. Особенно важно - помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке. Объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

Разница между уверенным в себе человеком и неуверенным особенно заметна в тот момент, когда нужно сделать решительный шаг. Первый концентрирует перед собой поставленную задачу, думает о том, что он должен сделать. Второй умудряется припомнить все свои провалы, несчастья и проблемы вместе взятые. Следовательно, только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей.

Неуверенность в себе имеет и положительную сторону - она заставляет людей постоянно совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Одним словом - развиваться. Проблемы начинаются, когда сомнения разрастаются до гигантских размеров, парализуя человека, на корню уничтожая его попытки проявить инициативу сделать что-то существенное, разорвать порочный круг.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, - это требования, предъявляемые человеком к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.
При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Но самооценка может быть и неадекватной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита - это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности. У людей с завышенной самооценкой возникают трудности общения. Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно - ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим.
Завышенная самооценка, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу).

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.

Самооценка младшего школьника зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности. Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Дети предпочитали считать себя ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

У детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Но, иногда потрудившись и успешно выполнив задание, ученик ставит перед собой цель более легкую - это заниженная самооценка. Когда же не добившись успеха, учащийся ставит перед собой еще более трудную задачу – это завышенная самооценка. Если при этом учащийся не зазнается, не относится снисходительно к товарищам и рано или поздно сам или с помощью добивается успеха, завышенная самооценка полезна.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не разобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Низкая самооценка способствует и такой черте характера, как обидчивость.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности.

Ученики, поощряемые и подбадриваемые учителем, постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от оценки своих действий, поступков к более обобщенной. Возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Соотнесение собственной оценки своей учебной деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать точку зрения других, возникновение этого двухстороннего подхода существенная веха на пути формирования у учащихся критической самооценки достигнутых результатов учебной деятельности.

Важна не только адекватная оценка учителем самого по себе объективного результата учебной деятельности, но и учет того, что усматривает и ценит в этом результате сам учащийся.

Таким образом, в младшем школьном возрасте самооценка может быть неустойчивой, при этом у детей проявляются различные виды самооценки: адекватная, неадекватная заниженная и неадекватная заниженная. При этом самооценка формируется в учебной деятельности и в общении с учителем и сверстниками. Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога, т.к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми.

С детьми, имеющими заниженную самооценку, может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.


Самооценка – это самостоятельная оценка своих личностных качеств: как достоинств, так и недостатков. Бывает она двух видов: адекватная и неадекватная. Поскольку мы живём в социуме и напрямую зависим друг от друга, адекватность занимает почётное место среди личностных качеств, влияющих на взаимодействие между людьми.

Также ваша оценка себя может не соответствовать представлениям окружающих и быть либо заниженной, либо завышенной. Одним из главных критериев определения адекватности самооценки является уровень выполнимости планов человека. Например, если человек при видимом наличии всех нужных факторов не верит в себя и положительный результат – это ситуация заниженной оценки себя. А если же планы фантастичны и нереалистичны – самооценка завышена.

Вообще, лучше всего оценивать каждую частную ситуацию отдельно. Индикатором должен служить полученный результат. В том случае, если человек успешно справился с задачей, которую долго до этого откладывал, можно говорить об объективно заниженной оценке личностных качеств у него. Ещё одним индикатором может являться мнение признанного эксперта в той области, на которую испытуемый направил собственные притязания. В данном случае речь шла о конкретно-ситуативной самооценке, которая имеет тенденцию выравниваться с полученным опытом.

Как оценивать адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная оценка себя– это та, которая соответствует реальным фактам и результатам, по возможности объективное оценивание своих возможностей, не завышенное и не заниженное, исключающая ограничения своего места среди людей и вообще своего места в жизни. Когда идёт речь о незрелой, ещё до конца не сформированной личности, то тогда личностная самооценка чаще всего находится под влиянием от оценок окружающих людей, которые тоже могут ошибаться и не всегда дают адекватную реальную картину. Адекватную личностную оценку себя можно считать одним из основных признаков зрелости личности.


Проблема неадекватной самооценки

Неадекватную самооценку можно считать рабочей задачей для психотерапевтического вмешательства. Это самая лучшая формулировка, побуждающая к действиям. Когда речь идёт о проблеме, сразу появляется ярко-выраженный негативный оттенок, который может отталкивающе действовать на человека. Проблемы, чаще всего, возможно решить только при помощи специалиста. А когда стоит конкретная задача, тогда и к поставленной цели идти намного проще.

Нужно ли разбираться в адекватности оценки себя?

Ответ однозначен – нужно, и вот для чего:


  • чтобы выровнять уровень притязаний и способствовать формированию здоровых амбиций;
  • чтобы иметь возможность судить о личностной адекватности человека.
    Рассмотрим на конкретном примере. Если в период сессии студент перед каждым экзаменом паникует на тему того, что «ничего не получится», а потом все испытания выдерживает блестяще, то это как раз можно считать случаем заниженной самооценки. Хотя иногда это может просто быть особенностью характера – склонностью всё драматизировать.

Следующий важный момент, на котором необходимо остановиться, это то, что адекватная самооценка тоже может быть различной. Всё зависит от конкретной ситуации и способностей человека. Реальное признание того, что вы чего-то не можете – это адекватная самооценка, даже если она адекватно низкая. Более адекватную самооценку имеют те люди, которые привыкли доверять не чувствам в принятии решений, а разуму.


Обычно адекватность самооценки растёт пропорционально полученному опыту: тогда, когда человек со всех сторон, обстоятельно познакомился с предметом или вопросом, он может дать реальную оценку своим знаниям и возможностям. Ведь не случайно говорится, что чаще всего тонет не тот, кто не умеет плавать, а тот, кто только научился (именно потому, что склонен переоценивать свои возможности).

Оценка человеком себя может меняться под влиянием различных факторов, начиная от настроения и того, что он съел на завтрак, до каких-то более серьёзных обстоятельств и конкретных рабочих навыков.

В идеале, каждый должен стремиться к тому, чтобы научиться абстрагироваться от проблемы для более успешного решения, быть над ситуацией, специально для того, чтобы дать адекватную объективную оценку.



Публикации по теме