Личностное самоопределение как психологическая проблема. Самоопределение как педагогическое понятие.

Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени разные виды самоопределения: профессиональное (определяет себя как профессионала), личностное (определяет себя как личность), семейное (определяет себя как член семьи) и т.д.

Попытаемся выделить признаки, этапы любого самоопределения:

Установление человеком своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

Существуют разные способы достижения идентичности. Один из них основан на потреблении - поклонники спорта, группы моды, рокеры, клубы и т.д. с их помощью членство в группах можно найти. Труднее всего выразить творческие занятия, профессиональный успех и интенсивные занятия.

Существуют социально признанные и социально отвергнутые критерии идентичности. Если человек идентифицирует себя как гетеросексуальный и имеет сохраненную биологическую идентичность, к нему применяются положительные социальные критерии, и он принимается в общество. Если он гомосексуален и имеет предвзятую идентичность, он или она явно или неявно отвергается и подвергается социальному давлению. Это может привести к углублению кризиса его биологической идентичности и нарушить ее адаптацию к обществу в целом, неспособному идентифицировать себя и потерять свое реальное самоопределение.

    выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, точки отсчета, координат на основе системы идеалов, ценностей: что надо для социума, чего от меня ждут, что из этих требований социума я принимаю для себя;

    определение своих наличных уже имеющихся к сегодняшнему дню качеств, соответствующих требуемым нормам,

    Если пожилой человек не развил умышленные качества и не может справиться с напряженностью, трудностями и проблемами, его трудно идентифицировать как способного и жить с низкой самооценкой, которая еще больше мучает его / ее. Возникает вопрос о том, адекватен ли человек и способен ли он идентифицировать себя с качествами, которыми он обладает, или определяет себя с внешними объектами, которые кажутся ему значимыми, и в их стремлении их приравнивать ими имитирует. Типичным примером является то, как многие подростки хотят идентифицировать себя как зрелых мужчин и идти по плохой дороге - они курят, пьют, становятся слишком агрессивными, руководствуясь идеей, что они таким образом выражают себя.

    Принятие или непринятие себя: соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать сегодня, какова сегодня моя личность и др;

    предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, каким я могу стать завтра как личность, как профессионал;

    В процессе идентификации личности в ее нормальных и искаженных границах существуют различные субъективные и объективные факторы. Например: Идентичность легко нарушается у людей с низким интеллектом, не осознавая, что они есть и что они могут. Часто они участвуют в деятельности, для которой у них нет ни сил, ни возможностей. Особенно опасны, когда они подражают своим идолам и властям, теряя чувство реальности в своем поведении, своих сказках, одежде, их отношении к другим людям.

    Адекватная самоидентификация лежит в основе психического здоровья и благополучия ментальной нормы. Человек с адекватной индивидуальностью выбирает возможные и успешные модели поведения. Чувство внутренней стабильности и крепких связей с миром делает человека уверенным и успешным в своем индивидуальном поведении. Человек с деформированной идентичностью останавливается на неудачных и иллюзорных поведенческих моделях и страдает прогрессивным провалом. Человек с негативной самооценкой по отношению к себе, не будучи в состоянии идентифицировать себя как ценность и обнаруживать в себе качества, которые делают его принятым обществом, имеет реальные предпосылки для психических проблем.

    построение своих целей, задач, планов (близких, сред- неотдаленных, отдаленных) для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя: чего я хочу и как я намерен действовать;

    Пересмотр человеком применяемых им критериев и оценок, ибо изменяются ценности, менталитеты в самом обществе, и сам человек выбирает разные из них на различных этапах своего развития;

    Потеря личной личности усиливает процессы скрытой изоляции, уменьшает возможности контактов и расширяет опыт, делает человека неопределенным, издевающимся, расстроенным, отвергнутым и отчужденным от самого себя. С психологической точки зрения, личность человека имеет переменные и динамические границы. Может быть узкая идентичность, которая дает ощущение нескольких столпов в себе, отсутствие индивидуальности и ограниченные возможности для взаимодействия с миром и людьми. В панорамной идентичности у одного есть широкое и хорошо развитое понимание многих личностных качеств и свойств, которые делают его уверенным, стабильным, принятым и признанным.

    Пересамоопределение - человек заново принимает или не принимает себя, затем цикл может возобновляться. Косвенным свидетельством продолжающегося процесса самоопределения (и пересамоопределения, смены ценностей) человека являются внешние изменения, которые человек осуществляет в своей жизни - меняет профессию, круг знакомых, образ жизни, религиозные установки и др.

    Важно понимать, что чувство, которое человек имеет для себя как личности, играет роль мотивов в его поведении. Реакция людей напрямую зависит от того, что они переживают, и от того, что они думают о себе. Если человек осознает свою ценность, он ведет себя в одном случае, если осознает, что он ничто и стоит ниже остальных - другим способом. Крайне важно развивать способность уважать идентичность другого и приравнивать его с достоинством.

    Для психотерапевта важно уметь определить, содержит ли индивидуальное самосознание пациента адекватную или искаженную идентичность. Не случайно в группах личностного роста пациент должен встретиться с другими членами группы, чтобы не узнать, кто он, и решить, какие проблемы он может укрепить и развить свою личность.

    По сути процесс самоопределения длится у достаточно зрелого человека всю жизнь: человек ищет ответы на вопросы - кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем я"могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения, связанные с поиском смысла жизни, желательно стимулировать, помогая человеку в этом начиная с дошкольного возраста, хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами.

    Самооценка - это сочетание самооценки, уважения к себе и собственной целостности. Низкая самооценка указывает на низкую самооценку. Самооценка основана на чувстве любви и любви к другим. Самыми большими источниками самооценки и самооценки являются ваши мысли. Низкая самооценка парализует нас от действия, управляет нашими мыслями и способом смотреть на мир, пока, наконец, пленники, из которых трудно выйти.

    Хотите повысить свою самооценку?

    Сосредоточившись на наших ошибках и недостатках, мы работаем над нашей низкой самооценкой. Сохранение негативных мыслей в голове делает их все более негативными. Вы можете отменить такое мышление, сосредоточившись на положительных чертах.

    Вот несколько примеров

    Перечислите свои хорошие черты характера - отмените скручивание опасной спирали, наши негативные мысли, вспомните, что вам нравится и цените.

    В самоопределении человек сливает в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом, определяя смысл своего существования. Самоопределение нельзя сводить к самосознанию человека, ибо, как отмечается (11, с. 67), можно осознавать себя, но не подняться до уровня соотнесения того, что я могу и что от меня требуется, не приходить к действенному выводу. Потребность в самоопределении, его уровень зависят от среды, системы отношений, в которой находится человек (в какой мере среда стимулирует подобные размышления) и от зрелости личности, готовности, мотивации человека. Кроме потребности в самоопределении надо владеть еще способностями к самоанализу, приемами включения себя в более общий социальный контекст.

    Составьте список своих достижений - раз в неделю запишите все, что вы достигли - что угодно. Это действительно не должно быть чем-то большим. Попробуйте что-то новое - самооценка не приходит к тем, кто сидит и ждет. Если то, что вы делаете сейчас, не дает вам удовлетворения, попробуйте что-то новое, например, найдите интересующий вас курс и узнайте что-то новое. Даже если вам это не удается, вы знаете, что попробовали. В жизни все необходимо.

    Дайте себе призы за успехи - прорвайтесь на небольшие шаги и вознаградите всех за самый маленький успех. Если вы не вознаградите себя, это не позволит вам делать то, что вы делаете. Конечно, награды должны быть разумными. Когда вы смотрите в зеркало и хорошо заботитесь о нем, это отлично влияет на то, насколько хорошо вы себя чувствуете в своей коже. Хорошая стрижка, ухоженные ногти, может дать много, и вы сразу почувствуете себя лучше.

    Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения -личностное, социальное, профессиональное и др. Эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами как причина и следствие. Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения.

    Позаботьтесь о своей физической активности - вам не нужно сразу менять свой образ жизни. Всего 15 минут пешком, велосипед или другая деятельность. Речь идет не о потере веса и наращивании мышц, а о повышении вашего физического благополучия. Проводите время с детьми - дети имеют много энергии и могут заразить нас. Стоит найти некоторое время в вашей напряженной неделе и поиграть с детьми, будь то ваши внуки или внуки и т.д. невозможно увидеть улыбку на них и на вашем лице. Вы также увидите, как много детей любят быть с вами и понимать, насколько важно и ценно ваше место в их мире.

    Рассмотрим отдельные виды самоопределения (табл. 6).

    Жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

    Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Например, если человек считает, что критериями личности являются способность к саморазвитию, социальная ответственность и др., то он и себя самоопределяет с точки зрения этих критериев. Если человек считает другие критерии важными для личности, например, построение новых смыслов, смыслотворчество, то он соответственно и себя оценивает под этим углом зрения. В последнее время появляется много новой литературы о качествах личности современного человека в быстро меняющемся мире, и у каждого думающего человека появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.

    Достигайте успеха для себя - часто наши успехи, на наш взгляд, более ценны для нашей семьи и для нашей окружающей среды, как если бы это были успехи других. Мы забываем себя и сравниваем себя с другими. Помните, вы уникальны и уникальны. На земле нет другого человека. Каждый человек ценен, и каждый может предложить что-то миру.

    Избавиться от веса - друзья и семья в одной сфере жизни могут нам помочь, а в следующем - их присутствие может стать проблемой. Некоторые люди слишком чрезмерно защищаются, часто с участием родителей. Вместо того, чтобы помогать нам, они приносят нам больше вреда, чем пользы. Они часто режут наши крылья, как будто для нашего блага.

    Социальное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий. Например, человек, еще не выбрав точно профессию, осуществляет социальное самоопределение, решая для себя, что это будет профессия в сфере умственного труда.

    Это может исказить развитие самообеспеченности и самоопределения. Наконец, как взрослый человек, вы можете отдавать руль своей жизни другим. Вы также считаете, что у вас недостаточно навыков, не доверяйте своим способностям, не создавайте достаточных ресурсов для преодоления трудностей.

    Вы, возможно, привыкли к этому с детства, когда родители или один из родителей приняли решение за вас. Вот почему иногда стоит сохранить только часть отношений, чтобы избавиться от внутреннего веса и начать жить своей жизнью и для себя. Проводите время с друзьями - время от времени вы можете встретиться с друзьями или вместе пойти куда-нибудь вместе. Стоит также не закрывать новые знакомства и встречаться с новыми людьми. Мы обязательно найдем «новый камень», с которым мы свяжем наше будущее или дружбу.

    Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой «планки» себя самоопределяет и далее самореализует.

    Позаботьтесь о том месте, где вы проводите большую часть своего времени - дело не в том, чтобы сделать ваш дом или комнату, как музей! 😉 Важно сделать это место привлекательным, аккуратным и чистым, где вы можете расслабиться. Это повлияет на ваш ум и благополучие.

    Вы можете выбрать любимое домашнее животное, которое вам нравится - домашние животные также могут помочь. Самооценка и самооценка взаимосвязаны - это оценка самих себя и наших качеств. Самооценка приводит к самоуважению. В раннем детстве мы развиваем наше воображение - кто мы, что нам хорошо, как мы выглядим и каковы наши сильные и слабые стороны. Наш опыт и наши взаимодействия с другими людьми дают нам образ себя и становятся сильнее. Со временем эти ментальные образы развивают нашу концепцию самооценки.

    Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов (в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации и творчества, при потере работоспособности или работы и др.).

    Работа всегда была одним из важнейших столпов в жизни человека, удовлетворяя многие экономические и неэкономические потребности. В широких терминах он определяет положение человека в обществе, определяет его как человека и часть более крупной, целостной группы людей. Работа особенно важна для людей с ограниченными возможностями. Работа позволяет удовлетворять - иногда больше, чем для здоровых или подходящих людей - финансовые потребности, продиктованные, в частности. потребность в лечении. Кроме того, работа позволяет удовлетворить многие из наиболее важных неэкономических потребностей.

    Виды и этапы

Этапы самоопределения

Виды самоопределения

Возраст их появления

Сферы жизнедеятельности

Качества и способности, которые человек в себе оценивает (какой я есть)

Нормы, критерии, с которыми человек себя сопоставляет, относительно которых он самоопределяется (что нужно для социума))

Какие основные потребности человеческая работа?

Наиболее важными из них являются. Потребность в самореализации должна контактировать с другим человеком и противодействовать социальной изоляции, выполнять свои амбиции, укреплять самооценку, развивать силу воли, укрощать новые и проблемные ситуации, выработать соответствующую ментальную и эмоциональную схему. Работа является важным инструментом для реализации ключа в жизни каждого человека: выживания и власти, социальных контактов, самоопределения и благополучия. Чаще всего факт владения работой или ее отсутствие рассматривается только в контексте анализа безработных, опуская многомерный аспект проблемы.

жизненное самоопределение

начинается с первых дней жизни и постепенно включает в себя все новые линии

вся жизнедеятельность человека. Я как человек

способность к жизнедеятельности, жизнеспособность

личностное самоопределение

возможно со старшего дошкольного возраста, особенно на рубеже подросткового и старшего школьного возраста

сфера развития личности. Я как личность

основные черты личности готовность к саморазвитию и др.

принятые в среде человека требова ния к личности

социальное самоопределение

с подросткового возраста

разные сферы социальной деятельности, взаимодействия с другими людьми. Я как человек определенного социального круга

способность вписаться в определенный социальный контекст, социальная ответственность

нормы определенного социального круга

профессиональное самоопределение

с дошкольного возраста, особенно в старшем школьном возрасте, далее в течение профессиональной жизни

профессиональный труд. Я как профессионал

пригодность к профессии, способность развиваться средствами профессии, развивать саму профессию, работоспособность

требования профессии

индивидуальное самоопределение

сфера развития индивидуальности. Я как осознанная индивидуальность

основные черты индивидуальности-целостность, уникальность, относительная автономность и др.

основные выработанные самим человеком требова ния к индивидуальности

семейное самоопределение

с юношеского возраста

семья Я как член семьи

способность строить семью, вписаться в контекст семьи

нормы семейной жизни

Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к Себе и в изменении критериев этого отношения. Часто по мере роста профессионализма человека у него вырастают требования к себе, изменяются критерии оценки, например, молодой человек после окончания вуза считает себя почти профессионалом, а спустя ряд лет работы начинает в этом сомневаться, что становится стимулом его дальнейшего самосовершенствования. Иногда, напротив, не добившись реального профессионального успеха, человек сни-

Самоопределения человека

Оценивание себя с точки зрения требований, критериев на сегодняшний день, ^ринятие себя (что я смогу сегодня)

Оценивание ебя с точки рения норм, критериев на завтрашний день, принятие себя (что я смогу завтра)

1остроение на этой основе системы целей, задач, планов что я хочу, как я буду поступать). Выбор жизненного пути, жизненных планов

Изменение самих критериев, норм оценивания себя (на основе изменения критериев в обществе и в себе самом)

Пересмотр ценки и принятия себя, начало пересамоопределения

Затем опять графы 6, 7, 8, 9

планы личностного саморазвития

планы профессионального развития, роста

жает требования к себе, маскируя отсутствие успехов своим нежеланием (я этого не добился, но я этого и не хотел).

В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения, это выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д.

Профессиональное самоопределение имеет (9) временной аспект - построение концепции будущего и соотнесение с

опытом прошлого. У «трудных» подростков будущее порой имеет характер нереализованных потребностей настоящего и прошлого, самоопределение остается зыбким, для его реализации не прилагается активных усилий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека «внешние причины», «внешняя детерминация» - это социальные условия и социальная детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире - психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

Самоопределение личности - это длительный процесс осмысления, пересмотра и восстановления целей и жизненных ориентиров. Развитие личности могут тормозить внутриличностные конфликты, которые тревожат даже здоровых людей. Конфликты могут возникать при рассогласовании целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения.

В зарубежной и отечественной психологии много говорится о психологическом здоровье личности и о средствах психологической защиты, т.е. о защитных механизмах. Защитные механизмы обычно складываются у человека «неуверенно себя чувствующего в жизни». Самодостаточная личность наиболее успешно освобождается от психологических защит и менее «чувствительна» к их возникновению. Важнейший путь освобождения от действия защитных механизмов - целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование личностного самоопределения. Этим определяется актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объект исследования данной темы: целостное развитие личности

Предмет исследования : личностное самоопределение.

Цель курсовой работы - исследовать психологические аспекты личностного самоопределения.

В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

Исследовать психологическую сущность личностного самоопределения;

Провести анализ психологических концепций в области механизма самоопределения;

Изучить особенности личностного самоопределения в юности

Провести параллель между двумя формами самоопределения личности: профессиональным и самоопределением личности в группе.

1. Самоопределение личности как психологическая проблема

1.1 Психологическая и социальная сущность личностного самоопределения

Защитные механизмы обычно складываются у человека «неуверенно себя чувствующего в жизни». Самодостаточная личность наиболее успешно освобождается от психологических защит и менее «чувствительна» к их возникновению. Важнейший путь освобождения от действия защитных механизмов - целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование адекватной возможностям жизненной перспективы.

Самоопределение личности - созидательный акт, сознательный выбор и утверждение личностью своих позиций в разнообразных жизненных ситуациях, ориентир для самоорганизации. Самоопределение - длительный процесс осмысления, пересмотра и восстановления целей и жизненных ориентиров.

Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям следует отнести понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение специфически социологического подхода в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания.

С точки зрения социологического подхода к самоопределению Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи: Докт.дис. Тарту.,1985, с.71

оно относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. Не рассматривая здесь взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов исследования, укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в социологии понимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксация этого результата, психолога интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры. На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.

За выбор пути личность несет персональную ответственность, т. к. в процессе самоопределения человек сам выбирает, какие ценности будут руководить им, какие социальные нормы для него приемлемы, какие смысловые ориентиры в его жизни будут доминировать и др. Современная социокультурная среда содержит множество образцов и имиджей для выбора жизненных ориентиров.

Формируя представление о достойном образе жизни, молодые люди по-разному оценивают роль материального благополучия и своего духовного багажа в нем. Возникает два прямо противоположных мнения. Одно из них - достойная жизнь человека определяется уровнем его материального богатства и хорошими условиями бытового сервиса. Приводится ряд аргументов в пользу этой точки зрения. Самый важный из них - это дает человеку реальную возможность удовлетворять свои желания, иметь свой «шарм» и др., что позволяет занять высокое социальное положение, а значит и жить достойно. Юноши и девушки, разделяя это мнение, ищут разные способы приобретения материальных благ вплоть до того, что становятся рэкетирами, не брезгуют мошенничеством, разделяют судьбу «ночных бабочек»…

Другая группа молодежи, также разделяя эти представления о достойной жизни, но, не имея реальной возможности добыть блага силой, обманом, теряют надежду на лучшие перемены в своей жизни и «отстраняются» от проблем, «уходят в себя», находя удовлетворение в алкоголизме, наркомании. При этом в обоих случаях наблюдается пренебрежительное отношение к культурным ценностям, литературе, искусству, образованию. У них формируется и своеобразный мир, где скромность, тактичность, сострадание оцениваются с отрицательным знаком.

Противоположная точка зрения на роль материальной обеспеченности в жизни состоит в признании значимости высших человеческих ценностей. Конечно, редко можно встретить людей (если таковые есть вообще!), которым нравилась бы нищета, безработица, недоедание, отсутствие жилья. Сторонники этого направления считают, что для достойной жизни человеку достаточно иметь возможности удовлетворять разумные материальные потребности, а не превращать бесконечную добычу материальных благ в основную цель своей жизни. Известны притчи о том, что профессор «ходит с ободранным портфелем», известный писатель «имеет старое, ветхое пальто», а музыкант-виртуоз «дает концерты много лет в одном и том же фраке». Но нельзя сказать, что «их жизнь не является достойной».

Конечно, между представленными «крайними» точками зрения существует великое множество промежуточных. Но бывает не мало и этих «крайних» позиций, доведенных до абсурда. Так, стремление к обогащению, наживе, постоянному преумножению своего богатства всеми путями и всякими способами непременно приводит к душевной личностной деградации, классические образы которой великолепно описаны Н.В. Гоголем (вспомним Плюшкина, Коробочку!). С другой стороны, не вызывает восхищения и «голый аскетизм», формирующий безразличие к психологическому и социальному комфорту, культуре, окружающим людям, а, зачастую к самому себе.

Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека «внешние причины», «внешняя детерминация» - это социальные условия и социальная детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире - психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

Основными критериями границ и этапов самоопределения «следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности «хочу» - «могу» - «есть» - «требуют» у конкретной личности» Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 69 . Выделяемые этапы самоопределения фактически представляют собой общепринятые в настоящее время в отечественной психологии этапы возрастной периодизации, выделяемые на основе смены ведущей деятельности.

1.2 Анализ психологических концепций в области механизма самоопределения

Представляет интерес взгляды разных авторов на психологические механизмы самоопределения.

Представляют интерес рассмотренные А.В. Мудриком механизмы самоопределения (идентификация - обособление ) Мудрик А.В. Время поисков и решений. М.,1990. . Автор говорит о том, что самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обуславливая персонификацию личности. Вот почему идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

В.Ф. Сафин и Г.П. Ников считают движущей силой самоопределения личности противоречия между «хочу» - «могу» - «есть» - «ты обязан», которые трансформируются в «я обязан, иначе не могу». исходя из этого авторы утверждают, что соотнесение данных элементов, т.е. самооценка, рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения личности, без которого невозможна персонификация. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 67 При их взаимодействии первый механизм по преимуществу обслуживает поведенческий аспект самоопределения, второй - когнитивный. Иными словами, конкретная форма проявления самосознания - самооценка - пор отношению к Я-концепции выступает как оценочный аспект, тогда как по отношению к самоопределению в принципе выступает как его когнитивный аспект, один из механизмов, и поэтому она является внутренним условием саморегуляции поведения.

В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И. Божович. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24. Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации. подчеркивая важность самоопределения, Л.И. Божович не дает его однозначного определения; это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни», «поиск цели и смысла своего существования», «потребность найти свое место в общем потоке жизни». Пожалуй, наиболее емким является определение потребности в самоопределении как потребности слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования. В своей более поздней работе Л.И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формирование внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Там же

Есть еще один момент, который следует оговорить особо. Л.И. Божович зафиксировала чрезвычайно существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двуплановости: самоопределение осуществляется «через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования». К концу юношеского возраста, по мнению Л.И. Божович, эта двуплановость ликвидируется. «Однако психологическая сторона этого процесса никем и нигде еще не была прослежена». К пониманию этого феномена в современной психологической литературе мы вернемся несколько позже. Сейчас же отметим, что 15 лет спустя после того, как были написаны эти слова, почти теми же словами на ту же лакуну в наших знаниях указал С.П. Крягжде. Рассматривая проблему выбора профессии, он отмечает, что «ни в психологической, ни в социологической литературе нет ответа на вопрос, как же происходит переход от романтической направленности к реальному выбору».

Работы Л.И. Божович многое дают для понимания психологической природы самоопределения, Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Во-вторых, потребность в самоопределнии рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования; в-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее; и, наконец, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему («связано» с выбором профессии). Вместе с тем понятие самоопределения у Л.И. Божович остается достаточно расплывчатым, нерасчлененным; не рассмотрены и механизмы самоопределения.

И.В. Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983. Результаты проведенных исследований позволяют утверждать, что основным психологическим новообразование раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.,1991. Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. М.,1996. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности». Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово «нормативный» имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.

Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?» В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.

Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего « я » , вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.

Канадский психолог Марше выделил четыре стадии развития идентичности:

1. Неопределенность идентичности. Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.

2. Предварительная идентификация. Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил для себя какие-то цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими.

3. Мораторий. Стадия кризиса. индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.

4. Достижение идентичности. Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию.

Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения.

Идея типологии развития идентичности, вариантов взросления в раннем юношеском возрасте завоевывает все большую популярность в отечественной психологии. Показано, что этапы самоопределения (они же и уровни и типы развития личности) являются целостным образованием, где разные личностные переменные системно связаны друг с другом. Каждый из них характеризуется присущими именно ему психологическими трудностями.

В современной психологической литературе наиболее полный и удачный, подход к созданию такой теории был предложен в работах отечественного психолога М.Р. Гинзбурга. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2. Далее на основании этого подхода рассматривается психологическое содержание личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

самоопределение личностный профессиональный психологический

2. Формы личностного самоопределения в юности

Представление о собственном будущем связано с ценностями. Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.

Итак, самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее,

Сформулируем эти связи более конкретно. Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования. Определение себя как личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую природу. Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым М.М. Шибаевой пониманием «самоопределения личности в культуре». Так, М.М. Шибаева отмечает «…важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации». Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема // Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981.с.93

Представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения является той основой, с позиции которой М.Р. Гинзбург подходит к решению этой проблемы в возрастном аспекте. А теперь рассмотрим те характеристики подросткового и юношеского возрастов, которые дают основание для такого подхода.

Проблема самоопределения наиболее актуальна для возраста ранней юности. Деятельность личности в этом направлении является в юности ведущей. Именно в этом возрасте вырабатываются жизненные стратегии, оцениваются жизненные перспективы, формируются жизненные планы. И особо важную роль играют субъективные представления о будущем, которое, как показывает ряд проведенных исследований, у современных старшеклассников окрашивается либо в «розовые», либо в «серые» и «черные» тона.

Особыми формами самоопределения личности являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение.

2.1 Самоопределение личности в группе

На уровне взаимодействия человека и группы проблема личностного самоопределения была детально проанализирована в работах А.В. Петровского по коллективистическому самоопределению личности Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972. С.149-154. . В этих работах самоопределение рассматривается как феномен группового взаимодействия. Коллективное самоопределение личности проявляется в особых, специально конструируемых ситуациях группового давления - ситуациях своеобразной «проверки на прочность», - в которых это давление осуществляется вразрез с принятыми самой этой группой ценностями. Оно является «способом реакции индивида на групповое давление»; способность индивида осуществлять акт коллективного самоопределения личности есть его способность действовать в соответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями группы.

Нет такого исследования старшего подросткового возраста, в котором не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Как явствует из работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе (социальной позиции), но в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом. Специфика эта, помимо всего прочего, заключается также и в том, что, как справедливо отмечал еще П.П. Блонский, с каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого. Кроме того, меняются также его содержание и средства. В старшем раннем юношеском возрасте таким адресатом становится общество в целом; юноша выходит на общение с обществом (шире - с миром человеческой культуры) напрямую.

Так, в работах Д.И. Фельдштейна Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987. показано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. «Узловым рубежом» в социальном развитии личности является занятие подростком позиции «Я и общество». Содержательно это означает, что на этом уровне подростком решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и через общество. А это, как мы показали, возможно только в области ценностей и смыслов. Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения.

Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. .Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты).

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Итак, в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования. М.Р. Гинзбург полагает, что в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видом самоопределения (о которых - ниже). Сoзнание старшего подростка вовсе не представляет собой «ценностного хаоса» Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986. . Конечно, ценностно-смысловая ориентация подростка очень сильно отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Но диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в подростковом и юношеском возрастах, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных «самоопределений», встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределения.

2.2 Профессиональное самоопределение в юности

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определённого периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребителями существующей системы общественного разделения труда - с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Эти три подхода подчёркивают разные стороны дела: первый исходит из запросов общества, третий - из свойств личности, второй предлагает способы согласования того и другого. Вместе с тем они взаимодополнимы (1. - преимущественно социологический; 2. - социально-психологический; 3.-дифференциально-психологический).

В психологии развитие профессионального самоопределения обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап - детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения. Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.

Интересы, способности и ценности проявляются хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), являются более обобщенным и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляют интерес.

Четвёртый этап - практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, 2) выбор специальности.

Последовательность этих двух выборов может быть разной. Но фактически, второй путь решительно преобладает, в частности ориентация на поступление в вуз формируется значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Уровень социальных притязаний школьника и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависят от объективных условий. Прежде всего, это социальное положение, материальное благосостояние семьи и особенно уровень образования родителей. Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно склоны идти по стопам родителей, во всяком случае, хотят остаться в той же социально-профессиональной группе.

Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, чем их родители, и последние сами подталкивают их в этом направлении. При этом образовательный уровень родителей важнее, нежели материальное благосостояние. Судя по многолетним социологическим данным, чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что эти их планы будут реализованы.

Многое также зависит от престижности профессий. Престиж той или иной профессии в общественном мнении обычно находится в обратном отношении к её массовости. В.Н. Шубкин образно представляет это в виде двух зеркальных пирамид: первая изображает реальную потребность общества в кадрах, вторая, перевернутая - степень привлекательности профессии для молодёжи. Чем престижнее профессия, тем больше в ней будет кандидатов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться, заняться чем-либо другим.

Динамика престижа профессий - дело тонкое. То, что резко упали конкурсы в инженерные и повысились в торговые вузы, можно объяснить материальными трудностями и многолетней недооценкой инженерного труда. Но огромные конкурсы на гуманитарные факультеты, хотя работа по этим специальностям заведомо плохо оплачивается и её к тому же трудно найти, вряд ли можно объяснить чисто экономически. Скорее это связанно с ростом гуманитарных интересов у молодёжи, несмотря на весь её кажущейся практицизм.

Профессиональная ориентация - сложная психологическая проблема. К ней существует 3 главных теоретических подхода.

1) исходит идеи стабильности и практической неизменности индивидуальных качеств, от которых зависят способы и успех деятельности; акцент делается, с одной стороны, на отборе и подборе людей, наиболее подходящих для той или иной работы, а с другой на подборе работы, наиболее соответствующей индивидуальным качествам того или иного человека.

2) исходит из идеи направленного формирования способностей, полагая, что у каждого человека можно, так или иначе, выработать нужные качества.

Оба эти подхода могут формулироваться по-разному, но их общий методологический недостаток в том, что индивидуальность и трудовая деятельность рассматривается как независимые и противостоящие друг другу величины, одна из которых обязательно подчиняет себе другую.

Существует третья возможность - ориентация на формулирование индивидуального стиля деятельности. Эта концепция основана на следующих предпосылках:

1. Признаётся, что есть стойкие, практически невоспитуемые личные качества, существенные для успеха деятельности.

2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.

3. Имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счёт их упражнения или же компенсации посредствам других способностей или способов работы.

4. Формирование способностей необходимо вести с учётом индивидуального своеобразия личности, т.е. внутренних условий развития, наряду с учётом внешних условий.

Существенные факторы профессионального самоопределения - возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Выбор профессии, сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существуют две опасности. Первая - затягивание и откладывание старшеклассникам профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентации юноши, что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение - один из главных компонентов повзросления и устойчивого образа «Я», самоуважения и т.д.

Чёткое профессиональное самоопределение статистически связано с общей удовлетворённостью жизнью. Тесная связь существует между выбором профессии и уверенностью юноши в достижимости своих жизненных целей. Это вполне согласуется с теорией Эриксона о стадиях формирования эго-идентичности.

Попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс путём прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелание вообще что-либо выбирать, уход в разного рода хобби.

Помощь здесь может быть только органической - своевременной, на всём протяжении учебы, расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.

Хотя раннее и твердое самоопределение обычно считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание и внешний престиж профессиональной деятельности, не замечая других её аспектов. Мир профессий, как и остальное в этом возрасте часто кажется чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» - всё плохо. Категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию. К тому же ранняя профессионализация часто связана с неблагоприятными семейными условиями, низкой успеваемостью и другими отрицательными факторами, снижающими уровень сознательности и добровольности выбора.

Очень важен уровень информирования старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Наши юноши и девушки очень плохо знают круг профессий, из которых им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной мере случайным. Нередко эта неиформированность сохраняется даже на вузовской скамье.

Чем младше человек в момент выбора профессии, тем вероятнее, что выбор несамостоятелен и совершается по чьей-то подсказке и на базе недостаточной информации.

Здесь есть также определенные половые различия. Осведомленность юношей о различных современных профессиях выше, а сама дифференциация профессиональных интересов начинается у них раньше и проявляется иначе, чем у девушек. Юноши критичнее оценивают возможности и требовательнее относятся к своей профессии; девушки в этом отношении пассивнее и легче мирятся с неудачами, придавая больше значения устройству личной семейной жизни.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, включающих оценку своих объективных возможностей и оценку своих способностей. Кроме того, на него влияет часто не осознаваемый самим субъектом уровень требований, предъявленных им к профессии. У 15-17 - летних юношей и девушек уровень притязаний часто повышен.

Профессиональная ориентация должна быть органически увязана с их жизненными перспективами и ценностями ориентациями:

1. Профессиональная ориентация не должна ограничиваться непосредственно профессиональной сферой, но всегда замыкаться на важнейшие жизненные цели молодежи.

2. Для формирования согласованной и реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. Особенно важно знание будущих условий труда, занимающих одну из ведущих позиций в системе юношеских требований к будущей профессии.

3. Учитывать, что для юношей при выборе профессии более важен размер будущей заработной платы, а для девушек - благоприятные условия труда. Рабочие профессии привлекают молодых людей, прежде всего возможностью более быстрого достижения самостоятельности.

4. Независимо от уровня знаний школьников, они нуждаются в специальной профориентационной информации. Школьная программа этих знаний не обеспечивает.

5. Необходимо разъяснить старшеклассникам непосредственную зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от их готовности к самоотдаче в труде и самостоятельности в реализации жизненных целей.

6. В профориентационной работе важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности.

2.3 Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения

Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем:

Потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

Самоопределение ориентировано в будущее;

Личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.

Л.И. Божович выделяет «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой - как неконкретные поиски смысла своего существования.

Потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив является важной потребностью юношеского возраста. В то же время известно, что психологическое содержание и физиологические особенности подросткового периода предрасполагают к риску возникновения психической дезадаптации, особенно при высоких учебных нагрузках. При исследовании особенностей адаптации учащихся общеобразовательной школы к профильному обучению было выявлено следующее:

Выявлено, что профильное обучение делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным;

Получены устойчивые связи между негативными ожиданиями от деятельности («думаю, что профильное обучение ничего мне не даст») и переживанием социального стресса, страхом ситуации проверки знаний, проблемами и страхами в отношениях с учителями, отрицанием деятельности в будущем («выберу профессию, не связанную с профилем обучения»);

Выявлено, что отрицание правильности выбора профиля обучения ведет к отрицанию деятельности в будущем и трудностям при обучении в профильном классе;

Выявлено, что уверенность в правильности выбора профиля обучения, позитивные ожидания от деятельности и намерения в будущем выбрать профессию, соответствующую профилю обучения, связаны с более успешным обучением в профильном классе;

Выявлено, что успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: успешнее адаптируются те учащиеся, у которых профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями, менее успешно протекает адаптация у тех учащихся, у которых нет намерений в будущем заниматься деятельностью, связанной с профилем обучения.

Таким образом, осмысленный, осознанный выбор профиля обучения способствует более благоприятному течению процесса адаптации к профильному обучению, так как смысловое будущее играет важную роль в личностном самоопределении. В свою очередь, позитивно ориентированное саморазвитие наполняет будущее смыслом, структурирует его и по определению делает человека субъектом собственного становления. В тех же случаях, когда саморазвитие по каким-либо причинам не осуществляется или искажается, будущее воспринимается как бессмысленное, неструктурированное и человек становится пассивным объектом воздействия внешних сил. Успешность самоопределения во многом определяется присвоением и осмыслением социально-выработанных ценностей.

Так как ценностно-мотивационная система является, по мнению многих авторов, ядром личности, вопрос о ценностных ориентация молодежи приобретает все большее значение. Проведенное исследование показало, что при выборе профессии учащиеся ориентируются в основном на возможность заниматься любимым делом и обеспечивать материальный достаток. На вопрос «Как бы Вы хотели жить?» половина опрошенных (50,1%) выбрали суждения, характеризующие образ жизни делового, экономически активного, предприимчивого человека, т.е. стратегию жизненного успеха. 37,1% опрошенных предпочли суждения, характеризующие стратегию жизненного благополучия, которая наиболее распространена в традиционных и кризисных обществах. По всей выборке только десятая часть опрошенных (9,6%) выбрали вариант «Я бы хотел, чтобы моя жизнь была творческой и гармоничной, я хочу самосовершенствоваться, создавать что-то новое, развивать свои силы», т.е. стратегию жизненной самореализации. По нашему мнению, эти данные позволяют предположить, что через 5-7 лет в жизнь войдут те, кто может и хочет реально и эффективно изменять экономическое положение, кто будет действовать, реализуя свое право на выбор и принимая ответственность за него.

Заключение

В заключение резюмируем основные положения по проблеме личностного самоопределения, которые нашли отражение в курсовой работе:

1) личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста;

2) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

3) личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире - самоопределение;

4) существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;

5) личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).

6) Так как наиболее емким определением личностного самоопределения будет процесс формирования единой смысловой системы в которой слиты обобщенные представления о себе и обобщенные представления о мире, то мы можем говорить о том, что Я-концепция (как динамическая система представлений о самом себе, сопряженная с их оценкой) является фактором процесса личностного самоопределения.

Список использованной литературы

1. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1989.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.

4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4. С. 23-24.

5. Гинзбург М.Р. «Личностное самоопределение как психологическая проблема» // Вопросы психологии 1988. №2.

6. Гинзбург М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» // Вопросы психологии 1994. №3.

7. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987.

8. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи: Докт. дис. Тарту., 1985, с. 71

9. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, развитие ребёнка от рождения до 17 лет. - М., 1997.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

12. Мудрик А.В. Время поисков и решений. М., 1990.

13. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. - М., 2001.

14. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М., 1972. С. 149-154.

15. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1989.

16. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1987.

17. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.. 1987.

18. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.

Подобные документы

    Сущность, типы и уровни самоопределения. Особенности формирования личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Исследование ценностных ориентаций учеников, статусов профессиональной идентичности, предпочтений в сфере карьеры и семьи.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Задачи юношеского возраста в плане личностного и профессионального самоопределения. Социокультурное самоопределение как осознание человеком определённой позиции, определяющей отношение "Человек-Мир". Формирование смысловых систем у студентов-психологов.

    реферат , добавлен 03.09.2011

    Проблема профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. Психологические особенности формирования личности подростка. Анализ содержания, методов и социально-психологических условий профориентационного консультирования старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2011

    Влияние пессимистического и оптимистического стиля объяснения успехов и неудач на успешность в деятельности. Взаимосвязь профессионального самоопределения с типом профессиональной направленности личности. Особенности профессионального самоопределения.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Изучение проблемы профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных психологов. Выбор профессии как показатель духовной культуры личности. Эмпирическое исследование мотивов профессионального самоопределения учащихся старших классов.

    дипломная работа , добавлен 16.12.2011

    Периодизация развития человека как субъекта труда. Факторы профессионального самоопределения личности. Социально-психологические и профессиональные "пространства" самоопределения личности. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры.

    реферат , добавлен 01.04.2013

    Понятие личностного самоопределения, его особенности в период юности. Виды неполной семьи, ее влияние на развитие личности ребенка. Исследование и сравнительный анализ ценностно-смыслового самоопределения студентов из полной и неполной родительской семьи.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2013

    Научное исследование жизненного и профессионального самоопределения. Проблемы становления личности в старшем подростковом возрасте. Изучение особенностей взаимосвязи жизненного самоопределения и профессионального выбора студентов колледжа и учащихся СОШ.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2015

    Процесс профессионального самоопределения личности в психолого-педагогическом аспекте данной проблемы. Уровни реализации имеющихся профессиональных возможностей. Исследование особенностей сторон профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2009

    Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Психологические механизмы адаптации человека. Выявление профессиональных установок подростков на этапе выбора профессии. Психодиагностика профессионального самоопределения.



Публикации по теме