Бихевиоризм значение и критика. Бихевиоризм - это что такое?

Бихевиоризм определил облик американской психологии ХХ века. Его основатель, Джон Уотсон (1878 - 1958) сформулировал кредо бихевиоризма: "Предметом психологии является поведение". Отсюда и название - от английского behavior - поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как "черный ящик". Объективно изучить, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обуславливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

Сознание - это только функция без каузальной роли и, следовательно, излишняя в объяснении поведения. Что касается познаваемости, то известный в южноамериканском аналитике в нашей стране говорил в частной дискуссии: «Когнитивизм убил душу». Кроме того, интерес когнитивистов к другим дисциплинам, таким как биология и нейронаука, инженерия, робототехника, искусственный интеллект и т.д. дал много понимания того, как человеческое мышление структурировано и функционирует, включая его патологию. Мозг - это «центральная единица», мышление - «мягкое».

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула "стимул - реакция" S -> R являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления.

Из этих междисциплинарных исследований были представлены данные и информация, которые способствовали развитию теории психологии, появлению новых методов изучения или адаптации старых к новому объекту исследования, а также их применению в повседневной жизни, что способствует оптимизации многих наших мероприятий, Однако человек был настолько похож на компьютер, что стал считать его одним. Терминология когнитивной психологии часто берется и адаптируется из этой области: обработка информации, ввод, вывод, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, прототип, обрамление и т.д. сознание по-прежнему остается табу.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность - все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакций (навыки, социально регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность - организованная и относительно устойчивая система навыков.

Сознание часто накладывается, хотя иногда и частично, и представляет интерес для объяснения процессов обработки информации. Штернберг в работе когнитивной психологии определяет сознание как непосредственное отношение к сознанию - оно включает в себя ощущение осознания и содержания сознания. 9 Автор также добавляет, что часть обработки внимания сенсорной информации, информации и когнитивной информации осуществляется без осознания. Сознание связано с контролируемыми процессами обработки данных, требующими сосредоточения, потребляет много ресурсов внимания, требует отнимающего много времени выполнения.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948 г.) подверг сомнению схему S -> R как cлишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула, S -> I -> R .

Этот тип процесса встречается в новых и невыполненных задачах или задачах со многими переменными функциями; в сложных задачах и при наличии достаточной практики рутинные и относительно стабильные процедуры могут стать автоматизированными, так что высоко контролируемые процессы могут стать частично или полностью автоматизированными. Эти автоматизированные процессы не требуют сознания, с точки зрения когнитивных психологов. Примером может служить написание имени образованным человеком. Это действие больше не требует осознания того, кто может сознательно участвовать в других видах деятельности.

Позднее один из последователей Уотсона, Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, доказал, что любое поведение определяется своими последствиями, сформулировал принцип оперантного обуслуживания - "поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем". Таким образом, получается, что человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действия, которой, как ему кажется, он может пользоваться, - чистая иллюзия.

Фрейдистский психоанализ или парадигма. Румынский писатель, посвященный истории психологии, написал о фрейдистской парадигме: Ни одна другая парадигма не «спустилась»в такой шокирующий мир, как бомба; Нарушение традиционных менталитетов было настолько обобщено, что система воспринималась как нечто совершенно новое 11. Иррациональные силы и рациональное сознание избегали. Появилась «психология психики» или глубины, в которой мотивация и знание были противоположными и противоречивыми; Ориентация, которая превзошла механистические объяснения стимула и реакции, субъективные и подчеркнула энергетическую ориентацию и нагрузку действия.

В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении - в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965 г.) главная причина, сделавшая нас какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Психоанализ по-прежнему остается самой распространенной школой психологии в мире. Ее внешность была подготовлена ​​европейской интеллектуальной традицией изучения детерминизма душевной жизни, а также личной истории ее основателя Зигмунда Фрейда. Последний запустил своего рода Детерминизм: их тела и их души являются наследниками поведенческой функциональности от предыдущих поколений; Эти механизмы естественного отбора и эволюции, а также динамика памяти, ассоциации с временным откликом, гипнотическая техника Шарко, «суеверное» поведение, сенсорные пороги - все это имело полезный резонанс для врача Фрейда13.

Согласно теории социального научения Д. Роттера, социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:
1) поведенческий потенциал - каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;
2) на поведение человека влияет субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации;
3) на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (кто-то более ценит похвалу, кто-то - деньги, или более чувствителен к наказанию);
4) на поведение человека влияет его "локус" контроля: чувствует ли он себя "пешкой" либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий.

Он подошел к бессознательному как к Неисследованной территории психики, а не как логическая конструкция, необходимая для объяснения явлений. Фрейд запускает или перезапускает новую перспективную психологическую лексику, такую ​​как: катарсис, проницательность, комплексный Эдип, комплекс Электра, бессознательный, невроз и т.д. бессознательное и сознательное рассматриваются как две сферы, в которых осуществляются первичные процессы и вторичные процессы. Например, иделогизм сновидений характерен для первичных процессов.

Различные инстинкты Се или ядро ​​человеческой личности оказывают давление разряда из либидозной энергии. Для того чтобы это явление имело место, оно требует цели и объекта, который облегчает загрузку. Только человек рождается и растет в социально-культурной среде, которая характерна для его собственных правил, ценностей, принципов, образов, ожиданий, которые накладывают на него большое впечатление, начиная с его собственной семьи и образования, полученного от родителей и других фигур Значительное воспитание.

Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает 5 основных блоков поведенческих реакций:
1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха;
2) поведенческие реакции приспособления, адаптации;
3) защитные поведенческие реакции(это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание и т.п.);
4) техники избегания - уход, бегство, отдых и т.п.;
5) агрессивные поведенческие реакции - и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: насмешка, направленная против интересов другого человека.

Идеальное Я: пример, который поощряет поведение, даря гордость за жизнь. Всплеск, образованный между 4 и 6 годами, функционирует после законов первичного процесса, поэтому в неконтролируемом плане сознания. Цель психики - поддерживать или восстанавливать приемлемый уровень динамического баланса, который максимизирует удовольствие или сводит к минимуму напряжение. Целью психоанализа является усиление эго, чтобы сделать независимое строгое суперэго и сделать больший потенциал для борьбы с материалом, ранее скрытый или подавляли системотехники.

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуаций. Потребность - это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо. Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена, исходя из разных потребностей (например, три ученика поставили цель учиться на 5, но один - из потребности в новых знаниях, другой - из честолюбивых потребностей сделать карьеру, третий - из-за материальной потребности: отец пообещал ему в случае отличной учебы купить мотоцикл).

Два пульсирующих вектора поляризуют поведение человека: жизнь, интеграцию, непрерывность и смерть или дезинтеграцию. Первый был назван «либидо», в то время как последний не имеет конкретного. Либидо «щелкает» представления внешних объектов процесса выбрасывания, называемый катексис, с направлением, определяемым спецификой инстинктов, но и стадию развития личности. Ссылаясь на феномен фиксации, Фрейд разрабатывает теорию «комплексов», загружая либидо в устаревшие объекты. Эдипов комплекс, который психологи были с течением времени плюсы и минусы иногда само существование причин психического и нравственного отдельных: мальчик любит свою мать рано.

Исходя из такого подхода можно выделить 16 типов поведения.
1. Перцептивное поведение - стремление совладать с информационной перегрузкой за счет категоризации, в результате которой многообразие информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
2. Защитное поведение - любые реальные или воображаемые действия психологической защиты, которые позволяют сохранить позитивное мнение человека о самом себе. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить. Но если время идет, а человек проблему не решает, то этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста - настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми "псевдопроблемами". Фрейд выделял 7 защитных механизмов:
1) подавление желаний - удаление желаний из сознания, т.к. его "нельзя" удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.);
2) отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды";
3) рационализация - построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, желаний;
4) инверсия - подмена действия, мысли, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположное поведение, мысли (ребенок хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать);
5) проекция - приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей - "отдаление угрозы от себя";
6) изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к раздвоенности личности, к неполному "Я";
7) регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику.
Проявление защитных механизмов время от времени присуще каждому человеку, но обилие устойчивых защитных механизмов, устойчивая изоляция от реальности наиболее типичны для невротичных личностей.
3. Индуктивное поведение - восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
4. Привычное поведение - удовлетворение от положительного подкрепления создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
5. Утилитарное поведение - стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением успеха.
6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям.
7. Сценарное поведение - человек является исполнителем множества правил допустимого "приличного" поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.
8. Моделирующее поведение - варианты поведения людей в малых и больших группах (подражание, внушение), но трудно контролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
9. Уравновешивающее поведение - когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки и пытается их "примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
10. Освобождающее поведение - человек стремится "обезопасить себя" от реальных или кажущихся "негативных условий существования" (избегать возможных неудач, отказ от среднепривлекательных целей, уступчивость).
11. Атрибутивное поведение - активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, устранение диссонанса между желаниями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
12. Экспрессивное поведение - в тех сферах, где человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения, при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
13. Автономное поведение - когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (представление о себе как об активном "деятеле", а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).
14. Утверждающее поведение - переживание своих действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних условий.
15. Исследовательское поведение - стремление к новизне физического и социального окружения, готовность "терпеть" информационную неопределенность, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
16. Эмпатическое поведение - учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.
Психоаналитические теории, опирающиеся на фрейдизм, описывают и прогнозируют поведение человека, относящееся к категориям 2,6,10. Бихевиористские теории описывают категории поведения 2,4,10,12. Когнитивные теории - категории 1,3,9,11. Гуманистические теории прогнозируют поведение 7,13,14. Все теории правы в пределах их применимости.

Точно так же девочки одинаковы: по словам Электра, маленькие девочки влюбляются в своих отцов. В отличие от подсознательного, где можно относительно легко обновлять информацию, в бессознательном состоянии, требуют особого исследования: гипноз, свободные ассоциации, интерпретация мечты, пропущенные документы. Например, в сновидениях мы можем видеть символизм, который помогает нам понять, чего хотят, импульсы блокируются сознательными барьерами. Фрейд замечает, что среди ранних переживаний, которые были опровергнуты, первое место касается сексуальной мотивации.

Бихевиоризм – одно из направлений социальной психологии, которое рассматривает поведение человека как результат воздействия факторов окружающей среды. Используется в современной психотерапии для лечения навязчивых страхов (фобий).

Изучение причин, побуждающих человека поступать тем или иным образом, привело к возникновению нового направления в социальной психологии – бихевиоризма. Название теории произошло от английского слова behavior, что означает поведение.

Причина, почему это происходит: наказание и репрессии против сексуального желания. Фрейда писал о себе, трансперсональном понятии парадигмы в том, что она выглядела как целостные существа: тело, инстинкты, сознательные и бессознательные процессы. Бессознательное играет важную роль в определении поведения человека. Определяющие факторы в объяснении психики являются мотивационными. История тела очень важна для определения текущего поведения. Преимущества и пределы психоанализа можно найти из самой теории.

С одной стороны, большой заслугой Фрейда была революция, которую он сделал не только в психологии, но и в человеческом мышлении в целом. Он представил модель человеческой психики и ее функционирования, одну из ее личностей и ее отношение к окружающей среде. Сексуальность постепенно возникала, по крайней мере в некоторых социальных сферах, из «словаря» табу-термина. С другой стороны, преобладающий акцент на этой теме в объяснении человеческого и социального также является пределом психоанализа. С другой стороны, изначальность бессознательного в психодинамике личности является пределом фрейдистского психоанализа.

В ее основе лежит утверждение о том, что психический процесс не является чем-то абстрактным, и психические явления сводятся к реакциям организма.
Другими словами, бихевиоризм в психологии – это наука о поведении.

Личность, по мнению бихевиористов, – это совокупность поведенческих реакций. А практическую ценность для психологии имеет лишь то, что может быть измерено объективно.

Юнг, их всего двое, но с соответствующими работами. Включена эффективность психоанализа в качестве психотерапевтического метода. Вот почему между этой и более новой ориентацией, такими как когнитивная психотерапия, существуют значительные различия, которые начинаются с самого понимания самого психологического функционирования. Мы считаем это актуальным для сравнения, которое Жан Коттре делает между психоанализом и когнитивной терапией для понимания сдвига парадигмы и ее проявления в области, практической, как и психотерапия.

Котто, когнитивистский психотерапевт, отмечает, что в смысле психоанализа человеческий психизм функционирует как канал. Согласно психоанализу, у каждого есть бессознательный ум, скрывающий опровергаемые желания. Эти желания являются результатом первичных биологических инстинктов, прежде всего сексуального характера, цензура которых поддерживается вне сознательной стороны. Конфликт между этими желаниями и цензурой вызывает симптомы тревоги, депрессии или психических расстройств, которые охватывают «эго» пациента.

Все что лежит за гранью материального: мысли, чувства, сознание – возможно, и существую, но не подлежат изучению и не могут быть использованы для коррекции поведения человека. Реальны лишь реакции человека на воздействие конкретных стимулов и ситуаций.

Основные положения теории бихевиоризм основываются на формуле «стимул-реакция».

Роль воды выполняется здесь по желанию, разряд может сравниваться с препятствием и симптомами с случайной утечкой. В психоаналитическом видении длительное лечение, от пяти до десяти лет, с тремя-пятью сеансами в неделю, позволит получить доступ к бессознательным желаниям, которые вызывают симптомы, тем самым заставляя их исчезать навсегда. Психоаналитик ненаправлен: он ограничивается интерпретацией ассоциаций глаголов, которые пациент вербализирует, кто, лежа на диване, говорит, не глядя на него.

В когнитивизме он основан на идее, что в случае тревожных, депрессивных или преднамеренных пациентов информация ошибочно обрабатывается некоторыми автоматическими механизмами. Это неправильное толкование информации может быть результатом взаимодействия биологических факторов и опыта или навыков, явления, которое проявляется на протяжении всей жизни. Терапевт помогает пациенту выявлять и изменять свои ошибочные убеждения, возникающие в результате неправильной интерпретации информации. В нем также освещаются логические ошибки и постулаты, из которых родились предсказания пациента.

Стимул – это любое воздействие среды на организм или жизненная ситуация. Реакция – действия человека, предпринимаемые для того, чтобы избежать или приспособится к тому или иному стимулу.

Связь между стимулом и реакция усиливается, если между ними есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение, получение результата), тогда человек запоминает стратегию достижения цели и в дальнейшем повторяет ее на практике. А может быть отрицательным (критика, боль, неудача, наказание), тогда такая стратегия поведения отвергается и ищется новая, более эффективная.

Подход когнитивной терапии приближается к работе ИТ-ученого, пишет Котто, который, введя одну из компьютерных ошибок в программу, представит некоторую ключевую информацию в один или несколько модулей программы, которые не работают должным образом. Терапевтический метод психоанализа напоминает задачу установщика, который пытается разработать новую систему канализации, чтобы лучше использовать гидравлическую энергию. В эпоху Фрейда доминирующие модели физики были основаны на законах сохранения и трансформации энергии.

Энергия в его системе представлена ​​желанием сохранить силу и должно быть списано в симптомы. Сегодня с помощью информационных технологий у нас есть оперативная концепция, программирование и надлежащее или неадекватное обращение с информацией. Согласно когнитивной гипотезе, эмоциональной привязанности или, другими словами, симптомы объясняются возмущениями в обработке информации: «ошибка», «программный дефект». Чувствуете ли вы канализационную систему или компьютер, какой бы сложной и совершенной они ни были?

Таким образом, в бихевиоризме человек рассматривается как индивид, который предрасположен к тому или иному реагированию, то есть является устойчивой системой определенных навыков.

Воздействовать на его поведение можно путем изменения стимулов и подкреплений.

История и задачи

До начала XX века психология как наука изучала и оперировала только субъективными понятиями такими, как чувства, эмоции, которые не поддавались материальному анализу. В результате этого данные, которые были получены разными авторами, сильно отличались друг от друга и не могли быть связаны в единую концепцию.

На этой почве зародился бихевиоризм, который однозначно отметал все субъективное и подвергал человека чисто математическому анализу. Основоположником этой теории стал американский психолог Джон Уотсон.

Он предложил схему, которая объясняет поведение человека взаимодействием 2 материальных составляющих: стимула и реакции. Поскольку они были объективными, то их можно было легко измерить и описать.

Уотсон считал, что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии.

В России основные положения бихевиоризма нашли теоретическое обоснование в работах великого русского физиолога И.П. Павлова, который изучал формирование условных рефлексов у собак. В исследованиях ученого было доказано, что путем изменения стимула и подкрепления можно добиться определенного поведения животного.


Работы Уотсона получили свое развитие в трудах другого американского психолога и педагога – Эдварда Торндайка. Он рассматривал поведение человека как результат «проб, ошибок и случайного успеха».

Торндайк под стимулом понимал не просто отдельное воздействие среда, а конкретную проблемную ситуацию, которую человек должен решить.

Продолжением классического бихевиоризма стал необихевиоризм, который добавил с схему «стимул-реакция» новый компонент – промежуточный фактор. Идея заключалась в том, что поведение человека формируется не напрямую под воздействием стимула, а более сложным путем – через цели, намерения, гипотезы. Основоположником необихевиоризма был Э.Т. Толмен.

Подходы

В XX веке большое влияние на психологию оказала физика. Подобно физикам психологи стремились в своих исследованиях использовать методы естественных наук.


Представители бихевиоризма использовали в своих исследованиях 2 методологических подхода:

  1. наблюдение в естественной среде обитания;
  2. наблюдение в условиях лаборатории.

Большинство экспериментов проводилось на животных, затем полученные закономерности реакций на различные стимулы переносились на человека.

Опыты с животными были лишены главного недостатка работы с людьми – наличия эмоциональных и психологических компонентов, которые мешают объективной оценке.

Кроме того, такая работа была не меньше ограничена этическими рамками, что позволяло изучать ответное поведение на негативные стимулы (боль).

Методы

Для своих целей бихевиоризм использует несколько естественнонаучных методик изучения поведения.


Основоположник теории Уотсон в своих исследованиях прибегает к следующим методикам:

  • наблюдение за подопытным без применения приборов;
  • активное наблюдение с применением приборов;
  • тестирование;
  • дословной записи;
  • методы условных рефлексов.

Наблюдение за подопытными без применения приборов заключалось в визуальной оценке тех или иных ответных реакций, которые возникали у подопытного животного при воздействии определенных стимулов.

Активное наблюдение с помощью приборов проводилось с применением техники, которая фиксировала изменения параметров организма (частоты сердечных сокращений, дыхательных движений) под воздействием факторов среды или специальных стимулов. Также изучению подвергались такие показатели время на решение поставленных задач, скорость реакции.

Во время тестирования анализу подвергались не психические качества человека, а его поведение, то есть анализировался определенный выбор способа реагирования.

Сущность метода дословной записи основывалась на интроспекции, или самонаблюдении. Когда в роли испытателя и испытуемого выступал один человек. При этом анализировались не чувства и эмоции, а мысли, которые имели речевое выражение.

Метод условных рефлексов основывался на классических работах физиологов. При этом нужная реакция вырабатывалась у животного или человека путем положительного или отрицательного подкрепления стимула.

Несмотря на свою неоднозначность, бихевиоризм сыграл важную роль в становлении психологии как науки. Он расширил ее область, за счет включения телесных реакций, положил начало разработке математических методов изучения человека и стал одним их истоков кибернетики.

В современной психотерапии существует ряд методик, которые на его основе позволяют бороться с навязчивыми страхами (фобиями).

Видео: Бихевиоризм



Публикации по теме