Ребенку 4 месяц пошел развитие. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни

Время чтения: 9 минут

Каждый этап жизни младенца сопровождается рядом изменений, анализ которых помогает родителям убедиться в том, что он растет без отклонений от нормы. Мамам и папам очень важно следить за развитием ребенка в 4 месяца, ведь в этот период мальчики и девочки должны уже много чего уметь, у него появляются новые физические и психоэмоциональные особенности. Узнайте, что характерно для младенцев в этом возрасте.

Как выглядит ребенок в 4 месяца

Чтобы убедиться в том, что малыш растет здоровым, нужно оценить внешний вид, физические навыки, поведение, рефлексы. Совокупность этих параметров говорит об общем уровне развития. Легче всего оценить внешние данные малыша. Для 4 месяцев характерен активный рост волос, ногтей. У некоторых крох усиливается образование слюны из-за постоянного облизывания рук и других предметов.

Малыш становится более пропорциональным, у него одинаковые по окружность голова и грудная клетка, выпрямившиеся и окрепшие руки, ноги. Глаза темнеют, становятся максимально приближены к тому цвету, который будет во взрослом возрасте. Первые волосики с головы выпадают и выкатываются, а на их месте могут вырасти новые, более крепкие, причем, даже другого оттенка.

Рост, вес

Из-за пока еще невысокой физической активности прибавка в массе тела большая, составляет 0,75 кг. Мальчики и девочки набирают вес одинаково. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. Окружность грудной клетки и головы становятся одинаковыми. Чтобы убедиться в том, что развитие ребенка в 4 месяца происходит без отклонений от нормы, сравните личные данные с усредненными, приведенными в таблице ниже:

Развитие ребенка на 4 месяце жизни

На этом периоде жизни меняется не только облик малыша, но и поведение. Он становится внимательнее, активнее, испытывает уже широкий спектр эмоциональных реакций, как положительных, так и отрицательных. Появляется любознательность к собственному телу, близким людям, окружающим предметам. В период бодрствований малыш стремится к общению с родителями, активным играм. Безусловные рефлексы новорожденных исчезают и угасают.

Поведение

У всех малышей разные характеры, но есть общие признаки того, что он развивается в соответствии с нормами. Особенности поведения крохи в 4 месяца:

  1. Оживленная реакция на материнский голос в виде смеха, лепета.
  2. Положительные эмоции на новые яркие игрушки.
  3. Чадо узнает свое имя, начинает реагировать на него.
  4. Изучение собственного тела. Дитя рассматривает руки, ощупывает лицо, тянет ножки в рот. Малышу нравится наблюдать за своим отражением в зеркале.
  5. Младенец узнает родных, которые проводят с ним время, но больше всех выделяет маму. Малыш получает удовольствие от словесного общения с ней, тактильных контактов.
  6. При посторонних людях кроха ведет себя настороженно. Одного человека он может испугаться, а к другому проявлять заинтересованность.
  7. Происходит улучшение зрения. Грудничок следит за движущимися предметами взглядом, начинает различать цвета, особенно желтый и красный.

Рефлексы

Для возраста в 4 месяца характерно исчезновение и угасание множества произвольных реакций. Какие рефлексы новорожденного становятся все мене выраженными:

  1. Безусловный рефлекс Робинсона трансформируется в целенаправленное хватание. Ребенок берет мелкие предметы, держит их в руке некоторое время.
  2. Угасает рефлекс Моро. При нем малыш вскидывает руки с раскрытыми ладошками и снова собирает их на груди, если хлопнуть по поверхности, на которой он лежит.
  3. Угасает рефлекс ползания по Бауэру. Если стимулировать реакцию (создавать у пяток лежащего на животике грудничка опору), то малыш сумеет ползти в 5 месяцев.
  4. Рефлексы Таланта и Бауэра полностью исчезают. Их наличие говорит о возможных неврологических нарушениях.

Что он должен уметь

Существует ряд физических и психоэмоциональных навыков, которыми должен обладать младенец четырехмесячного возраста. Родителям нужно понимать, что в каждой семье развитие малыша в 4 месяца протекает по разному. Отсутствие того или иного умения не обязательно говорит о том, что у крохи проблемы со здоровьем, поэтому маме с папой не стоит паниковать раньше времени. Узнайте, что должен делать ребенок в 4 месяца.

Физические навыки

Тело грудничка с каждым днем становится сильнее, крепче. Что умеют дети в 4 месяца:

  1. Младенец начинает самостоятельно переворачиваться с живота и обратно. Мышцы спины уже окрепли для этого. Он способен лежать в кроватке на животе, уверенно удерживать головку, рассматривать окружающую обстановку. Ненадолго грудничок умеет приподниматься на ладошках, удерживая туловище. Однако, сидеть крохе еще рано, даже при поддержке подушечками, позвоночник еще слаб для этого.
  2. В положении лежа на спине грудничок приподнимает голову и плечики.
  3. Ребенок уже увереннее управляет руками. Он способен при кормлении держатся за маму, за бутылочку. Ладошки малыша почти все время открыты. Ребенок способен складывать их вместе, хлопать, держать предметы до 30 секунд, трясти погремушки.
  4. Если младенца взять за подмышки, он упирается в поверхность пальцами и отталкивается.
  5. При плаче у чада уже должны течь слезы, потому что слезные железы уже полноценно функционируют.
  6. Гипертонус в руках уходит, в ногах пока сохраняется.
  7. Налаживается работа пищеварительной системы. К 4 месяцам у большинства деток проходят колики.
  8. Из-за активного развития слуха малыш должен поворачивать головку на звуки. В 4 месяца дети начинают отличать по голосу близких от незнакомцев. Возможно покачивание головой в такт музыке.
  9. Косоглазие и слабость глазных мышц к 4 месяцам должны полностью пройти, потому что мышцы укрепляются.

Психоэмоциональное развитие

Очень важно оценить не только физические навыки ребенка в 4 месяца, но и психические. Кроха становится эмоционально развитие, для спокойствия ему необходимо общаться со взрослыми много времени. Малыш среди всех людей наибольшую привязанность ощущает к маме, выделяет ее среди остальных, перенимает настроение. Ребенок уже способен расстроиться, если ей грустно, или улыбается в ответ на ее хорошее настроение. Во время игр малыш может смеяться, испытывает радость.

Какие изменения в психологическом состоянии характерны для 4 месяцев:

  1. Начинается установление элементарных причинно-следственных связей. К примеру, увидев грудь мамы, малыш понимает, что сейчас будет кушать.
  2. Появление таких эмоций, как любопытство, обида, радость, страх.
  3. Развивается память. Малыш способен различать предметы, увиденные им ранее.
  4. Маму и себя малыш пока воспринимает, как одно целое.

Речевые навыки

Ребенок гулит большое количество времени. Он способен произносить звуки «о», «а», «м», «п», «б» очень четко. Некоторые детки в 4 месяца уже даже делают первые попытки составлять слоги, но это происходит очень редко. Если ваш малыш еще этого не умеет, не волнуйтесь, отклонением это не считается. В 4 месяца ребенок должен активно общаться с родителями: реагировать на интонацию, пытаться «отвечать». Развитие речи у мальчиков иногда протекает медленнее, чем у девочек.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Утро малыша непременно должно начинаться с гигиенических процедур. Следует умыть лицо, протереть глазки, при необходимости почистить нос и уши. В возрасте 4 месяцев ребенку следует часто подстригать ноготки, потому что они растут очень быстро. Гуляйте с малышом дважды в сутки. Длительность пребывания на свежем воздухе определяйте самостоятельно, ориентируясь на погоду.

Ориентировочный распорядок дня и режим питания четырехмесячного малыша представлен в таблице ниже:

Время Процедуры
7:00 Подъем, первое кормление, гигиена.
8:30 Дневной сон.
10:30 Подъем, второе кормление, бодрствование.
12:00 Прогулка, второй дневной сон на свежем воздухе.
14:00 Возвращение домой, пробуждение, третье кормление.
14:30 Бодрствование, развивающие игры и упражнения.
16:00 Прогулка, третий дневной сон на свежем воздухе.
17:30 Возвращение домой, подъем, четвертое кормление.
18:00 Бодрствование.
20:00 Купание, пятое кормление, вечерний ритуал и последующее укладывание на ночь.
00:30 Ночное кормление и немедленное продолжение сна.

Питание и сон

Правила кормления определяются способом: естественным или искусственным. Особенности правильного питания ребенка в 4 месяца:

  1. Малыш на естественном вскармливании пьет пока только грудное молоко, но реже прикладывается к груди. Как правило, кушает он, пока засыпает, потом во сне и сразу после пробуждения. Режим кормления уже четко отработанный.
  2. С искусственниками дело обстоит по другому. Определенный объем детской смеси нужно давать приблизительно через каждые 3,5 часа. Выходит 6 искусственных вскармливаний в сутки. Как правило, за день расходуется 0,9-1 л детского питания, а за один прием – 150-170 мл.
  3. Ребенку на искусственной смеси можно вводить в 4 месяца первый прикорм пищей. Подойдет сок, немного жидкого пюре. Детям на грудном вскармливании прикорм вводят в рацион не раньше полугода, как рекомендуют современные специалисты.

В сутки малыш бодрствует более двух часов кряду. Спит же он в сумме до 15 часов, из них 10 приходятся на ночь. Дневных снов три. Укладывать дитя на ночь рекомендуется между 19 и 21 часами. Чтобы ребенок хорошо засыпал, разработайте определенный вечерний ритуал, к примеру, купание, поглаживание, колыбельная. Не пропускайте ни одного элемента и повторяйте все каждый день.

Как развить ребенка в 4 месяца

Родители обязательно должны прилагать усилия для того, чтобы малыш рос нормально. Уделяйте ребенку внимание, играйте с ним, делайте упражнения и массажи. Помните, что очень важна эмоциональная связь с мамой и папой и от того, будет ли она крепкой, в определенной степени будет зависеть уровень развития чада. Обязательно проводите с ним побольше времени и старайтесь разговаривать обо всем: домашних делах, игрушках, предметах быта.

Игры

Если вы будете развлекать маленького ребенка, то принесете организму крошки существенную пользу. Как развивать малыша в 4 месяца в игровой форме:

  1. Подвесьте над малышом яркие украшения на такой высоте, чтоб он хватался за них ручками. Желательно, чтобы они издавали звуки и имели разную фактуру.
  2. Поочередно давайте ребенку потрогать погремушку, мягкую игрушку, куклу, резиновую пищалку, другие яркие предметы. Главное, чтобы отличались их размер и форма. Можете положить игрушку в кроватку, если она безопасная. Это полезно для развития тактильного восприятия.
  3. Играйте в «прятки» и «ку-ку», «сороку-ворону».
  4. Пускайте перед ребенком мыльные пузыри, пусть следит за тем, как они летают.

Физические упражнения

Не только игры, но и зарядка способствует тому, чтобы развитие ребенка в 4 месяца протекало нормально. Какими упражнениями нужно заниматься с крохой:

  1. Берите грудничка за ручки, медленно поднимайте их вверх и опускайте вниз вдоль тела, потом плавно скрещивайте на груди и разводите в стороны.
  2. Дважды в день укладывайте ребенка на спину. Берите за ручки и делайте круговые движения.
  3. Поворачивайте малыша с одного бока на другой. Затем положите на живот. Сгибайте и распрямляйте ножки.

Частые проблемы

Каждые родители должны четко понимать, что абсолютно все дети разные. Есть малыши с ранним или наоборот запоздалым развитием, не все вписываются в общепринятые нормы. Однако, есть ряд признаков, наличие которых в 4 месяца говорит о том, что ребенка нужно показать педиатру:

  1. Малыш не стремится брать игрушки и другие предметы или не может удержать их в руке некоторое время. Это говорит о проблемах развития мелкой моторики и двигательных навыков.
  2. Не может научиться переворачиваться на живот.
  3. Отклоняет голову назад при подтягивании за обе руки.
  4. Не реагирует на общение с людьми, скуп на эмоции.
  5. Лежа на животе не приподнимается, не опирается на ручки.
  6. В вертикальном положении не упирается в поверхность ногами.

Видео

Что будет уметь ваш малыш

Лежа на животе, поднимать голову на 90°.
Громко смеяться.
Провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 18° (из стороны в сторону).
Если вам кажется, что ваш ребенок не достиг основных показателей общего развития, обращайтесь к врачу. В редких случаях задержка может указывать на наличие проблемы, но, как правило, это ни о чем не говорит, и у вашего ребенка все будет в порядке. Недоношенные дети обычно достигают основных показателей позднее своих сверстников, ближе к своему биологическому возрасту (тому возрасту, который они бы имели, если бы родились в 9 месяцев), а порой с еще большей задержкой.

Вес на четвертом месяце

Весит ли ребенок в конце этого месяца 6 кг? Некоторые дети весят больше, другие еле дотягивают до 6 кг.
И в том и в другом случае они совершенно здоровы. Это зависит от того, какую конституцию унаследовал ребенок. Одни дети будут всегда худенькими, другие, наоборот, крепышами.
Кривая веса ребенка должна все время расти, причем вес не должен оставаться неизменным дольше чем 7 или 14 дней. Помните, что кривая веса никогда не должна быть направлена
вниз.
Недельное увеличение веса не всегда бывает одинаковым - в одну неделю ребенок прибавит 180 г, в другую 230-250 г, потом опять прирост снизится. Это обычное явление, и оно не должно вас тревожить.
Ежедневно вес ребенка увеличивается от 18 до 24 г - меньше, чем в первой четверти года, когда ребенок прибавлял от 26
до 30 г!
В этом месяце лучше перестать взвешивать ребенка еженедельно, а делать это только раз в 14 дней.
Этот интервал вы сохраните до конца 1 -го года.
На 4-м месяце жизни ребенок нуждается уже в большем количестве пищи. Как правило, ежедневно оно должно составлять 1 /6 или 1 /7 его веса, т. е. приблизительно 1 кг. Если вы правильно кормите грудью, т. е. при каждом кормлении грудь, из которой сосал ребенок, полностью освобождаете от молока, его количество должно само собой увеличиться, и его будет достаточно даже в том случае, когда потребности ребенка возрастут.

Овощное пюре

Новинкой для ребенка будет овощной прикорм. Его дают перед последней порцией молока в течение нескольких дней по 3-5 чайных ложек. Так ребенок быстрее привыкнет к овощам.
Морковь, цветную капусту, брюкву, картофель, шпинат, лук-порей, петрушку, помидоры, зеленый салат очистите/промойте в холодной воде и мелко нарежьте; затем все потушите в небольшом количестве воды до тех пор, пока овощи не станут мягкими.
Сушеные овощи перед готовкой следует промыть и по крайней мере на полчаса замочить в воде. Затем сушеные овощи следует протереть; подслащивать овощное пюре следует только в том случае, если ребенок от него отказывается, а солить вообще не надо.

Когда ребенок привыкнет к зелени, в полдень ему можно начать давать овощной суп! Готовится он следующим образом: свежие или сушеные овощи, подготовленные так же, как и для овощного пюре, варите в течение 1-1,5 часа. Затем, слив приблизительно 1 /3 от общего объема отвара, добавьте к нему 1 столовую ложку размолотого риса и 1 чайную ложку заправки на масле (смешав равное количество свежего сливочного масла и муки), поварите еще 10 минут, прибавьте 2 столовые ложки хорошо протертой зелени и дайте супу некоторое время постоять. Кормить ребенка следует из ложечки, давая ему, в зависимости от аппетита, 200-250 г супа, по возможности не добавляя сахара и соли.

Ночь и день

Некоторые дети с рождения ночью всегда бодрствуют Они так кричат, что к ним невозможно постоянно не вставать, но и потом, когда должны пройти неприятности с животиком (на которые списывается длительный крик), особых изменений не происходит. Хотя бы 1-2 раза за ночь они просыпаются, требуют чистую пеленку или хотят пить и т. п., и все это сопровождается довольно долгим криком.
Склонность к ночному бодрствованию некоторые дети умеют сохранять очень долго. Но и двух- или трехлетний ребенок иногда оказывается совершенно выспавшимся к часу ночи и проявляет желание поиграть.

Часто такие дети вскрикивают во сне, чем причиняют большое беспокойство родителям, потому что разбуженный взрослый человек может засыпать с трудом. Обдумайте хорошенько режим дня своего ребенка. Может быть, в нем есть какая-нибудь ошибка. Строго соблюдайте время сна. Не кричите на ребенка и старайтесь вообще не повышать голос: с ним самим и в его присутствии следует говорить спокойно и ласково.
Не запугивайте малыша. Ребенка с чувствительной нервной системой не раздражайте ни резкими движениями, ни выкриками и не играйте с ним в прятки, потому что любая неожиданность его сильно путает.

Вечером не играйте с ребенком в активные игры. Возбужденная нервная система отвечает на это ночью прерывистым, тревожным сном. Чувствительных детей следует перед сном успокоить тихой игрой, спокойным, ласковым голосом.
Никогда не бейте ребенка! Беспокойного, легко возбудимого и раздраженного ребенка, как и ребенка с установившимся навыком пробуждаться ночью, надо воспитывать очень осторожно. Весь режим его жизни должен быть весьма строгим, подчиненным гигиенической дисциплине, точно так же надо дисциплинировать и его психическую жизнь.
Однако не следует ожидать немедленных результатов. Воспитание каждого ребенка требует беспредельного терпения и времени, поэтому не отказывайтесь сейчас же от принятых вами установок как от бесполезных.

Физическое развитие

Если ребенок хорошо держит головку, она не падает бессильно ни в вертикальном положении при срыгивании, ни при лежании на животике, можно поднимать его следующим образом: пальцы рук с обеих сторон подведите под лопатки ребенка, причем большие пальцы вложите в подмышечные впадины. Если вы носите ребенка на руках, очень строго следите за тем, чтобы он лежал ровно, его позвоночник не кривился набок, а спина не горбилась. Поддерживайте позвоночник обеими руками: верхняя часть его лежит у вас на предплечье, нижнюю часть поддерживайте другой рукой.
При ношении ребенка предоставляйте ему больше свободы движений, чтобы он мог потянуться. Но долго носить не следует! Меняйте руки. Ребенок не должен привыкать к одному положению.

На 3-м и 4-м месяцах ребенок пытается всматриваться в окружающие предметы. Может показаться, что он делает попытку сесть. Эти попытки не следует поощрять, так как мышцы еще недостаточно окрепли, и стремление ему помочь не укрепляет их, а, наоборот, кроме вреда и искривленного позвоночника ничего не принесет. Не огорчайтесь, если ваш ребенок до сих пор не сидит.

Обращайте внимание на то, как лежит ваш ребенок во время сна. Возможно, он привык постоянно лежать на одном боку. Меняйте время от времени положение его тела. В противном случае его головка может сплющиться с той стороны, на которой он постоянно лежит. Точно так же все мышцы должны время от времени изменять положение, чтобы не слишком утомляться.

Развитие нервной деятельности

Занимайтесь своим ребенком, но насильно не ускоряйте его развития. Нельзя требовать невозможного. Честолюбивые родители, стремящиеся к тому, чтобы их ребенок опередил всех остальных в своем развитии, достигнут скорее обратного результата: у ребенка будут издерганы нервы и психическое развитие его замедлится.
На детское сознание можно оказывать очень сильное воздействие, правильно руководя воспитанием, показывая пример, потому что психика человека при рождении не является «чистой доской» и ребенок появляется на свет с уже заложенными разнообразными способностями.

Защита глаз

Берегите глаза ребенка! Иголки, проволока и другие острые предметы в руках ребенка представляют большую опасность для глаз. Поэтому постарайтесь, чтобы ребенок не мог их достать.
Резкий ветер, пыль очень вредны не только для легких, но и для глаз. При такой погоде не выходите из дому или защитите ребенка навесом коляски.
На детских площадках следите за игрой малышей, вернее, сообразуйте свои передвижения с их действиями. Мяч или любая другая брошенная игрушка могут попасть в коляску и повредить ребенку глаза.

Не показывайте ребенку блестящих игрушек или других предметов, не предлагайте восхититься шарами для елки. Движения глазных яблок у ребенка еще не совсем синхронны из-за слабости глазных мышц. Иногда ребенок косит глазами, особенно на близкие предметы. Поэтому и вы сами, лаская ребенка, не приближайте очень близко к нему лицо и не заставляйте его смотреть на вас с очень близкого расстояния.

Потница

Часто мать, боясь холода, слишком кутает своего ребенка или тепло укрывает его ночью. Ребенок потеет, ворочается и плачет. Кожа у него становится влажной, краснеет, иногда на ней развивается воспаление в виде мелких прыщиков. Это потница. Она чешется и раздражает ребенка. Потница свидетельствует о том, что ребенка слишком тепло одевают.
Потница пройдет, если ребенка не кутать. Присыпать раздраженные места можно только в том случае, если вы не используете памперсы. Возможно, и от них временно придется отказаться, чтобы раздражение не усилилось. Главным профилактическим мероприятием в данном случае является подходящая одежда.

Итоги четвертого месяца

Ребенок развивается необыкновенно быстро. Мышцы крепнут, и малыш становится очень подвижным. Он в состоянии перевернуться с животика на бок, а лежа на животике, может приподнять всю верхнюю часть туловища, если подложить ему под грудку руки, согнутые в локтях, может в таком положении продержаться целую минуту. Хорошо держит головку, если мы подходящим образом поддерживаем его тело. Лежа способен поднять голову и плечи, пробует садиться. Ребенок научился играть руками.
Его начинает интересовать окружающее. Он поворачивает голову на звук голоса, улыбается знакомому лицу. Может громко смеяться, издает звуки («агукает») и пытается пользоваться своим голосом. Его интересуют окружающие предметы, и он пытается их достать, следит глазами за движущимися предметами
Малыш приходит в восторг и волнение при виде игрушек и новой обстановки, что выражает различными звуками и движениями ручек и ножек.
Если услышит пение или голос, иногда затихает, как будто понимает. Если приносят еду, уже заранее открывает рот.
В заботе о Четырехмесячном ребенке не забывайте о его безопасности.
Следите за тем, спокойна ли обстановка, окружающая вашего ребенка. Не играете ли вы с ним слишком бурно и не разговариваете ли с ним слишком громко? Шум и волнения приводят к нервозности, раздражительности и беспокойству. Действия по формированию характера ребенка должны быть сознательными и планомерными. Гораздо легче учить ребенка хорошим навыкам в семье, где все идет гладко, все на своем месте, общий ритм жизни спокойный и размеренный. Обязательно вынимайте пальчик из ротика малыша.
Смотрите за тем, что уже умеет делать ваш ребенок, следите за его развитием. Давайте ему подходящие игрушки.
Регулярно взвешивайте ребенка - раз в 14 дней.
Смотрите, спокойно ли спит ваш ребенок. Ищите причины его беспокойного сна. Может быть, просто в комнате душно и нужно открыть окно.

Четвертый месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и задачи воспитания. Что же нового в развитии младенца?

Было бы неправильным считать, что все ведущие линии младенческого детства реализуются с одинаковой силой и одинаковом темпе из месяца в месяц. На самом деле происходит нечто похожее на восхождение альпиниста: закрепился на определенной высоте, освоил маленькую "ступеньку", которая станет основой для нового подъема. Вспомним: когда малыш родился, кроху вели сенсорные стимулы (зрительные и слуховые ориентировочные реакции), побуждающие к поисковым действиям и обуславливающие движения головки. Затем был первый эмоциональный контакт со взрослым - улыбка (1 мес.).

Овладение умением удерживать головку в положении лежа на животе несколько минут (2 мес.) - новый, можно сказать, моторный прорыв в зону ближайшего развития. И вновь в центр попадает сенсорный компонент: зрение, слух и тактильная чувствительность ладоней при первых осязательных действиях (2-3 мес.).

Затем новый взлет. В центре него - эмоциональный контакт - специфическая реакция малыша на внимание к нему взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек, ножек, положительными эмоциями, улыбкой, звуками ("комплекс оживления"). С его появлением закладывается следующий этап "восхождения" - новая программа освоения окружающего мира, появляются новые возможности социальных контактов (З мес.). Это как раз рассматриваемый нами период, четвертый месяц жизни малютки.

Появление "комплекса оживления" будет способствовать формированию первых хватательных движений руки. Предмет (игрушка), подвешенный на ленточке над ребенком и касающийся его руки, становится для малыша не только занимательным, но и досягаемым объектом. Дитя поворачивает ладошку и захватывает его в руку. Это специальные игрушки-подвески. Их мама может сделать сама из разных материалов (поролона, кусочка ткани, шнурочков и т.п.). Игрушки-подвески должны соответствовать руке малышки. Их вытянутая или округлая форма удобна для захватывания. Попытки захватывания игрушки ребенок выполняет самостоятельно. Мама, находясь рядом, вольно или невольно с яркой эмоциональностью реагирует на удачную попытку ребенка. Ребенок начинает повторять и повторять удавшееся действие, чтобы услышать ее реакцию. Дорогие мамы, вы должны активно реагировать на удачные действия вашего малютки! Не скупитесь на эмоции! Ведь они оправданны: ребенок на 4-м месяце жизни начинает радоваться первым успехам.. И вы замечаете, что малыш на удивление чутко откликается на ваше настроение. И это не случайно. Как отечественные, так и зарубежные ученые отмечают, что причины этой сверхчувствительности до конца не понятны, но, по всей вероятности, детьми движет инстинкт, который позволяет им идентифицировать базовые человеческие эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и т.п.). А вот оттенки этих чувств малютке предстоит еще долго осваивать на практике. Когда же начинается эта активная практика? На 4-м месяце жизни! Вслед за хватательными и ощупывающими действиями руки у ребенка появляется желание дотянуться до свисающего сбоку предмета и... дитя делает поворот на бок, а затем на живот, но это будет несколько позже. Малыш начнет овладевать локомоциями, т.е. самостоятельно менять положение тела в пространстве.

А сейчас, когда дитя находится в начале 4-гo месяца жизни, еще раз подчеркнем, что актуальными для него считаются: эмоциональное общение со взрослым в системе "комплекса оживления", овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций), направленных на привлечение внимания взрослого. Сенсорное и моторное развитие, конечно, совершенствуется на 4-м месяце, но на этом этапе оно идет вслед за эмоциональным развитием.

Сказанное ко многому обязывает родителей. Обратите внимание, что "комплекс оживления" возникает на 4-м месяце жизни, уже по желанию ребенка.. А что это значит?

Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если взрослый надолго исчезает из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. По всей вероятности, возникает нарушение "обратной связи", или, как говорят ученые, нарастает "тревога распада" в системе "мать и дитя".

Чуткие родители постепенно начинают понимать "язык эмоций" младенца. Каким образом? К примеру, о многом может вам рассказать язычок малютки. Нет, конечно, не в прямом смысле. Позиция языка может сказать вам о следующем: в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ. В момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.

Мы не оговорились: к концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка - чудную эмоциональную реакцию. 4-й месяц жизни ребенка - яркий и эмоциональный. Родителям необходимо этот месяц жизни малютки наполнить радостью общения. Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.

Грудной ребенок, который продолжительное время для вас оставался новорожденным нежным созданием, хотя период новорожденности заканчивается с первым месяцем жизни, уже начинает получать другой статус, проявляя все новые и новые способности. Вы осознаете, что малыш растет, и это проявляется не только в увеличении массы тела, но и в двигательных привычках, общении, его собственном восприятии окружающей среды. Формируется новый человек, личность. И одна из важнейших ролей в становлении этого человека отводится именно Вам...

Присмотритесь внимательнее к волосам малыша. В этом возрасте закладывается новый цвет и качество волос. Возможно, вы не заметили, что в течение нескольких последних недель малыш теряет свои первичные волосики (нежные, тонкие, часто кудрявые), с которыми он родился, и вместе с тем отрастают новые. Этот процесс будет длиться месяц или и два. Цвет глаз также изменяется. Если ребенок родился с голубыми глазами, то именно теперь вы заметите, что они темнеют, и со временем ваш малыш станет кареглазым или кареглазой, - как и вы. Только тогда, когда голубой цвет глаз будет оставаться до шести месяцев, можете надеяться, что это - навсегда.

Малыши, родившиеся у смуглых кареглазых родителей, преимущественно имеют светло-коричневый цвет глаз. Но когда ребенок достигает четырехмесячного возраста, его глаза становятся темными, как у родителей.

Физическое развитие

Конечно, малыш продолжает набирать в массе. Если у вас есть возможность контролировать прирост массы каждую неделю, то он должен составлять 140-170 г. На протяжении всего четвертого месяца жизни ребенка масса увеличивается на 600-750 г. Хотя не забывайте, что эти показатели есть лишь ориентировочными нормами. Каждый грудной ребенок имеет свои, запрограммированные природой, темпы увеличения массы. Длина тела увеличивается приблизительно на 2-2,5 см. Тело постепенно, в меру усовершенствования и развития мышц, приобретает крепкий, сформированный для грудного ребенка, вид.

Двигательная активность

Под конец четвертого месяца малыш уже уверенно манипулирует своей головкой. Он продолжительное время удерживает ее, лежа на животе. А в положении на спине легко поднимает голову, дотрагиваясь, подбородком к груди, чтобы "тщательнее" рассмотреть свои ступни. Кроме этого, малыш с готовностью крутит головкой во все стороны, следя за окружающим.

Если в прошлом месяце не было удачных попыток перевернуться со спины на живот или наоборот, то в течение этого месяца малыш способен научиться выполнять это упражнение. Причем, лежа на животе, ребенок уже способен опираться на предплечье обеих рук и делает попытку переложить удержание своей грудной клетки и головы на одну руку, с целью освободить другую для того, чтобы что-нибудь ухватить.

Руки остаются объектом пристального внимания. Грудной ребенок сводит ручки к средней линии, следит за ними целенаправленным, координированным взглядом. Пальцы рук не сжаты. Совершенствуется координация движений рук. Ребенок захватывает игрушку, крепко держит ее, водит вместе с рукой. Потом случайно может невольно упустить. Когда игрушка в руке, малыш следит за ее движениями глазами и проявляет удовлетворение, улыбаясь своей удаче. Как и раньше, собственные кулачки, пальчики или погремушка обязательно "дегустируются" на вкус.

В этот период любимым упражнением малыша становятся активные движения ножками - "велосипед". Колени еще согнуты в состоянии покоя, но время от времени ребенок их разгибает. Занимаясь гимнастикой, можете заметить довольно хорошую подвижность ножек во всех суставах.

Если же малыша поставить вертикально с опорой для ступней, он также может сгибать и разгибать ножки, будто бы приплясывая. Большинство малышей очень любят такие занятия, особенно под ваше пение или музыку.

Бывает, что ребенок на четвертом месяце жизни проявляет попытки к плаванию в положении на животе. Эти движения похожи на рудиментарные (т.е. те, что исчезают) привычки плавания в животе матери. Однако это не так. Взгляните внимательнее, как малыш сопит, закашливается, стонет, недовольно бормочет и даже кричит от неудачных стараний. Это попытки ползать! Как жаль, что в нас, взрослых, не хватает такой решительности и настойчивости в достижении определенной цели!

Наверное, большинство из вас старались в этом возрасте посадить малыша. С вашей поддержкой это возможно. И сколько удовлетворения в глазах малыша! Заметьте, что головка при этом поддерживается в вертикальном положении самостоятельно!

Ни в одном случае не следует оставлять ребенка в положении сидя на продолжительное время (взгляните, как при этом выгибается горбом спинка!). Вы рискуете утомить малыша или привести к деформации позвоночника. Еще не время сидеть! Применяйте этот элемент как часть гимнастического комплекса. Подтяните ребенка за ручки, в положение сидя, потом медленно опустите.

Часто при движениях ручек и ножек в суставах (коленных и локтевых) можно услышать потрескивание. Нет оснований, чтобы волноваться. Через месяц или два, когда мышцы туловища, рук и ног окрепнут (с вашей помощью во время занятий гимнастикой и массажем), эти явления исчезнут. Причина появления потрескиваний это функциональная незрелость суставного аппарата, в состав которого входят кости, сухожилья, хрящи и мышцы.

Зрение и световосприятие

Малыш хорошо охватывает взглядом предметы на расстоянии 20-30 см. Движения глазных яблок уже координированные. Если на таком расстоянии водить перед глазами яркими предметами красного, желтого, оранжевого, светло-голубого цвета, ребенок будет следить за ними взглядом по всем направлениям: вверх, вниз, в правую сторону, в левую сторону. При этом глаза уже не должны косить.

Под конец месяца ваш малыш начинает наслаждаться окружающим миром в цвете.

Ребенок четырехмесячного возраста обращает внимание на шум, проявляет любопытство, как к слабым, так и к громким по интенсивности звукам. Известно, что все малыши этого возраста с готовностью отдают предпочтение музыке. Возьмите это на вооружение, когда стремитесь успокоить раздраженного ребенка. И все же максимум удовлетворения ваш малыш получает от собственных звуков. Он повторяет "удачную" их комбинацию снова и снова, будто стараясь запомнить собственное вокальное произведение.

Кстати, много из таких слогов позднее значительно легче будут произноситься как составляющие настоящих слов. Своеобразное "бульканье" постепенно сменяется на "хихиканье", а потом на отдельные звуки "е", "и", "а", "га" и др.

Новым для вас будет и то, что малыш громко хохочет, если вы, играясь, пощекочете его. Эта реакция на вашу "щекотку" является сигналом социального развития. Если же вы замечаете изменение настроения, попробуйте себе это объяснить. Почему ребенок стал сонливым, апатичным или же, наоборот, раздраженным? Может потому, что вы ограничили его объем восприятия! Исправьте эту ошибку. Во время прогулки получите удовлетворение, следя, как реагирует малыш на живую розу, ветвь елки, свежие фрукты, листочки, снег, птичку и на много других вещей. Вы же выполняете чрезвычайную миссию - впервые в жизни этого создания знакомите его с миром!

В награду обязательно получите искреннюю улыбку.

Улыбка остается, как и в предыдущем месяце, основным проявлением удовлетворения и счастья. Она становится проявлением любви ко всем, кто проявляет заботу и внимание к малышу. Разговаривайте больше с малышом, хвалите за каждое достижение, помогайте успешно преодолеть этот путь развития.

Сон теперь становится более глубоким, беспрерывным и длится 10-11 часов. Днем малыш спит два или три раза: один утром и два после обеда. В котором именно часу укладывать малыша в кроватку, зависит от его индивидуальных биоритмов. Это вы заметите самостоятельно.

Заметив первые признаки усталости, уложите ребенка в кроватку. Эти проявления у каждого малыша индивидуальные. Но есть некоторые, которые встречаются у подавляющего большинства грудных детей: зевание, растирание глаз и отказ от игры бывают у всех деток. Тем не менее, есть дети, которые, наоборот, становятся чрезмерно активными при усталости или начинают интенсивно сосать свой большой палец на руке или ритмически крутить головой. В этой ситуации все зависит от вашего таланта разгадать "код засыпания" малыша.

Первый зуб

Под конец четвертого месяца жизни, возможно, начнут прорезаться первые молочные зубки, хотя на сегодняшний день у большинства грудных детей первые зубы появляются преимущественно в шестимесячном возрасте. Признаками прорезывания зубов будут раздражительность, беспокойство малыша, кусание деснами всего, что попадает в рот, иногда повышение температуры тела до 38-39 градусов, жидкий стул и даже ринит. Какие именно признаки будут у вашего ребенка, зависит от количества зубов, которые прорезаются, зрелости и совершенства центральной и периферической нервной систем, типа телосложения, состояния иммунной системы организма.

Первыми, как правило, появляются два нижних центральных резца. При прорезывании десны в этом месте покрасневшие, отекшие. Малыш раздраженно растирает этот участок всем, что тянет в рот. Поэтому в этот период важно приобрести резиновое кольцо или фигурку, наполненную внутри водой. Кольцо кладут в холодильник, а потом дают малышу. Холод успокаивает десну, снимает зуд и боль. В аптеках есть в продаже препараты, которые содержат в своем составе анестезирующее вещество, которые выполняют дубильную и обезболивающую функции, а также успокаивают раздражение десен.

Посещение педиатра

Вероятно, вы уже хорошо знакомы со своим врачом и можете выяснить все вопросы, которые вас беспокоят. Помните о целесообразности соблюдения определенного режима дня, питания, следите за порядком введения новых продуктов, посоветуйтесь относительно новых игрушек для малыша, которые бы лучше всего развивали его психоэмоциональную сферу. Педиатр проконтролирует, достаточно ли проводится профилактика рахита, анемии, посоветует как лучше подготовить ребенка к следующей ревакцинации АКДС и полиомиелита - в 4,5 месяцев.

Ваш малыш растет, требуя от вас все новых и новых умений его понять и помочь. Но даже если вы не "новоиспеченная" мама, а опытная, у которой есть уже старшие дети, не полагайтесь на свой опыт в воспитании предыдущих детей, а постоянно познавайте, наблюдайте, совещайтесь со своим семейным врачом или педиатром. От этого зависит здоровье и будущее всей вашей семьи.

Мои достижения

Интеллектуальные

Активный период по часу и больше в дневное время между периодами сна.
Имею кратковременную память от пяти до семи секунд.
Улыбаюсь и издаю звуки больше в присутствии людей, чем в одиночестве.
Люблю создавать новые звуки и имитировать знакомые тона.

Социальные

Смеюсь, когда со мной говорят, и требовательно кричу, если игра вдруг прекращается.
Интересуюсь своим отображением в зеркале и улыбаюсь ему.
Выдаю звуки, чтобы привлечь чье-нибудь внимание.
Смеюсь, если меня щекочут.
Восторженно слушаю музыку.
Люблю объединять прием пищи с игрой.

Сенсорно-моторные

Могу удерживать маленькие предметы между большим и указательным пальцами.
Тяну все объекты к себе и "дегустирую" во рту.
Изумленно смотрю на место, с которого только что упал исследуемый объект.
Плескаюсь в воде во время купания.
Проявляю любопытство к запахам и различаю их.
Готов к началу употребления твердой пищи (прикорм).
Могу самостоятельно переворачиваться со спины на живот и наоборот.
Поворачиваю голову во все стороны в положении лежа на спине и на животе.
Пробую выполнить "плавательные" движения и передвигаюсь в кроватке.
Фокусирую взгляд на разные расстояния.
Удерживаю головку в поднятом положении продолжительное время.

Физические

Набираю в массе 700-750 г.
Вырастаю на 2-2,5 см.

К возрасту 4-х месяцев малыш уже может садиться, держась за чью-то руку. Ему очень нравится рассматривать мир с различных положений. Посадите его, сделав предварительно удобную опору (или купив специальный стульчик), и общайтесь с крохой. Новые ощущения для него будут очень интересны и познавательны!

Играем в положении сидя. Постепенно можете переводить игры из лежачего положения в кроватке - в сидячее положение на стульчике. Повесьте перед ребенком на веревочках какие-нибудь яркие и веселые игрушки и погремушки. Малыш будет стараться к ним дотянуться, не вешайте их слишком далеко или высоко, его усилия должны увенчаться успехом.

Учимся сознательно брать предметы. В этом возрасте у ребенка хватательный рефлекс становится слабее, но на смену ему приходит произвольное захватывание вещей. Для развития этих навыков используйте игрушки разного размера. Вначале дотроньтесь погремушкой до правой ручки малыша, а затем - до левой, далее покажите игрушку, пусть он попытается ее ухватить! Благодаря таким играм, у малыша развивается координация движений рук и глаз.

Крылатые качели. Устройте малышу катания на качелях в домашних условиях. Можете сами соорудить, а можете купить готовые. Дети, обычно очень любят катания на качелях! Внимательно проверьте безопасность конструкции. Важно, чтобы малыш сам не мог выбраться оттуда.

Развивающие игры

Для ребенка в этом возрасте важно играть не только с игрушками, но и с другими людьми. К 4-м месяцам малыш спит уже не так много, а значит надо хорошо продумать его досуг на время бодрствования, чтобы он не скучал и проводил время с пользой.

Новые игры

Кто не спрятался? Маленькие детки очень любят такую забаву как прятки! Накройтесь одеялом, а затем выгляните к малышу со словами: «Ку-ку!». Проделайте такую процедуру несколько раз - малышу понравится эта игра! Можете также закрывать своими руками его глазки и говорить: «Где же спрятался мой сынок?».

Игры с мыльными пузырями. Если ваш малыш любит со стороны наблюдать, как вы для него пускаете мыльные шарики, можете начинать потихоньку его самого учить этой процедуре. Начните, например, когда ребенок находится в специальных ходунках или сидит.

Покатушки! Соорудите для ребенка небольшую горку из картонок (подойдут и картонные коробки из-под чего-то). А затем пускайте сверху вниз какие-нибудь игрушки на колесиках - ребенок будет в восторге от новой забавы! А также, кроме веселого времяпрепровождения, он начнет развивать такие понятия как причина и следствие.

Технологии на службе развития. Запишите как-нибудь на свой телефон голос крохи, а потом давайте ему слушать. Можно также записать голоса мамы и папы! Понаблюдайте затем за реакцией ребенка!

Яркие одежки! Покупайте иногда для своего малыша яркие носочки и манжетики на ручки. Пускай малыш разглядывает яркие рисуночки. Со временем ему захочется схватить свою ножку или ручку с яркой картинкой, и рано или поздно у него это должно получиться. Хвалите его за старания!

Мячики с сюрпризом! Поиграйте с малышом тканевым мячиком, состоящим из разной текстуры. Можете такой мячик сделать сами или поискать в магазине. Также в продаже могут быть тканевые мячики с колокольчиками внутри. Разная на ощупь материя будет приятной и интересной ребенку!

Развиваем координацию!

Зарядка для крохи. Кладем ребенка на животик и поочередно сгибаем коленки, затем их выпрямляем и разводим в стороны. Также можно сгибать коленки одновременно. Выполняя упражнение, не забывайте напевать крохе веселую песенку.

Переворачиваемся! Это упражнение можно делать как дома, так и на прогулке на природе в теплое время года. Вам понадобится одеялко или покрывало. Положите кроху на край животиком вниз, а затем с ближайшей к нему стороны начинайте аккуратно приподнимать покрывало за концы вверх. Малыш будет переворачиваться. Не забудьте его похвалить в конце. Это занятие будет не только приятным, но и очень полезным для ребенка!

Преодолеваем препятствия! Рано или поздно малыш начинает активно двигаться, ползая или ерзая. Чтобы улучшать эти навыки, можете заставить ребенка самостоятельно тянуться к игрушкам. Для этого положите одну-две игрушки вокруг него, но только так, чтобы для ее получения, необходимо было бы приложить немного усилий. Если малыш долго не может достать игрушку, переложите чуть ближе. Не позволяйте ему капризничать и выполнять за него работу!

Учимся принимать решения!

Выбираем! Положите в каждую ручку ребенка по одной игрушке-пищалке. Это могут быть резиновые мячики, которые легко сжимать. Покажите ребенку, что их нужно сжимать, а далее понаблюдайте за поведением своего чада. Он должен смотреть на руку, в которой игрушка издает писк. В скором времени ребенок самостоятельно сможет пищать двумя игрушками одновременно.

Веселые цепочки. Скрепите между собою несколько колечек от занавесок, можно также их просто нанизать на веревочку. Развесьте эту цепочку над кроваткой или в зоне досягаемости малыша. Пускай кроха дергает за колечки, и они начинают звенеть, ударяясь друг о друга.

Игры в повседневных делах

Во время одевания. Отвлечь малыша на время помогут две погремушки, связанные между собой в форме гантели на расстоянии 10 см. Пускай одна из погремушек будет в руках у вашего крохи, а вторую погремушку он непременно захочет схватить. Пока малыш разбирается с новой забавой, у вас есть время его переодеть или подготовить ко сну.

Приятные прикосновения. Когда ребенок лежит голышом на пеленальном столике, поводите своими ногтиками по его животику и спинке. Это будет не только очень приятным для крохи, также будут развиваться и укрепляться мышцы малыша.

Массажные процедуры. Покупавшись, аккуратно помассируйте тело ребенка, используя детскую присыпку. Желательно наносить ее не сразу на кожу крохи, а посредством своих рук, чтобы малыш не вдыхал распылившийся порошок. Не забывайте во время массажа разговаривать с ним или петь песенки!

Когда мы кушаем. Если в кормлении малыш переходит на твердые продукты, не лишним будет показать ему ложку, прежде, чем начать давать с нее еду. Также можно показать процесс на своем примере - как правильно использовать ложку.

Когда мы отдыхаем

Как легче уснуть. Приучите ребенка к определенному ритуалу перед сном. Например, вначале мы купаемся, затем кушаем, немного играем, слушаем песенку и засыпаем. Важно повторять установленный распорядок изо дня в день. Также можно класть в кроватку к ребенку какую-то определенную мягкую игрушку. Когда малыш будет ее видеть рядом с собой, он будет понимать, что настало время спать. Старайтесь эту игрушку не терять, т.к. потом ребенок может начать капризничать перед сном не найдя знакомого предмета. Уснуть также поможет кресло-качалка. Ребенку нравится находиться у вас на руках, когда вы качаетесь. Не забывайте петь на ночь колыбельную. Желательно, чтобы это была одна и та же песенка. Тогда ребенок будет спокойно засыпать, слушая ее.



Публикации по теме