Пример из практики. Как «работает» символдрама

Семинар А1 «Введение в основы символдрамы» ( 30 акад. часов)

Этот семинар знакомит участников с основными техниками символдрамы. Семинар включает в себя теоретическую часть, знакомящую с историей создания метода, его теоретическими основами и местом в ряду других направлений психотерапии. Детально рассматривается структура психотерапевтического сеанса по методу символдрамы , разбираются показания и целесообразность индивидуальной, групповой психотерапии или психотерапии пар. Освещается система подготовки специалистов по методу символдрамы. Отдельная лекция посвящается психоаналитической этике. Рассматриваются вопросы отношений между пациентом и терапевтом в психоанализе и психоаналитической терапии, аналитические границы, сексуальные и несексуальные нарушения границ, этика и терапия, этика и супервизия, этический кодекс, этический комитет.

Во время практической части участники делятся на малые группы, где каждый последовательно выступает как психотерапевт, пациент и наблюдатель, после чего каждый раз следует обсуждение результатов и подробный разбор в общей группе. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: луг, ручей и дерево , а также тест цветок и мотив сосуд. Отдельное занятие посвящено интерпретации символики чисел и цвета.

Семинар А2 « Основная ступень символдрамы » ( 30 акад. часов)

Этот семинар продолжает знакомить участников с основными техниками символдрамы. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: гора , дом и опушка леса , а также техника работы с ночными сновидениями. Демонстрируется возможность использования символдрамы в работе с парой мужчины и женщины и парой ребенка и родителя. Прорабатывается шестишаговая техника интерпретации содержания образа, рисунка или сновидения пациента.

Семинар В1 «Символдрама – углублённое прорабатывание основной ступени» ( 30 акад. часов)

Семинар дает более объемное представление о действующих принципах символдрамы на основной ступени, знакомит со специальными мотивами основной ступени символдрамы, происходит детальное прорабатывание техники психотерапевтического ведения пациента по образу, прорабатывается техника ведения предварительной беседы и последующего обсуждения. Прорабатываются стратегии завершения курса психотерапии, разбирается работа З.Фрейда «Анализ конечный и бесконечный». Прорабатывается мотив «Узелок в дорогу» как возможность завершения курса психотерапии. В малых группах подробно прорабатывается мотив «Опушка леса» как основная техника экстренной краткосрочной психотерапии. Определяется место и возможности супервизий в работе психотерапевта. Отдельное занятие посвящено символдраматической технике работы с ночными сновидениями. Особое внимание на этом семинаре уделяется техникам работы с проблемами в отношениях мужчины и женщины (прорабатываются мотивы «Два берега», 3 формы мотива «Подарок», 5 форм мотива «Животное, растение, камень»), разбираются стратегии беседы с пациентом на тему его интимно-сексуальной жизни, критерии определения половой конституции по Г.С. Васильченко.

Семинар В2 « Интенсивная проработка основной ступени символдрамы« ( 30 акад. часов).

Семинар продолжает углубленное прорабатывание основной ступени символдрамы и посвящен теме судьбы и проработке проблем с идентичностью в психотерапии. Символическое обращение к внутренним ресурсам и осмыслению идентичности со своим родом. Обращение к месту силы . Протагонистский сеанс и его разбор.

Интегрирующие мотивы основной ступени символдрамы, направленные на проработку собственной идентичности: «Строительство дома », «Старинная мастерская по изготовлению сосудов ». Два протагонистских сеанса, работа в малых группах и её разбор.

Итоговый коллоквиум.

Семинар С1 «Символдрама – основы техники средней ступени» ( 40 акад. часов).

Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Участники изучают технику символдрамы средней ступени: конфронтация символов, усиление конфликта, контакт глаза в глаза, фокусировка на теме конфликта. Прорабатываются основные мотивы средней ступени (2 формы мотива «Значимое лицо в реальной форме», «Корова», «Слон», 3 формы мотива «Куст розы», «Автостоп», «Плодовое дерево», «Дикая кошка», «Лев», «Идеал Я»). Отрабатывается более гибкий стиль ведения. Факультативная программа: мотивы «Дикая кабаниха», «Змея», «Ведьма».

Факультативная программа: мотивы «Дикая кабаниха», «Змея», «Ведьма».

Предварительные условия: посещение семинаров А1, А2, В1 и В2, прохождение собеседования, практический опыт работы по методу символдрамы (минимум представление одного случая на супервизии), начало прохождения учебной психотерапии по методу символдрамы у обучающего терапевта (минимум 10 сеансов), хорошее знание рекомендованной литературы (Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов. М., 1996; Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, № 3, 4; Обухов Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. — М., 1997; Обухов Я.Л.: Символдрама и современный психоанализ. – Харьков, 1999; Обухов Я.Л. Символдрама. Введение в основную ступень. – Ростов-на-Дону: «ООО «Мини Тайп», 2005).

Особенности символдрамы средней ступени. Необходимость ее отделения от основной и высшей ступени символдрамы в ходе обучения Кататимно-имагинативной психотерапии. Требования к психотерапевту для работы по технике средней ступени: клинический опыт работы с техникой основной ступени символдрамы, тонкое чувствование пациента (эмпатия), опыт работы с возможными аверсивными реакциями пациента, умение уверенно, конструктивно и быстро с ними справляться, хорошее владение техниками основной ступени символдрамы. Основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе. Работа с мотивом значимое лицо. Положительные и отрицательные значимые лица. Представление значимого лица в реальном виде и в символическом форме. Техника “контакт глаза в глаза”. Протагонистский сеанс: представление значимого лица в реальном виде с последующим “контактом глаза в глаза”. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах. Техника “контакт глаза в глаза” — продолжение. Представление себя значимым лицом. Представление значимого лица в символической форме. Корова как символический образ матери. Слон как символический образ отца. Блок мотивов средней ступени для проработки сексуальных проблем: автостоп для женщины, куст розы для мужчины, куст розы для женщины, плодовое дерево. Автостоп как индикатор особенностей сексуального поведения у женщины, работа с проблемами доверия. Куст розы как индикатор особенностей сексуального поведения у мужчины и показатель способности к решительным действиям. Куст розы для женщины – обращение к «анимусу». Две формы упражнения куст розы для женщины. Плодовое дерево в работе с проблемами сексуального влечения. Теории агрессивности, используемые в символдраме. Блок мотивов средней ступени для работы с проблемами агрессивности: лев, дикая кошка. Показания для их использования. Дикая кошка в работе с потребностью в самоутверждении (по Х. Когуту), для ресурсной подпитки и в работе с проблемами анимы. Мотив «Идеал Я» в работе с проблемами идентификации, Сверх-Я и интеграции личности.

Семинар С2 «Символдрама средней ступени – ассоциативный метод » ( 20 акад. часов). (Ведущий: Я.Л. Обухов-Козаровицкий)

Количество участников: не более 20; участников просят иметь материал для рисования.

Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Участники изучают технику средней ступени символдрамы: ассоциативный метод. Отрабатывается стиль ведения пациента по образу в соответствии с принципами нулевого структурирования.

Предварительные условия: посещение семинаров А1, А2, В1, В2 и С1, прохождение собеседования, практический опыт работы по методу символдрамы (минимум представление одного случая на супервизии), начало прохождения учебной психотерапии по методу символдрамы у обучающего терапевта (минимум 10 сеансов), хорошее знание рекомендованной литературы.

Особенности символдрамы средней ступени. Основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе: «молчаливый образ» на мотив «винтовая лестница, ведущая к золотому зеркалу в тёмном подземелье» и его разбор. Четыре основные символдраматические стиля ведения пациента по образу: 1) учебный, 2) протективный, 3) конфронтационный, 4) ассоциативный. Сравнение работы со стандартными мотивами (предложение стандартного мотива как ядра кристаллизации и проекции конфликта; использование режиссёрских принципов смягчения напряжения и интеграции конфликтного материала; опора на положительный и анаклитический перенос) и ассоциативного метода. История создания ассоциативного метода. Дискуссия 1960 г. Разбор случая пациентки Х. Лёйнера. Показания и противопоказания использования ассоциативного метода. Протагонистский сеанс и его разбор. Возможности и преимущества ассоциативного метода. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах. Метод свободных ассоциаций классического психоанализа и ассоциативный метод символдрамы: общее и различия. Методы символдрамы «прожить и выстрадать», «пробных действий». Вербально-ассоциативные «отклонения» от представления образов, их особенности, виды и способы работы с ними. Формы протекания ассоциативного процесса по Х.Лёйнеру: 1) сказочно-лирическая форма; 2) ассоциативные пассажи, отыскивающие конфликтный материал; 3) ассоциативные пассажи со спонтанной возрастной регрессией; 4) вербально-ассоциативные «отклонения»; 5) фрагментированная форма протекания образных ассоциаций; 6) способствование ассоциативному раскрытию личности. Клинические примеры. Особенности работы с возрастной регрессией. Развёртывание ассоциативных векторов: 1) тематический вектор; 2) вектор временной решётки (работа с прошлым, настоящим и будущим). Модификация ассоциативного метода – наблюдение поведения.

Семинары по теории и практике психоанализа и глубинно-ориентированной психологии

Т 1 Введение в клиническую и психоаналитическую диагностику и практику. Предварительное интервью. Психологические защиты. Начало психотерапии. Средняя часть психотерапии. Завершение психотерапии. Постаналитические отношения. Основы психоаналитического процесса (30 академ. часов).

Первый контакт с потенциальным пациентом. Содержание первого телефонного разговора. Место и время приема. Обстановка кабинета. Как структурируется первая встреча. Этический кодекс МОО СРС КИП. Предварительное интервью: цели и содержание. Представление пациента о своих проблемах. Представление пациента о психоаналитической психотерапии. Оценка перспектив рабочего альянса – продолжительность и итоги предварительного интервью. Первоначальное предъявление пациентом проблемы («жалоба»). Наиболее типичные формы жалоб. Выработка сеттинга. Понятие психоаналитического контракта. Тема оплаты и порядка ее внесения. Позиция пациента. Частота и продолжительность встреч. Тема сроков психотерапии и критериев ее успешности, телефонные контакты и отношения за рамками аналитического процесса. Начало психотерапии. Определение целей и проработка альтернатив. Взаимодействие пациента и психотерапевта. Функции «Я » пациента и понятие рабочего альянса . Обучение и информирование пациента. Во что пациент должен быть посвящен. Трудности начала психотерапии с различными категориями пациентов. Переход к средней части психотерапии. Средняя часть психотерапии. Завершение психотерапии. Постаналитические отношения. Психоанализ и психоаналитическая психотерапия. Показания и противопоказания к психоанализу и психоаналитической психотерапии. Структурные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии.

Т 2 Основные психоаналитические теории в символдраматической практике (30 академ. часов). З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, М. Кляйн, Д.В. Винникотт, О. Кернберг, Х. Когут.

Т 3 Теория объектных отношений. Теория привязанности. Символизация и интерпретация в символдраме (20 академ. часов).

Т 4 Психодиагностика по ОРD: общее представление и подробно оси I, II, III, IV (60 академ. часов).

Семинар знакомит с последним достижением современного психоанализа — Операционализированной психодинамической диагностикой (OPD), разработанной ведущими психоаналитиками Германии в 1992-1996 гг., а также с её более современной версией OPD-2 (2006 г.). Создание OPD — это ответ психоаналитиков на неудовлетворенность чисто дескриптивно-феноменологической классификацией в МКБ-10 и DSM-IV, а также существующей психоаналитической диагностикой. В OPD разработаны чёткие критерии для оценки состояния пациента по пяти осям: ось I – переживание болезни и предпосылки для лечения ; ось II – отношения (в том числе перенос и контрперенос); ось III – внутренний конфликт ; ось IV – ; ось V – психические и психосоматические нарушения (связь с МКБ-10 и DSM-IV). Постановка диагноза по критериям OPD – обязательное требование для написания итоговой дипломной работы, рассматриваемой на экзамене для получения квалификации «психотерапевт по методу символдрамы » в структуре Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО). В практической части семинара демонстрируется работа OPD в Кататимно-имагинативной психотерапии. Участники семинара учатся определять структурный уровень развития личности (хорошо интегрированный, умеренно интегрированный, мало интегрированный и дезинтегрированный) по шести критериям: самовосприятие, саморегуляция, ведущие механизмы защиты, восприятие объекта, коммуникация и привязанность. Подробно разбираются стратегии проведения психотерапии на каждом уровне. В рамках семинара проводятся супервизии, в ходе которых определяются основные конфликты и уровень развития личности пациента.

Т 5 Работа с переносом и контрпереносом в аналитическом процессе и символдраме. Работа с сопротивлением и механизмы защиты (20 академ. часов).

Виды переноса и контрпереноса ; признаки переноса в психотерапии по методу символдрамы; методы прорабатывания переноса; общая теория возникновения и развития психических и психосоматических заболеваний; исцеление или улучшение через понимание и позитивный опыт отношений; центральная роль переноса , контрпереноса и сопротивления в аналитическом процессе и символдраме; принцип нейтральности (эквидистанция к ОНО , Я и СВЕРХ-Я , а также правило абстиненции ); поддерживающие и помогающие отношения как основа психотерапевтического процесса (по Woller/Kruse); триада областей отношений по L. Luborsky: актуальные психотерапевтические отношения (работа с переносом и контрпереносом), актуальные отношения за пределами психотерапии, ранние отношения; прорабатывание Центральной темы конфликта отношений (ЦТКО) по Х. Хеннигу; превербальные репрезентации (по D. Stern): генерализированные репрезентации интеракций (Representation of Interaction that have been Generalized – RiG).

Механизмы защиты. Сопротивления. Сеттинг. Определение, взаимозависимость психотерапевтической задачи и сеттинга. Психотерапевтический аспект сеттинга, создание «аналитического третьего» как «переходного пространства». Кушетка. Вопрос оплаты. Пять базовых техник психотерапии: суггестия, абреакция, манипуляция, разъяснение, интерпретация. Два типа инсайта. Понятие психоаналитической нейтральности. Интерпретация как процесс психотерапии. Способы получения и обработки информации. Свободные ассоциации – фундаментальное правило психоанализа. Формы вопросов в психоаналитической практике: фактические, Эго-ориентированные, объект-ориентированные. Эго-синтонное и Эго-дистонное присоединение. Молчание. Техники работы с аналитическим материалом: слушание, прояснение, конфронтация, интерпретация, аналитическое прорабатывание.

Работа с сопротивлением . Работа с «фиксированными образами ». Когда необходимо аналитическое прорабатывание? Показания для применения техники аналитического прорабатывания.

Т 6. Введение в аналитическую психологию К.-Г. Юнга (20 академ. час.). Психоанализ и аналитическая психология: сходства и различия. Роль личностных особенностей З. Фрейда и К‑.Г. Юнга и специфики их взаимоотношений. Понятие архетипа . Архетип и комплекс . Отщепление комплекса . Структуры идентичности : эго и тень . Индивидуальное и коллективное бессознательное . Практические методы аналитической психологии. Активное воображение . Творчество. Работа со сновидениями: понятие амплификации .

Т 7 Неврозы. Психосоматические заболевания. Клинические и психоаналитические аспекты (40 академ. часов).

Понятие невроза. Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. Невроз как «неоконченные дела детства». Невротический конфликт и психическая защита. Психический конфликт и психические защиты при неврастении, истерии и неврозе навязчивых состояний (у детей и взрослых). Дисгармоническое раннее семейное воспитание как следствие невротизма родителей. Нуклеарная семья и проблема формирования вертикальных и горизонтальных связей у ребенка. Неврозогенная семья. Неблагоприятные особенности личности родителей. Три типа раннего дисгармонического семейного воспитания – отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрирующее. Формирование у ребенка преневротических радикалов личности. Клиника невротических расстройств. Акцентуации и психопатии.

Влияние акцентуаций на направленность невротической динамики. Истерический невроз. Неврастения. Обсессивно-фобический невроз. Ипохондрический невроз. Невроз страха: определение, клинические проявления. Позиция «от» и «к». Страх и тревога. Депрессивный невроз. Психо-вегетативный синдром. Психосоматические переключения. Особенности психосоматических расстройств у детей. Психосоматика и материнская депривация.

Т 8 Пограничные личности расстройства. Психозы. Клинические психоаналитические аспекты (20 академ. часов).

Т 9 Мифы, сказки, фантазии в символдраматической практике (30 академ. часов).

Психоаналитический разбор сказок, отражающих конфликты оральной, анально-садистической, фаллически-эдипальной, латентной, пубертатной стадий («О курочке рябе», «Репка», «Колобок», «Буратино», «Волшебная лампа Аладдина», «Аленький цветочек», «Три поросенка», «Синяя борода», «Красная шапочка», «О Гензеле и Гретеле», «Дюймовочка» и др.). Психоанализ сказки в работах Б. Бетельгейма. Разбор архетипа «Великой Матери » по Э. Нойманну. В.Я. Пропп об исторических корнях волшебной сказки. Использование сказки в психодиагностике и психотерапии. Практические упражнения: кататимный поход в сказку . Упражнения в малых группах и их разбор.

Т 10 Теория и практика групповой психотерапии в символдраме. Супервизия, интервизия, балинтовская группа (30 академ. часов).

Семинар знакомит с теорией и практикой групповой символдрамы, открывая новые возможности использования этого высокоэффективного метода психотерапии. Дается классификация направлений и видов групповой психотерапии, особенно подробно обсуждаются особенности групповой психодинамической психоаналитически ориентированной психотерапии. Разбираются внешние рамки (оптимальное количество участников в группе, продолжительность одного группового занятия, частота и общее количество занятий, селекция участников группы) и внутренняя структура (принцип минимального структурирования, правило свободных вербальных интеракций, правило конфиденциальности, правило избегания социальных контактов за пределами группы) психоаналитически ориентированной групповой психотерапии. Разбирается развитие групповой структуры в курсе групповой психотерапии по методу символдрамы. Подробно разбираются задачи и действия психотерапевта. Прорабатываются фазы групповой психотерапии по методу символдрамы (5 фаз группового занятия по Л. Коттье-Бирнбахер). Обсуждаются основные мотивы групповой символдрамы. Разбираются теоретические концепции психоаналитически ориентированной групповой психотерапии: «социо-динамическая формула» Р. Шиндлера (ролевые позиции альфа, бетта, гамма, омега); сегментная модель П. Куттера (3 уровня группы – уровень сознательных интеракций, уровень отношений переноса и контрпереноса, уровень анаклитически-диатрофического единства; 4 вида переноса – невротический перенос, нарциссический перенос, перенос расщепления, психотический перенос). Развитие групповой идентичности в соответствии с восмью психосоциальными кризисами по Э. Эриксону (доверие-недоверие, самостоятельность-сомнение и стыд, инициатива-чувство вины, радость достижения-чувство неполноценности, идентичность-диффузия ролей, интимность-изоляция, продуктивная способность-стагнация, интеграция Я -отчаяние). Анализ механизмов эффективности групповой психотерапии, «целебные факторы» по И.Д. Ялому (интерперсональное научение, катарсис, кохэсия, понимание), неспецифические факторы эффективности психотерапии («change agents») по Т. Карасу (аффективное переживание, когнитивное освоение и регуляция поведения). Факторы эффективности психотерапевта по М.А. Либерману (эмоциональная активация, заботливость и покровительство, создание когнитивных рамок отношений, исполнительные и организаторские функции) Типы психотерапевтов («отец», «харизматический лидер», «социальный инженер») и их эффективность. Пять фаз развития групповой динамики (незрелые архаические имагинации с доамбивалентными свойствами, более зрелые имагинации с амбивалентными и амбитендентными свойствами, эдипальные имагинации, латентные и подростковые имагинации, зрелые имагинации). Психотерапия по методу символдрамы в работе с парой ребенок-родитель и мужчина-женщина. Основные показания и противопоказания. Прорабатываются мотивы психотерапии пар: «Представить себя животными и пойти друг к другу в гости », «Озеро », «Нелегальный переход границы и пронос контрабанды », кататимный поход в сказку .

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В чем состоит метод символдрамы? Символдрама или Кататимно-имагинативная психотерапия – метод психодинамический психотерапии , ориентированный на работу с воображением клиента. Символдрама направлена на понимание бессознательных желаний, мотивов, конфликтов человека. Символдрама помогает проработать их как на бессознательном, так и на сознательном уровне.

Клиент на приеме представляет образы на заданную или свободную тему, как бы видит сны наяву. Символдрама используется в работе с травматическим опытом, невротическими и психосоматическими заболеваний, экзистенциальми проблемами (страх смерти, потеря смысла и пр.).

Метод символдрамы, называемый иначе кататимным переживанием образов (КПО), разработан немецким психотерапевтом Хансом Карлом Лейнером. Методика была впервые опубликована автором в 1954 г. «Symboldrama» представляет собой одну из наиболее удачных попыток упорядочения и систематизации «грёз наяву». Метод символдрамы включает в себя множество эффективных психотехник и принципов для интенсивной и краткосрочной профилактики различных негативных эмоциональных состояний. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, М. Балинга, Э. Эриксона, О. Кернберга и др.). Оставаясь на психоаналитических позициях, данный метод имеет много общего с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.

Зачем? Большинство причин плохого самочувствия, скверного настроения и неудовлетворительных отношений находятся в так называемой бессознательной сфере человека. Жизнь в социуме накладывает жесткие ограничения на то, как человеку цивилизованному подобает реагировать. Мы не можем действовать так, как подсказывают наши инстинкты и чувства – убегать или драться в стрессовых ситуациях. Злится на самых дорогих и близких, потому что нам одновременно страшно потерять их любовь и благосклонность. Все эти невыраженные эмоции человек «складывает» в свое бессознательное и тяжелым мешком носит за своими плечами. А это очень взрывоопасный груз, который расходует нашу энергию. Отсюда хроническая усталость, подавленность и апатия. Бич современного общества.

А дальше? Бессознательное не знает слов. Оно мыслит картинками. Поэтому метод символдрамы позволяет именно на этом образном, символическом уровне «пообщаться» со своим же бессознательным. Выразить (гнев), отпустить (обиду), простить (родителя). И осуществить это в ненавязчивой форме путешествия по «ландшафтам своей души».

Почему по «ландшафтам»? Классические образы символдрамы задействуют воспоминания или фантазии о природе, архетипические образы, соотносимых с жизненными ситуациями, актуальными потребностями и конфликтами:

1. Луг - исходный образ каждой психотерапевтической встречи.

2. Гора и подъём в гору, чтобы затем увидеть панораму, открывающуюся с её вершины. Спуск с горы.

3. Обследование дома.

4. Следование вдоль речки (ручейка) вверх или вниз по течению.

5. Представление значимого лица (мать, отец, муж, начальник, учитель, друг) в виде символа (животного, растения, строения).

6. Наблюдение леса или пещеры и ожидание существа, которое выйдет из темноты этого леса или пещеры.

7. Лодка, появляющаяся на берегу реки или озера, на которой можно отправиться кататься.

8. Дерево.

9. Три дерева.

10. Цветок.

11. Представление себя на 10 лет старше.

12. Владение участком земли для того, чтобы вырастить или построить на нём что-либо.

13. «Наблюдение» за семьёй воображаемых животных и установление с ними контакта (эффективно в детской психотерапии, чтобы понять отношения в семье).

14. Путешествие внутрь своего собственного тела, разговор с его органами.

Задача психотерапевта выяснить, какой образ ближе Вам для проработки Ваших проблем.

Пример 1. Мотив "Ручей". Мать девочки дошкольного возраста обратилась по поводу фобии своего ребёнка - девочка боялась переходить мосты. Это затрудняло её передвижение по городу, так как в городе были одни сплошные мосты... Было проведено всего 3 сеанса, после чего фобия исчезла без следа. Девочка визуализировала сначала мелкий ручеёк, по которому она ходила босыми ногами, ощущая дно. Просьба представить досочку, по которой можно перейти воду, не замочив ног, наткнулась на сопротивление. Это был блок. Тогда аналитик начал медленно «строить» этот мостик. Сначала в речушку был положен камушек, который можно было ощупать ногой. Затем камушков стало больше, затем их стало столько, что по ним можно было перейти ручей. В конце концов были принесены два больших камня, между которыми и был перекинут деревянный мостик. Через три сеанса страх ходить по реальным мостам у девочки прошёл.

Пример 2. Мотив «Цветок». Пациентка 30 лет. Замужем. Образование среднее специальное гуманитарное. Работает. Детей нет. Обратилась с проблемой «пустоты в жизни». Мотив был представлен на первом сеансе. Пациентка представила розу.

Образ записан на альбомном листке простым карандашом от руки: «Я представила розу, зависшую в пространстве. С тугим, толстым, тёмно-зелёным стеблем с частыми и густыми колючками, с одним тёмно-зелёным листком. Когда трогала этот стебель, то чувствовала силу, мощь, свежесть и защищённость, а колючки не такие уж и колючие, просто очень густые. У цветка не было корней, он из цветочного магазина. Сам цветок был не очень большим, как будто не совсем распустившимся очень плотным бутоном, тёмно-красного цвета. На ощупь лепестки атласные, чуть влажные. Когда дотронулась до густоты середины цветка было чувство, что узнала тайну цветка – его происхождение (он из огромного розария), возраст (около 30 лет), желания. А желание такое, чтобы его поставили в чистую, свежую воду в шикарном, старом хрустальном графине. Я сделала, что хотела – поставила в этот хрустальный графин, и он чуть распустился и стал более бордовым и выросли новые свежие зелёные, нежные листья. Я почему-то почувствовала радость. На прощание с образом я его поцеловала в самую серединку»

Рисунок: Символическое значение данной розы – символ эротизма. Символическое значение отдельных частей данного цветка:

ГОЛОВКА ЦВЕТКА – в данном случае чувственность.

ЛИСТЬЯ – витальность, жизненная сила, где к окончанию образа отмечена её увеличение.

СТЕБЕЛЬ – фаллический символ; стержень личности, ось, опора; отражение преобладание архетипа АНИМУСА (прямой и твёрдый стебель).

КОЛЮЧКИ НА СТЕБЛЕ – опасности, которые сопровождают страсть; ИЗБЫТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО – утрирование опасности.

С данной пациенткой ведётся работа в режиме символдрамы по проблеме развития женственности (анимы), как одним из компонентов заполнения «пустоты в жизни».

Психотерапия по методу символдрамы проводится в трех основных формах:

1)в форме индивидуальной психотерапии;

2)в форме групповой психотерапии, когда образы одновременно представляет группа от 4 до 12 человек, сидящих по кругу в удобных креслах или лежащих на полу в форме "звезды" или "ромашки";
3) в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.

Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная психоаналитически ориентированная сессия психотерапии. В ряде случаев (экстренная ситуация, коучинг, высказанная потребность клиента) возможно проведение полуторной сессии продолжительностью 1 час 15 минут и двойной сессии продолжительностью 1 час 40 минут, что оплачивается соответственно в 1,5 и 2 раза дороже.

Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части:
1)предварительная беседа, которая проводится по стандартной схеме, длительностью от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут);

2)упражнение на релаксацию длительностью от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут), клиент сидит при этом в удобном кресле, взрослые пациенты могут также лежать при расслаблении на кушетке;

3)собственно представление образов, длительность которого зависит от возраста клиента и характера представляемого мотива, составляя от 5 до 40 минут (в среднем около 20 минут);

4)последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут.

Нужно отметить, что в психотерапии по методу символдрамы важная роль отводится работе с рисунками, которая производится после представления образов. Она не только способствует развитию фантазии, но и помогает систематизировать материал, полученный из бессознательного. В кататимно-имагинативной психотерапии разработана специальная техника работы с рисунками. Иногда для нее может потребоваться целый сеанс, так как в нарисованном содержится важная информация для осознания.

Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 - 25 сеансов при частоте от 1 до 3 раз в неделю на ранних этапах психотерапии и обычно 1 раз в неделю на последующих этапах психотерапии. Не рекомендуется, проводить сеансы психотерапии по методу символдрамы чаще, чем 3 раза в неделю, так как между сеансами должно пройти некоторое время, "инкубационный период", в ходе которого пережитый материал внутренне перерабатывается на бессознательном, а иногда и на сознательном уровне (инсайт). На завершающих этапах психотерапии встречи могут происходить 1 раз в две недели или даже реже: раз в месяц, раз в полгода. В этих случаях можно проводить полуторные или двойные сессии.
Обычно, улучшение наступают уже после первых нескольких сеансов, вплоть до того, что иногда один единственный сеанс может значительно помочь человеку избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

Практикуются также домашние задания: ведение дневника и рисование того, что представлялось в образе. Анализ записей и рисунков приводит к осознанию пережитого уже на сознательном уровне, а не только на уровне эмоций.

Для кого? Данный метод хорошо применяется:

В индивидуальном сотрудничестве (с взрослыми и детьми);

В психотерапии пар;

В налаживании детско-родительских отношений;

В групповой работе.

При заболеваниях, обусловленных психоэмоциональными факторами:
- эссенциальная гипертония;
- диабет,
- язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки,
- ревматоидный артрит,
- гипертиреоз и тиреотоксикоз,
- бронхиальная астма,
- язвенный колит,
- нейродермит, псориаз, экзема,
- головные боли,
- мнительность и надуманные болезни,
- боли в спине, руках и плечах,
- жалобы на боли в сердце,
- вегето-сосудистая дистония,
- головокружения, потливость,
- проблемы с испражнением и мочеиспусканием.

При психологических трудностях и неврозах:

Депрессия, нежелание жить, потеря смысла жизни,
- послеродовая депрессия,
- печаль, тревожность и страхи, гнев и раздражительность,
- навязчивые мысли и действия,
- нарушения сна и памяти.

При решении расстройств пищевого поведения:

Одержимость похудением и истощение (анорексия, булимия);

Ожирение и постоянное желание поесть.

Сексуальные расстройства:

Болезненные половой акт и менструации;

Бездетность;

Трудности в вынашивании беременности;

Нарушение полового влечения и потенции.

А также с целью:

Познать себя, лучше разобраться в себе, своих желаниях, мыслях, планах;
- перестать быть одиноким, научиться строить гармоничные отношения с противоположным полом;

- «Семейное счастье - где оно?» Психотерапия пар, психология отношений и налаживание взаимопонимания;

- «Как пережить этот ужас?» Помощь при пост-травматических стрессовых расстройствах;
- «Как жить дальше?» Решение экзистенциальных проблем и вопросов (отношение к жизни и смерти, рождения и утраты, поиск смысла жизни и собственной роли в ней).

(психотерапевт по методу символдрамы Александра Дибаже)

Особенности и преимущества символдрамы как метода психотерапии

Символдраму или кататимно-имагинативную психотерапию (от греч. kata – соответствующий; thymos – настроение, чувство; лат. imago – образ) можно понимать как «представление образов, соответствующих настроению» или «чувственное переживание образов».

Это самостоятельный метод глубинно-ориентированной психотерапии, который опирается на идеи психоанализа и теорию архетипов и коллективного бессознательного Карла Юнга. Разработал кататимно-имагинативную психотерапию немецкий психоаналитик Ханцкарл Лёйнер в 1950-х годах.

Без тысячи слов

Бывает, что клиенту сложно описать свои чувства словами, выразить свое отношение к тому или иному вопросу, а разговор о природе, погоде, цветах и деревьях дается легко и непринужденно. В этом случае наиболее эффективной и незаменимой становится техника символдрамы – представление образа (мотива) на заданную тему.

Как известно, бессознательное говорит на языке символов и метафор. Поэтому важно понимать, что такие визуальные образы – это не воспоминания и не фантазии, которые можно осознанно контролировать, а продукт бессознательного, его способ взаимодействия с человеком.

Без сопротивления

Образы могут всплывать спонтанно, неожиданно, непосредственно, обходя защитные механизмы психики. Все, что спрятано глубоко в подсознании, успевает прорваться наружу и отразиться в образе, и лишь потом включаются защиты. В этих образах представлен внутренний мир клиента во всей его полноте: особенности его личности, неосознаваемые конфликты, бессознательные реакции, вытесненные чувства, которые человек сам от себя спрятал, устойчивые модели взаимодействия с другими людьми.

При квалифицированной поддержке психотерапевта клиент анализирует образ, исследует свое бессознательное и взаимодействует с ним. В результате начинают осознаваться вытесненные переживания и чувства, интегрируются отщепленные элементы личности, меняются глубинные психологические установки, что и способствует личностному развитию.

Все начинается с мысли

Удовлетворяя свою подавленную потребность в образе, клиент приобретает новый чувственный опыт, который потом переносит в реальную жизнь. Найденное клиентом решение является оптимальным именно для него, и исправление ситуации в образе приводит к кардинальным жизненным переменам.

При этом для изменений человеку не надо ничего отслеживать и контролировать в своем поведении. Качественные перемены в жизни просто проявятся «как по волшебству» в ответ на трансформацию внутренней установки, причем достаточно быстро.

Краткосрочность

Кататимное переживание образов считается краткосрочной психотерапией, но очень насыщенной эмоционально. В классическом психоанализе, который составляет обычно 100-300 сеансов, много времени уходит на анализ защитных механизмов психики, переносов и коррекцию поведения.

В психотерапии по методу символдрамы этого делать не требуется, потому что бессознательный материал проявляется быстро, в обход защит, а трансформация установок происходит непосредственно в момент представления образа.

Средняя продолжительность курса при работе с символдрамой составляет 15-30 сеансов длительностью 50 минут каждый. Наиболее эффективная частота сеансов составляет 1 раз в неделю.

Даже за 1-5 сеансов можно снять напряжение, избавиться от болезненного симптома, найти нужный ответ на беспокоящий вопрос.

А 30-50 сеансов терапии необходимы в сложных и запутанных жизненных ситуациях, чтобы обрести уверенность, спокойствие и улучшить свою жизнь.

Здоровая душа – здоровое тело

Научно давно доказано, что многие болезни являются результатом психологических несоответствий, стрессов, подавленной агрессии, накопленных обид и т.д. Существует направление в медицине и психологии, которое изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных недугов, – психосоматика.

И часто бывает, что при работе с психосоматическими проявлениями и заболеваниями клиент свой симптом видит также в виде образа. Он может определить его местонахождение в своем теле, выяснить психологические причины его возникновения и в итоге трансформировать его из проблемы в ресурс, который уже будет не забирать силы, а давать их.

Универсальность

Психотерапия по методу символдрамы применяется в индивидуальной работе, в работе с парами, в семейной и групповой терапии. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом и работой с метафорическими ассоциативными картами (МАК) и позволяет решать широкий круг проблем.

В решении каких вопросов помогает символдрама?

  • Проблемы в личной жизни
  • Проблемы детско-родительских и семейных отношений
  • Межличностные и внутриличностные конфликты
  • Страхи
  • Обида, чувство вины
  • Зависимости
  • Депрессия, нежелание жить
  • Неуверенность в себе, заниженная самооценка
  • Нарушения сна
  • Стресс, патологическая усталость
  • Проблемы во взаимоотношениях в коллективе
  • Проблемы в бизнесе
  • Финансовые трудности
  • Трудности в личностном росте и раскрытии своего потенциала
  • Психосоматические заболевания:
  • Инфаркт миокарда
  • Астма
  • Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Гипертония
  • Нейродермит
  • Диабет
  • Псориаз
  • Мнительность и надуманные болезни
  • Ревматизм
  • Головные боли, головокружения
  • Боли в области плеч и рук, желудка, в спине
  • Ожирение и непреодолимое желание поесть
  • Одержимость похуданием и истощение
  • Частые позывы к дефекации, запоры, поносы
  • Трудности с мочеиспусканием, болезненные ощущения
  • Заикание
  • Болезненные менструации, невынашивание беременности
  • Сексуальность:
  • Нарушения полового влечения
  • Сексуальные функциональные нарушения (у мужчин и женщин)
  • Гомосексуализм, бисексуальность
  • Садизм, мазохизм
  • Эксгибиционизм
  • И многое другое…


Как проходят сеансы психотерапии по методу символдрамы?

  1. Предварительная беседа, в ходе которой терапевт и клиент обсуждают ситуацию, проясняют детали, формируют запрос, с которым клиент хотел бы поработать. Это может быть: «Я уже 3 недели очень плохо сплю. Что со мной происходит?» или «Все мужчины меня бросают максимум через 2 месяца. В чем причина моих проблем в отношениях?» и т.д.
  2. Терапевт приводит клиента в состояние расслабления, которое не имеет ничего общего с гипнозом. Это состояние наиболее благоприятно для «сновидений наяву», т.е. представления образов.
  3. Терапевт предлагает клиенту представить образ, наиболее подходящий для проработки запроса, и рассказать о нем. Психотерапевт сопровождает клиента, исследует с ним образ с помощью специальных техник, содействует раскрытию бессознательного материала, задавая дополнительные вопросы и уточняя детали. Представление образа длится в среднем 10-20 минут.
  4. Клиент при поддержке терапевта интерпретирует образ, осознает, как то, что представилось, связано с реальной жизнью и внутренним состоянием. В результате этого совместного анализа к клиенту приходит осознание, изменение эмоционального состояния, освобождение от напряжения. А самое главное – иногда неожиданный, но самый оптимальный выход из ситуации, который влечет за собой изменение обстоятельств, а значит, жизни в целом.
  5. Клиенту рекомендуется дома еще раз вспомнить свой образ, нарисовать, описать его и принести с собой на следующую встречу для анализа. Это помогает осознанию еще большего количества деталей и стимулирует поиск дополнительных решений и выходов из ситуации.


Публикации по теме