Интервью. Проблемное поведение ребенка: шесть полезных советов родителям

«Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»

Цель: Научить родителей дифференцировать ошибочные цели поведения детей и подростков и определить стратегии позитивного реагирования, содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством обучения родителей способам конструктивного общения с ним.

Задачи:

  • повысить педагогическую и психологическую компетентность замещающих родителей;
  • помочь замещающим родителям научиться общаться с ребенком, адекватно оценивая уровень его развития, достижения и проблемы;
  • научить замещающих родителей определять адекватные пути взаимодействия с ребенком путем установления оптимальной дистанции и пространства общения;
  • способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Ход заседания Клуба:

Мотивационный этап.

Вступление:

Наверное, нет такой семьи, в которой не возникают трудности с воспитанием детей, и самая распространенная трудность - это плохое поведение ребенка. На непослушание, упрямство, грубость, лживость, драчливость жалуются семьи, имеющие как малышей так и подростков, Можно предположить, что эти проблемы не миновали и нас с вами.

1. Упражнение “Мое имя и качество”.

Цель: познакомить участников друг с другом, расширить их представления друг о друге, подчеркнуть индивидуальность каждого, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

Время: 5 минут.

Материалы: мячик.

Поэтому первый вопрос к вам:

Какое поведение Ваших детей чаще всего беспокоит Вас?

Вывод: 1. Основная идея - необходимо воспринять плохое поведение как информацию, послание, которую отправляет нам ребенок.

Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением? – вот первая реакция эффективного родителя на негативный поступок ребенка.

2. Поведение ребенка подростка может быть плохим, но намерения, которые лежат в основе поведения, позитивные, положительные.

3. Совершая плохое поведение ребенок ошибается в выборе форм поведения

Выбор формы поведения всегда подчиняется трем законам:

а). Дети выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

б). Любое поведение ребенка подчинено цели – чувствовать себя принадлежащим к обществу, к социальной жизни.

в). Нарушая дисциплину ребенок понимает, что поступает плохо. Но может не понимать, что выбирает при этом ошибочную цель.

2. Упражнение “Кукла”.

Цель: помочь замещающим родителям осознать те ненужные запреты, которые они навязывают ребенку.

Время: 15 минут.

Материалы: кукла, ленточки темного цвета.

Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцем и т.д. В это время психолог перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.

Анализ: посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы “связываем” наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций. Какие эмоции и чувства у вас возникают по этому поводу?

Практический этап.

3. Упражнение:

Разберем ситуации с плохим поведением ребенка.

Ситуация 1 . У вас важный телефонный звонок и вы сосредоточены на разговоре. Ваш ребенок пристает к вам с просьбами и вопросами: где лежат его карандаши и краски, куда можно налить воды для рисования, хорошо ли получилось, что поправить и т.д.

Вы время от времени отвечаете ему, но все это мешает телефонному разговору.

Вопросы:

  • Какая реакция у взрослого может быть?
  • Что чувствует взрослый в этот момент?
  • Что ребенок хочет сказать взрослому своим поведением?
  • Как поступит эффективный родитель.

Ситуация 2. Уже довольно поздно, но Ваш ребенок непременно хочет пойти гулять с друзьями.

Вы считаете, что это время никак не подходит для прогулки и категорически отказываете ему.

Ему ничего не остается, как уйти в свою комнату. Вскоре оттуда раздается громкая музыка в стиле РОК. Вы просите его выключить музыку, так как время позднее, но в ответ музыка становится оглушительной, через 5 минут препирательства Вы готовы вывернуть пробки…

Вопросы:

  • Что говорит своим поступком ребенок родителю?
  • Что чувствует родитель, когда ребенок поступает таким образом?
  • Какой путь в таком случае будет эффективным?

Ситуация 3. Мама Маши обратила внимание на то, что в последнее время девочка стала пассивной, она все больше отходит от семейных дел. Если мама просила ее что-либо сделать по дому, то оно принималась хныкать, жаловаться: « Я не умею, я могу разбить, сломать…».Она откладывала любое самое простое дело, не приступала к приготовлению уроков, пока мама не начинала вместе с ней разбирать задания. В классе она тоже была пассивной, что сказалось на ее оценках.

Вопросы:

  • Что чувствует родитель в такой ситуации?
  • Что своим поведением говорит ребенок родителю?
  • Как надо поступать, чтобы быть эффективным родителем?

4. Упражнение “Ассоциации”.

Цель: принятие индивидуальности ребенка.

Время: 10 минут.

Материалы: листочки с незаконченными фразами.

Если вы и ваш ребенок цветы, то какие …

Если вы и ваш ребенок животные, то какие …

Если вы и ваш ребенок цвета, то какие …

Если вы и ваш ребенок настроение, то какое …

Если вы и ваш ребенок музыка, то какая …

Если вы и ваш ребенок погода, то какая …

Если вы и ваш ребенок запах, то какой …

Если вы и ваш ребенок одежда, то какая …

Если вы и ваш ребенок мебель, то какая …

Если вы и ваш ребенок люди, то какие …

Анализ: легко или трудно было придумать ассоциацию?

5. Упражнение “Радость общения с ребенком”.

Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком.

Время: 10 минут.

Материалы: мягкая игрушка.

Анализ: трудно ли было продолжить фразу и произнести ее вслух?

Заключительный этап:

Ведущий:

Стратегия и тактика экстренного вмешательства в ситуации конфронтации.

  • Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.
  • Правило 2. Контролируйте свои негативные эмоции.
  • Правило 3. Не усиливайте напряжения ситуации.
  • Правило 4. Обсудите поступок позже.
  • Правило 5. Позвольте ребенку «сохранить лицо».
  • Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Рефлексия:

  1. Что для Вас было полезным?
  2. В чем Вы испытывали трудности?
  3. Ваши вопросы по этой теме.

Спасибо за работу!

Доктор Стефани Петерсон — поведенческий аналитик (BCBA-D), профессор факультета психологии Университета Западного Мичигана (США), член кафедры прикладного анализа поведения. Специализируется на различных аспектах процесса усиления, роли коммуникации при проблемном поведении, поведенческих технологиях в коррекционном образовании, дистанционном обучении специалистов в области аутизма, практиках инклюзивного школьного образования.

В первую очередь, я хочу подчеркнуть, что я собираюсь говорить про «обычные» поведенческие проблемы, с которыми сталкиваются родители. Эти советы полезны и детям с тяжелыми поведенческими нарушениями, но, если у ребенка серьезное проблемное поведение, например, самоагрессия, ему, скорее всего, понадобятся и другие методы коррекции, а не только те простые правила, о которых мы будем сейчас говорить.

Первое, что должны понять родители, это то, что поведение ребенка во многом зависит от их собственного поведения. То, что говорят и делают родители — это почва как для желательного, так и для нежелательного поведения. Когда желательное или нежелательное поведение происходит, немедленная реакция родителей определит, станет ли это поведение происходить чаще или реже в будущем. И это отличные новости для родителей!

Очень часто родители говорят: «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него аутизм», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него отцовский характер», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него синдром Дауна» и так далее. У всех нас есть склонность объяснять поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. Однако в реальности очень многие, не все, но очень многие виды человеческого поведения в значительной степени контролируются факторами внешней среды. Так что в большинстве случаев можно изменить поведение, если изменить контекст, в котором оно происходит. Поэтому эти новости отличные!

Итак, есть несколько стратегий, с помощью которых родители могут изменить контекст поведения, и могут создать «условия успеха» для ребенка.

1. Отслеживайте хорошее поведение

Родителям нужно внимательно следить за ребенком и стараться «поймать» его за тем, что он сделал хорошо. Слишком уж просто родителям, когда ребенок хорошо себя ведет, просто сказать себе: «Отлично, ребенок хорошо играет, я могу переключиться на свои дела». Например, мама идет в другую комнату разбираться со стиркой или готовить обед, потому что все тихо и спокойно. Поэтому получается, что когда происходит желательное поведение, на него никто не обращает внимания.

Так что первое, что я рекомендую родителям — это специально выискивать хорошие виды поведения у ребенка, и убедиться, что когда ребенок ведет себя хорошо, вы как-то это отмечаете, хотя бы просто говорите: «Какой ты молодец!» Хвалите ребенка за хорошее поведение, обращайте на него внимание. Убедитесь, что когда ребенок ведет себя хорошо, он что-то за это получает, что такое поведение выгодно для него.

В противном случае, очень часто получается, что когда ребенок ведет себя хорошо, его все игнорируют, но когда он начинает баловаться и делать что-то неправильное, родители тут же подбегают к нему: «Что ты делаешь? Просила же не баловаться! Мне ужин надо готовить! Почему ты не можешь просто поиграть с братиком?» И получается, что для того, чтобы получить родительское внимание, заставить маму вернуться в комнату, ребенку нужно опять вести себя плохо. И это ловушка, угодить в которую проще простого.

Поэтому важно развивать у себя такую привычку — осознавать, как сейчас ведет себя ребенок, «отлавливать» его хорошее поведение, обращать на него внимание и как можно чаще хвалить или иначе его поощрять.

2. В случае проблемного поведения подумайте о его причинах

Если нежелательное поведение все-таки происходит, подумайте, что именно получает ребенок в результате. Обязательно есть что-то, что делает это поведение выгодным для ребенка. Это может быть ваше внимание, как в ранее приведенном примере. Это может быть специфическая реакция взрослого или другого ребенка, которую он хочет вызвать. Может быть, у него забрали игрушку и он скандалит, потому что хочет получить игрушку обратно? Или он кричит, потому что вы попросили его сделать то, что он не хочет делать? Попробуйте определить, что он пытается получить таким образом.

Если же вам это удалось, то, по возможности, старайтесь сделать так, чтобы это поведение не приводило к нужным ребенку последствиям. Например, если ребенок скандалит, чтобы получить игрушку, убедитесь, что он эту игрушку не получит. Вместо этого подождите, пока поведение не прекратится. Когда ребенок успокоился, подскажите ему более уместное поведение, например, он может сказать: «Дай машинку, пожалуйста». Проследите, что ребенок получит игрушку только в ответ на социально приемлемое поведение, не в ответ на крики.

Я понимаю, что это не всегда возможно, но все же постарайтесь. И если у вас получится, вы увидите, что ребенок переходит на желательное поведение, потому что оно работает, а от проблемного поведения больше нет никакой пользы.

3. Специально планируйте ситуации, в которых ребенок сможет потренироваться в желательном поведении

Очень часто, особенно если у ребенка есть особенности развития, родители начинают «предугадывать» его желания и потребности. Например: «О, за обедом он обязательно захочет выпить сока. Нужно поставить сок на стол. Ой, а сок у него почти закончился, нужно налить еще, а то он заплачет». Возможно, у ребенка нет хороших речевых навыков, поэтому мама или бабушка думают, что помогают, ведь ребенок сам не может попросить сок. Проблема в том, что когда вы предугадываете желания ребенка, и ему не приходится ничего просить, вы не даете ребенку возможности потренироваться в хорошем поведении.

Я призываю постараться как можно чаще создавать ситуации, в которых ребенок сможет проявлять желательные навыки. Подсказывайте ему, учите его. В каких-то ситуациях можно подсказать ребенку использовать уже имеющийся навык, в других нужно учить ребенка новому. Например, в примере с соком, если у ребенка проблемы с речью, то нужно определить другие способы, с помощью которых ребенок может попросить то, что ему нужно. В США мы часто используем американский жестовый язык, и ребенок может научиться показывать жест «пить», например, это очень простой жест. И в следующий раз, когда у ребенка закончился сок, я могу взять пачку сока и подсказать ребенку сделать жест «пить». Я могу показать ребенку, что он должен сделать. Если ребенок все равно не сделает нужный жест, я могу взять его руку и помочь ему, потом я скажу: «Да, сок!» и налью ему сок. И теперь я научила ребенка, что делать, я предоставила ему инструмент для контроля над внешним миром.

4. Сделайте свои ожидания предельно конкретными и понятными

Еще одна очень важная стратегия — делить каждую задачу ребенка на маленькие и четкие шаги. Есть пара ошибок, которые я очень часто наблюдаю у родителей, и одна из таких ошибок — неясные и абстрактные требования.

Например, если я говорю своей дочери: «Уберись в своей комнате», для меня эта фраза может значить одно, а для нее нечто совершенно другое. Мои критерии чистой комнаты, и ее критерии совсем не обязательно будут совпадать. Иногда для нее это значит: «Собрать все вещи, которые валяются в комнате, запихнуть их в шкаф и закрыть дверь». И мне может показаться, что комната выглядит неплохо, но только до того момента, когда я открою шкаф, и на меня вывалится куча вещей.

Более конкретная инструкция, в данном случае, прозвучит примерно так: «Собери всю одежду, которая валяется в комнате, повесь ее в шкаф на вешалки или сложи и убери в ящик для белья». Таким образом, мои ожидания становятся гораздо более понятными.

Другой момент, на который важно обратить внимание — задачу нужно делить на простые и конкретные шаги, с каждым из которых можно легко справиться. Так что я могу сказать: «Подними вот эту одежду и повесь ее в шкаф». После того, как это будет сделано, я, в первую очередь, должна буду похвалить ее (мы помним — важно акцентировать хорошее поведение): «Просто замечательно, огромное тебе спасибо!» Потом я могу сказать: «Часть работы сделана, теперь давай поднимем вот эту одежду и уберем ее в ящик» или «Давай сложим вот эти игрушки в контейнер».

Если я буду говорить конкретно, буду делить задачу на небольшие части, то вероятность того, что мои требования будут выполнены, значительно повысится. И я могу хвалить ее после каждого шага, «ловить» ее за хорошим поведением.

Есть очень много научных исследований, которые показывают, что формулировка ваших требований имеет огромное значение. Так что если я скажу: «Прекрати бегать!», я вряд ли добьюсь желаемого. Но если я скажу: «Иди рядом со мной», то вероятность, что меня послушают, будет гораздо выше. Мы называем такие просьбы «что делать», в отличие от просьб «чего не делать».

Так что важно сделать свои инструкции конкретными, избегать частицы «не», делить задачи на простые шаги и регулярно хвалить за их выполнение.

5. Создайте для ребенка расписание, где любимые и нелюбимые занятия будут чередоваться

Если у вас будет распорядок дня, когда желательные для ребенка занятия будут естественным образом следовать за не очень желательными, это может значительно улучшить его поведение. Например, моя дочь убирается в комнате, и она знает, что после этого мы пойдем в продуктовый магазин, что ей очень нравится, потому что там я разрешаю ей выбрать что-нибудь вкусное. В этом случае я с легкостью могу использовать магазин в качестве награды за уборку комнаты.

Я могу сказать: «Пора убираться в комнате, собери вещи и повесь их в шкаф». После того, как она это сделает, я могу сказать: «Прекрасно! Отличная работа! Теперь сложи эти вещи в ящик, а когда закончишь, мы пойдем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое». Теперь я увеличила ее мотивацию довести до конца трудную задачу, которую я перед ней поставила.

Так что если я внимательно проанализирую распорядок дня, то я смогу изменить его так, чтобы предпочитаемые ребенком события шли после каких-то сложных задач. Таким образом, ее мотивация выполнить поставленные задачи станет выше, и вероятность успеха тоже повысится.

Такая стратегия называется принцип Премака, но очень часто мы называем ее «бабушкино правило», потому что бабушка может сказать: «Сначала съешь овощи, потом будет десерт». То же самое и здесь.
И после магазина я могу сказать: «Нам пора домой, надо еще сделать то-то и то-то». И это тоже может быть задача, которая ей не нравится. Поэтому я добавлю: «А когда ты закончишь с этим, мы поиграем». Так что я могу анализировать, что я хочу поручить дочери, и не заставлять ее делать все это с утра, лучше растянуть дела во времени, включая что-то приятное между ними.

6. Никогда не забывайте, что вы здесь взрослый

Думаю, у вас в России нет такой присказки, но у нас есть такой детский стишок: «Я резина, а ты клей, что ни скажешь, от меня отскочит, к тебе прилепится». Идея в том, что дети будут плохо себя вести, обязательно будут. Они будут ругаться, будут пытаться вывести вас из себя. Их действия будут вызывать у вас страх, беспокойство и злость, они будут вас расстраивать. Мне очень часто приходится напоминать себе: «Эй, это я здесь взрослая». Если мой ребенок меня обзывает, я не должна быть второй маленькой девочкой и расстраиваться из-за этого.

Моя дочь еще ребенок, она учится, она неизбежно будет совершать ошибки, но я уже взрослая, и я не должна принимать ее ошибки на свой счет. Я делаю глубокий вдох и говорю себе: «Я здесь взрослая, я не буду воспринимать это как личные нападки. Я спокойна, я совершенно спокойна. Я могу с этим справиться».

Потому что если вы будете остро реагировать на поведение ребенка, вы можете только усилить проблему. Поэтому иногда очень важно сделать шаг назад, глубоко вдохнуть и напомнить себе, что вы не идеальны, и вы тоже будете совершать ошибки, и даже если вам нужен перерыв, то ничего страшного, вы сможете разобраться с этим, когда успокоитесь, не нужно чувствовать себя виноватыми.

И наконец, важно помнить о том, что каждый случай проблемного поведения не просто расстраивает нас, он учит нас чему-то полезному. Когда ребенок плохо себя повел, вы можете сказать: «Ага! Этот момент может меня чему-то научить».

Ребенок не пытается расстроить и «довести» вас. Ребенок пытается сообщить вам о какой-то проблеме, которая требует решения. Ребенок пытается показать, что она не знает, как это делается, или чего я от нее хочу. Или ребенок показывает, что она не хочет этого делать. Так что моя задача как родителя, либо научить ее это делать, либо гарантировать, что она получит что-то в результате, так что в следующий раз она будет мотивирована выполнить это задание.

Так что да, иногда нужно отойти в сторону подумать: «Хорошо, о чем говорит это поведение? Какому навыку мне нужно учить ребенка?» Это не значит, что у меня плохой ребенок, это не значит, что я плохая мать, это просто момент, который сообщает о проблеме, требующей решения. И мы оба можем использовать этот момент, чтобы научиться чему-то новому.

И очень важно разделять то, что мы, как родители, можем контролировать, а что нам неподвластно. Я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка инвалидность, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка аутизм, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка отцовский характер. Все эти причины, которыми люди пытаются объяснить поведение, мы не в силах изменить. Но мы можем повлиять на те переменные, которые находятся в окружающем мире, и которые влияют на поведение гораздо больше, чем нам кажется.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на

Проблемное поведение подростка

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Многие дети в этом возрасте разительно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться со злом, давайте разберемся в причинах его возникновения. Проблем у переходного возраста много: неуверенность в себе, тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. И воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть.

Причины вызывающего поведения подростков:

    Детям не хватает внимания взрослых , которые вечно заняты. «Отстань!», «НЕ лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

    Высокий уровень тревожности. В семье не правильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности. («Ничего хорошего из тебя не получится! Ты не сможешь справиться с этим заданием!»). Либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

    Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

    Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у ребенка нет чуткого ощущения "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.

Социальная сфера. Ребенку необходимо занять определенное место в своей референтной группе. Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где дети приобретают новые формы поведения и получают определенный статус. Именно в этот период родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них , ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Ребенку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека. Но своим поведением дети изучают и вашу реакцию. Им важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности . Давайте потренируемся!

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен учиться!»

«Я уверена, что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека»

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»

«Ты опять врешь!»

«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду», «Мне не нравиться, когда меня обманывают, постарайся больше так не делать»

Попробуйте самостоятельно предложить фразы, более мягкие и позитивные, сохраняя общий смысл высказывания.

«Мы в твои годы жили гораздо хуже!»

«Ты должен ценить заботу старших!»

«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

«Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

При общении с подростком применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей.

Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т.д.)

Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное.

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирай правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не может быть!» и т.п.

Памятка для родителей

    Дайте свободу. Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.

    Никаких нотаций . Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

    Идите на компромисс. Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

    Уступает тот, кто умнее. Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой.

    Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

    Будьте тверды и последовательны. Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

Проблемное поведение.

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина.

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь: /

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

В этой статье мы представляем обзор поведенческих проблем, которые могут наблюдаться у детей и взрослых страдающих расстройствами аутистического спектра.

Нами будут затронуты следующие вопросы:

  • Почему у людей, страдающих аутизмом, возникают поведенческие проблемы.
  • Цели поведения.
  • Способы работы с поведением.

В тексте мы говорим о «детях», но надеемся что информация будет полезна и для понимания взрослых с расстройствами аутистического спектра. Напоминаем, что каждый случай индивидуален, и информация, данная в этой статье не обязательно будет актуальна для каждого человека, страдающего аутизмом.

Почему у моего ребенка возникает проблемное поведение?
Поведенческие проблемы у аутичных детей могут быть вызваны самыми разными причинами. Для большинства аутистов наш мир - сложное, запутанное и одинокое место. Основные проблемы этих детей, возникающие в сфере коммуникации и социального взаимодействия, как правило служат причиной появления проблемного поведения. Конечно, существуют и другие причины. Их мы также рассмотрим ниже, но следует помнить, что приведенный список не может считаться полным.

Также мы хотели бы подчеркнуть, что если у вашего ребенка возникают проблемы с поведением, это не означает что вы плохие родители. Зачастую в этом вообще нет вашей вины. Такое впечатление может создаться лишь в случае, если проблемное поведение связано с вашим появлением - особенно если оно обычно возникает дома, а не в школе. Эта проблема касается не только вас, даже если вам поначалу так не кажется.

Многие родители обращаются к нам с вопросами, связанными с поведением их ребенка. Часто повторяющиеся вопросы и наши комментарии мы привели на сайте: www.autism.org.uk/behaviourfaq

Коммуникация.
У аутичных детей как правило возникает ряд проблем с коммуникацией, среди которых проблемы с:

  • Обращением к другим людям (экспрессивная речь)
  • Пониманием речи (рецептивная речь)
  • Пониманием невербальной коммуникации: мимики, жестов, языка тела (May, 2005).

Из-за озвученных выше проблем, аутисты часто с трудом могут сообщить о своих нуждах, или понять, о чем говорят или просят другие люди. Такое положение приводит к закономерной фрустрации и тревоге, которые, в свою очередь, если нет другого способа выразить эти чувства, могут привести к появлению нежелательного поведения.

Подробнее проблемы коммуникации и РАС рассмотрены в статье «Коммуникация и социальное взаимодействие»: www.autism.org.uk/18350

Социальные ситуации.
Коммуникативные навыки влияют на то, как ребенок справляется с различными социальными ситуациями. Многим аутистам, чтобы обратиться к другому человеку, требуются значительные усилия, поэтому они считают ситуации, в которых вынуждены это делать (социальные ситуации) опасным источником стресса. (Whitaker, 2001).

Не все дети с расстройствами аутистического спектра в состоянии понять, что их точка зрения на какой-либо вопрос может не совпадать с точкой зрения другого человека. Это также вызывает определенные трудности при взаимодействии с окружающими.

Дети с расстройствами аутистического спектра могут не понимать «правил общежития» — неписанных правил, регулирующих взаимоотношения между людьми, к примеру, насколько близко можно стоять к собеседнику, как соблюдать очередность в разговоре, и т. д. Эта проблема становится особенно актуальной, если ребенок оказывается в новой, незнакомой ситуации.

«Близкие контакты» с социумом могут быть сложными и непредсказуемыми. Нежелательное поведение в том числе может быть связано с попыткой ребенка-аутиста избежать социальных контактов. (May, 2005).

Непредсказуемость событий.

Аутистам бывает трудно сориентироваться в режиме дня - то есть понять в какой последовательности и что будет происходить. Многим детям помогают различные виды расписаний, которые позволяют им сориентироваться в событиях в течении дня и подготовиться к ним.

Многим бывает трудно «пережить» так называемое «свободное», ничем не заполненное, время, например школьные переменки, которые в добавок бывают довольно шумными. В такой ситуации ребенку особенно трудно бывает предсказать, что произойдет в следующий момент и как он должен будет себя вести. (May, 2005). В процессе наблюдений вы можете заметить, что проблемное поведение у ребенка возникает в основном в «свободное время», в перерывах между занятиями и уроками(Clements, 2005).

Аутисты с трудом понимают абстрактные понятия, такие как время. Многим из них бывает трудно ждать. Иногда в подобной ситуации может помочь, если вы четко объясните ребенку, почему и сколько вам нужно подождать. Например вы можете сказать так: «Нам нужно подождать 5 минут, до 10:30, потому что доктор назначил нам прием на 10:30».

Проблемы сенсорной обработки.

Многие дети с аутизмом испытывают трудности с обработкой сенсорной информации. К примеру многие из них не переносят определенных вкусов или текстур, или болезненно воспринимают любое - даже самое легкое - прикосновение.

У многих беспокойство и панику вызывают определенные запахи, звуки, или вспышки света. Другим детям бывает трудно дистанцироваться от фонового шума и ненужной визуальной информации. Вместо этого все звуки, свет, запахи и т. д. воспринимаются одинаково интенсивно и приводят к сенсорной перегрузке. В обстановке, вызывающей стресс, многие дети начинают проявлять повторяющееся поведение, например хлопать в ладоши, или крутиться на месте, с тем чтобы блокировать чрезмерную сенсорную нагрузку.

Люди с расстройствами аутистического спектра часто очень остро реагируют даже на самые незначительные изменения в окружающей обстановке. Если поведение ребенка резко и внезапно изменилось, подумайте, что в окружающем пространстве могло вызвать подобную перемену. Подробнее об этой проблеме можно прочитать в статье «Сенсорный мир аутизма» www.autism.org.uk/sensory

Проблемы со здоровьем.

Если поведение ребенка внезапно изменилось, проверьте, может ли перемена быть вызвана проблемами со здоровьем. Ребенку может быть трудно сообщить, что он плохо себя чувствует, или у него что-то болит, даже если он хорошо владеет речью.
У некоторых детей бывают эпилептические припадки, которые могут вызвать приступы раздражительности и дезориентацию, или проблемы гастроэнтерологического характера, вызывающие болезненные ощущения (Clements, 2005). Чтобы помочь ребенку сформулировать, где именно у него болит, можно воспользоваться специальной шкалой, такой как paediatric pain profile (PPP). Подробнее: www.ppprofile.org.uk

В качестве альтернативы, чтобы помочь ребенку показать, где болит, многие родители используют символы (вы можете распечатать с нашего сайта специальную диаграмму).

Нежелательное поведение может вернуться в период, когда ребенок болен. Если это ваш случай, используйте для работы с поведением ту же стратегию, которую использовали в прошлый раз при работе над ним (May, 2005).

Издевательства.

К сожалению, дети с расстройствами аутистического спектра гораздо чаще, чем их сверстники, подвергаются издевательствам. Если в поведении вашего ребенка произошла внезапная перемена, поинтересуйтесь, возможно в школе произошла ситуация, в которой ребенок подвергся издевательствам, или его дразнили. Не все аутичные дети в состоянии рассказать, что стали объектом травли - некоторым трудно даже разобраться в значении этого понятия - поэтому вам, вероятно, придется сыграть в детектива.

Если ваш ребенок стал объектом травли, возможно вам пригодится наша статья «Травля: полезное руководство для родителей»: www.autism.org.uk/bullying

Перемены.

Аутистам трудно справляться с переменами, будь то временное изменение школьного расписания, или более значительные перемены, такие например как переезд (о проблемах, связанных с переездом, можно прочесть в статье www.autism.org.uk/movinghouse). Наблюдая за ребенком, вы можете заметить, что нежелательное поведение возникает в период перемен, но прекращается, когда ребенок привыкает к новым обстоятельствам.

Есть ли у поведения цель?

Чтобы понять это, рассматривая конкретное поведение вашего ребенка, нужно задать себе два простых вопроса:

  • Что мой ребенок хочет мне таким образом сказать?

Какой может быть функция поведения?
Писатель Philip Whitaker предложил воспринимать поведение как айсберг: то поведение, которое мы наблюдаем - это верхушка, но гораздо больше скрыто под ней. (Whitaker, 2001). Аутисты не всегда могут выразить свои чувства при помощи мимики, жестов или речи. Вместо этого они используют другие виды поведения. При помощи нежелательного поведения ребенок может пытаться сказать, что он устал, обеспокоен, или злится на что-то, или же ему нужно немного передохнуть и побыть в одиночестве.
В чем причина поведения?

Чтобы разобраться в причинах определенного поведения полезно вести записи, своего рода «поведенческий дневник». Это позволит вам понаблюдать за поведением и понять, что его вызывает, например, если нежелательное поведение возникает каждый раз в конце дня, вероятно ваш ребенок сильно устает в школе.

Один из способов записи данных о проблемном поведении, известная многим таблица ABC. В ней вы записываете предшествующие факторы (что произошло до того как поведение возникло, кто присутствовал рядом, где был ребенок), само поведение, и последствия (что произошло сразу после прекращения поведения).

Если вычислить потенциальные факторы, влияющие на появление поведения, будет легче придумать способы предотвращения этого поведения в будущем. То, что мы называем «стратегии». Стратегии как правило более успешны, если направлены на работу с причиной или функцией определенного поведения (May, 2005).

При работе с проблемным поведением, сосредоточьтесь не более чем на двух целях за один раз. Если вы попытаетесь одновременно использовать при работе с ребенком слишком много стратегий, скорее всего ни одна из них не сработает. Прежде чем начать работу, запишите все виды поведения ребенка, вызывающие ваше беспокойство, расположите их в порядке приоритетности и выберите 2 наиболее актуальные на текущий момент цели (Clements, 2005).

Не волнуйтесь, если сперва все станет еще хуже, поначалу все дети сопротивляются переменам. То, что ребенок изо всех сил старается оставить все как есть, нормально. Важно продолжать двигаться в русле выбранной стратегии и проявлять настойчивость.

Способы справиться с проблемным поведением.

В этом разделе мы перечислим некоторые стратегии, которые помогут вам справиться с проблемным поведением. Но сперва мы бы хотели привести наши главные советы, которые будут вам полезны вне зависимости от того, какую стратегию для работы с поведением ребенка вы в итоге выберете.

Советы:

  • Последовательность имеет решающее значение. Какую бы стратегию для работы вы не выбрали, ее должны придерживаться все, кто так или иначе связан с вашим ребенком: члены семьи, учителя и т. д. Если на нежелательное поведение ребенка все будут реагировать по-разному, это может быть причиной стресса, беспокойства и дезориентации, что в свою очередь приведет к тому, что с нежелательным поведением будет только сложнее справиться.
  • Будьте терпеливы : поведение вашего ребенка не изменится за одно мгновение. Ведите дневник, так будет легче отследить даже самые маленькие положительные изменения (Dickinson and Hannah, 1998).
  • Наказания обычно не срабатывают, т. к. аутисты не часто могут понять связь между их поведением и полученным наказанием (Whitaker, 2001). Также наказания не объяснят вашему ребенку, какого поведения вы от него ждете, и не научат его ничему новому.
  • Тайм аут - прекрасная возможность для ребенка, чтобы успокоиться, особенно если факторы окружающей среды, такие как, например, мерцающие огни, вызвали у него сенсорную перегрузку. Место для тайм-аута может быть любым, но обязательно спокойным и безопасным (May, 2005). После нескольких минут перерыва можно вернуть ребенка к деятельности, которая не вызовет у него беспокойства. Некоторые дети во время тайм-аута дома могут посидеть у себя в спальне, или заняться каким-то любимым делом.
  • Работая над поведением, смотрите на вещи реально и ставьте перед собой и перед вашим ребенком цели, которых вы в состоянии достигнуть. Не стоит расстраивать себя еще больше, самостоятельно ставя перед вами заранее недостижимые цели, и ругая себя за «провал» (Dickinson and Hannah, 1998).
  • Людям с расстройствами аутистического спектра бывает трудно обобщить полученные навыки в разных ситуациях. Помогите вашему ребенку научиться использовать новые навыки или стратегии поведения в разных ситуациях - дома, в школе и т. д.
  • Убедитесь, что навык не забыт . Если в прошлом вы успешно использовали какую-либо стратегию, время от времени следует освежать ее в памяти, чтобы ребенок не забыл полученных навыков. Может случиться и так, что вы будете вынуждены вернуться к старым стратегиям работы с поведением, в случае когда ребенок будет находиться в состоянии стресса, болеть или переживать серьезные перемены, и старое поведение вновь появится. Вам могут помочь визуальные средства поддержки.

Стратегии.

В этой части мы кратко поговорим о стратегиях, которые вы можете использовать при работе с проблемным поведением. За более подробной информацией и примерами того, как эти стратегии работают в разных ситуациях, вы можете обратиться по ссылке www.autism.org.uk/behaviourfaq

Говорите ясно и четко.
Некоторые случаи проблемного поведения связаны с тем, что дети не в состоянии сообщить о своих желаниях. Некоторые аутисты хорошо владеют речью, но им все равно может быть трудно сообщить о чем-то, если они расстроены, злятся, или не могут понять, о чем вы говорите. Главное, говорите кратко, и обязательно каждый раз обращайтесь к ребенку, лучше по имени, чтобы он понял, что ваши слова предназначены именно для него. Таким образом вы избавите ребенка от необходимости отфильтровывать лишнюю информацию.

Если ваш ребенок не умеет говорить, или ему трудно пользоваться речью, возможно вам стоит подумать об альтернативных способах коммуникации.

Используйте визуальные средства поддержки.

Людям с аутизмом обычно легче воспринимать визуальную информацию - это касается и тех из них, кто хорошо говорит. Многие дети используют картинки, символы или фотографии, чтобы сообщить о том, что им нужно, для кого-то проще сделать это на языке жестов.

Чтобы помочь ребенку подготовиться к событиям в течении дня хорошо использовать визуальное расписание. Это дает детям с аутизмом приятное чувство предсказуемости, и помогает справиться с неуверенностью.
На нашем сайте можно прочитать об использовании визуальных средств поддержки подробнее: www.autism.org.uk/visualsupports

Напишите социальную историю.

Социальные истории - короткие описание ситуаций, событий или занятий, как правило с картинками, в которых содержится информация о том, чего следует ожидать и почему. Подобные истории помогают ребенку получить представление о том, как другие люди ведут себя в разных ситуациях, и заложить основу для собственного подобающего поведения.

Чтобы узнать больше о социальных историях, о том как их писать и использовать, пройдите по ссылке: www.autism.org.uk/16261

Разберитесь с эмоциями.

Многим людям с аутизмом трудно не только понять, как чувствуют себя другие, но и разобраться с собственными чувствами. Эмоции, чувства - очень абстрактные понятия, и для того, чтобы «увидеть» собственную злость требуется изрядная доля воображения.

Есть способ сделать эмоции более «конкретными». Например шкала стресса - прекрасный способ, при помощи которого ребенок с аутизмом может понять, как он себя чувствует.

Вы можете выбрать «светофор», «термометр» или просто шкалу от 1-5, обозначив степень эмоций при помощи цветов или чисел. К примеру, зеленый свет светофора, или цифра 1, может означать «я спокоен», цифра 5 или красный свет — «я злюсь».
Ребенку нужно помочь понять, что значит «злость». Один из способов сделать это - обратить его внимание на физические изменения тела. Например: «Когда я злюсь, у меня болит живот, лицо краснеет, я хочу плакать». Когда ребенок научится распознавать крайние степени спокойствия и злости, можно будет переключиться на более тонкие эмоции.

Если ребенок видит, что начинает злиться, он может попытаться себя каким-то образом успокоить, или уйти из травмирующей ситуации. Или же посторонние могут заметить, что происходит, и прийти на помощь.

Научите расслабляться.

Детям с аутизмом обычно трудно расслабиться. Некоторым помогает особый интерес, или любимое занятие. Об этом конечно лучше знать. Можно ли вставить в их ежедневное расписание время, когда они смогут заниматься любимым занятием?

Но иногда особые интересы или занятия могут стать причиной нежелательного поведения. Например, в случае,когда ребенок хочет заняться любимым делом, но не может.

Другой способ, который, по словам самих аутистов, помогает им расслабиться - короткие перерывы в течении дня, когда они могут побыть в одиночестве, прогуляться, послушать музыку. Иногда помогают гомеопатические успокоительные средства (разумеется назначенные врачом).

Изменяйте окружающую среду.

Как было замечено выше, дети с аутизмом с трудом обрабатывают сенсорную информацию. Некоторые факторы окружающей среды могут выступать в качестве серьезных раздражителей. Если в этом кроется причина нежелательного поведения, может быть проще удалить раздражитель, нежели пытаться изменить связанное с ним поведение. Мерцающие огни, громкий шум или сильные запахи вызывают у ребенка стресс? Помните, что раздражители могут быть совершенно не заметны вам, но для вашего ребенка их воздействие может быть более чем существенно.

Награждайте, когда есть заслуги.

Если ребенок усваивает новый навык, или стратегию поведения, старайтесь максимально поддержать его в этом деле и как можно больше хвалить.

Некоторым детям нравится словесная похвала, другим больше по вкусу материальная награда, например жетон, или пять минут, которые можно посвятить любимому делу, или просмотр DVD. Старайтесь вознаграждать ребенка тем, что имеет для него ценность.

И старайтесь предоставлять награду сразу же, как только ребенок продемонстрировал навык. Скорее всего ребенок свяжет приятные ощущения от награды с демонстрацией навыка, и будет стараться чаще демонстрировать его в дальнейшем.



Публикации по теме

  • Идеальный вес на ваш рост Идеальный вес на ваш рост

    Считается, что идеальный вес – это тот, который вы имели в 18 лет. Желательно сохранять его всю жизнь. Но если вы за прошедшие 15–20 и...

  • Как поставить ирокез или шипы свободы Как поставить ирокез или шипы свободы

    Желание удивить окружающих своим оригинальным внешним видом считается уже вполне обычным явлением среди современных людей. Однако мало кто...