Как рассказать детям о царской семье? В гостях у императорской семьи.

Литература:

1. Боханов. А. В. Любовь без границ. Святая Царица. – URL: http://-fondiv-.ru/-articles/-2/-108 .

2. Боханов. А. В. Николай II. – М.: Вече, 2008. – (Императорская Россия в лицах).

3. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дарите любовь. – Изд-во: Русскiй Паломникъ, 2011. – URL: http://-www.-radost-brest-.com/-libruary/-poleznoe/-darite-_lubov.pdf .

4. Ден Ю.А. Подлинная царица. – М.: Вече, 2009.

5. Жильяр П. Император Николай II и его семья. – URL: https://-www.-litmir.-me/br/-?b=-115267-&p=1 .

6. Монахиня Нектария (Мак Лиз). Дивный Свет. Императрица А.Ф. Романова. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. – URL: http://-www.-fb2mobile.-ru/-other/-divnyy-svet/ .

7. Покаяние спасет Россию. О царской семье // авт.-сост. Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2013.

Чистота помыслов и чистота души

В гостях у императорской семьи

Цель: сформировать у школьников представление о высоких нравственных идеалах, которые воплотила в своей жизни семья императора Николая II.

Задачи:

  • познакомить школьников с примером счастливой семьи императора Николая II, основанной на любви, заботе и взаимопонимании;
  • дать представление о принципах воспитания детей в царской семье;
  • показать качества и поведение членов семьи в различных жизненных ситуациях;
  • дать понятие о нравственных идеалах, необходимых человеку.
  • История любви Николая Александровича и Александры Федоровны.
  • Основы семьи и принципы воспитания детей.
  • Служение Родине, благотворительность.
  • Подвиг семьи во время войны, ареста и ссылки.

Форма занятий: лекция с элементами беседы.

Оборудование: проектор, колонки, компьютер.

Материалы: пособие, видео-презентация, 2 фильма.

Методы: словесный, наглядный.

Ожидаемые результаты:

  • в ходе занятия дети смогут узнать об истории семьи Николая Александровича и Александры Федоровны,
  • составят представление о взаимоотношениях в счастливой семье и принципах воспитания детей, основанных на высших этических идеалах,
  • сделают выводы о важнейших нравственных качествах, чтобы быть полезными окружающим и своей Родине,
  • научатся размышлять о том, как привнести высокие нравственные принципы в свою жизнь.

Методические советы.

Время – 1 урок 45 минут.

Презентация.

Форма проведения классного часа – лекция с элементами беседы.

Материал по этой теме можно распределить на 2 урока по 45 минут, добавив больше бесед с примерами из жизни самих детей.

Ход классного часа

Сегодня мы с вами побываем в гостях. Вы любите ходить в гости?

Возможно, приходя в гости к друзьям или знакомым, вы видели фотографии членов их семьи. Во многих семьях размещают фотографии в рамках на стене, ставят на мебели. И, конечно же, у всех имеется семейный альбом, отображающий историю нескольких поколений.

У вас дома тоже, наверное, есть семейные альбомы?

Знаете ли вы, кто изображён на этой фотографии?

Это последний император России Николай II Романов с семьёй. Здесь его горячо любимая жена Александра Фёдоровна и пятеро детей: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей.

Вот к ним в гости мы и отправимся. Конечно, это будет виртуальное знакомство.

Мы с вами посмотрим фотографии из семейного альбома и прикоснёмся к истории царской семьи.

История любви

«Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства», – завещал перед смертью Николаю II его отец Александр III. Завет отца был исполнен.

История любви Николая и Александры стала легендой на все времена.

Они полюбили друг друга, будучи детьми, и пронесли свою любовь через все испытания до самой смерти.

Это была удивительно счастливая семья. Они как будто были созданы друг для друга.

Впервые цесаревич Николай встретил свою будущую жену, когда ей было 12, а ему было 16 лет.


Николай Александрович был старшим сыном в семье императора Александра III. Он рос здоровым, жизнерадостным, спортивным ребёнком и воспитывался как наследник престола. Его готовили к управлению государством лучшие профессора и министры двора. Он знал 5 языков и получил 2 высших образования: юридическое и военное.


Александра Фёдоровна, его будущая жена, родилась в Дармштадте – столице маленького немецкого Гессенского герцогства. Её имя в девичестве было: принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская. Мать её умерла, когда девочке было 6 лет.

После смерти матери шестилетнюю Алису, младшую в большой семье, стала воспитывать бабушка, знаменитая английская королева Виктория.

В детстве Алиса была очень живая, озорная, смешливая. За светлый характер сероглазую белокурую девочку прозвали «Солнышко».


В 1884 году двенадцатилетнюю Алису привезли в Россию. Её сестра Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Наследник русского престола, шестнадцатилетний Николай, влюбился в неё с первого взгляда. Алиса ему так понравилась, что ему захотелось как-то привлечь её внимание и что-то ей подарить. И он обратился к своей маме Марии Фёдоровне с просьбой дать ему какую-то вещь, которую он мог бы подарить девочке. Мама сняла со своего платья скромную недорогую брошечку и отдала сыну. Николай радостно подбежал к Алисе и вложил ей в руку этот знак внимания. Девочка зажала в руке брошку, но почему-то на следующий день она разыскала Николая среди гостей и вернула ему брошь. Она выросла в строгих английских традициях, которые предписывали молодым девушкам не брать от незнакомых юношей подарки. Он записал эту историю в своём дневнике.


Только через пять лет после их первой встречи семнадцатилетняя Алиса приехала к сестре Элле и вновь появилась при русском дворе. Из маленькой шалуньи она превратилась в прекрасную принцессу с немного грустными мечтательными глазами. Она училась к этому моменту в европейском университете по специальности «философия». Любовь Николая и Алисы проявилась с новой силой.

В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой.

Родители, Александр III и Мария Фёдоровна, не дали разрешения по двум причинам.

Во-первых, браки между царскими особами часто заключались из политических соображений. России был выгоден союз с Францией, поэтому Николаю подыскали принцессу Французского Орлеанского Дома. Николай категорически отказался.

Во-вторых, по линии английской королевы Виктории через женщин рода передавалась наследственная болезнь гемофилия – несвёртываемость крови, но сказываться она могла только на мальчиках. Поэтому родители, опасаясь того, что в случае рождения наследника ему может быть передана эта наследственная болезнь английского королевского рода, не разрешали этот брак. И даже запретили молодым встречаться.

И снова 5 лет разлуки. Их связывает только переписка.

Новая встреча произошла в апреле 1894-го. К началу 1894 года состояние здоровья Александра III резко ухудшилось. Он почувствовал, что дни его сочтены. Брак наследника престола, цесаревича Николая уже нельзя было откладывать. Отец уступил просьбам сына и дал согласие. Он понимал, что его совсем ещё молодой сын скоро будет руководить огромной страной и ему будет необходима поддержка любящей жены, поэтому бракосочетание наследника было ускорено по воле отца.


И вскоре газеты сообщили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской. В день помолвки Николай Александрович записал в своём дневнике: «Чудесный, незабываемый день в моей жизни – день моей помолвки с дорогой Аликс. Я хожу весь день, словно вне себя, не вполне сознавая полностью, что со мной происходит» .

Но надо понимать, что такое помолвка в те времена: молодые встретились, обменялись колечками, разъехались и ждут ещё год.

Алиса должна была принять православную веру, и это стало для неё серьёзным препятствием. Она исповедовала протестантскую веру и была очень религиозна. Для неё смена религии была равносильна предательству. Она очень страдала, так как понимала, что она должна сделать выбор между горячо любимым человеком и Богом. Но, в конце концов, её бабушка, королева Виктория убедила её в том, что обе религии – ветви единой христианской веры, и никакого преступления перед Богом Алиса не совершит, если станет православной.

Через 7 месяцев Алису срочно вызвали в Петербург.

Представьте себе: с момента их первой встречи до свадьбы прошло 10 лет! И все эти годы они переписывались друг с другом. Это была очень нежная переписка.


Алиса Гессенская становится Александрой Фёдоровной, русской императрицей, матерью народа русского, и всем сердцем принимает православие.

После свадьбы цесаревич запишет в свой дневник: «Невообразимо счастлив с Аликс. Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое так хотелось бы проводить исключительно с ней» .

Николай после свадьбы дарит жене ту самую брошку, которую в детстве она ему вернула. Теперь Александра Фёдоровна её принимает, и эта вещь для неё становится самым важным подарком, который она всю жизнь будет хранить как самую большую драгоценность.

Все семьи помнят о дне своей свадьбы, но Аликс и Николай ежегодно отмечали даже день свой помолвки. Этот день, 8 апреля, они всегда проводили вместе, и впервые разлучились, когда им было уже за сорок. В апреле 1915 года император был на фронте, но и там он получил от своей возлюбленной тёплое письмо:

«В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я всё вспоминаю! …какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…»


Во время войны Николай Александрович часто и надолго покидал дом. Александра Фёдоровна каждый день отправляла мужу письма, чтобы он не печалился вдалеке от семьи. Всего уцелело около 600 писем. Заглянув в любое из них, можно ощутить красоту их любви.

А дневниковые записи Александры Фёдоровны поражают глубиной понимания брака.

«Молиться за тебя – моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ» , – писала мужу Александра. Даже спустя двадцать лет после свадьбы она ласково называла его «мой мальчик, мой солнечный свет».

А Николай Александрович писал: «Я должен поблагодарить тебя за твой приезд с девочками, за то, что ты принесла мне жизнь и солнце, несмотря на дождливую погоду. Я, конечно, как всегда не успел сказать тебе и половины того, что собирался, потому что при свидании с тобой после долгой разлуки я всегда становлюсь застенчив. Я только сижу и смотрю на тебя – это уже само по себе для меня огромная радость…»

Посмотрите на эту фотографию. Её можно назвать «взгляд любви».

Не зря современники говорили: «Их медовый месяц длился 23 года…»

Когда в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге произойдёт расстрел семьи, на Александре Фёдоровне будет надета именно эта брошка .

Семья


Давайте познакомимся поближе с жизнью этой венценосной семьи.

Обязанность главы государства требовала от императора Николая II напряжения всех сил и способностей. Он управлял 1/6 частью земной суши. Это очень большая ноша и ответственность. Для того чтобы выдержать такую нагрузку, нужен надежный тыл. Отдохновение, радость, и счастье он находил в своей семье.


Они не любили шумных балов и светских приёмов, вся семья испытывала огромное счастье в общении друг с другом. В семье царила атмосфера любви, нежности и взаимопонимания.

С промежутком в полтора года у Николая Александровича и Александры Фёдоровны родились дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия .


Александра Фёдоровна оказалась очень хорошей матерью. В отличие от многих других императриц и дам высшего света, которые, родив ребёнка, поручали его кормление кормилицам, а воспитание – гувернанткам, она сама всех своих пятерых детей выкормила, сама занималась их воспитанием и образованием.

Отец и мать, сами воспитанные в спартанских условиях, приучали детей к строгой дисциплине, прививали им бережливость и умеренность.

Сейчас мы посмотрим фильм «Чистота помыслов и чистота души» на основе главы из книги «Покаяние спасет Россию» (9 мин).

Примечание! Если нет возможности посмотреть фильм, можно просто рассказать о том, как воспитывались дети в царской семье:

Девочки жили скромно, по двое в комнатах, спали на жёстких солдатских кроватях под лёгкими одеялами, сами убирали за собой, стелили себе постель, штопали свою одежду, младшие донашивали одежду за старшими.

У них был напряжённый распорядок дня: подъём в 6.00-6.30, молитва, холодная ванна, лёгкий завтрак, обучение, прогулка, скромный обед, потом опять занятия, свободное время, прогулка, вечером – рукоделие, чтение, вечерняя молитва, в 10 часов – начале 11-го – в кровать. Всё. Ничего особенного. Нарушали этот жёсткий режим только какие-то поездки, чьи-то праздники, свадьбы, когда семья куда-то перемещалась.

Родители не хотели, чтобы девочки выросли изнеженными, капризными, бесполезными барышнями.

Они внушали детям, что жить надо ради других, надо быть полезными окружающим.

Александра Фёдоровна записала в своём дневнике: «Дети должны учиться самоотречению. Они не могут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми… Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу».

А вот что писала мама своей старшей дочери Ольге: «…Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой и доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сёстрам. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся подарить солнечной улыбкой. Пусть Бог пребудет с тобой и хранит тебя Пресвятая Богородица».

Мать приучала девочек к труду сызмальства. Никакой роскоши, праздности, свободного времяпрепровождения!

Они умели шить, вышивать, вязать, рисовать, оформлять альбомы, играть на фортепьяно, танцевать. Царевны получили прекрасное домашнее образование.

Они были скромные и вежливые девочки. Они никогда не хвастались своим происхождением и были почтительны со всеми взрослыми, включая прислугу.

Родители большое внимание уделяли друзьям детей, это не обязательно были дети из аристократических семей, это были дети, которые проявляли качества добронравия.

Наряду со строгим воспитанием дети росли в атмосфере искренней любви и нежности родителей, друг к другу, к Богу. Они обожали родителей и относились к ним с большим почтением, всячески старались им помогать, заботиться о них и окружающих.

Поговорим о том, что вы узнали из этого фильма:

  • как жили и как воспитывались дети в царской семье?
  • могли ли они предаваться, роскоши, лености, праздности?
  • какими своих детей хотели видеть их родители?
  • как они относились к окружающим?

Посмотрите на эти прекрасные лица.




Девочки были очень дружны между собой.

Они обычно подписывались ОТМА (по первым буквам имён).

Давайте познакомимся ближе с каждым из этих замечательных детей.


Старшая из царских дочерей – Великая княжна Ольга Николаевна .

«Это было милое создание. Всякий, кто её видел, тотчас влюблялся» , – вспоминала подруга императрицы Лилия Ден.

Николай II души не чаял в дочери. Ольга с малых лет боготворила отца. Её так и называли – «дочь Отца». Государь для дочери был одновременно царём, отцом и товарищем. Способности у Ольги были прекрасные, и её называли самой одарённой из царских детей. Она обладала философским умом, её суждения отличались большой глубиной. Один из её учителей сказал: «У Ольги Николаевны хрустальная душа» .


Вторая дочь – Великая княжна Татьяна Николаевна . Поскольку она родилась в Петергофе, её называли «роза Петергофа». По воспоминаниям баронессы С.К. Буксгевден, «она была ближе всех к матери и была любимицей у неё и у отца. Абсолютно лишённая самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать всё то, о чём её просили. Именно Татьяна Николаевна нянчилась с младшими, помогала устраивать дела во дворце, чтобы официальные церемонии согласовывались с личными планами семьи. У неё был практический ум, унаследованный от Императрицы-матери и детальный подход ко всему» .


Великая княжна Мария Николаевна унаследовала во всех отношениях, как внешних, так и внутренних, качества своего деда Императора Александра III. Крепость телосложения была у неё мужественная в совокупности с редкой красотой. Близкие называли её огромные глаза «машкины блюдца». По воспоминаниям современников, «характер этой девочки был весьма любвеобильный, сострадательный и миролюбивый. Никого она никогда не оскорбляла, а старалась всегда всех мирить. Это была юная миротворица. Простота её была необыкновенная, и вела она себя просто, как простая русская девушка, видя в каждом человеке брата и сестру. Своим весёлым видом и остроумным шутливым разговором Мария Николаевна всех приводила из мрачного в весёлое настроение. …Она умела развлечь и развеселить всякого унылого, за что все её любили и уважали. Хозяйством она хотя не увлекалась, но помогала своей сестре, Татьяне Николаевне, оказывая ей полное послушание» .


Самая младшая из Великих княжон Анастасия Николаевна была подвижной, озорной, жизнерадостной девочкой. Она была очень остроумна и обладала несомненным артистическим даром, во всём умела находить забавную сторону. За неистощимость в изобретении шалостей и проказ в семье её звали «швыбзик» или «швибз». «Она всегда шалила, лазила, пряталась, смешила всех своими выходками, и усмотреть за ней было нелегко» , – писала фрейлина императрицы Анна Танеева (Вырубова).

Даже в последние месяцы своей жизни, когда семья была арестована, она умела развеселить окружающих.

В годы Первой мировой войны все женщины царской семьи шили для солдат рубашки, вязали носки, рукавицы. Анастасия, которой было тогда 13 лет, принимала в этих трудах самое деятельное участие.

Все, кто соприкасался с девочками, удивлялись их скромности, необыкновенной доброжелательности, открытости. Девочки были удивительные.

Священник, который принимал у них исповедь в последние месяцы их жизни, рассказывал, как был потрясён тем, какие они чистые, неиспорченные девочки: никакая грязь ни внутренняя, ни внешняя не пристаёт к ним.


После рождения четырёх сестёр все ждали наследника. В 1903 году вся семья поехала в г. Саров. Там шло прославление нашего русского святого Серафима Саровского, и семья участвовала в празднествах, в молебнах. Также они окунулись в святом источнике и просили у Бога наследника. И через год после этого у Александры Фёдоровны родился наследник. Говорят, что не было предела счастью этой семьи и всего ближайшего окружения, из-за рубежа пришло много поздравлений по случаю рождения цесаревича Алексея .

Однако скоро их радость омрачилась печальным известием – врачи обнаружили, что у маленького Алексея гемофилия. От любого удара, ушиба у ребёнка открывалось внутреннее кровотечение, и гематома не рассасывалась неделями. Это причиняло огромные страдания мальчику. Его так и называли страдальцем при жизни. Несколько раз он был на грани жизни и смерти. В один из таких моментов появился Григорий Распутин, молитвенник из Сибири. До этого он был в паломничестве во многих святых местах: на Афоне, в Иерусалиме, на Валааме. И вот он оказался рядом с семьёй и был представлен Николаю II одним из высокопоставленных священников. И по чудодейственной молитве Григория Распутина у Алексея боли прекращались. Его молитва была практически единственным способом облегчить его страдания.




Сёстры его обожали, и он был радостью своих родителей.

Когда он был здоров, весь дворец казался словно преображённым: это был луч солнца, освещавший всех и вся. Недаром в переписке родители его так и называли – Солнечный луч. Он так же, как и все дети, шалил, его карманы вечно были набиты оловянными солдатиками, какими-то камушками и всякой всячиной.


Жизнь его с самого рождения была посвящена одному – будущему царствованию. Он много интересовался жизнью простых людей и часто говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы».

В Петергофском парке цесаревич имел своё поле, на котором посадил рожь и в конце лета сам сжал её серпом, чтобы лучше почувствовать жизнь и труд крестьян.

Он учился, как и остальные дети, и, как отмечали учителя, наследник был умён и сообразителен.

Николай II сам знакомил его с русской военной историей и устройством армии. По традиции Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и атаманом всех казачьих войск. Он любил бывать в армии, его любимой пищей были чёрный хлеб, щи и каша, которые, как он говорил, едят его солдаты.


Когда отец в 1915 году возглавил фронт, цесаревич Алексей часто выезжал с отцом на фронт, что способствовало поднятию боевого духа армии, несмотря на опасность таких поездок для его здоровья и жизни. Они с отцом часто были в расположении войск совсем близко от линии фронта в досягаемой близости артиллерийского снаряда с территории противника.

О каких качествах царских детей вы узнали?

Какое главное качество родители воспитывали в своих детях?

Служение Родине. Благотворительность

С детства родители прививали детям убеждение: «Ваша жизнь есть служение Родине». И вся жизнь этой семьи была примером служения Родине.

Александра Фёдоровна много занималась благотворительностью. Она руководила 33-мя благотворительными обществами, и дети принимали самое деятельное участие в подобных делах.


Эти фотографии с праздника «белого цветка». Это благотворительная акция, которая проводилась для организации лечения туберкулёзных больных. Туберкулёз в начале века был настоящим бедствием.

Девочки создавали довольно много изделий своими руками и продавали их на благотворительных базарах, а вырученные деньги шли на строительство и оборудование больниц для бедных.


Императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулёзных больных в 1911-1914 годах; они принесли массу денег. Императрица вместе с Великими Княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окружённая огромной толпой народа.

Поражают многочисленные случаи благотворительной помощи своей стране и народу не из казны, а из собственных личных средств со стороны царской семьи, когда происходили трагические события. Но не только своими средствами, а и личным участием они служили своему народу.

Давайте вспомним о том, какой подвиг совершил император Николай II во время первой мировой войны.

Он обеспечил стремительное перевооружение армии всего за полтора года, потратив на это, а также на помощь семьям убитых и раненых все свое огромное наследство и довел страну до порога победы, возглавив фронт в 1915 году.

Вспомните, что сделала царица во время Первой мировой войны.


Когда началась Первая Мировая война, Александра Фёдоровна организовала госпитали для раненых на свои личные средства в своих дворцах и сама вместе с дочерьми стала работать в них.

Семья стала жить очень скромно, все средства передавали в лазареты. Девочки, взрослые девушки-красавицы, за три года войны позволили себе только единственный наряд – форму медсестёр.


Александра Фёдоровна и две старшие дочери Ольга и Татьяна сдали экзамены на медсестёр.

Представьте себе, каких больных привозят с фронта. Императрица и её дочери ассистировали полноценно, как медсёстры, на хирургических операциях.

Младшие девочки облегчали страдания раненых: писали письма под их диктовку, читали вслух книги, шили кисеты, устраивали концерты.

Мировая история не знает подобных случаев такого самоотречения и самоотверженного служения царственных особ своему народу.

Ссылка. Расстрел

В результате государственного переворота в феврале 1917 года власть захватило Временное правительство.

Семья была арестована в Царском Селе и томилась там несколько месяцев, после чего была выслана в Тобольск.


Вот вы видите их фотографии после ареста.

В этом своём новом положении они проявили необыкновенное спокойствие и ясность духа. Все унижения и притеснения они сносили с поистине царским достоинством. Они старались жить обычной жизнью. Детей продолжали учить, уроки давали им лично родители и княжна Ольга. По вечерам император читал всем слух. На улице строили горку, кололи дрова. Княжны вязали, даря изделия охранявшим их солдатам. Во время дневных прогулок все члены семьи занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега или кололи лёд для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением тёплой погоды вся семья занялась устройством обширного огорода, и в этой работе принимали участие некоторые офицеры и солдаты охраны.

Трудолюбие и неутомимость Его Величества так поразили солдат, что один из них как-то сказал: «Ведь если ему дать кусок земли, и чтобы он сам на нём работал, так скоро опять себе всю Россию заработает».

Несмотря на перенесённые унижения во время ареста и ссылки никто из членов царской семьи не озлобился, не испытывал ненависти к своим врагам. Из Тобольска Ольга Николаевна писала: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что-то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь» .

В октябре 1917 года власть была захвачена большевиками. Началась гражданская война, а следом голод, страдания, которые унесли миллионы жизней.


В апреле 1918 года семья из Тобольска была перевезена в Екатеринбург, в дом инженера Ипатьева. Этот дом стал последним местом их земного пребывания.

В Екатеринбурге условия их заточения стали совсем невыносимыми. Они подвергались унижениям и притеснениям охранников. Им запретили прогулки, установили решётки на окнах, вокруг дома в 2 кольца стояли охранники. Семья была в полной изоляции, лишь преданные слуги и доктор находились с ними. Но все страдания они переносили с кротостью и смирением.

Трагедия произошла в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Комендант Ипатьевского дома Юровский поднял всех ночью, заставил одеться под предлогом того, что их будут куда-то перевозить. Спустились в подвал. 23 ступени вниз. Не было ни суда, ни следствия. В них сразу начали стрелять.


Николаю Второму было 50 лет, Александре Фёдоровне – 46, Ольге – 22 года, Татьяне – 21, Марии –19, Анастасии – 17, Алексею было 13 лет (2-х недель он не дожил до 14 лет).

Вместе с ними погибло еще 4 человека: врач Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, горничная Анна Демидова, камердинер Алексей Трупп.

В своё время царская семья могла спастись, у них были предложения уехать за границу, но семья предпочла остаться в горячо любимой России. Вся семья, включая детей, сделала осознанный выбор: быть вместе до конца и поддерживать друг друга в тяжелейших условиях притеснений и унижений.

Император Николай II навсегда сохранил в душе самое главное – веру в Божий промысел и преданность Отечеству. «Я имею твёрдую и полную уверенность, – говорил он, – что судьба России, точно так же, как судьба моя и моей семьи, находятся в руках Бога, который поставил меня на моё место. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, полагая, что никогда я не имел другой мысли, как только служить стране, управление которой Он мне вверил».

Многие годы истинный облик царственных особ замалчивался и намеренно искажался в угоду идеологическим и политическим интересам существующей власти. Но сегодня, спустя столетие, мы можем узнать о них правду и понять, насколько высоконравственной и высокодуховной была эта семья. И взять за образец их отношения, их образ жизни, их преданность и верность Отечеству.


Царская семья канонизирована Русской православной церковью, как святые страстотерпцы.

Семейный альбом завершается не фотографией, а иконой, на которой изображены все семеро членов семьи.

Сейчас мы посмотрим фильм «Семейный альбом» и еще раз пролистаем его страницы (5 мин.).

Повторим главное:

Царская семья Николая Александровича и Александры Фёдоровны Романовых воплотила в своей жизни самые высокие нравственные идеалы: служение Родине, принесение пользы, забота о людях, любовь к семье, к своей стране, к Богу. Родители учили детей примером своей жизни.

Творческое задание

В течение трёх дней проведите эксперимент: живите ради других людей.

Всякий раз, как вам захочется сделать что-то для себя, например, поиграть в компьютерную игру или посмотреть телевизор, переключите своё внимание на помощь родителям, сестре или брату, другу, соседке и т.д. Спрашивайте у них, какая им нужна помощь, ищите сами, в чём можете быть полезны. Если не умеете что-то делать (готовить пищу, гладить бельё и т.п.), используйте эту возможность, чтобы научиться.

Записывайте свои добрые дела в дневник. Отразите также реакцию людей и собственные ощущения. Понравилось ли вам жить ради других?

Дети играют в "войнушку". Кто-то «наши», кто-то фашисты. И всегда «наши» побеждают. Это естественно. Но все же как правильно преподнести детям информацию о настоящей войне?

Как, не травмируя нежные детские души, рассказать детям про войну? А, главное, донести до них всю боль людей и радость победы в Великой Отечественной.

Уходят ветераны...

Современным взрослым мамам и папам, наверно, все же более близка тема войны, ветеранов, 9 Мая. Ведь практически в каждой семье жили непосредственные участники Великой Отечественной войны.

Будучи маленькими, нынешние взрослые слушали достоверные рассказы дедушек и бабушек о жизни и тяготах того времени. В садиках, школах уделяли патриотическому воспитанию очень много времени.

Фильмы, книги, рассказы настоящих участников военных действий помогали детям прочувствовать всю ситуацию. И как часто случалось, что, играя в "войнушку", ребята ни за что не соглашались быть фашистами, все хотели быть за "наших".

Сейчас многие ветераны ушли от нас безвозвратно. Услышать из первых уст рассказы о блокаде и голоде уже невозможно. Но историю нельзя переписать. Детям необходимо в любое время знать и чтить подвиг своих предков.

Что за победа такая?

В зависимости от возраста необходимо преподносить информацию детям В нашей стране очень торжественно празднуют День Победы. Малыши часто задают вопросы о том, что за праздник такой, кто кого победил, почему со слезами на глазах.

Поэтому необходимо рассказывать детям о Великой русской Победе. В этом помогут чтение соответствующих книг, просмотры фильмов.

Начните с азов

Все же война - тема очень неоднозначная и тяжелая. Соответственно возникает вопрос о том, как всю боль и ужасы, не травмируя и не пугая их.

Здесь необходимо прислушаться к словам детских психологов, которые советуют начинать с общей информации. Постепенно преподносить знания все более глубокие.

Главное - донести мысль, что вторая мировая - самая страшная и большая война в истории человечества, которая ставила целью поработить множество людей, а многих просто истребить.

Дети должны понять, что Советская армия и весь советский народ помогли справиться с фашистами, освободив не только русские земли и людей, но и многие государства Европы.

А война - это плохо?

Обдумывая, как детям рассказать о войне, важно ответить на обязательно возникший вопрос: "А война - это плохо?" Может сложиться впечатление, что воюя, можно получить выгоду.

Говоря детям о войне, стоит делать упор на том, что начинают ее, как правило, люди, стоящие у власти. Но не стоит думать, что, к примеру, вся немецкая нация плохая.

Преподнося информацию детям о Великой Отечественной войне, следует рассказать, что многим жителям Германии тоже жилось очень плохо. Не все люди поддерживали Гитлера, и за это они карались.

Современные дети, даже малыши, часто играют в компьютерные «стрелялки». Вот тут часто возникает заблуждение, что война - это как игра. Не понравился финал, начал все заново. Да и у игроков есть несколько жизней. Необходимо дать правдивую информацию детям про войну, рассказать и показать с помощью книг, фильмов, сколько людей погибло, и их не оживить.

Начинаем разговор

Начинать рассказывать о войне следует уже в Как рекомендуют психологи, не стоит показывать все ужасы и кровопролития.

Как детям рассказать о войне? Начинайте с самого понятия. Что это? Почему люди воюют и что хотят получить?

Покажите в фильмах, как во время войны живут обычные люди, что им приходится переживать.

Рассказав про суть, можно приступить к рассказу про Великую Отечественную. Ребенок должен чувствовать гордость и уважение за свой народ и свою принадлежность к славной нации.

Атрибуты победы

Как детям рассказать о войне так, чтобы они смогли понять, что это касается и их семьи? Наверняка во многих домах есть бережно хранящиеся медали, ордена дедушек и бабушек. Многие бережно хранят старинные фотографии, письма и другие вещи военных лет.

Покажите все это малышу. Расскажите, кто изображен на фотографиях, объясните, за что получены медали.

Если в вашем городе есть музеи военной славы, обязательно сводите туда ребенка. Опытные экскурсоводы поведают интересные рассказы о войне детям, да и вам тоже.

Посетив музей, можно наглядно показать ребенку военное обмундирование, увидеть землянки и военную технику. Так малыш реально может представить жизнь и быт солдат.

Праздник со слезами

Перед праздником 9 Мая многие родители начинают просветительные беседы и занятия с детьми. Детям начальных классов о войне также рассказывают в школе.

Очень хорошо действовать сообща с учителем. В классе ребята читают книги, слушают рассказы учителя, проводят различные мероприятия.

Дома также можно проводить тематические недельки. Обязательно найдите и прочтите стихи про войну детям. Можно даже выучить некоторые, самые интересные.

С малышами делайте поделки, обсуждайте прочитанные книги о войне. Детям необходимо прочувствовать праздничное настроение, гордость за русскую победу.

Обязательно подготовьтесь и сходите на Парад Победы. Положите вместе с малышом цветы к монументам, послушайте песни о войне. Детям интересно будет увидеть, как чтут ветеранов, как гордо шагают солдаты, какая существует военная техника для защиты государства.

Очень хорошо, если в вашем окружении живут ветераны. Вместе с ребенком сделайте подарок в виде открытки и подарите ее. Послушайте рассказы ветерана и предложите свою помощь в решении бытовых проблем.

Георгиевская ленточка

Наверняка дети, увидя на улицах красивые полосатые ленточки, спросят о том, для чего их надевают.

Это еще один повод рассказать детям об атрибутах праздника, для чего их носят и что они означают.

Георгиевская ленточка - символ нашей победы и символ праздника. Надевающие ее проявляют уважение к памяти погибших и показывают, что помнят и чтут ветеранов.

Совсем недавно появилась замечательная традиция, когда на улицах стали раздавать ленточки. Эта акция была проведена с целью напомнить людям о подвиге воинов, чтобы народ задумался и позаботился о ветеранах.

Традиция прижилась. Теперь наши дети тоже могут надеть георгиевскую ленточку и почувствовать себя частью большого праздника.

Обязательно расскажите малышам, почему георгиевские ленты такого цвета. Они выдавались совместно с медалью «За победу над Германией».

Оранжевый и черный цвета означают огонь и дым. Это доблесть, отвага и смелость солдата, получившего медаль.

Взрослые просто обязаны читать рассказы о войне детям, давать всю возможную для их понимания информацию. А, главное, ведь не найдется ни одной семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. У кого-то бабушка или дедушка воевали, кто-то трудился во блага фронта, кто-то пережил блокаду.

Домашние беседы

Достаньте старый Там, где изображены ваши бабушки, дедушки. Расскажите, кто из них кем приходится. Поведайте интересный рассказ об их жизни во время военных действий.

Потом почитайте стихи про войну. Детям полезно будет услышать о том, как и когда фашисты напали на нашу родину. О том, что это произошло внезапно, под утро и без предупреждения.

Найдите и покажите картины или фотографии военной техники тех времен, солдатских шинелей, разгромленных городов и деревень.

Очень познавательно отмерить и показать 125 грамм хлебушка. Ведь это была еда на целый день и больше ничего нельзя было достать. И несмотря на это, приходилось каждый день ходить на завод и делать снаряды для фронта, обеспечивать тылы. Ведь без поддержки нельзя было победить. Весь народ встал на защиту Родины.

Затем обязательно дайте послушать песни о войне. Детям постарше можно предложить заучить некоторые наизусть. Посмотрите военный фильм. Только сначала просмотрите его сами. Не оставляйте ребенка один на один с книгой или фильмом. Обязательно будьте вместе и обсудите увиденное или прочитанное.

Не допускайте ошибок при разговоре

  1. Не нужно рассказывать слишком много ужасов и показывать кровопролития.
  2. Не стоит дошкольникам рассказывать о концлагерях, об истерзанных детях и голоде, когда ели собак и кошек. Из-за этого у малышей могут наблюдаться кошмары и нервные тики. А вот в школы уже необходимо давать подобную информацию.
  3. Не нужно давать недостоверную информацию. Конечно, дошкольникам главное - знать, что русский народ победил. А вот старшие дети уже должны понимать, что не все было так гладко, что русские совсем не были готовы к войне и даже чуть не сдали Москву.
  4. Не бойтесь проявить большую эмоциональность, показать, как эта тема может быть неприятна, как вы боитесь войны. И если всегда бесстрашный папа вдруг признается, что он боится начала войны, то на детей это произведет намного большее впечатление, чем просто рассказ о жизни солдат.

Учтите возраст ребенка

Главное при беседах и рассказах на такую тему, как война, учитывать возраст и психику ребенка. Рассказывая о такой теме, не обойти и понятие смерти. Тут важно понимать, что об этом дети готовы услышать не раньше 5-6 лет. Именно в этом возрасте малыш уже может и сам расспрашивать и задавать вопросы на эту тему. Не утаивайте правду, но и не нужно запугивать ребенка.

Задумайтесь, ведь наши дети уже практически не могут встретить настоящих ветеранов и услышать истинные рассказы. Малыши могут быть знакомы только с «детьми войны». Но они не могут много знать в силу возраста и передать всю боль и ужасы военных действий.

Да, почти всех семей коснулась война. Многие наши предки мужественно воевали с врагом, перенесли все муки и тягости. Это не должно больше никогда повториться. А чтобы этого не произошло, дети должны знать все о том времени. Не нужно молчать. Говорите детям о войне, о Великой Победе, о мужестве русского народа.

Беседы, книги, фильмы, редкие встречи с ветеранами - это все является той неразрывной ниточкой, которая помогает нас связывать с прошлым. Не разрывайте ее. Нужно помнить и чтить.

Статья подсказывает родителям, как объяснить детям, откуда они берутся.

Рано или поздно родители услышат вопрос о том, как дети появляются на свет. И лучше к такому разговору подготовиться заранее.

В каком возрасте надо рассказывать, откуда берутся дети?

Уже с трехлетнего возраста малыши начинают осознавать свою половую принадлежность — мальчики относят себя к мальчикам, а девочки к девочкам. В этом возрасте мальчики уже ассоциируют себя с папой или с близким мужчиной из своего окружения, а девочки ассоциируют себя с мамой, либо с авторитетной женщиной из своего окружения.

Чаще всего малыши от трех до семи лет сами начинают задавать вопросы на тему рождения детей, особенно, если в семье ожидается появление еще одного ребенка. К этому возрасту родители должны уже подготовиться к особенному разговору.

Если же ребенок достиг семи лет, а вопросов так и не последовало, то родителям стоит позаботиться о том, чтобы самостоятельно ненавязчиво подвести ребенка к этому разговору. Дело в том, что малыш все равно узнает об этой информации, скорее всего он уже и знает, но в слегка искаженном виде, т.к. узнал ее от сверстников во дворе, либо в интернете, либо в других не совсем надежных местах.

С детьми более старшего возраста, подростками на тему рождения детей также стоит говорить, только уже совсем в ином ключе.



Как рассказать мальчику, сыну, откуда берутся дети?

До определенного возраста нет разницы кому из родителей задает вопрос мальчик, а кому девочка. Важно только то, чем раньше малыш задаст вопрос о рождении детей, тем проще будет взрослым ответить на этот вопрос.

Малышам от трех до пяти лет будет достаточно расплывчато ответить на этот вопрос, хватит и одной-двух фраз. К примеру, что он появился из маминого живота, в котором рос и развивался под защитой мамы, где ему было тепло и уютно.

Для малыша этого ответа вполне будет достаточно, маловероятно, что он станет задавать дополнительные вопросы.



А вот дети постарше, которые достигли шести-семи лет , вполне могут начать задавать уточняющие вопросы. И здесь родителям стоит позаботиться о том, чтобы быть готовыми ответить на все интересующие ребенка вопросы.

ВАЖНО: Какой бы вопрос не поступил от ребенка, отвечать на него стоит спокойно, уверенно, без малейшего смущения. Однако, слова и фразы стоит подбирать доступные для ребенка его возраста.

В этом возрасте ребенка начнет интересовать вопрос о том, как же он все-таки попал к маме в животик. Уже сейчас можно рассказать, что когда взрослые люди женятся, они любят друг друга, целуют, даже спят вместе в постели, и именно в этот период папа дарит маме семечко, которое перерастает в ребенка, а мама бережно растит его в своем животике некоторое время.

Дети этого возраста должны иметь представление о различиях в половых органах. Родителям стоит позаботиться о том, чтобы дети знали, что к ним могут прикасаться далеко не все, и это касается даже родителей (если ребенок уже может принимать душ самостоятельно).

Во избежание сексуальных домогательств со стороны взрослых, ребенок также должен знать, что он может вам рассказать о том, что кто-то хотел его потрогать.

В возрасте восьми-двенадцати лет дети прекрасно знают чем мальчики отличаются от девочек. Именно в этом возрасте дети и должны узнать о сексе, как о физиологическом процессе.

В таком возрасте не обязательно эмоционально разукрашивать истории о зачатии и рождении, нет необходимости говорить о том, как вам было сначала хорошо во время зачатия, а затем очень больно во время родов. Достаточно просто объяснить что, как, куда, используя слова, доступные ребенку, но не слишком вульгарные.

Также с ребенком этого возраста можно поднять тему взаимоотношений полов — отношений между мальчиками и девочками, поговорить о влюбленности.

В возрасте восьми-двенадцати лет дети могут задать вопрос родителям о рождении детей лишь проверяя их — скажут или нет. Возможно, ваш ребенок пытается понять, готовы ли вы разговаривать с ним на такие темы.

ВАЖНО: Родители должны открыто и честно отвечать на поставленные детьми вопросы. Так родители помогут детям понять то, что они могут им доверять, могут открыто разговаривать на любые темы.



С подростками старше двенадцати лет стоит быть весьма осторожным в беседах на интимные темы. Безусловно, здесь уже не должно быть никаких секретов, а наоборот.

ВАЖНО: Если до этого возраста ребенка, у вас так и не состоялся с ним разговор на интимную тему, то скорее всего и не решится на разговор, т.к. подросток не станет уже спрашивать, а начнет пробовать.

Подростку стоит знать, что секс это не только удовольствие, но и серьезная опасность. Ранний секс может привести к серьезным заболеваниям, к нежелательной беременности либо бесплодию.

ВАЖНО: Любой разговор с ребенком на тему секса не должен перерастать в нравоучения, беседа должна быть доверительной, дружеской.

Ребенку стоит рассказать о возможных видах секса и о том, как следует предохраняться.

ВАЖНО: Именно в этом возрасте с подростком мужского пола беседу должен вести отец, либо любой другой мужчина, которому он может доверять.



Как рассказать девочке, дочке, откуда берутся дети?

О том, как рассказать девочке, дочке откуда берутся дети подробно описано в разделе выше. Разница лишь наступает в возрасте лет десяти — на такую тему девочке лучше разговаривать с мамой, старшей сестрой, либо любой другой старшей женщиной из близкого окружения девочки.

В подростковом возрасте девочке следует объяснить связь между начавшимися месячными и родами, о том, какую опасность несет ранний секс. Молодая девушка должна узнать, какие виды секса существуют, а также какие существуют виды контрацепции.



Откуда берутся дети в животе у мамы: как объяснить ребенку?

В разговорах о зачатии и рождении детей, не стоит выдумывать слишком странные и далекие от реальности истории. Лучше говорить правду, используя при этом простые слова.

Можно придумывать сказки или истории, так сказать, основанные на реальных событиях. К примеру:

«Жили-были мама и папа. Они очень любили друг друга, обнимались, целовались и даже спали в одной кроватке. И вот они захотели, чтобы у них был ребеночек. И у мамы в животе стал расти маааленький мальчик. И это был Ванечка! Сначала он был очень маленький и сидел у мамы в животике тихо-тихо. Потом Ванечка подрос, стал большооой, занимал уже весь животик – и животик тоже стал большой. Мама и папа гладили животик и Ванечку в нем, целовали его и разговаривали с ним. А потом Ванюша совсем вырос и захотел выйти к маме с папой из живота. Под животиком открылась специальная дверка и Ваня из нее вылез! Мама и папа обрадовались, взяли Ванюшу на ручки, мама стала кормить его молочком. И все остальные тоже очень обрадовались: бабушки, дедушки, кошка, – все сказали: «Здравствуй, Ваня!» А потом Ваня еще больше вырос, научился бегать, разговаривать и сам есть кашу ложкой – вот какой большой у нас мальчик!»

Огромную помощь родителям в вышеназванных беседах окажут специальные иллюстрированные книги, пособия, карточки, видеоролики. Главное, подобрать их в соответствии с возрастом ребенка.

Вне зависимости от возраста ребенка, не стоит забывать объяснять ему о том, что секс — это дело взрослых, а ребенок может появиться только у родителей, которые любят друг друга.



Мультик: откуда берутся дети

В интернете можно найти огромное количество мультфильмов для детей разных возрастов о том, откуда берутся дети. Вот некоторые из них:

Видео: Откуда берутся дети?

Не стесняйтесь разговаривать с ребенком на щепетильные темы, доверяйтесь ему, и тогда он не раз доверит вам свои секреты.

Видео: Откуда берутся дети?

Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов, нам есть что рассказать своим детям. Однако масштабы Вселенной трудно представить даже взрослому человеку. Осталось придумать, как интересно о космосе и познакомить его с основами астрономии.

Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты. Примеры таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми для него тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.


И если вам удастся очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звезды, он вспомнит ваши занятия и улыбнется.


Что рассказывать


Вступление

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет – наша Земля.

Солнце


Что рассказать:

Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.


Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Наглядный материал:

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина – это наша Земля, тыква – Солнце.

Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы.


Что рассказать:

Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.


Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещенную часть шара.


Земля


Что рассказать:

Нашу планету окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие Земли от других - наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос с целью его изучения.

Наглядный материал:

Можно отварить куриное яйцо и на его примере что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.


Другие планеты солнечной системы


Что рассказать:

В Солнечной системе всего 8 планет. Самая большая из них – это Юпитер. А самая интересная – Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Его открыли в 1930. Сначала его считали девятой планетой. Но со временем отнесли к другой категории космических тел - "карликовые планеты".

Планетой считаются космические тела, которые:

  • вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
  • имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
  • не находятся вблизи других подобных крупных тел;
  • не являются звездами.

Наглядный материал:

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.


Звезды


Что рассказать:

Самая близкая к нам звезда – это Солнце. В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать. Любая звезда – это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Скопление звезд образует созвездия.


Наглядный материал:

Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звездочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят.

Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блеклыми. Объясните, что звезды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.

Как летит ракета


Что рассказать:

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году мечта людей о полете в космос сбылась – первый в истории космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

Наглядный материал:

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, шарик упадет.

Воздушный шарик летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Примерно по такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.


Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

5 игр по теме

1. Игра "Что возьмем с собой в космос"

Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.

Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

2. Игра "Космический словарь"

Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом, тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.


3. Игра "Скажи наоборот"

Цель игры – научить ребенка выбирать слова с противоположным значением –антонимы.

Например:
далекий –…
тесный –…
большой –…
подниматься –…
яркий –…
улетать –…
высокий –…
известный –…
включать –…
темный –…

4. Игра "Ориентируемся по звездам"

Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звездочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Накройте стол покрывалом – это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезайте туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и все, что вы видите, это звезды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).


Покажите ребенку, как можно ориентироваться по звездам, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

5. Игра "Космические камни"

На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.

Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.

Книги для детей на тему космоса

  1. "Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками", С. Андреев;
  2. "Открываем космос", Мортон Дженкинс;
  3. "Профессор Астрокот и его путешествие в космос", Доминик Воллиман и Бен Ньюман;
  4. "Космос", Д. Костюков, З.Сурова;
  5. "Увлекательная астрономия", Е.Качур;
  6. Серия "Твоя первая энциклопедия", книга "Чудесная планета", издательство "Махаон";
  7. Серия "Самая первая энциклопедия", книга "Планета Земля", издательство "Росмэн";
  8. "Моя первая книга о космосе", К. Порцевский, М. Лукъянов;
  9. "Звезды и планеты. Энциклопедия для детей", Э. Прати;
  10. "Необыкновенные приключения Пети в космосе", А. Иванов, В. Мерзленко.

Мультфильмы по теме
  1. Цикл мультфильмов "Дети и космос";
  2. Развивающий мультфильм "Планета Земля";
  3. Занимательные уроки Саакаянца "Астрономия для самых маленьких";
  4. "Тайна третьей планеты";
  5. "Незнайка на Луне";
  6. "Мартышки в космосе";
  7. "Свинка Пепа", серия "Путешествие на Луну";
  8. "Звездные собаки: Белка и стрелка";
  9. "Белка и Стрелка: лунные приключения";
  10. "Эгон и Дончи";
  11. "Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса";
  12. "Том и Джерри: Полет на Марс";
  13. "Тайна красной планеты";
  14. "Планета 51";
  15. "Большое космическое приключение";
  16. "Планета ветра";
  17. "Мухнем на Луну";
  18. "Валли";
  19. "Планета сокровищ";
  20. "Смешарики: пин-код сборник".

Где посмотреть на звезды в Москве


1. Обсерватории

Московский городской дворец детского и юношеского творчества

м. Университет, ул. Косыгина, д. 17, кор. 1Цена: бесплатно.

Астрономическая обсерватория МГУ
(Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ)

Москва, Университетский проспект, д. 13
Цена: бесплатно.

Обсерватория при Московском планетарии

м. Баррикадная, Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: в будни 250 рублей, в выходные 300 рублей.

Народная обсерватория на территории Парка Горького

м. Парк Горького, Октябрьская.
Цена: 200 руб.

Народная обсерватория на территории парка Сокольники

м. Сокольники, территория парка
Цена: 150 руб.
С четверга по воскресенье можно взять в прокат выносной телескоп за 50 рублей.

2. Планетарии

Московский планетарий

ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: от 100 руб.

Планетарий Центрального Дома Российской Армии

Суворовская пл., д. 2, стр. 32
Цена: 200 руб.

Все родители осознают неотвратимость ситуации, когда его любопытный отпрыск озвучит тот самый интимный вопрос. Осознают, но в глубине души надеются, что ситуация разрешится как-нибудь сама и можно будет выкрутиться на ходу. Либо мысленно обдумывают возможный диалог, но чаще всего оказываются все равно не готовыми к разговору и вынужденно переводят тему, откладывают обсуждение на потом или неловко что-то объясняют. Когда же родитель впоследствии собирается с духом и затевает этот непростой разговор, в ответ подросток выдаёт насмешки и негативные эмоции, что свидетельствует о том, что родители своё время упустили.

Многие взрослые полагают, что в современном мире при широкой доступности информации на любые темы в средствах массовой информации и сети Интернет, их ребёнок во всём разберётся сам, возможно что-то выяснит у сверстников. В общем родителям не придётся подбирать выражения для ответов на щекотливые вопросы. Но верна ли такая позиция? И если не верна, то в каком возрасте пора объяснить ребенку, что такое секс? Как правильно рассказать ребенку о сексе, о чем говорить, а о чем пока умолчать – определяется возрастом юного собеседника.

Дети ясельного возраста

Отвечать на вопросы совсем маленьких детей для большинства родителей не составляет труда. В этот период очень важно со всей серьезностью отнестись к просвещению малышей, поскольку представления о правильной модели взаимоотношений между людьми, о любви, сексе формируются с самого раннего возраста. Поэтому не пренебрегайте возможностью рассказать малышам о том, откуда берутся дети.

Что делают дети?

В возрасте года-полутора дети увлечённо изучают собственное тело, очень часто родителей может смутить частое внимание ребёнка к собственным гениталиям. В этом плане познавательный интерес детей не имеет под собой никакого подтекста, кроме обычного любопытства к новым предметам и явлениям.

К двухлетнему возрасту дети уже ассоциируют себя с определённым полом, понимают, что есть мужчины и женщины, мальчики и девочки. Примерно в это же время малыши обращают внимание на разницу в строении тела, что мальчики обладают кое-чем, чего нет у девочек. Именно поэтому детей ясельного возраста часто застают за внимательным изучением интимных зон друг друга.

По мере формирования речи и расширения представлений об окружающем мире, юные исследователи принимаются выяснять историю своего появления. Самый популярный вопрос у деток этого возраста: «Как я появился?»

Как реагировать родителям?

Обнаружив малыша за игрой с собственными гениталиями или за рассматриванием чужих прелестей, категорически не стоит бурно реагировать и проявлять агрессию. Так вы либо напугаете малыша, либо дополнительно подогреете интерес к штукам, которые вызывают столь мощную реакцию родителей. Желание рассмотреть, пощупать новый предмет или расспросить о нём для детей естественно и нормально, в этом смысле гениталии не исключение. Будет здорово, если вы не будете как-то особенно выделять эти части тела при изучении анатомии с малышом. К примеру, во время купания наравне с показом расположения ручек, ножек, ушек и прочих частей тела не стоит обходить вниманием интимные области. Если вы не станете выказывать волнение и особенное отношение к этому, то и для ребенка восприятие любых участков своего тела будет обычно и естественно.

Со временем все дети спрашивают родителей, как они появились. В первые 4 года жизни для малышей подойдёт несложное, но обязательно честное объяснение. Если вы не хотите уронить свой авторитет в глазах ребенка из-за бессмысленной лжи, то не рассказывайте про аистов, капусту и магазины, где продают детей. Лучше сразу прямо и просто скажите, что детки появляются из животика мамы.

Вскоре малыш начнет интересоваться, как же дети там оказываются. И в этот момент также необходимо честно и открыто рассказать про роль папы, который вместе с мамой очень хотел появления на свет их замечательного крохи, очень крепко для этого друг друга любили, нежно обнимались и в итоге получился долгожданный малыш. Такое объяснение в раннем детстве вполне устроит ребёнка и полностью удовлетворит его любопытство.

Дошкольники и дети чуть старше

Что делают дети?

Улавливают из телевизионных передач или разговоров окружающих людей новые слова, в том числе интерес может вызвать и новое понятие «секс». Причем пяти-шестилетний ребенок уточнить, что же это слово обозначает, может в самый неожиданный момент и в самом неподходящем месте, к примеру, посреди магазина или на юбилее любимой бабушки.

Как реагировать родителям?

Задача родителей в этой ситуации не теряться, не показывать своё волнение и не заставлять ребёнка немедленно сбавить тон. Как вы отреагируете, так ваш отпрыск и будет к этому относиться. Ударитесь в панику, зальётесь краской стыда, рассердитесь – малыш тут же усвоит, что тема не очень хорошая, если не вообще под запретом.

Как объяснить ребенку, что такое секс?

Для первого раза может подойти объяснение, что иностранное слово секс – это дословно «пол», в смысле обозначение тети или дяди. Подобные комментарии замечательно подойдут для первых диалогов, особенно для прилюдных.

В дальнейшем не исключено, что этот вопрос прозвучит снова и вам придётся сформулировать более подробные разъяснения. Лучше если этим займутся именно родители, иначе ребёнок займётся самостоятельными поисками интересующей информации любыми доступными ему способами и совершенно неизвестно, что при этом найдёт.

Диалог нужно вести спокойно и дружелюбно, не нагнетая обстановку и не придавая окраску секретности выданной информации. Трактовать понятие «секс» необходимо как отношения любящих друг друга мужчины и женщины. Наглядным примером могут послужить отношения родителей или знакомых семейных пар, истории из сказок.

Ваш ребёнок давно знает, что тела мамы и папы устроены неодинаково. Ваша задача напомнить, что это нормально, так и должно быть по природе вещей. Объясните, что родители очень любят друг друга, часто целуются, обнимаются и делают это так, как свойственно лишь на самом деле любящим друг друга людям.

Любящие пары занимаются сексом, но говорить вслух об этом и демонстрировать всем вокруг свои чувства не принято. Для мамы и папы это важная и очень ценная тайна. В процессе такой любви папина клеточка отдаётся маме, растёт у неё в животе и в итоге появляется маленький человечек.

Повествование о том, что в определённый момент появиться ребёнку на свет из маминого живота помогает врач, может не устроить детей постарше, которые могут сообразить, что например котятам родиться врачи не помогают. В таком случае стоит, отбросив стеснение, просто объяснить, что у мамы есть особенные родовые пути, по которым выходит младенец.

В любом случае в возрасте дошкольников информацию о сексе нужно выдавать постепенно, только в ответ на вопросы ребёнка. Если вы почувствовали, что сейчас любопытство ребёнка исчерпано, остановитесь в объяснениях, не пускайтесь в подробные объяснения. И соответственно ни в коем случае не игнорируйте интерес детей к этой теме.

Объяснять ребенку, что такое секс, нужно доброжелательно, в адекватной возрасту форме и лучше, если это сделают родители.

Если ребенок застал взрослых в процессе

Иногда дети случайно застают родителей во время занятий любовью. Реакция детей 3-6 лет может быть очень разной – от сильного любопытства как к новой игре до испуга. Увидев ребёнка, задача родителей максимально спокойно объяснить свои занятия ребёнку доступными простыми словами. В зависимости от конкретной ситуации можно сказать, что мама с папой играли или мама делала папе массаж.

Если ребенок увидел это на улице

Как бы вы ни старались, вам не удастся оградить детей от всей возможной информации на тему секса. Безусловно, вы проследите за содержанием телевизионных передач или страниц в интернете, которые просматривает ваше чадо. Но рано или поздно вам придётся пояснять, что такое интересное делают уличные кошки или собачки.

Вам не нужно изобретать сложные истории, объясните ребёнку просто как есть, что котики делают котят, собаки – щенят. Ваша задача только пояснить ребенку, что животные следуют только природным инстинктам, а люди в интимных отношениях руководствуются нежными чувствами, симпатией и любовью.

Подростки

Если в самом раннем возрасте вам удалось сформировать у ребёнка адекватное отношение к вопросам секса, то можете быть уверены, что за ответами на новые вопросы в этой сфере он обратится в первую очередь к родителям. Вероятнее всего к началу разговора подросток уже будет располагать некоторыми знаниями на эту тему, но ему любопытно услышать, что расскажете вы. Получается своего рода экзамен для родителей.

Ваш ребёнок достиг стадии половой зрелости и в это период рассказать ребенку о сексе актуально как никогда. Подростки – очень чуткий, ранимый, непростой в общении народ и легко ощущают смущение родителей. Поэтому чрезвычайно важно иметь в ребенком открытые отношения с раннего детства. Важно построить разговор без напряжения, не превращая ваш диалог в сухую лекцию с обилием медицинских терминов.

Лет с одиннадцати каждый ребёнок должен иметь в свободном распоряжении книгу соответствующей тематики (что-нибудь вроде «Как взрослеет моё тело» или любой другой энциклопедии такого содержания). Поэтому с точки зрения физиологии вам уже не нужно будет ничего скрывать от ребёнка.

С девочками на тему секса обычно говорят мамы, с мальчиками – папа или другой авторитетный в глазах подростка мужчина.

Рассказывая ребенку о сексе, физических отношениях людей снова и снова напоминайте, что в основе сексуальных отношений всегда должна быть любовь. Только люди, испытывающие друг к другу особенно тёплые чувства, могут заниматься сексом. В неполных семьях тоже важно объяснить ребёнку, что он был зачат в любви, не смотря на то, что сейчас родители расстались.

Разговоры с девочками на темы взросления и секса должны начаться до начала превращения девочки в девушку, чтобы происходящие с её телом изменения не стали для неё большой неожиданностью.

В теме секса девочек привлекает не процесс как таковой (который больше интересует мальчиков), а стремление таким образом заслужить внимание противоположного пола. Каждой девочке с детства необходимо внушать, что она совершенно особенная, что в юности сохранение девственности особенно важно и не спешить с познанием физической любви. Девушка, женщина – это будущая мама, дающая жизнь. Для этого необходимо созреть не столько физически, сколько быть готовым духовно.

Рассказывая ребенку о сексе, который может привести к неожиданной беременности, не стоит описывать ужасающие перспективы будущего юной мамы и всей вашей семьи, если вдруг произойдет незапланированное зачатие. Излишняя строгость и запреты могут вызвать ответное сопротивление подростка, а во взрослой жизни страх перед нечаянной беременностью может обернуться серьезными интимными проблемами вплоть до психосоматического бесплодия. Просто объясните дочке, что рождение и воспитание детей – это очень сложный и ответственный процесс, справиться с которым по силам только зрелой личности. Особенно старательно стоит предостерегать от ранней беременности девочек с резус-отрицательной кровью, поскольку для них аборт особенно опасен рисками последующего бесплодия.

Разговор с мальчиком о сексе?

Половое созревание мальчиков происходит намного позже, чем девочек. Но и в этом случае очень важно своевременно рассказать ребенку о сексе. Многие школы проводят лекции, на которых даются понятия половых отличиях мужчин и женщин, о сексе с точки зрения физиологии, возможных последствиях. Однако в коллективных обсуждениях подростки, как правило, стесняются открыто озвучить интересующие лично его вопросы, поэтому родители должны быть готовы, что за уточнениями сын обратится именно к ним.

Повествуя сыну о сексе, необходимо не только рассказать о физических деталях процесса, но и обязательно обратить внимание на важность взаимоотношения полов.

Ваш сын – это будущий мужчина, который должен осознавать, что секс – это не только получение физического удовлетворения, но и тонкие взаимные отношения между мужчиной и женщиной. В этом очень важно успеть опередить спонтанное воздействие окружающего не всегда правильного в плане морали просвещения, объясняя ответственность интимных отношений и прививая уважение к своему телу и телу женщины.

О последствиях непросвещенности

В воспитании детей темы сексуальных взаимоотношений чрезвычайно важны. Дать элементарное представление о том, что такое секс, вполне могут современные средства массовой информации или друзья по двору. Но важным недочетом подобного «просвещения» является формирование неправильных представлений о доступности секса и пробелами в отношении рассказов о возможных нежелательных последствиях, вроде нечаянной беременности или передающихся половым путём заболеваний. Эти опасности обернутся массой проблем не только для самого ребёнка, но и для всей семьи, именно поэтому родители не должны надеяться на случай или доверять сексуальное воспитание детей чужим людям или интернету. Как правильно рассказать ребенку о сексе, лучше всего знают только любящие родители.



Публикации по теме