Психологические типы детей. Восемь типов детской личности: исследуем своего ребенка

Кто из родителей не хочет, чтобы его ребенок вырос «самым-самым»? Самым умным, достойным, успешным. Для этого с самого рождения мы пытаемся придумывать , создавать нужную среду, следовать современным тенденциям. И как сложно бывает принять то, что ребенок не хочет слушать, когда ему , зато с удовольствием рассматривает все картинки; не может пройти в магазине мимо товаров, не потрогав их руками, не погладив плюшевого мишку, не покрутив в руках разноцветную баночку с пластилином. Возможно, ваш ребенок так воспринимает информацию из окружающего мира. И после того, как вы определите, к какому психотипу относится ребенок, вам станет проще доносить информацию и понимать его!

Способы получения информации людьми

Психологи выделяют четыре способа, с помощью которых люди обрабатывают свой жизненный опыт. Три из них зависят от тех анализаторов, при помощи которых происходит основное восприятие информации:

  1. Слуховой анализатор - люди, которые задействуют в первую очередь его называются аудиалы.
  2. Зрительный анализатор - визуалы;
  3. Тактильный анализатор, обоняние, осязание, движения - кинестетики;

Четвертый канал восприятия и переработки информации - дигитальный, сопряженный со словами и числами, редко встречается, но все же такие люди - дигиталы (или дискреты) тоже не исключение.

Определение психотипа ребенка

Ребенок-визуал воспринимает поступающую информацию в основном посредством зрительного анализатора. Такие дети отличные рассказчики, обладающие потрясающим воображением и фантазией. Они без труда могут представить себе картину и описать ее во всех подробностях, для них чрезвычайно важно, чтобы все вокруг было красивым, они не переносят беспорядка! Именно поэтому такие малыши с детства аккуратнее своих сверстников - они не полезут в грязную лужу, потому что можно испачкать одежду. Такие дети чаще всего используют фразы, связанные со зрением, они могут говорить: «посмотри, какая…», «видите ли», «там видно будет», «посмотрим», «это выглядит…». Они достаточно легко запоминают цвета и формы, любят творческие занятия, такие как рисование, лепка.

Родителям важно помнить, если ребенок относится к визуалам, то он с большой вероятностью не услышит то, что ему говорят, если это не подкреплено наглядно. При объяснении какого-то материала малышу-визуалу будет полезно использовать наглядные пособия, графики, картинки, фотографии. Большое внимание необходимо уделять развитию речевого компонента и коммуникации, т. к. по природе такие . Они могут долгое время стоять в стороне, приглядываясь, играть в одиночестве. Для того чтобы привлечь внимание ребенка, сделать замечание лучше использовать язык жестов - можно пригрозить пальцем, либо покачать головой, притопнуть ногой.

Ребенок-аудиал воспринимает информацию, в основном, через слуховой анализатор, обладает потрясающей памятью и абсолютным слухом. Он хорошо запоминает разговоры и рассказы, может с легкостью пересказать услышанное, очень сложно переносит тишину. Часто можно заметить, как маленький аудиал начинает напевать или «мычать» себе под нос, когда вокруг слишком тихо. Но стоит отметить, что во время занятий им, напротив, просто необходима полнейшая тишина, иначе у них просто не будет возможности сосредоточиться. В речи у них преобладают описания звуков, музыки, пересказы чужих разговоров, начинают фразу они часто словом «послушайте!».

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка-аудиала, родителям достаточно сказать «шшш» или «тише», сменить тембр голоса, перейти на шепот. В общении необходимо стараться использовать возможности голоса - варьировать громкость своей речи, играть с интонациями, делать паузы. Таким детям очень важно читать книги вслух, часто обычным бумажным изданиям они предпочитают аудиокниги, не стоит их осуждать за это. Также не надо обращать внимание, если ребенок во время выполнения задания шевелит губами или говорит что-то себе под нос - таким способом он помогает себе.

Ребенок-кинестетик познает окружающий мир преимущественно посредством тактильных ощущений, осязания, обоняния, движений. Такие дети любят прикосновения, телесный контакт для них намного важнее и красноречивее слов. Им необходимо попробовать все на вкус, повертеть в руках, понюхать, они постоянно находятся в движении и рано начинают ходить, т. к. для них главный инструмент познания мира - их тело. Их лексический запас наполнен словами и сочетаниями, описывающими действия и ощущения - мягкий, приятный, ароматный, вкусно пахнет и т. д.

Родителям таких детей необходимо как можно чаще обнимать и ласкать их, прижимать к себе, целовать, ведь только так ребенок-кинестетик сможет понять, что его любят. Ему сложно познать предмет, не поняв, какой он на ощупь, поэтому взрослым в общении с такими детьми стоит говорить медленно и отказаться от фразы «Не трогай!». Они легко отвлекаются, для того, чтобы привлечь внимание кинестетика лучше всего взять его за руку или потрогать за плечо. В ходе занятий таким детям необходимо давать время на двигательную разминку, можно предложить пройтись до кухни, налить воды, попрыгать, поприседать, после чего можно продолжать заниматься.

Дигитал (дискрет) - это редко встречающийся и своеобразный тип, ему свойственно совершенно особое восприятие происходящего вокруг. Люди, относящиеся к данному типу, редко рассказывают о чувствах, эмоциях, используют красочные прилагательные для описания ситуаций. В их картине мира все строго, функционально, подчинено здравому смыслу и логике. Когда он говорит, может показаться, что человеческие чувства ему чужды, хотя в глаза бросается то, что этот человек очень много знает и стремится узнать еще больше. Но впечатление обманчиво, стоит отметить, что дигиталы чрезвычайно чувствительные люди. Ребята-дискреты часто увлечены программированием и компьютерами, отлично ориентируются в сложных математических задачах и хорошо играют в шахматы, любят всевозможные исследования, легко увлекаются. В их речи встречаются такие фразы как «поразмыслим логически», «над этим стоит подумать», «это необходимо проанализировать».

Стоит отметить, что такой способ восприятия детям не свойственен и встречается самое раннее в подростковом возрасте. Если вы обнаружили, что подросток ближе по типажу к дискретам, то самое правильное - это стараться общаться с ним, оперируя логическими доводами, приводя в подкрепление своим словам различные исследования и статистические данные, опираясь на научные источники.

Мы все очень разные, это неоспоримый факт. Часто, нам сложно понять друг друга, тем более, если при восприятии мира мы опираемся на различные ощущения и руководствуемся информацией, поступающую от разных органов чувств. Действительно, представьте себе, что аудиал, услышав приятную мелодию, будет пребывать в отличном настроении, даже если вокруг него беспорядок. В то время как, визуалу не важно акустическое сопровождение и вид беспорядка может его сильно расстроить. Но, еще один неоспоримый факт заключается в том, что в течении жизни каждый из нас задействует все каналы восприятия. У нас есть все, для того, чтобы понимать тех, кто находится рядом. И для этого требуется лишь быть немного внимательнее, обращать внимание на личностные особенности собеседника и стараться разговаривать с ним на одном языке.

Мария Меролаева

Пройдите тест и определите, в чем талантлив ваш ребенок. По результатам теста, вы получите рекомендации психологов, которые помогут вам понять, что способствует развитию таланта вашего малыша.

Воспитание или генетика? Уже на протяжении нескольких столетий споры о том, что же первично в формировании личности ребенка и его поведении, не утихают. Концепция психолога Виктора Толкачева и его ученицы Людмилы Перельштейн выделяет восемь основных типов детского поведения. Попробуйте узнать в одном из портретов своего ребенка: авторы предлагают не только подробное описание каждого типа характера, но и полезные советы по развитию и общению.

Оба психолога, Виктор Толкачев и Людмила Перельштейн, были последователями системного векторного психоанализа. Идеи Толкачева, который впервые выделил и сформулировал восемь типов личности, восходят к учению незабвенного Фрейда, а его ученица Перельштейн смогла адаптировать эту концепцию к личности ребенка, добавив свой 15-летний опыт работы психологом и не менее ценный опыт взаимоотношений с тремя собственными детьми. Свои идеи Людмила Перельштейн объединила в книге «Осторожно: дети!», которая с момента своего выхода в 2006 году обрела немало поклонников из числа состоявшихся и будущих родителей.

Основная идея концепции Людмилы Перельштейн стара, как мир: все дети рождаются уникальными, а главное, что может сделать каждый родитель, - это помочь своему чаду адаптироваться в мире и найти свое призвание. Рассмотреть зачатки будущей личности можно еще в глубоком детстве, потому что именно дети максимально свободны от условностей и ролей, принятых в обществе, а значит, способны ярче выражать свою суть. Маленькие дети еще не умеют притворяться (только если ради мелких целей), зато обладают неистощимыми запасами фантазии.

Именно такое немного фантазийное разделение детских личностей на группы и использует психолог в своей книге, взяв за основу метафору индийского племени и распределяя таким образом роли внутри любого детского коллектива. Итак, как выглядит детское общество глазами психолога Перельштейн? Присмотритесь - возможно, в этих характеристиках вы найдете своего ребенка. Сразу оговоримся: для более точной «диагностики» автор концепции предлагает родителям пройти развернутый тест и подчеркивает, что в личности одного ребенка, как правило, выделяются один ведущий и два сопутствующих психотипа.

Ребенок-вождь

Определение этого типа личности лежит на поверхности: такой ребенок любит (и умеет) командовать, его отличают тяга к свободе, инициативность и решительность во всем. Будущее у Вождя может быть блестящим, но в младенчестве и детстве его родителям придется несладко, предупреждает психолог. Из любимых занятий этого ребенка - исследование окружающего мира, купание, тяга к новым играм и игрушкам. Однообразие и запреты утомительны, новые идеи возникают часто, но до реализации доводятся редко - внимание Вождя привлекает что-то новое и непознанное. Соответственно, главная задача для родителей - направить кипящую энергию в мирное русло, но при этом не создавая строгих ограничений. Нужно действовать тоньше: заинтересовать, вовлечь в соревнование, разбудить азарт.

Если Вождь - это явный и самопровозглашенный лидер, то такой ребенок - лидер тайный, но обладающий не меньшим влиянием и силой. Скрытность, любовь к одиночеству и самостоятельность отличают такого ребенка. В младенчестве дети этого типа зачастую признают лишь мать, поскольку она является носителем самого родного и безопасного запаха - тонкую психологическую организацию детской натуры психолог связывает с тонким природным чутьем. «Нюхачи» чаще проявляют себя в интеллектуальном труде, играть и работать в команде им бывает довольно сложно. Внешнюю обстановку, дело и людей они выбирают, полагаясь на свое внутреннее чутье - и редко обманываются, хоть и слывут порой высокомерными нелюдимами. Верная стратегия для родителей - всегда быть рядом, понимать и принимать, ведь на подсознательном уровне эти дети уже давно приняли своих родных и не доверяют никому больше, чем им.

Ребенок-«художник» (в племени - дневной наблюдатель)

Очевидно, что это творческая натура с утонченным и ранимым восприятием действительности, врожденным чувством гармонии. Важная «племенная» характеристика: нужный в мирное время и бесполезный в период войны. С первых месяцев жизни такие дети очень ласковы, взрослея, они не сходят с родительских рук и боятся засыпать одни в темной комнате. Для них характерны резкие перепады настроения - так «художники» разряжают свои эмоции. Фантазеры и мечтатели, познающие мир своими глазами, любопытные и умеющие сопереживать - это тоже про них. От взрослых такому ребенку прежде всего нужны безусловная любовь, защита и постоянная поддержка. Причем с возрастом эта потребность в принятии только усиливается: в подростковом возрасте гармоничная натура «художников» часто не может смириться с собственными несовершенствами, а вот в атмосфере тепла и любви эти ранимые создания расцветают и заряжаются уверенностью в себе.

Ребенок-«слухач» (в племени - ночной сторож)

Этот психотип также выделен на основании ведущего органа восприятия. В младенчестве такие дети очень любят мелодичные или динамичные стихи, красивые песни, но при этом часто не выносят страшных или некрасивых звуков. Чуть позже на этих детей отрицательно воздействует информация, сказанная с приказной интонацией или вовсе на повышенных тонах. Классический прием - «отключение» внешних раздражителей, потом такой ребенок говорит, что не слышал и не запомнил, что ему было сказано. Обида проявляется не в криках и громком плаче - проще уединиться и закрыться от внешней дисгармонии. Дети-«слухачи» обладают способностями к изучению иностранных языков и, конечно, музыки и ритмики. Для родителей важно создать атмосферу, пронизанную заботой и опекой, потому что из-за частой погруженности в свои мысли такие дети часто страдают от соприкосновений с внешним миром - сталкиваются с дверьми, стенами и лбами других детей, защемляют конечности или случайно проливают что-то на себя. Глаз да глаз за этими мечтателями!

Ребенок-«калькулятор» (в племени - охотник)

Смелый и быстрый, а вместе с этим выносливый и дисциплинированный - этот психотип ребенка психолог считал одним из самых «удобных» для воспитания. Вместе с тем такой ребенок - собственник, и это гораздо заметнее, чем просто типичное детское нежелание делиться. С возрастом это стремление к присвоению часто трансформируется в любовь к деньгам и желанию накопить - важно направить эти порывы в правильную сторону, не вырастить скрягу и научить выбирать цели для «инвестирования». Закономерны арифметическая одаренность этих детей, их точная память на цифры и даты, их скрупулезность и выносливость. Родителям всегда считающих детей психолог советует учить своих чад целеполаганию, борьбе с завистью и творческим порывам, а самим научиться у такого ребенка врожденной бережливости и аккуратности, порядку и рациональности.

Ребенок-«копуша» (в племени - хранитель очага)

За немного обидным определением этого типа детской личности прячутся такие черты, как справедливость, терпение, аккуратность и исполнительность. Распознать этого ребенка в детском коллективе несложно: он дольше других собирается, кушает и сидит на горшке. Вывести «копушу» из себя непросто, но если сверстникам или родителям это удалось, то остановить этот «локомотив» будет еще сложнее. Психологи предупреждают: довольно часто случаи детской жестокости встречаются именно среди малышей с подобным складом характера. Родители должны помогать такому ребенку во всех его начинаниях: ему сложно «разогнаться» на старте, нужны уверенность в своих силах и поддержка. Самый верный путь к успеху для этого ребенка - маленькими шажками, но постоянно и неуклонно, поэтому не стоит требовать от него рывков, да и перехваливать тоже не нужно. «Человек красен словами, а не делами», - эта поговорка, по мнению автора концепции, наиболее полно отражает внутренний мир и идеалы ребенка этого типа.

Ребенок-«болтушка» (в племени - парламентарий)

Стремление к речевой коммуникации - ведущий способ познания мира и выражения себя у этого ребенка. Две отличительные черты с пеленок - стремление много и разнообразно говорить (поначалу - агукать, хныкать, бормотать) и познание мира «на зуб» (грызут и облизывают вещи такие дети не только в период прорезывания зубов). С приобретением умения говорить такие дети автоматически приобретают и способность к сочинительству - родителям не стоит чрезмерно упрекать их во лжи, потому что они не лгут, а придумывают - это разные вещи. В коллективе «болтушки» - не лидеры, но максимально приближены к ним, их слушают и к ним прислушиваются. Кстати, именно активное слушание - это тот минимум, который родитель такого ребенка должен непременно обеспечивать. В противном случае психолог «грозится» наступлением эмоционального замыкания и даже заикания. А на уровне «познания» мира через вкусовые рецепторы очевиден совет не перекармливать такого ребенка, а вместо этого пользоваться тонкой физиологической организацией и прививать любовь к вкусной и полезной пище. Вырастая, такие дети смогут стать настоящими гурманами и кулинарными гуру.

Ребенок-«силач» (в племени - работяга)

На первый план в этом психотипе выходят недюжинные физические способности и привычка к привычка к стабильности. Любимые слова с детства - «нет» и «не знаю», так дети-«силачи» часто реагируют на новую еду, новые занятия и новых людей. У этих детей есть любимые книги, которые они знают наизусть, любимая затертая одежда, любимые, хоть и уже поломанные игрушки. Эти дети - традиционалисты и вместе с тем самые лучшие помощники. Не стоит отказывать им в желании помочь, даже если задача трудна не по годам. «Силачам» интересно все, что требует мышечной памяти, поэтому спорт, активный отдых и частые прогулки помогут наладить с таким ребенком самый тесный контакт.

Татьяна Гольдина

Сегодня мы поговорим о самом близком нам человеке – о себе. Очень часто можно встретить ситуацию, когда нас как бы тянет в разные стороны, и мы не можем определиться чего мы хотим. Вернее мы хотим разные вещи, которые взаимно исключают друг друга – и эти наши желания тянут нас в разные стороны, не давая сосредоточится на чем-то конкретном. Давайте же рассмотрим, почему это происходит.

Либо нас так создал Бог, либо в процессе эволюции, но человеческий мозг устроен так, что заставляет нас желать в разное время своей жизни совершенно разные вещи. Часто это связанно с нашим возрастом, но далеко не всегда. Недаром говорят, что есть люди, которые и в 60 лет ведут себя как дети. На протяжении всей нашей жизни, нас сопровождают наши субличности – которых условно называют: ребенок, взрослый и родитель. Они есть в каждом из нас в любом возрасте, и именно то какая из субличностей доминирует в данный конкретный момент и определяется наше основное поведение в обществе.

Чего же хочет каждая субличность, из типов личности.

Ребенок хочет в первую очередь получать удовольствие и развлечений. Он хочет, чтобы его любили, покупали ему игрушки, он не берет на себя ответственность за жизни других людей, он даже не руководит своей жизнью. Все наши мечты, исполнение которых несвязанно напрямую с самим собой – это желания ребенка.

Желания взрослого , конечно же, отличаются. В первую очередь это стремление доказать всем окружающим, что являешься нужной частью общества. Стремления повыше забраться по социальной лестнице, карьерного роста, богатства, быть востребованным у противоположного пола, быть необходимым другим людям – это желания взрослого. Когда доминирует эта субличность, человек начинает брать ответственность за свою жизнь, за то, что он делает.

У родителя приоритеты меняются. Главным становится безопасность, материальная обеспеченность (в отличие от богатства), уважение. Готовность взять ответственность за жизнь не только себя, но и других людей – является главной отличительной чертой родителя. И это необязательно должны быть дети, могут быть другие родственники или совершенно посторонние люди – значение не имеет.

Давайте на примере разберем, как будет звучать одна и та же цель у разных людей, в которых доминируют разные субличности. Ребенок может ее себе представлять так – «Я хочу жить в хорошем доме». У взрослого она же может звучать так «Я хочу заработать и купить хороший дом». В этом случае прослеживается ответственность, которую возлагают на себя за реализацию своей мечты. А вот у родителя она может быть примерно такой «Я хочу построить для своей семье хороший дом».

Для чего же нам все это надо. В первую очередь для понимания того, за какие Ваши желания отвечает та или иная субличность. Попытайтесь абстрагироваться от других и определить, чего хочет каждая из них по отдельности – желания их будут точно разные, а часто и противоположны друг другу. И все что Вам надо сделать – это чтобы они договорились между собой, но при этом, не врать себе. Определите, какая из субличностей главная в данный момент – и сосредоточьтесь на тех целях, которые ей больше подходят. Это значит, что исполнение таких желаний будет для Вас более комфортно и эффективно в данный момент времени. Потом все может измениться, когда это произойдет, Вы поймете сами.

Очень важно проследить и понять, кем растет ваш ребенок, что его увлекает и как можно направить тот или иной его интерес в нужное русло. Для этого стоит выделить психотипы, а их, как уверяют психологи, пять.

Как и взрослые, каждый ребенок индивидуален. Если один ребенок в 3 года бегло читает и складывает числа, это не значит, что и другой должен уметь делать то же самое в этом возрасте. Родителям необходимо следить за его поведением: возможно, малыш не выпускает кисточку из рук или поет при каждом удобном случае. А может, он очень активен физически, и в будущем проявит себя как одаренный спортсмен. Определить психотип ребенка, чтобы направить его способности в нужное русло, можно, учитывая следующие характеристики:

Лидер. Первые признаки этого типа выражаются в командном тоне, которым ребенок разговаривает с окружающими. Неважно, сколько ему лет. Некоторых родителей поначалу забавляет, когда маленький командир пытается диктовать условия и заигрывается настолько, что уже не видит разницы между собой и взрослыми. Уже в малом возрасте, когда малыш хорошо строит фразы, он не хуже может "строить" взрослых. Да, в такой семье прирожденный лидер. Как определить это? Легко.

Обычно такие детки легко находят контакт с ровесниками и даже со взрослыми. Можно заметить, что на детской площадке лидеры будут защищать тех, кто младше. Они справедливы и ответственны. Если все вышесказанное как раз описывает ваше чадо – нужно действовать. Нужно объяснить, что такое зло и добро, развить привычку принимать решения самостоятельно. Заинтересовать его точными науками, стараться привить любовь к искусству. Все это расширит его кругозор. И самое главное – родители должны уметь договариваться с таким ребенком.

Интеллектуал. Если папа и мама заметили, что вместо мультиков их ребенок выбирает канал Дискавери, или, открыв рот слушает про планеты, созвездия и галактики, значит, их малыш явно опережает своих сверстников в развитии, тянется за новыми знаниями и хочет исследовать этот мир. Все это характеризует интеллектуалов. Именно для такого человека лучшим подарком будет книга, а еще лучше не одна.

Сейчас продается масса развивающей литературы для детей, выпускаются документальные фильмы. Таким детям будет интересно посетить планетарий, музеи. Если в семье растет интеллектуал, необходимо максимально развивать такого ребенка, отдавая в кружки по интересам. Не стоит забывать и о спорте, как правило, маленьких интеллектуалов эта сторона жизни мало волнует, поэтому их обязательно отдавать именно в командные виды спорта, чтобы там они учились взаимодействовать с другими детьми. И быть бдительными: для этого психотипа характерна вспыльчивость, ведь не всегда идеи такого человека могут быть адекватно восприняты, особенно ровесниками. До ребенка нужно донести, что не все вокруг могут одинаково хорошо разбираться в одном и том же вопросе и нельзя злиться на человека, если он не понимает тебя с первого раза.

Авантюрист. Это, пожалуй, самый беспокойный тип людей. Если говорить о детях, то они очень увлекающиеся натуры. Их может заинтересовать все что угодно. Они могут рисовать, петь, танцевать, читать книги, что-то мастерить. Помимо этого, понять, что ребенок еще склонен к авантюрам можно, если станет заметно, что он фонтанирует идеями, иногда противоречит сам себе и довольно эмоционален.

Он может утром увлечься одним, а вечером – абсолютно другим. За таким ребенком нужен глаз да глаз. Необходимо следить за его успеваемостью, поощрять увлечения, способности. К сожалению, у многих представителей этого психотипа входит в привычку бросать все начатые дела и ничего не доводить до конца. Бороться с этим бесполезно, но можно корректировать ситуацию, постепенно прививая чувство ответственности.

Архитектор. Его распознать довольно просто. Дети такого психотипа постоянно что-то мастерят, строят и лепят. Огромный плюс таких увлечений в том, что ребенок становится усидчивым, он дисциплинирован и внимателен.

У таких детей очень хорошо развита фантазия и присутствует желание постоянно заниматься чем-то. И это "что-то" может быть важнее всего остального. Ребенок, грубо говоря, может "забить" на учебу, потому что ему покажется, что гораздо важнее сделать из пластилина Эйфелеву башню или Статую свободы, чем выучить стихотворение или решить уравнение. Родители просто обязаны проконтролировать одаренное дитя, правильно расставить приоритеты.

Неопределившийся. Самый несчастный тип детей. Такой психотип возникает тогда, когда родители навязывали ребенку важные, как им казалось, навыки, увлечения. Зачастую такой ребенок не знает, чего он хочет, не знает, кем хочет стать и чем заниматься. В перспективе он может столкнуться с такой проблемой как неумение принимать решения.

Чтобы избежать неприятностей в будущем, не стоит навязывать ребенку свое мнение, не надо заставлять его заниматься тем, что любят сами родители. Необходимо прислушиваться к своему ребенку, и главное не слушать его, а слышать. Чаще разговаривать с ним и узнавать о его мечтах и желаниях. Он будет доверять папе и маме, ощущать их поддержку и любовь.

Педагог, автор статей по раннему развитию, семейной педагогике, психологии и детскому здоровью, о психотипах и том, что их знание даст родителям возможность найти общий язык с ребенком и в конечном итоге сделать его счастливым.

Едва начав держать головку, малыш начинает заявлять о себе, как о личности, и если эта личность не похожа на маму с папой, родители нередко приходят в негодование: «Веретено, ни секунды не посидит!» — возмущается спокойная, уравновешенная мама. «Вялый, пассивный, с места не сдвинешь!» — недоволен решительный, темпераментный папа.

С самого начала надо признать за ребенком право быть непохожим на нас и вообще на кого бы то ни было, и научиться понимать и принимать его таким, какой он есть. Тонкие процессы, происходящие в нашем мозгу практически не поддаются корректировке, их можно только грубо нарушить, а значит поломать психику и исковеркать судьбу вашего ребенка. Вы можете сколько угодно заставлять малыша ходить «на музыку», которую он ненавидит, но он не только не будет музыкантом, но, скорее всего, вообще никогда в жизни не подойдет к инструменту после окончания школы, если по психическому складу ему ближе словесное творчество. И даже закончив из-под палки экономический ВУЗ, потому что «легче будет устроиться», ваш ребенок вряд ли станет хорошим профессионалом, если по типу характера он — созерцатель.

В зависимости от взаимодействия правого и левого полушарий, и, возможно, еще от каких-то неведомых нам причин, дети по-разному воспринимают информацию, используют для связи с окружающим миром различные каналы. Одним легче выразить себя в слове, для других гораздо важнее цвет, третьи лучше всего воспринимают и выражают информацию с помощью схем и таблиц, стихия четвертых — звук и музыка.

Определив психологический тип ребенка, мы сможем не только развивать его врожденные способности, но и вообще научиться лучше понимать малыша, найти с ним «общий язык», выстроить систему обучения таким способом, чтобы он смог получать информацию наиболее естественным и доступным для него способом. А значит, сделать так, чтобы ребенок был счастлив, чувствовал себя понятым и любимым, не испытывал стрессов при учебе в школе, имел возможность заниматься творчеством.

За годы работы с детьми разных возрастов я выделила для себя, в зависимости от того, какой канал восприятия и выражения ближе ребенку, четыре основных типа характера . Хотя, конечно, не стоит стремиться обязательно впихнуть малыша в «прокрустово ложе» психологический классификации. Достаточно лишь попытаться понять: а как мне лучше вести себя с малышом, чтобы он меня понял? Что мне нужно знать о нем, чтобы понять его?

РЕБЕНОК СЛОВА Большинство детей этого типа склонны к интуитивному, а не аналитическому восприятию. Такие малыши, как правило, очень рано начинают говорить, они очень общительны. Несмотря на то, что такие дети, как правило, очень рано и почти безо всякого обучения начинают читать самостоятельно, они еще долго нуждаются в том, чтобы им читали взрослые. Очевидно, восприятие информации на слух для них тоже очень важно. Многие дети этого психологического типа обладают «врожденной грамотностью»: умением писать без ошибок, не зная правил, и в этом случае не надо заставлять их заучивать орфограммы и подбирать проверочные слова: этим можно разрушить внутреннее чувство, а научить малыша стандартным орфографическим приемам вряд ли удастся.

Им легко даются иностранные языки методом «погружения», но в школе они могут испытывать с ним некоторые трудности. Школьная методика, при которой основное внимание уделяется грамматике и заучиванию слов для них не подходит. Лучше постарайтесь отдать малыша на хорошие курсы, желательно раньше, чем ему успеют привить отвращение к самому процессу изучения иностранных языков.

Дети слова чаще всего оказываются среди двоечников по точным предметам. Им, например, трудно бывает решить задачу, потому что они начинают вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и ежикам из условия и часто не могут понять, почему эта задача такая же, как предыдущая, если там говорилось про яблоки, а здесь — про грибы. В этом случае надо научить малыша «уходить» от условия, например, с помощью рисунка или схемы. Зато в написании различных сочинений, эссе, рефератов и статей им обычно нет равных.

Как правило, «дети слова» мечтают заниматься в жизни тем, о чем они в данный момент читают в книге, поэтому нужно понемногу помогать им в выборе профессии. Вообще, не стоит думать, что из «ребенка слова» может выйти только гуманитарий. Под влиянием личности талантливого учителя или интересных книг он может стать прекрасным биологом, психологом, врачом. Благодаря своей гиперконтактности «дети слова» обычно преуспевают в профессиях, связанных с интенсивным общением.

РЕБЕНОК ЗНАКА В основном это ярко выраженные аналитики и изобретатели. Эти малыши обычно не торопятся с речью: помалкивая до поры до времени, они накапливают информацию о языке, зато потом почти сразу начинают говорить длинными фразами и целыми периодами. Это, конечно, не повод мало разговаривать с крохой: наоборот, ему необходимо полноценное общение с вами, чтобы как следует «изучить» язык. Старайтесь побольше читать «молчунам»: они обладают великолепной памятью, и, заговорив, вскоре начнут поражать вас, рассказывая наизусть стихи и сказки, которые слышали давным-давно. Дети этого типа редко испытывают трудности при обучении чтению, но им, как правило, нужно объяснить логику превращения букв в звуки. Для них замечательно подходят те методики, в которых есть внутренняя логика и четкий алгоритм. Лучше всего такие дети обучаются чтению по системе Зайцева.

«Аналитики» обожают сказки с закрученным сюжетом, приключенческие и фантастические истории, детективы, а также энциклопедиями и научно-популярными книжками. Само по себе это неплохо, но нужно следить, чтобы они полностью не заменили малышу художественную литературу, не лишили его волшебного мира сказки, не превратили в эмоционально неразвитого «технаря».

Стихия «детей знака» — это карты и таблицы. Лучший способ научить их чему-либо — это составить вместе с ними толковую схему. Правда, будучи рационалистами, они вряд ли согласятся добровольно заучивать наизусть даже таблицу умножения («зачем, если есть справочник»), поэтому, несмотря на блестящие способности к точным наукам, у них часто бывают ошибки в вычислениях, они могут получить плохую оценку из-за незнания формул и т.д.

«Ребенок знака» без особого труда выучивает иностранные язык, с легкостью усваивает грамматику. Из таких детей часто вырастают прекрасные лингвисты и даже полиглоты. Правда, навыки устной речи на иностранном языке они приобретают медленнее, чем «словесные» дети. Они прирожденные изобретатели, и для них нет большего счастья, чем копаться в розетке или паять микросхемы. Чтобы избежать непоправимых разрушений и несчастных случаев, лучше всего определите их как можно раньше в кружок юных техников.

Малыши этого типа крайне азартны, поэтому их особенно следует оберегать от излишне тесного общения с компьютером: они больше всех других детей склонны просиживать перед экраном по много часов подряд. Они могут с удовольствием посещать музыкальную школу: таким детям легко дается нотная грамота, и им доставляет удовольствие овладение сложным музыкальным инструментом, но они довольно редко становятся хорошими исполнителями, хотя иногда из них получаются великолепные композиторы (Бах, создавший сложнейшую полифоническую технику, был, скорее всего, именно «человеком знака»).

Хотя этих детей и отличает прагматичный подход к жизни, они очень ранимы и психически неуравновешенны. Они не склонны ничего принимать на веру, здравый смысл не позволяет им слишком долго верить в волшебство, и не удивляйтесь, если получив от вас «авторитетный» ответ на свой вопрос, чадо тут же отправиться сверять сведения с энциклопедией.

Дети знака безумно любят органайзеры, расписания уроков, схемы метрополитена, копилки, коробочки с секциями — все то, что помогает структурировать пространство и время. Великолепным подарком для них может стать компас, часы, бинокль или микроскоп.

Вообще дети знака обычно очень педантичны, честны, обязательны и пунктуальны. Они абсолютно буквально понимают все, что им говорят (ведь каждое слово для них — знак), поэтому будьте крайне сдержанны при их критике, ругайте коротко и по делу, старайтесь не давать волю эмоциональным оценкам.

РЕБЕНОК ЗВУКА Едва появившись на свет, ребенок звука заявляет о своей артистичности и неординарности: обладая великолепным слухом, малыш еще в колыбели может начать воспроизводить различные звуки — от жужжания кофемолки до концертов Вивальди. Будучи лицедеем по натуре, кроха стремится произвести надлежащее впечатление на окружающих, причем с мамой может играть одну роль, с папой — другую, а для приходящей бабушки приберечь что-нибудь особенное. Не давайте себя провести, если сегодня ваше сокровище вошло в образ кошмарного злодея, а назавтра ему захотелось поиграть в ангела, или, чего доброго, искусно инсценировать комедию «Мнимый больной».

Ребенок звука, как правило, рано начинает говорить, но обычно не слишком заботится о качестве речи, может долго «сюсюкать» и коверкать слова, такие дети часто нуждаются в помощи логопеда. Им нравится, когда им читают вслух, они обожают слушать кассеты с литературными спектаклями и детскими песнями, но, как правило, не очень рано начинают читать сами: для них гораздо важнее звучащее, чем написанное слово. Процесс перевода букв в звуки и звуков в буквы может вызвать у них затруднения. Чтобы в дальнейшем у малыша не было трудностей с чтением и письмом, с ними можно позаниматься по кубикам Зайцева. Кроху может привлечь то, что при занятиях по этой системе буквы и склады пропеваются на различные мелодии.

Благодаря хрупкой нервной системе, такой ребенок может быть очень консервативным: отказываться идти на прогулку в новое место или к незнакомым людям в гости, одевать непривычную одежду. Кроха может десятки раз перечитывать одну и ту же книгу, отказываясь послушать что-нибудь новенькое. Как правило, дети звука не любят «ужастики» и захватывающие приключения, им больше по душе «просто книжки про детей, с которыми ничего не случается» (типа «Малыша и Карлсона» или «Денискиных рассказов»). Зато именно ваше чадо способно наслаждаться сказками Пушкина и Ершова, понимать и чувствовать поэзию. А если вы не будете форсировать события, придет время и для «Острова сокровищ» с «Тремя мушкетерами».

Вообще, обладая богатым и ярким внутренним миром, ребенок звука может несколько запаздывать в интеллектуальном развитии: образное мышление у него явно доминирует над аналитическим, и в занятиях, требующих смекалки, логики, активной словесной деятельности он может отставать от сверстников. Если вы не дадите сформировать у малыша комплекс неудачника, к старшим классам он нагонит одноклассников.

Дети звука легко выучивают иностранные языки, оказавшись в языковой среде, но вне ее редко в совершенстве овладевают грамматикой и письменной речью. Им подходит просмотр мультиков на иностранных языках. В школе «ребенок звука» может с легкостью схватывать объяснения учителя и при этом испытывать трудности при самостоятельной работе с текстом. Совсем маленьким можно помогать дома. Например, читать условие задачи вслух. Таким детям полезно (и обычно очень нравится) посещать различные лекции.

Ребенок звука необычайно музыкален и артистичен. У него могут быть великолепные вокальные данные, и он может легко научиться играть на нескольких музыкальных инструментах. Как правило, таких детей с распростертыми объятиями встречают в музыкальных и танцевальных школах, хоровых студиях.

Маленькие лицедеи обожают играть в театр. Чаще всего это будет «театр одного актера», который одновременно будет и танцором, и певцом, и режиссером. Малыш может выдумывать сюжеты, а может разыгрывать любимые книги, мультики, дорогие бабушкиному сердцу сериалы. У детей звука великолепная слуховая память, они могут помнить наизусть десятки стихотворений и песенок, а также абсолютно не предназначенных для них историй и с огромным удовольствием демонстрируют свои таланты всем и каждому. И девочки, и мальчики этого типа любят играть в куклы (не вздумайте стыдить за это сынишку, а тем более подозревать его в ненормальной ориентации!). Если кукол не окажется под рукой, они быстренько разыграют целое представление, актерами в котором будут фломастеры, пузырьки, бельевые прищепки. К логическим играм, конструкторам и техническим игрушкам эти дети, как правило, абсолютно равнодушны.

Обычно ярко одаренные дети звука посвящают свою жизнь сцене. Но они могут преуспеть и в любой профессии, требующей артистизма: стать хорошими педагогами, адвокатами, журналистами, политиками. Нужно только, чтобы в раннем детстве им не привили отвращения к школе, тогда в старших классах они начинают неплохо учиться и могут прекрасно закончить школу, но именно им прежде всего необходима поддержка и понимание родителей, которые будут снисходительно относиться к их неудачам и стараться адаптировать школьную программу к их нестандартному мышлению.

РЕБЕНОК ЦВЕТА Такие дети, кажется, рождаются уже с карандашом в руках и, за неимением мольберта, начинают покрывать шедеврами все доступное пространство: обои, пол, бабушкин сервант, собственное пузо …

По правде говоря, хорошо рисуют абсолютно все дети (потом их, правда, быстренько отучают от этого заботливые воспитатели и школьные учителя). Но для «ребенка цвета» рисование — главный и самодостаточный канал связи с миром. Он не создает иллюстрации к своим литературным произведениям, не делает декораций к спектаклям, не рисует схемы изобретений и наглядные пособия. Он просто живет цветом, линией, объемом.

Как ни странно, именно про этих детей чаще всего говорят, что они плохо рисуют: живописный и графический образ для них настолько самодостаточен, что они не стремятся его конкретизировать, не торопятся научиться передавать сходство с реальным предметом. Если им не мешать, они долго остаются «абстракционистами», но у них, как правило, с самого раннего детства великолепно развито чувство цвета и композиции. Позже они обычно с легкостью овладевают художественной техникой.

Им нельзя показывать профессиональные приемы рисунка и живописи до одиннадцати-двенадцати лет, объяснять им законы композиции и перспективы, требовать заполнения всего листа и соблюдения пропорций. Детский рисунок — это отражение сложных психических процессов, и, грубо вторгаясь в них, мы не только можем отбить у малыша желание заниматься творчеством (отчаявшись выполнить требования взрослых, он может вообще отказаться рисовать или, наоборот, овладев приемами «взрослого» рисования, навсегда утратит творческую индивидуальность), хуже то, что это может привести к серьезным нарушениям нервной системы, эмоциональным срывам, разрушить тончайшую внутреннюю гармонию.

Дети цвета, как правило, очень уравновешенны и обладают хорошей нервной системой. Возможно, причина заключается в том, что они выплескивают в рисунок все свои стрессы, страхи и комплексы. Если малышу не мешать развиваться, как он хочет, он вряд ли доставит родителям много хлопот.

Ребенок цвета обычно молчалив и не очень рано начинает говорить просто из-за того, что речь для него — не самый важный канал связи. Но постоянная работа карандашом или кистью, возня с пластилином прекрасно развивают мелкую моторику, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на формирование тех отделов мозга, которые отвечают за речевую деятельность. Поэтому у много рисующих детей, как правило, не бывает серьезных логопедических дефектов (если речь не идет, конечно, о грубой врожденной патологии), они легко овладевают чтением и без проблем учатся письму.

Дети цвета не очень хорошо воспринимают материал на слух, но обладают великолепной зрительной памятью. Поэтому им будут полезны наглядные пособия. В средней школе детям этого типа хорошо даются предметы, требующие пространственного воображения: геометрия, черчение, география, биология, они могут неплохо успевать и по гуманитарным предметам, но все это только если повезет с учителями. Ребенок цвета не приемлет готовых схем, сухой логики, ему необходима яркая, образная подача материала, опыты, работа с муляжами, гербариями, препаратами, хорошие учебные фильмы.

Хотя ребенок цвета может много и с увлечением читать, чтение для него — не самодостаточное занятие, а скорее материал для дальнейшего творчества, источник вдохновения.

Маленькому художнику необходимо общество себе подобных. Поэтому постарайтесь найти хорошую изостудию, где умный талантливый педагог не будет подавлять творческую натуру малыша. Увидеть свое «произведение» в раме и под стеклом на стене настоящего выставочного зала — это лучшая награда для ребенка цвета. Но надо очень внимательно следить, чтобы педагог ни в коем случае не выделял кого-то из детей, не заставлял их копировать, раскрашивать, рисовать «по-взрослому»

Конечно, в природе почти невозможно встретить ребенка, которого строго и безоговорочно можно было бы отнести к тому или иному типу. Речь идет, скорее, о том, какой канал восприятия и выражения является для малыша доминирующим, определяющим тип его личности. Но, и остальные он будет, конечно, развивать и использовать для достижения своих целей.

Может случиться и так, что вы найдете в своем малыше отдельные черты разных типов или окажется, что он не похож ни на один из них. Что ж, это еще раз подтвердит, что каждая личность неповторима и уникальна и не укладывается на самом деле ни в какие схемы. И достаточно внимательно и с любовью понаблюдать за ним и попытаться понять, какой он и что мы в силах сделать, чтобы он смог состояться как полноценная, творческая, счастливая личность.



Публикации по теме