Военный пенсионер за отмену 0 54. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы

Всем известная реформа денежного довольствия 2012 года, когда произошло значительное повышение доходов военных отразилась и на выплатах военным пенсионером, их пенсия также увеличилась, однако не так как должна была по логике вещей.

Дело в том, что до 2012 года при расчете конкретной величины пенсии, которую бывшие военный получали на руки учитывался весь размер их бывшего денежного довольствия, а после реформы был введем печально известный понижающий коэффициент величина которого по началу составляла чуть больше половины положенной пенсии, а конкретно - 0,54.

В дальнейшем коэффициент должен был ежегодно возрастать на 2% вплоть до 100% как и было до реформы.

Причем в отношении ряда категорий граждан, в частности ушедших на пенсию работников следственных органов, военной прокуратуры, судей данный коэффициент не применяется.
Естественно, такая дискриминация вызвала волну возмущения военных пенсионеров и послужило основанием для многочисленных обращений и петиций.
В ответах на жалобы по поводу унизительного коэффициента, применяемого для исчисления военных пенсий, соответствующие органы рапортуют, что нарушений никаких нет и все абсолютно законно. Тем не менее, мы несомненно поддерживаем точку зрения большинства военных пенсионеров и придерживаемся позиции, что нарушены не только Конституционные права, но и в целом имеются противоречия в законодательстве по данной теме.

Итак, давайте обратим внимание, какие противоречия имеются на законодательном уровне:

1 . Имеются нарушения конституционных норм: ст. 2, 7, 15 (ч. 1); 17 (ч. 1); 18; 19, 39 (ч. 1, 2); 55 (ч. 2, 3) Конституции РФ.
Отдельно стоит отметить статью 55 КРФ , которая гласит: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако перечисленные условия, в связи с которыми могут вводиться ограничения, не наступали.
2 . Кроме того, коэффициент не применяется в отношении ряда категорий таких же граждан России как судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. Прослеживается элемент дискриминации. Согласитесь, условия труда военнослужащих и вышеназванных категорий даже в сравнение нельзя поставить.
3 . С 1 января 2015 года действие ч. 2 ст. 43 Закона № 4468-1 приостановлено.

Сейчас принят ФЗ о приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Получается, что норма закона 367-ФЗ , а также принятый на текущий год 430-ФЗ делегировал ФЗ «О федеральном бюджете» полномочия устанавливать размер денежного довольствия для исчисления пенсии.
Однако, как следует из Постановления Конституционного Суда № 9-П от 23 апреля 2004 года : Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы.

Из этого следует, что в Российской Федерации как правовом государстве - в силу вытекающих из Конституции Российской Федерации требований - федеральный закон о федеральном бюджете не может устанавливать положения, не связанные с государственными доходами и расходами.

Таким образом, Закон «О бюджете» не вправе устанавливать размер денежного довольствия для исчисления пенсии и не может применяться в целом.

Тем более, в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона РФ от 21.07.1994 г № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Таким образом, имеются противоречия на высшем уровне законодательства.

А теперь взглянем на ситуацию с другой стороны.

Приняв решение о начале с 01.01.2013 года ежегодного увеличения размера дискриминационного коэффициента военной пенсии на 2% (или более), предполагалось, что постепенно размер военных пенсий придет к величине в 100% к 2036 году.

Но сколько пенсионеров доживёт к 2036 году до своей, заслуженной ранее 100%-ой пенсии, особенно из тех, кому в 2012 году исполнилось 60 лет? Ответ в данных Росстата за 2016 год, когда средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 65,8 года, женщин - 76,6. Получаются совсем грустные цифры.

Что же защитники наших прав?

В Госдуму уже вносились законопроекты по отмене дискриминационного понижающего коэффициента. В частности фракцией КПРФ был подготовлен законопроект «О признании утратившей силу части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 , однако, в феврале 2017 года его отклонили.

Но обратите внимание как это произошло. По имеющейся в интернете информации за данный проект федерального закона голосовали: "За" - 19 (4,2%); "Против" и "Воздержалось" - 0; "Не голосовало" - 431 (95,8%), при кворуме - 226 человек. Т.е. всего 19 народных избранников (4,2%) 22 февраля 2017 года решили судьбу десятков тысяч военных пенсионеров в канун Дня Защитника Отечества. Такой вот подарок и арифметика...

В качестве заключения

Добавим, что даже несмотря на то, что с 1 февраля 2017 года – коэффициент составил 72,23, стабильности в этом вопросе нет, решения принимаются ежегодно и с большой шумихой. Военным пенсионерам каждый год с содроганием приходится ждать на сколько же процентов будет увеличена пенсия и что в принципе принесет следующий год.

В целом получается такая картина, что законодатель, установив понижающий коэффициент и далее недостающие проценты растянув на неизвестное количество лет, которые должен ждать военный пенсионер, не отрицает, что денежное довольствие для исчисления пенсии в конечном итоге должно производиться в 100% размере. Хитрый ход в виде растягивания ожидания военным пенсионером когда же его пенсия достигнет законного значения, говорит лишь о том, что это было принято с целью сэкономить бюджет в дальнейшем, ведь как выше уже отмечалось, неизвестно сколько пенсионеров доживут до того момента, когда пенсия достигнет 100% значения. Тем самым на лицо грубое нарушение законов и основ конституционного строя.

Уважаемый Владимир Вольфович! В 2012 году Министерством обороны РФ был внесен на рассмотрение в ГД законопроект о понижающем коэффициенте 0. 54%. Который депутаты приняли. Сотни тысяч военных пенсионеров стали не получать честно заработанную ими пенсию. Все обращения в различные инстанции, Правительство РФ, и другие, включая Президента РФ оставались не услышанными.

В этом году предстоят выборы в Государственную Думу РФ. Наши голоса получит только та партия, которая возьмет на себя защиту данной категории граждан, только те кандидаты одномандатники, которые услышат наши требования.
« 20 » апреля 2016г. Г. Белгород

ОБРАЩЕНИЕ К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА И В ОТСТАВКЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ « БОЕВОЕ БРАТСТВО» 1 января 2012 года был введён в действие Федеральный закон Российской Федерации от 8. 11. 2011 г. N 309-ФЗ» О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона» О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона» О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 309-ФЗ), который был разработан Министерством обороны РФ, возглавляемым Сердюковым А. Э. Статья 2 этого закона дополнила статью 43 Закона РФ от 12.

02. 1993 г. № 4468-I» О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее – Закон РФ от 12. 02. 1993 г. № 4468-1) частью второй, следующего содержания:» Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов …».

Положения части второй статьи 43 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей». Действовавшая до 1. 01. 2012 г. Редакция статьи 43 Закона РФ от 12.

02. 1993 г. № 4468-1″ О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» предусматривала при исчислении пенсии для всех пенсионеров Министерства обороны РФ и приравненных к ним лицам, в том числе для военных судей, военных прокуроров и следователей, учитывать денежное довольствие в объеме 100%. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского Кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Однако часть 2 ст. 43 Закона РФ от 12. 02. 1993 г. № 4468-I (с изменениями от 8 ноября 2011 года), содержащая норму» Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов…», Федеральный закон № 309-ФЗ, дополняющий ст.

43 Закона РФ № 4468-I частью 2, содержащей указанную норму и Постановление Правительства РФ от 5. 12. 2011 г. № 992″ Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», не содержат прямого указания на то, что её положения распространяются на лиц пенсии, которым, назначены до 1 января 2012 года, т. Е. Что их положения распространяются на отношения, возникшие до введения её в действие.

Закон РФ от 12. 02. 1993 г. №4468-1 (с изменениями от 8 ноября 2011 года) в целом определяет, что 54% денежного довольствия применяется при исчислении пенсии с 1 января 2012 года. Предполагается при исчислении пенсии увольняемым военнослужащим после 1 января 2012 года. Однако Министерство обороны РФ в нарушении Закона РФ от 12.

02. 1993 г. №4468-1 (с изменениями от 8 ноября 2011 года) издаёт подзаконный акт — Указания Департамента социальных гарантий № 182/3/1/1085 от 6 декабря 2011 года за подписью госпожи А. Кондратьевой, которая потребовала» До 10 декабря текущего года ПЕРЕСМОТРЕТЬ размеры пенсий пенсионерам Минобороны России и направить в территориальные учреждения Сбербанка России необходимые документы на выплату пенсий в декабре 2011 года за январь 2012 года, исчисленных из 54 процентов сумм соответствующего денежного довольствия, …». Тем самым она превысила свои полномочия, статус данного подзаконного акта, потребовав ПЕРЕСМОТРА размеров пенсий и нарушила п. 2 статьи 39 Конституция РФ, где сказано –» Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Кроме того, статья 4 Федерального закона РФ от 15. 12. 2001 г. № 166-ФЗ» О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. От 01. 07.

2011 г.) однозначно определяет сроки назначения пенсии:» Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается на следующий срок: 1) пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленных к трудовой пенсии по инвалидности) – БЕССРОЧНО…». Из этого следует, что пенсия за выслугу лет исчисляется единожды при ее назначении пожизненно, а в дальнейшем в соответствии с статьей 49 Закона РФ от 12. 02. 1993 г. № 4468-1 лишь пересматривается.

Поэтому применение Министерством обороны РФ для пенсионеров, получивших статус пенсионера до 1. 1. 2012 года, положений ст. 43 при пересмотре пенсий со ссылкой на Федеральный закон РФ от 08. 11. 2011 г.

№ 309-ФЗ является незаконным, т. К. Её предмет регулирования — НАЗНАЧЕНИЕ пенсий, а она им уже была назначена ранее. И тем более никакой подзаконный акт Управления Департамента социальных гарантий неправомочен отменить положения федерального закона, определяющего ранее установленный порядок исчисления пенсии, что закреплено п. 1 ст. 1 главы I Федерального закона РФ от 15.

12. 2001 г. № 166-ФЗ, где сказано –» Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон». Такое толкование и применение Закона соответствует Конституции РФ и решениям Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 9 июля 2009 г. № 12-П (п.

5. 1) Конституционный Суд РФ указал:» Вместе с тем при установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55 часть 2 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан, не допуская при этом снижения достигнутого уровня их социальной защищенности». В Определении от 4 апреля 2006 г. № 89-О Конституционный Суд РФ указал:» Между тем государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объём социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности». Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П… и неоднократно подтверждённой в ряде последующих решений, изменение законодателем ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, т.

Е. В том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретённых в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что не совместимо с положениями статей 1 (часть 2), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2010 г. № 9-П указано:» Вместе с тем вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, федеральный законодатель — в силу статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации — обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях». Таким образом, применение Министерством обороны РФ к пенсионерам Министерства обороны РФ и приравненным к ним лицам (кроме военных судей, военных прокуроров и следователей), получивших статус пенсионера до 1.

1. 2012 года части 2 ст. 43 Закона РФ № 4468-I (с изменениями от 8 ноября 2011 года), содержащей норму об исчислении пенсии, исходя из 54% денежного довольствия, – незаконно и противоречит п. 2 ст. 19 главы 2 Конституции РФ, где сказано» Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Это подтверждается тем, что когда с 1 января 2013 года были значительно повышены оклады военным судьям, военным прокурорам и следователям, к пенсионерам этих категорий, уволенным до 1 января 2012 года, денежное довольствие для исчисления пенсии (ДДИП) в размере 54% не стали применять, а продолжили использовать 100%. Вывод: 1. Министерство обороны РФ не вправе придавать обратную силу новому регулированию, ограничивающему объём денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, в отношении пенсионеров, получивших статус пенсионеров до 01. 01. 2012 г., поскольку в отношении указанной категории лиц, такое ограничение снижает уже ранее достигнутый объём (уровень) денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, со 100% до 54%.

2. С 1 января 2012 года за всеми пенсионерами Министерства обороны РФ и приравненными к ним лицами, получившими статус пенсионера до 1. 1. 2012 года, должно сохраниться право на исчисление пенсии, исходя из 100% денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, а не только за военными судьями, военными прокурорами и следователями. Правоту выводов подтверждает часть 1 статьи 15 Конституции РФ, где сказано –» Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

На основании изложенного ПРОСИМ:
1. Принять меры к восстановлению конституционных прав и социальных гарантий для всех пенсионеров Министерства обороны РФ и приравненных к ним лиц, получивших статус пенсионера до 01. 01. 2012 года в части, касающейся отмены для них понижающего коэффициента 0, 54. Обращение принято на конференции Белгородской общественной региональной Организации
« Боевое Братство»

Правила расчёта армейских пенсий для российских военнослужащих принципиально отличны от проведения начисления гражданских страховых пенсионных выплат. Целый ряд специфических факторов, определяющих сумму выплат, отсутствует в законах о страховых выплатах для гражданских пенсионеров. В этой статье будет рассматриваться следующий нестандартный фактор, такой как понижающий коэффициент (ПК) для пенсионных начислений отставных военнослужащих, и возможность его ближайшего упразднения.

Правила расчёта военных пенсий

Для наиболее лучшего понимания термина, называемого – «понижающий коэффициент» (ПК), необходимо глубже разобраться в множественных нюансах правил начисления пенсионных выплат для отставников Вооруженных Сил РФ. Данная информация юридически наиболее полно обозначена в законе «Про пенсионное обеспечение военных».

Военные имеют возможность получить пенсию при достижении определенного возраста, а также в случае получения инвалидной группы (по причине травмы/болезни). Также наше законодательство предполагает для близких родственников и супругов (детям, родителям инвалидам или пенсионерам, вдове/вдовцу с ребёнком до 14 лет на иждивении) погибшего/умершего солдата право на оформление пенсии по утрате кормильца. В расчете выплат также используют следующие факторы:

  • размер настоящего жалования военного со всеми существующими надбавками.
  • должностной оклад;
  • армейское звание;
  • суммарный срок службы в армии;
  • индексация.

Для примера, необходимо рассмотреть процедуру вычисления пенсий за фактическую выслугу лет. Она оформляется лишь в двух случаях:

  • когда выслуга составляет более чем 20 лет включительно;
  • когда стаж работы превышает 25 лет, из них 12 с половиной лет – армейской или альтернативной службы народу России.

В первом варианте, минимально возможный стаж несения службы в армии предполагает конкретный размер пенсии, взятый из учёта – 50% от месячного должностного оклада. В том случае, если выслуга превышает минимальный стаж работы, начисляются специальные бонусные 3% за каждый последующий год службы, однако в рамках: не более 85% от совокупного жалования.

Второй, основной случай, предполагает доплату в 1% ежегодно после 25 лет службы.

ПК не применяют для следующих исключительных групп военных:

  • судьи армейских трибуналов;
  • служащие военной прокуратуры;
  • члены Следственного комитета.

Принимая во внимание то, что большая часть военнослужащих Российской армии получает денежное довольствие в размере 30 тыс. рублей, надбавки военнослужащим в соответствии с законодательством «Про специальные выплаты военным» устанавливаются в следующих конкретных случаях:

  • за непрерывный срок службы - 10 — 40% к месячному жалованию;
  • классность - 5 — 30% к месячному жалованию;
  • ежемесячное поощрение;
  • доплата за секретность - не более 65%;
  • за службу в особых условиях и т.п. - до 100% к месячному жалованию;
  • за добросовестность - до 300% ежегодно.

Исходя из вышеперечисленной информации, формула по расчёту размеров выплат пенсионерам за службу в армии будет следующей:

П = ДД х (0,5 + Д% х Вд), где

ДД – базовое денежное жалование (довольствие);

Д% – процент доплаты пенсионерам за службу в армии (1% — 3% исходя из варианта расчёта);

Вд – сверхнормативная выслуга (больше 20 и 25 лет).

Важно! По такой формуле считали размеры пенсий до 2012 года, пока не ввели в действие ПК.

Так каким же образом этот коэффициент изменил размеры компенсации за службу в армии пенсионерам ?

Причины принятия ПК и его изменение

Размеры армейского довольствия, которое есть формообразующим для вычисления пенсий отставным военным, тоже регламентируются специальным законодательством. Начиная с 2010 года, в войсках значительно повысили довольствие (оклады), что соответственно должно было увеличить и размеры пенсий отставникам. Однако с начала 2012 года закон был изменён и дополнен так называемым ПК, в результате чего пенсионеры не получили повышения, а их доходы остались на том же уровне, что и ранее. Власти, как обычно, объяснили это народу бюджетным дефицитом и сложной экономической ситуацией в мире и государстве.

Изначально ими был установлен размер понижающего коэффициента — 0,54 для военных пенсионеров , он ежегодно должен был увеличиваться на обязательные — 2%. Далее его величина росла очень быстро:

  • 2013 г. – 0,75;
  • 2014 г. – 0,70;
  • 2015 г. – 0,75;
  • 2016 г. – 0,40;
  • 2017 г. – 0,40;
  • 2018 г. – 0.

Важно! В 2018-м правительство снова обещает, заморозить рост ПК, это должно быть связано с ростом суммы довольствия, а соответственно и пенсионных выплат, на 4%.

Подводя итоги сказанного, следует обозначить, что за последние шесть лет, злополучный коэффициент вырос почти на 20 пунктов, поэтому семьи отставных военнослужащих задаются вопросом: когда отменят понижающий коэффициент для военных пенсионеров, наконец?

Сроки отмены понижающего коэффициента для отставников

Недовольство в среде военнослужащих введением ПК возникло изначально с его появлением, позже оно трансформировалось в постоянное требование к властям отменить эту непопулярную функцию.

Конституционный суд Российской Федерации по требованию правозащитников и активистов несколько раз проверял на соответствие закону применение этой нормы, но не зафиксировал в ней нарушения прав и свобод, мотивируя свои выводы тем, что с ростом довольствия размеры выплат не снизились. Также в законе была ранее прописана возможность увеличения множителя, что должно было повлиять на рост пенсий. Проблема ПК рассматривалась и на уровне депутатов в Государственной Думе, результатом чего был непринятый голосованием в начале 2017 года законопроект от КПРФ.

На сегодняшний день прогнозы относительно ликвидации ПК неутешительны, и отмена его правительством России не планируется, так как власти уже использовали его в своих расчётах вплоть до 2035 года. Специалисты прогнозируют следующее повышение пенсий российским отставникам только в октябре 2019 г., вслед за очередным увеличением денежного довольствия в армии.

Система подсчета пенсии бывшего служащего армии отличается от расчета гражданской страховой. Подобные различия стали возможными из-за особенностей начисления заработной платы военным и определенными гарантиями, которые им предоставляет государство. Все чаще в СМИ появляются новости с заголовком: «Когда отменят понижающий коэффициент 0,54 военным пенсионерам».


Мужчины и женщины, проходящие контрактную службу, достигают пенсионного возраста при общей выслуге в 20 лет. Общая выслуга лет состоит из:
  • Календарной.
  • Льготной.

Календарная – фактический срок нахождения на действительной службе в армии.

Льготная – прохождение армейской службы в особых климатических условиях, участие в вооруженных конфликтах в составе действующего подразделения и т.д. К примеру: при контрактной службе в отдаленных местностях, где срок 1 года приравнивается к 1,5 годам, через 2 календарных года общий срок составит 3 года (2 календарных года + 1 льготный год).

Гражданин, отдавший стране 20 лет общего срока службы, имеет право получить статус пенсионера ранее своего гражданского сверстника. К тому же, бывший служивый, а ныне военный пенсионер, может работать на гражданке, получать заработную плату и накапливать баллы. А при достижении пенсионного гражданского возраста он будет получать к военной пенсии страховую по старости.

Зарплата военных

Денежное довольствие – заработная плата военнослужащих, которая состоит из оклада по воинскому званию, оклада по занимаемой воинской должности и нескольких надбавок, которые рассчитываются исходя из оклада денежного содержания (Звание + Должность) или оклада по занимаемой должности.

Повышение окладов военнослужащим в 2012 г., заставило исполнительный орган ввести пониженный коэффициент к начислению пенсии. В противном случае, без применения этого коэффициента, размер выплаты был бы гораздо выше, и денежных средств расходной статьи «Выплата пенсии военнослужащим» едва бы хватило.

Цифра 0,54 затронула всех военнослужащих, однако, госслужащие органов исполнительной власти (ФСБ, СВР и т.д.), судьи военных судов, служащие прокуроры и следователи следственного комитета получают выплаты без учета коэффициента.

Расчет пенсии военнослужащих

Пенсия военнослужащих до 2012 года рассчитывалась исходя из оклада по воинскому званию (ОВЗ) на дату увольнения, оклада по последней занимаемой должности (ОВД) и общей выслуги лет (ВЛ). То есть военнослужащий с ОВЗ = 10000 руб. и ОВД = 20000 руб. с общей выслугой 20 лет будет получать 15000 руб.

Расчет до 2012 г.

ОВЗ – 10000

ОВД – 20000

ВЛ 20 лет – 50%

Расчет: (10000+20000)*50% = 15000 руб.

Пояснение: минимальный процент за выслугу в 20 лет составляет 50%, если военнослужащий решил дальше проходить службу, то за каждый последующий год службы к выплате добавляется 3%. Максимальный % за выслугу лет составляет 85%.

С 2012 г. был введен снижающий пенсию коэффициент, который ежегодно должен был увеличиваться на 2% и уровень инфляции. По состоянию на 2017г. понижающая цифра 0,54 2012г., в 2017г. составила 72,23%

Расчет выплаты после 2012 г. тот же самый, но с увеличенными окладами и применением коэффициента.

Расчет по состоянию на конец 2012 г.

ОВЗ – 20000

ОВД – 40000

ВЛ 20 лет – 50%

Понижающий коэффициент военной пенсии: 0,54

Расчет: (20000+40000)*50%*0,54 = 16200 руб.

  1. Гражданам, прослужившим 20 лет и более (существует смешанный вид военной пенсии, где в зачет идет стаж гражданской работы, общий стаж равен 25 годам, но в нем минимальный срок службы не должен быть меньше 12,5 календарных лет).
  2. Членам семьи военнослужащего после его смерти.
  3. Инвалидам, получившим увечье в ходе прохождения службы либо получении заболевания, приобретенного в период прохождения службы.

Расчет пенсионной суммы указанным категориям граждан производится одним и тем же порядком, указанном выше. Единственное дополнение – районный коэффициент, который получает пенсионер, если он проживает в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или в неблагоприятных экологических условиях.

Дальнейшая судьба коэффициента

На вопрос: «Произойдет ли отмена понижающего коэффициента военным пенсионерам?» конкретного ответа нет. Существуют предположения, что в связи с применением в отношении России санкций, нехватки денежных средств, коэффициент упраздняться не будет.

Кроме того, если по состоянию на 2017 год понижающий коэффициент составляет 72,23%, и он будет повышаться ежегодно на 2 %, то без учета инфляции не позднее чем в 2031 г. коэффициент пропадет автоматически.

Будущим и настоящим военным пенсионерам не стоит питать иллюзий по отношению к упразднению понижающего коэффициента, так как тяжелая геополитическая обстановка страны не даст привлечь дополнительные средства, чтобы обеспечить отмену коэффициента. Остается ждать индексирования окладов военнослужащих, которое уже не за горами.

В 2012 году было вынесено решение о реформировании финансового снабжения военнослужащих. В этот же период было произведено повышение доходов военных пенсионеров. Государственное пособие было увеличено, однако размер повышения устроил не каждого военного.

Причина в том, что до 2012 года при исчислении пенсии, которую служащий должен был получать на руки, учитывался весь размер денежного довольствия гражданина, а после реформирования был введен специальный понижающий коэффициент, изначально равняющийся 0,54.

Использование данного показателя привело к тому, что пособие, полагающееся военному при выходе на заслуженный отдых, уменьшалось почти вполовину. Данная статья посвящена тому, как изменилась ситуация с использованием понижающего коэффициента и как происходит расчет пенсионного пособия для военных пенсионеров в настоящее время.

Принятие к использованию данного коэффициента стало причиной существенного снижения размера пенсионного обеспечения военнослужащих, однако в дальнейшем, коэффициент должен было возрастать на 2% ежегодно, пока не достигнет 100%.

Коэффициент не устанавливается для граждан, которые ушли на пенсию из следственных органов или прокуратуры. В отношении судей понимающий коэффициент также не применяется.

Данное исключение стало причиной возникновения возмущений со стороны военных пенсионеров и многочисленных обращений и петиций. Несмотря на законность применения указанного коэффициента, по данному вопросу периодически возникают противоречия. Применение коэффициента нарушает ряд конституционных прав.

Принятие данного показателя к использованию должно было привести к постепенному увеличению размеров военных пенсий, но к 2036 году, однако тут возникла еще одна проблема. Вряд ли кто-то из реальных пенсионеров сможет дожить до указанной даты, поэтому принятие данного решения было непродуманным. Особое внимание следует обратить на среднюю продолжительность жизни в РФ: для женской половины населения – 76,6 лет, а для мужчин – 65,8 лет.

Как изменялся размер коэффициента за прошедшие годы

Пять лет назад (в 2012 году), когда показатель только был введен в использование, он равнялся 54% или 0,54. В дальнейшие годы была проведена индексация, и изменения были приняты следующие:

  • 2013 год – увеличение на 7,5%;
  • 2014 год – произошло увеличение на 7%;
  • 2015 год – показатель повысился на 7,5%;
  • 2016 год — был увеличен на 4%.

В прошедшем году ожидалось проведение дополнительной индексации, однако было принято неожиданное решение о выплате пенсионерам разовой материальной помощи в сумме 5 тыс. рублей. В текущем году в феврале перерасчет составил 4%, так же, как и в прошлом.

Дополнительное повышение не предусмотрено, и, скорей всего, коэффициент останется на прежнем уровне до следующего года. В результате путем проведения простых арифметических действий можно определить, что показатель вырос на 33,7%, или на 18,23 пункта.

Решения Госдумы по данному вопросу

Неоднократно в Думе рассматривали вопрос, связанный с отменой понижающего показателя. В частности, депутатами фракции КПРФ был подготовлен специальный законопроект, который включал в себя предложение по отмене коэффициента.

К сожалению, данный закон был отклонен в феврале 2017 года, и ситуация, связанная с применением коэффициента, осталась без изменений. Во время голосования сложилась нетипичная ситуация, когда за принятие законы проголосовало 19 депутатов, против – ни одного, а вот не принимало участия в голосовании 431 депутат, при условии, что кворум должен составлять не менее 226 голосующих. Иными словами, закон был отклонен при голосовании всего лишь 4% всех депутатов.



Публикации по теме