С каких лет начинается подростковый возраст. Принятие своей внешности

Давно позади остались горы неглаженных пеленок, и первые шаги. Ребенок вырос и вступил в подростковый период. Что это означает для родителей и стоит ли паниковать, едва биологические часы прошли определенную веху, - сейчас мы узнаем.

С какого возраста начинается подростковый период?

Раньше переходный возраст назывался «отрочество» и длился с 12 до 17 лет. В нашей стране эти нормы сохранились и по сей день. С 12 до 14 лет – это ранний подростковый возраст, а с 15 до 17 – поздний.

Так что подростковый период охватывает период жизни с 12 и до 17 лет. В других государствах этот расчет несколько колеблется в зависимости от местности, вероисповедания граждан и их традиций. К примеру, в южных странах, он начинается уже в 10 лет, тогда как в других заканчивается лишь в 19.

Подростковый период у мальчиков

У мальчишек переходный возраст хотя и совпадает с девчоночьим официально, но в реальной жизни начинается позже. Примерно в возрасте 13-15 лет у представителей мужской половины человечества начинает меняться тембр голоса, появляется первая редкая щетина на лице.

Волосяной покров постепенно увеличивается на ногах, под мышками и в паху, грудная клетка становится шире и изредка во время сна случается непроизвольное семяизвержение, что является нормальным явлением.

Развитие ребенка в подростковый период происходит очень активно не только физически, но и психологически. Именно сейчас происходят стычки с родителями, которые не понимают . Взрослым необходимо пытаться найти с ребенком точки соприкосновения – увлечения, досуг, чтобы стать ему не учителем, а другом.

Подростковый период у девочек

К особенностям подросткового периода у девочек можно отнести увеличение веса за счет жировой ткани, которая делает формы округлыми и женственными. Происходит это примерно в 14-16 лет, уже после того как начинается менструация (12-13 лет), хотя полностью сформируется будущая женщина лишь к 20-22 годам.

К рискам и опасностям подросткового периода можно отнести сильное желание самоутверждения, причем часто совершенно недопустимыми способами. Под влиянием друзей именно сейчас девочки начинают курить, пробовать алкоголь и вести половую жизнь.

Чтобы избежать таких проблем, следует еще до наступления подросткового периода наладить доверительные отношения с дочерью. Не нужно категорически противиться проявлению индивидуальности подростка, что выражается в желании сделать татуировку, пирсинг или проводить время с друзьями и тогда не чувствуя жестких рамок, подросток не будет активно стремиться вырваться из них.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ковровский филиал

Курсовая работа

Подростковый возраст

Уланович Дарья Николаевна

№ контракта 15500110701004

подростковый возраст кризис психологический

Введение

2. Фазы подросткового возраста и их общая характеристика. Особенности психофизиологического развития

3. Особенности формирования и развития интересов, роль ценностей в подростковом возрасте

Заключение

Глоссарий

Приложение

Введение

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется как переломный или переходный. Возрастной период в целом можно определить четко выраженными особенностями изменения морфофункциональных показателей не только за период в целом, но и от возраста к возрасту. Подростковый период в целом характеризуется нарастанием длины и массы тела, существенным ростовым пубертатным скачком, выраженным увеличением окружности грудной клетки, жизненной емкости легких.

Подростковым возрастом принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Этот период отмечается бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе, тем не менее, существует позиция разграничения между периодами подросткового возраста и юношеством. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С некоторой чертой условности можно считать, что "подростковый возраст" как переходный возраст лежит в указанных границах, а за ним следует уже новый этап развития - юность.

Ценности являются необходимым регулятором социального поведения. Подростковый возраст является крайне важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переходным, переломным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода характеризуется не готовностью ответить на вопрос "Кто я?". Ответ нужно найти, и тогда подросток пробует себя, а также пробует границы своих возможностей. Таким образом, можно отметить, что подростковый возраст - это возраст проб и ошибок, а также, возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое "Я", определить границы своих возможностей, подтвердить свое назначение в этом мире находит выражение именно в ситуациях проб, ошибок и экспериментов. Именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего "Я", а сами ситуации сопряжены с риском, иногда с агрессивным поведением.

Мощные сдвиги, резкие колебания происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют "переходным" от детства к взрослой и серьезной жизни, однако путь к зрелости для подростка только начинается, но он богат многими драматическими переживаниями, проблемами, трудностями и кризисами. В это время складываются и формируются устойчивые нормы поведения, черты характера и способы эмоционального проявления переживаний, реакций на эти переживания, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, социальную и личную зрелость.

Актуальность изучения проблем подросткового возраста обусловливается, как правило, не только сугубо индивидуальной ситуацией психического развития 10--16-летнего ребенка, но, также новым уровнем требований современного общества к формированию активной жизненной позиции растущего человека.

Для решения проблем, связанных с подростковым возрастом, необходим комплексный подход к изучению особенностей подростковой фазы психического развития и к раскрытию содержания процесса развития ребенка на этой ключевой фазе перехода от детства к зрелости.

Изучением психологической характеристики подросткового возраста занимается сразу несколько взаимосвязанных дисциплин. Вопросам исследования посвящено множество работ ученых. При этом, однако, предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данной работы.

Целью курсовой работы является изучение подросткового возраста, обозначение психологических особенностей данного периода, познание интересов и условий их формирования в подростковом возрасте, определение ценностей подростков.

1. Понятие о подростковом возрасте, развитие личности подростка. Подходы к определению границ подросткового возраста. Подростковый кризис

Подростковый возраст зачастую характеризуют как переходный, критический и переломный период жизни. Возникновение такого понятия, как "подростковый возраст" произошло сравнительно недавно в связи с усложнением жизни в обществе. В настоящие время в разных странах подростковый период жизни получил способность к постоянному увеличению, и стал охватывать почти десятилетие - от 11лет до 20 лет.

На сегодняшний день мы имеем целый ряд исследований, гипотез и теорий, относящихся к возникновению и проявлению подросткового периода в жизни человека. К самым первым теориям можно смело отнести - биологические теории. В них основа появления подросткового возраста состоит в биологических изменениях и факте полового созревания. Самое интересное, что, несмотря на некоторую несостоятельность такой теории, в исследованиях подросткового возраста говорится о том, что этот возраст является критическим для становления личности и развития ее самосознания. Также к биологическим теориям можно отнести теорию пубертатного периода. Пубертатный период заключается в созревании, а точнее в состоянии неполной зрелости, при этом физический рост человека продолжается еще некоторое время. Такая теория принадлежит Ш. Бюлеру. Он разделял негативный и позитивный периоды пубертатного возраста. Основные черты негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легковозбудимое состояние, а также физическое и душевное недомогание. Капризность, драчливость, непослушание являются особенно притягательными в данный период возраста. В завершении негативной стороны пубертатного периода происходить завершение физического созревания. После чего и начинается позитивная фаза. Позитивный период наступает постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив.

Также, довольно крупным направлением исследований подросткового возраста первой половины XX века стали культурно - психологические теории, которые берут за основу психологические изменения, которые происходят в этом возрасте и приписывают им самостоятельное существование и развитие. Формирование данной теории принадлежит Э. Шпрангеру. Он рассматривал подростковый возраст внутри юношеского и определял его границы 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Подростковый возраст, по мнению ученого - возраст врастания в культуру. Три основных признака характеризуют этот возраст: первое - это открытие своего "я", которое происходит в пору отрочества, второе - постепенное возникновение жизненного плана и, наконец, третье - врастание в отдельные жизненные области и сферы культуры. В советской психологии Л.С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания - полового, органического и социального - как основной особенности и основном противоречии подросткового возраста. Выготский относит подростковый возраст к числу стабильных возрастов. Центральное новообразование данного возраста - это развитие самосознания. Выгодский считал, что ключ к пониманию психологии подростка состоит в проблеме интересов. Выготский подростковый возраст разделяет на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Он полагал, что первая, длится около двух лет и связана с отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами появления первых органических влечений. Следующая фаза - фаза интересов характеризуется вызреванием нового ядра интересов.

Д.Б. Эльконин рассматривал подростковый возраст как стабильный и говорил о том, что характерной чертой его появления можно считать возникновение чувства взрослости. Оно формируется в процессе усвоения определенных морально-этических норм и образцов взрослого поведения. Усвоение происходит в практике отношений не только с взрослыми, но и с товарищами. Л.И. Божович весь возраст полового созревания относит к критическому периоду. Значимым является то, что подростковый возраст состоит из двух фаз - 12-15 лет и 15-17 лет. К концу подросткового возраста формируется самоопределение. Оно основано уже на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, характеризуется учетом своих возможностей и внешних обстоятельств и связано с выбором профессии. В этот период жизни происходит изменение мотивационной сферы. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте.

Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается проблемой отечественной психологии, несмотря на большое количество исследований. До сих пор нет единого мнения о ключевых аспектах этой проблемы, а также неизвестно до конца к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростковый возраст. Хронологические границы подросткового возраста точно не зафиксированы. Разными авторами в качестве подросткового возраста выделяются периоды от 10-11 до 15 или от 11-12 до 16-17 лет. Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития и, возникающими при этом значительными органическими изменениями. Весьма значительны и психологические изменения в подростковом возрасте. В настоящее время нет единого мнения относительно таких важнейших характеристик возраста, как ведущая деятельность и центральные новообразования подросткового возраста. Подростковый возраст - натуральный ряд развития, физическое созревание не рассматривают изолированно от процессов социализации. Этот процесс можно подразделить на три уровня: подготовительный процесс, пубертатный период, постпубертатный (организм достигает биологической зрелости). При сравнении с возрастными категориями можно отметить что, предпубертатный период соответствует младшему возрасту, пубертатный соответствует подростковому, а постпубертатный - юношескому возрасту.

Подростковый возраст наполнен достижениями, получением огромного количества знаний, умений, становлением нравственности и открытием собственного "Я".

Этот период активно связан с формированием мировоззрения. Понятие "мировоззрение" обозначает взгляд на мир в целом, систему общих принципов и философских основ человека, его знания. Мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, которые выражают отношение человека к миру, его главные целостные ориентации. Становление личности протекает при становлении устойчивого образа "Я" - сложное психологическое явление, не ограниченное простым осознанием своих качеств и самооценок. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего такое положение вещей связывают с половым созреванием. В период активного роста и перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, депрессия или повышенная возбудимость. Этот период нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, которые обусловлены тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть заниженная самооценка. В этом возрасте чаще всего встречаются самое большое количество так называемых "трудных" детей. Даже совершенно спокойные и уравновешенные дети в подростковый период бывают совершенно несдержанны, отличаются неустойчивостью поведения, настроения, имеют постоянные колебания самооценки, резкую смену самочувствия, ранимость, неадекватность. Этот возраст настолько богат конфликтами, что некоторые психологи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся конфликт, то есть, как "нормальную патологию". В подростковом возрасте могут впервые возникать или незаметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний и затруднениями процесса формирования личности. Предпосылки подросткового кризиса можно объяснить. Например, учитывая мнение З. Фрейда, кризис подросткового возраста биологически обусловлен и потому неминуем для всех молодых людей. Кризис подросткового возраста помимо прочего не является неотъемлемым для общества, а находится в зависимости от перестройки системы отношений подростка с взрослыми. Кризис проявляется тогда, когда взрослый человек не меняет своего поведения в ответ на появление у подростков желания к новым формам отношений с родителями и учителями. Как правило, учителя и родители связывают проблемы воспитания не с кризисом и с предкризисным периодом, когда происходил процесс разрушения эмоциональной структуры ребенка, а с после кризисным периодом. Для совершеннолетних трудным является период появления прогрессивных эмоциональных структур, существенно изменяющих переживания и поведение ребенка. Родители и учителя, которые привыкли к постепенным изменениям в поведении ребенка, оказываются не готовыми к резким и непредсказуемым изменениям в повелении подростка. Взрослые не успевают перестраивать стиль и способ общения с подростком, а это рождает конфликты. Основная причина кризиса подросткового возраста состоит в несогласованности процессов созревания, формирования и становления. Подростковый кризис не имеет универсального статуса, а находится в зависимости от общественных критериев. Кризис подросткового возраста возникает в тех случаях, когда взрослые не заменяют собственного поведения в ответ на появление у подростков рвения к новым формам отношений с ними. Привычка к плавным переменам в поведении ребенка способствует к не готовности взрослого человека общаться, заниматься и воспитывать подростка, так сильно стремящегося стать взрослым и свободным. Существует два пути протекания подросткового кризиса: кризис независимости и кризис зависимости. Проявление кризиса независимости: негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, противоречие, ревность. Проявлении кризиса зависимости6 чрезмерное послушание, возврат к детским интересам, зависимость от взрослых, подчинение общественному мнению. Кризис зависимости в подростковый период, как правило, больше устраивает родителей, порой им кажется, что удалось сохранить гармонию в семье. Однако, такой поворот не всегда положителен для подростка. Одна из основных целей кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждений и поступков. Поэтому, как бы легче не казался кризис зависимости в подростковом периоде, все - таки более правильным и продуктивным является кризис независимости. Он дает возможность личности развиваться, принимать решения и способствует адаптации к новообразованиям.

2 . Фазы подросткового возраста и их общая характеристика. Особенности психофиз иологического развития

В научной литературе существует различие между старшим и младшим подростковыми возрастами. Так называемый старший подростковый возраст некоторые авторы относят к периоду юности. В начале подросткового возраста физиологическое взросление, то есть половое созревание, вызывает бурный рост, диспропорции тела. Психологический эффект этих изменений усиливается тем, что окружающие подчеркивают, что ребенок стал выше родителей, проявляет неловкость, делают замечания по поводу внешности. В этот момент, подросток начинает рассматривать себя в зеркало и ему начинает казаться, что между ним и взрослым нет никакой разницы. В этом возрасте происходит возникновение и формирование чувства взрослости. Важный момент развития - осознание своих индивидуальных качеств, оценка которых происходит с точки зрения степени взрослости, подросток выделяет эталон и смотрит на себя через него. Чувство взрослости характеризуется проявлением морально - этических норм поведения, усвоение которых и происходит через общение. А способность к общению - важный этап в жизни ребенка как социального элемента. Важная роль в формировании чувства взрослости принадлежит взрослому человеку. Необходимо учитывать - отношение к подростку должно иметь последовательную характеристику. Такой подход поможет избежать многих трудностей. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения в подростковом возрасте могут проявляться в искаженных формах, тем самым организуя способность приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям. Кризисные периоды отличаются внесением в психику подсознательных, трудно контролируемых или даже не поддающихся контролю импульсов. Такому состоянию способствует утрата чувства безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов.

Старший школьный возраст, а точнее период 14-16 лет, некоторые ученые относят к началу юности, а другие к окончанию подросткового возраста. Существуют глобальные различия между детьми 12-13 лет и 14-16 лет. Дети старше 14 лет обладают некоторой стабилизацией культурных интересов и внешней половой состоятельностью. В этот период актуально стремление отделиться, быть самостоятельным, но, в тоже время нарастает стремление к отождествлению с взрослыми. Подросток начинает осознание себя на пороге самостоятельной жизни, а главные новообразования юности - готовность к самоопределению, появление жизненных планов. В способности к познанию себя, в общении с другими люди в этом возрасте подростки оценивают себя и других с позиций усвоенных норм, уточняя и обобщая эти критерии. Несмотря на зависимость от родителей, от школы, духовных стандартов и культурных запретов, в этом возрасте формируется личность человека, как нечто единственное и неповторимое. Также в этот период рождаются установки на взрослую и серьезную жизнь.

Психофизиологические особенности подросткового возраста охарактеризованы главным физиологическим новообразованием данного этапа онтогенеза, определяющегося как формирование репродуктивной функции, или половое созревание. Биологические изменения, которые связанны с половым созреванием, развиваются постепенно в нескольких стадиях. Существует несколько периодизаций полового созревания, которые опираются на описание изменений половых органов и вторичных половых признаков. И у девочек и у мальчиков можно выделить пять стадий полового созревания. Первая стадия - инфантилизм, то есть стадия детства. Для этой стадии характерны незаметные изменения в развитии репродуктивной системе. В данном случае основная развивающая роль принадлежит гормонам щитовидной железы. Стадия детства заканчивается в 8-10 лет у девочек и 10-13 лет у мальчиков. Вторая стадия - гипофизарная, на этом этапе активизируется гормон гипофиза, увеличивается его секреция, а это влияет на скорость роста и появление начальных признаков полового созревания. Гипофизарная стадия заканчивается в 9-12 лет у девочек и в 12-14 лет у мальчиков. На третьей стадии развития активизируются половые железы, вырабатываются андрогены и эстрогены, продолжают развиваться половые органы и вторичные половые признаки. Четвертая стадия (10-13 лет у девочек и 12-16 лет у мальчиков) - стадия, на которой максимальной активности достигают половые железы, продуцирующие мужские и женские гормоны. В то же время, продолжается усиление вторичных половых признаков, в конце данной стадии у девочек начинается менструация. На пятой стадии происходит окончательное формирование репродуктивной системы. Пятая стадия достигается в возрасте 11-14 лет у девочек и 15-17 лет у мальчиков. Полностью выражены вторичные половые признаки, устанавливается у девушек регулярный менструальный цикл. Возраст завершения пубертатного периода это 15-16 лет у девушек и 17-18 лет у юношей.

Нервные системы подростков и взрослых имеют существенные различии. В подростковом возрасте усиливается активность симпатоадреналовой системы, пик ее активности приходится у мальчиков на 14 лет, а у девочек на 12-13 лет. Ее понижение происходит к 17--18 годам. Временное повышение активности симпатического звена вегетативной регуляции обеспечивает в подростковом возрасте адекватное энергообеспечение и быструю адаптацию различных систем организма к внешним условиям. Такое положение вещей биологически целесообразно в период интенсивного роста и развития. Процесс полового созревания проходит под контролем центральной нервной системы и желез внутренней секреции. Так как гипоталамус - высший вегетативный центр нервной системы, он управляет состоянием гипофиза, а он, в свою очередь, контролирует деятельность всех желез внутренней секреции.

Половое созревание - стадиальный процесс, соответственно, возрастные изменения в состоянии нервной системы подростков развиваются постепенно и имеют определенную специфику, которая обусловлена динамикой полового созревания. Подобные изменения находят отражение в психике и поведении подростка. В функционировании нервной системы также наблюдаются специфические для каждого этапа изменения. Значительное повышение активности подкорковых структур приводит к сдвигам в балансе корково-подкорковых отношений. Такие процессы находят свое отражение в изменении биоэлектрической активности мозга и способствуют преобладанию возбуждающих влияний подкорки. В результате, на второй и третьей стадиях, могут наблюдаться некоторая слабость тормозных процессов, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, чрезмерная активность. Последнее выражается в том, что младшие подростки нередко проявляют двигательную расторможенность, неусидчивость, эмоциональную реактивность, конфликтность и агрессивность.

В связи с ослаблением контрольных функций коры страдает вся система произвольной регуляции психической деятельности и поведения, а это, тем самым, сказывается не только на состоянии произвольной регуляции поведения, но и на протекании когнитивных процессов, главным образом на восприятие и внимании. Для младших подростков характерна тенденция к обобщению поступающих из внешнего мира раздражений. Подростки не могут порой поддерживать произвольное внимание и состояние бдительности, также увеличиваются латентные периоды ответных реакций, речь подростков замедляется, а ответы становятся более стереотипными. В начале полового созревания высокий уровень подкорковой активности приводит к отрицательным сдвигам в работе мозговых систем, ответственным за реализацию когнитивных функций. Тем не менее, речь в данном случае идет только о временных функциональных изменениях, обусловленных нарушением корково-подкорковых отношений и ослаблением управляющей функции фронтальных отделов коры мозга. На четвертой и пятой стадиях полового созревания возрастает активность половых желез, а также тормозится активность гипоталамуса и гипофиза. На протяжении всего подросткового возраста сохраняются позитивные тенденции морфофункционального созревания мозга, в первую очередь ассоциативных отделов коры мозга. А они создают условия для дальнейшего прогресса в психическом развитии в юношеском и взрослом возрастах.

Существует некоторая разница между маленькими школьниками и подростками - это способность к рассуждениям. Подростковый возраст отличается переживанием множества проблем, споров и рассуждений. Дружба для подростка - значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их уроков в школе состоит в основном из рассуждений и доказательств. Подростки имеют репутацию спорщиков, причём споры в основе содержат доказательство их собственных положений. Мышление до такой степени активно в этот период, что создается впечатление о споре ради спора и рассуждение ради рассуждения. В старших классах интеллектуальная деятельность переходит все больше к мышлению в понятиях. Это центральное явление для переходного возраста, а кризисы, присущие большинству современных теорий переходного возраста, объясняются в первую очередь тем, что образование понятий представляет собой сложный процесс.

Перемены, совершающиеся в мышлении подростка - это в огромной степени перемены внутреннего, интимного структурного характера.

В основе развития мышления в эпоху полового созревания стоит образование понятий. Этот процесс вводит революционные изменения в области содержания и в области форм мышления. Именно высшие формы мышления раскрываются в своём значении перед подростком. Ум подростка стремится к таким учениям, как например философии естествознания, происхождения мира, человек. На второй план отходит интерес к историческим конкретным рассказам, на их место встает политика, например. Понятие, как важнейшее средство познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка.

3. Особенности формирования и развития интересов, роль це нностей в подростковом возрасте

Подростковый возраст - возраст, в период которого происходят перемены в учебной деятельности школьника. Заметно усиливается сознательное отношение подростка к учениям, на это влияет положительное отношение к настоящим и глубоким знаниям. Сам процесс овладения основами наук формирует и развивает интересы подростков, в первую очередь познавательные. Интересы способны приобретать виды серьезных увлечений и даже порой вредят остальным видам занятий. Чересчур активное стремление познать больше, приводит к нестойкости интересов подростков. Характер, любознательность, форма труда требуют о подростка дополнительной организованности умственной деятельности. Способность подростка к более сложному аналитическому и синтетическому восприятию способствует изменению памяти и внимания, усиливаются произвольные стороны этих функций. У подростков появляется способность к применению специальных приемов запоминания, их память и внимание становятся организованными и управляемыми процессами. Механическое запоминание материала переходит к логическому и осмысленному запоминанию. Неоднородно изменяется в подростковый период внимание: оно все больше отличается произвольностью, но с другой стороны - переживания и депрессии подростка создают нестойкость внимания, способствуют быстроте отвлечения.

В подростковый период жизни также терпит изменения умственная деятельность. Основы наук, которые изучаются в школе, построение учебных курсов требуют изменений к способностям освоения знаний. Необходимыми становятся способности сравнивать, размышлять, обобщать, заключать, доказывать и абстрагировать. Активное проявление способности к абстрактному мышлению с каждым годом нарастает. Также под влиянием учебных и воспитательных работ, познания основ наук у подростков формируется и затем ярко проявляется способность к определенному виду деятельности.

Основная характеристика протекания подросткового возраста - это самоопределение, в первую очередь профессиональное. Главное свойство выбора профессиональной деятельности для подростка это ее престиж, то есть внешняя сторона вида деятельности. Однако, формирование познавательных интересов и профессиональной склонности личности служат основой для адекватного профессионального выбора. Интерес - активная познавательная направленность человека на предмет. Подростки сталкиваются с профессиональным интересом, который включает три компонента: эмоциональный, интеллектуальный и волевой. Например, положительное отношение к профессии открывает компонент эмоций. Проявление эмоций связано с освоением профессий, переживаниями и перспективами работы. Значение и смысл профессиональной деятельности охватывают интеллектуальный компонент. Волевой компонент активизирует внутреннюю мобилизацию для преодоления трудностей связанных с освоением профессий. Все компоненты взаимосвязаны, но вполне один из них может доминировать в определенный момент. Чем больше возникает интерес к процессу деятельности и результату, тем успешнее происходит преодоление трудностей на пути подростка. Существует несколько этапов в процессе становления и развития интересов. В возрасте 13 лет интересы легко изменяемы и не связаны с психологическими особенностями, а также являются на данном этапе преимущественно познавательными. В возрасте 15 лет отмечается повышение интересам, их интеграции. В возрасте 17 лет повышается интеграция процессов, объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливается связь с индивидуальными и психологическими свойствами. Далее формируется этап начальной профессионализации, то есть сужается круг познавательных интересов. Самыми важными психологическими предпосылками успешного профессионального самоопределения является интеллектуальный потенциал, эмоциональная зрелость, адекватная самооценка.

Подростковый возраст - критический возраст для периода формирования личности и интенсивного формирования ценностей личности. Ценности формируются под влиянием уровня умственного развития, способности воспринимать и оценивать нормы и поступки, а также зависят от эмоционального развития и личного опыта, социальной среды. В социальной психологии проблема ценностей рассматривается в качестве исследования социализации индивида, адаптации к групповым нормам и требованиям. Ценности рассматриваются в роли абстрактных целей, которые нужны человеку для того, чтобы иметь начальную ступень, для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности являются регуляторами социального поведения личности и группы. Понятие "ценность" в социальной психологии тесно связано с проблемой установки. Установка - предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и определенному поведению. Некоторые исследователи относят понятие ценности к структуре мотивации. Ценности можно представить в виде источников смыслов, определяющих, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребностями и личностными ценностями человека. По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью или ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности. Изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. Ценности можно различить как фактические и признаваемые. Признаваемые ценности - это предметы или явления, которые люди определяют для себя сами. Такие ценности выполняют функции ориентиров при формировании человеческого поведения. Только признанная ценность может выступать в роли мотива поведения. Под мотивом следует понимать ту ценность, по отношению к которой деятельность направлена на утверждение этой ценности или на овладение ею. Психическая жизнь человека довольно подвижна. В связи с этим можно утверждать, что ценности непостоянны, они изменяются во времени в результате творческой деятельности людей, также как изменяются и сами люди. Существует множество определений ценностей, но все они имеют общие аспекты. Во - первых: ценности - это убеждения и мнения. Когда ценности активируются, они смешиваются с чувствами и перестают быть просто холодными идеями. Во - вторых: ценности - желаемые человеком цели и образ поведения, который способствует достижению этих целей. В - третьих: ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями. В - четвертых: они выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, событий и людей. В - пятых: Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов. В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентаций. При изучении характеристик общества, отдельных социальных групп и культуры используется термин "ценность". При изучении отдельных индивидов употребляется понятие ценностная ориентация, но также допустимо понятие ценность. Под ценностными ориентациями понимают отражение в сознании человека ценностей, которые признаются им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Таким образом, вполне можно говорить о ценностях личности, как о ее ценностных ориентациях.

Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Получая от окружающих их взгляды на обозначающие ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения.

В соответствии с усвоенной ценностной ориентацией личность осуществляет выбор определенных социальных установок: в качестве целей и мотивов конкретной деятельности с учетом особенностей конкретных ситуаций. Психологическое содержание ценностных ориентаций тесно связано с мотивационно - потребительской сферой личности. Следовательно, ценностные ориентации являются очень важным регулятором поведения и одним из факторов, определяющих поведение личности в ситуациях риска, проб или ситуациях принятия решения. Человек в различных жизненных ситуациях опирается на систему ценностных ориентаций, с помощью которой способен взвешивать ситуации, для того чтобы впоследствии принять решение действовать или нет. Поэтому процесс формирования ценностей является очень важным для успешной жизнедеятельности личности.

Впервые годы жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром только через родителей, их представления и оценки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влияние оказывают друзья, школа и сверстники. Однако, со временем подросток начинает понимать, что его личный социальный опыт не является единственным критерием окружающего мира. Он присматривается к другим ценностям и правилам, пытается постигать их в процессе общения со сверстниками. Подросток расширяет свои социальные горизонты, знакомиться с альтернативным социальным опытом, получает представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обретает собственное видение мира. Именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, испытываются на прочность.

Заключение

Подростковый возраст - это один из самых сложных и неоднозначных периодов развития в жизни человека. Определение психологического содержания подросткового возраста на сегодняшний день так и остается дискуссионной проблемой в психологии.

Главная цель подросткового возраста - его переход от детства к взрослости.

Все психологические и физические стороны развития повергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Такой процесс преобразования определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, подростковый период может иметь различное содержание и разную длительность. Не следует забывать, что ускоренное физическое развитие подростков связано с некоторыми трудностями, а это не всегда сопутствует повышение выносливости организма.

Многочисленные международные конференции, посвященные проблемам подростка, утверждают, что акселерация увеличивает дистанцию между половой и социальной зрелостью современного молодого человека. Половое созревание наступает раньше, а сроки обучения и приобретение профессии удлинились, это заставляет обратить особое внимание на воспитательную работу. Совершенно необходимо разумно направлять энергию подростка, воспитывать его эмоции.

Подростковый возраст под влиянием многих факторов: учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений начинают формироваться способности детей к определенному виду деятельности. Именно в подростковом возрасте возникают глубокие, стойкие интересы и формируется активное отношение к тому, что развивает самостоятельное и творческое мышление. Подростковый возраст характеризуется как переломный или переходный. Это самый тяжелый период в воспитательном смысле.

Социальная жизнь сегодня предъявляет к психическим возможностям подростков иные, более сложные требования, чем, например, пятьдесят лет назад. Необходимый для существования и жизни поток информации стал обильнее, жизненные впечатления намного многообразнее и богаче. Ко всему также добавился ускоренный темп жизни и усложненные условия образования. Для усвоения всех выше перечисленных, совершенно новых и сложных требований необходимо развитие интеллекта и способностей. Наряду с повышенной впечатлительностью, мнительностью, агрессивностью на фоне адаптации организма в период половой зрелости происходит нарушение виденья у подростков. Соответственно, воспитание детей в подростковом возрасте, их особенности, привычки и проблемы требуют особого внимания со стороны семьи, педагогов и психологов.

Список использованных источников

1. Абрамов Г.С. "Возрастная психология", учебное пособие для вузов - М.: академический проект, 2000 год.

2. Аверин В.А. "Психология детей и подростков", Учебное пособие - 2- е издание, издательство Михайлова, 2008 год.

3. Диагностика характера подростков, под редакцией Иванова Н.Я., 2004 год.

4. Колесов Д.В., "Учителю о психологии и физиологии подростка" - М.: просвещение, 1986. - 80 с.

5. Леонтьев А.Н., "Лекции по общей психологии" - М., 2006 год.

6. Березанская К.Б., Нуркова В.В., психология: учебник М., 2007 год.

7. Поливанова К.Н., "Психология возрастных кризисов" - М. 6 Академия, 2004 год.

8. Мерлин В.С., "Структура личности: характер, способности, самосознание", 1990 год.

9. Курышева О.А., "Динамика представлений о взрослости у детей младшего подросткового возраста", 1999 год.

10. Цукерман Н.В., "Психология саморазвития". - М.

Глоссарий

Определение

Социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта, ответственностью.

Подростковый возраст

Стадия онтогенетического развития, протекающая между детством и взрослостью, характеризующаяся качественными изменениями, которые связаны с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Мышление

Процесс моделирования запланированных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.

Состояние, во время которого существующие средства достижения цели становятся неадекватными, в результате этого возникают непредсказуемые ситуации.

Ценность

Значимость для человека определенных духовных или материальных объектов или явлений.

Чувство взрослости

Форма самосознания, являющаяся центральным новообразованием подросткового возраста.

Взаимодействие двух или более лиц, состоящее в обмене информацией, познавательного характера.

Половая зрелость

Пубертатный период, которое заключается в индивидуальном развитии животных и человека, в течении которого достигается способность к выполнению репродуктивной функции.

Отношения, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

Профессиональное самоопределение

Процесс формирования отношения к профессионально - трудовой сфере и способ ее самореализации путем согласия.

Приложени е

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика основных особенностей подросткового возраста. Исследование психологических причин отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Психолого-педагогические пути коррекции девиантного поведения и агрессивности в подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2016

    Проблема формирования и развития интересов в психологических исследованиях. Интерес как составляющая часть направленности личности. Методы формирования и развития познавательных интересов. Становление профессиональных интересов в подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Основные психофизиологические особенности подросткового возраста. Проблема акцентуаций характера в подростковом возрасте. Связь уровня выраженности акцентуаций характера, нервно психической неустойчивости и агрессии у детей подросткового возраста.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2016

    Теоретические положения формирования и развития "Я-концепции" в подростковом возрасте. Анализ кризиса подросткового возраста методом попарного сравнения. Сравнительная характеристика "образа Я" воспитанников интерната и подростков из массовой школы.

    реферат , добавлен 27.05.2010

    Психологические личностные особенности подросткового возраста. Интеллектуальное развитие младших подростков. Проблемы адаптации младших подростков, возникающие при переходе в среднюю школу. Эмпирическое исследование эмоциональных проблем адаптации.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2013

    Исследование особенностей подросткового возраста. Изучение классификации и составляющих репрезентативных систем. Анализ психологического развития подростков в свете репрезентативных систем. Связь модальности со стилями энергоинформационного общения.

    дипломная работа , добавлен 20.09.2015

    Психолого-педагогическая характеристика подросткового периода. Особенности социометрического статуса в подростковом возрасте. Исследование взаимосвязи уровня притязаний, самооценки и статусного положения межличностных отношений в подростковом возрасте.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Основные особенности подросткового периода. Бурный физический рост и половое созревание. Особенности развития личности. Подростковый комплекс. Переходный этап к взрослости. Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Кризис самоопределения.

    презентация , добавлен 18.05.2016

    Значение подросткового периода в развитии ребенка. Направления в развитии взрослости и характеристика факторов, тормозящих и ускоряющих этот процесс. Проблема акцентуации характера. Качественный сдвиг в развитии самосознания в подростковом возрасте.

    лекция , добавлен 15.09.2015

    Серьезные изменения, происходящие в организме взрослеющего ребенка в подростковом возрасте. Психологическая характеристика подросткового возраста. Ведущий тип деятельности в этом возрасте - общение со своими сверстниками. Типичность возникающих проблем.

Своего чада, особенно остро это ощущается, когда дает о себе знать подростковый возраст ребенка.

Начинается этот не простой период приблизительно в десятилетнем возрасте. Дети в этом возрасте становятся «взрывоопасными» и ранимыми, поэтому очень важно уметь правильно воспринимать проблемы ребенка и найти к нему подход.

Необходимо отметить, что специалисты выделяют младший подростковый возраст, который имеет свои особенности и является первым сигналом для родителей, что их ребенок находится на рубеже своего созревания. В этот период основные трудности наблюдаются в отношении школьника к учебе и к сверстникам.

Все это несколько усугубляется с наступлением среднего подросткового возраста, а это 12-13 лет. Хотя, однозначно сказать, когда именно наступает этот период нельзя, ведь он зависит не от календарного возраста, а от индивидуальных особенностей организма и напрямую связан с моментом наступления полового созревания подростка.

В организме ребенка происходят невероятные изменения, выражающиеся в физиологической перестройке организма. Именно в этот период наблюдаются психические и психофизиологические отклонения человека. как правило, характеризуют повышенной возбудимостью и вспыльчивостью. Подросткам в этот период свойственно придирчивое отношение к себе и своей внешности, вследствие чего понижается самооценка.

Не менее требовательными дети становятся и к своим родным, поэтому зачастую любое поведение близких вызывает в них раздражение и даже гнев, вследствие этого нарастает напряжение в отношениях и частые конфликты.

У подростка возникает внутреннее противоречие, которое связано с несоответствием действительности и его внутреннего мира. Получается, что физически он созрел и возмужал, а его статус в семье и школе не изменился, поэтому подростки начинают свою борьбу и хотят быть услышанными, чтобы их мнение и голос стал более весомым. Однако пытаются они этого добиться по-своему, как им кажется, единственно верным способом.

Подростковый возраст у мальчиков проявляется в более ребенка. Многие ребята начинают курить, ведь это взрослая привычка, по их мнению, делает их еще более самостоятельными и взрослыми. В это же время с половым созреванием приходит желание попробовать секс, особенно, если в сердце подростка поселилась которая очень часто является еще одним непростым испытанием, если она несчастливая.

Подростки объединяются и создают компании по интересам, со временем эти группы могут распадаться, а возможно станут прочной основой для дальнейшей дружбы, заранее сказать очень сложно. Увлечение ребенка и выбор компании может быть еще одной причиной ссор и непонимания между ним и родителями.

В период, когда подростковый возраст ребенка проходит свой пик, у тинейджера появляются свои увлечения, в которых он находит настоящую отдушину. Условно такие увлечения можно поделить на три вида:

Интеллектуально-эстетические увлечения (радиотиехника, музыка, история, рисование и т.п);

Накопительные увлечения (коллекционирование дисков, марок, и т.д.)

Эксцентрические (когда подросток стремится привлечь к себе внимание и отдает предпочтение экстравагантной одежде, к этому относится и модные веяния готов, эмо и т.д.).

В этот период возможно с подростком и добиться взаимопонимания. Уважительное отношение к интересам и увлечениям ребенка в таком возрасте позволит дать почувствовать ему свою значимость и авторитетность в семье.

Подростковый возраст - это не простое испытание не только для самого ребенка, но и для его родителей, ведь именно от понимания и уважительного отношения к повзрослевшему чаду зависит, как именно он будет относиться к себе, окружающим и планам на будущую жизнь и учебу.

В своей речи многие часто употребляют словосочетания «подростковый возраст» или «переходный возраст», зачастую даже не задумываясь, что это такое, чем характеризуется и когда наступает. Между тем нельзя назвать конкретные цифры, когда начинается и заканчивается этот период.

Один ребенок становится подростком в 11 лет, другой – в 13, и не годы являются главным параметром, по которому можно определить, наступил ли подростковый возраст или еще нет.

Со скольки лет начинется подростковый возраст?

Подростковый возраст, который также называют переходным, - это период взросления человека в физиологическом и эмоциональном плане, время перехода из детского состояния во взрослое. В основе этого процесса лежит половое созревание (пубертатный период). У всех оно начинается в разном возрасте: многое зависит от наследственности, образа жизни и даже питания.

У одних перестройка организма начинается в 10 лет, у других – в 13 лет, и растянуться она может на 5-7 лет или произойти стремительно за 2-3 года. Поэтому временные рамки, которые ограничивают подростковый возраст, условны. Чаще всего подростками считают девочек 10-15 лет и мальчиков 11-17 лет, так как у девочек половое созревание начинается раньше и проходить чуть более стремительно, нежели у мальчиков.

Понятие «переходный возраст» шире понятия «пубертатный период», так как включает в себя не только половое созревание, но и другие физиологические процессы и, главное, эмоциональное взросление, становление личности. Подростковый возраст принято делить на три основных этапа:

  1. Предпубертатная фаза, когда организм только готовится к предстоящей перестройке.
  2. Пубертатная фаза, когда формируются вторичные половые признаки.
  3. Постпубертатная фаза, когда завершается половое и физиологическое формирование организма.

Для родителей очень важно не пропустить момент, когда в организме их чада начнут происходить соответствующие изменения, чтобы вовремя сменить тактику поведения и обеспечить более легкое течение этого непростого периода в жизни всей семьи.

Причины переходного возраст и как можно его распознать?

Мальчик станет мужчиной, девочка – женщиной, - этот факт очевиден. Но с рождения представители разных полов отличаются лишь первичными половыми признаками. Но приходит момент, когда мозг командует старт организму, и начинается интенсивное развитие вторичных половых признаков .У девочек шире становятся бедра, формируются молочные железы, растут волосы на лобке и под мышками, появляются менструации. У мальчиков увеличивается размер яичек и полового члена, растут волосы в паху и в подмышечной зоне, шире становятся плечи, ломается и грубеет голос. Все эти изменения обусловлены усиленной выработкой гормонов.

Гормональный всплеск имеет и побочные действия. Так, интенсифицируется деятельность сальных желез, из-за чего происходит закупорка пор на лице, спине, появляются прыщи, которые доставляют подростку массу переживаний. По этой же причине может происходить увеличение не только мышечной, но и жировой массы, из-за чего подростки прибавляют в весе. Это не слишком приятное изменение их тоже сильно тревожит. Не самым лучшим образом гормональные бури сказываются на эмоциональном состоянии. Для подроста и окружающих его людей наступают не самые легкие времена.

В этот же период взрослеющий человек пытается найти свое место в мире , самоутвердиться и доказать всем свою состоятельность: учителям, родителям, сверстникам, в особенности – лицам противоположного пола, к которому испытывает все возрастающий интерес и влечение. Далеко не каждый шаг на пути к самоутверждению усыпан розами, а неудачи в этом возрасте воспринимаются особенно болезненно.

Когда признаки полового созревания налицо, родителям необходимо изменить отношение к подростку и свое поведение, иначе конфликта не избежать. Недопустимо оставлять ребенка один на один с проблемами, которые его тревожат, и уж тем более обвинять его в том, что он стал нарушителем спокойного течения жизни в семье. Подросток не меньше младшего школьника нуждается в любви и еще больше – в уважении.

Психология переходного возраста

Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он видит, какие изменения происходят с его организмом, но испытывает в связи с этим противоречивые чувства. С одной стороны, он понимает, что становится похожим на взрослых, и что процесс этот – естественен. С другой стороны, его пугают происходящие изменения, он стесняется их, особенно если пубертатный период у него наступил чуть раньше, чем у его сверстников. Он пытается «замаскировать» изменения под модной, как у всех одеждой, зачастую эпатажной, отвлекающей внимание на себя. Он пытается идентифицировать себя с другими подростками, стараясь вести себя, как все они, одеваться, как все они.

Одновременно с желанием скрыть происходящие в нем изменения, подросток старательно пытается заявить о себе, как о личности, ни в чем не уступающей другим и даже превосходящей других. Ему нужны самая модная одежда, самые «крутые» гаджеты. Превзойти во всем: в спорте, в учебе, в покорении противоположного пола – подростки стремятся и сверстников, и родителей. При этом проигрывать они еще не научились: раньше им редко приходилось падать и ушибаться, а теперь приходится часто. В результате частых неудач ребенок может впасть в депрессию, замкнуться в себе или, напротив, стать агрессивным, озлобиться.

Причиной депрессии и комплексов могут стать и юношеские прыщи, прибавка массы тела, а также другие изменения во внешности, которые подростку кажутся «неправильными». Ему может показаться, что у него слишком большие уши или нос, что он выглядит нелепо, так как остался худым, но сильно вытянулся, «как жердь». Если учесть, что в подростковом возрасте потребность нравится противоположному полу особенно велика, и именно в этом возрасте настигает первая влюбленность, внешнее несовершенство, часто мнимое, воспринимается подростками очень болезненно. Бывают даже случаи, когда недовольство своей фигурой, наличием прыщей на лице, становились причинами суицида.

Дополнительные муки подростку приносит позиция взрослых, не желающих признавать его право принимать решения. Он хочет, чтобы окружающие воспринимали его как взрослого и для этого копирует их поведение, пытается отстоять свои права, делая все наперекор. При этом отвечать за свои поступки, в отличие от взрослых, он еще не готов, их последствий в полной мере не осознает – протестные настроения могут довести подростка до беды.

Почему трудно быть родителем подростка

В желании подростка доказать свою самостоятельность многие родители видят признак неуважения. До этого ребенок был управляем, а теперь «вышел из-под контроля». Потерю власти над своим чадом многие переживают болезненно, пытаются поставить его на место, чем только усугубляют ситуацию.

Потерю контроля над ситуацией родители могут воспринимать с тревогой не столько из-за того, что им хочется всегда быть главными и всеми командовать, как может показаться подростку, а из-за тревоги за свое чадо. Они просто боятся, что, не имея достаточно жизненного опыта, он наделает ошибок, которые потом трудно будет исправить, а может, и невозможно. Родителям непросто смериться с тем, что пришло время «разорвать пуповину» - им это по-настоящему больно.

Дополнительная сложность в том, что эмоциональное состояние у подростка неуравновешенное, они обидчивы, иногда агрессивны.

Стоит сказать, что и сами родители в это время могут переживать кризис, но только не подросткового, а зрелого возраста, и тоже находиться в эмоциональном возбуждении.

Пережить подростковый возраст сложно как самим детям, так и их родителям. Недопонимание и нежелание войти в положение друг друга может стать причиной конфликта в семье. Любовь, понимание и уважение – вот три кита, на которых зиждется семейное благополучие.

Границы подросткового возраста достаточно неопределенны (от 9-11 до 14-15 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже.

Социальная ситуация развития

Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Как указывает В.И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими .

Как мы уже отметили, подростковый возраст является по сути кризисным.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте (Л.С. Выготский).

Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

«эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;

«доминанта дали» - установка на большие масштабы;

«доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);

«доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному .

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:

1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;

2) постепенный переход к взрослой сексуальности.

2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

1) развитием способности к абстрактному мышлению;

2) расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

1) освобождение от родительской опеки;

2) постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:

1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;

2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;

3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).

Центральные новообразования

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л.И. Вожович). Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

Подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);

» ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков - «настоящего мужчины» - силу, смелость, волю и т.д.);

Взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);

Интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков) .

Ведущая деятельность

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фелъдштейн).

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированное и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Мышление

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (В.С.Мухина).

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях - языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Самосознание

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я»-идентичности. В этот период «...как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я»-идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями» .

В.И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее

Психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения - наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества .

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития детей в подростковом возрасте.

2. Характеристика новообразований в подростковом возрасте.

3. Развитие психических процессов.

4. Развитие личности подростка.

5. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

1. Назовите и охарактеризуйте внешние и внутренние предпосылки изменения социальной ситуации развития в этот период.

2. Охарактеризуйте чувство взрослости подростка как особенность личности. Приведите примеры его проявления у подростков.

3. Проведите исследование межличностных взаимоотношений в коллективе школьного класса:

А) используя методы наблюдения и беседы;

Б) используя метод социометрии. Проанализируйте полученные данные.

4. Заполните пробелы.

Кризис личности подростка связан с________ изменениями __________созреванием, поиском___________ среди других, потерей

5. Ведущая деятельность по Д.Б. Эльконину.

Выберите правильный ответ:

А) учебная;

Б) общественно-полезная;

В) интимно-личные отношения; « г) все ответы верны;

Д) правильного ответа нет.

6. Центральным новообразованием подросткового возраста считается:

А)становление самосознания;

Б) становление системы мотивов;

В) профессиональное самоопределение;

Г) все ответы верны;

Д) правильного ответа нет.

7. Проведите опрос подростков по выявлению индивидуальных качеств личности.

8. Изучите темперамент, акцентуации характера подростка в период педагогической практики (психологического практикума). Дайте советы по взаимодействию с учетом преобладающего типа темперамента и акцентуации характера (см. Диагностические методики).

9. Проведите методику «Рисунок несуществующего животного» с целью изучения личности подростка.

10. Составьте психологический портрет современного подростка.



Публикации по теме