Занятия с детьми с РАС – определяем приоритеты. Занятия с аутичными детьми в ДОО

Поведенческий аналитик о том, как мотивировать ребенка на начало занятия

Как АВА-терапевт я знаю, что иногда бывает трудно настроить ребенка, с которым вы работаете, на занятие. Возможно, вы пришли в дом родителей, а ребенок заплакал и убежал от вас. Или вы работаете с ребенком в школе или центре, ребенок приходит к вам в кабинет, начинает кричать и разбрасывать вещи. Иногда ребенок вроде бы спокоен, но как только вы пытаетесь начать занятие, появляется нежелательное поведение.

У ребенка всегда будут хорошие и плохие дни, и это нормально, если он не проявляет бурной радости при каждом вашем появлении. Однако если ребенок дает деру от вас каждый раз, когда вы собираетесь заниматься с ним, проявляет нежелательное поведение, или вам приходится физически усаживать его за работу, то что-то определенно пошло не так, и вам пора действовать. Вы не хотите начинать занятия с разозленным, перевозбужденным и плачущим ребенком, который только и думает о том, как бы сбежать.

Это важно по нескольким причинам. Во-первых, АВА-терапевты всегда должны полагаться на хорошие, близкие отношения с ребенком, в которых вы «объединяетесь с приятными стимулами». Если ребенок постоянно пытается сбежать из-за стола или от вас, то ни о каком объединении не может быть и речи, вы становитесь нежелательным стимулом для ребенка. Кроме того, трудно себе представить, что после того как вы несколько минут тащили, а то и просто несли ребенка за рабочий стол, вы сможете провести продуктивное занятие. Представьте, что ваш начальник разбудит вас посреди ночи и потребует, чтобы вы отправлялись немедленно в офис и работали. Вряд ли вы будете в наилучшем состоянии для работы. А мы хотим работать с ребенком, когда он в своем наилучшем состоянии, или хотя бы близок к нему.

Наконец, успешная подготовка ребенка к занятию учит его навыкам перехода. Переход от состояния до работы к работе — это очень серьезная перемена, и если вы научите ребенка правильно переходить к занятиям, то ему будет проще делать небольшие переходы во время терапии.

Как правило, если у терапевта есть регулярные трудности с тем, чтобы усадить клиента за стол, это объясняется одной из следующих причин: терапевт не провел правильного объединения с приятного для ребенка стимулами, родители не подготовили ребенка к занятию должным образом, или терапевт недостаточно или неправильно поощряет ребенка во время занятия.

Объединение с приятными стимулами

Построение раппорта с ребенком также известное как «объединение с приятными стимулами» — это первый и ключевой шаг в начале обучения любого ребенка с аутизмом. Объединение — это прикладная стратегия, основанная на подкреплении, во время которой терапевт развивает дружеские отношения с ребенком, используя его интересы. Такие интересы могут включать конфеты, мультфильмы, музыку, видеоигры, игрушки, физическую активность и так далее. Цель объединения в создании отношений, основанных на доверии, мотивации и взаимных интересах терапевта и ребенка.

Родители, обратите внимание — любой терапевт, который начинает работать с вашим ребенком, должен начать с объединения с приятными стимулами. Терапевт никогда не должен просто приходить и тут же предъявлять ребенку какие-то требования. Лучше потратить больше времени на объединение, чтобы потом, когда начнется работа за столом, ребенок был успешен и доверял терапевту.

Я всегда могу сходу сказать, когда объединение с приятными стимулами прошло успешно. Это значит, что перед занятием ребенок встречает меня с радостью и интересом. Это значит, что ребенок хватает меня за руку и пытается усадить меня за рабочий стол, или сам идет и садится за стол, или тут же бежит к двери, чтобы поприветствовать меня, когда я прихожу к нему домой. Это признаки успешного объединения, над которым надо работать не один раз, а постоянно. Если я давно не видела ребенка из-за болезни, отпуска и так далее, то мне нужно снова познакомиться с ним и вернуться к объединению с приятными стимулами.

Подготовка ребенка к занятию

Терапевты, вам нужна помощь родителей, чтобы ребенок был готов к занятию. Вы можете быть самым веселым и удивительным терапевтом в мире, но если вы пришли домой к ребенку, который прыгает на диване, смотрит мультик и ест шоколадку одновременно, он, вероятно, весьма огорчится вашему приходу. Как правило, хотя бы за 30-45 минут до занятия родители должны начать напоминать ребенку о занятии. Например: «Скоро надо будет выключить телевизор, потому что придет Джейн». Родители также очень вам помогут, если будут использовать визуальное расписание на день, и если ребенок будет видеть, когда именно у него будет занятие с Джейн.

Родители, позаботьтесь, чтобы ребенок был сытым, чистым и сходит в туалет перед занятием. Терапевт не должен усаживать за стол ребенка, который хочет есть, пить или промок.

Подкрепление во время занятия

О подкреплении нужно говорить отдельно, но я хочу подчеркнуть несколько важных пунктов. Очень важно сохранять баланс между поощрениями и требованиями. Слишком много требований, и у ребенка начнется нежелательное поведение, или он попытается сбежать из-за стола. Слишком мало требований, и ребенок будет отключаться, отвлекаться, дурачиться или иначе развлекать себя. Постарайтесь менять поощрения, чтобы посмотреть, ради какой награды ребенок будет охотно садиться за стол. Приходите к ребенку с сумкой поощрений и игрушек, и пусть ребенок сам отнесет «веселую сумку» в комнату для занятий. В комнате разрешите ребенку выбрать в сумке одну игрушку и отнести ее за стол. Это безболезненный и простой способ добиться сразу нескольких целей: отвести ребенка в комнату для занятий, поднять ему настроение, успокоить и обеспечить переход ребенка от перерыва к работе.

Ниже приводится кое-какая информация об объединении, которую я обычно объясняю терапевтам-новичкам:

Как терапевт вы должны в первую очередь определять, что может быть поощрением для ребенка, и ребенок должен ассоциировать вас с этими поощрениями. Это может произойти, когда вы просто будете давать ребенку желанные предметы, будете сидеть рядом, когда у него есть к ним доступ, или начнете играть с этим предметом вместе с ребенком.

Переходите к требованиям и устной речи очень постепенно, по мере того, как ребенок начнет все больше доверять вам и принимать ваше присутствие рядом. Когда даете ребенку печенье, скажите «печенье». Через какое-то время попросите ребенка повторить слово за вами. Другой способ перейти к требованиям — размещать поощрение все дальше и дальше от ребенка или требовать от ребенка речь для получения поощрения. Положите печенье в коробку, которую ребенок не может открыть самостоятельно, а когда он придет к вам за помощью, подскажите ему слово или жест «открыть», прежде чем откроете коробку. Таким образом, ребенок поймет, что у терапевта есть доступ к тому, что он любит, и терапевт начнет ассоциироваться с весельем и поощрением. Применение поощрений и объединение с ними — это необходимый первый шаг перед тем, как работать по любой программе.

Объединение — это важный навык, к которому нужно возвращаться с течением времени. Если ребенок болел, пропустил несколько недель терапии из-за отпуска, или у него появился новый терапевт, то необходимо вернуться к объединению, прежде чем начать работу. Перед началом занятия ребенок должен с готовностью подходить к терапевту, и объединение — это инструмент, который позволяет этого добиться. Когда ребенок регулярно подходит к вам, пытается контактировать с вами, хочет, чтобы вы присоединялись к его играм (особенно во время перемены), или с радостью приветствует вас, то это значит, что объединение прошло успешно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .

Многие из родителей замечали такое состояние ребенка, когда любимый человечек один на один остается в своем мире, играет только с интересующими его игрушками. Играть в одиночестве – для некоторых детей это норма. Немного рассеяны, не сразу отвечают на вопросы взрослых, не останавливают взгляд на предмете, а как бы проскальзывают мимо, не смотрят в глаза.

Самой главной проблемой в воспитании детей нередко становятся родительские ожидания. Чтобы этого не случилось с Вами, с раннего возраста своего замкнутого ребенка признайте за ним его право быть другим. Не таким, как вы, как сын вашей подруги или даже как все дети в его детсадовской группе.

И большой ошибкой будет пытаться его изменить, переделать. И даже если вы не будете пытаться изменить свое чадо, но при этом по-прежнему будете ожидать от него другого поведения, ребенок это почувствует. Почувствует ваше разочарование, которое лишь разовьет в нем комплекс неполноценности.

Так что же делать? Оставить ребенка наедине с самим собой? Не тормошить и не веселить? Нет. Ребенка нужно продолжать развивать, учитывая его врожденные склонности и особенности характера. Без должного внимания он не станет гармонично развитой личностью, а вот при грамотном подходе вырастет счастливым и реализованным человеком. И самое главное для родителей!

На первое место - не смотрите на диагноз, не оправдывайте действия ребенка, а попробуйте увидеть такого, какой он есть! Всего на всего Вашему ребенку нужно время! Больше времени на раздумье, принятия решения, принятия игры. У него есть право выбора! Поставьте себя на место ребенка. Вы же хотите то, что интересно Вам. Нужную книгу, одежду по размеру, именно такой марки автомобиль и даже определенную еду. Так дайте же право выбора и своему малышу. Дети разные по восприятию, по принятию, по своему темпераменту.

Вот тут, я предлагаю метод - игры!!! Игра - поможет раскрыть способности и лучшие навыки играющего. Заинтересовать и вовлечь, а также в процессе активировать внимание на коммуникацию, привлечение взаимодействия обеих ручек, глаз и интерес должен появляться в процессе игры.

Ребенок должен почувствовать присутствие взрослого и доверить себя партнеру. Не всегда конечно все будет проходить идеально. Предлагать свои условия и следовать им, не всем удается с первого раза. Ведь что интересно одним, абсолютно не интересно другим. Здесь, мы учитываем индивидуальное развитие ребенка, его навыки, ресурсные возможности, умение пользоваться своим телом. На первом этапе, пока он не освоил игру, ему лучше играть со взрослыми, которые должны создавать у него ощущение успешности. На втором этапе в игру можно ввести мяч, разноцветные резинки, разноцветные крышки от пластиковых бутылок и много того, что можно реализовать и сфантазировать, быстро среагировать, увидев пробудившийся интерес у ребенка.

Побывав волонтером в ЦЛП, для себя сделала вывод, что в процессе принятия игры предлагать выбор игр. Во что бы хотел (а) сначала поиграть? Самый первый, немаловажный вопрос от партнера по игре. Спокойная обстановка, чутко предлагать последующие варианты упражнений и игр. Умение пользоваться карточками PECS необходимо для общения с невербальными детьми. Опора на карточки дает возможность получить информацию наперед, предупреждает о дальнейших событиях в течении времени. Таким способом, мы подготавливаем ребенка к следующему шагу, действию.

В статье раскрываются особенности проведения индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС); рассматриваются педагогические условия, приемы проведения индивидуальных занятий.

Требования к организации и содержанию работы

Проведение индивидуальных занятий (дефектолога, логопеда, воспитателя и др.) с детьми, имеющими РАС, предполагает реализацию определенных требований к организации и содержанию работы.

1. Педагогический процесс

Весь педагогический процесс должен выстраиваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с РАС.

Следует опираться на сильные стороны в развитии ребенка, имея в виду зону актуального и ближайшего развития (например, учитывая сложности восприятия речи и выполнения вербальных заданий многими аутичными детьми, работу начинать с невербальных заданий).

Опираться на интересы ребенка в процессе планирования коррекционно-развивающих занятий (как на этапе выбора материала для отработки того или иного содержания, так и в качестве поддержки; например, за сложным и нелюбимым заданием следует любимое и интересное ребенку).

Выбирать задания по аналогии с любимыми играми ребенка, но не использовать в занятии уже знакомые. Для этого нужно определить, какие свойства выбранной игрушки, предмета ему наиболее интересны, и подобрать предметы с аналогичными критериями.

Во многих случаях, при отказе выполнить то или иное задание, постепенно включать ребенка в деятельность, предлагая ему выполнить некоторые элементы необходимого действия.

2. Структура занятия и предлагаемые задания

Требования к структуре занятия и предлагаемым заданиям.

Занятие должно иметь понятную для ребенка постоянную структуру (определенное начало и окончание, количество и последовательность заданий в занятии).

Оно должно быть сбалансированным (чередование заданий по сложности, видам деятельности, наличию собственной мотивации ребенка).

На занятиях важно использовать три типа заданий, выделяемых по конечной цели: задания, вызывающие и поддерживающие интерес ребенка к деятельности (даже когда их не удается связать с жизненными ситуациями, найти прямую связь между заданием и формированием навыков более высокого порядка); практически ориентированные задания, повышающие успешность ребенка с РАС в бытовой жизни в текущий момент; задания, содержащие компоненты, освоение которых является подготовительным для приобретения более сложных навыков.

Задание должно подходить для того, чтобы его можно было выполнять за столом (на полу); оно должно быть новым для ребенка и одновременно учитывать его особые интересы.

В занятия следует включать задания, создающие ситуации, когда ребенку для достижения значимого результата требуется обратиться за помощью к взрослому. Например, если ребенку нравится бросать мелкие детали в пластиковую бутылку, важно, чтобы такие же детали были у педагога и он по просьбе ребенка давал их по одной.

3. Приемы, виды помощи, применяемые на занятии

При проведении занятия особая роль отводится выбору формы помощи ребенку. В специальной педагогике изменение форм и объема помощи педагога ребенку в процессе занятий используется достаточно широко.

Но при обучении аутичных детей определение помощи приобретает особое значение. На первых занятиях в целях поддержания интереса к взрослому и действиям с ним, даже при выполнении простых, заведомо доступных ребенку заданий педагог часто может оказывать ему избыточную помощь, а в некоторых случаях даже выполнить за ребенка задание. Исходя из возможностей дошкольника, его интересов и поставленных педагогом задач, при выполнении действия предлагается сделать последнюю операцию (например, убрать картинку), или первую операцию (снять крышку с коробки), или одно действие в середине задания (например, выбрать игрушку). По мере адаптации к занятиям помощь сокращается и видоизменяется, т.е. происходит плавный переход к большей самостоятельности ребенка при выполнении задания.

Одной из особенностей аутичных детей является стереотипность, иначе говоря, потребность в неизменности ситуации. Поэтому создание расписаний в рамках разных подходов рассматривается как важный прием и необходимое условие для организации обучения. На занятиях с дефектологом расписание вводится тогда, когда ребенок привыкает к тому, что в этом кабинете за этим столом он совершает два-три действия, из которых хотя бы одно для него действительно приятное. В зависимости от особенностей психического развития ребенка и этапа работы можно использовать несколько видов расписания. Самое простое и наиболее часто используемое на начальном этапе — это предметное расписание (на стол выкладывают коробки с пособиями).

Уже на начальном этапе необходимо учить ребенка делать выбор, т.е. выбирать задание из двух предложенных взрослым. Чтобы занятие не теряло своих образовательных задач, важно, чтобы оба задания устраивали педагога. В дальнейшем возможен переход к расписанию занятия в виде рисунков, картинок, фото или табличек с названиями заданий.

Переход от предметного расписания к рисуночному на индивидуальных занятиях может осуществляться следующим образом. Обычно на занятии появляется задание, в процессе выполнения которого учат соотносить предмет и его изображение. Для этого предмет обводят по контуру и закрашивают в соответствии с цветом реального предмета. В зависимости от активности ребенка и его возможностей это рисунки, которые делает взрослый для ребенка, или рисунки, которые выполняются совместно. Каждый рисунок подписывают печатными буквами.

Есть дети, которым переход к рисуночному расписанию удается, только если педагог какое-то время (иногда в течение месяца и больше) использует для создания расписаний одновременно и предметы, и рисунки. Однако многие аутичные дети достаточно легко переходят к рисуночному расписанию на занятиях. По мере освоения чтения рисунки уменьшаются по размеру, изображения становятся более условными (черно-белыми, с меньшим количеством деталей), а подпись под рисунком, наоборот, увеличивается. Как правило, это происходит значительно позднее, когда ребенку нравится учиться и содержание занятий становится для него наиболее важным, т.е. после окончания начального этапа коррекционно-развивающих занятий.

Сформированные на коррекционных занятиях навыки должны отрабатываться и закрепляться в разных ситуациях: в процессе свободного нахождения ребенка в группе (наличие аналогичных игровых заданий, побуждающих к действию), проведения фронтальных занятий другими специалистами, в семье.

Специалист должен осуществлять взаимодействие с семьей на этапе постановки задач и самой коррекционно-развивающей работы как для закрепления знаний и навыков, так и для преодоления формализации в обучении и расширении практического опыта ребенка.

4. Предметно-развивающая среда

Требования к предметно-развивающей среде.

Специалистам необходимо осуществлять широкий выбор предметно-игрового материала. Для поддержания интереса к действию с предметами следует предъявлять (особенно на начальном этапе) игрушки с дополнительными сенсорными стимулами и другими характеристиками, значимыми для ребенка.

У многих аутичных детей, как правило, есть любимые игры, связанные с получением впечатлений, которые захватывают ребенка полностью. При этом он имеет четкие представления, как все должно происходить, и в такие моменты не может взаимодействовать со взрослым и не принимает никаких изменений. Более того, вмешательство взрослого в большинстве случаев вызывает негативизм и агрессию. Поэтому важно выбирать задания по аналогии с любимыми играми ребенка, но не использовать на занятии уже знакомые. Для этого нужно определить, какие свойства выбранной ребенком игрушки ему наиболее интересны, и подобрать предметы с аналогичными критериями.

Большое значение для развития восприятия отводится включению предметов натуральной наглядности, что позволяет избежать формального усвоения материала (возможность покормить рыбок в аквариуме, действовать с яблоком — с настоящим фруктом, который можно вымыть, найти на ощупь в мешочке, попробовать на вкус, а не только видеть его на фото в альбоме или на карточке лото и пр.).

Важно использовать один и тот же материал в разных заданиях и, наоборот, разный игровой материал применять в целях решения одной задачи (например, задача сличения цвета сегодня решается с помощью карандашей или кубиков, а завтра — с использованием магнитов, крупных разноцветных скрепок или прищепок и т.п.), что способствует освоению различных действий (построить башню или гараж из кубиков, прикрепить к доске рисунки при помощи магнитов, сложить в стопку и скрепить несколько карточек при помощи скрепки и пр.).

5. Структура индивидуального занятия

Ниже мы предлагаем структуру индивидуального занятия, которая используется по мере освоения ребенком учебного стереотипа.

Вводная часть

Первая часть (вводная) — введение в ситуацию занятия. Позволяет ребенку настроиться на занятие. Налаживанию взаимодействия и поддержанию интереса способствует использование сюрпризных моментов, заводных, музыкальных игрушек и др. Вводная часть способствует вызыванию у ребенка ориентировки на взрослого, его голос, инструкции; постепенному усвоению простых требований и т.п. Время, отводимоеыа вводную часть, непродолжительное — около 10-15% времени занятия. Как правило, в качестве первого предлагается интересное и довольно простое задание (для которого ребенку не нужна помощь специалиста).

Основная часть

Вторая часть (основная) — решение задач основных линий развития с акцентом на развитие познавательной, предметно-игровой деятельности. Эта часть самая большая: 50-60% времени занятия. Чтобы не перегрузить ребенка, удержать его внимание, интерес к предложенным заданиям и работоспособность, предлагаемые игры чередуются; внимание переключается с одного вида деятельности на другой. При этом более сложные задания проводятся в начале занятия (после вводного игрового задания). Между двумя-четырьмя игровыми познавательными заданиями необходимо предложить ребенку простое задание. Выбор его определяется индивидуально: для подвижного ребенка, которому трудно сидеть за столом, это может быть задание на полу; для пассивного ребенка, устающего от необходимости выполнять задания по инструкции и отвечать на вопросы специалиста, — невербальное задание: прикрепить наклейки на страницу, найти в банке с крупой стеклянные шарики и пр.

Заключительная часть

Третья часть (заключительная) — поддержание и закрепление усвоенных ранее умений и навыков. Как правило, эти задачи решаются при выполнении заданий по продуктивным видам деятельности, а также по игровому виду. В завершение подводится итог. Взрослый помогает вспомнить ключевые и эмоциональные моменты занятия (например, для ребенка с недостаточным уровнем речевого развития и формальным отношением к занятию можно предложить выложить задания в ряд, чтобы вспомнить, что делали сначала, а что потом), убрать игрушки на свои места. Заключительная часть —10-15% времени занятия.

Таким образом, структурированное, заранее продуманное индивидуальное занятие согласно описанным требованиям способствует эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с РАС.

Критерии сформированности стереотипа коррекционно-педагогического занятия

Стереотип коррекционно-педагогического занятия считается сформированным, если ребенок:

  • охотно приходит на занятие;
  • не прерывается во время занятия (не убегает, не отказывается от игровых действий и др.);
  • выполняет предложенные задания и может принимать помощь взрослого (соглашается на совместную деятельность);
  • соглашается на некоторые изменения привычного задания;
  • выделяет начало и окончание задания;
  • может сделать выбор из двух предложенных вариантов;
  • выполняет простые инструкции в привычных заданиях;
  • хотя бы кратковременно смотрит в лицо взрослому (в том числе в ситуациях, когда взрослый использует специальные приемы для привлечения внимания, например, подносит к своему лицу предмет или картинку, используемые в задании).

Постепенно, по мере того как ребенок привыкает к занятиям, охотнее выполняет новые задания, количество заданий может возрасти до пяти-шести или остаться прежним — два-три, но в этом случае увеличивается сложность заданий, а соответственно и время их выполнения.

Конечной целью посещения ДОО ребенком с РАС является обеспечение возможности максимально самостоятельного участия в общей деятельности (организованной взрослым или свободной), что важно для обучения в школе. При этом мы не рассматриваем это обучение как самоцель.

Безусловно, среди детей с РАС есть дети, которым сложно усваивать учебный материал, находясь среди других детей, а значит, должны существовать разные варианты школьного обучения, в том числе индивидуальное и дистанционное. Однако посещение детского сада для ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится важной ступенькой, позволяющей входить в мир других людей.

Специальная организация начального этапа проведения индивидуальных занятий специалистов с аутичными детьми способствует более успешному освоению ими содержания занятия, переносу знаний в новую ситуацию и включению детей с РАС во взаимодействие со сверстниками. Важность этой составляющей образовательного процесса для социализации сложно переоценить.

Источники

  1. 1. Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: Кн. для педагогов-дефектологов / Пер. с англ.; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. М.: ВЛАДОС, 2005.
  2. 2. Караневская О.В. Начальный этап коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Материалы Международной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды». М.: 2008.
  3. 3. Маккланнахан Л.И., Крантц П. Дж. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению / Пер.с англ. М.: СигналЪ, 2003.
  4. 4. Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей: Метод, разработки. М.: Теревинф, 2005.
  5. 5. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.

Браткова М., Караневская О. Методические рекомендации для организации и проведения педагогических занятий с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОО
// Дошкольное воспитание. 2015. № 5. С. 76-80.

Программа коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков для детей с расстройствами аутистического спектра 1 класс

Пояснительная записка

Что такое аутизм, аутитичный ребенок? Комплексный организм со многими неизвестными факторами развития. Его отличительной особенностью является неравномерность развития различных психических функций. Критериями диагностики этой своеобразной аномалии развития являются: нарушение социального взаимодействия и контактов с окружающим миром (нередко нарушение общения даже с родными людьми, особенно со сверстниками); специфические эмоциональные, интеллектуальные и речевые расстройства в сочетании со своеобразным стереотипным поведением.

Наиболее существенные симптомы РАС:

    одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;

    отгороженность от внешнего мира;

    сопротивление любым переменам обстановки;

    склонность к стереотипиям;

    однообразие интересов и пристрастий;

    слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

    неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

    речевые нарушения;

    повышенная тревожность;

    недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

    наличие ритуалов;

    наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим.Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

Принципы коррекционной работы

1. Взаимодействие психолога и ребенка строится в соответствии с закономерностями процесса интериоризации:

    совместное → самостоятельное действие;

    опосредованное внешними опорами → интериоризованное действие;

    развернутое поэлементное действие → свернутое действие.

2. Выстраивание задания от простого к сложному.

3. Эмоциональная вовлеченность ребенка в совместную деятельность.

4) Компактность методик и чередование разнородных заданий.

5) Отсутствие посторонних зрительных и особенно слуховых раздражителей.

6) Максимальная «персонификация» задания .

7) Плавное градуирование сложности заданий.

8) Наличие системы поощрений.

9) Использование игровых методов.

10) Адекватное дозирование игровых и неигровых (формальных) методов.

    установление эмоционального контакта с ребенком, создание комфортной психологической среды;

    учет особенностей сенсорной сферы;

    заинтересованность ребенка в выполнении требуемого действия – осмысленность деятельности для ребенка;

Цели программы:

Установление контакта со взрослыми;
- смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
-стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
-формирование целенаправленного поведения;
-преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности ребенка с РАС;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Принципы в работе с детьми с РАС:
1. Отсутствие давления, нажима, на первых порах даже прямого обращения.
2. Первые контакты строятся при опоре на собственную активность ребенка.
3. Создание и поддержание собственной эмоциональной значимости в глазах ребенка путем включения элементов контакта в привычные для ребенка моменты аутостимуляции.
4. Нельзя форсировать (работа по установлению контакта может быть очень длительной).
5. Постепенность в развитии форм контакта с обязательной опорой на сложившиеся стереотипы взаимодействия.

6. Усложнение контакта идет по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых деталей в структуру имеющихся форм.
7. Строгая дозировка контактов. Продолжение взаимодействия в условиях психического пресыщения ребенка может разрушить уже достигнутое.
8. Оберегание от ситуации конфликта после достижения аффективной связи с ребенком.
9. Помнить, что контакт не самоцель, а лишь этап на пути к совместному изучению окружающего мира.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает предпосылки для эффективной адаптации ребенка к миру. Происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Используемое оборудование.

Интерактивный стол «Смарт». Набор психолога «Пертра». Песочница.

Развивающие тренажеры «Разноцветные окошки». Подборка музыкальных произведений из диагностического набора «Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства». Краски. Пластилин. «Живой песок». Магнитный набор «Полидрон». Д/карточки Эмоции. Разрезные карточки. Развивающий тренажер «Разноцветные окошки». Тактильное домино. Интерактивные игры «Тимокко», «Игры с Тимом», «Буквы, цифры, цвет», «Возьми и сделай». «Сказки».

Примерное планирование занятий по блокам

Тема

1 блок

1.Формированнннние эмоционального контакта психологом.

2.Развитие активности.

3.Развитие контактности.

2 блок

Диагностика.

3 блок

1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация.

2.Развитие зрительного и осязательного восприятия.

4 блок

1.Развитие аналитико-синтетической сферы.

2.Развитие внимания.

3.Развитие памяти.

4.Развитие речевого общения.

5.Развитие личностно-мотивационной сферы.

5 блок

1.Развитие элементов сюжетной игры.

2.Развитие элементов подвижно-ролевой игры.

3.Развитие элементов подвижно-соревновательных игр.

6 блок

Итоговая диагностика.

Приложение

Установление контакта.

Игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Развитие активности.

Игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

Игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия .

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

Игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

Корректурные пробы. «Мишки».

Ход игры: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид мишек, а потом другой.

Таблица.

Ход игры: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход игры: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Игра «На уроке в лесной школе»

Ход игры: - Звенит звонок. (Что звенит?). В лесной школе начинается урок. (Что начинается в лесной школе?). Ученики садятся за парты. (Кто садится за парты?). Зайка открывает учебник. (Что открывает зайка?). Мишка открывает тетрадь. (Что открывает мишка?). Белка открывает дневник. (Что открывает белка?). Ёжик берёт ручку. (Что берёт ёжик?). Лисичка берёт карандаши и альбом. (Что берёт лисичка?). Учитель – ворон сказал: «Тихо, дети, начинаем урок!». (Что сказал ворон? Кем был ворон?). Как надо вести себя на уроке?

Развитие речевого общения .

Позови мячом.

Ход игры: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход игры: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Игра «Что Нина делать умела»

Ход игры: - Жила-была девочка Нина. (Как звали девочку?). Нина маленькая, но уже многое умеет делать. Есть у Нины глаза, уши, руки, пальцы, ноги. Глаза видят. (Что дают глаза?). Уши слышат. (Что делают уши?). Руки играют, несут. (Что делают уши?). Пальцы пишут, рисуют. (Что делают пальцы?). Ноги идут, бегут, стоят. (Что делают ноги?).

Развитие личностно – мотивационной сферы

Игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Игра «Как Ава с кисой играли в прятки»

Киса Муся и собака Ава любили играть в прятки. (Кто любил играть в прятки?). Муся спрячется и кричит Аве: ищи ! (Кто прячется? Что кричит киса?). Ава отвечает: я иду искать! я ищу! (Что отвечает Ава?). Ава увидит, где спряталась киса и кричит: я нашла! (Что кричит Ава?). Потом прячется Ава. (Кто прячется?). Так Ава и Муся играют. (Что делают Ава с Мусей?).

Развитие элементов подвижно – ролевой игры .

Игра «Считалочка»

Я, ты, мы, вы,

Он, она, оно, они

Мы смеёмся, мы считаем,

Мы играем, водишь ты!

Игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие элементов подвижно – соревновательных игр.

Игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
3. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981. 4. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1989. 5. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991. 6. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.

В феврале члены «Ауры» имели неоценимую возможность побывать на семинаре по для детей с РАС в новосибирском АВА-центре «Мозаика». Ведущим семинара был Дэвид Геслак- всемирно известный тренер, физиолог, директор спортивного центра «Excercise Connection» для молодых людей с нарушениями развития в Чикаго, штат Иллинойс. Огромное количество столь неоценимой информации он обобщил и изложил в удобной и доступной форме.

Дэвид не меняет индивидуальную структуру занятий с детьми никогда, но меняет ее наполнение. Первым и обязательным является ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА , не сомневаюсь, что все вы понимаете важность этого навыка. Ребенок сможет в дальнейшем показать, где болит, легче сможет выполнять инструкции, в которых требуется использование частей тела, даже логомассаж и гимнастика поддадутся вам легче.

Во-вторых, проводится РАЗМИНКА и упражнения на осанку, далее – на МОТОРНУЮ КООРДИНАЦИЮ . Самое простое в данном направлении – это ловить мяч разного размера, летящий рядом с правой и левой половиной тела, стоя на полу или сидя на фитболе. Конечно же, в-четвертых, используются упражнения на УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ , здоровый и крепкий мышечный корсет – это здоровье всех суставов, внутренних органов, большая выносливость. Упражнения выполняются правой и левой стороной тела, а также перекрестно, поступенчато вводятся и, в дальнейшем, усложняются.

Выполнение упражнений начинается с социальной истории, простой и понятной, от первого лица, в настоящем времени и, обязательно с картинками. В работе Дэвид всегда использует протокол «сначала-потом», визуальное расписание, визуальные подсказки, видеомоделирование и выполнение по примеру (сделай как я). Карточки ПЕКС являются неотъемлемой частью работы с невербальными детьми, все его инструкции короткие и четкие, в зале нет раздражителей в виде зеркал и яркого света. Дэйв считает крайне необходимым закреплять инициативность и самостоятельность учеников, поэтому вид выполняемого упражнения они выбирают сами, как и последовательность, и количество повторений. Цель Дэвида – сделать выполнение упражнений мотивационной деятельностью, то есть тем, что ребенок хочет делать безо всяких поощрений.

Команда тренеров и педагогов центра постоянно наблюдают за детьми. На семинаре Дэвид поделился результатами одного такого исследования: «Выполнение упражнений в течение 10 минут позволяют на 60 минут снизить эпизоды вокализаций и стереотипий».
Далее он пояснил, что упражнения выполняются в НИЗКОМ темпе! И это важно. Добиться правильного выполнения — это безусловно плюс. Но добиться медленного выполнения можно только благодаря работе с САМОКОНТРОЛЕМ. Что и происходит в случае с вокализациями. Стараясь себя контролировать, дети учатся социально приемлемому поведению.

Родители, пришедшие к пониманию необходимости АВА или Прикладного Анализа Поведения в работе со своим ребенком, сейчас прочитали много знакомого, а главное – важного в повседневной жизни, ведь все мы можем включить адаптивную физкультуру в ежедневное расписание ребенка. Выполняя упражнения, помним о принципах АВА. Ребенок должен быть УСПЕШЕН! Даже спокойное сотрудничество с вами — это уже результат. О работе с поощрениями тоже не стоит забывать.

Индивидуальный комплекс упражнений вы можете составить из таких дисциплин, как ЛФК, Семейная Мягкая Школа, сенсорная интеграция, нейродинамика.

Ребенок у меня очень подвижный, прыгучий, постоянно куда-то летящий сломя голову. При всем при этом, выполняя со мной разминку, ОН НЕ МОГ дифференцировать движение головы от движения всего тела, движение кисти от движения всей руки, движение стопы от движения всей ноги, у него проблема с растяжкой, гибкостью, движения грубые, неловкие. Части тела в свои 6,5 лет он знает только основные. Такие как «ЛОКТИ, КОЛЕНИ и так далее» дается ему пока с помощью визуальных подсказок. 3 раза в неделю мы занимаемся в центре с АВА-терапистом, логопедом и психологом. После полученных знаний о системном подходе в адаптивной физкультуре, я увидела реальную необходимость включения и этого пункта в план занятий сына. Ведь развив крупную моторику, восстановив пробел в этой части нейронных связей, абсолютно точно будет результат в работе с высшими функциями мозга.

У Дэвида на канале youtube очень много бесплатных видео, где мы можем видеть его подопечных. И глядя на них, понимаем, что мы очень хотим такого будущего и для своих детей, такого уверенного управления телом, формирования мысли, и, конечно же, более высокого уровня жизни и самостоятельности.

Текст Панова Светлана



Публикации по теме