Воспитание девочек на руси. Любовь в древней Руси

На Руси говорили «Отец бережет дочь до венца, а муж до конца».

Воспитание девочек и мальчиков сильно различалось у наших предков. Мальчиков воспитывали как добытчиков, а девочек как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, ЦЕЛОМУДРИЮ.

Родители были обязаны научить девочка «хранить чистоту свою для мужа своего». «Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее».

Девочки с детства помогали по хозяйству. Они присматривали за младшими детьми, помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери, которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить, вести хозяйство. Готовили к основной роли женщины. Роли ЖЕНЫ и МАТЕРИ.

Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами. Девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного. Обряды касались и внешнего вида девушек.

Например, девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки).

До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: „Вскочи, дитятко, вскочи, милое“. Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: „Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!“ Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.

Все детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу.

На Руси говорили » Отец бережет дочь до венца, а муж до конца". Девушка должна была почитать мужа, который был главой семейства. И то, чему ее научили родители она передавала своим детям, внукам.

Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразными.

В сис-те-ме ду-хов-ных цен-но-стей сла-вян со-хра-не-ние пле-ме-ни бы-ло ос-нов-ным по-ня-ти-ем. Жизнь от-дель-но-го че-ло-ве-ка все-це-ло за-ви-се-ла от се-мьи, об-щи-ны и пле-ме-ни. Ук-лад жиз-ни сла-вян оп-ре-де-лял тра-ди-ции в вос-пи-та-нии де-тей, нрав-ст-вен-ные цен-но-сти, пе-ре-да-вае-мые из по-ко-ле-ния в по-ко-ле-ние.

В дох-ри-сти-ан-ской Ру-си вос-пи-та-тель-ные ме-то-ды бы-ли тес-но свя-за-ны с язы-че-ски-ми пред-став-ле-ния-ми о при-ро-де и ок-ру-жаю-щем ми-ре. Вос-пи-та-ние бы-ло на-прав-лен-но, пре-ж-де все-го на то, что-бы раз-вить в ка-ж-дом ре-бен-ке важ-ные и по-лез-ные для об-щи-ны ка-че-ст-ва ха-рак-те-ра, та-кие как тру-до-лю-бие, че-ст-ность, ис-пол-ни-тель-ность, ува-же-ние к стар-шим и т.д. Че-рез тра-ди-ци-он-ные об-ря-ды и фольк-лор ре-бе-нок учил-ся ос-но-вам раз-лич-но-го ви-да дея-тель-но-сти, уз-на-вал при-ро-ду и ок-ру-жаю-щий мир.

Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода. Тем не менее, особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше (обычно это делали с мальчиками 1-3 лет). Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет.

О де-тях за-бо-ти-лась вся се-мья, и опе-ка это на-чи-на-лась за-дол-го до его по-яв-ле-ния на свет. Из-древ-ле чле-ны сла-вян-ской се-мьи ста-ра-лись ог-ра-дить бе-ре-мен-ную жен-щи-ну от вся-ких на-пас-тей. На-при-мер, в по-след-ние пе-ред ро-да-ми ме-ся-цы жен-щи-ну да-же не вы-пус-ка-ли из до-му, по-то-му что в до-ме она на-хо-ди-лась под опе-кой до-мо-во-го и свя-щен-но-го ог-ня до-маш-не-го оча-га. Да и во-об-ще, бо-ясь сгла-за, да-же сам факт бе-ре-мен-но-сти жен-щи-на пы-та-лась скрыть по воз-мож-но-сти доль-ше, а срок ро-дов хра-ни-ла в стро-жай-шем сек-ре-те. Но са-ма бе-ре-мен-ная счи-та-лась лю-би-ми-цей бо-гов и мог-ла при-но-сить сча-стье и уда-чу. Жен-щи-ну, жду-щую ре-бен-ка, ино-гда спе-ци-аль-но при-гла-ша-ли в сад и уго-ща-ли яб-ло-ком. Со-глас-но при-ме-там, ес-ли бе-ре-мен-ная от-ве-да-ет яб-ло-ко с мо-ло-дой яб-ло-ни, де-ре-во весь свой век бу-дет бо-га-то пло-до-но-сить.

Про-цесс ро-ж-де-ния сла-вя-не счи-та-ли один из са-мых са-краль-ных со-бы-тий. Они ве-ри-ли, что ро-ж-де-ние, как и смерть, на-ру-ша-ет тон-кую грань ме-ж-ду ми-ром жи-вых и мерт-вых лю-дей. По-это-му ро-ж-де-ние ре-бен-ка счи-та-лось опас-ным де-лом не толь-ко для ма-те-ри и но-во-ро-ж-ден-но-го, но и для всех ро-ди-чей. По этой при-чи-не жен-щи-на не ос-та-ва-лась ро-жать до-ма, что-бы не на-вре-дить ос-таль-ным. Она ча-ще все-го ухо-ди-ла в лес или хо-тя бы в дру-гое по-ме-ще-ние, на-при-мер, в ба-ню.

Су-ще-ст-во-ва-ло мно-го обы-ча-ев и об-ря-дов, цель ко-то-рых бы-ла по-мочь жен-щи-не в ро-дах. На-при-мер, что-бы те-ло ма-те-ри лег-че рас-кры-ва-лось, и ре-бе-нок бы-ст-рее ро-дил-ся, ро-же-ни-це рас-пле-та-ли во-ло-сы. Да-же в до-ме от-кры-ва-ли все ок-на и две-ри, раз-вя-зы-ва-ли уз-лы и от-пи-ра-ли зам-ки. В ро-дах бу-ду-щей ма-те-ри обыч-но по-мо-га-ла опыт-ная жен-щи-на, ко-то-рая са-ма уже име-ла не-сколь-ких здо-ро-вых де-тей. Не ред-ко на ро-дах при-сут-ст-во-вал и муж, это бы-ло обыч-ным де-лом и счи-та-лось, что нет ни-че-го дур-но-го в том, что ря-дом со стра-даю-щей жен-щи-ной на-хо-дит-ся лю-бя-щий и на-деж-ный че-ло-век.

Ес-ли ро-ж-дал-ся маль-чик, то пу-по-ви-ну пе-ре-ре-за-ли на то-по-ри-ще или стре-ле для то-го, что-бы он рос хо-ро-шим охот-ни-ком или мас-те-ро-вым. Ес-ли по-яв-ля-лась на свет де-воч-ка, то пу-по-ви-на от-се-ка-лась на ве-ре-те-не, что-бы де-воч-ка рос-ла тру-до-лю-би-вой ру-ко-дель-ни-цей. Пу-пок ре-бен-ку пе-ре-вя-зы-ва-ли льня-ной нит-кой, ку-да впле-та-лись во-ло-сы от-ца и ма-те-ри.

Гла-ва се-мей-ст-ва брал на ру-ки но-во-ро-ж-ден-но-го и по-ка-зы-вал его Не-бу и вос-хо-дя-ще-му Солн-цу, что-бы жизнь ре-бен-ка бы-ла дол-гой. За-тем мла-ден-ца по-ка-зы-ва-ли Ог-ню оча-га и рас-ту-ще-му ме-ся-цу, что-бы ма-лыш рос креп-ким и здо-ро-вым. По-том отец при-кла-ды-вал сво-его ре-бен-ка в Зем-ле-Ма-туш-ке и оку-нал его в Во-ду. Та-ким об-ра-зом, но-во-ро-ж-ден-ный пред-став-лял-ся всем Бо-же-ст-вам Все-лен-ной, все-му Ми-ру, Кос-мо-су и от-да-вал-ся под их по-кро-ви-тель-ст-во.

По-том ре-бен-ку да-ва-ли имя, од-на-ко оно хра-ни-лось в стро-жай-шем сек-ре-те. Сла-вя-не счи-та-ли, что имя во мно-гом оп-ре-де-ля-ет судь-бу че-ло-ве-ка. Имя нуж-но бы-ло обе-ре-гать от злых ду-хов и не-до-б-рых лю-дей, по-это-му у сла-вян дол-гое вре-мя су-ще-ст-во-вал обы-чай двой-ных имен: од-но имя тай-ное, да-ва-лось при ро-ж-де-нии, а дру-гое имя бы-ло мир-ским.

Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.

От груди ребенка в Древней Руси отлучали не постепенно, а в один день. В этот же день было принято гадать о будущем малыша. Перед ребенком на полу раскладывали разные предметы: хлеб, веретено, деньги, ножик и смотрели, к чему потянется кроха.

Вос-пи-та-ние ре-бен-ка рас-смат-ри-ва-лось как про-цесс его взрос-ле-ния, ко-то-рый про-хо-дил в не-сколь-ко эта-пов: "мо-ло-дой" — 3-6 лет-нее ди-тя, "ча-до" — 7-12 лет-ний ре-бе-нок, "от-рок" — под-рос-ток 12-15 лет.

Де-ти до 3-4 лет на-хо-ди-лись под опе-кой ма-те-ри. Роль ма-те-ри в вос-пи-та-нии на про-тя-же-нии все-го пе-рио-да дет-ст-ва бы-ла весь-ма важ-ной. Вот от-че-го всту-пив-ше-го во взрос-лую жизнь че-ло-ве-ка на-зы-ва-ли "ма-тё-рым", то есть вос-пи-тан-ным ма-те-рью.

Мальчиков воспитывали быть настоящими мужьями. И для этого необходимо было развивать два основных качества.

Первое - мужчина должен уметь защищать свою женщину. Защищать физически: если нападали враги, он должен был уметь постоять за жену и семью. Защищать материально: мальчики с детства понимали, что на них вся ответственность по содержанию семьи, это было естественно. И защищать психологически.

Что значит защищать психологически?

У женщин очень активный ум, и настроение может меняться ежеминутно. И мужчине важно быть твердым в те моменты, когда женщина закатывает истерику. Он не должен истерить вместе с ней. Мужчине важно понимать, что женщине без его помощи трудно с собой совладать, он должен уметь ее успокоить, его обязанность - защитить женщину от ее беспокойного ума, дать заботу и поддержку.

И второе качество настоящего мужа - умение контролировать свои чувства. Особенно, что касается других женщин. Мужчина должен быть верным своей жене и не обижать ее, заглядываясь на соседок.

Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, целомудрию.

Девочки с детства помогали по хозяйству. Они присматривали за младшими детьми, помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери, которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить, вести хозяйство. Готовили к основной роли женщины.

Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами.

Так девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного.Обряды касались и внешнего вида девушек.

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу — вскочу, не хочу — не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу.

Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные Вселенские силы не только для себя, но и для будущего peбенка.

Образование по — древнерусски

В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди настолько уважали ученость, что даже в старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

Археологами найдено множество берестяных грамот, на которых учились писать наши предки: дети тренировались изображать отдельные буквы, потом запоминали всю азбуку, затем они писали слова. Иногда родители чувствовали, что их ребенок очень талантлив и смышлен, и потому знаний, полученных в семье, ему явно недостаточно. Такого малыша отдавали в учение к человеку, владевшему книжной премудростью. Это своеобразное «высшее образование»: от современного оно отличалось тем, что у наставника был только один ученик, а значит, все драгоценные знания, весь свой опыт учитель стремился вложить в сознание единственного человека.

Столетиями русским внушали, что письменность «диким язычникам» дали «добрые греки» — монахи Кирилл (Константин) и Мефодий. Но и теперь мы имеем массу данных, что славяно-русы имели свою письменность задолго до крещения.

Например, найдено два древнерусских меча (дохристианской эпохи), на них славянские надписи - видимо, имена кузнецов, «Людота Коваль» и «Славимир».

Ещё одно материальное свидетельство о существовании славянской письменности — это надпись на знаменитой «гнездовской корчаге» середины 10 столетия (она найдена в одном из Гнездовских курганов в 1949 году Д. А. Авдусиным). Надпись состоит из одного слова «гороушна» (видимо, горчица), процарапанного на поверхности уже обожженной корчаги. Есть и другие материальные доказательства, так в Новгороде найдена деревянная бирка с надписью, в слоях X века.

Таким образом, наши пращуры были весьма развитым народом, имели свою державу, цивилизацию, задолго до крещения.

// Июль 31, 2013 // Просмотров: 6 209

Традиция регулярно бить жену появилась на Руси с принятием христианства. В языческий период женщина была более равноправным членом общества, чем в христианский. Женщины до XI века оставались под защитой своих близких родственников (отца и братьев), даже если вступали в брак. И те горой стояли за любимую дочь и сестру. Это не относилось только к украденным или купленным женам, которые в семьях супругов существовали на положении рабынь.

Женщины, вступившие брак по собственному согласию или договору между родителями, обладали многими правами. Могли даже «развестись» - уйти от мужа, если не были удовлетворены браком. Роль женщины отражалась и в наличии божеств женского рода: Лада – богиня любви и брака, Макошь - богиня прядения, рожаницы – божественные посланницы, определявшие судьбу ребенка при рождении.

После крещения Руси

Вместе с крещением Русь приняла и новую мораль, которая самым невыгодным образом сказалась на судьбе русской женщины. С принятием монотеизма и установлением главенствующей роли мужчины женщина в семье стала восприниматься как существо в какой-то степени неполноценное, неразумное, как дитя. Муж должен был буквально опекать жену, заботиться о ее нравственности и «спасении души».

Эта забота должна была выражаться в строгости и регулярных побоях. Аналогичным образом воспитывались и дети. Во многом такой стереотип поведения был внушен церковниками, которые в Средние века усматривали в женщине корень всех зол, дьявольский соблазн и источник нечисти. Чтобы душа женщины не попала в ад, муж был просто обязан регулярно «наущать» ее «битием».

Телесные наказания считались чем-то вроде профилактической работы. Они должны были выбить из женщины все те пороки, которыми она по определению была наделена с рождения. Если мужчина бил супругу, значит, заботился о спасении ее души от адского пламени. Сами женщины так усвоили этот урок, что отсутствие побоев воспринимали как признак отсутствия мужниной любви и заботы. Такие законы семейной жизни были отражены в известном литературном памятнике «Домострое».

Как бить жену

«Домострой» был создан неизвестными авторами приблизительно в XV-XVI веках в Новгородской республике. По мнению исследовавших этот документ Александра Сергеевича Орлова, Сергея Михайловича Соловьева и других русских литературоведов и историков, «Домострой» стал результатом труда множества священников, «учителей народа», и одновременно квинтэссенцией моральных норм общества того периода.

В этом документе делу «воспитания жены» посвящена не одна глава. Анонимный советчик поучает добропорядочных мужчин, как правильно бить жену, чтобы не наносить ей тяжелые увечья. Мужчине не рекомендовалось бить женщину по глазам, ушам и другим важным частям тела, чтобы не сделать супругу калекой. Также не следовало использовать для «воспитания» тяжелых и особенно металлических предметов, поскольку все это может привести к инвалидности.

Физические методы воспитания по «Домострою» полагалось применять не только к женам, но и к детям, слугам и нерадивым работникам. Регулярное поколачивание всех этих людей – иногда просто так, в профилактических целях – было святой обязанностью мужчины, как главы семьи. Таким образом он, как прилежный пастырь, заботился о своем «стаде».

Не бьет – значит, не любит

Именно так воспринимали русские женщины более лояльное к себе отношение. Сейчас это может показаться странным и диким, но нельзя забывать, что женщина воспитывалась в патриархальном обществе. Всю ее жизнь регулировали суровые законы семьи, рода. Русские женщины в подавляющем большинстве своем были необразованными, с узким кругозором. Им и невдомек было то, что жить в семье можно как-то иначе. Да и примеров таких не было.

Если женщине случалось – крайне редко – выйти замуж за иностранца, она вполне естественно воспринимала отсутствие побоев со стороны мужа как признак его нелюбви. Со временем в обществе было забыто исконное значение телесного наказания как способа воспитания «в страхе божьем». Мужчины стали бить жен просто из ревности или своеволия. Хуже всего, что сами женщины по-прежнему воспринимают такое поведение как норму и годами терпят рукоприкладство.

Мнение психологов

В русском обществе очень сильны традиции. Даже самые дикие и абсурдные. Память предков диктует русским женщинам молча терпеть побои и не выносить проблему на суд публики. Это меньше принято в интеллигентных семьях; чаще встречается в низших слоях населения. В последних регулярные побои могут быть отягощены пьянством и часто накладываются на другие виды насилия (моральное, сексуальное).

Как бы женщины ни считали, что «бьет – значит, любит», насилие – это только насилие. Зачастую опустившийся мужчина продолжает жить с давно нелюбимой женщиной и при этом бить он ее тоже продолжает. Ни о какой любви в таких семьях речи даже не идет. К тому же в огромном количестве случаев побои заканчиваются убийством. Ежегодно от рук своих мужей гибнет более 10-ти тысяч россиянок.

Плоды такой «любви»

От домашнего насилия страдают и дети. Даже не будучи прямыми жертвами побоев, они вырастают морально ущербными. Психологи называют это отклонение Стокгольмским синдромом. Он выражается в неспособности человека, который в детстве подвергался любому виду насилия, противостоять ему во взрослой жизни. Это касается и ситуаций, когда ребенок регулярно наблюдает избиение своей матери.

Такой человек становится беспомощным перед агрессором. Иногда он не только не может защитить себя, но еще и попадает в моральную зависимость от насильника. Если к ребенку, как и к его матери, применялось насилие, он точно так же вырастает с психическими отклонениями того или иного рода.

В зависимости от типа личности и силы нанесенной травмы у жертв насилия может развиться целая гамма отклонений: тревожное расстройство, маниакально-депрессивный психоз и пр. Девочки, выросшие в таких семьях, перенимают манеру поведения матери и вырастают уже сложившимися жертвами. Интуитивно они находят себе и соответствующего партнера, склонного к насилию. Так образуется очень крепкая связь «жертва – тиран», которая нередко обрывается только со смертью жертвы.

С мальчиками все еще сложнее, потому что они могут повторять модель поведения отца. Это не 100%-ная закономерность, но очень часто мальчики, выросшие в обстановке жестокости и насилия, сами становятся крайне жестокими. Если подобное «воспитание» накладывается на определенные психологические особенности личности, общество получает готового маньяка-убийцу. Едва ли такие люди могут считаться «плодами любви».

Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается."Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Детей учили подчиняться родительской воли и почитать старших. Девочек и мальчиков сильно различалось. Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию,почтению к старшим, целомудрию. Родители были обязаны научить девочка "хранить чистоту свою для мужа своего". "Домострой", по которому тогда жили люди требовал от главы семейства: «Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее». Девочки с детства помогали по хозяйству.

Они присматривали за младшими детьми,помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери,которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить,вести хозяйство. Готовили к основной роли женщины. Роли жены и матери. Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами. Так девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного. Обряды касались и внешнего вида девушек. Например девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу. На Руси говорили " Отец бережет дочь до венца,а муж до конца".Девушка должна была почитать мужа, который был главой семейства. И то,чему ее научили родители она передавала своим детям, внукам.

Любое древнее общество - это доминирование мужчин, и если отстраниться от истории Древней Руси, то, к примеру, Древний Рим, Древний Египет, Древний Восток или Греция, также выстроены по общественным принципам, в которых женщине отводилось второстепенное положение. Что касается положения женщины в Древней Руси , то, к примеру, в древнейшем летописном своде "Повести Временных лет" сообщений, связанных с представительницами слабого пола, в пять раз меньше, чем посвященных мужчинам. Женщины и дети в древнерусском обществе рассматриваются как дополнение к мужчине. Именно по этой причине на Руси девицу до замужества часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме, например "Володимеряя". После вступления в брак в той же "владельческой" форме называли по мужу, подразумевая "мужняя жена", то есть "принадлежащая мужу". Женщины в Древней Руси были ограничены в своих правах, как и во всех древних обществах. Вместе с тем это не означает, что женщины были отстранены от участия в государственных делах. Ярким примером могут служить княгиня Ольга, дочери Ярослава Мудрого и внучки Владимира Мономаха, которые были вполне социально активными и яркими личностями.

Княгиня Ольга (около 890-969 гг.) была первой христианской киевской княгиней. Будучи женой первого великого князя Киевского Игоря(годы правления: 912-945 гг.), после его смерти управляла государством до совершеннолетия их сына Святослава. Обычай кровной мести, который существовал в раннесредневековой Руси, заставил Ольгу покарать убийц ее мужа. Княгиня Ольга сочетала в себе энергию, незаурядный ум и редкие государственные качества. Она впервые создала систему управления княжеством, вела успешную борьбу с соседним племенем древлян, нередко угрожавшим ее государству, а также стремилась к расширению связей Руси с сильнейшими державами того времени - Византией и империей Оттона. Ольга, по сути дела, провела первую в истории Руси финансовую реформу, установив фиксированный размер дани, порядок ее сборов и их систематичность

Исторические документы свидетельствуют о том, что княгини принимали участие в государственных делах. Так подписи княгинь стояли на важнейших законодательных документах того времени. Подпись жены князя Владимира Святославовича (годы правления: 980-1015 гг.) Анны стояла на Церковном уставе. Более того, без ее подписи документ не имел бы законодательной силы, так как Анна, будучи сестрой византийского императора, действовала от имени византийского духовенства. Другим примером может служить документ более позднего времени (XVвек) - Устав новгородского князя Всеволода, где наряду с подписями самых влиятельных лиц Новгорода стояла также подпись жены князя, "княгини Всеволожей". Участие княгинь в деятельности законодательной и исполнительной власти является показателем высокого уровня развития государственной, социальной, правовой и культурной систем Древней Руси.

Летопись "Повесть временных лет" упоминает о сестре Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого) - Предславе, которая являлась активной участницей борьбы за его воцарение на киевском престоле в 1015-1019 гг.

Дочь Ярослава Мудрого - Анна Ярославна (годы жизни: около 1024 - не ранее 1075 г.) вышла замуж за короля Франции Генриха. Она являлась правительницей Франции в период малолетства их сына Филиппа. Зная латынь (официальный язык того времени), Анна обладала привилегией ставить свою подпись на документах государственной важности, что было уникальным явлением для французского королевского двора того времени.

Внучка Ярослава Мудрого, дочь великого князя киевского Всеволода Ярославича Анна Всеволодовна основала в 1086 г. при киевском Андреевском монастыре первую известную в истории Руси школу для девочек.

Женщины в Древней Руси , принадлежащие к княжескому сословию или имевшие духовный сан (в частности, игуменьи) становились основательницами монастырских школ. В летописях упоминаются имена многих боярынь и княгинь, принимавших участие в политической жизни отдельных княжеств, а также правивших единолично.

Ордынское иго существенно изменило общую картину социально-правового положения женщин в русских удельных княжествах. Русские летописи середины XIIIвека почти не упоминают об участии женщин в политической жизни. Жены и дочери русских князей в основном представлены как объекты захвата, насилия и плена. Однако и в этот период можно привести в качестве примера жену Дмитрия Донского - суздальскую княжну Евдокию, сыгравшую большую роль в истории Московского княжества.

Однако столь заметную роль в истории доводилось играть только женщинам из привилегированного сословия, именно они могли быть полноправными представительницами в своей вотчине или в княжестве, обладательницами личных печатей, символизировавших их власть, а также регентами или опекунами. Знатные женщины в Древней Руси отличались высоким уровнем образования и культуры по тем временам, именно это позволяло им участвовать в государственных делах и управленческой деятельности. Более того, княгини обладали очень серьезными имущественными правами, им подчас принадлежали целые княжеские волости, которыми они могли распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и решать, что из этих земель достанется их сыновьям. Что касается представительниц низших сословий, то тут значение женщины было существенно иным.

Многие историки пишут о деспотических порядках, царивших в рядовой древнерусской семье. Муж, глава семейства, был холопом по отношению к государю, но при этом был полноценным государем для своей семьи в собственном доме. Все домочадцы полностью были ему подчинены, и прежде всего это касалось женской половины дома. , будучи еще не замужем, не имела права самостоятельно выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, до свадьбы она его не видела. После замужества новым ее "хозяином" становился муж. не могла без разрешения мужа выходить за пределы дома, включая и посещение церкви. Знакомится, вести с кем-нибудь разговоры, дарить подарки и вообще осуществлять общение вне дома женщина также должна была только испросив разрешение супруга. Доля женского труда в русских крестьянских семьях всегда была необычайно велика, женщине даже приходилось браться за соху. Очень тяжела была доля младшей невестки в семье (жены самого младшего брата), которая, переехав в семью своего мужа, оставалась пожизненной служанкой в доме.

Неписанные законы общества диктовали определенное поведение мужа и отца. В его обязанности входило "поучение" домашних, которое состояло в систематических побоях жены и детей. В древнерусском обществе считалось, что если муж не бьет жену, то он "о своей душе не радеет", и будет "погублен". Только в XVIвеке были предприняты попытки как-то защитить жену и ограничить произвол мужа. В частности "Домострой" (памятник русской литературы XVIвека, который является сборником советов, правил и наставлений во всех сферах жизни человека и семьи) вводит некоторые ограничения в устоявшуюся систему домашнего насилия. Рекомендуется бить жену "не перед людьми, наедине поучить" и "никако же не гневатися" при этом, и "по всяку вину" (из-за мелочей) "ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить". Видимо, в обыденной жизни женщины в Древней Руси подвергались серьезным избиениям, поскольку автор "Домостроя", давая советы мягче обращаться с женами, поясняет, что у тех, кто "с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен (значит били и их) и детем поврежение бывает в утробе". Именно поэтому давались советы наказывать жену не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а "соймя рубашка, плеткою вежливенько (бережно) побить, за руки держа"

В то же самое время следует отметить, что женщина в Древней Руси домонгольского периода обладала целым рядом прав. До выхода замуж она могла стать наследницей имущества отца. Самые высокие штрафы, согласно древнерусскому законодательству, платились виновными в "пошибании" (изнасиловании) и оскорблении женщин "срамными словами". Рабыня, живущая с господином в качестве жены получала свободу после смерти господина. Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев.

Широкие имущественные права женщина в Древней Руси получала после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в древнерусском обществе, они становились полноправными хозяйками в своем доме. Фактически, с момента смерти мужа, роль главы семейства переходила к ним. Имущественная правоспособность женщин в Древней Руси , особенно в привилегированных сословиях, была весьма значительной по сравнению с правоспособностью их современниц в западноевропейских государствах. Однако ее нельзя считать равной с правоспособностью мужчины, поскольку женщина находилась в семье под властью мужа или отца, и мужчины могли своей властью свести на нет все преимущества, прописанные для древнерусских женщин в законодательстве. В случаях, когда женщина не находилась под властью мужчины, например, будучи вдовой, она получала практически равную с мужчинами имущественную правоспособность.



Публикации по теме