Театрализованная деятельность как способ формирования адекватной самооценки студентов первого курса педагогического университета. Адекватная самооценка: особенности и методы развития.

Самооценка – это самостоятельная оценка своих личностных качеств: как достоинств, так и недостатков. Бывает она двух видов: адекватная и неадекватная. Поскольку мы живём в социуме и напрямую зависим друг от друга, адекватность занимает почётное место среди личностных качеств, влияющих на взаимодействие между людьми.

Также ваша оценка себя может не соответствовать представлениям окружающих и быть либо заниженной, либо завышенной. Одним из главных критериев определения адекватности самооценки является уровень выполнимости планов человека. Например, если человек при видимом наличии всех нужных факторов не верит в себя и положительный результат – это ситуация заниженной оценки себя. А если же планы фантастичны и нереалистичны – самооценка завышена.

Вообще, лучше всего оценивать каждую частную ситуацию отдельно. Индикатором должен служить полученный результат. В том случае, если человек успешно справился с задачей, которую долго до этого откладывал, можно говорить об объективно заниженной оценке личностных качеств у него. Ещё одним индикатором может являться мнение признанного эксперта в той области, на которую испытуемый направил собственные притязания. В данном случае речь шла о конкретно-ситуативной самооценке, которая имеет тенденцию выравниваться с полученным опытом.

Как оценивать адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная оценка себя– это та, которая соответствует реальным фактам и результатам, по возможности объективное оценивание своих возможностей, не завышенное и не заниженное, исключающая ограничения своего места среди людей и вообще своего места в жизни. Когда идёт речь о незрелой, ещё до конца не сформированной личности, то тогда личностная самооценка чаще всего находится под влиянием от оценок окружающих людей, которые тоже могут ошибаться и не всегда дают адекватную реальную картину. Адекватную личностную оценку себя можно считать одним из основных признаков зрелости личности.


Проблема неадекватной самооценки

Неадекватную самооценку можно считать рабочей задачей для психотерапевтического вмешательства. Это самая лучшая формулировка, побуждающая к действиям. Когда речь идёт о проблеме, сразу появляется ярко-выраженный негативный оттенок, который может отталкивающе действовать на человека. Проблемы, чаще всего, возможно решить только при помощи специалиста. А когда стоит конкретная задача, тогда и к поставленной цели идти намного проще.

Нужно ли разбираться в адекватности оценки себя?

Ответ однозначен – нужно, и вот для чего:


  • чтобы выровнять уровень притязаний и способствовать формированию здоровых амбиций;
  • чтобы иметь возможность судить о личностной адекватности человека.
    Рассмотрим на конкретном примере. Если в период сессии студент перед каждым экзаменом паникует на тему того, что «ничего не получится», а потом все испытания выдерживает блестяще, то это как раз можно считать случаем заниженной самооценки. Хотя иногда это может просто быть особенностью характера – склонностью всё драматизировать.

Следующий важный момент, на котором необходимо остановиться, это то, что адекватная самооценка тоже может быть различной. Всё зависит от конкретной ситуации и способностей человека. Реальное признание того, что вы чего-то не можете – это адекватная самооценка, даже если она адекватно низкая. Более адекватную самооценку имеют те люди, которые привыкли доверять не чувствам в принятии решений, а разуму.


Обычно адекватность самооценки растёт пропорционально полученному опыту: тогда, когда человек со всех сторон, обстоятельно познакомился с предметом или вопросом, он может дать реальную оценку своим знаниям и возможностям. Ведь не случайно говорится, что чаще всего тонет не тот, кто не умеет плавать, а тот, кто только научился (именно потому, что склонен переоценивать свои возможности).

Оценка человеком себя может меняться под влиянием различных факторов, начиная от настроения и того, что он съел на завтрак, до каких-то более серьёзных обстоятельств и конкретных рабочих навыков.

В идеале, каждый должен стремиться к тому, чтобы научиться абстрагироваться от проблемы для более успешного решения, быть над ситуацией, специально для того, чтобы дать адекватную объективную оценку.

Самооценкой принято называть собственное мнение человека о себе самом. Иными словами, сформирована тем набором мыслей, которые касаются наших способностей, а также недостатков.

При нормальной и вполне адекватной самооценке человек наполнен здоровой уверенностью в себе. Он отчетливо и совершенно справедливо полагает, что имеет право на то, чтобы окружающие относились к нему уважительно.

Низкая самооценка

При низкой самооценке имеющиеся у человека мнения ему самому кажутся очень незначительными. Низкая самооценка порождает убежденность, что мысли и идеи, которые зреют в голове человека, совсем не заслуживают внимания со стороны других. При низкой самооценке человек вынужден пребывать в постоянном беспокойстве о том, что он недостаточно хорош.

Как правило, проблемы, связанные с низкой самооценкой, наиболее активное обсуждение проходят, когда затрагивается тематика детского воспитания. Но и для огромного количества взрослых людей проблемы, порожденные очень низкой самооценкой, будут весьма актуальными. В особенности это может относиться именно к женщинам. Среди них гораздо более часто констатируются случаи низкой самооценки.

Психологи уверяют, что иметь низкую самооценку очень вредно . Из-за нее жизнь человека будет в духовном плане не полноценной. И это обстоятельство неизбежно будет собой порождать различные неудачи в иных сферах, например, интимной или материальной. Когда к психологу какой-нибудь человек обращается за консультацией, первое, что делает этот специалист, так это выясняет степень адекватности самооценки человека.

Влияние

На нашу самооценку в действительности оказывают влияние очень многие факторы. Не будет секретом, наверное, такое известие, что основы самооценки человека закладываются еще в раннем детстве. Факторы, способные влиять на то, какой будет , могут быть основаны на наших мыслях и схемах восприятия, опыте того, как мы общались в компании сверстников, в школе или во дворе. Самооценка часто формируется под влиянием наблюдения за реакцией других людей.

Конечно, если человек страдает какими-то физическими недостатками, болезнью, травмой или инвалидностью, это на уровне самооценки обязательно скажется. Помимо прочего, самооценка может зависеть от занимаемого человеком статуса в обществе, свойственных ему ролей, а также от религии и культуры. В особенности важными в плане формирования самооценки выступают отношения с наиболее близкими людьми: родителями, людьми старшего поколения из числа бабушек и дедушек, вашими сестрами и братьями, друзьями, сверстниками, учителями. Такие контакты на протяжении всей нашей жизни способны оказывать глубочайшее влияние на нас самих.

Как ни странно, но огромная доля тех убеждений, которые у вас имеются на сегодняшний день, на ряду со стереотипами являются отражением того опыта, который вам довелось получить от взаимоотношений с другими людьми. Если отношения с близкими людьми у вас были преимущественно доброжелательными, крепкими, и в их основе лежало взаимопонимание и глубокое доверие, то это будет хорошей предпосылкой к тому, чтобы ваша самооценка оказалась в полной мере здоровой и адекватной. Если же в течении долгого времени от близких людей вам доводилось получать лишь критические замечания, оскорбления и унижение, то скорее всего ваша самооценка от этого очень пострадала и стала заниженной.

Наши мысли

Конечно, на чувство собственного достоинства в большей мере будут оказывать воздействие наши мысли. И мысли человека являются тем немногим потенциалом, который полностью находится в его власти. Мы в силах поменять собственные мысли. И эту возможность следует научиться использовать себе во благо. Обретя навык новой формулировки собственных убеждений и привыкнув делать акцент на своих положительных качествах, вы сформируете у себя достаточно высокую самооценку. Диапазоны самооценки могут быть достаточно широкими. Но наша самооценка на протяжении жизни постоянно меняется в разные стороны.

Завышенная самооценка

Во многом на эти колебания влияют жизненные обстоятельства. Иногда чувствовать себя, что называется, «на подъеме», а в след за этим ощущать некоторый спад, совершенно естественно и нормально. Говоря о человеческой самооценке, очень важно уметь распознавать крайности. Завышенная самооценка характеризуется тем, что человек себя склонен оценивать гораздо выше окружающих. При этом он может быть убежден в своей исключительности, недюжинном таланте и уме. Человек может полагать при завышенной самооценке, что он добрее и умнее других. Но такие «симптомы» должны представлять повод забеспокоиться.

Следствием завышенной самооценки нередко выступает высокомерие. Человек в итоге не способен противостоять собственным слабостям. Он может свято верить в то, что к себе особых привилегий простым фактом своего существования. Другой крайностью выступает заниженная самооценка. При ней человеку постоянно кажется, будто он всегда говорит невпопад. Также низкая самооценка порождает чувство, будто другие люди гораздо успешней, умнее, богаче и вообще лучше по большинству показателей.

Чрезмерно низкая самооценка порождает в человеке страх в слух высказывать имеющиеся у него идеи и мысли. Они кажутся ему самому не достойными даже капли внимания и просто глупыми. При низкой самооценке личность сконцентрирована на собственных ошибках, на реальных и мнимых недостатках.

Адекватная самооценка

И даже обоснованная похвала на ряду с искренними комплиментами будут человеком с низкой самооценкой расценены в качестве издевательства, а не как справедливое признание положительных качеств. В том случае, если из всего перечисленного вы мысленно применили что-то и к себе, то возможно ваша самооценка тоже не достаточно высока. Это обстоятельство неизбежно станет удерживать вас от успеха в разных областях жизни. Адекватная самооценка само собой предполагает отсутствие всяких крайностей. «Адекватный» с латыни переводится как «приравненный» или «уравненный». Такой вид самооценки словно стоит между двумя описанными выше крайностями.

Для адекватной самооценки будет характерным точное и сбалансированное представление человека о себе. При этом личность хорошо знает все из своих достоинств. Но с другой стороны она может правильно оценивать и имеющиеся недостатки. Человек ясно при адекватной самооценке осознает, когда поступает хорошо, а когда его действия носят негативный окрас. Человеку также прекрасно известно, за какие из собственных действий он в праве рассчитывать на уважение, а когда это просто не уместно.

Безусловно, адекватная самооценка обладает целым набором преимуществ. Когда люди оценивают себя в полной мере адекватно, это дает им чувство внутренней стабильности. Человек ощущает свою уверенность и на основе этого, у него появляются возможности для построения позитивных и дружественных отношений с другими.

Благодаря адекватной самооценке человек может выгодно подчеркнуть и проявить в полную силу свои достоинства. Также наличие адекватной самооценки позволяет найти способ компенсировать имеющиеся недостатки. Адекватная самооценка непременно будет способствовать тому, чтобы человек был успешен на работе, в личной жизни и в обществе в целом.

При таких условиях личность полностью открыта для обратной связи и глубокого уровня восприятия, что в итоге помогает обретать положительный опыт и умения. Имеющие адекватную самооценку люди в выражении своих мнений и потребностей очень последовательны. Им свойственна уверенность в том, что они умеют принимать верные решения. На базе адекватной самооценки человек обретает способность формировать с окружающими честные и безопасные для себя .

Крайности в самооценке часто провоцируют разные физические недуги. В то же время, люди с адекватной самооценкой, по мнению специалистов, болеют реже. Адекватная самооценка не порождает несбыточных надежд. Напротив, у человека при таком условии будут ожидания только реалистичные. В результате личность не будет очень критично относиться к себе и другим людям. Людям с нормальной самооценкой в меньшей степени свойственны такие чувства, как безысходность, огромная вина, стыд или собственная бесполезность.

Самооценка тесно взаимосвязана с любыми аспектами нашей жизни. Вы сделаете очень важный шаг в деле решения своих жизненных проблем, если постараетесь сформировать здоровый и реалистичный взгляд на свою самооценку.

Юмор в тему

Не можете понять, насколько адекватна самооценка ребенка? Подводит пресловутый материнский инстинкт?! Узнайте, как справиться с проблемой, не прибегая к помощи дорогостоящих психологов!

Каждому человеку присуще желание обеспечить себе и своим близким достойное будущее путем достижения поставленных целей или осуществления заветной мечты. Важным помощником в реализации этой миссии является адекватная самооценка, формированию которой необходимо еще с детства уделять повышенное внимание.

Неверное представление о собственных возможностях, заложенное в юном возрасте, приводит к появлению многочисленных комплексов и тотальным неудачам во всех начинаниях.

Адекватная самооценка личности. Характеристика

Адекватная самооценка, представляющая собой правдивую и разумную оценку индивидом своих способностей, а также нравственных и физических качеств, незаменима для полноценной жизни человека и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Здоровое самовосприятие позволяет правильно рассчитывать свои силы и реалистично подходить к выбору задач.

Признаки адекватной самооценки:

  1. Умение любые перемены обращать себе на пользу . Многочисленные примеры доказывают, что неуверенного человека легко выбивают из колеи даже самые мелкие изменения в его жизни, тогда как индивид, лишенный комплексов, воспринимает их как толчок к дальнейшему развитию.
  2. Спокойное восприятие конструктивной критики . Справедливые замечания, высказанные в деликатной форме, могут способствовать улучшению тех или иных человеческих качеств. Адекватные личности прекрасно понимают это и потому всегда предпочитают слышать горькую правду, вместо приторной лжи, влекущей за собой обиды и разочарования.
  3. Способность противостоять стрессам . Эмоциональное напряжение, возникающее при стрессовых ситуациях, имеет обыкновение оказывать разрушающее воздействие на организм человека. Умение собрать волю «в кулак» и вовремя взять под контроль все происходящее – важный навык, позволяющий сохранить крепкое духовное и физическое здоровье.
  4. Желание не только принимать, но и делиться . Консультируя людей, у которых чрезмерно высокая либо низкая самооценка, специалисты нередко говорят о том, как важно научиться отдавать, не требуя ничего взамен. Это качество делает человека счастливее, но, к сожалению, оно совсем не характерно для закомплексованных неудачников.
  5. Искусство справляться с негативными эмоциями . Индивид, имеющий привычку срывать свое дурное настроение на домочадцах, коллегах по рабочему цеху и прочих людях, окружающих его, рискует, в конце концов, довести себя до нервного срыва или же погрузиться в затяжную депрессию. Человек с адекватной самооценкой поступает иначе – направляет «дурную» энергию в мирное русло и ждет, пока негативные эмоции иссякнут.

Причины низкой, равно как и завышенной самооценки следует искать в детских годах, поскольку ее формирование начинается с малолетства.

Психологи со всей уверенностью заявляют, что значительное влияние на этот процесс оказывают следующие факторы:

  • характер, образ жизни и отношение родителей;
  • опыт общения со сверстниками в детском саду, школе и других учебных заведениях, а также вне их;
  • имеющиеся в наличии заболевания (в том числе, инвалидность и травмы);
  • внешние данные;
  • правильные или искаженные представления о собственной личности, внушенные, кем бы то ни было;
  • реакция и отношение посторонних людей;
  • религиозные верования;
  • культурные обычаи и традиции семьи.

У детей-дошкольников

  1. Давать реальную оценку успехам . Любящим родителям свойственно бурное проявление восторга по отношению к любым, даже самым незначительным достижениям малыша. К сожалению, преувеличение его достоинств, нередко накладывает неизгладимый отпечаток на самооценку, безжалостно повышая ее.
  2. Никогда не сравнивать ребенка с его сверстниками . Постоянно проверяя способность любимого чада соперничать с соседскими мальчишками и девчонками, можно оказать ему дурную услугу: развить мощнейший комплекс неполноценности или же невероятно раздутое чувство собственного превосходства.
  3. Следить за своим тоном и жестикуляцией . Произнося хвалебные слова необходимо быть максимально дружелюбными, а в случае, если ребенок провинился – следует проявить известную строгость. Совершенно лишнее — кричать, бешено размахивая руками, поскольку малыш может испугаться и надолго потерять способность адекватно оценивать свои поступки и реакцию родителей на них.
  4. Поощрять проявление инициативы . Тщательно оберегая дошкольника от любых проявлений самостоятельности, можно вырастить неуверенного в себе человечка, не умеющего и шага ступить без материнского совета.
  5. Предлагать задания и игры , соответствующие возрасту ребенка. Многие родители имеют склонность переоценивать возможности своего чада и стремятся преподнести ему материал, предназначенный для куда более взрослых ребят. В результате несчастный кроха теряет веру в свои силы, а заодно и желание заниматься чем-либо.

У подростков



У взрослого человека

Если развитие адекватной самооценки у ребенка в немалой степени зависит от его родителей, то взрослый человек должен позаботиться о себе сам. В частности, ему необходимо:

  • перестать завидовать чужим успехам и заняться самосовершенствованием;
  • покончить с выискиванием недостатков и обратить свои усилия на поиски достоинств;
  • научиться с благодарностью принимать и безвозмездно отдавать комплименты;
  • расширить круг общения, впустив в него инакомыслящих людей;
  • уделять больше внимания собственным мечтам и желаниям.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что адекватная самооценка это своеобразный рычаг, с помощью которого людям позволено менять свою жизнь в лучшую сторону!

Видео: Как повысить самооценку

В чем заключается ? Какова её роль в саморазвитии личности? О Вашей самооценке далее в статье .

Почему придаю такую важность адекватной самооценке личности ? Ответ на данный вопрос кроется в недооценке собственных возможностей или же в их переоценке личностью.

Часто многие талантливые и способные личности будучи крайне неуверенными в себе и в своих возможностях не могут добиться успехов в карьере, в личной жизни, словом, во всех сферах общественной деятельности. Примерно то же самое касается и людей с чрезмерно завышенной самооценкой. Как итог, они редко достигают своих завышенных амбициозных целей и часто разочаровываются в жизни. Поэтому важна именно адекватная самооценка личностью своих возможностей .

Важно ещё на этапе формирования личности сформировать адекватную самооценку . Почему это так? Потому что ещё на этапе формирования личности (во время обучения в школе) берут своё начало многие комплексы, которые подавляют уровень самооценки личности в дальнейшем. Таким людям дальнейшая адаптация к взрослой жизни (после окончания школы) даётся весьма нелегко.

Адекватная самооценка личности. Завышенная самооценка

Сама по себе самооценка может быть адекватной и неадекватной . Главным критерием адекватности самооценки личности является соответствие мнения личности о своих способностях своим реальным, достижимым возможностям . Отсюда, как и отмечалось ваше, недостижимые планы личности порождают завышенную самооценку, а слишком скудная оценка собственных способностей — заниженную самооценку. Ясно, что и завышенная, и заниженная самооценка являются неадекватными.

Если говорить о адекватной самооценке личности, то стоит брать между завышенной и заниженной самооценкой. Это своего рода золотая середина, а именно соответствие критерию адекватности, данному нами выше. Важно также отметить из определения адекватности самооценки, что адекватная самооценка должна быть подтверждена практикой. Это может быть пример того, что Вы достигаете своих намеченных планов.

Проанализировав вышесказанное, выделим для себя четкие рекомендации по формированию адекватной самооценки :

  1. Не будьте эмоционально напряжёнными все время. Работайте над снижением уровня эмоционального напряжения. Именно эмоциональное напряжение часто является причиной низкой самооценки личности.
  2. Не стремитесь излишне к идеальному . Ведь часто достижение чего-либо в идеале требует слишком много Ваших ресурсов, а иногда и вовсе не представляется возможным. Вы потеряете много времени, а для других дел его не хватит. Это может сильно разочаровать Вас.
  3. Будьте увереннее в себе . Уверенность облегчит Вам достижение целей.
  4. Развивайте в себе способность отмечать свои положительные стороны .
  5. Дарите людям позитив . Не бойтесь комплиментов, лишней улыбки собеседнику, уважительного отношения к окружающим. Это поможет Вам прочувствовать то, что окружающие уважительно относятся к Вам.
  6. Учитесь общаться с людьми , заводить непринужденные беседы. Это поможет Вам поверить в то, что в общении Вы с собеседником на равных, как итог комплексов при общении возникать не должно.

Важное замечание родителям

Помогайте своему ребенку в формировании адекватной самооценки будущей личности . Это будет хорошей гарантией его дальнейших успехов. Как это делать? Развивайте ребенка согласно выделенным выше рекомендациям. Если же у ребенка заниженная самооценка, то выявляйте проблемы, непосредственно общаясь с ребенком. Но если этого делать не удаётся, то можно попробовать общие систематические мероприятия повышению самооценки , в частности написанные выше рекомендации. А также могут прийти на помощь арт-терапии , психогимнастика и игротерапии .

Адекватная самооценка личности. Ваша самооценка
Обновлена: Ноябрь 18, 2016 автором: Богдан Васильев.

С чего начать саморазвитие? Саморазвитие начало

Верная оценка собственных возможностей очень важна для их последующей реализации. Ведь довольно часто случается, что действительно талантливые люди не могут добиться успеха благодаря в собственных силах. Именно поэтому формированию адекватной самооценки личности должно уделяться особое внимание. Причем контролировать этот процесс должен еще школьный психолог, так как часто именно в школе начинают складываться неверные представления о себе, отсюда же берут начало и многочисленные комплексы.

Адекватная средняя самооценка

Самооценка может быть адекватной и неадекватной, главным критерием оценки этого параметра является соответствие мнения человека о своих способностях его реальным возможностям. Если планы человека неисполнимы, то говорят о завышенной (неадекватной) самооценке, также неадекватной называют слишком низкую оценку своих способностей. Таким образом, адекватная самооценка должна быть подтверждена практикой (человек справляется с задачами, которые он поставил для себя) или мнением авторитетных специалистов в той или иной области знаний.



Публикации по теме