Интересные факты о человеческой памяти. Интересные факты о памяти человека (1 фото)

Интересные факты о человеческой памяти

Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит? Попробуем ответить на эти вопросы. Память кратковременная и долговременная Память бывает двух видов - кратковременная, или оперативная, и долговременная. Студенты во время сессии ухитряются за ночь «затолкать» в свою память огромное количество сведений, которые улетучиваются сразу после экзамена. Больные с так называемой старческой забывчивостью в мельчайших подробностях помнят события, происходившие в раннем детстве или много лет назад, но не в силах удержать в голове то, что было полчаса назад. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка Возможности памяти безграничны. Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При втором прослушивании Моцарт обнаружил в своей записи всего несколько неверных нот. Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов. Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Доминик О`Брайен из Великобритании сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка. Человек начинает запоминать уже в утробе матери По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать через 20 недель после зачатия. Во время тестов через живот матери посылался звуковой сигнал, который зародыш мог слышать; затем с помощью ультразвукового сканнера проводилась проверка реакции. Выяснилось, что зародыш реагирует на шум, слегка двигая телом или ногами. Правда, после пятого сигнала, он «привыкал» к повторяющемуся звуку и мог его игнорировать. При повторном же посыле сигнала через 10 минут и даже через сутки, зародыш без труда распознавал знакомый звук. Ученые считают, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним происходило в утробе матери. Память индивидуальна На память влияет множество факторов. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что услышал. В таких случаях говорят о зрительной или слуховой памяти. Лучше запоминается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. В состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые. Очень важна мотивация. Человек, считающий себя абсолютно неспособным к языкам, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, когда вопрос стоит о физическом выживании, запросто выучивает язык. Во многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Британские ученые с помощью специального сканера исследовали лобную долю головного мозга, которая заведует перемещением в пространстве, у шоферов такси и представителей других профессий. Оказалась, что она развита у таксистов гораздо больше. Мало того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем более кратким путем он может проехать из одного места в другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При этом объем серого вещества в целом не меняется, оно просто распределяется по иному. Рассеянность – не признак плохой памяти С плохой памятью нередко путают рассеянность. Но рассеянные люди на самом деле просто погружены в свои мысли, их внимание как раз сконцентрировано, но на чем-то ином, а бытовая информация им не интересна. Часто за нарушения памяти принимается невнимательность, вызванная переутомлением, последствиями болезни, то есть состоянием, в котором в данный момент находится человек. Ослаблению памяти препятствуют запахи. Это объясняется соседством центра обоняния с «запоминающей» зоной мозга. Острая реакция памяти на запахи, видимо, запрограммирована: роль запахов в выживании древнего человека была очень велика. С возрастом память ухудшается не всегда Жалобы на плохую память учащаются после 40 лет и тем более в пожилом возрасте. На самом деле, это не совсем так. Просто по окончании активной учебы отпадает надобность что-то заучивать, пропадает навык напрягать память, и она «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в старости справляются с длиннейшими текстами. Сейчас в некоторых странах, например, в Германии и США, все чаще люди, выйдя на пенсию, поступают в университеты (обычно на гуманитарные факультеты), вполне успешно занимаются и сдают экзамены наравне с юными однокурсниками. Умение забывать Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее удается извлечь. Это замечательное свойство спасает многих людей в трагических ситуациях. Память можно улучшить В большинстве случаев память можно улучшить. Ранее считалось, что у взрослого человека клетки мозга – нейроны - не делятся и постепенно отмирают. Но оказалось, что это не так. Результаты последних исследований говорят о том, что нейроны делится даже в 70-летнем возрасте. Причем, размножающиеся клетки обнаружены в самых «думающих» участках мозга. Сейчас ученые считаю, что возрастное ослабление памяти связано не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нарушением контактов между ними. Вещества, помогающие установлению подобных контактов, известны. Это прежде всего витамины С, Е, В6, В12, бета-каротин, жирные кислоты, содержащиеся в лососе, тунце, сардинах, сельди, вытяжка из растения гинкго билоба. Впечатление, повторение и ассоциация Средний человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. А эти законы весьма просты. Их три - впечатление, повторение и ассоциация. Итак, вы хотите что-либо запомнить. Во-первых, для этого нужно сосредоточиться и получить впечатление, используя для этого не только зрение, но и слух, обоняние. Зрительное впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности своего выступления, когда пользовался записями, но когда он бросил записи и для запоминания стал пользоваться рисунками, все его трудности исчезли. Второй закон памяти - повторение. Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет. Им удается запомнить ее главным образом за счет повторения. И, наконец, третий закон - ассоциации. Единственный способ надежно запомнить некий факт - это связать его с каким-либо другим. Тренировка памяти 1. Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1. 2. Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп. 3. Назовите двадцать мужских имен и столько же женских. 4. Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее. 5. Закройте глаза и сосчитайте до двадцати. 6. Можно учить стихи. Главное – делать это постепенно и регулярно, постоянно увеличивая объем заучиваемого текста. К тому же стихи должны нравиться именно вам – если процесс заучивания будет проходить через силу, то хорошего результата вряд ли удастся достичь.

7. Вспоминайте прожитый день. Вечером, лежа перед сном в постели, необходимо мысленно прокрутить все события прошедшего дня, как кинопленку, причем в обратном порядке – с вечера до утра. При этом нужно постараться вспомнить как можно больше деталей. Главное правило этого упражнения – нельзя концентрироваться на негативе. Вспоминать события нужно отстранено, как бы наблюдая за ними со стороны. 8. Составляйте ассоциации. Например, все мы в детстве запоминали радугу при помощи фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первые буквы каждого слова ассоциируюся с цветами самой радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Точно так же можно попытаться запоминать события, придавая им ассоциации. Например, во время чтения представьте себе, что идете по улице. Каждое слово – это какая-то ее часть. Таким образом, разместив по маршруту, которым вы обычно ходите за хлебом, данные, вы потом их с легкостью вспомните. Каждый раз для новой информации нужно придумывать новые маршруты. Главное – чтобы тренировки памяти приносили радость, а также чтобы вы осознавали их необходимость. Тогда в следующий раз вам не придется мучительно долго вспоминать имя того актера, который играл в фильме, который вы только вчера посмотрели.

1. С детства ребенку говорят: «Вспоминай, думай головой». А где находится наша память? В древности высказывалось предположение, что процессы запоминания осуществляются в печени. Затем люди пришли к выводу, что памятные сведения оседают в костях черепа. Древнегреческий философ Сократ полагал, что в голове существует некая восковая табличка, на которой записывается вся необходимая информация. Сегодня известно, что за кратковременную память отвечает кора головного мозга, а за долговременную – гиппокамп. 2. Ученые считают, что нейроны, число которых с возрастом уменьшается, способны ухудшить качество работы нашего мозга и нервной системы. Значит ухудшение памяти предопределено? Не совсем так. С учетом многочисленных связей, которые существуют в головном мозге, потерю нейронов с возрастом можно сравнить с потерей некоторого количества волос после мытья головы . Важно то, как будут работать оставшиеся нейроны. 3. Еще в начале прошлого века считалось, что человек появляется на свет с мозгом, чистым, как лист бумаги. Современные исследования показывают, что память эмбриона формируется уже через двадцать недель после зачатия . 4. Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека . Разница лишь в том, что она пока не развита. 5. Согласно последним исследованиям, наилучшие параметры памяти у 19-летних людей . 6. Профессия оказывает влияние на память. Лучше других она сохраняется у артистов (благодаря постоянным тренировкам – заучиванию текстов), ученых (усиленно работают все отделы мозга) и пчеловодов (если они употребляютпродукты пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти ). 7. Феномен «дежавю» – когда мы помним нечто из «не нашей» прошлой жизни или попадаем в ситуацию, когда возникает мысль: «это уже было», – связан с так называемой генетической памятью . Ученые провели эксперимент на крысах. Испытуемых животных пугали ярким светом. Потомство этих крыс не подвергалось подобным экспериментам, однако сохранило страх к яркому свету. 8. Считается, что, соблюдая диету, мы «очищаем организм», улучшаем его возможности. Ученые выяснили, чтооднообразная, скудная пища не способствует быстрой работе памяти. 9. Исследования показывают, что употребление алкоголя приводит к ухудшению памяти, особенно на лица. 10. Американские ученые в опытах на мышах доказали, что чем быстрее животные забывают старую ненужную информацию(надеюсь, вы понимаете, что есть информация, которую нужно помнить всегда!), тем лучше воспринимают новую . 11. У людей-жаворонков продуктивность памяти максимальна с 8 до 12 утра(запоминается лучше то, что помогает развивать человеческое) , а у сов – с 8 до 12 вечера(запоминается то, что предназначено развивать технологический прогресс) .

Ощущения

Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.

Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются постоянным источником знаний об окружающей среде.

Во-вторых, ощущения связаны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечивается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регулирующую функцию.

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологическим механизмом ощущений является механизм анализатора, при этом большое значение имеет обратная связь.

Ощущение - это психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде. Это осязание, вкус, обоняние, слух и зрение.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для всех них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это главная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений (одной модальности). Слуховые ощущения, например, отличаются по высоте, тембру, громкости, а зрительные - по насыщенности, цветовому тону.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется как силой раздражителя, так и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения определяется также эффектом последействия, который заключается в том, что ощущение не прекращается в момент окончания действия раздражителя, а продолжается еще некоторое время, что проявляется в возникновении последовательного образа. Длительность инерции ощущения варьирует от 0,05 до 1 сек.

Пространственная локализация ощущений дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах (зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).

Как показывают исследования, эти характеристики не являются неизменными. Под влиянием ряда факторов чувствительность изменяется.

Основные свойства:

1. Модальность - основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от других видов. В процессе эволюции у человека сформировались основные одиннадцать видов ощущений, обеспечивающих целостное отражение мира и оптимальную адаптацию - это зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, температурные, двигательные, или кинестетические, вестибулярные, или равновесия, вибрационные, болевые, органические, или интероцептивные. В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так, например, в зрительной представлены такие качества, как яркость, контраст и др., в слуховой - высота, тембр, громкость звука. Соотношение модальности и качества основных видов ощущений представлено в табл. 1.

Пaмять — однa из психических функций и видов умственной деятельности, преднaзнaченнaя сохрaнять, нaкaпливaть и воспроизводить информaцию. Блaгодaря пaмяти мы используем в повседневной жизни опыт других людей и свой собственный. Можно ли кaк-то улучшить ее? От чего онa зaвисит?

Пaмять крaтковременнaя и долговременнaя

Пaмять бывaет двух видов — крaтковременнaя, или оперaтивнaя, и долговременнaя. Студенты во время сессии ухитряются зa ночь «зaтолкaть» в свою пaмять огромное количество сведений, которые улетучивaются срaзу после экзaменa. С тaк нaзывaемой стaрческой зaбывчивостью в мельчaйших подробностях помнят события, происходившие в рaннем детстве или много лет нaзaд, но не в силaх удержaть в голове то, что было полчaсa нaзaд.

Билл Гейтс помнит сотни кодов создaнного им прогрaммного языкa

Возможности пaмяти безгрaничны. Считaется, что взрослый человек может зaпомнить от двaдцaти до стa тысяч слов. Есть люди, облaдaющие феноменaльной пaмятью. Алексaндр Мaкедонский помнил именa всех своих воинов. Акaдемик Абрaм Иоффе знaл нaизусть всю тaблицу логaрифмов. Моцaрту достaточно было услышaть музыкaльное произведение один рaз, чтобы исполнить его и зaписaть нa бумaге. Прослушaв «Мизерере» Аллегри (в 9 чaстях), он сумел по пaмяти зaписaть всю пaртитуру этого произведения, которaя сохрaнялaсь Вaтикaном в тaйне. При втором прослушивaнии Моцaрт обнaружил в своей зaписи всего несколько неверных нот. Тaкой же музыкaльной пaмятью облaдaл и Сергей Рaхмaнинов. Дирижер Артуро Тоскaнини помнил кaждую ноту из 400 пaртитур. Уинстон Черчилль знaл нaизусть почти всего Шекспирa. Доминик ОБрaйен из Великобритaнии сумел зaпомнить рaсположение перетaсовaнных кaрт одной колоды зa 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов создaнного им прогрaммного языкa.

Пaмять индивидуaльнa

Нa пaмять влияет множество фaкторов. Кто-то лучше зaпоминaет то, что увидел, кто-то — что услышaл. В тaких случaях говорят о зрительной или слуховой пaмяти. Лучше зaпоминaется предмет, вызывaющий интерес. Общеизвестнa стойкость пaмяти чувств. В состоянии эмоционaльного подъемa из пaмяти иногдa вызывaются вещи, кaзaлось бы, дaвно зaбытые. Очень вaжнa мотивaция. Человек, считaющий себя aбсолютно неспособным к языкaм, попaв в чужой стрaне в напряженную ситуaцию, зaпросто выучивaет язык. Во многом способность к зaпоминaнию зaвисит также от тренируемости.

Рaссеянность – не признaк плохой пaмяти

С плохой пaмятью нередко путaют рaссеянность. Но рaссеянные люди нa сaмом деле просто погружены в свои мысли, их внимaние кaк рaз сконцентрировaно, но нa чем-то ином, a бытовaя информaция им не интереснa. Чaсто зa нaрушения пaмяти принимaется невнимaтельность, вызвaннaя, например, переутомлением, то есть каким-то состоянием, в котором в дaнный момент нaходится человек. Ослaблению пaмяти препятствуют зaпaхи. Это объясняется соседством центрa обоняния с «зaпоминaющей» зоной мозгa. Острaя реaкция пaмяти нa зaпaхи, видимо, зaпрогрaммировaнa: роль зaпaхов в выживaнии древнего человекa былa очень великa.

С возрaстом пaмять ухудшaется не всегдa

Жaлобы нa плохую пaмять учaщaются после 40 лет и тем более в пожилом возрaсте. Нa сaмом деле, это не совсем тaк. Просто по окончaнии aктивной учебы отпaдaет нaдобность что-то зaучивaть, пропaдaет нaвык нaпрягaть пaмять, и онa «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в стaрости спрaвляются с длиннейшими текстaми. Сейчaс в некоторых стрaнaх, нaпример, в Гермaнии и США, все чaще люди, выйдя нa пенсию, поступaют в университеты (обычно нa гумaнитaрные фaкультеты), вполне успешно зaнимaются и сдaют экзaмены нaрaвне с юными однокурсникaми.

Умение зaбывaть

Все помнить невозможно. Умение зaбывaть имеет огромное знaчение в выживaнии людей. Мозг должен освобождaться от ненужного грузa впечaтлений и сведений. Пaмять кaк бы сaмa регулирует нaгрузку, готовится к приему новой информaции. При этом стaрaя информaция не исчезaет бесследно, но переходит из aктивной пaмяти в пaссивную, откудa иногдa ее удaется извлечь. Это зaмечaтельное свойство спaсaет многих людей в сложных ситуaциях.

Пaмять можно улучшить

В большинстве случaев пaмять можно улучшить. Рaнее считaлось, что у взрослого человекa клетки мозгa – нейроны — не делятся и постепенно отмирaют. Но окaзaлось, что это не тaк. Результaты последних исследовaний говорят о том, что нейроны делится дaже в 70-летнем возрaсте. Причем, рaзмножaющиеся клетки обнaружены в сaмых «думaющих» учaсткaх мозгa. Сейчaс ученые считaют, что возрaстное ослaбление пaмяти связaно не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нaрушением контaктов между ними. Веществa, помогaющие устaновлению подобных контaктов, известны. Это прежде всего витaмины С, Е, В6, В12, бетa-кaротин, жирные кислоты, содержaщиеся в лососе, тунце, сaрдинaх, сельди, вытяжкa из рaстения гинкго билобa.

Впечaтление, повторение и aссоциaция

Средний человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей пaмяти. Остaльные девяносто процентов пропaдaют, потому что мы не умеем пользовaться естественными зaконaми зaпоминaния. А эти зaконы весьмa просты. Их три — впечaтление, повторение и aссоциaция.

Итaк, вы хотите что-либо зaпомнить. Во-первых, для этого нужно сосредоточиться и получить впечaтление, используя для этого не только зрение, но и слух, обоняние.

Зрительное впечaтление сaмое прочное. Ведь нервы, ведущие от глaзa к мозгу, в двaдцaть рaз толще, чем нервы, ведущие от ухa к мозгу. Мaрк Твен не мог зaпомнить последовaтельности своего выступления, когдa пользовaлся зaписями, но когдa он бросил зaписи и для зaпоминaния стaл пользовaться рисункaми, все его трудности исчезли.

Второй зaкон пaмяти — повторение. Тысячи студентов знaют нaизусть учебник, зaпоминая глaвным обрaзом зa счет повторения.

И, нaконец, третий зaкон — aссоциaции. Единственный способ нaдежно зaпомнить некий фaкт — это связaть его с кaким-либо другим.

Тренировкa пaмяти

1. Через 5-10 минут после пробуждения кaк можно быстрее сосчитaйте в обрaтном порядке от 100 до 1.

2. Повторите aлфaвит, придумывaя нa кaждую букву слово. Если вы зaбыли кaкую-то букву или не можете придумaть слово, не остaнaвливaйтесь. Здесь вaжен темп.

3. Нaзовите двaдцaть мужских имен и столько же женских.

4. Выберите любую букву aлфaвитa и нaзовите двaдцaть слов, нaчинaющихся с нее.

5. Зaкройте глaзa и сосчитaйте до двaдцaти.

6. Можно учить стихи. Глaвное, делaть это постепенно и регулярно, постоянно увеличивaя объем зaучивaемого текстa. К тому же стихи должны нрaвиться именно вaм – если процесс зaучивaния будет проходить через силу, то хорошего результaтa вряд ли удaстся достичь.

7. Вспоминaйте каждый день. Вечером, лежa перед сном в постели, необходимо мысленно прокрутить все события прошедшего дня, кaк кинопленку, причем в обрaтном порядке – с вечерa до утрa. При этом нужно постaрaться вспомнить кaк можно больше детaлей. Глaвное прaвило этого упрaжнения – нельзя концентрировaться нa негaтиве. Вспоминaть события нужно отстрaнено, кaк бы нaблюдaя зa ними со стороны.

8. Состaвляйте aссоциaции. Нaпример, многие в детстве зaпоминaли рaдугу при помощи фрaзы «Кaждый охотник желaет знaть, где сидит фaзaн», где первые буквы кaждого словa aссоциируюся с цветaми сaмой рaдуги (крaсный, орaнжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Точно тaк же можно попытaться зaпоминaть события, придaвaя им aссоциaции. Нaпример, во время чтения предстaвьте себе, что идете по улице. Кaждое слово – это кaкaя-то ее чaсть. Тaким обрaзом, рaзместив по мaршруту, которым вы обычно ходите зa хлебом, дaнные, вы потом их с легкостью вспомните. Кaждый рaз для новой информaции нужно придумывaть новые мaршруты.

Глaвное, чтобы тренировки пaмяти приносили рaдость, a тaкже чтобы вы осознaвaли их необходимость. Тогдa в следующий рaз вaм не придется мучительно долго вспоминaть имя того aктерa, который игрaл в фильме, который вы только вчерa посмотрели.

По словам некоторых психологов, человеческая память напоминает игру «Испорченный телефон» - воспоминания постоянно меняются и порой доходит до того, что наше видение событий прошлого перестаёт иметь с ними что-либо общее. Иными словами, память - не полка с книгами, откуда можно достать любой фолиант и ознакомиться с его содержанием, скорее это один большой черновик, который мы, сами того не зная, постоянно редактируем, переиначивая отдельные фрагменты. Мало того - окружающие также могут вырывать из нашей рукописи старые страницы, вычеркивать и дописывать целые главы. Предлагаем вам ознакомиться с удивительными свойствами памяти, но предупреждаем - дочитывая последние строки, вы поймёте, что ваша память никогда не будет прежней.

1. Различные типы лжи запоминаются по-разному

Способность человека помнить свою ложь зависит от того, как именно он солгал. Сотрудники Университета штата Луизиана решили выяснить, как люди вспоминают разные типы своей лжи - ложь описания и ложь отрицания. Ложь описания - придуманная человеком подробная информация, с помощью которой он хочет донести до собеседника сведения о событии, которое не происходило в действительности, а ложь отрицания это, как правило, краткий лживый ответ на поставленный вопрос.
В ходе эксперимента обнаружилось, что ложь описания вспоминается легче и сохраняется в памяти дольше, так как для её сочинения человек прилагает гораздо больше усилий, особенно если слушатель не спешит принимать сказанное на веру - в таком случае лжец вынужден придумывать множество правдоподобных деталей, чтобы убедить собеседника. Большая часть участников исследования могли вспомнить ложь описания во всех подробностях даже спустя двое суток после разговора.
Любопытно, что ложные отрицания гораздо короче и проще описания, однако большинство испытуемых не смогли вспомнить свои лживые ответы через 48 часов после того, как они были озвучены.

2. «Опустошение» памяти помогает делать выигрышные ставки на тотализаторе

Как известно, даже самый везучий человек иногда ставит не на ту команду, однако, по данным объединённой группы исследователей из Университетского колледжа Лондона и Монреальского университета, с помощью нехитрых уловок вы можете научиться предсказывать результаты спортивных матчей почти с той же вероятностью, что и специальные статистические компьютерные программы.
Мы принимаем решения, используя ограниченное число воспоминаний, причём всплывающая в памяти информация часто вводит нас в заблуждение, особенно если в ней не содержатся наиболее вероятные варианты развития событий. Иными словами, рассчитывать на прогноз, основанный на случайно выбранных данных - не самая лучшая идея. «Мусор на входе - мусор на выходе».
В ходе эксперимента исследователи предложили двум группам добровольцев предсказать результаты нескольких бейсбольных матчей, исходя из результатов прошлых игр. Участникам группы «реалистов» сообщили настоящие счета матчей, а «идеалистам» говорили, что побеждала более успешная в целом команда, даже если это не соответствовало действительности. В итоге, предсказания второй группы оказались намного более точными, нежели предвидения первой. Специалисты полагают, что именно отсутствие «мусора» о реальных результатах матчей позволило группе «идеалистов» делать успешные прогнозы.
Чтобы использовать это свойство нашего мышления на практике, вам необходимо ознакомиться с наиболее вероятными прогнозами о результатах игр и попрактиковавшись, вы наверняка сможете делать успешные ставки. К примеру - во время чемпионата по футболу составьте свой «прогноз» для игр прошлого чемпионата, называя «победителей» каждого конкретного прошедшего матча, исходя из количества побед одной команды над другой, конечно, если при этом вы не знаете настоящих результатов. Затем сравните свои ожидания с реальными счетами - если большая часть из них окажется верными, попробуйте применить систему для текущих игр, хотя так или иначе - это спорт, а значит, результат непредсказуем.

3. Оправдывание военных преступлений изменяет представления о войне

Результаты исследования, проведённого специалистами Принстонского университета свидетельствуют, что информация, «оправдывающая» зверства солдат страны-участника военного конфликта, меняет представление граждан страны об этой войне - в том числе, если информация «обеляет» заведомо бесчеловечное поведение военнослужащих, например, пытки и истребление мирного населения. Исследователи полагают, что таким образом людям помогают избавиться от угрызений совести и снять с себя моральную ответственность за военные преступления, совершённые согражданами.
Учёные предложили 72 белым американцам прочесть четыре истории о чудовищных поступках солдат во время военных действий в Ираке и Афганистане, при этом в каждом рассказе приводились «оправдания» их зверств. Два рассказа были посвящены военнослужащим США, а другие два - их противникам. Затем участникам устроили просмотр видеороликов с пересказом двух из четырёх историй, но без «обоснований» военных преступлений.
В ходе выполнения контрольного задания выяснилось, что добровольцы чаще вспоминали видео-версии историй о зверствах каждой из сторон конфликта, однако как правило, приводили «рациональные объяснения» поступков именно американских солдат, хотя в роликах об оправданиях не было ни слова. Стоит отметить, что такие особенности запоминания сведений о военных действиях часто используют политики и журналисты, чтобы повлиять на общественное мнение.

4. Цвет кожи образованных темнокожих запоминается как более светлый

В одном из номеров журнала «SAGE Open» опубликованы результаты любопытного эксперимента: исследователи обеспечивали у студентов-добровольцев подсознательное восприятие изображённого на фотографии чернокожего мужчины как «невежественного» или «образованного», а затем показывали им семь снимков того же человека, но с разными оттенками кожи - оригинал, три варианта светлых оттенков и три тёмных. Студентам предлагали выбрать фото, соответствующее изображению, показанному им ранее.
Результаты оказались довольно интересными - те, кто считал афроамериканца образованным, выбирали его снимки с более светлой, чем в действительности кожей - это явление известно как «предвзятость памяти об оттенке кожи» («skin tone memory bias»).
Когда обусловленные стереотипами ожидания человека оказываются неверными, память «компенсирует» ошибку, в некотором роде «защищая» его предвзятость - поэтому, вспоминая об умном и успешном негре, люди склонны мысленно «осветлять» его кожу.

5. Обезболивающие могут избавить от забывчивости, связанной с употреблением марихуаны

Бытует мнение, что марихуана помогает при лечении некоторых заболеваний, например, онкологических недугов и эпилепсии, однако существуют побочные эффекты её применения, такие как забывчивость и проблемы с обучаемостью.
Исследователи из Университета штата Луизиана утверждают, что некоторые из этих проблем можно решить с помощью обезболивающих. В ходе эксперимента выяснилось, что основная активная составляющая марихуаны - дельта-9-тетрагидроканнабинол, повышает уровень фермента циклооксигеназы (ЦОГ-2) в отделе мозга подопытных мышей, который отвечает за обучение и образование воспоминаний (гиппокампе). Исследователи обнаружили, что лекарственные или иные способы понижения уровня ЦОГ-2 в гиппокампе предотвращают проблемы с памятью и обучением, вызванные дельта-9-ТГК. Результаты эксперимента свидетельствуют, что один из самых эффективных препаратов, понижающих содержание ЦОГ-2 - ибупрофен, обезболивающее, продающееся без рецепта.
Учёные полагают, что сочетание дельта-9-ТГК и ибупрофена может быть действенным способом лечения болезни Альцгеймера. В свою очередь, исследование специалистов Медицинского центра при Стэнфордском университете выявило связь между блокировкой эндоканнабиноидов (что-то вроде «внутренней марихуаны», вырабатываемой человеческим мозгом) и ранними стадиями болезни Альцгеймера, однако учёные предупреждают, что употребление марихуаны не предотвращает развитие этого недуга.

6. Прохождение через дверные проёмы провоцирует провалы в памяти

При этом неважно, выходит человек из помещения, или заходит в него - важен сам факт прохождения через проём, о чём говорят результаты исследования, проведённого специалистами Университета Нотр-Дам. Этот поведенческий акт воспринимается мозгом как «граница событий», отделяющая то что происходило с человеком в одной комнате от того, что с ним произойдёт в другой.
Студенты, участвовавшие в исследовании, выполняли различные задания, например, обменивали предметы, взятые ими с одного стола на предметы с другого, причём действия совершались тремя различными способами - в одном случае всё происходило в одной комнате, в другом участникам предлагали свершить обмен после прохождения через дверной проём, а в третьем им необходимо было пройти через несколько проёмов, ведущих обратно в первое помещение. При переходе из комнаты в комнату участники забывали, что им необходимо сделать гораздо чаще, нежели при обмене, не требующем выхода из комнаты.

7. Женщины лучше запоминают мужчин с низким голосом

По мнению исследователей из Абердинского университета, у мужчины, обладающего низким голосом больше шансов на то, что женщина-собеседник запомнит сказанное им и его самого. Большинству представительниц прекрасного пола нравятся именно низкие мужские голоса, поэтому они склонны слушать таких мужчин внимательнее и с большей вероятностью оценивают их как потенциальных спутников жизни.
К слову, черты лица собеседника также влияют на то, запомнят его или нет. Психологи Йенского университета выяснили, что люди с неправильными и не слишком красивыми чертами лица, как правило, запоминаются гораздо лучше смазливых красавчиков и красавиц, особенно если у привлекательного лица нет каких-либо отличительных особенностей, вроде больших глаз.
Необходимо отметить, что в целом звуковую информацию человеку запомнить сложнее, чем-то, что он видит, или осязает - об этом свидетельствуют результаты исследования, проведённого в Айовском университете. Чтобы лучше запомнить сведения «на слух», специалисты рекомендуют несколько раз повторить их про себя.

8. «Любовь с первого взгляда» - причуды памяти

Каждый раз, когда вы извлекаете из памяти какую-либо информацию, она изменяется в соответствии с вашими нынешними представлениями об окружающем мире. Сотрудники Северо-Западного университета (штат Иллинойс) полагают, что именно этим трюком памяти можно объяснить такое явление, как «любовь с первого взгляда» - человек склонен проецировать испытываемые им к партнёру чувства на тот момент времени, когда произошла первая встреча.
Чтобы подтвердить эту гипотезу, учёные устроили эксперимент, участникам которого предложено было вспомнить расположение показанных им ранее объектов на экране компьютера. При изменении фона участники неизменно ошибались, а при следующих попытках вспомнить первоначальную расстановку объектов они чаще всего выбирали неправильные варианты, предложенные ими самими после изменения фона - их память быстро приспосабливалась к ложной информации и воспринимала её как достоверную.
В ходе других подобных экспериментов обнаружилось, что чем чаще человек обращается к воспоминанию, тем более размытым оно становится - в конечном итоге оно может превратиться в образ, который совершенно не соответствует тому, что случилось на самом деле. С таким явлением часто сталкиваются следственные органы в ходе опроса свидетелей - с течением времени их воспоминания о происшествии заметно трансформируются.
Более того - исследователи из Университета штата Айова утверждают, что когда человек припоминает какое-либо событие, собеседник может изменить его воспоминания, введя в память новую информацию, причём этот приём можно использовать на протяжении примерно шести часов после каждого извлечения сведений из памяти. По прошествии этого промежутка времени «окно» закрывается и снова корректировать воспоминание можно будет только при следующем обращении к нему.

9. Ложные воспоминания формируются даже у людей с автобиографической памятью
Люди с так называемой автобиографической памятью, также известной как гипертиместический синдром, способны помнить мельчайшие подробности их жизни, вплоть до конкретных деталей действий, совершённых в детстве и испытанных при этом эмоций. Однако, такие уникумы не защищены от искажения воспоминаний, хотя они далеко не всегда это понимают.

Актриса Мэрилу Хеннер, обладающая автобиографической памятью, помнит, к примеру, конкретную дату, когда её взяли на роль в телешоу «Такси» - 4 июня 1978-го года, и обстоятельства, при которых она об этом узнала: в этот воскресный вечер Хеннер была на вечеринке в честь премьеры фильма «Бриолин». По её словам, самые ранние её воспоминания связаны с крещением: «Моя крёстная была монахиней и при каждой нашей встрече она рассказывала об этом событии» - говорит Мэрилу.
Примерно так формируются ложные воспоминания у лиц с гипертимезией - крёстная, постоянно упоминавшая о крещении актрисы в её присутствии, могла непреднамеренно ввести в память Хеннер ложные сведения, потому что её собственные воспоминания с течением времени менялись. Так что, даже гипертиместический синдром не способен уберечь человека от дезинформации со стороны других людей, не обладающих столь совершенной памятью.

10. Манипулируя воспоминаниями, можно победить страх

Долговременная память человека формируется с помощью процесса консолидации, то есть путём передачи информации из кратковременной памяти. С момента, когда вы вспомнили о каком-то событии, то есть перенесли сведения о нём в краткосрочную память и до тех пор, пока воспоминание снова не переместилось в долгосрочную память, эта информация может быть изменена вашими нынешними представлениями об окружающем мире. Учёные надеются использовать этот феномен, чтоб стирать нежелательные эмоциональные воспоминания - например, о сильном стрессе.
Исследователи из Уппсальского университета поставили эксперимент, в ходе которого они формировали у испытуемых воспоминания о страхе, ударяя участников током, когда те смотрели на эмоционально нейтральное изображение. Затем учёные снова показали одной из групп испытуемых ту же картинку и хотя разряда не последовало, добровольцы опять почувствовали страх, заново консолидировав это воспоминание и закрепив его. Членам другой группы исследователи не позволили освежить эмоцию в памяти, нарушив этот процесс ещё несколькими просмотрами изображения без ударов током, в итоге участники перестали испытывать страх при взгляде на картинку.
Не менее любопытен эксперимент сотрудников Северо-Западного университета - они пытались манипулировать воспоминаниями волонтёров о страхе, пока те спали. Во время рассматривания испытуемыми двух изображений человеческих лиц их ударяли током и одновременно давали почувствовать аромат лимона или мяты, чтобы объединить зрительные и обонятельные ощущения с воспоминаниями о страхе.
Когда участники засыпали, исследователи заполняли помещение одним из запахов, но не подвергали их воздействию тока, а сразу после пробуждения показывали те же картинки. Если лицо ассоциировалось с ударами током и ароматом, который участник чувствовал во время сна, его реакция на воспоминания о страхе была гораздо менее выраженной, при этом страх перед лицом, связанным с другим запахом, оставался практически неизменным.
Учёные считают, что подобные методы можно использовать при лечении навязчивых фобий, панических атак и посттравматических стрессовых расстройств.

Человек - главная загадка бытия. Нам не нужно лететь глубоко в космос или плыть на дно океана, чтобы найти нечто неизведанное. Память человека - одна из самых странных и сложных вещей, созданных природой.

Память — это нечто похожее на мускулы, ведь ее можно тренировать. Эффективные упражнения на развитие памяти помогут вам сделать серьезный шаг вперед, задействовав большое количество ресурсов вашего мозга. Несмотря на то, что память у всех разная, о ней можно разговаривать бесконечно, приводя интересные факты и мифы о ее действии и механизме работы.

Факты о работе памяти

Память бывает двух видов: оперативная и долговременная . Тем, кто знаком с механизмом действия компьютера, известно, что в нем тоже есть два типа памяти. Оперативная служит для того, чтобы думать. Это и есть «мозги». Человек «записывает» туда все то, что требует обработки. Это кратковременная память, которая не зациклена на запоминании. Отличный пример — это когда вы едете или идете по улице и видите вокруг себя различные предметы, людей, машины, события, но они слишком малозначительны для вас. Через минуту вы будете помнить о том, какая машина проехала мимо вас или девушка в каком платье прошла, но через час, когда обстановка сменится, вы никогда об этом не вспомните.

Долговременная память же помогает запоминать что-то важное или то, что нам необходимо знать всегда. Однако, даже в этом случае, вы можете что-то забыть. У всех бывает так, что вы забываете, к примеру, какое-то слово, которое прям «вертится на языке», но не можете вспомнить. Этот феномен доказывает, что в человеческой памяти значение слова может существовать без его обозначения. Научно это названо было «прескевю».

Память работает еще до рождения. Дело в том, что мозг малыша формируется довольно быстро, поэтому кратковременная память ему доступна уже через 5 месяцев после зачатия. Научно доказано, что зародыш реагирует на внешние раздражители и может запоминать их. Еще ученые пришли к выводу о том, что человек теоретически может вспомнить то, что происходило в утробе матери, но физически ему это не под силу. Если представить память человека как компьютер, то эти участки памяти будут очень сильно защищены и недоступны. Вы знаете, что эти файлы есть, но добраться до них не можете.

Память — это нечто уникальное . Каждый человек запоминает что-то лучше, а что-то хуже, поэтому всегда стоит искать это «что-то». Это как и отпечатками пальцев — похожие люди есть, но одинаковых вы не найдете никогда и ни при каких условиях.

Говорят, что рассеянные люди обладают плохой памятью. Это не так. На самом деле, это проблема внимания. Такие люди всегда сами в себе, зациклены на чем-то своем. Они просто много думают, так что не спешите винить в рассеянности отсутствие у человека извилин, ведь, скорее всего, он умнее вас.

Интересные феномены, связанные с памятью

Среди феноменов регулярных следует отметить дежавю . До сих пор ученые не могут до конца описать механизм, который лежит в его основе. Говорят, что это результат «системного» сбоя. Память человека представляет собой нечто невероятно сложное, поэтому иногда бывает так, что мозг сам по себе натыкается на что-то, что помнит. Вам кажется, что вы предчувствуете что-то важное, но на самом деле мозг просто случайно провел параллель между тем, что вы видите и тем, что вы когда-то себе представляли или видели. Вы уже забыли о каком-то образе, но он остался в чертогах памяти, а мозг это случайно воспроизвел. Некоторые ученые уверены, что частые дежавю являются причиной психического расстройства.

Есть еще «жамевю». Это обратный процесс, основанный на том же принципе, когда вы сомневаетесь в том, знаете ли вы человека, которого на самом деле видите почти каждый день. Грубо говоря, увиденный вами отец, мать или друг могут показаться совершенно незнакомыми людьми. Это часто бывает у стариков, что объясняется различными болезнями, однако это может быть и у молодых людей. Вероятно появления жамевю в разы ниже, чем у дежавю, поэтому почти никто этого не ощущает при здоровой психике.

Память безгранична. Есть люди, которые запоминают огромное количество информации. Не более 50 человек во всем мире «страдают» от синдрома гипертимезии. Все они помнят абсолютно каждую деталь своей жизни, начиная с какого-то определенного периода в детстве. Такого человека можно спросить, что он делал 7 лет назад, в определенный день, а он вам ответит со стопроцентной точностью. Это реальный феномен, который сейчас изучается учеными. Фактически, мозг не может забыть информацию. В ходе исследований было выяснено, что височная доля у людей с этим расстройством увеличена. Внешне это похоже на обсессивно-компульсивное расстройство, называемое проще как невроз навязчивых состояний. Проще говоря. Это реальное заболевание, невероятно редкое психическое расстройство.

Есть человек по имени Ким Пик . Выше было описано расстройство, когда человек непроизвольно запоминает абсолютно всё. Этот же мужчина, который умер в 2009 году, мог запоминать всё, что нужно конкретно ему. Таких случаев в мире больше зафиксировано не было. Что интересно, он стал прототипом для создания главного героя из фильма Человек дождя. Внешне он был похож на глупого парня, но внутри него таились огромные возможности. Он не мог даже одеваться самостоятельно, однако его мозг был настоящим компьютером. В раннем возрасте мальчик знал Библию наизусть, а перед смертью он помнил уже около 12 тысяч книг. Почти 100 процентов информации он мог запоминать без особого труда, но он еще и имел высокий интеллект, несмотря на внешнюю отсталость, похожую на аутизм или синдром дауна.

Из ныне живущих людей стоит выделить Дэниела Таммета . Его долговременная память не особо уникальна, но вот оперативная или быстрая — это настоящий феномен. Парень может в уме производить деление, умножение, сложение или вычитание огромных цифр, в которых сотни знаков. Память тоже у него хороша, ведь он знает более 10 языков, а изучает каждый новый примерно за 7-10 дней. Его долговременная память позволяет помнить до 20 000 цифр после запятой в числе Пи. Получил он этот дар после припадки эпилепсии. Он говорит, что цифры для него — это некие образы, имеющие свой цвет и свою структуру. В мире жило немало таких людей. Сейчас таких способных людей не более 10 на всем земном шаре.

  • 1. Есть ли память у новорожденного? Такой вопрос долгие годы тревожил врачей и ученых всего мира. Ведь многие ошибочно полагали, что человек рождается с чистой памятью. Но многочисленные исследования показали: на 20 неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.
  • 2. Память и ее свойства напрямую зависят от профессии человека. Она действительно лучше у дикторов, преподавателей, ученых, актеров. Ведь этим людям приходится запоминать большое количество текста, постоянно повторять его и изучать что-то новое.
  • 3. «Дежавю» - ощущение, что определенная ситуация уже происходила в нашей жизни, связанно с генетической памятью. Согласно исследованиям ученых, определенные события действительно могли иметь место в нашей прошлой жизни или передаться от опыта предков.
  • 4. Память развивается у человека до 25 лет. Пик ее возможностей припадает на 19-20 лет. Не удивительно: в этот период мы получаем образование. А вот угасать память начинает с 50 лет.
  • 5. Если сравнить мозг человека с компьютером, он бы мог сохранять до 7 миллионов мегабайт информации.
  • 6. Гипертимезия – так называется очень редкая способность помнить абсолютно все события своей жизни. Таким феноменом обладает жительница США Джилл Прайс. Она может в подробностях рассказать все, что происходило с ней в таком-то году в такое-то время.
  • 7. Ким Пик, прототип главного героя «Человека дождя» имел уникальную память. Он действительно запоминал 98% всей прочитанной информации. Кроме того, он мог одновременно правым глазом читать правую страницу, а левым – левую в развороте книги.
  • 8. Ф. Бузони, профессор Московской консерватории, обладал феноменальной музыкальной памятью. Он мог воспроизвести любую услышанную мелодию.
  • 9. Интересные факты о памяти человека – это также истории из прошлого. К примеру, римский философ Сенека мог повторить 2 тысячи абсолютно бессвязных слов по очереди.
  • 10. Как утверждают историки, Александр Македонский знал в лицо и по имени каждого из 30 тысяч своих солдат.

  • 11. Кардинал Меццофанти знал около 100 языков. Ему достаточно было один раз услышать иностранное слово, как он запоминал его на всю жизнь.
  • 12. Фемистокл знал каждого жителя Афин по имени. А их было около 20 тысяч!
  • 13. Поль Морфи и Поль Сенс – уникальные шахматисты. Они могли играть сразу несколько партий и хранить у себя в памяти все прошлые и предстоящие ходы каждой.
  • 14. Наполеон читал со скоростью 2 тысячи слов в минуту. Для сравнения: большинство образованных современных жителей планеты – лишь 180-220. При этом уровень запоминания и понимания текста при быстром чтении выше.
  • 15. От 6 до 8 недель требовалось археологу Р.Шлиману, чтобы изучить новый язык.

  • 16. Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.
  • 17. Забывать – полезно. Чем быстрее вы забудете старую ненужную информацию, тем лучше и быстрее запомните новую. Существуют даже специальные тренинги, направленные на блокировку старой информации. Достаточно 20 попыток, чтобы избавиться от нежелательных воспоминаний.
  • 18. В Тасмании есть оператор справочной службы, который наизусть помнит более 128 тысяч номеров телефонов и точных адресов абонентов.


Публикации по теме