Как мама может помочь ребенку заговорить: практические советы. Пять главных школьных проблем, и как помочь ребенку с ними справиться

Для тех, кто еще не знает — « ». Женщинам свойственно неадекватно оценивать речевые навыки своих детей. Здесь часто бывают крайности. Кто-то преувеличивает проблемы: «Ребенку уже год и три месяца! А он говорит только два элементарных слова!» А кто-то бросает дело на самотек.

Нормы и сроки

В первую очередь давайте определимся с нормами. Когда должен ребенок заговорить? На что нам ориентироваться? Во сколько лет пора начинать бить тревогу?

Раньше я бы ответила так: «Отсутствие речи до 3 лет — это не страшно». Сейчас, после нашей возни с сыном, я скажу по-другому: «Отсутствие речи в 2 года — уже повод задуматься». Под отсутствием речи я имею ввиду полное молчание. Либо очень скудный активный словарь (10-20 слов).

Под словами «повод задуматься» я не имею ввиду «начать паниковать». Многие невропатологи считают, что в 2 года малыш обязан говорить предложениями. И если он этого не делает — кошмар, пора пить таблетки и т.п. А кто-то — напротив, заявляет, что «мальчики позже развиваются». Лично я выбираю золотую середину.

Если у малыша идет задержка речи, нужно исключить все другие проблемы. Как говорят многие специалисты, речь — это только верхушка айсберга. И проблемы в этой сфере могут указывать на более серьезные нарушения. Которые нужно немедленно исправлять.

Поэтому я все же рекомендую сводить ребенка к хорошему невропатологу. Не для запугивания и не для лечения. А для того, чтоб он оценил состояние малыша. Хороший невропатолог сразу видит по движениям, реакциям, мышлению детей — насколько серьезна ситуация.

Хороший невропатолог должен определить — это просто задержка речи или есть заметная незрелость нервной системы. Вы сами этого не определите. Но невропатолог видит подобные нарушения с порога. Конечно, у него в глаза не встроено УЗИ, МРТ, ЭЭГ и прочее. Но поверьте, даже просто осмотр может помочь прояснить картину.

На что можно обратить внимание вам самим? Об этом я писала в статье « ».

Почему малыш не хочет говорить?

Речь зависит от трех факторов:

  • моторика;
  • мышление;
  • желание общаться.

Проанализируйте, насколько хорошо это развито у вашего ребенка. Если ваше чадо — общительное (использует жесты, мимику, тянется к людям), нет проблем с мышлением, и подводит только моторика — это самая простая ситуация.

Однако, нарушения моторики тоже могут быть разными. Поэтому неговорящий ребенок в 3 года — это явный повод найти адекватного специалиста.

Может ли ребенок вообще не заговорить? К сожалению, при грубых нарушениях развития, бывает и такое. Но в подавляющем большинстве случаев все решается грамотными занятиями и устранением причин молчания малыша.

Что нужно делать?

И теперь — самое главное! Что делать, чтобы ребенок быстрее заговорил? Поделюсь нашим опытом:

  1. Оцените, насколько часто ваш карапуз слышит человеческую речь. В первую очередь — начните активно общаться с ребенком. Станьте «радио». Комментируйте все вокруг. Комментируйте все свои действия, переодевания, умывания, игры.
  2. Старайтесь чаще подключать малыша к диалогу. Если он понимает ваши слова и может хоть как-то отвечать (жестом или звуком) — почаще задавайте вопросы. Провоцируйте речь, чтоб у ребенка была потребность сказать слово.
  3. Придумывайте игры, ориентируясь на уровень ребенка. Если он произносит только звуки, но все понимает на слух — добивайтесь в игре повторения звуков. Постепенно усложняя задания. Например, изображайте филина, крича «ууууу!» Или покажите, как игрушка-медведь здоровается с малышом звуком «ыыыыы».
  4. Учитывайте интересы ребенка. Любит машины? Подумайте, как заниматься с помощью игрушечных машинок. Тут и звуки «вжжжж», и «бииии». Слова «катать», «колесо», «гараж». Учите названия животных, катая их на своих машинах.
  5. Если у ребенка маленький активный словарь, выберите несколько простых слов — и сосредоточьтесь только на них. Стараясь повторять их как можно чаще.
  6. Используйте пальчиковые игры, потешки, стишки, песенки. Некоторые дети так лучше запоминают слова.
  7. Развивайте мелкую моторику. Поощряйте игры с крупами, мозаику, сортеры, стройте башни из кубиков.
  8. Развивайте навыки имитации у малыша. Если он с удовольствием повторяет за вами игры и упражнения — это большое счастье! Если нет — учите.
  9. Я не могу дать в статье все эффективные упражнения. Берите их из книг. Например, Е.Янушко «Помогите малышу заговорить» (в легких случаях). А также К.Дедюхина «55 способов общения с неговорящими детьми» и Р.Августова «Говори! Ты это можешь!» (в ситуациях посложнее).
  10. Вовремя реагируйте на признаки усталости и давайте малышу отдохнуть.
  11. Если ничего не получается — не стесняйтесь искать специалиста. До скольки лет можно ждать и заниматься самостоятельно? Каждая мама решает сама. Я свое мнение озвучила выше. Если проблема только в самой речи — можно дать себе время до 3 лет.
  12. Поиск специалистов логопедов-дефектологов — это отдельная тема. По своему опыту скажу... Работа логопедов очень и очень отличается.

Я против того, чтобы заставлять детей говорить силой... Не давать конфету, пока он не скажет соответствующее слово. Выбивать слова через плач, нарочно «не понимать» ребенка и т.п. По крайней мере, если у ребенка нет тяжелых диагнозов.

Я предпочитаю действовать через интерес, как бы это ни было сложно. Учить подражанию. Показать в игре, что повторять звуки (а затем — слова) — это весело и интересно. В какой-то момент малыш начинает также подражать и в бытовых ситуациях.

Можно доводить ребенка до истерики, отказываясь давать заветную вещь, пока не скажет «дай». А можно... Лукаво улыбнуться, и с азартом предложить: «Скажи — ДАЙ!» И это работает! Не всегда, но если соблюдено следующее:

  • у вас хороший контакт с малышом, хорошие отношения и уровень доверия;
  • вы развивали речевое подражание в игре;
  • вы внимательны к потребностям своего малыша;
  • вы очень радуетесь его крошечным успехам;
  • вы требуете от него только то, что ему по силам.

Конечно, на этом пути есть много нюансов. И я не могу рассказать здесь весь свой опыт. Только основы. Читайте книги, пробуйте, занимайтесь.

Многие дети начинают говорить и без постороннего вмешательства. Тогда, когда приходит время. А некоторым детям нужна серьезная помощь.

Напоследок хочу сказать, что если у вас выявлены проблемы с развитием, а не только с речью... Не теряйте времени. Не ждите, что все само рассосется. Сначала просто начните сами заниматься с малышом. Это безопасно и не требует финансовых затрат.

Если задержка увеличивается — ищите дефектолога. Особенно, если вашему чаду исполняется 3 года.

Малыши проводят в школе большую часть своего активного детства. И если у одних трудности вызывает только «домашка» по математике, то для других школа становится синонимом проблем, плохого настроения и всяческого рода страданий. Причиной испорченного впечатления о первом образовании может стать многое: не сложившиеся отношения с одноклассниками или учителями, плохая успеваемость… Что делать, если вы понимаете, что ваш ребенок столкнулся с проблемами, из-за которых посещение школы превратилось в пытку?

Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Ваш сын или дочь приходит из школы в слезах, на вопрос «что случилось?» не отвечает, прячет глаза, отказывается показывать дневник… В результате оказывается, что такое поведение связано с тем, что он схлопотал двойку (или тройку) в школе. И так происходит каждый раз, как учитель ставит оценку ниже «пятерки».

Что делать:
Почти наверняка подобное глубокое расстройство ребенка плохой оценкой тесно связано с ожиданиями, которые вербально или невербально транслируете вы сами. Одни родители прямо говорят «ты должен учиться на одни пятерки», другие намекают - «вот бы у тебя дневник был такой же красивый, как у твоего друга Пети». В обоих случаях ребенок чувствует себя обязанным учиться на «отлично», особенно, если такие завуалированные или не очень фразы проскакивают в вашей речи частенько. А быть отличником получается не у всех и не всегда.

Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, - это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения - например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки - это здорово, но главное - реальные знания, а еще важнее - интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.

Проблема: ребенка обижают одноклассники

Печальная реальность такова: почти в каждом современном классе находится свой «изгой». Его обижают, над ним смеются, ему не дают прохода и в прямом, и в переносном смысле. Часто причиной насмешек и издевок одноклассников становится какая-то «особенность» ребенка, которая отличает его от остальных. Слишком высокий, полный, одевается иначе, имеет иной разрез глаз или цвет кожи, учится слишком хорошо или слишком плохо, не ест мясо, - причиной издевательств может стать все, что угодно.

Что делать:
Не вмешиваться «напрямую». Если вы решите «провести беседу» с детьми, которые обижают вашего сына или дочь, вы лишь ухудшите ситуацию. Потому что находиться рядом все время, пока ваше чадо в школе, вы физически не сможете, а как только уйдете - его начнут дразнить еще и потому, что «за него заступается мамочка».

Давать ребенку советы и читать лекции о том, что ему следует сделать в такой ситуации, тоже не эффективно. Потому что советы мы даем из «взрослой» позиции - если бы ребенок обладал нашей уверенностью, знанием и силой, возможно, у него бы и не было никаких проблем.

В этой ситуации вы можете только одно - оказать максимальную поддержку ребенку. Выслушать его, когда он хочет пожаловаться, рассказать, как вы его любите. И попробовать найти для него общество таких же, как он, где его особенность будут ценить, а не отторгать. Если ребенок слишком много болтает и кривляется - отдайте его в театр, если слишком высокий для своего возраста - в секцию баскетбола. Увидев, что он не один такой, ребенок станет меньше стесняться своей «особенности», а вполне вероятно - начнет ей гордиться, и чужие насмешки уже не будут его задевать. А как только орудие не добивает до цели, оно перестает стрелять.

Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам - не так страшно, как разрушенная психика ребенка.

Проблема: у ребенка нет друзей в школе

Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает – иногда его просто игнорируют. Если одноклассники делают это нарочно, «бороться» стоит теми же способами, что и при активных «наездах», но чаще всего отсутствие друзей у ребенка в школе все же связано с его природной скромностью. Часто с этой проблемой сталкиваются дети, которые перешли в новую школу, где уже сложились свои коллективы и кружки по интересам. И, если для активного и бойкого ребенка влиться в новое окружение - не проблема, то застенчивый будет стоять в сторонке, не решаясь подойти и заговорить с новой компанией.

Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения - возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему - устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам - и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.

Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе - собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.

Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому - но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…

Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции - почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка - это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.

Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.

Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.

Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки

В идеальном мире учителя должны быть беспристрастны, оценивать истинный уровень знаний ребенка, не обращая внимания на свои личные симпатии и антипатии. Но в реальности, увы, часто происходит совсем наоборот. И учитель выбирает себе «любимчиков» и «мальчиков (девочек) для битья». Причем далеко не всегда в «нелюбимчики» попадают дети, которые славятся плохим поведением или не знают предмет. Просто, например, учительница любит активных ребят, которые всегда тянут руку и стремятся ответить на любой ее вопрос, а тех, кто спокойно отсиживается (возможно, потому что в силу своего темперамента не стремится «лезть вперед») по умолчанию ставит «на ступень ниже».

Что делать:
Для начала попробуйте «разведать обстановку». Поговорите с родителями других детей - а как эта учительница относится к ним? Не жалуются ли на нее? Возможно, у конкретного преподавателя что-то глобально идет не так в жизни, и он «срывается» на детях. В таком случае стоит обратиться к директору и решать проблему административно – менять учителя всему классу.

Если же ваша догадка о том, что учительница недолюбливает конкретно вашего ребенка, подтвердится, попробуйте открыто поговорить с ней. Главное – не начинайте с угроз или негатива. И для вас, и для вашего ребенка будет куда лучше, если вам удастся уладить конфликт мирно. Спросите, что нужно сделать Васе, чтобы его оценки улучшились? Скажите, что чувствуете, что ваш сын «не тянет» ее предмет - что бы она могла посоветовать, чтобы улучшить ситуацию? Расскажите об особенностях своего ребенка - может, поняв, что руку он не тянет не потому, что ничего не знает, а потому, что флегматик по темпераменту, она начнет чаще спрашивать его сама - и удостоверится, что он все знает лучше многих.

Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает - даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания - это не его вина.

Вообще, когда ребенок жалуется вам на что-то, что происходит в школе (и не только там), попробуйте слышать не только слова, но и эмоции. Выслушайте все, что хочет сказать вам ваш малыш, и озвучьте чувства, которые, как вам кажется, он испытывает. «Мне кажется, ты очень расстроен» - и замолчите. Ребенок сам даст вам понять, правильно вы «угадали» или нет, а главное - получит «разрешение» высказать все то, что у него накопилось на душе. Такой глубокий эмоциональный контакт - это лучшее, что вы можете дать своему ребенку при наличии проблемы любого характера.

А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа - это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.

Фото - фотобанк Лори

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые . Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.

Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда "трудных" детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так "неразумны"? Да потому, что не знают , как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи . Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!"

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками "отплатить" родителям, и с потерей веры в свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным - нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение .

Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев .

Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас - обида .

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности , а порой и отчаяния .

Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?

Первый и общий ответ на него такой - постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг.Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача - перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, "со стажем". И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или от чего он "воевал". А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Что же касается его привычных "выходок", то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.

Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо "методом подстройки" - вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позволь же мне, наконец, жить своим умом". Помните, что прожить чужую жизнь - задача неблагодарная.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя в этом случае - перестать требовать "полагающегося" поведения. Стоит "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это - единственный путь воспитания.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

Возраст ребёнка: 3,5 года

Как помочь ребенку, если у него умер питомец

Подскажите что делать в такой ситуации. Работаю педагогом в частном детском центре.Недавно мама пришла с ребенком и такой историей. Чем им помочь. Сообщение от мамы ребенка: В общем ситуация была такая - у нас был маленький пес Джейсон, Тима его очень любил, кормил, мыл его, гулял. И в прошлый четверг на улице возле дома, его задавила машина. В этот момент поводок у Тимы был в руках. Собака побежала прямо в момент движения авто под колеса. Вы сами понимаете, что там море крови, и он сразу умер. Я была спиной, поэтому первый увидел Тима и сильно стал орать и звать его по имени! я его убрала с дороги, убрала так, чтобы Тима его не видел и накрыла тряпкой. Тут же люди подошли и Тиму отвлекли. Больше он не плакал по этому поводу ни разу. В первую ночь очень плохо спал и во сне кричал имя собаки. Первые дни вообще уходил от темы, что собака в принципе была в этой жизни. Спустя несколько дней начал задавать вопросы, где Джейсон. Я ему сказала, что он был в больнице и там уснул и теперь на небесах на радуге и т.п. Что у него все хорошо, он приходит к нам во сне, а мы всегда будем помнить и скучать по нему. Вот я и думаю - он же в себе все это держит, со мной говорить не хочет, так может кому-то расскажет. А может вообще не надо трогать и он это забудет.

Анжела

Здравствуйте, Анжела.

Когда в жизни человека происходит трагедия, ему необходимо осознать собственные чувства, пережить их и отпустить. Если же этого не происходит, а человек закрывается от своих эмоций, старается просто забыть о них, то они могут накапливаться внутри и вызывать в будущем проблемы с психологическим состоянием или даже физическим здоровьем. Не случайно говорят, что слезы приносят облегчение. Поэтому лучше не рассчитывать, что мальчик просто забудет о случившемся и вернется к обычной жизни, даже если внешне это будет казаться так. Он, безусловно, испытал шок, страх, боль, и задача родителей состоит в том, чтобы научить его справляться с этими чувствами.

Поскольку малыш еще не осознает полностью, что такое смерть, что случилось с его собакой и что после этого происходит с ним самим, важно спокойно и бережно поговорить с мальчиком. Лучше не сравнивать смерть со сном, так как ребенок может испугаться, что и сам умрет во сне. Родители доступным для него языком могут рассказать правду о смерти питомца, не вспоминая лишних подробностей. Не стоит также обвинять при мальчике водителя машины или кого бы то ни было в гибели собаки, чтобы не вызывать в нем агрессию.

Ребенок был привязан к собаке, то, конечно, он будет остро переживать разлуку с ней. Важно дать мальчику время и возможность пережить горе. Для этого необходимо не только объяснить, что на самом деле произошло, но и , которые он в данный момент испытывает, поддержать, позволить выплакаться, когда это будет необходимо. Родители могут выражать сочувствие и понимание, присоединяться к переживаниям ребенка, что и будет для него поддержкой.

И, конечно, в этот период лучше снизить требования к малышу, относиться с пониманием к его негативному поведению, которое вполне может возникнуть из-за отрицательных эмоций, так как он пока не умеет с ними справляться. Таким образом, только терпение, любовь и внимание родителей к состоянию мальчика помогут ему пережить потерю друга.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог

На вопрос отвечает психолог Юлия Гусева:

– В возрасте 1–2 лет для ребёнка не очень важен результат его деятельности, он в первую очередь наслаждается процессом взаимодействия с материалом (пластилином, бумагой, карандашом). Но примерно после 2–3 лет для ребёнка уже важен и результат. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми и не всегда сравнение в пользу ребёнка. Например, ребёнок собирает конструктор, делает какую-то поделку, и в какой-то момент что-то не ладится. Ребёнок начинает раздражаться, порой плакать, бывает, бросает то, что начал делать. Почему так происходит и как помочь ребёнку? Такого рода поведение встречается у дошкольников. Ничего ужасного в этом нет. У ребёнка ещё недостаточно сформирована воля, чтобы закончить начатое дело, особенно если речь идёт о занятии, рассчитанном на длительное время.

Когда у ребёнка что-то не получается, в этот момент ему в первую очередь нужно присутствие родителей или других взрослых. Самый простой способ – это сесть рядом с ним и попробовать разобраться с его сложностями, вникнуть в проблему. Например, ребёнок собирает «Лего», но получается не самолёт, а что-то другое. Проверьте пошагово работу ребёнка: скорее всего, вы увидите, что несколько шагов назад он допустил ошибку. Вернитесь, вместе исправьте ошибку, и вы увидите, что ребёнок успокоился и готов продолжить работу сам. Почему в этом случае ребёнку нужна помощь? Дело в том, что мышление ребёнка ещё не так развито, как мышление взрослого. Поэтому ребёнок ещё не сразу может догадаться, что на каком-то этапе он совершил ошибку. И также трудно ему понять, в чём заключается его ошибка. А взрослый обычно сразу видит, в чём проблема. Ребёнку важно получить положительный опыт нахождения, исправления собственных ошибок вместе со взрослым, тогда потом он сможет самостоятельно исправлять их. Нередко встречаются ситуации, когда ребёнок взялся за большую работу, которую за один раз непросто выполнить. И конечно же, он очень хочет закончить начатое дело, но уже устал, и поэтому ему сложно завершить начатое. В этих случаях родители обычно и предлагают ребёнку отдохнуть. Однако посмотрите на ребёнка. Если вы видите, что ему важно закончить работу, то предложите завершить дело вместе. Скажем, ребёнок делает аппликацию, вы можете вырезать, а ребёнок наклеивать. Или наоборот. Не завершайте поделку за ребёнка, но и не отказывайте ему в помощи. А иногда бывает достаточно родительского присутствия и слов поддержки: «Здорово у тебя получается, мне очень нравится!».

При работе с дошкольниками я предлагаю родителям приём «Когда ты был маленьким». Этот приём можно начинать использовать в любом возрасте, когда появляется первое «не могу». У некоторых детей это 2–3 года, у других – немного позже. Обычно дети, которые научились сравнивать себя с самим собой в более раннем возрасте, к старшему дошкольному возрасту уже сами эффективно используют этот приём. Приём помогает ребёнку увидеть, чему он научился за годы своей жизни и увидеть перспективу роста. Суть приёма очень проста. Нужно рассказывать ребёнку, что он раньше чего-то не умел, не знал, а теперь научился и знает. При этом важно не говорить общими фразами, которые ребёнок плохо воспринимает. Например, нужно избегать таких фраз: «Раньше ты ничего не умел, а теперь много всего умеешь», «Ты был маленьким, а теперь ты большой» и т. д. Такие фразы не помогут ребёнку, они скорее ещё больше дезориентируют его. Старайтесь рассказывать максимально конкретно, подробно, эмоционально, можно добавить немного художественного вымысла. Например, вы собираетесь делать аппликацию, и ваша дочь говорит: «Я не буду вырезать, у меня всё равно не получится. Ты хорошо вырезаешь, лучше ты вырежи». Что же делать? Расскажите ребёнку историю:

– Хочешь, я расскажу тебе, как ты из чашки пить не умела?

– Так вот. Ты была маленькая. Тебе не было даже ещё одного годика. Ты сидела на стульчике, и я дала тебе водичку в чашке. А ты знаешь, что сделала? Ты взяла чашку, перевернула её и всю воду вылила на стол. И знаешь, что стала делать? Шлёпать ручками по водичке! Вот какая ты была смешная! А сейчас ты разве выливаешь воду? Нет, ты хорошо и очень аккуратно пьёшь из чашки. Потому что ты научилась. Подросла. И много раз тренировалась. Раньше ты всегда обливалась, когда пила, а теперь нет. Раньше ты не умела снимать носочки, а теперь ты можешь их не только снять, но и надеть, у тебя очень хорошо получается одеваться.

Тематика рассказов зависит от вашей фантазии. Сохраняйте рисунки ребёнка, его поделки. Можно сравнивать рисунки старые и нынешние. При обучении письму обязательно сохраняйте старые прописи. Дети с удовольствием разглядывают закорючки, которые они писали некоторое время назад, сравнивают их с нынешним результатом. Всё это увеличивает уверенность ребёнка в себе, повышает мотивацию, стремление что-то сделать самому.



Публикации по теме