Беспокойный ребенок. Гиперактивный ребенок: что делать маме

Одним из распространенных видов нарушений развития ребенка является повышенная активность, достигающая полной расторможенности. Ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка, получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.

Характеристика нарушений

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания: гиперактивный ребенок может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

Синдром гиперактивности может возникнуть очень рано. У младенцев повышенный мышечный тонус, они чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить.

В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома — 6-7 лет. Его характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия; тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них; ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не относясь при этом к разряду гиперактивных. Не следует любого возбудимого ребенка относить к категории гиперактивных.

Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть; все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах;
  • легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.);
  • на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • плохой аппетит;
  • не может следить за своими вещами, часто теряет их;
  • пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка этих симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу.

Улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначенного лечения, но в значительной мере и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся «отверженными», т.к. они не умеют уступать, ладить с другими, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут даже сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

В центре «Парус надежды» для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители используют игры, в которых нужны внимательность и самоконтроль. Специалисты подчеркивают, что надо придерживаться «позитивной модели» воспитания, т.е.:

  • хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи - это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах;
  • обязательно поддерживайте четкий распорядок дня;
  • полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе;
  • оберегайте ребенка от утомления;
  • играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании;
  • говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно; избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»; напрасно не угрожайте наказанием;
  • давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, за который он мог бы его завершить;
  • поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Игры, направленные на психокоррекцию гиперактивности у детей

1.Тренировка внимания

«Шапка-невидимка».

Под шапку складывают несколько предметов. Шапку поднимают, и в течение 3 секунд надо запомнить все предметы. Затем предметы снова накрывают шапкой, и ребенок (или дети по очереди) перечисляют их.

2.Тренировка усидчивости

«Восковая скульптура»

До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор».

3.Тренировка выдержки - контроль импульсивности

«Скалолазы»

Участники должны пройти вдоль свободной стены к противоположному углу, прислоняясь к ней последовательно минимум тремя конечностями. Тот, кто оторвал от стены или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

Добившись оптимальных результатов проявления внимания, самоконтроля и усидчивости, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям: внимание + усидчивость; внимание + сдержанность; усидчивость + сдержанность.

О Центре

Государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних создан с целью проведения коррекционно-реабилитационных работ для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Образование данного центра вызвано острой необходимостью создания в городе и районе условий для всесторонней поддержки семьи и детей (особенно для тех, у кого имеются проблемы в развитии, состоянии здоровья и адаптации в обществе). В центре проходят реабилитацию дети из социально незащищенных семей, находящихся в трудной ситуации, те, кто страдает от семейного насилия и находится в социально опасном положении.

Меня натолкнула статья "Der wahre Grund, warum Kinder nicht still sitzen können " (почему дети не могут сидеть на месте) в интернет-газете huffingtonpost.de

Практикующие детские психологи в последнее время все чаще сталкиваются с обращениями по поводу того, что дети не могут контролировать свою двигательную активность. Ученые называют это синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Из-за этого страдает обучаемость. Чаще всего это расстройство проявляется при поступлении в школу. Ребенок став первоклассником, не может справиться со своей подвижностью и мешает работать другим детям. Администрация школы тактично намекает родителям показать ребенка психологу.

Постоянные замечания в дневнике за нарушение дисциплины на уроках и беготню на перемене, недовольство учителя и более спокойных одноклассников приводят к тому, что с самых первых шагов у ребенка формируется негативное отношение к школе и всему процессу обучения . Совсем маленький человечек произносит страшные слова: «Я ненавижу себя! Я ничего не могу! Я всем мешаю!» Уровень самооценки такого ребенка стремительно падает. Родители в такой ситуации чаще всего теряются.

Самое главное – не замыкаться в собственной проблеме.

Незнание родителей, как себя повести, еще больше усугубляет психологическое состояние ребенка. Между тем, в не запущенных случаях, достаточно уделить внимание физической активности ребенка, обеспечить выход его неуёмной энергии, заняться спортом, подвижными играми, и проблема будет решена.


Медицинская статистика констатирует неумолимый рост количества детей, которым поставлен диагноз СДВГ. Учителя начальных классов со стажем, утверждают, что на сегодняшний день не меньше, чем 8 из 22 учеников класса периодически демонстрируют поведение, которое заслуживает вмешательства детских психологов. Подобные проявления неуклонно нарастают по мере того, как требования к усидчивости первоклашек возрастают вместе со все расширяющимся кругом обязательных знаний и умений. Учебная нагрузка увеличивается не только в школе. Даже в детском саду от малышей требуют сосредоточенного внимания и неподвижного сидения не менее чем в течение 30 минут в процессе подготовки к школе.

С самого нежного возраста от детей требуют соблюдения приличий и спокойного поведения. Все меньше количество детей может вдоволь покататься с горки, полазить по деревьям. Родители с опаской относятся к качелям и каруселям. Ужесточившийся контроль общества за обеспечением физической безопасности детей дома, на улице и в учебных заведениях приводит к тому, что родители, а уж тем более воспитатели и учителя, стремятся исключить малейшую возможность получения травм, которые, к сожалению, неизбежны при активных играх. Страшно себе представить, но у совсем маленьких ребятишек постепенно формируется гиподинамия .

Что повсеместно происходит на обычных школьных занятиях? Учитель сидит за своим столом и монотонно рассказывает или, что еще хуже, читает новый материал. И это может повторяться из урока в урок на протяжении целого учебного дня. Такой способ подачи нового материала утомит даже взрослых людей. Как реагируют на это ученики младших классов? Заинтересованных глаз практически нет. Кто-то покорно сидит смирно и мучительно ожидает завершения урока. Большая часть детей занимают себя кто как может. Несколько человек качается на стульях, другие (особенно девочки) теребят одежду, волосы.

Сгрызенные верхние кончики карандашей уже никого не удивляют. Бесцельные каракули на бумаге, постукивание пальцами по столу, уродующие осанку позы…

Такие картины раньше были возможны только для детей с ограниченными психо-неврологическими способностями. А сейчас подобная картинка стала нормой в обычных школах с самыми обычными детьми. Такая заторможенность организма возможна при непомерно увеличенной нагрузке в преддверии экзаменов или ускоренно изучения больших объемов материала. Но это происходит и в совершенно нормальной обстановке.

Проведенные простейшие тесты на соответствие физического развития возрасту продемонстрировали, что только 1 из 12 обследованных имели нормальную физическую силу и развитость вестибулярного аппарата . Вместе с ними катастрофически страдает сенсорная система организма, обеспечивающая адекватное отображение окружающей среды в человеческом мозге. Такое состояние здоровья подавляющего большинства детей должно вызывать обеспокоенность родителей и общественности. Это требует серьезного вмешательства врачей.

Состояние вестибулярного аппарата и двигательная активность неразрывно связаны. Чтобы равновесие формировалось сообразно возрасту ребенка, дети каждый день должны получать разнообразную физическую нагрузку не менее нескольких часов подряд . Попытка его сформировать в статических позах не приведет к желаемому результату. К сожалению, существующее школьное расписание с его занятиями физкультурой два раза в неделю не может обеспечить достаточное развитие сенсорной системы.


Пытаясь в детском саду активно готовить детей к школе, их лишают необходимого движения. Это в свою очередь приводит к недоразвитию сенсорной системы, огрехи работы которой дети стремятся компенсировать постоянным перемещением тела (ёрзаньем) в пространстве. Подчиняясь требованиям взрослых сидеть неподвижно, дети обрекают себя на неточное определение своего места в окружающей среде. Сознание опасаясь такого неустойчивого положения частично отключает каналы поступления информации (согласитесь при быстром вращении или падении мы автоматически закрываем глаза, потому что мозг не успевает обработать все, что проносится перед глазами).

Проблему беспокойного сидения на уроках можно решить только одним способом. Значительное удлинение перемен между уроками и позволение выходить на школьный двор для активных игр позволит активизировать сенсорную систему, которой хватит сил, чтобы справиться со следующим периодом неподвижного сидения. Непродолжительной прогулки из школы домой совершенно недостаточно, чтобы вновь сесть за учебный стол. Игры и беготня в течение нескольких часов (!) позволят сенсорной системе ребенка прийти в себя после школьных уроков и вновь сосредоточиться для выполнения домашнего задания.

Гиперактивный ребенок: что делать маме?

Если малыш в месяц плачет на приеме у врача, кричит и краснеет при попытках его осмотреть, вздрагивает, икает и так далее, то это неудивительно. Ему страшно, он может быть голоден, ему неприятна обстановка, яркий свет, он инстинктивно напрягается, прижимая к себе ручки и ножки, ищет защиты. И тот врач, который тут же назначает вашему чаду лекарства от , хорошим врачом считаться не может.

Сейчас, когда Саше почти 2 года, я прекрасно понимаю, что многое из того, что происходит с развитием и поведением ребенка, зависит от его темперамента и эмоциональности. И если нет веских причин, то искать гипервозбудимость там, где ее нет, не стоит. Что же делать маме? Об этом читателям проекта «Дети Mail.Ru» расскажет практикующий психолог Лариса Суркова.

У нас у младшей диагноз гиперактивность есть (причем от хороших стационарных неврологов), а проблем с поведением нет, жалоб ни воспитатели в саду, ни сейчас учитель в школе не предъявляли. Так что гиперактивных тоже воспитывать можно!

Поговорим о том, с чем родители обычно приходят к психологу :

С тем, что ребенок до 4 лет не сидит на месте;
не хочет играть один;
проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол;
плохо спит, часто просыпается;
слишком активен, в понимании мамы.

Конечно, это классическое «горе от ума». Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки с игрушками, и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить о том, что не надо сравнивать детей, что ваш кроха – особенный, и развивается по своему сценарию, я просто предложу вам мини-тест, ответами на который будут «да» или «нет» :

1 . Вашему ребенку меньше 5 лет?

2. Ваш ребенок может заниматься одним делом, которое ему интересно, 5-10 минут (например, играть или смотреть мультик)?

3. Ваш ребенок спит более 3 часов подряд во время ночного сна?

4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках или самостоятельно на месте?

5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу, находясь при этом в стуле или на руках?

Если хотя бы 4 из 5 ответов «да» – у вас просто активный малыш, и все, что вы ему приписываете, вряд ли имеет отношение к диагнозу « » (СДВГ).

Мы уже усвоили, что все дети разные, но все равно ищем причины тому, что они плохо спят, много срыгивают, постоянно шевелят руками и ногами, не могут провести дольше 2 минут за одним занятием. Прежде, чем обращаться к даже, казалось бы, совсем безобидным лекарствам, улучшающим сон и усмиряющим характер, подумаем о том, что есть просто дети, для которых до определенного возраста все это характерно, и есть очень эмоциональные дети, у которых все эти признаки возведены в квадрат. Кроме безграничной любви и заботы, и тем, и другим нужен режим, ну и еще несколько приемов в воспитании.

Традиции и ритуалы

Дети быстро привыкают к традициям, ежедневно свершающимся действиям и ритуалам. Это дает ощущение стабильности и комфорта. Поэтому так важно соблюдение режима. Есть и в одно и то же время, перед сном гасить верхний свет, включать ночник, читать книги или рассказывать истории, ужинать в кругу семьи в спокойной обстановке, когда едят все (в идеале), а не один лишь малыш, а мама еще хлопочет на кухне или папа одним глазом смотрит в телефон. Это способствует правильному пищевому поведению, которое у активных малышей тоже бывает расстроено. Любые традиции, которые вы придумаете и будете исправно соблюдать, пойдут на пользу.

Дозированные впечатления

Появление в жизни ребенка большого количества новшеств, будь то частые поездки, незнакомые люди, мешок новых игрушек, вызывающих бурю эмоций, с которыми трудно справиться, лучше дозировать. Мы практикуем такой график: 1 день – 1 новое впечатление, несколько подарков растягиваем на недели, чтобы малыш оценил каждую игрушку.

Что касается выработки усидчивости, то ребенку, что бы он ни делал, нужно дать возможность поковыряться в этом самому, даже если делает он все неправильно, будь то еда, какое-то занятие, попытка одеться. Одно дело показать, как правильно, другое дело – дать ребенку поиграть одному, если он увлекся. Мы отдыхаем, пока малыш познает мир. А все, что мы ему показываем, он запомнит и воспроизведет потом сам. Для ребенка в меру насыщенный положительными эмоциями и обучающими занятиями день с соблюдением режима и традиций будет хорошей базой для развития.

Сразу хочу обратить внимание на то, что грамотный невролог, психолог или психиатр не поставит диагноз СДВГ ребенку до 5-6 лет. Всегда дико видеть эту запись в медицинских картах детей в полтора-два года. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельности дольше времени, положенного его возрасту (в 5 лет это 15-20 минут на один вид деятельности. Например, рисует спокойно 15 минут), тяжело засыпает, ерзает, сидя на одном месте, легко или резко у малыша меняется настроение - начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и, по результатам, возможно, назначит терапию.

25.06.2007

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении, и кажется, что к нему "подключен моторчик"? Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду? Ему трудно спокойно сидеть на занятиях, он постоянно ёрзает на стуле, отвлекается, выкрикивает? Его поведение вызывает недовольство и раздражение взрослых?

Нередко родители и педагоги считают, что ребёнок не хочет сосредоточенно работать и подчиняться правилам, издевается, ленится и специально делает всё наоборот. Как непоседливый малыш будет учиться в школе? И главное - что кроется за его неугомонностью: вариант нормы или патология? И нуждается ли малыш в помощи специалиста? С такими вопросами родители часто обращаются к врачам и психологам.

На самом же деле, ребёнок не может вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами из-за нарушения согласованной работы мозга. Двигательная расторможенность обычно уменьшается к подростковому возрасту и даже может смениться пассивностью и безынициативностью. Но трудности концентрации внимания и контроль над своим поведением остается и нарушает взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, приводит к дисциплинарным проблемам.

Повышенная двигательная активность является симптомом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития и, чаще всего, последствием раннего органического поражения ЦНС. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с его высокой распространенностью среди детского населения. Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к подростковому возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения.

Портрет ребенка с СДВГ

Проявления СДВГ беспокоят родителей с первых дней жизни ребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем внешним раздражителям (свету, шуму, духоте, температуре и т.п.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 месяца позже остальных), а также в речевом; порой они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

В 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Ребёнок же просто не может справиться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 дет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на достаточно высокий интеллект. Таким детям трудно адаптироваться в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Обычно дети, страдающие синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью, не задумываются о последствиях своего поведения, не признают авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Ребенок с СДВГ всегда выбирает самые шумные игры. Он не может усидеть на месте даже во время приема пищи. Его руки постоянно в движении: что- то мнут, рвут, ломают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На нем "горит" одежда и обувь. Он все теряет. Действует, не задумываясь о последствиях. Часто проявляет агрессивность. Плохого не замечает. Не помнит обиды, и хотя поминутно ссорится со сверстниками, тут же мирится с ними. От избытка чувств не говорит, а кричит. Это самый шумный ребенок в коллективе.

И, пожалуй, никакое другое нарушение при СДВГ не вызывает так много нареканий со стороны родителей, воспитателей, родителей, как вопиющая расторможенность и отвлекаемость. Такому ребенку более всех грозит неприятие, так как он способен вывести из себя даже самых спокойных взрослых.

Диагностические критерии СДВГ

Невнимательность. Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

  1. Неспособность сосредоточиться на деталях.
  2. Ошибки по невнимательности.
  3. Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
  4. Неспособность доводить задания до конца.
  5. Низкие организаторские способности.
  6. Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
  7. Потери необходимых предметов при выполнении задания.
  8. Отвлекаемость на посторонние раздражители.
  9. 3абывчивость.

Гиперактивность и импульсивность. Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

  1. Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.
  2. Вскакивает с места без разрешения.
  3. "Влезает" в разговор старших, занятия других детей.
  4. Не может играть в тихие игры, отдыхать.
  5. Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
  6. Не может дождаться своей очереди.

Дополнительные признаки:

  1. нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), равновесия, зрительно-пространственной координации;
  2. эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
  3. ухудшение отношений с окружающими вследствие "плохого поведения";
  4. задержки развития;
  5. нарушения сна.

Причины возникновения СНВГ

Самая главная причина - проблемы во время беременности и родов:
  1. внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода;
  2. угроза прерывания беременности;
  3. курение матери во время беременности;
  4. нерациональное питание матери во время беременности;
  5. стрессы во время беременности;
  6. недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.
Другие причины:
  1. нейроинфекционные заболевания, которые ребенок переносит на ранних этапах своей жизни - гнойные менингиты, энцефалиты;
  2. нарушенный обмен веществ;
  3. черепно-мозговые травмы;
  4. наследственная предрасположенность.

Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.

Будьте последовательны и постоянны. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно.

  • Учитесь отделять его поведение, которое Вам не нравится от его личности. Например: "Я люблю тебя. Мне только не нравится, когда ты разбрасываешь игрушки по всему дому".
  • Старайтесь откликаться на любые, пусть и незначительные, позитивные сдвиги в поведении, хвалите его за них. Постарайтесь избегать непрерывных одергиваний и запретов - "прекрати", "не смей", "нельзя" и другие.
  • Составьте (желательно, вместе с ребёнком) четкое расписание прогулок, еды, сна, игр, занятий и повседневных обязанностей. Старайтесь следовать этому расписанию, несмотря на все попытки ребенка склонить Вас на послабление.
  • При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий не у окна, а у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации внимания.
  • Приучайте ребенка к различного рода конструкторам, мозаикам, всевозможным настольным играм, требующим усидчивости и концентрации внимания.
  • Из занятий спортом выберите такие, которые помогают выплеснуть "лишнюю" энергию и одновременно успокаивают, например, плавание, или спорт, при котором задействовано большинство рецепторов кожи - например, тейквандо.

Считается, что при условии правильного воспитания гиперактивный ребенок к двенадцати годам превращается во вполне нормального подростка.

  • Если гиперактивность имеет характер наследственности и проявляется в легкой форме, то в таких случаях родителям может помочь коррекция психолога, педагога, которые могут объяснить, как правильно с вести себя с ребенком. Кроме того, необходимы витамины группы В и лецитин, способствующие созреванию нервной системы. При проблемах со сном - возможен прием успокоительных средств.
  • При нарушении тонкой моторики, когда ребенок не может координировать свои движения, важно заниматься лепкой, рисованием, завязывать шнурочки, вырезать, играть во всевозможные развивающие игры.
  • Если же ребенок раздражителен, не может найти контакт в коллективе, дерется, кусается, тогда это требует обширного медикаментозного лечения.
  • Безусловно, дети с синдромом гиперактивности требуют особого внимания. Им нельзя делать резкие замечания, говорить "сядь ровно", "не крутись", "не бегай": по своей физиологии ребенок этого не может сделать, он не способен сдерживать свои эмоции.
  • И, конечно же, чтобы определить, насколько выражена эта степень задержки нервной системы и принять необходимые меры, необходимо вовремя обратиться к врачу.

Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Может и не пройти! И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими. Своевременное внимание к проблеме, достаточный запас терпения и любви к своему ребёнку - вот Ваши главные помощники в борьбе с СНВГ.



Публикации по теме