Переживания женщины в процессе эко.

Большинство женщин убивают свои отношения тем, что не умеют правильно обращаться со своими эмоциями : либо подавляют их в себе, либо проявляют их так как хочется.

В первом случае теряется любовь, наступает депрессия и женские болезни, во втором - любовь теряет мужчина...

Привычка подавлять свои эмоции приходит в жизнь постепенно. Гнев, протест, обида, слабость, недовольство неудовлетворенность. Ради мира в семье, мнимого чувства безопасности или для того, чтобы казаться идеальными в глазах партнера, женщины порой готовы выбирать саморазрушение. Именно это происходит, когда негативные эмоции не находят выхода и застревают в теле. Но это только полбеды. Со временем сердце начинает каменеть, теряется способность к переживанию эмоций и связь с Источником внутренней силы.

С раннего детства мы слышим: "Хватит кричать!", "Не ной", "Не реви", "Потерпи", "Ты же девочка (мальчик), так некрасиво" "Будь сильной!"

Негативные эмоции высмеиваются, осуждаются, за их проявление часто наказывают. Это приводит к тому, что взрослеющая личность научается подавлению. Для чего? Чтобы любили, принимали, ради мира, чтобы не было конфликтов.

Подавление и контроль становятся нормой жизни. Неумение принимать и работать с эмоциями приводит человека в состояние беглеца.

Убегая от себя самой, легко впасть в полную неосознанность… Отрицание собственных чувств приводит к потери связи с Источником и способность отдавать безусловную Любовь. Эмоционально выжженная женщина теряет главный глубинный смысл своей жизни - создавать Поле Любви. Она уходит карьеру, феминизм, достижение целей по-мужски, но при этом остается глубоко несчастной внутри.

К чему это приводит?

1. Потеря связи с Источником.

У любой женщины есть прямой канал связи с “божественным”. У редкой женщины этот канал чист. Находясь под воздействием эмоций, токсичных убеждений и низкочастотных мыслей, женщина прерывает эту связь.

Без нее теряется глубинный смысл, наступает неудовлетворенность и разочарование жизнью. Женщина перестает доверять своей природе и, как следствие, мужчинам вокруг.

Контроль, ответственность, желание взвалить все на свои плечи, страх, что он не справится и ему нужно переставлять ноги. Активизируется сценарий "слабый мужчина рядом".

2. Неэкологичные отношения

Одином из признаком таких отношений с партнером является желание подавлять и контролировать. Некоторые женщины обращаются к сомнительным техникам и манипуляции для того, чтобы заставить своего партнера меняться, несмотря на отсутствие полной гармонии внутри. Это, по сути, является нарушением воли другого человека. Приводит к агрессии со стороны мужчины, деградации отношений.
Но самое страшное - женщина сама перестает уважать своего партнера. Недоверие нарастает, что приводит к еще большему разрыву в паре.

3. Отсутствие удовлетворенности. Неудовлетворенность собой и другими.

Потеря связи с собственной природой приводит к внутреннему конфликту. Начинается бегство от себя самой. Возникает желание заполнить пустоту карьерой, самореализацией, подражать успехам других.

Результат: жесткость и агрессия по отношению к близким.

Жесткость и агрессия пробивает энергетику, возникают энергетические оттоки. Энергия, которая должна направляться на процветание (деньги- это тоже энергия), утекает сквозь пальцы. Возникают сложности в жизни, как у самой женщины, так и у ее партнера.

4. Активация Родовых сценариев

Подавление эмоций и неумение работать с ними приводит к активизации неблагоприятных жизненных сценариев. Такие сценарии являются непройденными уроками мам и бабушек. Слабый безвольный мужчина, мужчина - агрессор, вампир или тиран, не желающий брать на себя ответственность, - все это является результатом закапсулированных затрамбованных женских эмоций.

Мы притягиваем к себе то, что у нас внутри. А события жизни строятся исключительно на платформе внутренних состояний.

Через женщину и ее состояния к мужчине устремляется либо поток благости, удачи и процветания, либо поток разрушительной силы...

Поэтому так важно для любой женщины культивировать свои состояния и очищать свой внутренний мир от всего, что прерывает связь с Источником.

Эксперты недавно смогли вполне убедительно доказать: большая часть времени в жизни женщины тратится на переживания. Подсчитано, что в течение каждого года женщина тратит не меньше месяца на волнения и тревоги по поводу своего внешнего вида. Об этом написали в The Times of India со ссылками на последнее исследование специалистов.

Женщины, в частности, часто переживают по поводу волос, одежды, своего веса, форм тела, состояния кожи. В течение недели эти переживания способны отнять в среднем двенадцать часов и четыре минуты, а в течение года – двадцать шесть дней. Примите во внимание .

Внимание одежде

В большинстве своем масса времени тратится на повседневный и праздничный подбор одежды. Если говорить точней, пятьдесят часов в течение недели уходит только на выбор, а затем нужен еще целый час и тридцать две минуты на то, чтобы вдоволь попереживать по поводу того, прилично ли сидит выбранный костюм. Вообще, возьмите это на заметку.

Повод для волнения

Эксперты подсчитали, что на мысли о наличии лишнего веса уходит один час сорок шесть минут. Размышления о том, что нужно набрать вес, занимают двадцать две минуты. А вот на треволнения по поводу жирных или вьющихся волос отводится пятьдесят семь минут жизни. Цвет кожи и хороший цвет лица также немаловажны для множества женщин. Об этом свидетельствуют два часа двадцать две минуты, истраченные в течение недели. Среди других волнений обычно значатся и переживания, которые касаются объемов груди. Одним дамам собственная грудь кажется излишне маленькой, а другим - чересчур большой. Учтите.

Психология гинекологических больных. Изучение больных в гинекологической клинике базируется на учете и оценке состояния функции половой системы, а именно: менструальной, детородной, половой и секре­торной [Бодяжина В. И., Жмакина К. Н., 1977]. В связи с этим на характер психологических сдвигов существенное влияние оказывают такие виды жизнедеятельности женщины, как половые и семейные отно­шения, беременность и материнство.

Тесная связь исследования и лечения с интимной стороной жизни приводит к тому, что у женщины возникает чувство стыдливости, робости, застенчи­вости, что может создать трудности во время беседы и осмотра. Формы реагирования на обследование и различные методы лечения в значительной степени определяются преморбидно-личностными особенностями: тормозимостью, вспыльчивостью, повышенной ранимостью и др.

Менструация и ее периодичность тесно связаны с самосознанием женщины, с ее отношением к соответ­ствующему назначению в жизни, возможностью и необ­ходимостью материнства и всего того, что с этим связано . У большинства аменорея обычно вызывает мысль о беременности. Желание или неже­лание ее связано со множеством сложных проблем. Внебрачная беременность, беременность от нелюбимого мужа или у замужней женщины от любимого человека, с которым в силу тех или иных обстоятельств нельзя связать жизнь, вызывает серьезные психологические сдвиги. Структура последних тесно переплетается с личностными особенностями [Лакосина Н. Д., Уша­ков Г. К., 1976]. У инфантильных личностей со снижен­ным интеллектом можно наблюдать потрясающую наивность, когда они отказываются замечать абсолют­но явную беременность.

Регулярные менструации большинством женщин психологически воспринимаются как естественные, нормальные, свидетельствующие о возможности ма­теринства. Поэтому климакс по мнению многих женщин представляет угрозу женственности, привлекатель­ности. Нередко женщины, которые привыкли пользо­ваться повышенным вниманием мужчин, начавшийся климакс воспринимают как крушение жизненных планов.

Личностные реакции на прекращение менструаль­ного цикла в основном должны быть отнесены к адекват­ной оценке естественного физиологического процессм. Наряду с этим возможна переоценка его психологиче­ской значимости с развитием в отдельных случаях депрессивных и ипохондрических состояний.

Переживания женщины, собирающейся стать матерью, особенно впервые, чрезвычайно сложны и многогранны. Наряду с биологическими факторами (эндокринная перестройка, увеличение массы тела, затруднение походки, нарушения сна, аппетита, мо­чеиспускания и др.) играет роль и беспокойство за благополучный исход беременности (опасения токси­коза, выкидыша, преждевременных родов, неправиль­ного положения плода). Много думается о родовых «муках и страданиях». Иных женщин, особенно если они в прошлом имели аборты, не покидают мысли о возможности «родить урода» или же представления «а вдруг в родильном доме перепутают ребенка». После родов вспыхивают новые опасения: «выживет ли ребенок, будет ли вдоволь молока, своего ли кормлю ребенка» [Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф., 1967]. При выявлении противопоказаний к продолже­нию беременности в некоторых случаях беременные отказываются следовать врачебному совету и настаи­вают на ее сохранении [Давыдов С. П., 1968]. Следо­вательно, и в этих случаях преобладающими являются все же адекватные, логично построенные оценки течения беременности, ее исхода. Иногда, когда ребенок явля­ется крайне нежелательным, возможно диссимулиро­вание беременности с различного рода «ухищрениями», чтобы скрыть объективные признаки беременности. Порой переоценка значимости отдельных проявлений, уклонений от нормального течения беременности достигает значительной выраженности.

Заслуживает внимания и психологический аспект искусственного прерывания беременности. В ряде слу­чаев оно может быть обусловлено особыми обстоятель­ствами психологического и социального плана - риск суицида, морально-этические соображения, связанные с положением женщины . Отношение самой беременной к аборту, связанные с ним переживания придают специфический оттенок психологическим сдвигам как накануне аборта, так и после него. В за­висимости от личностных особенностей перед предстоя­щим вмешательством в отдельных случаях могут до­минировать тревога, страх [Сас Ю. В., 1966]. Психо­логическую значимость, как справедливо подчерки­вает А. Н. Молохов (1962), может приобретать не только сам по себе аборт, но и переживание возможных последствий: тревога за здоровье, испуг при каком-либо осложнении, конфликт с материнским инстинктом. При опросе 459 женщин, которым был произведен аборт, установлено: а) в 65% - удовлетворительное состоя­ние; б) в 10% -тяжелое воспоминание об операции; в) в 14% - легкие самоупреки и сожаления, в 11 % - резкие самоупреки и г) в 1%-тяжелая депрессия . Искусственное прерывание беремен­ности нередко вызывает чувство сожаления, вины, страха перед последствиями . Наряду с переоценкой возможна и недооценка зна­чимости аборта, который рассматривается как вме­шательство «невинного характера», не влекущее за собой каких-либо последствий, прежде всего в плане детородной функции. Подобное отношение к абортам может в конечном счете приводить к бесплодию.

Патологическое бесплодие может возникать в ре­зультате пороков развития, хронических воспалитель­ных заболеваний половых органов и желез, в резуль­тате эндокринных нарушений, тяжелых изнуряющих заболеваний, психических и неврологических рас­стройств [Бакулева Л. П., 1976]. Так, например, О. К. Никончик (1956) пишет, что бесплодие, связан­ное с абортом, составляет 56% среди всех других его причин. Субъективная оценка бесплодия в преобла­дающих случаях носит характер нормосоматонозогнозии с активными усилиями, направленными на выяснение причин бесплодия и проведения на этой основе соответствующих лечебных вмешательств. В других (значительно реже) случаях возможна гиперсоматонозогнозия с элементами тревоги, паники (особенно когда на этой почве возникает угроза рас­пада семьи). Наконец, встречается и явная недооценка бесплодия - гипосоматонозогнозия. Следует иметь в виду, что в 60% у бесплодных женщин наблюдается нарушение сексуальной функции , что утяжеляет психологические сдвиги, способ­ствует их перерастанию в патологические формы реа­гирования - депрессивные, ипохондрические и истери­ческие варианты.

У гинекологических больных при подготовке к опе­ративному вмешательству возможно возникновение психогенно-стрессовой ситуации с проявлением трево­ги и страха, связанных не столько с операцией, сколько с опасениями неблагоприятных ее последствий – как она отразится на половой жизни, не изменится ли ее внешность, будет ли она полноценной женщиной как будет относиться муж к последствиям хирурги­ческого вмешательства [Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф., 1967]. В послеоперационном периоде происходит адаптация к исходу заболевания При выписке необходимы разъяснения (в допустимой для больной форме) о характере заболевания, результатах его лечения, о том, как болезнь отразится на функциях половой системы. Такие разъяснения будут способст­вовать эффективности реабилитационно-восстановительного процесса. Определяющими факторами формирования соматонозогнозий при гинекологических заболеваниях, требующих хирургического лечения, яв­ляются тяжесть поражения и успешность терапии.

Болевой синдром у женщин при хроническом спаечном процессе зачастую не соответствует выражен­ности патологических изменений. При идентичности объективных изменений субъективная реакция на них и, в частности, на болевые ощущения может быть различной. Встречаются больные с опасениями, стра­хами в связи с якобы имеющейся физической неполноценностью, неспособностью быть матерью, женой [Мейтина Е. В., 1966]. Это обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость изучения структуры соматонозогнозий.

"Как ты не можешь понять!" - часто возмущаются женщины в спорах со своими любимыми. Наука доказала: мужчины действительно не распознают женских эмоций. Сканирование мужского мозга показало, что своих "собратьев" они понимают намного лучше, чем противоположный пол. Женские переживания для них и вправду загадка.

Мужчины плохо распознают женские эмоции, огорчают нас немецкие исследователи-психологи из университетской больницы Бохума. Когда ваш бойфренд или муж говорит: "Зачем ты делаешь из мухи слона". Или спрашивает: "Из-за чего ты так расстроилась?" Возможно, это не хитрая психологическая уловка, а искреннее недоумение. Как показало исследование, представители сильного пола плохо понимают переживания дам.

Психологи из Германии провели эксперимент с участием 22 представителей сильного пола. Они демонстрировали мужчинам несколько десятков фотографий с изображением одних только глаз. На одних были мужские, на других - женские глазки. Причем где чей взгляд, сами испытуемые не знали. Их просили одним словом определить: какое чувство испытывает владелец той или иной пары глаз на фотографиях. При выполнении этих заданий участникам делали сканирование головного мозга.

Как показали ответы, мужчины гораздо чаще правильно угадывали чувства представителей своего пола, а вот в эмоциях женщин путались. Более того: томография головного мозга показала, что мужчины плохо способны сопереживать женщинам! При взгляде на фотографии других мужчин у участников в мозге "включалась" зона, которая отвечает за способность видеть и понимать чувства других людей. При взгляде на женские глаза такой активации не происходило, и эмоции прекрасного пола мужчины распознавали гораздо хуже.

Интересно, что другие исследования показывали, что в целом мужская интуиция и эмпатия не хуже женской. Несмотря на то, что молва приписывает развитое "шестое чувство" в основном дамам, мужчины ничуть не хуже распознают скрытое от глаз.

В эксперименте психологов из разных исследовательских институтов было протестировано более 15 тысяч человек. Участвующих в нем мужчин и женщин попросили оценить свои интуитивные способности. 77% женщин без скромности признались, что обладают весьма хорошей интуицией. Мужчины оказались скромнее: среди них свое "шестое чувство" считали развитым только 58%. Однако эксперимент расставил все по местам. Сам тест был прост: волонтерам показывали 10 пар фотографий улыбающихся лиц. В каждой паре одна улыбка была искренней, а другая - фальшивой. Какая улыбка из них настоящая, без притворства, смогло определить 72% мужчин и 71% женщин.

Интересно, что неискренние улыбки лучше распознавали мужчины. Когда улыбка была фальшивой, это понимали 76% мужчин и лишь 67% женщин. Впрочем, женщина-психолог по имени Сюзен Куиллиам стала на защиту представительниц своего пола. Она утверждала, что социум учит женщин быть хорошими и покладистыми, а потом они запрограммированы "не замечать" плохого в окружающих - в том числе неискренности и фальши. Что ж, объяснение выглядит довольно правдоподобным и убедительным.

Интересное исследование по поводу неправильного толкования женских взглядов ранее опубликовали психологи из Университета Индианы. По результатам эксперимента, проведенного среди 280 студентов обоих полов выяснилось, что мужчины питают иллюзии по поводу интереса к ним у девушек. Многие молодые люди, участвовавшие в эксперименте, считали, что девушка испытывает к ним неприкрытый интерес, который на самом деле встречался куда реже, чем им казалось. Как говорят исследователи, мужчины оказались неспособны отличить влюбленную улыбку от дружеской и жесты интереса от простой вежливости.

Впрочем, это и неудивительно. Ведь, как недавно выяснила еще одна группа ученых (на сей раз из Венского университета), женщины нарочно держат своего визави в напряжении до тех пор, пока не решат, стоит ли продолжать с ним знакомство. Женщины посылают сигналы интереса любому представителю противоположного пола, с которым только что познакомились. Они теребят волосы, прикусывают губы, закидывают ногу на ногу и делают прочие привлекающие жесты - пока не определят, интересен им мужчина или нет.

«Если он сейчас себя так ведет,
каким же он будет через год»,

«он копия своего отца»

«Надо к нему найти подход,
а то он совсем неуправляемый,
как мне с ним лучше

3. Социальная ущербность мате-
ринской роли (фиксированная
система ценностей)

4. Эгоцентризм Я

(жизнь - это потребление)

обращаться - не знаю»

«Я из-за него ничего не могу
делать», «Она мне руки связала»

«Почему я должна столько вни-
мания ему уделять, еще сама

5. Рационализм

(упрощение картины мира)

6. Отчужденность
(человек = вещи)

жить хочу»

«Главное, чтобы он себе место
в жизни нашел, чувствовал

себя уверенно»

«Все равно ребенка для
кого-то растишь. И дочь уйдет
из дома, и сын»

Для меня психологическая работа по изменению отноше
ния женщины к ребенку практически всегда связана_ во^ста

новлением формулы безусловной ^Р""™^^^^^^^^^
мать никто кроме Вас не может любить Вашего ребенка та

ким, какой он есть», «Любить за то, что он есть».


Как часто бывало в отает упорное сопротивление: «В нем
нет ничего хорошего», «Как это любить за то, что он есть, он
же вон какое вытворяет» и тому подобное.

Если попробовать описать одним словом содержание нор-
мального материнского чувства моей современницы, то это
было бы слово «усталость», думаю, что оно было таким же
актуальным и во времена Э.Фромма, который писал о том, что
в материнской любви два важных аспекта: безусловное утвер-
ждение в жизни женщины ребенка и его потребностей, и разви-
тие в ребенке любви к жизни. Материнская любовь к жизни -
любовь к жизни самой женщины - приносит человеку самое
прекрасное в жизни - ее ценность, цельность, осмысленность,
глубину. Если же у женщины нет любви к жизни, к людям во-
обще, если она ощущает жизнь как бремя, а людей воспринима-
ет как вещи, она не только обделяет своего ребенка любовью,
но и лишает его важнейшей потребности - трансцендентальной,
той, которая рождает в человеке творца его собственной жизни.

Слабый, беспомощный ребенок легко пробуждает в жен-
щине чувство собственной силы, власти над ним как над сво-
им творением. Это чувство собственной силы перекрывает по
интенсивности многие другие, и если его проявления (за не-
имением других чувств) встречают у ребенка сопротивление,
то происходит удивительное превращение этого женского
чувства в его противоположность - сила сменяется бессилием,
любовь - ненавистью. В действие вступает закон амбивалент-
ности (двойственности) чувств, и женщина переживает это как
усталость, как невозможность осуществления собственной
жизни, как предел собственных чувств. Как сказала одна из
мам о своих трех сыновьях: «Я их очень всех люблю, но ино-
гда мне хочется прийти домой с автоматом и...»



Я думаю, что хроническая усталость, которая сегодня яв-
ляется почти единственным словом, выражающим материн-
скую любовь, тревожный симптом того общего изменения
отношения к жизни, который наблюдается у многих моих
современниц. «Люди не любят жизнь» - возможно, это сказа-
но слишком сильно, но очень часто именно эта фраза случай-
ной прохожей, с которой мы обменялись взглядами, став не-
вольными свидетелями безобразной семейной сцены, все чаще
приходит на ум в качестве причины, объясняющей, но не про-
ясняющей факты, которые приходится наблюдать ежедневно.

Хотелось бы сказать, что в житейском понимании нор-
мальный человек - это тот, кто умеет любить жизнь. Жаль,
что так не получается. Факты говорят о том, что даже естест-
венные, кровные отношения не гарантируют человеку (ребен-

\ любви. К нему, маленькому, уже относятся так, как он
того заслуживает. Ему уже надо что-то делать, предпринять,
чтобы его любили, надо иметь какие-то качества, а не просто
5ыть сыном или дочкой.

Это ожидание от ребенка заслуживающих любви качеств
делает отношения матери и ребенка, а тем более отца и ребенка,
опосредованными. Чем? Какой знак их будет определять? Я бы
сказала, что это концепция жизни, которой пользуются взрос-
лые. Содержательно она может отличаться в деталях у отца и у
матери одного и того же ребенка, тогда он (ребенок) не только
попадет в сложно опосредованную систему отношений, он не-
вольно становится манипулятором, переживающим отсутствие
целостности в жизни. Ситуация порождает необходимость по-
строения искусственной модели жизни вместо осуществления
жизни, сознание ребенка уже потенциально «заражено» виру-
сом собственной ограниченности и заданности.

Мне кажется, что житейское представление современного
человека о собственной нормальности и нормальности других
людей воплощается в образе инструкции. Иметь четкую инст-
рукцию, то есть обладать определенностью своего жизненно-
го пути, иметь критерий правильности его, оказывается,
очень важно. Сегодня наиболее остро необходимость в таких
инструкциях переживают люди старшего и среднего поколе-
ний, которые одно время жили по известной социальной схе-
ме: детский сад - школа - вуз (училище) - работа - пенсия;

октябренок - пионер - комсомолец - коммунист. Это была
самая общая инструкция жизненного пути, теперь ее не стало.
Хотя прошло уже несколько лет, неопределенность жизненно-
го пути оказалась для многих людей в нашей стране невыно-
симой, она еще и сегодня воспринимается с большим страхом
или предельной осторожностью. Момент потери инструкции -
это одно из мгновений переживания моими современниками
неопределенности как существенной характеристики самой
жизни. Оно оказалось не из легких.

Обострение переживаний по поводу своей нормальности я
вижу в фактах появления большого разнообразия обществен-
ных объединений, где через групповое, социальное использо-
вание понятий о жизни человек получает возможность осоз-
нания собственной концепции жизни. В интенсивном росте
общественных объединений можно увидеть и форму ухода от
выработки индивидуальной концепции жизни. Мне кажется,
что индивидуальное переживание своей собственной концеп-
ции жизни, содержащее любовь к ней, вообще доступно не-
многим людям и требует той силы Я, которая позволяет на-


звать такого человека героем. Героизм этот в будничной воз-
можности быть самим собой, чувствовать то, что чувствуется
думать то, что думается, как у Наума Коржавина:

Москва встречает героя,

А я его - не встречаю.

Хоть вновь для меня невольно

Остановилось время,

Хоть вновь мне горько и больно

Чувствовать не со всеми.

Но так я чувствую все же,

Скучаю в праздники эти...

Хоть, в общем, не каждый может

Над миром взлететь в ракете.

Это переживание своей непохожести как нормальности, ес-
тественной для собственной жизни.

В житейском понимании нормальности присутствует не
только содержание концепции жизни, но и концепции другого
человека, то есть отношение к собственной Я-концепции,
которое с необходимостью ставит вопрос о их тождестве или
равенстве. Вопрос, который для каждого рождающегося че-
ловека является вечно новым, а для человечества давно извес-
тен на него ответ. Дан он в Библии: «Люби своего ближнего
как самого себя». Об этом писал Э.Фромм, когда говорил о
том, что любовь человека к себе содержит все ее парадоксаль-
ные стороны - Я для самого себя становлюсь объектом, на
который распространяется моя же собственная любовь. Лю-
бовь - неделимое отношение между собственным Я как объ-
ектом любви и другими ее объектами, это выражение созида-
тельности - заботы, уважения, ответственности и знания. Нет
такого понятия человека, в которое я не был бы включен сам.
Эта идея мне кажется крайне важной для понимания того, как
в житейском понятии нормальности человека представлено
самое главное - его собственное переживание собственной же
сущности. Все формы отказа и ухода от этого переживания, от
невозможности чувствовать собственную пустоту лишний раз
говорят о том, что экзистенция человека не задана ему в мо-
мент рождения, она создается им самим. Ограничения, кото-
рые он переживает на пути воплощения собственной экзи-
стенции, связаны с тем, что вся жизнь человека опосредована
присутствием в его индивидуальной жизни других людей, уже
создавших (или создающих) собственные знаковые системы
для организации потока жизни. Эти знаковые системы струк-
турируют и понятие человека, и концепцию жизни, и Я-

концепцию, и концепцию другого человека, степень жестко-
сти этих структур может быть весьма различной, но они на-
полняют психологическое пространство отношений между
людьми, создают его плотность, оказывают регулирующее
влияние на спонтанный поток жизни. Житейское понятие
нормальности в этом психологическом пространстве отноше-
ний человека к человеку (независимо от возраста) задает сте-
пени свободы для осуществления собственной спонтанной
активности. «Нормальность» - это маркировка этих степеней
свободы, она может быть вплотную приближена к возрас-
тным и социальным проявлениям активности: нормальный
двухлетний ребенок владеет прямой походкой, нормальные
пенсионеры сидят спокойно на скамеечке и тому подобное.

Содержание этих степеней свободы основано на житейских
понятиях - на обобщениях конкретных, наглядно восприни-
маемых фактов, сходное в них и принимается за нормальность.
Вопрос о возможных изменениях наблюдаемых явлений не
ставится и не предполагается, житейское понятие «нормаль-
ности» всегда осязаемо и действенно, оно отвечает всем требо-
ваниям инструкции, так как задает степени свободы через
«можно» и «нельзя». Для человека, ориентирующегося на него,
часто бывает большим потрясением встреча с концептуальной
многозначностью этого понятия. Поразительно бывает, на-
пример, наблюдать за родителями, когда они находят в своем
ребенке новые для них проявления его интеллектуальных воз-
можностей («а я и не знал, что он (она...) »). Переход к новому
содержанию понятия «нормальность» для большинства людей
связан с изменением степеней свободы как в своем поведении,
так и с признанием этого за другим человеком. Как сказала
одна мама: «Хотелось бы уберечь его от всех жизненных оши-
бок, но это все равно, что жить его жизнь без него самого».

Да, как пишет Ст.Тулмин: «Мысли каждогоиз нас при-
надлежат только нам самим; наши понятия мы разделяем с
Другими людьми»".

Можно подвести небольшой итог: житейское понятие нор-
мального человека включает переживание по поводу возмож-
ных степеней свободы как своей собственной, так и другого
человека, которые проявляются в воздействии на свою актив-
ность и активность другого человека. Это своего рода прави-
ла, инструкция, которая позволяет организовывать простран-
ственно-временные отношения с другими людьми и в своей
собственной жизни.

"Тулмин Ст. Человеческое понимание. - М., 1984.-С. 51.
333



Публикации по теме