Не менее 10 месяцев. Уход за ребенком

В десять месяцев у вашего малыша начинает проявляться характер. Он может весело бегать, размахивать ручкам или наоборот сосредоточенно перебирать игрушки или мамины украшения. А если вы попытаетесь его отвлечь, скорее всего, он отмахнется от вас и продолжит свое занятие.

Таблица развития

Как спят дети в этом возрасте?

Ночной сон также длится около десяти часов. Малыш может иногда просыпаться для кормления, но зачастую это связано с активным ростом зубов , которые беспокоят его, а не с голодом.

Дневной сон занимает в общей сложности четыре часа и распределяется на два раза: первый раз в первой половине дня, а второй ближе к вечеру.

Конечно, каждый ребенок уникален, и соответственно, режим дня каждого свой. Главное придерживаться определенных правил, и тогда дневной сон не будут сопровождать уговоры и истерики, а ночной станет продолжительным и спокойным.

  • Перед сном примите с малышом теплую ванну.
  • Между последним пробуждением и отходом ко сну должно пройти не меньше четырех часов.
  • Успокаивающая сказка тоже поможет ускорить процесс засыпания.

Психологическое развитие на 10 месяце жизни

Общение с десятимесячным малышом теперь носит характер диалога. Он научился повторять за родителями простые слова, копировать жесты и поведение. Теперь ребенок может помахать ручкой в знак приветствия или прощания, кивнуть или замотать головой. Он уже знает, чего нельзя делать, а что разрешено, понимает все фразы, сказанные ему. И активно пробует границы маминого терпения. Так что теперь, если на ваше нельзя малыш продолжает заниматься запретным делом – это не непонимание, а попытка манипуляции .

К десяти месяцам малыш уже понимает, когда с ним шутят. И реагирует на шутки веселым смехом.

Общение с другими детьми также важно, как и с мамой. Сейчас как раз закладываются основы коммуникабельности и навыков поведения в обществе, поэтому чаще водите своего кроху на детские площадки или просто водите к другим маленьким родственникам.

Моторика продолжает совершенствоваться, но базовые навыки уже заложены. Малыш сознательно берет в ручку предмет, а если его попросить, с легкостью передаст этот предмет вам.

А еще ребенок сознательно ломает пирамидки, пытается оторвать голову кукле и совершает прочие вещи такого типа. Это все происходит из-за жажды познания , так что не мешайте ему развиваться и предлагайте все новые и более сложные предметы для манипуляций.

А если попросить кроху сложить свои игрушки, он спокойно отнесет их в ящик. Да, он уже знает, где находится коробка с игрушками, и сам может достать из этой коробки нужную игрушку.

Движения и действия малыша

Постепенно ползанье вытесняется хождением на двух ножках. Малыш уже успел оценить плюсы такого перемещения: например, можно нести в руках игрушку и идти за мамой или достать предмет, находящийся на высоте. Некоторые детки уже настолько хорошо осваивают хождение, что совсем перестают ползать (как научить передвигаться на четвереньках?), зато очень активно топают на довольно большие расстояния.

Ребенок уже вполне освоился с управлением ручками, спокойно может держать кружку или ложку. А если дать ему карандаш, то малыш даже сможет немного порисовать.

Если ведущая рука вашего малыша по-прежнему остается левой, не спешите беспокоиться и пытаться его переучивать. Просто полушария его мозга еще не успели синхронизироваться, поэтому нужно немножко подождать, где-то до полутора лет.

В десять месяцев карапуз вполне способен самостоятельно слезть с дивана. Если он еще не догадался, как это делается, покажите ему. Просто переверните его попой к краю и слегка потяните за ножки, чтобы они коснулись пола. Достаточно будет пары демонстраций, чтобы малыш запомнил последовательность.

Интерес к ящикам и комодам становится просто феноменальным. Если даже вы уже запаслись специальными замками от детей, не радуйтесь. Скорее всего, теперь он уже научился их открывать и залазить туда, куда ему хочется.

Готовьтесь к тому, что ваше самостоятельное чадо будет просто вытаскивать из ящиков комода все, что в них лежит и хаотично раскидывать по дому. Однако если попросить его сложить все вещи на место, он выполнит это. Только порядка больше не будет.

Манипулирование предметами приводит к тому, что малыш приобретает новые навыки: например, достать грабельками закатившийся мячик или укрывать одеялом куклу

Основные направления развития

Несмотря на самостоятельную ходьбу, продолжайте носить малыша на руках. Ему все еще важно чувствовать, что мама рядом. От таких объятий ребенок будет чувствовать себя защищенным. А если соединить их с развивающими играми, то вы удивитесь, насколько быстрее малыш освоит новые игры в маминых объятиях.

Диалоги с ребенком стоитстроить как с равным. Употребляйте простые предложения, старайтесь голосом разделять слова на слоги, не торопитесь. Малыш должен отслеживать вашу речь и повторять за вами.

Не стоит экспериментировать с прятаньем игрушек, особенно любимых. Это может очень сильно расстроить кроху и даже привести в плачу. А все потому, что в этом возрасте карапуз любые действия принимает за реальность . Для него пока еще нет разделения на игру и действительность.

Попробуйте предложить малышу пластилин или фломастеры. Скорее всего, он охотно присоединится к новой игре, которая еще и полезна для моторики.

Обязательно выделите малышу свою полочку для книг. Она должна находиться в доступном для крохи месте и состоять из специальных толстых детских книжек с удобными для маленьких пальчиков страничками. Пусть ребенок в любой момент берет книжки, рассматривает их, листает странички.

Обязательно выделите время для совместного чтения. Приятнее всего читать в постельке перед сном. Не игнорируйте чтение сказок перед сном.

Игры в 10 месяцев

Постепенно вводите сюжетные игры: пусть любимая игрушка ложится спать, кушает, умывается, как и малыш. Предлагайте крохе самому собирать свои игрушки на прогулку, или помогать маме накрывать на стол.

В остальном же перечень основных игрушек остается прежним.

2 829 0

В возрасте 10 месяцев малыш начинает многое понимать и уже показывает свои способности. Проявляет характер, самостоятельно активно двигается и возмущается, если его что-то не устраивает. Пытается во всем подражать вам, настойчиво идет к своим целям.

В статье вы узнаете, как развивается десятимесячный малыш, и какими навыками должен обладать.

Физическое развитие

Ребенок в 10-месячном возрасте настолько активен, что прибавка в весе не столь заметна.

В сравнении с предыдущим месяцем, вес прибавляется до 300-500 г, а рост – на 1-1,5 см. Отклонение в 10% нормально. Если более 20%, это может свидетельствовать о нарушении обмена веществ или сбое работы гормональной системы. Держать этот вопрос под контролем на протяжении всего периода развития чада поможет .

Психоэмоциональное

  • Малыш понимает, что вы говорите. Может повторять за вами звуки и слова, показывать на предметы, которые вы называете.
  • Весело реагирует на шутки. Смеется в ответ на смех взрослого.
  • Пытается подражать взрослым: подносит телефон к уху, повторяет за вами несложные движения.
  • Машет на прощание, протягивает ручки, обнимает.
  • Проявляет интерес к другим детям.
  • Выполняет несложные задачи родителей.
  • Понимает, когда его хвалят, а когда что-то запрещают.
  • Сознательно разбрасывает окружающие предметы.
  • Находит ранее спрятанный предмет, знает, где лежат его игрушки.
  • Хорошо сжимает и разжимает пальчики. Если вы просите что-нибудь отдать, он протягивает вам этот предмет.
  • Продолжает развиваться мелкая моторика. Ребенок уверенно держится за кровать, когда хочет подняться. Легко разжимает ручку, когда бросает игрушку. В этот период родителям уже нужно знать, .

Сон и питание

Спит от 10 до 12 часов. 2 раза в сутки по 1,5-2 часа – дневной сон.

В 10 месяцев малыша уже надо переводить на обычные продукты. Грудное молоко и смесь ребенок должен получать после и перед сном. 30-50 г вместо воды или сока после кормлений.

Дневная норма молочных продуктов десятимесячного малыша – 600-700 г.

В первое и последнее кормление ребенку достаточно грудного молока или смеси. За одно кормление он съедает от 200 до 250 мл.

Родители должны создать ребенку правильный режим сна и питания, чтобы он не переутомлялся и имел хороший аппетит.

Режим дня

  • 6.00 Пробуждение
  • 6.00-6.30 Туалет, кормление
  • 6.00-8.00 Бодрствование
  • 8.00-10.00 Первый сон
  • 10.00 Кормление
  • 10.00-12.00 Бодрствование
  • 12.00-14.00 Второй сон (на свеж. возд.)
  • 14.00-16.00 Бодрствование
  • 16.00-18.00 Третий сон
  • 18.00 Кормление
  • 18.00-20.00 Бодрствование
  • 19.30 Купание, гигиена
  • 20.00-6.00 Ночной сон
  • 22.00 (или 1.00-2.00) Кормление

Навыки

  1. Малыш стоит без опоры. Если держать его за руку, он старается передвигаться вперед;
  2. Спокойно садится из стоячего положения;
  3. Крепко хватает и держит предметы обеими руками. Чашку держит двумя руками, а ложку одной;
  4. Хорошо ползает на четвереньках;
  5. Повторяет движения за взрослыми;
  6. Высовывает и засовывает ящики комода или шкафа;
  7. Передвигает мячик в то место, на которое вы показываете;
  8. Подпрыгивает и приседает в кроватке, держась за перила;
  9. Может одним предметом достать другой (лопаткой спихнуть игрушку со стола).

Как развивать малыша

Носите на руках

Раз в день берите ребенка на руки и на протяжение часа носите с собой везде, разговаривая с ним. Сажайте к себе на колени, улыбайтесь, глядя ему в глаза. Обнимайте и говорите, как сильно любите, целуйте. Напевайте веселый песни и пытайтесь танцевать вместе.

Говорите

Делайте это так, будто он вас понимает. Используйте короткие словосочетания: “это мячик на столе”, “мячик синего цвета”. Разговаривайте медленно и уверенно.

Развивайте чувство юмора

Дети в этом возрасте уже понимают шутки и отлично реагируют на вашу мимику. Шутите, руками старайтесь описать шутку.

Сделайте пространство для ползания

Уберите все лишние предметы с пути малыша, обезопасьте его место пребывания. На примерах показывайте, что есть опасные предметы, которые могут навредить, их нельзя трогать (в розетке ток, в чайнике горячая вода и др).

Научите показывать части тела

Присядьте напротив ребенка и показывайте на себе части тела, чтобы он повторял за вами. Говорите: “Это носик”, “Вот это ручки”, “Это глазки”.

Позволяйте кидать игрушку

Поставьте перед малышом коробку или ящик, в которую он может бросать игрушки. При этом меняйте расположение коробки.

Читайте сказки

Купите ребенку несколько книжек, в которых он сам сможет переворачивать странички. Читайте короткие сказки с интонацией, например “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок”. Сделайте малышу полочку с книжками, чтобы он сам мог к ним дотянутся.

У вашего малыша круглая дата – десять месяцев. Он теперь многое понимает и умеет. Вы начали замечать появление индивидуальности у крохи. Теперь он стремится к самостоятельности, проявляет характер: активно двигается и лепечет или напротив, так сосредоточенно занимается чем-то, что вы не решаетесь помешать. И действительно, ребенок в 10 месяцев, пытаясь подражать вам, уже настойчив в достижении своих целей и возмущается, если кто-то препятствует ему.

Что нового в физическом развитии в 10 месяцев?

Малыш на столько активен, что прибавка в весе начинает уменьшаться по сравнению с предыдущими периодами в его жизни. За десятый месяц кроха прибавляет в весе до 300 – 450 г, а в росте около 1 – 1.5 см. В 10 месяцев ребенок имеет массу тела 8.5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 71 – 74 см (± 3 см).


Что умеет малыш к концу 10-го месяца

  1. Ребенок поднимается на ножки и стоит без опоры. Если взять его за одну ручку, то делает попытки передвигаться. Некоторые малыши могут пройтись вдоль стенки.
  2. Может сесть без поддержки из положения стоя.
  3. Хорошо берет и держит предметы обеими руками: держит двумя ручками чашку, одной – ложку. Полностью освоил щипковое хватание (двумя пальчиками). Временами ребенок предпочитает какую-то одну руку. Не следует отучать малыша пользоваться той рукой, которую он предпочитает.
  4. Многие дети уже хорошо . Координация движений все время развивается, и ребенок может доползти уже куда угодно, поэтому родителям следует принять все меры безопасности.
  5. Ребенка в 10 месяцев нужно научить слезать с дивана: поворачиваться попой к краю и спускать ножки.
  6. Копирует движения взрослых. Открывает и закрывает шкафчики, выдвигает ящики в комоде.
  7. Может катать мячик туда, куда вы ему покажете и ползти за ним. Катает машинку.
  8. Кроха в десять месяцев способен манипулировать несколькими предметами сразу. Умеет при помощи одной вещи достать другую: спихнуть палочкой мячик со стола.
  9. Когда малыш стоит в кроватке и держится за перила, то может подпрыгивать и приседать, ходить по периметру кроватки.
  10. К этому возрасту у крохи может вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если зубов пока нет, то не стоит переживать – подождите до года.

Что нового в психическом развитии

  1. Ребенок в 10 месяцев понимает уже многое, что вы говорите. Он повторяет за вами простые слова и показывает пальчиком на называемые предметы.
  2. Дети в этом возрасте начинаю понимать шутки.
  3. Кроха в десять месяцев пытается подражать и делать, как взрослые: качает куклу, подносит к уху телефон, берет ложечку и тянет в рот.
  4. В общении малыш использует простые жесты: машет ручкой на прощание, обнимает, протягивает ручки.
  5. Теперь ребенок может выполнять несложные требования и понимает запреты или похвалу.
  6. Сознательно разбрасывает и кидает предметы, рушит пирамидку.
  7. Интересуется другими детьми, тянет к ним ручки, пытается потрогать.
  8. Ищет спрятанный предмет, помнит где находятся убранный раннее вещи, где лежат его игрушки.
  9. Малыш сознательно сжимает и разжимает пальчики. Если раньше забрать у него было что-то трудно, то теперь можно попросить, и кроха вам отдаст этот предмет. Моторика продолжает развиваться, но основные функции малыш уже усвоил: он крепко держится за спинку кроватки, когда встает и ловко разжимает пальчики, когда что-то кидает.

Тест на развитие малыша в 10 месяцев:

  • В десять месяцев ребенок должен уметь самостоятельно сидеть, вставать у опоры, ползти за игрушкой, брать предмет двумя пальчиками.
  • Малыш должен произносить слоги или короткие слова, понимать значение нескольких слов. В среднем ребенок в 10 месяцев должен пытаться повторять за взрослым около 8 слов. «Речь» малыша должна быть эмоционально окрашена, а не монотонна.
  • Младенец должен уметь привлекать к себе внимание голосом, лепетом или используя жесты: помахать рукой «пока-пока», покачать головкой «нет».
  • Кроха должен выполнять простейшие просьбы: «дай», «возьми».

Как кормить малыша в 10 месяцев?

Питание ребенка днем уже полностью заменено на обычные продукты. Время прикорма постепенно отходит, и малыш переводится на общий стол. Грудное молоко и смесь вы даете после и перед сном, а также после кормлений вместо сока или воды: 30 – 50 г. В сутки ребенок в 10 месяцев должен получать 600 – 700 г молочных продуктов, поэтому для первого и последнего кормления вполне хватит грудного молока или смеси. За одно кормление малыш съедает от 200 до 250 мл.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Теперь ребенок нуждается в большом количестве витаминов, минералов, белков и жиров, поэтому питание крохи должно быть легкоусвояемым и сбалансированным. Пища должна быть сварена, лучше на пару, жареное давать не следует. Если у крохи есть зубки, то стимулируйте у него жевание: давайте маленькие кусочки вареных овощей (картофель) или мягкие фрукты (банан, персик). Пюре можно уже измельчать не на блендере, а разминать вилкой. Продолжайте вводить новые продукты.

Режим – сон и бодрствование

Примерно до года – полутора лет режим у детей не меняется: ночью они спят до 10 часов, а днем — два раза по 1.5 – 2 часа. Биоритмы индивидуальны у каждого ребенка: кто-то рано ложится и рано встает, а кто-то любит попозже. Соответственно и дневной сон у этих детей будет в разное время. Родителям важно приучать кроху к режиму сна и питания, тогда ребенок не переутомится и будет есть с аппетитом.

Как помочь малышу развиваться

  • Несмотря на то, что ваш малыш ползает или даже пытается ходить, продолжайте носить его на руках. Такая тактика воспитания еще называется холдингом (от английского слова «hold» – держать, удерживать). Посвящайте этому хотя бы 1 час в день, берите карапуза на ручки и носите с собой везде, разговаривая с ним. Садите себе на колени, смотрите друг другу в глаза, улыбайтесь, обнимайте кроху и говорите, что любите его. Прижимайте малыша к себе и пойте песни. Не страшно, если у вас нет голоса и слуха, главное, чтобы ваше пение было окрашено позитивными и ласковыми эмоциями. Ученые утверждают, что пение не только способствует психическому здоровью ребенка, а также стимулирует речевые навыки. Очень хорошо, если холдинг будет осуществлять не только мама, а также отец.
  • Разговаривайте с ребенком, так, словно он все понимает. Отвечайте, на его лепет, поддерживайте диалог. При этом старайтесь не употреблять слишком сложных слов и длинных предложений, не разговаривайте чересчур быстро. Говорите конкретно, например: «это лежит кубик», «кубик синего цвета». Не употребляйте пока местоимения (особенно личные), малышу еще трудно понять их значение, говорите так: «Коля, возьми кубик. Теперь у Коленьки есть кубик».
  • Развивайте у малыша чувство юмора, дети в 10 месяцев уже понимают шутки.
  • Не забывайте, что любую игру малыш воспринимает как реальность. Ребенка в этом возрасте очень легко расстроить, забрав и спрятав игрушку, всего лишь с целью игры.
  • Предоставьте ребенку простор для ползания, но помните, что теперь он будет этим пользоваться, чтобы достать то, что хочет. Следите за чистотой в доме, уберите все опасные предметы повыше – обеспечьте крохе полную безопасность. Объясняйте ребенку, что есть вещи, которые нельзя трогать, потому что они опасны: в розетке – ток, чайник – горячий.
  • Научите малыша показывать на себе части тела. Можно это делать, сидя друг против друга или перед зеркалом.
  • Позволяйте крохе кидать игрушку столько, сколько он пожелает. Не ругайте его за это. Заведите для малыша специальную коробку, в которую можно кидать игрушки и предложите ему заняться этим. Коробку можно ставить то слева, то справа от ребенка, чтобы он пытался бросать обеими руками по очереди.
  • Уже можно начинать проводить с ребенком занятия рисованием и лепкой. Пока малышу будет достаточно 1 – 2 маленьких фломастеров, одной баночки пальчиковых красок и небольшого кусочка пластилина. Не заваливайте пока ребенка целыми наборами, скорее всего, все это полетит в разные стороны. Пусть кроха поймет для начала, что с этим делать. Покажите ему, как нужно рисовать, раскрашивать, слепить шарик или колбаску.
  • Не давайте малышу сразу много игрушек: 2 – 3 вполне достаточно. Периодически меняйте их.
  • Каждый день отводите какое-то время для чтения. Купите ребенку несколько книжек, странички в которых он сможет переворачивать сам. Теперь, когда малыш уже понимает некоторые слова или даже сам произносит, нужно читать ему короткие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Организуйте для малыша книжную полочку, до которой он сможет сам дотянуться и взять книжку.
  • Продолжайте развивать моторику ребенка:
    • Насыпьте на поднос или в миску макароны, горох или фасоль, пусть малыш покопается в них ручками, порисует пальчиком на подносе с мукой.
    • Поиграйте в веселую игру с прищепками: прицепите их на рукава и на штанишки малыша, ему будет забавно отцеплять их от себя.
    • Дайте ребенку листы цветной бумаги, пусть он рвет ее на кусочки. Из обрывков бумаги сделайте малышу «салют».

В этом возрасте у ребенка резко расширяются возможности знакомиться с окружающим миром - он уже хорошо ползает и начинает ходить. Передвигаясь, он узнает о расположении предметов в пространстве, "отрабатывает маршруты".

Развивающие игры для детей. Как помочь ребенку расти веселым и счастливым

Малыш испытывает особенное удовольствие от перемещения в пространстве - ползанья или ходьбы. Ему нравится сам процесс, хотя дело не обходится без определенных трудностей и неприятностей, ребенок может уставать, падать и ушибаться.

Поэтому малыш с особым удовольствием воспринимает такие развивающие игры, при которых ползание, или ходьба, или некоторые важные элементы этих действий воспроизводятся в облегченном и безопасном, но ускоренном или усиленном виде.

  1. Подсуньте под живот лежащего на ковре ребенка полотенце или сложенное одеяльце. Приподнимите его так, чтобы он принял позу, нужную для того, чтобы ползти, и покачайте его немного вперед и назад. Держите его так, чтобы ему было легко ползти, и время от времени поднимайте его в воздух и переносите вперед на небольшое расстояние.
  2. Главная способность, которую ребенок должен развить, учась ходить, - это способность удерживать равновесие. Вы можете ему в этом помочь. Посадите малыша себе на колени, разведите его ручки в стороны и держите их. Поочередно поднимайте то одно, то другое колено, так, чтобы ребенок наклонялся то вправо, то влево. Помогайте ребенку сохранять равновесие, держа его за руки. Поднимайте и опускайте колени в такт музыке. Можете поставить пластинку, или включить магнитофон, или пойте сами, главное, чтобы музыка была веселая.
  3. Поставьте ребенка перед собой лицом к вам и возьмите его за руки. Начинайте слегка наклонять его то вправо, то влево, перемещая его центр тяжести с одной ноги на другую. Пойте при этом песенку так, чтобы ребенок покачивался в ритме песни. Держите руки ребенка на уровне плеч или даже ниже. Постепенно уменьшайте вашу поддержку, так чтобы малыш продолжал качаться самостоятельно. Пусть он потом держится только за ваши указательные пальцы своими ручками. Сделайте так, что его ручки опустятся и будут располагаться почти вертикально по его бокам. Попробуйте и сами качаться в ритме песенки. Это будет стимулировать ребенка - он попробует подражать вам.
  4. Поставьте малыша ножками на ваши ноги спиной к вам. Держите его за плечи. Скажите: "Давай, пойдем" и пройдите короткое расстояние.

    Посмотрите, как он реагирует на эту игру. Если она ему понравится, повторяйте ее в разные дни. Пусть вместо вас это делают другие члены семьи, включая старших детей. Такая игра способствует укреплению контакта между ребенком и взрослым и полезна с этой точки зрения. Если малыш не выражает удовольствия от игры, отложите ее и через какое-то время попробуйте снова.

  5. Приучите ребенка "петь" под музыку. Включайте магнитофон, или проигрыватель, или радио. Пойте сами, используя те слоги ("мамама" или "папапа"), которые ребенок без труда произносит. Предлагайте ему присоединиться к вам. Повторяйте такую игру многократно, пока он не станет самостоятельно петь под музыку.
  6. Продолжайте играть с ребенком в "Ку-ку, где я?". Сначала сами закрывайте ручками ребенка его глаза и восклицайте: "Где же Миша, куда он ушел?". Убрав его ручки, радуйтесь: "Миша тут!" Потом приучите ребенка самого закрывать глазки руками и ждать ваших возгласов: "Куда Миша исчез?". Выражайте восторг, когда он уберет ручки от лица. Можете также научить его самого закрывать себе лицо салфеткой или пеленкой, а потом ее сдергивать. Ваша радость, когда салфетка сдергивается или ручки убираются от глаз, будет способствовать эмоциональному развитию ребенка.
  7. В этом возрасте ребенок начинает понимать, как привлечь или поддерживать внимание взрослого - и начинает повторять действия, которые вызывали смех окружающих. Вы можете поддерживать и развивать у него такое поведение, участвуя вместе с ним в самых разных играх. Например, поиграйте с ребенком в "Идет коза рогатая за малыми ребятами, забодает, забодает, забодает, забодает", где сначала вы изображаете эту козу, а потом - он. Испугайтесь, когда ребенок протянет руку в вашу сторону, а потом начинайте смеяться.

Как учить ребенка обращаться с игрушками

Вначале малыш одинаково обращается со всеми игрушками: он их хватает, рассматривает, трясет, ударяет ими по столу или по полу, тянет их в рот. Применяя такие стандартные исследовательские действия, ребенок самостоятельно кое-что узнает о свойствах некоторых игрушек и о том, как с ними надо обращаться.

Например, он обнаруживает: погремушка издает звук, когда он ее трясет. И соответственно с ней и обращается. Однако большей части игрушек соответствуют специфические действия, которые должен показать взрослый. Знание этих специфических действий и предметов (игрушек), с которыми они совершаются, важно для интеллектуального развития ребенка. На базе этих знаний строятся затем новые, приобретаемые в более позднем возрасте.

  1. Начинайте показывать ребенку разные действия при игре в мяч. Используйте для этого не один, а два-три мячика. Очень хорошо, если ребенок полюбит играть с мячом. Показывая ему мяч, а затем пряча его в разные места, вы сможете развивать у ребенка навыки поиска. Катая мяч в определенном направлении, вы задаете ребенку маршрут, по которому он должен научиться передвигаться.
  2. Научите ребенка звонить в колокольчик - отличную развивающую игрушку для детей 10 месяцев. Придумайте игру, при которой вы делаете что-то для него приятное, например, начинаете его щекотать, если он позвонит в колокольчик. Таким образом, вы сделаете колокольчик любимой игрушкой и сможете использовать его при обучении ребенка новым умениям.
  3. Обязательно подарите ребенку машинку и покажите, как катать ее вперед и назад. Сопровождайте катание какими-то звуками, типа "дрр" или "би-би", которые он сможет дальше употреблять для обозначения машины. Если же он не начнет сразу же подражать вашим действиям, поместите его руки на машину и покатайте ее его руками. Катайте затем машину по очереди или используйте в игре две машины, одну будете катать вы, другую - ребенок.
  4. После того, как вы научите ребенка катать машину руками, привяжите к ней веревку и покажите, как ее можно катать за веревку. После этого попробуйте предложить ему взять эту веревку - и когда он ползет, и когда стоит, и когда пытается ходить. Возможно, он воспользуется вашим предложением.
  5. Когда малыш уже научился катать свою машину (руками и за веревку), предложите ему машину другого цвета, величины и формы и посмотрите, станет ли он ее катать. Если он этого не сделает, объясните ему, что это машина (назовите ее "дрр" или "би-би") и что ее тоже катают. Но не показывайте катания руками! Проверьте, поймет ли он вас. Если не поймет, привяжите к этой новой машине веревку и дайте ему в руки. Если и это не поможет, покажите, как вы катаете новую машину. После того, как он тоже начнет ее катать, постарайтесь проверить с помощью еще нескольких игрушек, с каким набором (классом) предметов связывает ребенок действие катания и не является ли при этом определяющим факт, что у машины есть колеса. Вам будет легче находить лучшие методы развития ребенка, если вы будете не только видеть, что он делает, но и понимать, почему он это делает.
  6. Машина интересна потому, что в ней можно возить разные предметы. Покажите, как это делается. Если среди игрушек есть грузовик, дайте ребенку небольшие предметы, которые он не может проглотить, и покажите ему, как их можно складывать в машину и потом везти в какое-то место, где их можно высыпать.

Как помочь ребенку овладеть новыми действиями и программами действий

Мама обучает малыша новым действиям, используя два подхода: она показывает, что и как нужно делать, совершая эти действия сама; если же ребенку что-то не удается, она берет его ручки в свои и помогает ему совершить требуемые действия.

Обучая ребенка действиям, мать использует соответствующие этим действиям предметы домашнего обихода или игрушки. Кроме того, она сопровождает свое поведение речью, называя и действия и предметы.

В результате таких "сеансов обучения" ребенок приобретает разного рода сведения:

  • он совершенствует свою способность подражать видимому им поведению другого человека;
  • он усваивает набор действий, из которых может в дальнейшем строить более сложные действия;
  • он узнает, каким предметам соответствуют какие действия; это способствует формированию понятий;
  • он узнает названия действий и названия предметов.
  1. Дайте малышу попрактиковаться, надевая себе на шею через голову бусы из крупных легких бусин. Покажите ему, как надеть эти бусы вам и кукле. Смотрите только, чтобы он не порвал нитку и чтобы бусины не попали ему в рот.
  2. Держите вертикально вашу руку, и пусть ребенок наденет вам браслет на руку. Сделайте это игрой и по очереди надевайте браслет на руку друг другу.
  3. Купите ребенку пирамидку и покажите ему, как надевать на стержень кольца.
  4. Давайте ему такие игрушки, с которыми можно играть в разные игры. Например, используйте банки из пластмассы, в которые можно класть разные вещи, такие как кубики, пустые катушки, деревянные бусины, пластмассовые крышки от бутылок и т.д. Положив несколько таких предметов в банку, закройте ее крышкой и потрясите. Дайте ребенку послушать, потом высыпьте предметы из банки и предложите ребенку собрать их в нее. Дайте ребенку поиграть со стаканчиками из пластмассы, которые вкладывают друг в друга. Покажите, как это делается, и предложите ему так поиграть.
  5. Когда ребенок купается в ванне, дайте ему игрушки, которые плавают, например, пластмассовую чашку, и игрушки, которые тонут, например, металлическую ложку. Просите ребенка, чтобы он достал из ванны и дал вам ту и другую игрушку.
  6. Покажите ему, как ронять или бросать предмет в пустое ведро. Лучше, чтобы это было металлическое ведро. В качестве "материала для бросания" можно использовать, например, металлическую ложку, деревянный кубик или пустую катушку от ниток, пластмассовую крышечку от бутылки или банки и т.п. Обратите внимание ребенка на звук при ударе предмета о дно ведра. Помогите ребенку потрясти ведро, чтобы снова услышать звук. Эта игра особенно хороша для детей, у которых есть склонность бросать предметы на пол. Опыт показывает, что имея возможность играть в такую игру, дети избавляются от этой своей весьма неудобной для домашних склонности.
  7. Сядьте на пол рядом с ребенком и, показав ему любимую игрушку, спрячьте ее за своей ногой с другой стороны от него. Пусть он попытается перебраться через ваши ноги, чтобы достать игрушку. Поступая аналогичным образом, научите ребенка преодолевать другие препятствия, например, диванную подушку.
  8. Используя такой же подход, как в п.7, научите малыша доставать игрушку, обходя ящик с игрушками, зайдя за угол шкафа или выйдя за дверь. Показывайте ему, куда вы кладете игрушку и обращайте на нее его внимание.
  9. На глазах у приближающегося к вам ребенка спрячьте интересную игрушку, закрыв ее любым предметом, который ребенок может снять или сдвинуть (пеленкой, детским одеялом, ящиком, бумагой). Используйте привлекательную игрушку и неинтересный закрывающий предмет, чтобы ребенок не отвлекался его на его разглядывание и исследование. Например, возьмите яркую игрушку и закройте ее сначала небольшой миской. Затем закройте это сверху ящиком или коробкой от обуви. Наконец, накройте все это полотенцем. Если ребенок потеряет интерес, скажите ему "Давай искать вместе" и помогите ему снять все эти предметы. Изобразите восторг и удивление, когда вы найдете вместе игрушку.
  10. Возьмите в кулак маленькую игрушку, заведите руку за экран (миску, ящик, пеленку, бумагу) и оставьте игрушку там. Затем покажите ребенку вашу пустую ладонь и спросите: "Где же она?" Помогите ему самому достать игрушку.
  11. Играя на полу, положите на пол несколько диванных подушек, чтобы вы могли за ними спрятаться. Спрячьтесь и позовите ребенка: "Ку-ку, ищи меня". Когда он вас найдет, изобразите восторг.
  12. Ребенок учится разным способам достать нужный ему предмет. Вот простейший пример ситуации, когда ему надо совершить некоторые предварительные действия прежде чем взять в руку нужный предмет. Перед ребенком на столе находится тарелка, на которой лежит кусочек апельсина, но она отодвинута на такое расстояние, что можно дотянуться до края тарелки, а не до апельсина. Ребенку нужно передвинуть тарелку к себе. Сделает ли он это? Если нет, встаньте рядом с ним и покажите, как это делается. Потом снова отодвиньте тарелку и посмотрите, усвоил ли он ваш урок.
  13. Положите перед малышом шнурок, другой конец которого привязан к игрушке, находящейся на таком расстоянии, что ребенку ее не схватить. Потяните за конец шнурка, показывая ребенку, что игрушка при этом двигается. Предложите ему потянуть за шнурок.
  14. Привяжите веревки к разным игрушкам (машине, грузовику, тележке, паровозу и т.д.) и оставьте их на полу. Пусть ребенок таскает игрушки за собой, когда он ползает или ходит по комнате.
  15. Когда вы играете с ребенком, покажите ему, как достать интересную игрушку или, например, ваши ключи, потянув за салфетку, покрывало или пеленку, на которой лежит эта вещь.
  16. Постепенно придумывайте и ставьте перед ребенком более сложные задачи и показывайте ему, как их нужно решать. Например, положите игрушку на полотенце, накинутое на гору из подушек на кровати или на диване. Кончик полотенца, за который нужно потянуть, должен находиться вне досягаемости ребенка. Следовательно, ему надо будет сначала добраться до полотенца, а потом уже, потянув за него, достать игрушку.
  17. Начинайте учить малыша складывать игрушки в ящик. Каждый раз перед тем, как он ложится спать, скажите ему: "Помоги мне собрать игрушки". Показывайте ему пальцем на игрушку, говорите: "Возьми". Потом говорите "Отнеси в ящик" и показывайте на ящик.

Как помочь благоприятному социальному развитию ребенка

В этом возрасте ребенок приобрел уже значительную самостоятельность, он сам передвигается в пространстве, он сам действует с предметами, он начинает проявлять элементы самообслуживания - ест частично сам, участвует в процессе одевания. Развитие ребенка и обеспечение его личной безопасности требует, чтобы он усвоил определенные правила поведения - прежде всего, приучился быстро и безоговорочно подчиняться запретам, выражаемым словами "нет" и "нельзя". При этом существенно, чтобы запреты, исходящие от матери, не вызывали у ребенка отрицательных эмоций по отношению к ней, не уменьшали бы его любви к маме. Приучая ребенка подчиняться запретам, надо постараться обойтись без наказаний и угроз.

Ребенок в дальнейшем усвоит целый набор правил, касающихся социального поведения, и приобретет значительное количество сведений на эту тему. Первые приобретаемые им сведения относятся к принадлежности предметов. Он должен узнать, какие вещи (игрушки) принадлежат ему и он может сам ими распоряжаться, а какие - другим людям, и он их или вообще не должен трогать, или же должен каждый раз просить на это разрешение.

Очень важно рано приучить ребенка хорошо относиться к другим людям, уметь делиться с ними своими вещами (игрушками) и жалеть и утешать их, если они попали в беду. Доброжелательное отношение к другим людям откроет ребенку путь в компанию сверстников, к участию в коллективных играх. А именно коллективные игры определяют развитие ребенка в возрасте старше полутора-двух лет.

  1. Твердо и решительно говорите "нельзя", когда ребенок делает что-то непозволительное или когда он может оказаться в опасности. Качайте при этом головой и выражайте свое неодобрение мимикой и жестами. Если он не слушается, остановите его или вообще заберите его из опасной обстановки, но избегайте употреблять "нельзя" слишком часто. Говорите "нельзя", только когда это безусловно необходимо, по возможности избегайте опасных ситуаций, убрав бьющиеся или опасные вещи подальше от ребенка. Будьте настойчивы, если вы уже сказали "нельзя"! Если ребенок послушался или вы сами физически его остановили, переключите его внимание на какое-то другое интересное для него занятие.
  2. Используйте куклу-петрушку (надевающуюся на руку) для того, чтобы обучить ребенка прекращать действия, когда ему говорят "нельзя" или "перестань". Разыграйте сцену, когда кукла делает что-то плохое и вы говорите ей "нельзя". Пусть кукла прекратит это делать немедленно! Обратите внимание ребенка на поведение детской куклы.
  3. Если ребенок обращается с игрушкой так, что ее портит (например, бьет машинкой об пол), скажите сначала: "Не надо, перестань", а затем возьмите у него из рук игрушку и покажите, как надо с ней обращаться (например, начните катать машинку). Сделайте эту игру привлекательной и приятной для малыша!
  4. Говорите "нельзя" и в тех случаях, когда ребенок неправильно ведет себя за едой (например, бросает пищу на пол, разливает молоко, стучит посудой и т.д.).
  5. Возьмите несколько ваших вещей и вещей ребенка. Наденьте на себя шапочку ребенка, скажите: "Мама надела Мишину шапку" и начните смеяться. Рассмешите и ребенка тоже. Потом положите вашу шапку около себя, а шапку ребенка - около него. Возьмите новый предмет, например, ваши перчатки, протяните их ребенку и спросите: "Это мамины? Положи к маме". Помогите ему положить их рядом с вами. Потом проделайте аналогичную процедуру с его ботиночками и т.д. Играйте в такую игру много раз, включая в игру и других членов семьи с их характерными вещами.
  6. Путешествуя с ребенком по квартире, показывайте ему разные вещи и говорите: "Это папины туфли", "Это мамины духи", "Это папин приемник" и т.д.
  7. В этом возрасте ребенок протягивает игрушку взрослому, чтобы ее показать - но еще не намерен ее отдать. Это первый шаг к тому, чтобы делиться собственностью с другими. Моделируйте сами такое поведение, протягивая игрушку, чтобы показать ребенку. Просите его: "Покажи мне куклу", "Покажи папе книгу" и т.д. Пусть он держит игрушку в своих руках, когда вы говорите о ней, например, показываете, где у куклы носик, где глазки, где ручки; пусть он держит книжку в своих руках, когда вы показываете ему в этой книжке картинки. Таким образом он усвоит, что можно делиться предметами, не утрачивая их при этом.
  8. Поделитесь пирожком с ребенком: дайте ему откусить, потом откусите сами. После этого отдайте ему пирожок, скажите: "Дай маме откусить" и откройте рот. Если надо, подвиньте ручку ребенка своей рукой; но постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам кормил вас.
  9. Предложите каждому члену семьи избрать свою особую игру с малышом. Нужно, чтобы в ней были такие действия ребенка, которые служили бы сигналами привлечения этого члена семьи к их игре.
  10. Широко используйте одевающуюся на руку куклу-петрушку. Она не обязательно должна изображать человека: может быть и собачкой, и кошкой, и лисичкой. Хорошо, если она сможет открывать рот и менять выражение лица. Разыгрывайте сцены, когда эта кукла что-то очень хочет и ребенок может ей помочь. Пусть, например, кукла будет голодна, и вы дадите ребенку ложку, чтобы он ее покормил. После еды кукла будет радоваться, благодарить "кормильца" и может его, например, пощекотать. Комментируйте поведение куклы, говорите, что она хорошая, что вы ее жалеете, гладьте ее. Дайте ребенку возможность увидеть, как надо помогать другому существу.

Как учить ребенка говорить и понимать речь

В этом возрасте ребенок понимает уже очень много из того, что вы ему говорите. Но его понимание основывается не только на тех словах, которые вы произносите. Оно очень сильно зависит от ситуации (что он в это время видит вокруг себя, чем он в это время занят), от ваших жестов, выражения вашего лица, тона вашего голоса.

Ребенок также приобретает склонность повторять услышанные им слоги или простые слова. Правда, это касается только таких коротких слов, гласные и согласные которых ребенок уже умеет произносить.

Уча его говорить, создавайте такие игровые ситуации, когда повторение сказанного вами слова приводило бы к желанному эффекту для малыша.

  1. Когда вы вытираете его после купания, называйте при этом части тела. "Вот ножка, вытяни ножку, хорошая ножка", "Где ручка, вот ручка...", "А вот животик", "А это спинка". Поглаживайте, щекочите, целуйте... При одевании просите его вам помогать: "Вытяни ножку", "Протяни ручку", "Подними головку" и т.д.
  2. Держа ребенка на руках, спросите у него: "А где у Миши носик?". Возьмите в свою руку его пальчик, потрогайте им его нос и скажите: "Вот носик". Потом спросите: "А где у мамы носик?" и потрогайте его пальцем свой нос, говоря: "Вот мамин носик". Проделайте то же самое относительно рта, глаз, лба. Повторяйте это много раз - до тех пор, пока ребенок не начнет самостоятельно показывать пальцем свой и ваш нос, рот и т.д. Когда он уже выучит эту игру, проведите ее перед зеркалом.
  3. Играя с ребенком, просите его выполнить простые уже известные ему действия, например: возьми, положи, дай, покажи, брось, иди сюда, покатай, надень. Если он не реагирует на просьбу, сопровождайте слова поясняющим жестом. Если и это не помогает, покажите ребенку, какое действие вы хотите, чтобы он выполнял, или помогите ребенку его осуществить.
  4. Употребляйте слова "дай", "покажи", "возьми" по отношению к разным предметам домашнего обихода и игрушкам. Во время еды положите перед ребенком несколько разных кусочков пищи, например, печенье, булку, хлеб, яблоко и др. Скажите: "Возьми хлеб". Если ребенок возьмет не то, что вы попросили, поправьте его. Аналогичным образом разложите перед ним несколько игрушек и по очереди просите у него разные предметы. Чтобы ему было интересно, составьте определенный сценарий игры с использованием тех предметов, которые вы получили от ребенка. Например, сначала попросите машину, потом попросите куклу, которую вы будете катать в машине. Потом попросите мишку, чтобы он убегал от машины, которая будет пытаться на него наехать.
  5. Если малыш еще не выполняет действий типа "дай", "возьми", попробуйте другим способом выяснить, понимает ли он названия предметов и игрушек. Спрашивайте его, где данный предмет, и следите за тем, куда он направит свой взгляд. Если он посмотрит на тот предмет, который вы назвали, хвалите его.
  6. Рассматривайте с малышом книжки с изображением игрушек, кошек, собак и обычных предметов. Просите его показать пальчиком тот или иной объект. Хвалите его, если он это сделает. Сами показывайте пальцем на называемые вами предметы или существа. Указывая на собаку или кошку, изображайте, как они "говорят" ("Это киса, она говорит мяу").
  7. Если в комнате находится еще кто-то из членов семьи, попросите ребенка его показать: "Где папа? Покажи папу". Если ребенок уже ходит и находится в данный момент на полу, скажите ему: "Иди к папе (бабе, деде, тете и т.д.)". Пусть тот, к кому ребенок пошел, радостно его встретит!
  8. Научите малыша качать головой, выражая таким способом "Нет", "Не хочу", "Не надо". Попросите кого-то из членов семьи предложить ему и вам ту пищу, которую он наверняка не захочет есть. Говорите "Нет, нет, не хочу" и качайте головой.
  9. Используйте аналогичный описанному в п. 8 подход для обучения ребенка кивать головой в смысле "Да". Пусть кто-то спросит вас и ребенка: "Хотите пирожок?" (или что-то другое, что малыш любит). Кивайте головой и говорите "Да, да, конечно".
  10. Играйте с ребенком в "разговор" путем повторения друг за другом одного и того же слога или слова. Произнося слова, делайте это с вопросительной интонацией, приглашающей его "на разговор". Постарайтесь научить малыша произношению следующих слов (или слогов) с разными согласными:

    м - мама (ма)
    б - баба, бай-бай, бах
    п - папа, пай
    н - няня
    д - дай, дядя, деда
    т - тетя
    к - ки (кошка)
    г - гага
    л - ляля (кукла)

  11. Постарайтесь придумать ситуации, которые позволили бы малышу начать понимать произносимое (повторяемое) им слово, связывать его с определенным объектом или событием. Например, скажите ребенку: "Давай звать папу". Пусть отец повернется на ваш призыв, улыбнется вам и ребенку и снова отвернется. В ответ на сказанное ребенком "папа", попросите отца реагировать значительно активнее: подойти к ребенку, поговорить с ним, поласкать его. То же можно предпринять и с участием других родственников.

В десять месяцев ваш ребенок уже интересный собеседник и достойный партнер по играм. С ним есть о чем поговорить, что обсудить. Мимика десятимесячного ребенка почти сформирована, взгляд стал осмысленным, появились желания и капризы. Малыш готовится стать как минимум скалолазом, он штурмует даже непреодолимые а первый взгляд преграды - спинка дивана, стенка, полки. А некоторые дети уже сделали первые шаги.

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Стоять, ходить, держась за что-либо;

Пытаться встать из сидячего положения;

Возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;

Неотчетливо произносить "мама" или "папа";

Играть в "ку-ку";

Понимать слова «нет», «нельзя», но не всегда слушаться запретов;

Подбирать предмет большим и указательным пальцами.

Ребенок в 10 месяцев все больше двигается. Следите, чтобы нагрузка на его организм не была слишком большой. Не давайте малышу подолгу стоять. Придерживайте его сначала под мышки, а через 2-3 недели - за руки. Если к десяти месяцам у ребенка все еще нет зубов, проконсультируйтесь с врачом: возможно, у малыша дефицит кальция.

Развитие ребенка 10 месяцев

В десять месяцев ребенок осознает, что он меньшего роста, чем многие предметы вокруг, и что эти предметы загораживают ему обзор. Поэтому ребенок старается забраться повыше! Ваши руки немеют от тяжести, когда вы в 25-ый раз подносите ребенка к выключателю и включаете-выключаете свет. Да, и это будет продолжаться еще несколько недель.

Десятимесячный ребенок уже может уметь забираться в кресло или к вам в кровать, но вы должны внимательно за ним следить! Умение слезать с высоты ребенок освоит попозже, а пока помогайте ему, подсказывайте, куда ему надо поставить ножку, чтобы спуститься.

Если у вас есть старший ребенок, то в 10 месяцев младшего дети особенно сблизятся. У них уже появляются схожие интересы. И хотя младший ребенок еще не может быть равным партнером по играм, дети находят общие занятия.

У десятимесячного ребенка появляется желание строить из кубиков. Научите его строить башенку из трех-четырех кубиков и потом покажите, как интересно сбивать ее мячом.

К 10-ти месяцам движения ребенка стали более осознанными. Он умеет брать игрушку сверху, сбоку или снизу. Он может аккуратно опускать руку под углом. Главное, малыш оценивает, как лучше поступить в данной ситуации. Сейчас ребенок уделяет одной игрушке больше времени (до 10 минут). Он постоянно учится. Например, освоив строительство домика из кубиков, ребенок пытается так же использовать и колечки, и коробочки.

В этом месяце, возможно, ваш ребенок проявит интерес к чтению. В 10 месяцев детям нравится рассматривать картинки с изображением таких же малышей, как и они.

Игры для развития речи детей 10 месяцев

1. Сядьте напротив ребенка и положите перед ним несколько знакомых игрушек. Потом попросите его дать вам, например, машинку. Несколько раз повторите слово «дай». Затем спрячьте ее за спину и скажите малышу: «Попроси у меня машинку, скажи «дай».

2. Рассматривайте с ребенком семейный фотоальбом. Ребенок будет пытаться повторить имена близких родственников.

3. Постоянно разговаривайте с ребенком, и очень скоро он научится понимать все, что вы ему говорите. Показывая ребенку 10 месяцев новый предмет, давайте четкие и понятные объяснения. Избегайте многословия.

Упражнения для детей 10 месяцев

1. Шагом марш!

Поставьте ребенка на ровную поверхность, например, на стол. Стоя лицом к нему, поддерживайте его под локти. Побуждайте маленького спортсмена сделать несколько шагов.

Это упражнение поможет укрепить мышцы спины и ног. Совсем скоро ребенок научится ходить самостоятельно. Поэтому такие тренировки с мамой для него очень важны.

2. Веселые колечки

Уложите ребенка на кровать и вложите в его ручки большие кольца. Вы тоже держитесь за них и водите руками в разные стороны, а также вверх и вниз.

Это хорошая разминка для мышц спины и рук. Большой плюс еще и в том, что такое упражнение наверняка развеселит ребенка.

Что делать, если ребенок 10 месяцев скрипит зубами?

Дети часто скрипят зубами. Примета о том, что зубной скрежет как-то связан с глистами, не соответствует действительности.

На самом деле бруксизм (скрипение зубами) связан с напряжением ребенка. Маленькие дети постоянно стремятся к деятельности. И если ограничивать их свободу, то малыши становятся нервными, напряженными. Сосание соски, пальца, оттягивание ушей, выщипывание бровей пальцами и скрежет зубами у ребенка 10 месяцев - все это способы унять внутреннюю энергию. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок без ограничений мог играть в активные игры, бегать, прыгать, петь. Бейтесь подушками, мягкими безопасными мечами, стучите молотком по игрушечной готовальне, втыкайте карандаши в пластилин.

Как приучить ребенка к горшку?

Взрослому трудно поверить в то, что маленький ребенок не только не чувствует, что хочет в туалет, но даже и не осознает происходящего. Лишь когда штанишки намокают, он понимает: что-то произошло, и это вызывает дискомфорт.

Прежде всего, ребенок научится ощущать давление на мочевой пузырь, а это будет возможно лишь тогда, когда возникнут и дифференцируются нервные связи между мозгом и мочевым пузырем. По мнению психологов, ребенок может переодически писать в штаны до 3,5 лет, а ночью - до 4,5 лет.

После года ребенку можно объяснять назначение горшка, рассказывать, зачем в доме есть туалет и почему взрослые туда время от времени отлучаются. Если не стесняетесь, возьмите ребенка с собой в туалет. В год ребенку самое время перейти на трусики.

Не сажайте ребенка на горшок насильно. Иначе у него появится стойкая неприязнь к этому полезному предмету. Наоборот, горшок должен ему нравиться и ассоциироваться только с положительными эмоциями.

Не стыдите ребенка за лужи и испачканные штанишки, не показывайте своего отвращения, когда моете ему попку… Наберитесь терпения! В год ребенок только начинает осваивать навыки личной гигиены.



Публикации по теме