Теория множественных интеллектов ховарда гарднера. Методика развития говарда гарднера "теория множественного интеллекта"

Что есть наш интеллект? Адаптивная способность к жизни или способность ориентироваться в школьных науках? Принято определять способности человека и его ум с помощью теста IQ, который, как считают его создатели, способен разносторонне оценить умственный потенциал человека. Но насколько оценка объективна, если задания способны протестировать лишь логико-математический интеллект? А ведь ты знаешь, что образ мышления каждого из нас индивидуален. К слову, в Штатах из-за этой системы оценки интеллекта перед некоторыми детьми закрыты многие дороги, ведь школа оценивает лишь отдельный аспект знаний ребенка.

В 1983 году доктором Говардом Саденером, профессором Гарвардского университета, была разработана теория о , которая объясняет то, как люди взаимодействуют с окружающим миром. Узнав об этих типах интеллекта, ты сможешь понять, где же лежат сильные стороны твоей личности, на которые стоит сделать упор.

Пространственный интеллект

Его еще называют визуальным интеллектом. Это способность воспринимать мир в трех измерениях, иначе говоря, в трехмерной модели. Люди, которые обладают этим интеллектом, часто имеют хорошее воображение и преуспевают в таких областях, как искусство, архитектура, графический дизайн. Людям с подобным мышлением очень легко даются головоломки и задачи с лабиринтами.

Личностный интеллект

Этот интеллект помогает понять себя и дает понимание того, как мы видим мир. Люди с подобным складом ума, как правило, застенчивы, но в то же время они очень мотивированные и предпочитают сами принимать решения касательно собственной жизни. Эта форма интеллекта полезна в областях, где изучают людей, например, психологии или философии, ведь легче понимать других, когда полностью понимаешь самого себя.

Лингвистический интеллект

Если ты любишь изучать языки и , то можно смело говорить, что твой интеллект является лингвистическим. Люди с подобным складом ума могут отлично выразить себя в письменной форме. Как правило, они строят карьеру в области журналистики. В эту категорию попадают писатели, авторы, ораторы, которые могут написать речь, что воодушевит людей на великие свершения или же приведет к определенному выводу.

Телесно-кинестетический интеллект

Этот тип интеллекта относится к людям, которые в совершенстве овладели своими телами. В эту категорию, как правило, попадают спортсмены, танцоры, люди, выполняющие работу, для которой требуется полное владение собственным телом. Как ни странно, но у хирургов тоже широко развит этот , ведь работа требует четких движений.

Межличностный интеллект

Межличностный интеллект особенно сильно развит у тех людей, чья деятельность тесно связана как с вербальным общением, так и невербальным. Эти люди чаще всего становятся учителями, политиками, актерами, тренерами. Иными словами, людьми, которые много времени проводят в общении с массами и поиске общего языка с ними.

Экзистенциальный интеллект

Люди с этим типом интеллекта могут сочетать в себе несколько предыдущих или последующих разновидностей мышления. Как правило, этот тип помогает человеку ответить на такие вопросы, как «Зачем я пришел в этот мир?», «Что я из себя представляю?». То есть он направлен на то, чтобы помочь найти ответы на волнующие нашу душу вопросы.

Логико-математический интеллект

Как не трудно догадаться, эти люди живут в мире чисел и логики, имеют отличные способности к дедукции, так что на любимый Шерлок, вероятно, очень высоко оценил бы этот тип интеллекта. Как правило, этим типом мышления обладают люди, которые трудятся в научных и математических областях, а вот у гуманитариев он развит не так сильно.

У всех людей разный интеллект, с разными направлениями. Узнайте, каким видом интеллекта наделил Творец вас. И используйте все, что вам дано в достижении целей и для гармоничной жизни.

1. Природный интеллект

Определяет способность человека чувствовать животных и растения. Эта способность считалась даром в нашем эволюционном прошлом. Великие первобытные охотники и собиратели обладали этим даром. Сейчас этот тип интеллекта продолжает играть важную роль в некоторых отраслях и без него невозможно стать профессиональным ботаником или агрономом. Современное общество уже, конечно, мало заинтересовано в этом типе, потому что мы всё больше отдаляемся от природы.

2. Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект - это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы композиторы, дирижеры, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом.

3. Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект помогает считать, решать сложные математические и логические задачи. Логический интеллект, как правило, хорошо развит у математиков, ученых и детективов. Молодые люди с этим типом интеллекта не склонны к общению, обычно они замкнуты. Им интереснее цифры, эксперименты и логические задачки.

4. Экзистенциальный интеллект

Интеллект, который потенциально помогает индивидууму в борьбе с глубокими вопросами человеческого существования. Например, такие люди могу выдвинуть новые теории о смысле жизни, возможности бессмертия и как люди появились на планете Земля.

5. Межличностный интеллект

Межличностный интеллект - это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она включает в себя эффективные вербальные и невербальные коммуникации, возможность быстро замечать различия между людьми.

Учителя, социальные работники, актеры и политики по определению должны обладать этим типом интеллекта, но… Молодые люди с развитым межличностным интеллектом часто становятся лидерами среди своих сверстников, не потому что они сильнее, а потому что с ними интересно общаться, и, кажется, что они понимают чувства каждого.

6. Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект - это способность манипулировать физическими объектами и использовать различные физиологические навыки. Такие люди хорошо ориентируются во времени и пространстве. Спортсмены, танцоры, хирурги должны обладать хорошо развитым телесно-кинестетическим интеллектом.

7. Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект важен для поэтов, писателей, журналистов и общественных деятелей. Молодые люди с таким интеллектом любят писать, читать, рассказывать истории и разгадывать кроссворды.

8. Личностный интеллект

Личностный интеллект - это способность понимать себя, а также свои мысли и чувства, и использовать эти знания в процессе планирования жизни. Этот тип интеллекта позволяет человеку здраво оценивать свои возможности и грамотно планировать траты.Очевидно, что такие люди - хорошие психологи. Но при этом эти люди могут быть очень застенчивыми.

9. Пространственный интеллект

Пространственный интеллект - это способность мыслить в трех измерениях. Они с легкостью вспоминают картину, именно картину того места, о котором их спрашивают или о котором они вспоминают в данный момент. Моряки, летчики, скульпторы, художники и архитекторы - носители развитого пространственного интеллекта. Люди с таким интеллектом любят лабиринты и пазлы. Они могут часами сидеть за рисунком.

Последнее обновление: 08/11/2014

Когда Вы слышите слово «интеллект», наверняка Вам на ум сразу приходит мысль о тесте IQ. Интеллект часто определяют как наш интеллектуальный потенциал; то, с чем мы рождаемся; то, что можно измерить, но очень трудно изменить. В последнее время, однако, появились и другие взгляды на интеллект. Одной из таких концепций является теория множественного интеллекта, предложенная психологом Говардом Гарднером. Эта теория предполагает, что традиционные психометрические виды интеллекта слишком ограничены. Сначала Гарднер изложил свою теорию в книге «Структура разума. Теория множественного интеллекта», которая вышла в 1983 году. В ней он высказал предположение о том, что у людей встречаются различные виды интеллекта. Гарднер предложил, что их восемь и что, возможно, существует ещё и девятый - известный как «экзистенциальный интеллект» (он охватывает качества, характерные для всех выделенных им ранее интеллектов).
Стараясь охватить весь спектр способностей и талантов, которыми обладают люди, Гарднер предположил, что люди не имеют только интеллектуальный потенциал, но много различных интеллектов - в том числе музыкальный, межличностный, пространственно-зрительный и вербальный.
Человек может быть особенно способным в одной конкретной области, например, музыке, но нельзя при этом забывать, при этом обладает целым спектром способностей. Теория Гарднера подвергается критике со стороны как психологов, так и педагогов. Критики утверждают, что определение интеллекта, которое даёт Гарднер, является слишком широким, и что его восемь различных «интеллектов» просто представляют таланты, черты личности и способности. Теория Гарднера страдает и от недостатка исследований, подтверждающих её.
Несмотря на это, теория множественного интеллекта пользуется значительной популярностью у педагогов. Многие учителя используют теорию множественного интеллекта в своей философии преподавания и работают над интеграцией теории Гарднера с конкретными подходами к обучению.

Пространственный интеллект

К сильным сторонам обладающего им человека можно причислить отличное визуальное и пространственное восприятие.
Такие люди визуализируют окружающий их мир. У них не возникает проблем с ориентированием в незнакомом городе, чтением карт, схем, обработкой видео и фотографий.
Обладатели пространственного интеллекта:

  • любят читать и писать;
  • без труда решают головоломки;
  • легко интерпретируют изображения, графики и диаграммы;
  • любят рисунок, живопись и изобразительное искусство.

Чаще всего такие люди становятся архитекторами, художниками, инженерами.

Вербальный интеллект

Сильные стороны: языки, речь и письмо. Люди с вербальным интеллектом могут довольно ловко управляться со словами, причём как устно, так и письменно. Эти люди, как правило, очень хорошо пишут, кроме того:

  • хорошо запоминают письменную и устную информацию;
  • любят читать;
  • хороши в обсуждении или произнесении убедительных речей;
  • способны доходчиво объяснять;
  • часто прибегают у юмору, рассказывая истории.

Эти люди - потенциальные писатели, журналисты, юристы и учителя.

Логико-математический интеллект

Сильные стороны: анализ проблем и математические операции. Люди, обладающие логико-математическим интеллектом, отлично умеют рассуждать, распознавать образы и логически анализировать проблемы. Эти люди склонны думать концептуально о числах, отношениях и моделях.
Обладатели логико-математического интеллекта обычно:

  • имеют отличные навыки решения проблем;
  • любят размышлять над абстрактными идеями и понятиями;
  • любят проводить научные эксперименты;
  • способны проводить сложные вычисления.

Потенциальные профессии для таких людей - учёный, математик, программист, инженер, бухгалтер.

Телесно-кинестетический интеллект

Сильные стороны: физическая активность, контроль движений. Те, кто обладает телесно-кинестетическим интеллектом, способны хорошо двигаться и контролировать свои движения. Такие люди, как правило, имеют отличную координацию рук и глаз, а также очень ловки.
Обладатели телесно-кинестетического интеллекта:

  • хорошо танцуют и любят спорт;
  • с наслаждением создают вещи своими руками;
  • запоминают, делая, а не при помощи слуха или зрения (моторная память).

Такие люди вполне могут становиться танцорами, строитель, скульпторами, актёрами.

Музыкальный интеллект

Сильные стороны: ритм и музыка. Люди, у которых развит музыкальный интеллект, хорошо распознают ритмы и звуки. Они очень любят музыку и зачастую хорошо ещё исполняют.
Для людей с музыкальным интеллектом характерно то, что они:

  • наслаждаются пением и игрой на музыкальных инструментах;
  • легко распознают музыкальные мотивы и тона;
  • хорошо запоминают песни и мелодии;
  • хорошо понимают музыкальные структуры, ритм и ноты.

Такие люди чаще всего становятся музыкантами, композиторами, певцами, учителями музыки, дирижёрами.

Межличностный интеллект

Сильные стороны: понимание и взаимоотношений с другими людьми. Те, у кого имеется межличностный интеллект, хорошо понимают других людей и взаимодействуют с ними. Эти люди способны правильно оценить эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих.
Люди с межличностным интеллектом:

  • коммуникабельны;
  • способны общаться как вербально, так и невербально;
  • способны рассматривать ситуации с разных точек зрения;
  • формируют позитивные отношения с другими людьми;
  • способны участвовать в урегулировании конфликтов в группах.

Чаще всего человека с межличностным интеллектом ждут: карьера психолога, консультанта; работа в сфере продаж; политика и философия.

Внутриличностный интеллект

Сильные стороны: самоанализ и рефлексия. Обладатели внутриличностного интеллекта хорошо осознают своё собственное эмоциональное состояние, свои чувства и мотивы. Они, как правило, пользуются рефлексией и анализом, они мечтательны, они готовы исследовать отношения с другими людьми и способны правильно оценивать свои сильные стороны. Такие люди обычно:

  • хорошо знают свои сильные и слабые стороны;
  • любят анализировать теории и идеи;
  • хорошо осознают самих себя;
  • понимают основу собственных мотивов и чувств.

Среди них чаще всего встречаются философы, писатели, теоретики, учёные.

Натуралистический интеллект

Сильные стороны: нахождение общего языка с природой.
Натуралистический интеллект - последнее дополнение к теории Гарднера. Его появление было встречено с ещё большим сопротивлением, чем оригинальные семь интеллектов. Согласно Гарднеру, люди с натуралистическим интеллектом стремятся к гармонии с природой и проявляют интерес к исследованию окружающей среды и изучению других видов. Эти люди, как считается, хорошо чувствуют даже небольшие изменения в среде.
Обладатели натуралистического интеллекта:

  • интересуются такими предметами, как ботаника, биология и зоология;
  • легко справляются с классификацией и каталогизацией информации;
  • наслаждаются кемпингом, садоводством, походами и проведением исследований на открытом воздухе;
  • не любят ничего, что не имеет никакого отношения к природе.

Естественно, такие люди становятся биологами, защитниками окружающей природы, садовниками или фермерами.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Когда речь заходит об умном человеке, воображение представляет себе математика, который решает вопросы, непонятные большинству, способного решить в уме задачу так быстро, что обычный человек даже не успеет ее записать. Это представляет себе традиционную идею разума как уникального навыка, связанного с абстрактной мыслью.

В 1994 году психолог предложил идею, которая изменила типичное представление общества о разуме: теорию множественного интеллекта. Согласно ей, существует не одна, а 8 типов интеллекта, которые развиваются по-разному в каждой личности. "Это основной вызов образованию", - говорит психолог.

Типы интеллекта разделяют на 8 категорий:

  1. Лингвистический.
  2. Логико-математический.
  3. Визуально-пространственный.
  4. Музыкальный.
  5. Телесно-кинестетический.
  6. Интраперсональный (экзистенциальный).
  7. Интерперсональный (социальный).
  8. Натуралистический.

Согласно типам интеллекта по Гарднеру, человек имеет врожденную склонность к некоторым действиям. Это определяет к какому типу стоит относить ту или иную личность.

Поэтому некоторые люди очень умны в области математики, но могут быть не так хороши, когда дело касается межличностных отношений. Исключительный музыкант может быть не таким одаренным в выражении себя через слова.

Педагоги должны понимать студентов: сильные стороны, слабости, уязвимые области, способность к адаптации, а также учитывать к какому из типов интеллекта относится каждый из них и на этой основе выстраивать обучение.

Гарднер уверен, что разум человека состоит из набора навыков, которые позволяют преодолевать личные проблемы и справляться с трудностями. Для решения различных вопросов необходимо понимать, что человеческий ум разнообразен и важно выбрать путь развития, подходящий определенному типу личности.

Лингвистический тип интеллекта

Это люди, которые любят и умеют "жонглировать словами". Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.

К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.

Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и Играть в словесные игры, такие как кроссворды и "Словодел". Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.

Логико-математический интеллект

Люди с преобладающим логико-математическим типом интеллекта склонны решать абстрактные проблемы, делать расчеты и с легкостью считать количество предметов.

Например, когда нужно разделить сумму чека за обед, в компании всегда находится человек, способный безошибочно это сделать в уме. Очень вероятно, что это обладатель именно такого типа интеллекта.

Чтобы развиваться, логико-математический тип интеллекта может решать судоку, играть в игры, шахматы и справляться с повседневными математическими задачами в уме.

Карьера: бухгалтер, инженер, детектив, аналитик, финансист, программист.

Визуально-пространственный тип интеллекта

Его обладатели способны очень хорошо ориентироваться на местности, легко понимают чертежи и инструкции в виде диаграмм.

Они осознают визуальные детали в своем окружении, на которые другие люди не обращают внимание. Особенно это касается структуры зданий и их расположения.

Чтобы развивать визуально-пространственный тип интеллекта, необходимо составлять каждый день новый маршрут пути (например, на работу) или пытаться найти дорогу на незнакомой местности при помощи карты, играть в головоломки и создавать модели.

Карьера: художник графического дизайна, авиационный специалист, архитектор и хирург.

Музыкальный тип интеллекта

Людей с музыкальным типом интеллекта легко узнать по привычке постоянно настукивать пальцами мелодию из своей головы. Они легко осваивают музыкальные инструменты, запоминают и воспроизводят музыку.

Для развития им необходимо слушать музыку, причем, чем разнообразнее она будет, тем лучше. И, конечно, стоит научиться играть на музыкальном инструменте.

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Людей телесно-кинестетического типа интеллекта никогда не обвиняли в неуклюжести. Они очень точно осознают собственное тело, поэтому обладают хорошей координацией движения и очень подвижны.

Это можно наблюдать у танцоров и некоторых спортсменов, например, гимнастов.

Чтобы развивать этот тип, нужно много танцевать, изучать танец, который помогает тренировать координацию или заниматься йогой.

Карьера: физиотерапевт, цирка, хирург, персональный фитнес-тренер.

Интраперсональный тип интеллекта

Высокая степень осознанности, эмоциональная сдержанность и умение здраво рассуждать характеризуют таких людей. Обладатели интраперсонального типа интеллекта (что значит также экзистенциальный тип) отличаются способностью глубоко воспринимать собственное я. Они отлично понимают и контролируют собственные эмоции, мысли и мотивы поступков. Личности с выраженным интраперсональным типом интеллекта видят личные недостатки и достоинства, что позволяет им работать над своей эмоциональной жизнью, принимать решения и устанавливать цели в соответствии с собственной индивидуальностью.

Необходимо сосредоточиться на выражении собственных мыслей людям с интраперсональным типом интеллекта, что значит размышлять и записывать свои мысли в дневнике, вести блог, практиковать медитацию, читать статьи по психологии и о человеческом интеллекте.

Карьера: коучинг, духовная сфера, этика, предпринимательство, политика, философия, психология, психиатрия.

Социальный интеллект

Интерперсональный тип интеллекта по-другому называемый социальным, наделяет своих обладателей отличными коммуникативными способностями. Эти люди хорошо умеют понимать других: их эмоции, потребности, намерения и цели.

Они всегда в центре внимания, часто становятся лидерами и душой компании.

Для саморазвития людям с интерперсональным типом интеллекта необходимо принимать участие в групповых мероприятиях, где поощряется сотрудничество, например, командный спорт.

Карьера: область образования, человеческих ресурсов, социальная сфера, консалтинг, психиатрия, менеджмент, политика, наставничество.

Натуралистический тип интеллекта

Люди с таким типом интеллекта любят и способны хорошо понимать природу, различать, классифицировать, распознавать закономерности между видами растений и животных.

Такие качества обычно присущи биологам и людям, которые любят заниматься садоводством.

Для развития натуралистического типа интеллекта нужно много читать книг по биологии, выращивать растения и ухаживать за животными.

Карьера: ветеринарная медицина, археология, экология, туризм, лесничество, фермерство, геология, биология.

Существует 4 основных момента теории Гарднера о типах интеллекта:

  1. Каждый человек обладает всеми перечисленными видами интеллекта. Но доминирующий только один.
  2. Большинство людей имеют потенциал для развития в каждом из типов интеллекта.
  3. Интеллект работает в совокупности.
  4. Существует множество способов интерпретации интеллекта в каждой категории.

Несмотря на то, что человек имеет доминирующий определенный тип интеллекта, склонность к другим в различной степени есть у каждого. Навыки можно развивать, даже если от рождения присущ талант к другим умениям. Также теория Гарднера указывает на гибкость типов интеллекта, что означает способность изменяться со временем у каждого человека.


Известную методику разработал опытный американский психолог, невролог Говард Гарднер. Он первым ввел в медико-психологическую терминологию понятие множественного интеллекта. Такая теория, основанная на многолетних исследованиях мозга большого количества людей разного уровня развития (одаренных, с умственной отсталостью, различными заболеваниями нейрогенного происхождения и т.д.), позволила опровергнуть существовавшее понятие о моноинтеллекте.

Множественный интеллект - основа теории развития детей:

В результате длительного изучения работы мозга Говард Гарднер сделал вывод, что у человека не один-единственный интеллект, а несколько. Каждый из отдельных интеллектов "располагается" в различных частях головного мозга. Их развитие зависит от условий, которые были созданы ребенку для этого.
У каждого ребенка свое уникальное сочетание "интеллектов". Способности, навыки, таланты человека определяются уровнем и степенью развития того или иного интеллекта (или нескольких одновременно). Этим и объясняется то, что у одних малышей больше выражены склонности к логике и математике, у других - к природе, у третьих - к искусству и творчеству.
Используя эту уникальную теорию, можно и нужно построить обучение и развитие ребенка таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому. Ведь задания и упражнения для малышей с разным сочетанием видов интеллектов по Гарднеру будут существенно отличаться.

Роль родителей и педагогов:

Индивидуализация процесса обучения издавна была одной из распространенных проблем в педагогике. С появлением теории Говарда Гарднера многие воспитатели, учителя и родители задумались над тем, что подходы к обучению и развитию разных детей должны существенно отличаться. Учитывая их интеллектуальные профили, которые образуются в результате большего развития мини-интеллектов определенных участков головного мозга, родители, а позднее и преподаватели должны обязательно это учитывать, создавая определенные условия для развития этих способностей. Таким образом и будет обеспечиваться такой сложный, но вполне реальный индивидуальный подход к воспитанию и развитию каждого отдельного уникального ребенка.
С появлением теории множественных интеллектов Говарда Гарднера полностью пошатнулась психолого-педагогическая теория, когда единственный интеллект можно было однозначно измерить с помощью простого теста IQ. Воспитание и развитие всех детей по одной строгой утвержденной программе уже принято считать нерациональным и неправильным. Это нарушает естественные процессы работы головного мозга каждой отдельно взятой уникальной личности ребенка.

Отличия между детьми во многом объясняются тем, в каком процентом соотношении у них развиты типы интеллектов. От этого будет зависеть и их профессия в будущем, склонности и успехи в определенных видах деятельности. Задача педагогов и родителей - способствовать максимальному раскрытию таланта малыша и развивать его в дальнейшем именно теми способами, которые наиболее подходят отдельному ребенку, учитывая особенности его интеллектов по Гарднеру. Индивидуальная программа обучения и подобранные способы обучения с учетом наиболее развитых способов восприятия информации ребенком - основа теории множественного интеллекта Говарда Гарднера.

Сущность теории множественного интеллекта Говарда Гарднера:

Говард Гарднер доказал, что у каждого человека с рождения имеется девять типов интеллекта.

При изучении типов интеллекта, которыми наделен каждый отдельный ребенок, важно понимать, что у каждого человека имеются все девять разновидностей. Они имеют огромное количество проявлений. Никогда не стоит вешать на ребенка ярлык по принципу того, что он обладает только ограниченными способностями. Важно, обеспечивая индивидуальный подход к развитию и обучению ребенка, создавать такие условия, в которых он смог бы проявить множество своих сторон и интересов.

Немного о каждом типе интеллекта:

Вербально-лингвистический

К проявлениям этого типа интеллекта можно отнести умелое использование слов в различных формах (устной, письменной). Такие дети с удовольствием рассказывают стихотворения на публике, поют, много общаются, любят чтение (как правило, такие малыши быстро и рано учатся читать и писать), письмо. Они с восторгом рассказывают обо всем, любят словесные игры, участвуют в театральных постановках. Дети с проявлениями вербально-лингвистического интеллекта легко обучаются различным языкам, как иностранным, так и родным. Если достаточно внимания уделять развитию этого типа интеллекта, то в будущем ребенок может стать успешным политиком, журналистом, оратором, учителем, писателем, лингвистом.

Визуально-пространственный

Такие дети обладают способностями к образному мышлению. Они могут представлять и изображать образы. У детей с развитым визуально-пространственным интеллектом активно задействовано сенсомоторное восприятие окружающего мира. То, что они представляют в своем воображении, переносится на реально создаваемые объекты и изделия. Для людей с выраженным пространственным типом интеллекта характерно великолепное ощущение форм. Зрительное восприятие в комплексе с определенными знаниями, навыками, эмоциями способствует созданию нового видения привычных образов. Дети с развитым визуальным интеллектом тонко чувствуют цвета, линии и взаимосвязи, существующие между объектами. При создании правильных условий для развития таких малышей, они в будущем обязательно проявят себя в роли талантливых инженеров, проектировщиков, дизайнеров, художников, скульпторов и даже шахматистов.

Музыкальный интеллект (в некоторых источниках его называют музыкально-ритмическим)

Дети с развитым музыкальным интеллектом прекрасно воспринимают звук и эмоционально реагируют на него. Создавая условия для занятий музыкой и игры на музыкальных инструментах, родители будут способствовать эффективному развитию музыкального интеллекта у ребенка. Малыши с более выраженным этим типом интеллекта способны достаточно точно повторять и воспроизводить звуки и музыкальные произведения, им с легкостью дается осваивание игры на инструментах. Из таких детей получатся талантливые композиторы, музыканты, преподаватели музыки, вокальные исполнители.

Кинестатический интеллект

Дети с развитым кинестатическим интеллектом отличаются прекрасным ощущением своего тела и способностью контролировать движения, а также танцевать, бегать, прыгать, жестикулировать, управлять предметами. У детей с выраженным кинестатическим интеллектом хорошо развиты такие физические качества, как координация движений, баланс, ловкость, сила, гибкость. Эффективное развитие этих способностей и талантов позволит вашему ребенку в будущем стать профессиональным спортсменом, практикующим хирургом, иллюзионистом-фокусником, танцором.

Логико-математический интеллект

О развитом логико-математическом интеллекте свидетельствует способность ребенка делать умозаключения, варьировать абстрактными понятиями, решать головоломки, понимать взаимосвязи между предметами и явлениями (причинно-следственные связи), любовь к экспериментам, подсчетам. Этот интеллект включает способность классифицировать, прогнозировать, размышлять критически и рассуждать на разные темы. Такие дети могут размышлять, как маленькие профессора или ученые. Они очень любознательны и всегда хотят докопаться до истины. Такие дети успешно реализуют себя в таких профессиях, как математик, физик, врач, программист, ученый.

Межличностный интеллект

К проявлениям этого интеллекта относятся способности чувствовать настроение, интересы и ощущения людей. Такие дети тонко воспринимают выражения лица, тембр и тон голоса, жесты. Также они чутко реагируют на эти "сигналы" и стремятся помочь собеседнику. Межличностный интеллект включает в себя навыки невербальной (без слов) и вербальной (словами) коммуникации. Дети с выраженным межличностным интеллектом прекрасно чувствуют себя в совместных играх, часто являются инициаторами. Они могут сглаживать назревающие конфликты или разрешать уже сложившиеся. Малыши умеют договариваться, управлять другими, мотивировать их для достижения поставленных целей. Из таких детей вырастают талантливые психологи, общественные деятели, бизнесмены, работники сферы обслуживания и продаж. У любого лидера и руководителя должны быть ярко выражены проявления межличностного интеллекта.

Внутриличностный интеллект

Дети с выраженным внутриличностным интеллектом обладают прекрасной способностью видеть себя, свои преимущества и недостатки. Они четко оценивают свое настроение, эмоции, желания и намерения. Малыши, у которых развит этот тип интеллекта, отличаются способностью к самодисциплине и самооценке. Такие дети даже в самом раннем возрасте легко отличают чувство удовольствия от боли. Основываясь на этом, принимают дальнейшее самостоятельное решение об участии в сложившейся ситуации. Чтобы стать в будущем хорошим учителем, философом, успешным бизнесменом, психологом или человеком интеллектуального труда, необходимо с детства развивать внутриличностый интеллект.

Натуралистический интеллект

У таких детей ощущается сильная тяга к природе. Они учатся с ее помощью, получают огромное удовольствие от любых действий, в которых задействована природа (наблюдение за птицами, коллекционирование насекомых, изучение растений, уход за животными). Малыши с выраженным натуралистическим интеллектом любят ходить в походы, ездить в горы, работать на приусадебном участке. Они с детства интересуются экологией, животными и растениями. Для этих детей очень важно, чтобы процесс обучения как можно чаще проходил на открытом пространстве, а не в помещении. Малыши с выраженным натуралистическим интеллектом могут стать метеорологами, химиками, физиками, археологами, путешественниками, биологами.

Экзистенциальный интеллект

К проявлениям этого интеллекта относят способности философствовать и медитировать (в более старшем возрасте). Такие малыши интересуются историей, религией, любят много говорить о насущных "жизненных" вопросах. Дети с этими особенностями в будущем станут успешными журналистами, а также аналитиками, экспертами, философами, общественными деятелями.

Как применить теорию к отдельному ребенку:

На самом деле в существующей системе образования очень сложно найти место для внедрения системы и теории Говарда Гарднера. Все дело в том, что разработанные и утвержденные соответствующими органами общеразвивающие программы не могут быть личностно-ориентированными. В них обучение всех без исключения детей происходит по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей и более развитых способов восприятия новой информации.
По мнению автора теории, основной принцип - образовательный процесс должен строиться так, чтобы дать возможность детям приобрести опыт и навыки с привлечением различных типов интеллекта. Сложность заключается в том, что учителю очень сложно во время проведения урока помнить и учитывать одновременно разные стили обучения, а также слабые и сильные стороны учеников.

В групповых занятиях чаще всего используется вербально-лингвистический тип интеллекта. Такие обучающие приемы, как лекции, написание на доске, письменные работы, конспектирование очень важны. Тем более, что они широко применяются в системе образования, особенно по мере взросления учеников. Задача образовательных заведений - это сочетание и интеграция вербально-лингвистического интеллекта с другими типами. Так вы будете открывать для учеников новые и эффективные способы обучения и получения опыта. Важно с раннего возраста объяснить малышам, что они могут выявить свои способности различными методами, в различных видах деятельности. А в дальнейшем создаются все необходимые условия для обучения с акцентом на сильные стороны и выявленные интересы детей.
Очень широко теория Гарднера внедряется в различных учебно-воспитательных центрах развития детей, которые в настоящее время открываются все чаще. Там это сделать достаточно просто, поскольку имеется более серьезная материальная база, а также количество учащихся в группе небольшое. Это и дает широкие возможности для реализации индивидуально-ориентированного подхода к развитию.

Способов воплощения теории множественного интеллекта Говарда Гарднера существует несколько:

Групповые проекты. Формируются небольшие группы, в которых дети выполняют специальные занятия или совместно работают над определенным проектом;
- Индивидуальные проекты. Предлагаемое задание должно позволить исследовать и развивать способности отдельного ребенка так, как ему удобно;
- Создание групп по типам интеллекта (центр творчества, математики, письма и т.д.). Основное назначение таких групп - это выявление и развитие обнаруженных способностей. Также обучение в таких центрах очень полезно, когда происходит знакомство малышей с разными видами способностей;
- Нестандартное планирование изучения определенной темы.

Основная цель обучения по теории Гарднера - дать ребенку возможность познавать мир, изучать предметы и явления тем способом, который ему наиболее близок, удобен. В таком методе познания малыш должен чувствовать себя комфортно. Один материал должен подаваться на занятиях различными способами, чтобы задействовать максимальное количество типов интеллекта.
Все центры, проводя обучение детей, базируются на общепринятых программах. Но они позволяют малышам выучить тему, опираясь на доминирующие типы интеллекта. Так, изучая историю египетских пирамид, одна группа может строить макеты пирамид, другая - ставить театральное представление на тему египетских фараонов и пирамид, третья - читать всем классом или группой книгу по истории древнеегипетских пирамид и т.д.
Важно, чтобы центры были оснащены соответствующим образом. В них должны быть все необходимые материалы для осуществления различных видов деятельности, приборы, мебель.

Говард Гарднер акцентирует внимание на то, что степень развития того или иного типа интеллекта зависит от частоты его использования в жизни. Чем чаще это происходит, тем больше возможностей формировать определенный тип интеллекта в будущем, тем лучше он будет развиваться. На самом деле, все типы интеллекта тесно связаны между собой. Развивая один, обязательно будут развиваться и другие смежные типы.
У среднестатистических детей прекрасно развито несколько типов интеллекта: есть несколько способностей, которые проявляются и развиваются с легкостью, другие проявляются, если приложить усилия, а одна или несколько - только при больших усилиях.
Чтобы определить процентное соотношение уровней развития определенных типов интеллекта, достаточно пройти несложный тест, который легко найти на просторах интернета. В результате вы увидите, какие способности и интересы выражены больше, а какие меньше.

Родители, заметив у ребенка склонность к какому-либо типу интеллекта, должны стараться развивать эти способности, а также выбрать подходящую методику для осуществления этого. Важно подобрать тот стиль обучения, который идеально подойдет именно вашему малышу. Тогда развитие ребенка будет максимально эффективным и радостным.



Публикации по теме