«Трехкомпонентная теория» любви Стернберга. Трехкомпонентная теория любви Р

Р. Стернберг говорит о том, что любовь имеет три составляющих.

Первая составляющая -- интимность. Это чувство близости, которое любящие люди испытывают друг к другу. Оно может проявляться по-разному: это и желание сделать жизнь любимого человека лучше, и чувство удовольствия оттого, что он находится рядом; это готовность прийти ему на помощь в трудную минуту и расчет на то, что и он поступит также.

Вторая составляющая -- страсть. Это физическое влечение, приводящее к сексуальным отношениям. Но страсть базируется не только на сексуальных потребностях, в нее входят и компоненты близости, такие, как потребность в принадлежности кому-то, потребность в поддержке, потребность в самоуважении. В межполовой любви иногда страсть предшествует близости, иногда наоборот, сначала формируется чувство близости. Когда речь идет вообще о человеческой любви, один из этих компонентов может отсутствовать, например, любовь братьев и сестер включает компонент близости, но не сопровождается страстью.

Третья составляющая -- обязательство. Мы принимаем на себя некие обязательства перед другим человеком -- решаем, что он является для нас особенным, сохраняем ему верность и т. п. Это то, что Р. Мэй обозначает термином «воля в любви» -- любовь предполагает не просто предпочтение одного человека другому, но выбор, что означает отказ от всех других вариантов, а значит, предполагает волю.

Все перечисленные составляющие любви могут присутствовать в ней в различной степени выраженности. Если предположить, что все три составляющие достигли своих крайних значений, положительных или отрицательных, то получатся следующие возможные комбинации, дающие «виды» любви.

Симпатия. В ней присутствует интимность, а страсть и обязательства отсутствуют.

Страстная любовь. Здесь присутствует только компонент страсти, интимность и обязательства отсутствуют.

Придуманная любовь. Такая любовь встречается чаще всего в подростковом возрасте. Она предполагает наличие обязательств, принятых только одной стороной, например, подросток решает, что он будет любить какого-то человека, которого часто даже не знает лично (киноактер, певец и т. п.), что естественно исключает интимность и страсть.

Романтическая любовь. Такая любовь чаще всего также встречается в юности. В ней присутствуют интимность и страсть, но ей недостает ответственности зрелого человека, так как в ней отсутствуют обязательства.

Любовь-товарищество. В такой любви присутствуют интимность и обязательства, а компонент сексуального влечения (страсти) не выражен. К такой любви могут приходить пары после длительной супружеской жизни.

Слепое увлечение предполагает страсть и обязательства, но интимность в ней отсутствует.

Совершенная любовь. В ней присутствуют все три компонента.

Используя классификацию Р. Стернберга, можно обратить внимание клиента на то, что не все виды любви подходят для брака. Это относится, например, к страстной или романтической любви, в которых отсутствует компонент обязательств. Опираясь на данную классификацию, можно также показать, что одни виды любви могут сменяться другими -- романтическая любовь должна закономерно перейти с течением времени в любовь-товарищество благодаря появлению обязательств и т. д.

Другой работающей в практике консультирования классификацией может быть названа классификация Т. Кемпера. Основанием для выделения различных видов любви здесь выступают различные сочетания двух факторов -- власти и статуса. Власть -- это способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь, или возможность наказывать партнера. Статус -- это желание идти навстречу требованиям партнера, т. е. желаемый результат достигается не благодаря силе, а благодаря положительному отношению партнера. Т. Кемпер выделяет семь видов любви.

Романтическая любовь. Партнеры в равной степени обладают и статусом, и властью по отношению друг к другу. Самое страшное наказание -- потеря проявления любви со стороны партнера. Эта любовь яркая, страстная, мучительная и трагическая, многократно описанная в художественных произведениях.

Братская любовь. Партнеры обладают высоким статусом и не обладают властью, не могут наказывать друг друга. В такой любви каждый готов уступать и идти навстречу друг другу. Принуждения нет, отсутствует ревность.

Харизматическая любовь. («Харизма» -- благодать, авторитет.) Один партнер обладает статусом и властью, другой -- только статусом. Примером подобных отношений могут быть отношения между учителем и учеником.

«Измена». Один партнер обладает властью и статусом, другой -- только властью. Примером может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг еще обладает властью, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет статус.

Безответная любовь. Один из партнеров обладает и статусом, и властью, другой -- ни тем, ни другим.

Поклонение. Один из партнеров обладает статусом, но не обладает властью, другой не обладает ни тем, ни другим. Примером может быть ситуация влюбленности в актера, певца и т. п. при отсутствии реальных отношений с ним.

Детско-родителъская любовь. Один партнер обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой -- низким статусом (так как любовь к нему еще не сформировалась), но высокой властью (родитель). Примером могут служить отношения между родителями и маленьким ребенком,

В этой классификации традиционным представлениям о любви в разнополой паре соответствует романтическая любовь. (Харизматическая обычно характеризуется значительным возрастным или социальным неравенством.)

Данная классификация интересна тем, что подчеркивает момент несвободы и отрицательных переживаний в любви, что связано с наличием в ней компонента власти.

Т. Кемпер не единственный, кто трактует любовь как некую слабость и зависимость человека. В более выраженном виде эта позиция представлена в теории любви Л. Каслера, который считает, что любовь представляет собой сплав различных эмоций, где доминирующую роль играет страх. Речь идет о страхе потери любимого человека, который является источником удовлетворения многих потребностей, поэтому влюбленный человек относится к объекту своей любви крайне амбивалентно. Постоянный страх потери делает человека зависимым, тревожным, несвободным, мешает его личностному развитию. По Л. Каслеру, действительно свободный человек -- это человек, не испытывающий любви.

Вероятно, следует согласиться с Т. Кемпером и Л. Каслером в том, что любовь может восприниматься как несвобода и зависимость, и такой любовью является романтическая любовь, рассматривается Т. Кемпером. Но это относится не ко всем видам любви. В гуманистической психологии существуют другие описания любовных переживаний, которые можно найти у А Маслоу и Э. Фромма.

Э. Фромм в своей работе «Искусство любить» выделяет зрелую и незрелую любовь, что связано с личностной зрелостью или незрелостью любящего.

Незрелая любовь. С точки зрения Э. Фромма, влюбленность и любовь не равны. Влюбленность можно рассматривать как незрелую любовь. Это кратковременное переживание, очень сильное, но непрочное. Оно может смениться разочарованием и скукой по мере того, как люди узнают друг друга и близость перестает быть чудом.

Влюбленность может перейти в зрелую любовь. Это непрерывно длящееся состояние, очень долгое и спокойное.

В обыденном сознании под «любовью» обычно понимают именно незрелую любовь, или влюбленность. Считается, что человек впадает в это состояние как в аффект. Оно не зависит от человека, а захватывает его как какая-то внешняя сила. Это представление репрезентирует себя в виде следующих психологических установок:

· главная трудность любви состоит в проблеме поиска достойного объекта, а не в проблеме формирования способности любить самому;

· любви учиться не нужно.

Таким образом, большинство людей ориентированы на поиск объекта любви и на то, чтобы стать объектами любви другого. Эти цели достигаются по-разному. Мужчинам нужно преуспеть в жизни, достигнуть власти и богатства; женщинам -- стараться быть красивыми внешне, способными внушать любовь (обладать смесью обаяния и сексуальной привлекательности).

Незрелая любовь часто выступает в виде симбиоза. Симбиоз может существовать в пассивной и активной форме.

· Пассивная форма -- мазохизм. Человек избавляется от одиночества, становясь неотъемлемой частью другого, отдает ему свободу, чтобы другой им руководил. Психологическая выгода этой формы состоит в том, что мазохист ничем не рискует, никогда не остается в одиночестве, но и никогда не бывает независимым. Такой человек «не вполне родился». Если у него появляется половое влечение, то он подчиняется партнеру и душой, и телом. Он отрекается от своей целостности и становится орудием другого.

· Активная форма -- господство, садизм. Человек освобождается от плена одиночества, делая другого человека своей частью. За счет этого он растет в своих глазах. Садист включает в себя как часть другую личность, которая его боготворит. Однако и он сам зависит от того, кому причиняет боль, так как не чувствует себя хорошо без обожания со стороны другого.

В одном человеке могут сочетаться обе формы симбиоза. Э. Фромм приводит в пример Адольфа Гитлера, рассматривая его как садиста по отношению к народу и мазохиста к себе (об этом свидетельствует его самоубийство).

Зрелая любовь. В отличие от незрелой любви, зрелая любовь предполагает сохранение целостности человека. Два человека существуют отдельно, сохраняя собственную индивидуальность, разделяя при этом жизнь. Такая любовь помогает преодолеть человеку одиночество и вместе с тем позволяет сохранить себя. Зрелая любовь активна, деятельна. Это не «впадение» в любовь, а пребывание в ней, в отличие от влюбленности. Любовь -- это, прежде всего, готовность давать, а не получать.

Комментируя термин «давать», Э. Фромм поясняет, что человек с рыночной психологией может охотно отдать что-то, но и хочет получить нечто в обмен. А отдать и не получить -- значит считать себя обманутым. Для направленной на плодотворную любовь зрелой личности «давать» -- высшее проявление могущества. Переживание этой силы дает ощущение радости и полноты бытия. Это справедливо как для мужчины, так и для женщины. Они отдают свои эмоции, делятся самими собой, своей жизнью, и такое поведение не воспринимается ими как жертвенное. В зрелой любви человек, обогащая другого, тем самым побуждает его к сотворчеству.

По Фромму, любви надо учиться. Любовь -- это искусство, которое требует труда и знаний. Чтобы избежать в любви неудач, необходимо овладеть теорией и практикой любви, относясь к этому как к самому важному делу.

Теория любви. Теория любви, разработанная Э. Фроммом, базируется на его понимании основной сути человеческого существования, жизни. Человек есть жизнь, осознающая себя. Для существования человеку необходимо оторваться от слияния с природой, выйти из мира инстинктивной адаптации. Человек, в отличие от животных, начинает осознавать свою конечность. «Выход из рая» сопровождается чувством отдельности и связанного с ней одиночества. Осознание одиночества и беспомощности перед лицом смерти превращает существование человека в «каторгу». Человек, рождаясь, «изгоняется» из среды благоприятной в среду ненадежную, открытую, незащищающую. Переживание своей отчужденности вызывает тревогу, внутреннее беспокойство. В итоге человек испытывает стыд, чувство вины. Это мешает ему жить счастливо.

Самая глубокая потребность человека -- потребность вырваться из плена одиночества.

Любой человек любой эпохи, культуры сталкивается с одним и тем же вопросом -- как справиться с одиночеством и вернуть утраченное воссоединение с другими. История философии и религии дает нам варианты ответов на этот вопрос. По мнению Фромма, число этих ответов ограничено. Ответы больше зависят от степени самосознания. Например, у младенца самосознание развито слабо. Одиночество снимается физическими прикосновениями к матери. По мере взросления физических прикосновений становится недостаточно, и используются другие способы. На заре цивилизации весь род человеческий находился как бы на стадии младенчества -- люди соединялись с природой.

Освобождаясь от первичных уз, человек начинает поиск устранения чувства одиночества. Один из этих путей -- оргии. Оргии удовлетворяют желание достичь особого эмоционального состояния -- экстаза, экзальтации. Это делается с помощью наркотических средств или специальных ритуалов, например, слияние с группой в моменты ритуальных танцев, песен. Сексуальное переживание также может быть отнесено к оргиастическим, так как характеризуется высокой силой и страстностью, а также генерализованностью (такое состояние охватывает всего человека -- душу и тело). Однако оргиастические переживания отличаются недолговечностью -- они заканчиваются и необходимо их снова возобновлять. При выходе из сексуального экстаза вновь усиливается чувство одиночества и появляется подсознательное чувство вины и стыда.

Следующий путь «бегства от одиночества» -- подчинение группе, обычаям, верованиям, образу жизни. Для того чтобы избежать одиночества, человек входит в некую группу, становясь ее частью, сливаясь с ней: «если я похож на любого другого, если у меня нет мыслей и чувств, отличных от других, и я следую образцу, то я в безопасности, я спасаюсь от ужасающего чувства одиночества». Идя по этому пути, человек расплачивается потерей собственного «Я».

Третьим способом преодоления чувства одиночества является творческая деятельность. Человек становится творцом и объединяется с материалом. Это относится к плодотворному труду, когда человек сам планирует свою деятельность и определяет ее результаты. Но ощущение единства с миром, достигаемое через творчество, не является межличностным.

Таким образом, все перечисленные способы являются лишь частичным решением проблемы человеческого существования. Полное решение проблемы освобождения от одиночества связывается Э. Фроммом со способностью человека к зрелой любви.

Зрелая любовь всегда предполагает выполнение ряда функций по отношению к любимому человеку.

Забота. Эта деятельность предполагает заинтересованность в благополучии жизни партнера.

Ответственность. Нести ответственность -- означает быть способным и готовым ответить на запрос другого человека.

Уважение. Уважать другого -- значит быть внимательным и видеть другого таким, какой он есть, видеть его индивидуальность. Это означает заинтересованность в том, чтобы партнер двигался по собственному пути, развивался для себя самого, а не для того, чтобы «служить мне». В итоге и я сам могу быть независимым, «могу стоять и ходить без поддержки», я не нуждаюсь в том, чтобы использовать кого-то в своих целях.

Практика любви. Практика любви, по Э. Фромму, требует следующего.

· Дисциплины и терпения. Человек не прекращает учиться любви, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства.

· Сосредоточенности. Для этого человеку необходимо учиться находиться наедине с самим собой. Одна из важных способностей любви -- это умение быть одному, не испытывая при этом страха или тревоги.

· Предельной заинтересованности. Предельная заинтересованность предполагает умение сосредоточиваться на партнере, т. е. умение слушать и слышать. В этом умении есть барьеры, например погруженность в себя, эгоцентризм, неуважение, гордыня. При осознании этих барьеров человек научается слушать.

· Умения быть в настоящем, «быть здесь и сейчас». В противном случае общение превращается в контакт со своим прошлым опытом (например негативным) либо с будущим (переживание последствий).

· Способности чувствовать самого себя. Зрелый человек доверяет своему телу и своим ощущениям, допускает появление негативных чувств и эмоций, которые не перечеркивают весь опыт общения с любимым человеком.

Таким образом, способность к любви, по Э. Фромму, связана с личностной зрелостью человека, т. е. с его индивидуальными качествами.

Похожих взглядов относительно того, способен индивид переживать зрелую или незрелую зависимую любовь, придерживается А. Маслоу. Он пишет о том, что самоактуализирующиеся зрелые партнеры испытывают постоянный растущий интерес друг к другу, заинтересованы в делах друг друга. Они хорошо знают друг друга, и в их восприятии практически отсутствуют искажения, приписывания партнеру положительных качеств, свойственные романтической любви. Они сочетают трезвую оценку другого с принятием его таким, каков он есть. Отношения этих людей в любви равноправны, у них нет двойного стандарта и различий в моральных требованиях друг к другу. Они сохраняют верность партнеру как в повседневной жизни, что проявляется в отсутствии измен, так и в критических ситуациях, например при болезни. Способность к такой любви А. Маслоу также связывает с личностными особенностями, среди которых важное место занимает высокий уровень самопринятия.

Таким образом, только индивид, хорошо относящийся к себе, оказывается способным к принятию другого и может испытывать чувство зрелой любви. Стабильность зрелой любви связана еще и с тем, что она постоянно удовлетворяет существующие потребности роста, а не дефицитарные потребности, удовлетворение которых приводит к их снятию. Потребности роста также характерны для самоактуализирующихся личностей.

Зрелая любовь возникает из незрелой (романтической любви, или влюбленности) благодаря личностному росту партнеров. При этом чувства, которые испытывают партнеры друг к другу, не ослабевают, а, напротив, возрастают с увеличением длительности отношений, т. е. эмоциональные отношения стабилизируются. Стабилизация эмоциональных отношений предполагает их изменение в содержательном, внутреннем плане. Характерные для влюбленности внутренняя конфликтность и напряженность заменяются на непротиворечивые, более спокойные переживания. Целью подобных отношений является обеспечение благополучия и личностного роста, как своего собственного, так и партнера.

Подводя итог сказанному о психологии влюбленности и любви, следует еще раз подчеркнуть следующее:

· возникновение и течение эмоциональных отношений имеет определенные закономерности;

· необходимо различать «влюбленность» и «любовь» как незрелую и зрелую формы любви;

· зрелой любви обычно предшествует этап влюбленности, которая начинается с возникновения симпатии;

· со временем роль различных характеристик индивида, обеспечивающих успешность общения, меняется: значимость внешних характеристик (физические данные индивида, социально-демографические характеристики, поведение при общении) со временем в значительной мере снижается, а значимость особенностей личности, напротив, возрастает;

· способность человека к зрелой любви зависит от его личностных качеств, в частности, от уровня самопринятия и личностной зрелости.

«Трехкомпонентная теория» любви Стернберга

Различия между страстной и товарищеской любовью получили дальнейшее уточнение в работах психолога Роберта Стернберга (R. Sternberg, 1986, 1988). Этот ученый предложил интересную теоретическую схему концептуализации тех ощущений, о которых люди сообщают, когда им кажется, что они влюблены. По мнению Стернберга, любовь имеет три лица: страсть, интимность и преданность (рис. 5.1):
- Страсть - это мотивационный компонент любви, своего рода «горючее» для романтических чувств, физического влечения и сексуального интереса. Страстью питается сильнейшее стремление к слиянию с любимым человеком. В каком-то смысле страсть подобна наркотику; оказывая стимулирующее воздействие и являясь источником наслаждения, она способна вызывать неутолимый любовный голод.
- Интимность - это эмоциональный компонент любви, включающий в себя чувство душевного единения с любимым человеком. Интимность предполагает также ощущения тепла, участия, эмоциональной близости, желания помогать любимому и готовность делиться с ним сокровенными мыслями и чувствами.
- Преданность - это мыслительный, или когнитивный, аспект любви, который связан с сознательным решением любить другого и сохранять отношения с ним вопреки возникающим трудностям.
Страсть. Мотивационный компонент любви (согласно трехкомпонентной теории любви Стернберга).
Интимность – Эмоциональный компонент любви (по Стернбергу).
Преданность – Когнитивный компонент любви (по Стернбергу).

А) три компонента любви;
б) разные виды любви, обусловленные различным сочетанием этих трех компонентов.
Примечание: «He-любовь» - это отсутствие всех трех компонентов

Стернберг считает, что страсть имеет тенденцию к бурному росту на ранних стадиях любовных отношений и по мере их развития постепенно идет на убыль. Интимность и преданность, напротив, нарастают с течением времени, хотя темпы их роста неодинаковы (рис. 5.2). Таким образом, теория Стернберга помогает объяснить, как страстная любовь эволюционирует в товарищескую любовь. Романтическая любовь, состоящая главным образом из романтических чувств и физического влечения, быстро достигает своего пика и затем столь же быстро идет на спад. Однако по мере ослабления страсти многие пары переживают рост интимности и преданности, что и означает развитие товарищеской любви. Если же между двоими не установится эмоциональная близость и если они не возьмут на себя определенные обязательства друг перед другом, их отношения окажутся под угрозой, когда уляжется страсть. Между ними начнут возникать конфликты. И наоборот, преданность, забота друг о друге и эмоциональная близость служат хорошей основой для разрешения конфликтов и преодоления взаимного недовольства.

Согласно теории Стернберга, страсть быстро достигает своего пика и затем идет на убыль,
тогда как другие два компонента любви - интимность и преданность - с течением времени набирают силу

Каждый из трех вышеописанных компонентов является важным параметром любовных отношений. Однако у разных пар эти компоненты бывают представлены в разных сочетаниях и имеют разную степень выраженности. Кроме того, они могут меняться с течением времени в рамках одних и тех же отношений. По мнению Стернберга, разные комбинации данных компонентов имеют своим результатом если не разные виды любви, то по крайней мере различия в переживании любви разными людьми. Например, отсутствие всех трех компонентов характеризует отношения, которые Стернберг называет не-любовью (то, что мы обычно испытываем к случайным знакомым). При наличии одной только интимности можно говорить о дружбе или симпатии. Если есть только страсть и нет интимности или чувства долга, значит, человек переживает страстное увлечение. Чувство долга без страсти и интимности ведет к пустой любви (эта разновидность может быть характерна для долговременных, статичных отношений). Наличием интимности и преданности и отсутствием страсти отмечена товарищеская любовь (к такому типу отношений часто приходят пары, имеющие за плечами долгие годы счастливой семейной жизни). Сочетание страсти и преданности при отсутствии интимности типично для бессмысленной любви - разновидности глупого, по мнению Стернберга, увлечения, когда один обожает и вожделеет другого, но при душевной отстраненности. Любовь, в которой есть интимность и страсть, но отсутствует преданность, Стернберг называет романтической. И наконец, наличие всех трех компонентов характеризует совершенную любовь - ту идеальную разновидность любви, к которой так стремятся люди, но которую так трудно найти и сохранить.

Любовь и брак: кросс-культурная перспектива

Ученые, занимающиеся изучением разных культур, обнаружили два важных параметра, отличающих одни культуры от других.
В коллективистских культурах, таких как Индия, Пакистан, Таиланд, Филиппины, подчеркивается превосходство групповых, или коллективных, целей над индивидуальными и личными устремлениями. В этих культурах основная цель брака - скорее объединение семей, нежели союз двух индивидуумов. «Хорошим» считается тот брак, который приводит к взаимовыгодному союзу двух семейств. Поэтому браки в коллективистских культурах заключаются главным образом и прежде всего исходя из потребностей семей, а не на основе индивидуальных чувств. Иначе обстоит дело в индивидуалистических культурах, представленных такими странами, как США, Австралия, Англия и европейская Бразилия. В таких культурах индивидуальные цели преобладают над групповыми интересами. Основой для заключения брака в индивидуалистических культурах обычно являются потребности и желания индивидуумов, вступающих в брак, а не интересы их родственников или других социальных групп.
Неудивительно, что представление о том, насколько важна в браке любовь, неодинаково для этих двух типов культур. В индивидуалистических культурах по сравнению с коллективистскими любовь гораздо чаще рассматривается как основа брака. Это различие было продемонстрировано в исследовании, во время которого студентов из 11 стран спрашивали о важности любви для брака. Как видно из приведенной далее таблицы, представители индивидуалистических культур (США, Англия, европейская Бразилия и Австралия) реже давали утвердительный ответ на вопрос о возможности заключения брака с нелюбимым человеком, чем респонденты, представлявшие культуры с более коллективистским отношением к браку (Индия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).
Эмпирическое обоснование теорий любви, включая модель Стернберга, ограничено данными лишь нескольких исследований. Например, исследование, в котором принимали участие несемейные пары, показало, что наличие двух из описанных Стернбергом компонентов любви - интимности и преданности - положительно коррелирует с такими характеристиками, как стабильность и длительность отношений. В другом исследовании обнаружилось, что чувство долга и преданность в большей мере характерны для семейных пар, а не любовников, и это согласуется с теорией Стернберга. В том же исследовании было показано, что со временем отношения становятся более интимными и менее страстными, причем ослабление страсти больше выражено у женщин, чем у мужчин. И наконец, относительно недавнее исследование теории любви Стернберга показало, что понимание любовниками трех компонентов любви не претерпевает существенных изменений с течением времени.

Трёхкомпонентная теория любви (англ. triangular theory of love ) - теория любви, разработанная психологом Робертом Стернбергом. В контексте личных взаимоотношений, трёхкомпонентная теория подразумевает три составляющих любви: близость, страсть и обязательства.

  1. Близость - которая включает в себя чувства сопричастности, единства, связанности.
  2. Страсть - включающая в себя как влюбленность, так и сексуальную привлекательность.
  3. Обязательство - которое подразумевает, в краткосрочной перспективе, решение оставаться с партнером, и в долгосрочной перспективе, совместные достижения или планы на будущее.

«Сила любви, которую кто-либо испытывает, зависит от абсолютной силы этих трех компонентов, и тип отношений, испытываемых кем-либо, зависит от их силы относительно друг друга». Разные стадии и типы любви могут быть представлены как различные сочетания этих трех элементов; например, относительный акцент каждого компонента изменяется со временем в процессе развития взрослых романтических отношений. Отношения, основанные на единственном элементе, имеют меньше шансов на выживание, чем те, что основаны на двух или трех элементах.

Данная теория во всех ее рассматриваемых вариантах очень наглядно представлена в виде треугольников. Комбинации и точность подписей в каждой из них говорят сами за себя…

Три компонента, наглядно подписанные в вершинах треугольника, взаимодействуют друг с другом и формируют таким образом семь различных типов любви (отсутствие любви не представлено). Размеры треугольника отображают «количество» любви - чем больше треугольник, тем больше любовь. Форма треугольника отражает «стиль» любви, который может меняться с течением отношений:

  • Отсутствие любви «представляет собой простое отсутствие всех трех компонентов любви. Отсутствие любви характеризует подавляющее большинство наших личных отношений, повседневное взаимодействие».
  • Симпатия /Дружба «Эти термины использованы здесь в нетривиальном смысле. Предпочтительнее относить их к набору чувств, испытываемых в отношениях, которые можно справедливо охарактеризовать как дружба. Человек чувствует близость, связанность и теплоту по отношению к другому, без чувства сильной страсти или долгосрочных обязательств» .
  • Влюбленность : «увлеченная любовь появляется при пробуждении страсти в отсутствии близости и обязательств» . Романтические отношения часто начинаются как безрассудная любовь и превращаются в романтическую любовь с появлением близости со временем. Без появления близости или обязательств влюбленность может исчезнуть внезапно.
  • Пустая любовь характеризуется обязательствами без близости или страсти. Более сильная любовь может вырождаться в пустую любовь. В культурах, в которых распространены устроенные браки, отношения супругов могут начинаться как пустая любовь и развиться в другую форму, демонстрируя, «как пустая любовь не обязательно является конечной стадией длительных отношений…[но] скорее началом, чем концом».
  • Романтическая любовь «происходит из сочетания близости и страсти в любви…Романтические любовники не только обращены физически друг к другу, но также связаны эмоционально» - однако не имеют поддерживающих обязательств.
  • Дружеская любовь — это близкий, не страстный тип любви, сильнее, чем дружба, благодаря элементу долгосрочных обязательств. «Этот тип любви наблюдается в долгих браках, где страсти больше нет», но где глубокая привязанность и обязательства остаются. Любовь, идеально распределенная между членами семьи, — это форма дружеской любви, как и любовь между близкими друзьями, которые имеют платоническую любовь, но крепкую дружбу.
  • Роковая любовь может быть представлена головокружительным ухаживанием и браком - «ее глупость в том, что обязательства строятся на базе страсти без стабилизирующего влияния близости».
  • Совершенная любовь — это полная форма любви, идеальные отношения, к которым люди стремятся. Из семи вариаций любви именно совершенная любовь в теории является любовью, ассоциируемой с понятием «идеальной пары». Согласно Стенбергу, эти пары продолжают иметь отличный секс спустя более пятнадцати лет отношений, они не могут представить себе более счастливые длительные отношения с кем-то ещё, они решают свои малочисленные затруднения с легкостью, и каждый наслаждается отношениями с партнером . Тем не менее, Стернберг предупреждает, что поддержание совершенной любви может быть даже сложнее, чем её достижение. Он подчеркивает важность переноса компонентов любви. «Без выражения», — предупреждает он, — «даже величайшая любовь может умереть» . Хотя совершенная любовь не может быть непрерывной. Если страсть теряется со временем, она может перейти в дружескую любовь.

Стерберг полагает, что любовь имеет три составляющих.

Первая - это интимность, чувство близости, которое проявляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом. Нам хочется сделать жизнь любимых людей лучше. Мы искренне им симпатизируем и находимся на верху блаженства, когда они рядом с нами. Мы рассчитываем, что они поддержат нас в трудную минуту, и стараемся показать им, что всегда готовы сделать то же самое. У нас общие интересы и занятия, мы делимся с ними своими вещами, мыслями и чувствами.

Вторая составляющая любви в теории Стернберга - страсть. Страсть приводит к половому влечению и сексуальному возбуждению.

Третья компонента - решение/обязательство. Эта составляющая имеет долговременный и кратковременный аспекты. Кратковременный аспект проявляется в решении о том, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект - обязательство сохранять эту любовь. Если проанализировать все возможные комбинации вышеперечисленных компонентов, получится 8 подгрупп образующих классификацию любви по Р.Дж. Стернбергу:

Если отсутствует только один компонент из трех, то отношения продолжают оставаться устойчивыми. Если отсутствуют два компонента, то отношения становятся нестабильными.


1. Симпатия (только интимность) - один из партнеров имеет только один интимный компонент при отсутствии страсти и решения/обязательств;

2. Безрассудная любовь (только страсть) - объект любви, как правило, идеализируется;

3. Пустая любовь (только компонент решения/обязательства) - в основу взаимоотношений возводятся решение любить и обязательство перед любимым человеком;

4. Романтическая любовь (интимность и страсть) - любовники связаны физическим и сексуальным влечением, но обязательства друг перед другом отсутствуют (партнеры полагаются на случай); брак маловероятен;

5. Любовь в браке (интимность и решение / обязательства) - длительная дружба (некоторые супруги ищут увлечения на стороне);

6. Бессмысленная любовь (страсть и обязательства) - «крайне восприимчива к разрушению», страсть угасает, а обязательства носят неглубокий характер;

7. Совершенная любовь (интимность, страсть и обязательства) - «достижение совершенной любви может быть трудным, но удержание ее еще тяжелее».

8. Нелюбовь (отсутствие всех компонентов) - деловые отношения.

Это основные теории любви, с точки зрения психологии.

Последние три вида любви считаются неустойчивыми отношениями.

Если в паре с сексуальными отношениями все более или менее в порядке, то пара не рассматривает секс как проблему. Но если в паре есть другие проблемы, которые они не осознают или не хотят о них говорить, то они оба будут все валить на секс.

По результатам исследования психолога Аргайла, если количество сексуальных отношений в неделю в числителе и количество ссор в знаменателе в результате дает сумму больше единицы, то в целом пара воспринимает свои отношения как позитивные.

Держите баланс и будьте счастливы!

Частичная или полная перепечатка только с указанием автора статьи и ссылкой на наш сайт.

Кто-то сказал: "У любви тысяча лиц, и ни одного истинного". Разработанная американским психологом Робертом Стернбергом "Трехкомпонентная теория любви" опровергает этот тезис. В настоящее время эта психологическая концепция широко используется во всем мире.

Из чего сделана любовь

Согласно Стернбергу, в основе любой формы любви лежат три компонента. Это близость , страсть и обязательства .

Близость - чувство эмоциональной общности, единства, привязанности, сопричастности друг другу. Это чувство возникает, например, когда у вас есть общая тайна, общая цель, и т.д.

Страсть - сильное притяжение к объекту, желание его; включает в себя влюбленность и чувство сексуальной или романтической привлекательности.

Обязательства - в краткосрочной перспективе решение оставаться с партнером, создавать, поддерживать и развивать отношения; в долгосрочной перспективе планирование совместного будущего или совместных достижений.

Конечно, идеальные отношения, с точки зрения Стернберга, содержат все три компонента, а различные комбинации этих психологических составляющих любви создают семь различных ее видов, которые охватывают практически все отношения.

Близость Страсть Обязательства
Нелюбовь
Симпатия/дружба х
Влюбленность х
Пустая любовь х
Романтическая любовь х х
Дружеская любовь х х
Роковая* любовь х х
Совершенная любовь х х х

* Роковая любовь по-английски звучит как "fatuous love" - то есть "глупая любовь" (прим. перев.)

Виды любви и нелюбовь

Нелюбовь - просто отсутствие всех трех компонентов любви. Нелюбовь характеризует большинство наших отношений, если они являются просто случайными взаимодействиями.

Симпатия/дружба - включает набор чувств, которые мы обычно испытываем в дружеских отношениях: близость, привязанность, и теплоту без сильной страсти и долгосрочных обязательств.

Влюбленность - это страсть при отсутствии душевной близости и взаимных обязательств. Страсть может явиться основой будущей романтической любви. Все, что для этого нужно - появление у влюбленных чувства близости. Романтическим отношениям сложно возникнуть на пустом месте, потому что для развития близости требуется время. Имея в своей основе только страсть, и будучи лишена близости и обязательств, влюбленность может исчезнуть так же внезапно, как и возникла.

Пустая любовь характеризуется обязательствами без близости и страсти. Сильная любовь может со временем превратиться в пустую любовь. В обществах, где распространены браки по соглашению родителей ("устроенные" браки), супружеские отношения могут сначала иметь характер пустой любви, но с течением времени развиться в другую ее форму, потому что пустая любовь - это вовсе не конец отношений. "Напротив", - пишет Стернберг, - "это скорее их начало".

Романтическая любовь происходит из комбинации близости и страсти, влюбленные связаны не только физическим влечением друг к другу, но также чувством эмоциональной близости. Такие отношения глубоки и страстны, но влюбленные не берут на себя никаких обязательств.

Дружеская любовь - близость без особенной страсти. Такая форма любви более сильна, чем простая дружба, из-за присутствия в ее основе элемента долгосрочных обязательств. Такой тип любви мы видим, когда супруги живут в браке уже много лет. Страсть понемногу утихла, уступив место глубокой привязанности и твердым обязательствам. Любовь друг к другу членов семьи является по своей форме именно дружеской, также как и любовь между близкими друзьям, связанными узами платонической, но сильной дружбы.

Роковая любовь . Головокружительное ухаживание и стремительный брак, почти полная невозможность сопротивляться засасывающему влюбленных водовороту страсти, - и возникающие сразу серьезные обязательства. Эта форма любви не случайно в английской транскрипции звучит как "глупая": ведь влюбленные принимают на себя обязательства тогда, когда между ними еще нет и намека на эмоциональную близость. Очень часто позже страсть проходит, а обязательства остаются.

Совершенная любовь - идеальная любовь, к которой стремятся все люди. Именно такие отношения имеют в виду, когда говорят: "посмотрите, какая прекрасная пара". Согласно Стернбергу, эти пары продолжат иметь прекрасный секс спустя пятнадцать - или больше - лет в отношениях, они не представляют себя более счастливыми с кем-то еще, кроме своего партнера, свои незначительные проблемы они преодолевают изящно, и выражают свое восхищение друг другом. Однако Стернберг предостерегает, что поддержание отношений совершенной любви едва ли не более трудно, чем их достижение. Он подчеркивает большую важность активной демонстрации друг другу в отношениях всех трех компонентов любви. “Без выражения", - предупреждает Стернберг, - «даже самая идеальная любовь может умереть". Таким образом, совершенная любовь, возможно, не является постоянной. Если страсть утихает из-за того, что прошло время, совершенная любовь, скорее всего, перерастет в дружескую любовь.

Попробуйте составить список всех своих знакомых и напротив каждого имени напишите тот тип отношений, который между вами существует. Возможно, Вы обнаружите, что Ваша любовь больше (или меньше), чем Вы думали.

Предсказание Любви

Раз уж мы говорим о любви, вкратце коснемся психологических исследований о тех людях, с которыми нам суждено испытать это удивительное чувство.

Вопреки нашим фантазиям о том, как возникает любовь (в толпе людей вы внезапно встречаетесь глазами с незнакомцем/незнакомкой, и это - любовь с первого взгляда), основные предвестники любви намного более прозаичны, чем многие из нас думают.

Оказывается, с наибольшей вероятностью мы вступаем в отношения с теми, с кем знакомы , кто похож на нас, и с кем мы близки . Психологи обнаружили, что то, насколько и как близко Вы знакомы с человеком, определяет, вступите ли Вы с ним в отношения. Другими словами, весьма маловероятно, что Вы отправитесь на свидание с абсолютным незнакомцем.

Подобие - тоже один из главных критериев выбора человека для знакомства. Интересно, что психологи в большей части своих исследований, касающихся этого фактора отношений, обнаружили, что старая пословица “противоположности притягиваются” является в значительной степени несоответствующей действительности. Вы с большей степенью вероятности вступите в отношения с тем человеком, который разделяет Ваши ценности, интересы, взгляды на жизнь, и т.д.

Наконец, наиболее удивительно, что вступлению в отношения способствует близость . Причем не только эмоциональная, но и физическая!
Например, исследователям удавалось предсказать образование пар, измеряя физическое расстояние между комнатами в общежитиях университетских городков. Чем ближе физически Вы находитесь к кому-то (сидите в одном классе, посещаете одну и ту же прачечную, стоите в одной и той же очереди, живете в одном и том же блоке общежития, и т.д.), тем с большей вероятностью Вы вступите с ним в отношения.

Конечно, фантазии очень привлекательны. Однако результаты психологических исследований мало согласуются со сказкой о "горячем и страстном незнакомце, не сводящем с меня глаз". И конечно, каждый выбирает сам: жить в реальности или плакать над несбывшейся фантазией.

Любовь - одно из явлений, остающихся необъясненными, несмотря на то, что современная наука объяснила почти все. Некоторые утверждают, что мы никогда не сможем до конца понять, что такое любовь. И раз у нас пока нет приемлемой теории, соединяющей все кусочки разрозненного любовного паззла (химические, когнитивные, физиологические) воедино, мы можем, по крайней мере, классифицировать ее психологически. Кто знает, может быть, именно это поможет Вам посмотреть на свои отношения под новым углом и открыть в себе что-то важное, сделав еще один шаг по пути личностного роста.



Публикации по теме