Конспект (нод) по развитию речи с использованием элементов триз - технологии. старшая группа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с,Звёздочка”

(старшая группа)

Воспитатель:Сорокина Екатерина Викторовна

Калязин,2017

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы , познание , коммуникация , здоровье .

Задачи:

Обучающие : Учить детей понимать образное содержание сказки .

Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи . Закрепить знания детей о русской народной сказке « Гуси – лебеди » , используя иллюстрации к этой сказке . Формировать умение правильно употреблять в речи слова , близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая , добрая – злая) . Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Развивающие : Развивать связанную речь , наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных , образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной) . Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька) . Развивать коммуникативные навыки общения

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам , быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству .

Оборудование : Ноутбук,мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.

Предварительная работа: чтение сказки « Гуси – лебеди » , беседа по сказке « Гуси - лебеди » , рассматривание иллюстраций к сказке « Гуси – лебеди » (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки « Гуси – лебеди » , игры с загадками: «Узнай по описанию» , « Сказочный сундучок » .

Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.

Ход образовательной деятельности

Орг.момент.

(Дети встают в круг.)

Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.

«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)

Здравствуй весь наш общий круг»

Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку.Если хотите узнать в какую,отгадайте загадки:

1.Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. ( Гуси )

2.Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко) ;

3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки) ;

4.Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река) ;

5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж) ;

6.Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка . (Баба Яга) .

Воспитатель: Из какой это сказки эти герои ? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку « Гуси-лебеди » ). Слайд 1.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку « Гуси-лебеди » ?

Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки , если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором : «Нет, нет, нет» . Если ошибок нет, то говорят хором : «Да, да, да» .

Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да) .

Налетели гуси – лебеди , подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет) . Почему нет? (Объяснения детей : Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).

Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да) .

Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет) . (Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла) .

Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да) .

Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да) .

Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка –течёт) .

Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка) .

Прибежала Маша домой : Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да) .

Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.

Воспитатель: Смотрите,ведь это Машенька.Давайте спросим у неё,почему она плачет.

Дети: Машенька,почему ты плачешь,что с тобой произошло?

Маша: Здравствуйте.дети! (Тяжело вздыхает) .Должна вам признаться,не уследила я за братцем Ванечкой.Гуси-лебеди его унесли.

Воспитатель: (обращается к Машеньке) Не печалься,мы,чем сможем,тебе,Машенька поможем. Ребята,поможем?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Машенька,пойдём с нами!

Встреча с яблоней. Слайд 2.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).

Воспитатель: Ребята,поздоровайтесь с яблонькой!

Дети: Здравствуй,яблонька!

Ребёнок 1: Яблонька,матушка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: ( голос в микрофоне).

Здравствуйте,дети!Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке! (дети считают яблоки)

Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки,возьмите их. В сказке яблочки называют румяными,да наливными,как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные,сочные,сладкие,спелые)

Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает,куда улетели гуси-лебеди.

Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с печкой. Слайд 3.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).

Воспитатель: А это что,дети?

Дети: Это печка!

Печка ( говорит голос в микрофоне)

Мимо,путник,не пройди-

Пирожок мой прихвати!

Ребёнок 2: Печка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Конечно! Только покажите,как пекут пирожки.

Пальчиковая гимнастика,Печём пирожки”

Тесто мнём,мнём,мнём!

(Давят кулаками вображаемое тесто)

Тесто жмём,жмём,жмём!

(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно,потом поочерёдно)

Пирожки мы испечём!

(Лепят воображаемый пирог,перекладывая его из одной ладони в другую)

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой) .

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,

Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает,куда полетели гуси-лебеди.

Воспитатель: Как вы думаете,ребята, что мы ещё увидим?

Дети: Молочную речку с кисельными берегами.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с речкой. Слайд 4.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).

Воспитатель: Почему речку назвали молочной? (Она из молока) .Что значит кисельные берега? (Берега из киселя). Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова,кисель” и,молоко”.Будьте внимательны и запоминайте,кому какое слово достанется.Потом вам это пригодится.(По окончании считалки дети делятся на две команды.)

Воспитатель: Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов,а другая варить кисель из ягод. (Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложенны картинки с изображением ягод и фруктов.Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов,дети другой команды-картинки с изображением ягод.Затем показывают картинки и рассказывают,что приготовили из молока и из чего сварили кисель.Воспитатель задаёт вопросы: ,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому,кисель из черники”,кисель из клюквы”?

Воспитатель: Я услышала,как речка прошептала,что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота.Я знаю,что за болотом стоит избушка на курьих ножках.Там и живёт баба-яга.Подойдём поближе может,что-нибудь услышим о братце Маши.

Дорога к Бабе-Яге.

Воспитатель: Дорога к избушке не простая-то узкая,то широкая.то каменистая.Густой туман стелется под ногами.Но я вам помогу,буду указывать путь при помощи знаков-картинок. (Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой,широкой и каменистой дорожек.Дети идут по кругу,имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)

У избушки на курьих ножках.Слайд 5.

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).

Воспитатель: Ну-ка послушаем,что тут творится!

Баба-Яга:( голос в микрофоне). Улетаю по делам!Оставляю стражниками гусей-лебедей.Ты,Ванюша,не вздумай уходить.Сиди тут и смотри в окошко.

Воспитатель: Ребята,Баба-Яга в сказке добрая? (Нет,Баба-Яга в сказке злая)

Воспитатель: Она молодая? (Нет,старая)

Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная : у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).

( На экране появляется Ваня) Слайд 6.

Дети: Ваня!Ванюша!

Воспитатель: Ванечка,мы тебя спасём.Бежим отсюда!Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться? (молочная речка-кисельные берега). Изобразим речку с помощью рук.(Дети руками изображают волны).

Воспитатель: Кто ещё поможет? (Печка) Изобразим печку с помощью рук. (Дети рисуют в воздухе печку).

Воспитатель: А вот и яблонька,она укроет нас своими ветками. (Дети изображают качающиеся ветки яблони.)

Возвращение Вани.

Выходит мальчик в костюме Иванушки.

Маша: Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.) Вот моё угощение.А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся.До свидания! Слайд 7.

Дети: До свидания!

Воспитатель: Дети,вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Теперь нам пора в группу возвращаться.

Звучит аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”.

Евгения Науменко
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад №7 города Татарска.

Направление – речевое развитие дошкольников .

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе .

Науменко Евгения Валерьевна

Цель : развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Задачи :

Образовательные;

- развитие связной речи детей , продолжать знакомство детей с литературным творчеством – загадками, стихами, сказками; обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе;

- развивать навык словотворчества (нахождение рифмы к слову, речевой слух, внимание, память, сообразительность, логическое мышление, воображение, фантазию.

Воспитательные :

Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы реализации :

Коммуникативная : игра-приветствие «Добрый день» ;

Игровая : сюрпризный момент, игра-путешествие, дидактическая игра «Собери картинку» , словесная игра «Ромашка» ;

Двигательная : игра «Баба-яга» .

Планируемые результаты : ребенок овладевает правилами элементарной вежливости (слова – приветствия) ;

Посредством игры дети будут активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

В процессе игры будут развиваться психические процессы : воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; внимание, память, мышление; ребенок овладеет разными формами и видами игры, сможет различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам;

У ребенка будет развиваться устная речь , он может выражать свои мысли и желания, складываются предпосылки грамотности;

В процессе двигательной деятельности у ребенка развивается подвижность , выносливость, овладение основными движениями;

Ребенок будет проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, находить выход из сложившийся ситуации, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель :

Добрый день!- тебе сказали

Добрый день!- ответим мы

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Сюрпризный момент. «Письмо» .

«Здравствуйте, ребята старшей группы ! Жители сказочной страны приглашают Вас попутешествовать по сказкам. Попасть в сказку может не каждый, кроме смелости потребуется ещё и смекалка, воображение, фантазия».

Жители сказочной страны.

Воспитатель : Ребята, что такое сказка?

Дети : Сказка- это волшебство,

Сказка- это чудо.

Сказка- это занимательный рассказ.

Воспитатель : Верно. Сказка это- волшебная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом.

А вы любите сказки?

Дети : Да.

Воспитатель :

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может всё случаться

Наша сказка впереди

Сказке в дверь мы постучимся

Сказка в гости ты нас жди.

Постановка проблемной ситуации :

Воспитатель : Вы готовы к испытаниям? Хорошо! Отправляемся в сказку! Только вот где же она живёт? Как вы думаете, где может жить сказка? (ответы детей) .

Воспитатель : А я думаю, что она живёт там, где сплелись ветвями ивы, где встречаются день и ночь, где шумит большое лесное озеро, куда заглядывают по ночам золотые звёзды. Там живёт сказка!

Ну что ж видно и, правда, вы любите сказки.

Тогда отправляемся в путь.

Постановка проблемной ситуации :

Воспитатель : только вот на чём? Транспорт должен быть волшебный? На чём передвигаются в сказке? (дети перечисляют и выбирают транспорт) .

Воспитатель : Хорошо! Давайте полетим на ковре- самолёте (дети усаживаются на ковре) . (включается магнитофон, из которого раздаётся звук полёта) .

Воспитатель : Вот мы и приземлились в страну сказок. А что это за избушка стоит? Интересно, кто из сказочных героев может в ней жить? (дети перечисляют ) .

Воспитатель : Молодцы, ребята! Чтобы продолжить путешествие по сказкам, вы должны отгадать загадки :

1. А дорога далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь) .

2. На сметане мешён,

На окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок

Покатился…. (колобок) .

3. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку бабушка ей подарила

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите, как звали её (Красная Шапочка) .

4. У отца был мальчик странный

Необычный деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это? (Буратино, сказка о Золотом ключике) .

5. Появилась девочка в чашечке цветка,

и была та девочка чуть больше ноготка

в скорлупе ореха девочка спала

какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка)

6. Ах ты, Петя- простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Лиса и Петух) .

7. Очень курочка расстроена- разбито яичко. (Курочка Ряба) .

Воспитатель : Ребята, я слышала в некотором царстве, в некотором государстве есть чудо- дерево. Вот этот клубочек поможет вам найти дорогу к этому дереву. (дети вместе с воспитателем и клубочком передвигаются к чудо- дереву. Вокруг дерева разложены картинки сказочных героев, на дереве «растут» атрибуты к этим героям).

Например :

Карлсон- пропеллер.

Айболит- чемоданчик.

Ко в сапогах- шляпа.

Царевна- лягушка- стрела.

Золушка- туфелька

Буратино- ключик

Девочка- красная шапочка

Дюймовочка- кувшинка

Задание : каждому герою подобрать его предмет.

Воспитатель : Ребята, чтобы быстрее справиться с заданиями, разделимся на две группы (по цвету лепестков от цветов дети делятся на две группы ).

Воспитатель : (раздаёт героев сказок по группам ) . Вы должны подобрать герою его предмет и назвать из какой он сказки.

Воспитатель : Продолжали наше сказочное путешествие. Посмотрите, на нашем пути волшебный кубик. Что же он нам покажет?

Игра : «Собери картинку» . (дети собирают изображение «Бабы- Яги» ).

Воспитатель : Ребята, назовите сказки, в которых встречается Баба- Яга. (Иван Царевич и серый волк, Кощей бессмертный, Как Иванушка за чудом ходил, Гуси- лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Игра «Баба- Яга» .

Воспитатель : Молодцы, ребята, продолжаем наше путешествие по сказкам.

Следующее задание : Я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы должны угадать героев этих сказок и из какой они сказки.

Дети отвечают : «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Лисичка сестричка и Серый волк» , «По щучьему велению» , «Царевна- лягушка» , «Змей Горыныч» , «Морозко» , «Заюшкина Избушка» .

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы знаете много сказок. Ребята, наш волшебный клубочек хочет ещё что – то нам показать интересное. Посмотрите, волшебный сундучок. Откроем его и посмотрим, что в нём лежит. Кто это?

Дети : Царевна- лягушка.

Воспитатель : Почему то лягушка загрустила? Мы придумаем с вами слова- рифмы к слову лягушка и развеселим её .

Дети : Лягушка- подушка, лягушка- хохотушка, лягушка- погремушка, лягушка- хлопушка.

Воспитатель : Молодцы ребята! Наша лягушка всё равно грустная. Может нам сочинить сказку, чтобы развеселить лягушку . Поможет нам в сочинении сказки, вот эта книга. Я буду задавать вопрос, а ответ вы будете находить, указав слово на открытой страничке выбранного текста. Берём умную ромашку и отрываем лепесток (словесная игра «Ромашка» ).

Вопросы :

1. Жил- был кто?

2. Какое добро умел делать?

3. Встретим кого злого?

4. Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

5. Был у нашего героя друг?

6. Что стало со злым героем?

Воспитатель : Молодцы, ребята, хорошую сказку составили. Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит, ей понравилась наша сказка. Теперь вы знаете, что есть такая чудесная страна сказок. А нам, ребята пора возвращаться домой в нашу группу . Снова садимся на наш ковёр- самолёт.

Рефлексия

Вот мы с вами и вернулись в группу . Ребята, вам понравилось наше путешествие? С какими героями мы познакомились? Кому мы помогли?

Ребята, какое у вас настроение? Подойдите к столу и выберите человечка – если у вас веселое настроение – улыбающегося, грустное настроение - грустного.

Итоговое НОД по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: развивать речь детей посредством использования игровых технологий.

1. закреплять умения обобщать, классифицировать.

2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»

«Чудесный мешочек», колокольчик.

Ход НОД:

1. Орг. момент.

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

Вот мы и прибыли. Садитесь на стульчики. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

Замок, мы открыли, молодцы! Дети садятся на стульчики.

Ой, ребята, а здесь солнышко. Но какое-то оно грустное, что с ним?

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.

1. задание.

«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку, называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.

2 задание

«Назови одним словом»

Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.

Диван, стул, стол, кровать, шкаф.

Помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.

Марс, венера, земля, плутон, сатурн.

А, б, в, п.

Повар, шофер, плотник, продавец, врач.

1, 2, 4, 5, 7, 8, 0

Фикус, кислица, герань, фиалка.

3. задание.

«Что лишнее? »

Бинт, банан, бочка, белка.

Заяц, комар, медведь, волк.

Серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.

Самолет, машина, корабль, стол.

Физ. минутка. Игра с колокольчиком.

В стране Красивой речи живут жители, которые очень любят играть. Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по ковру, колокольчик не звенит- дети садятся на корточки.

4. задание

«Наоборот»

Примерные слова: большой, громко, грустный. Высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый.

5. задание

Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию, он называет предмет, затем все дети называют предмет хором, при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.

6. задание

Злые волшебники перепутали все сказки и теперь сказочные герои не могут разобраться, что сначала, а что потом. Нужно помочь им.

Дети расставляют сюжетные картинки по порядку.

Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? .

Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все кроме дорожек к домикам жителей и они просят вас проложить дорожки к их домикам.

Дети садятся за столы и рисуют дорожки:

\ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

/\/\/\/\/\ /\/\/\/\/\ /\/\

Молодцы, ребята дорожки проложили.

3. Итог.

Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо! »

Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

Вот и прибыли мы в детский сад.

Что вам больше всего понравилось?

Что было особенно трудно?

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, речные рыбы).

Задачи:

  • Развитие речевых навыков и расширение словаря по средством участия в словесно – речевых играх. (ОО «Развитие речи»)
  • Формирование у старших дошкольников умения фантазировать, рифмовать слова, подбирать антонимы. (ОО «Развитие речи»)
  • Развитие чувства эмпатии и доброжелательного отношения друг к другу. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее, облака, небо, голубое; река: течет, журчит, плывет, шумит; рыбы: окунь, щука, карп, судак, дельфин, скат, акула, кит; улыбка, добрый, нежный, прекрасный.

Форма проведения: игра – путешествие

Материалы и оборудование: имитация солнца, массажная дорожка «Речка», ракушки, корзина, Ключик и серебристой бумаги, аудиозаписи: «музыка», «звуки природы», ноутбук.

Приемы: загадки, интерактивная игра, беседа, сюрпризный момент.

ХОД ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ

Дети, вам нравятся сказки?
(Да).
Сегодня я буду экскурсовод по сказкам. Я приглашаю вас отправиться интересную страну,которая называется «Страна слов».

Экскурсовод по сказкам: Добрый день, ребята! Спасибо, что отозвались на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я –экскурсовод Страны слов! Попав в эту страну, люди меняются. А вот как, давайте узнаем!

Ребята: Мы очень хотим.

Экскурсовод : Предлагаю совершить путешествие по этой стране. Но к страна эта необычная, и в путешествие конечно мы отправимся необычно – с помощью фантазии. А что такое фантазия?

Отвечают дети.

Экскурсовод по сказкам : Фантазия – это желание, мечты, когда мы что то хотим, что — то придумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.

Экскурсовод по сказкам: В эту волшебную страну мы попадем при помощи фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза и начнем считать 10,9,8…0 Представляем, что мы летим на большом воздушном шаре через облака. Сверху мы видим поля, леса, слышим как журчит река, чувствуется свежий запах воздуха после дождя. (Звучит « музыка волшебства»). Вот мы на месте.Можно открыть глаза. Хотите узнать, куда мы отправимся в гости, но прежде отгадайте мою загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались?

Дети: Это же — солнце!

С экскурсоводом дети, идут взявшись за руки по «тропинке» и внимание детей концентрируется на изображение солнца.

Экскурсовод по сказкам : Посмотрите, какое теплое,красивое солнце! От его света мир будет замечательней. Можно протянуть ладони к солнышку, погрейть их. А теперь теплыми ладошками дотронемся каждый до своего лица, погладим его.

Экскурсовод по сказкам: Что можно сказать еще о солнышке? Какое оно?

Ответы детей.

Экскурсовод по сказкам : Хотите с ним поиграть. Я говорю слово, а вы называете противоположное.

  • Добро –зло
  • Веселый –грустный
  • Трудолюбивый –ленивый
  • Слабый – сильный
  • Трудно –легко
  • Начало –конец
  • Белый – черный
  • Высоко – низко
  • далеко — близко

Экскурсовод по сказкам : Умницы! Что можно сказать сказать о небе? Какое оно?

Ответы детей

Экскурсовод по сказкам: Замечательно! Присядем, отдохнем-посмотрим на облака.

Звучит аудиозапись песни « Облака – белогривые лошадки».

Экскурсовод по сказкам:

Быстро по небу бегут облака. Одно похоже на Конька – горбунька.
Другое распахнуто, словно пальто. А третье похоже не знаю на что.

А вы когда – нибудь рассматривали облака? На что они были похожи? А может быть на кого?

Дети рассказывают. Экскурсовод внимательно слушает детей поддерживает речевую инициативу поощрительными жестами,улыбкой и речевую самостоятельность детей.

Экскурсовод по сказкам:

А как вы думаете, что слова можно найти везде?

Я слова найду везде – и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда! Поиграем в слова!

Найдите пожалуйста слова на небе, прохлопайте их. (Небо, солнце, облака, радуга, дождь). Сколько раз хлопнули? Значит, столько слогов в этих словах? (Два, три.) Теперь найдите слово на земле и также прохлопайте его (Деревья,лес, море,трава, цветы). Дети выполняют задание.

Интересные слова вы придумали, молодцы!Что можно сказать про реку,что она делает?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

За каждое названное слово экскурсовод дает детям камешки.

Экскурсовод по сказкам: Какие ребята умные. Очень много слов назвали. А теперь можно поиграйть с камушками, покатайте их в ладонях. (1-2 минуты дети катают камушки.) Надо вернуть реке камушки и сказать ей за игру « спасибо» , а теперь представим себе, что мы как будто плывём по теплой речке.

Физкультминутка:

Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река.
(Дети имитируют движениями рук плавание в воде).
В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда.
(Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны).
Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой.
(Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями).
Наконец она садится на корягу под водой.
(Садятся на несколько секунд в глубокий присед).
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем.
(Выполняют ходьбу на месте).
А теперь глубокий вдох – и садимся на песок.
(Садятся на стульчики).

Экскурсовод по сказкам : Только молвит речка волшебное словечко–тут же раки засыпают, позабыв о драке. Ребята, кто может жить еще в реке?

Дети: Могут жить рыбы в реке.

Экскурсовод по сказкам: Дети, дети, случилась беда –жителей реки заколдовали. Мне без вашей помощи не обойтись. Надо назвать рыб чтобы они попали в реку.

Экскурсовод по сказкам открывает игру на ноутбуке: Морские и речные рыбы

Экскурсовод по сказкам: А какие рыбы у нас живут в реке-окунь, щука, карп, судак.

Дети: Дельфин, скат, акула, кит.

Экскурсовод по сказкам : Почему они не могут жить в реке?

Воспитатель подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Молодцы, дети! Вы мне очень помогли. Рыбы любят улыбаться, и улыбки у них разные.
(Читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),
Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина).

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

Еще порифмуем слова –лягушка-ракушка, море-поле, вскоре, солнце-оконце, радуга –подруга, небо-хлеба, облака-чудака.

(Берет корзину с конфетти)

Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится добрей. Это красивое слово – «улыбка»! Вот и вы все улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Пожалуйста добавьте их в мой кузовок. (Дружба, любовь, добро, солнце, весна, нежность).

Массаж лица:

Личико солнце согрело, потеплело, потеплело.
(Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.)
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.
(Медленно тянут руки вверх, улыбаются).

Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».

Экскурсовод по сказкам: А кузовок – то мой посмотрите – волшебный. Все наши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Экскурсовод по сказкам: Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. Начинаем отсчет 1,2,3…10 Вот мы вернулись домой. Пожалуйста открывайте, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового?

Дети делятся своими впечатлениями.

Экскурсовод по сказкам: Теперь вы знаете, друзья, что есть такая чудесная страна! И хочу вам пожелать, чтобы вы радовали всегда друг друга прекрасными и добрыми словами. А чтобы вы не забыли про наше путешествие я дарю вам « золотые ключики» от «Волшебной Страны слов». Берите волшебные «ключи» и фантазируйте. Думаю, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.

ОО «Речевое развитие» Старший возраст

Задачи:

  1. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением (вежливые слова) , с противоположным значением.
  2. Закреплять навык подбора фраз, ритмически и интонационно продолжающих заданное предложение.
  3. Знакомить с разными способами образования слов.
  4. Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
  5. Развивать логическое мышление, внимание, память.
  6. Воспитывать доброту, вежливость, уважение, дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
  7. Расширять словарный запас

Предварительная работа

Словесные упражнения: «Скажи наоборот» , «Доскажи словечко» . Чтение стихов, сказок о доброте. Разучивание пословиц о доброте, «мирилок» . Рассматривание иллюстраций о хороших и добрых поступках. Просмотр мультфильмов.

Материал к занятию: голубое покрывало (для облака) , музыка Шаинского «Облака» , музыка из мультфильма «Кот Леопольд» , музыка для релаксации, цветы из цветного картона 5 штук, письмо, мягкие игрушки «Маша» и «Медведь» , ширма, дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки» , мячик.

(Звучит минусовка песни Шаинского «Облака» )

Дети заходят в группу и встают в круг.

Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас.

Давайте с Вами поздороваемся, поприветствуем друг друга. Как можно поприветствовать друг друга словами: Продолжают дети: «Здравствуйте» , «Привет» , «Доброе утро» и т д. Все верно, ребята.

А как можно поприветствовать друг друга без слов? Ответы детей. Давайте попробуем.

Протянем и пожмем друг другу руку.

Обнимем друг друга за талию

Кивнем головой.

Вы любите путешествовать?

А сейчас я приглашаю вас в путешествие в Страну «Доброты» .

А отправимся мы туда на волшебном облаке.

Дети садятся на облако (голубое покрывало, расположенное на ковре) .

Звучит спокойная музыка.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке. Ваше облако медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками. Видите вдалеке «Волшебную страну» ?

(открываем глазки)

Вот мы с вами и прилетели в страну доброты.

Ах, какие красивые волшебные цветы выросли на нашем пути.

Ребята посмотрите на цветке цифры.

Хотите узнать, что за цифры на цветке?

Ребята если выполните задания по порядку, то отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветок.

Ребята с какой цифры начнем отрывать лепестки?

Дети находят лепесток с цифрой 1.

На вашем пути встречается речка.

На первом лепестке задание:

«Переправиться через речку вам поможет мостик Вежливости. За каждый правильный ответ, вы можете брать по одной дощечке.

Вопросы:

  1. –Ребята, когда мы уходим из детского сада домой, что мы говорим своим друзьям и воспитателю? (До свидания, до новой встречи, всего доброго, счастливого пути)
  2. - Что мы говорим, когда нечаянно друг друга обидим? (Извините пожалуйста, я нечаянно, примите мои извинения, прошу прощения)
  3. Какое слово произносим, когда о чем- то просим? (Помогите пожалуйста, будьте добры, не могли бы вы помочь мне, будьте любезны, позвольте)

Дети отвечают на вопросы и строят мостик. Переходят по мостику через речку. Переворачивают лепесток, а там буква Д.

Молодцы, как хорошо вы знаете вежливые слова.

Лепесток с буквой Д выкладывают на мольберт.

Открываем следующий лепесток 2.

Ой, ребята куда мы с вами попали?

На ширме появляются Миша и Маша.

Ребята, вы догадались, герои какого мультфильма поссорились?

(Из мф «Маша и Медведь» )

(Кукольный театр)

Маша и Миша что случилось? Почему вы такие грустные? Поссорились? Так надо помириться?

Маша: Я с Мишей мириться не буду, потому что он не вежливый. Я ему сказала «Здравствуйте!» , а он мне не ответил.

Миша: А зачем отвечать, Я тебя вчера видел.

Маша: Но я же сегодня сказала Здравствуй!

Миша: Ну и что. У меня еще вчерашнее не кончилось.

– Миша, ты что хочешь, чтобы Маша заболела?

Миша: Нет, не хочу, чтобы Маша болела.

А что же ты для нее слово «Здравствуйте!» пожалел, ведь этим словом мы желаем здравия, т.е. здоровья.

Миша: - Маша тоже не очень то вежливая, когда она ко мне обращается, то кричит «Эй, ты!»

Ребята, как вы считате они правильно поступают? (ответы детей)

Как нужно поступить нашим героям? - Конечно ребята, они оба виноваты, и должны друг друга простить.

А что же нужно сделать Маше и Мише, чтобы помериться? (ответы детей: попросить друг у друга попросить прощения) . Маша и Миша а мы с ребятами знаем «Мирилку» .

Миша: Прости меня, Маша. Я всегда буду здороваться.

Маша: И ты прости меня, пожалуйста, Миша. Я постараюсь всегда быть вежливым.

Ребята, а как вы думаете, что значит быть вежливым?

Дети находят следующую букву О выкладывают ее на мольберте.

Лепесток № 3 Игра «Волшебный мяч»

Это необычный мяч - это «Мячик добрых дел» . Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот, только добрые дела.

Разорвать книгу - склеить
Толкнуть - обнять
Грустить- радоваться
Нагрубить- извиниться

Ссориться- мириться
Намусорить – прибраться
Поломать –починить
Плакать -улыбаться

Обижать животных – ухаживать за животными

Промолчать при встрече – поздороваться

Находят следующую букву Б и выкладывают на мольберт.

Ребята, а сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка.

Упражнение «Лепесток»

Теплый луч упал на землю
И согрел в ней зернышко.
Из зернышка пророс росток
Из ростка появился цветок

Распустился цветок
И греет свои лепестки
Под солнышком.

На 4 лепестке волшебного цветка детям предлагается дидактическая игра «Оцени поступок» (Картинки с изображением добрых и плохих поступков) . Дети берут по одной карточке, переворачивают и объясняют поступок и выкладывают вокруг радостного «цветка» хорошие и плохие поступки вокруг «грустного» цветка.

Какие чувства мы испытываем, когда делаем добрые поступки (Дети отвечают - радость, веселье, счастье)

Находят букву Р и выкладывают на мольберт

На лепестке с цифрой 5 заготовлено задание «Доскажи словечко» . Ребята я начну предложение, а вы заканчиваете.

Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)

Если ругают за шалости, нужно сказать (Простите, пожалуйста)

Решай споры словами, а не (кулаками)

Не забудь, что на прощанье нужно говорить всем (До свидания) .

Ребята, давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. И будем чаще говорить их друг другу.

Находят букву О и выкладывают на мольберт.

Ребята и какое же слово получилось у нас? (ДОБРО)

А как вы думаете, какие люди живут в стране Доброты? (добрые, вежливые, внимательные, доброжелательные, добросердечные)

Ребята, я хочу вам подарить талисманы страны «Доброты» в память о нашем путешествии.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что запомнилось больше всего? А какое самое сложное задание для вас было? (ответы детей) Тем не менее ребята, вы со всеми заданиями справились.

(Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!» )

Ребята, будьте добры со всеми. Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки) .

Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?

Спасибо за внимание!



Публикации по теме