Презентация на тему "подросток как гражданин". Какой должен быть идеальный гражданин подросток

Слайд 2

  • Как часто сегодня от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодежи, что, дескать, не та молодежь, не так работает, не так любит, не так относится к своему родному Отечеству. Плохие граждане.
    • А как надо относиться к своему Отечеству?
    • Кто такие граждане?
    • Могут ли подростки вашего возраста называть себя гражданами России?
  • Давайте обсудим эти вопросы на нашем уроке.
  • Слайд 3

    Цели и задачи

    Понимать:

    • значение гражданства как средства формирования личности подростка;
    • сущность гражданства.
    • термины и понятия «собрание», «демонстрации», «митинг», «выборы», «гражданство», «гражданин»;
    • причины участия человека в политической жизни страны;
    • систему справедливых выборов.
    • давать характеристику гражданству;
    • определять факторы, влияющие на политическую зрелость подростков;
    • высказывать суждения на обществоведческие темы;
    • работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
    • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.

    Отношения, ценности, внутренние установки:

    • дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию гражданства на формирование подростка;
    • объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
  • Слайд 4

    План урока

    1. Гражданство;
    2. Твои гражданские права и свободы;
    3. Участие гражданина в политической жизни страны. Выборы – важнейшее политическое право гражданина;
    4. Обязанности граждан.
  • Слайд 5

    • В Москве на Красной площади стоит памятник, на барельефе которого начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.»
    • Что означает эта надпись?
    • Сохраняет ли свой смысл в наши дни? Поговорим об этом.
  • Слайд 6

    Гражданство

    «Граждане России» – это обращение часто звучит по радио и телевидению, встречается в газетах и журналах. Его произносят президенты и политики.

    • Что же мы подразумеваем под этим понятием?
    • Какое отношению имеете вы, подростки, к этому понятию?

    Задание: работая с текстом параграфа, ответьте на следующие вопросы:

    • В каком возрасте граждане страны получают свой главный документ – паспорт? Дайте характеристику этому документу.
    • Какие роли выполняет подросток в своем возрасте?
    • Как вы считаете, какая роль самая ответственная?
    • Что значит фраза: «Гражданином можно родиться, а можно им стать»? Приведите примеры.
    • Можно ли сменить гражданство?
    • Дайте характеристику гражданству.
    • Почему авторы учебника утверждают, что быть гражданином не просто почетно, но и очень выгодно? Приведите пример, подтверждающий это утверждение.
    • Вспомните исторические факты ожесточенной борьбы человечества за право получения гражданских прав.
    • Чем начинает пользоваться человек с момента приобретения гражданства?
    • Имеют ли подростки полный статус гражданства? Почему?
    • Какие категории населения и почему теряют свои гражданские права?
    • В чем суть гражданства?
    • Дайте определение понятия «гражданство».
    • Какие документы фиксируют основные права и обязанности гражданина России?
    • Кто и как может внести поправки в данные документы?
  • Слайд 7

    Подросток – гражданин России

    • Наследуемая черта: если ваши родители имеют российское гражданство – вы автоматически становитесь гражданином России
    • Приобретаемая черта: гражданство можно получить, доказав лояльность своим безупречным поведением и трудом на благо России Гражданство можно сменить, но только во взрослом возрасте.
    Гражданство – это права, которыми наделяется человек в обществе и которые оберегает государство.
  • Слайд 8

    Быть гражданином

    Почетно:

    • Это осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься частью ее

    Выгодно:
    Если вы не имеете гражданства:

    • вы лишитесь постоянной работы
    • вы лишитесь постоянного места жительства
    • с вами могут произойти несчастья

    С момента приобретения гражданства человек начинает пользоваться полным перечнем гражданских прав.

    Суть гражданства состоит в том, что гражданин признает Конституцию данной страны, а признав ее, будет:

    • защищать тот строй, который она провозглашает
    • бороться с внешним врагом
    • хранить государственную тайну
    • оберегать государство от бунтарей
  • Слайд 9

    Делаем выводы

    • Таким образом, под гражданством понимается такая политическая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.
    • Итак, гражданственность – это явление нравственного и политико-правового характера. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься частью ее плоти и крови.
  • Слайд 10

    Что их объединяет?

  • Слайд 11

    Твои гражданские права и свободы

    • Россия веками несла бремя и славу своего существования в качестве великой державы. Ее боялись соседи, против нее создавались союзы и коалиции. Необъятные просторы России нередко представлялись лакомой и легкой добычей для завоевателей. История знает тому массу примеров.
    • Задание: наверняка вы слышали слова:«гражданин» и «подданный». В чем разница между ними?
  • Слайд 12

    Задание: работая с главой 2 Конституции Российской Федерации, выделите и запишите в таблицу:

    • Основные права российских граждан.
    • Политические и гражданские права.
  • Слайд 13

    Участие гражданина в политической жизни страны

    • Выборы – важнейшее политическое право гражданина.
    • Величайшее право, за которое боролись представители разных народов в различные исторические периоды, – это право участвовать в управлении государством.
    • Назовите формы участия граждан нашей страны в политической жизни.
  • Слайд 14

    Формы участия граждан в политической жизни страны

    • Участие в ведении государственных дел и правосудии
    • Участие в митингах, собраниях, демонстрациях
    • Самой массовой формой участия граждан
    • в управлении делами общества являются выборы
    • Объединение для создания партий, организаций
  • Слайд 15

    Задание:попробуем более тщательно исследовать эти формы участия в политической жизни. Ответьте на следующие вопросы:

    • В чем вы видите разницу в понятиях «собрание», «митинг», «демонстрация»?
    • Кто может участвовать в этих политических мероприятиях?
    • Озвучьте специальные правила того, как нужно подготовить такую форму деятельности людей.
    • Могут ли власти запретить собрания, митинги, демонстрации?
    • С какого возраста можно участвовать в выборах?
    • С какого возраста человек может быть избран:

    А) на выборные должности;
    Б) главой администрации;
    В) Президентом страны.

    • Как происходят выборы? Опишите и объясните механизм избирательной процедуры.
    • С какого возраста можно участвовать в общественных молодежных и детских организациях?
  • Слайд 16

    Задание

    В прежние времена существовала поговорка «Моя хата с краю – ничего не знаю», обозначавшая нежелание человека принимать участие в общественных делах. Оцените такую позицию и предположите, к каким последствиям она может привести.

    Слайд 17

    Представьте себе, что вы идете по городу и увидели плакат следующего содержания:

    Задание:работая в группах, попытайтесь выработать собственные ответы на представленную проблему. Свой ответ обоснуйте.Слайд 20

    Подведение итогов

    • Следовательно, наличие огромного количества прав не предполагает анархии и беспорядка. Однако появляется проблема границ свободы, возможности и разумности ее определенных ограничений.
    • Хорошо известна одна история о хулигане, утверждавшем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движения кулака ограничена положением носа вашего соседа».
  • Слайд 21

    Подведение итогов занятия

    Произнося слова "Я – гражданин России", каждый из нас невольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, ее прошлом и настоящем.

    • Но давайте поставим вопрос так: легко ли быть гражданином великой страны?
    • Президенту США Джону Кеннеди принадлежит известное высказывание: «Не спрашивай страну, что она может сделать для тебя, спроси себя, что ты можешь сделать для своей страны». Как вы понимаете смысл этого высказывания?
    • Можно ли назвать вас гражданами России?
  • Слайд 22

    Домашнее задание:

    Выучить § 17 и выполнить разноуровневые задания:

    • 1 вариант – ответьте на вопрос, какие права и обязанности граждан России вы знаете?
    • 2 вариант –ответьте на вопрос, что значит быть гражданином России лично для вас? Попробуйте доказать свое мнение.
    • 3 вариант –представьте, что вам поручили написать обращение «К гражданам России». К чему бы вы призвали наших соотечественников?
  • Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Урок № 19 Тема: «Подросток как гражданин» Как часто сегодня от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодежи, что, дескать, не та молодежь, не так работает, не так любит, не так относится к своему родному Отечеству… Плохие граждане… - А как надо относиться к своему Отечеству? - Кто такие граждане? - Могут ли подростки вашего возраста называть себя гражданами России?Давайте обсудим эти вопросы на нашем уроке. Цели и задачи: Понимать:значение гражданства как средства формирования личности подростка;сущность гражданства.Знать:термины и понятия «собрание», «демонстрации», «митинг», «выборы», «гражданство», «гражданин»;причины участия человека в политической жизни страны;систему справедливых выборов. Уметь:давать характеристику гражданству;определять факторы, влияющие на политическую зрелость подростков;высказывать суждения на обществоведческие темы;работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.Отношения, ценности, внутренние установки:дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию гражданства на формирование подростка;объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии. План урока: 1. Гражданство.2. Твои гражданские права и свободы.3. Участие гражданина в политической жизни страны. Выборы – важнейшее политическое право гражданина.4. Обязанности граждан. В Москве на Красной площади стоит памятник, на барельефе которого начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.»Что означает эта надпись? Сохраняет ли свой смысл в наши дни? Поговорим об этом… 1. Гражданство «Граждане России» – это обращение часто звучит по радио и телевидению, встречается в газетах и журналах. Его произносят президенты и политики. - Что же мы подразумеваем под этим понятием? - Какое отношению имеете вы, подростки, к этому понятию?Задание: работая с текстом параграфа, ответьте на следующие вопросы: - В каком возрасте граждане страны получают свой главный документ – паспорт? Дайте характеристику этому документу. - Какие роли выполняет подросток в своем возрасте? - Как вы считаете, какая роль самая ответственная? - Что значит фраза: «Гражданином можно родиться, а можно им стать»? Приведите примеры. - Можно ли сменить гражданство? - Дайте характеристику гражданству. - Почему авторы учебника утверждают, что быть гражданином не просто почетно, но и очень выгодно? Приведите пример, подтверждающий это утверждение. - Вспомните исторические факты ожесточенной борьбы человечества за право получения гражданских прав. - Чем начинает пользоваться человек с момента приобретения гражданства? - Имеют ли подростки полный статус гражданства? Почему? - Какие категории населения и почему теряют свои гражданские права? - В чем суть гражданства? - Дайте определение понятия «гражданство». - Какие документы фиксируют основные права и обязанности гражданина России? - Кто и как может внести поправки в данные документы? Подросток – гражданин России гражданство Наследуемая черта:если ваши родители имеют российское гражданство – вы автоматически становитесь гражданином России Гражданство – это права, которыми наделяется человек в обществе и которые оберегает государство Приобретаемая черта: гражданство можно получить, доказав лояльность своим безупречным поведением и трудом на благо России Гражданство можно сменить, но только во взрослом возрасте. Быть гражданином Почетно: Это осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься частью ее Выгодно:Если вы не имеете гражданства, вы лишитесь:- постоянной работы- постоянного места жительства- с вами могут произойти несчастья С момента приобретения гражданства человек начинает пользоваться полным перечнем гражданских прав. Суть гражданства состоит в том, что гражданин признает Конституцию данной страны, а признав ее, будет: защищать тот строй, который она провозглашает бороться с внешним врагом хранить государственную тайну оберегать государство от бунтарей Делаем выводы: Таким образом, под гражданством понимается такая политическая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.Итак, гражданственность – это явление нравственного и политико-правового характера. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься частью ее плоти и крови. Что их объединяет? 2. Твои гражданские права и свободы Россия веками несла бремя и славу своего существования в качестве великой державы. Ее боялись соседи, против нее создавались союзы и коалиции. Необъятные просторы России нередко представлялись лакомой и легкой добычей для завоевателей. История знает тому массу примеров. Задание: наверняка вы слышали слова: «гражданин» и «подданный». В чем разница между ними? Задание: работая с главой 2 Конституции Российской Федерации, выделите и запишите в таблицу:Основные права российских граждан.Политические и гражданские права. 3. Участие гражданина в политической жизни страны. Выборы – важнейшее политическое право гражданина Величайшее право, за которое боролись представители разных народов в различные исторические периоды, – это право участвовать в управлении государством.Назовите формы участия граждан нашей страны в политической жизни. Участие в ведении государственных дел и правосудии Формы участия граждан в политической жизни страны Участие в митингах, собраниях, демонстрациях Самой массовой формой участия граждан в управлении делами общества являются выборы Объединение для создания партий, организаций Задание: попробуем более тщательно исследовать эти формы участия в политической жизни. Ответьте на следующие вопросы: - В чем вы видите разницу в понятиях «собрание», «митинг», «демонстрация»? - Кто может участвовать в этих политических мероприятиях? - Озвучьте специальные правила того, как нужно подготовить такую форму деятельности людей. - Могут ли власти запретить собрания, митинги, демонстрации? - С какого возраста можно участвовать в выборах? - С какого возраста человек может быть избран: А) на выборные должности; Б) главой администрации; В) Президентом страны. - Как происходят выборы? Опишите и объясните механизм избирательной процедуры. - С какого возраста можно участвовать в общественных молодежных и детских организациях? Задание: В прежние времена существовала поговорка «Моя хата с краю – ничего не знаю», обозначавшая нежелание человека принимать участие в общественных делах. Оцените такую позицию и предположите, к каким последствиям она может привести. Представьте себе, что вы идете по городу и увидели плакат следующего содержания: Задание: работая в группах, попытайтесь выработать собственные ответы на представленную проблему. Свой ответ обоснуйте. Участие в выборах – это долг? свобода? ответственность? 4. Обязанности граждан России Итак, государство предоставляет своим гражданам множество прав. А что должен делать гражданин в ответ на те права, которые предоставляет ему государство?Задание: работая с 2 главой Конституции Российской Федерации, заполните таблицу:Обязанности граждан РФ Обязанности Сущность Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждаются следующие вопросы:Как вы считаете, бывают ли права без обязанностей, а обязанности без прав? Определите свою позицию и аргументируйте ее. Подведение итогов Следовательно, наличие огромного количества прав не предполагает анархии и беспорядка. Однако появляется проблема границ свободы, возможности и разумности ее определенных ограничений. Хорошо известна одна история о хулигане, утверждавшем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движения кулака ограничена положением носа вашего соседа». Подведение итогов занятия Произнося слова "Я – гражданин России", каждый из нас невольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, ее прошлом и настоящем. - Но давайте поставим вопрос так: легко ли быть гражданином великой страны? - Президенту США Джону Кеннеди принадлежит известное высказывание: «Не спрашивай страну, что она может сделать для тебя, спроси себя, что ты можешь сделать для своей страны». Как вы понимаете смысл этого высказывания? - Можно ли назвать вас гражданами России? Домашнее задание: Выучить § 17 и выполнить разноуровневые задания:1 вариант – ответьте на вопрос, какие права и обязанности граждан России вы знаете?2 вариант – ответьте на вопрос, что значит быть гражданином России лично для вас? Попробуйте доказать свое мнение.3 вариант – представьте, что вам поручили написать обращение «К гражданам России». К чему бы вы призвали наших соотечественников? Желаю успеха!

    Дербышева Юлия Евгеньевна
    Должность: учитель истории и обществознания
    Учебное заведение: МБОУ СОШ № 77
    Населённый пункт: г. Нижний Тагил Свердловской области
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: Подросток как гражданин
    Дата публикации: 19.01.2016
    Раздел: среднее образование

    Тема урока

    Тема урока

    Подросток как

    Подросток как

    гражданин

    гражданин

    Цель урока:

    Цель урока:

    Доказать, что

    Доказать, что

    подросток – это

    подросток – это

    тоже гражданин

    тоже гражданин

    своей страны.

    своей страны.

    Задачи:

    Задачи:

    Познакомится с основными

    Познакомится с основными

    понятиями урока.

    понятиями урока.

    Выяснить основные права

    Выяснить основные права

    ребенка: малолетнего и

    ребенка: малолетнего и

    несовершеннолетнего.

    несовершеннолетнего.

    Показать умение работы с

    Показать умение работы с

    документами.

    документами.

    План урока: План урока:  Гражданство, гражданин. Гражданство, гражданин.  Права подростков. Права подростков.  Ответственность Ответственность подростков. подростков.  Работа в группах. Работа в группах.

    Повторение

    Повторение
    1.Кто такой подросток? 1.Кто такой подросток? 2. Каковы границы подросткового 2. Каковы границы подросткового возраста? возраста? 3. Каковы задачи подросткового 3. Каковы задачи подросткового возраста? возраста? 4. Каковы трудности 4. Каковы трудности подросткового возраста? подросткового возраста?

    В 14 лет

    В 14 лет
    все граждане страны получают все граждане страны получают
    паспорт

    паспорт
    . Он выдается местным. Он выдается местным отделением милиции. Это юридический отделением милиции. Это юридический документ, который удостоверяет документ, который удостоверяет личность человека. личность человека.

    Гражданин

    Гражданин
    в широком в политико- в широком в политико- смысле правовом смысле смысле правовом смысле

    Гражданственность Гражданство

    нравственная культура права

    нравственная культура права

    политическая культура обязанности

    Правовая культура

    Правовая культура


    Гражданин –

    Гражданин –
    лицо, наделенное лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. правами и обязанностями. 
    Гражданство –

    Гражданство –
    правовая и правовая и политическая принадлежность лица к политическая принадлежность лица к конкретному государству, оно является конкретному государству, оно является юридической основой обладания юридической основой обладания гражданином всей совокупностью прав гражданином всей совокупностью прав и обязанностей. и обязанностей.

    Гражданство –

    Гражданство –
    это наследуемая это наследуемая черта и в тоже время черта и в тоже время приобретаемая. Гражданство можно приобретаемая. Гражданство можно сменить, но только во взрослом сменить, но только во взрослом возрасте. возрасте. 
    Гражданство -

    Гражданство -
    это еще и это еще и определенные права, которые определенные права, которые предоставляет человеку государство. предоставляет человеку государство.
    Сегодня с момента обретения Сегодня с момента обретения гражданства человек начинает гражданства человек начинает пользоваться полным перечнем пользоваться полным перечнем гражданских прав. Дети и подростки не гражданских прав. Дети и подростки не имеют полного статуса гражданина, имеют полного статуса гражданина, поскольку не имеют права голосовать и поскольку не имеют права голосовать и не обладают некоторыми другими, не обладают некоторыми другими, доступными только взрослым, права. доступными только взрослым, права. Суть гражданства заключается в том, что Суть гражданства заключается в том, что гражданин признает конституцию своей гражданин признает конституцию своей страны. страны.

    Конституция РФ

    Конституция РФ
    Статья 6. Статья 6.  Гражданство РФ приобретается и прекра- Гражданство РФ приобретается и прекра- щается в соответствии с федеральным щается в соответствии с федеральным законом. законом.  Гражданин РФ не может быть лишен своего Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. гражданства.  Каждый гражданин РФ обладает на ее Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные территории всеми правами и несет равные обязанности. обязанности. Статья 61. Статья 61.  Гражданин РФ не может быть выслан за Гражданин РФ не может быть выслан за пределы страны или выдан другому пределы страны или выдан другому государству. государству.  РФ гарантирует своим гражданам защиту и РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. покровительство за ее пределами.
    Гражданство превращается во Гражданство превращается во взаимовыгодное мероприятие. взаимовыгодное мероприятие. Простые люди, приняв конституцию, Простые люди, приняв конституцию, то есть, признав над собой власть то есть, признав над собой власть данного государства, защищают его данного государства, защищают его всеми способами, даже ценой всеми способами, даже ценой собственной жизни. Но и государство, собственной жизни. Но и государство, в ответ на такую службу, обязуется в ответ на такую службу, обязуется охранять жизнь, имущество, покой, охранять жизнь, имущество, покой, труд, досуг своих граждан. труд, досуг своих граждан.

    Таким образом, под

    Таким образом, под

    гражданством

    гражданством

    понимается такая

    понимается такая

    политическая связь лица

    политическая связь лица

    и государства, которая

    и государства, которая

    выражается в их

    выражается в их

    взаимных правах и

    взаимных правах и

    обязанностях.

    обязанностях.

    Все права человек закреплены в Все права человек закреплены в международных документах: международных документах:
    Всеобщей декларации прав и

    Всеобщей декларации прав и

    свобод человека и гражданина

    свобод человека и гражданина

    1948 года, Международных

    1948 года, Международных

    пактах о правах человека 1966

    года, а также Конституциях и

    года, а также Конституциях и

    законах государства.

    законах государства.
    В 1991 году в России был принят В 1991 году в России был принят закон о гражданстве. закон о гражданстве.
    В нашей стране в подростковый возраст В нашей стране в подростковый возраст включают две категории людей – включают две категории людей – малолетних и несовершеннолетних. малолетних и несовершеннолетних.
    Малолетними

    Малолетними
    наш закон называет наш закон называет детей в возрасте от 6 до 14 лет. Такие детей в возрасте от 6 до 14 лет. Такие ребята могут совершать мелкие ребята могут совершать мелкие бытовые сделки. С 10 лет мнению бытовые сделки. С 10 лет мнению ребенку придается юридический смысл. ребенку придается юридический смысл. С 14 лет за защитой своего права С 14 лет за защитой своего права можно обратиться в суд. можно обратиться в суд.
    Несовершеннолетние

    Несовершеннолетние
    – это лица в – это лица в возрасте от 14 до 18 лет. возрасте от 14 до 18 лет.

    Уголовная ответственность в

    Уголовная ответственность в

    нашей стране наступает с 16

    нашей стране наступает с 16

    лет. Но это не означает, что

    лет. Но это не означает, что

    преступление, совершенное

    преступление, совершенное

    более молодыми людьми,

    более молодыми людьми,

    остается безнаказанным. С 14

    остается безнаказанным. С 14

    лет наступает ответственность

    за проступки, перечень

    за проступки, перечень

    которых приведен в статье 20

    которых приведен в статье 20

    Уголовного Кодекса РФ:

    Уголовного Кодекса РФ:

    «Лица, достигшие ко времени

    «Лица, достигшие ко времени

    совершения преступления 14 лет,

    подлежат уголовной

    подлежат уголовной

    ответственности за

    ответственности за

    - убийство

    - убийство

    - умышленное причинение вреда

    здоровью

    здоровью

    - похищение человек

    - похищение человек

    - изнасилование

    - изнасилование
    -
    вымогательство

    вымогательство

    - кражу

    - кражу

    - грабеж

    - грабеж

    - неправомерное завладение

    - неправомерное завладение

    автомобилем и другим

    автомобилем и другим

    транспортным средством без цели

    хищения

    хищения

    - терроризм

    - терроризм

    - захват заложника

    - захват заложника

    - заведомо ложное сообщение об

    акте терроризма

    акте терроризма

    - хулиганство при отягчающих

    - хулиганство при отягчающих

    обстоятельствах

    обстоятельствах

    - вандализм

    - вандализм

    - хищение либо вымогательство

    оружия, боеприпасов, взрывчатых

    веществ и взрывчатых устройств

    - хищение либо вымогательство

    - хищение либо вымогательство

    наркотических средств или

    наркотических средств или

    психотропных веществ

    психотропных веществ

    - приведение в негодность

    - приведение в негодность

    транспортных средств или путей

    сообщения».

    сообщения».

     Арест как мера наказания от 1 до 4 Арест как мера наказания от 1 до 4 месяцев применяется к тем, кому уже месяцев применяется к тем, кому уже исполнилось 16 лет. Административная исполнилось 16 лет. Административная ответственность также наступает с 16 ответственность также наступает с 16 лет. С несовершеннолетними работает лет. С несовершеннолетними работает комиссия по делам комиссия по делам несовершеннолетних. За несовершеннолетних. За правонарушения они могут отправить правонарушения они могут отправить детей в возрасте от 11 до 14 лет в детей в возрасте от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно-воспитательного спецшколу лечебно-воспитательного характера, а с 14 лет – в характера, а с 14 лет – в профессиональное специальное профессиональное специальное училище. училище.
    Любой гражданин нашей страны Любой гражданин нашей страны свободный, ответственный и имеет свободный, ответственный и имеет право на выбор. право на выбор. Свобода – Свобода – Ответственность – Ответственность – Выбор Выбор

    Закрепление и проверка знаний.
     Дайте определения понятиям: Дайте определения понятиям: гражданин, гражданство, малолетние, гражданин, гражданство, малолетние, несовершеннолетние, свобода, несовершеннолетние, свобода, ответственность, выбор. ответственность, выбор.  Какими правами пользуются подростки Какими правами пользуются подростки до 18 лет? до 18 лет?  Какую ответственность несут подростки Какую ответственность несут подростки в возрасте от 14 до 18 лет? в возрасте от 14 до 18 лет?

    Домашнее задание.

    Домашнее задание.
    № 16, 17, № 16, 17, практикум № 2, 3(стр. 126) практикум № 2, 3(стр. 126)

    Спасибо

    Спасибо

    за урок

    Совершение противоправных действий может повлечь неблагоприятные последствия как для ребенка, так и для родителей. Незнание нормативных актов не освобождает от ответственности. Чтобы избежать сложных ситуаций, несовершеннолетний должен обладать определенным объемом знаний о том, какие права и обязанности подростков закреплены законом.

    Подростковым возрастом считается период с 14 до 18 лет. Достигнув четырнадцати, гражданин получает большой объем прав. Однако полноценная их реализация все еще ограничена законными представителями. Рассмотрим основные права подростков:

    Данный перечень представляет собой основные права, которыми наделяются подростки по достижению определенного возраста. С 14 лет несовершеннолетним ежегодно добавляются новые возможности.

    Личные

    Семейный кодекс закрепляет за ребенком право на имя. Однако изначально – это просто возможность обладать личными данными. Только по достижению десятилетнего возраста необходимо согласие на изменение имени малолетнего. А с 14 лет несовершеннолетний может изменить свои данные самостоятельно, с учетом мнения законного представителя.

    Право воспитываться в семье также принадлежит гражданам с рождения. Достигнув 10 лет, они могут решать, с кем из родителей проживать, если они живут раздельно. Подросток, оставшийся без попечения, должен дать согласие на его семейное устройство. Кандидат в опекуны сначала устанавливает контакт и выстраивает с ним доверительные отношения.

    Мнение несовершеннолетнего будет выясняться и в других вопросах, имеющих к нему непосредственное отношение. В частности, к ним относятся лишение родителей прав и их восстановление.

    Имущественные

    С момента рождения ребенок имеет право на обладание любыми вещами, не запрещенными законом. Четырнадцатилетие ознаменовывает новый этап в имущественных правах несовершеннолетнего. Теперь он может распоряжаться собственностью с согласия законного представителя.

    Важно! При уменьшении имущества подростка, кроме решения родителей необходимо разрешение органа опеки.

    Закон закрепляет права ребенка в 14 лет в России, которые дети могут реализовывать самостоятельно. Они добавляются к сделкам, разрешенным малолетним. Среди них:

    • расходование своей зарплаты и стипендии;
    • распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах, открытых подростком;
    • возможность иметь авторские права и получать от них доходы.

    Несовершеннолетний может приобретать продукты питания, одежду, товары для творчества и другие вещи для личного пользования. Кроме того, подросток получает возможность дарить собственность с согласия опекуна.

    Жилищные

    Подросток имеет право на проживание в квартире, которая принадлежит его родителям на праве собственности, по договору аренды или безвозмездного предоставления. Когда ребенку исполняется четырнадцать лет, он может жить отдельно от мамы и папы, например, у бабушки или других родственников.

    Важно! Несовершеннолетний, воспитывающийся в замещающей семье (опекунский, приемной) может проживать отдельной от законного представителя с 16 лет на основании соответствующего приказа органа опеки.

    Подросток может не только владеть жилплощадью, но и участвовать в процессе распоряжения имуществом. Например, в продаже (с согласия опекуна) или сдавать внаем от своего имени.

    Если сделка ухудшает жилищные права несовершеннолетнего, необходимо разрешение муниципального органа опеки на ее совершение. Для его получения нужно личное заявление подростка.

    На образование

    Законодательство Российской Федерации наделяет подростка правом получения бесплатного образования. Школьник может сам участвовать в выборе вида обучения и языка, на котором оно проводится. При этом мнение родителей в этом вопросе не должно иметь решающего значения.

    Хотя получение образования – это право несовершеннолетнего, на законного представителя возлагается обязанность по обеспечению пространства для обучения. В противном случае к ним принимаются меры наказания, предусмотренные законодательством РФ.

    На труд

    Несовершеннолетние могут осуществлять трудовую деятельность. При этом нагрузка и длительность рабочего дня должны соответствовать возрасту подростка. Рассмотрим подробнее:

    • 14 лет – заключение трудового договора для осуществления легкой деятельности, не вредной для здоровья, с согласия законного представителя и муниципального отдела опеки.
    • 15 лет – заключение трудового договора ребенком, получившим основное общее образование (9 классов) для осуществления легкой деятельности, не вредной для здоровья, по своему усмотрению.
    • 16 лет – заключение трудового договора подростком, являющимся гражданином РФ, без учета мнения родителей.

    Если несовершеннолетний получает образование, он может привлекаться к труду только внеурочное время и без ущерба для учебы. Запрещается использовать подростков для осуществления вредной и тяжелой деятельности.

    Важно! Осуществление ребенком деятельности по трудовому договору является основанием для признания его полностью дееспособным до достижения восемнадцати лет, то есть возможности самостоятельно исполнять обязанности и реализовывать права. Для этого необходимо обратиться в органы местного самоуправления с согласия родителей.

    На защиту прав

    Охрана прав является неотъемлемой частью гражданской дееспособности. Возможность подростка самостоятельно обращаться в специализированные органы за защитой нарушенных интересов возникает с 14 лет.

    В настоящее время получил распространение такой превентивный метод охраны детей от насилия в семье, как «горячие линии». Подросток может круглосуточно позвонить специалисту с просьбой о предоставлении защиты.

    Наиболее распространенной причиной обращения ребенка за помощью является жестокое обращение со стороны законного представителя. При этом несовершеннолетний может обратиться не только в муниципальный отдел опеки или прокуратуру, но и в суд от своего имени.

    Законодательная база


    Права и обязанности несовершеннолетних закреплены законом. Основные нормативные акты, которые регулируют защиту подростков, действуют на протяжении длительного промежутка времени. Среди них:

    • Конвенция о защите прав ребенка.
    • Конституция РФ.
    • Семейный кодекс.
    • Жилищный кодекс.
    • Трудовой кодекс.
    • Гражданский кодекс.
    • Закон об опеке.
    • Закон об образовании.
    • Другие нормативные акты, регулирующие охрану прав несовершеннолетних.

    Информация о правах подростков должна находиться в свободном доступе. Образовательные организации обязаны проводить уроки, направленные на повышение правовой грамотности несовершеннолетних.

    Обязанности подростка в обществе

    Каждый гражданин не только имеет права, но и несет ответственность за совершенные им действия. Подростки не являются исключением из этого правила.

    Определенные обязанности возлагаются на несовершеннолетнего, как на гражданина РФ. Они неотъемлемо связаны с фактом гражданства. Среди них:

    • получение паспорта;
    • воинский учет;
    • образование.

    Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность. Каждый подросток, достигший 14 лет, обязан принять все меры для его получения в течение 30 дней. В противном случае наступает ответственность в соответствии с законодательством. В данном случае это штраф.

    Все лица мужского пола, достигшие семнадцатилетнего возраста, подлежат постановке на воинский учет. Отбор производится специализированными органами в зависимости от состояния здоровья призывника.

    Праву ребенка на образование противопоставлена обязанность по получению знаний. К ней относится надлежащее поведение на уроках, уважительное отношение к педагогам и должностным лицам организации, выполнение домашних заданий, соблюдение устава учреждения. Однако ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по обучению возлагается не
    на несовершеннолетнего, а на его родителей.

    Отдельно стоит выделить родительские обязанности несовершеннолетних. С 16 лет подросток может самостоятельно воспитывать своего ребенка и нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств.

    Ответственность подростков

    С 14 лет подростка можно привлечь к ответственности. При совершении правонарушения лицо подлежит наказанию в соответствии с уголовным законодательством. Если ранее максимальной мерой была постановка на учет, то, достигнув указанного возраста, в зависимости от преступления, ребенок может получить наказание, даже связанное с лишением свободы.

    С 16 лет несовершеннолетний может привлекаться к мерам административного воздействия. Нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения являются основанием для привлечения подростка к ответственности на общих основаниях.

    Кроме того, теперь на несовершеннолетнего возлагается обязанность по возмещению нанесенного ущерба. Данные действия производятся в соответствии с Гражданским законодательством.

    Обязанности в семье

    Права и обязанности несовершеннолетних от 14 до 18 лет в семье не имеют принципиальных отличий с полномочиями малолетних детей. Законодательно они не закрепляются, в их основе лежат личные детско-родительские отношения.

    Под домашними обязанностями ребенка понимается уважительное отношение к старшим родственникам, братьям и сестрам, забота об имуществе, помощь в ведении хозяйства. Данные действия должны выполняться добровольно.

    Телепередачи, газеты и журналы, интернет пестрят информацией о правах детей и подростков. Однако мало кто из несовершеннолетних задумывается о соблюдении обязанностей и возможной ответственности за нарушения законодательства.



  • Публикации по теме