Основные принципы гражданства рф. Курсовая работа: Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации

Под принципами гражданства понимается фундаментальные начала, которые заложены в основу правового регулирования этой сферы общественных отношений. Присутствие этих принципов способствует правильному применению правовых норм, влияет на содержание нормативных правовых актов и позволяет обнаружить правовые нормы, которые не входят в систему действующего законодательства государства.

Основные принципы гражданства содержатся в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

Можно выделить следующие принципы гражданства:

    Право человека на гражданство.

В основе этого принципа лежит право человека на гражданство, которое дает каждому разрешение реализовать свое желание иметь гражданство и пользоваться конституционными правами и свободами, а также защитой государства.

2. Принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его.

Этот принцип содержится в ч. 2 ст.6 Конституции РФ и в ч.4 ст.4 Закона «О гражданстве». Он означает, что государство гарантирует человеку свободу выбора гражданства, которая выражается в недопустимости лишения права изменить свое гражданство. Таким образом, в Законе о гражданстве установлен закрытый перечень оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

Лишение гражданства заключается в прекращении гражданства данного государства у конкретного физического лица по решению государственных органов (в основном) вопреки желанию этого лица.

Этот принцип позволяет гражданам свободно осуществлять свои права и свободы, не боясь лишения гражданства и утраты связи со своим государством. Он также акцентирует внимание на концепции, о том, что устойчивость связей человека и государства не означает принудительного удержания человека в гражданстве этого государства.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Такой принцип закреплен в статье 61 Конституции РФ и в ч.3 ст.4 Федеральный закона "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ

Данный принцип следует отнести к правовым нормам, которые обеспечивают защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина от другого государства.

    Принцип равного гражданства.

Он обозначает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях независимо от оснований приобретения гражданства. Российское законодательство не разграничивает статус лиц, являющихся гражданами Российской Федерации как по основаниям (например, по рождению или восстановлением гражданства), так и по времени приобретения гражданства.

Также, принцип равного гражданства не допускает ограничения прав граждан по отношению вопросов гражданства по признакам расовой, национальной, языковой, социальной, или религиозной принадлежности.

    Принцип единого гражданства.

Принцип единого гражданства закреплен в части 1 статьи 6 Конституции и в части 2 статьи 4 Федерального закона "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Его сущность заключается в том, что каждый гражданин республики в составе России одновременно является и гражданином Российского государства. Этот принцип определен федеративным характером государственного устройства России, при котором в единстве с гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Прекращение гражданства влечет за собой прекращение гражданства республики в составе России.

    Принцип допущения двойного гражданства.

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Эта возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором.

Приобретение гражданином России гражданства иностранного государства не предусматривает прекращения у него гражданства Российской Федерации. 5

    Принцип гарантии покровительства.

Данный принцип устанавливает государственные обязательства по оказанию защиты своих граждан, которые находятся за пределами территории России и покровительствуют им. Органы государственной власти Российской Федерации, а так же дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, которые находятся за пределами России, кроме того должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны способствовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы. 6

Основной смысл гражданства заключается в том, что нормы этого института должны соответствовать рассмотренным принципам.

Характер отношений человека и государства во многом зависит от тех основных идей, которые лежат в основе института гражданства. Таким образом, соблюдение или не соблюдение принципов гражданства является одним из оснований демократичности государства, его отношения к правам человека.

Стоит отметить, что рассмотренные принципы берут свое начало от общих принципов существующей в России правовой системы. К ним относятся: демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и т.д.

Государство не должно допускать нарушения закрепленных демократических принципов, и тех принципов, которые непосредственно связаны с гражданством, так как они затрагивают демократическую основу политической жизни общества. С целью исправления сложившейся ситуации, государству необходимо проводить политику, которая направлена на поддержание принципов гражданства, закрепленных законодательно.

1. Право каждого на гражданство . Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.

2. Запрет на лишение гражданства и права его изменить . Данный принцип является новым в институте гражданства. Предшествующие законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Этот принцип сформулирован в ст. 61 Конституции РФ. В п.3 ст. 1 Закона о гражданстве он сформулирован иначе, чем в Конституции: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора. Данное положение вытекает из общеправового принципа ответственности гражданина перед своим государством. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам Российской Федерации.

4. Недопустимость высылки гражданина России за ее пределы. Конституция закрепила этот принцип в ст. 61. Предшествующее законодательство и ранее не устанавливало возможности высылки, хотя в истории нашего государства такие случаи были. Данный принцип глубоко гуманен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.

5. Равенство гражданства как принцип закреплен в ст. 6 Конституции РФ и включен в содержание основ конституционного строя. Он означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.

6. Единство гражданства . Этот принцип обусловлен федеративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является гражданином России.

7. Допущение двойного гражданства . Ранее действовавшее законодательство СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Статья 62 Конституции РФ 1993 г. внесла серьезные коррективы, установив, что “гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации”.

8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства.

9. Защита государством граждан РФ за границей . Данный принцип устанавливает, что государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.

10. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака . Статья Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

11. Сокращение безгражданства . На территории Российской Федерации проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности, Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г., ст. 7 Закона о гражданстве РФ устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Кроме этих принципов в первой главе Закона о гражданстве нашли свое закрепление и другие положения, имеющие общеправовой характер и назначение. В частности, статья Закона вводит институт почетного гражданства . Согласно этой статьи лицам, не являющимся гражданами РФ, имеющим выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом, может быть с их согласия предоставлено почетное гражданство РФ.

Предыдущая

Принцип единого гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Что касается принципа единого гражданства, то в Законе РСФСР от 28 ноября 1991 года «О гражданстве РСФСР» предусматривалось: «Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики». Прекращение гражданства России влекло за собой прекращение гражданства республики. С момента принятия Конституции РФ 1993 года эта норма стала ей противоречить. Федеральный закон от 31 мая 2002 года «О гражданстве РФ» преодолел неопределенность в вопросе единства российского гражданства, поскольку сама возможность существования гражданства республик не признается.

В то же время в отдельных республиках до сих пор сохраняются противоречащие федеральной Конституции и Федеральному закону о гражданстве РФ 2002 г. нормы о республиканском гражданстве. Так, в Конституции республики Татарстан (в ред. от 14 марта 2005 г.) устанавливается: «1. Республика Татарстан имеет своё гражданство. 2. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. 3. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации» (ст. 21); Президент Республики Татарстан «решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Татарстан» (п. 14. ч. 1. ст. 94). Конституция Республики Тыва (в ред. от 28 декабря 2005 г.) предусматривает, что «граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, одновременно являются гражданами Республики Тыва в соответствии с установленным в Российской Федерации единым гражданством…» (ст. 4).

Заметим, что отказ федерального законодателя от сохранения республиканского гражданства не противоречит Конституции. Это способствует более полному обеспечению равенства прав и свобод граждан и равноправия субъектов Федерации, упрочению государственной целостности Российской Федерации. В контексте Конституции принцип единого гражданства означает, что граждане Российской Федерации обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающим из принадлежности к нему едиными федеральными гарантиями прав и свобод государственной защиты независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают, и от оснований приобретения российского гражданства. С этим принципом гражданства неразрывно связан другой – равного гражданства.

Принциправногогражданства означает, во-первых, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по другим основаниям; во-вторых, что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-либо группы или разряды, порождающие различные права или обязанности. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

Принцип недопустимости лишения гражданства РФ или права изменить его. В Российской Федерации закреплено право человека сохранять свое гражданство и тем самым свободно, без риска утратить гражданство РФ, реализовать свои права и свободы. Ч. 3 ст. 6 Конституции РФ содержит указание: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Эта новая норма принципиально отличается от ранее существовавшей в бывшем союзном законе: лишение советского гражданства могло производиться в случае, если лицо совершило действие, «порочащее высокое звание гражданина СССР и наносящее существенный вред государственным интересам или государственной безопасности СССР». Под этим подразумевалось что угодно – было открыто поле для неограниченного произвола. И этот произвол творился. Например, Г. Вишневская и М. Ростропович – известнейшие российские артисты – были лишены гражданства по сугубо идеологическим мотивам.

Также гражданин РФ не может быть лишен права изменить гражданство. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу. В то же время Закон о гражданстве указывает на основания, по которым может быть отказано в выходе из гражданства, и определяет случаи, когда выход из гражданства РФ не допускается. Предусмотренные законом ограничения права изменить гражданство соответствуют ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая такое ограничение допускает только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны.

Принцип недопустимости выдачи граждан РФ другому государству или высылки за пределы России. Одной из гарантий свободного использования российским гражданином его прав и свобод является запрещение высылки за пределы Российской Федерации и выдачи другому государству(ч. 1 ст. 61 Конституции РФ). Запрещение высылки граждан РФ не относится к высылке иностранных граждан, которую международная практика и российское законодательство в установленных законом случаях допускают. Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству с целью привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора. Вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случае, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину. Российская Конституция никаких исключений по вопросу выдачи своих граждан не предусматривает. И международные договоры, заключенные Россией, выдачу другому государству российских граждан не предусматривают.

Положение Конституции России, запрещающее выдачу российских граждан, направлено на защиту их прав, что, однако, не означает освобождения их от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российские граждане будут отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства. Компетентные органы России, следовательно, обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии, Литовской республике, Латвийской республике, Республике Молдова, Республике Кыргызстан и др.

Принцип защиты и покровительства граждан РФ за границей. На проблему соотечественников в России особо стали обращать внимание в конце 80-х годов ХХ века. Российская диаспора в различных странах мира формировалась в основном в течение XX века, когда вследствие сложных, порой трагических событий в истории России миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть родную землю. В 90-х годах численность российских соотечественников за рубежом резко возросла. В результате распада СССР и образования новых независимых государств миллионы соотечественников оказались отделенными от Российской Федерации государственными границами. Во многих странах они вынуждены жить и определять свою дальнейшую судьбу в сложной политической, экономической, социальной и психологической ситуации и нуждаются в помощи и поддержке как со стороны государств постоянного проживания, так и со стороны России.

Особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей, и в частности в го­сударствах – бывших республиках СССР, имеет ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, содержащая положение о гарантировании Российским государством своим гражданам, находящимся за границей, защиты и покровительства. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время – в командировки, по контрактам, по частным делам и т. п.

Защита прав и охраняемых законом интересов находящихся вне пределов Российской Федерации ее граждан осуществляется, прежде всего, дипло­матическими представительствами и консульскими учреждениями в странах их пребывания. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых , содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международ­ными договорами РФ, международными обычаями; во-вторых , защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих , при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан. Для обеспечения механизма реализации защиты и покровительства соотечественников, проживающих за границей, в Российской Федерации приняты следующие акты:

– Федеральный закон от 24 мая 1999 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»1;

– Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» от 11 августа 1994 года, № 16812;

– «Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г., № 10643;

– Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г., № 5904.

При Государственной Думе Федерального Собрания РФ образован Совет соотечественников5, который является постоянно действующим экспертно-консультативным органом, представляющим в Государственной Думе российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

Принцип признания за гражданином РФ двойного гражданства. Наше законодательство впервые в 1991 году допустило двойное гражданство, что является для России новым институтом. Статья 3 Федерального закона о гражданстве РФ 2002 года определяет двойное гражданство как «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства».

Ч. 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь гражданство иностранного государства. Однако допускается это только в случаях:

– если такую возможность предусматривает федеральный закон;

– если это предусмотрено международным договором Российской Феде­рации.

Международный договор должен прямо предусматривать право граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих госу­дарств. Двойное гражданство – продукт взаимодействия двух государств. Оно возможно, если, во-первых, оба они в принципе допускают его уста­новление и если, во-вторых, договариваются о конкретном содержании прав бипатридов (лиц с двойным гражданством). Российская Федерация подписала Соглашение с Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.)1 и Договор с республикой Таджикистан об урегулирова­нии двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.)2.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод гражданина России и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

Двойное гражданство может создать для гражданина серьезные трудности. Так, его могут обязать нести воинскую службу в двух государствах, причем даже одновременно. Он может быть обязан платить налоги двум государствам и пр. Такая постановка вопроса вполне правомерна с точки зрения международного права. В Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г. установлено, что «лицо, обладающее одним или двумя гражданствами, может рассматриваться каждым государством, гражданином которого оно является, как его гражданин».

К принципам гражданства РФ также относятся :

– сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака;

– сохранение гражданства за гражданами РФ, проживающими за границей;

– приоритет норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации

Введение

1. Понятие и принципы гражданства

1.1 Понятие гражданства

1.2 Принципы гражданства

2. Приобретение и прекращение гражданства

2.1 Приобретение гражданства

2.2 Прекращение гражданства

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ;

Другие нормативные правовые акты.

. Понятие и принципы гражданства

1.1 Понятие гражданства

Понятие гражданства в современной правовой науке не имеет четкого, однозначно принятого всеми учеными определения. Так, М. В. Баглаем, под гражданством понимается «устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» .

Схожей позиции придерживается М.Б. Смоленский, полагающий, что «гражданство – это определенная правовая связь лица с государством, влекущая распространение на это лицо правовых последствий» . При этом структурное построение определения понятия гражданства, с его точки зрения, позволяет различить три основных элемента: общее понятие гражданства; правовые последствия, вытекающие для лица из факта обладания им гражданства; связь (отношение) между общим понятием гражданства и его правовыми последствиями .

А.А. Югов считает, что гражданство как двустороннее взаимодействие человека и государства есть сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны особые свойства .

Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности.

Во-вторых, это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные «фигуранты» общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой - государство как доминирующий компонент политической системы, - и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе.

В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами.

В-четвертых, гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина.

В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта - человек и государство.

В-шестых, гражданство - это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения.

В-седьмых, гражданство - экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности. В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы.

В-девятых, гражданство - непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве не предусматривает возможность его приостановления.

В-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства .

С.Г. Сергеев утверждает, что «гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выраженная в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека» .

Следует отметить, что большинство ученых строят свои рассуждения на основании ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в которой сказано гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей .

Традиционного отмечают три основных значения понятия «гражданства»: одно из суверенных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт .

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случае вооруженных конфликтов, войн. Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремиться к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, поданные. Любое государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства; рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти).

Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе.

Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (иностранного гражданства, безгражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса, с одной стороны, на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой, он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство – тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в характере и степени принадлежности. Подданство присуще государствам с монархическими формами правления и означает крайнюю степень принадлежности. Поданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. По мнению А. Н. Кокотова, граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «собственниками» своего государства . Коллектив граждан – первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лиц, составляющих данный коллектив.

Различие гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Например, в Японии в соответствии с Конституцией император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие указанного принципа в соответствии с Конституцией в Японии устанавливается институт гражданства.

Следовательно, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния – наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

Гражданство в качестве конституционно-правового института – это совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства – с другой.

Таким образом, российское гражданство можно было бы определить как основное пожизненное законно установленное и публично-властное отношение между человеком и Российским государством, являющееся основанием возникновения всех конституционных прав, свобод и обязанностей индивида.

1.2 Принципы гражданства

В общих чертах принципы гражданства характеризуются в юридической литературе как его основополагающие и руководящие начала.

Первые попытки комплексного изучения принципов гражданства относится к началу 60-х годов двадцатого столетия.

На современном этапе развития науки конституционного права исследования, посвященные изучению основных принципов российского гражданства, отсутствуют.

Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» . Рассмотрим каждый из них.

1. Принцип единого гражданства является одним из основ национально-государственного устройства РФ, в состав которой в качестве субъектов Федерации входят восемнадцать республик. Он закреплен в ст. 6 Конституции РФ, п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве и означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Этот принцип раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республики. Принцип единства и равенства гражданства обусловливает независимость и целостность России как многонационального государства.

2. Принцип равного гражданства (п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве) подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, вне зависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладания статусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей-россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в российское гражданство за особые заслуги перед РФ.

Законодательство некоторых зарубежных государств содержит ограничения для лиц, приобретших гражданство данной страны не по рождению. Например, законодательство США позволяет гражданину страны баллотироваться в Сенат (верхнюю палату Парламента) только по истечении девяти лет после приема в гражданство США, а президентом страны может стать только лицо, родившееся на территории США.

3. Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства – п. 3 ст. 4 Закона о гражданстве) означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. С другой стороны, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

4. Принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его (п. 4 ст. 4 Закона о гражданстве) полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» .

Лишение гражданства – одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица, как это было принято в законодательстве СССР. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

Устанавливая запрет на изменение гражданства по воле государства, государство признает за гражданином субъективное право изменить свою принадлежность Российскому государству на принадлежность любому другому государству (ст. 19 Закона о гражданстве).5. Принцип недопустимости высылки граждан РФ за ее пределы и их выдачи иностранному государству (п. 5 ст. 4 Закона о гражданстве). В системе принципов российского гражданства это положение занимает особое место, так как ограничивает роль государства в отношениях гражданства и защищает российских граждан от уголовного преследования по законодательству иностранных государств.

Невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территориях иностранных государств. Правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории других государств и вернувшихся на территорию Российской Федерации. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

6. Принцип сокращения числа лиц без гражданства (п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве).

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о гражданстве лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. В то же время ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных российским законодательством или международным договором РФ.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, а особенно бывшими гражданами СССР, которые в силу сложившейся в результате распада Союза геополитической ситуации вынужденно стали лицами без гражданства. Так, в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 14 Закона о гражданстве для лиц без гражданства, проживавших (проживающих) в государствах, ранее входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств, предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство РФ при наличии у таких лиц вида на жительство.

В целях недопущения возникновения случаев безгражданства Законом о гражданстве впервые введено правило о том, что выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (п. «в» ст. 20). Кроме того, законодатель стоит на защите прав несовершеннолетних граждан России. В ч. 2 ст. 24 Закона о гражданстве закреплено, что при прекращении гражданства РФ обоих родителей или единственного родителя гражданство ребенка прекращается только при условии, что этот ребенок не станет лицом без гражданства.7. Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве) означает, что государство признает свои обязательства перед гражданином не только на своей территории, но и за ее пределами в силу экстерриториальной природы связи гражданина и государства. Российские органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ и действующим российским законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

8. Принцип допущения двойного гражданства предусматривает субъективное право российского гражданина принадлежать не только Российскому государству, но и другому (другим) государству (государствам). Лиц, имеющих двойное гражданство, в настоящее время принято называть бипатридами. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о гражданстве гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Кроме того, приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Таким образом, допускается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

9. Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве). Российское государство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияет на его положение как гражданина РФ. Аналогичное правило содержится в ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.

Приобретение и прекращение гражданства

2.1 Приобретение гражданства

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» установил основания приобретения гражданства в главе II ст. 11 – 17. Гражданство России приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, путем выбора гражданства по иным основаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона о гражданстве гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона о гражданстве; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г.

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (по рождению). В международном и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства выделяют два принципа: «крови» (когда ребенок приобретает гражданство родителей, вне зависимости от государства, где он появился на свет) и «почвы» (когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территории которого он родился). «Право крови» и «право почвы» отражают типичные способы или совокупность типичных условий приобретения гражданства в силу рождения.

В законодательстве России предусматривается смешанная система. При которой преобладающее значение «прав крови» сочетается с известным влиянием «права почвы». Отечественное законодательство трактует «принцип крови» в плане гражданства родителей, а не отнюдь их национальности, которая, оставаясь объективной характеристикой, в соответствии со ст. 26 Конституции РФ не является обязательной для указания.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родители, не представляют ему свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Распространенным способом приобретения гражданства является натурализация (прием в гражданство). Федеральный закон о гражданстве устанавливает прием в гражданство в общем (ст. 13) и упрощенном порядке (ст. 14).

Так, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Установлено, что лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Установив льготный режим получения гражданства России, федеральный закон, во избежание усмотрения чиновников, определяет четкий перечень оснований отклонения ходатайств о приеме в гражданство России (ст. 16).

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

Выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

В течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

Использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

Состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

Имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

Преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

Осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

В Федеральном законе о гражданстве закреплены такие основания приобретения гражданства, как оптация, восстановление (реинтегрирование) в гражданстве и другие. Следует отметить, что Федеральный закон о гражданстве подробнейшим образом описывает каждое основание и порядок приобретения гражданства Российской Федерации, которые неоднократно проверялись на соответствие Конституции Российской Федерации Конституционным Судом РФ. В своих определениях Конституционный Суд констатировал отсутствие в Федеральном законе о гражданстве положений нарушающих прав и свобод, гарантированных нормами Конституции Российской Федерации .

2.2 Прекращение гражданства

Отношения гражданство могут не только устанавливаться, но и прекращаться. В соответствии с Конституцией Российской Федерации российский гражданин не может быть лишен своего гражданства.

Глава III Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» посвящена вопросам прекращения гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 18).

В соответствии со ст.19 Федерального закона выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 Федерального закона. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 Федерального закона. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Федеральный закон устанавливает основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации (ст. 20). Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Последняя позиция связана с выполнением Международной конвенции о сокращении безгражданства .

Перечисленные основания отказа в выходе из гражданства не умаляют права гражданина изменить свое гражданство. Как видно из списка, основания отказа в выходе из российского гражданства минимальны и соответствуют общепринятым международным стандартам. Кроме того, они носят временный характер и по истечении определенного периода могут потерять свою актуальность в отношении конкретного гражданина, желающего прекратить правовую связь с Российским государством.

Полномочными органами, ведающими делами гражданства Российской Федерации, являются: Федеральная миграционная служба, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Их полномочия определены федеральным законом.

Особо следует отметить, что принятие наиболее важных, принципиально значимых для правового статуса личности решений, связанных с гражданством Российской Федерации, находится в исключительной компетенции главы государства. Решение о вступлении в российское гражданство либо о его прекращении, принятое в общем порядке, оформляется «именным» указом Президентом РФ. Это призвано показать чрезвычайную значимость института гражданства в Российской Федерации.

Заключение

Российская Конституция для определения статуса человека в системе правовых отношений, использует широко дифференцированный понятийный аппарат, адекватный современному уровню цивилизованных отношений между людьми и публично-властными структурами. Соответственно ученые, исследующие исходные положения конституционно-правового положения индивида в Российской Федерации по действующему законодательству, как правило, указывают и анализируют в качестве основных три понятия: человек, личность и гражданин.

В институте гражданства отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством.

Право на гражданство Российской Федерации относится к основным базовым правам, закрепленным в международно-правовых документах, Конституции Российской Федерации и других законодательных и подзаконных актах. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально-экономических прав и свобод.

Конституция Российской Федерации, различая права человека и гражданина, наделяет гражданина Российской Федерации не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). От обладания российским гражданством напрямую зависит реализация гражданами жилищных, трудовых, экономических, пенсионных и других прав.

Действующее в Российской Федерации законодательство содержит обширный массив правовых норм, призванных регулировать отношения гражданства, что значительно осложняет задачу дифференциации их на самостоятельные институты.

Гражданство - достаточно сложная научная категория, неразрывно связанная с правовым статусом человека, охватывающая весь спектр взаимоотношений лица с государством и обществом. Взаимосвязь эта проявляется в невозможности нормального существования каждой из названных категорий по отдельности.

Государство существует для того, чтобы обеспечивать реализацию интересов человека, защищать его права и свободы, в то же время для обеспечения исполнения своих функций государство требует неукоснительного соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей. Юридически данная взаимосвязь человека и государства оформляется гражданством или подданством. Обладание гражданством для человека служит гарантией полного распространения на него юрисдикции данного государства, обеспечения возможности реализации им своих прав и законных интересов, а также защиты остальных граждан от неправомерных действий какого-либо лица. Таким образом, институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: являясь средством и способом защиты прав человека, он вместе с тем выступает институтом защиты интересов государства.

Нормы института гражданства устанавливают:

1) круг лиц, признаваемых российскими гражданами;

2) основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;

3) двойное и множественное гражданство;

4) порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

В конструкции юридического содержания гражданства просматриваются три составные части: 1) право человека; 2) суверенное право государства; 3) объективированная в правовых нормах юридическая форма реализации этих прав в виде самостоятельного конституционно-правового института.

Следует отметить, что к правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезд в Российскую Федерацию и выезд из нее.

Вместе с тем, гражданство по своей сущности есть явление политическое, так как только обладающая на основе гражданства всеми основными (конституционными) правами, свободами и обязанностями личность может активно участвовать в политической, в том числе государственно-правовой жизни общества. Поэтому в тексте Закона следовало бы указать, что гражданство есть правовая связь человека с государством, не только устойчивая, но и основная и политическая. Это позволило бы выделить отношения гражданства из всей остальной массы правовых связей человека с государством.

Важно также указать в определении российского гражданства основной и самый существенный признак гражданства, отличающий эту правовую связь от всех других правовых связей, которые возникают между государством и физическим лицом, а именно то, что гражданство влечет за собой признание наличия у гражданина всех основных, т.е. закрепленных в Конституции РФ прав, свобод и обязанностей. Это, могло бы значительно повысить практическую ценность законодательного определения и закрепления дефиниции российского гражданства.

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1. Апатрид (лицо без гражданства)
2. Бипатрид лицо с двойным или множественным гражданством.
3. Гражданин России физическое лицо (человек), обладающее гражданством и имеющее документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства.

Гражданство

устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
5. Двойное гражданство наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
6. Изменение гражданства приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации.
7. Иностранный гражданин лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
8. Лицо без гражданства лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
9. Натурализация прием в гражданство.
10. Оптация выбор лица между гражданством (принадлежностью) одного или другого государства.
11. Принципы наиболее общие, исходные положения, которые определяют наиболее важные устои, основы характеризуемого объекта.
12. Проживание проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Всеобщая декларация прав человека [Текст] : принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Рос. газета. – 5 апреля. – 1995.

Европейская конвенция о гражданстве [Текст] : Страсбург, 06 ноября 1996 г. //Конвенция о сокращении безгражданства [Текст] : Нью-Йорк, от 30 августа 1961 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. - С. 516 - 521.

Международный пакт о гражданских и политических правах [Текст] : Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. - № 12.

Конвенция о гражданстве замужней женщины [Текст] : принята в г. Нью-Йорке Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 1040 (XI) от 29 января 1957 г. // Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 243 – 247.

Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445.

О гражданстве Российской Федерации [Текст] : Федер. закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июня 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 22. – Ст. 2031.

О гражданстве Российской Федерации [Текст] : Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 (с изм. и доп. от 31 мая 2002 г.) // Рос. газета. – 06 февраля. – 1992.

Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (с изм. и доп. от 22 октября 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 46. – Ст. 4571.

Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации: Приказ ФМС РФ от 19 марта 2008 № 64 // Рос. газета. – 16 апреля. – 2008.

Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] : учеб. для вузов / М. В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с. - ISBN 978-5-468-00078-6.ля вузов / М. право Российской Федерации обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства.

Витрук, Н. В. Общая теория правового положения личности [Текст] / Н. В. Витрук; Рос. акад. правосудия. – М.: Норма, 2008. - 447 с. - ISBN 978-5-468-00162-2.

Конституционное право России [Текст] : учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 544 с. – ISBN 978-5-468-00049-6.

Сергеев, С. Г. Конституционное право России [Текст] : учебник / С. Г. Сергеев. – М., Дашков и Ко, 2008. – 576. – ISBN 978-5-394-00038-6.

Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 446 с. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2008. – 672 с. – ISBN 978-5-222-15787-9.

Соколова, Н. В. Институт гражданства в России в механизме правового статуса граждан [Текст] / Н. В. Соколова // История государства и права. – 2009. - № 2. – С. 9 -11. - ISSN 1812-3805.

Югов, А. А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене [Текст] / А. А. Югов // Адвокатская практика. – 2009. - № 1. – С. 40 – 46. - ISSN 1999-4826.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Климановой Тамары Петровны на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2007 № 25-О // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 16.04.2010.

Конституционное право России: учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. – С. 164.

Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445.

Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.



Публикации по теме