Занятие по фольклору во второй младшей группе. Конспект интегрированного занятия с элементами фольклора в младшей группе «Прогулка по сказочному лесу

Лия Голдовская

Тема: «В гостях у Хозяюшки»

Цель: Приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у детей радостное настроение.

Задачи:

Образовательные

Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства: потешки, прибаутки, сказки); приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведений.

Развивающие

Развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры; формировать душевные качества.

Воспитательные

Воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного; расширять представление о добре, правде, красоте. Окружить малышей теплотой добрых чувств.

Продолжительность занятия:15-20 минут

Предварительная работа и материал: Народный костюм для воспитателя, шапочки петушка и котика для детей, мягкие игрушки петушка и котика, расписной сундук, печка, оформление музыкального зала в стиле русской избы, народные мелодии.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Звучит русская народная мелодия. К русской избе подходят воспитатель и дети стайкой.

Воспитатель:

Дым колечком над трубой

Видно варится обед

Есть здесь кто-то или нет?

Воспитатель заходит за домик и быстро перевоплощается в Хозяюшку (надевает платок и фартук).

Хозяюшка: Здравствуйте, ребятки, маленькие котятки! Я – Хозяюшка. Проходите, будьте моими гостями! Рассаживайтесь кто на лавочку, кто на табуреточку. Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого - видимо-невидимо! И лавочки есть, и стол, и самовар…

Дети рассаживаются на расставленные полукругом стулья.

2. Основная часть:

Хозяюшка: Сядем рядком, да поговорим ладком. Есть у меня сундук волшебный. Давайте я его открою, и посмотрим – кто у меня здесь есть. Отгадайте, кто у меня живет?

Хвост узорами

Сапоги со шпорами

Утром рано встает

Деткам спать не дает.

Дети: Петушок!

Хозяюшка: Да, где же мой петушок (достает игрушку). А давайте нарядим петушком (Воспитатель надевает ребенку шапочку петушка). Вот какой красивый петушок. Походи, покажи, как ходит петушок

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет

Петух зернышки клюет

К себе курочек зовет.

Хозяюшка: Как зовет петушок курочек? «Ку-ка-ре-ку». А где же наши курочки? Вот они, мои курочки. Курочки мои, умницы мои, поклюйте зернышки.

Звучит народная мелодия. Дети ходят по залу, собирают зернышки, хлопают крылышками.

Музыка останавливается. Проводится словесная игра «Кто как кричит?» Хозяюшка говорит первую строчку, а дети вторую и т. д.

Наши курочки в окно

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

Га-га-га!Га-га-га!

А индюк среди двора

Бла-бла-бла! Бла-бла-бла!

А как Петя- петушок

Рано-рано поутру нам споет

Ку-ка-ре-ку!

Хозяюшка: А что еще в моей избе стоит? (печка). В этой печке я варю кашу-малашу, пеку пироги, да колобки. А со мной в избе кто живет. Отгадайте кто?

Мягкие лапки, в лапках царапки!

Дети: Котик!

Хозяюшка: Да, это котик, вот он лежит на печи. Какая шубка у кота? (мягкая, пушистая). Мой котик любит слушать потешки да песенки про себя. Слушай, котик сейчас ребятушки про тебя расскажут.

Выходи (имя ребенка, похвали котика.

Ребенок:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Зубки белые,

Глазки смелые.

Хозяюшка просит детей еще рассказать потешки про котика.

Ребенок:

Котя, котенька, коток!

Котя, серенький лобок!

Приди, котик ночевать,

Нашу детку покачать.

Уж, как я тебе коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ребенок:

Уж как котенька-коток,

Кудрявенький лобок,

Как повадился коток

Во торговый городок

Во торговый городок

По сметану и творог.

Хозяюшка: Котик сидит на печке, ему тепло здесь, греется и мурлычет. А мы давайте поиграем в игру. Мы все будем мышками. А котиком будет (воспитатель называет имя ребенка и надевает ему шапочку котика). Вставай, котик, в середину круга.

Хороводная игра «Ходит Васька серенький».

«Мыши» идут за круг, а «кот» - в середину круга и выполняет движения по тексту песни. Дети берутся за руки и ходят вправо и влево по кругу, поют:

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький.

Ходит Васька-кот.

Сядет, умывается,

Лапкой утирается, песенки поет.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька-кот, серых мышек ждет.

По окончании песни дети «мышки» бегут на носочках на свои стульчики, а «кот» начинает ловить «мышей».

3. Заключение. Сюрпризный момент.

Хозяюшка: Ребятушки, оказывается, котик сегодня был на мельнице. Давайте спросим его, что он там делал. Дети хором спрашивают, а котик отвечает.

- Кисонька-мурысонька,

Ты где была?

На мельнице.

Кисонька мурысонька,

Что на мельнице делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

Не ешь одна! Не ешь одна!

Хозяюшка: А наш Васька кот всем прянички принес (раздает детям прянички)

Жил-был кот-колоброд

Он развел огород.

Уродился огурец,

Потешкам, песенкам конец!

Спасибо вам, ребятки, что в гости пришли, да весело играли с нами, а сейчас прощаться пора, до свидания! Жду вас еще в гости!

Организация: МБ ДОУ№206

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Цель: Развитие речи у детей через приобщение к русскому народному фольклору.

Задачи:

Познакомить детей с элементами русского народного быта, а также со словами – историзмами: изба, горница, чугунок, ухват, самовар;

Учить различать на слух звуки г и к, произносить слова с данными звуками и выделять их из фраз;

Упражнять в образовании существительных в родительном падеже;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать навыки четкого, внятного произношения слов с помощью потешек, песен;

Воспитывать любовь к русскому фольклору, дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа: беседы с детьми о жизни в деревне, о русском быте, предметах домашнего обихода; разучивание песенки «Петушок»; потешек «Ладушки, оладушки», «Как у нашего кота»; игры «Мыши водят хоровод»; считалок; чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Снегурочка», «Маша и медведь».

Оборудование: деревянный домик, забор, декорация русской избы, печка, самовар, чугунок, крынка, ухват, игрушка кот, петушок, сундучок, деревянные ложки, колокольчики, книга загадок, испеченные оладушки, шапка для кота. аудио запись русских народных мелодий.

Ход занятия:

Дети с воспитателем, заходят под русскую народную музыку.

Воспитатель 1. "Ребята, кто - нибудь из вас был в деревне? Приходилось ли вам бывать в русской избе? А вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами пойдём в гости к бабушке Варварушке. Заглянем к ней в горницу - так называется комната в русской избе. Посмотрим, как живет бабушка Варварушка, пойдемте".

А вот и домик небольшой,

Дым колечком над трубой,

Видно, варится обед,

Есть здесь кто-то или нет? (Стучат в дверь)

(Выходит воспитатель в роли бабушки Варварушки в русском сарафане, встречает детей)

Бабушка Варварушка: "Ох, иду, иду, скорее дверь отопру. Я гостей жду ко двору.

Скок-поскок,

Сколочу мосток

Серебром замощу,

Всех ребят пущу.

Здравствуйте детки дорогие, здравствуйте ребятки любимые. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут бабушка Варварушка. А вас как зовут? ".

Дети по очереди называют свои имена.

Бабушка Варварушка: "Проходите, ребята, в мою горницу. Буду вас оладьями угощать и в интересные игры играть. Посмотрите как уютно и тепло у меня в избе, хорошо, а сколько добра всякого - видимо-невидимо. И лавочки есть, и стол. А что еще есть?

(Ответы детей)

А это печка-матушка. Она всем в доме правит: когда холодно – обогреет, если голоден, то накормит вкусной кашей, да пышными пирогами угостит".

Знакомство детей с ухватом и чугунком, с крынкой, самоваром.

Бабушка Варварушка: "А еще в печке можно испечь вкусные оладушки. Поможете мне, ребятки, испечь оладушки? ".

Ответы детей. "Поможем, бабушка".

(Чтение потешки "Ладушки-оладушки" вместе с детьми)

«Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Маше два, Паше два,

Ване два, Ане два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.»

(имитируют действия)

Бабушка Варварушка: " Пока печь печет оладушки, я покажу вам самовар! Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. Скоро будем чай пить из самовара. А пока самовар кипятит воду я вас со своим котом – Васькой познакомлю. Он ночью мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет. А вы его на улице не видели? (слышится мяуканье). Да, вот же он! (игр. кот сидит под забором). Давайте спросим, где он был?

Ребята, а какую вы потешку знаете про кота? Расскажите мне."

(Дети говорят потешку)

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород,

Всполошится весь народ:

И петух, и курица

С деревенской улицы,

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.»

Бабушка Варварушка: « Ребята, котик мне на ушко мяукнул, что хочет поиграть с нами. Хотите с Васькой поиграть? Давайте мы будем мышками, а кота выберем считалкой.»

Считалка

1. Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Две сороки, соловей.

2. За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Мишка, мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты!

Проводится подвижная игра «Мыши водят хоровод».

Дети водят хоровод, в середине «спит» кот.

«Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.»

Бабушка Варварушка: «А еще живут у меня курочки, петушок, гуси и уточки»

Проводится словесная игра: воспитатель говорит первую строчку, дети - вторую и т. д.

«Наши курочки в окно -

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!»

«Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

«Наши гуси у пруда -

Га-га-га! Га-га-га!»

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!»

Бабушка Варварушка: "А сейчас я хочу познакомить вас с петушком Петей

Давайте вместе поищем петушка».

(Дети находят петушка на заборе)

Бабушка Варварушка: "Здравствуй, Петя петушок! Это ты наверно раньше всех встаешь, всем ребяткам спать не даешь, свои песенки поёшь? Ребята, давайте и мы споем петушку песенку: "Петушок-золотой гребешок".

Ребенок с петушком встает в круг, а дети вокруг него водят хоровод и исполняют песенку. Включается мелодия.

«Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даёшь»

Бабушка Варварушка: "Понравилась тебе, Петушок, песенка наша? Обещай нам громко не петь, и ребят не будить. Садись на забор и смотри, как мы с ребятами дальше будем играть.

Есть у меня волшебный сундук. В этом сундуке сказки живут, давайте его откроем и отгадаем загадки о русских народных сказках.»

1. Трудно дедушке седому

С грядки урожай собрать.

Он решил друзей позвать.

Друг за друга взявшись крепко,

Тянут все из грядки. (репку).

2. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов. («Теремок».)

3. А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

(«Маша и медведь».)

4. От родной своей сторожки

Убежал он по дорожке.

Бегать он умел без ног.

Кто же это? (Колобок.)

5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка.)

6. Добрый маленький герой

Разделил свой дом с лисой.

А лисица злой была

И зайчишку прогнала.

Сам вернуть свой дом на смог,

Петушок ему помог.

(«Заюшкина избушка».)

Бабушка Варварушка : «Молодцы, ребятки, отгадали загадки»

Бабушка Варварушка: «А ещё в моём волшебном сундучке живут ложки и колокольчики. Для чего нужны ложки?»

(Ответы детей)

Бабушка Варварушка : «А вы знаете, что на ложках играть можно! Давайте поиграем ».

(Под быструю русскую народную мелодию дети играют на ложках и колокольчиках.)

Бабушка Варварушка : «Ой, засиделись мы, пора заглянуть в печь. Ох, а оладушки уже совсем готовы. Какие румяные, а как вкусно пахнут, наверное, сладкие, да вкусные. Приглашаю вас, детки за стол буду чаем вас из самовара угощать, да с оладушками!»

Угощает детей чаем, из самовара с оладьями. Звучит фоновая русская народная музыка. После чаепития дети вместе с бабушкой водят хоровод и танцуют.

Список использованной литературы:

  1. Литвинова, М.Ф. : Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Айрис – пресс, 2004.
  2. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор:М.; 1987.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.playwithus.ru/poteshki.htm
  2. http://iplayer.fm/q/песенка+петушок+золотой+гребешок/
  3. http://gamejulia.ru/zagadki-pro-skazki.html
  4. http://doshvozrast.ru/igra/igrapodvig01.htm

Задачи:

— расширить знания детей о лесных животных;
— учить выделять характерные признаки представителей лесных животных;
-повторить названия детенышей лесных животных;
— формировать слуховое и зрительное восприятие;
— развивать связную речь детей;
— обогащать словарный запас;
— продолжать знакомить детей с потешками;
— воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, вовремя прийти на помощь.

Материал: плакат «Лесные животные и их детеныши»; дидактические картинки лесных животных; игрушки: сорока, еж, белка; мнемотаблица потешки «Сорока-белобока»; угощение для детей (орешки от белочки).

ХОД занятия:

Воспитатель: — Ребята, к нам на занятие сегодня прилетела Сорока и рассказала мне, что с ней приключилась беда: она потеряла память, забыла какие звери живут вместе с ней в лесу. Давайте ей поможем вспомнить их.

Дети: — Поможем!

(воспитатель показывает детям плакат «Лесные животные и их детеныши и предлагает детям назвать их: заяц, белка, еж, медведь, волк, лиса)

Воспитатель :- Ребята, давайте четко и выразительно произнесем звуки, которые встречаются в четверостишьях про каждого лесного животного. Буду вас вызывать по одному и вы будете за мной повторять фразу про животного.

(ребенок четко и выразительно повторяет за воспитателем фразу):

Про лису :
Хвост пушистый у лисицы,
Им не зря она гордится.

Про волка:
Серый волк крадется в чаще,
Он страшный, настоящий.

Про медведя:
Спать залег в берлогу Миша
Не шумите. Тише. Тише!

Про ежа:
Ежик листья тащит в норку,
Делает в лесу уборку.

Про белку:
Белка – ловкая зверюшка
Попрыгушка, поскакушка.

Про зайца:
Зверь лесной встал как столбик под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы.
(ответы детей)

Воспитатель :- Ребята, у наших лесных зверей есть детеныши. Давайте Сороке их назовем.

Дидактическая игра» Назови детенышей»
(
воспитатель спрашивает детей по одному)

У ежа – ежонок
У лисы – лисенок
У волка – волчонок
У медведя – медвежонок
У белки – бельчонок
У зайца – зайчонок.

Воспитатель: — А еще у каждого животного в лесу есть свой домик. Давайте расскажем нашей гостьи о домиках лесных зверей.

(воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены звери в их домиках)

Воспитатель: — Ребята, вы должны правильно выбрать нужные картинки и назвать, что на них изображено.

(дети по одному подходят к столу, выбирают нужную картинку и называю, что на ней изображено).

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Лиса живет – в норке
Медведь живет – в берлоге
Белка живет – в дупле
Еж – в листве, под деревом, кустом
Заяц — живет в ямке (логовище)
Волк – живет в ямке (логовище).

Воспитатель: — А теперь нам пора отдохнуть.

Физкульминутка «Зайка серенький сидит»:
(под текст дети выполняют движения)

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так он ушами шевелит (шевелят руками над головой)
Зайке холодно стоят: надо зайке поскакать.
Вот так, вот так надо зайке поскакать (скачут на двух ногах)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

Вот так, вот так надо лапочки погреть (хлопают в ладоши).

Воспитатель: — Дети, чтобы Сорока хорошо запомнила своих соседей – лесных зверей, мы для нее расскажем про них потешки.

Пальчиковая гимнастика «Белка»

(воспитатель показывает игрушку белку, дети хором повторяют текст и показываю на пальчиках):

Сидит белка на тележке
Продает она орешки
Лисички-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.

Воспитатель: А еще наши дети знают потешку про ежика (показывает игрушку ежика, дети рассказывают потешку):

Ежик, ежик без головы, без ножек.
Где ты бегал, что искал?
Я искал грибочки для своих сыночков.

Воспитатель: — Сорока, мы очень хотим тебе помочь, чтобы к тебе вернулась память и ты вспомнила всех лесных зверей. Сейчас наши дети расскажут про тебя потешку с помощью мнемотаблицы. И ты обязательно всех вспомнишь!

(воспитатель показывает детям мнемотаблицу, дети по нем рассказывают потешку «Сорока-белобока»):

Сорока-белобока, кашу варила, гостей созывала, кашей угощала:
Лисичку-сестричку,
Белку-невеличку,
Мишку-топтышку,
Заинку-трусишку. Всех!

Сорока: Ура! Я вспомнила всех своих соседей – лесных зверей. (вместе с детьми называет их всех: медведь, лиса, заяц, еж, белка, волк).

Воспитатель: — Ребята, а почему их всех называют лесными зверями?

Дети: — Потому что они живут в лесу.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы сегодня помогли Сороке вернуть память. И она опять вернется в лес и будет с лесными зверями дружно жить. А Белочка за помощь принесла всем вам угощение из леса – орешки. Спасибо, Белочка!

(воспитатель вместе с игрушкой белочкой раздает детям угощение).

Конспект интегрированного занятия с элементами фольклора в младшей группе «Прогулка по сказочному лесу»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №175 г.Тула

Выполнила воспитатель: Белкина Ольга Владимировна Г.Тула 2015 г.

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних и диких животных; создавать благоприятные условия для своевременного возникновения и развития внеситуативно- познавательного общения; стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность.

Образовательные задачи:

  • Пополнить и закрепить знания детей об устном народном творчестве;
  • закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;
  • закреплять и расширять знания детей о диких и домашних животных;
  • обогащать словарь значимым для познавательной формы общения запасом слов по данной теме.

Развивающие задачи:

  • развивать связанную речь;
  • подводить к умению выразительно имитировать голоса животных;
  • развивать любознательность, память и мышление детей;
  • развивать зрительное восприятие.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание рассказывать знакомые потешки вместе с воспитателем и самостоятельно;
  • воспитывать любовь к русскому народному фольклору;
  • воспитывать бережное отношение к животным;
  • способствовать освоению культуры общения с взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
  • интерес к художественной литературе.

Интеграция образовательных областей.

  1. Здоровье. Укрепление физического и психического здоровья. Обеспечение двигательной активности детей во время занятия, формирование правильного речевого дыхания, формирование правильной осанки; развитие психических процессов. Развитие творческой инициативы.
  2. Физкультура. Использование подвижной игры во время образовательной деятельности.
  3. Социально-коммуникативное. Формирование представления о домашних и диких животных; формирование любови к русскому народному фольклору.
  4. Познание. Расширение кругозора детей, развитие познавательной активности; знакомство детей с характерными признаками осени, развитие интереса к красоте леса и его жителей. Создание в сознании детей представления о целостности мира, взаимосвязях всего окружающего.
  5. Коммуникация. Совершенствование лексической, грамматической и произносительной сторон речи детей. Активизация словаря – осень, листопад, дикие и домашние животные, потешка.
  6. Чтение художественной литературы. Знакомство детей с элементами русского народного фольклора.
  7. Музыка. Развитие музыкально-слуховых представлений, воспитание средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю.

Методы и приемы:

  • Сюрпризный момент.
  • Создание игровой ситуации, художественное слово.
  • Физ. минутка.
  • Помощь воспитателя: вопросы, показ, похвала, поощрение.

Предварительная работа: заучивание: потешек «Лиса по лесу ходила…» , «Как у нашего кота…» , «Петушок, петушок…» ; стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» ;

танца под композицию «Виноватая тучка» , рассматривание иллюстраций о домашних и диких животных, разучивание русской народной игры «По лесной лужайке» , беседы с детьми о диких и домашних животных.

Материал: Игрушки – лиса, зайчик, медведь, петушок, кот, лошадка; всё необходимое для имитации леса; записи звука леса, дождя, домашних животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети с воспитателем входят в группу. Здороваются с гостями.

В: Детишки давайте сегодня с вами отправимся в сказочный лес.

По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки,
Совсем не устают.
Вот деточки попляшут,
Покружатся на месте,
И дальше все пойдут!

(дети идут друг за другом, выставляя ножки, делают пружинку, движения руками, кружатся) .

Запись звука леса.

В: Шли мы, шли, вот и в сказочный лес попали. Ой, посмотрите кто это здесь спрятался за деревом. (дети видят лису) Давайте скажем ей здравствуй и вспомним про неё потешку и она к нам выйдет.

Лиса по лесу ходила,
Звонки песни заводила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.

В: Посмотрите и лисичка к вам вышла, погладьте её. Скажите ей до свидания и пойдём дальше. (звук леса)

В: Посмотрите, ребята, сколько вокруг разноцветных листиков. А почему они такие? Какое у нас сейчас время года? (Осень) А когда ветерок осенью срывает листья с деревьев и они падают, как это называется? (листопад)

(Звучит шум дождя.)

В: Ой, дети начался осенний дождик. Давайте чтоб он прошёл быстрее, потанцуем для него.

(Танец под композицию «Виноватая тучка» )

В: Молодцы, вот и дождик закончился. (Где-то слышен плач)

В: Кто это там плачет? (Подходит к зайчику) Это кто сидит?

Д: Зайчик.

В: Давайте ему скажем здравствуй! Он какой-то грустный, одинокий. А… догадалась, это тот самый зайка из стихотворения А. Барто. Ребята, давайте вспомним этот стишок. (Дети хором читают стишок) . Надо его пожалеть, давайте его погладим. Вот он и повеселел. (Дети подходят к зайке, гладят его и говорят ему до свидания) .

В: А хотите все вместе в русскую народную игру поиграем «По лесной лужайке поскакали зайки…» (игра повторяется 2-3 раза)

В: Зайка по лесу гулял, а в берлоге мишка спал.
Ближе зайка подбежал, и зайчат к себе позвал.
Услыхал медведь и давай реветь:
«Кто тут смеет так шуметь?» (Дети прыгают, В. Имитирует действия медведя, зовет к себе зайчат-детишек и грозит пальцем)

В: А вот мишка проснулся. Мишка, не ругайся, не шуми, у тебя голова болит что-ли? Лучше про себя стишок послушай. (Д. читают стих «Мишка косолапый…» , имитируя действия медведя) .

В: Вот и мишутка перестал сердиться. Давайте скажем ему до свидания и отправимся дальше по сказочному лесу.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Через лужу – прыг, через ямку – скок,
Бух – упали. Куда же мы попали?

В: Перед нами сказочный теремок. Интересно кто в нём живёт? (Из теремка выходит бабушка – забавушка) .

В. и Д. – Здравствуйте! (Все вместе здороваются)

В: Мы гуляли по сказочному лесу и вот, к вашему теремку забрели.

Б-З: Здравствуйте гости дорогие. Меня зовут Бабушка-Забавушка. Вы, наверное устали? Так присядьте, а я вам расскажу, с кем я в теремке живу. Хотите?

Д: Да (рассаживаются на стульчики) .

Б-З: Так как всё здесь сказочное, давайте поиграем. Как услышите звук, вы должны отгадать животное, которое его издаёт. И тогда поймёте с кем я живу. (раздаётся крик петуха) Кто это?

Д: Петушок.

В: Давайте потешку про него вспомним:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?

(раздаётся мяуканье кошки)

Б-З: Узнали кто?

В: Дети расскажите про котика потешку

Как у нашего кота, (руки на поясе; повороты туловища вправо-влево)
Шубка очень хороша, (гладим себя от плеча до запястья)
Как у котика усы, («подкручиваем» усики)
Удивительной красы, (ладошки к щёчкам и качаем головой вправо-влево)
Глазки смелые, (моргаем глазками)
Зубки белые. (показываем зубки)

(звучит звук лошади)

Б-З: И это животное знаете?

В: Расскажем про лошадку? (Дети рассказывают «Я люблю свою лошадку» ) .

Б-З: Вот вы всех моих животных и отгадали. Молодцы!

В:Дети, давайте расскажем бабушке-Забавушке кого мы встретили пока по волшебному лесу шли: Лису, Зайку (кот. Бросила хозяйка) и Мишку косолапого (с шишкой на лбу) . Ребята, а эти животные какие дикие или домашние? (дикие) А те которые у бабушке живут? (домашние)

В: Хорошо тут у вас, но нам пора прощаться. Как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!» (собирает всех детей возле себя)

Б-З: А я вам в дорожку угощение собрала! (корзина с баранками) Доброго вам пути!

В. и Д. Спасибо и до свидание!

Вот как мы шагаем – посмотри!
Ножки поднимаем – раз, два, три!
Как шагают ножки – топ, топ, топ!
Прямо по дорожке – в группу мы пришли!

В: Вот мы и пришли в группу. Вам понравилось наше путешествие. Давайте вспомним кого мы с вами встретили.

В: Вы сегодня были молодцы! Давайте теперь помоем ручки и будем кушать угощение Бабушки-Забавушки!

Перспективный план

По индивидуальной методической теме:

«Народный фольклор как средство развития коммуникативных навыков»

на 2015-2016 учебный год

с детьми II младшей группы

Воспитатель: Будак Т.М.

Использование технологий:

1.Образовательная.

2. Здоровьесберегающая.

3. Игровая.

4.ИКТ.

Использованная литература:

«Народное искусство в воспитании детей» Т.С. Комарова;»Радость творчества» О.А. Соломенникова;

«Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина;

«Театральная деятельность в детском саду с детьми 3 -4 лет» А.В. Щёткин;

«Организация театральной деятельности» Н.Б Улащенко;

«Среда развития дошкольника сущность и структура» В.К. Шалаева, Н.В. Смирнова;

«Праздники в детском саду» С.Н. Захарова; Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»; Т.А. Бударина, О.А. Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», «Детство – пресс» 2010 Е.А. Антипина «Театрализованные представления в детском саду» «Сфера», Москва, 2010

Актуальность.

Последнее время практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам. Включение ребёнка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.

К сожалению, большинство русских людей очень поверхностно знакомо с собственной народной культурой.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребёнку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Исследования показывают, что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на очень низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в младшем дошкольном возрасте.

Задачи.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на русские народные сказки и фольклорные произведения. Способствовать формированию интереса к русскому фольклору. Учить читать наизусть различные виды литературных произведений. Привлекать родителей к чтению русских сказок и произведений русского фольклора.

Сентябрь

Октябрь

Работа с детьми

Тема: Милости просим, гости дорогие

Образовательная технология

1.Беседа с детьми «О матрёшке». Познакомить детей с избой и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки; развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.

2. Петушок - золотой гребешок. Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.

3. Как у нашего кота. Познакомить детей с обитателем избы - котом Васькой; заучить потешку Как у нашего кота; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.

Игровая технология

1. П/игра «Птицы, на гнезда!».

2. Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Тема: Ходит осень по дорожкам

Образовательная технология

1. Чтение потешек «Кисонька-мурысонька», «Пошёл котик на торжок». Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно ласково в обращении к котику и укоризненно в словах

2.Мы ходили в огород. Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов овощи, огород, грядки, твердая, круглая, продолговатая; учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

3.Семья Петушка. Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой); учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

4. Колобок. Напомнить детям содержание сказки Колобок; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи.

Игровая технология

1. Игра: «Прогулка» 2.Игра – импровизация «Листочки в саду». 3. Игра «Воображаемое путешествие»

Здоровьесберегающая технология

1. Пальчиковая гимнастика « Вот у нас игра такая», 2.Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

Работа с родителями

Консультация для родителей

«Влияние фольклора на формирование личности»

Изготовление поделок из природного материала: «Любимые персонажи сказок»

Изготовление шапочек к хороводной игре, дополнить материал к игре «Театр»

Выставка поделок

Ноябрь

Декабрь

Работа с детьми

Тема: « Потешку ты, дружок, послушай и сыграй»

Образовательная технология

1. «Ходит сон близ окон» Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей.

2. «Водичка, водичка, умой моё личико» Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.

3. «С гуся вода, а с Ванечки худоба» Повторение потешки и знакомых колыбельных; закреплять последовательность действий при укладывании спать; учить петь колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и умывальника в избе.

4.«Заюшкина избушка» Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной игрой Зайки.

Игровая технология

1. Игра «Дедушка Молчок», 2. игра «Тень», 3. с/и «Путешествие в осенний лес», ТРИЗ

«Угадай, что я загадала»

Здоровьесберегающая технология

1.Пальчиковая гимнастика «Сказочные существа», 2.коррекционные упражнения для глаз, развитие детской пластики.

ТСО (аудиозапись грустной и весёлой мелодий).

Тема: «Волшебный праздник».

Образовательная технология

1.«Девочка и лиса» Познакомить детей со сказкой Снегурушка и лиса; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой Кто позвал; развивать слуховое внимание.

2. «Уж ты, зимушка-зима». Обогащать словарь детей тулуп, рукавицы, валенки, шаль; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память.

3. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим.

4. «Сундучок Деда Мороза» Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение приближающегося праздника.

Игровая технология

1. д/и « Узнай гостя», 2. Игра «Найди одинаковые снежинки» , 3. «Украсим ёлочку», 4.«Угадай, кто я?», Игры- имитации и импровизации.

Здоровьесберегающая технология

1.пальчиковая гимнастика «Льдинки, ветер и мороз»,«Ёлочка», «Снежок», «Наряжаем елку»

Работа с родителями

1 Консультация «Развитие речи детей в театрализованной деятельности».

Создание фотоколлажа «Как мы праздновали праздник»;

Оснащение предметно – развивающей среды

Изготовление атрибутов, костюмов.

Подбор игрушек, атрибутов, литературных произведений, костюмов, музыкального оформления;

Январь

Февраль

Работа с детьми

Тема: «Мы артисты». Образовательная технология

1. «Пришла коляда - открывай ворота» Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки; познакомить детей с традицией выпекания рождественского печенья - козулей.

2. «Весёлые ложки» Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному творчеству.

3. «Хозяйкины помощницы» Познакомить детей с предметами обихода коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; учить сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия; воспитывать желание помогать взрослым.

4. «Половичку курочка веничком метёт» Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь.

Игровая технология Д/и « Что сначала, что потом?», Игра «Зеркало» , «Сам себе режиссер», «Угадай, кто я?», Игры- имитации и импровизации. Игра «Дождливо - солнечно».

Здоровьесберегающая технология

Пальчиковая гимнастика. «Зима», «Зимние забавы»

Тема: Разыгрывание сказок при помощи различных видов театра: « Гуси-лебеди», « Заюшкина избушка».

Образовательная технология

1. «Масленица годовая» - наша гостьюшка дорогая Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей.

2. «Три медведя» Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.

3.»Маша и медведь» Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы

4. «Идёт коза рогатая». Познакомить детей с новым обитателем избы - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека.

Игровая технология

Д/игра «Угадай, что я делаю», конструирование: Маски для театра , Игра «Продолжи фразу и покажи»,

Здоровьесберегающая технология

Пальчиковая гимнастика «Елочка», «Мороз».

Работа с родителями

Консультация «Как выбрать сказку для самых маленьких»

Проведение викторины « Продолжи потешку»

Оснащение предметно – развивающей среды

Плоскостной настольный театр

Создание картотеки «Потешки»

Март

Апрель

Работа с детьми

Тема: «Потешная карусель»

Образовательная технология

1. «В гости к Хозяюшке» Ознакомление с малыми фольклорными формами; вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

2. «Приди, весна, с радостью» Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички Ласточка, ласточка, Грачи-киричи; познакомить детей с традицией печь жаворонков.

3. «Трень-брень, гусельки» Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.

4. «В гости к бабушке Загадушке» Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Игровая технология

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем». Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

Здоровьесберегающая технология

Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист»,

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Тема: «Репка».

Образовательная технология

1. «Сорока-белобока кашу варила» Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую потешку.

2. «Репка» Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.

3. «Во дворе у бабушки» Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества; активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

4. «Курочка Ряба» Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на Пасху.

Игровая технология

Здоровьесберегающая технология

Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке». Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб»

Работа с родителями

Консультация «Развитие творческих способностей у дошкольника»;

Консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности»;

Оснащение предметно – развивающей среды

Изготовление масок.

Май

Работа с детьми

Тема: «Если с другом вышел в путь»

Образовательная технология

1. «Солнышко, нарядись, красное, покажись» Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе.

2. «Кто в тереме живёт» Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение.

3. «Ярмарка» Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей.

4. «Сказки водят хоровод» Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству

Игровая технология

Игра с воображаемыми предметами, Игра «И я тоже!», ТРИЗ « Чем был - чем стал», Игра «Веселые обезьянки», Игра « Назови вежливое слово».

Здоровьесберегающая технология

Пальчиковая гимнастика «Наша группа»,

«Не плачь, куколка моя»

Работа с родителями

Консультация «Основы театральной культуры»; Мастер-класс для родителей: «Играя, развиваем речь детей».



Публикации по теме