Публичный дом в бухенвальде. «Дома терпимости» Гитлера: страшнее Бухенвальда и Освенцима…

О том, что нацисты создали в концлагерях сеть борделей с участием женщин-заключенных, мировое сообщество узнало относительно недавно - в 2009 году, благодаря книге немецкого культуролога Роберта Зоммера «Бордель в концентрационном лагере». Исследователь более 9 лет занимался изучением этой проблематики, которая оставалась неизвестной не только широкой общественности, но даже узкому кругу историков Второй мировой войны.

Освенцим-Биркенау - женский лагерь (май 1944)

Идея создания таких заведений принадлежит рейхсфюреру СС Г.Гиммлеру, который был поражен системой стимулов, направленных на повышение объемов производства в советских лагерях. Правда, как раз бордели в советских лагерях как стимул не использовали. А Гиммлер считал, что посещение лагерных борделей повысит работоспособность заключенных. По его замыслу, самые продуктивные узники должны были получать поощрительные бонусы: сигареты, наличные или лагерные ваучеры, облегчение условий содержания, доп пайки к пищевому рациону и визиты в бордель.

В общем с 1942 года было создано 10 публичных домов в концлагерях Маутхаузен, Гузен, Флоссенбурґ, Бухенвальд, Освенцим, Моновиц, Дахау, Нойенгамме, Заксенхаузен и Миттельбау-Дора. В них работали около 200 секс-рабынь. Самый большой бордель действовал в Освенциме - здесь работало 20 девушек.

В концлагерный бордель мог попасть не каждый заключенный. Этим правом обладали так называемые «лагерные функционеры»: интернированные, занимавшиеся внутренней охраной, и надзиратели из числа заключенных. Сначала бордели были открыты только для заключенных немецкого происхождения или представителей народностей, входивших в состав Рейха, а также для испанцев и чехов. Однако позже услугой могли пользоваться практически все, кроме евреев, советских пленных и простых интернированных.

Бордель в концлагере

Первый публичный дом открыли в июне 1942 года в концлагере Маутхаузен (Верхняя Австрия). Его помещения насчитывали 10 небольших комнат в «бараке №1» с зарешеченными окнами. Здесь каждая женщина имела собственное «рабочее место» - отдельную комнату. В ней обычно были стол, стулья, кровать, окно и занавеска.

Комната в борделе концлагеря Бухенвальд

Работниц борделей отбирали среди женщин-заключенных. Под эту категорию подпадали симпатичные женщины в возрасте 17-35 лет. Около 60-70% лагерных проституток были немками по происхождению, обычно из числа «антиобщественных элементов». Многие из них до попадания в концлагеря занимались проституцией, поэтому соглашались на эту работу без проблем. Сначала они даже в отдельных борделях передавали свои «профессиональные навыки» неопытным в этом деле девушкам. Примерно 30-40% набирались из числа полек, украинок или белорусок, евреек к работе в лагерных борделях не допускали. Лагерные проститутки имели свои опознавательные знаки - им на рукавах нашивали черные треугольники.

Система отбора была как добровольная, так и принудительная. Бывшая сотрудница медицинской части Равенсбрюка вспоминала, что некоторые женщины шли в публичный дом по собственному желанию, потому что им обещали освобождение после 6 месяцев работы. В свою очередь испанка Лола Касадель рассказывала, как их староста в лагере Равенсбрюк объявила: «Кто хочет работать в борделе, зайдите ко мне. И учтите: если добровольцев не обнаружится, нам придется прибегнуть к силе».

Работа в борделях для многих женщин в концлагерях стала последней надеждой на выживание в этом аду. «Самое важное, что нам удалось вырваться из Берген-Бельзен и Равенсбрюка, - говорила Лизелотте Б., бывшая заключенная лагеря Миттельбау-Дора. - Главное - это выжить».

После отбора «бордельных работниц» привозили в мужской концлагерь, где для них были выделены специальные бараки. Обычно истощенных после пребывания в своих лагерях женщин, чтобы они не умерли от изнеможения, помещали в лазарет, где в течение 10 дней пытались привести к «человеческому облику». Медицинские работники СС делали будущим проституткам уколы кальция, они принимали дезинфицирующие ванны, отъедались и загорали под кварцевыми лампами.

Мужчины, которые изъявили желание посетить публичный дом, должны были получить разрешение у лагерного руководства, после чего покупали входной билет стоимостью в две рейхсмарки. Для сравнения - 20 сигарет в лагерной столовой стоили 3 марки. Уже непосредственно в борделе клиенты ждали в зале ожидания, пока проверяли их данные. Затем проходили медицинское обследование, которое включало поверхностный осмотр члена на признаки венерических заболеваний и профилактические инъекции, далее человек получал номер комнаты, куда он должен был идти.

Плату брали с целью компенсировать расходы на обустройство заведений. И в определенной степени это удавалось, ведь только в Бухенвальде за первые 6 месяцев работы борделя удалось заработать где-то 14-19 тысяч рейхсмарок. Деньги шли на счет Управления экономической политики Германии. Из двух марок, заплаченных клиентом, 50 пфеннигов принадлежали проститутке. Правда, оплату за свой труд могли получать только немки. Гиммлер отмечал, что «деньги, которые удастся заработать этим несчастным, будут им, как находка в старости». За день проститутка должна была принять 6-15 клиентов (количество варьировалась в зависимости от лагеря).

Заболевание венерической болезнью в лагерных борделях обычно означало смерть. Правда, медицинская обслуга этих заведений пыталась предотвращать болезни соответствующими инъекциями в завершение рабочего дня и регулярными медицинскими осмотрами. Посетителям выдавали дезинфекционные мази. В лагерных борделях клиентам не выдавали презервативы - в отличие от военных. Тех, кто заболел, изолировали от общественности и подвергали медицинским экспериментам, после которых практически никто не выживал.

Нацистская верхушка очень боялась распространения венерических болезней. Гитлер еще накануне войны отмечал, что сифилис является одной из самых опасных болезней в Европе, которая может привести к катастрофе. Именно поэтому в концлагерях проводили эксперименты над узниками для совершенствования способов лечения этих недугов. Например, в Освенциме всех больных проституток из лагерных борделей отправляли для экспериментов в блок №10.

В определенной степени об этих опытах нацистов шла речь на Нюрнбергском процессе, в частности советская сторона во время представления доказательств зверств нацистов в разделе «Эксперименты над живыми людьми» касалась этой проблемы. В документе указано, что в блоке №10 Освенцима одновременно удерживали до 400 заключенных, над которыми экспериментировали в плане стерилизации (у мужчин - кастрация) путем облучения рентгеном. Женщин ставили между двумя плитами с ультрафиолетовым полем, один электрод помещали на живот, другой - на ягодицы. Фокус лучей направляли на яичники, от чего они сгорали. Кроме этого, женщин искусственно заражали раком шейки матки, после чего пытались его лечить (искусственная беременность, принудительные роды, испытания контрастных веществ для рентгенографии матки).

Проституток лагеря Равенсбрюк привлекали к опытам с охлаждением мужского тела. Узника погружали в холодную воду при температуре 39-48 градусов по Фаренгейту, а затем его должны были разогревать своими обнаженными телами одна или две женщины.

Большинство опытов заканчивались быстрой и мучительной смертью испытуемых.

Хотя обычно проститутки беременели редко (прежде всего из-за большого физического истощения и психологических стрессов), но те, кто все же забеременел, должны были пройти процедуру аборта и через 5 недель могли вернуться к работе. Подвергали таких женщины и экспериментам с прерыванием беременности различными способами или на разных ее сроках. Отдельным позволяли рожать, чтобы определить, сколько может прожить младенец без кормления.

Проводились в концлагерях также опыты над гомосексуалистами с целью их возвращения к традиционной половой жизни. Распространение гомосексуализма в немецком обществе верхушка Рейха боялась не меньше, чем венерических болезней, поэтому всячески боролись с его проявлениями. Гомосексуализм в Германии после 1935-го года считали уголовным преступлением, мужчины за соответствующие проявления могли получить от 3 до 10 лет лишения свободы. В 1935-1944 годах по обвинению в гомосексуализме осудили, по разным подсчетам, от 50 до 63 тысяч человек (из них 4000 несовершеннолетних).

Нацистская власть пыталась перевоспитывать геев в тюрьмах и концлагерях. Методы этого перевоспитания были разными - от избиения и морения голодом до принудительного секса с женщинами. Так, Г.Гиммлер думал, что геев можно «вылечить» общением с проститутками. Он предлагал руководителю концлагеря Равенсбрюк, где были узники-гомосексуалисты, ставить их в рабочие группы с проститутками, которые должны были их незаметно сексуально возбуждать.

Если кто-то отвечал взаимностью, то им позволяли заниматься сексом с женщиной. Другой способ «лечения» предполагал обязательное посещение гомосексуалистами лагерного борделя, где они принудительно должны были заниматься с женщинами сексом один раз в неделю. Чтобы мужчины не уклонялись от полового акта, за их действиями через глазок в двери комнаты наблюдали надзиратели и СС.

Считалось, что таким образом геи возвращались к традиционной сексуальной жизни. Рудольф Гесс, в свою очередь, считал, что геев может «перевоспитать» тяжелая работа. Но это привело к высокой смертности - только в Бухенвальде уровень смертности среди гомосексуалистов достиг 50%. Еще одним вариантом «лечения» были медицинские эксперименты. В том же Бухенвальде таким мужчинам вводили мужской гормон, потому что считалось, что главной причиной отклонений у геев есть его недостаток в организме.

Пленные женщины

Практикованием принудительной проституции в концлагерях руководство Рейха унижало женское достоинство. Ведь та, которой хватило сил перенести надругательство в борделях, имела больше шансов выжить благодаря лучшим условиям существования - в отличие от остальных женщин. Конечно, у тех проституток, доживших до освобождения, на всю жизнь остались душевные травмы. Это на самом деле, как отмечает Роберт Зоммер «новая грань нацистского террора».

В Германии предан гласности доселе малоизученный факт из истории нацистского прошлого. Немецкий культуролог Роберт Зоммер впервые поведал миру о судьбе лагерных проституток в своей книге «Das KZ-Bordell» («Бордель в концентрационном лагере»), сняв табу с запретной темы.

Табу Второй Мировой войны

На прошлой неделе в берлинском ландтаге (региональном парламенте) прошла презентация книги Роберта Зоммера «Das KZ-Bordell» («Бордель в концентрационном лагере»). На 460 страницах исследования описана история появления, структура работы и социальная роль публичных домов, созданных нацистами в концентрационных лагерях. Согласно данным культуролога, вырученные от проституции средства поступали на счета Третьего Рейха. Однако историки старательно умалчивали о лагерной проституции. Бордели были расположены на территории Захсенхаузена, Дахау, Аушвица , Бухенвальда, Дора-Миттельбау, Равенсбрюка, Маутхаузена и Берген-Бельзена. Самый большой публичный дом, с 20 девушками, существовал на территории Освенцима .

"Между 1942 и 1945 годами нацисты организовали всего десять „специальных учреждений“ в Бухенвальде, Дахау, Заксенхаузене и даже в Аушвице. Всего в них было принуждено к работе около 200 женщин. Как пишет автор, публичные дома для заключенных были организованы в качестве поощрения за хорошую работу по указанию тогдашнего рейхсфюрера СС Гиммлера. При содействии промышленников он ввел в концлагерях премиальную систему, которая поощряла примерную работу заключенных облегчением содержания, дополнительным пайком, денежными премиями, табаком и, конечно же, посещением борделя.

Несмотря на то, что со дня окончания Второй Мировой войны прошло 60 с лишним лет наличие в лагерях смерти борделей, в которых узниц принуждали к проституции все еще остается малоизученным аспектом нацистского террора. Но чем больше времени проходит, тем меньше остается свидетелей, а значит становится легче снимать табу с „неудобной“ темы.

„Das KZ-Bordell“

В течение девяти лет 34-летний берлинский ученый исследовал документы, разбросанные по архивам и мемориальным комплексам различных стран, беседовал с жертвами сексуальной эксплуатации и очевидцами, дожившими до наших дней. Ученый развенчал миф о том, что национал-социалисты боролись с проституцией. Скорее, режим стремился к тотальному контролю над весьма выгодным бизнесом. Целая сеть борделей, покрывавшая в те годы половину Европы, контролировалась властями нацистской Германии. Зоммер утверждает, что в сеть входили „гражданские и военные публичные дома, а также заведения для принудительных рабочих, в связи с чем эта сеть частично накладывалась на систему концентрационных лагерей“.

Защитив диссертацию, которая по сути стала первым обширным научным исследованием на тему нацизма и проституции, Зоммер решил опубликовать добытые материалы в книге „Das KZ-Bordell“ („Бордель в концентрационном лагере“). Помимо этого, факты, на которые Зоммер пролил свет, легли в основу передвижной выставки „Лагерные бордели. Принудительная проституция в нацистских концлагерях“. Организаторы планируют провести ее в нескольких мемориальных комплексах до конца года. „Ни одна тема в истории концлагерей так не замалчивалась либо не искажалась в общественном сознании, как эта“ — сказала директор мемориала Инза Эшенбах. На стендах, оформленных художниками Берлинского университета искусств, представлены документы или их копии. Это первая выставка на запретную тему в немецком музее женского концлагеря Равенсбрюк. „Тем не менее, в исследованиях еще существует много пробелов, — отметила доцент Катя Йедерман. — Ведь хотя женщинам был нанесен физический и моральный ущерб, многие из них из-за чувства стыда не обращались за компенсацией. Усугубляло положение и то, что вступавшие с ними в половые отношения мужчины отзывались о них большей частью презрительно. Если вообще отзывались“.

Хороший работник - это удовлетворенный работник

Размышления о повышении работоспособности заключенных, вместе с тем и о прибыли от их работы привели рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера к мысли об открытии спецбараков на территории концлагерей. Гиммлер цинично полагал, что немного женской ласки повысит производительность рабского труда в каменоломнях и на оружейных заводах. Поощрить „прилежно трудящихся заключенных возможность посетить бордель и насладиться обществом женщины“ представлялось для рейхсфюрера целесообразным. 23 марта 1942 года он написал о своей идее Освальду Полю, ведавшему управлением лагерей.

Рейхсфюрер СС даже ввел своеобразную систему поощрения узников концентрационных лагерей: за „особые заслуги“ узники вознаграждались облегчением условий содержания, добавками к рациону питания, а также небольшими денежными премиями. Всего же в публичных домах концлагерей работали порядка 200 „секс-рабынь“. В некоторых лагерях на одну проститутку приходилось по 300 — 500 мужчин.

Согласно расистской иерархии национал-социалистов, изначально посещение публичных домов позволялось только узникам немецкого происхождения. Но позднее „услугой“ могли пользоваться практически все кроме евреев, советских военнопленных и простых интернированных. Этим правом обладали так называемые заключенные-функционеры: интернированные, занимавшиеся внутренней охраной, и надзиратели из числа узников.

„Смысл учреждения борделей состоял в том, чтобы увеличить производительность насильственного труда, создав людям дополнительный стимул, — поясняет Зоммер. — Судя по собранным мной данным, план не сработал: большинство заключенных были просто физически не в состоянии пойти к проститутке“.

„Черный треугольник“

Активистка австрийского движения Сопротивления и заключенная лагеря Равенсбрюк Антониа Бруа вспоминает: „Самые красивые женщины оказывались в борделях СС, менее эффектные — в военных борделях“. Остальные же высылались в мужские концлагеря. Так, в июне 1942 года в лагере Маутхаузен в Верхней Австрии был создан первый лагерный „дом терпимости“. Здание насчитывало десять небольших комнат с зарешеченными окнами „барака №1“. В публичном доме у каждой женщины было собственное „место работы“ — отдельная комната. В ней обычно имелись стол, стулья, скамья, окно и даже занавеска.

Будущих проституток в возрасте от 17 до 35 лет набирали в самом большом женском концентрационном лагере на территории самой Германии Равенсбрюк или Аушвиц-Биркенау из числа „антиобщественных элементов“. Многие из них ранее уже занимались проституцией, на первых порах они обучали новичков „профессиональным навыкам“. Около 60-70 процентов лагерных путан были немками по происхождению. Оставшаяся часть набиралась из числа полек, украинок или белорусок, еврейки же не допускались к работе в лагерных борделях, а заключенные-евреи не имели права их посещать.

В кинохронике, которую отсняли сами фашисты, четко заметны номера узников. Однако из-за того, что архивный материал был отснят на черно-белую пленку трудно заметить другие знаки различия — разноцветные нашивки. К рукавам проституток нашивали „черные треугольники“.

По прибытию в мужской лагерь надзирательницы цинично сообщали им, что они находятся в „борделе для заключенных“ и что им непомерно повезло. Женщин помещали в лазарет, где их в течение десяти дней приводили в форму — им делали уколы кальция, они принимали дезинфицирующие ванны, отъедались и загорали под кварцевыми лампами.

Врачи СС пресекали распространение венерических болезней в лагере, поэтому женщин регулярно осматривали, а посетителям выдавались дезинфицирующие мази. Однако, в отсутствии презервативов, о предохранении путаны не заботились. Но и беременели они редко. Большинство „асоциальных“ женщин стерилизовали еще до мобилизации в лагеря, а другие были неспособны к деторождению из-за стресса. При «производственных ошибках» женщин заменяли на вновь прибывших, а беременных высылали обратно в женские лагеря для прохождения надлежащей медицинской процедуры. По редким данным, можно сделать вывод, что беременность могла означать заочный смертный приговор, но никаких документальных подтверждений казней беременных нет.

Вырванная страница истории

Процедура посещения борделей, а также время их работы регламентировались СС. „Специальное учреждение“ в концлагере Бухенвальд было открыто 11 июля 1943 года. Оно работало ежедневно с 19.00 до 22.00. В те вечера, когда не было света или воды, объявляли воздушную тревогу или передавали по радио речь фюрера, публичный дом закрывался. В свободное от основной работы время девушки занимались несложной работой: починкой носков или сбором трав.

Двери „номеров“ были оборудованы глазками. Коридоры патрулировались эсэсовцами. Посетители должны были разуваться, говорить разрешалось только о самом необходимом. "Каждый заключенный должен был вначале подать прошение на посещение борделя, а затем он мог купить за две рейхсмарки входной билет. Для сравнения, 20 сигарет в столовой стоили три марки. Евреям вход в бордель был строго воспрещен. Разводящий выкрикивал номер заключенного и номер комнаты, которую он должен был занять. Заключенному позволялось находиться в комнате не более 15 минут, при „этом“ была разрешена только „поза миссионера“ — описывает Зоммер в своей книге.

В дневнике заключенного Дахау Эдгара Купфер-Кобервитца записано: „Ждешь в коридоре. Фамилию и номер узника вписывают в журнал. Потом называют некий номер и фамилию какого-то узника. Тогда нужно спешить в комнатку с названным номером. Каждый раз тебе достается другая комната. У тебя есть 15 минут. Ровно 15 минут“. Однако нередко до полового акта не доходило. Одни мужчины оказывались физически не в состоянии его совершить, „другие, — продолжает Зоммер, — испытывали потребность, скорее, просто поговорить с женщиной, ощутить ее близость“.

Бывший узник Бухенвальда голландец Альберт Ван Дейк вспоминает ужасы, пережитые им и многими другими в отдельной главе в своих мемуарах — нерассказанное никем. Именно в ней он рассказывает о том, что посещал в лагере, где он провел два года, публичный дом для узников. „Этих женщин большинство узников презирало. Но разве они туда добровольно приехали? Нет“ — пишет он. „Старшие мне говорили: как тебе не стыдно, мама скопила для тебя деньги, а ты их на женщину тратишь? А мне не было стыдно: тебя моют, бреют, дают чистую одежду, ты получаешь женщину. Так я познакомился с Фридой“ — говорит Ван Дейк. Для бывшего узника концлагеря это память о первой любви.

Проституция, как средство выживания

Среди женщин из „команды особого назначения“ были и добровольцы. Бруа, которой пришлось работать в медсанчасти Равенсбрюка, вспоминала, что некоторые женщины „добровольно шли в публичный дом, потому что им обещали освобождение“ ровно через шесть месяцев. Однако это утверждение спорно. Так, испанка Лола Касадель, участвовавшая в движении Сопротивления и в 1944 году попавшая в Равенсбрюк, рассказала как их староста в лагере объявила: „Кто хочет работать в борделе, зайдите ко мне. И учтите: если добровольцев не окажется, нам придется прибегнуть к силе“.

Для многих женщин, обреченных на смерть, „повинность“ в борделе стала последней надеждой на выживание. „Важнее всего, что нам удалось вырваться из ада Берген-Бельзена и Равенсбрюка, — говорила Лизелотте Б., бывшая узница лагеря Миттельбау-Дора. — Главное — как-то выжить“.

„Исследование публичных домов в лагерях смерти раскрывает новую грань нацистского террора: эсэсовцы фактически пытались сделать узников своими сообщниками в преступлении против женщин“, — уверен берлинский культуролог. Как выяснил Зоммер, тот, у кого хватило сил перенести ужасы борделя, имел больше шансов не умереть в лагере. Почти все вынужденные проститутки пережили времена нацистского террора. Инза Эшебах, руководитель мемориала бывшего концлагеря Равенсбрюк добавляет: „Женщины, разумеется, не рассказывали об этом после войны. Одно дело говорить: я работала плотником или я строила дороги, и совсем другое — меня вынудили работать проституткой“.

Что стало с теми лагерными проститутками, которые дожили до освобождения, сумели ли они исцелиться от душевных травм, имеют ли они семью и детей в большинстве случаев не известно. Как правило, женщины до конца своих дней молчат о том, что с ними произошло. Сотни узниц публичных домов после войны жили в стыде. Военное сексуальное насилие ООН признала преступлением против человечности только в ХХI веке. „Ни одна из них не получила компенсацию за то, через что ей пришлось пройти, — говорит Зоммер. — Чрезвычайно важно хоть в какой-то степени восстановить сегодня доброе имя этих женщин“.

Тема проституции в Германии времён Второй мировой всегда была табу, только в 90-х годах немецкие издания начали освещать этот пласт истории. В это с трудом верится, ибо едва придя к власти, национал-социалисты начали с дополнения Уголовного кодекса параграфом, согласно которому за беспокойство гражданина развратным предложением можно было угодить за решетку. Только в Гамбурге за полгода задержали порядка полутора тысяч женщин, обвиненных в проституции. Их отлавливали на улицах, отправляли в лагеря и подвергали принудительной стерилизации. Несколько больше повезло тем женщинам, которые продавали свое тело, совмещая проституцию с государственными заданиями. Речь здесь идет прежде всего о пресловутом «Салоне Китти», воспетом в одноименной картине Тинто Брасса. (19 фотографий)

1. В 19 веке в Германии приветствовалось создание публичных домов, чтобы избежать многочисленных болезней. Мужчины, привыкшие к доступности женского тела, не отказывали себе в привычках и не считали аморальным снять проститутку. Традиция сохранялась и при нацизме, поэтому в связи с многочисленными случаями изнасилований, гомосексуализма и заболеваний солдат, 9 сентября 1939 года министр внутренних дел Вильгельм Фрик издал указ о создании публичных домов на оккупированных территориях.
Для учета фронтовых публичных домов и проституток военное ведомство создало специальное министерство. Веселые фрау числились госслужащими, имели приличную зарплату, страховку, пользовались льготами. Нельзя сбрасывать со счетов и плоды пропагандистской работы ведомства Геббельса: германский обыватель, имевший на войне сына или брата, трепетно относился к вермахту, и даже среди проституток, наряду с профессионалками, было, как утверждают, немало таких, кто отправлялся обслуживать фронтовых солдат из патриотических побуждений.

2. Наиболее качественное обслуживание предполагалось в госпиталях люфтваффе, любимого детища Геринга, где предусматривалось наличие одной штатной фрау на 20 летчиков или 50 техников из наземного обслуживающего персонала.Согласно неукоснительно выполняемым правилам поведения, проститутка встречала летчика в одежде, с аккуратным макияжем; безукоризненно чистое нижнее белье, как и постельное, должно было меняться для каждого «железного сокола».

4. Любопытно, что для солдат сателлитных армий доступ в немецкие секс-заведения был закрыт. Рейх их кормил, вооружал, обмундировывал, но делить с итальянцами, венграми, словаками, испанцами, болгарами и т. д. своих фрау считалось уж слишком. Только венгры смогли организовать для себя подобие полевых борделей, остальные выкручивались как могли. Немецкий солдат имел законную норму посещений публичного дома – пять-шесть раз в месяц. Помимо этого командир мог от себя выдать талончик отличившемуся в качестве поощрения или, напротив, наказать лишением за провинность.

6. На посещение отводился час, в течение которого клиент должен был зарегистрировать талон, куда вписывались имя, фамилия и учетный номер девушки (солдату предписывалось хранить талон 2 месяца – на всякий пожарный), получить средства гигиены (кусочек мыла, полотенце и три презерватива), помыться (мылиться, по регламенту, следовало дважды), и только после этого допускался к телу.
В подразделениях процветал бартер: ловеласы выменивали талончики у тех, кто больше секса любил поесть, на мармелад, шнапс, сигареты. Отдельные сорвиголовы пускались на ухищрения и по чужим талонам пробирались в сержантские бордели, где девочки были получше, а кто-то даже проникал в офицерские, рискуя в случае поимки получить десять суток.

8. Капитулировав 22 июня 1940 года, Франция предоставила свои многочисленные бордели немецким оккупантам.А во второй половине июля уже подоспели два приказа о пресечении уличной проституции и создании борделей для вермахта.
Нацисты конфисковали приглянувшиеся дома терпимости, набрали руководство и персонал, придерживаясь критериев арийской расовой чистоты. Офицерам эти заведения посещать запрещалось, для них были созданы специальные гостиницы. Таким образом командование Вермахта хотело пресечь мужеложство и распространение венерических заболеваний в армии; повысить стимул и стойкость солдата; пресечь интимные связи на стороне, из-за боязни шпионажа и рождения неполноценных; и насытить сексом, чтобы пресечь преступления на сексуальной почве, расшатывающие ряды армии.

9. В этих домах терпимости работали исключительно иностранки – в большинстве своём полячки и француженки. В конце 1944 года численность вольнонаёмников превысила 7,5 миллионов. Среди них были также и наши соотечественники. За копейки поднимая экономику воюющей Германии, живя в закрытых поселениях они имели возможность отовариться по талончику в публичном доме, что поощрялось работодателем.

11. Для посещения борделя арестант должен был сделать заявку и купить так называемую Sprungkarte стоимостью 2 рейхсмарки. Для сравнения пачка 20ти сигарет в столовой стоила 3 рейхсмарки. Евреям посещение борделя было запрещено. Ослабшие после трудового дня узники не охотно шли в предоставленные им Гиммлером дома терпимости. Одни по моральным соображениям, другие по материальным бордельный талон можно было выгодно обменять на пропитание.

К 1942 году рейхсфюрер СС Гиммлер озаботился повышением производительности труда рабов в концлагерях. И он решил ввести в лагерях «дома терпимости», чтобы дать «прилежно трудящимся заключенным возможность посетить бордель и насладиться обществом женщины». Гиммлер цинично полагал, что после такого поощрения узники будут эффективнее работать.


Первый бордель для заключенных открыли в июне 1942 года в лагере Маутхаузен в Верхней Австрии. Позже публичные дома были открыты в большинстве одиозных концлагерей: Аушвице, Бухенвальде, Заксенхаузене, Дахау. Невольниц-проституток рекрутировали преимущественно из Равенсбрюка - концентрационного лагеря для женщин. В основном это были немки из «асоциальных элементов»: проститутки, бездомные, уголовницы. Евреек не брали, равно как и евреи-заключенные не имели права посещать лагерные бордели. Женщинам обещали хороший паек и свободу через полгода «работы». В реальности отработавших в таких борделях женщин отправляли назад в концлагерь.


На все про все заключенным давали 15 минут. Была разрешена только одна поза - миссионерская. В каждой двери находилось отверстие, в которое надзиратель SS следил за процессом. Разговоры и любое общение помимо полового акта запрещались.

Удивительно, что, несмотря на серьезное послевоенное , о существовании борделей в концлагерях не было широко известно вплоть до 1990-х годов.

Публичные дома для иностранцев и наемных рабочих

Нацистские власти как могли пресекали любые половые отношения между немецкими женщинами и привезенными на принудительные работы в Германию мужчинами (к концу 1944 года их уже набралось 7,5 миллиона - от французов до советских граждан) - боялись, что миллионы инородцев испортят чистоту немецкой расы.

В 1941 году по распоряжению Мартина Бормана были созданы бордели для иностранных рабочих. В этих домах терпимости работали исключительно иностранки - из насильно угнанных или добровольно приехавших женщин. Иностранные рабочие жили в закрытых поселениях, им выдавали специальные талоны, которые они могли предъявить в публичном доме.

Стационарные бордели вермахта


Армейские «дома терпимости» появились сразу с началом Второй мировой войны: 9 сентября 1939 года министр внутренних дел Германии Вильгельм Фрик, стремясь удержать солдат от изнасилований, гомосексуализма и венерических заболеваний, приказал создать бордели для вермахта на оккупированных территориях. В годы войны немцы организовали более 500 борделей, разделенных поровну между Западным и Восточным фронтами.

На Восточный фронт девушек привозили из Западной Европы. Например, в Житомире бордель с голландками немцы открыли после того, как среди находившихся в городе войск участились случаи венерических заболеваний. Вскоре арийских гражданок стало не хватать. Тогда оккупационные власти начали комплектовать бордели местными женщинами. Претендентки на работу должны были владеть немецким языком, а их внешность - максимально приближаться к «арийскому стандарту».

Передвижные армейские бордели


Как правило, в стационарных публичных домах работали местные: во Франции - француженки, в Польше - полячки, в СССР брали всех, но особенно ценились расово родственные латышки и литовки.

Но стационарных «домов терпимости» на всех не хватало, да и не слишком нацисты доверяли местным жрицам любви - блюли чистоту арийской крови. Поэтому войска возили за собой бордели на колесах, укомплектованные чистокровными арийками. В дневнике генерала Гальдера есть следующая запись: «Текущие вопросы. 1) Лагеря для военнопленных переполнены. 2) Танкисты требуют новые моторы. 3) Войска двигаются быстро, публичные дома не успевают за частями».

Кандидатки в передвижные бордели проходили строгий отбор на предмет расовой чистоты. Там работали исключительно немки, голландки, датчанки и норвежки. Немало было немок, работавших не столько за деньги, сколько из патриотизма. Армейские считались служащими Министерства обороны, имели приличную зарплату, страховку, пользовались льготами.

Немецкому солдату выдавалось 5-6 талончиков в месяц на посещение публичного дома. Кроме того, командир мог выдать талончик отличившемуся солдату в качестве поощрения или, напротив, лишить талончика за провинность.

Союзных солдат (итальянцев, венгров, румын, словаков) в немецкие бордели не пускали, им приходилось выкручиваться самим. Только венгры смогли организовать подобие немецких полевых борделей. Например, в Сталино (ныне Донецк) был бордель для итальянских солдат и офицеров, назывался он «Итальянское казино».

Бордель для нацистской верхушки

Представители нацистской верхушки . Идея создания элитного борделя принадлежала руководителю Главного управления имперской безопасности СС Рейнхарду Гейдриху, а в жизнь ее воплотил Вальтер Шелленберг. Учитывая специфику службы, под эгидой которой создавался салон Китти, не приходится удивляться, что бордель был нашпигован прослушивающей техникой. Подбор персонала осуществлялся строго. Шелленберг лично отобрал 20 женщин, которые должны были интеллигентно выглядеть, знать несколько иностранных языков, быть убежденными нацистками и обладать ярко выраженными склонностями к нимфомании. После этого они прошли обучение шпионажу. Фактически в салоне Китти проверяли, насколько высшие функционеры верны режиму и идеям национал-социализма.

В 1942 году в дом, где находился салон Китти, попала авиабомба, и он был закрыт службой безопасности СС.

Во время Второй мировой войны проституция в Третьем рейхе была взята под строгий контроль: эсэсовский режим не только не запрещал публичные дома, наоборот, всячески поощрял их посещение солдатами. Разветвленная сеть борделей покрывала половину Европы и находилась под строгим контролем нацистского государства.
Существовало четкое разграничение по статусу: рядовому солдату вход в публичный дом для офицеров был строго заказан. За нарушение этого правила можно было схлопотать десять суток ареста. Отдельные публичные дома создавались также для насильно вывезенных рабочих, гражданских и заключенных концлагерей.

Принудительная проституция и поощрение узников

«Строения особого назначения» начали появляться на оккупированных территориях в 1942 году. В Дахау, Заксенхаузене и даже Освенциме создавались лагерные бордели, в которых узниц женского пола принуждали к занятию проституцией. Параллельно с открытием подобных заведений велась жесткая политика по пресечению уличной проституции. Девушек легкого поведения, которые рискнули продавать свое тело без указа рейха, отлавливали на улицах, отправляли в лагеря и подвергали принудительной стерилизации.

Идея поощрять «прилежно трудящихся узников возможностью насладиться обществом женщины» принадлежала Генриху Гиммлеру. Однако обманчиво считать действия рейхсфюрера СС заботой о заключенных. Наоборот, дома терпимости создавались с единственной целью: как эффективнее сподвигнуть узников к еще более усердному труду. Услуга пользовалась популярностью: поход в бордель узники выбирали не реже, чем добавку к рациону, облегчение условий содержания или денежную премию.

Принудительная проституция в нацистских концлагерях дала свои плоды: стремясь заработать вожделенное телесное вознаграждение, заключенные действительно показывали высокую производительность труда на оружейных заводах и в каменоломнях.

«Премия» для надсмотрщиков

Расистская иерархия существовала и при посещении лагерных борделей. Поначалу половые утехи разрешались только узникам, которые были чистокровными немцами. Со временем рейх смягчился и разрешил общение с женщинами представителям некоторых других наций. Исключение составляли евреи: им дорога в лагерные бордели была всегда закрыта.

За определенную плату – две рейхсмарки – внеочередной «премии» могли удостоиться надсмотрщики, старосты и прочая «знать» из числа заключенных лагеря. Стоимость входного билета была довольно высокой. В те времена, например, за три рейхсмарки в столовой можно было купить 20 сигарет.

Утехи в одной позе

График работы и процедура посещения лагерных домов терпимости четко регламентировались. По приходу узника записывали в специальный журнал и называли номер комнаты, в которой уже ждала проститутка. На любовные утехи выделялось около 15 минут, иногда немного больше. Что примечательно, комнаты и девушки никогда не повторялись. Посетителей обязывали разуваться на входе и говорить только о самом необходимом. Разнообразие в во время интимных отношений не приветствовалось - заключенным дозволялась исключительно миссионерская поза.

Аскетичная обстановка не способствовала возникновению влечения, поэтому нередко дело вовсе не доходило до полового акта. Одни мужчины были не в состоянии его совершить из-за проблем с физическим здоровьем, другие предпочитали ему задушевный разговор и ощущение моральной близости с женщиной.
В Бухенвальде, например, «строение особого назначения» было открыто только в вечернее время - с 19 до 22 часов. В дни воздушной тревоги, при отключении воды или света, трансляции по радио речи фюрера, бордель закрывался. Приватного пространства заключенным не оставляли - по коридору всегда ходил эсэсовец, а в дверях были глазки.

Забота о здоровье и отсутствие контрацепции

Нацисты боялись венерических заболеваний, поэтому всерьез заботились об их профилактике. У проституток регулярно проверяли кровь и брали мазки на предмет заболевания сифилисом и гонореей. В больничных бараках выдавались специальные дезинфицирующие мази, которыми женщины обязаны были пользоваться до и после каждого полового акта. Несколько раз в неделю менялось постельное белье, которое подвергалось кипячению.

Наряду с повальной обеспокоенностью здоровьем мужчин, эсэсовцы совершенно не переживали о защите женщин. Вопрос контрацепции оставался открытым – предполагалось, что проститутки сами выберут подходящий способ. Надо отметить, что нежелательная беременность действительно наступала крайне редко. Большинство женщин принудительно стерилизовали еще до заключения, многие стали бесплодными из-за тягот лагерной жизни. Если система все же давала сбой, провинившуюся тут же отправляли на аборт, а на ее место назначали временную замену.



Публикации по теме