Примерное планирование работы с родителями в смешанной группе доу. План работы с родителями на год
Перспективный примерный план взаимодействия с родителями смешанной группы «Смешарики» на 2016-2017 учебный год.
Воспитатели: Слесаренко Лидия Николаевна
Сгибнева Ирина Алексеевна
План взаимодействия с родителями смешанной группы «Смешарики» на 2016-2017у.г.
Сентябрь
1.Оформление информационных стендов для родителей.
2. Организационное родительское собрание
3.Папка-передвижка « Безопасность»
(для детей и родителей)
4. Консультация специалиста (педагог-психолог)
Распространение педагогических знаний среди родителей.
Привлечь внимание родителей к полезной и нужной информации.
Ознакомление родителей воспитанников с условиями воспитательно-образовательной работы в смешанной группе. Привлечение родителей к выбору тетрадей для дополнительных занятий с детьми в группе; вызвать интерес родителей к успехам детей.
Обратить внимание родителей на безопасное поведение детей.
Консультативная помощь педагога-психолога.
Родители
Родители
Родители, дети
Воспитатели
Воспитатели,
ответственный по ПДД.
Октябрь
1. Папка-передвижка «Поощрение и наказание».
2. Выставка рисунков и поделок « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ »
3.Осенний праздник « Осень в гости к нам пришла»
4. Консультация: «Как не болеть в детском саду».
Обогащение педагогических знаний родителей по вопросам применения разнообразных методов.
Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой.
Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей.
Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций.
Познакомить родителей с проводимыми в группе и в саду закаливающими мероприятиями, дать рекомендации по закаливанию в домашних условиях.
Родители
Родители, дети
Родители, дети
Родители
Воспитатели, педагог-психолог
Воспитатели
Воспитатели,
Медсестра.
Ноябрь
1 "Помощники интерьера".
2. Выставка детских рисунков ко Дню Матери.
3.Праздник «День матери»
4. «Гиперактивный ребенок в детском саду и школе» (лекция)
Привлечь родителей к участию в пополнении мини-музея деревянного зодчества.
Формирование уважительного отношения к детским работам. Воспитывать любовь, уважение к матери, бережное отношение к своей семье.
Помощь родителям в воспитании любви, уважения к мамам.
Донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг.
Обсудить с родителями проблему гиперактивности у детей.
Родители
Дети
Родители, дети
Родители
Воспитатели,
Воспитатели,
Воспитатели, музыкальный руководитель
Воспитатели
педагог психолог
Декабрь
1. Украшение участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала
2.Консультация «Ребёнок и компьютер»
3.Семейный конкурс «Зимняя сказка!»
4.Праздник «Новогодние приключения!»
Вовлечь родителей в совместную работу по постройке снежного городка и украшения участка с целью совместного творчества.
Распространение знаний о правильной организации работы ребёнка дома за компьютером.
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Вовлечь родителей и детей в подготовку к новогоднему празднику.
Родители, дети
Родители
Родители, дети
Родители, дети
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели, музыкальный руководитель
Январь
1.Папка-передвижка «Растить любознательных»
2. Инструктаж по технике безопасности «Крещенские морозы».
3. Консультация «Игрушки для детей 6-7 лет их роль в развитии детей». Слайдовая презентация.
Педагогическое просвещение родителей.
Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения на улице в морозные дни.
Распространение педагогического опыта среди родителей; практическая помощь семьи в воспитании детей; привлечение к совместному изготовлению игрушек с детьми дома.
Родители
Родители
Родители
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Февраль
1.Фотогазета «Самый лучший – папа мой!»
2.Спортивный досуг «Буду как папа – смелым, ловким!»
3. Акция «Поможем птицам зимой».
4.Совместное создание в группе огорода
Привлечь мам и детей к оформлению фотогазеты, воспитывать желание делать подарки своему папе.
Демонстрация уважительного отношения к роли отца в воспитании ребенка.
Задействовать пап в участии на спортивном празднике; вовлечь их в творческий процесс общения с детьми.
Привлечь детей и родителей к изготовлению кормушек.
Показать окружающим своё отношение к проблеме!
Научить детей своими руками, с помощью родителей и педагогов, делать кормушки из бросового материала.
Дать почувствовать всем необходимость происходящего при совместном изготовлении
Приобщить родителей к созданию в группе огорода, продолжать знакомство детей с растениями, уходу за ними.
Мамы, дети
Папы, дети
Родители, дети
Родители, дети
Воспитатели
Воспитатели, физинструктор, музыкальный руководитель
Воспитатели
Воспитатели
Март
1. Конкурс рисунков «Цветы для бабушки».
2.Музыкальное развлечение «Мамочка – милая моя!»
3. Стенд высказываний детей: «Почему я хочу в школу»
4.Родительское собрание «Во что играют наши дети?»
Воспитывать уважение и чувство благодарности к своим бабушкам, побуждать детей доставлять им радость.
Развитие позитивного отношения к близким людям, желание делать добрые поступки. Демонстрация творческих способностей детей.
Дать некоторые знания родителям о кризисе 7-ми лет и путях его преодоления.
Показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка.
Дети
Родители, дети
Дети
Родители
Воспитатели
Воспитатели, музыкальный руководитель
Воспитатели
Воспитатели
Апрель
2.Папка передвижка «Поехали кататься»
3. Инструктаж по технике безопасности « Чем опасна оттепель на улице».
4.Выставка детских рисунков «С днем космонавтики»
Выявление волнующих вопросов у родителей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Варенька»
Перспективный план работы с родителями воспитанников старшей группы «Лукоморье»
Воспитатели:
Шаренко В. А.
Абакан 2016 г.
Пояснительная записка.
Списочный состав в старшей логопедической группе «Лукоморье» составляет 27 детей, из них 14 – девочки и 13 мальчиков. Возраст детей 4 – 5 лет.
Посещаемость составляет примерно 70%. Основным принципом группы является принцип сотрудничества воспитания в семье и в детском саду по законам содружества. Работа с родителями строится на традиционных и инновационных формах взаимодействия с семьей.
Для установления продуктивного общения нами был сделан качественный анализ родительского коллектива воспитанников.
Типы семей воспитанников:
а) по количеству детей : многодетные – 0;
двухдетные –15
однодетные - .
Б) полная и неполная семья : полная – 24;
неполная – 3.
В) образовательный уровень родителей :
высшее образование – 12;
среднее специальное – 9;
среднее техническое - 6.
Г) социальное положение родителей : служащие – 2;
рабочие – 36;
предприниматели – 4;
домохозяйки – 4;
безработные - 1.
Таким образом, контингент родителей преимущественно благополучный. В основном имеется высшее, среднее профессиональное образование. Эта категория родителей является активными участниками социально – педагогических дел и обмена опытом семейного воспитания. Родители принимают активное участие в мероприятиях детского сада, помогают в создании развивающей среды своими руками. Эта работа направлена на личностное развитие каждого ребенка, возрождение лучших традиций семейного воспитания. Решение стратегических и тактических задач в обучении было бы невозможно без опоры на родительскую общественность и последовательное педагогическое просвещение семей воспитанников.
Перспективный план работы с родителями детей старшей группы
Мероприятия (тематика, цель)
Формы работы
Ответственные
Сентябрь
«Психолого-педагогическое сопровождение детей 5-6 года жизни в ДОУ. Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе».
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей «Портрет старшего дошкольника».
2. Ознакомление родителей с ФГОС.
3. Обследование познавательных способностей детей».
Цель: ознакомление родителей с результатами диагностики
Родительское собрание.
Фотовыставка на стенде.
Индивидуальные беседы по итогам обследования.
Воспитатель
Воспитатель.
Воспитатель.
1. «Здоровье без лекарств».
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах охраны здоровья детей.
Праздник осени.
«Осень прекрасная».
Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми; улучшение детско-родительских отношений.
Консультация, памятки, беседа на тему: «Как лечить кашель без лекарств».
Фельдшер.
Воспитатель,
Музыкальный руководитель.
1. «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».
Цель: педагогическое просвещение родителей о способах профилактики простудных заболеваний детей.
Индивидуальные беседы с родителями.
Воспитатель.
1. «Игрушки для елки».
Цель: установление эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами.
2.«В гостях у Деда Мороза».
Выставка новогодних украшений на елку.
Музыкальное развлечение.
Воспитатели.
Воспитатель, родители.
1. «Взаимосвязь работы семьи и логопеда».
2. «Кормушки для птиц»
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.
Родительское собрание
Выставка детских работ.
Воспитатель.
Воспитатель.
1.«День защитника Отечества».
Цель: установление эмоционального контакта между родителями, педагогами и детьми.
Выставка работ художественно-продуктивной деятельности.
Воспитатель, родители.
2. «Подарок для мамочки моей».
Цель: мотивация к улучшению детско-родительских отношений.
3.«Права ребенка».
Цель: правовое просвещение родителей.
4. «Создание благоприятной обстановки в семье».
Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Утренник.
Выставка работ детей.
Беседа, памятка.
Музыкальный руководитель, воспитатель, родители.
Воспитатель.
Воспитатель.
Воспитатель.
1. «Наши успехи и достижения. Результаты логопедической работы за 2015-2016 учебный год».
Цель: ознакомление родителей с итогами работы ДОУ.
2. «Летний отдых».
Цель: пропаганда семейных ценностей.
3. «Безопасное поведение на улице».
Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам охраны жизни и здоровья детей.
Родительское собрание в виде «Круглого стола».
Вечер вопросов и ответов.
Воспитатель, родители.
Воспитатель.
Воспитатель.
1. «Ваши пожелания».
Цель: выявление отношения родителей к работе ДОУ.
Анкетирование.
Воспитатель,
«Организация работы с родителями
в современном ДОУ»
Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
.
В.А. Сухомлинский
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится:«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Родители являются первыми педагогами с самого раннего возраста детей и поэтому одной из задач педагогического коллектива МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» - работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
- Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
- Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
- Как изменить такое положение?
- Как заинтересовать родителей в совместной работе?
- Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Эти и другие вопросы должны решаться совместно на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях с родителями, использоваться в планировании деятельности детского сада с семьями воспитанников. Необходим переход ДОУ на позицию партнёрства с родителями, создание условий для активного участия родителей не только в решении организационных и хозяйственных вопросов ДОУ, но и в управление детским садом, необходимо определение основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка. В связи с этим в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» разработана система по организации работы с родителями. В основе разработки системы - положения современной нормативно-правовой базы (федеральные и региональные документы). Соответствующие содержательные разделы системы включают методические материалы из опыта работы многих авторов, педагогических творческих групп.
ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ:
Создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ:
1. Информационно-аналитическая и диагностическая деятельность |
2.П росветительская деятельность |
3. Организация деятельности. Вовлечение родителей в педагогический процесс. | 4.Реализация образовательного процесса детского сада. |
ЗАДАЧИ: | |||
1) Создать систему изучения, анализа информации о семье и ребенке в ДОУ. 2) Организовать взаимодействие ДОУ и социума в вопросах сбора и применения информации о семье и ребенке для эффективного осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к семье. |
1) Создать педагогическую культуру родителей:
2) разнообразить формы работы с семьей, переходить от общелекционных к дифференцированно-проблемным и действенно-поисковым. |
1) создать сообщество единомышленников - родителей, педагогов для совместной работы по развитию и воспитанию детей, социальной адаптации их в обществе. 2) осуществлять совместную деятельность (родителей и детей, педагогов и родителей) с использованием различной мотивации. |
1) привлекать к участию родителей в реализации образовательного процесса. 2) разнообразить формы и методы включения родителей в поддержку и развитие учреждения. 3) привлекать родителей в создание и работу общественной организации - родительский комитет. |
СИСТЕМА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ И КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;
- прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников - перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада;
- проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;
- конторольно-оценочная деятельность по результатам работы;
- проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ деятельность участников по определенным этапам. В каждом этапе определены цели и основные направления деятельности по ее реализации.
Четыре направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.
- I. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является сСоздание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.
В городе |
В детском саду |
1. Сбор информации о семьях, имеющих детей:
2.Распространение информации о работе детского сада:
3. Изучение опыта работы близлежащих ДОУ, общеобразовательных школ, ЦДТ во взаимодействии с родителями. 4. Анализ информации. |
1. Сбор информации: о ребенке :
о семье :
о потребностях педагогических кадров :
2. Анализ информации. |
II. Просветительская деятельность.
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
Кадры 1. Просветительская деятельность:
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др. |
Родители 1. Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ. 2. Просветительская деятельность через наглядную информацию:
3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
4. Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха. |
Дети 1. Социально-нравственное и познавательное развитие:
|
III. Организационно-методическая деятельность.
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Кадры 1. Организация культурно-массовых мероприятий. 2. Внедрение форм работы с семьей и социумом по расширению контингента детей и организации платных услуг (кружковая работа). 3. Организация деятельности музея «Светлица»:
4. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала. 5. Выход в семью. |
Родители Вовлечение родителей в педагогический процесс:
|
Дети Вовлечение детей в творческий процесс:
|
IV. Реализация образовательного процесса детского сада.
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
Система предполагает следующие результаты:
- реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями;
- изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
- рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;
- положительные изменения в неблагополучных семьях;
- выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.