Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада. Актуальность и перспективность опыта


ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ

воспитателя высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 147»

Абрамкиной Татьяны Владимировны

Тема: «Формирование основ познавательной компетенции в

исследовательской деятельности старших дошкольников»

Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под

лавиной знаний могут быть погребены пытливость

и любознательность. Умейте открыть перед

ребенком в окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда

что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось

ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.

^ В.А. Сухомлинский

Актуальность

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила государственные приоритеты, связанные с обеспечением соответствия образования целям опережающего развития. Соответственно, дошкольное образование призвано формировать у детей те компетенции, которые станут основой их обучения в начальной школе.

Научные исследования ожиданий и требований современного общества к гражданам показывают высокую потребность в инициативных, ответственных, компетентных и коммуникативных людях. При этом требования к компетентности воспитанников включают не только достаточно высокий уровень фундаментальных знаний, но и знаний на уровне функциональной грамотности.

Анализ современного состояния образования в России, в особенности в дошкольных учреждениях, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний – умений – навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми.

В стандарте рассматривается несколько видов компетентности: познавательные, социальные, личностные. Мое исследование посвящено формированию познавательных (интеллектуальных) компетентностей.

Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для старших дошкольников обусловлена следующими факторами:


  • разрыв между знаниями и умениями применять эти знания на практике;

  • преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;


  • необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности;

  • необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

  • связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей, проблемами дезадаптации, низким уровнем школьной зрелости со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования; системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

  • для формирования коммуникативных компетенций необходим базовый уровень интеллектуальных умений, например для воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера важным является способность свободно, четко понятно излагать свою точку зрения на проблему, анализировать позицию собеседника.
По данным различных научных исследований последних лет темп интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста замедляется, по сравнению с предшествующими десятилетиями (исследования М.А. Холодной, Д.И. Фельдштейн).

Практико-ориентировочные меры, разработанные в предшествующие годы научным сообществом, оказываются не эффективными в современных условиях. Необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, созданий условий для достижения успешности ребенка требует соответствующей перестройки путей, методов и форм развития.

Для формирования познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.

^ Главная цель исследовательского обучения - формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры (А.И. Савенков).

Иными словами, главная цель исследовательского обучения - формирование навыков исследовательской деятельности.

Исходя из всего вышеизложенного, мною были определены цель и задачи.

Цель: создание условий для развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.

Задачи:


  • Развитие познавательных мотивов дошкольников.

  • Развитие познавательных способностей дошкольников.

  • Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.

  • Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.

  • Формирование у дошкольников, родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

  • Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.

Необходимость

Необходимость осуществления данной системы работы связана с требованиями реальных современных условий – это, прежде всего умение осуществлять исследовательскую деятельность, что является важным навыком для развития личности.

Ведь главная задача, которую ставит перед собой педагог – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, познать радость при преодолении трудностей, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, находить самостоятельный путь решения познавательных исследовательских задач, а также не бояться ошибок.

Новизна данной системы работы заключается в обосновании возможностей приобретения познавательной компетентности через исследовательское обучение.

Основные идеи и принципы : личностно-ориентированный подход, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Основные направления работы:


  • комплексный подход к развитию личности дошкольника;

  • создание предметно-развивающей среды;

  • отбор информационного материала для восприятия дошкольниками;

  • разнообразие форм и методов в познавательном развитии;

  • использование проектного метода, проблемных ситуаций, информационных технологий, игровых технологий, сюрпризных моментов, стимулирующих развитие творчества дошкольников;

  • применение средств диагностики, повышающих эффективность развития познавательной компетенции;

  • планирование работы с родителями и специалистами ДОУ.

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности. И здесь главное – научить дошкольника самостоятельно находить информацию, решение той или иной проблемы.

Модернизация образования обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связанно появление многих идей компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ребенка, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом .

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция-это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

Технология формирования исследовательской компетенции представляет собой 5 этапов.

1 этап . Цель: дать элементарные представления о явлениях и объектах окружающей действительности посредством элементарного экспериментирования.

2 этап . Цель : развитие образного мышления, усвоение обобщающих знаний, отражающих существенные связи и отношения, используя метод моделирования.

3 этап . Цель : развитие творческого системного мышления, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов; учить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.

4 этап . Цель : учить ребенка находить разрешать противоречия в объектах явлениях, которые его окружают, учить дошкольника находить выход из любой сложной ситуации.

5 этап . Цель: развивать коммуникативные навыки в процессе исследования.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму ». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответ на вопросы «Как?» и «Почему?».

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит на основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

Дети способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? и т.д.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, с каждым разом расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения (почему движутся предметы), законы инерции (монета в стакане, лист из-под стакана).

Живая природа это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы.

Опыты позволяют узнать и о человеке: «проверим слух», «стук сердца», «цвет кожи», «почему храпит человек» и т.д.

Здесь немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для этого мною в группе создан исследовательский центр (предметно-развивающая и информационно-коммуникационная среда), чтобы каждый ребенок имел возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.

В группе имеется:

Мини-лаборатория с набором элементарных приборов («Ловушка для ветра», «Уличный термометр», «Песочные часы», «Измерители» и пр.;

Уголки природы;

Дидактические игры и материалы;

Разнообразные коллекции («Лекарственные растения», «Насекомые», «Семена», «Растения нашего сада» и др.;

Собраны коллекции: «Камни», «Лекари вокруг тебя», «Чудесные превращения»...;

Макеты: «Подворье», «Пустыня», «Кто живет в лесу» и др.

Дошколятам нравится деятельность, в процессе которой совместно со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.

Образовательный процесс, целью которого является формирование познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно -деятельностного подхода. Считаю, что одним из активных методов формирования познавательной компетенции является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей детей, к формированию активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ребенок, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Повышению развития творческого потенциала дошкольника способствуют игровые технологии. Играя с увлечением, дети лучше усваивают материал, не устают, не теряют интереса. Задания создают не только проблемную ситуацию, но и содержат в себе новизну информации, неожиданность, необычность, странность, несоответствие прежним представлениям, удивление. Прав физик Луи де Бройль, сказавший: «Удивление – мать открытий».

Развитию познавательного интереса, активизации исследовательской деятельности моих воспитанников способствуют и групповые технологии (работа в группах). Группы формируются по желанию самих ребят, с учетом их интересов, и, возможностями. Такая форма работы формирует у детей самостоятельность, способствует развитию чувства ответственности, исполнительности, самокритичности.

В специально оформленном литературном центре есть картины, иллюстрации, энциклопедии, журналы, схемы, карты.

Таким образом, специально организованная среда позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых процессах, явлениях, объектах, а педагогу делать процесс обучения максимально эффективным и более удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Большое значение в развитии познавательной компетенции ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Действительно, работа по развитию познавательных процессов и мыслительной активности детей дошкольного возраста будет малоэффективна, если не найдет поддержки в семье, если родители не станут активными помощниками, заинтересованными в успехах своего ребенка.

Помимо традиционных форм работы с семьей я провожу вечера «Эврика» - это вечер вопросов и ответов. Создан специальный стенд, где помещается тема и проблема нашего исследования, пути открытия нового, информация о том, что можно почитать, рассказать, посмотреть, предложения и советы родителям.

Данные формы взаимодействия при активном участии родителей в жизни группы делают процесс познания более интересным.

Результативность

Результатами работы явились позитивные сдвиги в познавательном развитии дошкольников, в том числе повысилась поисковая активность.

Вывод: в ходе проведенной работы по формированию основ познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников было доказано, что данная система работы эффективно помогла детям стать наиболее инициативными, раскрепощенными, находить новые способы получения информации, а затем работать с ней, т.е. развивать свои исследовательские способности.

А так же у детей сформировались учебно-познавательные компетенции:


  • дети научились ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить сою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым факторам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • дети приобрели устойчивые представления об окружающем мире,

  • научились проводить элементарные опыты, добывать знания непосредственно из окружающей действительности;

  • отстаивать свою точку зрения, смело и открыто высказывать свои идеи.

  • работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

  • умение детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

Таким образом, опыт моей работы позволяет мне сделать следующий вывод: «погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств – включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении – занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное.

Если ребёнок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Татьяна Егорова
Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация ФГОС позволяет полноценно предусмотреть всю систему воспитания дршкольников,определяет работу ДОУ какобразовательнвх учреждений первого уровня общего образования,ориентирует воспитателей на понимание уникальности и сохранение самоценности дошкольного детства,заботу о здоровье и всестороннем развитии ребенка в этот период. Еще одна важная задача-формирование общей культуры личности детей,в том числе ценностей здорового образа жизни,развитие их социальных,нравственных,эстетических,интеллектуальных,физических качеств,инициативности,самостоятельности и ответственности,формирование предпосылок учебной деятельности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии являетсяпозиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе,отношения к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения :"Не рядом,не над ним,а вместе!".Его цель-содействовать становлению ребенка как личности.

Для меня моя профессия-это совершенствовать свое мастерство,должна идти вперед,осваивать инновационные технологии .

Моя задача в том,чтобы не просто заполнить сосуд готовыми знаниями и умениями,а привить тягу к саморазвитию. Я хочу научить своих воспитанников идти дорогой познаний,не ждать готовых результатов,а искать и находить самим творческие решения. В своей работе включила метод проектной деятельности,как средства реализации новых образовательных стандартов.

Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности,личность дошкольника,а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения,сформировать предпосылки к познавательной активности,умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения и охватывает следующие образовательные области;

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Проектная деятельность отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошколного возраста :

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

Характер взаимодействия со сверстниками;

Характер взаимодействия с другими детьми;

Система отношений ребенка к миру,к другим людям,к себе самому.

Особенностью проектной деятельности в дошколной системе является то,что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем,сформулировать проблему,определить цель (замысел) .Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества,в котором принимают участие дети и педагоги ,работники ДОУ,а также привлекаются родители и другие члены семьи. Взрослым необходима "Наводить"ребенка,помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение,вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект,при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей . Воспитатель моделирует цикл творческой,познавательной,практической деятельности.

Все мероприятия проводятся с участием членов семьи :бабушки,дедушки,отца,матери и т. д. У нас в ДОУ появились новые традиции-проведение месячников :"Быйан"(сентябрь,октябрь,"Байанай"(ноябрь,"Остуоруйа ыйа"(декабрь,"Экологический двухмесячник"(апрель,май) .

Недели :"Якутской культуры","Русского языка","Здоровья","День отцов","Неделя безопасности","Космонавтики","Семьи","Неделя доброты","Охрана природы".

В ходе проведения месячников,недель внедрены следующие типы проектов :

1. Познавательно-исследовательские проекты :"Юный метеоролог","Зимующие птицы","Вода".

2. Ролево-игровой прект "Семеро козлят и волк",результат-показпостановки сказки по каналу НВК"Биьикчээн"и Саха24.

3. Информационно-практико-ориентированные проекты :"Сунтаар мин торообут дойдум","Декоративно прикладного искусство народа Саха","Саха торут аьа","Азбука здоровья","Украсим наш двор цветами","Массажные дорожки","Куклы народов Мира","Дорожная азбука"."Я и моя семья".

4. Творческие проекты в детском саду :"Елочка-зеленая иголочка"(елка из разных материалов,"Якутские музыкальные инструменты","Космонавтика","Игрушки своими руками",к 70-летию Великой Победы "Военная техника времен Отечественной войны".

В ходе проведения различных мероприятий родители наших воспитанников являются не только участниками,но и инициаторами. С активным участием родителей проведены конкурсы в группе "Туйаарыма Кур-2015","Отец с ребенком","Мать и дочка".

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство-"Детский сад-семья" к совместной с детьми исследовательской,проектной и продуктивной деятельности,способствующей возникновению познавательной активности дало позитивные ркзультаты :работы родителейзаняли 1 место в улусном конкурсе"Самодельные национальные музыкальные инструменты",Дети стали лауреатами 1 степенив отборочном туре"Полярная звезда-2015"по номинациям "Разговорный жанр","Студия мод",дипломантами 3-й степенив конкурсе "Ункуулээ,ого саас",номинантами "Сааскы таммахтар","Дьуруьуй,сахам хомуьа","Фольклор".

Таким образом,метод проектов помогает вовлечь ребенка дошкольного возраста в процессе активной познавательной деятельности,позволяющей детям осознать,где,каким образом и для каких целей могут быть применены полученные знания. Эта технология-технология 21 века,предусматривающая умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. Использовать в работе проектный метод имеет большое значение для развития современного общества.

Публикации по теме:

Инновационный опыт работы по литературному образованию младших дошкольников Опытно-экспериментальная работа исследования была организована во второй младшей группе на базе МБДОУ № 4 комбинированного вида Рузаевского.

Тема: «Развитие логики и мышления у старших дошкольников через математические игры». Источник изменений Использование игрового метода.

Инновационный педагогический опыт «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора» (часть I) Информация об опыте, условия возникновения, становления опыта. Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей.

Тип проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учитель-логопед. Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

МАДОУ «Центр сад №4»

на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую . Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии, связанные с:

Художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

Развитием коммуникативных качеств;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,

решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей

Умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно – прикладного искусства.

Очень важно заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Условия формирования идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:

Постоянная обратная связь,

Диалогизация образовательного процесса,

Оптимизация развития(активная стимуляция)

Эмоциональный подъем,

Добровольное участие(свобода выбора),

Погружение в проблему,

Свободное пространство, гармонизация развития.

Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитанники нашего учреждения очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного. Чтобы удовлетворить интерес детей, создаются проекты различной направленности, и заинтересовывая родителей. Использование современных повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.

Наличие теоретической базы опыта.

Теоретическая база опыта основывается на публикации таких авторов, как:
Антипина деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.

Артемова игры дошкольников: кн. Для воспитателя детского сада.

Петрова игры в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с .

Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет

Чурилова и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников

Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов , работающих вместе с дошкольниками.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярка применяется принцип обучения: учить играя.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны; ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонаже, собственных высказываний активизируется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить. Увлеченный замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в игре можно использовать в повседневной жизни. Поэтому, театрализованная деятельность позволяет решать такие педагогические задачи, как:

способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;

дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы;

воспитывать элементарные общепринятые нормы со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания

Оптимальным и эффективным средством в театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды. В нашем детском саду созданы условия для развития театрализованной деятельности: это и творческое оформление музыкального зала, компьютер с доступом к сети интернет, телевизор, видеотека, аудиотека, музыкальный центр, микрофоны; оборудована «костюмерная», где хранятся маски, парики, костюмы и атрибуты к спектаклям, методическое обеспечение. В группе оформлен театрализованный уголок, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, би-ба-бо, пальчиковый и др. Подход к воспитанию детей и создаёт условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения со взрослым обеспечивается позиция ребёнка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственно-организованной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в , в сценарий праздников.

Формами организации театрализованной деятельности являются:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.
Оптимально и эффективно построены занятия по театрализованной деятельности, включающие: просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, игры-драматизации, этюды, пантомимы, коррекционные игры, упражнения для развития речи, игры - превращения, пальчиковый игротренинг. Эффективно применение театрализованных праздников в ДОУ, куда каждый участник вносит свое творчество, свой труд через изготовление простых декораций, карнавальных масок, игрушек, поделок, рисунков.

Результативность опыта.

Содержание данной системы позволило развить у детей старшего дошкольного возраста такие индивидуально – личностные качества, как терпимость и уверенной, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции. раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.
После проведённой работы у детей произошли значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходило развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности.

Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.

Использование вышеприведённых и методических форм на практике позволило добиться следующих результатов: по результатам диагностики артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети» под редакцией отмечается положительная динамика в развитии детей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудности при применении данного опыта заключались в следующем:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

С накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, родителями, выступая на семинарах-практикумах, методических объединениях, педагогических советах, родительских собраниях, консультациях.

Инновационный педагогический опыт Черновой Ольги Владимировны воспитателя МДОУ «Детский сад №32»

«Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника» Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать, а наоборот, активно помогать. Н.Н. Поддьяков Актуальность и перспективность инновационного педагогического опыта Актуальность детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности дошкольников для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а также возможностью его внедрения в процесс интеллектуального развития дошкольников, в ходе которого наряду с освоением дошкольниками базовых знаний и ключевых компетенций происходит многостороннее развитие растущей личности. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как: - уметь видеть проблему и ставить вопросы; - уметь доказывать - делать выводы, - высказывать предположения и строить планы по их проверке Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта Ежедневно в своей практической деятельности мы, педагоги, сталкиваемся с приемами и методами изучения экологии. Нами было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Проанализировав состояние воспитательно-образовательного процесса в нашем учреждении, мы пришли к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность. В формировании моего педагогического опыта принимали участие воспитанники старшей группы. В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются знания, развиваются умственные способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности. В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели. Одним из мотивов может быть поиск ответов на свои вопросы, ведь дошкольники вступают в возраст «почемучек». Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Эту особенность детей я решила использовать в познавательном развитии дошкольников. Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность с детьми мною был проведен мониторинг по интегративным областям в начале учебного года в результате, которого были выявлены следующие данные: у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, испытывают трудности в обобщении и анализе материала. Теоретическая база опыта Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», «Система работы в средней группе детского сада»; Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», «Система работы в старшей группе детского сада»; Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», «Система работы в подготовительной группе детского сада»; Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»; А.И. Савенков «Маленький исследователь: развитие познавательных способностей»; Л.Н.Менщикова «Экспериментальная деятельность», И.Э.Куликовская «Детское экспериментирование»; Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет». Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми, помимо непосредственно метода экспериментирования, использую также следующие методы: - метод наблюдения относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения; - игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом; - элементарный метод – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. - словесные методы обучения (рассказы воспитателя, рассказы детей; беседы). Формы работы с детьми: – фронтальные; – групповые; – индивидуальные. Принципы составления опыта: 1.Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно- обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования. 2. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. 3. Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений. 4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. 5. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников; 6. Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества. 7.Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. 8. Принцип результативности: - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей. Мной были разработаны: рабочая программа кружка «Знатоки природы», проект «Исследователи природы»; создана предметно- развивающая среда (детская лаборатория); серия занятий по детскому экспериментированию; составлена картотека опытов с объектами «неживой» природы; картотека дидактических игр; перспективный план по циклам с учётом развития детей; разработана диагностика, были предложены консультации, беседы, памятки, анкеты для родителей. Результативность В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:  Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.  Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.  Обогатить предметно - развивающую среду в группе.  Пополнить научно-методологическую базу ДОУ по данному методу исследования. Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно- экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Описанные выше технологии и методики, позволяют чётко скорректировать работу с каждым ребёнком и добиться положительной динамики развития. С целью реализации намеченных задач по использованию дидактических игр в ознакомлении детей с родным краем, а также с целью изучения проявлений детьми нравственных качеств, таких как трудолюбие, коллективизм, гуманность, патриотизм было проведено исследование. Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Совместная экспериментальная деятельность проводится один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут. Также ведется индивидуальная работа с детьми, проявляющими особый интерес к исследовательской деятельности, во второй половине дня. Трудности и проблемы при использовании данного опыта Дети 5-6 лет это «почемучки», готовые к сотрудничеству со взрослыми. Им интересно самим или с помощью взрослого изучить предмет, обсудить его свойства, высказать свое мнение. В самом начале опыта дети испытывали затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулировали свои мысли относительно заданной ситуации, испытывали трудности в обобщении материала. В этих случаях именно метод эксперимента становится наиболее актуальным для развития познавательной активности дошкольников. Экспериментирование всегда ориентировано на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. И эта деятельность всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, это практический – конкретный результат, готовый к внедрению.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географически, природо - экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения им общечеловеческих моральных ценностей. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с изучения истории своего края, воспитания бережного и уважительного отношения к нему, начиная с самого раннего детства.

Знакомство с малой Родиной – Мордовией, историческим и культурным наследием народов, проживающих на ее территории, способствует развитию творческой личности современного дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии.

Игра в детском саду это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Детские дидактические и подвижные игры - это главное средство разностороннего воспитания ребёнка, игра помогает воспитать основные качества личности в целом.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, отдает предпочтение народным играм. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно–обучающие возможности, каким является народная игра, через игру детям легче понять вечные нравственные ценности, игра помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Игра является неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Проблема остается в приобщении детей дошкольного возраста к культуре мордовского народа посредством народных игр.

Новизна опыта – ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который гласит, что педагог должен обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, а ведущее место, среди которых отводится игре. Вся его деятельность основана на игре. Через все многообразие национальных игр, в которых содержатся огромные возможности для воспитания и развития личности, мы сможем приобщить детей к народному духовному наследию своего народа. Мы сможем выстроить методику приобщения детей к народной культуре, опираясь на народный опыт. Отобрать и проанализировать фольклорный материал (народные игры) и показать пути его включения в жизнедеятельность детского сада.

Воспитательные задачи:

1) Воспитывать уважение к культурному наследию.

2) Воспитывать уважение к своей малой Родине.

3) Воспитывать в детях интерес не только к мордовским играм , но и к культуре своего народа в целом .

4) Воспитывать в ребенке чувство гордости и любви к тому месту, в котором он родился и живет.

Образовательные задачи:

1) Познакомить детей с мордовскими играми.

2) Расширить представления детей о мордовских играх.

3) Познакомить с традициями мордовского народа, связанными с играми.

4) Прививать интерес к мордовским народным играм;

5) Проанализировать технологию использования мордовских игр в работе с дошкольниками.

6) Выявить степень эффективности проведения мордовских игр и их влияние на усвоение детьми национальной культуры.

Развивающие задачи:

1)Развивать познавательный интерес к национальным играм.

2) Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность.

3) Развитие двигательной активности детей, выносливости, ловкости.

4) Развивать умение у детей действовать по правилам.

5) Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

1) повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами народной культуры;

2) разработка и практическая реализация программы по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста средствами традиционной народной культуры;

3) направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание элементов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, традиций;

4) поэтапный процесс формирования этнокультурной компетентности дошкольников средствами традиционной народной культуры;

5) создание развивающей предметно-пространственной среды в процессе самостоятельной творческой деятельности дошкольников, с учетом их интересов и возможностей;

6) использование активных форм и методов обучения (игровых, эвристических, диалогово-игровых, проектных, интегрированных методов и др.).

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать этнокультурному воспитанию у детей дошкольного возраста.

Технология опыта.

Также в процессе работы мы использовали следующие методы и приемы.

Эмпирические методы:

Изучение литературы по теме исследования;

Педагогическое наблюдение;

Социологические методы-опросы, интервьюирование;

Анкетирование;

Тестирование;

Проективные методики;

Изучение и обобщение опыта.

Теоретические методы:

Мыслительные процедуры (анализ, синтез, классификация, абстрагирование, обобщение, сравнение, интегрирование, систематизация);

Прогнозирование, проектирование, моделирование;

Построение мыслительного эксперимента.

При планировании и организации занятий важно соблюдать следующие условия :

Обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

Правильное определение главной цели занятия;

Учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.

Необходимо сохранять положительно − эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей.

При работе с детьми использовались следующие методы обучения:

Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования.

Наблюдение за детьми в ходе игры.

Беседа с детьми о Мордовии, родном селе.

Количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика).

А в непосредственно-образовательной деятельности, такие методы как: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

Показа сказок, презентаций;

Рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;

Проведения дидактических, подвижных, музыкально-дидактических игр;

Экскурсий;

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

Ответов на вопросы педагога, детей;

Проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

Загадывания и отгадывания загадок;

Рассматривания наглядного материала;

Рассказов детей о своих впечатлениях.

Практический метод используется, когда необходимо:

Проведение дидактических, подвижных и малоподвижных игр. .

Анализ результативности.

Показателями позитивных результатов мы сможем считать успешное участие детей в будущих проектах, на открытых мероприятиях, конкурсных показах, проводимых на различных уровнях, получение ими призовых мест в конкурсах. Особо важным показателем мы считаем повышение уровня этнохудожественных интересов детей. Повышенный интерес к информацию о народной культуре в разных источниках. Устойчивый интерес к изучению народной культуры. Ситуативный интерес к изучению традиционной культуры.

По окончании каждого этапа проекта проводятся родительские собрания, праздничные посиделки, анкетирование по оценке эффективности проекта. Оценивается системность проведения совместных с родителями и детьми мероприятий, продукты совместной деятельности детей и родителей, степень заинтересованности родителей в проводимых мероприятиях, проекта, положительная динамика увеличения общего количества привлеченных к участию в проекте.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Реализация педагогического опыта несет в себе определенные трудности.

Недостаточное знание детей и родителей национальных традиций, культуры;

Недостаточное чтение сказок, произведений писателей;

Неумение играть в национальные игры и игрушки в семьях и детском саду;

Трудности педагогов при разработке образовательных программ, в отборе наглядных средств, художественных текстов и материалов по содержанию этнокультурного образования, а также в поиске наиболее эффективных методов, форм работы с детьми;

Недостаточное обогащение материального, методического обеспечения ДОУ.

  • повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в области этнокультурного воспитания дошкольников;
  • построить развивающую среду ДОУ с учетом региональных особенностей;
  • реализовать комплексно – тематический принцип воспитания с помощью народного календаря;
  • разработать рабочую программу по формированию этнокультурной компетентности у детей;
  • взаимодействовать с семьями и культурными центрами.

Наглядное приложение.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе (образовательная область «Познание»)

Структура НОД

Этапы НОД

Краткое содержание

Время

Организационный момент

Подготовка к занятию группы.

2 мин.

Основная часть:

1)Подготовка детей к изучению нового материала.

2)Раскрытие содержания материала, организация активной познавательной деятельности.

3)Физминутка.

Вводная беседа.

Объяснение нового материала. Чтение стихотворения. Беседа.

Рассказ воспитателя о мордовском национальном костюме

«Дружные пальчики»

16 мин.

Заключительная часть

Итог занятия

2 мин.

Цель:

Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве.

Продолжать знакомить детей с культурой своей Родины.

Воспитывать патриотическое чувство.

Задачи:

  • Расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве.
  • Познакомить детей с мордовским национальным костюмом.
  • Воспитывать в ребенке чувства гордости, уважение к национальным традициям.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Материал и оборудование: Воспитатель в национальном костюме, кукла в национальном костюме, аудиозапись мордовской народной музыки.

Ход НОД

Шумбратадо, шабат! (Шумбратадо!)

Ребята, скажите, на каком языке мы с вами поздоровались? (мордовском)

Правильно! Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей малой Родине, о крае, в котором мы родились. Для этого приглашаю вас отправиться в путешествие.

(воспитатель и дети проходят в мини-музей МДОУ)

Скажите, как называется республика, в которой мы проживаем? (Мордовия)

Кто скажет, как называется столица Мордовии? (Саранск)

Посмотрите – это флаг и герб РМ. Из каких цветов состоит флаг Мордовии? (белый, красный, синий)

Белый цвет означает мудрость, невинность мира; темно-красный отражает давние традиции мордвы; темно-синий цвет символизирует напоенную влагой плодородную землю.

Ребенок: Ты моя Родина, край наш Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрьзя, русские братья…

Мы твои дети, славим тебя!

Природа Мордовии довольна разнообразна. Здесь есть леса и луга, реки и озера, низменности и возвышенности (слайд 1 ). Все времена года в Мордовии непохожи друг на друга. На смену теплой весне приходит жаркое лето. Дождливая осень сменяется морозной зимой.

Климат Мордовии позволяет возделывать пшеницу и рожь для выпечки хлеба, ячмень для варки пива, коноплю для плетения канатов. Здешняя погода благоприятна для садоводства и животноводства (слайд 2).

Давайте отправимся в прошлое и зайдем в деревенский дом. В жилой избе, в углу возле двери, располагалась печь. Под потолком находились палатья – полки, на которых спали. Рядом с печью располагался шкаф-ларь для посуды, на стене висел печкарь – плетенная корзина для хранения ложек (слайд 3).

В старину, длинными зимними вечерами, мордва устраивала посиделки, на которых женщины и девушки пряли, сопровождая работу песней, парни играли на различных музыкальных инструментах (слайд 4).

Вышивка была не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек (слайд 4). Палитра мордовской вышивки включает в себя в основном четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный – как основные тона, желтый и зеленый – для расцвечивания узора. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали свое мастерство. Идеи они черпали в окружающей природе. И названия мордовских орнаментов такие – «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звездочки» (рассматривание узоров) .

Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-мордовски называется пулай (одевание девочек в мордовский костюм) .

Для эрзянок были типичны высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста. Мокшанки носили двурогие головные уборы или тюрбанообразные повязки (слайд 5). По праздникам мордовки надевали кожаные сапожки, повседневной обувью служили лыковые лапти.

- Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм? А давайте теперь вспомним, как называются по-мордовски предметы мордовской национальной одежды и произнесем их.

Рубаха ─ Панар.

Передник ─ Икельга паця.

Набедренное украшение ─ Пулай.

Нагрудное украшение ─ Сюлгамо.

Шапочка-венок ─ Паця- коня.

А сейчас мы с вами немножко отдохнем.

«Дружные пальчики»

Те сурнесь – авине

Те сурнесь – тетине

Те сурнесь – бабине

Те сурнесь – дедыне

Те сурнесь – мон

Какие молодцы, все правильно выполнили! Ну что отдохнули, теперь пора и за работу. У вас на столах лежат полоски бумаги и розетка. Посмотрите еще раз на флаг Республики Мордовии, как правильно нужно расположить цвета. Приступайте к работе.

(Во время работы помогаю детям советом (индивидуально, тихим голосом, не отвлекая других детей)

Напоминаю, что пользоваться клеем нужно аккуратно, намазывать на всю поверхность, лишний клей убирать салфеткой.

Ребята, работы ваши готовы, давайте устроим выставку, оценим работы. Какая работа самая аккуратная?

Д: Ответы

Какая работа вам больше всех понравилась?

Д: Ответы

Ребята что нового вы узнали на занятии?

Д: Ответы

О чем мы с вами сегодня говорили?

Д: Ответы.

Вспомните чем еще мы занимались?

В: Вы молодцы, вы много узнали. Какие флаги у вас получились!

Итог занятия.

В: Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья...
Мы, твои дети, славим тебя!
Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.
Духом свободы и мирным трудом!
Ты - наша гордость, ты наша вера.
Ты - наш святой, родительский дом.
Дружба народов тебя величает.
Щедрость души и тепло матерей.
Дух Сияжара издревле питает
Мудростью отчей твоих сыновей.
Флаги родные парят в небе синем,
В час испытаний и радости час.
Неразделимы Мы и Россия -
Время на прочность проверило нас!

Занятие наше подошло к концу. Давайте скажем нашими гостям до свидание на мордовском языке. Вастомазонок…




Публикации по теме