Трудный характер подростка. Особенности характера подростков

В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
  • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (± 2года). Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

  1. Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.
  2. Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.
  3. Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).
  4. Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.
  5. Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.
  6. Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.

Социально психологические особенности подросткового возраста

Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью. Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых. Негативизм и чувство взрослости являются психологическими новообразованиями личности подростка.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей.

Особенности характера общения с родителями, учителями, одноклассниками и друзьями оказывает значительное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Характер самооценки определяет формирование личностных качеств. Адекватный уровень самооценки формирует уверенность в себе, самокритику, настойчивость, или даже чрезмерную самоуверенность и упрямство. У подростков с адекватной самооценкой обычно более высокий социальный статус, нет резких скачков в учебе. Подростки с низкой самооценкой подвержены склонности к депрессии и пессимизму.

Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.

Смирнова Н.Б. психолог МКУ ЦД и С «Юность»,

кандидат психологических наук

Сейчас в педагогической литературе часто встречается слово «трудный». «Трудный ребенок», книга для «трудных родителей» и т.п. Да, воспитание детей – нелегкий труд. В каждом возрастном периоде проблемы разные, проблемы с детьми-подростками чаще связаны со становлением их характера.

Характер – это устойчивая особенность отношения к миру, окружающим, самому себе. Это разнообразные черты, соединенные в определенный рисунок, присущий личности. Изучению характеров уделялось внимание давно, однако сам термин введён в конце XIX - начале XX вв и является калькой с немецкого термина Charakterkunde.

Русский ученый Л.С. Выготский писал, что «характер равен сумме известных основных признаков личности и поведения; он есть поперечный разрез личности, ее неизменный статус, ее наличное состояние.» Выготский говорил о динамичности характера, о формировании его в течении жизни. А формируются черты характера под воздействием окружающей ребенка действительности, круга его общения, форм деятельности на основе тех физиологических и психических задатков, особенностей, которые обусловлены генотипом. Детская душа пластична, но не во всем одинаково податлива, поэтому иногда, несмотря на огромные усилия родителей вылепить из ребенка некоторую идеальную с их точки зрения личность, дети остаются самими собой. В подростковом возрасте это особенно влияет на детско-родительские отношения, так как на поведение влияет еще и гормональная перестройка организма. Нейроэндокринная перестройка, изменения во внешнем облике, расширение и усложнение отношений с окружающими, отсутствие достаточного жизненного опыта значительно усложняют состояние подростка, приводят к необходимости «выпускания пара». Это и вызывает наблюдаемое у многих 11-15 летних отклоняющееся поведение, заострение той или иной черты характера.

Именно в это время ярко проявляются акцентуации характера, выделенные Карлом Леонгардом, а затем подробно изученные и описанные А.Е. Личко. Акцентуации характера - черты своеобразия в характере человека, которые, не выходя за рамки психической нормы, могут при определённых условиях существенно затруднять его отношения с окружающими. Акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Такие люди обнаруживают своеобразную уязвимость в конкретных жизненных ситуациях, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим, возможно, даже более драматичным, с точки зрения окружающих, жизненным проблемам. В каждом акцентуированном характере имеется "слабое звено" - место наименьшего сопротивления. Поэтому психотравмирующее воздействие на людей с теми или иными акцентуациями оказывает не любая трудная ситуация, а та, которая наносит удар по «слабому месту» их характера.

Названия акцентуаций имеют латинское, медицинское происхождение, но речь идет не о заболевании, не о нарушении, а только о личностных особенностях. Обычно с возрастом акцентуации характера сглаживаются. Кроме того, сам человек и окружающие его близкие привыкают к особенностям реакций и поведения, считая их индивидуальными особенностями личности, но необходимо понимать, что при неблагоприятных обстоятельствах, постоянных конфликтах, стрессах, дисгармоничном воспитании акцентуации могут усиливаться или, даже, приводить к нарушению психического здоровья.

Всего А.Е.Личко выделил одиннадцать типов акцентуаций подростковых характеров.

Для гипертимного типа характерны общительность, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. У таких детей почти всегда преобладает приподнятое настроение, которое сочетается с хорошим самочувствием, жизнерадостностью, оптимизмом. Вспышки раздражения бывают только тогда, когда окружающие пытаются строго регламентировать их поведение, подчинить своей воле. Они всегда тянутся в компанию, в общении с окружающими демонстрируют большую гибкость, располагая их к себе. Так как они черезмерно общительны, часто бывают неразборчивыми в выборе знакомств. Они инициативные и предприимчивые, стремятся к лидерству в любых обстоятельствах, но предпочитают быть неформальными лидерами, потому что не любят доводить начатое дело до конца, быть обязательными и ответственными. Они отличаются некоторым прожектерством, легкомыслием, неустойчивостью интересов, неумением соответствовать общепринятым нормам поведения. Однообразный и требующий тщательности и аккуратности труд не для них. Такие подростки не могут находиться в состоянии бездеятельности, но часто переоценивают свои возможности. Они имеют склонность к случайному выбору профессии, часто меняют планы, ориентируясь на внешнюю привлекательность специальности.

У гипертимных подростков половое влечение пробуждается рано и бывает достаточно сильным. В сочетании с высокой коммуникабельностью это нередко приводит к раннему началу половой жизни. Постоянная тяга к приключениям и нежелание придерживаться строгих норм морали в ряде случаев способствуют частой смене половых партнёров, злоупотреблению алкоголем, что вполне соответствует их пониманию жизни.

"Слабым местом" гипертимного типа является непереносимость жёсткой дисциплины, строгого режима и монотонного труда, ограничение круга и времени общения. В таких ситуациях они становятся раздражительными, вспыльчивыми, испытывают душевный дискомфорт.

Итак, к плюсам этой акцентуированности можно отнести: энергичность, оптимизм, инициативность, общительность, к минусам - легкомысленность, терпимость к аморальным поступкам, несерьезное отношение к обязанностям.

В воспитании такого ребенка нежелательны и жесткая дисциплина, нравоучения, так как это провоцирует частые конфликты, и попустительский стиль и вседозволенность, так как это будет способствовать закреплению худших черт. Не следует заставлять такого ребенка выполнять монотонную работу, а также применять к нему «режим молчания». С ним можно и нужно договариваться, поощрять активность и помогать организовывать свою деятельность так, чтобы хватало времени закончить начатое дело. Так как они ценят общение и хорошие отношения, то главное для родителей – сохранять контакт.

Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью, склонностью к тревожным опасениям за своё здоровье и свою судьбу. Обычно это аккуратные и дисциплинированные дети, но у них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Астеничные подростки склонны к ипохондрии, у них высокая утомляемость, особенно при соревновательной деятельности.

Основной проблемой такого подростка является конфликт между ранимым, чувствительным самолюбием и преувеличенным чувством собственной неполноценности, недостаточности. Чувство неполноценности проявляется в неуверенности в себе, нерешительности, застенчивости, тревожности, мучительных сомнениях по поводу внешности. Иногда, чтобы притупить чувство неполноценности, казаться себе и другим более взрослыми, такие подростки начинают курить или рано вступают в интимные отношения. Часто астенику хочется спрятаться от трудностей жизни в свой мир, однако самолюбие заставляет его равняться на тех, кто живет более активной и разнообразной жизнью.

Когда не удается достигнуть желаемого, приходится терпеть обиды или унижения самолюбивые астеники становятся раздражительными. На людях они сдерживаются, а потом, на фоне усталости или в порыве отчаяния они кричат на близких такими словами, что после них, кажется, больше невозможно жить рядом. Затем нередко следуют слезы, извинения, душа наполняется раскаянием, чувством вины, лаской и добротой к близким или полной апатией.

Раздражительная слабость астеника может вызывать не просто быструю утомляемость, но и головные боли, «мушки» пред глазами, колебания артериального давления, бессонницу, спазмы желудка, плохую переносимость жары, духоты. Ко всему этому добавляется впечатлительность – они не переносят вида крови, дорожных аварий, сцен насилия или неловкости.

Вне эмоциональных вспышек они бывают ласковыми, нежными, заботливыми, мечтательными, трогательно-жалостливыми и высоконравственными.

П внимание и заботу по отношению к страдающим, дисциплинированность, одухотворенность, минусами – низкую стрессоустойчивость, раздражительность, быструю утомляемость.

Родителям такого ребенка очень важно помогать ему выходить из состояния стеснительности и зажатости. Это невозможно с помощью критики, указывания ему на глупость его поступков, комментирования проявлений его стеснительности. Нужно стараться самим быть естественными, говорить с ним мягко и уважительно, избегая командного тона. Помогает подбадривание, подчеркивание успехов и тонкие комплименты.

Крайне опасны жестокое воспитание и эмоциональное отторжение, особенно в моменты, когда после вспышки раздражения ребенок готов помириться. Еще одна опасность в воспитании такого ребенка – поощрение «культа болезни». Гиперопека слабого здоровьем сына или дочери могут усилить его ипохондрию, и превратить его в «ноющего тирана».

При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается независимое от внешних причин чередование приподнятого (как у гипертимных подростков) и подавленного настроения. Циклойдность означает колебание душевной погоды от радости и света к печали и грусти как смена дня и ночи. Бодрый, веселый еще вчера ребенок становится вялым, унылым, медлительным. В такой фазе подросток постоянно грустит, плохо справляется с учебой, не может преодолевать трудности, болезненно реагирует на малейшие неприятности. Так как смены настроения не связаны с внешними событиями, часто родители не понимают причины изменения состояния, и обвиняют ребенка в лени или думают, что ребенок что-то скрывает. Но в таком состоянии подростки проявляют особую чувствительность к укорам, а замечания при посторонних могут переживать как публичное унижение. Упреки и подозрения лишь продлевают и усугубляют течение субдепрессивной фазы. Если же близкие проявляют терпение, сохраняют ровные, теплые отношения, избегают критики и наказаний и не заостряют внимание ребенка на его «неправильном» поведении, через неделю–полторы подросток снова становится жизнерадостным, деятельным и инициативным. Правда, встречаются люди, у которых такие колебания настроения происходят раз в месяц, и такие, у которых раз в неделю и чаще.

Нестабильный характер приводит к тому, что подросток может сам уговорить других на какое-нибудь дело или авантюру а потом загрустит, все покажется ему невыполнимым, ненужным, мается виной, обвиняет других или начинает скрываться.

Плюсами этой акцентуированности можно считать: самостоятельность,естественность, живую непосредственность минусами –нестабильность в учебе, неустойчивость увлечений.

В общении с таким подростком не надо гадать – его чувства соответствуют его поведению, просто нужно быть готовым к контрастам. Не рассчитывать на его постоянную ответственность и стабильность (например, не верить, что он будет ежедневно и постоянно ухаживать за домашним питомцем). В период грусти надо дать ему выговорится или выплакаться, тогда он успокаивается и становится восприимчивым к советам и влияниям. В период активности не стоит напоминать ребенку, что пройдет некоторое время, и он все забросит, лучше постараться спланировать деятельность так, чтобы колебания настроения не сильно повлияли на конечный результат.

Нестабильное воспитание с постоянно меняющимися требованиями или постоянное ожидание высоких результатов в учебе, спорте, творчестве, воспитание в условиях повышенной моральной ответственности только усиливают проявление акцентуации.

Лабильный тип похож на циклойдный, только у лабильных подростков изменение настроения происходит под влиянием внешних причин. Состояние может меняться часто и круто, хотя причина, по которой оно изменилось, может показаться со стороны ничтожной. Настроение данного момента окрашивает все поведение, влияет на сон, аппетит, работоспособность. Неприветливый взгляд, резкий тон в разговоре, «невнимательность» родителей или друзей может расстроить такого подростка, привести к унынию, слезам, отказу от общения, совместных планов. Но в отличии от циклойдной акцентуации, на лабильный тип можно повлиять: удачный комплимент, хорошая новость, привлекательные перспективы легко переводят подростка от уныния к хорошему, радостному настроению. Лабильные подростки хорошо чувствуют людей, и к тем, кто о них заботится, испытывают искреннюю привязанность

То, что является плюсами этой акцентуированности можно считать и минусами: высокая чувствительность, внимательность к событиям внешнего мира, а также возможность изменения настроения извне.

Холодность, эмоциональное отвержение, равнодушие родителей и учителей вызывает болезненные реакции таких детей. Напротив, ободрение, любовь, тепло и забота помогают им вырасти спокойными, уравновешенными, хорошо адаптированными.

Дети с сенситивным типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются робостью, застенчивостью обидчивостью, а также формированием чувства собственной неполноценности. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание. В незнакомой обстановке такие подростки стеснительны, необщительны с посторонними. Страшатся экзаменов и любых ситуаций, где надо как-то показать себя с лучшей стороны. Источником тяжких угрызений совести у молодых людей с сенситивным типом акцентуации может служить их тайные желания или они боятся, что окружающие узнают о недостойном, по их мнению, занятии. Иногда даже склонны расценивать собственное слабоволие, робость и застенчивость как последствия непослушания в детстве. Таким подросткам очень трудно бывает преодолеть робость и стеснительность в общении с противоположным полом. Юноша подолгу может ходить вокруг понравившейся девушки, но заговорить с ней так и не решается. В других случаях, стремясь как-то компенсировать свою застенчивость и неуверенность, наоборот, пытается привлечь внимание столь неожиданно и неуклюже, что пугает её и отталкивает. Им не удается побороть стеснение, их бессознательно беспокоит опасение: вызвать насмешку или плохое опасение к себе, показаться растяпой из-за своей неуверенности, нерешительности. Помимо общей чувствительности для них характерна чувствительность в межличностных отношениях, заключающаяся в тревоге: «что обо мне подумают, как воспримут?» Зачастую именно поэтому они становятся объектами шуток, иногда достаточно болезненных, еще более увеличивающих их тревогу и неуверенность.

С возрастом, особенно при спокойной и доброжелательной обстановке в семье, создаются благоприятные условия для постепенного сглаживания сенситивных черт характера. В других же случаях, когда человек периодически подвергается насмешкам, подолгу не может наладить близкие отношения с одноклассниками, противоположным полом, эти черты характера, наоборот, заостряются.

Пони легко способны проявлять доброту и взаимопомощь, минусами – низкую самооценку, страх внешней оценки, зависимость от мнения окружающих.

Родителям очень полезно делиться с такими детьми информацией о том, как они тоже оказывались в неловкой, сложной ситуации, и как трудно было из нее выходить. Если взрослые будут только давать рекомендации, как надо «наплевать» на других, не обращать внимание, или рассказывать о том, как они успешны, сравнивать с собой или другими детьми, это только снижает веру подростка в собственные возможности. Важно помогать осознать ребенку собственную ценность, и подчеркивать, что осуждая или хваля отдельные поступки, любят его таким, какой он есть.

Основная черта психастенического типа – тревожность, доходящая до мнительности. Это проявляется в склонности к бесконечным рассуждениям, самоанализу, бесконечных опасениях за своё будущеетревога за здоровье, за близких. Особенно ярко проявляется нерешительность, когда требуется сделать самостоятельный выбор. Психастеники тяжело переносят высокие требования и груз ответственности за себя и других. Они могут быть аккуратными и рассудительными, у них обычно ровное настроение без резких перемен характерной чертой для них является самокритичность и надёжность- лучше все сделать заранее и тщательно, чем подвести кого-то и получить замечание. Такой ребенок волнуется перед экзаменами, плохо спит перед важным событием, а когда наступает время действовать, ведет себя собрано и даже срасчетливо. Чувствительная душа защищается усиленной работой мысли, поэтому на празднике такой подросток не чувствует себя полностью раскованным, не веселится от души, в горе, не испытывает острого чувства со слезами, иногда в голову даже лезут «неподходящие» ситуации мысли. Живые чувства приходят потом, в безопасной обстановке, и он сожалеет, что не сказал добрых слов, не выразил сочувствие.

Склонность к тревожным опасениям, присущая таким подросткам, нередко проявляется в бесконечных тягостных раздумьях о своей внешней и личностной привлекательности. В отношениях, особенно дружеских и интимных зачастую опасаются совершить ошибку. При малейших неудачах или обвинениях со стороны у них могут возникать психогенные расстройства

Обстановка взаимопонимания и согласия в семье, удовлетворённость учебной деятельностью, успехи в творчестве или спорте несколько смягчают психастенические черты характера. И наоборот, ситуации, связанные с повышенной личной ответственностью, приводят к нервным срывам с резким усилением тревожной мнительности вплоть до развития невроза навязчивых состояний.Такому подростку очень важно иметь друзей «близких по духу», с которыми не нужно контролировать себя и притворяться более сильным, авантюрным, «крутым».

Плюсами этой акцентуированности можно считать то,что они видят несколько путей решения проблемы, умеют управлять своими эмоциями, «собираться» в решающий момент минусами –страхи, трудности в выборе решения, профессионального пути, партнера.

При воспитании такого подростка необходимо помнить, что особо непосильный груз для них – напоминание об ответственности (они и так о ней всегда помнят) запугивание их неприятностями, призыв к осторожности – все это может привести к невротическому срыву или заострению нежелательных черт характера, таких как педантическая аккуратность, придумывание ритуалов, вера в приметы. Родителям важно научить такого ребенка не концентрироваться на неудачах и неприятностях, предоставлять им больше самостоятельности. Автор данной классификации А.Е Личко рекомендовал таким детям «ножные» виды спорта: бег, прыжки, лыжи и велосипед, так как по его наблюдениям это помогает им перерасти трудности подросткового возраста и скомпенсировать тревожные черты.

Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей, снижением потребности в общении. Таким подросткам недостаёт интуиции, позволяющей другим чувствовать собеседника, ориентироваться в том, хочет ли другой продолжать беседу или пора ее заканчивать, умения сопереживать. Поэтому выглядят то излишне назойливыми, то чрезмерно застенчивыми Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты со сверстниками, легче со взрослыми или с младшими. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для себя. Увлечения часто необычны: санскрит или эсперанто, архитектурные особенности церквей или генеалогия дома Романовых. Болезненно реагируют на настойчивые попытки проникновения в их внутренний мир. Одна из немногих тем, которая находит отклик в душе такого подростка – одиночество человека в огромном мире. Подросток с шизойдной акцентуацией часто ощущает себя «белой вороной». Некотрые стараются преодолеть этот барьер, стараются вести себя «как другие», но, так как долго обдумывают «естественную подходящую реакцию», включаются в разговор невпопад, неуспевая за живым общением. Поэтому им легче общаться по телефону или через компьютер. Для облегчения непосредственного общения могут изредка проявлять склонность к употреблению алкоголя, что сопровождается ощущением эйфории.

Пявляется способность сосредотачиваться и длительное время увлекаться чем-либо: шахматами, математическими задачами, историческими событиями; самостоятельность,стабильность, глубина внутреннего мира; минусами – неразвитость эмоциональной сферы, сложности в неформальных контактах.

Родителям не стоит стараться переделывать самобытную натуруребенка в «нормальную». Важно понять ребенка, его взгляд на мир и учитывать это в общении. Не стоит перегружать его разговорами, лучше помочь с выбором качественных книг, но не прерывайте его, если он, наконец, заговорит о себе и своих чувствах. Важно показать ему, что среди окружающих его сверстников есть похожие на него. Необходимо также обсуждать, какие проблемы возникают во взаимопонимании между людьми, каким образом их можно устранять. А главное, постараться с детства говорить с таким ребенком о своих и чужих эмоциях, положительных и отрицательных, об их проявлениях в интонации и мимике.

Возбудимый или эпилептоидный , тип отличается склонностью в отдельные периоды к тоскливо-агрессивному настроению с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно «сорвать зло». Эти состояния длятся часами, иногда сутками, постепенно развиваясь, а затем ослабевая.

Характерными чертами является обстоятельность и тугоподвижность мышления, эмоциональная инертность,авторитарность, аккуратность, пунктуальность, внимание к своему здоровью, своим вещам и вообще ко всему своему. Неукоснительное соблюдение собственных интересов сочетается со злопамятностью, несклонностью прощать обиды, озлоблением при малейшем ущемлении личных интересов. При ущемлении их личных или материяльных интересов подвержены эмоциональным срывам с агрессивными вспышками, иногда с безудержной яростью, иногда с жестокостью и цинизмом. Не любят резких и неожиданных перемен, подозрительны к новшествам. В общении склонны к лидерству, стремятся к доминированию над сверстниками, для его достижения могут подольститься к старшим и сильным и проявлять жестокость к младшим и слабым. В условиях жесткой дисциплины могут быть исполнительны и услужливы, с близкими – тираны.

Первая любовь почти всегда омрачена муками ревности. Часты случаи алкогольного опьянения с выплескиванием гнева и агрессии.От ранних интимных связей оберегает забота о собственном здоровье и благополучии, однако половое влечение с подросткового возраста отличается большой напряжённостью.

на которые можно опираться при общении являются аккуратностьи скрупулезность, трезвый расчет, умение оценивать социальную ситуацию Недостатки эпилептоидного характера обнаруживаются в конфликтах, проявлениях власти над окружающими, в стычках и ссорах, часто под действием алкоголя.

Причиной формирования эпилептойдной акцентуации считают «маятниковое воспитание», характеризующующееся большой амплитудой колебаний родительского поведения – от преувеличенной строгости до вседозволенности с отсутствием четких и постоянных критериев оценки поступков ребенка. Именно непредсказуемость реакции взрослых на его действия обрекает ребенка на тоскливое ожидание неприятностей и формирование постоянной готовности дать резкий отпор.

При взаимодействии с таким подростком следует опираться на его заботу о себе и своем будущем, объяснять, что эмоциональные вспышки могут повредить будущей карьере и научить его избавляться от агрессии социально приемлемыми способами – например через спорт с резкими ударами (теннис, дартс).

Подростков истероидного или демонстративного типа отличают ненасытная жажда внимания к своей особе, потребность в почитании, восхищении, в признании своих действительных или мнимых природных способностей, крайнее себялюбие. Такая сосредоточенность личности на своём "Я", которое ценится выше всего на свете, получила название эгоцентризма. Если нет возможности проявить себя с лучшей стороны в учебе, конкурсах, играх, вечеринках, с неизбежностью возникает фантазирование, лживость. Внешне яркая эмоциональность и чувственность на деле оборачивается часто рисовкой и позёрством, а глубокие и искренние чувства пока недоступны. Для них характерны упорство, инициативность коммуникативность и активная позиция. Они выбирают наиболее популярные увлечения. Часто такие подростки стремятся к лидерству, достигают его, но их лидерство непрочно из-за непоследовательности в высказываниях и поступках, эмоциональных вспышек, непринятия на себя ответственности. С артистизмом, достойным лучшего применения, они разыгрывают в жизни спектакли в жанре мелодрамы или трагедии.

Подростки с истеройдной акцентуацией характера тяжело переносят ситуации, где не могут проявлять свой эгоцентризм, испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными. При резком изменении отношения к ним окружающих (в реальности или в их воображении) склонны к суицидальным попыткам, к счастью, редко доводимым до конца. Подсознательная цель суицида у них – привлечь внимание окружающих к их «ужасной и безнадежной ситуации», но сами они искренне пытаются решить проблему радикальным уходом от нее.

Плюсами этой акцентуированности можно считать общительность, способность привлекать внимание других, вести за собой, минусами – отсутствие внутреннего стержня, замена его установкой на моду, престиж, популярность, выгоду. Часто вступают с родителями в конфликты по поводу одежды, компании и времени возвращения домой.

Воспитание ребенка с демонстративным поведением должно заключаться в обучении его управлять своими эмоциями, прогнозировать последствия своих действий, замечать состояние других, близких ему людей, их проблемы, их мнения. Полезно направить его активности на полезные виды деятельности, дающие возможность проявить артистические качества, например, театральные студии. Очень помогают преодолевать подростковый эгоцетризм совместные дела милосердия: помощь больным, детям из детских домов и т.п.

Воспитание ребенка как «кумира» семьи способствует закреплению истеройдных черт характера. Неспособность занять центральное положение, разоблачение вымыслов, крах надежд при очень высоких запросах, утрата внимания со стороны наиболее значимых для них лиц (например при рождении другого ребенка или повторном браке одного из родителей) могут приводить к невротическим реакциям. В ряде случаев у подростка с данной акцентуацией может развиться истерический невроз, что потребует лечения у психиатра.

Неустойчивый тип акцентуации характера определяется недостаточным развитием волевой сферы, отсюда у ребенка лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность, выполнять домашние обязанности.Такие подростки имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Их идеал - остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе. Они общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят, любят смотреть телевизор, всякого рода игры, не требующие физического или умственного напряжения. Они непослушны, но открыто не конфликтуют, а стараются отсрочить выполнение требований родителей или педагогов, поэтому за ними приходится постоянно следить. У них нет планов на будущее.Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков, перееданию. Подростки неустойчивого типа охотно подчиняются и подражают тем, чьё поведение сулит наслаждение, веселье и смену лёгких впечатлений.

Объективный контроль со стороны воспринимают хорошо, так как отчетливо понимают, что иначе никогда не завершат начатое – не хватит силы воли.

Положительными проявлениями этой акцентуации, на которые можно опираться при общении являются контактность, принятие ситуации, умение подчиняться. Недостатки неустойчивого являются ослабленная воля, отсутствие упорства даже длядостижения удовольствия, расторможенность пищевого и полового поведения, склонность к зависимостям.

Сложности в воспитании такого ребенка заключаются в том, что достижению каких либо результатов способствует постоянный контроль со стороны родителей и педагогов, но именно этот контроль не позволяет формироваться волевым качествам личности. Безнадзорность и бесконтрольность ведет к усилению акцентуации, попаданию под влияние асоциальных групп, гиперопека приводит к инфантильности и полной зависимости от родителей.

В воспитании необходимы терпение и систематичность, необходимо незаметно помогать ребенку добиваться успехов, разделяя задачи на этапы, помогать ему самостоятельно принимать решения и доводить их до конца. Нетяжелый физический труд, с выделенными промежуточными результатами дисциплинирует и снижает эмоциональное напряжение.

Конформный тип характеризуется подстройкой к окружению, такие дети стремятся «быть, как все». Конформный подросток всегда стремиться быть в «золотой середине»,поэтому его суждения и поступки редко бывают оригинальными и самостоятельными. Ему важно знать «как правильно» и постараться соответствовать. Со сверстниками без критики принимает ценности группы и внешние формы поведения, хотя с родителями может критиковать и то, и другое.

Подростки с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны. Их увлечения определяются социальным окружением. Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения потому что это требует от них осваивать новые принципы жизни, правила взаимоотношений. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Вредные привычки зависят от поведения в ближайшем социальном круге, на который подросток ориентируются при формировании своих ценностей.

Плюсами этой акцентуированности является общительность, бесконфликтность, успешность в привычной среде; минусами – отсутствие собственного мнения, зависимость от внешних оценок.

Обычно к формированию такого поведения ведет чрезмерно авторитарное воспитание, когда родители не испытывают никаких сомнений в правильности своего мнения по любому поводу и безапелляционно дают советы и рекомендации ребенку, не давая ему возможность подумать над возможными вариантами поведения.

Так же, как и для детей неустойчивого типа, для конформных подростков опасны безнадзорность и отсутствие контроля, так как они могут попасть под нежелательное влияние, принять асоциальные нормы и жизненные ценности.

Для лучшей адаптации такого подростка родителям необходимо создавать ситуации, в которых он вынужден сам принимать решение, при отсутствии возможности ориентироваться на чужое мнение.

Описанные «чистые» акцентуации характера встречаются редко, чаще встречаются смешанные типы. Если Вы нашли несколько подходящих описаний для своего «трудного» подростка, попробуйте объединить рекомендации по воспитанию. Если Ваш ребенок подходит под все типы, или непохож ни на один, значит у него нет заостренных черт характера, все черты развиваются гармонично. Если же Вы смогли определить акцентуацию характера своего ребенка и беспокоитесь, что эта особенность мешает ему жить, учиться, иметь друзей, и скомпенсировать ее проявление воспитательными действиями у Вас не получается, обратитесь к психологу в школе, поликлинике или районном центре. Специалист побеседует с Вами, с Вашим ребенком и посоветует специальные занятия, тренинги или другую форму коррекции.

Примеры к статье о детских характерах.

(конформный)

С такими детьми сложности возникают неожиданно. Родители Иры были уверены, что девочка учится хорошо, ходит в школу регулярно, никаких вредных привычек не замечали и очень радовались, что их дочь такая контактная, легко общается и с одноклассниками, и с соседскими детьми. Полной неожиданностью для родителей стал аттестат за 9 класс, где были, в основном, тройки. Из беседы с учителем мама узнала, что два последних года их дочь дружит с «неблагополучной» компанией, но так как в дневнике подписи родителей появлялись регулярно, и вопросы те не задавали, учителя решили, что родители все знают и смирились. Оказалось, чтобы «не беспокоить» родителей, не пререкаться с учителями в школе, быть принятой в дворовой компании Ире пришлось вести двойную жизнь с двумя дневниками, с переодеваниями у подруги и другими способами соответствовать чужим ожиданиям. Психологическую работу пришлось проводить как с родителями, так и с девочкой. Родителям помогли отделить свои ожидания и идеалы от реальных особенностей жизни и желаний их дочери, принять ее как самостоятельную личность, а не воплощение их мечты. Ире помогли поверить в себя и разобраться, чего она хочет в жизни, строить и воплощать свои мечты, а не подстраиваться под окружающих.

Еще один пример конформного типа акцентуации: Родители Андрея развелись, когда ему было 10. Мама вела очень «свободный» образ жизни, и через год после развода сын перешел жить к отцу, достаточно замкнутому человеку, почти не выходящему из дома. В основном, Андреем занималась бабушка, но ее волновало, чтобы ребенок был сыт и тепло одет. Учился мальчик плохо, общался с другими детьми мало, резко и классный руководитель попросила школьного психолога поговорить с семьей. ….

(астено-невротический)

Мама обратилась к психологу по поводу участившихся «истерик» своей дочери. Девочка Аня в раннем детстве была капризной, часто «заходилась криком», отталкивала всех от себя, бросала игрушки, успокоить ее было трудно. Потом она «переросла» эту проблему, правда, появлялись «неприятные привычки» - то грызла ногти, то «расчесывала руки». Вдруг в 9 лет истерики стали повторяться, в основном дома, но иногда и в общественных местах – например в автобусе или в магазине. Девочка очень способная, она учится в английской спецшколе и занимается музыкой. Поговорив с мамой о ситуациях, предшествующих истерикам, выяснилось, что это были дни после контрольных работ, зачетов, выступлений. Так организм ребенка реагировал на пережитый стресс, на ситуацию внешнего оценивания. Кроме этого Аня вступала в период гормональной перестройки, что также способствовало усилению эмоциональных реакций. В таких ситуациях помогает комплексный подход, состоящий в уменьшении стрессирующей нагрузки, укреплению нервной системы ребенка, в том числе и медикаментозно, конечно по назначению врача, повышению ее самооценки и доверия близким людям.

(Сенситивный)

Мама Миши пожаловалась психологу на «компьютерную зависимость» своего 11-летнего ребенка. Все свободное время мальчик проводил дома, играя в компьютерные игры. Заставить его делать уроки, сходить в магазин или на каток было практически невозможно. Они ругались, мама не давала карманных денег, прятала провода, но ничего не помогало. Сын садился за письменный стол, но вместо уроков мог мечтать, рисовать что-нибудь или играл на своем сотовом телефоне. При знакомстве мальчик казался замкнутым и настороженным. Оказалось, что в школе у него почти нет друзей, спорт он не любит, учится «как все», и единственная тема, в которой он чувствует себя уверенно – это компьютерные игры. Он говорил о них много, с удовольствием, мог рассуждать об их достоинствах и недостатках. Раньше, «когда был маленьким», ходил с мамой и в театр, и на каток, и в гости, но теперь «ему это не интересно».

Если не удается отвлечь таких детей, вернуть их в социальную среду в подростковом возрасте, то, действительно, может сформироваться «игровая зависимость». Мишу пришлось долго уговаривать участвовать в психологическом тренинге. Зато после он справился со своей застенчивостью, нашел новых друзей, увлекся психологией, стал ходить в районный центр в группу «компьютерного программирования».

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства".

Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие - есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.

Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом "бури и натиска", описал 3 типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом возрасте.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие "серьезная игра". Примером "серьезной игры" могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса "Кто я?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

  • - возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её;
  • - детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять);
  • - подросток начинает вести дневник.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходи к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся:

  • 1) подражание внешним признакам взрослости
  • 2) равнение на качество взрослых
  • 3) стремление овладеть разными "взрослыми умениями" - социальная и интеллектуальная взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание, это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.

Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование - более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой.

Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате - все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера. Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Существуют две классификации типов акцентуаций характера.

Первая предложена Карлом Леонгардом (1968) и вторая - А. Е. Личко (1977). Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким (1977).

Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду

Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко

Лабильный

Лабильный циклоид

Сверхподвижный эмотивный

Лабильный

Демонстративный

Истероидный

Сверхпунктуальный

Психастенический

Ригидно-аффективный

Неуправляемый

Эпилептоидный

Интравертный

Шизоидный

Боязливый

Сенситивный

Неконцентрированный или неврастенический

Астено-невротический

Экстравертный

Конформный

Слабовольный

Неустойчивый

Гипертимный

В подростковом возрасте могут заметно обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Специалисты считают, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности. Так, сформированная в учебной деятельности в младшем школьном возрасте способность к рефлексии «направляется» школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, сравнивая себя с взрослыми и с младшими детьми, приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.

Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе.

Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым.

Но, к сожалению, в нашем обществе все-таки доминирует первый вид взрослости. И все реже наблюдается интеллектуальная взрослость, связанная у подростка с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

Но, тем не менее, подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, хотя, нужно заметить, в психологическом отношении отступает на задний план. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно-личностное общение. Главная потребность подросткового периода - найти свое место в обществе, быть значимым - реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит из школы и психологически, и даже буквально».

Хочу привести пример из собственной жизни. У моей двоюродной сестры, когда она находилась в подростковом возрасте, родители получили новую квартиру, и она стала ходить в другую школу. Но так получилось, что класс ее не принял, и она просто перестала ходить в школу. От родителей она это тщательно скрывала, то есть утром собиралась, как обычно, в школу, и целый день гуляла (хотя в старой школе училась на «отлично» и была примерной, послушной девочкой). Все это, конечно же, вскоре обнаружилось. Но она родителям твердо поставила условие: или она возвращается в старую школу, или перестает вообще ходить в школу. Родители, чтобы полностью не потерять свою дочь, вынуждены были согласиться со вторым вариантом.

Именно в подростковом возрасте поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в самостоятельную область внутренней жизни. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Но наряду с приятельством возникает настоящая дружба, начинаются первые влюбленности.

Внешние проявления поведения подростка тоже весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все; с другой, - желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой, - бравирование собственными недостатками.

Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Нужно заметить, что в этом возрасте в учителе личностные качества (такие, как доброта, справедливость, порядочность, умение понимать, сочувствовать, сопереживать) ценятся больше, чем интеллектуальные.

Приведу пример из собственной жизни. У нас в школе преподавала учитель математики. В нее был влюблен весь наш 7 класс. Но однажды мы с классом отправились в кино. Стояли на остановке и долго ждали автобус. Подошла "математичка". И тут подъехал автобус, у входа которого собралась толпа. Мы стали свидетелями такой картины. Учительница растолкала всех пассажиров, даже женщин с детьми, и сама благополучно залезла в автобус. После этого случая она «упала» с воздвигнутого нами пьедестала.

Кроме всех ранее перечисленных особенностей подросткового возраста, можно отметить следующие характерные для подростков поведенческие реакции:

  1. Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни: отрыв от семьи, перемена школы, развод родителей.
  2. Реакция протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совершаемых как протестные.
  3. Реакция имитации обычно проявляется в подражании. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, который теми или иными качествами импонирует его идеалам. Неслучайно стены в комнате подростков часто бывают увешаны фотографиями певцов, спортсменов, киногероев.
  4. Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Чаще всего хулиганят неуспевающие подростки, которые пытаются добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
  5. Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением подростка добиться успеха именно в той области, в которой он обнаруживает наибольшую несостоятельность. Так, физически слабый подросток настойчиво стремится к спортивным достижениям, а стеснительный и ранимый - к общественной деятельности.
  6. Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, аффективные вспышки против родителей, учителей.
  7. Реакция группирования чаще всего проявляется тогда, когда подросток не встречает понимания среди своего близкого окружения. Самореализоваться и самоутверждаться подросток начинает в подростковых компаниях, неформальных группах с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений со своим лидером. К сожалению, в процессе стихийно-группового общения устойчивый характер у подростков приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.
  8. Реакция увлечения. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой), более типичны для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, могут наблюдаться у подростков обоих полов.
  9. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь).

При этом нужно отметить, что, хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями - типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Взрослый важен и значим для подростка, он по-прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских форм» контроля, требования послушания, выраженной опеки.

Однако сила, частота, резкость проявлений конфликтов во многом зависит от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего - по инициативе взрослого.

Особенно это важно в кризисный период, когда происходит резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. 13 лет - переломная точка кризиса. Этому возрасту свойственны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Подростковый период - период наиболее интенсивного личностного развития ребенка, который проявляется, прежде всего, в интересе к собственной личности. Поскольку подросток более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. Феномен «воображаемая аудитория» состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, то есть непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. «Личный миф» - это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Литература:
Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). Электронный учебник// http://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc

В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течение всей жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего характера человека, складываются те или иные привычные способы и формы поведения. И в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее подростковый возраст, в отличие от дошкольного и младшего школьного,- это возраст, когда формирование характера приобретает/заметное Место в общем процессе развития.

Какие же черты характера являются более или менее типичными для советского подростка, какие особенности поведения свойственны ему, что с этой точки зрения отличает подростковый возраст, составляет его своеобразие?

Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознания, как уже указывалось, является ярко Выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости» (термин Д. Б. Эльконина).

Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнениями. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними Нрава, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.

Подросток имеет некоторые основания считать, что он уже не маленький ребенок. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, выносливость, замечает появление у себя вторичных половых"приз-наков, словом, чувствует себя физически более зрелым. Далее подросток отдает себе отчет в том, что его знания, навыки и умения становятся значительно более обширными, кое в чем в этом отношении он начинает превосходить взрослых. Его технические знания и навыки позволяют ему справляться с теми задачами, которые затрудняют некоторых взрослых (менять электропробки, чинить электроприборы, водопроводные краны и т. д.$. Его познания в иностранном языке, а часто и в других науках нередко превосходят познания взрослых, во многих вещах и явлениях он может разбираться самостоятельно. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, чем в младшем школьном возрасте,- он оказывает значительную помощь родителям (например, пилит и колет дрова), зачастую несет весьма ответственные обязанности в семье (скажем, по уходу за младшими братьями и сестрами). Значительно повышается участие подростка в общественной жизни - часто он уже комсомолец, староста класса, редактор стенгазеты, активный помощник учителя физики, химии или биологии по подготовке, лабораторных опытов, на пришкольном участке.

Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда - болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы.

В подростковом возрасте появляются и постепенно занимают все большее место требования к взрослым, в том числе к родителям и учителям, свидетельствующие о формировании у подростков сознания своей взрослости и необходимости соответствующего отношения к ним со стороны взрослых. Подростки обнаруживают очень большую чувствительность к оценке их «взрослости» и к отношению, проявляемому к ним взрослыми. Рост требований подростков к учету их взрослости и самостоятельности говорит, во-первых, о том, что эта сторона отношений со взрослыми для них очень важна, а во-вторых, о том, что взрослые, по их мнению, недостаточно учитывают эти справедливые претензии и стремления.

Вот что говорил нам в откровенной беседе пятнадцатилетний мальчик: «Я и сам теперь довольно взрослый и терпеть не могу покровительственного отношения и назидательного тона взрослых. Пожалуйста, советуй, но советуй как равному, требуй, но требуй как от большого, даже наказывай, если провинился, но не как маленького. А что это такое: «Сядь на отдельную парту, а после уроков придешь извиняться!» Что я - первоклассник что ли?».

Полезное и хорошее, вообще говоря, стремление к самостоятельности часто осложняется у подростков в силу повышенной чувствительности к оценке их личности и поведения взрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается, отрицательные формы сопротивления чужому влиянию, непризнания авторитета взрослых, игнорирования предъявляемых к ним требований.

Как уже указывалось, определенного и устойчивого представления о себе подростки часто еще не имеют. Этим и объясняется повышенная чувствительность подростков к оценке их поступков и результатов деятельности со стороны старших, к своим успехам и неудачам. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы» положительных или отрицательных качеств личности. Поэтому даже отдельные неудачи" или отрицательные оценки со стороны окружающих могут вызвать у подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость, представление о собственной неполноценности.

Равным образом и случайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могут привести к переоценке сил и возможностей, самомнению и самонадеянности. При чередовании тех и других подросток иногда очень быстро переходит от неуверенности к самонадеянности и наоборот.

В непосредственной связи со стремлением подростков к самостоятельности находится и такая свойственная им черта характера, как повышенная критичность по отношению к взрослым,"в частности к учителям, к их поведению, знаниям, суждениям. Они часто с удовольствием подмечают отдельные промахи и недостатки учителей (ошибки произношения, отдельные неправильные обороты речи, нерегулярное чтение газет, отсутствие отдельных «бытовых» навыков, неумение ответить на иной вопрос и т. д.) не потому, что отрицательно относятся к ним, а потому что наличие промахов учителя и способность подростков заметить эти промахи расцениваются ими как своеобразное доказательство своей «зрелости», как подтверждение их «права» на соответствующее отношение со стороны взрослых.

Подростков, как уже указывалось, характеризует общий подъём жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. "Этим и определяется в основном та бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которые свойственны"подавляющему большинству из них. Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать». Он постоянно занят чем-то, хочет что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или иным умением. Если его энергия, активность не находят правильного выхода, то они проявляются в озорстве, шалостях, лихачестве, возне, беготне, а нередко приводят и к более тяжелым случаям нарушения дисциплины.

Следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.

В педагогической литературе неоднократно указывалось на свойственную большинству подростков неустойчивость поведения, склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств и эмоций. Смелость и решительность может быстро смениться у подростка робостью, застенчивостью, даже конфузливостью, которые часто маскируются у него напускной грубостью (резкостью); неуверенность в себе, в своих силах периодически сменяется переоценкой своих сил, и наоборот. Подросток то весел, подвижен и жаждет общения, то задумчив и замкнут (что, впрочем, случается реже), то мягок, приветлив, ласков и нежен, то резок, непочтителен. Без какой-либо серьезной причины он может «сорваться», нагрубить, проявить придирчивость, заносчивость, нетерпимость, без каких-либо внешних поводов глубокий, активный, действенный интерес к чему-либо может временно уступить место вялости, апатии, равнодушию.

По-видимому, эти особенности характера подростка во многом определяются той «внутренней ломкой», теми изменениями в его организме и, в частности, в нервной системе, которые связаны с половым созреванием. Например, у подростков часто усиливается деятельность щитовидной"железы, гормоны которой повышают возбудимость нервной системы, чем отчасти можно объяснить их повышенную раздражительность, несдержанность. Имеет значение неравномерное кровоснабжение мозга, что приводит к быстрой утомляемости, следствием чего является возбудимость и раздражительность.

Разумеется, большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительность не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах, в том числе и семейных, с правильным режимом труда и отдыха, доброжелательными отношениями и твердыми требованиями, период полового созревания и связанных с ним изменений в организме подростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, «мягче», а ее внешние проявления малозаметны и- несущественны.

Все сказанное, конечно, не противоречит тому, что для советского подростка характерны жизнерадостность, бодрость, оптимизм - качества, которые в сочетании с активностью и энергией и делают этот возраст столь привлекательным.

Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. В процессе все более усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. По сравнению с младшим школьником в регуляции поведения подростка большая роль принадлежит сознанию, большее значение приобретают сознательные волевые усилия, сознательное управление своим поведением, своими эмоциями.

Разумеется,. и здесь всё относительно. Более значительное развитие волевые черты приобретают уже в юношеском возрасте (16-20 лет), но и тогда еще нельзя говорить об окончательно сложившихся волевых чертах характера.

Подросток способен не только к отдельным волевым актам, что характеризует младшего школьника, но и к осуществлению связанной единой целью цепи волевых действий, иначе говоря- к волевой деятельности. Младший школьник сравнительно редко самостоятельно ставит перед собой цели и задачи, требующие воли для их осуществления; обычно они ставятся перед ним другими людьми - учителями, родителями. Подросток значительно чаще сам ставит перед собой определенные цели, сам планирует свою деятельность и нередко проявляет значительную настойчивость, выдержку, решительность и даже мужество в процессе их достижения.

В газете «Комсомольская правда» описывался подвиг сельского пионера из Акмолинской области Пети Кузьмина, -который, проявив незаурядные находчивость и мужество, сумел проникнуть в охваченный пламенем дом и с риском для своей жизни спас двухлетнюю девочку. Незаурядную настойчивость подростки способны проявить и в учебных делах. «Я плохо чертил,- пишет пятнадцатилетний школьник,- и решил выправить свой недостаток. Начал работать в чертежном кружке. Занятия кружка проходили по понедельникам, и почти каждое воскресенье я несколько часов тратил на чертежи. Много раз хотелось бросить эту затею, но я брал себя в руки. Чертил я очень много, некоторые чертежи переделывал по 7-8 раз. Теперь учитель говорит, что мои чертежи лучшие в школе. Но, главное, я вообще почувствовал себя сильнее и увереннее». И в большом и в малом способны подростки проявлять волю, особенно если достижение цели имеет для них «принципиальное» значение.

Наряду с этим воле подростков свойственны черты, свидетельствующие о том, что она еще находится в стадии развития и укрепления. Многие особенности проявления воли подростков (особенно младших) сближают их с младшими школьниками. Мотивы действий подростков приобретают все возрастающее общественно значимое содержание, но нередко можно наблюдать явный разрыв между высокими мотивами и устремлениями, с одной.стороны, и конкретными действиями и поступками,- с другой.

В этих случаях подростки не видят связи между различными видами своей деятельности. Желая быть активными строителями коммунизма, они энергично участвуют в помощи колхозам, но наряду с этим могут пропускать уроки, плохо выполнять учебные задания, так как не умеют оценить свою повседневную деятельность под углом зрения высоких общественных устремлений. У подростков Нередко можно наблюдать противоречие между высокой и благородной целью и недостойным способом ее реализации (наиболее частый, случай: благородное желание помочь товарищу реализуется через подсказку или предоставление возможности «списать»).

В одной из школ подростки, страстно желая собрать лом на строительство тракторов для целинных земель, унесли часть металлической ограды, принадлежащей домоуправлению. Иногда встречаются случаи, когда подростки прибегают к недозволенным способам выражения своего справедливого негодования по поводу того или иного проступка своего одноклассника, резко и бурно реагируя на нетерпимое нарушение правил поведения (ученик-новичок одной из школ допустил резкость по отношению к любимой учительнице, шестиклассники после уроков избили виновника). В другой школе пятиклассники таким же образом «проучили» ребят из соседней школы за то, что те весьма непочтительно отнеслись к двум девочкам из их класса. Наблюдался и такой -случай: группа подростков самочинно (применив силу) отняла пионерский галстук у одного из школьников за то, что тот категорически отказался принять участие в субботнике по озеленению района.

Во всех этих случаях психологическим, «источником» невыдержанности подростков была своего рода высокая моральная требовательность, «моральная чуткость» (объективно - весьма положительное качество). В подобных случаях необходимо требовать от подростков, не ослабляя их моральной чуткости, сдерживать себя и применять более действенные меры.

В большинстве случаев настойчивость подростков является еще незрелой, что выражается в неумении достигать поставленной цели во всех видах деятельности. Многие подростки проявляют волю в каком-нибудь одном виде деятельности, не обнаруживая ее в достаточной мере в других видах.

Можно выделить три группы подростков в зависимости от развития у них настойчивости. (Исследование А. В. Полтева).

Первую группу составляют подростки, проявляющие настойчивость в нескольких видах деятельности (в учебной, общественной работе, в физическом труде, спорте и т. д.). В основе их настойчивости, как правило, лежат высоконравственные мотивы и цели (желание выполнить свой долг перед Родиной, стремление поддержать честь класса). При этом мотивы и цели учения у них преобладают над мотивами и целями других видов деятельности. Как правило, подростки этой группы в первую очередь выполняют учебные задания, а потом занимаются другими делами. Учение осознается ими как основной вид деятельности.

Вторую группу составляют подростки, проявляющие систематическую настойчивость только в учении. Причина этого часто лежит в неправильном поведении родителей, которые требуют от подростков хорошей успеваемости и ничего больше. Они не требуют от своих детей выполнения домашних обязанностей, не приучают к физическому труду.

Третью группу составляют подростки со слабо развитой настойчивостью в учении и в других видах деятельности (первая подгруппа) и подростки со слабым развитием настойчивости в учебной работе, но настойчивые в видах деятельности, не связанных с учением (вторая подгруппа).

Школьники этой группы не соблюдают режима дня, Henpoявляют самостоятельности в учебной работе, пользуются подсказками, шпаргалками, часто не выполняют.домашних заданий, пассивно ведут себя на уроках. «Трудно», «Не хочется думать», «Не интересно»,- говорят они, встретившись с трудностями. В результате они, как правило, учатся плохо или весьма посредственно.

Подростки со слабым развитием настойчивости в учебной работе могут проявлять настойчивость в других видах деятельности, не связанных с учением, по отношению к которым они имеют стойкие интересы.

Отметим еще одну особенность подростков. Хотя общее развитие их воли, как уже указывалось, идет в направлении ослабления роли непосредственно переживаемых эмоций и усиления сознательного регулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций (особенно у младших подростков) как стимула действий продолжает оставаться еще весьма значительным. Это проявляется в импульсивности подростков, их нетерпеливости, несдержанности. Многие из них не умеют владеть собой, не умеют сдерживать (когда это необходимо) свои порывы. Такие подростки не любят «терять время» на обдумывание, взвешивание, Торопятся быстрее перейти к действию, вследствие чего часто ошибаются.



Публикации по теме