Светит радостным и грустным. В поле крошечной пылинке

Что такое счастье? - этот вопрос я задал маме, когда мне было лет семь. Мама с удивлением посмотрела на меня и ответила:

Счастье это когда ты получаешь желаемое и добиваешься в жизни все что тебе нужно.

Видя, мой немой вопрос мама пояснила:

Отстань от него, - деловито обратился он к черту. – Этому человеку еще своих сыновей учить надо.

Затем ангел повернулся ко мне:

Тебе был преподан урок, научи же и своих детей честности, любви, покорности судьбе и мужеству переносить беды.

Я долго стоял с открытым ртом, после того как они исчезли. А затем в первый раз перекрестился с верой.

Сейчас мы с женой уже пожилые люди. Дети о нас помнят и заботятся, даже спрашивают совета и оставляют понянчить внуков. В один день ко мне подошла к жена:

Глянь, что я нашла на чердаке, когда убиралась.

Я взял в руки потертую тетрадку, открыл первую страницу и прочитал знакомые строки, слезы навернулись на глазах:

Что такое счастье?

Это был мой дневник с прошлой жизни, там я записывал все свои мысли. Я сел за стол, надел очки и продолжил писать дневник, только теперь про свою вторую жизнь. Я написал все.

Перед своей смертью я составил завещание и упомянул о дневнике. Я хотел, чтобы мои дети, внуки, их дети прочитала дневник. Может он им поможет в трудных ситуациях. Что такое счастье? Счастье это когда любишь.

Классный час для учащихся 6 А класса на тему:
«Что такое счастье?»
Ход мероприятия:
Здравствуйте!
И прежде, чем начать наш сегодняшний разговор, давайте возьмемся за руки (дети
берутся за руки), частичкой своего тепла мы поделимся с остальными. Улыбнемся
друг другу (дети улыбаются) и пусть наши улыбки говорят о том, что мы рады
видеть друг друга. Спасибо!
Сегодня мне бы хотелось вместе с вами ответить на вопрос, который волнует
многих людей, но однозначный ответ так и не найден. Попробуйте догадаться, о
чем пойдет речь, посмотрев фрагмент фильма
Фрагмент х/ф «Доживем до понедельника».
Сейчас вы посмотрели отрывок лирической киноповести «Доживем до
понедельника». Снят этот фильм в XX веке, в 1968 году. Этот фильм о школе, о
сложных взаимоотношениях учеников и педагогов.
На какой вопрос пытались ответить ученики­герои этого фильма? (Что такое
счастье?) Вот и мы с вами сегодня тоже попытаемся ответить на вопрос: Что такое
счастье?
В словаре по этике я нашла такое определение этого слова. Счастье ­ это
состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней
удовлетворенности. Счастье складывается из двух составляющих:
Это моральные качества (доброта, умение помочь людям в трудную минуту);
Это жизненное благополучие (здоровье, везение, материальный достаток).
Тренинг для учеников.
Я буду задавать вам вопросы о счастье, а вы – отвечать.
А сейчас, пожалуйста, закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до
счастья. Опишите его.. Только после того, как вы ответите на мои вопросы, я вас
попрошу открыть глаза.
Какого счастье цвета?
Продолжите предложение: Счастье ­ это когда рядом…
Какого счастье размера?
Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?

Какое счастье на вкус?
Спасибо! Можете открыть глаза. (дети открывают глаза)
Что такое счастье?
Счастье это просто!
Нет у счастья веса,
Нет у счастья роста.

Счастье не измеришь
Яркими словами,
Счастье не увидишь
Ясными глазами.

Как тогда ответить,
Что такое счастье?
Ведь оно бывает
Самой разной масти.

Счастье… это слово
Много лиц имеет,
Каждый понимает
Счастье, как умеет!
Ребята, вы сейчас все услышали, что счастье у каждого человека разное. Но есть у
каждого человека в жизни моменты, когда каждый чувствует себя счастливым. А
какие моменты нас всех объединяют, вот сейчас мы с вами об этом поговорим.
Я чувствую себя счастливой тогда, когда на улице ярко светит солнце, хочется
улыбаться и дарить улыбку людям. Поэтому не случайно на нашем экране
появилось яркое солнышко.
Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшое творческое задание. Каждый из
вас возьмет солнышко. Посередине солнышка вы представьте надпись: « Я
счастлив, когда…» а вокруг солнечные лучики, в которых вы можете записать
самые сокровенные свои желания.
Звучит мелодичная музыка. Дети выполняют задание.
(образец солнышка для творческого задания)
В народе говорят, что если чего­то очень сильно пожелать, то это обязательно
исполнится. Я думаю можно сказать так: «Счастье ­ это когда исполняются
заветные желания»

­ Вода заражена?
­ Если, стремясь к личному счастью, вы сделаете несчастными других людей,
вы будете счастливы? (Ответы детей)
Пожилые люди, которые пережили ужасы войны, говорят, что счастье ­ это
голубое небо над головой, яркое солнце, пение птиц. Одним словом ­это МИР на
Земле, Мир во всем мире.
А Вы, ребята, согласны с этим определением счастья?
У каждого из нас есть свои заветные желания. Может ли исполнение наших
желаний, приносить нам счастье?
Подумайте и скажите исполнение, каких желаний может сделать вас
счастливыми? (Ответы детей)
­ Все ли желания на ваш взгляд осуществимы? (ответ)
­ А если ваше заветное желание не осуществится, вы будете считать себя
несчастным человеком? (ответ)
(прикрепить солнышки)

- Что такое счастье?

Это непростой вопрос. Счастье - это быть частью идеи, близкого человека, общего дела и устремленности, когда все крутится не только вокруг тебя, а когда ты сопричастен кому-то или чему-то. Монахи тоже счастливые люди, хотя не причастны к семейной жизни, они сопричастны к братству, монастырю, они часть Церкви, общины. Семья может состоять не только из мужа и жены, но, например, из матери и сына, бабушки и внучки. Два человека - это уже семья. Мы все волей-неволей живем в какой-то семье, и важно найти принципы жизни, правильное устроение, ориентиры, которые помогали бы нам правильно выстраивать семейные отношения, даже если они всего лишь между двумя людьми.

Семья - это семь «я». Я был однажды в одной семье, состоящей как раз из 7 человек - мужа, жены и 5 детей. Сейчас у них появился шестой ребенок. Я был у них с маленьким визитом, дети сделали концерт. На холодильнике в их доме я прочитал надпись красного цвета, выведенную рукой, с заглавной буквы: «Здесь все служат всем». Это один из фундаментов и законов в любой обстановке: на работе, в монастыре, но особенно в семье. Как важно начать бороться со своим эгоизмом! Вся беда и проблемы в семейной жизни из-за того, что люди хотят, чтобы все крутилось вокруг них, чтобы служили им. Мы забываем последние слова Спасителя: «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но для того, чтобы послужить».

Нужно почувствовать вкус радости не тогда, когда ты получаешь, а когда отдаешь. Старец Паисий Святогорец, прославленный в январе в лике святых, говорил: «Есть две радости: мирская и духовная. Мирская радость - это когда человек что-то получает (подарок, деньги, внимание). Это человеческая радость, но если ты этим поделишься, то можешь почувствовать и получить Божественную радость. Экспериментируйте, пробуйте узнать, что это такое». Я всем советую почитать труды старца Паисия; издана книга с его наставлениями «Семейная жизнь».

Семейная жизнь предполагает возможность послужить. Мне вспоминается общение с людьми, которые родились во времена, близкие к революционным событиям (их родители родились при царе). Они говорили, что, когда только появился телефон, было принято отвечать не «алло» или «я Вас слушаю», как сейчас, а «чем могу быть полезен?». Какое потрясающее и располагающее начало для беседы! Все во взаимной любви! Это фундамент всех человеческих взаимоотношений. Отношения между двумя людьми - это отношения между двумя личностями, у каждой из которых свои интересы, мысли, свой взгляд. Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали, но говорить тихо, чтобы тебя послушали. Никогда не нужно орать, если ты хочешь о чем-то договориться на работе, в отношениях. Оранье - это признак слабости, это говорит о том, что душа и сердце очень далеко, поэтому нужно кричать. Когда родные души вместе, то люди говорят даже шепотом, а иногда вообще молчат. Есть мудрое выражение: «Друг - это тот, с кем можно о чем-то помолчать». Близкий человек - это тот, с кем не обязательно о чем-то говорить. Кто-то из философов сказал: «Когда нечего сказать, не надо выдумывать!» Это и есть настоящая дружба и искренние человеческие отношения.

- Резюмируя, можно сказать, что счастье - это жить в любви и самоотдаче.

Совершенно верно. Жить жизнью другого человека, постараться стать частью друг друга - частью жизни, характера, проблем, радостей другого человека.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Я проверяла тетради, когда в дверь кто-то позвонил. «Странно, – подумала я, – кто это может быть на ночь глядя?».

На пороге стояла директор школы. Таким я видела выражение ее лица только тогда, когда на школу свалился аудит и проверка ГорОНО одновременно.

– Что с вами, Наталья Владимировна? – спросила я, приглашая ее в квартиру, – что случилось?

– Брось ты, Валюша, называй меня Наташкой. Как прежде. В колхоз, помнишь, когда ездили, ночью в одно ведро писали. Я тебя и не спрашиваю, поздно ли, хочешь ли ты меня видеть, и всякие разные шаблонные фразы. Столько шаблонов на языке, аж распухнет скоро.

– Вас, то есть тебя, куда усадить? Голодная? – спросила я.

– Чай ставь. Я вот принесла вкусноту всякую. – и Наталья Владимировна протянула туго завязанный пакет. Там оказалось много всякой выпечки и запах от нее сразу распространился по квартире.

– Сколько лет мы в школе? А давай тащи альбом институтский.

Мы листали альбом, вспоминали молодые годы, как учились вместе, вместе проходили практику.

– Вижу, ты тетради проверяешь. Чего там? – спросила Наташа.

– Так Вы, прости, ты назначила тему сочинения «Что такое счастье». Вот детки бумагу и марают, – сказала я осторожно. Тема казалась мне настолько избитой и старомодной, что проверяя сочинения пятнадцатилетних детей, я стала подумывать о выходе на заслуженную пенсию.

– Чего пишут? – поинтересовалась Наташа.

– Да тоска зеленая, честно сказать. Ну как не ворчать на молодое поколение. Василькова, например, пишет, что «счастье – это когда все есть. И когда судьба поворачивается к тебе фэйсом». Наташечька, не учила я их этому, не учила!

– А сама что думаешь? – спросила Наташа.

Я не поняла вопроса. Она переспросила:

– А сама как думаешь, что такое счастье?

В голову стали приходить шаблонные фразы из фильмов, мультфильмов, литературных произведений.

– Наташка, я не знаю! Вот удивительное дело, я не могу определить что такое счастье! А ты знаешь?

– Я теперь хочу знать. Я для этого к тебе и пришла, что бы тетрадки почитать. Вот дело-то какое со мной произошло.

Тут Наташа остановилась и сказала:

– Слушай, а у тебя еда есть?

Я ответила, что есть остаток вчерашнего салата и пол-хлеба, и что я завтра собиралась в универсам. Тогда Наташа предложила:

– Я, пожалуй, сбегаю за чем-нибудь вкусненьким, пока магазин открыт. Чует мое сердце, что надолго мы засядем сегодня. Ты пока раскладывай пироги. Вот Бог дал невестку! Такая стряпуха! А у меня один передник уже лет двадцать. Столько девка напекла, что самим не съесть. Я от детей ехала, – сказала она, уже застегивая шубу.

«И куда еще еды покупать, когда столько пирожков?» – подумала я.

Пока Наташа отсутствовала, я стала вспоминать прошлое. Она была дочерью полковника, последним ребенком в семье. В институте была заводилой всех мероприятий, страшной матерщицей и постоянно использовала военный лексикон. Потом остепенилась, но когда уже работала на руководящих должностях, вызывая к себе подчиненных, говорила «вольно», когда разговор был окончен. Но никто не обижался, потому что она не помышляла никого обидеть. Не терпела возражений, но была справедлива и всегда защищала слабого. Уже в институте мы прозвали ее Генеральшей. Когда собирались компанией у нее дома, папа-полковник говаривал: «Спасибо, девчата, что дочурку мою в Генеральши произвели. Глядишь, и меня в чине поднимут». Это прозвище за ней закрепилось на всю жизнь. И все подчиненные чувствовали себя с ней как за каменной стеной.

После прохождения практики нас разбросало по разным местам. Наташка проработала несколько лет в ГорОНО, потом ей там стало скучно. Пользуясь связями, нашла место завуча школы, и скоро стала директором. Она была отличным специалистом, имея все качества руководителя.

Жили мы неподалеку друг от друга, в двух остановках метро. У нас были общие знакомые, в основном, по Институту, но подругами мы не были. Наташа не имела близких друзей, общалась только с коллегами и знакомыми. Со всеми она была приветлива, но близко к себе не подпускала. Второй муж ее обожал, только что на руках не носил по причине Наташкиных размеров.

Когда я испытывала трудности после развода, работая на малюсенькую зарплату в склочном коллективе, Наташа предложила перейти к ней и сразу дала мне классное руководство. Школа по тем временам была элитная, да и сейчас таковой является. И стала Наташка для меня Натальей Владимировной.

Она пыталась вводить новшества в школе, пересматривала и переписывала программу, но сразу навалился аудит и Роно. И Наталья Владимировна предпочла оставаться на должности.

Наташа вернулась с двумя большими пакетами и я спросила:

– У тебя какие-то сведения об оккупации? Надо пересидеть нашествие? Ничего себе, сколько еды накупила! Это за неделю не съесть!

Мы соорудили стол и Наташка начала рассказывать:

– Недели две назад на глаза мне попалась статья «Как быть успешным и счастливым». Я ее зачем-то прочитала и задумалась. Счастливым… Успешным… Вот я успешная, а счастлива ли я? Поэтому попросила тебя, чтобы дети написали сочинение на эту тему. Устами младенца…, так сказать. Когда из института выходили, хотели учить детей доброму и прекрасному. А добры ли мы сами? Прекрасны ли? Внуки у нас уже, что можем им передать, если сами не знаем как быть счастливыми? Вот внучка отказывается в театр ходить, в церкви криком кричит, и постоянно просится в зоопарк, надеется, что там можно корову подоить. Ну откуда у малявки желание доить корову, если она ее вживую никогда и не видала? Не хочет есть мясо. Сын и невестка ее не заставляют больше. Я сначала нажимала, а потом тоже смирилась. Неизвестно кто кого воспитывает.

Наташа замолчала.И я молчала, ожидая продолжение рассказа. Она снова заговорила.

– Сегодня возвращалась я от детей. Поехала на метро, так быстрее, не то столько снега навалило! Невестка напекла всяких пирогов, от нее и везу. Народу в поезде было мало, ко мне подсел молодой человек, хотя мест было много свободных. Он сидел тихо и даже не слушал эту шарманку с наушниками. И с телефоном не игрался. У меня упал пакет с пирогами на пол. Мальчишка поднял его и дал мне, сказав, что вкусно пахнет из мешка. Я сразу развязала пакет и предложила ему взять любую выпечку. Он засунул руку в мешок, закрыл глаза и вытащил плюшку с маком. И сказал: «Мой любимый, с маком. Обожаю мак в любом виде. Спасибо большое».

И вдруг мне захотелось говорить. Я стала ему рассказывать, что работаю директором в школе, работаю всю жизнь с детьми, мол, знаю я вас, молодежь. А еще могу процитировать всего «Онегина», правда иногда надо подглядывать в текст. Также знаю биографии многих писателей и поэтов с датами рождения и смерти. Молодого человека стал разбирать смех. Знаешь этот смех, когда в классе смеяться нельзя, а очень хочется. Глаза у него аж наполнились слезами, но он держался. «Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь», только у него наоборот получалось. Но что удивительно, что меня это совсем не задело.

Я ему тогда сказала: «Вот видишь, старшее поколение еще годится на что-то». А он вдруг говорит: «Скажите, а Вы счастливы?». Я, как и ты сейчас, не поняла вопрос, да и поезд громыхал. Я удивленно на него посмотрела. «Вы обладаете огромным запасом информации, а приносит она вам счастье»?

Перед глазами пронеслась вся жизнь, будто я на смертном одре. Все есть в моей жизни: успешный сын, внуки, чудесная невестка, любящий муж, работа, на которой я на своем месте. Подчиненные уважают. «Вот ты меня уважаешь? – спросила Наташа и мы обе засмеялись.

Наташа продолжила: «Вот и подумала я, что что-то отсутствует на фоне всего этого благополучия. Что-то скрыто за мишурой. А что, понять не могу. И говорю молодому человеку, что совсем недавно, будто специально, попросила детей написать сочинение на тему «Что такое счастье», и ты вот задаешь тот же вопрос». А мальчишка ответил, что совпадений не бывает. Потом добавил, что на следующей остановке ему выходить. Я тут забыла свое директорство и говорю ему: «Ты меня будто под зад пнул, спасибо тебе огромное. Я обязательно докопаюсь до ответа что такое счастье. По крайней мере для меня». Мальчик вышел, а твоя остановка была следующей. И вот я здесь».

Наташе позвонил муж.

– Не жди меня, либо приду очень поздно, либо завтра. Я у Валентины Григорьевны, у Валюши. Мне надо срочно выяснить что такое счастье.

Она поставила телефон на громкую связь и я услышала как ее муж сказал:

– И зачем так долго выяснять? Я тебе прямо сейчас скажу, что счастье – это когда ты рядом.

– Да ты мой драгоценный. Что бы я без тебя делала!? Но вдруг меня не станет, разве ты не будешь продолжать быть счастливым?

– Девочки, может мне к вам приехать? Вижу, дело серьезное у вас – засмеялся ее муж в трубку.

Но Наташа ответила, что ему рано надо вставать, а она может попозже придти в школу.

Я принесла тетради на кухню и мы стали их читать.

– До того как ты пришла ко мне, я успела проверить восемь сочинений. Остальные будем вместе читать – сказала я. – Давай я тебе вкратце расскажу, что в первых восьми примечательного.

– Про Василькову я уже упомянула. Григорян пишет, что счастье – это когда ощущаешь душевный покой и близость любимых людей. Скучает парень.

Мы обе покачали головами в знак соучастия. У мальчика погибли оба родителя и он жил с бездетной тетей, которая его холила и сдувала пылинки. Но, очевидно, он все равно страдал и скучал.

– Худовец считает, что когда занимаешься любимым делом, а не отвлекаешся на неинтересное является счастьем. Вася Рулевой видит счастье в большой семье. Родители его постоянно разъезжают, живет с бабушкой, которой тоже не до него, так как она бегает по театрам и театральным группам. Кротова обретет счастье только когда выйдет замуж за богача. Вот ее слова: «Богатый муж – это счастье. Мне не нужно большой любви из книг, такую любовь можно иметь вне замужества. А богатый муж даст все, что нужно женщине. Абсолютно все, что я пожелаю».

– Ну да, за богача выйти – большое счастье! – прокомметировала Наташа, – Интересно, что же она может пожелать? И вообще, сегодня этот муж богатый, а завтра, глядишь, к другой уйдет, с меньшими запросами. Или богатства лишится. Или заболеет. В конце концов и Богу душу отдать может. И останется наша Кротова запертой в золотой клетке, а золотой ключик муженек унесет с собой. А может статься, что и клетка и ключик были позолоченными.

Я рассказала еще о нескольких сочинениях. Потом мы стали читать оставшиеся.

– Эту тетрадь можно и не открывать даже. Не знаю двойку ставить, или пятерку.

– Чье это? – спросила Наташа.

– Мамаша Мишки Григорьева опять за него пишет. Смешные ребята его родители. Строчит за сына сочинения, и таким напыщенным языком, будто Мишка понимает о чем речь. Нет, ты почитай это, списано из Интернета, с мамиными поправками. «Любить нужно только тех, кто это заслуживает. Счастье – это когда ты можешь распознавать в любом встречном его достоинства и недостатки и тогда иметь возможность решать, любить этого человека или нет». Хорошенькое дело! А если сыночек нашкодит, или в тюрьму угодит, то его и любить перестать? Ну а что папа за него уравнения решает, тоже известно.

И мы не сговариваясь запели:

«Папа у Васи силен в математике.

Учится папа за Васю весь год.

Где это видано, где это слыхано:

Папа решает, а Вася сдает»

Когда запели второй раз «Где это видано, где это слыхано», услышали стук в стену и за стеной запел сосед: «Люди все спят, а соседка поет».

Мы захихикали и посмотрели на часы. Было уже пол-первого ночи. Сосед за стеной был ночной совой, семья его уже спала давно, а он сидел на кухне и вязал! Все соседи это знали, так как он снабдил почти весь дом своими шарфами, рейтузами, и панталонами.

Мы решили быть поосторожней и не шуметь.

– Смотри, Валюша, что наша Марфа-краса-длинная-коса пишет: Счастье – это удовольствие. Когда сердце радуется всему, что окружает в данный момент. Если что-то происходит огорчительное, тогда это Несчастье. Счастье в том, что бы всегда находится в моменте удовольствия.

– Не знаю даже как и оценки ставить, – сказала я, – ведь тема-то такая личная и это их собственное мнение. Дети имеют право высказать его в соотстветствии со своими чувствами и опытом. Могу поставить оценку за орфографию и пунктуацию, но как быть с самими сочинениями?

– Оценку ты должна поставить. Иначе некоторые родители заскандалят. Ставь за стиль изложения. Кто там следующий?

– Эрдман высасывает из пальца. Вот уж не дан дар красноречия. Зато на коньках такие пируэты выделывает! Если эти пируэты перевести на язык литературы, был бы уровень Державина. А, впрочем, за счет таких учеников, наша школа стоит на высоте.

И я прочитала: «Счастье – это когда достигаешь поставленной цели. Преодоление трудностей только усиливают ощущение счастья. Чем больше набитых шишек – тем больше будет счастья впоследствии».

– Ах, наш сердобольный Коленька. «Счастье – это когда ты нужен людям и другим существам. Мы с сестрой подкармливаем собак и кошек в округе. Взяли шевство над тремя пенсионерками, больше пока не получается. Они нам за нашу помощь столько интересного рассказывают, что придется написать кучу сочинений». – За стиль, конечно, на тройку тянет. Но уж больно он добрый, Коленька наш. Поставлю четверку.

– Ой, Мариночка Миносян опять выдала сюрприз. Такая девочка некрасивая, а умненькая, покладистая и добрая. Счастливец тот парень, кто на ней женится. Слушай – сказала Наташа,

Счастье – солнышко в окошке.

Счастье – когда гладишь кошку.

Солнце светит без разбору

Несчастливым и здоровым.

Светит радостным и грустным,

Робким, жадным, даже гнусным.

Людям, зверям, и травинке.

В поле крошечной пылинке.

Счастлив тот, кто видя тучи,

Пусть и жизнью он измучен,

Знает: Солнце не исчезло.

Светить будет оно вечно.

Никуда и не девалось,

Всегда в небе оставалось.

Я в его купаюсь свете.

Хоть он глазу немприметен.

– Здорово, – сказала я, – А верно-то как! Если солнце не видать, это не значит, что его нет. Конечно, есть над чем поработать в части поэзии, но на пятерку, точно, тянет. И я поставила большущую пятерку под сочинением, оставя проверку орфографии и пунктуации на потом.

Проверив еще несколько тетрадей, мы подошли к последней.

– Наташа, посмотри-ка. Какая насмешка судьбы. Даже Ковалева-дурачка тетрадь оказалась последней в стопке.

Ваню Ковалева все дети и учителя называли Ваней-дурачком. Учителя «за глаза», а дети в лицо. Но ни дети, ни учителя, ни сам Ваня не вкладывали в это прозвище злобы и обиды. Мальчишку жалели, хотя, порой, казалось, что он всех жалеет. Жалели за его будущее, не видя его ни у какого дела. Маму его мы называли «приветливая», от «с приветом», так как она, как и сын, была со странностями. Ваня учился нормально, ни плохо, ни хорошо, но без интереса. Он всегда смотрел в окно, особенно любил, когда падал снег. Но когда учитель его спрашивал, о чем только что была речь, Ваня всегда мог ответить. Учась в первом классе, он рассказывал одноклассникам о своих снах и видениях. Дети над ним сначала посмеивались, но не все. Наталья Владимировна посоветовала его маме обратить на это внимание, и, возможно показать врачу. На что мама ответила, что с мальчиком все в порядке. «Это, может, с нами чего-то не в порядке, – сказала она, – а он нормальный ребенок».

– Точно, последняя тетрадь его. Вечно он к шапочному разбору поспевает, – сказала Наташа, имея в виду, что Ваня никогда не стремился к лидерству и не интересовался школьными мероприятиями, которые были связаны с соревнованиями любого вида.

– А не посмотреть ли нам, откуда выражение «к шапочному разбору». Ведь помнила долго, а сейчас забыла. Ты помнишь? – спросила я.

– Мальчишка в метро сказал, что информации в нас слишком много. Ну сама посуди, от знания что это означает, станем ли мы счастливее? Мы ведь счастье ищем, не так ли? – И мы опять захихикали, но уже тихо. – Чего Ванюша пишет?

На листе было написано только два предложения, включая тему.

«Что такое счастье? Счастье – это когда постоянно присутствует легкость и душевный покой, несмотря на внешние обстоятельства».

– И что же мне за это ставить? – спросила я, – что это за сочинение такое?

– Валька, так ведь это то, что мне нужно было знать! Точно, я поняла! Все у меня есть, а покоя нет. Мешает жуткий страх за детей, за мужа. За достаток не боюсь, боюсь потерять близких! Вот, что мне нужно было знать!

Однако, было бы любопытно поговорить и с Ваней и с его мамой. Какой бы нам предлог придумать, что бы их вызвать? – спросила Наташа.

– Хм, странное определение счастья. Мы ведь зависим от внешних обстоятельств. Как же от них не зависеть? Может они с мамой знают? Я вот уверенна, что знают. Когда мамаша его на собрания приходит, я заметила, что все родители стремятся с ней рядом сесть. Видеть надо лицо той, кому посчастливилось с ней сесть за одну парту. И хотя мамашки сплетничают и посмеиваются, сидеть с ней хотят все. И действительно, она всегда собранная, спокойная, и улыбается постоянно, ну точно как сын. Вдова, одна воспитывает Ваньку и дочку.

Давай сделаем так: вызовем их под предлогом слишком короткого сочинения. Мол, совсем Ваня потерял интерес к учебе, может у них какая-то проблема? А там посмотрит как будет развиваться разговор.

– Хорошо мыслишь – одобрила Наташа. – Так и сделаем. А кем она работает?

– Точно не скажу, что-то на Интернете продает. Но зарабатывает хорошо. Машина у нее хорошая и квартиру я их видела когда Ваня показывал фотографии со дня рождения сестры.

Мы убрали со стола и я предложила Наташе остаться у меня ночевать, так как было уже три часа ночи.

**** **** ****

Ваня с мамой явились на Наташин зов через день.

– Что же ты, Ванюша, такое короткое сочинение написал? Как же Валентине Григорьевне оценку ставить? – спросила Наташа мальчика.

– Так ведь и так все понятно, – ответил Ваня, – зачем столько писать не нужного?

– Как же так? – продолжила Наташа, – Надо развить тему, обосновать ответ. Не впервые ведь пишешь сочинения.

– Разве можно описать «покой»? Как же я могу его описать? Покой чувствовать надо.

Ванина мама сидела молча. Было видно, что она согласна с сыном, но в тоже время не хотела подрывать наш авторитет в глазах ученика.

– Давай-ка сделаем следующим образом, – предложила Наташа, – Валентина Григорьевна отведет тебя в пустой класс и ты постараешся за минут сорок дописать сочинение. Ты попробуй. А мы пока с твоей мамой поговорим.

Я повела Ваню в свободный класс и, дав наставления, оставила его там наедине со своим сочинением.

Когда я вернулась в кабинет директора, то поняла, что разговор уже начат.

– Как же мне не улыбаться? – первое что я услышала, когда вошла обратно в кабинет директора, – Если бы я ко всему относилась серьезно, то либо в сумашедшем доме давно уже была, либо не живой. В моей жизни было столько моментов, которые люди рассматривают как горе и несчастье, что относиться к ним серьезно равносильно добровольной смерти. На все эмоции уходит столько сил! Особенно на так называемые «негативные» эмоции.

– Но ведь есть позитивные и негативные эмоции, – сказала Наташа, – вот, например болезнь или смерть близких и переживание за них- это негативная эмоция, а их здоровье и счастье – позитивная. Я так думаю. А Вы можете пояснить, что Ваня имел в виду, написав, что счастье для него это когда ощущаешь покой в душе, несмотря на внешние обстоятельства?

– Мне трудно сказать за сына, но я думаю, что это действительно не описать. Как не объяснить никакими словами вкус лимона. Вы должны его сами попробовать.

– Но как добиться этого покоя? – вступила я в разговор. – Ведь мы зависим от внешних обстоятельств. Поделитесь с нами. Я ведь вижу и чувствую, что в Вас присутствует этот покой.

– Вы, Валентина Григорьевна, знаете нашу ситуацию. Муж мой умер пять лет назад. Дочка – большая подмога. Да и Ванюша уже большой. Он всегда был тихим ребенком, спокойным, и мне иногда казалось, что он старше меня и мудрее. Он уже в детском саду не реагировал на ссоры других детей, просто находился с ними рядом и они переставали драться. А в начальных классах одна девочка постоянно его обижала и однажды сказала ему: «Знаешь, Ванька, я тебя ненавижу», а он ответил «А я тебя очень, очень люблю». И все дети встали на его сторону.

До смерти мужа я побывала в трех авариях, из которых чудом была спасена, а двое пассажиров погибли. Когда совсем еще юной была, перед моим носом упала ледяная глыба и даже от падения отрекошетила мне в колено. Я потом в гипсе ходила. Ведь двинулась бы я на миллиметр дальше, упал бы лед на голову. А без головы, сами понимаете, никак нельзя. И потом столько было подобных случаев. Даже инопланетянина видела. Верите не верите, а видела. Один раз привидение появилось. Всего не расскажешь. И стала я задаваться вопросами: что за сила такая дает мне эти испытания, но я всегда выхожу из них цела и здорова?

Начала читать литературу всякую, слушать Интернет, ходить на всяческие встречи, медитировать. Стали появляться люди в моей жизни, которые либо напрямую, либо косвенно направляли меня в нужное русло. К тому времени когда муж умер, я уже начинала обретать внутренний покой и смерть его не была мной воспринята как ужас и кошмар. Я очень любила мужа и эта любовь дала мне силы принять все так как есть. Да и Ваня успокаивал меня и сестру, говоря, что папа никуда не ушел, он все равно присутствует, только в другом аспекте. Так и сказал – «аспекте». И нас это рассмешило тогда.

Потом наступило время когда я перестала читать литературу, смотреть Интернет, и ходить на встречи. Просто внутренний покой остался и никогда не уходит, он всегда присутствует, а может я присутствую в нем. Так не хочется филосовствовать по этому поводу и много говорить. Я просто есть. Вот и Ваня это чувствует. А дочка не такая. Она постоянно беспокоится о чем-то, планирует, даже верит тому, что по телевизору говорят, – Ванина мама улыбнулась. – Но ведь у нее свой путь и я люблю ее такой, какая она есть. Дети – не наша собственность. За Ваню я не беспокоюсь. У него тоже своя дорога.

С внутренним покоем и ситуации стали разворачиваться удивительным образом. Мы с мужем никогда не жили богато, хотя от работы никогда не бежали. А после его смерти совсем туго было. Но Вселенная всегда мне подбрасывала подарки. Потом пришла такая работа, о которой я бы и не помыслила никогда. Я могу работать из дома даже в пижаме и зарабатывать достаточно денег для семьи.

Она замолчала и мы с Наташей молчали.

– Можете ли Вы нам посоветовать ту литературу, которые Вы читали, видео, которые смотрели, и группы, которые посещали? – спросила Наташа. – Хочется ощутить этот покой, которые Ваш сын называет счастьем. Подскажите, с чего начать.

– Конечно, конечно, с большим удовольствием. Вы начните с чего-нибудь, а потом клубок будет раскручиваться сам по себе. Главное, не препятствуйте ему раскручиваться. Я обязательно дам вам знать, Валентина Григорьевна и Наталья Владимировна, либо через имэйл, либо по телефону.

Ванюша, наверное, уже дописал сочинение. – сказала его мама и я встала, что бы пойти за учеником.

Когда Ковалевы ушли, я сказала Наташе:

– Знаешь, сейчас я четко поняла, что хочу на пенсию. Буду с внуками больше проводить времени и учить их как не реагировать на обстоятельства.

– А вот и нет. Не имеешь право. Дезертирство это. Теперь на нас еще больше ответственности. Ты ведь не можешь дать внучке миллион рублей, если у тебя нет этого миллиона. Также и научить мы не можем тому, что сами не испытывали и не знаем. Давай посмотрим сначала, что день грядущий нам готовит, и куда нас Ванькина мама выведет.

**** **** ****

Прошло около двух лет. Наташа стала хлопотать о центре по духовному воспитанию на базе школы. Она хотела вывести детей на самостоятельный духовный поиск, применять то, что сама стала изучать благодаря той давней беседе с Ковалевыми. Она подготовила план, предоставила его в ГорОНО и… Наталью Владимировну все таки отправили на пенсию. Проводы были торжественны, но весь персонал понимал, почему Гороно так заботился о заслуженном покое директрисы.

За это время мы очень сдружились. Мы стали много читать, много слушать, даже занялись некоторыми практиками. А совсем недавно расскручивающийся клубок вывел нас на мудрого учителя и мы ждем не дождемся когда увидим его воочию и сможем задать свои вопросы. Уже куплены билеты в Португалию, где он живет и где будет его следующая встреча с ищущими людьми.

Я с огромной радостью тоже ушла на пенсию. Мои внуки хотят больше проводить со мной времени. Нам есть о чем говорить. Они мне рассказывают интересные вещи, которые я бы раньше посчитала за детский вымысел, да, возможно, и к врачам бы обратилась. А Наташина внучка уже почти склонила бабушку к отказу от мяса. Но все равно она еще очень любит поесть, и от шашлычка совсем не готова отказаться.

Наташа не может угомониться и сидеть без дела. Благодаря связям, она все таки нашла бесплатное помещение для «центра». Пусть пока в жилконторе, но ведь нету разницы где единомышленникам встречаться. Ваня Ковалев и Марина Миносян часто там волонтёрят, а Ванина мама познакомилась в «центре», куда забежала всего один раз, с интересным мужчиной и выходит за него замуж через месяц.

Я, наконец, могу осуществить мечту своей жизни: писать рассказы. А недавно вдруг стала сочинять стихи. Мой зять пишет для них мелодию и мы частенько поем наши песни в центре и на семейных посиделках.

На недавней встрече в «центре» одна посетительница спросила у других:

– Можем ли мы сегодня поговорить о счастье? Что это такое? Как его найти? Столько пишут и говорят о просветлении, открытии сознания. Но я пока не чувствую, что бы эти знания принесли мне счастье.

Двое мужчин заговорили одновременно, потом подключилась женщина, и разговор начался. Мы с Наташей переглянулись и улыбнулись друг другу. Мне не хотелось участвовать в разговоре, ибо я поняла за последнее время, что словами это невозможно высказать. Вдруг Наташа встала, подсела к женщине, которая задала вопрос, и обняла ее. Грузная и большая Наталья Владимировна будто баюкала женщину, слегка раскачиваясь и поглаживая ее. Женщина заплакала. Еще двое стали вытирать слезы. А один мужчина с очень аналитическим умом стал сначала тихо, а потом все громче и громче хохотать. К нему постепенно стали присоединяться другие и хохот раздавался такой, будто всех щекотят одновременно.

Заглянул работник жилконторы, задержавшийся после вечерней смены. Никто и не слышал что он сказал или спросил. Он постоял совсем недолго и тоже стал смеяться, да еще громче всех.

Когда мы наконец угомонились через минут десять, то стали спрашивать друг друга о причине смеха. И мужчина-аналитик сказал:

– Я вот подумал, что, вероятно «счастье» происходит от слова «сейчас». И эта мысль вызвала во мне какое-то простое понимание. Ведь когда мы смеялись, мы были счастливы, не так ли? Счастье находится в «сейчас». А может оно от некой «части» чего-то. Но мне надо поразмыслить над этим и покопаться в Интернете и в книгах.

Он задумался и лицо его сразу стало серьезным, а остальные заулыбались, так как щеки и животы у всех болели и на прежний смех уже не было сил. А работник жилконторы спросил можно ли придти на нашу следующую встречу и жену привести. «Уж больно у вас легко, как в детстве в деревне» – сказал он.

Мы разошлись уже довольно поздно. Перед уходом Наташа обратилась ко всем со словами:

– Мы с вами так подзарядились радостью, что через край течет. Давайте же «светить всегда, светить везде» и нести это ощущение радости дальше. Ведь солнце светит всем без разбору.

**** **** ****

Я иду своей дорогой по жизни. А может Жизнь идет моей дорогой. И я, как и все живое на Земле, вернусь однажды туда, откуда пришла. И в этом пути я нахожу счастье.

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ? Мне часто приходиться слышать такие слова « Ты сначала сделай себя счастливой. Начни с себя. Строй свое счастье.» Большая часть людей мыслит стандартами. Есть определенный шаблон, который не то, что годами, а десятилетиями закрепился в сознании людей, что такое счастье, и что необходимо человеку, чтобы быть счастливым. Набор элементарен: Дом, забитый благами цивилизации, Мужчина или Женщина, который(-ая) должен(а), должен(а), должен(а), Работа пусть нелюбимая, но желательно со значимой должностью и чтоб деньжат по-больше, Друзья, которых выбирают по статусу, а не по душевному теплу, Дети, которые должны реализовать не то, что ОНИ хотят, а только то и так, чтобы РОДИТЕЛИ перед людьми в грязь не ударили лицом, при чем без разницы хочет этого сам ребенок или нет.(Про реализация детского потенциала я планирую написать отдельную статью). Думаю, что список можно продолжать долго. Так вот если ты не вписываешься хотя бы в один из таких пунктов, то вердикт будет один- НЕСЧАСТЛИВ. Я человек лояльный, выдержанный, но иногда мне так и хочется крикнуть во весь голос: « ОТКУДА ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ИМЕННО МНЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ СЧАСТЬЯ? И КАК Я ЕГО ПОНИМАЮ? И ЧТО Я ДЕЛАЮ ИЛИ НЕ ДЕЛАЮ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОБРЕСТИ РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ СОБОЙ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ? КАКИЕ УСИЛИЯ Я ПРИКЛАДЫВАЮ? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТРАЧУ НА ЭТО?». Все мы имеем определенный набор жизненных ценностей. У каждого он на столько разнообразен, что не перестаешь удивляться. В соответствии с этими ценностями люди расставляют свои приоритеты, что для него первично - что вторично, что более важно, а что нет. У кого –то на первом месте стоит работа и заработок, у кого- то семья и все, что с ней связано, у кого-то дети, у кого-то собственный рост и развитие. Если с первыми пунктами все более или менее понято, то когда на первое место ставиться ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ, тут начинается самый настоящий ажиотаж. «ДЕЛАЙ КАК ВСЕ!» Опасная фраза, которая ведет к застою и деградации. Человек подавляет свои порывы стать лучше, достичь профессионализма в каком- то деле, которое ему нравиться. Боится развить свои способности до того уровня, когда они станут Талантом с большой буквы. ТАЛАНТ-ЭТО НЕ СУММА ПРОСТЫХ ВЕЛИЧИН. Это –труд. Тяжелый каждодневный труд и в первую очередь над самим собой. Только вот не все готовы это делать. Намного проще плюнуть в того, кто старается выйти из матрицы! Предвосхищаю ваши вопросы: Если заниматься своим развитием то, на что жить? Отвечу так: нам все дано Природой для того, чтобы мы ни в чем не испытывали нужды (способности, возможности, окружение, родные и близкие, единомышленники, даже еда и та есть в изобилии). Вся информация, которая может помочь человеку добиться успеха зашифрована в его дате рождения, фамилии, имени, отчестве (это ваш так называемый идентификационный код для Вселенной). Нумерология вам в союзники. А также в вашей карте рождения. Астрология вам помощник. Ройте информацию (Гугл вам в помощь). Не знаете, как это использовать и расшифровывать, обращайтесь к тем, кто знает. Читайте литературу, написанную людьми, которые уже многого достигли в своем развитии. И если вы, по каким- то причинам не добились ничего, то виноваты в этом только ВЫ. Но как говориться ничего невозможного нет, было бы желание. Упустили время –наверстывайте! Пропустили возможности-ищите новые! Тормозит окружение-меняйте! Все сразу поменять не получится, да и не надо резко все рубить, для неподготовленного человека это может быть шоком! Чем старше человек, тем больше у него накапливается того, отчего хочется избавиться, да жалко! Прислушайтесь к себе! Спросите свою Душеньку: А чего ОНА хочет? Начните с того к чему потянет. В моем случае это была музыка. У вас может быть что- то другое. Совершенствуйте этот навык, доводите до профессионального уровня. Тогда и только тогда, когда вы станете профи, когда вы Душу вложите в свое произведение, вы станете востребованны в той сфере, которую выбрали. Потому что то, что сделано с Душой- это эксклюзив! Это ваше индивидуальное, неповторимое! И поверьте найдутся люди, которые оценят и захотят это приобрести! Примеров тому масса. Все наши мысли, фантазии, идеи так и остаются нереализованными, если мы их не подкрепляем действием! Главное ДЕЛАЙТЕ, ДЕЛАЙТЕ, ДЕЛАЙТЕ! Через лень! Через не хочу! Через не могу! Через не умею и не знаю! ЭТО И ЕСТЬ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ! Ставьте цель и каждый день пусть маленькими шажочками, но двигайтесь к этой цели! Хвалите себя за каждый положительный результат! И отрицательный результат- это тоже результат! Примите его, сделайте выводы и шлифуйте себя дальше! Да на это может уйти много времени! У кого-то больше, у кого-то меньше! Но поверьте это того стоит! Возвращаюсь к началу заметки. Человек устроен так, что он видит только конечный результат. Особенно когда это касается не его самого, а другого. Надо понимать, что у меня есть своя жизненная цель и я к ней иду. Она не сиюминутная, как чаю с баранками попить, а это долгосрочный проект, который не может быть реализован быстро по щелчку. Я дроблю ее на более мелкие кусочки и каждый день шаг за шагом приближаюсь к ней. Я подтягиваю людей, которые мне могут помочь в этом, я имею родных и близких, которые меня поддерживают, я изыскиваю возможности. Даже те, кто настроен скептически в мой адрес- это тоже в своем роде помощники. Каждый человек-это зеркало! Учитесь видеть, что вам хотят показать через него, отчего уберечь, или на что нужно обратить внимание. Люди делятся на 2 категории. Первая- это те, кто всего добивается своими силами, методом проб и ошибок, через трудности, порой даже тяжелые, но они получают бесценный опыт и знания, которыми потом делятся с другими. Вторая категория – это те, кто этот опыт перенимает, и использует, кто учится у первой категории. Все зависит от того какая задача стоит перед человеком и как ему проще работать с информацией и применять ее. Я, например, отношусь к первой категории. Беру за основу некую необходимую информацию, и практически ее применяю, адоптирую под себя, когда на практике это начинает работать, делюсь с теми, кому это необходимо. И- это одна из составляющих Счастья- делиться знаниями и опытом. Так что же такое Счастье, конкретно для меня? Отвечу вам так. Я занимаюсь любимым делом! Я развиваюсь и расту! Я вижу результаты и не просто на словах, но и на деле! Пусть пока они еще не так заметны окружающим, но я это делаю в первую очередь ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ СВОИХ ПРЕДКОВ И ПОТОМКОВ (ХОТЬ ЭТО ДЛЯ МНОГИХ МОЖЕТ ЗВУЧАТЬ НАПЫЩЕННО. НО ЭТО ФАКТ!) Я вижу людей, которые воспользовались моими наработками и изменили свое мировосприятие! Я хочу освоить живопись, выучить латынь, написать музыку и может даже песню! А завтра у меня может появиться еще куча хочу, и что- то я начну делать сразу, а что-то будет ждать своего часа. Как, например, написание этой статьи. Это новый опыт. Новое направление. Я не писатель, но я захотела излагать свои мысли на бумаге и время пришло для этого! ВОТ ЭТО ВСЕ И ЕСТЬ ДЛЯ МЕНЯ СЧАСТЬЕ! А ТО, ЧТО МНОГИЕ ЖЕНЩИНЫ МНЕ СКАЖУТ, ЧТО НЕТ МУЖЧИНЫ РЯДОМ СЧАСТЬЕ НЕ ПОЛНОЕ, ТАК ЭТО ОТДЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ! А закончу я словами из песни Аллы Пугачевой: «Жить! Гореть и не угасать, Жить! А не существовать!» От себя добавлю: Жить в настоящем, и из него строить качественное Будущее, учитывая свое Прошлое! Желаю всем СЧАСТЬЯ!!! Автор ИРИНА БЕРКАНА.



Публикации по теме