Как конструкторы влияют на детский мозг. И что делать, когда вы выросли

Тему для нынешней беседы подсказал мне мой ребенок, предложив поиграть с ним в сотый раз «зубами». Прежде, чем говорить о конкретных конструкторах, давайте поговорим о том, насколько они важны в развитии наших детей и вообще нужны ли они.

Что это такое и зачем оно нам надо

Итак, если обратиться с теории, то конструктор – это набор из деталей, с помощью которого можно собирать всевозможные модели: будь то замок, дом, поезд, машина или геометрическая фигура. Сложно поверить, но первым таким игровым наборам уже более 100 лет и они до сих пор популярны, меняется только внешний вид деталей, но вот назначение остается прежним: развитие. В процессе игры у ребенка имеется колоссальная возможность развивать логическое воображение, творческие способности, мелкую моторику и просто выразить себя в создании чего-либо.

Тематическая направленность конструкторов подразумевает под собой развитие конкретных навыков: они могут быть творческими, научно-познавательными, развлекательными и так далее. Также, производители разделяют их на мальчуковый и для девочек, и по способу соединения между собою деталей и по материалам, из которых сделаны детали.

Думаю, не лишним будет упоминание о том, что каждому возрасту детей соответствует свой конструктор. Для самых маленьких детали будут крупными, несложными: чаще это кубики, вкладыши – словом все, то, что ребенок не сможет проглотить или засунуть в нос, ухо. Играть первое время лучше вместе с малышом: во-первых, вы научите, как это делать правильно, а во-вторых, отлично проведет вместе время. Не стоит увлекаться в процессе игры и командовать – пусть ваш ребенок будет лидером.

Гениальность задумки изобретения конструктора поистине бесценна – в процессе игры наши дети приобретают полезные навыки, которые им пригодятся в жизни: будь то починка детской игрушки или крана, строительства домика или посадки дерева.
Великий философ И. Кант утверждал, что «рука - это вышедший наружу мозг человека». И чем лучше будет развита мелкая моторика детской ручки, тем проще и быстрее ребенок будет запоминать информацию, соответственно обучаться. Не забывайте об этом, дорогие родители.

Давайте подведем итоги необходимости конструкторов в арсенале игр ребенка:
- развитие воображения, логики, пространственного мышления;
- усидчивость, целенаправленность и умение достигать поставленной цели;
- развитие мелкой моторики, речи.

Как видите, плюсы просто неоспоримы по своей значимости в развитии ребенка, а значит конструкторам быть! Теперь давайте подробнее рассмотрим современный ассортимент этих чудо-игрушек и сделаем свой выбор в пользу того или иного. Тем более, что это может быть отличным подарком для малыша или подростка – будь то новогодние торжества или День Рождения, либо же просто поход в гости.

Какие они, современные конструкторы?

Предлагаю разделить их по материалам, из которых они изготовлены. Я буду рассматривать изделия, соответствующие государственному стандарту и санитарно-гигиеническим требованиям. И первыми у нас будут деревянные . Они изготавливаются только из натуральной древесины: чаще всего это клен или бук. Бук предпочтительнее, ибо считается пищевой древесиной и имеет более гладкую, без пор, структуру, при окраске элементов дает гладкую поверхность.

Пластмасса и пластик. При упоминании этих материалов сразу возникает ассоциация с конструктором Lego – у этой торговой марки вы найдете блоки для детей всех возрастов. Также, советую обратить внимание на Mega Bloks – все детали ярких, но не ядовитых цветов, в удобной сумочке и имеют все разрешительные документы для продажи. Мы как раз приобрели вариант для самых маленьких: от года до пяти, в подарок. Крупные детали, удобно ложатся в детскую ручку, надеюсь, что малышу понравится наш подарок.

У моего сына «зубики», это конструктор «ZOOB» - он выполнен из высокопрочного пластика, это уже подвижный вариант, ибо в комплекте есть и колеса, и парашют, и прочие интересные детали, способные увлечь ваших детей надолго: мы играем уже несколько лет и процесс игры совершенно не надоедает. Лишь иногда пополняем запасы деталей. Кстати, «зубы» делятся на наборы, как для мальчиков, так и для девочек.

Совсем недавно на рынке детских товаров появился очень интересный вариант конструктора: бристл. Его детали напоминают щетки (в переводе с английского слова «bristle»), на ощупь они мягкие, со всевозможными пупырышками, ворсинками, в меру яркие и необычные, что для малышей будет очень интересно и полезно для развития не только моторики, но и тактильных ощущений.

Не стоит игнорировать и отечественного производителя – есть вполне конкуретноспособные по качеству изделия, которые будут дешевле европейских аналогов.

Магнитые конструкторы. Очень интересный вариант игры. Когда мы приобрели первый такой для сына – весь вечер играли с мужем, пытаясь построить всевозможные сооружения. Этот конструктор подойдет тем детям, кто уже не тянет в рот все, что попало в руки, ибо состоит из металлического шарика и пластиковых палочек с магнитами на концах. Размер палочки и шарика тоже варьируется в зависимости от комплектации в наборе и возраста. Также, есть магнитные мозаики, с помощью которых можно собирать картины из различных геометрических фигур.

Давайте, я немного уделю внимание «Неокубу». Думаю, что вы слышали о нем, да и в интернете существуют целые фан-группы, посвященные этому конструктору. Достаточно интересное изобретение, которое помогает развивать не только логику и пространственное мышление, но и обеспечивает своего рода массаж, а также помогает взрослым успокоить нервы. Но! Прошу обратить внимание, что этот конструктор все же предназначен детям уже школьного возраста.

Тканевые. У ребенка моего есть конструктор из флиса, детали которого на липучках и крепятся на специальное поле. С его помощью мы изучали строение человека. Еще у нас были мягкие кубики, на гранях которого были нарисованы и цифры, и буквы: таким образом мы и играли, и учились.

Металлические наборы. Мне кажется, что у всех родителей в детстве был такой набор из металлических деталей, с гайками, болтиками, ключиками, всевозможными скобами и уголками. Сколько вечеров я провела с папой, конструируя дома, башенные краны и прочие изделия. И очень здорово, что этот конструктор есть у наших детей – игры с ним позволят вашим детям почувствовать себя механиком или строителем.

Подведем итоги

Как ни крути, но конструктор – одна из важных игровых деталей в гармоничном развитии ребенка, так что без него никак. Ведь развитие воображения, мышления, логики, моторики, усидчивости и концентрации внимания – разве это не аргументы в его пользу? Малыш идет от простого к сложному в своих играх: его фантазия не ограничена и позволяет создавать причудливые башенки, замки, домики и прочие сооружения. В процессе игр он изучает формы, цвета, варианты соединений – словом, тренирует воображение, а также развивает предметную деятельность (произведение действия с предметом, согласно его прямому назначению).

Одним словом, берите своего ребенка и отправляйтесь в магазин за новым конструктором и проводите весело время, реализуя свои фантазии с помощью деталей. Удачных вам покупок!

Конструктор - это набор стандартных деталей, из которых можно собрать множество разных моделей. Готовые части исключают время, необходимое для изготовления специфичных деталей на заказ, а также не требуют специальной подготовки для создания сложных систем. Конструкторы используются для построения временных механизмов, а также в качестве детских игрушек.

История возникновения

Психологический и педагогический эффекты

Детские конструкторы считаются универсальным учебным пособием, которое развивает моторику рук , мышление , память , фантазию , а также множество других навыков, которые пригодятся ребёнку в будущем. Известно, что уровень развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н. э. в Китае .

Первый этап мышления, характерный для детей раннего возраста, называют действенным. Такое мышление можно назвать «ручным» - манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства. Это значит, что ребёнок раннего возраста все мыслительные задачи решает руками. Чем больше запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем быстрее он перейдёт ко второму этапу - наглядно-образному, когда будет оперировать не самими предметами, а их образами . На этом этапе ребёнок решает задачу, например, по правильному размещению фигур в соответствующих углублениях сразу, потому что пробы выполняются в уме. Третий этап - словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи решаются не руками, а в уме. Таким образом, начало развитию мышления даёт рука. Как говорил физиолог И. П. Павлов , «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» . О значении ручного труда в развитии творческого мышления педагог В. А. Сухомлинский писал :

Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, тем точнее, тоньше, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия; чем глубже вошло взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка, тем больше наблюдательности, пытливости, зоркости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребёнка.

Возрастные категории

Все конструкторы принято делить, исходя из возрастных групп детей, которым данная игрушка предназначена:

  • Младшая возрастная группа (от 2 до 4 лет) . Для этой возрастной группы разрабатывают конструкторы с минимальным количеством деталей маленького размера, чтобы ребёнок случайно не проглотил одну из них.
  • Средняя возрастная группа (от 5 до 7 лет) . В этом возрасте ребёнок уже способен концентрировать внимание на создании чего-то объёмного. Деталей в таких конструкторах больше и фигуры сложнее, но всё равно ребёнок может собрать их самостоятельно без помощи родителей.
  • Старшая возрастная группа (старше 8 лет) . Для этой возрастной группы производители конструкторов предлагают наборы с 250 и более деталями, в которых сюжет представлен более детально.

Гендерные категории

Изучение игровых детских комнат американскими учёными не обнаружило отличий в количестве книг, музыкальных инструментов, мягких игрушек мальчиков и девочек. Но в некоторых категориях игрушек обнаружились впечатляющие различия. Так, у девочек была масса кукол, кукольной мебели, одежды, кукольных кухонных принадлежностей. Среди игрушек мальчиков было много разного рода повозок, но ни у одной девочки не было обнаружено игрушечного вагона, поезда, лодки или мотоцикла. Из 48 мальчиков только у восьми нашлось по одной кукле.

Подобные наблюдения вынуждают создавать разные конструкторы для девочек и для мальчиков. Для девочек они обычно включают в себя следующие сюжеты: дворцы принцесс, кареты, различные животные, мифические существа. Детские конструкторы для мальчиков включают в себя фигуры кораблей, военной техники, самолётов, автомобилей, пожарных станций, полиции и многие другие. Цветовое оформление также может различаться в зависимости от пола ребенка. Чаще всего разделение по полам происходит для средней и старшей возрастных групп; для младшей такого разделения нет, конструкторы для них создаются, как правило, развивающие, зачастую в форме фруктов, человечков, растений и прочие.

Их давали нам, чтобы не мешали старшим чтобы котелок и мелкая моторика шли рука об руку. Но фишка конструкторов не только в этом.

Мы решили разобраться, в чем еще состоит польза от конструкторов, сказывается ли она на взрослой жизни - и как наверстать упущенное, если от пирамидки вы перешли сразу к 8-часовому рабочему дню.

Для начала, что называть конструктором? Например, пирамидки, паззлы, сортеры (когда детальке надо найти формочку), матрешки - это не конструкторы. Они называются «дидактическими игрушками» и учат работать по шаблону. Это, конечно, полезно и важно, но как тренировка. Поэтому иногда так хочется дать по рукам подтолкнуть ребенка, чтобы «закончили упражнение».

Настоящие конструкторы задумывались такими, чтобы человек работал в своем темпе и не до конца следовал шаблону.

Например

Первый массовый металлический конструктор «Меккано» (Англия) исходно вообще не содержал определенных схем.


«Меккано» - это тот самый «металлический конструктор» из детства. Просто в СССР он был известен под общим именем «Конструктор». И креативный подход в нем был - помните альбомы с самоделками, которые можно было собирать из комплектов таких вот деталей?

Давайте посмотрим, как мог повлиять на вас такой набор. Для тех, кто рос уже в эпоху Lego - тоже будет много интересного.

Говорят британские ученые и педагоги

Исследования, доказывающие практическую пользу конструкторов для человека (скажем, влияние на развитие моторики), проводились много где начиная с 1970-х. Чаще всего в них применялись блочные пластмассовые конструкторы по типу «Лего». Мы отобрали несколько интересных, а иногда просто забавных фактов из них.

1. Интерес к конструкторам влияет на способности к математике

Связаны ли развитие пространственного мышления , которое происходит с помощью конструкторов, и развитие способностей к математике и STEM вообще? То, что увлечение конструкторами в дошкольном возрасте влияет на дальнейшие успехи в математике, смогли показать сразу несколько специалистов.

А) В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая корреляция между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Б) Джулия Буллард из университета Западной Монтаны пришла к аналогичным выводам. Своими исследованиями она занимается с 1989-го, фокусируясь на воспитании детей до 8 лет.

Вопросу развития математических способностей через игры и конструкторы она посвятила целую главу в своей научно-популярной книге «Creating Environments for Learning: Birth to Age Eight» .

В) Если брать малый возраст, есть интересное исследование про связь между умением собирать конструктор и умением оперировать с числами у детей 3-4 лет. Если коротко, чем лучше ребенок управляется со сборкой, тем лучше знает счет.


На скрине результирующая таблица из исследования. Полностью исследование на 12 страниц доступно в онлайне , как невычитанная копия (uncorrected proof - могут быть пропущены запятые, например).

Каждый год игрушечная промышленность развивается, предлагая потребителю все новые товары взамен старых. Металлический конструктор, бывший сокровенной мечтой каждого советского мальчишки, казалось, сдал свои позиции более красочным пластиковым наборам Lego. Однако не стоит думать, что старое советское изобретение кануло в Лету, оно все еще востребовано и продолжает выпускаться.

Сегодняшние производители стали выпускать его в более широком ассортименте, и теперь он выглядит куда более конкурентным товаром, нежели до этого.

Преимущества

Популярность пластикового конструктора кажется очевидной: такой материал и ярче, и удобнее, и легче, и не ядовит, да и травму с его помощью нанести намного сложнее, чем металлической деталью. Однако именно набор из металла намного лучше развивает ребенка, причем разносторонне.

  • Пластмассовые детали конструктора обычно характеризуются очень высокой привлекательностью для малышей, поскольку имитируют то, что должны имитировать в конкретно взятой сборке, но из-за этого их нельзя применить ни в каком другом варианте.
  • Железные наборы комплектуются из универсальных деталей, давая возможность детской фантазии разыграться и создать нечто оригинальное, в том числе, благодаря компиляции деталей из двух разных наборов. При этом инструкция, позволяющая быстро собрать что-то конкретное, тоже присутствует.



  • У деталей железного конструктора отсутствуют пазы, которые просто вставляются друг в друга, поэтому каждую деталь приходится привинчивать к другой при помощи винтиков, гаек и гаечного ключа – все необходимое, конечно, поставляется в комплекте. Получается, что процесс сборки становится куда более сложным, а потому и развивающий эффект получается более выразительным.
  • Железный конструктор не создан для одних только мальчиков, им могут пользоваться и девочки. Пожалуй, девочке будет несколько сложнее придумать необычную идею для интересной сборки, но все же это возможно.
  • Сегодня компании производят широчайший ассортимент наборов железного конструктора, потому подобрать нечто соответствующее для ребенка любого возраста (от дошкольника до подростка) не составит труда.





Недостатки

К сожалению, не существует таких товаров, у которых недостатков не было бы вовсе, и всеми любимые металлические конструкторы, естественно, тоже обладают определенными чертами, которые могут натолкнуть на сомнения относительно того, стоит ли вообще выбирать такой подарок. Детский железный конструктор обладает рядом недостатков, о которых нужно знать еще до покупки.

  • Подарки такого рода подходят разве что для старших дошкольников, потому что детям до 6 лет покупка этой игрушки фактически противопоказана . Даже если детали конструктора выполнены в довольно крупных размерах, в наборе все равно присутствуют гайки и винтики с шайбами, которые очень легко проглотить. Следовательно, такой набор нередко воспринимается, как школьный, тогда как сама взаимосвязь со школой и обязанностями может уменьшить интерес малыша к конструированию.



  • Железный конструктор позволяет самостоятельно сделать самые неожиданные поделки, однако это утверждение в большей степени справедливо по отношению к взрослым, тогда как для малышей задача может оказаться довольно скучной. Разбираться в сложных инструкциях станет ребенок от 10 лет и старше , да и то – только при наличии собственного сформированного интереса, а уж о самостоятельном проектировании новой игрушки в раннем возрасте и речи быть не может. Следовательно, дети воспринимают работу с таким конструктором в школьных стенах, скорее, как обязанность, чем как интересную и увлекательную игру, из-за чего теряется основная ценность набора.
  • Безумная популярность пластиковых конструкторов для детей во многом обусловлена их яркостью, по этому показателю они существенно опережают любых конкурентов. Сегодня производители стараются раскрашивать даже металлические наборы, однако тягаться с яркостью пластиковых конкурентов им нереально. В результате ребенок воспринимает школьное конструирование как не очень удачную имитацию игры, вместо того, чтобы учиться непринужденно.
  • Благодаря своей прочности, металлические детали обладают повышенной степенью травматизма. Понятно, что в качественном наборе не должно быть заострений или плохо обработанных поверхностей, но как минимум крупной деталью один ребенок может бросить в другого, и удар может оказаться довольно сильным. Дети, увы, не понимают опасности таких игр и потасовок, а потому, не раздумывая, могут нанести травму сверстнику при помощи игровых деталей.



Виды

Разновидностей металлических конструкторов довольно много – они могут быть маленькими или большими, предназначенными для детей разного возраста, универсальными или узконаправленными, способствовать сборке моделей из какой-то определенной отрасли. Если покупка осуществляется не для класса или кружка, а для одного ребенка, все эти детали обязательно должны быть учтены.

Следует понимать, что возрастные рекомендации указаны на коробке не просто так. Хотя ребенок может опережать своих сверстников по развитию или немного отставать от них, в целом такие указания весьма ценны, позволяя понять, будет ли интересно малышу, и сможет ли он справиться с задачей.

При этом задача все же должна быть достаточно сложной, если родители хотят получить явный эффект развития умственных способностей ребенка.



А чтобы он не заскучал, придется выбирать набор с определенным сюжетом, который близок ребенку. Следует признать, что подобная продукция в большей степени ориентирована все же на мальчиков, как ни стараются производители расширить ассортимент, все равно наборы касаются преимущественно сборки техники. Но и здесь не все так просто, поэтому стоит лишний раз поинтересоваться наборами, предлагаемыми в наше время.

  • Тема будущего всегда была популярной среди детей, поэтому набор, из которого получается прекрасный робот-трансформер, станет отличным подарком для малыша . Как правило, такие наборы не предполагают большого количества собираемых моделей. Однако сам факт трансформера предполагает наличие хотя бы двух вариаций готовой модели, непохожих друг на друга.
  • Детям также очень интересна тема полетов, и хотя времена повальной популярности Гагарина давно прошли, самолет или вертолет собственной конструкции все еще будет считаться весьма толковой игрушкой. Многие мальчишки мечтают подняться в воздух, а уж иметь право сказать, что ты самостоятельно собрал летательный аппарат, пусть и игрушечный – это очень весомый аргумент для уважения в кругу друзей.



  • Типичные мужские интересы проявляются у мальчиков еще в детстве, поэтому юный механик наверняка обрадуется возможности собирать различную колесную технику. Хороший универсальный набор дает отличные возможности для этого: можно собрать трактор или танк, грузовик или даже простенький мотоцикл.

Такой 3D- моделью при желании можно даже играть, хотя в большей степени она все же является признаком инженерного гения мальчугана и поводом для его неизмеримой гордости.


Не стоит игнорировать и тот факт, что сейчас производители отошли от канона, согласно которому металлический конструктор должен представлять собой банальный набор гаек и шайб. Сейчас даже в металлический набор нередко входят детали из других материалов, чаще всего подразумевается, конечно же, пластик, способный имитировать шины автотранспорта, прозрачные стекла, и многое другое.

Другим популярным материалом для изготовления отдельных деталей выступает резина, которая также позволяет добиваться большей правдоподобности собранных моделей, чем обычно не грешат классические версии конструктора из железа. Однако революционной разработкой является классический винтовой конструктор с электромотором.



С одной стороны, ничего невероятного в таком решении нет, с другой – советские разработчики почему-то не догадались предусмотреть такой вариант. В результате добавления простого механического моторчика, аналогичного тому, что используется в игрушечных пластиковых машинках, собранные модели могут самостоятельно двигаться!

Естественно, детали обрабатываются таким способом, чтобы максимально совпадать с креплениями мотора, однако у юного инженера самооценка после работы с таким подарком просто зашкаливает: он ведь в буквальном смысле собрал самоходный механизм! После такого детства выбор в пользу какой-либо технической либо конструкторской профессии уже не должен никого удивлять, а ведь такой путь в нашей стране все еще считается почетным и прибыльным.

Особенности выбора

Большое разнообразие моделей, представленных на рынке, может запутать неопытного покупателя, потому стоит обратить внимание на важные детали, способствующие правильности выбора:

  • сертификация качества – первый признак того, что изделие достойно покупки, тем более что увидеть его можно, даже не распаковывая товар;
  • возрастное ограничение на упаковке указано не просто так: не стоит приобретать ребенку 4 лет конструктор, предназначенный для 9-летних, и наоборот;
  • плохо обработанные металлические детали могут оказаться причиной получения травм, поэтому их следует осмотреть на предмет отсутствия острых краев или зазубрин;
  • большое внимание следует уделить качеству крепежа, у которого не должно быть проблем со срезами и резьбой, иначе весь набор окажется бесполезным;



  • при покупке конструктора для детей младше 5 лет все еще остается актуальной проблема проглатывания мелких деталей, потому в наборе не должно быть фрагментов размером меньше 50 мм;
  • хотя в целом металл намного безопаснее того же пластика в плане экологичности, опасность может представлять образовавшаяся ржавчина или использованный некачественный краситель, поэтому при наличии странного запаха товар лучше не брать;

Хороший конструктор предполагает сборку многочисленных разных моделей из одного набора, но по своей направленности они должны хотя бы частично задевать сферу интересов конкретного ребенка.



Производители

В определенных ситуациях следует просто довериться производителю, зарекомендовавшему себя благодаря качественной продукции. Основная масса потребителей не зря выбирает тот или иной бренд: в век информационных технологий любой серьезный недочет быстро стал бы достоянием общественности, поэтому известные производители просто не позволяют себе делать свою работу плохо.

Ольга Ковалева
Конструирование в ДОО

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором представлены следующие направления развития и образования детей (образовательные области) :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

В свою очередь образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной , музыкальной и др.)

Конструктивно -модельная деятельность предполагает приобщение детей к конструированию ; развитие интереса к конструктивной деятельности , знакомство с различными видами конструкторов .

Конструирование в детском саду

Конструирование в детском саду – это создание ребенком различных поделок из конструктора , бумаги, картона, шишек и других материалов. Дети дошкольного возраста очень любят это занятие. Кроме того, в процессе создания самой поделки, ребенок получает еще и немало пользы.

Практические навыки которые приобретают дети от занятий конструированием :

Развитие мелкой моторики;

Знакомство с формой и текстурой предметов на практике;

Развитие фантазии и воображения;

Обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т. д.) ;

Выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи;

Стимуляция образного и логического мышления.

Виды конструирования в детском саду

Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы, из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги , картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному - конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов : здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

В зависимости от используемых материалов для конструирования , определяется его вид.

1. Из строительных материалов. Самый простой вид конструирования , который доступен самым маленьким. При помощи различных фигур геометрической формы (куб, призма, цилиндр и т. д.) выстраиваются самый простые строения – башни, домики. По мере приобретения опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.

2. С применением специальных конструкторов . Они могут быть деревянные, металлические, пластмассовые, но обязательно содержат крепления на винтах. Это расширяет возможности, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т. д.)

3. Из бумаги (глянцевой, плотной, картона и др.) . Данный тип конструирования требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и владеть ножницами.

4. Из природных материалов (семена, желуди, шишки, ветки и т. д.) .

Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный тип конструирования в детском саду помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.

Основные приемы обучения конструированию

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании .

Основными приемами обучения являются следующие :

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций , поделок.

4. Анализ и оценка процесса работы детей для выяснения, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Слайд 4, 5, 6

Вторая младшая группа. Детям четвертого года жизни свойственна большая физическая и умственная активность.

Для конструктивной деятельности детей этого возраста характерна непосредственная связь ее с игрой : в только что построенный трамвай сажают кукол, трамвай едет по линии, его движение ребенок сопровождает соответствующими звуками.

У детей формируются конструктивные навыки : располагают кирпичики, пластины на плоскости в 1-2 ряда, расставляют их вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг от друга либо плотно приставляют друг к другу.

В процессе организованной деятельности дети учатся различать постройки по величине, форме, видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены. Ребенок называет цвет деталей, выполняя постройку с учетом ее цветового решения, чтобы каждая основная часть имела один цвет (у стола крышка одного цвета, ножки другого и т. д.) .

Важно, чтобы каждый ребенок усвоил последовательность выполнения построек.

Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте : раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании организованной деятельности и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед работой.

Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12

Средняя группа. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение.

Опыт конструирования , полученный детьми ранее, дает им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх.

В этой возрастной группе добавляется изготовление поделок из бумаги, природного и других материалов.

Весь строительный материал, сохраняя определенный набор деталей, пополняется разными пластинами - короткими и длинными, широкими и узкими, брусками, кубиками, призмами, цилиндрами большими и маленькими.

В процессе конструирования детей учат : замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки, соразмерять постройки между собой. Отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения.

Дети усваивают в процессе обучения, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями : кубик на любой грани устойчив; тоже устойчивы кирпичик и пластина, положенные на широкую грань, брусок, положенный на любую длинную боковую грань. Кирпичик и пластина, поставленные вертикально между кубиками или призмами, приобретают большую устойчивость.

Детей знакомят с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их : два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок.

Дети продолжают обучаться конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу в игре. Когда дети строят что-либо по образцу, они учатся его анализировать, обследовать. Определяется также последовательность процесса выполнения постройки.

В средней группе примерно во втором квартале учебного года вводится новый вид деятельности - конструирование из бумаги , коробок, катушек и других материалов.

Детей обучают некоторым операциям с бумагой : сгибать лист пополам, добиваясь совпадения при сгибе сторон и углов, приклеивать мелкие части к основной форме.

Изготовление игрушек из природного материала лучше всего проводить в весенне-летний период. Воспитателю необходимо показать детям процесс изготовления и скрепления частей : как соединить между собой желуди, как прочно установить скорлупу ореха на пластилиновой пластинке и т. д.

Слайд 13, 14, 15

Старшая группа. У детей 5-6 лет интерес к конструированию , к строительным играм возрастает. Дети охотно строят, делают игрушки. Они уже многое могут делать самостоятельно.

В этой группе проводятся следующие виды конструирования : из строительного материала и из деталей конструкторов .

Дети приобретают много новых знаний, технических умений. Они продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций , выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.

У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

В старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

Ребята должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями : длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей : у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые - квадратные и т. д.

Дети должны разбираться, из чего лучше сооружать отдельные части постройки, стены в громоздких и легких сооружениях, какие детали наиболее устойчивы и могут использоваться для оснований, а какие пригодны для окон, дверей,

Слайд 16, 17, 18, 19, 20

Подготовительная к школе группа. В этой группе наиболее важной задачей является подготовка детей к школе.

Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных видов деятельности. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам.

В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужный материал.

Дети должны знать, что для успешной работы необходимо :

четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;

иметь хорошие технические навыки;

видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции .

В этом возрасте особое внимание уделяется обучению детей умению планировать не только отдельные этапы создания построек, но и весь ход работы их, определять, какие детали строительного материала более всего подходят для сооружения той или иной постройки и отдельных ее частей.

Дети 6-7 лет могут создать постройку с двумя и более перекрытиями и дополнить ее отдельными элементами архитектурного оформления.

Дети способны выполнить постройку, ориентируясь лишь на рисунок, фотографию, чертеж. Жилые здания, школы, больницы и т. д. могут быть разными и по величине, и по архитектуре. Поэтому при сооружении их дети строят не вообще дома, а здания конкретного назначения, например вокзал, театр, магазин и т. д., соответственно оформляя их архитектурно.

Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы.



Публикации по теме