Психомоторное развитие ребенка 1 года жизни. Все, что нужно знать родителям о психомоторном развитии детей раннего возраста и его особенностях

Развитие ребенка, пожалуй, одна из самых волнующих тем родительского сознания. Какими ключевыми навыками для своего возраста он должен обладать и какие пути становления ему присущи, порой без базы знаний определить самостоятельно не под силу. Здесь большую роль играет многодетность. В этом случае у вас есть наглядный пример для сравнения. Но если в вашей жизни пока только один ребенок, то компетентная литература – спасение.

На ранних этапах развития ребенка разделяют два вида патологий: врожденная и приобретенная. Если к первой вы носите косвенное причастие, то виной второй родители. Именно от них зависит адаптационный период ребенка. Общение с матерью и членами семьи в детском возрасте несет огромное значение в формирование личности, его умений и навыков. В противном случае вы столкнётесь с задержкой психического развития на ранней стадии. Если этот феномен ещё под силу исправить, то развившуюся в последствии полную социальную дезадаптацию – нет. Неспособность к жизни в окружающем мире – настоящая катастрофа для маленького человека.

Психомоторное развитие достаточно широкое в своем смысле слова, оно включает в себя оценку зрения, слуха, двигательных функций, социальный контакт и другие. Здесь учитываются многие факторы, начиная от положения головки малыша, до самостоятельного приема пищи.

Немаловажный аспект, это чрезмерно активная воспитательная функция. К примеру, ребенок не может самостоятельно удерживать игрушку, если ему никогда ее не давали, но также и из-за врожденной патологии. Если вы склоняетесь ко второму, то есть срочная необходимость в посещении педиатра, который сможет вынести профессиональный вердикт.

Двадцать восемь лет назад были разработаны наглядные таблицы психомоторного развития для быстрого определения результата. Что позволяет мгновенно сделать первую оценку наличия патологии. Таблицы легки в использовании и очень функциональны. Рассмотрим первые три года развития ребенка, основываясь на данные показатели.

До года:

За двенадцать месяцев своей жизни ребенок учится самым главным вещам познания окружающего мира. С каждым днем багаж его знаний и навыков пополняется, что двигает психомоторное развитие. На данном этапе не стоит основополагаться на табличные данные буквально. Ведь некоторые умения больше присущи девочкам, а другие мальчикам. Также дети делятся на «ранних» и «поздних». Но не стоит слишком затягивать с оценкой, так как месячных сдвигов быть не должно.

По статистической оценке средних показателей психомоторного развития ребенок до года должен научиться:

  • Улыбаться и реагировать на обращения взрослых.
  • Повторять слоги и звуки.
  • Показывать свое недовольство на резкие звуки и яркий свет.
  • Поднимать голову и удерживать её не менее 20сек.
  • Фиксировать взгляд на предметах.
  • Поворачиваться со спины на бок и обратно.
  • Пружинить ножками, при поддержке за подмышки.
  • Поворачивать голову в сторону звука.
  • Тянуться к игрушке и хватать ее.
  • Громко смеяться.
  • Узнавать маму.
  • Самостоятельно сидеть.
  • Вставать на четвереньки и уверенно ползать.
  • Самостоятельно вставать у опоры и опираться на ноги.
  • Брать мелкие предметы двумя пальцами.
  • Сооружать пирамиду из кубиков.
  • Есть с ложки и пить из кружки.
  • Узнавать знакомых, и пугаться чужих.
  • Играть в «ладушки» и «прятки».
  • Кивать положительно и отрицательно головой.
  • Знать свое имя и откликаться на него.
  • Показывать пальцем на знакомые предметы.
  • Использовать по назначению расческу.
  • По просьбе обнимать родителей, стремиться к одобрению.
  • Подражать действиям других.
  • Умышленно бросать игрушки.
  • Показывать части лица и тела по просьбе.
  • Голосом или жестом сигнализировать о своих желаниях.
  • Понимать значение слов «можно» и «нельзя».

До двух лет:

На втором году жизни психомоторное развитие ничем не уступает годовалому. К уже приобретенным навыкам добавляется ряд более сложных и расширенных умений. Малыш учится:

  • Много ходить, приседать, перешагивать препятствия.
  • Самостоятельно кушать ложкой.
  • Повторять действия игр.
  • Понимать значения слов «круг», «шарик», «квадрат» и другие.
  • Различать предметы по цвету и величине.
  • Стремительно увеличивать словарный запас.
  • Применять более сложные слова в диалоге.
  • Самостоятельно надевать на себя детали одежды.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Использовать глаголы, прилагательные и местоимения в речи.
  • Уметь задавать вопросы.
  • Рисовать «каракули» карандашом.

До трёх лет:

Основные навыки этого возраста больше совершенствуются, нежели добавляются новые. Здесь важно уделять ребенку как можно больше внимания и помогать в его развитии. С двух до трех лет малышу необходимо научиться:

  • Перешагивать препятствия, равные высоте одной средней ступени.
  • Полностью самостоятельно одеваться.
  • Формулировать сложные предложения.
  • Задавать вопросы «Где?», «Когда?».
  • Различать события «вчера», «сегодня», «завтра».
  • Знать геометрические формы и основные цвета (белый, черный, красный, зеленый, синий).
  • Играть в игры с сюжетом.
  • Знать применение салфетки или носового платка.
  • Лепить фигурки из пластилина и рисовать простые рисунки на бумаге.

Полагаться в этом вопросе стоит на многие аспекты, которые подробно описаны в научной литературе. Немало великих российских и зарубежных авторов посвятили этой теме не одно свое издание. Наука о детях очень интересная, она с каждым днем приобретает все новые краски, тем самым совершенствуя прежние показатели. Но не стоит забывать и о том, что психомоторное развитие напрямую связано с воспитанием. И только от этих факторов зависит то, кем в будущем станет ваш ребенок.

Большинство родителей знает, что в развитии детей должны существовать определенные нормы. Имеются в виду маленькие дети в возрасте до 1 года. Определить задержку в развитии раннего возраста, полагаясь на опыт, могут лишь многодетные родители, которым уже приходилось все это проходить ранее. Таким образом, проводится сравнение уровня развития одного ребенка со старшими детьми. К сожалению, не все родители имеют большой опыт со своими маленькими детьми, к тому же банального наблюдения за поведением чужих малышей на игровых площадках будет недостаточно. По этим причинам можно понять то беспокойство, которым обычно страдают родители по поводу роста своего ангелочка.

Многих мам интересует вопрос, правильно ли развивается их чадо, и нет ли у малыша задержки в развитии?

Психомоторное развитие ребенка – что это?

Если говорить простыми словами, то это улучшение интеллектуальных и двигательных навыков малыша. Они зависят от количества лет и генетических особенностей.

Полноценное и гармоническое формирование зависит от усовершенствования:

  • органов зрения, обоняния и слуха в гармоничном порядке;
  • мелкой и крупной моторики тела;
  • всей мышечной группы (имеется в виду, тренировка);
  • социальных контактов у ребенка;
  • общего мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.

Задержка в моторном развитии в большинстве случаев сопровождается с задержкой прогресса психической составляющей, ведь ребенку трудно будет воспринимать окружающую среду. Для адекватной и корректной оценки задержки в росте малыша нужно быть ознакомленным с главными этапами психомоторного развития.

Основные этапы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Характерными чертами психомоторного развития детей раннего возраста является сохранения позы «эмбриона», так называемой внутриутробной позы, а также повышенный мышечный тонус (подробнее в статье: ). Новорожденный малыш использует изначальные рефлексы, такие как: глотательный, хватательный, дыхательный и поиск соска. Спустя 2-3 года на место безусловных рефлексов станут условные – так называемый, личный опыт малыша.

Первые 6 месяцев


Через месяц после рождения малыш еще мало что умеет, но при этом реагирует на посторонние шумы и маму

Во время первых тридцати дней должны наблюдаться следующие возможности:

  • ребенок сможет на несколько секунд приподнять свою голову, лежа на животике;
  • будет искать губами мамин сосок;
  • резкие сторонние звуки будут сопровождаться его активной реакцией;
  • происходит фиксация взгляда на определенных предметах;
  • во сне малыш начинает сосать свою ручку;
  • наличие эмоций в виде плача, мимики или крика;
  • активизируется хватательный рефлекс;
  • источники света привлекают ребенка, поэтому он поворачивает к ним голову.

Во время следующих тридцати дней малыш пытается научиться:

  • удерживать голову на вису в положении лежа на животике;
  • улыбаться;
  • издавать радостные звуки при обращении к нему;
  • узнавать родителей, чаще всего маму;
  • держать вытянутые руки перед собой.

Трехмесячный малыш поднимает ручки к игрушкам

Спустя три месяца физиологический гипертонус пропадает, как и некоторые рефлексы. На этом этапе ребенок способен на:

  • удерживание поднятой головы, опираясь предплечьями в кровать;
  • держание в ручке игрушек или других небольших предметов;
  • многие дети в этом возрасте постоянно тянут игрушки ко рту;
  • поворот головы, реагируя на звуки;
  • смех и радость без явной на то причины;
  • общение с ребенком сопровождается его «оживлением».

Важно! Только после 3-й недели стартует формирование комплекса оживления, к которому относится улыбка, сосредоточенность и моторика движений. Иногда можно наблюдать учащенное дыхание у детеныша. В полноценном виде комплекс оживления проявится уже на восьмой неделе жизни.

Второй триместр

Рост интенсивности проявления способностей малыша продолжает расти до 4-го месяца. После этого на замену комплекса оживления приходит поведение в более сложной форме.


В 4-5 месяцев малышу так хочется достать игрушку, что перевернуться на животик и схватить ее уже не проблема

Для четвертого месяца характерными считаются следующие умения:

  • ребенок начинает рассматривать окружающие его предметы, брать в руки и ставить игрушки;
  • он может самостоятельно играть на протяжении длительного времени;
  • переворот на сторону – это уже не проблема;
  • приближаясь к какой-нибудь опоре, малыш выбрасывает перед собой руки;
  • ребенок может вести визуальное слежение за знакомым человеком;
  • он может смеяться.

Подходя к пятому месяцу, ребенок уже спокойно может отличить своих от чужих, также он начинает упорно сопротивляться при любых попытках отобрать его любимую игрушку. Различные ситуации вызывают у него массу разных эмоций.

Способности малыша постоянно увеличиваются, теперь он легко может:

  • перевернуться на животик;
  • ползать на животе к заинтересовавшему его предмету или человеку;
  • начать поиски игрушки, которая только что выпала из его рук;
  • находить различия между разными интонациями в голосах родителей;
  • держась ручкой за край стола или за стул, стоять на ногах;
  • детально рассматривать свои руки или игрушки на протяжении длительного времени;
  • пытаться стоять на четвереньках.

В пять месяцев забавно наблюдать, как малыш пытается подняться на четвереньки и при этом смешно покачивается

Выросший до 6-месячной отметки, малыш может:

  • садиться самостоятельно;
  • перевернуться на правый или левый бок;
  • уверенно стоять на четвереньках;
  • ходить на короткие дистанции со сторонней поддержкой;
  • стоять по несколько секунд, придерживаясь за опору.

Он может распознать свое имя, реагируя на него, выговаривать разные слоги, например «ба-ба» или «да-да». Практически пропадает необходимость в кормлении, поскольку ребенок уже самостоятельно пьет воду или молоко из кружки, а также сам кушает печенье.

Вторые 6 месяцев

Седьмой месяц – это возможность научиться следующему:

  • придерживаясь за опору, стоять возле нее длительное время (рекомендуем прочитать: );
  • легко и без особых усилий ползать на четвереньках (рекомендуем прочитать: );
  • узнавать своих близких, протягивая к ним ручки;
  • отзываться на имя;
  • копировать услышанные слова или звуки, произнося при этом разные слоги с добавлением эмоций.

В семь месяцев ребенок радостно ползет к родителям, при этом осознанно проговаривая слова «мама» и «папа»

К характерным особенностям детей в этом возрасте стоит отнести возможность различать людей и боязнь незнакомцев, а еще они уже могут самостоятельно кушать из ложки. Малыш с легкостью узнает игрушки и некоторые предметы интерьера, обожает всеми известную игру под названием «прятки». Любит постучать предметами по игрушкам или об пол или прятать их (игрушки) в какую-нибудь коробку.

Восьмимесячный малыш проявляет большую активность в движениях, быстро ползает по полу, а также уверенно ходит с опорой. Поднимает небольшие предметы при помощи указательного и большого пальца.

Третий триместр

Достиг возрастной отметки в 9 месяцев, ребенок может:

  • стоять без сторонней поддержки;
  • придерживаясь одной ручкой, ходить вдоль опоры;
  • ползать на относительно большой скорости (см. также: );
  • самостоятельно держать кружку и сидеть на ночном горшке;
  • переворачиваться без чьей-либо поддержки;
  • распознавать простые команды родителей, играться с игрушкой;
  • демонстрировать разные предметы и части телка, которые ему запомнились;
  • махать ручкой, имитируя прощальный жест.

В девять месяцев многие детки уверенно кушают ложкой

На данном этапе можно наблюдать звукоподражание – повторение ребенком услышанных ранее звуков и слов без понимания их значения. Исключением могут быть только слово «папа» или «мама». В некоторых случаях он может выговаривать и другие осознанные слова.

Период с десятого по двенадцатый месяц – это важный этап в жизни младенцев, ведь обычно они начинают ходить и стоять без опоры. Лестница или небольшой стульчик уже не становятся значительной проблемой для 12-месячных малышей.

К списку умений 12-месячного ребенка можно отнести следующее:

  • бросание мячика;
  • сборка игрушечной пирамиды;
  • самостоятельный поиск интересующих предметов;
  • активное демонстрирование своего восторга или несогласия;
  • возможность играть в несложные игры (чаще всего – выдуманные или воображаемые);
  • произношение некоторых простых слов;
  • подбирание крошек или небольших игрушек с помощью двух пальцев.

Не нужно бить тревогу, если вы обнаружили некоторые несоответствия в развитии вашего малыша со стандартами. Каждый человек по-своему уникален.


К году малыш обладает множеством умений. У ребенка большой интерес к окружающему миру, он уже старается помогать маме со стиркой и другими делами

Задержка психомоторного развития

График развития физических способностей 12-месячного ребенка может иметь скачкообразную структуру, поэтому родителям нужно уделять должное внимание каждому этапу роста своего детеныша. Любые подозрения на отклонения в психомоторном развитии должны сопровождаться применением необходимых мер.

В качестве примера, которым должны руководствоваться родители при оценке темпа развития своего малыша, нужно брать умения и навыки, присвоенные ребенку с первого дня. Оказание внимания необходимым навыкам – это неплохой вариант, но при этом нельзя отказываться от периодических консультаций у врачей. При малейших подозрениях на замедление в психомоторном развитии ребенка нужно постараться сразу откинуть все причины, связанные с недостатками в воспитании.

Серьезная задержка психомоторного развития может быть обнаружена лишь внимательными родителями, когда реакция их ребенка на различные действия вокруг него кажется неадекватной. Провести оценку образовавшейся проблемы смогут лишь квалифицированные специалисты, проведя необходимые для этого наблюдения и тесты. Речь идет о таких врачах, как логопед, невролог и педиатр – лишь они смогут полностью разобраться и решить такую проблему, как отставание психомоторного развития детей раннего возраста.



График развития ребенка до года (подробнее в статье: )

Как лечится задержка в развитии?

Помимо стандартного медикаментозного лечения существуют и другие методы, связанные с терапевтическим воздействием на организм. Они помогут вылечить симптомы задержки.

К самым эффективным методам можно отнести:

  • нейропсихологическая коррекция;
  • вербальная стимуляция;
  • слуховая и зрительная стимуляция;
  • ТМС головного мозга.

Комплекс лечения задержки психомоторного развития в каждом случае подбирается индивидуально с учетом проблем и возможностей каждого ребенка. К примеру, ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) применяется для активации моторных, сенсорных и речевых центров головного мозга. Активно используются разновидности коррекций, в том числе и логопедический массаж.

Практически сразу после рождения ребенка новоиспеченные родители начинают задаваться вопросами: «Все ли в порядке у моего малыша?», «Правильно ли он развивается?». Эти волнения абсолютно естественны, а чтобы их развеять, стоит вооружиться хотя бы минимальной информацией о психомоторном развитии ребенка в разные возрастные периоды. Другими словами, нужно научиться оценивать уровень развития крохи, его навыки и умения с точки зрения соответствия нормам, принятым для определенного промежутка жизни. И не стоит полагаться в оценках на собственный опыт или наблюдения за чужими детьми.

Психомоторное развитие ребенка до года

Медвежьей услугой можно назвать советы некоторых зарубежных специалистов, считающих, что у каждого малыша развитие происходит индивидуально, поэтому нельзя полагаться на нормы, а лучше оставить его в покое и не мешать естественному процессу. Такой подход может оказаться фатальным, если родители по невнимательности не заметят какое-либо отклонение в психомоторном развитии ребенка. Ведь чем позже обнаружено то или иное заболевание, тем сложнее с ним справиться.

В первые годы жизни развитие малыша происходит очень интенсивно, каждый месяц формируется определенный набор умений и навыков. Чтобы дать правильную оценку психомоторному развитию ребенка, необходимо сопоставлять показатели, установленные для детей одинаковой возрастной группы. Ведь наверняка все понимают, что тот уровень развития, который является нормальным для месячного крохи, у полугодовалого малыша будет считаться абсолютной патологией.

Бесспорно, не все дети как под копирку осваивают различные навыки одновременно, нередко наблюдаются весьма существенные колебания в границах норм. В целом психомоторное развитие ребенка до года можно охарактеризовать несколькими этапами. Постараемся вкратце описать, чему новому учится малыш в течение первых месяцев своей жизни:

  • Один месяц. Ребенок пытается зафиксировать взгляд на предметах и ярком свете, от резкого звука он вздрагивает и моргает. Пока неотчетливо, но уже произносит звуки. В положении лежа на животе поднимает головку и несколько секунд удерживает ее;
  • Два месяца. Это период первых осознанных улыбок и попыток гуления. Малыш наблюдает за движением предметов, лицами, поворачивает голову в направлении звука. Если кроху положить на живот, он приподнимет и будет удерживать голову несколько минут. Запросто разводит ручки и ножки в стороны, держа при этом зажатыми кулачки;
  • Три месяца. В этот период психомоторное развитие ребенка происходит весьма интенсивно. Головку малыш держит уже достаточно хорошо, может упираться ручками и раскачиваться, осуществляет первые попытки повернуться на бок. За любым перемещающимся предметом следит достаточно длительное время, тянется за игрушками, подолгу держит вещи в руках, тянет их в рот. Гуление становится более разнообразным, кроха пробует смеяться;
  • Четыре месяца. Ребенок уже достаточно легко поворачивается на бок. Лежа на животе, он может приподняться на ручках и опереться на них. Более уверенными стают попытки перевернуться со спины на животик, а если есть возможность подтянуться, то получается даже сесть с выпрямленной спинкой. Малыш заинтересованно исследует окружающие предметы, любит держать все в руках, все больше гулит (причем делает это очень разнообразно), а негативные эмоции выражает не только плачем, но и хныканьем;
  • Пять месяцев. Кроха безошибочно узнает родных, особенно маму. Все, что попадается под руку, малыш тут же тащит в рот, пробует ползать на животе, при поддержке неплохо сидит. Если подтянуть его из положения лежа на спине, пытается сразу же вскочить на ножки. Очень заинтересованно играет с погремушками, отзывается на различные интонации;
  • Шесть месяцев. Сидеть ребенок уже может и без поддержки, а если взять его под мышки и приподнять, пробует поочередно ступать ножками. Кроха делает первые попытки произносить слоги;
  • Семь месяцев. В психомоторном развитии ребенка наблюдаются существенные сдвиги. Малыш ползает, становится на четвереньки, уверенно сидит, а если поддерживать, довольно твердо ступает ножками. Он достаточно легко поднимает упавшие предметы, не забывая при этом тянуть их в рот;
  • Восемь месяцев. Подтягиваясь за опору, кроха смело поднимается и пытается ходить, может стоять, если держать его за одну руку. Начинает копировать мимику и эмоции взрослых, осваивает самые простые игры («ладушки», «прятки»);
  • Девять месяцев. Опираясь на что-либо, ребенок поднимается, стоит и ходит. Может перебирать достаточно мелкие предметы. Делает попытки произносить первые односложные слова, понимает, когда запрещают или просят что-то сделать;
  • Десять месяцев. Появляется неподдельный интерес к книжкам, малыш уже может легко перелистывать двумя пальцами страницы, рассматривать картинки. Он получает удовольствие от демонстрации своих умений и любит, когда его хвалят. Кроха способен проявлять ревность, обижается, если кому-то уделяется больше внимания;
  • Одиннадцать и двенадцать месяцев. Малыш уже уверенно стоит, приседает, наклоняется, ползает. Он пытается доминировать, понимает и может выполнить достаточно много требований. Словарный запас крохи становится более разнообразным. Завершается психомоторное развитие ребенка до года первыми самостоятельными шагами.

Задержка психомоторного развития у детей

Первый год жизни является очень важным, в этот период закладывается фундамент для дальнейшего физического, умственного и эмоционального формирования человека. Несомненно, основную роль в успешной оценке психомоторного развития ребенка, играет то, насколько внимательно вся семья, а в особенности мама, наблюдает за своим чадом.

Если же закрались сомнения, что малыш отстает в развитии, в первую очередь имеет смысл исключить последствия воспитания. Ведь, к примеру, ребенок может не ползать как из-за проблем с мышцами и костями, так и потому, что мама не давала ему этого делать по причине малой площади квартиры или холодного пола.

В любом случае при малейшем подозрении на какие-либо отклонения от нормы родителям нужно обратиться к квалифицированному врачу. Чтобы выяснить причину задержки развития, возможно, нужно будет пройти специальные обследования (УЗИ, рентгенография, МРТ, ЭЭГ), сдать лабораторные анализы, получить консультацию у специалистов более узкого профиля.

Чем раньше будет выявлена истинная причина задержки психомоторного развития у детей, тем меньшими силами и в более короткий срок наступит желаемый терапевтический эффект. В большинстве случаев хорошие результаты достигаются без применения лекарственных средств, достаточно лишь нескольких курсов массажа и физиопроцедур, а также активных развивающих занятий с малышом.

При более серьезных проблемах возможен прием определенных медикаментов: начиная от поливитаминных комплексов и заканчивая достаточно серьезными препаратами, оказывающими стимулирующее действие на мозг.

Следует учесть, что методы лечения выбираются строго индивидуально и зависят от возраста, особенностей ребенка и специфики нарушений.

Текст: Татьяна Оконевская

5 5 из 5 (1 голос)

– это совокупность его умений, способностей, движений и психических реакций. Чтобы понять термин «психомоторное развитие» лучше, можно разделить его на составляющие. Психическая часть выражает речевые навыки и адаптационные умения. Моторная часть, в свою очередь, включает развитие ручной активности. Особое внимание психомоторному развитию ребенку уделяют именно в первый год жизни. Предлагаем вашему вниманию календарь психомоторного развития детей с подробным описанием.

Все мы знакомы с мнением «каждый ребенок развивается в индивидуальном ритме». Но абсолютно естественно, что родители внимательно следят за развитием своего малыша, чтобы не пропустить каких-либо отклонений. Для того, чтобы мамы и папы не приписывали по пустякам своему крохе задержку психомоторного развития, а также не пропустили важные изменения в жизни крохи, ВОЗом был создан специальный календарь психомоторного развития от рождения до года . По нему можно сверять, правильно ли растет ваш малыш. Но не нужно воспринимать эту информацию как «золотую истину» и считать, что если малыш в первый день 5-го месяца не умеет выполнять один из указанных пунктов, то у него задержка психомоторного развития. Считается, что отставание в формировании определенных навыков на месяц или меньше по сравнению с календарем не означает проблем со здоровьем. Обследование у невролога показано тем малышам, у которых наблюдается отсутствие положительной динамики развития психомоторных функций более 1 месяца.

Календарь психомоторного развития ребенка от рождения до года

1 месяц

  • Выражены безусловные рефлексы: (сосательный, хватательный), ползание.
  • Начинает держать голову по нескольку минут в горизонтальном положении, лежит на животе в конце месяца.
  • Появляется кратковременное рассматривание внешней среды и слуховое сосредоточение.
  • Появление «гуления» одиночными звуками в конце месяца, произносит гласные звуки между «а» и «е».
  • Реагирует неудовольствием на сильные звуковые и световые раздражители. Увидев лицо, на миг останавливает взгляд на нем.

2 месяц

  • Младенец вращает головой в разные стороны.
  • Начинает держать голову по несколько минут в вертикальном положении.
  • Возникает длительная зрительная реакция на движущийся предмет. Сосредоточение на звук.
  • Часто можно услышать короткое «гуление».
  • Реагирует улыбкой на разговор. Фиксирует взгляд на лице, которое движется.

3 месяц

  • Малыш начинает исчезать большинство безусловных рефлексов. Тянется за игрушкой.
  • Хорошо держит голову.
  • В ответ на звуковые раздражители и яркие предметы появляется сосредоточение, активная реакция.
  • Частое, длительное «гуление». Первые звуки, составляющие цепочки.
  • Отвечает комплексом оживления в ответ на эмоциональное общение.

4 месяц

  • Появляются направленные движения рук: малыш все лучше берет игрушку. Пробует переворачиваться со спины на бок.
  • В вертикальном положении появляются первые проявления опоры ногами. В положении на животе чувствуется уверенная опора на предплечья.
  • Кроме четкой фиксации внимания на звук или предмет, характерным является комплекс оживления при встрече с родными людьми. Впервые начинает узнавать маму. Рассматривает игрушку в своей руке.
  • Частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками. Появляются губно-губные согласные «м», «б», крики радости.
  • Громко смеется в ответ на эмоциональное словесное обращение.

5 месяц

  • Начинает поворачиваться со спины на живот. Тянется рукой к игрушке и прикасается к ней.
  • Стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев.
  • Кроме все более четкой реакции на звуки, характерно обращение внимания на яркий предмет. Первые проявления распознавания своих и чужих людей, радость при появлении другого ребенка.
  • Ритмичные цепочки звуков.
  • Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, реагирует на строгие и ласковые интонации. Громко смеется, когда к ребенку обращаются.

6 месяц

  • Активно переворачивается со спины на живот, начинает переворачиваться с живота на спину. Хватает целенаправленно предложенную игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую.
  • В положении на животе опирается на вытянутые руки или полностью открытые ладони.
  • Все более адекватная реакция при появлении матери, отца и чужого человека. Следит за игрушкой, которая упала вниз.
  • Лепетание: последовательное присоединение разнообразных выразительных слогов с изменением силы звука и высоты тона.
  • Эмоции дифференцированы, тянет ручки, чтобы взяли на руки. По-разному ведет себя со знакомыми и незнакомыми.

7 месяц

  • Лежа на спине играет ногами (координация «рука-нога»). Перекладывает игрушки с одного места на другое, из руки в руку.
  • Сидит с прямой спиной. При поддержке за туловище, на твердой основе пружинит (танцует).
  • Пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела.
  • Продолжает лепетать.
  • Включается в игру, повторяя взрослых, начинает требовать внимания к себе самого близкого человека (чаще всего матери).

8 месяц

  • Хватает каждой рукой по кубику и держит их непродолжительное время.
  • Ползает на животе, переставляя вперед руки. Самостоятельно ложится, садится, поднимается.
  • При соответствующем развитии навыков, обучается показывать ручками «до свидания», «ладушки». Кивание головы показывает согласие «да», отрицание «нет».
  • Хорошо лепечет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да».
  • Адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Наблюдает за действиями других детей, смеется, лепечет.

9 месяц

  • Может самостоятельно играть с различными игрушками. Умышленно сбрасывает предметы.
  • Раскачивается на руках и коленях. Сидит свободно. При поддержке за руки стоит.
  • Адекватно отвечает действиями на простые вопросы и просьбы «дай мне куклу», «посиди здесь». Знает свое имя. Реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями.
  • Четкое удвоение слогов.
  • Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, словесном уровнях. Повторяет действия других детей.

10 месяц

  • Количество целенаправленных движений увеличивается: составляет пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики и др. Появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами.
  • Можно вести, поддерживая за одну руку. Ползает на поверхностях разной высоты, многие дети самостоятельно стоят, придерживаясь за любой предмет.
  • Все более выражены и обогащены указанные ранее проявления. Повторяет движения взрослых: «разговаривает по телефону», «помешивает кашу». Специально бросает игрушку.
  • Корректное в звуковом плане повторение известных слогов. Появляются первые слова, которые ребенок понимает, в словарном запасе несколько слов. Вступает в диалог.
  • Эмоциональное состояние отчетливо проявляется разнообразными мимическими движениями, голосовыми реакциями. Реагирует на все новое удивлением. Играет с другими детьми одной игрушкой.

11 месяц

  • «Щипцовый» захват: схватывает маленький предмет подушечками изогнутого указательного и большого пальцев.
  • Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией. Стоит без опоры. При поддержке за обе руки, делает шаги вперед.
  • Выполняет простые требования и просьбы. Ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери». У ребенка появляются первые друзья, с которыми он играет.
  • Односложные слова вытесняются двухсложными. Употребляет слова упрощенного варианта «ляля», «нозя», «цаца».
  • Машет рукой на прощание. Радуется приходу детей. Выборочное отношение к разным детям.

12 месяц

  • Может играть с игрушками по часу и больше.
  • Ходит вдоль стены при поддержке за одну руку или самостоятельно.
  • Выполняет все более сложные требования и просьбы, понимая их. Количество проявлений реакции на внешнюю среду увеличивается.
  • Языковой запас: 8-12 слов.
  • Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушки, которые спрятаны. По просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, подтверждению своего успеха близким человеком.


Занятия на развитие психомоторных процессов и сенсорики

Если у ребенка была замечена задержка развития, родителям стоит поискать подходящие занятия на развитие психомоторных процессов и сенсорики. Они предназначены для детей раннего возраста. Программа коррекции включает работу над сенсорным восприятием ребенка, развитием мелкой и общей моторики, а также координации движений. Также педагоги обращают внимание на формирование эмоционального воспитания, речи и коммуникативных функций. Такие занятия ведутся в игровой форме. Для работы воспитатели используют предметные игрушки, сенсорные дидактические игры, напольные и настольные игры, а также посещение «сухого» бассейна из шариков.

Особенности психомоторного развития детей раннего возраста.

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

От 1 до 3 месяцев.

Сенсорные реакции. В 1 мес жизни у детей формируется первоначальное слуховое и зрительное сосредоточение. Ребенок повертывает голову в ответ на сильные звуковые и зрительные раздражения. В 2 мес он хорошо фиксирует взор на неподвижном предмете. К 3 мес фиксирует взор на движущемся в горизонтальной плоскости предмете. Повертывает голову и глаза к источнику звука. В этот период развивается зрительно-моторная координация. Ребенок следит за игрой собственных рук. Хорошо различает сладкое, горькое и нейтральное. Появляются дифференцированные реакции на различные болевые раздражители. Возникает восприятие контура (лицо матери).

Двигательные функции. Постепенно уменьшается характерная для детей первого месяца жизни сгибательная мышечная гипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц-разгибателей. Ребенок все чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше. Удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот.

Яркая игрушка вызывает у ребенка зрительное сосредоточение, Он протягивает к ней руки, задевает ее, толкает, но еще не захватывает. Таким образом, появляется компонент будущего акта хватания - движение руки к объекту и зрительно-моторная координация. В положении на спине ребенок поднимает голову и тянется вперед.

Речь. Ребенок начинает гулить. Произносит единичные гласные звуки. В момент гуления общие движения притормаживаются.

Психика. Появляются положительные эмоциональные реакции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослыми.

От 3 до 6 месяцев.

Сенсорные реакции. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения, прослеживает взглядом за движущимся в разных направлениях предметом. К концу этого периода он хорошо определяет направление звука в пространстве. Развивается зрительная и слуховая дифференцировка. Ребенок различает близких и незнакомых людей. Хорошо дифференцирует некоторые голосовые интонации. Совершенствуется зрительно-моторная координация и появляется первоначальное манипулирование предметами. Ребенок быстро и точно захватывает видимую игрушку. Появляется более тонкая вкусовая дифференцировка (отличает слегка подслащенную воду от простой). Локализует тактильный раздражитель (повертывает голову в сторону прикосновения).

Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус. Развиваются активные движения рук. Ребенок повертывается со спины на бок. К концу этого периода повертывается на живот. Хорошо держит голову. Сидит с поддержкой.

В 3 мес в положении на животе опирается на предплечье и поднимает верхнюю часть туловища. В вертикальном положении выпрямляет туловище, иногда опирается на пальцы стоп. В 4 мес начинает ощупывать пеленку, подолгу удерживает руки у края одеяла и перебирает его пальцами. Иначе говоря, происходит становление механизма ощупывания. В 3 мес появляется реакция рассматривания рук. Эта реакция удерживается в течение 4 - 5 мес, а затем исчезает. В 4 мес угасает реакция непроизвольного захватывания. Постепенно развивается произвольное захватывание. Вначале при захватывании производится много лишних движений: двигаются руки, ноги, открывается рот. В дальнейшем реакция захватывания совершенствуется. В 5 -6 мес она легко возникает когда предмет оказывается на расстоянии вытянутых рук (и ближе). Позднее ребенок начинает захватывать предмет одной рукой при этом противопоставляет большой палец остальным. Совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация. В развитии движений рук преобладающее значение начинает приобретать зрительный анализатор. В возрасте 6 мес лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке.

Речь. Гуление становится активным и протяжным. Появляется лепет, повторение уже раз воспроизведенных звуков. Ребенок варьирует тон голоса. Появляется звук м. Увеличивается число произносимых гласных звуков.

Психика. Интенсивно развивается комплекс оживления. В 4-5 мес во время общения со взрослыми почти одновременно начинает улыбаться, оживленно двигаться и издавать звуки. Мощным стимулом психического развития является развитие зрительно-моторной координации.

Эмоциональные реакции приобретают дифференцированный характер. Появляется избирательная улыбка. Развивается общение с помощью жестов. Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, ищет упавшую игрушку и т.д.).

От 6 до 9 месяцев.

Сенсорные реакции. Зрительные и звуковые реакции имеют дифференцированный характер. Ребенок узнает лица и голоса знакомых. Более четко локализует слуховые и тактильные раздражители.

Двигательные функции. Появляется реакция равновесия. Развивается способность полностью выпрямлять туловище. Ребенок повертывается со спины на живот и с живота на спину. Движения рук контролируются зрением.

В положении на животе ребенок хорошо опирается на вытянутые руки и полностью разгибает бедра и голени. Характерно развитие функции сидения. В положении на спине ребенок приподнимает и повертывает голову в стороны. Садится из положения лежа на боку, опирается на руку. Вначале сидит неустойчиво. По мере развития реакции равновесия начинает сидеть все более устойчиво. С 7 мес начинает сидеть прямо с согнутыми в бедрах ногами. Садится тем раньше, чем быстрее овладевает умением повертываться со спины на живот.

Умение повертываться со спины на живот, опираться на предплечье, удерживать голову в нужном положении, смотреть вперед - предпосылки для выполнения ползающих движений. Вначале в ползании принимают участие только руки. С их помощью ребенок подтягивается вперед. Ноги остаются вытянутыми и в движении участия не принимают (ползание на животе). Ползание на животе появляется в возрасте 7 - 8 мес, ползание на четвереньках - позднее.

Более выраженной становится реакция стояния. Предварительно возникает реакция опоры на ноги. В 8 мес ребенок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В 7 - 9 мес он уже может стоять у барьера. Совершенствуются движения кисти и пальцев. Ребенок овладевает умением разжимать кисть и класть предмет Кроме того, он оказывается в состоянии захватывать двумя пальцами мелкие предметы.

Речь. В это время происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки ба, ма, да и др. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Ребенок начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. Начинает понимать жесты окружающих его людей.



Психика. Развиваются подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание рукой, качание головой). Ребенок находит глазами называемых членов семьи. Требует к себе внимания. Отчетливо реагирует на чужих людей. Развивается активное манипулирование предметами.

От 9 до 12 месяцев.

Сенсорные реакции. У ребенка развито бинокулярное зрение. Различает пищу по внешнему виду. Начинает распознавать все большее число предметов и геометрических форм. Различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов, начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица. Отрицательно реагирует на неприятные запахи. Проявляет неприязнь к тому или иному виду пищи.

Двигательные функции. В этом возрастном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. При ползании туловище удерживается в горизонтальном положении, голова поднята высоко. Из такого положения ребенок стремится достать тот или иной предмет. К концу первого года жизни ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Он поворачивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает.

Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вначале широко расставляет ноги. От первых попыток ходить без поддержки до хорошей ходьбы проходит 1 - 2 мес.

Речь. Ребенок повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз. Воспроизводит различные тона. Голосом выражает свои потребности и эмоции (удовольствие или неудовольствие). Отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит ма-ма, да-да, ба-ба. Произносит пять-шесть лепетных слов.

Психика. Ребенок хорошо различает окружающих. Начинает понимать обращенную к нему речь. Развиваются речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность и предметная деятельность. Ребенок любит играть со звучащими предметами. Пьет из чашки. Пытается манипулировать ложкой. Продолжается интенсивное развитие подражания. Формируются представления.

В табл. 2 представлены данные о развитии детей от рождения до 1 года.

Таблица 2

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

Сенсорные реакции. Носят дифференцированный и избирательный характер. Происходит дальнейшее развитие восприятия формы и пространства.

Двигательное развитие. Развивается равновесие. Походка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится все более подвижным. К концу этого периода ходит вниз и вверх по лестнице Сначала он ходит по ней с поддержкой, а затем и самостоятельно.

Залезает на большой стул. Ударяет по мячу ногой и рукой. Точно захватывает и бросает предметы. Перевертывает страницы в книге. Строит башню из кубиков. Хорошо ест ложкой.

Речь. Узнает имена и названия предметов. Понимает слова "здесь”, “сейчас”. Говорит 50 - 70 слов; более половины употребляемых слов - существительные.

В речи преобладают восклицания. Начинает произносить двух- и трехсловные предложения. Появляются личные местоимения.

Психика. Понимает обращенную речь. Активно играет с игрушками. Дифференцированно относится к окружающим. Начинает проявлять интерес к детям. Развивается игра по подражанию. Начинает формироваться представление о схеме тела.

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят дифференцированный и избирательный характер. В зрительном восприятии начинает доминировать один глаз (обычно правый). Ребенок дифференцирует предметы по массе, форме, цвету, величине. Начинает складывать разрезную картинку из двух частей.

Двигательные функции. Совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии. Ребенок может ходить с предметом в одной руке. Поднимается по лестнице (делает шаги то правой, то левой ногой). Бросает и ловит мяч, при этом сохраняет равновесие. Совершенствуется манипулирование кистью и пальцами. Начинает самостоятельно есть. Использует ложку и вилку. Развивается представление о схеме тела.

Речь. Ребенок оперирует развернутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок. Активно общается с окружающими при помощи речи.

Психика. Это время можно охарактеризовать как период активных форм общения. Речь становится важнейшим средством общения и формирования мышления. Благодаря речи сенсорный опыт ребенка превращается в акт познания. Развивается функция обобщения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи. Развивается самосознание. К концу периода ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов, стремится вступать в контакт с окружающими его детьми. Эмоциональные реакции носят избирательный и дифференцированный характер.



Публикации по теме