Как шуба Деда Мороза стала красной и правильно ли это. Сценарий новогоднего утренника «Превращение Деда Мороза» (средняя-старшая группа)

Добрый Дедушка Мороз - вот без кого мы не представляем настоящих новогодних праздников! Именно он забавляет наших малышей, играет с ними, танцует поёт....и делает массу приятных сюрпризов, таких как подарки послушным ребятам. Но перед тем как вручить подарок, Дед Мороз любит послушать стихи про зиму и конечно же про себя. Поэтому малышам стоит заранее подготовиться к долгожданной встрече. Мы решили помочь Вашему крохе и собрали на этой странице сборник красивых стихов про Деда Мороза. Пусть Ваш ребёнок заучит понравившийся ему стишок наизусть, и он обязательно получит своё вознаграждение от Доброго Дедушки Мороза.


К нам на елку

К нам на елку – ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
Ну и дедушка Мороз!
Что за щеки, что за нос!
Борода-то, борода!
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то... папины!

Борода и красный нос

Шубка, шапка, рукавички.
На носу сидят синички.
Борода и красный нос -
Это Дедушка Мороз!

Дед Мороз шалит, как маленький

Дед Мороз, хоть старенький,
Но шалит, как маленький:
Щиплет щеки, нос щекочет,
Ухватить за уши хочет.
Дед Мороз, в лицо не дуй,
Хватит, слышишь,
Не балуй!

Мой папа - Дед Мороз

Добрый дедушка Мороз
Мне щенка в мешке принес,
Но какой-то странный дед,
В шубу мамину одет,
А глаза его большие
Как у папы голубые.
Это папа, я молчу,
Втихомолку хохочу,
Пусть позабавляются,
Может сам признается.

Дед Мороз

Ты прошёл за сотни лет
Земли все и воды,
Дед Мороз, всесильный дед,
Дед седобородый.

Красишь ёлки и кусты
Цветом серебристым,
Строишь звонкие мосты
На стремнинах быстрых.

И на ранней на заре
Окна все, как льдины, –
Ты рисуешь на стекле
Чудные картины.

То – берёзка, то – лыжня,
То – луга да горы…
Научил бы и меня
Рисовать узоры.

Я чиню карандаши,
Я стараться должен…
Посмотри и сам реши:
Может, я художник?

(А. Игебаев)

Дед Мороз

Он к бровям мои прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он - Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький!

(Е. Тараховская)

Добрый Дедушка Мороз

Добрый Дедушка Мороз
Бородою весь оброс.
Он спешит сегодня слишком
Вместе с внучкою к детишкам.
С неба падает снежок,
А у дедушки - мешок.
В нём он каждому из нас
По подарочку припас.

Дедушка Мороз

У этого дедушки много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает,
За пальцы хватает, за ушки дерет.
Но вечер счастливый приходит в году -
Сердитого дедушку в гости я жду.
Подарки приносит и добрый на вид,
И все веселятся - никто не ворчит.

Дед Мороз

Здравствуй, Дедушка Мороз!
Ты, наверное, замёрз:
День ходил по городу,
Отморозил бороду…
Нос клади на батарею.
Я сейчас тебя погрею!

(А. Усачев)

Борода и красный нос

Шубка, шапка, рукавички.
На носу сидят синички.
Борода и красный нос -
Это Дедушка Мороз!

Дед Мороз

Принимайте-ка, ребята,
И меня в свой хоровод!
Я, румяный, бородатый,
К вам пришёл на Новый год!
Очень весело сегодня!
Песня дружная, звени!
Шумный праздник новогодний,
Зажигай свои огни!
Я сегодня весел тоже
И с ребятами дружу.
Никого не заморожу,
Никого не застужу!

Кто пришел?

Кто пришел?
Что принес?
Знаем мы:
Дед Мороз,
Дед седой,
С бородой,
Он наш гость дорогой.
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет.

Если кончится мороз

Если кончится мороз,
Снег растает белый,
Что же дедушка Мороз
Бедный станет делать?

Побежит с него вода
Ручейками на пол,
С бороды его тогда
Тоже станет капать?

Добрый дедушка Мороз,
Миленький, любименький!
Спрячься, дедушка Мороз,
В нашем холодильнике!

Посох Деда Мороза

Гуляя по лесу зимой,
Мороз поднимет посох –
И снег повиснет бахромой
На соснах и берёзах.

Бредёт вдоль речки старый дед.
Тихонько стукнет посохом:
И снова чудо! – по воде
Пройдёт, как будто посуху.

Придёт на праздник Дед Мороз
И посохом взмахнёт –
И миллионы ярких звёзд
Зажгутся в Новый год!

(А. Усачёв)

Дед Мороз

– Кто в нарядной теплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?

Он играет с нами, пляшет,
С ним и праздник веселей!
– Дед Мороз на елке нашей
Самый главный из гостей!

Мороз-художник

Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины.
Порезвясь в широком поле
И устав в лесу скитаться,
Дед Мороз от скуки, что ли,
В теплый дом решил забраться.
Но испуганные люди
Дверь держали на запоре,
И Морозко - будь что будет –
Сквозь окно полез к ним вскоре.
Но и там была преграда –
В окнах стекла были всюду,
И Морозко от досады
Навредить решился людям.
Он прикинул хитрым оком,
Кисти взял, белил, эмали –
И к утру все стекла окон
Света в дом не пропускали.

Дед Мороз и Снегурочка давно стали символами Нового Года. Друзья, а никто из вас не задумывался, отчего эта неразлучная парочка всегда вместе? И было ли так всегда? Я порылся в исторической пыли и откопал интересные факты. Давайте узнаем, как дед Мороз из злого славянского персонажа, несущего смерть, стал добродушным старичком, как он обрёл современный костюм и чуть не был забыт благодаря абсолютно сумасшедшим идеям большевиков в 1920е, как "помогал" нашим солдатам на войне. Скажем несколько слов и о Снегурочке, раскроем её "истинный возраст" и узнаем, как она "обзавелась дедушкой".

В конце поста - бонус - новогодняя открытка столетней давности: "С Новым, 1911 годом!"

При рассмотрении новогодних и рождественских открыток столетней давности, замечаешь одну деталь - Дед Мороз на них всегда один, в невзрачной простой одежде и без сопровождения Снегурочки. Возникает сразу же догадка - в прошедшем XX веке этот сказочный дед претерпел глобальные преобразования в своём образе и обзавёлся спутницей

По началу дед Мороз был мифологическим персонажем древних славян, несущим лютую стужу и убивающий на своём пути всё живое. Согласитесь, сходства с добрым новогодним дедушкой, приносящим послушным детишкам подарки, мало.
И только во второй половине XIX века происходит постепенное "перевоплощение" злого старика в добродушного дедушку. Еще в поэме Некрасова "Мороз, Красный Нос" он представлен злым, а у Одоевского - уже добрый.

Славянский персонаж Мороз выглядел примерно так. Что бы сказал ребёнок, боящийся-то иногда и современного доброго дедушку, да?

Кстати и термина "Дед Мороз" не существовало еще 150 лет назад. Поскольку основной задачей рождественского старика было доставлять детям ёлку, его так и прозвали - Ёлкич. И только в 1910-х годах Дед Мороз обрёл своё современное имя.

Примерно в тоже время Дед Мороз "переоделся". На смену старому армяку и палке пришла роскошная красная шуба и посох. Как раз перед революцией старичок обрёл свой привычный всем нам образ.

Снегурочка, в отличие от своего дедушки, мифологической антигероиней никогда не была. Появилась она благодаря драматургу Островскому, который написал пьесу по народной сказке про девочку из снега.

Кстати пьеса потерпела полнейшее фиаско и Островский был поднят на смех. Только когда в 1873 году композитор Римский-Корсаков по этой пьесе сочинил оперу, к "Снегурочке" пришёл успех.

После этого Снегурочка заняла одно из главных мест на новогодних торжествах. Её украшения вешали на ёлку, а девочек наряжали в костюмы снежной красавицы.

Но тут грянула революция, и оба персонажа встречи Нового года были объявлены буржуйскими пережитками и антинародными героями. Отменён был и сам Новый год как никому не нужный праздник. Новогодние елки, кстати, тоже были истреблены как "капиталистические заморочки"

Вместо душевных подарков враги народа, представленные в лице тогдашней власти, навязывали стране следующее:

«Скоро будет Рождество -
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку».

«Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов».

Так продолжалось до 1934 года, когда власть «прозрела» и решила, что Новый год - праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях Страны Советов. Сталин лично дал указание вернуть народу Новый год. И уже 30 декабря 1934 года ёлками торговали почти все рынки Москвы, артели же и кооператоры предлагали «специальные ёлочные наборы, пряники и марципанные фигуры.

Вернулись и новогодние открытки

Во время войны, как и многие граждане, Дед Мороз был призван на фронт. Он успешно воевал с фашистами, вдохновляя и даже помогая освобождать страну от завоевателей

Придя с фронта победителем, новогодний старичок всегда шёл в ногу с советским прогрессом и приходил уже с подарками в мирные, заново отстроенные, советские города

А теперь самое интересное. После того, как Новый Год по указу Сталина был снова объявлен народным праздником, его незаменимыми атрибутами и стали Дед Мороз и..Снегурочка. Получается, что неразлучная парочка "дружит" не так уж и давно - всего-то 80 лет, а "познакомил" их никто иной, как сам товарищ Сталин.

Большевики правда заставили Деда Мороза отречься от своей рождественской истории и шагать всегда в ногу со временем.
А после войны, поскольку Снегурочка называла своего новогоднего "напарника" по имени, её и стали называть внучкой Деда Мороза. Хотя исторически она будет постарше своего "дедушки".

В заключение, как бонус, новогодняя открытка столетней давности"

А вы боялись в детстве Деда Мороза? Я - да. Когда мама с папой единственный раз вызвали новогоднего дедушку на дом, увидев его,я испугался, заплакал и убежал в самый дальний угол квартиры. И никто так и не смог меня оттуда вытащить. Дед Мороз оставил подарки и ушёл.
Новогоднее вставание на стульчик и стишок не состоялись;)


Дед Мороз и Снегурочка (Ирина Муравьёва) во время новогоднего представления в Кремлевском Дворце съездов. 1978 год. Фото Николая Малышева и Валерия Христофорова

Говорят, что нынешний Дед Мороз — это образ, который впитал в себя и древние предания славянской мифологии, и христианское учение с легендой о святом Николе - Угоднике, и прокоммунистические истории времен развитого социализма.


Часть первая - языческо-сказочная

В древний преданиях это был языческий дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.
Поскольку наши предки жили в очень непростых погодных условиях, когда холод и мороз могли вызвать в жизни очень много проблем, и болезнь, и смерть, и голод, то изображался дед в образе злобного старика, враждебного по отношению к людям и всему живому. Заморозить беспечного путника, поморозить урожай или скот было для него делом обычным.

Все мы с детства знаем русскую народную сказку "Два Мороза" , где два братца Мороз Синий Нос и Мороз Красный Нос решили позабавиться — людей поморозить.

Мороз Синий Нос там от мужика поленом поимел, когда шубу его проморозил

"Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. "Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!" Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить."

Ну совершенно никак не соотнести подобный образ с чем-то добрым, ласковым, да еще и с мешком подарков для детишек.

Еще все мы помним, как в школе читали отрывки из поэмы Некрасова "Мороз, Красный Нос" (1863).

"Есть женщины в русских селеньях..."
и
“Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…”

Полностью детям эту поэму обычно не читали, потому что онa совсем не про доброго Деда Мороза, а про злобного Мороза-воеводу, который в этой поэме убил двух персонажей, сначала некоего Прокла, который простояв в сугробе, застудился, затемпературил и умер, оставив вдову с маленькими детьми, а потом заморозил и вдову Дарью, которая после похорон пошла в леc нарубить дров, встретила там этого Мороза под деревом, да и закоченела.

Да и вообще, вот Мороз о своих привычках там рассказывает:
“Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить”

Ну разве можно такое маленьким детям давать читать? Да напугаются же!

Ну вот это типичное представление наших предков о некоем прообразе Деда Мороза во времена, когда никакой Новый Год еще не праздновали, а мороза просто боялись.

Ну я думаю, что не нужно объяснять, что подобный образ никогда не был добрым дедушкой в красной шубе. Он скорее ассоциировался с чем-то белым (снежным), голубым или синим (холодным).


Слева: В.Перцов Иллюстрация к сказке Одоевского "Мороз Иванович".

Справа: Владимир Конашевич Иллюстрация к сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович".


Вообще в литературной обработке образ Деда Мороза впервые появился в 1840 году, когда известный писатель В. Ф. Одоевский опубликовал свою книгу "Детские сказки дедушки Иринея". Деду Морозу там была посвящена сказка " Мороз Иванович" , которая известна и до сих пор. Две девицы, Рукодельница и Ленивица, поочередно попадают в подземное царство, где перед своим ледяным домом “сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар”.

По мотивам этой сказки сняли любимый фильм нашего детства "Морозко". Дед Мороз / Морозко в фильме был изображен вот так.


А вот это иллюстрация 1932 года к сказке “Морозко" для сборника "Сказки русской бабушки", художник Билибин.


И. Большакова Иллюстрация к сказке "Морозко".

Палехская шкатулка "Морозко"

Ну вроде со "злобным" языческим образом и сказками разобрались. Красного кроме носа ничего не нашли, вся цветовая гамма бело-синяя.

Часть вторая - рождественско-христианско-городская


Дореволюционная Рождественская открытка. В процессе создания образа мы вначале в качестве одежды видим простой тулуп

Что там у нас с мешком подарков в дореволюционной России и Деда Мороза как рождественского персонажа?

Почти в то же самое время, когда увидели свет "Сказки дедушки Иринея", в российских газетах стали появляться первые рекламные заметки о продаже елок, что свидетельствовало о начале усвоения в России обычая, до тех пор известного лишь по переводной литературе и по домам петербургских немцев.


Возникнув одновременно на рубеже 1830-1840-х гг., Мороз Иванович и елка, принадлежа к разным культурным традициям, совершенно разведены: Мороз Иванович пришел из русской деревни (как обработка народного Мороза), елка - с Запада (как усвоение немецкого обыкновения).


Дореволюционная Рождественская открытка

Отсутствующая вначале связь возникнет двумя десятилетиями позже, когда сказка Одоевского будет включена в состав "елочных" текстов. Одновременно и, как кажется, независимо от создания в литературе образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, "заведующий" елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Образ мифологического персонажа, "заведующего" рождественской елкой, складывался нелегко и в течение довольно длительного времени. Поскольку православная церковь не хотела изменения смысла рождества как праздника, а немецкая традиция православию была чуждой, включилась довольно мощная машина адаптации западных перcонажей и реалий под российскую действительность, когда русские писатели (Соллогуб, Мамин-Сибиряк, Кудашева и т.д.) в течение нескольких десятилетий адаптировали елку и подарки под ней к российским реалиям.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В ходе создания этой елочной мифологии на роль главного героя, предоставлявшего детям елку. пробовался Младенец Иисус, старый Рупрехт, Св. Николай или Дедушка Николай, бабушка Зима, Санта Клаус, старички-кулачки, заготавливающие в лесу елки, Святочный Старик, просто старик, живущий зимой в лесу, Ёлкич, елочный дед, рождественский дед и "властитель русских лесов" Мороз.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В этой борьбе победил Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа.

К началу ХХ в. образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков. В это время утверждается мнение об "исконности", древности этого образа. При этом какого-то конкретного канонического костюма создано так и не было, тулупы и шубы разных расцветок, на голове разные головные уборы.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Однако до революции представление о Деде Морозе существовало только в городской среде , мифология которой создавалась в результате своеобразной обработки просвещенными слоями общества западных традиций и народных верований.

В деревнях, где жила бОльшая часть населения России ни о какой елке и деде Морозе, приносящем детям эту елку и мешок с подарками, ничего не знали и слыхом не слыхивали. В деревне рождественской традицией были ряженые и колядки (об этом будет отдельный пост)


Репродукция с картины М. Гермашева «Со звездой». Издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.

Часть третья - советско-сталинско-новогодняя

В первые годы после Октябрьской революции отношение новой власти к елке и Деду Морозу было вполне лояльным. Но когда в 1927 г. началась антирелигиозная кампания, одной из задач которой было уничтожение старых и утверждение новых праздников, елка и Дед Мороз превратились в "религиозные пережитки" и в одну из форм "антинародной деятельности капиталистов" . XVI партийная конференция (1929), утвердив "новый режим работы", ввела пятидневку, в результате чего день Рождества стал обычным рабочим днем.

1929 - 1935 годы - самое нехорошее время в истории Нового года в СССР. Его, как и Рождества, просто не существовало. И 31 декабря, и 1 января были рабочими днями, и никаких праздников не устраивалось.


Советские новогодние открытки 1953 (слева) и 1956 (справа) года

Гонение на елку и Деда Мороза продолжалось до 1935 г., когда Сталин решил, что народу нужен веселый всенародный праздник. Выбор пал на Новый год, в который можно было перенести рождественские традиции. 28 декабря 1935 года вышел номер "Правды" со статьей П. Постышева про необходимость праздника, а на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать для детей новогодние елки. Вместе с реабилитацией елки кончились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах.


Советские новогодние открытки 1957 (слева) и 1959 (справа) года

Постепенно сложился облик новогоднего волшебника, ставший каноническим - большая белая борода, красная или синяя шуба до пят, подвязанная кушаком, такого же цвета высокая шапка и рукавицы, валенки (изредка сапоги), большой посох, мешок с подарками.

Первые годы советский Дед Мороз обеспечивал детей подарками в одиночку или при помощи каких-нибудь зверюшек. Только после войны, когда подготовку сценариев новогодних праздников стали поручать маститым писателям, поэтам, деятелям культуры, в окружении Деда Мороза стали появляться новые персонажи. Сценарии для кремлевских елок писали Сергей Михалков и Лев Кассиль. Они же подарили новогоднему Деду спутницу — внучку Снегурочку (персонажа сказки Островского и оперы Римского-Корсакова).

Как мы видим на открытках, несмотря на любовь советской власти к красному цвету и попыток придания Деду Морозу некоего революционного духа через красную революционную шубу, в народных традициях все-таки по-прежнему превалировал синий, белый и изредка желтый цвет. (как светлый зимний вариант и наследие коричневого тулупа)

Недавно в Москве в ГУМе открылась выставка коллекции Александра Олешко "Старинные Деды Морозы" https://nash-dvor.livejournal.com/1314115.html

Я взяла оттуда несколько фотографий

Когда я была маленькая, меня каждый год посылали на новогоднюю елку, и я не помню Деда Мороза в красной шубе, он всегда был в голубой или в белой (снежной).

Телевизоры у нас тогда были черно-белые, но даже по ним вспоминается какой-то светлый вид шубы, что-то типа такого.


Конферансье Борис Брунов и пионер — Новый год на молодежном балу в Кремле, 1968 год

Хотя вот на новогодних поздравительных открытках и в мультфильмах красный цвет встречался очень часто. Красный революционный Дед Мороз.

Часть четвертая - российско-постперестроечная.

Современного Деда Мороза усиленно пытаются одеть именно в красную шубу, утверждая, что красная в русском языке — это красивая.

Лично мне кажется, хотя доказать ничем не могу, чисто интуиция, что это больше из -за конкуренции с Санта-Клаусом в красных штанишках и курточке. В течение достаточно многих лет через "Праздник к нам приходит" от Кока Колы и "Джингл беллс", через попытки внедрения разных СантаКонов и через кока-коловские благотворительные акции образ Деда Мороза и Санта Клауса пытались слить вместе, видимо, с целью последующей замены на кока-кольного героя. Поэтому шуба была просто обязана быть красной. Так ассимилировать легче.

Кстати, еще в советские годы имя Деда Мороза было переведено на все языки народов СССР, и собственный новогодний Дед появился даже в жарких азиатских республиках.

А в наши дни у российского Деда Мороза появились новые этнические "родственники", которых уже не назовешь его копией. Об этом было здесь.

Маленькому можно то, чего большому нельзя: проситься на руки, требовать утешения, повышенного внимания, подарка «вне очереди». И маленький рядом с большим всегда выигрывает в глазах взрослого - в силу своей подчеркнутой уязвимости и потребности в опеке.

С другой стороны, маленькому много чего нельзя - и часто как раз то, чего очень хочется. Чего-то действительно стоящего, захватывающего, может быть, даже рискованного. Как правило, это ограничения на самостоятельные действия. Нельзя - потому что маленький.

В общем, слово «маленький» в представлении ребенка обладает в одно и то же время прямо противоположными значениями.

Но по отношению к книжным персонажам характеристика «маленький», как правило, сразу делает героя «своим», «близким по духу». «Маленькие» - в частности, маленькие ростом, - почти всегда вызывают у детей симпатию и сочувствие - и своей видимой уязвимостью, и своими попытками эту уязвимость как-то компенсировать - победить, обхитрить или превзойти больших. И это касается детей самых разных возрастов. С того момента, когда взрослые начинают обосновывать свои запреты словами «Ты еще слишком мал для этого», и начинает работать механизм отождествления ребенка с «маленькими» и по этой причине чего-то лишенными персонажами.
Вот почему Маленький Дед Мороз немецкой писательницы Ану Штонер сразу оказывается в ряду любимых детских персонажей.

Но вообще-то маленький Дед Мороз - это своего рода революция в детском сознании.За Дедом Морозом, кажется, изначально «закреплен» определенный визуальный образ: это седовласый ДЕД (т.е. взрослый человек). Он волшебник, даритель. Он приносит подарки. Но голос у него такой громкий, и борода какая-то слишком густая и длинная, и посох волшебный, и вообще… Он же вроде и заморозить может. Уверения в том, что он добрый, всегда принимаются с некоторыми сомнениями: кто его знает! Недаром при нем надо вести себя хорошо...

И вдруг возникает нечто, вступающее в спор с этим каноническом образом.
Оказывается, Дедов Морозов на свете много (ну, это еще ладно, об этом мы и сами давно знаем: один Дед Мороз ко всем и не доберется вовремя). И среди них есть маленький. То есть Дед Мороз - ребенок. Или, точнее, Дед Мороз как ребенок - со всеми присущими ребенку переживаниями и обидами, хотя внешне он отличается от взрослых только размерами. Во всем остальном он их точная копия - у него и одежка та же, и валенки, и даже борода.
Но борода - не как признак старости, а как «обязательный атрибут», связанный с «заснеженностью» и символизирующий причастность к зиме.

Борода Маленького Деда Мороза именно так и выглядит на рисунках Генрики Уилсон - как маленький снежный сугробик.

Иллюстрации - едва ли не самое ценное в книжке про Маленького Деда Мороза. Они очень «красноречиво» дополняют и усиливают словесные образы. Чего стоит один разворот, на котором Маленький Дед Мороз разговаривает с огромными валенками! То есть на самом деле разговаривает он с Главным Дедом Морозом, но наши глаза по воле художника видят всю эту сцену на уровне взгляда Маленького Деда Мороза. А он сам смотрит на старшего снизу вверх, запрокинув голову. И его малость - которая является причиной несправедливого (как нам кажется) отношения к нему других Дедов Морозов - прямо-таки пронзает сердце.

Еще острее ощущаем мы горечь и обиду героя, оставленного дома и отлученного от общего праздника, глядя на другую картинку: на фоне огромного темного неба, на узкой полоске белого снега - малюсенькая сгорбленная фигурка в красном колпачке. А за ней на снегу отпечатки маленьких валенок - как символ первых шагов к самостоятельному решению.

Вообще, зная название книги, по картинкам можно придумать свой текст истории - настолько картинки понятны и последовательны с точки зрения сюжета.
И раскрашены они очень «правильно» с детской точки зрения: узнаваемые контрастные цвета, подчеркнутые контуры.

Вместо глаз у персонажей - точки («точка, точка, два крючочка»), но лица и звериные мордочки очень выразительны, и мы без труда «читаем» по ним эмоциональное состояние героев. При желании эти картинки можно перерисовать (или перевести с помощью кальки).

А сама история так и просится на «сцену» - в настольный театр. Фигурки сказочных персонажей легко, например, вылепить из любого пластического материала. Экономное отношение художника к изобразительным деталям делает эту задачу вполне осуществимой.

Маленький спектакль по книжке мог бы оказаться хорошим праздничным действом у елки.
И ведь какое прекрасное решение конфликта предлагает сказка: Маленький Дед Мороз, который в силу роста и возраста еще не годится для взрослых дел, решает отдать подарки лесным зверятам - стать лесным Дедом Морозом.
Оказывается, при желании можно найти кого-то, кому ты можешь помочь, доставить радость. А это уже - высокая философия.

Марина Аромштам

_______________________________

По книге Ану Штонер «Маленький Дед Мороз»

Семейное чтение. Когда Дед Мороз был маленьким

Знаешь, когда-то давным-давно Дед Мороз еще не был дедушкой. У него не было длинной седой бороды и волшебного посоха.

Но уже тогда маленький Дед Мороз был волшебником . Даже когда Мороз был маленьким, у него были белые волосы цвета снега. И уже тогда он любил дарить всем подарки на Новый Год.

Как и сейчас Мороз готовился к празднику заранее, он получал письма со всего света, подготавливал подарки и разносил их в новогоднюю ночь всем детям мира.

А вы знаете, как это сложно?! Вы попробуйте, не перепутайте кому и какой подарок подарить, когда в мешке не одна тысяча подарков. Это сейчас Дед Мороз уже опытный и все знает наперед. Но эта история о совсем юном Морозе. О том времени, когда Морозу было столько же лет, сколько и тебе.

И вот накануне Нового Года, как обычно, Мороз подписывал и складывал в мешок подарки детям. А еще он мечтал. Он представлял себе, как в Новогоднюю ночь будет летать по миру и класть под елки подарки. Кому-то ловко закинет подарок через форточку, к кому-то прокрадется через дверь или просочится через замочную скважину. Как же молодой Дед Мороз любил эти моменты! Он чувствовал себя не просто волшебником, а настоящим шпионом или супергероем.

И за такими мечтами нет-нет, да невнимательно наклеит наклейку и, не заметив положит подарок в мешок.

И вот в Новогоднюю ночь мальчик Петя вместо желанной игрушечной дрели получил кукольную коляску, а девочка Катя вместо коляски получила робота.

Сказать, что дети расстроились - ничего не сказать! Да и сам Мороз очень расстроился! Он ведь не специально, он не хотел, он нечаянно! Конечно, Мороз исправлял свои оплошности и тайно возвращал перепутанные подарки своим владельцам. Но прошлого не вернешь, и слезы уже были пролиты, а настроение испорченно.

Но история повторялась каждый год, и что же делать, как исправиться юный Дед Мороз не знал. Тогда он решил обратиться к той, о чьей мудрости слагали легенды. Он взобрался по снежинкам на небо и сел на одну из звезд и спросил у Луны:

О, мудрая Луна, подскажи, как мне быть? Я случайно обижаю и расстраиваю хороших людей, и хоть я потом исправляю ошибку, но слезы уже пролиты, а настроение испорченно.

Здравствуй, юный Мороз. А ты внимательно собираешь подарки?

Да! Но я иногда мечтаю, думаю… Но разве можно не думать?!

Когда делаешь такое важное дело, нельзя отвлекаться. Каждая ошибка стоит чьих-то слез! -строго сказала Луна.

Да…я знаю, но ведь мечтать тоже хочется! - воскликнул Мороз.

Мечтать можно и нужно, но в свое время, точнее в мое время. Ведь ночь и сон - это время мечтаний и фантазий. А если ты будешь все время мечтать днем, то для сна ничего не останется.

И в этот раз он не отвлекался, а внимательно подписывал каждый подарок. А когда ему вдруг сильно-сильно хотелось помечтать, то он оставлял подарки и шел немного отдохнуть, например, съесть мороженное. Но потом опять возвращался к делу.

С тех пор Мороз вырос и из юного мальчика стал седобородым и мудрым Дедушкой Морозом. И больше никогда не путал подарки! Каждый получал именно свой подарок! И больше ни одной слезы не было пролито и ничье настроение не было испорченно.

Мечтает ли и сейчас Дед Мороз? Конечно, мечтает! Он весь год мечтает о том, как будут радоваться дети, получая подарки, как он будет водить хороводы с детьми и слушать стихи. Но мечтает Дед Мороз только по ночам. Ведь всему свое время.



Публикации по теме