Методика развития говарда гарднера "теория множественного интеллекта". Виды интеллекта — классификация в психологии

Что Вы думаете по этому поводу?

Альберт Эйнштейн в свое время сказал гениальную фразу: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой». А Говард Гарднер — американский психолог, вторя гениальному физику, определил феномен, известный как «множественный интеллект». Гарднер установил, что существует 8 типов интеллекта, и важно вовремя выявить, какой из них доминирует у ребенка.

К сожалению, наша школьная система таким распознаванием не занимается. Более того, в школе упор делается всего на два типа интеллекта — детей делят на «физиков» и «лириков», математиков и гуманитариев. А если интеллект ребенка не относится ни к одному из этих типов? Становится ясно, почему многие школьники не так успешны в учебе, как им хотелось бы (да что там греха таить — они ненавидят школу за сложности и свои неудачи). Когда наступят изменения в нашей школе, сложно прогнозировать, но мы с вами, родители, уже сегодня в силах помочь своему чаду найти себя и свой путь.

Теория желудя

Гарднер также ввел в обиход термин «теория желудя», в центре которой — идея о том, что каждый человек наделен от природы потенциалом, которого хватит на то, чтобы быть успешным. Только важно раскрыть этот потенциал — помочь ребенку найти себя, дать поверить в то, что он тоже хороший, полноценный, только мыслит и усваивает информацию по-другому, по своему. Чтобы понять, к чему предрасположен ваш ребенок, и дать ему шанс в будущем себя максимально успешно реализовать, предлагает вычислить, какой у него тип интеллекта. Ваших наблюдений, подсказок воспитателей в детском саду и педагогов школы для этого будет достаточно.

Лингвистический

Дети с таким складом ума больше всего любят слушать и говорить. Они очень быстро начинают сыпать словами и целыми предложениями, на ура осваивают иностранные языки, обожают читать и рассказывать, писать сочинения и первыми тянут руку, если нужно высказать свое мнение на тему. С цифрами и фактами, как правило «говорунам» не так везет, как со словами.
Лучшая форма обучения: чтение, общение, дискуссия, обсуждение с перечислением фактов, имен, характеристиками участников (героев) и оценкой их поступков, анализ разных точек зрения и выводов, написание диктантов, аргументации на заданную тему.

  • писатель,
  • сценарист,
  • драматург,
  • журналист,
  • политик,
  • корректор,
  • переводчик.

Логико-математический

Эти «грызуны наук», в отличие от лириков, наоборот, предпочитают говорить немного, зато испытывают страсть к числам, цифрам, задачам, головоломкам, ребусам. Они помнят все номера телефонов и даты, хорошо складывают в уме и не боятся даже в раннем возрасте делать покупки. В детстве любят складывать «половинки» номеров машин, подсчитывают, сколько дней осталось до того или иного события, любят порядок в игрушках книжках.
Лучшая форма обучения: задачи на логику, подсчет, использование вычисления с практической целью (рассчитать, сколько нужно денег на покупку гаджета или поездку за границу, сколько обоев нужно для комнаты и т.д.). Они проявляют способности к анализу и синтезу, стремятся к систематизации и порядку в своих вещах, легко оперируют абстракциями.

В какой профессии ребенка ожидает успех:

  • математик,
  • бухгалтер,
  • программист,
  • аналитик,
  • ученый,
  • детектив,
  • логистик,
  • медик.

Визуально-пространственный

Наверняка Малыш из сказки Астрид Ло Карлсоне был обладателем именно этого типа интеллекта. Такие дети чаще всего обретают воображаемых друзей, любят собирать сложные паззлы, рисуют, придумывают истории, продумывают в них яркие детали и создают по их мотивам рисунки. У визуалов с детства проявляется хороший вкус в одежде — даже в детском саду от выбирают, что надеть утром. В школе таким ученикам неплохо дается геометрия, черчение, география, физика, химия — те науки, где нужно ориентироваться в рисунках, картах, формулах, таблицах. Люди с таким интеллектом отлично ориентируются на местности.
Лучшая форма обучения: озадачивать рисовать новые объекты, новые земли, фантастических героев, героев произведений, просите предлагать несколько решений для одной задачи.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • дизайнеров,
  • архитектор,
  • художник,
  • мультипликатор,
  • инженер,
  • изобретатель,
  • скульптор.

Межличностный

Вот они — лидеры в песочниц и заводилы на детских площадках. Дети с этим типом интеллекта с ранних лет обладают талантом общения, они легко могут установить контакт с любым ребенком и взрослым человеком, знают, как понравиться, чувствуют настроение и умеют манипулировать мнением. Проще говоря, они умеют веревки вить из людей и добиваться своего. Эти дети обладают живой мимикой, запоминающимися жестами, они как правило хорошо танцуют и изящно двигаются.
Лучшая форма обучения: чтение, участие в обсуждениях, написание сочинений, участие в самоуправлении школы, организация и участие в стендапах, квн-ах, школьных концертах, обучение в театральной студии.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • политик,
  • педагог,
  • оратор,
  • переговорщик,
  • дипломат,
  • менеджер,
  • директор,
  • бизнес-тренер.

Музыкальный

Эти удивительные дети ловят музыку на лету — запоминают и придумывают свои мелодии, поют, быстро осваивают игру нескольких музыкальных инструментах. В общем, музыка окружает их со всех сторон и жить без нее они не могут. Подростки с музыкальным типом интеллекта постоянно слушают музыку, отлично разбираются в разных направлениях, ориентируются в творчестве культовых музыкантов, с удовольствием ходят в музыкальную школу.
Лучшая форма обучения: разумеется, музыкальная школа наряду с обычной или же с обучением на дому, экстернатом. В школе можно поручать музыкантам проводить концерты, выступать со своими сольными номерами, создать свою музыкальную группу.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • музыкант-исполнитель,
  • композитор,
  • пианист (скрипач, барабанщик, гитарист и т.д.)
  • дирижер,
  • диджей,
  • звукооператор,
  • музыкальный критик,
  • радиоведущий,
  • музыкальный редактор.

Натуралистический

Когда думаешь о том, кто бы мог быть примером человека с таким интеллектом, сразу вспоминаешь известного зоолога писателя Джеральда Дарелла, исследователя морской фауны Жака Ива Кусто. В детстве люди с таким подобным типом интеллекта особой страстью проникаются к природе и животному миру. Они обожают изучать растения, насекомых, отмечают уникальные особенности, которые обычный человек не видит. В школе юных натуралистов привлекают природоведение и биология.
Лучшая форма обучения: поручить уход за домашними животными, выписать журналы о природе, создать библиотеку с природоведческой литературой, обеспечить домашним микроскопом и телескопом, ходить в турпоходы, организовать небольшой огород, где ребенок сможет сам выращивать растения.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • эколог,
  • ветеринар,
  • геолог,
  • сейсмолог,
  • археолог, генетик,
  • лесник,
  • фермер.

Телесно-кинестетический

Дети с таким типом интеллекта выражают свои эмоции через свое тело: они с ранних лет тяготеют к спорту, танцам, физическим нагрузкам. Еще на детской площадке они дольше и активнее всех лазают по турникам и лестницам, не боятся высоты, активно прыгают, быстро бегают, громко говорят и смеются. У таких детей хорошо развита мелкая моторика, они любят мастерить, создавать разные поделки из теста и пластилина, бумаги, листьев, пуговиц — из всего, что попадается им под руку. Подростки как правило неравнодушны в публичным выступлениям: как с декларированию со сцены, так и к танцевальным, спортивным, театральным номерам.
Лучшая форма обучения: занятия в спортивной секции (легкая атлетика, танцы), в школьном возрасте хороший результат дает обучение в музыкальной школе, в кружке хореографии, в театральной студии. Таким подросткам нужна сцена и возможность выступать на школьных мероприятиях, поощрение декларирования и участия в диспутах на уроках.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • актер,
  • танцор,
  • спортсмен,
  • цирковой артист,
  • клоун,
  • инструктор по спорту,
  • хирург,
  • механик,
  • скульптор,
  • ремесленник,
  • фотомодель,
  • организатор праздников.

Экзистенциальный

Такие дети кажутся серьезными не по годам, у них очень выразительный взгляд (как у взрослого), неспешная речь, интересные высказывания, не по годам конструктивные умозаключения Хотя дети с таким типом интеллекта обладают высокой степенью сознательности, понимают свои и чужие чувства, они часто не очень эмоциональны, застенчивы, кажутся замкнутыми. В школе подростки-экзистенциалисты много думают и говорят на возвышенные темы, думают о жизни и смерти, интересуются направлениями религии, их интересуют цитаты мудрых людей, теории и учения.
Лучшая форма обучения: позволить детям высказывать свои мысли и обязательно слушать их, дать возможность рассказывать о своих теориях, прогнозировать и планировать свои задачи, помогать проявлять разные эмоции.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • психолог,
  • психиатр,
  • преподаватель,
  • философии,
  • священник,
  • политик.

Надеемся, наши подсказки по мотивам теории Говарда Гарднера помогут вам найти ключик к вашему ребенку, открыть его настоящий талант и помочь стать, если не гением, то непременно успешным человеком, который получает от познания мира истинное удовольствие.

Фото - Kseniya Forte

Читайте также:

Расписание, Это интересно!

Просмотрено

Ребенку 1 годик. Развитие малыша и чего Вы достигли в этом возрасте

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

10 правил успешного освоения горшка

Все о воспитании

Просмотрено

Скажи «нет» — ошибки, которые совершает почти каждый родитель при воспитании детей!

Этот тип интеллекта предполагает упорядоченность мышления, умение делать расчеты, определять количество, выдвигать гипотезы и анализировать.

Вы можете задействовать этот тип интеллекта, если попросите участников найти доказательства суждений, взаимосвязи между явлениями и определить структуру сложного феномена, а также сделать какие-то наблюдения и изучить исследуемый предмет.

Возможно, у вас есть информация, которая может быть представлена в форме диаграммы Венна, графика или таблицы. Однажды я наблюдал тщетные попытки одного лектора объяснить какую-то концепцию студенту с сильно развитым логико-математическим мышлением. Как только он нарисовал простой график, концепция удивительным образом стала понятна студенту.

Если вы хотите, чтобы участники самостоятельно научным методом сделали какие-то открытия, то попросите их разработать и провести эксперимент, который является классическим способом обучения, независимо от того, проходит ли он в неформальной обстановке или в строгой атмосфере научного учреждения. Участники начинают постигать азы коммуникативной компетентности, когда они сравнивают реакцию своих коллеге поведением других людей при слушании и обсуждении.

Придумайте упражнения с использованием чисел и измерений, чтобы задействовать этот тип интеллекта. Один из способов - сделать выборку из относящихся к вашему предмету высказываний и озаглавить их «Пять ключевых фраз…» или «Семь способов…».

Во время семинаров многие организационные и рабочие моменты решаются путем создания участниками более эффективных схем работы. Например, в одном агентстве по трудоустройству обзвон клиентов проводился по определенной схеме, а на семинаре была разработана новая схема составления расписания звонков, после чего звонки стали производиться с разной периодичностью, что привело к большему количеству положительных результатов и улучшило отношения с клиентами.

Визуально-пространственный тип интеллекта

Включает в себя образы и пространственное мышление. Предоставьте участникам возможность рисовать карандашами, красками или просто раскрашивать, чтобы они смогли задействовать свой визуально-пространственный тип мышления. Попросите их изобразить блок-схему, систему лабиринтов или график, который представлял бы существующую или идеальную систему, в которой они работают.

Намекните им на то, что вы ожидаете, что они время от времени будут менять свое месторасположение во время семинара, чтобы совершенствовать зрительный канал получения информации за счет изменения перспективы. (Конечно же, если участник не хочет уходить с привычного места, не следует его принуждать.)

Чтобы систематизировать идеи, сделать записи, спланировать или вспомнить что-то, можно воспользоваться графическим изображением информации на отдельном листе бумаге.

Иногда я делаю фотографии наиболее важных моментов семинара, которые затем высылаю участникам в качестве зрительного напоминания о процессе их обучения. Другой вариант - иметь под рукой цифровой фотоаппарат или поляроид, чтобы любой человек мог сделать моментальный снимок важного события.

Вы можете использовать зрительное измерение для того, чтобы сделать процесс обучения более живым и реалистичным. Я припоминаю один бизнес-семинар по стратегии, на котором каждый из нас должен был сделать разметку на полу, т. е. использовать идею расстояния, для того чтобы показать, «как далеко нам нужно будет зайти», чтобы достигнуть определенных целей. Затем мы медленно прошли этот путь, и по ходу движения у нас появились соображения о том, какие действия нам нужно будет предпринять для достижения поставленной цели. В более сложных версиях этого упражнения используется компьютерное моделирование ситуаций, в которых необходима большая степень точности.

«Стратегический путь» - это пример использования метода-шкалы, позволяющего визуально представить многие идеи и концепции. В самом простом варианте этого упражнения участников просят определить уровень удовлетворенности своей нынешней работой по десятибалльной шкале. Так участники могут более наглядно изобразить свою позицию во временном отрезке между прошлым и будущим. Я также использую шкалы для определения уровня оценки или самооценки, а также шкалы, в которых люди отражают то, насколько хорошо, как им кажется, они понимают содержание курса. Такого рода действия затрагивают как визуальный, так и математический тип интеллекта.

Для многих людей визуализация - это эффективный способ использования своего визуально-пространственного мышления для достижения поставленных целей, прояснения задач или запоминания необходимой информации.

Суть визуализации заключается в создании участниками внутреннего образа или серии образов. Многие используют визуализацию неосознанно. Некоторые создают образы, если их об этом попросят, в то время как другие испытывают серьезные трудности при выполнении этого задания. Проявите настойчивость по отношению к последней группе участников. Когда меня в первый раз попросили создать образ, я в буквальном смысле ничего не видел моим «внутренним взором», во всяком случае, ничего, относящегося к делу, да и сам этот процесс казался мне пустой тратой времени, хотя я и отдавал себе отчет в том, что другие, судя по всему, «видели картинку». Однако в следующий раз я уже был в состоянии увидеть созданный мною образ с большой степенью детализации и ясности, и, к моему крайнему изумлению, события, увиденные мною, воплотились в течение последующих нескольких дней, несмотря на огромные трудности.

Управляемая визуализация - это процесс, в котором тренер предлагает серию образов или путь их создания тем, кто занимается визуализацией. В зависимости от цели, визуализация может иметь ту или иную степень детальности. Вы можете предложить студентам совершить «путешествие», чтобы помочь им запомнить правила техники безопасности, химическую реакцию, статью закона или правила оказания первой помощи. Целью нижеприведенного примера, часто используемого в курсе по преодолению стрессовых ситуаций, является создание образа внутреннего убежища, к которому человек сможет обращаться в трудные моменты жизни.

Эта техника иногда сравнивается с самогипнозом, и ее могут использовать женщины, готовящиеся к родам, люди, страдающие от боли, или те, кто хочет бросить курить.

Для того чтобы участники перешли в расслабленное состояние, приглушите свет, попросите каждого занять удобное положение (сидя или лежа) и начать ровно дышать, поочередно выпуская напряжение из каждой части своего тела. Когда участники расслабятся, попросите их закрыть глаза и выслушать задание по визуализации, которое может задавать определенные внутренние образы. Сделайте акцент на том, что в этом задании нет правильных или неправильных путей его выполнения. Если участники «увидят» что-то, попросите их попытаться сделать эти образы наиболее яркими и живыми и отметить все детали. Каждая визуализация заканчивается медленным возвращением в состояние «здесь-и-теперь», что дает участникам время снова вернуться к обычному состоянию. Многим людям хочется сразу же зарисовать найденное внутреннее убежище, пока они еще помнят детали.

УПРАЖНЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УБЕЖИЩА

Теперь, когда вы расслабились, представьте себе, что вы отправляетесь на приятную прогулку. Вы собираетесь посетить места, в которых вам хотелось бы оказаться, причем они могут быть реальными или выдуманными. Это могут быть места из вашего прошлого или места, похожие на них; возможно, вы найдете для себя какое-то новое идеальное место. По дороге вы минуете поле, находящееся где-то за городом. Почва у вас под ногами твердая и пружинистая, а воздух чист. Посмотрите вокруг, отметьте все детали.

Вот вы подходите к водоему, возможно, это море, озеро или ручеек. Прислушайтесь к звукам воды, посмотрите на нее, прочувствуйте атмосферу этого места.

А сейчас вы окажетесь в месте, где почувствуете себя наиболее комфортно и безопасно. Это место принадлежит лично вам, оно безопасно и гостеприим но, оно вдохновляет вас; это место, которое вы можете назвать Убежищем. Внимательно изучите все детали и запомните, что вы ощущаете, находясь в этом месте.

Визуализации являются импровизационными техниками, так как участники могут создавать любые внутренние картины. Вы убедитесь, что каждая такая картина уникальна, если станете расспрашивать о деталях. Если вам нужно запомнить какую-то последовательность данных, то текст визуализации должен быть более подробным, чем в упражнении «Убежище», поскольку данное упражнение направлено на нахождение внутренних ресурсов путем самовнушения и, следовательно, отводит главную роль личному воображению каждого студента.


Вы по-прежнему думаете, что интеллект - это только IQ?

К сожалению, традиционный «тест интеллекта» выявляет лишь три категории способностей: вербальные (речевые), математические и визуально-пространственные.

В классической системе школьного обучения больше всего тоже тренируются именно три этих вида интеллекта.

Но такая шкала очень ограничивает наше понимание ума, таланта и способностей.

Разве можно сказать, что великий математик умнее, к примеру, великого композитора?

Два десятилетия назад психологи озаботились этим вопросом и выделили семь основных типов интеллекта. Какие способности преобладают у вас или вашего ребенка?

Ответ на этот вопрос поможет определиться с выбором профессии и направлением дальнейшего развития.

В 1994 году психолог Говард Гарднер предложил новую концепцию интеллекта. Он выделил семь основных видов способностей человека, которые не ограничиваются умением хорошо считать или грамотно писать.

Теория Гарднера открыла людям новый взгляд на понятие таланта, ума и способностей. Разве справедливо, что детей со склонностью к точным наукам в школе считают умными, а ребятишек, которые прекрасно умеют выстраивать отношения со сверстниками, принято называть бездельниками и болтунами?.. Нет, утверждает Гарднер. У этих детей просто развит другой тип интеллекта - эмоциональный, или межличностный. Нельзя сказать, что природа обделила их способностями: у людей, обладающих развитым эмоциональным интеллектом, есть все шансы стать успешными в жизни.

Последние исследования показывают, что личности с таким талантом лучше всех продвигаются в карьере и намного чаще становятся руководителями или «замами». Разные виды интеллекта востребованы в различных профессиональных сферах. Дизайнеру не обязательно разбираться в музыке и обладать чувством ритма, но необходимо чувствовать цвет, пространство и форму. Спортсмену нужно прекрасно владеть своим телом, а актеру к тому же не помешает и эмоциональный интеллект, и так далее. Узнайте, какими видами интеллекта одарены вы или ваш ребенок.

Логико-математический интеллект отражает нашу способность оперировать числами и мыслить рационально. Этот тип интеллекта также активно задействован во всех школьных программах. Из человека с развитым математическим интеллектом получится прекрасный математик, физик, бухгалтер, финансист, компьютерный программист, логик. Справедливо считается, что «математика развивает мозг». Однако, если человек не обладает выдающимися математическими способностями, это вовсе не значит, что он глуп. Скорее всего, у него просто развит совершенно иной тип интеллекта - один из тех, о которых мы расскажем ниже.

Визуально-пространственный интеллект говорит о таланте воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию, быть восприимчивым к цвету, форме, линиям, отношениям между объектами в пространстве. Дети с такими способностями хорошо успевают по геометрии и черчению. Этим типом интеллекта обладают архитекторы, художники, дизайнеры. Такие люди хорошо ориентируются на местности, могут быть экскурсоводами или путешественниками. В сочетании с развитым логическим интеллектом визуально-пространственные способности могут дать прекрасного врача, химика или биолога: в естественнонаучных дисциплинах требуется умение логически мыслить и одновременно представлять себе сложные структуры - молекулы, органы и их системы, строение тканей.

Вербальный, или лингвистический интеллект развит у писателей, журналистов, ораторов. Не помешает оно и политикам и вообще всем людям, чья деятельность требует публичных выступлений и общения с другими людьми. Это владение устной и письменной речью, «чувство» языка, умение строить красивые предложение и связно выражать свои мысли. Нынешняя система образования активно апеллирует к развитию данного вида интеллекта: в школе мы прежде всего учимся читать, писать, пересказывать прочитанное.

Телесно-кинестетический интеллект , к сожалению, гораздо меньше тренируется в современных школах. А ведь именно из детей, обладающих кинестетическими способностями, вырастают спортсмены, балерины, актеры и актрисы. Умение владеть своим телом пригождается не только на сцене и в спорте - этот талант (в сочетании с визуально-пространственными способностями) необходим и хирургам, ремесленникам, механикам и скульпторам.

Музыкальный интеллект - это способность воспринимать, оценивать и создавать музыку, обладание хорошим слухом, чувством ритма и гармонии. Наверное, вы уже догадались, что обладающие хорошим музыкальным интеллектом люди становятся прекрасными исполнителями, композиторами, звукорежиссерами и музыкальными критиками. Этот интеллект (в сочетании с телесно-кинестетическим) требуется всем, кто хочет хорошо петь и танцевать.

Эмоциональный, или межличностный интеллект связан с искусством общения. Это умение различать настроения, намерения и чувства других людей. Он требуется всем, чья деятельность так или иначе связана с общением: психологам, педагогам, менеджерам по работе с клиентами, специалистам по продажам, руководителям. В современном мире, где многое решают связи, обладание эмоциональным интеллектом дает большие преимущества во многих сферах. Поэтому, если ваш ребенок-тинэйджер имеет десятки друзей, постоянно болтает на уроках и строчит смс-ки - не спешите ругать его за легкомыслие и нерадивое отношение к учебе. Лучше записать его на психологические курсы или «подсунуть» книгу о навыках самопрезентации и умении договариваться. Это заставит его задуматься об отношениях с учителями, ответственности, а заодно и над тем, как с умом применить свои таланты во взрослой жизни.

Экзистенциальный, или духовный интеллект - люди с этим даром не боятся задаваться вопросами бытия, жизни и смерти. Обычно люди с этим типом интеллекта становятся опять-таки психологами, а также философами, священниками. Многие писатели обладают таким типом интеллекта. Несмотря на кажущуюся «бесполезность», этот талант дает людям глубину мысли и чувств, приучает мыслить масштабно. Это делает их интересными собеседниками и думающими людьми, что ценно практически в любой сфере жизни.

После предложенной Гарднером теории психологи пошли дальше, выделив еще несколько видов интеллекта - к примеру, интраперсональный (способность к самонаблюдению, самоанализу и самосовершенствованию), креативный (умение видеть вещи в новом свете, предлагать нестандартные идеи, находить новые пути решения проблем), чувственно-сексуальный (комментариев не требуется).

Наверное, конкретизировать виды интеллекта можно до бесконечности. Главное - понять, что в каждом человеке скрыта масса способностей. Их сочетание и рождает уникальную личность со своими сильными и слабыми сторонами.

Неспособные люди - это те, кому не посчастливилось открыть и развить свои таланты.

Нам всем хочется чувствовать себя умными. И какое же бывает разочарование, когда пройдя тест на уровень интеллекта, неожиданно получаешь не слишком высокий балл. А вы не задумывались о том, что интеллект бывает разный? Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, - так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.

Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения людей исключительно количественным способом.

Интеллект – это совокупность качеств и свойств , определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других , недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.

Умственные способности, как и любые другие, проявляются в . Нельзя , если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.

К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером . Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.

Есть еще и – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.

Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)

Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.

Логико-математический интеллект

Он связан с и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:

  • умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
  • способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
  • наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
  • владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
  • способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
  • понимание графиков, схем и таблиц.

Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.

Вербально-лингвистический интеллект

Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.

Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:

  • способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
  • умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
  • владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
  • умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.

В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.

Визуально-пространственный интеллект

В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:

  • умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
  • развитое ;
  • способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.

Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации. Если учесть, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится понятно, насколько важен этот тип интеллекта.

Натуралистический интеллект

Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.

В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.

Межличностный или интерперсональный интеллект

Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:

  • умение строить взаимодействие с другими людьми;
  • владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
  • умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
  • способность работать в команде, подчиняться и руководить;
  • организаторские способности.

Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.

Внутриличностный (интраперсональный) интеллект

Этот вид умственных способностей связан с и включает в себя очень важные для человека качества:

  • способность погружаться в свой , анализировать свои чувства, мысли, поступки;
  • склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
  • готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
  • умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.

Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.

Музыкально-ритмический интеллект

Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.

Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:

  • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
  • умение воспроизводить мелодию на слух;
  • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
  • различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
  • умение придавать речи яркую интонационную окраской.

Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.

Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.

Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект

Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.

Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.

Эмоциональный интеллект

Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера, время от времени появляется описание еще одного вида. Это связано с многообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжаем эволюционировать и постепенно обретаем все новые и новые способности? Так или иначе, но в последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.

О важности этого вида интеллекта стали говорить сравнительно недавно – в конце XX века и тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя 3 аспекта:

  • Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
  • Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
  • Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.

Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.

Данный вид интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе. Поэтому многие психологические курсы предлагают программы по развитию эмоционального интеллекта.

Каждый из перечисленных видов интеллекта имеет свою специфику и требует особого подхода к процессу формирования. У каждого из них свои системы получения, обработки и хранения информации. Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того или иного интеллекта, совершено различный. Если говорить языком компьютерщиков, то у каждого интеллекта свои базы данных и операционная система.

Но это не мешает им гармонично сосуществовать в рамках одного сознания. Правда, высокий уровень развития всех видов интеллекта настолько большая редкость, что даже у гениев встречается не всегда.

Является одним из самых сложных типов для развития. Таких детей часто можно застать за рисованием. В подростковом возрасте они делают портретные шедевры для своих друзей. А во взрослом возрасте читают ещё неизданные книги и делают к ним иллюстрации.

Учебные учреждения, как правило, направлены на подачу информации для слухового восприятия и немного для зрительного. Таким людям сложно понимать суть и запоминать теорию в таком формате, поэтому часто бывает сложно учиться наравне с другими.

Зная о таком виде , стоит его формировать и совершенствовать собственными усилиями. Тогда это принесёт отличные результаты в развитие не только интеллекта, но и личности ребёнка.

Визуально пространственный интеллект: что это такое

Для того, чтобы разобраться, какой вид мышления свойствен вам, вашему ребёнку или любому другому, нужно знать отличительные характеристики. Вот некоторые основные из них для общего понимания:

  • свойственно образное мышление – человек создаёт в голове картинки на полученную информацию;
  • разбираются в картах, диаграммах, схемах – легко их читают и понимают;
  • любят сказки, байки, метафоры – рассказы и словосочетания, где есть образы и переносный смысл;
  • надолго запоминают увиденные изображения;
  • имеют тонкий вкус в цветах и оттенках;
  • одежда и аксессуары несут в себе целостный образ;
  • любят и часто занимаются изобразительным искусством;
  • чувствуют форму, предают ей особое значение;
  • нравится мечтать и создавать что-то в своём воображении;
  • в раннем возрасте любят складывать пазлы и конструктор, лепить из пластилина и глины.

В школах весьма небольшое количество рисунков и различных таблиц используется для подачи учебного материала. Почти все из них направлены на механическое запоминание или выстраивание логических взаимосвязей. Поскольку дети с другим направлением мышления задействуют иные каналы восприятия и своеобразно выстраивают в голове информацию, то испытывают трудности в стандартном учебном процессе.

Любимыми предметами у школьников с таким типом интеллекта скорей будут рисование; уроки труда, когда надо смастерить что-то креативное; литература. Но с последним предметом могут возникнуть проблемы. Поскольку красочные образы, фантазии и мысли в виде картинок нужно перенести на бумагу в формате формальных слов, если заданием стоит написание сочинения по книге.

Как развивать и выбрать подходящую профессию

Для детей с таким типом интеллекта нужны особые формы обучения. С сегодняшним развитием техники и доступности учебных материалов в интернете, можно использовать обучающие видеоролики, фильмы, программы, презентации. В общем, используется работа с компьютерной графикой.

Но самым простым способом являются цветные картинки и графические символы. А также, схематическое отображение текста в небольших изображениях.

Важно! Тезисное изложение в схемах не подходит для такого типа личности. Лучше будет, если ребёнок сам их нарисует для себя, чтобы картинки были индивидуально значимые.

Определив такой тип мышления у своего ребёнка, родителям стоит его формировать и развивать. Для этого можно давать чаду просто рисовать или разукрашивать; читать ему, или чтобы делал это самостоятельно, если позволяет возраст и умение.

Помогать переделывать учебную теорию в зарисовки для понимания и запоминания. Также, можно записать на различные кружки, которые развивают образное мышление: театральный, художественный, рукодельный, туристический и много других.

Какую профессию можно выбрать, чтобы полностью задействовать визуально-пространственный тип интеллекта? Спектр весьма широкий. Вот только некоторые из них:

  • архитектор;
  • инженер;
  • дизайнер;
  • веб-дизайнер;
  • художник;
  • иллюстратор;
  • флорист;
  • шахматист;
  • хирург.

Важно! Если человек обладает другим типом мышления, то это не означает, что он не может развить данный. Формирование будет даваться сложнее, но будут и успешные результаты: как в восприятии пространства и ведения творческого досуга, так и в выделенных профессиях.



Публикации по теме