Склонность к профессиональной деятельности. Как определить, к какой профессии у меня способности

2 1 907 0

Каждый ребенок имеет способности к чему-либо. Зачастую ни родители, ни он сам о большинстве талантов даже не подозревают, а ведь они могут сильно повлиять на выбор будущей профессии.

Лучше всего этим заняться с класса третьего.

  • Весь период с 8 до 14 лет вы будете наблюдать за увлечениями своего ребенка и всячески способствовать их развитию.
  • В 10-11 классах именно они станут решающим фактором в выборе будущей специализации.

От чего зависят способности

Способности являются индивидуально-психологической особенностью человека.

По мнению психологов, после года начинает проявляться интерес к музыке и художеству, а после 3 лет - к какой-то определенной деятельности.

Родителям важно не упустить этот момент, и всячески пробовать развивать задатки. Чтобы развитие проходило успешно, необходимо различать понятия:

    Задатки

    Особенности врожденные в анатомическом, физиологическом и психологическом строении.

    Склонности

    Желание заниматься определенным занятием (пение, рисование, танцы).

    Способности

    Совокупность задатков от природы и навыков, которые были приобретены в процессе жизнедеятельности. Они позволяют определиться ребенку, какой деятельностью лучше заниматься и делать это успешно (художественная гимнастика, футбол, игра на скрипке).


Если по темпераменту ваш ребенок флегматик и любит, например, собирать пазлы или различные конструкторы, то велика вероятность, что в будущем он проявит серьезные конструкторские способности.

Возможно, ваш малыш очень гибкий и активный, ему нравятся физические упражнения. Благодаря этому, он сможет стать гимнастом, если помочь разить его талант.

Определение таланта

Ярче всего малыш способен раскрыться дома, в семье, в уютной ему обстановке. Ведь здесь все, что его интересует и увлекает, поддерживается и поощряется. Сами родители, начиная с раннего возраста своего чада, уже могут определить, какой темперамент у него, насколько хорошо и , и .

Если вы наблюдаете у малыша заинтересованность к новому виду деятельности, то для его развития пользуйтесь методами:

  • Наблюдения;
  • ролевых игр;
  • диалогов и бесед;
  • ведения дневника.

С их помощью вы имеете возможность изучать формирование личности своего ребенка и всячески помогать ему в этом.


Чтобы точно определить, какими способностями владеет ребенок, необходимо задействовать Используя разные методы, они раскроют творческий потенциал крохи.

Самой проверенной методикой выявления способностей является слежка за динамикой развития таланта.

Также используют разные тесты. Одним из самых эффективных считается тест Дэвида Вэкслера, который был создан в конце 30-х годов 20 ст. Данная методика направлена на оценку интеллекта, его вербальных и невербальных компонентов. Она поделена по разным возрастным категориям:

Этот тест достаточно сложный, но достоверный. Правильно провести его и сделать выводы способен только настоящий специалист в сфере психологии. После этого психолог должен дать вам рекомендации, как развивать творческий потенциал ребенка, чтобы он мог перерасти в любимую профессию.

Сами же вы, родители, должны поощрять рвение ребенка к новой деятельности. И не думайте, что если он в 3 года любил рисовать, то в 20 он обязательно станет художником, ведь вкусы и интересы с возрастом меняются.

Чего не стоит делать

  • Не воплощайте в ребенке свои мечты.

Ваш ребенок хочет пойти на стоматолога, а вы ради его же блага, заставляете поступать на филологический факультет. Поймите, с этого хорошего ничего не выйдет, успеваемость будет низкой, а удовольствия от учебы вообще никакого. Работать в сфере филологии ребенок вряд ли захочет. Скорее всего, он либо обретет второе образование, либо устроится на работу не по специальности.

  • Не пугайте ребенка сложностью профессии.

Очень часто мы возвращаемся с работы домой уставшими, а ребенок хочет поиграть с вами. В ответ он получает: «Я устал/а! Вот пойдешь сам работать, тогда поймешь…» Эти, вроде бы, безобидные слова способны вызвать отвращение у ребенка от физического или умственного труда ради заработка. Тогда к проблеме «кем стать» вы получите еще одну «как заставить ребенка работать».

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми с плохой точки зрения.

Нам так хочется, чтобы наш малыш стал поводом для гордости, чтобы все усилия были оправданы… Ради этого родители часто сравнивают своего ребенка с другими, которые успешны в работе и учебе. На первый взгляд, плохо в этом ничего нет, но ребенок может ощущать себя неполноценным и комплексовать по этому поводу.


Гордиться нужно не достижениями, а тем, что у вас есть ваш малыш.

Как помочь ребенку выбрать будущую профессию

  1. Первоначально нужно ознакомиться со списком профессий. Поскольку вы уже приблизительно знаете, в какой сфере хотите работать, это будет не сложно.
  2. Выберите несколько подходящих вам и узнайте о них, как можно больше информации об их специфике.
  3. Следующим пунктом должен быть уровень востребованности. Он способен очень сильно повлиять на ваш выбор, ведь зачем становится специалистом, который никому не нужен. Узнать об этом вы сможете с помощью специальных рейтингов.
  4. Убедитесь еще раз, что выбранная профессия подходит и по темпераменту, и нраву. Вряд ли человек любящий механику, начнет рисовать ногти в салоне.


После определения со специальностью, настройтесь на хороший лад. У вашего ребенка обязательно получится стать отличным специалистом. Дайте ему всю необходимую поддержку, чтобы он чувствовал себя уверенно.

Тест "Как выбрать профессию правильно"

Методика включает в себя 30 вопросов, которые помогут определить, какой тип профессий из 5 ваш: человек-природа (П), человек-человек (Ч), человек-знак (З), человек-художественный образ (Х), человек -техника (Т).

Рядом с каждым вопросом ставьте «+» , когда согласны, или «-« , когда нет. Если на первый вопрос вы ответили «+», то получаете 1 балл к типу человек-человек и так далее. В конце списка сосчитайте количество знаков «+» и сверьте с ответами внизу, где больше совпадений, к такому типу вы и относитесь.

  1. Не ощущаю скованности, общаясь с новыми знакомыми.
  2. Люблю долго сидеть починкой, шитьем, вязанием.
  3. Мне удается сделать окружающий мир красивее.
  4. Всегда с удовольствием ухаживаю за растениями или животными.
  5. Мне нравится подсчитывать, вычислять и чертить.
  6. Нравится проводить время с одногодками или детьми младше меня, если их надо занять или помочь им.
  7. С удовольствием помогаю старшим ухаживать за животными или растениями.
  8. Допускаю мало ошибок в письменных работах.
  9. Мои изделия чаще всего вызывают восторг у друзей.
  10. Взрослые считают, что я склонен к искусству.
  11. С удовольствием читаю статьи и книги о растениях и животных.
  12. Принимаю активное участие в художественной самодеятельности.
  13. Люблю читать об устройствах и работе механизмов.
  14. Люблю долго разгадывать головоломки или думать над трудными задачами и кроссвордами.
  15. Легко замечаю разногласия между одногодками или младшими детьми.
  16. Взрослые говорят, что я обладаю способностями для работы с техникой.
  17. Результаты моего творчества нравятся малознакомым людям.
  18. Люди старшего возраста считают, что я имею способности к работе в сфере биологии.
  19. Подробно и внятно излагаю мысли в письменной форме для других.
  20. Не люблю ссориться и почти никогда этого не делаю.
  21. Мое умение работать с техникой одобряют малознакомые люди.
  22. Легко запоминаю иностранные слова.
  23. Я часто люблю помогать людям.
  24. Долгое время могу проводить с любимым занятием.
  25. Пробую оказать влияние на развитие живых организмов.
  26. Люблю работать с разными механизмами.
  27. Я могу убедить одноклассников или младших в правильности любого действия.
  28. Люблю проводить наблюдение за животными или растениями.
  29. Нравится читать книги, которые другим кажутся скучными.
  30. Хочу понять тайны мастерства людей, которые занимаются искусством.

Ответы:

1 + «Ч»; 2 + «Т»; 3 + «Х»; 4 + «П»; 5 + «З»; 6 + «Ч»; 7 + «П»; 8 +»З»; 9 + «Т»; 10 + «Т»; 11 + «П»; 12 + «Х»; 13 + «Т»; 14 + «З»; 15 + «Ч»; 16 + «Т»; 17 + «Х»; 18 + «П»; 19 + «З»; 20 + «Ч»; 21 + «Т»; 22 + «З»; 23 + «Ч»; 24 + «Х»; 25 + «П»; 26 + «Т»; 27 + «Ч»; 28 + «П»; 29 + «З»; 30 + «Х».

Да Нет 0

Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке.

После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.



в) заниматься расчетами; вести документацию.


б) в области наук;
в) в области искусства.

  1. Я скорее соглашусь стать

а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.

  1. Будущее людей определяют


б) научные открытия;
в) развитие производства.



в) работой с документами.



в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

  1. В людях я ценю, прежде всего

а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.



в) тренироваться.



в) деловое общение.

  1. Мне интереснее беседовать о


б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.



в) укрепление дисциплины.

а) научно-популярные фильмы;

в) спортивные программы.

  1. Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.


б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.

  1. Главное в жизни



в) тщательно планировать свои дела.



в) материальном благополучии граждан.

а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.

  1. Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.


б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

  1. Свободное время я люблю

а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.

  1. Я предпочту работать


б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

№ группы: _________________ ФИО студента: _________________________________

Сумма баллов

Обработка результатов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов.

Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опросник к занятию «Определение профессиональных склонностей»

Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке.

После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

  1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.

  1. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.

  1. Меня больше обрадует Нобелевская премия

а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.

  1. Я скорее соглашусь стать

а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.

  1. Будущее людей определяют

а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.

  1. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.

  1. На технической выставке меня больше привлечет

а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

  1. В людях я ценю, прежде всего

а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.

  1. В свободное время мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.

  1. В заграничных поездках меня скорее заинтересует

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.

  1. Мне интереснее беседовать о

а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

  1. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

  1. В школе следует обратить особое внимание на

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.

  1. Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

  1. Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.

  1. Школа в первую очередь должна

а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.

  1. Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.

  1. Государство должно в первую очередь заботиться о

а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.

  1. Мне больше всего нравятся уроки

а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.

  1. Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.

  1. Я предпочитаю читать статьи о

а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

  1. Свободное время я люблю
  1. Больший интерес у меня вызовет сообщение о

а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.

  1. Я предпочту работать

а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

№ группы: _________________ ФИО студента: _________________________________

Сумма баллов

Обработка результатов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов.

Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ

(разработка академика Е.А.Климова)

Предлагаем Вам тест, который несмотря на небольшой объем и неза­тейливые вопросы, оказался на практике высокоэффективным для профориентации.

Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающего мира можно разделить на пять основных типов - такой способ ори­ентации в мире профессий предложил известный психолог ака­демик Е.А.Климов.

Предлагаем вам оценить свои склонности к тому или иному типу деятельности. Для этого поставьте знак "+" перед цифрой, если вы согласны с приведенным утверждением, и "-", если не согласны. Если не можете ни отнести к себе, ни отвергнуть, то просто зачеркните эту цифру. По каждой из граф подсчитайте алгебраическую сумму и проставьте ее внизу. Наибольшие полученные суммы указы­вают на соответствующие вашим склонностям виды деятельно­сти.

Бланк теста

Вопросы теста

    Я легко знакомлюсь с людьми.

    Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.

    Охотно хожу в музеи, театры, на концерты, выставки и т.п.

4. Охотно ухаживаю за растениями, животными

5. Охотно могу что-либо вычислять, чертить

6. Охотно общаюсь с друзьями, когда нужно помочь кому-либо – делаю это.

7. Охотно и часто помогаю другим уха­живать за растениями, животными, люблю все живое.

8. Обычно делаю мало ошибок в пись­менных работах

9. Если что-то делаю руками, это обычно вызывают интерес у других людей.

10. Мои знакомые, друзья считают, что у меня есть художественные способности.

11. Охотно читаю о растениях, животных, о живом на Земле.

12. Активно участвую в художественной самодеятельности, или хотел(а) бы.

13. Охотно читаю об устройстве машин, приборов.

14. Люблю решать труд­ные задачи, разгадывать кроссворды, головоломки.

15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими, люблю мирить людей.

16. Мои знакомые, друзья считают, что у меня есть способности к работе с техникой.

17. Мое художественное творчество одобряют.

18. Мои знакомые, друзья считают, что у меня есть способности к работе с растениями, животными.

19. Мои знакомые, друзья считают, что обычно мне удается подробно и ясно излагать мысли в письменной форме

20. Почти никогда не ссорюсь.

21. Мои поделки одобряют незнакомые люди.

22. Без особого труда усваиваю незнако­мые или иностранные слова.

23. Мне часто случается помогать незна­комым людям.

24. Подолгу могу заниматься художест­венным творчеством.

25. Ухаживая за растениями, животными, стараюсь повлиять на ход их развития, выращиваю растения, люблю собак, кошек и т.п.

26. Люблю разбираться в устройстве машин, приборов и т.п., легко могу починить технику.

27. Мне обычно удается убедить других людей поступать так, а не иначе.

28. Охотно наблюдаю за растениями, животными.

29. Охотно читаю научно-популярную, критическую, публицистическую литературу.

30. Пробую свои силы в художественном творчестве.

ключ к тесту

Что же означает полученный результат? Наибольшие поло­жительные суммы указывают на соответствующие вашим склонностям виды деятельности, малые положительные и тем более отрицательные суммы - на профессии, которые не соот­ветствуют вашим склонностям. Но, конечно, нужно учитывать, что многие профессии сочетают в себе черты нескольких опи­санных выше типов. Так что полученный по тесту результат са­мооценки - это не готовый рецепт, а своего рода компас, кото­рый указывает направление поиска. Читайте книги, в том числе и те, которые посвящены различным профессиям, пробуйте свои силы в доступной вам работе, общайтесь со специалистами. Посетите людей, которые успешно занимаются профессией в Вашей «области».

1.Профессии типа"человек - природа"связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой приро­де. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением Зе­мли (геолог, геофизик, океанолог, метеоролог и т.н.), ее расти­тельного и животного мира (ботаник, биолог, зоолог, орнитолог, кинолог, генетик, эколог и т.н.), производством продукции жи­вотноводства и растениеводства (садовод, агроном, овощевод, животновод, зоотехник, ветеринар и т.п.).

Предмет труда: животные, растения, биологические, микробиологические процессы.

а. Изучение, исследование, анализ состояния и условий жизни растений и животных (примеры профессий: микробиолог, гидробиолог, агрохимик и т.п.).

б. Уход за растениями и животными (примеры профессий: лесовод, овощевод, птицевод, зоотехник и т.п.).

в. Профилактика заболеваний растений и животных, борьба с их вредителями и возбудителями болезней (примеры профессий: врач карантинной службы, агроном по защите растений, ветеринар и т.п.).

Требования, предъявляемые профессиями типа «Человек-природа» к человеку: Готовность к работе в трудных погодных условиях. Часто длительное ожидание результатов своей деятельности. Оперативное мышление, необходимое для решения конкретных задач при значительной изменчивости целей и условий работы.

2.В профессиях типа"человек - техника"не обойтись без использования разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов. Сюда можно отнести великое множество про­мышленных и строительных специальностей (сталевар, литей­щик, кузнец, электросварщик, токарь, слесарь, электрик, фре­зеровщик, штукатур, каменщик, столяр, швея, прядильщица, ин­женер и т.п.), а также вождение и обслуживание транспортных средств.

Предмет труда : машины, механизмы, технические системы.

Три подтипа (в зависимости от целей, орудий и условий труда):

а. Создание, монтаж, сборка технических устройств (примеры профессий: инженер-конструктор, монтажник механического оборудования и т.п.).

б. Эксплуатация технических средств (примеры профессий: крановщик, токарь, швея-мотористка и т.п.).

в. Ремонт технических устройств по ремонту электрооборудования и т.п. (примеры профессий: слесарь-ремонтник, электромонтер по ремонту электрооборудования и т.п.). Требования, предъявляемые профессиями типа «Человек - техника» к человеку : Развитые представления о технических системах. Техническое мышление. Владение комплексом двигательных навыков. Сенсомоторная координация.

3.К профессиям типа"человек - знаковая система"смело можно отнести разнообразные формы обработки информации. Это работа с системами: языковыми (библиограф, нотариус, лингвист, историк, филолог, философ, литературовед и т.п.), аб­страктно-математическими (статистик, математик, кассир, бух­галтер, экономист, метролог и т.п.), графическими (чертежник, конструктор, картограф, штурман и т.п.), с системами и средст­вами обработки знаков (программист, оператор ЭВМ и т.н.).

Предмет труда: тексты, цифры, чертежи, условные знаки, шифры, коды.

Четыре подтипа (в зависимости от целей, орудий и условий труда):

а. тексты на родном и иностранных языках (примеры профессий: корректор, машинистка, делопроизводитель, технический редактор и т.п.).

б. цифры, формулы, таблицы (примеры профессий: программист, оператор ЭВМ, экономист, кассир).

в. чертежи, карты, схемы (примеры профессий: чертежник, закройщик, копировщик, штурман и т.п.).

г. звуковые сигналы (примеры профессий: радист, стенографист, телефонист и т.д.).

Требования, предъявляемые профессиями типа «Человек-знаковая система» к человеку : Усидчивость и терпение. Умение видеть то, что стоит за условными знаками. Способность к длительному сосредоточению внимания. Устойчивость внимания. Быстрота, точность движений. Склонность к работе в одиночку (без частых контактов с людьми).

4.Основное содержание профессий типа"человек - худо­жественный образ"- искусство, художественная культура. Сюда можно отнести изобразительное творчество (архитектор, живописец, дизайнер, скульптор и т.п.), художественную обра­ботку материалов (гравер, модельер, ювелир и т.п.), создание художественных зрелищ (композитор, музыкант-исполнитель, вокалист, дирижер, танцовщик, балетмейстер, актер, режиссер, оператор).

Предмет труда: Литература, живопись, искусствоведение.

Три подтипа (в зависимости от целей, орудий и условий труда):

а. Создание, проектирование, моделирование художественных произведений (примеры профессий: художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф, композитор и т.п.).

б. Воспроизведение, изготовление различных изделий по эскизу, образцу в единственном экземпляре (примеры профессий: ювелир, музыкальный актер, гравер, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор и т.п.).

в. Воспроизведение, копирование и размножение художественных произведений в массовом производстве (примеры профессий: живописец по росписи фарфора, шлифовщик по камню и т.п.).

Требования, предъявляемые профессиями типа «Человек-художественный образ» к человеку: Развитый художественный вкус, художественные способности. Наглядно-образное представление. Яркое воображение, склонность к творчеству. Гибкость чувств, мышления, повышенная чувственность при оценке произведений искусства.

5.Основным содержанием профессий"человек - человек"является общение. Здесь необходимо уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми. Сюда относятся педагогиче­ские профессии (учитель, воспитатель, вожатый, тренер, пре­подаватель), область юстиции (арбитр, юрисконсульт, милици­онер, следователь, прокурор, адвокат), культи рос встработа (би­блиотекарь, экскурсовод, гид-переводчик, корреспондент), сфера обслуживания (продавец, официант, парикмахер, борт-проводник и т.п.). Медицинские профессии (санитар, фельдшер, медицинская сестра, врач) в значительной степени относятся к этому виду деятельности, хотя отчасти попадают и в другие ви­ды: "человек - природа" и "человек - техника".

Предмет труда: люди, группы, коллективы.

Пять подтипов (в зависимости от целей, орудий и условий труда):

а. Медицинское обслуживание (примеры профессий: врач, медсестра, санитарка и т.п.).

б. Воспитание и обучение (примеры профессий: воспитатель, учитель, преподаватель, мастер профтехучилища, спортивный тренер, дефектолог и т.п.).

в. Бытовое обслуживание (примеры профессий: продавец, проводник, официант, стюардесса и т.п.).

г. Информационное обслуживание (примеры профессий: библиотекарь, экскурсовод, лектор, телефонистка и т.д.).

д. Защита общества и государства (примеры профессий: юрист, следователь, участковый инспектор и т.п.).

Требования, предъявляемые профессиям типа «человек-человек» к человеку: Готовность почти все свое рабочее время общаться с людьми. Сохранять выдержку, спокойствие, доброжелательность при общении. Умение устанавливать контакты с людьми (коммуникабельность). Чуткость к состоянию других людей.

Всего лишь несколько лет назад родители делали ДНК-тест, чтобы определить, передали ли они ребенку определенные генетические заболевания, или пытались «смоделировать» ДНК таким образом, чтобы исключить уже поврежденный ген. Сегодня все чаще специалисты говорят о том, что генетические анализы можно использовать для того, чтобы определить заложенные природой таланты.

Например, ДНК-тест может помочь определить художественные или музыкальные способности, склонности к танцам или определенному направлению в спорте, способности к определенному типу школьного обучения. Чаще всего исследуется так называемый «спортивный ген» ACTN3: он помогает спрогнозировать, занимаясь каким направлением спорта (силовым, спринтерским, требующим выносливости) ребенок добьется большего. Многие при этом ссылаются на опыт Китая, где без такого теста детей не принимают в специализированные спортивные школы. Но что определяется тестом? Только физиологическая предрасположенность. Она говорит о том, что при занятиях одним и тем же видом деятельности в абсолютно одинаковых условиях человеку с генетической к нему предрасположенностью будет проще, чем тому, у которого ее нет. Прекрасный пример ограничений подобных подходов – американский прыгун в высоту Ричард Фосбери, олимпийский чемпион и изобретатель нового способа прыжков в высоту, который, согласно своим генетическим данным, вовсе не должен был бы прыгать. Но при «слабой» генетике у него были желание и воля к победе. И они оказались сильнее!

ДНК-тест – первая подсказка для тех, у кого пока нет иных ориентиров. Но он исследует только около 1/4 ДНК-материала... Что могли бы сказать остальные три четверти, сказать пока не получается…

Первый шаг

Работа – это способ реализации глубинного «я», место приложения таланта – именно при таком подходе главный акцент делается на раннем выявлении и развитии способностей. Здесь очень важно, чтобы это была не реализация несостоявшихся родительских надежд и ожиданий от жизни («У меня не получилось стать балериной, но моя дочь непременно этого добьется!»), а развитие его талантов. Сегодня все чаще идет речь о том, что наши дети будут менять направления своей деятельности несколько раз за время своей жизни, поскольку ее продолжительность и «работоспособный» возраст с каждым годом увеличивается. Все чаще специалисты по профориентации говорят о том, что самое важное – дать ребенку опыт успешного развития в любой области. Не стоит зацикливаться на каком-то одном профессиональном приложении интереса ребенка. Наоборот, чем больше возможностей разнообразной пробы своих сил в данной области вы сможете ему показать, тем лучше. К примеру, если девочка мечтает о театре, подскажите ей, что в театральной среде можно быть не только актрисой, но и драматургом, менеджером по развитию, переводчиком, художником, гримером.

Пусть меня научат!

Сегодня сфер деятельности огромное количество. Для самого первого «погружения в профессии» сегодня существуют отличные возможности: города профессий («Кидбург», «Мастерславль», «Кидзания» и т. п.) и профориентационные экскурсии. В «городах профессий» дети могут познакомиться с самыми разными видами деятельности, причем не просто глядя на них со стороны, а активно выполняя необходимые действия самостоятельно, добиваясь успеха и зарабатывая деньги. Это проба себя в настоящем, всамделишно-взрослом мире. А игра делает получение новых или закрепление уже приобретенных знаний и умений захватывающе увлекательным. К тому же ребенок именно на собственном опыте получает здесь возможность проследить все связи между теорией и практикой, уяснить причинно-следственные связи в реальности, а не в родительских и учительских предостережениях или напутствиях.

Куда смотреть?

Большинство специалистов, занимающихся профориентацией, советуют родителям просто внимательно наблюдать за ребенком: во время его игр, общения со сверстниками и взрослыми, при выборе игрушек и книг (даже если он пока еще не умеет читать).


  • Ребенок легко вступает в контакт с другими людьми. Он умеет собрать вокруг себя команду для игры (неважно, в мяч, дочки-матери или склейку поделки), увлекает не только более пассивных сверстников или младших, но и равных и старших. При этом он готов прислушаться и принять правила чужой игры, если она ему интересна. У него не возникает сложностей с тем, чтобы найти темы для общения и с детьми, и со взрослыми, познакомиться, попросить игрушку и т. д. Заметно, что в компании других людей ему явно комфортнее, чем в одиночестве.

Подходящие профессии: преподаватель, журналист, юрист, политик, переводчик, маркетолог, специалист по рекламе.

Как развивать? В таком ребенке важно воспитывать умение работать (и играть!) в команде. Ему точно пригодятся иностранные языки, навыки психологии, бизнеса, хорошее знакомство с искусствами и литературой, умение строить имидж.


  • Ребенок не очень хорошо ладит с людьми , зато все окрестные птички-кошки-жучки-паучки притягивают его как магнит. Он с удивлением замечает распустившиеся цветы, рассматривает опавшие листья, с удовольствием мастерит поделки из природных материалов, любит сказки и книжки про зверей.

Подходящие профессии: биолог, зоолог, ветеринар, флорист.

Как развивать? Налицо интерес ребенка к природе. Биология во всех ее проявлениях, от «высокой» науки до прикладной флористики, астрономия, химия и физика (для самых маленьких – в виде самых простых опытов и наблюдений) – области его занятий. При склонности к естественным наукам ему никуда не деться от математики. Развитию способностей также помогут шахматы, квиллинг и оригами, контактная импровизация и экотуризм.


  • Ребенок также не ладит с людьми, но и природа его тоже совсем не привлекает. При этом любая новая игрушка оказывается через десять минут разобранной на части. Малыш с увлечением строит из конструкторов, придумывает свои модели, мгновенно разбирается в появляющихся в доме гаджетах и бытовых устройствах…

Подходящие профессии: инженер, конструктор, программист.

Как развивать? Робототехника, всевозможное моделирование, физика и компьютерные технологии – его конек. В обучении языкам и гуманитарным наукам ему подойдет структурно-лингвистический подход, где акцент делается на то, «как оно устроено». Пригодится умение выстраивать схемы и стратегии. Из видов спорта предпочтительны индивидуальные и требующие неких расчетов (например, легкая атлетика).


  • Ребенка интересуют исключительно прикладные вещи, напрямую связанные с его жизнью. Такого малыша, по большому счету, можно увлечь чем угодно. Главное, чтобы занятие было «реальным», а не виртуальным.

Подходящие профессии: специалист сферы обслуживания (стилист, повар, спортивный тренер и т.п.).

Как развивать? Начинать надо с областей, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Если вы живете или часто бываете у реки – плавание или гребля. Рядом футбольное поле, где папа проводит половину воскресенья? Ребенку тоже нужен мяч. Кулинария, дизайн, кройка и шитье, спортивное ориентирование, имидж-студия – вот места, где ваше чадо может попробовать найти себя. Подростку стоит находить те занятия, где он сможет чувствовать себя уверенным и равным взрослым специалистам.



Публикации по теме