Как выглядит новорожденный? Запор при неправильном введении прикорма. Причины раннего закрытия родничка

Органы малышей чувств немного незрелые, но функционируют, а это значит, что новорождённые дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а ещё различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорождённым нравятся больше, чем низкие.

Так с чего же всё начинается?

Ребёнок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорождённого кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

Что же касается нервной системы и органов чувств, то их процесс адаптации очень долгий и требует больших затрат организма. Именно поэтому заканчивается он приблизительно к трём месяцам. Давайте разберёмся, как это происходит.

В каком возрасте ребёнок начинает видеть?

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнаёт маму. Новорождённые рождаются с высокой степенью близорукости и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь — вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорождённые не узнают своих родителей.

Хочется также отметить, что новорождённые не умеют ни осознанно улыбаться, ни плакать. Поэтому, если вы увидели непонятные гримасы у новорождённого, срочно обратитесь к врачу.

Более подробно о том, и как происходит развитие органов зрения у новорождённого малыша, рассказывает врач-офтальмолог.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, . Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Когда ребёнок начинает ощущать запахи?

Обоняние, пожалуй, развито у новорождённого практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди ещё не пришло, а голод младенца даёт о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорождённый привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Когда малыш начинает слышать?

Самый частый вопрос мамочек: слышит ли новорождённый ребёнок? Как я уже говорила выше, они отлично различают тембр голоса, а смысл слов, естественно, не понимают.

Невзирая на это, с новорождёнными стоит постоянно разговаривать. Реагировать на звуки младенец начинает также к 3 месяцам.

Развитию слуха и фонетического восприятия способствуют . О пользе таких прослушиваний рассказывает детский психолог.

Каким образом проверяют слух у новорождённого?

Сейчас в каждом роддоме на 3 — 4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребёнок спит.

В наружный слуховой проход вставляют датчик, который вырабатывает определенные волны. Если звук отразился от барабанной перепонки, значит, что отоакустическая эмиссия зарегистрирована и слух ребёнка в порядке.

Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это ещё не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорождённых.

После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребёнок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.

Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трёх случаях назначается контроль обследования через месяц.

Кроме этого, слух новорождённого опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребёнка.

Родителям этот рефлекс самостоятельно дома проверять ни в коем случае не стоит.

Если ребёнок в 1 месяц не реагирует на резкие звуки, это повод обратиться к врачам – неврологу и сурдологу, которые, в свою очередь, помогут найти причину.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости:

  • наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
  • внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
  • недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
  • маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
  • пороки развития лицевого скелета;
  • использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.

Внешний вид только что появившегося на свет ребенка отличается от вида розовых карапузов, которых женщина созерцает на картинках журналов во время беременности. Но пугаться не нужно, ведь совсем скоро вид крохи поменяется. Однако чтобы избежать лишних волнений, каждой беременной стоит заранее узнать, что для вида новорожденного малыша является нормой и не должно стать причиной переживаний молодой мамы.


Голова

Окружность головы новорожденного составляет в среднем 33-35 сантиметров. Маму может удивить то, что голова новорожденного непропорционально большая по сравнению с телом. К тому же, у головы малютки может быть неправильная форма. Чаще всего голова крохи продолговатая, так как младенец проходил по родовым путям. Не переживайте, ведь спустя несколько недель ее форма станет круглой. Также отметим, что у младенцев, которые родились с помощью кесаревого сечения, форма головы не меняется (не сплющивается).

У многих малышей отмечают отек в области затылка в течение первых суток после рождения. Его называют родовой опухолью. Волосы на голове новорожденного обычно темные, но это вовсе не значит, что ребенок останется темноволосым. Их чаще всего довольно много, но у некоторых деток шевелюра совсем редкая.

На голове новорожденного младенца имеется два родничка. У большинства малюток маленький родничок закрытый. Его иногда можно отыскать на затылке малютки. Большой родничок расположен на макушке карапуза и обладает ромбовидной формой. Он может иметь различные размеры (до 3x3 см) и скорость его закрывания индивидуальна у каждого ребенка. Родителям бывает страшно дотрагиваться до родничка, но бояться не следует, так как родничок довольно прочный и вы не сможете повредить его мытьем головы или причесыванием.


Лицо

Личико крохи сразу после родов имеет небольшую отечность, особенно если родовой процесс был тяжелым. Щеки могут быть сдавленными и иметь синий оттенок. Кончик языка новорожденного может казаться раздвоенным.

У новорожденного маленький носик, который довольно часто бывает приплюснутым. На кончике носа вы можете заметить белые или желтоватые точки, представляющие собой жировые железы, просвечивающие под тоненькой кожей карапуза.

Глаза

Первое время глазки будут закрытыми из-за отека после родов, а веки – припухшими, красного или синего оттенка. Почти у всех только что рожденных малышей оттенок глаз – голубой или серый. Если во время родов у крохи лопнули сосуды, то родители заметят на глазных яблоках малютки красноту, но волноваться насчет этого не нужно, ведь вскоре такие красные пятнышки рассосутся.

У новорожденного крохи глаза мутные, а взгляд будто подернут пеленой и постоянно блуждает.


Младенец пытается рассмотреть окружающие предметы, но сфокусировать взгляд у него пока не получается. Также у некоторых младенцев сразу после родов выявляют косоглазие, которое проходит к 6-месячному возрасту.

Слезы в первое время после родов у ребенка отсутствуют. Кроме того, у многих малышей нет бровей и ресниц.

Кожа

На теле новорожденного сначала есть много беловатого вещества, которое называется первородной смазкой. После обтирания крохи маслом это вещество удаляется. Нередко у малюток кожа после родов некоторое время бывает очень сухой. Она даже может начать шелушиться в области груди и живота.

Оттенок кожи появившегося на свет малыша в норме красновато-голубоватый, а сама кожа кажется очень тонкой. Такой оттенок кожи вовсе не свидетельствует о том, что младенцу холодно. К третьему дню жизни кожа крохи приобретает желтоватый оттенок из-за физиологической желтухи.

На плечиках и спине малютки вы можете увидеть тонкие волоски, называемые лануго. Если кроха недоношенный, такого пушка на его теле намного больше. Не переживайте, эти волоски уменьшатся и исчезнут в первые недели жизни.


Туловище

У туловища новорожденного младенца отмечают такие особенности:

  • Короткая шея, а живот выпуклый.
  • Окружность грудной клетки младенца составляет в среднем 31-33 сантиметра.
  • Грудные железы карапуза могут быть слегка припухлыми и из них может выделяться молоко, что является нормой и не должно вызывать беспокойства родителей (такое состояние называют гормональным кризом).
  • Весит новорожденный в среднем 3400-3500 грамм (вес мальчиков обычно выше), а рост малютки составляет в среднем 50 см (рост мальчиков тоже будет больше).

Пупок

На пуповину во время родов накладывается зажим, а тот маленький отрезок пуповины, который остается под зажимом, обычно засыхает до момента выписки из родильного отделения. Когда остаток пуповины отпал, на теле крохи остается небольшая ранка, которая кровоточит и вскоре покрывается коркой. Персонал роддома рассказывает и показывает новоиспеченной маме, как за этой ранкой правильно ухаживать.



Конечности

Руки у новорожденного на первый взгляд слишком длинные и постоянно выполняют хаотические движения. Кулачки только что появившегося на свет ребенка сжаты, а в состоянии покоя ножки и ручки прижаты к телу (такую позу называют флексорной). Так как подкожного жира у младенца практически нет, на запястьях вы увидите собранную в складки кожу.

По сравнению с руками ножки крохи выглядят коротковатыми. Такое впечатление лишь усиливается из-за их постоянного полусогнутого состояния. А вот стопы смотрятся очень крупными.

У ступней некоторое время сохраняется синеватый оттенок, связанный с особенностями кровообращения крохи. Кожа на ступнях тоже очень тоненькая и выглядит будто помятой.

Ноготки младенца хоть и мягкие, но довольно острые и могут оставлять царапины на теле крохи, поэтому сразу после родов их уже можно срезать. Лишь у недоношенных крох ногти после родов не выступают за кончик ногтевого ложа, поэтому срезать у них нечего.


Половые органы

Половые губы девочки и мошонка мальчика могут быть красными и припухшими. Это нормально и зависит от гормонов, выделяющихся в теле матери перед родами.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Нередко молодые родителям кажется, что у ребенка нет родничка. На самом деле он может просто иметь маленький размер, хотя случаи, когда родничок на самом деле отсутствует, тоже встречаются.

Новорожденные дети обычно находятся под пристальным наблюдением со стороны родителей и врачей. Когда у ребенка нет родничка или его размер очень мал, это является поводом для волнений, так как может указывать на развитие серьезных заболеваний

Если у новорожденного нет родничка, нужно немедленно показать кроху специалистам. Как правило, врачи осматривают ребенка в родильном доме и во время домашнего патронажа. При появлении подозрений может потребоваться консультация хирурга.


На голове малыша, только что родившегося на свет, должен быть родничок. Нет у новорожденного этого участка, либо он просто очень мал - это должен решать исключительно специалист.

В период внутриутробной жизни опорно-двигательный аппарат и другие органы плода развиваются постепенно. Череп вначале состоит из подвижных пластин, которые затем покрываются хрящевой тканью, а чуть позже окостеневают.

Но окостеневает череп не полностью. К моменту появления малыша на свет на его голове должны располагаться 6 родничков. Один из них находится в верхней части черепа, один - на затылке и двое парных - по бокам. Но самым большим по размеру является именно самый верхний родничок. Остальные могут зарасти еще до появления крохи на свет или в течение первого месяца жизни и это считается нормой.

Верхний родничок представляет из себя подвижную пластину, которая расположена на стыке двух крупных костей черепа. Со временем этот участок окостеневает и врачи констатируют его зарастание.

При рождении малыша родничок на его голове должен иметь форму ромба. Длина самой широкой его части должна составлять около 30 миллиметров. Но иногда случается так, что не окостеневший участок имеет гораздо более маленький размер или отсутствует вовсе.

Данная патология обнаруживается при визуальном осмотре, но для постановки более точного диагноза может потребоваться УЗИ.

Отсутствие родничка может представлять опасность для ребенка, даже если данная особенность не связана с какими-то серьезными заболеваниями. Не окостеневшие участки выполняют функцию амортизаторов. Они защищают голову малыша от травм, которые он может получить в результате падений.

Родничок также принимает участие в терморегуляции. Как известно, организм малышей не совершенен, поэтому новорожденных так легко перегреть. Если температура окружающей среды резко повышается, тело ребенка нагревается, но не окостеневшие участки исключают возможность перегрева головного мозга.

Родничок защищает голову малыша от повреждений во время родов. Когда малыш проходит по родовым путям кости черепа заходят друг за друга. Если череп окостенел полностью, родовой процесс проходит гораздо более тяжело.

Если нет родничка у новорожденного, это может свидетельствовать о задержке внутриутробного развития. Серьезным поводом для беспокойства должно стать отсутствие родничка в сочетании с уменьшенным размером головы по сравнению с общепринятыми нормами.

Отсутствие родничка на голове малыша создает угрозу и для здоровья женщины. Во время родов она может получить разрыв промежности, особенно если малыш очень крупный или окружность головы достаточно большая.

Многие мамы задаются вопросом о том, может ли маленький не окостеневший участок указывать на развитие серьезной патологии. К сожалению, небольшой размер или отсутствие родничка на голове иногда являются симптомами развития тяжелого порока. Это заболевание является крайне редким, но приводит к глухоте, слепоте. Если патологию удается выявить на ранних стадиях, справиться с недугом может помочь операция. Именно поэтому так важна своевременная диагностика. После проведения оперативного вмешательства есть все шансы на полное выздоровление.

Отсутствие родничка может стать причиной повышения внутричерепного давления, что влечет за собой весьма неприятные последствия. В некоторых случаях педиатры даже советуют уменьшить порции смеси или грудного молока во время кормления. Конечно же, это актуально только для детей, хорошо набирающих вес.

Нередко родители считают, что у их ребенка нет родничка, но на самом деле его размер просто составляет всего несколько миллиметров. Немаловажным является и то, как не окостенелый участок будет зарастать со временем. В норме к году он должен уменьшиться до 8 миллиметров, но окостенение может происходит и более быстрыми, а также более медленными темпами. Если изначально размер родничка был мал, чаще всего наблюдается замедленное зарастание.

На скорость окостенения участка черепа не влияют никакие внешние факторы, а также питание. Все зависит от индивидуальных особенностей организма малыша. Принято считать, что родничок - это очень уязвимое место. На самом деле это не совсем верно. Родителям не стоит бояться лишний раз погладить кроху по голове, расчесать его. Если соблюдать общепринятые правила техники безопасности, ребенку ничего не угрожает. Мозг хорошо защищен от внешних воздействий даже под не окостеневшими участками.

Если родничок расположен не на верхней части черепа, а ближе к затылку, это тоже должно стать поводом для более углубленного обследования. Специалисты советуют молодым родителям, при наличии у их малышей подобной особенности, регулярно проходить осмотры. Это позволит вовремя выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья крохи и начать лечение, если это необходимо.

Когда у новорожденного нет родничка, это не может стать причиной рахита, как привыкли считать многие. Наоборот, при данном заболевании наблюдается размягчение костей. В любом случае, диагнозы должен ставить исключительно специалист.

Если у младенца нет родничка, родителям крохи стоит немедленно показать его врачу. Эта особенность может быть связана с наследственными факторами, а также являться симптомом развития некоторых заболеваний. Отсутствие родничка повышает риск получения травмы новорожденным.

Маленький родничок у новорожденного – участок неокостеневшей ткани черепа, который имеет размеры, не достигающие нормальных показателей. Всего в норме у ребенка можно обнаружить 6 таких структур, имеющих определенную локализацию и закрывающихся к конкретному периоду жизни.

В некоторых случаях маленький родничок у грудничка указывает на серьезную патологию, а в некоторых – является физиологической особенностью. Разобраться родителям в причине таких изменений поможет врач-педиатр.

Наиболее значимыми для малыша и врачей являются переднее и заднее темечки, которые не только помогают в процессе родов, но и осуществляют терморегуляцию ликвора и вещества головного мозга (посредством этих образований происходит отдача избыточного тепла). Самый крупный родничок у грудничка располагается в области сочленения двух теменных и двух лобных костей и имеет ромбовидную форму. Его очень легко найти и прощупать, особенно у новорожденного.

Заднему темечку соответствует стык затылочной кости и пары теменных, образование при этом имеет вид маленького треугольника. В норме у детей его размеры не превышают 10 мм, а зарастание происходит не позднее первых двух месяцев жизни.

В диагностике заболеваний наибольшее значение придают все-таки переднему темечку.

Поэтому очень важно знать его нормальные показатели в соответствии с возрастом ребенка (допускается разброс значений на 2 мм в сторону уменьшения и увеличения):

к 4-м неделям размер родничка достигает 28-31 мм; в возрасте 2-х месяцев происходит его значительное уменьшение –до 25-26 мм; в 3-месячном возрасте нормальные размеры соответствуют 21-23 мм; к 4-5 месяцам показатели достигают 18-20 мм; в 6 месяцев нормальная ширина равняется 16,5-17 мм; к 7 месяцам жизни он уменьшается всего на 1-1,5 см и становится 15,5-16 мм; в 8-9 месяцев размеры не должны превышать 15 мм; в 10-месячном возрасте ребенок имеет темечко с 12 мм; 11 месяцам жизни соответствует 8 мм.

Таким образом, самое крупное хрящевое образование на черепе ребенка должно закрыться к году или максимально – к полутора годам. Если даже с учетом допустимых погрешностей регистрируется маленький родничок у ребенка, это значит, что родителям и врачу необходимо начать диагностический поиск причины такого состояния.

Для этого проводится детальный опрос касательно течения беременности и раннего послеродового периода, уточняется характер питания матери и был ли прием каких-либо профилактических или лечебных лекарственных средства.

Как для здорового, так и для новорожденного с очень маленьким родничкомврач выполняет полный объективный осмотр с оценкой общего, психоэмоционального и соматического развития. В некоторых случаях ребенку назначается консультация врача-невропатолога, инфекциониста и генетика для проведения дифференциальной диагностики.

Компьютерная томография головного мозга. Электроэнцефалография. Ультрасонографическое исследование вещества головного мозга. Рентгенография костей черепа. Причины маленького родничка

Почему у новорожденного может быть маленький родничок? Из физиологических причин выделяют наследственные особенности строения черепа и длительный прием матерью витаминов во время беременности.

В первом случае маленький родничок является семейной особенностью, что сопровождается нормальной окружностью головы малыша и полноценным психосоматическим развитием, соответствующим возрасту. Такое состояние не опасно и не требует коррекции либо лечения. Употребление комплексных витаминных препаратов во время беременности также может привести к тому, что маленький родничок у ребенка будет с рождения. Как правило, последствия заключаются лишь в раннем окостенении темечка.

В редких случаях размер хрящевого образования, не достигшего нормальных показателей, означает наличие врожденных пороков, внутриутробных инфекций или некорректной дозы витамина D3.

Наиболее распространенные патологические причины:

Врожденные пороки развития головного мозга (микроцефалия, лейкомаляция, микрополигирия и т. д.). Микроцефалия говорит о недоразвитии головного мозга и о том, что его размеры значительно меньше положенных. Встречается в случае врожденной краснухи, токсоплазмоза, герпесвирусной инфекции. Лейкомаляция – это очаговое размягчение ткани мозга, являющееся следствием чаще всего врожденной ветряной оспы, сифилиса и т. д. Краниосиностоз. Маленький родничок у новорожденного может быть следствием патологии костной системы, при которой происходит ускоренное окостенение темечек и швов черепа, а также зон роста трубчатых костей. Наблюдается при рахите, болезнях щитовидной и паращитовидных желез. Избыток кальция. Высокая концентрация ионов кальция и витамина D в периферической крови нередко приводит к серьезным последствиям, одним из которых является недостаточный размер переднего темечка. Это объясняет то, почему назначение витамина для профилактики рахита должно быть обоснованным.


Возможные последствия

Опасен ли маленький родничок у новорожденного? Известно, что любое патологическое состояние в грудном возрасте имеет свои ранние или отдаленные осложнения разной степени выраженности.

Наиболее типичные последствия маленького родничка у новорожденного при краниосиностозе – это деформация костей черепа, косоглазие, в более тяжелых случаях имеет место быть слепота, тугоухость и задержка психического, умственного и физического развития. Данная патология требует хирургического лечения.

При врожденных пороках головного мозга в более старшем возрасте дети страдают глубокой умственной отсталостью, могут иметь очаговую неврологическую симптоматику в виде парезов конечностей, нарушения речи, зрения и слуха. Нередко им выставляют диагноз ДЦП.

Гиперкальциемия приводит к тяжелому поражению почек, пищеварительного тракта и костной системы, что проявляется тугоподвижностью и контрактурами суставов.

Уход за маленьким родничком

При подтверждении физиологического генеза уменьшения переднего темечка особых действий со стороны родителей не требуется.

оптимизировать объем и количество кормлений при грудном вскармливании; вводить витамин D только строго по показаниям и в назначенной врачом дозировке; оберегать податливую область черепа от травм, переохлаждения и чрезмерного нагревания.

Даже при хорошем самочувствии ребенок регулярно должен посещать своего врача-педиатра.

Полезное видео о размерах родничка у новорожденного

Сообщение 29035769.
Время: 14:22 Дата: 21 май 2007

Сообщение 29038849. Ответ на

сообщение 29037538

анонимный пользователь

Время:

Дата:

Сообщение 29044639. Ответ на

сообщение 29038849
СияхаСтатус:

Время:

Дата:

Сообщение 29060692.
Anonymous Статус: анонимный пользователь Время: 13:59 Дата: 22 май 2007

Сообщение 29089930.

Пользователь

Время:

Дата:

Сообщение 29091635.

Пользователь

Время:

Дата:

Сообщение 29102076.

Время:

Дата:

Одним из внешних показателей нормального развития ребенка для педиатров, неврологов и других детских специалистов является родничок у новорожденных детей. Он представляет собой небольшой мягкий пульсирующий участок на голове малыша, под которым достаточно близко расположены ткани мозга. Поверхность родничка покрыта плотной пленкой с небольшим пушком.

Родничок новорожденного значительно облегчает процесс родов, как для малыша, так и для матери. Проходя родовые пути, кости черепа сжимаются, и поэтому головка новорожденного первое время после родов выглядит вытянутой. Потом форма головы восстанавливается; Наличие родничка обеспечивает оптимальные пространственные условия для нормального роста мозга в том темпе, который заложен природой; Родничок участвует в процессах регуляции теплообмена малыша и окружающей среды. Если температура тела ребенка превышает 38 градусов, то через родничок естественным путем происходит охлаждение тканей мозга; За счет способности сжиматься родничок может выполнять функцию амортизатора при случайном падении ребенка.

Большой и малый роднички

Где находится

Определить, где находится родничок у новорожденного ребенка, достаточно просто.

Большой родничок в форме ромба размером 2 на 2 сантиметра находится прямо на середине темени, или, как обычно, говорят – на макушке.

Маленький родничок находится на затылке. Его размер составляет примерно полсантиметра.

Когда зарастает

Большой родничок зарастает примерно к годовалому возрасту ребенка, иногда бывают небольшие отклонения от этого параметра примерно до полутора лет. Но если у ребенка по остальным параметрам соответствует возрастным нормам, то для беспокойства нет причин.

Маленький родничок у детей, рожденных в срок, уже закрыт. Однако бывает так, что он был обнаружен уже после родов. Тогда его закрытия следует ждать через два-три месяца.

Скорость и время закрытия родничков в основном зависит от того, насколько организм малыша обеспечен кальцием. Если в питании мамы не было отклонений, был соблюден оптимальный режим приема поливитаминов, то зарастание родничков обычно происходит в норме.

Отклонения в развитии

Зная сроки, когда зарастает родничок, а также размеры, можно увидеть какие-либо отклонения, избежать и предотвратить развитие многих опасных заболеваний у новорожденных. Среди них можно назвать несколько:

Рахит . Это заболевание является практически самой частой причиной позднего закрытия родничка. Как правило, это происходит у недоношенных детей, редко бывающих на солнце, имеющих недостаток кальция и витамина D. Читаем статью о рахите >>>; Гипотиреоз. Уменьшение количества гормонов щитовидной железы также может быть причиной замедления процесса зарастания родничка; Синдром Дауна. Слишком крупные размеры родничка указывают на наличие этого заболевания наряду с другими характерными признаками; Зарастание родничка раньше срока может говорить об избытке кальция , а также свидетельствовать о таких заболеваниях, как краниостеноз, микроцефалия; Вдавленный родничок также представляет собой серьезный симптом. Это явление говорит об остром обезвоживании организма.

(картинка кликабельна)

Что означает слишком большой родничок или медленное (позднее закрытие) родничка

Внимательное обследование ребенка специалистами, подробное описание родителями состояния малыша станет залогом раннего выявления отклонений и будет способствовать правильному назначению профилактического лечения.

Причины раннего закрытия родничка

Слишком маленький родничок или слишком быстрое закрытие родничка

Выпирающий родничок?

Чаще всего выпирающий родничок наблюдается на фоне заболеваний, которые сопровождаются повышением внутричерепного давления: менингит, энцефалит, опухоли, внутричерепное кровотечение, повышение внутричерепного давления по другой причине.

Если выпирающий родничок сочетается с одним или с несколькими из изложенных ниже симптомов следует как можно скорее вызвать врача:

Сильная температура; Выбухание родничка возникло после травмы головы, падения ребенка; Рвота; Сонливость или чрезмерная раздражительность ребенка; Косоглазие; Судороги или эпилептические приступы; Потеря сознания; Выбухание родничка в течение длительного времени без других симптомов.

Впавший родничок?

Чаще всего западение родничка наблюдается из-за обезвоживания ребенка на фоне температуры, поноса, многократной рвоты. При обнаружении запавшего родничка следует обеспечить ребенку обильное питье и связаться с врачом для лечения болезни, вызвавшей обезвоживание.

Боязнь повредить

Многие очень сильно боятся как-то повредить родничок. Запомните! - такое практически невозможно. Несмотря на кажущуюся мягкость родничка он очень прочный, и повредить его обычными манипуляциями (умывание, купание, расчесывание и др.) нельзя.



Публикации по теме