Если ваш ребенок левша: советы родителям. «Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВША

Человек, являющийся левшой, в основном использует левую руку намного чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

Если ваш ребенок левша, радоваться или печалиться? Конечно, правшам легче жить: открывать консервы, пользоваться ножницами и даже играть на скрипке. И все-таки если ребенок левша...

ПЕРЕУЧИВАТЬ ИЛИ НЕТ?

Самый частый из вопросов, которым задаются родители левшей — переучивать ребенка или нет.

Непонятно, почему нужно отдавать предпочтение именно правой руке? Только на том основании, что правшей больше? Но если кому-то удобнее пользоваться левой, общество ведь от этого никоим образом не страдает.

Часто бывает, что левшество является способом преодоления мозгом ребенка последствий какой-либо родовой травмы, и ребенок становится «вынужденным левшой». Так же часто леворукость носит наследственный, «семейный» характер. В этих случаях переучивать ребенка не стоит. Его мозг уже имеет сложившийся стиль работы, отличный от «среднестатистического». Насильственное переучивание, а дети инстинктивно очень сильно сопротивляются ему, может сломать отлаженные механизмы и привести к нарушениям.

ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕВШИ

Владимир Даль - писатель, лексикограф, этнограф,

Иван Павлов - физиолог,

Сергей Рахманинов - композитор, пианист, дирижер,

Василий Кандинский - живописец и график,

Гарри Каспаров - шахматист,

Пол Маккартни (музыкант),

Брюс Уиллис (актер),

Джулия Робертс (актриса),

Альберт Энштейн (ученый),

Наполеон Бонапарт (император),

Майя Плисецкая (балерина),

Леонардо да Винчи (гений),

Бетховен (композитор),

Моцарт (композитор),

Чарли Чаплин (актер),

Льюис Кэролл (писатель),

Билл Гейтс (миллиардер),

Юлий Цезарь (император)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

13 августа — международный день левшей
Все полярные медведи — левши
Свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой
4 из 5 разработчиков Macintosh’а были левшами
Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречается у левшей
Левши под водой видят лучше, чем правши
На Земле более 500 миллионов левшей
В Москве левшей 3,5%, в Центральной России — 7%, а на Таймыре — 34%

КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С РЕБЕНКОМ ЛЕВШОЙ

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, старайтесь быть очень чутким и доброжелательным с ним.

Не пытайтесь сломить настойчивость, выходки упрямца постарайтесь завуалировать какой-нибудь игрой.

Если бабушка, соседка или воспитательница в детском саду, ссылаясь на собственный богатый опыт, настаивают на переучивании, тем не менее, рекомендуйте ребенку выполнять действия так, как ему удобнее, а с другой стороны, давайте ему игрушки, ложку попеременно в обе руки, развивая и правую, и левую. Примите, как должное особенность ребенка и не пытайтесь превратить его в "правшу", объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

Желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Родителям ученика-левши необходимо каждый раз убеждаться, что он действительно усвоил новый материал (или нашел собственный способ усвоения). Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания "у буквы "б" хвостик торчит вверх, как у белочки, а у буквы "д" - вниз, как у дятла").

Взрослые могут помочь ребенку-левше справиться с трудностями при помощи комплекса специальных упражнений, игр и занятий, разработанных детскими нейропсихологами. Эти игры-упражнения направлены на освоение содружественной работы рук и ног, разворачивание деятельности во времени и пространстве, развитие точности и меткости, закрепление представлений о правом и левом и многое другое. В Центре помощи детям проводит консультации и занятия нейропсихолог Чиркова Екатерина Алексеевна.

Чтобы научить левшу каким-либо двигательным навыкам и умениям (пользоваться иголкой, ножницами, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.), возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача - буквально заставить тело запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае пальцев его рук, ног, туловища, головы.

Дайте левше время, чтобы включится в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел.

Письменный стол

Для леворукого ребенка следует создать определенные условия не только дома, но и в школе. Обязательно следует выделить такому ребенку за столом, партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа. Дома же, организуя место для занятий, выполнения уроков, необходимо сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны. Кстати, письменный стол левши по расположению всех предметов- это зеркальное

Компьютер

Конечно, проще всего приобрести специальную мышку и клавиатуру с "левым" расположением клавиш. Но такие клавиатуры очень трудно найти. В Россию они привозятся только последних моделей и стоят естественно не дешево. Поэтому на самой обыкновенной двух или трех кнопочной мышке достаточно изменить функции клавиш. Делается это элементарно при подключении. А вот клавиатуру самостоятельно изменить практически невозможно. Единственное, что вы можете сделать для ускорения работы - это перенести некоторые функциональные клавиши и цифры под правую руку.

Другие товары.

Что касается других товаров для левшей (ножницы, открывалки и т.д.), то их можно посмотреть и заказать на интернет-ресурсах:

LEFTORNO.RU - магазин удобных для левшей товаров;

LEFTHANDWRITING.RU - канцелярская продукция для левшей, ручки, карандаши, линейки, ластики и т.д.

LEVO.LABMS.RU - Все для левшей. Товары для левшей - ножи, штопоры, прописи, наборы для школьников

Также существуют интернет-сообщества

http://www.levshei.net Сайт про левшей и для левшей

http://clubs.ya.ru/4611686018427389656/ клуб для левшей

В заключение хочется сказать: все, что создано природой, не случайно. Даже если мы не совсем понимаем, зачем это так, то это вовсе не означает плохо. Не стоит расстраиваться, если ваш ребенок родился левшой, тем более стараться его переделать.

Неординарность всегда интересна.

Ребенок левша – это не диагноз, это признак таланта. Когда я училась в школе, моих сверстников – левшей учителя и родители переучивали. Их заставляли писать правой рукой, так как опасались за социальную адаптацию в мире, где большинство людей – правши. Считалось, что леворукость помешает в приобретении профессии.

В настоящий момент научно доказано, что переучивать ребенка нет никакого смысла. Леворукость – это отражение определенной межполушарной асимметрии мозга. В настоящее время левшей не переучивают. И если ваш ребенок левша – замечательно. Значит ваш ребенок нестандартен, а это преимущество. Надо просто все в доме приспособить, чтобы ему было удобно.

В большинстве стран – США, Франция, Великобритания и др. – не переучивают левшей, а создают для них условия для нормального существования. К левшам надо относиться бережно. Дети левши более ранимы и чувствительны. Они труднее привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют окружающий мир, цвет и форму предметов. Именно поэтому в художественных школах очень много левшей. Психологи доказали, что левшам трудно работать в больших группах в условиях строгих регламентов и жесткого подчинения. Как правило это инициативные люди, с развитой интуицией. У них лучше получается индивидуальная работа, где нет строгого подчинения. В этом направлении и нужно развивать вашего ребенка левшу.

«Билль о левшах» В1976 г. Международной конфедерацией левшей, которая находится в городе Топика (штат Канзас, США), был подготовлен «Билль о левшах». В документе было сказано: «Отныне 13 августа каждого года будет отмечаться Международный день левшей, знаменующий борьбу за свободу и достоинство левшей всего мира». День левшей призван привлечь внимание общества к проблеме переучивания детей‑левшей (учителями или родителями) к письму правой рукой, что ведет к психологическим травмам. Конфедерация также преследовала цель заставить производителей бытовых товаров и промышленных дизайнеров учитывать запросы левшей. Среди населения планеты встречается около 7‑17% левшей. Существует много теорий и предположений о причинах леворукости, однако точный ответ до сих пор не найден. Активно идут исследования генетической природы левосторонности. Вероятность развития у ребенка леворукости составляет 2‑3%, если родители правши, 14‑18%, если один из родителей левша, и 30‑40%, если оба родителя левши.

Статистика показывает, что левши чаще правшей становятся высококлассными специалистами. По исследованиям университета святого Лаврентия уровень IQ у левшей выше. Левая рука обладает большими потенциальными возможностями. Она выносливее к нагрузкам, точнее на ощупь определяет форму предмета.

Особенности левой руки Проблема леворукости остается одной из самых серьезных в педагогике и психологии. Долгое время считалась, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость - не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок. В процессе насильственного переучивания ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, у него снижается аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша. Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов.

Оказалось, что праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака (приятный запах), а для леворуких характерно преобладание эмоций отрицательного знака (неприятный запах), то есть они более пессимистичны. Даже на самых ранних этапах развития психики праворукого и леворукого ребенка заметны значительные различия, связанные с особенностями функциональной специализации их левого и правого полушарий.

Праворукость и леворукость формируются в основном к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает действовать левой рукой и тем более при наличии среди родственников леворуких, переучивать ребенка нельзя. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается обоеруким, или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстра-стресса. Амбидекстром был великий физиолог И.П. Павлов.

Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие - от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам. Иногда у праворуких людей имеется как бы скрытое левшество, в котором нетрудно убедиться при помощи специальных тестов. Например, если при переплетении пальцев рук в замок сверху ложится левый большой палец. При переплетении рук на груди сверху оказывается левое предплечье.

Знаменитые левши

Политики и военные: Цезарь и Наполеон, Александр Македонский и Карл Великий, Черчилль, Бисмарк и Фидель Кастро.

Американские президенты: Джеральд Форд, Билл Клинтон, Джордж Буш‑старший и Барак Обама.

Художники: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Огюст Роден, Пабло Пикассо, Питер Пауль Рубенс, Альбрехт Дюрер.

Писатели: Ганс Христиан Андерсен, Франц Кафка, Фридрих Ницше, Льюис Кэрролл и др.

Композиторы и музыканты: Николо Паганини, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Сергей Рахманинов, Пол Маккартни, Ринго Стар и др.

Актеры: Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Роберт Де Ниро и др. Ученые: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон и др.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ.

  • Не переучивайте ребенка – дело не в руке, а в особой организации мозга. Переучивание может привести к неврозу.
  • В классе ребенок левша должен сидеть слева от своего соседа.
  • Настольная лампа на рабочем столе ребенка должна располагаться справа от него.
  • Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, правая рука свободно лежала на столе и придерживала тетрадь.
  • Леворукий ребенок трудно ориентируется в тетради, чтобы ему помочь левую сторону листа можно маркировать цветным карандашом.
  • Помните, что четкое соблюдение режима для ребенка левши трудно. Делайте ему послабления.
  • Для обучения леворуких детей надо использовать яркие образы, визуализацию.
  • Приобретайте специальные канцелярские товары для леворуких. Так ручки и карандаши для них имеют специальные выемки, чтобы ребенок правильно захватывал их пальцами. Существуют специальные точилки для карандашей, специальные ножницы.

Не забывайте о витаминах. Возможности мозга поможет расширить комплекс Брейн-о-флекс. Он улучшает кровоснабжение и питание сосудов головного мозга, память, концентрацию внимания. Для правильной работы мозга необходимы омега-3 жирные кислоты. Они входят в состав детского витаминного комплекса Юниор Би Смарт. Комплекс снижает гиперактивность, улучшает умственные способности, успокаивает.

Да еще бабушка постоянно одергивает малыша: «Возьми ложку в правую руку!» И, обращаясь к маме, добавляет: «Следи за ним, а то станет левшой! В школе проблем не оберешься!» Бабушка помнит, как учительница, обучавшая её в первом классе, жестко боролась с теми, кто пробовал писать левой рукой.

А знаменитый лесковский Левша? Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна д"Арк, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Пабло Пикассо, Льюис Кэррол, Чарли Чаплин - ведь все они были левшами... Стоит ли тревожиться и обоснованы ли родительские страхи?

Большинство людей - правши. Работой правой руки управляет левое полушарие головного мозга, которое отвечает за речь, чтение, письмо, логику рассуждений. Так устроено природой. Но каждый шестой житель нашей планеты пишет и работает левой рукой - им так удобнее. Леворукость нельзя рассматривать как дефект воспитания или каприз ребенка. Это психофизиологическая особенность, связанная со спецификой функционирования парных органов человека.

9-11% людей получили свою леворукость по наследству. Их количество не зависит от расовой принадлежности, места проживания и не меняется со временем.

12-13% - относятся к компенсаторным левшам. У таких левшей основные функции берет на себя правое полушарие головного мозга, и ведущей рукой становится левая. Подобные изменения происходят в результате родовых травм , или, что чаще, если у матери поздний ребенок. Компенсаторные левши, в большинстве своем, населяют развитые страны, где женщины предпочитают рожать первого ребенка после 35 - 40 лет.

Еще одна группа - вынужденно леворукие, получившие в детстве травму правой руки. Подчеркнем - именно руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал или обжег, то он невольно начитает «беречь» больную руку и все старается делать здоровой рукой. Левая рука вынужденно становится более тренированной. Когда такой ребенок приходит в школу, выясняется, что левой рукой он пишет плохо - и это понятно - ведь ведущее полушарие у него все равно осталось левое.

Бывают псевдо-левши. Известны случаи, когда старший сын в семье был генетический левша, как его отец и дед, а младший - оказался правшой. В семье никого не удивило, что малыш все делает левой рукой, как брат, папа и дедушка. Но это всего лишь подражание. Пришло время идти в школу, и начались проблемы с письмом, каких не было у старшего ребёнка.

Извечный вопрос: переучивать или нет?

Генетического левшу переучивать нельзя. Эту тему даже бессмысленно обсуждать - ведь он потому левша, что так устроен его мозг. Генетически леворукий ребенок может писать безупречно красивым почерком, у таких левшей очень тонкая и совершенная координация движений.

Переучивать компенсаторного левшу тем более нельзя. Его организм сам нашел выход и приспособился под жизненные условия. Здоровое полушарие берет на себя работу поврежденного, а мы, перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга.

Предупредите о леворукости ребенка воспитателей в детском саду, педагогов по подготовке к школе и учителя начальных классов. Ваша позиция должна быть сформулирована четко: ребенка переучивать нельзя. Современные педагоги, как правило, идут навстречу детям и их родителям, тем более что Институтом физиологии детей и подростков разработаны специальные прописи для левшей.

Переход на правую руку является для левши стрессом . Если ваш ребенок получил травму правой руки и вынужден писать левой - посоветуйтесь с психоневрологом, как ее лучше развивать. Мягко убеждайте ребенка как можно больше действий производить правой рукой. Например - шнуровать обувь, завязывать и развязывать узелки; развивать мелкую моторику (складывать мозаику, собирать пазлы, разбирать, закручивать, раскручивать мелкие детали, раскладывать карточки, карты) - очень полезная тренировка; самое полезное и простое - просто крутить, вертеть карандаш в руке. Но не писать! Письмо - является одним из самых сложных навыков. На письме руку тренировать нельзя, иначе можно отбить у ребенка всякую охоту к дальнейшему обучению.

А если ваш маленький левша подозрительно плохо рисует и пишет левой рукой, проверьте: левша ли он на самом деле?

Левшество - это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо . Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

  • Генетическое левшество .

леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

  • "Компенсаторное" левшество , связанное с каким-либо поражением мозга, чаще -его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
  • "Вынужденное" левшество . Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
  • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Особенности левшей

Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Исследование эмоциональной сферы : праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

По данным ряда психологов , левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью . Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится "пропускать через голову". А нейропсихологам известно, что мозг человека - удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность "обкрадывания" базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша - втрое больше.

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга . Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей :

  1. Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
  2. Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности . Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
  3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
  4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.

Строгие правила мусульманского Востока гласят: нельзя дарить подарки левой рукой, подавать ею пищу и поздравлять. Считается, что у левши «нечистая» рука. Есть похожие представления и в христианстве. Причем не только в религиозных правилах, но также в сказках и даже в быту. Помните: «Направо пойдешь — счастье обретешь, налево пойдешь — голову потеряешь»? А со временем словом «левое» стали обозначать вообще разные неправильные вещи. Поэтому, когда в семье появляется ребенок левша, некоторые родители начинают серьезно беспокоиться.

На самом деле то, что ребенок — не такой, как все, абсолютно не страшно. Просто в его воспитании необходимо придерживаться некоторых правил. И правила эти совсем не сложные.

Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:

1) Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2) Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).

3) Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

4) Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.

5) Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

6) Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.

7) Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

8) Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

9) Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

10) Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

11) Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Хорошо это или плохо если Ваш ребенок левша.

Допустим, моменты совпали, и вы убедились, что ребенок — левша . В этом случае вы заметите в нем со временем многие интересные черты. Левши обычно склонны фантазировать, имеют музыкальный слух и хорошую память. Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Так происходит потому, что у левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое. А именно правое полушарие отвечает за эти качества. Левое полушарие, которое больше развито у правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма. Левши часто выделяются благодаря всевозможным творческим талантам. Однако есть области, где их индивидуальные особенности могут сыграть злую шутку, и, увы, не только с ними. Так, исследования, проведенные несколько лет назад среди пилотов, показали, что летчики-левши намного чаще попадают в аварии. Причина заключается в том, что современные самолеты нафаршированы массой приборов, в которых нужно очень быстро ориентироваться, — и все они подстроены под ведущие правый глаз и правую руку. Летчик-левша в такой системе координат утомляется гораздо быстрее, чем его праворукий коллега. Поэтому очевидно, что есть профессии, куда левшам, при всей их гибкости и высокой стрессоустойчивости, лучше не осваивать. Зато левши, как правило, показывают очень высокие результаты в таких областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, музыка, спорт (особенно бокс, теннис, футбол, фехтование, волейбол, баскетбол, хоккей). А сверхспособности левшей к интуитивным озарениям дали миру самых выдающихся личностей. Среди них художники Леонардо да Винчи, Микеланджело; композиторы Бах, Бетховен, Пол Маккартни; ученые Иван Павлов, Альберт Эйнштейн, Жорес Алферов. Писатели Николай Лесков (тот самый, что написал «Левшу»), Владимир Маяковский; полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Жанна д’Арк; Актеры Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Вупи Голдберг, Джулия Робертс, Киану Ривз. И это еще далеко не все! Конечно, не каждый левша гениален. Это факт. Но у леворуких больше шансов, чем у праворуких, стать великими. Это тоже факт. Если в вашей семье родился ребенок-левша, не спешите лишать его этого шанса. А если у него обнаружились способности в разных сферах жизни-обязательно развивайте их.Запишите его в секцию или кружек.


Как надо вести себя родителям с ребенком — «левшой».

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Создать благоприятный климат для него в семье.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться перевести на игру.
Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объяснив всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
Стараться чаще делать малышу сюрпризы и подарки.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.
Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, чтобы не снизить уровень самооценки малыша.
Любить его таким, какой он есть.
Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно показать его специалистам.

Как «не надо» себя вести с ребенком -«левшой»

Не надо даже в шутку посмеиваться поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.
Не надо подчеркивать при знакомых людях,что ваш ребенок левша и отличается от других..
Ни в коем случае нельзя переучивать ребенка на «правшу», И наказывать, когда он не поддается обучению.
Не доводите ребенка до слез и не вызывайте своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
Ни в коем случае не надо быть сухим и педантичным, общаясь с ним.
Не надо стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему.
Не надо учить ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.
Исключите создание такой обстановки для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.
Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша.

Почему не стоит переучивать «левшу»

Наверное, сказанного выше достаточно, чтобы понять, что заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. По крайней мере, специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Гуманитария невозможно превратить в человека с техническим складом ума. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Более того, впоследствии его организм может так воспротивиться неудобствам, что у ребенка возникнут заикание, нервные тики и даже энурез. «Левшество» — это не патология, а интересная особенность.

«Комплекс левши»

Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Как известно, в жизни часто считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Левши бессознательно могут переживать из-за этого. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблемы просто не возникнет. Как утверждают детские психологи, чаще всего комплекс левши появляется по вине родителей. Иногда бывает, что внимание на левшестве ребенка заостряет его учитель, тренер или просто какой-нибудь знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше просто оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую школу. Если не сделать этого вовремя, ребенок может стать замкнутым и необщительным. Помните, здоровье ребенка дороже всего. И еще, ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей правшей. Лучше сравните его поступки… с его же поступками: «Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!»

Как учить?

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна плотно лежать на столе. Также можно предложить ребенку перелить с помощью пипетки воду из одного маленького сосуда в другой. Образное мышление маленького левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква «Х» — это шагающий человечек, буква «Ф» похожа на очки, а буква «Ч» — на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может сделать это и самостоятельно. Часто бывает, что дети левши пишут буквы не в ту сторону — «отзеркаливают» их. В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами «Р» и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах «забыть» дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает это сам. Кстати, если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. Чаще всего почерк левши имеет левый наклон или вообще его не имеет. Ему так писать удобнее. Это не страшно. Почерк — один из штрихов в индивидуальном портрете каждого человека. А индивидуальность необходимо развивать. Оригинальность в поступках левшей — это неизбежность. Как говорят учителя, дети левши особенным образом складывают числа. Правши спокойно считают многозначные числа столбиком и складывают сначала единицы, а потом десятки и сотни. Левши делают это невообразимым, известным только им способом. Например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи по физике или математике, пользуясь заданным алгоритмом. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально, просто им так удобнее.

Чему учить?

Левши бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. К этому следует относиться терпимо. Помните, что этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, левши с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если «праворуким» детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то левшам к этому и привыкать не надо. Кстати, левши быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

Что вам поможет?

Чтобы чувствовать себя увереннее с ребенком левшой, вы можете приобрести специальную литературу. По словам детского психолога Натальи Ульянкиной, самой доступной по содержанию и очень полезной является книга Ивана Караьева «Если ваш ребенок — левша». Хорошо бы прочитать и статью под названием «так как же все-таки быть с левшами?» в книге Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках». Лучше понять, как «устроен» ваш непохожий на остальных ребенок, вы сможете, познакомившись с книгой Т.Н. Марютиной и О. Ю. Ермолаева «Введение в психофизиологию». На этом можно было бы и закончить, но есть одно «но». Бывает, что ребенок пишет левой рукой, но ведущие глаз и ухо — правые. Это означает, что, скорее всего, у него больше развито не правое, а левое полушарие головного мозга, как и у «праворуких» детей. В таком случае этого ребенка нельзя назвать левшой, он просто «леворукий». Часто бывает, что такие дети сами хотят научиться писать, есть и т.д. правой рукой. Не рекомендуется мешать ребенку в этом. Он должен сделать свой выбор.

Левшей готовьте к школе с пяти лет.

Левши ничем не отличаются от правшей, у леворуких детей сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за образное мышление. Поэтому левшам для того чтобы запомнить, к примеру, алфавит, нужно придумать образ: буква «о» — колесо или баранка. У каждого ребенка своя ассоциация.
Родители левшей часто пытаются переучить своего ребенка, заставляют его писать правой рукой. Специалисты рекомендуют не делать этого. Переученному левше труднее придется в школе, он может даже серьезно заболеть.

Определите ведущую руку уже к 4 — 4,5 годам. Если ребенок не может сделать этого сам, покажите его специалисту. У левшей часто возникает дисграфия (патологическая неграмотность) или зеркальное письмо (наклон букв в противоположную сторону). Поэтому перед школой консультация у нейропсихолога или медицинского психолога просто необходима.

Для левшей-школьников важен щадящий режим, так как они склонны к психосоматическим заболеваниям. При любом эмоциональном перенапряжении могут возникнуть проблемы: нарушение аппетита, сна, появление страхов.



Публикации по теме